! Обзор Until Dawn. Да что ж вы себя не бережете-то

Три коробки гвоздей, ножовка, крючья, хомуты, коса, ручная пила, презервативы…

Отправить

А давайте немного поговорим про кино. Про такое, знаете, B-movie - треш, который круто смотреть с друзьями. Псевдохоррор, персонажи которого отважно разделяются, чтобы осмотреть темный подвал заброшенного дома, не беспокоясь о том, что в нем когда-то произошло страшное событие, повлекшее за собой загадочную смерть предыдущих постояльцев. Герои погружаются в темноту под хруст чипсов и гадания, кто же умрет первым: стервозная блондинка или добродушный черный парень. И они, конечно, умирают самыми нелепыми и мучительными способами, которые можно показ ывать при рейтинге 18+.

Весело? Ну да. Страшно? Не очень: пару раз вздрогнули, когда из темноты на героев выпрыгивали непонятные монстры. Ну и, конечно, все переживали за смышленую девчонку, которая должна была выжить. Не судьба, что делать. В конце концов, они все сами идиоты и винить в их смерти особо некого - силком в страшный дом никто никого не тащил. Их проблемы. Давайте еще какой-нибудь фильм посмотрим.

Да, конечно, они все умерли из-за собственной глупости. А как вы будете себя чувствовать, если герои фильма будут страдать и умирать из-за вас?

В такое положение ставят игрока разработчики «Дожить до рассвета». Здесь все как надо: одинокий особняк на вершине горы, фуникулер как единственный путь к цивилизации, заброшенная психиатрическая лечебница, обвалившаяся шахта, индейское проклятие, разгуливающий на свободе маньяк. И в центре всего - две девушки, год назад выбежавшие из теплого дома на мороз темной ночью. Одна - спасаясь от дурацкого розыгрыша, другая - пытаясь вернуть неразумную сестру. Их так и не нашли. Спустя год после той ночи брат пропавших собирает всю компанию. Хорошая ли это идея - спустя год после трагических событий собраться старой компанией в домике на горе?

Управлять вам предстоит по очереди восемью героями. Разобраться в их отношениях поначалу непросто, но разработчики постарались облегчить вам задачу, наделив каждого из них уникальными чертами. Со временем разберетесь, кто где. К этому моменту половина, правда, будет уже мертва.


Или нет. Все зависит от вас. С самого начала разработчики напирают на «Эффект Бабочки», гарантирующий неожиданные последствия всех ваших действий. И это не просто галочка в списке «Ключевые особенности проекта», это действительно так. Ваши действия влекут за собой определенные последствия, с которыми вы столкнетесь позже в игре. Есть, конечно, ситуации, когда выбор - лишь иллюзия, но прежде, чем вы это поймете, вам придется хорошенько попотеть, принимая важные, на первый взгляд, решения. И тут нет явно хороших и плохих вариантов. Так, человек, который нашел оружие, может оставить его себе и отдать товарищу. Решить надо сразу, на месте. Только нет гарантии, что через две минуты этот человек не погибнет в условиях, когда это оружие ему совершенно не пригодится - а вот его напарник мог бы отбиться от маньяка, но шел с пустыми руками и погиб.

Чтобы хоть немного наставить игрока на путь истинный, дизайнеры раскидали по миру игры тотемы. Подобрав такой, вы видите двухсекундную сцену из будущего. Некоторые предостерегают о возможной смерти героя, другие указывают на удачное стечение обстоятельств. Разобраться в них не так-то просто, но они не раз спасут жизнь нашим героям. Нельзя только забывать, что будущее постоянно переписывается в зависимости от ваших решений, так что тотемы - не панацея. Показанные вам события могут так и не произойти, если на пути к ним вы примете решение, радикально изменяющее судьбу персонажа или всей группы.


Играть судьбами своих подопечных очень интересно. Вот девушка в беде: геройствовать или осторожничать, спешить на помощь или аккуратно проследить за тем, что будет дальше? Трудные решения тут на каждом шагу. Как бы то ни было, принимать их вам - держа в уме тикающий таймер и неочевидный исход. В сочетании с атмосферой хоррора это работает отлично. Старайтесь не визжать, когда игра хорошенько надавит на мозг и разрядит обстановку скримером. Особенно круто играть с включенной камерой Playstation Eye - она снимает вашу реакцию на особо страшные моменты и дает возможность посмотреть на свои кривляния со стороны.

Несмотря на постоянную опасность, игра поощряет исследование мира. Помимо разбросанных тут и там тотемов вы можете найти фотографии, проливающие свет на таинственные события, имевшие место на горе в середине прошлого века, улики, оставленные маньяком, и историю пропавших девушек. На самом деле, даже просто бродить и рассматривать окружающий мир - огромное удовольствие. Выглядит игра просто прекрасно. Даже немного жаль, что все события происходят ночью. Вот только ракурс камера не всегда берет удачный. Кстати, стоит отметить и лицевую анимацию героев - она очень хороша.


В качестве дополнительных материалов к игре приложены, помимо прочего, интервью с актерами. С огромным удовольствием просмотрел их все - состав подобрался очень приятный и живой. Надо сказать, что лично я испытываю некоторое облегчение, когда вижу яркие интерьеры с улыбчивыми людьми, лица которых только что были перекошены ужасом. Приятная перемена.

Отличное развлечение для компании. Прохождение игры с друзьями гарантирует, что вы не попытаетесь воспринимать игру слишком серьезно. Разработчики используют великое множество киношных штампов, так что сидеть в одиночестве, настраивая себя на «правильный» лад, пытаясь анализировать сюжет и логику действий - дело гиблое. А вдвоем-втроем вы сможете получить массу удовольствия, коллективно принимая решения и споря о судьбе героев. Но как бы несерьезно не выглядели попытки заигрывать с жанром хоррор-муви, в какой-то момент вы обнаружите, что испытываете чувство ответственности за несчастных подростков. Слишком уж много труда вложено в попытки их спасти. И вам наверняка захочется пройти игру еще раз и попытаться дожить до рассвета всей компанией.

Судя по списку трофеев, в Until Dawn можно как убить всех персонажей, так и спасти всю компанию. И я обязательно пройду игру еще раз спустя какое-то время. Сомневаюсь, что я увидел хотя бы треть сценария за первые семь часов игры.

Есть такой популярный жанр фильмов ужасов, как «слэшер» (от англ. «slash» – рубить). Основной чертой этого жанра является наличие в нём нескольких главных героев, а также убийцы-психопата, который планомерно и последовательно преследует их и жестоко убивает одного за другим. Ещё этот жанр в народе называют «подсчёт тел мёртвых подростков», так как чаще всего жертвами маньяка выступают привлекательные, но не всегда умные молодые люди. Игра Until Dawn («Дожить до рассвета» - российский вариант названия) - яркий пример переноса этого популярного киношного жанра на консоль Sony PlayStation 4 .

Нельзя сказать, что раньше не было попыток адаптировать молодёжные ужастики под игровой контроллер и консольный формат. На моей памяти подобные проекты уже были. В голову сразу приходит классический хоррор Clock Tower (1995), главная героиня которого вынуждена была убегать от маньяка и прятаться в различных местах. Или игра ObsCure (2004), в которой пятеро школьников оказались заперты в школе, где кто-то открыл на них охоту. Примеров слэшеров в истории игровой индустрии можно вспомнить немало. Но игра Until Dawn впервые настолько кропотливо воплотила все мельчайшие черты этого жанра в интерактивной форме развлечения.

Разработали Until Dawn в стенах британской студии Supermassive Games, которая ранее ничем примечательным, кроме пары детских проектов для контроллеров движения PlayStation Move, в игровой индустрии не отметилась. Изначально молодёжный хоррор также разрабатывали под motion-контроллеры Sony, а выпустить его планировали для приставки PS3. Но затем руководство японской корпорации от этой затеи отказалось. Проект было решено портировать на новую консоль PlayStation 4, наделив его более привычной схемой управления. Правда, из-за этого решения разработка игры заняла на два года больше, чем планировалось изначально.

В центре сюжета группа из десяти подростков, которые отдыхают в загородном доме, принадлежащем родителям троих из них - двух сестёр Ханны и Бет и их брата Джоша. Подвыпившая компания решает жестоко пошутить над одной из сестёр, сняв розыгрыш на камеру и выложив всё это в Сеть. Девушка, сгорая от стыда, убегает из дома и растворяется в снежной вьюге. Вслед за ней бросается и её сестра. С того дня их больше никто не видел. Полиция официально признала девушек погибшими, так как на таком холоде без тёплой одежды выжить не смог бы никто. Тела сестёр при этом обнаружены так и не были.

Проходит ровно год, и Джош снова приглашает прошлогоднюю компанию в свой дом. Он хочет, чтобы они все вместе почтили память его любимых сестёр, да и просто вновь смогли увидеть друг друга и вдоволь пообщаться. Участники прошлогодней вечеринки не в силах отказать другу, поэтому с тяжёлым сердцем снова приезжают на место трагических событий. Но здесь их поджидает вовсе не дружеская беседа за чашкой горячего шоколада у камина, а череда загадочных и даже страшных происшествий, в результате которых выжить смогут далеко не все.

Главные герои Until Dawn, как на подбор, олицетворяют собой классических персонажей среднестатистического молодёжного ужастика. Здесь вам и президент класса – красивый спортивный молодой человек по имени Майк, который встречается с Джессикой, самой привлекательной девушкой в их компании. Какой это будет ужастик без невыносимой стервы, которую своими руками хочется толкнуть в объятия к какому-нибудь маньяку-убийце? Центровую стерву игры зовут Эмили, а встречается она с темнокожим спортсменом Мэттом, который не очень умён, поэтому позволяет ей сидеть у себя на шее. Не обошлось также без парня-гика Криса и девушки-ботана Эшли. Ну и, разумеется, главная героиня игры Сэм – душа всей компании. Она добрая, открытая и всегда старается поступать правильно, чтобы никого не обидеть. Владелец горного поместья Джош изо всех сил старается быть радушным хозяином для своих друзей. Вот я и перечислил вам восьмерых главных героев игры, в роль каждого из которых вам предстоит вжиться в тот или иной момент.

Здесь следует упомянуть актёров, которые играют главных персонажей. Ведь они - личности весьма известные в мире кино и телесериалов. Сэм играет Хайден Пэнеттьер, знакомая зрителям благодаря роли бессмертной чирлидерши в сериале «Герои» (к слову, Хайден также без пяти минут супруга боксёра Владимира Кличко). Джоша играет актёр Рами Малек, который в данный момент исполняет главную роль в телесериале «Мистер Робот». В роли Майка актёр Бретт Далтон, который сыграл одну из главных ролей в телесериале «Агенты Щ.И.Т.». Также в игре вы сможете встретить психиатра, роль которого исполняет известный актёр Петер Стормаре. Многим зрителям он запомнился, как «итальяшка» из сериала «Побег». Другими словами, актёрский состав игры более чем достойный для столь нишевого и необычного проекта. Играют ребята действительно неплохо. Заметно это потому, что их мимика была перенесена в игру с помощью специальных камер, закреплённых напротив их лиц. Подобную методику использовал Джеймс Кэмерон в своём фильме «Аватар».

Игровой процесс Until Dawn чем-то напоминает игры французской студии Quantic Dream. Он изобилует многочисленными QTE, так как изначально в игре всё было заточено под контроллеры PlayStation Move. К счастью, в настройках позволили нам выбрать наиболее подходящий для нас метод управления: с помощью аналоговых рукояток или же при помощи наклонов и поворотов геймпада DualShock 4 в пространстве. Вы можете свободно перемещать персонажей по локациям, но даже не надейтесь обнаружить кнопку «Бег» - её здесь нет. У персонажей есть лишь две скорости движения: идти медленно и идти чуть-чуть быстрее. Бегают они только в исключительных случаях, когда им грозит смертельная опасность.

Взаимодействие персонажей с объектами происходит несколькими способами. Вы можете поднять предмет и повертеть его в руках, так как с обратной стороны какого-либо документа могут оказаться важные для дальнейшего развития событий заметки. Также в игре задействована сенсорная панель DualShock 4. Например, когда нужно чиркнуть спичкой по коробку или разблокировать смартфон – вам нужно будет провести пальцем слева направо по тачпаду. Это, скажу я вам, пускай и немного, но добавляет игре реализма. А ещё меня очень порадовали моменты, когда психопат-убийца гонится за кем-либо из героев, тот прячется от него, и чтобы маньяк не услышал и не заметил свою жертву, вам необходимо сидеть совершенно неподвижно. В игровой контроллер PS4 встроены акселерометр и гироскоп, так что малейшее ваше движение выдаст место расположения персонажа, а убийца тут же его обнаружит.

Весь сюжет Until Dawn, разбитый на десять глав, завязан на решениях, которые игрок принимает в процессе прохождения. Разработчики написали сценарий объёмом более 1000 страниц, так что каждая развилка в игре действительно приводит к тому, что в будущем что-то пойдёт в совершенно другом направлении. Каждый диалог между персонажами меняется в зависимости от того, что вы сказали или сделали раньше. Вообще, концепция «эффекта бабочки» в Until Dawn реализована настолько здорово, что просто диву даёшься. Ошибка или открытие, которое вы совершили пару глав назад, может вылиться в кровавую трагедию или счастливую развязку тогда, когда вы уже совсем забыли об этом. Например, однажды вы можете заметить, что в углу стоит бейсбольная бита. В следующей главе ваш персонаж сможет воспользоваться ею, чтобы отбиться от убийцы. Но если вы не заметили биту ранее – участь ваша будет печальной. От этого ты приходишь в полный восторг: игра учитывает абсолютно всё, ничего не прощает и не забывает.

В игре можно (и даже нужно!) искать различные улики, которые помогут выяснить, что же вообще происходит, а также найти ответы на множество загадок прошлого. Мне подобные детективные моменты очень сильно нравятся, поэтому я отыскал в игре абсолютно все подсказки и максимально тщательно раскрыл все сюжетные перипетии. Кроме улик, в игре необходимо также искать куски деревянных индейских тотемов, каждый из которых позволит вам на долю секунды заглянуть в будущее одного из персонажей. Тотемы позволят вам избежать принятия неправильных решений в будущем и даже спасти одного или нескольких персонажей от, казалось бы, неминуемой смерти, так что внимательно прислушивайтесь к их советам.

Для полного раскрытия всех граней Until Dawn вам придётся пройти игру несколько раз. И каждый раз она вполне сможет преподнести вам новые сюрпризы и совершенно неожиданные сюжетные повороты. Концовок у игры, как вы уже поняли, не две и не три, а больше сотни. Правда, различаются они в основном разными диалогами выживших персонажей. Я бы хотел большего развития сюжета после финальных титров, но в этом плане игра не очень балует. С другой же стороны, может быть оно и к лучшему, что всё заканчивается именно так? Всё-таки сценаристу и режиссёру игры виднее.

Если вы полагаете, что в случае неудачного решения можно просто загрузить запись и изменить ход событий – спешу вас разочаровать. Разработчики предусмотрели это и встроили в игру автоматическую запись прогресса. Слот для записи в игре всего один. Так что если хотите что-либо изменить в предыдущей главе – пожалуйста начните всю игру с самого начала. Но есть и радостный момент: после того как вы полностью пройдёте игру в первый раз, вам откроется возможность переигрывать её, начиная с любой из десяти сюжетных глав. Это делает повторное прохождение гораздо приятнее и проще, так как вы можете просто отмотать время до того момента, когда совершили роковую ошибку.

Для запугивания игроков Until Dawn использует старые, проверенные временем и молодёжными ужастиками «скримеры». Это моменты, когда кто-либо или что-либо неожиданно выпрыгивает на вас из-за угла. Процесс сопровождается громким звуком, так что нервная система человека немедленно встаёт на дыбы, как испуганный кот. Здесь нет психологического саспенса, как в серии Silent Hill, но не забывайте, что это всё-таки совершенно разные поджанры хорроров. В некоторые моменты игры вам придётся беседовать с психиатром, который предложит вам пройти ряд тестов на выявление ваших подсознательных страхов. Результаты теста позволят игре в дальнейшем использовать ваши страхи против вас.

Разработчики игры специально провели тест на контрольной группе, состоящей из геймеров разного возраста и пола. На их руки надевались биометрические браслеты, считывающие различные жизненные показатели, после чего участникам выдавали игровой контроллер, включали на консоли PS4 игру Until Dawn, выключали в комнате свет и оставляли их одних. При этом, разумеется, их снимала камера ночного видения. Создатели игры обращали внимания на то, какие моменты игры кажутся игрокам особенно страшными, а какие – следовало бы доработать ещё немного. Именно так в итоге игра получилась максимально сбалансированной и лишённой сюжетных просадок.

Игра умело манипулирует различными шаблонами и фрагментами из культовых фильмов ужасов, при этом внося в них что-то от себя. То и дело отмечаешь про себя, что этот элемент разработчики позаимствовали из «Психо» Альфреда Хичкока, вот это было взято из «Сияния» Стэнли Кубрика, а здесь прямая отсылка к серии слэшеров «Пила». Каждый ракурс камеры, каждый сюжетный поворот, каждый визуальный эффект, каждая смерть персонажа в игре – это своеобразная дань уважения жанру хоррор и поджанру слэшер в частности. Для ценителей ужастиков данная игра обязательна к приобретению вне всяких сомнений. Кстати, на диске с игрой вы также сможете обнаружить документальный фильм про её разработку – очень приятное дополнение.

Плюсы:

  • Мощный сюжет с множеством неожиданных поворотов.
  • Отличный визуальный стиль и замечательная графика.
  • Игра впитала лучшие элементы киношного жанра слэшер.
  • Качественный саундтрек и работа со звуком.
  • Есть возможность выбора оригинального языка озвучки.
  • Каждое ваше решение запускает «эффект бабочки».
  • Огромная вариативность развития событий.
  • Большое количество концовок игры.
  • Очень простое и понятное управление.
  • Увлекательный процесс поиска и сбора улик.
  • Игру хочется пройти несколько раз.
  • Документальный фильм о разработке игры.

Минусы:

  • Разработчики могли бы сделать концовки игры более глубокими.
  • Встречаются ошибки в русской текстовой локализации.
  • Игра не понравится тем, кто на дух не переносит QTE.

Мои чувства после прохождения Until Dawn были близки к тотальному восторгу. Игра практически лишена серьёзных недостатков, но при этом предлагает нам шикарный сюжет, предугадать развязку которого сможет далеко не каждый игрок. Вроде бы всё начинается как банальный подростковый слэшер, но на деле перед нами куда более витиеватая и глубокая история. Until Dawn – ещё один замечательный эксклюзив в копилку консоли Sony PlayStation 4, и если вы любите игры жанра horror, то я настоятельно рекомендую вам потратить пару вечеров на его прохождение. Моя оценка игре: 9 баллов из 10 .

Казалось бы, что создать хорошую игру в жанре интерактивного кино не так уж и проблематично, тем более, когда уже есть отличные примеры от студии Quantic Dream в лице Fahrenheit и . Однако сам автор этих игр, Дэвид Кейдж, дал маху с той же Beyond: Two Souls (За Гранью: Две души) , хотя вроде и все атрибуты отличного проекта были в наличии. Пример же студии Telltale Games с их сериальными The Walking Dead, The Wolf Among Us и т.д. тут всё же немного не подходит, ибо залог успеха этих проектов, в первую очередь, уже существующие популярные вселенные. Другое же дело – создать с нуля проект, который стал бы успешным. И вот скромная конторка Supermassive Games ( , Прогулки с Динозаврами) , отметившаяся ранее преимущественно играми под PS Move на PS3 , решилась показать миру, что не только Дэвид Кейдж мастак красиво и ладно “Пресс X ту Вин-ить” . Тем более, что жанр ребята решили выбрать, как нельзя лучше подходящий для “кинца” - слэшер.

Alone in the Dark: Until Dawn

Не будем вас утруждать поиском описания этого жанра, а просто приведём его чуть ниже, ибо разработчики Until Dawn буквально слово в слово следуют ему. Слэшер (slash - удар сплеча, рубить) - поджанр фильмов ужасов (иногда называемых фильмы отсчёта тел или фильмы мёртвых подростков), для которого характерно, как правило, наличие убийцы-психопата (иногда носящего маску), который преследует и кроваво убивает серию жертв-подростков в типично случайной неспровоцированной манере, убивая многих за один день.

Мы, откровенно, теряемся в догадках, почему раньше никто до этого не додумался. Нет, были, конечно парочка проектов давненько – Obscure 1-2 , но они всё же ближе к классическим Survival Horror . А сейчас перед нами именно “интерактивный фильм” по заветам Дядюшки Кейджа . Хотя, порой, вас то и дело будут посещать мысли, что вот бы сюда ещё загадок, а не просто имеющейся ходьбы с поиском улик по желанию, и перед нами будет современный представитель того самого классического “хоррора на выживание” а-ля Alone in the Dark или Silent Hill . Survival Horror 2.0 , если вам угодно. Авторы Until Dawn явно играли в классику этого жанра т.к. мастерски используют все эти культовые наработки вроде знаковых ракурсов камеры, грамотных пугающих моментов, нагнетания саспенса музыкой и игрой света с тенями. При этом “Дожить до рассвета” умудряется быть очень дружелюбной игрой и для человека далёкого от видеоигр, но любителя фильмов-ужастиков.

Уже сейчас можно встретить массу комментариев на форумах о том, что люди проходят "Дожить до Рассвета" на YouTube и Twitch.tv . Увы, но это удел всех подобных игр. Понятно, что для тех, у кого нет PlayStation 4 это единственный вариант, но есть случаи, когда люди просто отказываются платить 3999 р. за “кинцо” на 8 часов – это при идеальном раскладе развития сюжета. Однако любому вменяемому игроку должно быть понятно, что Until Dawn не зря зовётся интерактивным кино. И, должны заметить, что авторы в некоторых моментах построения сюжета всё же переплюнули творения Дэвида Кейджа .

Хижина в лесу

Итак, “Дожить до рассвета” – это прилично ветвящаяся от ваших действий история про восьмерых друзей, оказавшихся в довольно классической для ужастиков ситуации – ночь, хижина на склоне горы, собачий холод и… маньяк. Один из друзей пригласил остальных к себе в домик на горнолыжном курорте, но, как водится, всё пошло не так, как задумывалось… Впрочем, подробности сюжета оставим за кадром т.к. каждый его момент лучше пережить самому с самого начала. Тем более, что свои голоса и внешность героям подарили популярные актёры кино и телевидения, среди которых, Hayden Panettiere (Герои, Нэшвилл, Крик 4 ), Peter Stormare (Побег, Плохие Парни 2, Армагеддон ), Rami Malek (Мистер Робот, Ночь в Музее, Морской Бой ), Brett Dalton (Агенты Щ.И.Т. ), Meaghan Martin (Неуклюжая, Доктор Хаус ), Galadriel Stineman (Кости ), Nichole Bloom (Бесстыдники, Проект X ), Jordan Fisher (Втайне от родителей ), Noah Fleiss (Грань ). За написание сюжета же отвечали люди весьма близкие к теме ужастиков - Graham Reznick и Larry Fessenden , хотя ничего особо выдающего в их киноработах вы и не найдете, но заверяем, с игровой историей они поработали на славу.

Ветвление истории разработчики обозвали здесь популярным термином Эффект Бабочки , что весьма точно передает всю суть игры. Практически на каждом шагу игра предлагает вам делать выбор, будь то в обычном разговоре – ответить шуткой или грубо, например, или же простейшем действии – в какую сторону пойти или побежать, а если побежать, то как – срезать, обойти, рискнуть напролом. При желании в настройках можно даже включить опцию, которая будет в процентном соотношении показывать выборы игроков в мире. Но, если в той же The Walking Dead такие выборы особо ни на что не влияют, то в Until Dawn разработчики заготовили массу различных последствий, как критичных, вроде смерти героев, так и просто небольших различий в диалогах или событиях. Результаты некоторых выборов мы видим сразу же, а какие-то имеют более глубокие последствия. Грубо говоря, если начать экспериментировать с выборами в двух разных прохождениях, то вероятность того, что многие диалоги и события пойдут иначе очень велика. Доходит до того, что, если вы не будете заморачиваться поиском всяких улик (записки, вещи, фото и т.д.), то герои вместе с вами не особо будут в теме, что же происходит на самом деле. Сюжет многослойный и оттого очень интересно искать всякие его пояснения среди попадающихся улик. Более серьёзные выборы вынесены в отдельное меню, где можно посмотреть какое ваше решение привело к такому-то результату. И вот тут становится понятно, что в игре хватает, как вполне явных, так и неявных выборов. Ну т.е. вроде выбор копеечный на первый взгляд, а спустя 2 главы один из героев попадает в ловушку как раз из-за этой мелочи. С другой стороны – часть выборов присутствует просто ради разнообразия и вариативности повествования.

Ещё одной интересной находкой служат Тотемы с предсказаниями (смерти, утраты, наставлений, опасности и удачи), которые тоже можно найти в различных местах. Представляют они из себя коротенькие видЕния возможных событий. Вы же ещё помните, что Ваша история лишь одна из возможных альтернатив? Вот и тотемы показывают возможное, а вы по ходу игры можете на это каким-либо образом опираться и следовать предсказанию или же, напротив, попытаться избежать печальной участи.

Помимо всевозможных выборов есть в игре, конечно же, и привычные QTE (нажать вовремя кнопку), когда вы убегаете от кого-то, например. А заигрыванию с гироскопами DualShock 4 и вовсе нашли отличное применение – не шевелить его во время какого-то действия, где требуется затаиться, например. При этом музыка и камера прилично нагнетают саспенс и вы сжимая геймпад в руках от малейшего движения (очень чувствительный!) буквально чувствуете напряжение и вот-вот потечет пот по виску… Действительно круто! На удивление игра не поддерживает контроллер движений PS Move , хотя на коробке нанесена соответствующая пиктограммка. Может добавят патчем? Напомним, что изначально игра разрабатывалась именно под PS Move на PS3 , но вовремя перебралась в стан AAA-проектов для PS4 . С другой стороны, в DualShock 4 тоже встроен Move и в игре можно выбрать такой тип управления, но, согласитесь, это всё же маленько не то. Да и вообще - PS Move с PS4 работает в меню консоли, но ни в одной игре нам не удалось его опробовать, даже в тире Blue Estate . Ещё же одной забавной фишкой Until Dawn являются специально заготовленные страшилки для владельцев PS Camera – во время БУ!-момента камера записывает небольшой кусочек видео с вашей реакцией.

Красота страха

Как же всё это выглядит и звучит? На экране большого телевизора и с хорошей акустикой – очень внушительно! Движок рисует весьма атмосферную ночную картинку, а актёры убедительно играют свои роли. Да, анимация местами сбоит, но буквально в первые дни релиза вышел патч, который устранил некоторые провисание кадров, что уже хорошо. Работа со светом радует, а герои выглядят очень естественно и почти не отличаются от реальных актёров – кожа на лице и мимика ну очень натуральные. В целом же картинка радует и не вызывает особых нареканий. На YouTube же всё выглядит вообще, как CGI-фильм. Ах да, отдельно стоит отметить анимацию ходьбы героев, когда ими непосредственно управляешь геймпадом – выполнена она так, чтобы герои казались живыми людьми, а не буратинами, что некоторые могут назвать ватным управлением – очень естественные движения не сразу реагирующие на ваши действия.

Музыкальное сопровождение очень хорошо передаёт настроение игры и вписывается в повествование наравне с героями, что очень здорово. Не каждый именитый ужастик может похвастаться этим! Оригинальная озвучка персонажей тоже выше всяческих похвал – разные архетипы героев просто изумительно чувствуются в каждом голосе – в игре есть возможность выбрать английский вариант и русские субтитры по ролям. В русском же слышно, что старались, но с эмоциями, как обычно, беда, хотя голоса подобраны неплохо. Куда хуже с уровнем громкости и интонациями порой – явно записывалось в отрыве от игры, поэтому особо не удивляйтесь, когда в спокойной обстановке героиня вдруг прокричит свою фразу. Но в любом случае – выбор есть и на том спасибо.

Ну а как же с минусами спросите вы? Однозначных минусов, с поправкой на жанр интерактивного слэшер-кино, тут нет. Да, есть технические огрехи по графике и звук иногда может поскрипывать – всё же неидеально игра оптимизирована для эксклюзива-то. Так же поругать хочется сериальную подачу в плане того, что каждую главу нам показывают “что было ранее”. Зачем? Мы только что это прошли, а вы нам заново всё прокручиваете. Логично, что, если долго не играл, то полезно глянуть это, но тут игра не такая большая и эти напоминания уже к 4-ой главе надоедают.

Что касается выборов, то тут тоже всё немного неоднозначно. Надеемся, не будет спойлером, если скажем, что до определённого момента в игре никто умереть не может, но при этом различные выборы могут повлиять на фатальные события во второй половине игры. По сути так большинство слэшеров и построены – таинственная завязка на пол фильма и стремительная развязка на вторую половину. Только в игре у нас есть финалы, которые по канону жанра ну просто невозможны – где это видано, чтобы все 8 героев выжили? Разрушение стереотипов!

В плане же геймплея это типичный наследник игр Quantic Dream (Fahrenheit, Heavy Rain, Beyond: Two Souls) , но с чуть более навороченной системой ветвления истории. Что касается самого сюжета – да, его можно бесконечно обвинять в повсеместных клише жанра хоррор, но с одной лишь оговоркой – его развитие мы контролируем сами, пусть и по заготовленным лекалам, но, которых предостаточно для получения фана от уникальности вашего варианта. Такого опыта от привычного сюрвайвл хорорра вы не получите, да и жанр давно барахтается в конвульсиях, хотя относительно недавняя The Evil Within вполне может дать что-то похожее по ощущениям, но всё же в виде линейного сценария. А Until Dawn именно, что даёт необычный опыт фильма, на сюжет которого вы можете влиять. При этом игра выглядит, как один большой трибьют всем культовым ужастикам последних 35 лет – много отсылок и знакомых сцен, что в минусы мы точно не занесём. Ведь любой киноман в курсе всех этих клише, да и сам жанр уже просто-напросто эксплуатирует эти стереотипы специально из картины в картину.

Разрыв шаблонов

В итоге “Дожить до рассвета” хочется посоветовать всем, кто, когда-либо смотря ужастики кричал на героев, что они всё делают не так. Ведь это великолепный способ оказаться в знакомых ситуациях, где выбор предоставлен будет не просто актёрам, а именно вам. Ваш выбор – ваша история! Вариативность повествования, при желании, заставит вас пройти игру несколько раз и эти варианты точно будут отличатся от первого прохождения. Supermassive Games создали своего рода перформанс хоррор-фильма с вами в главной роли, где ваша задача разрушить устоявшиеся стереотипы данного жанра. Очень заманчивое предложение!

«Группа друзей, небольшой домик где-то в заснеженных горах Канады и недавно вышедшей на свободу маньяк. Что может пойти не так? ». Видимо этот вопрос когда-то прочно засел в головах двух заслуженных мастеров малобюджетных хорроров Ларри Фесендена и Грэма Резника при написании сценария к Until Dawn (в русской версии «Дожить до рассвета»), необычному эксклюзиву для PlayStation 4 с не самой простой судьбой. Что из этого всего вышло? Ответ на этот и другие вопросы вы сможете узнать из нашей сегодняшней статьи.

Всё начинается довольно банально и по законам жанра. Веселая компания «подростков» решает закатить бурную вечеринку в загородном домике с алкоголем, музыкой и голыми телами. Но что-то идет не так и сестеры-близняшки Ханна и Бет пропадают без вести, а об их страшной судьбе никто так ничего и не узнает. Через год после этих страшных событий ребята вновь решают собраться вместе в злополучном доме ради двух целей - почтить память «хороших» подруг и вместе оторваться на полную катушку. Последующие за этим события, кроме как трагедией и откровенным ужасом, трудно назвать. Но на то она и игра в жанре хоррор, чтобы вас хоть как-то напугать, а не показывать розовых пони, мирно пасущихся на фоне красивых лугов и прекрасных замков.



Хотя слово «игра» тут вряд ли подойдет. Скорее интерактивный фильм в духе молодежных ужастиков 80-90-х годов прошлого столетия с примесью работ от Telltale Games и несравненного Дэвида Кейджа. Но зато, какой фильм! Стоит отдать должное сценаристам студии Supermassive Games и ранее упомянутым авторам: сюжет у игры получился не просто достойным, а, пожалуй, лучшим в данном классе за последние несколько лет за счет своего темпа повествования, качественных диалогов, отличной подачи и постоянного напряжения. Да, главные герои - кучка клише. Да, многие сюжетные повороты слишком уж предсказуемы, а страшные моменты под конец скатываются к стандартному набору скримеров. И да, частенько герои спорят из-за каких-то глупостей и делают такие вещи, от которых хочется кричать в экран: «Нет, не надо, ты же не настолько туп, как мне казалось ранее! ». Но есть у неё один серьезный плюс, который с легкостью перекрывает все эти минусы - Until Dawn делает то, что не может ни один полнометражный фильм. Дает вам полный контроль над всем происходящим и лихо закручивает историю там, где все другие обычно сдуваются.

И если поначалу вас как-то мало волнуют жизни этих подростков, ведь всё равно рано или поздно каждый из них умрет, то чуть позже где-то внутри просыпается какое-то странное и чертовски жгучее желание спасти их всех. Конечно, за первое прохождение (порядка 8-10 часов) вам это не удастся и кто-то все-таки успеет отправиться к праотцам, но это только разбудит в вас тот самый звериный азарт, с которым обычно смотрят за спортивными состязаниями. Начинается лихорадочный анализ всех допущенных ранее ошибок и поиск того самого решения, которое поможет одному из протагонистов спастись от неминуемой смерти. И в отличие от других игр похожего жанра - оно далеко не одно единственное.

Каждое ваше действие имеет какое-то последствие, а «эффект бабочки» действует даже в самые неподходящие для того моменты. Возможно, вы даже не сразу поймете, что где-то что-то произошло, но не сомневайтесь, настанет час, и один неверный шаг как-то скажется на судьбах главных героев и, возможно, приведет вас к плачевному концу. О некоторых событиях можно узнать заранее благодаря различными индейским тотемам (некоторые из них могут и не быть доступными с самого начала и появятся только во время второго или третьего прохождения), которые валяются во всех уголках довольно больших локаций, но показанные им видения расплывчаты и не всегда точны, о других же с помощью найденных улик. Чем больше их найдете, тем лучше же для вас и собственно героев. Впоследствии они смогут воспользоваться теми же доказательствами при общем обсуждении происходящего вместе с другими виновниками «торжества». Все остальное только в ваших руках и особенно взаимоотношения между персонажами и их черты характера. Кроме того, сбор предметов дает и небольшой бонус в виде видеодневников о создании игры.



А чтобы игроки еще больше поверили во всё происходящее, разработчики пригласили на главные роли целую плеяду известных голливудских актёров (часть из них известна больше по американским сериалам): Хейден Панеттьер, Рами Малек, Петер Стормаре, Ноа Флейсс, Бретт Далтон, Меган Джетт Мартин, Николь Блум, Джордан Фишер и Галадриэль Стайнмен. Все они отлично вписались в образы и роскошно сыграли на «потеху» благородной публики. Стоит при этом отметить и графическую составляющую проекта, выдающую превосходную картинку с плавной анимацией и реалистичными движениями рук и ног (не считая ходьбы по лестницам, тут игра выдает не самую красивую картинку). Потрясающая детализация лиц граничит с не менее красивыми декорациями, а бодрый саундтрек не даст заснуть до самых финальных титров. Без сомнений, Until Dawn - одна из самых красивых игр этого сезона.

Когда же дело доходит непосредственно игрового процесса, то тут не стоит ожидать чего-то сверхвыдающегося, все-таки раньше игра была заточена под PlayStation Move. Быстрое нажатие на определенные кнопки перекликается с мини-играми по обстрелу мишеней или киданием снежков с замедлением времени. До уровня Heavy Rain, первому крупному проекту Supermassive Games, конечно, далеко, но и до уровня Beyond: Two Souls никто не скатывается, ведь те же QTE-сцены в игре могут как-то повлиять на дальнейший ход событий. Нажали не ту кнопку во время движения - один из героев со страшным криком улетел вниз со скалы. Не «удержали дыхание» при появлении маньяка - познакомитесь поближе с большой пилой незнакомца. К вам наконец вернется то самое чувство непредсказуемости, которого так давно не хватало. Постоянное ощущение того, что каждая ваша ошибка может привести к чьей-то смерти.



И напоследок, как обычно, стоит поговорить о русской локализации, за которую отвечало само российское отделение Sony. Если к текстовому переводу особых претензий нет, то к отечественной озвучке их гораздо больше. Как обычно, она страдает от двух классических проблем: неудачного подбора актеров на главные роли и потери доброй половины эмоций по дороге. Одно хорошо, в игре практически сразу же можно переключиться на оригинал и полностью насладиться талантом западных артистов.

Не очень страшно, но страшно интересно.

Несведущие в видеоиграх люди по сей день считают их развлечением в лучшем случае для подростков, не идущим ни в какое сравнение с важнейшим из искусств - кинематографом. Недалекие киноманы восхищаются сюжетами и бюджетами голливудских блокбастеров, упуская из виду тот факт, что обороты киноиндустрии уже как лет десять не идут ни в какое сравнение с рынком электронных развлечений, а большинство «серьезных» игр дадут фору любому фильму как по зрелищности, так и по сюжету. Сегодня речь пойдет именно о таком проекте.

Until Dawn или «Дожить до рассвета » - один из интереснейших эксклюзивов для PlayStation 4 от студии SuperMassive Games , известной благодаря весьма разноплановым проектам, среди которых LittleBigPlanet для PS Vita , Wonderbook: Walking with Dinosaurs и Tumble . Все это не сильно замороченные, если не сказать казуальные игры. «Дожить до рассвета » совсем другого поля ягода.

Итак, перед нами хоррор с нелинейным лихо закрученным сюжетом. Все начинается с того, что компания молодых людей, отдыхающая в поместье на горе Блэквуд , решает довольно глупо подшутить над одной из девушек, в результате чего последняя убегает одна ночью в лес. Сестра следует за ней и обе пропадают - полиция не находит никаких улик. Через год их брат снова собирает друзей вместе, и тут начинаются треш и угар, пережить которые удастся не всем. Впрочем, это уже зависит от вас. После первого прохождения лично у меня в живых осталось лишь двое.

В игре постоянно приходится делать выбор, чаще всего на это отводится пара секунд, а варианты действий, как правило, неочевидны: бежать налево или направо? Сказать правду или соврать? Все решения влияют на развитие сюжета и, играя в первый раз, предугадать дальнейший ход событий просто невозможно. При повторном прохождении вариации сюжета вызывают восхищение, хотя, раз на пятый, становятся заметны компромиссы склейки различных сценариев. Но это, разумеется, придирки. В целом сюжет «Дожить до рассвета » страдает лишь одной стандартной для американских хорроров проблемой: герои - клинические идиоты с логикой амебы и отсутствующим инстинктом самосохранения, поэтому ситуации вроде «в доме маньяк - давайте разделимся» или «мы идем в ту темную пещеру к монстру, а ты догоняй» будут встречаться постоянно.

Если говорить о графике, то, как сказал бы наш Ruysaki - «Графониум завезли! ». Да, на дворе 2015 год и визуальными эффектами удивить кого-либо сложно, но Until Dawn способна порадовать даже неискушенного в играх человека: потрясающая проработка деталей сцен, прекраснейшие модели и текстуры, освещение, после которого все за пределами экрана кажется недостаточно реалистичным - SuperMassive Games не зря ест свой хлеб. Особо хочется отметить материалы: камень, бетон, снег, дерево, кожа, ткани одежды - все выглядит как никогда круто. С волосами дела обстоят хуже, да и глаза по-прежнему не получается сделать живыми, но мимика удалась на славу: не зря актеры терпели многочасовые издевательства с разрисовыванием лиц.

Кто-то посетует на фиксированные ракурсы камер a la Resident Evil 0-3 , но в играх этого жанра данную особенность стоит считать режиссерским ходом.

Ничто так не способствует погружению в альтернативную реальность, как грамотно подобранное звуковое сопровождение - вот уж где разработчикам удалось добиться стопроцентной реалистичности! Истинную радость испытают счастливые обладатели систем объемного звучания с сабвуфером. Если у вас таковой не имеется, Until Dawn вполне может стать хорошим поводом задуматься о ее приобретении.

Локализованная озвучка весьма неплоха, но я, все же, предпочту ей оригинал - благо, в настройках имеется подобная опция, устраняющая необходимость шаманства с переключением языка системы. Цензура, к сожалению, прошлась по переводу: «fuck » по традиции переводится как «черт » и слов страшнее, чем «хренотень » и «сука » вы не услышите, хотя в английской версии герои в выражениях, мягко говоря, не стесняются.

Зря-зря злые языки называли второй Uncharted «кинцом » - то был вполне натуральный экшн с парой-тройкой QTE , здесь же этот грубоватый термин вполне уместен. Игровой процесс строится на необходимости наклонить стик в одну или другую сторону, вовремя нажать на нужную кнопку либо, наоборот, замереть и не двигать джойпад даже на миллиметр, чему, кстати будет активно мешать вибрация, имитирующая сердцебиение.

Иногда приходится ходить, вот тут и рождаются проклятия в адрес разработчиков. Мало того, что нельзя бегать, так и само направление движения слабо коррелирует с направлением наклона стика. Например, камера смотрит в спину, нужно идти вперед - вы отклоняете левый стик вверх; персонаж делает несколько шагов и тут же вид переключается на другую камеру, смотрящую на него слева; пока вы держите стик - все хорошо, но стоит дойти до поворота, как мозг отказывается понимать, как заставить нарисованную на экране фигуру идти куда надо. В результате, герои под управлением геймера ведут себя как подслеповатые зомби, находящиеся под действием веществ и тыкающиеся лбом в стены. Жизни это не угрожает, но откровенно подбешивает - даже больше, чем в Heavy Rain . Почему нельзя было использовать схему из пресловутого RE (вверх = вперед, вниз = назад, влево/вправо - поворот), отлично подходящую для статичных ракурсов, остается загадкой.

Мы получили прекрасный во всех отношениях (кроме управления) экслюзивный хоррор для PlayStation 4 с несколькими десятками вариантов различных концовок и потрясающей графикой. Да, «Дожить до рассвета » - это не Half-Life 2 и не «Одни из нас» , но проект, определенно достойный места на полке любого владельца PS4 .

Статьи по теме: