Игровые обучающие ситуации для дошкольников. Приведенные примеры четырех ситуаций

Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский
17 октября 2013 г. вышел в свет приказ N 1155 г
. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", где прописаны
основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей. Согласно ФГОС ДО, сегодня нужны новые формы работы, которые позволяли бы педагогам, образно говоря, так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались и использовать для этого разные педагогические технологии.
Что же такое педагогическая технология?
\ В современной отечественной дошкольной педагогике термин «педагогические технологии» рассматривается как:  Компонент педагогической системы, способ конструирования воспитателем педагогического процесса с помощью системы средств и методов воспитания и обучения дошкольников в специально созданных для этого дидактических условиях детского сада в целях решения задач дошкольного образования.  Инструмент профессиональной деятельности педагога, которая имеет выраженную этапность (пошаговость), а также конкретность и четкость цели и задач деятельности педагога.  Система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития
личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, то есть как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат. В ФГОС делается акцент на то, что игра – это основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности.
Игра
- наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника. Идея включения игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, занимательность не должна стирать границ между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире (А.С. Макаренко, У.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева и др.). Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами. Так, по мнению А.В. Запорожца, игра - это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную актив- ность ребенка, его творческие возможности. Включение элементов сюжетно- ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал. Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к растительному и животному миру. Это подтверждают результаты исследования Л. А. Абрамян, которые показывают, что благодаря игре у детей вырабатывается позитивное отношение к окружающему, формируются положительные чувства и эмоции. Использование сюжетно – ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач - обучение. Не
вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения, с целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.
Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:
 свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию педагога, но без его диктата и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности;  творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность;  эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность;  деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта;  деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека.  деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени. Важна и другая сторона явления: экологические знания, которые вызывают положительную реакцию у детей, будут использоваться ими в процессе игры активнее, чем те, которые затрагивают лишь интеллектуальную сторону личности. С. Л. Рубинштейн считает, что игра - это деятельность ребенка, в которой он выражает свое отношение к окружающей действительности. « Людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности». И.А.Комарова, предлагает использовать игровые обучающие ситуации в практике работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста, и С.Н. Николаева, которая считает, что игровые обучающие ситуации способствуют формированию у дошкольников системы представлений о природе, а это в свою очередь является эффективным средством воспитания детей. Огромная роль в воспитании у детей осознанно-правильного отношения к природе принадлежит игровым обучающим ситуациям. Использовать сюжетно- ролевые игры и разнообразные игровые обучающие ситуации в практике работы по экологическому воспитанию дошкольников предложили педагоги – экологи С.Н.Николаева и И.А.Комарова.
Что же такое ИОС?

Форму обучающей игры
воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).
Цель игровой технологии
- не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Её задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка. 2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна

соответствовать следующим требованиям:
1.
Технологическая схема
– описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы. 2
. Научная база
– опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей. 3.
Системность
– технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью. 4.
Управляемость
– предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов. 5. Э
ффективность
– должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам. 6.
Воспроизводимость
– применение в других образовательных учреждениях.
Игровая технология строится
как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенной общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и т. д.
Особенностью игровых технологий
является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима дня и игра.
Использование игровой обучающей ситуации

в педагогическом процессе

важно по целому ряду причин:
 они дают возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствуют становлению личности, сохранению здоровья, а кроме того, соответствуют потребностям детей в общении и познании окружающей природы, поэтому они должны быть так же широко использованы в экологическом воспитании, как и в других его направлениях;  непосредственная образовательная деятельность с включением игровой обучающей ситуации доставляет радость ребенку, поэтому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения;  непосредственная образовательная деятельность с включением игровой обучающей ситуации ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;  все игровые действия предусматривают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт;  в игровой комплекс включаются игры и игровые обучающие ситуации на развитие разных анализаторов (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);  экологические знания, полученные в игровой деятельности и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка. В работе по экологическому образованию детей важным является использование разных типов игровых обучающих ситуаций, в которых присутствовала бы активная, экологически направленная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами, деятельность.
При подборе игровых обучающих ситуаций, прежде всего, необходимо

уделять внимание следующим вопросам:
 формированию понимания самоценности природы;  осознанию ребенком себя как части природы;
 воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;  формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;  пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушению одной из связей влечет за собой другие изменения;  формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;  формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе повседневной жизни.
ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая

игра. Её характеризуют следующие моменты:
 она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;  оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуются пространство и предметная среда;  в содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;  игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;  воспитатель руководит всей игрой, следит за развитием сюжета, исполнением ролей детей, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.
Игровые ситуации основаны на следующих принципах:
 Отсутствии принуждения;  Поддержке игровой атмосферы, реальных чувств детей;  Взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;  Переходе от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным. Игровые обучающие ситуации (И.О.С.) – специальная форма сюжетно – ролевой игры, разработанная Светланой Николаевной Николаевой.
Она выделяет несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.
Игровые обучающие ситуации делятся на три типа:

Первый тип ИОС
- использование игрушек-аналогов, изображающих различные объекты природы.
Второй тип ИОС
связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям.
Третий тип ИОС
- это различные варианты путешествий
1.Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж.Родари «Приключения Чиполлино» Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.
ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных

группах
, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях. Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым
млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы). Анализ такого сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже понять специфику живого.
2.Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения. Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков. Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении. Таким образом, литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои типичные особенности, т.е. действует в своем «амплуа», и взаимодействует непосредственно с ними. Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя
или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей - устами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам поведения (например, так, как это делает доктор Айболит). Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе. Еще одно обстоятельство имеет принципиальное значение. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он задает вопросы, поучает, рассказывает, объясняет - он взрослый и умнее детей. При использовании персонажа-простачка (например, Незнайки), который проявляет полную неосведомленность в событиях, статус детей меняется: уже «не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»: учат ее, поправляют, сообщают то, что сами знают. Такое соотношение позиций в ИОС придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в своих собственных глазах. Действует сильная игровая мотивация, и дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель: они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации.
АЛГОРИТМ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ С ЛИТЕРАТУРНЫМ

ПЕРСОНАЖЕМ

Построение ИОС:
имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам
Организация ППРС для ИОС

Содержание игры:
дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей.
Проведение игры
: объявление названия и сюжета от имени персонажа, распределение ролей, выступление персонажа в одной из двух функций: выполнение роли знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака, поддержание воображаемой ситуации в соответствии с сюжетом с помощью игрового персонажа
Руководство игрой:
постоянное поддержание специальными приемами воображаемой ситуации того пространства, в котором протекает игра, наблюдение за развитием сюжета, исполнение ролей детьми, ролевых взаимоотношений; Насыщение игры ролевыми диалогами и игровыми действиями, через
которые осуществляется дидактическая цель.
3.И

гровые обучающие ситуации типа путешествий
Еще один вид ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей.
Путешествия


в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия, Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре "роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней. В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через нее воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).
Игра-путешествие
как разновидность игровой ситуации предполагает наличие единого сюжета, в основе которого лежит воображаемое путешествие детей, преодоление трудностей, встречи с разными персонажами. Игры-путешествия могут иметь разнообразное содержание – путешествие по стране и городу, миру величин, красок, звуков. Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект. Важным является то, что игры путешествия - это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний Хорошая игра сложится, если воспитатель продумает и главные, и сопутствующие роли, назначит на них детей, подготовит необходимую атрибутику.

АЛГОРИТМ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ ТИПА

ПУТЕШЕСТВИЙ

Построение ИОС
: имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам
Организация ППРС для ИОС
: наличие игрушек, атрибутов, специально организованного пространства и предметной среды
Содержание игры
: дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей.
Проведение игры
: объявление названия и сюжета в основе которого лежит воображаемое путешествие детей, преодоление трудностей, встречи с разными персонажами, распределение ролей, принятие роли на себя, поддержание воображаемой ситуации в соответствии с сюжетом.
Руководство игрой
: постоянное поддержание специальными приемами воображаемой ситуации того пространства, в котором протекает игра, наблюдение за развитием сюжета, исполнение ролей детьми, ролевых взаимоотношений; Насыщение игры ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые осуществляется дидактическая цель.
Таким образом, делаем вывод что:
1.Все игровые обучающие ситуации требуют от воспитателя определенной подготовки. Он должен обдумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия детей, подготовить атрибутику. Очень важно, чтобы сам воспитатель легко входил в игру - в ряде случаев он исполняет одновременно две роли: ведет диалог от имени куклы-персонажа и при этом остается воспитателем, который проводит игру с детьми. 2.Обучение с использованием игровых обучающих ситуаций в отдельных случаях может выходить за рамки отведенного времени, но это неопасно, т.к. хорошая игра, создавая эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект. 3.Каждая тема игровых обучающих ситуаций должна иметь свою цель, содержание, не повторять предыдущую ситуацию, но быть связанной с ней. 4.Каждая игровая обучающая ситуация должна содержать небольшой объем новых знаний, которые позволят дошкольникам постепенно и более надежно усвоить материал;
5.Включать в содержание игровых ситуаций больше вопросов продуктивного характера, этим достигается умственная и речевая активность детей; 6.Для поддержания интереса к персонажу, в каждую встречу следует вносить элемент новизны: детали костюма, натуральные предметы, дидактические плакаты, наборы мелких картинок, видеоматериал, игрушечный телевизор, показ слайдовых презентаций и тд. 7.Для создания интереса, необходимо создать условия и обстановку для проведения игровых обучающих ситуаций, особенно ИОС типа путешествий. 8.Игровые обучающие ситуации будут давать положительный результат, если будут сочетаться с другими формами работы с детьми
Заключение
: Обобщая вышеизложенный материал, следует отметить, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, она обогащает и развивает личность, поэтому она широко используется нами в практике. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения. Игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение с ней, происходящее на её фоне, будут особенно эффективны. Игра создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Игра, как метод экологического воспитания, это игра специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Игра помогает детям усвоить качество предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Формирует у детей мотивацию к познанию, учитывая возрастные особенности детей, создаёт условия эмоционального комфорта, способствует формированию отзывчивости, как одно из необходимых нравственных качеств дошкольников. Дети погружаются в игровое действие, активно участвуют в создании воображаемой ситуации.
Благодаря использованию ИОС:
- решаются основные воспитательно-образовательные задачи; - повышается активность детей в процессе обучения; - снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности; - развивается эмоциональная отзывчивость. -игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.
Игровые обучающие ситуации, помогают детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения в природе, что имеет большое значение для экологического воспитания. Чередование таких игровых обучающих ситуаций с другими формами работы, способствуют формированию у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе и ко всему живому. При использовании игровых ситуаций на занятиях дети становятся более внимательными, они с интересом слушают рассказы, задают много дополнительных, интересующих их вопросов. В заключении хотелось бы сказать, что в работе с дошкольниками ИОС можно использовать не только в экологическом воспитании, но и во всех направлениях развития и образования детей (во всех о.о.), а также при организации самостоятельной деятельности детей.
Литература:
1. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42. 2. Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой, М.: Просвещение, 1989. – 188 с. 3. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с. 4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. – 336с. 5. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. – 128 с. 6. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49. 7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с. 8. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.: ил. 9. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: Природоведение. Ярославль: Академия развития, 1997. – 164 с.

Конференция: Современные педагогические технологии

Организация: МБДОУ д/с №15 «Ручеёк»

Населенный пункт: Саратовская область, г. Петровск

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырём основным видам речевой деятельности. Если справедлива пословица «По одёжке встречают, по уму провожают», то она, в первую очередь приемлема к человеческому общению, где слова - «одёжки» наших мыслей, и тем важнее не ошибиться в их выборе. Конечно, было бы неверным судить о человеке только по его словам, но в тоже время не возможно правильно оценить человека, не принимая во внимание его речь. Люди знали это с древних времён, ещё Сократ говорил: «Заговори, что бы я тебя увидел».

Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении у детей дошкольного возраста возможно через решение основных задач развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, посредством активизации традиционных и нетрадиционных методов в работе по развитию речи.

Педагогическая технология О.М. Ельцовой «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду» предполагает, с одной стороны, систему игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей, с другой – нетрадиционные формы речевой работы детьми.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков:

  1. развиваем умение сотрудничать;
  2. развиваем умение активно слушать;
  3. развиваем умение высказываться;
  4. развиваем умение правильно перерабатывать информацию.

К числу нетрадиционных форм речевой работы с детьми относятся:

  1. ситуации общения;
  2. игровые обучающие ситуации;
  3. творческие мастерские;
  4. интегрированные занятия с элементами кооперации.

Игровые обучающие ситуации (ИОС) - одна из форм совместной деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.

Игровые обучающие ситуации могут быть четырёх видов:

  1. ситуации – иллюстрации;
  2. ситуации – упражнения;
  3. ситуации партнёрского взаимодействия (ситуации – проблемы)
  4. ситуации – оценки.

В ситуациях – иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. В этом случае рекомендуется использовать кукольный театр, который позволяет дать детям образцы социально приемлемого поведения, активизировать навыки эффективного общения. Чаще всего ситуации – иллюстрации используются в младшей группе.

Начиная со средней группы, параллельно с использованием ситуаций – иллюстраций предлагаются игровые ситуации – упражнения . Включаясь в такие ситуации, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения в рамках игрового действия.

Участие детей в ситуациях партнёрского взаимодействия способствует освоению ими основных векторов социальных отношений, их отработке и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях – проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится сознавать и переживать их. Действуя в игровом образе, ребёнок овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно менять своё игровое, а затем и реальное поведение.

В старшей группе начинают использовать ситуации – оценки , предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать уже принятое решение, оценить его.

Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в неё педагогом.

Конспект НОД в средней группе «Лесенка доброты» с использованием сценария активизирующего общения (по О.М.Ельцовой)

Примерная основная образовательная программа

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

Возрастная группа средняя группа

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием):

«В гостях у сказки»

Тема НОД «Лесенка доброты»

Цель: Создание игровых обучающих ситуаций для развития коммуникативных способностей детей.

Задачи:

Формировать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей) , навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осмыслению собственной внутренней позиции.

Сформировать и расширить представление детей о доброте, как о ценном качестве человека.

Продолжать учить детей сравнивать предметы по размеру и обозначать результаты сравнения словами: верхний – нижний.

Совершенствовать умение аккуратно пользоваться клеем, прикладывать стороной намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

Развивать коммуникативные навыки устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

В совместных играх развивать умение выполнять правила игры, а так же элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Воспитывать интерес к устной речи, настроить детей друг на друга, дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности: решение проблемной ситуации, игра, практическая работа, беседа

Оборудование: колокольчик, мяч, картины «Лесенка доброты» со злой Бабой-Ягой и «Лесенка доброты» с доброй Бабой-Ягой, предметы: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер; флеш-проигрыватель, аудиозапись песни «Если добрый ты» слова Пляцковского М., музыка Савельева Б. По количеству детей: заколдованные и расколдованные картинки (грязные ботинки, неубранная постель, мама несет тяжелую сумку, мальчик плачет, дети ссорятся, сидит мальчик, а рядом стоит бабушка, т.п.; чистые ботинки, застеленная постель, мальчик помогает нести сумку маме, мальчик смеется, бабушка сидит и улыбается, а рядом стоит мальчик, т.п.); ватман, заготовки для цветов, клей-карандаш, салфетки.

Предварительная работа:

Беседа о доброте, конкурс на самый добрый вопрос.

Чтение сказок и рассматривание иллюстраций.

Сценки-этюды «Поможем Пяточку», «Как помочь зайке и мишке», «Добрый мальчик», «Приветливые люди», «Доброе превращение », «Школа вежливости».

Дидактические игры и упражнения «Лесенка доброты», «Вежливо – невежливо», «Темные и светлые слова».

Дети играют, воспитатель берет колокольчик и, звеня им, читает стихотворение.

Мой колокольчик звенит, заливается,

И ребята вокруг собираются.

Мой колокольчик звенит и звенит,

Всем ребятам собираться велит.

Мой колокольчик звенит, заливается

И звоночек его всем нам нравятся.

Ребята, посмотрите в окошко и скажите какое сегодня утро? (ответы детей). Да, утро доброе, ласковое, ясное. И солнышко нам улыбается и протягивает свои лучики, приветствует всех нас.

Протяните к солнышку руки, улыбнитесь ему, а теперь повернитесь друг к другу и подарите свою улыбку. Ребята, я тоже вас всех приветствую, посылаю вам всем свою улыбку.

Посмотрите, что за стрелки на полу, куда они ведут?

(Дети подходят к картине «Лесенка доброты», садятся на стульчики)

Беседа по картинке «Лесенка доброты»

Каких героев сказок вы видите? Кто расположен на нижней (верхней) ступеньке? Как вы думаете, почему они изображены на разных ступеньках лестницы? Какие из героев добрые, а какие - нет? Почему вы так думаете? (Ответы детей).

Баба-Яга больше не хочет быть злой, а хочет стать хорошей, доброй. Поможем ей в этом? (Ответы детей).

Расскажите ей, что такое доброта? (Ответы детей)

А теперь все вместе скажем и внимательно вслушаемся в это слово - доброта (Слово «доброта» педагог произносит мягко, нежно).

Всегда, и в давние времена, как рассказывают книги, и сейчас это слово произносят мягко - доброта. Добро тебе, добро от тебя. Как это верно!

Что делает человека добрым: дела или слова? (Ответы детей) .

Сейчас, сию минуту сможете вы друг другу подарить добро? Как это сделать? (Ответы детей: Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, признаться в хорошем настроении...).

Дети вместе с педагогом подходят к столу, где лежат разнообразные предметы: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер.

Посмотрите, как много здесь разных предметов. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой? (Ответы детей: Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку).

Доброта – это наше ласковое слово, улыбка подаренная людям, хорошие поступки, любовь к живой природе, настроение, любовь к своим близким, забота о них. Если вы добрые, то у вас много друзей.

Расскажите про своего доброго друга.

Игра «Добрый друг»

Дети под музыку шагают по кругу, а когда она заканчивается, педагог вручает мячик одному из детей, и тот, называя по имени своего друга, говорит о его добрых делах и поступках.

Я знаю, что…(Ответы детей: Саша всегда убирает игрушки…).

А затем все дети хором произносят:

Станьте, дети! Станьте в круг!

Станьте в круг! Станьте в круг!

Я твой друг и ты мой друг,

Добрый, верный друг!

Ласковое, доброе слово душу согревает. Давайте изменим имя Бабы-Яги, назовем ее ласково нежно.

Игра « Ласковое слово»

(Бабушка-Яга, Бабушка-Ягуля, Бабуленька-Ягуленька…)

Игра «Добрые превращения»

Помогите расколдовать заколдованные Бабой-Ягой картинки и тогда ее злые чары исчезнут.

Дети проходят, садятся за столы. Работа с раздаточным материалом.

У каждого ребенка по одной карточке - заколдованные картинки. Педагог показывает с противоположным действием картинку (расколдованную).

Надо накрыть соответствующую заколдованную картинку - расколдованной. И рассказать, почему именно эта картинка расколдованная.

В конце игры педагог накрывает картинку злой Бабы-Яги – доброй Бабуленькой-Ягуленькой .

Посмотрите, случилось волшебство, Бабуля-Ягуля стала доброй, нежной.

Рассматриваем картинку «Лесенка доброты», где Баба-Яга – добрая, веселая, а злая исчезла.

Все считают, что Яга хитрая и злая,

А мне кажется, она вовсе не такая.

Если ей прическу сделать,

Макияж ей нанести,

Зубы вставить побелее

И букет преподнести.

Станет доброй и красивой,

Вас не будет обижать.

Хочет быть Яга любимой,

Это надо понимать!

А чтобы бабушка не забыла, что такое доброта и больше никого не обижала, подарим ей букет цветов.

Коллективная аппликация «Букет цветов»

Во время работы детей звучит песня «Если добрый ты» слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева.

Я думаю, что и вас смело можно назвать всех без исключений добрыми детьми! Ведь вы помогли Бабе-Яге стать доброй! Хочется вам пожелать:

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли.

Чтобы добрыми словами,

Говорили вы с друзьями.

Использованные материалы и Интернет – ресурсы

1. Ельцова О. М., Терехова А.Н. Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками [Электронный ресурс] URL:http://www.school2100.ru

2. Смирнова И. «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО» [Электронный ресурс] URL: http://pedagogie.ru/

3. Ельцова О. М., Горбачевская Н. Н., Терехова А. Н. «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду», Детство-пресс, 2008

Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры и дискуссионные занятия. В педагогической литературе мы видим несколько разных квалификаций игровых ситуаций. Обычно основанием классификации являются целевое предназначение игровой ситуации.

Игровые ситуации подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игровые ситуации, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные.

Игровые ситуации с правилами - это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры-забавы. Одни игровые ситуации создаются самими детьми под руководством учителя - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры.

Для развития полноценного игрового общения используется такая форма речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации. Существуют четыре вида обучающих ситуаций: Ситуации-иллюстрации; Ситуации-упражнения; Ситуации партнерского взаимодействия (ситуации-проблемы) Ситуации-оценки. Ситуации-иллюстрации, чаще всего используют в обучении младших школьников. Педагог разыгрывает простые сценки из жизни детей. Рекомендуется использовать иллюстрации, кукольный театр, игрушки. Параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах), где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. Где ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их .

С детьми постарше можно использовать ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

Обучение игровому общению осуществляется в форме сценариев активизирующего общения. Сценарий общения может включать разговор педагога с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). В таких видах деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего школьного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

Наряду с ситуациями-иллюстрациями в образовательном процессе широко используются ситуации-упражнения. Теперь ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей.

Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций .

Одним из эффективных способов решения проблемы является использование в обучении детей младшего школьного возраста игровых коммуникативных ситуаций. Коммуникативная игровая ситуация актуализирует ведущие мотивы ребенка, значительно повышает уровень речевой активности, улучшает качества речевых высказываний дошкольников и повышает эффективность обучения.

Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в нее педагогом. Основу игровой ситуации составляет сценарий активизирующего общения, овладение детьми определенными навыками и умениями .

В целях оптимизации образовательного процесса воспитатели конкретизируют задачи игровых ситуаций, выделяя обучающие, развивающие и воспитательные. Сценарии игровых ситуаций необходимо разрабатывать таким образом, чтобы реализовать на практике "золотое правило" педагогики: "Мы должны так обучать детей, чтобы, они об этом даже не догадывались". Это дает возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игровой деятельности ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.

Из всего существующего многообразия различных видов игровых ситуаций именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Дидактическая игровая ситуация (обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Игровая ситуация - драматизация. Для детей дошкольного возраста наиболее притягателен процесс перевоплощения в конкретный художественный или реальный образ (это стремление к перевоплощению сохраняется на всех этапах развития личности ребенка). Установка на игровую ситуацию - драматизацию активирует мышление детей в направлении поиска ответов на возникающие вопросы, на решение способа имитации, разыгрывание роли и тому подобное. Вхождение в роль и действие внутри ее согласно сюжету требует от ребенка усиленной игры воображения.

Игровая ситуация - соревнование. Под методом соревнования понимают введения дополнительного стимула, направленного на усиления мотивов и активизацию коллективной деятельности дошкольников. В ходе правильно организованного соревнования дети всегда оживлены, увлечены, внутренне подтянуты. Изменение внешнего поведения и отношения к выполнению требуемых действий объясняется тем, что в соревновании ребенок выступает в позиции человека, от которого зависит успех коллектива. Именно в силу своей привлекательности эта позиция может изменить сложившееся у ребенка безразличное или отрицательное отношение к воспитываемым формам поведения. Гораздо эффективнее длительное соревнование, рассчитанное на определенный срок - неделю, месяц. Оно побуждает детей относительно долго следить за своим поведением - соблюдать правила вежливости, быть опрятным, прилежным .

Среди игровых ситуаций, которые могут применяться воспитателями на практике помимо игр-драматизаций и соревнований, можно выделить: творческие игровые ситуации и их разновидности в виде сюжетно-ролевых и деловых игр, дидактические, среди них развивающие и познавательные игры, различные игровые приемы поощрения и контроля, ритмические игровые ситуации и длительные тематические комплексные игровые ситуации. Творческая игровая ситуация предполагает преобразующую деятельность дошкольника, когда он строит игровой сюжет действия, в который включает участников-детей. Между участниками вырабатываются правила, обязательные для всех. Ребенок, став автором, режиссером и артистом, добровольно и динамично перевоплощался в своих героев, стремясь через них выразить то, что его больше всего волновало и тревожило. Творческая игровая ситуация может быть использована педагогом для формирования коллективистских отношений между детьми.

Под ролевой игровой ситуацией понимается ограниченное по месту и времени соревнование в решении задач участников, исполняющих строго заданные роли в условиях четко определенной ситуации. Достижение успеха участника в ролевой игре зависит от сознательности участия (анализ и рефлексия собственного поведения). Отсюда возникают педагогические ресурсы стимулирования самопознания и самосовершенствования дошкольников .

Деловая игровая ситуация - метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам. Дидактические игровые ситуации обеспечивают смену видов деятельности. Дидактическая игровая ситуация представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Игровая ситуация является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Существенный признак дидактической игровой ситуации - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Дидактическая игровая ситуация имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Все структурные элементы дидактической игровой ситуации взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает процесс.

В познавательных игровых ситуациях на первый план выступает наличие знаний, навыков. Игровая ситуация должна соответствовать знаниям, которыми располагают дошкольники. Развивающие игровые ситуации требуют особой осторожности. Трудные, непосильные задачи могут ребенка отпугнуть. Здесь необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Но зато, когда ребенку удается осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игровой ситуации. У него появляется вера в свои силы, развивается "умственный аппетит", а это значит, что цель таких игровых ситуаций достигнута.

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные ФГТ, заключаются в следующем: если раньше в программе были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идет о совокупности образовательных областей.

Отказ от занятий требует обращения воспитателей к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли, образно говоря,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые ситуации – современный подход к освоению образовательных областей программы.

Актуальность.

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные ФГТ, заключаются в следующем: если раньше в программе были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идет о совокупности образовательных областей.

Акцент со ЗУН переносится на формирование общей культуры, развитие качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.

Решать поставленные задачи предлагается с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе, с учетом интеграции образовательных областей; в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещен акцент с занятий).

Отказ от занятий требует обращения воспитателей к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

Игровые обучающие ситуации – одна из современных форм деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность. Мир ребенка, как и мир взрослых, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передается из поколения в поколение. Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению между собой, так и с окружающими. Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый, создав все условия.

К этим условиям можно отнести:

Обогащение детей впечатлениями об окружающем мире,

Привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, обсуждение событий, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр…),

Активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.

ИОС – это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеризуют:

Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, лит-го произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организовано пространство и предметная среда;

Игру проводит воспитатель, объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет роль и на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

Воспитатель руководит игрой: следит за сюжетом, исполнением ролей, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляются дидактические цели.

Виды ИОС:

Ситуации-иллюстрации

Ситуации-упражнения

Ситуации-проблемы

Ситуации-оценки

В ситуациях-иллюстрациях педагогом разыгрываются простые сценки из жизни детей, дает образцы социально-приемлемого поведения. Ситуации-иллюстрации, чаще всего используют в младшей группе. .Рекомендуется использовать иллюстрации, кукольный театр, игрушки.

Со средней группы, параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения . Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах), где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. Где ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Например, Проблемная ситуация. Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришел? (видеоролик-Почтальон Печкин. Остановить видеоролик)

Он принес нам письмо от кота Матроскина и Шарика. Послушайте.

Письмо:

Здравствуйте, дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки! Решили обратиться к вам с просьбой. Может быть, вы сможете нам помочь? Случилась беда. Заболел Дядя Фёдор. Не ест, не пьёт, песенки не поёт. Не радует его ни мороженое, ни пирожное. Не знаем, чем его лечить. А вы все такие красивые, здоровенькие, и щёчки у вас розовенькие. Наверное, секрет какой-то знаете. Поделитесь с нами, как Дядю Фёдора вылечить. Только просим помочь быстрее, а то ему совсем плохо.

Воспитатель: Да, грустная история. Ребята, как вы считаете, сможем мы помочь вылечить Дядю Фёдора? (Ответы детей) - А как мы сможем его вылечить?

В старшей группе начинают использоваться ситуации-оценки , оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

Например: дети в ходе игр-драматизации берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера (добрый-злой, честный-лживый). Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей.

Обучение игровому общению осуществляется в форме сценариев активизирующего общения.

Сценарий общения может включать разговор воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин).

В сценариях активизирующего общения ставятся и решаются следующие задачи: коммуникативное развитие детей; пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми – детской языковой и коммуникативной самодеятельности.

В сценариях активизирующего общения обучения совершается в основном во внеурочных формах, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Где взрослый выступает как партнер по общению: во-первых, это старший партнер, он более взрослый, более сильный, более умный; во-вторых, это человек, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений; в третьих, он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций (не отвечать на непонятные и неинтересные вопросы, не повторять за воспитателем то, что все уже слышали и т.д.). В сценариях активизирующего общения выделяются ряд задач, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя языка ребенка; развитие связной речи.

Таким образом, игровые обучающие ситуации одновременно и параллельно решают задачу установления эмоциональных личностных контактов между детьми. Это достигается за счет изменения стиля взаимоотношений педагога и детей, на партнерскую.

Существуют типы ИОС:

Первый тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям.

Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность. Литературная биография каждого из них позволяет использовать различные стороны их поведения.

Второй тип ИОС – использование игрушек-аналогов.

Построение игровой обучающей ситуации с игрушками - аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным моментам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования, способу взаимодействия с ними.

Третий тип ИОС включает в себя различные варианты игры в путешествие , сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний.

В каждом конкретном случае сюжет игры придумывается таким образом, чтобы дети посещали новые места, знакомить с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т.д.

Все ИОС требуют от воспитателя подготовки: обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль.

Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития дошкольника.

Выступление на неделе педагогического мастерства

Игровые обучающие ситуации – современный подход к освоению образовательных областей программы

Подготовила: воспитатель

О.В. Попова

МБОУ «Начальная школа-детский сад компенсирующего вида №1» г. Воркуты

2012-2013 уч.гг.

Игровые ситуации иллюстрирующего типа

«Инсценировка с игрушками – готовое решение»

Я с помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываю ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как Юра бабушке помог», «Не забывай волшебные слова», «Как Алена и Миша делились игрушками», «Как Костя и Гордей помирились». Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

Игровые ситуации активного участия типа

«Инсценировка с игрушками – подскажи решение»

Подключаю детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, Какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).

Инсценировки с игрушками «Подскажи решение» лучше проводить после показа инсценировок с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывает мне, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.

Игровые ситуации непосредственной помощи типа

«Поможем нашим игрушкам»

Я организую ситуации, требующие от детей активного сочувствия, помощи, заботы: помочь заболевшей кукле, накормить голодного котенка, построить кормушку для птиц, подобрать теплую одежду для обезьянки. Успех зависит от того, насколько содержание совпадает с опытом детей, их жизненными впечатлениями. Дети подключаются к решению проблемы: они не только обсуждают, но и практически осуществляют необходимые действия.

Практические игровые и реальные ситуации, направленные

на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)

Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания. Например,

«Научим наших кукол здороваться и прощаться», «Покажем Мишутке, как принимать гостей», «Поздравим Ксюшу с днем рождения». Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение для социально – эмоционального развития имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы. В моей работе это ситуации практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых: «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь); «Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть); «Мы встречаем друга после болезни»; «Поменяемся игрушками»; «Мы делаем подарки малышам (мамам, папам)».

Я эмоционально представляю возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем ее порадовать?») и вовлекаю детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказываю или показываю правильный способ решения проблемы и предлагаю самостоятельно его осуществить.

Работая с младшими дошкольниками, я приучаю детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью создаю затруднения. Например, в ситуации «Игрушки рассыпались» специально роняю на пол мелкие предметы (маленькие игрушки, кубики, карандаши, кольца от пирамидки), которые несу на подносе: «Ах, я оступилась, все игрушки рассыпала! Кто же мне поможет? И нашей няни Иры нет!». Дети начинают помогать. Я поощряю их: «Игрушки хотели от меня убежать, а вы не позволили. Катя два кубика принесла, Яночка – карандаши, Саша нашел елочку, она так спряталась, а он разыскал ее и принес. Вы такие зоркие, ручки у вас умелые. Все игрушки сложили. Спасибо! Вы хорошие помощники».

Не все малыши сразу включаются в такую ситуацию. Тех, кто лишь наблюдает, я не тороплю. Дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем, и в следующий раз они попытаются помочь. Подобные ситуации я организую неоднократно. С каждым разом дети быстрее понимают мои затруднения и увереннее включаются в помощь, приобретая ценный практический опыт.

Практические ситуации типа

«Наша забота нужна всем»

Дети приобретают опыт участия в делах, важных для детского сада: «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы сажаем рассаду цветов», «Мы сажаем огород на подоконнике», «Мы готовим пособия для занятий: вырезаем овалы, квадраты, треугольники». Моя задача – увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.

Практические ситуации гуманистического выбора

Ставлю детей перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; дать поиграть своей игрушкой малышу или остаться равнодушным к его просьбе; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать ее. Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально – нравственного и эмоционального развития.

Практические ситуации проблемного типа

«Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, со столов «исчезли» салфетки; на некоторых шкафчиках отклеились картинки; отсутствуют краски различных цветов (коричневый, зеленый, оранжевый); некоторым детям не хватает пластилина для лепки; на полу обнаружена разлитая вода; перепутана детские варежки и обувь. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение. Я не спешу давать советы, выслушиваю все мнения и предложения. Совместно с детьми мы находим способы разрешения проблем: смешиваем краски, чтобы получить нужный цвет; делим пластилин на всех; придумываем, из чего сделать салфетки; вытираем воду; подклеиваем картинки на шкафчиках; разбираем по парам варежки и обувь.

Практические ситуации типа

«Мы самые старшие в детском саду»

Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Я организую ситуации: «Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Подготовим для малышей кукольный театр (концерт, спектакль)», «Поможем малышам сделать снежную бабу (горку)», «Научим малышей водить хороводы».

Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников. Это даст толчок для переживания или для проявления ответных чувств.

Практические ситуации типа

«Мы дружим со школьниками»

Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учащимися школы: «У нас спортивный праздник», «Мы ждем гостей – школьников и учительницу», «Мы обмениваемся сувенирами», «Мы готовим сюрприз нашим друзьям – школьникам».

Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учащихся школы.

Практические ситуации типа

«Научи своего друга тому, что умеешь сам»

В своей работе я активно использую условные вербальные ситуации. Они связаны с обсуждением жизненных событий, поступков и отношений. Содержание ситуаций черпаю из детской литературы или придумываю – тогда они выглядят как случай из жизни детей из другого детского сада, знакомого мальчика или девочки. Основой ситуации может стать видеосюжет, книжная иллюстрация или картина.

Раскрывая перед детьми то или иное жизненное событие, я вызываю их на откровенный разговор, чтобы связать обсуждаемые проблемы с их личным опытом, вызвать соответствующие чувства, дать правильную оценку.

При использовании вербальных ситуаций избегаю прямых аналогий с событиями в группе, указания конкретных имен и поступков детей. Моя задача – пробудить определенные эмоциональные переживания, навеянные обсуждаемой ситуацией, и помочь детям самостоятельно сделать нужные выводы.

Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях, которые возникают по моей инициативе или стихийно, обогащают эмоциональный мир моих воспитанников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.

Социальное развитие дошкольника, его контакты с окружающими развиваются успешно при условии эмоциональной «грамотности», т.е. умение не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других. Часто дошкольник проявляет равнодушие к людям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет «прочесть эмоцию», выраженную в мимике, жестах интонации. Поэтому необходимо уделять особое внимание развитию способности понимать эмоциональное состояние других, различать выражение эмоциональных состояний в реальной жизни и в искусстве, осознавать и регулировать собственные чувства.

У детей появляется способность понимать эмоциональное состояние человека, выраженное языком живописи, музыки, художественной литература, театра, кино, фотографии. Одновременно развивается умение устанавливать созвучность эмоционального состояния человека и соответствующего настроения в искусстве. Целью воспитателя является развитие у детей умения передавать чувства и эмоциональные состояния в играх, движениях, танцевальной, художественно – театральной и изобразительной деятельности.

Уже в младших группах необходимо вовлекать детей в игры – имитации. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По показу воспитателя и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый - злой, веселый - грустный, агрессивный – спокойный) и их образы. Например:

Маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь; ласковая, грациозная кошка и сердитая собака; большая добрая курица и маленькие, подвижные, веселые цыплята.

Игры – имитации смены эмоциональных и физических состояний.

Например, кошка играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют соответствующие действия.

Игры – имитации состояний природы.

Дети изображают, как кружатся листья, раскачиваются деревья, солнышко восходит – цветок тянется к нему и улыбается; солнышко садится – цветок засыпает и закрывает лепестки.

Участие в образных играх – имитациях позволяет пережить разнообразные эмоции, а также увидеть, как другие дети и воспитатель передают эмоциональное и физическое состояние изображаемого образа. Это способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.

Игры – имитации также являются эффективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключения их внимания, расширения впечатлений. В младших группах воспитатель может проводить такие игры с желающими детьми ежедневно.

В младшем дошкольном возрасте ребенок уже способен к различению и сравнению ярко выраженных контрастных эмоциональных состояний (смех – слезы). В старшем дошкольном возрасте дети понимают более широкий круг эмоциональных проявлений, находят черты их сходства и различия, устанавливают причины разного настроения. Их внимание обращают на особенности внешнего проявления эмоционального состояния (положения бровей, уголков рта ☺, выражения глаз, жесты, позы, интонации). Постепенно дети приобретают эмоциональную чуткость, способность правильно реагировать на настроения и чувства близких людей.

Статьи по теме: