Какие проводят игры на масленицу. Гори-гори ясно, чтобы не погасло! Игры и конкурсы на Масленицу

Так как настала приятная пора оттепели, все выходят на улицу, у всех появляется больше жизненной энергии. Соответственно, её нужно направить в приятное русло, поэтому и устраиваются игры для детей и конкурсы на Масленицу, вот несколько из них:

  • «Платочек» - подвязанные на разной высоте платочки срываются с прыжка мальчиками, после чего они дарят их приглянувшимся девочкам.
  • «Петушки» - в начерченном кругу парни, стоя на одной ноге, пытаются вытолкнуть друг друга за его пределы без использования рук.

Метание валенка

Суть игры заключена в названии.
Мол, прощай, валенок!
Метание на дальность, точность, близость падения второго валенка от первого.
Подходит и для большого зала, но лучше, конечно, для улицы.

Бег с препятствиями

В эстафете участвуют двое парней.
Этапы:

  • Надеть русскую рубаху
  • Подпоясаться кушаком
  • Съесть банан
  • Свистнуть
  • Поцеловать красавицу

Красавица одна. Ее целует тот, кто первым прошел предыдущие этапы.

Вариант:
Такого рода эстафету можно проводить и летом, скажем, в лагере.
На пляже парням надо на бегу к воде: снять бейсболку, куртку, рубашку, кроссовки, брюки, нырнуть в воду. Кто первый?

«Горелки»

Игpающие встают паpами дpуг за дpугом. Впеpеди всех на pасстоянии двух шагов стоит водящий – гоpелка. Игpающие наpаспев говоpят слова:

«Гоpи, гоpи ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подолее,
Гляди в поле,
Едут там тpубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды гоpят,
Жуpавли кpичат:
— Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воpонь,
А беги, как огонь!»
После последних слов дети, стоящие в последней паpе, бегут с двух стоpон вдоль колонны. Гоpелка стаpается запятнать одного из них. Если бегущие игpоки успели взять дpуг дpуга за pуки, пpежде чем гоpелка запятнает одного из них, то они встают впеpеди пеpвой паpы, а гоpелка вновь гоpит.
Игpа повтоpяется.
Если гоpелке удается запятнать одного из бегущих в паpе, то он встает с ним впеpеди всей колонны, а тот, кто остался без паpы, гоpит.
Пpавила игpы:
Гоpелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игpоков сpазу же, как только они пpобегут мимо него.

«Плетень»

Всех участников делят на две команды и выстраивают в две шеренги друг напротив друга.
Участники заплетают «плетень» – берутся за руки через одного, перекрестно.
Участники первой команды шагают навстречу другой команде, которая в это время стоит на месте, и говорят: «Машу все мы поздравляем и здоровья ей желаем!». Вторую половину фразы они говорят, шагая назад. То же делает потом другая команда. Затем все выстраиваются в затылок и идут за ведущим, который старается идти так, чтобы все запутались. Как только ведущий хлопает в ладоши, обе команды становятся на свои места и снова заплетаются в «плетень».
Обычно после этого появляются «лишние» руки.

«Филин и Пташки»

Перед началом конкурса дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал. На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

«Метла на лбу»

А теперь попробуйте, как можно дольше поносить на лбу метлу.

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

«Корчага»

Жеребьевкой выбираются корчага и водящий. Корчагу накрывают платком и сажают в центр круга, образуемого участниками игры. Водящий по секрету от корчаги дает всем играющим названия: «птичка», «цветок» и т. п. Затем он встает возле корчаги и вызывает по очереди каждого из игроков, произнося его новое имя. Вызванный подходит к сидящему, слегка ударяет его рукой и, возвратившись на место, хлопает в ладоши. После этого водящий снимает с корчаги платок и спрашивает, кто его ударил. Если водящий отгадает, на его место садится ударивший, если нет, корчага остается в центре круга, и игра продолжается.

Великдень – чествование ЯРИЛЫ (Яруна, Яровита) – Бога весеннего Солнца, мужской силы, воинственности, яри, и храбрости.

Ярила несёт в себе и воинские качества, которые одновременно переплетаются с образом Бога-защитника. Следовательно, Великдень Дажбожий является чествованием рождения Ярого весеннего Солнца-Ярилы. В традицию проведения праздника обязательно входили молодецкие забавы для того, чтобы мужчины могли пробудить и увеличить количество Ярой силы, т.е. мужской, воинской силы, увеличить храбрость.

Традиционной молодецкой забавой на Великдень - Масленица были кулачные бои.

Кулачный бой, как боевое искусство (а временами и народная потеха), представлял собой бой голыми кулаками. На Руси кулачный бой имел не только развлекательных характер, но был, также, направлен на развитие у масс народного населения военных навыков, которые применялись для защиты своих земель и других ратных действий.

Кулачный бой вовсе не был побоищем без правил, это был целый обряд, традиция, которая почиталась в народе, а самые сильные бойцы пользовались всеобщей славой и уважением. «Кулачки», «Бойовище», «Навкулачки», «Бойка» - слова которые сегодня вышли из общего обихода, ранее означали именно кулачный бой.

Правила и виды кулачного боя.

Кулачные бои проводись в разных вариантах: «стенка на стенку», «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». В летний период бой проходил на площадях, зимой - на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Самый древний вид боя считается «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Он представлял собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».



Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них - неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые мужчины. Строго запрещалось бить лежачего или присевшего, а так же хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или, хотя бы, заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию, на которой шёл бой), считалась побеждённой.

У каждой «стенки» был свой руководитель - «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд, также, существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу», были опытными мастерами боя «сам на сам».

Молодецкая забава «Шапки».

Играют в эту традиционную игру двое парней. На голове у каждого из них по шапке. По обоюдной готовности игроки начинают, иногда, обозначая начало каким-либо действием, например «сгрудкой». Задача состоит в том, чтобы, используя свою ловкость и находчивость, применяя различные уловки и финты, сбить с головы противника шапку. Есть варианты игры, когда шапку можно не только сбивать ударом на подобии оплеухи, затрещины и т.п., но и срывать. Упавшая на землю шапка – признак победы.

В общих чертах, не учитывая различных вариантов этой игры, правила следующие:

  • бить по шапке.
  • бить открытой ладонью.
  • во время состязания свою шапку не держать и не поправлять руками.
  • победитель тот, кто остался в шапке.

Игра «Перетягивание ступнями».

Соперники стоят на одной ноге боком друг к другу, сцепившись стопами поднятых ног. Каждый старается заставить соперника стать на обе ноги. Проигрывает тот, кто не сможет устоять на одной ноге. При этом, нельзя толкать соперника руками, желательно заложить их за спину.

Игра «Кто останется в круге»?

Встав на одну ногу и скрестив руки на груди, участники стараются вытолкнуть плечом друг друга из круга или заставить встать на обе ноги. Кто не сумеет удержаться - выходит из игры.

Особенно интересен финал, когда в круге остаются два самых сильных и ловких участника.

На праздниках проводятся, также, другие народные игры и хороводы.

Хоровод «Во саду ли, в огороде».

Участники идут вправо по кругу, взявшись за руки, встав поочерёдно: молодец, барышня и поют слова песни:

«Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

У ней русая коса,

Лента голубая.

Ух, ух, уха – ха – (все идут в круг, говорят молодцы, в конце слов топают ногой, при этом молодцы с небольшой силой затягиваю барышень в круг, а барышни слегка упираются).

». - (Все идут из круга, говорят барышни)…. – 2 раза.

Участники идут влево по кругу, взявшись за руки и поют дальше:

«Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

Она ростом невеличка,

Лицом круглоличка.

Ух, ух, уха – ха – (все идут в круг, говорят молодцы, в конце слов топают ногой).

Что вы, что вы, что вы, что вы ». – (Все идут из круга, говорят барышни)…. – 2 раза.

Молодцам при произношении слов: «Ух, ух, уха - ха» проявить в голосе и поведении мужскую ярую силу.

Барышням необходимо произнести слова: «Что вы, что вы, что вы, что вы – тонким, мягким голосом и проявить в поведении женскую застенчивость.

Игра «Ручеёк».

Эту игру знали и любили ещё наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода - эмоциональная, она создаёт настроение, весёлое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор.

Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и уводит за собой выбранную девицу. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка». Проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется - чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить её под музыку.


Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.

Золотые Ворота.

Из 6-20 участников игры выбирают двух посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет Солнцем, а кто Луной (Месяцем). Выбравшие себе роли солнца и Луны становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие, взявшись за руки, вереницей идут через «ворота». При этом поют любимые песни.

Когда через ворота идёт последний идущий, они «закрываются»: Солнце и Луна опускают поднятые руки и тот, кто шёл последним, оказывается между ними. Задержанного тихо спрашивают, где бы он хотел стать, позади Луны или Солнца. Потом, все играющие снова проходят через «ворота», и опять последнего останавливают. Это повторяется до тех пор, пока все не станут распределены по группам. Тогда группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью верёвки, палки и т.д.

Игра «Невод».

Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя «невод». Их задача – поймать как можно больше «плавающих рыб», т.е. остальных игроков. Задача «рыб» - не попасться в «невод». Если «рыбка» не смогла увильнуть и оказалась в «неводе», то она присоединяется к водящим и сама становится частью «невода». «Рыбки» не имеют права рвать «невод», т.е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определяется игрок, оказавшийся самой «проворной рыбкой».

Игра «Поводырь».

Во внутренний круг, лицом в центр круга, встают мужчины, берутся за руки и закрывают глаза. Во внешнем кругу идут хороводом девушки под музыку. Через какое-то время по сигналу ведущего – хлопку или свисту, девушки начинают разбирать парней – любого понравившегося из тех, что ближе стоят. Берут парня за руку и ведут по кругу, парень всё это время идёт с закрытыми глазами. Желательно, чтобы количество девушек и парней совпадало, чтобы никто не остался стоять одиноко во внутреннем круге.

По сигналу ведущего девушки аккуратно выстраивают парней снова во внутренний круг, а сами идут хороводом дальше. Так повторяется три раза. Когда после третьего раза парней снова поставят во внутренний круг, ведущий подает сигнал: «Можно открыть глаза». Начинается «поделёжка». Парни описывают свои ощущения, называют, кто из трёх девушек им понравился, кого они хотели бы увидеть. Девушки, обычно, с радостью признаются и показываются. Далее, во внутренний круг с закрытыми глазами встают девушки, а парни встают во внешний круг и всё повторяется.

Игра «Платочек».

Все стоят в общем кругу. Ведущий выходит и бросает вверх один или несколько маленьких платочков, в зависимости от количества человек. Задача парней – поймать платочек. Если хотя бы один из платочков упал на землю – для не поймавших парней назначается символическое «наказание», например, отжаться 10 раз. Далее те, кто поймали платочек подходят к понравившейся девушке и приглашают её – кладут платочек ей на плечо.

Затем, под музыку в танце парень должен забрать платочек у девушки, не применяя силу, а девушка, также, в танце – должна увернуться и не дать забрать платочек. Примечание: это народная игра и проводится она под народную музыку. Продолжается музыка до тех пор, пока все парни во всех парах не заберут платочки. Если парень забрал платочек раньше других – он танцует вместе с девушкой, держась за платочек до окончания музыки.

Затем, кто-то один снова бросает вверх все платочки. Помните, что в танце вы демонстрируете грацию, стать, ловкость и непринуждённость. Парень, просто пытающийся загнать девушку в угол, или ведущий себя, как с противником на спортивном ринге, выглядит также смешно и нелепо, как и девушка, пытающаяся сберечь платочек, пряча его в кулаках или наматывая узлами на пальцы.

Игра «Горячие номера».

Парни садятся. К ним на коленки садятся девушки. Один парень без пары. Ведущий проходит и говорит на ушко каждой девушке её номер по числу девушек. Затем, начинает шлепать ремнём или нагайкой «пустые» коленки. Парень должен выкрикнуть номер, та девушка, чей номер назван, бежит и садится к нему на коленки, защищая от ремешка. Ведущий бросается к «пустым» коленкам, парень кричит номер и так далее.

Очень весёлая подвижная игра. Ещё, в процессе игры, чтобы сбить с толку того, кто с ремнём, рядом сидящие могут договариваться и меняться номерами! А то, через какое-то время, ведущий с ремнём успевает выучить все номера и очень быстро реагирует.

Игра «Заводила».

В этой игре участвуют дети от 7-ми лет и молодёжь. Наиболее удобное количество участников - от 10-ти до 20-ти человек (при числе больше 30-ти или меньше 5-ти, играть уже затруднительно). Для игры не требуется много места. Правила игры таковы:

Играющие образуют круг, став лицом к центру. Водящий (обычно вызвавшийся по желанию) отходит в сторону или закрывает глаза, так как не должен видеть, кого выберут заводилой (затейником). Задача заводилы - показывать различные движения, которые должны, тут же, не отставая от него, повторять остальные играющие: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать, грозить кому-то пальцем и т. д.

Водящего зовут в круг, и он начинает ходить внутри него, присматриваясь, кто же «затевает» каждый раз новое движение. После того, как при нём сменилось три движения, водящий должен угадать заводилу, но тот старается менять движения незаметно, выбирая момент, когда водящий смотрит не на него.

Если водящий ошибочно назовёт какого-либо участника заводилой, игра продолжается. Но после трёх ошибок водящий уходит из круга, и в это время выбирают нового заводилу (или могут, по желанию, оставить прежнего). Если водящий угадал заводилу, то меняется с ним ролью. Правило: водящему не разрешается долго смотреть, не отрываясь, на одного из игроков (предполагаемого заводилу), надо поворачиваться в разные стороны.

Хоровод «Целуй, девка, молодца».

Для игры потребуется 8 или более участников (чем больше, тем лучше). Девицы встают во внутренний круг, парни встают во внешний круг. Затем, все начинают двигаться: девицы вращаются коловрат (против часовой стрелки), а, парни – посолонь (по часовой стрелке). Все напевают:

Шла матрёшка по дорожке,

Потеряла две серёжки,

Две серёжки, два кольца,

Целуй, девка, молодца .

С последними словами все останавливаются. Тех парней, которые оказались напротив, девицы – целуют! После этого, все напевают:

Шла матрёшка по дорожке,

Потеряла две серёжки,

Две серёжки, пять колец,

Целуй, девку, молодец.

С последними словами все останавливаются. Тех девиц, которые оказались напротив, парни – целуют!

Игра «Репка».

Изображающий репку (его выбирают, например, с помощью считалки) крепко держится за неподвижный предмет: дерево, пенёк, столб. Остальные обхватывают друг друга за талию. Один из игроков старается «выдернуть репку», т. е. от дерева оттащить игрока, изображающего репку. Если играющим это удается, то все они теряют равновесие и падают на землю, только самые ловкие участники забавы могут удержаться на ногах. Если ряд оборвался, а репку не вытащили, все смеются: «Не поели репки».

Указания к проведению игры Репка: минимальное число участников – 4 человека. В эту игру хорошо играть в лесу во время прогулки, выбрав удобную площадку. После нескольких попыток «вытянуть репку», которые закончились неудачей, выбирается новая «репка» и все участники должны побывать в этой роли. Эта игра интересна детям дошкольного возраста.

Игра «Редька».

Играющие становятся друг за другом, сцепляясь руками в виде длинной гряды. Первый называется «бабушка», все остальные – редьки. Один из игроков, выбранный жребием, называется Ивашка Попов. Он подходит к бабке и беседует с ней: «Тук-тук». - «Кто тут?» - «Ивашка Попов». - «Зачем пришел?» - «За редькой». - «Не поспела, приходи завтра».

Ивашка Попов уходит, но скоро возвращается. Повторяется разговор с бабкой, но меняется финал – бабка отвечает: «Дергай какую хочешь». Ивашка дёргает всех по очереди. Кто выдернул больше редьки – тот победитель.

Указания к проведению игры Репка: в игре может быть 4 участника игры и более. Редьки стараются крепко держать друг друга. Ивашка может трясти игроков – кого за руки, кого за голову и т. п. Рассмеявшихся игроков легче «выдернуть».

Игра «Селезень и Утка».

Выбирается Селезень (парень) и Утка (девушка). Встают в круг. Изначально утка – в кругу, селезень – за кругом. Поётся песенка, можно просто говорить:

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял,

Пойдём, утица, домой,

Пойдём, серая, домой,

У тя семеро детей,

Восьмой – селезень,

А девятая – сама,

Поцелуй разок меня.

Селезень и уточка могут бегать как угодно, круг им может помогать либо мешать. Это разновидность игры «Кошки-мышки». Когда Селезень догонит Утку, они встают в круг и играющие поют: «Аще поцелуйся, больше не балуйся». Парень целует девку.

Игра «Золотые Ворота» (круговые).

3-4 человека участников игры образуют круг, стоя лицом к центру и подняв сомкнутые руки. Через эти «ворота» пробегает цепочка остальных игроков, взявшихся за руки. Стоящие игроки (ворота) поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз -

Не пропустим вас!

После слов «не пропустим вас» те, кто образует «ворота», руки опускают. Оказавшиеся внутри круга берутся за руки с образующими круг, увеличивая число «ворот». Те, кто не пойман, восстанавливают цепочку и бегут снова. С каждым закрытием ворот бегущих всё меньше. Троих не пойманных участников игры объявляют победителями.

  1. Игроку, который должен пройти через ворота, нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.
  2. Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки. Надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.
  3. Опускать руки («закрывать ворота») можно только при последнем слове песни. Пойманных раньше времени надо отпустить.
  4. Во избежание травматизма (не забывайте, что у людей головы не чугунные), опускайте руки аккуратно.

Игра «Фанты».

Для начала надо собрать со всех присутствующих фанты. Это может быть предмет одежды или украшение, бумажка с именем или любой другой предмет. Главное требование к фанту – чтобы он был небольшим и чтобы можно было безошибочно определить, кто именно из присутствующих является его владельцем. Как правило, сбор фантов превращается в самостоятельную игру. Самый простой вариант – с каждого из присутствующих берётся один фант.

Ведущих – двое. Один достаёт фанты, показывает их всем, кроме второго ведущего и спрашивает: «Что сделать этому фанту»? Второй ведущий даёт задание – спеть, станцевать, покукарекать, выйти на улицу и пробежаться вокруг дома, сходить в соседнюю комнату и принести конфет, помыть посуду. Диапазон зависит от фантазии и от предварительно оговорённых рамок выполняемых заданий.

Игра «Заря».

Дети, играющие в игру, встают в круг. Руки при этом держат за спиной, а одному из играющих, которого зовут «заря» нужно ходить сзади с лентой и говорить:

«Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла»!

При произнесении последних слов, водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, кому он положил ленту, быстро берёт её, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Нужно занять свободное место, а тот, кто останется без места, и становится «зарёй». Игра при таких правилах повторяется вновь и вновь. Бегущие ни в коем случае не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются до тех пор, пока водящий выбирает, кому же положить ленту на плечо.

Игра «Почта».

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города …

- А что в городе делают?

Водящий в ходе игры может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие в игру должны непременно делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдаёт фант (любая вещь играющего) водящему и игра заканчивается в тот момент, как только водящий наберёт 5 фантов. Участники, чьи фанты находятся у водящего, должны их выкупить для чего водящий придумывает для них интересные задания, которые они должны выполнить. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, а также вспоминают загадки, могут имитировать движения животных. Затем, снова выбирают нового водящего, и игра вновь повторяется.

Игра «Подари платочек симпатии».

На площадке для игры устанавливаются воротца с наклонной перекладиной. На ней на тонких нитках и на разной высоте подвешены цветные носовые платочки. Участникам соревнований нужно разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков. Завладев платочком, нужно назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный платочек.

Забава под названием «Петушиться».

И.А. Морозов, И.С. Слепцова – «Мужские забавы и развлечения на Русском Севере" – выдержка из книги.

Желающие испытать себя парни садятся на широкую лавку лицом друг к другу, поджав ноги по-турецки, чтобы они не касались пола. Один из участников складывает ладони вместе и прижимает их к уху, а второй с размаху бьёт его по рукам ладонью или кулаком. Если первый парень удерживался на лавке, то следующий удар наносил он, а если же падал, то на его место садился другой желающий испытать удачи, а бить продолжал второй игрок.

По свидетельству очевидцев, желающих подобных состязаний находилось очень много, потому, что каждому хотелось узнать «у ково рука рязцяе (т.е. резче)», но часто дело доходило до серьезной драки из-за какого-нибудь нарушения правил игры.

Эта забава оставалась популярной и в 20-30-е годы 20-го века. Так развлекались парни и взрослые мужчины на посиделках и пированиях. Отличия касались только деталей. Например, в д. Маслово могли несколько иначе складывать руки: одной – ладонью к уху, а другую – ладонью наружу; то есть удар наносился по ладони второй руки.

В д. Пендуз соревнующиеся стояли на скамейке, а в пос. Леваш и д. Гавриловская – на полу или на земле; в с. Липин Бор, соперники, сев верхом на лавку и поджав ноги, пытались сбить друг друга на пол подушками, а в д. Будринская игроки садились верхом на толстую (12-15 см.) жердь, скрестив и поджав ноги. Концы жерди располагались на двух параллельно установленных лавках.

Боевой пляс в Русской Традиции.

Боевой пляс – это одиночная, парная или групповая форма самовыражения с ритмо-акцентным началом, определяющим вид и характер движения, в котором содержатся элементы боевой подготовки. Основных разновидности Русского боевого пляса существует две.

Первая – это пляска вприсядку , раздел обыкновенной, традиционной Русской мужской пляски. Эта традиция подготавливает бойца к сражению лёжа, сидя и на корточках. Особые плясовые перемещения и движения в бою становятся ударами и защитами. Говорят, что прежде эта традиция была обязательной в подготовке всадников, наряду с акробатикой джигитовки. Упавший с коня всадник, используя технику боя вприсядку, мог уйти от сабельного удара, выбить из седла противника и завладеть его конём, проскочить под брюхом идущей лошади подрезая ей паховину. В пешем бою применялся для боя в толкучке и в случае падения на землю.

Другая его разновидность – это «ломание» или «буза». Этот вид боевого пляса содержит элементы рукопашного боя стоя. Ломание совсем не напоминает другие комплексы боевых движений. Движения в ломании не являются исполнением приёмов без партнера. Так же это не связки атак и защит.

Боевые элементы ломания – это скорее «зародыши» движений, являющиеся одновременно материнской – потенциальной биомеханической моделью, из которой в бою вырастают, в зависимости от ситуации, и удары, и защиты, и броски. Эти элементы называются «коленца» окончательное их число неизвестно, вероятно, что оно никогда и не было установлено, приблизительно их от 7-и – до 15-и. Элементы эти соединяются в пляске спонтанно, нанизываясь на общую динамическую танцевальную канву.

Однако, наиболее отличающим ломание от простой пляски является не это. Ломание бузы, это ломание ритма, в котором движется окружающий мир. Бузящийся боец сознательно пляшет, нарушая своими движениями ритм пляски и гармонию музыки, поёт припевки под-драку, не в такт и не в лад. Таким образом, он выпадает из общего окружающего ритма мира, разрушая рамки своего привычного восприятия, и начинает видеть всё иначе, как бы со стороны.

В этой пляске, также, лучше всего тренируется «плын» – особое бузовское состояние восприятия. На фоне озорного настроения, создаваемого музыкой и песнями, изменив восприятие, боец тренирует спонтанно сочетаемые боевые движения. В этом сочетании тренируемых качеств состоит ещё одна ценность ломания в бузе – достигается цельность.

Хочется подчеркнуть, что ломание бузы не является трансовым состоянием сознания потому, что пляшущий находится в этом реальном мире, «здесь и сейчас», не уходит в «другие миры», не общается с духами, подобно шаманам и не изменяет сознание, преображается только его восприятие окружающего мира. Ломаться можно как с оружием, так и без него.

Вкратце, в старину обряд ломания проходил примерно так: артель (человек 50) собиралась где-нибудь на перекрёстке дорог, на мосту, на холме, обычно ночью. Ночью потому, что днём было некогда. Там встав в широкий круг, они начинали плясать, сменяя друг друга, под гармошку, бубен, гусли или балалайку. Бывало, что одновременно играло несколько инструментов.

После пляски, когда музыканты уже начинали играть бузу, то выходили ломаться, сначала по одному, потом парами или группами. Во время ломания начинали толкаться, пытаясь при этом сбросить толчок противника и переиграв, толкнуть самому, желательно так, чтобы соперник упал.

Через какое-то время кто-то из ломавшихся не выдерживал и наносил удар, так начинался этап, который сегодня назвали бы спаррингом. Бойцы меняли друг друга, уходили из круга и выходили ломаться вновь. Вся эта процедура длилась часами (три-четыре). Несмотря на безсонную ночь, проведённую в пляске и драках, утром все чувствовали прилив сил и, поспав пару часиков, шли на работу.

Буза - боевое искусство, воссозданное в Твери Г. Н. Базловым в 1990-х годах. Включает в себя боевой пляс, рукопашный бой, а также, бой с оружием.

Сценарий конкурсной программы для школьников: Веселье широкое - Масленица!

Цели : приобщать детей к традициям народных праздников; развивать кругозор, сноровку и ловкость учащихся.

Действующие лица

Семь скоморох - семь деньков.

Ход мероприятия

Герои выбегают на сцену, шумя трещотками, играя на дудочкЛ горланя русскую народную песню.

Протянись до Велика дня!

От Велика дня

До Петрова дня.

Широкорожая Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Вот к вам Масленица пришла, да

Кто нас покатает?

Выйдем, встанем на снежок - да,

До лужка протает!

Прощай, зима сопливая!

Приходи лето красное!

Соху, борону -

И пахать пойду.

Масленица-белошейка,

Встретим тебя хорошенько!

Хорошенько!

Сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом.

Маслена, маслена,

Приведи святую!

Обманула, провела,

В закоулок завела

Да редьки хвост

На Великий пост,

Приведи святую!

Скоморох 1.

Начнем проводы зимы.

И согласно праздничной программе

До ворот проводим зиму мы.

А весна уже не за горами.

Скоморох 2 . Честной народ, выходи на Масленицу! Будем веселиться, весну красну славить, блинами да пирогами угощать! Праздновать, не уставая, ведь каждый день недели имеет свое название, а название - значение, которое говорит о том, что в этот День полагается делать.

Скоморох 3.

Ой, Масленица, протянись!

За белую березу зацепись!

Сказали: Масленице семь годков!

А нашей Масленице семь деньков!

Скоморох 1. Понедельник - «Встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех, тем лучше будет урожай, длиннее лен. А еще для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях - чем выше, тем лучше. В старину москвичи справляли Масленицу у Красных ворот. И здесь сам царь Петр I открывал Масленицу и катался на качелях с офицерами.

Конкурс «Качели»

Небольшую корзину привязывают таким образом, чтобы ее можно было раскачать, как качели. Каждому участнику выдается по маленькому теннисному мячу, который игрок должен закинуть в раскаченную корзину. Каждое попадание оценивается в 1 балл. Игрок, набравший наибольшее количество баллов, получает приз.

Скоморох 2. Вторник - «Заигрыш». В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.

Конкурс «Почта»

Начинается игра с переклички водящего с игроками:

Динь, динь, динь!

Кто там? Откуда?

Из города...

А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все остальные участники выполняют сказанное, а тот, кто плохо старается, отдает водящему свой фант. Игра заканчивается тогда, когда водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания: дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют поведения различных животных. Затем ребята выбирают нового водящего, и игра повторяется снова.

Скоморох 3 . Среда - «Лакомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи - все на стол мечи!» И конечно, на первом месте в ряду угощений - блины.

Конкурс «Достань приз»

На длинной нитке, протянутой через весь зал, висят угощения и просто призы: конфеты, пирожные, вафли и т. д. (все, что можно привязать). Участнику завязывают глаза, и он на ощупь срезает ниточку с подарком, при этом не помогает себе руками.

Скоморох 4 . Четверг - «Широкий разгуляй». Чтобы помочь с0ЛНцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку то есть по часовой стрелке вокруг деревни. Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а жены, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.

Конкурс «Битва на мешках»

В конкурсе участвуют мальчики, задача которых устоять на бревне (скамейке) после битвы с соперником на мешках. Самый стойкий побеждает в конкурсе.

Скоморох 5. Пятница - «Тещины вечера». В пятницу зять едет к теще «на блины», а теща зятя привечает да угощает.

Конкурс «Тещины блины»

Участвуют все желающие. Задача проста: как можно больше съесть блинов за минуту.

Скоморох 6. Суббота - «Золовкины посиделки». Все ходят в гости к родственникам на блины. А недавно вышедшая замуж невестка обязана была пригласить в гости всех родных, а те придирчиво оглядывали ее хозяйство, чтобы понять, насколько хороша хозяйка.

Конкурс «Хороша хозяюшка»

В этом конкурсе девочкам предстоит за две минуты почистить картошку, пришить пуговицу и успеть одеть куклу.

Скоморох 7 . Воскресенье - «Прощеный день». В этот день просят прощение у родных, близких и знакомых за нанесенные раннее обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.

Конкурс «Веселые пляски»

Для этого конкурса необходимо подготовить карточки, на которых были бы указаны задания.

Карточка 1

Знаменитый самовар Мухи-цокотухи научился танцевать.

Карточка 2

В джунглях праздник больших танцев, на который были приращены зебра, жираф и лягушка.

Карточка 3

Карабас Барабас и Карлсон были замечены на самой модной Меринке года.

Задача учеников станцевать так, как бы сделали их герои.

Скоморох 3 . Да повеселились мы на славу. Недаром так много русских народных поговорок и пословиц про чудесный праздник Масленицу! А вы, ребята, какие знаете?

Дети называют известные им поговорки и пословицы. (Не житье, бытье, а Масленица; Не все коту Масленица, будет и Великий пост; Масленица семь дней гуляет; Масленица объедуха, деньгами приберуха; В прощеный день, как на Пасху, все целуются; Это Масленица идет блин да мед несет; На горах покататься, в блинах поваляться; Отдадим почтенье на сырной в воскресенье.)

Скоморох 4. Пословиц вы знаете много, а вот загадки вам по зубам?

Нам привале нам помог:

Суп варил, картошку пек,

Для похода он хорош,

Да с собой не понесешь. (Костер.)

Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом. (Хлеб.)

Камень о камень

Трутся боками.

Трутся бока -

Людям будет мука. (Жернова.)

Лежало на свету,

Просилось в темноту,

Да и там покоя нет:

Как бы вырваться на свет. (Семя.)

Стоит изба из кирпича

То холодна, то горяча. (Печь.)

По небу ходит

Маляр без кистей.

Краской оранжевой

Красит людей. (Солнце.)

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (Жаворонок.)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко. (Туман.)

Растет не на суше,

Голова из плюша. (Камыш.)

Чемпион по прыжкам,

Скачет, скачет по лужкам. (Кузнечик.)

Скоморох 5. Молодцы! А так же хорошо вы умеете песни петь да в мешках прыгать?

Конкурс «Бег в мешках»

Ребята делятся на три-четыре команды, первый участник залезает обеими ногами в мешок и по команде начинает прыгать до определенной отметки, преодолев дистанцию, начинает движение назад. В игру вступает следующий участник. Перед стартом каждая команда должна выбрать себе песню; сложность в том, чтобы перепеть команду соперника в процессе игры. Победившая команда награждается призами.

Скоморох 6. Ну вот и все! Да и Масленицу-матушку пора провожать!

Все герои и участники поют финальную песню.

Прощанье с Масленицей

Ай, Масленица, обманщица!

До поста Великого довела - сама удрала!

Масленица, воротись!

В Новый год покажись!

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица!

Ты прощай, прощай,

Наша широкая!

Ты не в середину пришла

И не в пятницу,

Ты пришла в воскресенье,

Всю неделюшку - веселье.

Ты пришла с добром,

С хмельным пивом и вином.

С блинами,пирогами

Да с оладьями.

Блины масленые

Шаньги мазаные.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари,

И сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Прощай, прощай,

Масленицу на Руси отмечали не только поеданием блинов, но и праздничными гуляниями. А на гуляниях всю неделю катались со снежных горок, устраивали кулачные бои между добрыми молодцами, сжигали чучело «Масленицы», а еще катали ряженых на санях - такой «карнавал по-русски».

Дети, разумеется, активно участвовали во всех развлечениях. Давайте вспомним об играх на Масленицу, которые подойдут для улицы и для дома!

«Заря-заряница»

Настоящий хит среди народных игр, в «Зарю-заряницу» играют на всех праздниках, да и просто так. Правила игры просты. Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих так, чтобы он не заметил, и пускается бежать. Ребенок, у которого на плече лента, должен быстро ее взять и бежать за водящим по кругу, до своего места. Тот, кто останется без места (прибежит последним), становится зарей.

«Колечко на крылечке»

Еще одна традиционная народная игра, требующая минимум реквизита. Играть можно как дома, так и на улице, но, как и «Заря-заряница» игра не слишком подвижная, так что обратите внимание на погоду!

Для этой игры понадобится лента или веревка, прочно связанная в круг. На ленту нужно нанизать кольцо - важно, чтобы оно легко проходило через узел, которым связана веревка.

Дети становятся в круг и берут веревку двумя руками. Ведущий располагается в центре круга, закрывает глаза руками и медленно поворачивается вокруг своей оси. При этом проговаривает считалочку:

Ты катись, катись, колечко,

К нам на красное крылечко!

Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Я иду кольцо искать!

В это время дети передвигают кольцо по веревке, и когда ведущий открывает глаза, ребенок, к которому попало кольцо, зажимает его в кулаке. Ведущий должен угадать, у кого кольцо, и попросить играющего разжать обе руки. Если угадал - то игрок занимает место ведущего.

«Солнышко-колоколнышко»

В центре круга хоровода - водящий-«солнышко». Хоровод идет по кругу и произносит считалочку:

Гори, солнце, ярче -

Летом будет жарче,

(хоровод расширяется до максимума)

А зима теплее,

(хоровод сужается, дети подходят к «солнышку»)

А весна милее!

Как только считалочка заканчивается, ведущий со словами «Ой, горю, горю!» старается догнать кого-то из игроков, а хоровод при этом пускается врассыпную. Кого догонит - тот новое «солнышко»!

«Золотые ворота»

А вот эта игра подвижная, вполне подойдет и для прогулки. Чем больше играющих, тем веселее!

Двое детей берутся за руки (двумя руками) и поднимают их вверх. Это «ворота». Между ними идут хоровод играющих. «Ворота» или ведущий игры читают считалочку:

Золотые ворота, проходите, господа!

Первый раз прощается,

Второй раз воспрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

На последней фразе дети-«ворота» опускают руки и, если получится, отсекают часть хоровода - одного или несколько человек. Те, кто попался ведущим, присоединяются к «воротам». Постепенно ворота становятся все шире, а хоровод - все уже, до тех пор, пока в хороводе не останутся два человека, они станут новыми «воротами».

«Гуси-гуси»

«Гуси-гуси» - не только самая популярная народная потешка, но и часть очень подвижной детской игры, в которую хорошо играть зимой. На площадке проводят две параллельные черты - за ними «гуси» будут в безопасности. Задача гусей - по команде перебежать от одной черты к другой. Командой и становится стишок, который дети и ведущий зачитывают по очереди:

Гуси, гуси!

Га-га-га!

Есть хотите?

Да-да-да!

Так летите! -

Нет-нет-нет! Серый волк под горой не пускает нас домой!

Ведущий-«волк» старается не дать «гусям» перебежать из домика в домик. Кто попался - тот становится волком!

«Малечина-калечина»

Еще одна народная игра, требующая ловкости и отличной координации движений. Для нее потребуется карандаш или другая удобная палочка. Задача игрока - удержать ее в вертикальном положении на раскрытой ладони (не зажимая пальцами) как можно дольше. Ведущий ведет счет:

Малечина-калечина,

Сколько часов осталось до вечера?

Статьи по теме: