Делать 2d игры. Добавляем фон в сцену. Добавляем текстуру спрайта

Вряд ли найдётся человек, который хотя бы раз в жизни не играл хоть в одну компьютерную игру, неважно, на ноутбуке или мобильном устройстве. Ну а кто из вас, дорогой читатель нашего блога, не мечтал создать свою игру и, уж если не стать миллионером благодаря своему проекту, то прославиться как минимум среди своих друзей?

Но как создать игру на Андроид с нуля, не обладая специальными знаниями и не зная даже основ программирования? Оказывается, попробовать себя в роли разработчика игр не такая сложная задача. Это и будет темой нашего сегодняшнего материала.

  1. Идея или сценарий.
  2. Желание и терпение.
  3. Конструктор игр.

И если с первыми двумя составляющими успеха более-менее всё понятно, то на третьей составляющей нужно остановиться подробнее.

Что такое Конструктор игр

Речь идёт о программе, существенно упрощающей разработку игр, делая её доступной для людей, не обладающих навыками программирования. В конструкторе игр объединены интегрированная среда разработки, игровой движок и редактор уровней, который работает как визуальный редактор (WYSIWYG – англ. аббревиатура «что видишь, то и получишь»).

Некоторые конструкторы могут ограничиваться жанром (к примеру, RPG, аркады, квесты). Другие, предоставляя возможность конструировать игры разных жанров, в то же время ограничивают фантазию начинающего разработчика 2D-играми.

Даже прочитав только уже написанное, становится понятно, что для новичка-разработчика, решившего написать игру для любой операционной системы, в том числе и OS Android, выбор подходящего конструктора – основная задача, ведь именно от функциональности и возможностей этого инструмента зависит судьба будущего проекта.

Как выбрать нужный конструктор

Начинать нужно с оценки собственного уровня знаний в области программирования. Если он стремится к нулю или отсутствует вовсе, то лучше попробовать наиболее простые варианты. И даже если вы не обладаете необходимыми знаниями английского языка, то и в этом случае можно найти программу, которая вам подойдёт.

И второй важный момент при выборе конструктора – функционал. Здесь нужно очень точно проанализировать сценарий своего проекта, потому что, чем сложнее будет игра, тем больше для её создания понадобится разнообразных инструментов, соответственно, и конструктор понадобится более мощный.

Чтобы помочь с выбором, ниже мы представим вашему вниманию лучшие программы-конструкторы, что, в общем-то, не исключает того, что вы, основательно покопавшись на форумах или специализированных сайтах, подберёте для себя что-то другое, благо ассортимент этого спектра программ довольно широк.

Топ 5 лучших конструкторов игр

Construct 2

Это приложение неизменно занимает первые строчки в рейтингах конструкторов игр. С помощью Construct 2 можно создавать двухмерные игры практически любых жанров для различных платформ, в том числе и для Андроид, а также анимационные игры, ориентированные на браузеры, поддерживающие HTML5.

С учётом огромного количества вспомогательных инструментов, программу вполне смогут осилить даже начинающие юзеры.

Для освоения работы с Construct 2 нет необходимости покупать лицензию, в бесплатной Free-версии предложен вполне достаточный инструментарий и возможность экспорта готового проекта на некоторые платформы. Однако, кодирование готового продукта на мобильные платформы и доступ к полному объёму функционала даст за 129 долларов Personal-лицензия. Если же ваше мастерство в создании игр достигло апогея, и вы уже стали получать доход от своего проекта более 5 тыс.долл., придётся раскошелиться на Business-вариант, который обойдётся в 429 долл.

А теперь, посмотрите несколько практических видеоуроков по созданию игровых приложений с помощью Construct 2:

Clickteam Fusion

Clickteam Fusion – ещё один образчик отличного полноценного игрового конструктора, помогающего даже новичку создать полноценную игру. Программа предоставляет возможность экспортировать созданные приложения совершенно бесплатно в формат HTML5, а это значит, что будет возможность публиковать браузерные игры и кроме того, конвертировать их для публикации в различных мобильных маркетах, например, Google play.

Из основных характеристик можно отметить простоту интерфейса, поддержку шейдерных эффектов и аппаратного ускорения, наличие полноценного редактора событий, сохранение проектов в форматы, совместимые с различными платформами, включая Android.

Платная Developer-версия программы недоступна для жителей РФ, но её лицензионный диск можно будет заказать с того же Amazon, облегчив личный бюджет в среднем на 100 долларов. Возможна русификация меню через сторонний русификатор.

Как работать с приложением, смотрим специальный видео курс:

Stencyl

Stencyl – ещё один отличный инструмент, позволяющий осуществлять разработку простых компьютерных 2D-игр без специальных знаний кодов, а также языков программирования для всех популярных платформ. Здесь предстоит работа со сценариями и схемами, которые представлены в виде блоков, а перетаскивать объекты или характеристики можно мышкой, что очень удобно.

Разработчик программы так же предлагает возможность прописать в блоках и свой код, но для этого конечно понадобятся знания в области программирования.

Наличие отличного графического редактора Scene Designer даёт возможность пользователю применить свою фантазию для рисования игровых миров.

Оптимальный набор функций поможет создать качественные игры разных жанров, но наиболее тайловая (плиточная) графика Stencyl будет актуальна для «стрелялок» или «бродилок».

Программа распространяется на бесплатной основе, но экспорт в десктопные форматы требует подписки, которая будет стоить 99$ на год, а лицензия для мобильных игр — 199 долл. В год.

Смотрим ускоренный курс по работе со Stencyl:

Game Maker

Программа существует в платной и бесплатной версии. Бюджетный вариант позволяет создавать добротные двухмерные игры под десктоп. В то время, как платная версия даёт возможность написать довольно «навороченные» 3D-игрушки для Виндовс, iOS и Андроид. Нас же пока интересует бесплатная возможность научиться реализовывать себя в игровой индустрии, а Game Maker – тот самый вариант, который позволит создавать игры с собственным сценарием без ограничений в выборе жанра.

Программа предлагает выбор готовых шаблонов локаций, объектов, а также, персонажей, звуков и фонов. Так что, вся творческая работа сводится к перетаскиванию в рабочую зону выбранные элементы и выбору условий – местонахождение и взаимодействие с другими объектами. Хоть знание языка программирования и не понадобится, но пользователи, которые «в теме» смогут использовать GML, чем-то схожим с JS и C++.

Game Maker распространяется на английском языке, поэтому тем, кто не владеет им в достаточной мере, понадобится скачать файл русификатора.

Кого заинтересовала эта программа, предлагаем посмотреть обучающее видео:

Unity 3D

Unity 3D – пожалуй, лучшее, что можно предложить, для создания качественного трёхмерного проекта. В программу интегрированы полностью готовые модели, а также текстуры и скрипты. Кроме того, есть возможность добавлять и собственный контент – звук, изображения и видеозаписи.

Игры, созданные с помощью Unity совместимы со всеми востребованными платформами от мобильных устройств на iOS или Android до SMART TV телевизионных приёмников.

Программа отличается высокой скоростью компиляции, простым в работе интерфейсом, гибким и многофункциональным редактором.

Все игровые действия и поведение персонажей базируются на добротном физическом ядре PhysX. Каждый объект, созданный в этом игровом конструкторе, представляет собой определённое сочетание событий и скриптов, управляющимися разработчиком самостоятельно.

Важно понять, что хоть программа и позиционируется, как конструктор игр, рассчитанный на новичков, определённый уровень знаний для работы с этим приложением всё-таки понадобится. Ну и работа с 3D-графикой предполагает наличие достаточно современного компьютера, оснащённого аппаратной видеокартой.

Серия занятий по созданию игр с помощью Unity 3D:

Итак, вы решили реализовать свою мечту создать свою, уникальную игру. Мы постарались дать информацию, которая может в этом помочь. Обратите внимание, если вы внимательно прочитали представленный материал, и, хотя бы бегло просмотрели видеоуроки по каждой программе, то, наверняка заметили, что работа с каждым игровым конструктором строится по одному принципу. Поэтому, вполне возможно, что вы сможете подобрать что-то, более подходящее именно под ваши запросы. Мы по крайней мере надеемся, что на данном этапе вопрос, как самому сделать игру на Андроид закрыт. Удачи!

Хотите попробовать создать свою 2D игру? Перед вами лучшие инструменты для работы, даже если вы новичок в этом деле.

Создавать игры сложно. Чем больше вы знаете об этом процессе, тем сильнее вы будете удивляться тому, что кто-то действительно доводит его до конца. Как говорил один из бывших авторов PC GamerТом Фрэнсис, описывая процесс программирования игры Gunpoint: «За время работы над игрой я пришёл к одному выводу: Моя игра – это настоящее безумие. Это пациент психлечебницы. Она полностью сошла с ума, и нужно быть готовым к тому, что все разумные доводы будут встречены невменяемым кричащим бредом».

Легко впасть в ступор при одной мысли о масштабе работы, которую придётся проделать, разрабатывая дизайн и программируя свою игру, однако мы обратились к нескольким независимым разработчикам, и все они дали один и тот же совет новичкам: просто сделайте это. Погрузитесь в работу с головой, какой бы страшной она ни казалась. Для того, чтобы помочь вам сделать первый (пугающий, но, в конечном счёте, оправдывающий средства) шаг, мы подготовили список 2D-движков для начинающих игровых разработчиков. Надеемся, что он вкупе с рекомендациями опытных геймдизайнеров будет вам полезен.

GameMaker Studio 2

Стоимость лицензии : 100 долларов для ПК-версии; доступен бесплатный пробный период

Подойдёт для : коротких 2D-платформеров и RPG; кроссплатформенных игр

Примеры игр : Nidhogg, Hyper Light Drifter, Undertale, Risk of Rain

Плюсы

Марк Эссен, автор игр Nidhogg и Nidhogg 2, говорит, что GameMaker отлично подходит для новичков, так как система создания скриптов в нём максимально проста и понятна, к тому же на портале Yoyo Games можно найти собрание руководств и гайдов по данной теме. В интернете также немало дополнений для движка, позволяющих кастомизировать его для создания платформера или RPG с видом сверху.

Алекс Престон, создавший Hyper Light Drifter, говорит, что коммьюнити движка GameMaker оказывает неоценимую помощь новичкам. Он отмечает, что начинающим разработчикам следует «…наладить связь с сообществом разработчиков и изучить все инструменты движка, чтобы добиться того, чего нужно – а для этого стоит обращаться за советами к бывалым разработчикам».

Минусы

Разумеется, у вас вряд ли получится сразу же создать игру, которую можно опубликовать в Steam. «Из-за того, что GameMaker проста в использовании, проекты очень часто получаются несбалансированными», говорит Эссен. «Мне нравится, что на начальных стадиях разработки можно быстро обрисовать скелет своей игры и сосредоточиться на её дизайне, однако в дальнейшем это может выйти боком, особенно если вы не придерживаетесь организационных стандартов!»

Дункан Драммонд, автор всеми любимой Risk of Rain, тоже подчёркивает, что простота использования GameMaker может стать ночным кошмаром разработчика. «На движке можно быстро создать игру, но если проглядеть на ранних этапах своих ошибки, то позднее это выльется в увеличении затрат на игру», говорит он. Драммонд отмечает, что специфика работы с GameMaker сильно отличается от работы с другими движками, поэтому если в дальнейшем вы планируете перейти на Unity или любой другой движок, то вам, скорее всего, лучше поискать иной вариант.

«Не забывайте удалять свои старые работы! Чем чаще вы начинаете игру с нуля, тем опытнее по части геймдизайна вы становитесь», - Марк Эссен, Nidhogg

«Просто начните! Запустите движок, почитайте руководства и приступайте к работе, даже если у вас толком не получается. Чем больше ошибок совершите, тем больше уроков вы вынесете», - Алекс Престон, Hyper Light Drifter

«Не бойтесь начать! Это интересный и относительно простой способ разработки, и тратит он разве что ваше время», - Дункан Драммонд, Risk of Rain

Unity

Стоимость лицензии : Бесплатный стартовый пакет, 35 долларов в месяц за пакет Unity Plus, 125 долларов в месяц за пакет Unity Pro

Подойдёт для : практически любой инди-игры

Примеры игр : , Galak-Z, West of Loathing, Cuphead

Unity – это одна из главных платформ для разработки популярных инди-игр, и хотя она имеет впечатляющие 3D-возможности, на ней было создано немало потрясающих 2D-игр. Unity более сложен в освоении, чем остальные движки из данного списка, однако обширное сообщество разработчиков и огромное количество обучающих гайдов, которые можно найти в сети, помогут вам приступить к работе.

На официальном сайте Unity можно найти и специальные дополнения, позволяющие кастомизировать движок для разработки 2D-игр. К примеру, бесплатное расширение 2D Platformer или инструменты вроде Corgi Engine и Rex Engine, предлагающие игровую физику, управление и особенности, заточенные специально под платформеры.

Мы поговорили с Джозефом Хамфри из inkle и Виктором Томпсоном из Asymmetric Publications, которые рассказали о своём опыте работы с Unity.

Плюсы

Томпсон, ранее создававший игры классическим способом, быстро стал поклонником Unity – движка, на котором была создана недавно вышедшая под названием West of Loathing. «После 2-3 лет работы с движком больше всего меня радует то, насколько быстро можно совмещать концепты и прототипы», говорит он. «Я использовал множество различных движков – как небольшие для своих собственных проектов, так и крупные для разработки AAA-игр, однако Unity – это пока что лучший из всех движков, что я видел, так как он позволяет мне быть наиболее продуктивным».

Минусы

Впрочем, если вы собираетесь использовать одну платформу для всех своих разработок, вы столкнётесь с определёнными ограничениями. Если вы найдёте баг в Unity, вам придётся ждать, пока авторы движка его исправят, и это не всегда быстро. «Несмотря на то, что представители движка заявляют, что исправление багов является их важнейшим приоритетом, разработчики компании inkle по-прежнему считают стабильность дебаггинга одной из главных проблем движка», говорит Хамфри.

«Прежде всего, постарайтесь создать в голове конечный образ игры и сфокусируйтесь на нём – вашей конечной целью должен быть не опыт, полученный в процессе, а готовый продукт. Конечно, полезно вынести пару уроков из неудач, но, как мне кажется, намного важнее задаться целью, изучить всё, что необходимо для достижения этой цели, и в итоге реализовать задуманное», - Виктор Томпсон, West of Loathing

Ren’Py

Стоимость лицензии : Бесплатно

Подойдёт для : 2D визуальных новелл, симуляторов

Совместим с : Python

Примеры игр : Long Live the Queen, Analogue: A Hate Story

Ren’Py – это простой в освоении движок с открытым исходным кодом. И хотя он требует начальных навыков программирования, на самых ранних этапах вам понадобится лишь умение работать с текстовым редактором и приложениями по редактированию фотографий. Это удобная стартовая площадка для тех, кто в будущем планирует изучить язык программирования Python.

Плюсы

«Открытый исходный код Ren’Py и его кроссплатформенность дают множество возможностей для всех пользователей движка», говорит Бенсли. «Я также считаю плюсом тот факт, что движок рассчитан на новичков, но при этом требует вносить правки в программный код игры. Это лучше, чем графический drag-and-drop интерфейс, так как это показывает, что в программировании нет ничего страшного».
Ren’Py подойдёт вам в том случае, если вас пугает сама перспектива создания игры с нуля:

«Одно из важнейших препятствий, с которым сталкивается большинство людей, ранее не работавших над созданием игр, заключается в их уверенности в том, что программирование – это нечто “слишком сложное”, а потому это попросту им не по силам. А данный движок позволяет быстро и успешно создать простую игру, что придаёт уверенности начинающим разработчикам, даже если они и не планируют в будущем выпускать одни лишь визуальные новеллы. Как только ты создаёшь нечто, во что могут играть другие, пусть даже простенький проект, ты уже не ставишь под сомнение свои способности».

Минусы

Ren’Py немного ограничен по части графических и геймплейных функций. Если вы намерены создавать игры с 3D, Live2D, системой повреждений и другими особенностями, то вам стоит поискать другие варианты.

ink

Стоимость лицензии : Бесплатно

Подойдёт для : текстовых приключенческих игр

Совестим с : Unity, C#, HTML

Примеры игр : 80 Days, Sorcery!

Ink – это хорошее бесплатное дополнение для Unity, если вы хотите разбавить свою игру диалоговыми ветками и расширенным повествованием. Его легко освоить, в нём не используется продвинутый код, и он бесшовно интегрируется с Unity. Как говорит создатель ink Джозеф Хамфри, данный движок является «промежуточным» - после создания скрипта в ink его можно перенести в более крупную игру на движке Unity. Тем не менее редактор Inky Editor позволяет также создавать веб-игры.

Плюсы

Создание масштабного сценария со множеством диалоговых веток может быстро превратиться в запутанную кашу, поэтому ink поможет вам не потеряться в процессе. «Авторы игр могут использовать инструменты движка для создания диалогов и текста в формате удобного интерактивного сценария с ключевыми метками», говорит Хамфри. «Затем движок ink, запущенный внутри Unity, сможет читать эти сценарии и выводить текст на экраны уже в самой игре».

Открытый исходный код играет важную роль в разработке амбициозных проектов. Хамфри отмечает, что «создаваемый на движке ink текст необязательно должен показываться в виде текста. К примеру, в игре Heaven’s Vault движок ink создаёт динамичный сценарий, который интерпретируется самой игрой в виде интерактивной графической новеллы с приключенческими элементами».

ink также является отличным инструментом для тех, кто больше заинтересован в написании сценариев для игр, а не о чистом программировании. «…Количество сценаристов, использующих ink для написания интерактивных историй, постоянно растёт», добавляет Хамфри. «Where The Water Tastes Like Wine – это один из таких примеров. Её создали авторы игры Gone Home при помощи движка ink. Над игрой работали такие известные сценаристы, как Ли Александр, Эмили Шорт и Кара Эллисон. Поэтому если вам нравится сочинять сценарии и вы интересуетесь разработкой игр, то ink может стать отличной площадкой для начала».

Минусы

ink лучше всего использовать для игр, разрабатываемых на движке Unity. Хамфри говорит, что «ink не является альтернативой Unity - это скорее дополнение. Более того, ink – это единственный инструмент для создания интерактивных сценариев, который был намеренно создан в виде промежуточного звена».

«У меня есть один-единственный совет – просто попытайтесь создать демо-игру. Если же вы хотите заполнить своё портфолио, в котором указаны примеры того, в чём вы хороши, то самое время начать заполнять его. Создавайте эти примеры!»

В начале 2017 года мы писали о внезапном появлении RPG Maker на площадке Steam и о том, как движок стремительно набирает популярность среди начинающих инди-разработчиков. Но есть и другие инструменты, на которые стоит обратить внимание:

HaxeFlixel с открытым исходным кодом и кроссплатформенностью.

Stencyl – инструмент для создания игр без использования программирования.

Наверное, каждый, кто играл в компьютерные игры, хоть раз задумывался о создании собственной игры и отступал перед предстоящими трудностями. Но игру можно создать довольно просто, если иметь рукой специальную программу и не всегда вам понадобится знание языков программирования для использования таких программ. В интернете вы можете найти много конструкторов игр как для новичков, так и для профессионалов.

Если вы решили заняться созданием игр, то вам обязательно нужно найти себе программное обеспечение для разработки. Мы подобрали для вас программы для создания игр без программирования.

Game Maker – это простая программа-конструктор для создания 2D и 3D игр, позволяющая создавать игры для большого числа платформ: Windows, iOS, Linux, Android, Xbox One и другие. Но для каждой ОС игру нужно будет настраивать, так как Гейм Мейкер не гарантирует везде одинаковую работу игры.

Плюсом конструктора является то, что он имеет низкий порог вхождения. Это значит, что если вы никогда не занимались разработкой игр, то вы можете смело качать Game Maker – он не требует никаких специальных знаний в области программирования.

Создавать игры вы можете с помощью системы визуального программирования или же используя встроенный язык программирования GML. Советуем вам изучать GML, так как с его помощью игры выходят гораздо интереснее и качественнее.

Процесс же создания игр здесь очень простой: создание спрайтов в редакторе (можно загрузить готовые рисунки), создание объектов с разными свойствами и создание уровней (комнат) в редакторе. Скорость разработки игр на Game Maker гораздо быстрее, чем на других подобных движках.

Unity 3D

Один из мощнейших и самых популярных игровых движков — Unity 3D. С его помощью можно создавать игры любой сложности и любого жанра, используя все тот же интерфейс визуального программирования. Хотя изначально создание полноценных игр на Unity3D подразумевало знание таких языков программирования, как JavaScript или C#, но они нужны для более масштабных проектов.

Движок предоставит вам массу возможностей, нужно только научиться из использовать. Для этого в интернете вы найдете тонны обучающего материала. Да и сама программа всячески помогает пользователю в его творчестве.

Кроссплатформенность, стабильность, высокая производительность, дружественный интерфейс – это лишь небольшой список достоинств движка Юнити 3Д. Здесь вы можете создать практически все: от тетриса до GTA 5. Но лучше всего программа подойдет разработчикам инди-игр.

Если вы решите выставить свою игру в ПлейМаркет не бесплатно, то вам придется выплачивать разработчикам Unity 3D некоторый процент от продаж. А для некоммерческого использования программа бесплатна.

И снова вернемся к конструкторам! Clickteam Fusion – это программа для создания 2D игр с помощью интерфейса drag’n’drop. Здесь вам не нужно программирование, ведь вы будете собирать игры по кусочку, как конструктор. Но также вы можете создавать игры записывая код для каждого объекта.

С помощью этой программы вы можете создавать игры любой сложности и любого жанра, предпочтительно со статической картинкой. Также, созданную игру можно будет запустить на любом устройстве: компьютер, телефон, КПК и прочее.

Несмотря на всю простоту программы, Clickteam Fusion имеет большое количество разнообразных и интересных инструментов. Имеется режим тестирования, в котором вы можете проверить игру на ошибки.

Стоит Clickteam Fusion, по сравнению с другими программами, не дорого, а на официальном сайте вы также можете скачать бесплатную демо-версию. К сожалению, для крупных игр программа не годится, но для небольших аркад – самое то.

Еще одной очень неплохой программой для создания двухмерных игр является Construct 2. С помощью визуального программирования вы сможете создавать игры на разные популярные и не очень платформы.

Благодаря простому и понятному интерфейсу программа подойдет даже для тех пользователей, которые никогда не имели дело с разработкой игр. Также новички найдут много туториалов и примеров игр в программе, с подробным объяснением всех процессов.

Помимо стандартных наборов плагинов, поведений и визуальных эффектов, вы можете самостоятельно их пополнять скачивая из интернета или же, если вы опытный пользователь, написать плагины, поведения и эффекты на языке JavaScript.

Но где есть плюсы, там есть и минусы. Основным недостатком Construct 2 является то, что экспорт на дополнительные платформы осуществляется только при помощи сторонних программ.

CryEngine – это один из самых мощных движков для создания трехмерных игр, графические возможности которого, превосходят все подобные программы. Именно здесь создавались такие известные игры, как Crysis и Far Cry. И все это возможно без программирования.

Здесь вы найдете очень большой набор инструментов для разработки игр, а также инструменты, которые необходимы дизайнерам. Вы можете быстро создавать эскизы моделей в редакторе, а можете сразу на локации.

Физическая система в КрайЭнджин поддерживает инверсную кинематику персонажей, транспортные средства, физику твердых и мягких тел, жидкостей, тканей. Так что объекты в вашей игре будут вести себя довольно реалистично.

CryEngine – это, конечно, очень здорово, но вот и цена на это ПО соответствующая. Вы можете ознакомится с пробной версией программы на официальном сайте, но покупать ее стоит только продвинутым пользователям, которые смогут покрыть расходы на программное обеспечение.

Game Editor – это еще один конструктор игр в нашем списке, который напоминает упрощенный конструктор Game Maker. Здесь вы сможете создавать простые двухмерные игры без каких-либо особых знаний в области программирования.

Здесь вы будете работать только с акторами. Это могут быть как персонажи, так и предметы «интерьера». Для каждого актора можно задать множество разных свойств и функций. Так же можно прописывать действия в виде кода, а можно просто подобрать готовый скрипт.

Также с помощью Game Editor можно создавать игры и на компьютеры, и на телефоны. Для этого просто сохраните игру в правильном формате.

К сожалению, с помощью Game Editor вы вряд ли создадите крупный проект, так как это займет много времени и усилий. Еще одним минусом является то, что разработчики забросили свой проект и обновлений пока не ожидается.

А вот и конкурент для Unity 3D и CryEngin — Unreal Development Kit. Это еще один мощнейший игровой движок для разработки 3D игр на многие популярные платформы. Игры здесь, так же, можно создавать, не используя языков программирования, а просто задавая готовые события объектам.

Несмотря на сложность освоения программы, Unreal Development Kit дает вам огромные возможности для создания игр. Советуем вам научится использовать их все. Благо материалов в интернете вы найдете предостаточно.

Для некоммерческого использования вы можете скачать программу бесплатно. Но как только вы начнете получать деньги за игру, вам необходимо отчислять проценты разработчикам, в зависимости от полученной суммы.

Проект Unreal Development Kit не стоит на месте и разработчики регулярно выкладывают дополнения и обновления. Так же, если у вас возникнут какие-либо проблемы при работе с программой, вы можете обратиться в службу поддержки на официальном сайте и вам обязательно помогут.

Kodu Game Lab – это, наверное, лучший выбор для тех, кто начинает знакомиться с разработкой трехмерных игр. Благодаря красочному и понятному интерфейсу, создавать игры в этой программе интересно и совсем несложно. Вообще, этот проект разрабатывался для обучения школьников, но все же он будет полезен даже для взрослых.

Программа очень хорошо помогает разобраться с тем, как работают и какой алгоритм создания игр. Кстати, для создания игры вам даже не понадобится клавиатура – все можно делать с помощью одной лишь мыши. Здесь не нужно писать код, нужно просто нажимать на объекты и на события.

Особенностью Коду Гейм Лаб является то, что это бесплатная программа на русском языке. А это, заметьте, большая редкость среди серьезных программ для разработки игр. Также здесь есть много обучающего материала, выполненного в интересной форме квестов.

Но, как бы не была хороша программа, минусы здесь тоже есть. Kodu Game Lab простая, да. Но и инструментов в ней не так много, как хотелось бы. А еще эта среда разработки довольно требовательна к системным ресурсам.

3D Rad – это довольно интересная программа для создания 3D игр на компьютер. Как и во всех выше упомянутых программах, здесь используется интерфейс визуального программирования, что обрадует начинающих разработчиков. Со временем, вы научитесь и создавать скрипты в этой программе.

Это одна из немногих программ, бесплатных даже для коммерческого использования. Практически все игровые движки либо надо покупать, либо отчислять проценты от доходов. В 3D Rad вы можете создать игру любого жанра и заработать на ней деньги.

Что интересно, в 3D Rad вы можете создать мультиплеерную игру или же игру по сети и даже настроить игровой чат. Это еще одна интересная особенность этой программы.

Также конструктор радует нас качеством визуализации и физическим движком. Вы можете настраивать поведение твердых и мягких тел, а также заставить подчиняться законам физики уже готовые 3D модели добавляя в них пружины, суставы и прочее.

С помощью еще одной интересной и яркой программы – Stencyl, вы сможете создавать яркие и красочные игры на многие популярные платформы. Программа не имеет никаких жанровых ограничений, поэтому здесь вы можете воплотить в жизнь все свои идеи.

Stencyl - это не просто программное обеспечение для разработки приложений, а набор инструментов, который делает работу над созданием приложения проще, позволяя сконцентрироваться на самом главном. При этом нет необходимости писать код самому – все, что вам нужно, это передвигать блоки с кодом, таким образом изменяя поведение главных героев вашего приложения.

Конечно, бесплатная версия программы довольно ограничена, но все же этого достаточно для создания небольшой и интересной игры. Также вы найдете много обучающего материала, а также официальную вики-энциклопедию – Stencylpedia.

Это всего лишь небольшая часть всех существующих программ для создания игр. Практически все программы в этом списке являются платными, но вы всегда можете скачать пробную версию и решить, стоит ли тратить деньги. Надеемся, что вы найдете здесь что-нибудь для себя и в скором времени мы сможем увидеть созданные вами игры.

Любопытный вопрос - почему даже сейчас, со всеми технологиями, мы видим столько 2d игр? Почему люди до сих пор создают 2d игры и почему не делать игры в 3d?

Поговорим о разнице двухмерной и трехмерной графики и обсудим, какие недостатки есть у каждой, с точки зрения разработчика и игрока.

Ну и поговорим в целом про создание 2d и 3d игр.

Разница между 2D и 3D

Думаю не стоит говорить, что такое вообще 2d игры и что такое двухмерное пространство. Но если вы вдруг не знаете, это когда у вас есть две оси координат, X и Y.

3d игры и 3д графика - это подразумевает 3 оси координат, к X и Y добавляется еще и Z (высота).

Можно показать разницу 3d vs 3d на примере рисунка:

Думаю понятно, где тут двухмерный рисунок, а где трехмерный


Хотите, можем немного уйти в философию и сказать, что на самом-то деле, оба рисунка - двухмерные, так-как любой рисунок имеет только 2 измерения.

Тут есть лишь ощущение глубины (трехмерности) и третьего измерения, реальное 3d нельзя показать на плоскости. Мы можем понять, что что-то 3d, только если программа, через которую мы смотрим на объект, позволяет нам менять угол и точку зрения.

Хотя тут есть довольно любопытные вещи.


Например, есть такая штука как псевдотрёхмерность


Может быть вы помните какие-то такие гоночки?


Так вот, тут создаётся ощущение 3d, хотя 3d тут нет. Просто объекты которые дальше - меньше, и наоборот.

По сути дела, любая игра с изометрической графикой - это псевдотрёхмерность.

Еще можно глянуть игру Казаки, вторую часть.


Казаки II


Вроде 2d игра, а фиг поймёшь. Войска дальше от камеры - меньше. Кусты и деревья вдалеке - меньше. Создаётся ощущение 3d.

Ну и понятное дело, если показать вам чисто трехмерную игру, вы сразу поймёте что она трехмерная. А если бы вы не играли в неё и не знали, что она 3d, как доказать, что это не просто двухмерная картинка?



Ощущение трехмерности могут придавать тени, освещение, размер объектов в зависимости от дистанции, но не всегда это означает 3д игру. Бывают редкие исключения. Так-же не всегда 3d игра - это где можно менять угол и точку обзора.

Я знаю, что вам может взорвать мозги. Древняя, но очень крутая игра - total annihilation


Запихнули 3d объекты на 2d карту


Понятия не имею, делал-ли кто-то еще такое. Там вообще взрыв мозга когда играешь. Самолёт делает пируэты, набирает высоту, и он абсолютно трехмерный (хотя и модель простая, игра 1997 года!), делает он всё это в двухмерной плоскости. Короче, мозг - бум.

Хорошо, примеры игр в разных измерениях мы посмотрели. Следующий вопрос:

Какие игры лучше? Двухмерные или трехмерные?

Во-первых, что значит "лучше"? Лучше для кого? Во-вторых, у людей разные вкусы. Если оценивать с графической точки зрения, есть уродливые 3D игры, которые лучше-бы делали в 2D, и есть отличные и прекрасные 2D игры, которым 3D нафиг не надо.

Пример красивой 2D игры? Да их миллион. Вкусы у всех разные, но например:


Machinarium 2


Это квест. Такое рисовать - гигантский труд. И в итоге - это произведение искусства. А можно брать готовые текстуры и 3D модели, и ляпать очередную "три дэ" игрулю, без какой-либо индивидуальности и вкуса.

Короче, нет такого, что трехмерные игры лучше двухмерных, или наоборот. Всё зависит от конкретной игры. Есть плохие и хорошие 2D игры, есть плохие и хорошие 3D игры.

Графика - это лишь часть игры. Очень существенная, но не единственная.

Если-бы графика была в играх главной, Майнкрафт не набрал-бы такую популярность.

Разработка 3D игр

Я делаю игры в качестве хобби и 3D игры я не делал. Просто не лез в это. Как и не лез в онлайн игры. Однако, вот какие особенности есть у разработки 3д игр, многие из них объясняют, почему разработчики, которые делают , редко лезут в 3D.

  • Математика существенно сложнее. Векторы, физика, новое измерение. Всё это сильно усложняет процесс разработки.
  • В следствии предыдущего пункта, гораздо сложнее достигать хорошего быстродействия игры, а оптимизация влияет куда сильнее на итоговый продукт.
  • Анимации в 3D это ад. Сам не знаю, у меня хобби - рисование () и я пробовал анимации в 2D. Чуть не умер от усердия. Даже представить себе не могу анимации в 3D. Да, я знаю, что это сейчас чуть легче, есть готовые модели, есть какие-то технологии, но всё ровно, анимации в 3D это жесть. А как вообще делать 3д игру без анимации?
  • Требования к софту, железу, оперативке и процессору значительно выше. 3д игры делаются так-же на консоли или например на планшеты, а там нет огромной памяти и мощности. А сделайте плохо - все будут критиковать графику. Сделайте хорошо, но медленно - критики будет еще больше.
  • Такие вещи как тени и освещение очень затратны. Я, если честно даже и не представляю как это всё делается. Но понятно что это очень затратно.
  • Все 3D ресурсы дольше обрабатываются. Текстуры, анимации и т.д. Чисто технически 3д игру дольше делать, программы такие.
  • Угол обзора и камера. С этим тоже нужно возиться. Плохой угол может всю игру испортить и от угла обзора сильно зависит общее восприятие игры.
  • куда сложнее. Тут не просто расставить объекты по карте нужно, тут еще и нужно быть архитектором. Да и объекты ставить нужно еще и в высоту.
  • Инструменты для 3д графики и игр сложнее, чем для 2д игр.
Всё это - самые базовые проблемы и сложности при создании 3d игр. Есть и еще.

Как видите, создание 2d игр занимает куда меньше ресурсов и как следствие, сделать 2д игру можно быстрее, и можно потратить больше ресурсов на маркетинг, звук, тестирование или на проработку игровых механик.

3d игры - это как-бы следующий уровень, для них отдельный рынок и у них свои конкуренты - другие 3d игры. Это другая лига, играть там дано не всем.

Я думаю после этого понятно, почему не стоит делать 3d игру своим первым проектом ну и надеюсь, что мне удалось объяснить чем отличаются двухмерные и трехмерные игры. Отличаются они не только графикой, отличий масса. Как для игрока так и для разработчика.

Поэтому в качестве старта рекомендуется создание 2d игр. Ну а потом, когда наберётесь опыта, можно делать 3d игры. Хотя, если говорить откровенно, существует очень мало инди-разработчиков, кто в одиночку осиливают полноценную и хорошую 3D игру, примеры реально единичны. Большая часть 3D игр разрабатываются большими компаниями и командами из сотен человек.

Из этой статьи вы получите общие представления, как рисовать крутую 2D графику для игр. Это не пошаговый туториал, это что-то в разы более крутое!

Статья предназначена для тех, кто имеет некоторое знакомство с игровой 2D графикой. В первую очередь это относится к людям, занятым программированием, и желающим создавать качественные игровые ресурсы. Далее – просто ко всем, кто хочет создавать игровую графику. Под 2D ресурсами в тексте подразумеваются любые 2-мерные изображения для игр: от спрайтов персонажей до больших фонов. Статья кратко ознакомит с добротными традиционными концепциями дизайна и тем, как они могут улучшить вашу игру. Предполагается, что она позволит вам сэкономить время и не развить дурной вкус.

Здесь не будут освещаться такие вещи, как форматы файлов, сравнение растровой и векторной графики или использованное в примерах к статье программное обеспечение.

Список тем:

  • Формы
  • Анатомия и пропорции
  • Перспектива
  • Наука о цвете
  • Освещение и затенение
  • Оттачивание навыков

Если эти пункты не схватили вас за живое, наглядная демонстрация ваших способностей «до» и «после» идет ниже:


Факт из интернета!

Это реальные картинки. Верхнюю самостоятельно нарисовал и хотел использовать в своей игре программист, а нижняя – это то, что получилось после небольшой доработки его друга-дизайнера.

В повседневной жизни мы привыкли часто видеть 2D изображения. Но понимать, что вещь выглядит красиво, не то же самое, что знать, почему это так. Любое двумерное изображение можно разбить на базовые элементы, поэтому вы можете представлять себе создание двумерной графики как объединение этих элементов, чтобы: 1) Получилось похоже на то, что вы имели ввиду; и 2) Не было супер уродливо. Например, мы все знаем, как выглядят квадрат и сфера, но какое отношение это имеет к созданию понятного на вид персонажа?

Чтобы ответить на это, мы приступаем к первой части:

Формы

Зная о том, какую роль на самом деле играют формы, вы можете применять их для создания приветливой или неприветливой на вид игровой среды, а также делать, чтобы персонажи и объекты соответствовали (или намеренно не соответствовали) этой среде.

Начинайте с самых простых форм: кругов, квадратов и прямоугольников. Попробуйте нарисовать персонаж, состоящий только из квадратов или только из треугольников, а затем посмотрите, кто из них будет больше похож на героя, а кто – на злодея. Сохраняя свои первоначальные задумки в виде зарисовок с простыми фигурами, вы сможете генерировать много идей, преждевременно не отвлекаясь на проработку деталей (об этом много говорится в части «Оттачивание навыков»).

Как правило, заостренные формы содержат намек на искусственность или зло, а извилистые и округлые – на органическое происхождение и добро. Таков традиционный спектр характеров. Круг и треугольник находятся на его концах, а квадрат где-то посередине.

Перспектива

Перспектива – это создание иллюзии глубины на 2D-поверхности, она получается путем изменения форм и очертаний предметов, и это довольно обширная тема, поэтому вы увидите здесь несколько подзаголовков.

Геометрическая перспектива

В большинстве 2D игр создатели просто не желают связываться с геометрической перспективой, потому что ее реалистичная реализация в графике будет безумно трудоемкой. Чтобы пойти легким путем, разработчики пользуются нереалистичным предположением, что сбоку все видно одинаково хорошо (как в классическом платформере Super Mario), или разворачивают графику в более реальной на вид, но все же далекой от реальности изометрической проекции.

Мы детально изучим тему геометрической перспективы, потому что это наиболее сложный для понимания общий принцип, но даже очень простое его понимание также позволит значительно улучшить графику. В основе наиболее формальной теории перспективы лежит идея о точке схода. Параллельные линии, похоже, сходятся в одну точку на далеком расстоянии от наблюдателя. Это выглядит примерно так:


Еще больше впечатления внушил бы несущийся навстречу поезд

Вы обратили внимание как сходятся параллельные линии (реальные и воображаемые)?


Можно добавить еще больше красных линий, но и так все понятно

Красные линии пересекаются в точке схода. Вам также должна быть знакома линия, которая разделяет небо и землю. Это линия горизонта, которая получается при пересечении бесконечных (с точки зрения наблюдателя) плоскостей.

Точка схода и линия горизонта по своей сути воплощают простую идею: предметы, которые находятся вдали, выглядят меньше предметов, которые ближе к нам. А приближенная к нам сторона предмета кажется больше, чем удаленная. В приведенном выше примере использована только одна точка схода, но на самом деле на картине будет столько точек схода, сколько присутствует наборов параллельных линий – для каждого своя. Звучит слишком сложно? Так и есть, поэтому в рисунках перспектива обычно упрощается до одно-, двух- и трехточечной. В одно- и двухточечной перспективе предполагается, что один или несколько наборов параллельных линий остаются параллельными навсегда и никогда не сходятся. Вот пример куба и параллелепипеда в одноточечной перспективе:


Карандаш и бумага… А вы на что надеялись?

Обратите внимание, что горизонтальные и вертикальные грани остаются строго параллельными. Теперь посмотрим на двухточечную перспективу:


Изображая объекты в перспективе, часто принято прорисовывать их обратную сторону, чтобы лучше почувствовать трехмерность

Здесь прежде параллельные горизонтальные линии обрели свою точку схода. Вертикальные грани остаются параллельными. Наконец, трехточечная перспектива:


В трехточечной перспективе объект выглядит эпично, по крайней мере, с точки зрения высоты

Теперь все ребра обрели свою собственную точку схода. С чем их и поздравим. Надо сказать, что точки схода проще всего рисовать для параллельных линий. Но прорисовывая направляющие линии или даже целые параллелепипеды для сложных объектов, вы сможете лучше представить их глубину. Одно-, двух- и трехточечная перспектива используется наиболее часто, но есть по крайней мере один художник, который при создании сумасшедших сферических сцен использовал шеститочечную перспективу.

Для рисования трубок и других круглых предметов в правильной перспективе существует важная хитрость, потому что в перспективе круг деформируется особым образом. Когда на них смотрят наклонно, круги выглядят как эллипсы. Чем больше наклон, тем сильнее сжат эллипс:


Круг превращается в эллипс

Вот простое правило. Когда вы смотрите на край цилиндра (например, крышу круглого здания), кривая выгибается вверх. Когда вы смотрите вниз, например, на основание ствола дерева, кривая выгибается вниз. Через середину этого изображения проходит линия горизонта.


Чтобы показать объем фигур, их следовало бы заштриховать, но мы оставим так

Все же надо помнить, что в большинстве игр с 2D графикой стараются избежать трудностей при изображении геометрической перспективы. Выбирают точку обзора сбоку или прямо сверху, что сводит к минимуму необходимость в ней.

Ракурс

Когда с соблюдением перспективы рисуют фигуру персонажа, это называется ракурсом. Направленный на зрителя кулак будет выглядеть не просто больше чем тот, который держат сбоку, он также закроет собой значительную часть руки. Пример:


Грубо, но понятно

Часто художники рисуют ракурсы на глаз, просто потому что вычисление всех точек схода отнимает много времени. Но чтобы вы знали, как это должно быть в идеале, ниже показан ракурс с точками схода и цилиндрами. В этом виде делают наброски для конечностей:

Цилиндры рисовать проще, чем людей

Помните, что персонажи, в особенности человеческие, могут быть представлены как ряд более простых объектов, которые легче скомпоновать. Это нормально, когда набросок фигуры делают в виде соединенных суставами цилиндров, а внутри них потом рисуют человека.

Перекрытие и параллакс

С перекрытием все просто: ближайшие к нам объекты будут накладываться на отдаленные и скрывать их. Весьма необходимая вещь для 2D игр, поскольку это самый простой способ показать игроку его позицию по отношению к объектам. Давайте рассмотрим чрезвычайно простой пример:


Картинка вошла в историю как странные холмы на фоне всех игр серии Super Mario

Этот набор линий создает у вас впечатление, что маленькая круглая штучка справа (куст?) находится перед остальными, а самая большая – позади. Эффект иногда называют «T-правилом», поскольку пересечение линий объектов впереди и позади образует нечто наподобие буквы T. Это просто, но довольно мощно. В приведенном примере все Т перевернуты вверх ногами:


Ветераны программирования могут вспомнить про ASCII 193

Параллакс – еще один важный эффект перспективы, связанный с отношениями перекрывающихся объектов. Его суть в том, что при движении зрителя далекие объекты смещаются меньше по сравнению с более близкими. Параллакс отлично подходит для 2D игр, потому что его довольно легко реализовать, и вы, несомненно, сталкивались с ним. Достаточно информации для начала можно почерпнуть из вот этой статьи в Википедии.

Поскольку 2D игры часто преднамеренно нарушают обычные правила перспективы по той простой причине, что их легче нарисовать без них, приходится полагаться на другие способы получить представление о глубине. Еще один из простых способов – делать объекты, предположительно удаленные от зрителя, более размытыми и менее подробными на вид. Вот пример из реальной жизни, на фотографии городского пейзажа промышленного Китая:


Городской смог во всей красе

Вы также можете заметить эффект геометрической перспективы, хотя в данном случае основная точка схода будет слева от кадра. Почти каждый 2D-платформер, когда-либо созданный, использует воздушную перспективу. Например (снова Super Mario World):


А также перекрытие и параллакс

Обратите внимание, что чем дальше на фоне находится объект, тем более размытым он выглядит. О близости объекта к игроку можно сказать даже только по цвету контуров. Это непосредственно сводится к идее контраста. Контраст расскажет игроку, что важно, а что нет.

Посмотрите снова на скриншот из Super Mario World. Слегка затененные голубые холмы? Не важно. Труба с белым бликом и черными контурами? Важно. Единственный ярко-красный предмет на экране? Супер важно. Помните, что интерактивные объекты в игре должны всегда выделяться по отношению к не интерактивным, если нет конкретной причины скрывать что-то от игрока.

Линейная и воздушная перспектива на ArtyFactory.com , Тьюториал от perspective-book.com

Наука о цвете

Цвет – это хитрая тема, и одна из наиболее субъективных в искусстве в целом. На цвет товарища нет, а цветовые сочетания и их значения различаются в разных культурах. Белый цвет может быть цветом чистоты на Западе, но в Японии он часто означает смерть. Тем не менее, есть несколько основных идей относительно цвета, которые помогут вам понять, что происходит с вашей графикой. Давайте для начала подумаем о том, из чего состоит определенный цвет.

Оттенок, насыщенность, яркость

Существует много способов разбивки по цветам, но тот, который обсуждается здесь, наиболее прост и удобен для начинающих цифровых художников.

Начнем со сравнения двух цветов:


Красный и синий

Красный и синий. Понятно, что это разные цвета, не так ли? Но на самом деле есть более точный термин Оттенок (Hue). Левый квадрат имеет красный оттенок, а правый имеет синий оттенок. Другие оттенки включают зеленый, оранжевый, фиолетовый и т. д. Хотя оттенок может показаться избыточным термином для определения цвета, это не так, потому что количество любого оттенка в цвете может измениться:


Красный и бледно-красный

Итак, перед вами два красных цвета, но чем они отличаются? Тот, что справа, как бы слегка… выцвел. У него меньшая Насыщенность (Saturation).

Насыщенность обозначает, насколько много цвета в цвете, или какой у него оттенок. О насыщенности можно думать, как о количестве серого в данном цвете. Нет серого – насыщенный цвет. Много серого – ненасыщенный. Так что в данном случае квадрат слева является полностью насыщенным, а справа – менее насыщенным. Чистый серый цвет – это просто цвет без насыщения. Насыщенность самое хитрое из свойств цвета, на котором может подскользнуться новичок. Просто имейте в виду, что насыщение оказывает большое влияние на атмосферу вашей графики. Высоко насыщенные цвета при использовании в больших количествах имеют тенденцию выглядеть более дружелюбно, а ненасыщенные цвета связаны с серьезным стилем.

Последнее свойство – Яркость (Brightness). Иногда вместо него используют Значение (Value). Яркость намного проще в понимании: показывает, насколько цвет ярче. Вот такой же красный, как выше, и его менее яркая (т.е. темная) версия:


Красный и темно-красный (менее яркий)

В связи между яркостью и насыщенностью надо немного разобраться:


Эти свойства можно изменять одновременно

Вот пример как цвет может влиять на атмосферу игры. Сравниваются New Super Mario (если вам уже надоели примеры из старого) и Castlevania: Lords of Shadow.


Также обратите внимание, что от Марио не полетели кровавые ошметки, когда он наступил на гриб
Ничего особенного, просто хотелось показать, как красиво на общем фоне выделяются яркие статусбары

Говоря о цвете, мы можем снова вспомнить про… Барни и Годзиллу! Подумайте, как цвет делает их такими разными с точки зрения оттенка, яркости и насыщенности, и что произойдет, если одно или несколько из этих свойств изменить. Что произойдет, если вы возьмете только одно свойство, и наделите им обоих персонажей? По-прежнему ли вам хочется обнять серого Барни?

Вкратце про RGB

Примите поздравления! Теперь вы разбираетесь в цветовой модели HSB (Hue Saturation Brightness/Тон Насыщенность Яркость) или HSV (Значение = Яркость). Практически любая программа для обработки изображений пользуется этим термином наряду с RGB (цветовая модель Красный Зеленый Синий) и CMYK (Голубой Пурпурный Желтый Черный). Но HSB, по всей видимости, проще всего объясняет, что происходит с цветами. Особенно в отношении того, насколько ярким или насыщенным является нужный вам цвет когда вы работаете над шейдингом. Однако в разных приложениях вам придется иметь дело с цветовой моделью RGB , поэтому кратко рассмотрим и ее. RGB попросту описывает все цвета с точки зрения красного, зеленого и синего, так как все цвета можно описать как комбинацию этих трех. Аналогичным образом информацию о цвете обрабатывает человеческий глаз. Потратьте немного времени, чтобы поиграть с цветовыми значениями и увидеть, как изменяются значения HSB и RGB, и как они связаны друг с другом. Вот стандартная диаграмма RGB (обратите внимание, что происходит, когда цвета перекрываются):

Также известна как аддитивная цветовая модель, поскольку цвета создаются путем добавления света, а не его поглощения (как в субтрактивной модели)

Смотрите, как комбинация всех трех цветов дает белый. Можно представить, будто цвета играют в перетягивание каната, потому что когда они имеют одинаковую яркость, оттенки гасят друг друга и остается белый или серый цвет. Но если смешивать цвета в разных пропорциях, вы можете запутаться в логике получения результата, поэтому при работе над графикой мы и советуем HSB.

Теперь, когда мы разобрались, что такое цвет, давайте начнем рассматривать цветовые комбинации. Теория цвета сложна и достаточно субъективна, поэтому нижеследующее должно рассматриваться не как железное правило, а как направление для дальнейшего развития.

Основу самой теории цвета составляет цветовое колесо (цветовой круг). Если упростить объяснение, то колесо – это субъективное расположение оттенков цвета по отношению к красному, желтому и синему, которые делят колесо на три части (так называемые основные цвета) и зеленому, оранжевому, фиолетовому (вторичные цвета) между ними.


Типичное цветовое колесо

Оттенки также обычно подразделяются на теплые и холодные, в терминах цветовой температуры. Причем красно-желтые цвета считают теплыми, а синие цвета прохладными, как показано ниже:


Занимательный факт. Чтобы показать жару в кадре, в фильм «Делай как надо» (1989) режиссер добавил больше оранжевого тона

Здесь добавлена зона неопределенности, поскольку включенные в нее цвета являются своего рода пограничными. Но желто-зеленый часто относят к холодным, а пурпурный к теплым цветам. Важно помнить, что холодные цвета ассоциируются с темными оттенками, поэтому тень холодного цвета будет восприниматься как более темная, нежели выполненная в теплом цвете той же яркости.

Другие отношения между цветами также можно объяснить при помощи цветового колеса. Аналогичные цвета – это просто оттенки рядом друг с другом, такие как зеленый, желтый и цвета между ними. Контрастные цвета – это цвета (оттенки) на 180 градусов отстоящие друг от друга, которые кажутся более яркими при использовании вместе. Вероятно, вы видели их в действии, даже если не знали почему. Синий и оранжевый даже стали тропом (стандартным стилистическим приемом).


Если вы используете Firefox, посмотрите на иконку. Снова синий и оранжевый!

При работе над игровой графикой попробуйте связать цвета с определенными расами или врагами, средами или уровнями. Обозначение цветом не является обязательным, однако вы можете использовать его как способ влияния на восприятие игроков. Подумайте о наборе цветов для плохих парней, но используйте, например, уникальные оттенки этих цветов для конкретных врагов. Не бойтесь экспериментировать и старайтесь использовать более редкие цвета. В любой достаточно продвинутой программе для обработки изображений (например, в GIMP) цвет изменить проще, чем любое другое свойство. Это одна из немногих вещей, которые можно легко изменить в готовом рисунке.

Короче говоря: Цвета можно разделять и сравнивать друг с другом различными способами, а в различных комбинациях пары цветов могут выглядеть лучше или хуже.

Рекомендуем изучить (на английском): Теория цвета для дизайнеров

Освещение и затенение

В этой части вы увидите много примеров пиксель арта, но в них говорится о базовых концепциях, которые применимы к любому типу 2D графики.

Источники света

Начинающие художники часто не понимают, зачем на самом деле рисуют свет и тень. Затенение (или шейдинг) рисунка обычно означает применение разных оттенков, чтобы создать иллюзию света на чертеже, точно так же, как перспектива – это иллюзия глубины. И точно так же как с перспективой, вам необходимо создать какие-то 2D аналоги видимых в реальности эффектов. Тут есть только одно правило: свет должен откуда-то исходить. Он не может быть везде, поэтому если вы просто раскрасите рисунок, это будет выглядеть неправильно. Когда новички пытаются нарисовать тень, но не понимают как, это приводит к объектам, которые выглядят вот так:


Серьезно, так делать не надо

Сравните с вариантом без теней:


Лучше оставить так, чем как было выше

Это называется подушечным затенением, и его очень просто нарисовать не задумываясь. Кажется естественным оттенить предметы по внешним контурам… но это выглядит абсолютно ненатурально. Чтобы освещение выглядело правильно, оно должно иметь направление, и освещение/затенение поверхности нужно выстраивать в зависимости от того, с какой стороны на объект направлен источник света. Источником света может выступать солнце, лампа, озеро с кипящей лавой и т.д., или его можно оставить абстрактным.

Например, вы можете просто предположить, что почти весь свет падает от бесконечно удаленного источника под углом 45 градусов. Этого достаточно, чтобы красиво оттенить объекты в большинстве случаев. Анимированным спрайтам, которые будут использоваться на различных фонах, небольшая неопределенность помогает сохранить везде уместный вид.

Вот пример с источником света в верхнем левом углу:

Вам также надо подумать, не может ли одна из частей объекта отбрасывать тень на другие

Обращенные к источнику света части будут светлее, а противоположные им – темнее. Что может быть проще? Но это не всегда именно так…

Плоские и изогнутые поверхности

Плоские поверхности обычно имеют везде почти одинаковый оттенок, а на изогнутых мы увидим градиент. Изящные примеры из реального мира:


Американский бомбардировщик F-117. Плоские поверхности
Более привычный на вид F-15. Изогнутые поверхности

Снова вернемся к параграфу о формах. Кто из этих плохих ребят покажется вам хорошим, а кто насторожит вас одним внешним видом?

Вы можете видеть реальный градиент между светом и тенью. Обратите внимание на левое крыло, на нем градиент просто идеален. Теперь вернемся к ранее упомянутому убожеству с подушечным затенением:


Источник света для куба и сферы не совсем одинаков. В чем разница?

И тут для каждой грани кубу нужен только один оттенок, а сфере их надо гораздо больше – для имитации градиентной природы теней на изогнутых поверхностях.

Выше мы рассмотрели упрощенный шейдинг, так как свет может далее отражаться от поверхностей и подсвечивать затененные участки. Это часто означает, что часть тени, которая находится дальше всего от основного источника света, на самом деле светлее, чем в других местах. Эффект наиболее заметен, когда объект большой или находится очень близко к отражающей поверхности. Ниже показан классический пример:

Такой шейдинг позволяет лучше почувствовать объем

Еще пара цифровых примеров на ту же тему.


Если бы сферы находились на голубой поверхности, отраженный свет имел бы голубой оттенок

На левом примере вы видите отражение света, расположенного за пределами края рисунка, так бывает с сильно отражающими поверхностями. Чем сильнее падающий свет, тем отчетливее виден и отраженный.

Изменение тона связано с отражением света и очень хорошо может быть показано на примере пиксель арта. Основная суть этого явления в том, что тон тени или отраженного света не всегда бывает только лишь более темной или светлой версией основного цвета объекта.

Наиболее часто с изменением тона можно встретиться у объектов, которые освещаются солнцем. Прямой солнечный свет имеет желтый тон, но голубое небо отражает на тени свой цвет, поэтому мы получаем желтые блики и тени голубого тона.


Вспомним про теплые и холодные цвета. Блики имеют теплый оттенок, а тени – холодный

Это понятие приобретает важность, когда у вас есть дополнительные источники света и они по цвету отличаются от основных (например, раскаленная лава). Помните, что окрашенный свет изменит цвет освещаемого объекта. Однако изменение тона может быть и просто стилистическим решением. Преувеличивая эффект или подставляя дополнительные цвета вы можете добиться очень интересной картины:


Если использовать оттенки слишком много, игра будет напоминать Instagram

Стоит знать еще, что тени быть менее насыщенными, и что менее насыщенные цвета могут казаться более темными, чем они есть на самом деле.

Среди художников нет единого мнения относительно изменения тона. Найдите свое решение, но помните, что чем сильнее вы измените тон, тем более сюрреалистическим станет ваш рисунок.

Шейдинг и текстурирование

Шейдинг может подсказать не только форму объекта, но и его текстуру. Текстура объекта влияет на то, как от него отражается свет. Поэтому изменяя шейдинг вы иногда можете изменить впечатление от текстуры. Чтобы различать некоторые типы текстур существуют свои термины:


Это когда-нибудь пригодится вам при покупке краски для ремонта

От поверхности с глянцевой текстурой свет отражается хорошо и с очень небольшим рассеянием. Это означает, что освещенная часть предмета будет очень яркой (из-за хорошего отражения), а неосвещенная – очень темной (потому что дополнительная подсветка идет от рассеянного света, а его нет). Хорошим примером глянцевой текстуры является только что отполированный кузов автомобиля.

Матовая текстура отражает не очень хорошо и рассеивает свет при отражении. Это означает, что она кажется более ровно освещенной. Хорошим примером поверхности с матовой текстурой служит старая автомобильная шина.

Гладкая текстура стоит где-то посередине. Она хорошо отражает, но сильно рассеивает свет при отражении. Гладкую текстуру часто имеет пластик, например, большинство компьютерных клавиатур.

Итак, не забывайте о свойствах изображаемых вами материалов. Это глянцевый металл или матовая ткань? Одежда средневековых персонажей не должна отражать свет будто пластмасса, а космические доспехи не должны казаться мягкими на ощупь.

Короче говоря: Чтобы 2D графика смотрелась достоверной, свет должен иметь направление.

Оттачивание навыков

Что делать теперь, когда изложены все основы? Вперед! Начинайте пробовать! Это правда: рисовать может любой. Конечно, у некоторых людей есть больше навыков, но самая большая разница между плохим художником и хорошим – это то, насколько много они практиковались. Чем больше практики, тем лучше вы владеете навыком. Но практикуйтесь с умом. Отличную возможность для этого дают игровые проекты. Если вы мечтали о своей игре, начинайте делать наброски для нее параллельно читая эту статью.

Если нет своего, присоединяйтесь к чужим игровым проектам! Даже в самой маленькой игре достаточно графики, чтобы вы отлично попрактиковались и в следующий раз рисовали заметно лучше. И еще: чтобы быть игровым художником, вам необязательно рисовать как художники эпохи Возрождения.

Карандаш и бумага

Единственный способ лучше рисовать – это практиковаться, а самый дешевый и простой способ – делать это с помощью карандаша и бумаги. Использовать только цифровые инструменты заманчиво, так как вы сразу бы получали готовый результат. Но не поддавайтесь соблазну! Когда вы рисуете вручную, вы активнее участвуете в процессе. Вдобавок, вы сможете избежать некоторых дурных привычек, которые возникают когда вы полностью полагаетесь на компьютер. Конечно, инструменты в программе могут выглядеть очень мощными. Но если вы попытаетесь сначала рисовать спрайты при помощи авто фигур, поверьте, у вас получатся смешные и уродливые вещи, которые невозможно было бы сделать с помощью карандашного наброска.

После того, как вы наработаете хорошие базовые привычки, будет еще куча времени, чтобы безжалостно исследовать все инструменты и приемы. Вам кажется странным рисовать карандашом на бумаге, если вы уже привыкли работать в программе? Но не просто так же это стало отправной точкой для художников во всем мире.

Приобретите блокнот для зарисовок (на обложке написано sketchbook), карандаши и хорошую стирательную резинку. Резинкой вам придется пользоваться очень часто. А вот блокнот для зарисовок необязателен. Ключевая идея в том, что вам нужна практика, поэтому можете рисовать хоть на полях своей школьной тетрадки. Но в блокноте все работы будут в одном месте, поэтому не придется впоследствии жалеть, что самый удачный рисунок злодея оказался на листке с домашней работой.

Наброски (они же скетчи)

В карандашных набросках лучше считать, что все линии – лишь временные предположения, а не окончательный вариант. Не попадайте в зависимость от своих линий. Рисуйте поверх, стирайте и рисуйте снова без оглядки на то, что уже есть. Конечно, для этого надо делать линии достаточно легкими. Начинайте с основной формы вашего объекта и постепенно добавляйте детали. Большинство объектов можно аппроксимировать основными формами, то есть сферой, цилиндром и «коробкой», что особенно полезно для рисования в перспективе.

Например, не рисуйте более или менее законченную голову, а переключайтесь на грудную клетку, затем руки, ноги и т. д. Преждевременно вдаваясь в детали, вы можете упустить из виду, как все они соответствуют друг другу. Нарисуйте все вместе на большом грубом наброске и добавляйте детали поверх. Не бойтесь продолжать набросок поверх первых линий, пока не добьетесь идеала общей формы, и не бойтесь начинать заново.

Заключение и дальнейшее чтение

Теперь вы знаете основы и полностью готовы к созданию приличной графики для 2D игр. Если вам интересно узнать больше по теме, то на протяжении статьи вы можете заметить ссылки на дополнительные источники. Сама же статья во многом основывается на книге Криса Соларски

Статьи по теме: