Каким цветом обозначаются горы. Каким цветом на физической карте обозначают равнины и горы. Что на карте обозначают коричневым цветом

Тип урока: урок открытия нового знания.

Основные цели:

  1. Сформировать у учащихся представление о суше и морях, о высотах и глубинах, о различных изображённых на картах географических объектах.
  2. Актуализировать представление о таких понятиях, как карта, глобус, план, масштаб, меридианы, параллели, экватор.
  3. Тренировка навыков определения по разнице цветов, какой из сравниваемых по карте объектов выше или ниже, глубже или мельче.
  4. Стимулировать творческую активность детей.
  5. Способствовать воспитанию умения работать в коллективе, в группе, в паре.

Демонстрационный материал:

  • эталоны определений географических понятий;
  • рисунки плана и карт;
  • физическая карта мира (восточное полушарие);
  • карта путешествия;
  • карточки с условными обозначениями водоёмов и глубин, равнин, гор и высот, речного порта.

Раздаточный материал:

  • контурная карта и таблица с условными обозначениями для работы в группах;
  • рабочие файлы с картой путешествия один на пару;
  • листок с самооценкой;
  • лист с домашним заданием.

Оборудование:

  • муз. запись увертюры к к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевского;
  • рабочие файлы для обратной связи и маркеры.

I этап. Мотивация учебной деятельности.

Ребята! Прочитаем девиз урока: «Ученье лучше богатства».
- Чем будем заниматься на уроке?
- Зачем надо учиться?
- Почему ученье и уменье лучше богатства?
(Звучит увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта», музыка И. Дунаевского).
- Что вы себе представляете, слушая музыку?
Вот и мы сегодня отправимся в путешествие. Может и наше путешествие покажется вам таким же увлекательным, каким оно было у героев книги Ж. Верна «Дети капитана Гранта». Сейчас мы слушаем увертюру к к\ф по этой книге. Музыку написал И. Дунаевский.

II этап. Актуализация знаний.

Вы готовы путешествовать?
- Сейчас я проведу среди вас тест: « Какие туристические принадлежности вы возьмёте в путешествие?»

Варианты ответов:

а. Глобус.
б. План.
в. Карта.
г. Компас.
д. Специальная одежда.
е. Условные знаки.

Ответы покажите на « рабочих файлах».
(Файлы с ответами ребят вывешиваются на доску, сравниваются с эталоном).
- Докажите, почему именно (б, в, г, д) возьмём в путешествие?
- Что такое глобус? Ответы детей. Вывешивается эталон. Глобус - уменьшенная модель Земли.
- Что такое план? Ответы детей. Вывешивается эталон. План - чертёж, изображающий небольшой участок земли.
- Что такое карта? Ответы детей. Вывешивается эталон. Карта - изображение Земли на плоскости.
- Что такое компас? Ответы детей. Вывешивается эталон. Компас = прибор для определения географических направлений.
- Нужна ли спец.одежда в путешествии?
- Почему не взяли в путешествие глобус, условные знаки?
(На доске вывешивается 2 рисунка. На одном небольшое изображение плана, на другом – карта.)

Объясните мне, что изображено на рис.№1, на рис.№2?
- Докажите, что рис.№1 – это план? Вызывается ученик.
- Докажите, что рис.№2 – это карта? Вызывается ученик.
(Ученики могут представить свои доказательства в диалоге).

  • небольшой участок земли;
  • имеет крупный масштаб;
  • условные знаки;
  • показаны стороны света С – Ю;
  • расстояние точное.
  • большие пространства;
  • имеет мелкий масштаб;
  • условные знаки;
  • условные линии – меридианы, параллели;
  • расстояние неточное.

Ребята! Что такое меридианы?
- Что такое параллели?
- Что такое экватор? Ответы учеников. Эталоны вывешиваются на доску.
- Нужны ли нам эти знания в путешествии?
Вы действительно обладаете большими знаниями. Мне не терпится показать вам эту карту. (Открывается карта путешествия).


Записка, которая прилагается к карте, гласит:
«Тот, кто прочитает эту карту, совершив по ней путешествие, станет обладателем сокровищ».

III этап. Локализация затруднения.

Ребята, прочитаем карту. Что вы можете сказать? Что означают эти цвета на карте? Где находятся сокровища?
(Ученики испытывают затруднения).
- Да, мы этого не знаем. Может нам помогут сообщения ребят по карте, которые они подготовили к уроку.

Человек начал рисовать карты, когда даже не задумывался над тем, круглая Земля или плоская. На Камчатке был найден рисунок на кости, учёные решили, что это одна из древних карт мира.
А вот в раскопках Месопотамии были найдены глиняные таблички, которые изображали известный тогда мир.
Карте мира, в центре которой изображён город Вавилон – 3,4 тысячи лет.
В пещерах, где тысячи лет назад жили люди, есть наскальные рисунки окружающей местности.

Современные карты содержат только необходимые сведения. Но люди столкнулись с проблемой: на картах надо разместить столько, что на них просто не хватает для всего места. На помощь пришёл компьютер. В него вводятся все сведения о Земле и отдельных территориях. Так создаётся самая точная карта Земли.

Карта старше глобуса, но карта это плоское изображение Земли.
Условные обозначения на карте те же, что и на глобусе. Они наносятся на полях карты и называются её легендой. Их необходимо знать, чтобы уметь её «читать», то есть понимать язык географии.

IV этап. Построение плана проекта.

По карте можно определить, что расположено в любом месте Земли. Как мы узнали из сообщений ребят, с помощью компьютера составлена самая точная карта Земли. Это карта называется геоинформационная система Земли.
На всех картах с помощью условных обозначений изображены равнины, горы, моря, озёра. Посмотрите на Физическую карту мира.
- Какие цвета, вы видите на карте?
По цвету на карте можно определить какова глубина водоёмов и высота гор и равнин. Помогите мне.
- Каким цветом на карте изображены озёра, реки, моря, океаны?
Если внимательно посмотреть на карту, то синий цвет представлен в разных оттенках от светло – голубого –это неглубокие водоёмы, до тёмно – синего – это глубины океанов, морей.
(На доску рядом с «картой путешествия» выкладываются карточки с условными обозначениями водоёмов, глубин, равнин, гор, высот.)



Зелёным и жёлтым цветом на карте и глобусе обозначают равнины. Равнины – это невысокие ровные или холмистые участки суши.
Разными оттенками коричневого цвета изображаются горы. Чем темнее цвет – тем выше горы.

V этап. Реализация построенного проекта.

Каким цветом на карте изображены водоёмы, равнины, горы? Откройте рабочие тетради с.73.
- Прочитаем правило на с. 73. Посмотрите на нашу «карту путешествия».
- Что означает раскраска карты? (Есть равнины, реки, горы.)

Физ. минутка.

VI этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Для того, чтобы вернуться к нашей «карте путешествия» нам нужно закрепить знания по чтению карт.
Сейчас мы будем работать в рабочей тетради: с.72 зад. №3.
На этой карте нет цветовых обозначений, нет условных знаков. На ней есть только контуры и подсказки. Такая карта называется контурной. Чтение задания вслух. Несколько ребят будут работать в группе, а остальные в рабочих тетрадях. В конце подведём итоги нашей работы.


(Проводится проверка. Работа группы вывешивается на доску, ребята дают пояснения. Свои дополнения вносят учащиеся с мест. Учитель выделяет тех ребят, кто придумал собственный знак «речной порт» - творческое задание).


VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в парах.
- Какие новые знания, полученные сегодня вами на уроке, помогут нам начать путешествие?
- Как на картах выглядят равнины, водоёмы, глубины морей, горы и высоты?
- Я предлагаю вам поработать в парах. Ведь с другом и в дороге веселей! На партах возьмите файл с картой. Ваша задача: подписать все этапы пути. Их всего 4. Вам нужно, используя новые знания, подписать по какой местности проходит наше путешествие.

  1. Море.
  2. Равнины.
  3. Река.
  4. Горы.

Свои файлы ученики вывешивают на доску. Проверка по эталону.
(По результатам выполнения самостоятельной работы организуется рефлексия.)
- Кто выполнил правильно?
- Кто допустил ошибки?
- В чём ошибки?

VIII этап. Включение в систему знаний и повторение.

Какие знания пригодились в путешествии?
- Как на картах изображены водоёмы, горы, равнины?
- Назовите, какие ещё условные обозначения на карте вам знакомы?

IX этап. Рефлексия учебной деятельности.

Конечный пункт на нашей карте - это высокая гора, в которой находятся наши сокровища. Порадуемся вместе!
Вот мы прочитали карту.
- А где же сокровища? – спросите вы меня.
Вспомним девиз нашего урока. Чтение хором: « Ученье лучше богатства».
- Какое «богатство» вы сегодня получили на уроке?
- Зачем надо знать «язык карт» или уметь «читать» карты?
- Нужны ли вам эти знания в жизни?
Иначе получится, как в другой народной мудрости:
«Давал бы клад, да не умели взять».

Возьмите листок с вашей самооценкой. Поставьте «+» в том кружочке, где ответ вас устраивает.

О Я могу путешествовать, так как знаю русский язык.
О Я могу путешествовать, так как знаю русский, английский язык.
О Я могу путешествовать, так как знаю язык карт.

Ребята! Назовите тех, кто своей работой на уроке вам понравился?
Дом. задание состоит из трёх частей.

  1. с. 70, 71 читать, с. 71 зад. №2 (тренировка).
  2. Придумай свою карту, нарисуй её (творческое задание).
  3. с. 73 зад. №5. По карте создай макет местности (по желанию).

Как по мне, то это элементарный вопрос и на него должен знать ответ ученик 5-го класса. Моей дочке 4 года и она любит брать атлас и рассматривать картинки. Некоторое время назад она мне задала вопрос: «Почему на карте разные цвета и что они обозначают »? Я ей все рассказала, и теперь даже она знает ответ.

Каким цветом изображаются горы на картах

Давайте посмотрим на физическую карту. Что мы там видим? Разные цветовые гаммы, значки и цифры. Это нужно, чтобы мы могли с нее считывать полезную географическую информацию. Если посмотреть на карту, то в глаза сразу бросается, что материки показаны зеленым и коричневым цветом . Чтобы не запутаться, картографы ввели общепринятые стандарты:

  • море обозначают синим цветом;
  • горы – коричневым;
  • равнины – зеленым.

Логично, что для горной местности выбрали именно коричневый цвет. Теперь и Вы будете знать цветовые гаммы карты.

Особенности нанесения горной местности на карты

Горы, равнины и океаны имеют разную высоту и глубину. Это обязательно надо изобразить на карте. Но как это сделать? Писать постоянно цифры неудобно. Картографы придумали изображать высоту гор и глубину океана тоном и интенсивностью цвета .

Горную местность принято обозначать на физической карте от бледно-коричневого, до темно-коричневого . Это все зависит от высоты над уровнем моря. Чем выше гора, тем темнее цвет. Например, Уральские горы (высота до 2000 метров) будут нанесены на карту более бледным оттенком коричневого цвета. Самые высокие горы в мире Гималаи (гора Джомолунгма 8845 метров) показаны на карте очень темным коричневым цветом.

Можно узнать примерную высоту горы. Для этого нужно посмотреть условные обозначение. Внизу карты есть шкала с разною интенсивностью коричневого цвета . Там цифрами написана высота "от и до". Каждый тон обозначает свою высоту на местности.

Также надо не забывать, что в океане тоже есть хребты, а это те же подводные горы . Там они обозначены, как глубина – светло-синим цветом . Если Вы уведите посредине темно-синего океана светло-голубую, полосу, то знайте, что там расположен подводный хребет.

Карт? Обо всем этом пойдет речь в нашей статье.

Географическая карта - это…

Карта - одно из древнейших изобретений человечества. Вначале их высекали на камнях, скалах и стенах пещер. Это были примитивные рисунки местности первобытных людей. Одна из древнейших карт датируется учеными семнадцатым тысячелетием до нашей эры. Причем это была карта не а звездного неба. На ней были обозначены Вега, Альтаир, Денеб и некоторые другие яркие звезды небосклона.

Подобные карты земель создавали древнегреческие исследователи и путешественники - Страбон, Анаксимандр, Гекатей, Птолемей и другие. Необычайно бурно развивалась картография в XIV-XVI веках, в так называемую эпоху Великих географических открытий. В это время создаются портуланы - морские планы, детально описывающие акватории Черного и Средиземного морей, а также западные берега и северные берега Европы.

Географическая карта в нынешнее время абсолютно не утрачивает своей ценности и актуальности. В XXI веке она становится не только результатом, но и важным инструментом многих научных исследований и изысканий. Карты широко используются в геологии, градостроительстве, метеорологии, сельском хозяйстве и прочих сферах деятельности человека. Изучает ее и школьная география (6 класс).

Географическая карта - это уменьшенная в сотни или тысячи раз модель земной поверхности, созданная при помощи системы специальных знаков. Почти все школьники с большим интересом рассматривают на уроках эти красочные листы бумаги. И у многих из них возникают закономерные вопросы: что на карте обозначают коричневым цветом? А что - другими цветами и оттенками? Далее мы подробно поговорим об условных знаках современных карт. Но сперва следует выяснить, какие вообще их виды существуют?

Разновидности географических карт

Географические карты классифицируют по масштабу, территориальному охвату, назначению и содержанию. По своему предназначению они могут быть:

  • учебные;
  • справочные;
  • научные;
  • туристические;
  • спортивные;
  • навигационные и т. д.

По масштабу все карты делятся на мелко-, средне- и крупномасштабные, а по содержанию - на общегеографические и тематические. На общегеографических картах отображается множество природных и общественных объектов: рельеф, растительность, гидрография, города и села, дороги и т. п. Тематические отображают отдельные объекты (явления) природы, экономики или же социальной сферы.

Что на карте обозначают коричневым цветом?

Поверхность нашей планеты неоднородна. Около 70 % ее площади занято морями и океанами, а на суше существуют плато и горы. Как это все отображается на общегеографических картах?

Всевозможные водные объекты (реки, озера, моря, водохранилища и т. д.) обозначают голубым цветом. И это вполне логично. А вот поверхность суши разукрашена самыми разными оттенками: от темно-зеленого до коричневого. Что на карте обозначают коричневым цветом?

Выбор цвета зависит от абсолютной высоты конкретной местности в метрах (над уровнем океана). Зеленым оттенком обозначают низменности и равнины (до 200 метров высоты), желтым - возвышенности (от 200 до 500 метров), а коричневым - горные районы (свыше 500 метров).

Способы обозначения рельефа на картах

Обозначение рельефа на карте может осуществляться двумя основными способами:

  • с помощью цветов;
  • при помощи горизонталей.

Цветовой способ был подробно описан в предыдущем разделе. Он используется, как правило, при составлении общегеографических (физических) карт. Кроме цветов, на таких картах обычно отмечают отдельные точки местности и указывают их абсолютную высоту. Это могут быть высочайшие горные вершины или, наоборот, самые низкие впадины конкретной местности.

По цвету можно определить не только высоту земной поверхности, но и глубину морей и океанов. Для обозначения глубин на картах используют цвета. Чем более насыщенный оттенок - тем глубже находится дно в конкретной точке.

Каждая физическая карта обязательно сопровождается шкалой высот и глубин. По ней можно приблизительно определить высоту местности или же глубину океана.

Второй способ изображения рельефа предусматривает использование специальных линий - горизонталей. Его применяют преимущественно при составлении топографических карт и планов местности.

Топографическая карта и ее особенности

Универсальные карты крупного масштаба, которые подробно изображают местность, называются топографическими. С их помощью можно получить довольно детальное представление о той или иной территории.

Все топографические карты делятся на четыре категории, исходя из масштаба:

  • крупномасштабные (1:500 000 и крупнее);
  • среднемасштабные (1:200 000, 1:100 000);
  • мелкомасштабные (1:50 000, 1:10 000);
  • планы местности.

Наиболее детально объекты местности отображены на топографических планах, которые имеют масштаб 1:5000 (чаще всего). На них могут быть показаны отдельные здания, деревья, камни, церкви и т. п. Еще одна отличительная особенность планов местности заключается в том, что при их составлении кривизна поверхности Земли не учитывается.

Условные знаки географических карт и планов местности

При составлении топографических карт и планов местности используется набор определенных условных знаков. С их помощью подается качественная и количественная характеристика природных объектов, социальных явлений. Какие существуют условные знаки географических карт? 4 их типа выделяются современными топографами. Это:

  1. Масштабные.
  2. Линейные.
  3. Внемасштабные.
  4. Пояснительные знаки.

С помощью масштабных знаков отображаются те объекты и предметы, которые возможно выразить в масштабе карты. Это может быть лес, поле, кварталы городов и т. д. Внемасштабные условные знаки имеют вид маленьких фигур или графических рисунков. Они позволяют отобразить на карте объекты слишком маленького размера (например, дерево, камень, угольную шахту или монастырь). С помощью линейных знаков отображаются протяженные объекты - дороги, границы, линии электропередач (ЛЭП). Пояснительные условные графические обозначения служат для дополнительной характеристики тех или иных предметов местности.

Всего условных топографических знаков насчитывается около двух сотен. На рисунке ниже представлены лишь некоторые из них. Здесь, например, вы можете увидеть, как выглядит условное обозначение песка, леса, озера, оврага или моста.

Изображение рельефа на топографических картах

Как уже говорилось выше, на топографических картах рельеф местности отображается при помощи так называемых горизонталей. Это условные линии, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой высотой. Горизонтали проводятся с интервалом в 10, 20 или 50 метров. Но все зависит от масштаба карты: чем он крупнее - тем более подробно можно показать местный рельеф. Какой вид имеют горизонтали, вы можете увидеть на рисунке ниже.

Горизонтали, как правило, имеют серый или бледно-коричневый цвет. В местах разрывов этих линий указывается их абсолютная высота. Кроме того, на географических картах часто отмечают и отдельные точки, подписывая их точную высоту над уровнем моря. Это могут быть отдельные горные вершины или же объекты, которые служат явными ориентирами на местности.

Научиться «читать» рельеф по карте несложно. Густота и количество нанесенных горизонталей напрямую зависит от степени расчлененности земной поверхности. Чем ближе эти линии расположены друг к другу на карте - тем круче склон на местности. Впрочем, наилучший способ научиться читать топографическую карту - это взять ее с собой в поход или путешествие.

Изображение растительности и ландшафтов на картах

Ландшафты, растительный и почвенный покров также довольно подробно отображены на картах. При этом топографы используют около 50 специальных знаков.

Зеленые пятна и пояса, которые можно увидеть практически на любой топографической карте - это не что иное, как леса. Границы леса отображаются в виде точечного пунктира. Дополнительные характеристики конкретного леса указываются с помощью внемасштабных и пояснительных знаков.

Болота на картах обозначают горизонтальными голубыми полосками. Причем, если эти полоски сплошные - то болото непроходимое, а если они прерываются - то проходимые. Пески отображаются в виде хаотично расположенных коричневых точек.

Есть специальные условные знаки для обозначения виноградников, фруктовых и ягодных садов, кустарниковых зарослей, редколесья, рисовых полей, чайных плантаций и прочих форм растительности.

Заключение

Теперь вы знаете, что на карте обозначают коричневым цветом, что - зеленым, а что - синим. Выбор цвета зависит от высоты местности. Так, низменности обозначают зеленым цветом, возвышенности - желтым, а горные системы - коричневым. На топографических картах рельеф земной поверхности отображен по-другому - при помощи горизонталей.

Рассматривать географические карты довольно интересно. Тем более, что они разноплановые. В школе у нас были большие настенные карты, атласы и контурные карты. Мне всегда нравилось находить на картах всякие горы и моря, реки и равнины.

Оттенками синего цвета на географической карте обозначают всегда одно – воду

Что у нас в природе синего цвета? Правильно: небо и вода. Но на картах небо зачем? Значит, обозначают всякие водные объекты. Что к ним относится? Вот что:

  • океаны и моря;
  • проливы и заливы;
  • бухты и лиманы;
  • озера и реки;
  • водохранилища и болота (на картах изображают тонкими прерывистыми линиями).

Это очень удобно. Сразу видно, где вода. На картах синего цвета больше, так как суша занимает все же меньшую часть нашей планеты. Причем если реки и озера окрашивают одинаковым цветом, то океаны и даже большие моря имеют разные оттенки синего. Это делается для того, чтобы сразу сосредоточить внимание на глубине. Чем синее цвет на карте, тем больше глубина водоема в этом месте. Даже просто глядя на географическую карту, можно представить, в каком месте глубже.


Еще на картах с большим масштабом (с большим уменьшением Земли) просто невозможно отразить на мелких объектах (на реках, озерах) все их глубины, да и ни к чему это. А вот на топографических картах местности (где масштаб небольшой и позволяют размеры) иногда выделяют глубины более насыщенными оттенками синего или условными линиями синего цвета.

Оттенки синего цвета на старинных картах

Не всегда воду на картах рисовали синим цветом. В старинных картах моря и океаны были просто не закрашены. А реки рисовались каким-то другим цветом: коричневым, черным, зеленым... .


В древности люди просто не выделяли синий цвет. Его как бы не существовало. У некоторых народов даже не было такого слова «синий». И в природе не так много синего цвета. Поэтому, видимо, он появился, как цвет, намного позже других цветов. Только после этого на географических картах стали рисовать воду оттенками синего цвета.

Как хорошо, что он все же появился этот синий цвет. Ведь намного удобней, когда вода синяя, земля коричневая, растительность зеленая.

Статьи по теме: