Игровая психотерапия. Игротерапия (игровая терапия), что такое игра в психологии. Общий процесс ролевой игры
При реализация задач коррекционно-развивающего обучения по методическим рекомендациям Н.Ю. Боряковой учитель-дефектолог уделяет внимание следующим разделам деятельности: ознакомление с окружающим миром и развитие речи; подготовка к обучению грамоте; сенсомоторное развитие; развитие пространственных и временных представлений.
Развитие пространственно-временных представлений является наиболее сложным видом деятельности. Это связано с особенностью дошкольников с особыми образовательными потребностями: замедление процесса функционального объединения различных структур мозга, несформированностью их специализированного участия в реализации процессов восприятия, сличения, опознания, памяти, речи, мышления. Для таких детей характерна "детскость моторики" – суетливость, порывистость, недостаточная скоординированность движений.
Дети с особыми образовательными потребностями испытывают трудности в принятии и переработке информации, целостности восприятия, в пространственном восприятии. Для них характерно недоразвитие высших психических функций: внимание, память, восприятие, мышление. Они быстро утомляются, невнимательны, имеют неустойчивый интерес. У детей наблюдается сужение объема внимания, неспособность воспринимать в определенный отрезок времени необходимое количество информации, в связи с чем их деятельность осуществляется в более медленном, чем у нормально развивающихся детей, темпе и продуктивность выполнения заданий значительно ниже. Память детей характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений их внимания и восприятия, повышенной утомляемости и пониженной познавательной активности.
Таким образом, восприятие пространства и расположение в нем предметов для этих детей вызывает наибольшие затруднения.
Развитие пространственной ориентировки будет проходить наиболее успешно, если работу проводить совместно со всеми специалистами и родителями.
Предлагаем систему заданий для развития пространственной ориентировки.
Во-первых, ребенка необходимо научить узнавать и называть предметы, расположенные поблизости. Заострять внимание на каждом отдельном предмете и обговаривать расположение его: наверху, внизу. А также брать предметы в руки и понимать их функциональное значение. Таким образом, информация будет накапливаться и создаст основу для обучения ребенка ориентации в пространстве.
Уточнение формы и величины предмета также будет являться началом формирования ориентации в пространстве.
Изучение частей собственного тела с пространственной ориентировкой поможет в закреплении практического понимания умения различать специальные термины: “вверху”, “внизу”, “справа”, “слева”, “спереди”, “сзади”. Этому может способствовать умение ориентироваться в групповой комнате, кабинете, здании, где термины даются в форме инструкции: “Положи игрушку на верхнюю полку” (справа от себя и т.д.) Использование предлогов поможет сделать инструкцию более точной (в коробку, за коробку, на коробку, под коробку). В дальнейшем предлоги усложняются.
Наряду с практическим расположением предметов в соответствии с инструкцией, речь ребенка обогащается словами – предлогами и понятиями: верх, низ, лево, право и т.д.
Данную последовательность выполнения заданий необходимо донести до родителей. Поэтому в рамках “Школы родителей” предлагаем ряд игр в соответствии с усложнением, которые можно использовать как в дошкольном учреждении, так и дома.
1. Д/И “Разрезные картинки ” (по лексическим темам “Игрушки”, “Овощи”, “Фрукты”, “Животные”, “Птицы”). Предметные картинки разрезаются на определенное количество частей: 2, 3, 4 (затем количество увеличивается) Детям необходимо собрать части в целое и назвать предмет или предметы. Затем части нескольких предметов перемешиваются и детям предлагается собрать все рассыпавшиеся картинки.
2. Д/И “Построй сюжет ” (моделирование картины из геометрических фигур) дом, вагон, снеговик, неваляшка, корабль/лодка. Вырезанные части предметов: круги, овалы, квадраты, треугольники, полоски разного цвета и размера располагаются на столе, листе бумаги согласно образцу предметной картинки. Ребенок самостоятельно или с помощью располагает предметы и рассказывает, что у него получилось. Можно составить предложения и рассказ.
3. Д/И “Кто в домике живет?”.
Данная игра также развивает пространственные отношения.
Предметные картинки дети располагают по порядку в виде домика. По инструкции дети переворачивают картинки по инструкции: переверни картинку, которая располагается в центре, справа от центра и т.д. В простом варианте используется 4 картинки и инструкции упрощаются: переверни картинки, которые находятся наверху – внизу и назови их. Затем предлагается запомнить и назвать по памяти нарисованные предметы на картинках.
В зависимости от уровня умений детей используется 4 варианта заданий по количеству картинок.
1-й вариант используются 4 картинки.
2-й вариант используются 6 картинок.
3-й вариант используются 9 картинок.
4. Д/и Ковролинограф “Составь картинку ” (набор геометрических фигур – липучек) Вырезанные из липучек геометрические фигуры разного размера и цвета, дети располагают на ковролине. Можно составить картину по аналогии с игрой “Построй сюжет”. В данном случае задание будет выполняться по-другому, предметы будут не просто располагаться на листе, а “приклеиваться”, что предполагает другой подход к заданию. После выполнения дети составляют предложения. Затем предметы убираются, а дети вспоминают, какие предметы были у них на картине.
5. Настенное панно “Грибок ” на развитие пространственной ориентировки (развитие понимание и называние простых и сложных предлогов). Объемный грибок, расположенный на стене и имеющий липучки, поможет детям закрепить знания о понятиях “верх”, “низ”, “право”, “лево” и предлогах. Детям необходимо расположить насекомых или цветы, листья в разных местах: на грибочке, под грибочком, справа от грибочка и т.д. Предметы сначала располагаются по инструкции, затем дети располагают их самостоятельно. При этом они называют производимые действия: я положил муравья под грибок, бабочка летает над грибом и т. д. Расположить можно несколько предметов и составить рассказ.
6. Д/И “С какого дерева листья?”
Эта игра поможет детям научиться различать листья деревьев и определять их местоположение: наверху, внизу, справа, слева, на дереве, под деревом, за деревом, около дерева.
1-ый вариант. Дети рассматривают листья и определяют на ощупь с какого дерева каждый лист. Затем помещают лист по инструкции: повесь лист на дерево, положи лист под дерево, положи лист около дерева и т.д.
2-ой вариант. Дети определяют, с какого дерева лист, называют его и помещают по собственному желанию. Детям предлагается называть, где этот лист находится. Желательно, чтобы дети составляли предложение.
3-ий вариант. Дети “вывешивают” лист на соответствующий макет дерева по своему усмотрению. Называют дерево на которое повесили лист. Составляют предложение или рассказ с использованием предлогов.
7.Д/И “Городок на столе”.
В этой игре дети могут закрепить знания зданий, части домов, материал, из которого построены дома. Также игра направлена на обогащение словарного запаса существительных, прилагательных, глаголов; умение преобразовывать существительные в прилагательные (кирпич – кирпичный), глаголы в приставочные глаголы (ехать – уехать – объехать-выехать-заехать); умение располагать объемные предметы по инструкции и составлять рассказ после произведенного действия.
1-ый вариант. Расставить здания городка на столе по инструкции взрослого. Назвать здания, рассмотреть макеты, определить части зданий.
2-ой вариант. Транспорт расставить по городу по инструкции или картине, обыграть действия. Пример: Я выехал на машине из гаража. Доехал до детского сада. Объехал его. Заехал в магазин. Уехал из магазина.
8. Д/и “Кто где живет?”
Данная игра помогает детям развивать умение ориентироваться в пространстве, закрепить практическое употребление предлогов в, на, за, под, над; развивать речь детей, умение отвечать на вопросы полным предложением; строить логическое умозаключение; развивать кратковременную память.
Предложить детям 9 картинок, которые лежат перевернутыми на столе. Дети не знают, что нарисовано на них. Из данных картинок-“кирпичиков” дети выстраивают дом (по 3 картинки в каждом ряду).
Предложить переворачивать картинки по словесной инструкции педагога:
- На начальном этапе задания более простые: переверни картинку, расположенную в правом верхнем углу; правом нижнем углу, в левом верхнем углу, в левом нижнем углу. Переверни картинку, находящуюся в центре.
- После закрепления простых инструкций предлагаем детям перейти к заданиям сложным: переверни картинку, расположенную слева от данной картинки, справа от нее;
- Следующим шагом будет использование сложных инструкций: переверни картинку, расположенную под снежинкой, над снежинкой, справа от снежинки и т.д.
В инструкции применяются предлоги, определяющие пространственные положения: над, под, между, справа, слева. Дети повторяют предлоги и составляют с ними предложения. Затем сами дают инструкции другим детям.
Конечно, без специальной подготовки, родители не смогут добиться определенных положительных результатов. Поэтому данные игры желательно проиграть совместно родителю и ребенку. Это поможет как родителям, так и детям. Детям будет приятно быть рядом с родителями, чувствовать их помощь и поддержку.
К каждому практикуму для родителей необходимо серьезно подготовиться. Эстетично, грамотно изготовить игру, описание правил проведения игры, подготовить место для игровой деятельности. Игра проводится под непосредственным контролем педагога, который дает ответы на интересующие вопросы. В день желательно использовать одну или две игры. Две в случае аналогичности заданий.
Таким образом, используя в работе комплекс упражнений и заданий, предложенных вашему вниманию, дети получат необходимые знания в развитии пространственной ориентировки и смогут практически использовать знания в процессе дальнейшего обучения в школе. А родители смогут оказать им в этом наиболее полную помощь и поддержку.
Литература:
- Агранович, З.Е. Времена года: наглядно-дидактическое пособие для занятий по развитию речи детей с использованием фланелеграфа / З.Е. Агранович. – СПб., 2003.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно – методическое пособие – М.: “Гном – Пресс”, 2000.
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под ред. С.Г.Шевченко . – М.: Школьная Пресса, 2003.
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2 / под ред. С.Г. Шевченко. – М. : Школьная Пресса, 2003.
- Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР: пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений / С.Г. Шевченко. – М. : Школьная пресса, 2005.
Введение
1. Особенности пространственной ориентации у детей дошкольного возраста
2. Программные требования по разделу “Ориентировка в пространстве”
3. Методика работы по развитию пространственных представлений у дошкольников
4. Дидактические игры и упражнения по разделу “Ориентировка в пространстве”
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Раздел “Ориентировка в пространстве ” занимает значительное место в математической подготовке детей младшего возраста. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги – исследователи, как М. Фидлер, Т. И. Ерофеева, В. Новикова, А. А. Столяр, Е. В. Сербина, О. М. Дьяченко, А. М. Леушина, В. В. Данилова и другие известные педагоги – исследователи.
В своем учебном пособии А. А. Столяр писал: “Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).
В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося”.
Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А так же используя повседневную жизнь.
1. Особенности пространственной ориентации у детей дошкольного возраста.
Значительные изменения в дошкольный период наблюдаются в восприятии пространства по его главным признакам. Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. Еще лежа в постели и действуя с соской, погремушкой, ребенок познает «близкое» пространство. «Далеким» пространством он овладевает несколько позже, когда учится самостоятельно передвигаться. Вначале восприятие далекого пространства мало дифференцировано и оценка расстояния очень не точна. Интересно в этом отношении воспоминание физиолога Гельмгольца, относящееся к 3-4 годам: «Я сам еще помню, как я ребенком проходил мимо церковной башни и увидел на галерее людей, которые мне показались куколками, и как я просил мою мать достать мне их, что она могла бы сделать, как я тогда думал, протянув одну руку вверх».
Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А.Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений (А.А. Люблинская, А.Я. Колодная, Е.Ф. Рыбалко и др.) «Чем точнее слова определяют направление, - подчеркивает А.А. Люблинская, - тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребенка».
Развивается и глазомер ребенка, так необходимый для восприятия пространства. Сложные глазомерные задачи дошкольники решают значительно хуже, чем задачи на сравнение длины линий. Их оказываются способными решить только шести- и семилетние дети и то лишь в случаях больших различий между предметами. Причина этому – низкий уровень овладения глазомерными действиями. Однако уровень этих действия у дошкольников можно поднять в процессе целенаправленного обучения.
Особенно заметные сдвиги в развитии линейного глазомера происходят, если детей обучают использовать для решения задач наложение одного объекта на другой (прикладывание вплотную друг другу), добиваясь максимального уравнивания. «Техническая» сторона ориентировочных действий не меняется в зависимости от того, производятся эти действия с самими объектами или с их заместителями. Так, при обучении детей решению такого типа глазомерных задач, как выбор элемента определенной протяженности по образцу, вводили изготовление и применение картонной мерки, равной образцу. Мерка переносилась от образца к объектам, из которых производился выбор (сам образец и объекты перемещать запрещалось).
Когда дети овладевают умением таким действенным путем соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов, они переходят к решению задач «на глаз» (под руководством взрослого происходит постепенная интериоризация – переход внешнего ориентировочного действия в перцептивный план). Но успех будет достигнут, если овладение глазомерными действиями происходит не за счет формальных упражнений, а путем включения этих действий в другие, более широкие виды деятельности. Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, когда делит комок глины, чтобы ее хватило для лепки всех частей предмета.
Упражняется глазомер дошкольника и в аппликации, рисовании, бытовых действиях и, конечно, в играх.
2. Программные требования по разделу “Ориентировка в пространстве”.
Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о велич не форме, а и пространственное различен е, и восприятие пространства, и пон мание разл чных пространственных отношени (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глуби ы и др.).
В более же узком значении выражение “прос ранственная ориентация” имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится:
При передвижении пространственная ориентация необходима. Только при этом условии человек может успешно осуществить передвижен е из одного пункта местности в другой.
Ориентировка эта требует всегда решен я трех задач: постановки цели и выбора маршрута движения (выбор направления); сохра ения направления в движении и достижения цели
“Ориентировка в пространстве” - один из разделов “Программы” по развитию у детей элементарных математических представлений. Но это отнюдь не означает, что тема “Пространственные представления, навыки ориентации” сугубо математическая. Обратимся к исследованиям ученых - психологов и педагогов. Сквозная мысль: овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности - продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Ведь не секрет, что качество рисунка в значительной степени определяется композиционным построением, эстетическая выразительность - симметрией, ритмичностью чередования элементов, овладение пространственной координацией улучшает качество выполнения упражнений - музыкально-ритмических, физкультурных.
Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. И последнее: освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.
Ориентировка в пространстве совершается на основе использования человеком какой-либо системы отсчета. Их много. И все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений, обобщают опыт ориентации людей в предметно-пространственном окружении.
Поэтому перед педагогом стоят следующие задачи по ознакомлению детей, младшей группы, с ориентировкой в пространстве:
Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях вне занятий;
Учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо);
Учить детей ориентироваться “на себе”, иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять “на себе” стороны справа, слева, вверху и т. д.
Ориентировка “на себе”.
Первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении “от себя”.
Дети овладевают ориентировкой “на себе” в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.).
Умение ориентироваться “на себе” - предпосылка, необходимая для перехода к следующей программной задаче - учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы воспитатель фиксирует их внимание на характерных деталях. Например, рассматривается машина: спереди кабина, кузов-сзади, внизу - колеса, передние и задние.
Упражнения по ориентации в пространстве также проводятся в несколько этапов. Вначале взрослый выполняет упражнения с мячом, флажком или другими предметами перед зеркалом, каждый раз называя свои действия: Мяч вправо, влево, вверх. Ребенок, следя за ним, копирует упражнения и тоже проговаривает их. Затем взрослый выполняет упражнения перед зеркалом молча, ребенок копирует и проговаривает их. И, наконец, ребенок выполняет упражнения один по словесной инструкции. 190
Упражнения по перемещению в пространстве. На полу рисуют белые линии справа налево, спереди назад, и ребенок передвигается в указанных направлениях. Затем в той же последовательности эти линии рисуют на доске, и ребенок пальцем, затем мелом ведет по этим линиям.
Важное значение в развитии пространственных представлений имеет восприятие и воспроизведение формы предметов. Эти упражнения также проводятся поэтапно. Вначале ребенок ощупывает различные по форме предметы, например, кубики. Затем обводит пальцем контуры этих предметов, нарисованных на доске, в тетради; затем копирует изображения простых геометрических фигур. После таких подготовительных упражнений у ребенка развиваются пространственные представления в рисовании, конструировании и игровой деятельности.
Для развития пространственных представлений в игровой деятельности используются различные дидактические игрушки и специальные пособия.
Начиная с 3 лет ребенка учат конструировать из кубиков по подражанию, с 4 лет - по образцу. Вначале ребенок смотрит и копирует образец, затем делает все самостоятельно, по памяти.
Большое значение при подготовке ребенка к обучению имеет руководство взрослого его самостоятельной игрой изобразительной, и трудовой деятельностью.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
В процессе изобразительной деятельности у ребенка развивается ручная умелость, зрительно-моторная координация, «готовность» руки к письму. Изобразительная деятельность стимулирует у ребенка интерес к познанию окружающего мира и способствует его психомоторному развитию. При руководстве и обучению ребенка изобразительной деятельности важно обращать внимание на развитие его личности, способностей, эмоциональной, познавательной и волевой сфер, мышления, художественного вкуса. Педагог и родители должны создать благоприятные условия для развития художественной деятельности детей. Необходимо использовать разнообразные формы организации художественной деятельности детей. Это, прежде всего, самостоятельная деятельность ребенка, развлечения, праздники, специально организованные занятия. Для развития у ребенка интереса к художественной деятельности важно обогащать его впечатлениями, с учетом индивидуальных особенностей подбирать специальные приемы и методы работы, воспитывать эмо-
191циональное отношение к предметам и явлениям окружающей действительности, художественным произведениям; стимулировать развитие образного мышления. Важное значение имеет развитие у ребенка специальных умений: лепить, рисовать, конструировать, владеть кукловождением (кукольный театр), петь, танцевать.
Игра и ее развитие
Игра имеет исключительно важное значение для психомоторного, личностного развития ребенка и подготовки его к школе. Игра у здорового ребенка развивается поэтапно в процессе эмоционально-положительного его общения с окружающими. У детей с особыми нуждами развитие игры часто нарушено в связи с самыми разнообразными причинами: прежде всего, это различные нарушения психо-моторного развития, изоляция ребенка от коллектива сверстников, отставание в физическом развитии, повышенная психическая истошаемость и т.п.
Игры, как и психика ребенка развиваются поэтапно. На первом этапе игры ребенка являются действиями с определенными предметами - это предметные игры, которые развиваются на основе предметно-манипулятивной деятельности. Исключительно важное значение для психического и личностного развития ребенка и подготовки его к школе имеют специальные игры-упражнения на конструктивную деятельность. Они особенно важны для детей с двигательными расстройствами, для которых также используются игры с разборными игрушками. В этих играх формируются не только представления о величине предмета, но развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действия, развиваются пространственные ориентации.
Вначале, особенно ребенку раннего возраста, дается игрушка - большая раскрывающаяся коробка, а в ней несколько маленьких. Ребенку предлагается ощупывать коробки, вынимать из большой маленькие, вкладывать их обратно, а также располагать их в ряд в соответствии с величиной. Затем даются коробки различного размера с крышками, ребенок подбирает к каждой коробке крышку. Проводятся также игры с матрешками, пирамидками и т.д. При сборе матрешек маленький ребенок, прежде всего, должен научиться различать низ и верх игрушки. На следующих этапах предлагаются кубики и разрезные картинки сначала из двух, затем из четырех и более частей. Цель этих игр - развитие пространственного воображения, конструктивной деятельности, развитие представлений о величине.
Уже с двух-трех лет ребенку можно предлагать игры по развитию цветоощущения, соотношения целого и частей.
Ребенка учат различать высоту предметов {высокий - низкий), длину (длинный - короткий), объем. Эти понятия закрепляются в быту, в игровой и конструктивной деятельности. Для формирования этих понятий также полезно проводить специальные игры-упражнения со строительным материалом. При помощи этих игр дети получают конкретные представления о различной форме, величине предметов, осваивают навыки пространственной ориентировки. Во время этих игр у них развивается целенаправленная деятельность, произвольность восприятия и способность к подражанию.
Особенно важное значение в психическом развитии ребенка имеет ролевая игра, которая обычно наиболее интенсивно развивается в 5-6 лет. В ролевой игре ребенок берет на себя роли взрослых и в специальных игровых условиях воспроизводит и деятельность, и отношения между ними. При этом он использует разнообразные игровые предметы. Развитие ролевой игры характеризуется постепенным усложнением ее сюжета и содержания, в котором с возрастом все меньше проявляется действий с предметами и все больше отражаются взаимоотношения людей и выполнение правил в соответствии со взятой на себя ролью. Ребенок все больше и больше отражает в своих играх то, что происходит вокруг него.
Игра ребенка проходит несколько этапов развития (Д.Б.Эль-конин, 1978).
На первом этапе преобладают действия с определенными предметами, направленные на партнера по игре. Это действия прежде всего, «матери», «врача», «воспитательницы».
На втором этапе игровое действие в большей степени соответствует реальной действительности, более четко разделяются функции, наблюдается логическая последовательность действий, отражающих реальную действительность.
На третьем этапе действия становятся еще более разнообразными, их логика и характер определяются взятой на себя ролью. В игре начинает использоваться специфическая ролевая речь.
Наконец, на четвертом этапе содержание игры включает в себя выполнений действий, отражающих отношения с другими людьми, роли которых выполняют другие участники игры. Наблюдается тесная взаимосвязь ролевых функций, речь четко выполняет ролевую функцию. Характерна четкая последовательность игровых действий, отражающих реальную последовательную логику событий.
193В игре развиваются различные виды взаимоотношений которые определяются сюжетом и содержанием игры, что имеет важное значение для развития коммуникативного поведения и личности.
Наконец, в старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать новый тип игры - игры с правилами. В этих играх уже более четко определена основная задача, отмечается соотнесение между сюжетно-ролевым содержанием и правилами. Особую группу игр с правилами составляют подвижные игры, например, «Кошки-мышки».
К играм с правилами относятся и так называемые дидактические игры. В этих играх детям предлагается решение определенных умственных задач, представленных в игровой форме. Эти игры развивают познавательную деятельность ребенка, формируют у него познавательную активность.
Спектр предлагаемых ребенку игр достаточно широк: это игры-инсценировки, игры с предметами, настольно-печатные, словесные и другие. Но во всех случаях игра является важнейшим фактором развития и организации жизни ребенка.
Глава 6. Развитие познавательной деятельности
"Для развития познавательной деятельности ребенка преддо-школьного и дошкольного возраста важное значение имеет воспитание различных видов чувствительности и формирование игровой деятельности, а также специальное умственное воспитание. При этом важно учитывать возрастные закономерности и механизмы умственного развития ребенка.
Умственное воспитание ребенка осуществляется в процессе различных видов его продуктивной деятельности, ознакомления с окружающим, путем специального формирования у него математических представлений и понятий, а также в процессе развития речи. Кроме того, важное значение для развития мышления имеют так называемые дидактические игры.
Одной из важнейших задач умственного воспитания дошкольника является создание необходимых предпосылок для перехода его с так называемого дооперационного мышления на более высокий уровень конкретных операций (Ж.Пиаже). На первом этапе работы важной задачей является максимальное развитие так называемого дооператорного мышления. Известно, что период дооператорного мышления охватывает возраст от 2 до 194
7 лет. Важнейшими формами мышления дошкольника являются наглядно-действенное и наглядно-образное, которые имеют важное значение в общем процессе умственного развития ребенка.
Концепция умственного развития ребенка Ж.Пиаже имеет важное значение при разработке системы умственного воспитания дошкольника.
Для развития мышления ребенка важное значение имеет его практическая деятельность, в процессе которой и развиваются наглядно-действенные формы мышления. Особенностью этого вида мышления является его неразрывная связь с практической деятельностью ребенка.
В процессе наглядно-действенного мышления развиваются мыслительные процессы. У ребенка формируется возможность соотнесения условий задачи с ее требованиями, что является важным показателем умственного развития. Процесс мышления вплетается в практическую деятельность ребенка. Наглядно-действенное мышление является основой формирования других, более сложных форм. Поэтому одной из важных задач подготовки к обучению детей с особыми нуждами является развитие у них наглядно-действенного мышления. Прежде всего, ребенка необходимо научить соотносить условия задач с их требованиями. Вначале ребенку предлагаются простые практические задания, например, в процессе его игры с кубиками, конструировании.
На основе наглядно-действенного мышления формируется новая, более сложная форма - наглядно-образное мышление. У ребенка развивается возможность выполнять те или иные умственные задания без непосредственных практических действий.
В работах многих исследователей показана роль речи, в том числе и «речи про себя» для развития образного мышления. Отмечается также, что переход детей дошкольного возраста от наглядно-действенного к образному мышлению зависит от степени сформированности ориентировочно-исследовательской деятельности, умения устанавливать существенные ситуационные связи.
Ведущее значение для развития этой формы мышления имеют такие виды деятельности ребенка как конструирование, изобразительная деятельность, труд.
В процессе развития образного мышления у ребенка развивается возможность планирования своих действий.
195Для развития познавательной деятельности ребенка важно, чтобы он научился играть, а также, чтобы он овладел определенными систематизированными знаниями об окружающей жизни: о явлениях природы, об окружающей действительности. Эти знания подразделяются на две группы: Первая - содержание знаний и умений, которые дети должны усвоить в повседневном общении со взрослым и, прежде всего, с родителями. Эти знания усваиваются в быту и в играх.
Вторая - более сложные знания и умения, которые усваиваются в процессе обучения на специальных занятиях.
Эти знания усваиваются в процессе целенаправленного сенсорного воспитания ребенка путем формирования у него обобщенных и систематизированных представлений об окружающей действительности. Важно, чтобы ребенок усвоил систему сенсорных эталонов путем перцептивных и интеллектуальных действий. Важное значение при этом имеет развитие у ребенка обобщенных способов обследования предметов с одновременным подключением нескольких анализаторов; зрительного, тактильно-кинестетического, слухового. Важно в процессе проведения каждого занятия по ознакомлению ребенка с основными свойствами предметов организовывать и активизировать их познавательную деятельность, т.е. необходимо сочетать умственное и сенсорное воспитание. Во всех видах деятельности ребенка необходимо активизировать как сенсорные, так и умственные процессы, развивая у ребенка обобщенные способы обследования предметов и мыслительные процессы. Важно формировать у ребенка обобщенный способ обследования предметов, выделения существенных связей в различных областях знаний, развивать самостоятельность мышления. При развитии самостоятельности детского мышления важно, чтобы педагог, ставя перед ребенком ту или иную задачу, обучал его способам ее решения, формируя таким путем важнейшие мыслительные процессы: анализ, сравнения, обобщения.
Важнейшей задачей умственного развития ребенка является формирование у него таких форм познания предметов и явлений окружающей действительности, которые отражали бы существенные признаки, связи и взаимоотношения.между ними. Таким путем у ребенка создаются предпосылки для формирования обобщенных представлений и элементарных понятий.
Формирование понятий является одной из важнейших задач подготовки ребенка к обучению в школе.
В настоящее время многими выдающимися отечественными психологами показано, что в процессе четко организованного воспитания и развития детей дошкольного возраста можно очень эффективно управлять их умственным развитием при правильном обучении на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. В развитии умственных действий важное значение имеют предметные действия, особенно тогда, когда ребенок в предметной деятельности ориентируется на существенные признаки предметов. Поэтому очень важно с помощью специальных педагогических методов научить ребенка выделять существенные признаки предметов. Существует специальная методика поэтапного формирования умственных действий, с помощью которых ребенок усваивает системы понятий. Их основу составляют приемы, обеспечивающие возможность передачи детям в доступной форме систематизированных знаний, отражающие существенные связи и зависимости окружающей действительности. Прежде всего, важно определить содержание знаний, которые должен усвоить ребенок в период дошкольного развития. Важно использовать своеобразие каждой детской деятельности для стимуляции его умственного развития, которое, само по себе, является результатом формирования умственных действий. Для осуществления этой задачи необходимы глубокие знания о закономерностях детского развития. В настоящее время показана важнейшая роль ранних стадий развития и раннего обучения для формирования психики ребенка. Стадии психического развития ребенка, детерминированные генетической программой развития, конкретно реализуется в процессе общения со взрослым, воспитания и обучения. При этом особо важное значение имеет обучение ребенка конструктивной деятельности, рисованию, ознакомление его с окружающим миром, развитие у него математических представлений, подготовка его к обучению чтению и письму.
Важное значение в дошкольном возрасте имеет развитие различных форм мыслительной деятельности: понятия, суждения и умозаключения. Перед поступлением в школу ребенок должен овладеть не только единичными, но и общими понятиями типа: Кошка - это животное, машина - это транспорт и т.п. Наряду с формированием понятий о конкретных предметах, важно формировать абстрактные понятия о причинно-следственных связях, о временных отношениях, представления о количестве, пространстве и т.п.
197В настоящее время большинство авторов показатели умственного развития на сводят только к знаниям и представлениям об окружающем мире, а обращают внимание на разные аспекты умственной деятельности, подчеркивая значимость активности, инициативы при выполнении ребенком тех или иных умственных операций. Важным условием умственного развития считается приобретение знаний и умение оперировать ими. В последние годы углубляются представления об умственном развитии ребенка за счет введения в его анализ предложенного Л.С.Выготским понятия психологического новообразования, т.е. того качественно нового, что появляется в умственном развитии на каждом возрастном этапе 12 . При этом основное внимание уделяется тем психическим функциям, которые находятся в зоне ближайшего развития 3 .
Основным источником развития считается обучение 4 . Важной задачей обучения считается не только формирование у ребенка конкретных знаний И представлений, а активизация познавательной деятельности самого ребенка.
Развитие познавательной деятельности направлено на формирование логического мышления ребенка. В логическом мышлении выделяют две основные стадии: конкретно-понятийную; абстрактно-понятийную 5 .
На конкретно-понятийной стадии все мыслительные операции неразрывно связаны с конкретным наглядным материалом. Абстрактно-понятийная стадия. На этой стадии ребенок усваивает абстрактные понятия, формируются обобщенные мыслительные операции. В развитии абстрактного мышления ведущее значение принадлежит речи.
На конкретно-понятийной стадии ребенка учат выделению признаков предметов на основе цвета, формы, величины, сравнению предметов по определенным заданным признакам. На-
1 Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М, 1891.- С. 388.
1 Маркова А.К. Лидере А.Г. Якоыева ЕЛ. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте.- Петрозаводск, 1992. - С. 16.
3 Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М., 1986. - С. 55-66.
4 Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М, 1983. - С. 388.
s Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. - М, Просвещение, 1991.
пример, сравнению предметов по длине, ширине, высоте. Ребенок усваивает такие понятия как: одинаковые, длиннее - короче, шире - уже, выше - ниже, больше - меньше и т.п.
Затем ребенка учат сравнивать предметы по степени выраженности того или иного признака, например, по интенсивности цвета, по убывающей величине. Для этой цели широко используются ряды матрешек, которые ребенок выстраивает по убывающей величине, а также ставит недостающую матрешку в ряд. Умение строить последовательный ряд по величине является важным этапом в развитии конкретно-понятийного мышления.
Важное значение имеют занятия, направленные на обучение ребенка узнавать предметы по определенным основным признакам. С этой целью широко используются загадки.
На конкретном, знакомом для ребенка материале, развивают обобщающие понятия и просят его называть обобщающим понятием определенные группы слов, например, стол, стул, шкаф, кровать... чашка, тарелка, стакан, блюдце и т.п. Ребенка учат отвечать на вопросы:
Каких ты знаешь животных?
Какие ты знаешь фрукты?
Назови овощи.
Какие ты знаешь игрушки?
Что такое посуда? Перечисли предметы, которые относятся к посуде.
Что такое одежда? Назови предметы одежды и т.д.
Очень важно научить ребенка группировать предметы по одному главному признаку: по цвету, форме или величине, предметные картинки по родовым и видовым понятиям (посуда, одежда, игрушки, овощи, фрукты и т.д.).
На следующем этапе ребенка учат группировке предметов по двум признакам: например, одновременно по цвету и величине, по форме и цвету и т.п.
Важное значение для развития логического мышления имеют специальные игры-упражнения на классификацию предметов. Ребенку дается набор картинок с изображением отдельных предметов и предлагается разложить их на группы: «похожие с похожими» и назвать эти группы одним словом, например, овощи, фрукты, одежда, посуда и т.п.
Кроме того, проводят специальные занятия по развитию у детей понимания скрытого смысла рассказа или сказки. Например:
199Нерешенный вопрос
Жили на одном дворе кот, петух, собака и коза. Жили они дружно, но один раз поссорились, так как не могли согласиться друг с другом, что вкуснее всего.
Вкуснее всего молоко, - сказал кот Васька.
Ничего подобного, - сказал петух. - Вкуснее всего крупа или овес.
Пустяки вы говорите, - сказала собачка Жучка, - вкуснее всего косточка.
Нет, - сказала коза, - я не согласна с вами, вкуснее всего сено. Так и спорят они до сих пор. Помоги им помириться. Как решить их спор?
Проводят также специальные занятия по развитию памяти, внимания, конструктивной деятельности (ребенка учат из частей складывать целое: предлагаются разрезные картинки, разрезанные на две части, потом - на три, четыре и т.п.).
Для развития восприятия формы и пространственных представлений ребенку предлагаются фигуры, разные по форме, и коробка, закрытая крышкой, на которой сделаны прорези, соответствующие форме данных фигур. Ребенку предлагается опускать фигуры в соответствующие прорези коробки, которые ребенок должен сам подбирать путем зрительного соотнесения.
Для развития и активизации познавательной деятельности детей учат отгадывать загадки. В процессе отгадывания загадок ребенку задают наводящие вопросы.
Для стимуляции логического мышления проводятся также занятия по выделению линией четвертой картинки.
Важное значение для развития познавательной деятельности и подготовки ребенка к обучению имеет работа по совершенствованию связной речи, развитию словообразования, правильного употребления в речи предлогов, обучение рассказыванию, разучиванию стихотворений, работа с загадками, а также развитие памяти и внимания 1 .
При развитии познавательной деятельности очень важно опираться на психическое состояние радости, ненапряженности 2 . Педагогическое занятие должно всегда вызывать у ребенка состояние радости и ненапряженности. Самочувствие и настроение ребенка после занятий должны оставаться хорошими 3 .
1 Жукова Н.С. Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.
2 Маркова А.К., Лидере А.Г., Яковлева Е.Л.: Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992. - С. 73.
Глава 7. Подготовка к обучению математике, чтению и письму
7.1. Подготовка к обучению математике
При подготовке ребенка к обучению математике важное значение имеет развитие у него количественных, пространственных и временных представлений, а также навыков сравнения предметов по форме, величине и протяженности. Необходимо научить ребенка наблюдать и сравнивать предметы по ведущему признаку. Необходимо также усвоение и уточнение элементарных представлений о величине {большой - маленький, больше - меньше, длинный - короткий, короче - длиннее, шире - уже, ниже - выше и др.).
Важно научить ребенка находить предметы нужной величины, формы, протяженности.
Следует также обращать внимание детей на то, что предметы одинаковой формы могут отличаться по величине. Затем ребенка учат подбирать предметы по какому-либо одному признаку: величины, формы, протяженности.
При подготовке ребенка к обучению математике важное значение имеет развитие у него предметно-практической деятельности, в процессе которой необходимо использование операций сравнения, сопоставления, противопоставления предметов и явлений, определения сходства и различия.
На основе практических действий с предметами у ребенка формируют и уточняют понятия о величине, количестве, пространственных и временных представлениях. Ребенка обучают операциям с группами предметов, что является основой для усвоения приемов математических действий. Детей учат объединять предметы по разным признакам. На основе этих представлений у ребенка формируют понятия один - много. Ребенка одновременно знакомят с числом и цифрой, его обозначающей. При этом важно, чтобы ребенок понял, что число обозначает количество предметов, независимо от их качественных признаков.
Проводят также специальные занятия по развитию памяти, внимания, конструкторной деятельности (ребенка учат из частей складывать целое: предлагаются разрезные картинки, разрезанные на две части, потом на три, четыре и т.п.).
Для развития восприятия формы и пространственных представлений ребенку предлагаются фигуры, разные по форме, и
201коробка, закрытая крышкой, на которой сделаны прорези, соответствующие форме данных фигур. Ребенку предлагается опускать фигуры в соответствующие прорези коробки, которые должен ребенок подбирать сам путем зрительного соотнесения.
Важное значение для развития мышления и речи имеют рассказы по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок, а также упражнения на простейшие умозаключения, понимание метафор, пословиц, а также обучение счетным операциям.
На основе практических действий с предметами ребенка учат отсчитыванию и присчитыванию по одному.
Одновременно проводится работа по развитию у ребенка представлений о величине предметов. Ребенка учат определять относительные размеры предметов и их параметры, овладевать терминами: выше - ниже, больше - меньше, шире - уже и т.п., а также понятиями длина, ширина, высота,
Особое внимание следует обратить на обучение ребенка измерению с помощью условной мерки. Необходимо также научить ребенка свободно ориентироваться в направлениях движений и пространственных отношениях между собой и предметами. Ребенок выполняет инструкции типа: Сядь на стул. Положи мяч под стол. Поставь машину между стульями и т.п.
Важно также уточнить и временные понятия, такие как сначала, потом, вчера, сегодня, завтра, время суток.
Все упражнения по развитию математических представлений проводят на разнообразном счетном материале.
Важно, чтобы ребенок понимал такие выражения как: одинаковые - разные, в процессе практической деятельности составлял множества, одинаковые по какому-либо одному признаку, но различные по другим: например, одинаковые по форме, но разные по цвету и величине, выделял из множества его части по заданному признаку.
Ребенок должен овладеть такими понятиями как много - мало - один на основе сравнения двух множеств. Он должен выполнять задания типа: Найди, где много предметов. Найди, где один предмет.
Ребенка обучают также таким понятиям, как столько же, поровну, больше, меньше.
Ребенок также должен усвоить названия и последовательность первых десяти чисел натурального ряда и их обозначения цифрами. Он должен научиться счету предметов и пониманию вопроса Сколько?
Важно, чтобы ребенок научился соотносить числа с количеством предметов, сравнивать два множества по числу предметов, понимать словесные определения отношений между числами - больше - меньше; больше на - меньше - на.
Проводят специальные занятия по обучению ребенка отсчитыванию и присчитыванию по одному, определению места числа в натуральном ряду, образованию чисел 2, 3, 4, 5 из двух слагаемых с помощью практических действий с предметами.
Проводятся также специальные занятия по развитию представлений о величине. Ребенок должен усвоить следующие понятия: большой - маленький; длинный - короткий; больше - меньше; выше - ниже; шире - уже; длиннее - короче.
Ребенка специально обучают способам сравнения (путем наложения, а затем зрительного соотнесения), учат пониманию сходства и различия между предметами по признаку величины, а также умению измерять и сравнивать предметы по длине, ширине, высоте с помощью условной мерки, учат пользоваться линейкой, сантиметровой лентой, делить предметы на две - три равные части. Формируют понимание отношений целое - часть.
Одной из важных предпосылок обучения счету является сфор-мированность пространственных и временных отношений и понимание их словесных обозначений типа далекий ~ близкий, верхний - нижний, выше - ниже, дальше - ближе, правый - левый, справа - слева; около - рядом, посередине, между, за, перед, здесь, там, вверху - внизу, впереди - сзади, вперед - назад, вправо - влево, внутри, снаружи, один за другим. Проводят специальные пропедевтические упражнения по обучению ребенка умению ориентироваться в тетради, альбоме.
Ребенка учат свободно класть карандаш на стол, расслабляя правую руку. Затем его учат расставлять точки на различном расстоянии, проводить вертикальные, горизонтальные и косые линии, рисовать различные фигуры: овалы, круги, полукруги различных размеров, рисовать «улитку», начиная с объемного витка максимального размера, не отрывая карандаша, чертить все меньше и хМеныле витков и закончить точкой 1 . Полезны также штриховка и другие виды упражнений.
Проводится работа по различению на слух звуков речи и обозначению их буквами, разделению слов на слоги. Ребенка учат безошибочно списывать буквы и слова.
1 Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д. Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М.: Просвещение, 1980.
203При подготовке к обучению письму важно, чтобы ребенок научился различать звуки речи на слух, правильно их произносить и соотносить их с буквами, с учетом особенностей нашей графики.
При обучении ребенка письму важное значение имеет развитие зрительно-моторной координации, т.е. умения прослеживать глазами за движением пишущей руки.
Ребенка также учат пониманию соотношений: предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Формируют запас слов-существительных, отвечающих на вопрос кто?, что? и обозначающих предметы, а также слов, отвечающих на вопросы что сделать?, что сделал?
7.2. Формирование предпосылок к обучению чтению и письму
Развивают умение отвечать на вопросы по самостоятельно прочитанным предложениям, соблюдать в устной речи и при чтении пауз и интонаций, соответствующих знакам препинания в конце простого предложения, выразительно прочитать выученное наизусть стихотворение, а также заучивать стихотворения наизусть, умение воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку.
Учат рисовать простые иллюстрации к рассказу или сказке.
7.3. Подготовка к обучению письму
Прежде всего ребенка следует научить умению правильно сидеть и держать ручку (карандаш), ориентироваться в тетради, замечать разлиновку и всегда начинать писать слева направо.
Затем ребенка учат правильному письму букв и дифференциации сходных по написанию." л-м, т-п, и-ш, ц-щ, г-к, г-п, г-р, л-м, н-к.
Развивают моторику пальцев рук, тренируют тонкие дифференцированные движения пальцев при помощи следующих упражнений: ребенок разглаживает лист бумаги ладонью правой, затем левой руки; соединяет концевые фаланги выпрямленных пальцев рук; учится противопоставлению большого пальца остальным; свободно сгибает и разгибает пальцы рук без движений кисти; сгибает пальцы каждой руки одновременно и поочередно; поочередно противопоставляет первому пальцу все остальные.
Краткое содержание: Психотерапевтические игры. Арттерапия - что это такое? Арттерапия - рисование, лепка, конструирование, кукольный театр, музыкальные постановки и игры.
Многие родители встречают лето с противоречивыми чувствами. С одной стороны, мамы и папы испытывают облегчение: наконец-то не надо будет каждое утро будить ребенка в детский сад или школу! Не надо будет мучиться с домашними заданиями, шить к праздникам карнавальные костюмы и печь на весь класс пирожки!
Но, с другой стороны, ребенок целый день будет слоняться по квартире или по даче. Чем его занять?
Мы расскажем вам о "волшебных" играх. Волшебство их состоит в том, что они не только развлекут малыша, но и окажут на него благоприятное психотерапевтическое воздействие. И ещё мы постараемся помочь родителям увидеть в обычной глине, красках, бумаге, дереве и других - самых обыденных вещах то, что видит ребенок - необычное!
Арттерапия - что это такое?
Как вы думаете, с детьми какого возраста начинаю заниматься психологи? С двухлетками! Трудно поверить, что у таких малышей уже есть какие-то проблемы. Однако они есть и с ребенком надо работать. Но как, если он ещё плохо говорит?
И тут на помощь приходит арттерапия - рисование, лепка, конструирование, театр (кукольный в том числе), музыкальные постановки и игры.
У арттерапии многовековая история. Её "крестным отцом" считается французский мыслитель XVIII века Жан-Жак Руссо. Он верно подметил, что для того, чтобы понять ребенка, надо понаблюдать за его игрой.
Однако игру как метод психотерапии начали применять лишь в 20-х годах XIX столетия - психоаналитики Мелани Кляйн и Анна Фрейд - дочь Зигмунда Фрейда. Наблюдая за детскими играми и анализируя рисунки, они заметили, что в игре ребенок не только выражает свои переживания. Игра оказалось одной из форм самотерапии, с помощью которой малыш может воспроизвести, например, какую-то конфликтную ситуацию, и именно в игре найти способ "отреагировать" на нее.
В 30-х годах прошлого столетия значительно расширил возможности арттерапии психолог Фредерик Аллен. В своих исследованиях он сделал акцент не только на доверительных и теплых отношениях между психотерапевтом и ребенком, но и необходимости относиться к ребенку как к личности. Его терапия так и называется - "терапия отношений".
Впоследствии у Аллена нашлось много последователей. В конце сороковых годов Вирджиния Экслайн разработала систему так называемой "недирективной игровой психотерапии", когда ребенок максимально выражает в игре себя и свои эмоции при минимальном "вторжении" в его мир психотерапевта.
Сегодня продолжателем Фредерика Аллена является доктор психологии Вайолет Оклендер, чья книга "Окна в мир ребенка" популярна не только среди профессионалов, но и среди родителей, стремящихся лучше понять своих детей и помочь им в решении каких-то проблем.
Говоря об истории арттерапии, невозможно не упомянуть Дэвида Леви, который развил идеи "психотерапии отреагирования" - игровой терапии для детей, переживших психотравмируюшие ситуации. В игротерапии Д.Леви ребенок воспроизводит психотравмирующую ситуацию и управляет игрой, "перемещаясь" из роли пострадавшего в активную роль.
Отечественные психологи тоже используют арттерпию и разрабатывают оригинальные методики. Например, детские психологи Ирина Медведева и Татьяна Шишова лечат детские неврозы с помощью…кукольного театра! Очень рекомендуем мамам и папам их прекрасно написанные популярные работы - "Книга для трудных родителей" и "Разноцветные белые вороны".
Впрочем, придумывают игры, упражнения, методики, которые еще не приобрели широкую известность, многие детские психологи - те, что работают в детских садах, центрах психического развития, больницах. И это радует. Хорошо, что психическое развитие и здоровье детей под контролем любящих свое дело профессионалов.
Но и самим мамам и папам, бабушкам и дедушкам вполне по силам развивать своего ребенка! А лето - прекрасная для этого возможность!
Самолет построим сами, понесёмся над лесами...
Вы никогда не задумывались, для чего ребенок играет? Почему, к примеру, сын изо дня в день спасает принцессу из плена чудовища и не обращает внимание на новую машинку, а дочка вдруг начала каждый день "наказывать" игрушечную собачку? Игра дает возможность ребенку воспроизвести неосознаваемые конфликты и тем самым снять эмоциональное напряжение. А это, как уже было сказано ранее, является самотерапией при невротических расстройствах, уменьшает агрессивность в поведении, снижает тревогу. Более того, приносит облегчение малышу при психосоматических заболеваниях - бронхиальной астме, нейродермите, язвенной болезни, головных болях.
Арттерапия хороша еще и тем, что все необходимые "материалы" у вас под руками! Редко в доме, где есть ребенок, не увидишь кукольного домика с игрушечной посудой, набора для игры в "доктора", всевозможных плюшевых зверей, машинок и кукол. Остается только начать играть со своим ребенком!
Мы познакомим вас с играми, которыми можно занять ребятишек на детской площадке в городском дворе или в лесу, на берегу реки или на дачном участке, когда несколько соседских малышей играют вместе.
Первая игра называется "Это я. Узнай меня!"
Понаблюдайте, как играют маленькие дети на берегу речки в жаркий летний день: кричат, хохочут, брызгаются водой, бегают друг за другом. Но когда приходит время расходиться на обед, малыши уже перевозбудились, им трудно остановиться. И заканчивается все печально. Рассерженные мамы уводят веселую компанию по домам с криками и слезами.
Как не избежать этого? Привлеките внимание детей, пусть они соберутся вокруг одного взрослого, который возьмет на себя роль ведущего. Предложите детям сесть, как им удобно, скажите, что сейчас тот, кто первый захочет, отойдет, сядет и повернется к остальным спиной. А все по очереди должны подойти, ласково погладить его по плечу (обязательно подчеркните, что надо не толкнуть, не ударить, а ласково погладить!) и произнесут: "Это я! Узнай меня"! А малыш должен назвать по имени того, кто до него дотронулся. Если ребенок слишком мал или дети в группе ещё плохо знакомы друг с другом, взрослый может помочь, называя по имени всех участников игры. Желательно, что бы в роли "отгадывающего" побывал каждый ребенок.
При кажущейся простоте этой игры, она очень полезна для снятия напряжения и агрессии у детей, для развития эмпатии - умения сочувствовать, сопереживать другому человеку. Развивает игра и тактильное восприятие, то есть восприятие, узнавание окружающего мира через прикосновение, ощущение. И конечно же, создает в группе детей доброжелательную спокойную атмосферу!
Другая игра, с которой мы хотим вас познакомить, называется "Коршун" .
Отправляясь гулять с сыном или дочкой, любая мама надеется, что прогулка будет удачной - ни ее малыша никто не обидит, ни на него никто не будет в обиде. Однако конфликты в группе детей - не редкость. И это вполне объяснимо: один ребенок гиперактивный, другой - застенчивый, тихий. Третий всего боится и постоянно прячется за маму. Как объединить таких разных детей? Игра "Коршун" - это один из способов.
"Коршуном" в игре должен быть взрослый. Родители стоят на детской площадке, а их дети- "цыплята" бегают вокруг них. Родитель -"коршун" прячется. Как только он неожиданно появляется, родители быстро прячут детей за своей спиной, и все вместе начинают "прогонять коршуна", не давая ему подлететь к ребенку - топать ногами, кричать, махать руками.
Эта игра, с одной стороны, укрепляет эмоциональный контакт детей с родителями, с другой - помогает ребенку бороться со страхами.
Если в группе много слишком активных детей, игру можно немного изменить: при появлении "коршуна" дети должны быстро спрятаться в "домик" - в любое укрытие - и тихо-тихо сидеть, пока "коршун" не улетит. В этой форме игры происходит коррекция процессов возбуждения и торможения.
Следующие две игры хороши для плохой погоды, когда на улице идет дождик, а к вашему сыну или дочке пришли друзья. Вот тут-то и пригодятся игрушки! Предложите им, к примеру, игру "Зайчик" .
Для нее вам понадобится небольшая скатерть или полотенце да игрушечный заяц! Встаньте вместе с малышами, положив игрушку на полотенце, и удерживайте его за края. Начинайте плавно покачивать полотенце, приговаривая:
Зайчик, зайчик крепко спит
И шуметь нам не велит! Тс-с-с!
Затем ускоряйте движение со словами:
Зайка глазки открывает,
За морковкой убегает!
Раскачивайте полотенце все сильнее, так, что бы зайчик "подпрыгивал" на нем:
Повстречал в лесу он волка,
И бежит от волка прочь!
Надо зайчику помочь!
Постепенно замедляете темп, малыши говорят:
Успокойся, зайчик-зайка!
Ляг в кровать и засыпай-ка!
После этих слов движения становятся плавными, а затем прекращаются, и вы хором с детьми говорите как можно тише, спокойнее:
Зайчик-зайчик крепко спит
И шуметь нам не велит!
Тс-с-с! Тише!
Казалось бы, что в этой игре мудреного? Побросали зайчика, прочитали бесхитростный стишок… Но маленькому человечку эти несложные действия принесут много пользы! В этой игре развивается координация движений, ребенок приобретает навыки взаимодействия с другими детьми, умение управлять своим телом и…сопереживать.
Название игры "Найди друга" говорит само за себя. Безусловно, развивать индивидуальность ребенка очень важно. Но не менее важно развивать и коммуникативные навыки, а проще говоря - учить малыша дружить.
Для игры "Найди друга" вам понадобятся парные игрушки - например, два медвежонка, две собачки, два зайчика. Поскольку игра предназначена для закрытого помещения, можно включить музыку и сказать, что сейчас звери будут танцевать, но одним им танцевать скучно. И задача ребят - найти для своих игрушек пару! Дети ищут своей зверюшке "друга", а встретившись, начинают вместе танцевать.
Для совсем маленьких детишек можно вырезать из бумаги "медали" с изображением зверей, и каждому ребенку повесить такую медаль на грудь.
Игры, о которых мы рассказали, предназначены для детей от 3 до 6-7 лет. Они просты в исполнении, не требуют ни специального помещения, ни каких-то особых игровых материалов. Но это поистине "волшебные" игры для душевного здоровья вашего ребенка!
Дети рисуют солнце.
Обращали ли вы внимание, уважаемые родители, как часто дети рисуют солнце? Был даже международный конкурс под названием "Дети рисуют солнце"! Солнце на рисунке ребенка - в какой-то степени показатель его душевного спокойствия, его психического здоровья. Солнце - символ верховной власти и защиты, высшего авторитета. Давно подмечено: малыши, в чьих душах царит разлад, выбирают для рисования черный цвет.
Нет детей, которые бы не любили рисовать. Есть дети, которые разлюбили краски. Очень часто можно слышать жалобы родителей: в саду или школе ребенок рисует, а дома - ни в какую! Почему так происходит? Очень часто виноваты сами родители. Они либо усаживают малыша перед листом бумаги и уходят, забывая, что ребенку нужен не зритель, но человек сопереживающий. Ведь дети рисуют то, что для них важно. А другие мамы и папы впадают в иную крайность, чуть ли не начиная водить рукой ребенка по листу бумаги, рисуя, что хочется им, а не сыну или дочери. Что же потом удивляться, что дети не желают больше слышать о рисовании!
Есть еще одна причина, по которой малыша не уговоришь взяться за краски или карандаши. Это неправильно выбранный материал для рисования. Казалось бы, карандаш - он и есть карандаш. Это взрослый человек не заметит разницы между двумя желтыми карандашами. А трех или четырехлетний ребенок почему-то выберет только один из них. По принципу, конечно же, "мягкости" - от мягкого карандаша, прежде всего, не устают пальчики! Ведь не надо с силой нажимать на грифель, чтобы получилась яркая линия, а с твердыми карандашами - одно мучение!
Дети 2 - 5 лет тяготеют к "настенной" живописи. Но родители, как правило, не являются поклонниками этого вида искусства! Главный их аргумент - это испорченные обои. Но вот беда! Малыш просто не понимает этого аргумента! И между творцом и его родителями назревает конфликт…
А ведь "настенная" живопись - один из этапов развития ребенка. И решить проблему с испорченными обоями можно очень просто! Там, где ребенок облюбовал себе место для рисования, "закройте" всю часть стены листами ватмана и периодически обновляйте "полотна".
Для рисования у ребенка должен быть "набор художника" - не только цветные карандаши, но и мелки (для рисования на грифельных и досках, а летом - на асфальте), фломастеры, гуашь.
Вайолет Оклендер, талантливый детский психолог, подметила, что живопись, к примеру, обладает терапевтическим воздействием. "Подобно тому, как растекается краска, часто ведут себя и эмоции. <…> Поскольку оттенки, цвет и жидкая консистенция красок соответствует состоянию чувств, я иногда прошу ребенка нарисовать картину о том, как он чувствовал себя в тот или иной момент, или чувствует себя, когда печален или весел". - Пишет она в своей книге "Окна в мир ребенка".
Вы можете использовать тот же прием при занятиях с сыном или дочерью. Если, к примеру, ребенок каждый раз просит вас оставить в комнате свет на ночь, предложите ему нарисовать те чувства, с которыми он ложится спать. Если ребенок слишком мал, чтобы понять такую формулировку, упростите задачу. Попросите его нарисовать свою комнату и себя в кроватке перед сном. А когда рисунок будет готов, расспросите, что юный художник на ней изобразил. Не спешите с формальными комментариями "Как красиво"! Во-первых, малыш будет обескуражен и обижен. То, что он нарисовал, может оказаться вовсе не "красивым", а "страшным". И вы потеряете доверие ребенка - дети очень тонко чувствуют фальшивые интонации. А во-вторых, ребенок нуждается, скорее, в доброжелательном слушателе, ему важно "проговорить" несколько раз свои невысказанные страх, гнев или обиду…
Возраст от трех до одиннадцати лет - это "золотой век" детского рисунка! Дело в том, что в этот период уровень развития невербальных форм общения выше, чем вербальных - то есть словесных. Рисунок - это зеркало, в котором отражаются представления ребенка об окружающем мире, впечатления, вызванные событиями и предметами. В рисунке воплощаются даже отдельные интеллектуальные, личностные характеристики ребенка, его опыт, результаты усвоения элементов социального опыта и человеческой культуры. Поэтому карандаши, мелки, краски для малыша, для его души - поистине "волшебные" материалы!
Другим "волшебным" материалом является глина. Несколько поколений
выросло на пластилине, и в нашем сознании прочно закрепилась мысль,
что пластилин лучше глины. Не лучше. Прежде всего, он - твердый!
Думаю, многие родители сразу вспомнят, как "размягчали"
пластилин на батарее.
А глина - разная. Она будет такой, какой пожелает сделать ее ребенок.
Только что в руках малыша был упругий шарик, а уже через минуту
в его ладошках - "жидкое тесто" из глины! И для подобной
метаморфозы достаточно мисочки с теплой водой. Кроме того, вода
обладает дополнительным психотерапевтическим действием: она успокаивает.
И второй недостаток пластилина - он пачкает не только руки, но и все вокруг! После работы его трудно отчистить от пальчиков, и он забивается под ногти. А уж если малыш нечаянно наступит на свою пластилиновую скульптуру, маме хватит работы на час! Глина же смывается со всех поверхностей мокрой тряпочкой…
Глину можно назвать "волшебной" ещё и потому, что она - универсальное психотерапевтическое средство для детей с самыми разными проблемами. Агрессивный ребенок, работая с глиной, может дать выход своей агрессии. Те малыши, которые испытывают чувство неуверенности и страха, занимаясь лепкой из глины, обретают чувство контроля и владения собой. Почему так происходит? "Глина - это вещество, которое легко удалять, и для ее использования не существует строгих специальных правил. Крайне трудно сделать ошибку при работе с глиной. Дети, испытывающие потребность в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение Я в процессе использования глины", - пишет Вайолет Оклендер.
По наблюдениям В.Оклендер, болтливым детям работа с глиной помогает избавиться от избытка слов, а у малышей с задержкой речевого развития стимулирует словесное выражение своих эмоций.
Но для того, чтобы глина помогла ребенку, надо помочь малышу подружиться с глиной. Прежде всего, не оставляйте сына или дочку один на один с незнакомым материалом. Покажите, что глина может быть "сухая", а может - "мокрая". Как правило, малыши с восторгом овладевают именно "мокрой" глиной, вплоть до того, что ее кусочек оказывается полностью растворенным в миске с водой! И это закономерно по двум причинам. Во-первых, ребенку уже знаком "сухой" и твердый пластилин. Так что "сухая" глина для малыша не откровение. А во-вторых, это, с одной стороны, ощущение власти творца над материалом - вплоть до его уничтожения! И с другой стороны, это полное слияние с материалом!
Когда ребенок освоит и почувствует фактуру глины, начнется процесс творчества. Но шедевров поначалу ждать не придется. Если дать любому ребенку глину, он вылепит, скорее всего, две вещи - "чашу" и "змею". Конечно же, юный скульптор заслужил похвалу, а его поделки - почетное место на полке. Но вы должны помочь малышу освоить следующие этапы работы с глиной.
Предложите ему скатать шар, а потом отщипнуть от него кусочки - маленькие и большие… Проткнуть шар пальцем... Похлопать по нему ладошкой… Бросить с силой на пол…Разорвать на части и снова скатить глину в шар…Отщипнуть снова кусочек и скатать змею…Сначала толстую. Потом катать ее до тех пор, пока она не станет тонкой…Обернуть змею вокруг пальца…И снова скатать шар!
Что хотелось бы добавить в заключение? Лето дарит родителям и детям прекрасный материал для творчества. Это могут быть обычные речные камешки и песок на дачном участке или в парке. Еловые шишки, листья разных деревьев и цветы. Из сосновой коры можно вместе с ребенком выстругать, к примеру, целую флотилию, а из колючек репейника понаделать человечков! И всё это будет называться арттерапией. Потому что любое творчество помогает обрести душевное равновесие - как взрослым, так и детям!