Решение заданий по информатике онлайн. Как решать задания егэ по информатике. Сколько же нужно времени, чтобы подготовиться к ЕГЭ по информатике с нуля

Задачи по информатике

Задача 1. Арбуз

В один из жарких летних дней Петя и его друг Вася решили купить арбуз. Они выбрали самый большой и самый спелый, на их взгляд. После недолгой процедуры взвешивания весы показали w килограмм. Поспешно прибежав домой, изнемогая от жажды, ребята начали делить приобретенную ягоду, однако перед ними встала нелегкая задача. Петя и Вася являются большими поклонниками четных чисел, поэтому хотят поделить арбуз так, чтобы доля каждого весила именно четное число килограмм, при этом не обязательно, чтобы доли были равными по величине. Ребята очень сильно устали и хотят скорее приступить к трапезе, поэтому Вы должны подсказать им, удастся ли поделить арбуз, учитывая их пожелание. Разумеется, каждому должен достаться кусок положительного веса.

Входные данные

В первой и единственной строке входных данных записано целое число w ( 1 ≤  w  ≤ 100 ) — вес купленного ребятами арбуза.

Выходные данные

Выведите YES , если ребята смогут поделить арбуз на две части, каждая из которых весит четное число килограмм, и NO в противном случае.

Примеры

входные данные

выходные данные

YES

Примечание

Например, ребята могут поделить арбуз на две части размерами 2 и 6 килограммов соответственно (другой вариант — две части 4 и 4 килограмма).

Задача 2. Близнецы

Представьте себе, что у Вас есть брат или сестра-близнец. Обычное утро в Вашей семье. Пока вы еще спите, мама уже собирается на работу. Она так торопилась, что чуть не забыла оставить вам, ее любимым детям, немного денег, чтобы покушать в школе в столовой. В кошельке она нашла некоторое количество монет, а именно n монет произвольных достоинств a 1 ,  a 2 , ...,  a n . Времени у нее было мало, поэтому поделить монеты она не успела. Тогда она написала записку, в которой попросила вас разделить деньги поровну.

Проснувшись, Вы нашли оставленные мамой монеты и прочитали записку. «Но зачем делить монеты поровну?» — подумали Вы, ведь Ваш близнец еще спит и ничего не узнает. Поэтому Вы решили поступить следующим образом: выбрать себе некоторое подмножество монет, так чтобы сумма достоинств взятых Вами монет оказалась строго больше , чем сумма достоинств оставшейся части монет, которая достанется Вашему близнецу. Однако, Вы справедливо решили, что если взять слишком много монет, то Ваш близнец подумает, что Вы его обманули. Поэтому, чтобы не вызывать подозрений, Вы решили взять наименьшее количество монет , сумма достоинств которых окажется строго больше суммы достоинств оставшихся. Исходя из этого, выясните, какое минимальное количество монет Вам понадобится взять, чтобы разделить их описанным образом.

Входные данные

В первой строке задано целое число n ( 1 ≤  n  ≤ 100 ) — количество монет. Во второй строке задана последовательность из n целых чисел a 1 , a 2 , ..., a n ( 1 ≤  a i  ≤ 100 ) — достоинства монет. Все числа разделены пробелами.

Выходные данные

В единственной строке выведите одно число — минимальное необходимое количество монет.

Примеры

входные данные

2
3 3

выходные данные

входные данные

3
2 1 2

выходные данные

Задача 3. Олимпиада в Хогвартсе.

В Хогвартсе проходит традиционная ежегодная олимпиада по теории магии среди младшекурсников. Завхозу школы Аргусу Филчу поручили заняться распределением студентов по аудиториям.

Каждый факультет выставил своих лучших учеников на олимпиаду. От Гриффиндора участвует G студентов, от Слизерина S студентов, Пуффендуй представляет H студентов и Когтевран— R студентов. В распоряжении Филча находится M аудиторий. На аудитории наложено особое заклятие расширения, поэтому при необходимости они могут вместить любое количество студентов. При рассадке необходимо учесть, что ученики одного факультета, находящиеся в одной аудитории, могут, воспользовавшись случаем, начать жульничать, обмениваясь идеями по решению задач. Поэтому в любой аудитории количество студентов с одного факультета, попавших в нее, следует свести к минимуму. Назовем рассадку, удовлетворяющую такому требованию, оптимальной.

Входные данные

В первой строке идут четыре целых числа G , S , H и R (1 ≤  G ,  S ,  H ,  R  ≤ 1000) — количество учеников, представляющих каждый из факультетов школы.

Во второй строке идет целое число M (1 ≤  M  ≤ 1000) — количество классов в распоряжении у Филча.

Выходные данные

Выведите минимальное количество студентов с одного факультета, которое Филчу придётся посадить в одну аудиторию даже при оптимальной рассадке.

Примеры тестов

входные данные

4 3 4 4
2

Выходные данные

Входные данные

15 14 13 14
5

Выходные данные

Задача 2. Порядочные числа

У Миши развитое эстетическое чувство. Он считает, что не все числа одинаково порядочные. Когда ему грустно, он начинает придумывать числа и приводить их в порядок.

Миша очень любит рассматривать сумму цифр числа. Для того чтобы привести в порядок число A , он сначала записывает само число. Потом он пишет сумму цифр этого числа. Затем — сумму цифр суммы цифр и так далее, до тех пор, пока очередное число не станет однозначным. Он считает, что результатом приведения в порядок числа A является сумма всех выписанных чисел, включая само число A .

Миша настолько любит этот процесс, что он даже заменяет ему счёт овец, когда долго не получается заснуть. Он помнит, что вчера ночью, когда он в уме привёл в порядок число A , у него получилось число B . Но вот беда — он не помнит, какое именно он взял число A ! Помогите ему в отыскании этого числа.

Входные данные

На ввод подаётся единственное целое число B (1 ≤  B  ≤ 1, 000, 000, 000)

Выходные данные

Если существует такое число A , что после приведения его в порядок, получается B , то выведите любое такое число. Если же Миша где-то ошибся в расчётах и такого числа не существует, то выведите -1.

Примеры тестов

Входные данные

Выходные данные

Входные данные

Выходные данные

Примечание

Пояснение к первому примеру. Последовательность сумм цифр для 29 состоит из чисел 29, 11, 2. Соответственно, после приведения в порядок число 29 превращается в число 42 = 29 + 11 + 2.

Задача 3. Шляпа.

Летом Максим съездил в Летнюю Какую-то Школу, где, помимо учёбы, ему очень запомнилась игра «Шляпа», в которую он вместе с друзьями играл всю смену. Опишем правила игры, которых они придерживались. Обратите внимание: эти правила немного отличаются от общепринятых.

Изначально в шляпу помещают некоторое количество бумажек с написанными на них словами. После этого команды из двух человек по очереди и в случайном порядке начинают отгадывать слова - один член команды объясняет другому написанное на бумажке слово, не используя однокоренные. Если партнёр отгадывает его, то команде засчитывается одно очко, слово выкидывается, а команда достаёт из шляпы новое, если у неё ещё осталось время в этом раунде. Если команда не успевает отгадать очередное слово, то записка на которой оно написано, возвращается в шляпу, и ход передаётся какой-то случайной команде, возможно, той же самой. Игра продолжается, пока все слова из шляпы не будут отгаданы.

Теперь Максим провёл турнир для N команд из своей школы и должен определить победителя. Он неаккуратно вёл записи игры и не отмечал, сколько слов отгадала каждая из команд, зато он записывал в хронологическом порядке каждый раз, когда какая-либо команда доставала какую-либо бумажку из шляпы. Всего таких записей M , и они следуют в хронологическом порядке. Помогите Максиму восстановить по сделанным записям, сколько слов отгадала каждая из команд.

Входные данные

В первой строке дано количество команд N и количество попыток отгадать слова M (1 ≤  N  ≤ 100 000, 1 ≤  M  ≤ 100 000). В следующих M строках сначала указывается номер n i команды, пытавшейся отгадать слово, а через пробел дано слово w i , написанное на бумажке. Номера команд лежат в диапазоне от 1 до N . Все слова w i состоят из строчных латинских букв и имеют ненулевую длину, не превосходящую 10 букв.

Выходные данные

Выведите в одну строку N чисел, i -ое число должно равняться количеству слов, отгаданному i -ой командой.

Примеры тестов

Входные данные

2 3
1 hat
1 shirt
2 hat

Выходные данные

1 1

Входные данные

3 2
1 mom
3 dad

Выходные данные

1 0 1

Примечание

В первом примере первая команда отгадала слово shirt, а вторая слово hat.

У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера: 1 - прибавь 3; 2 - возведи в квадрат. Первая из них увеличивает число на экране на 3, вторая возводит его во вторую степень. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа A числа B, содержащий не более K команд. В ответе запишите только номера команд. Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

Вася составляет слова, в которых встречаются только буквы

Вася составляет N-буквенные слова, в которых встречаются только буквы A, B, C, причём буква A появляется ровно 1 раз. Каждая из других допустимых букв может встречаться в слове любое количество раз или не встречаться совсем. Словом считается любая допустимая последовательность букв, не обязательно осмысленная. Сколько существует таких слов, которые может написать Вася?

Игорь составляет таблицу кодовых слов для передачи сообщений

Игорь составляет таблицу кодовых слов для передачи сообщений, каждому сообщению соответствует своё кодовое слово. В качестве кодовых слов Игорь использует N-буквенные слова, в которых есть только буквы A, B, C, причём буква A появляется ровно 1 раз. Каждая из других допустимых букв может встречаться в кодовом слове любое количество раз или не встречаться совсем. Сколько различных кодовых слов может использовать Игорь?

Задание входит в ЕГЭ по информатике для 11 класса под номером 10.

Алгоритм вычисления значения функции F(n)

Алгоритм вычисления значения функции F(n), где n – натуральное число, задан следующими соотношениями. Чему равно значение функции F(K)? В ответе запишите только натуральное число.

Задание входит в ЕГЭ по информатике для 11 класса под номером 11.

Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения

Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью N бит/с, чтобы передать цветное растровое изображение размером AхB пикселей, при условии, что цвет каждого пикселя кодируется K битами? (Впишите в бланк только число.)

Задание входит в ЕГЭ по информатике для 11 класса под номером 9.

Дешифровщику необходимо восстановить поврежденный фрагмент сообщения

Дешифровщику необходимо восстановить поврежденный фрагмент сообщения, состоящий из 4-х символов. Имеется достоверная информация, что использовано не более пяти букв (A, B, C, D, E), причем на третьем месте стоит один из символов... На четвертом месте – одна из букв... На первом месте – одна из букв... На втором – ... Появилась дополнительная информация, что возможен один из четырех вариантов. Какой?

Задание входит в ЕГЭ по информатике для 11 класса под номером 6.

Метеорологическая станция ведет наблюдение за влажностью воздуха

Метеорологическая станция ведет наблюдение за влажностью воздуха. Результатом одного измерения является целое число от 0 до 100 процентов, которое записывается при помощи минимально возможного количества бит. Станция сделала N измерений. Определите информационный объем результатов наблюдений.

Какой вид приобретет формула, после того как ячейку скопируют

В ячейке записана формула. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку X скопируют в ячейку Y? Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.

Задание входит в ЕГЭ по информатике для 11 класса под номером 7.

Находясь в корневом каталоге только что отформатированного диска

Находясь в корневом каталоге только что отформатированного диска, ученик создал K каталогов. Затем в каждом из созданных каталогов он создал еще по N каталогов. Сколько всего оказалось на диске каталогов, включая корневой?

Задание входит в ЕГЭ по информатике для 11 класса.

На месте преступления были обнаружены четыре обрывка бумаги

На месте преступления были обнаружены четыре обрывка бумаги. Следствие установило, что на них записаны фрагменты одного IP-адреса. Криминалисты обозначили эти фрагменты буквами А, Б, В и Г. Восстановите IP-адрес. В ответе укажите последовательность букв, обозначающих фрагменты, в порядке, соответствующем IP-адресу.

Петя записал IP-адрес школьного сервера на листке бумаги

Петя записал IP-адрес школьного сервера на листке бумаги и положил его в карман куртки. Петина мама случайно постирала куртку вместе с запиской. После стирки Петя обнаружил в кармане четыре обрывка с фрагментами IP-адреса. Эти фрагменты обозначены буквами А, Б, В и Г. Восстановите IP-адрес. В ответе укажите последовательность букв, обозначающих фрагменты, в порядке, соответствующем IP-адресу.

Задание входит в ЕГЭ по информатике для 11 класса под номером 12.

При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдаётся пароль

При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдаётся пароль, состоящий из 15 символов и содержащий цифры и заглавные буквы. Таким образом, используется K различных символов. Каждый такой пароль в компьютерной системе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байт (при этом используют посимвольное кодирование и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством бит). Определите объём памяти, отводимый этой системой для записи N паролей.

Задание входит в ЕГЭ по информатике для 11 класса под номером 13.

В некоторой стране автомобильный номер составляют из заглавных букв

В некоторой стране автомобильный номер длиной K символов составляют из заглавных букв (используется M различных букв) и любых десятичных цифр. Буквы с цифрами могут следовать в любом порядке. Каждый такой номер в компьютерной программе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байт (при этом используют посимвольное кодирование и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством бит). Определите объём памяти, отводимый этой программой для записи N номеров.

Задание входит в ЕГЭ по информатике для 11 класса под номером 13.

Задание 1.

Алфавит племени содержит всего 8 букв. Какое количество информации несет одна буква этого алфавита?

Решение.

Известен информационный объем теста и информационный «вес» одного символа в нем. Найдем объем одной страницы: 40648 бит. 20 Кбайт = 201024 байт = 2010248 бит. Найдем количество страниц: 2010248/(40648) = 8 (стр.) (Ответ № 4)

Ответ : 4.

Задание 3.

В пяти килобайтах:

Решение.

32Гб = 25 Гб = 25210 Мб = 25210 210 Кб =25210 210210 байт = 235 байт, что соответствует ответу №1.

Ответ : 1.

Задание 5.

Считая, что один символ кодируется одним байтом, подсчитать в байтах количество информации, содержащееся в фразе: “Терпение и труд все перетрут.”

Решение.

В фразе 29 символов (включая точку и пробелы), 1 символ несет 1 байт информации, значит фраза содержит 29 байт.

Ответ : 29.

Задание 6. ( А4 демоверсии 2004 г.)

Получено сообщение, информационный объём которого равен 32 битам. Чему равен этот объём в байтах?

Решение.

Предложенная строка содержит ровно 108 символов, включая кавычки, пробелы и знаки препинания. При кодировании каждого символа одним байтом на символ будет приходиться по 8 бит, поэтому объём этого предложения составит 108 байт или 108х8=864 бит, что соответствует ответу №2.

Ответ : 2.

Задание 8. (Задание А3 демоверсии 2004 г.)

Шахматная доска состоит из 64 полей: 8 столбцов и 8 строк. Какое минимальное количество бит потребуется для кодирования координат одного шахматного поля?

Решение.

Для того, чтобы различить 64 клетки шахматного поля потребуются 64 значения двоичного кода. Поскольку 64=26, то в двоичном коде потребуется шесть разрядов. Верный ответ№3.

Ответ : 3.

Задание 9.

Каждое показание счётчика, фиксируемое в памяти компьютера, занимает 10 бит. Записано 100 показаний этого датчика. Каков информационный объём снятых значений в байтах?

Решение.

10 бит100= 1000 бит, 1 байт = 8 бит, следовательно: 1000/8=125 байт. Значит, верный ответ №3.

Ответ : 3.

Задание 10.

В коробке 32 карандаша, все карандаши разного цвета. Наугад вытащили красный. Какое количество информации при этом было получено?

Решение.

Так как вытаскивание карандаша любого цвета из имеющихся в коробке 32 карандашей является равновероятным, то число возможных событий

N = 2I, 32 = 25, I = 5 бит.

По степени трудности задачи делят на: простые, более сложные, повышенной сложности, творческие. Про стые задачи требуют для решения одну формулу и форму лирование одного двух выводов. С простых задач начина ют закрепление нового материала, поэтому их иногда на зывают тренировочными. Более сложные задачи требуют для решения использования нескольких формул, привле чения сведений из других разделов курса информатики, формулировки нескольких выводов.

Творческие задачи различаются большим разнооб разием, но среди них можно выделить исследовательские, которые требуют ответа на вопрос «почему?», и конструк торские, требующие ответа на вопрос «как сделать?».

По используемым для решения программным сред ствам можно выделить задачи, требующие применения: операционной системы, текстового редактора, графиче ского редактора, электронной таблицы, системы управле ния базами данных, других прикладных программ.

По используемым для решения аппаратным сред ствам можно выделить задачи, требующие применения различных средств вычислительной техники и внешних устройств, например, принтера, графопостроителя, скане ра, цифрового фотоаппарата, локальной сети и др.

Комбинированные задачи отличаются большим раз нообразием и предполагают: сочетание учебного мате риала различного содержания, часто из разных разделов курса, формулирования нескольких выводов, использова ния для решения нескольких формул и закономерностей.

12.3. Качественные задачи по информатике

Качественной называют такую задачу, в которой главной особенностью является акцент на качественную

сторону процесса или явления. Их ещё называют задачи вопросы. Решаются такие задачи путём логических умо заключений, с помощью графиков, рисунков или экспери ментально, обычно без применения математических вы числений.

Качественные задачи по информатике разнообразны по содержанию и используются учителем на большинстве уроков. Они служат средством проверки знаний и умений, способствуют их закреплению и углублению. Умело по ставленные задачи вопросы поддерживают активность учащихся на уроке, повышают интерес к информатике. Ис пользовать качественные задачи особенно необходимо при изучении тех разделов, где нет возможности решать количественные задачи, например, при изучении моде лей, истории информатики, текстового редактора и др. Ка чественные задачи позволяют учителю быстро провести проверку усвоения материала, выявить отсутствие его формального понимания.

Основной способ решения качественных задач – это аналитико синтетический, когда описываемое явление или процесс расчленяется на ряд простых, а затем путём син теза конструируется вывод следствий и получается ответ. С помощью дедукции и индукции строятся логическая це почка рассуждений, умозаключения.

Графический приём решения качественных задач часто подходит при решении задач на построение изобра жений с помощью средств графического редактора, по строения таблицы сложной формы с разновеликими боко виками и головками и др.

Экспериментальный приём решения заключается в получении ответа на основании проведённого опыта. Например:

Что произойдет с выравниванием содержимого ячейки электронной таблицы, если вы введёте в

неё: последовательность чисел и букв; последо вательность букв и чисел?

В какой из поисковых систем Google, Rambler или Яndex, на запрос по ключевым словам «Информа тика. Базовый курс» будет выдан наибольший список адресов документов?

В последней задаче ученикам придется потратить достаточно много времени на подключение к Интернету и проведение поиска в поисковых системах, а затем подсчё та числа выданных адресов.

Следует избегать сложных качественных задач, ре шение которых требует строить длинные цепи умозаклю чений, проследить за которыми по силу лишь немногим учащимся.

12.4. Количественные задачи по информатике

Количественные задачи обычно решаются по сле дующим темам:

количество и единицы измерения информации; сис темы счисления;

передача информации по линиям связи, кодирова ние информации;

хранение информации в памяти компьютера;

форматы машинных команд;

представление символьной, числовой, графической и звуковой информации.

Пример решения задачи на количество информации

Условие задачи : Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст составлен в алфавите

мощностью 32 символа, второй – мощностью 64 символа. Во сколько раз отличается количество информации в этих текстах?

Решение : В равновероятном приближении информаци онный объём текста равен произведению числа симво лов на информационный вес одного символа:

I = K x i

Поскольку оба текста имеют одинаковое количество символов (K ), то различие информационных объёмов определяется только разницей в информативности сим волов алфавита (i ). Найдемi 1 для первого алфавита иi 2 для второго алфавита:

2 i1 = 32; отсюдаi 1 = 5 битов; 2i2 = 64; отсюдаi 2 = 6 битов;

Следовательно, информационные объёмы первого и второго текстов:

I1 = Kx 5битов ; I2 = Kx 6битов

Отсюда следует, что количество информации во втором тексте больше, чем в первом в 6/5 раз или в 1,2 раза.

Ответ: во втором тексте информации больше в 1,2 раза.

Приведём пример записи условия и решения задачи, способ оформления которого близок к принятому для за дач по физике .

Условие задачи : Если сообщение несёт 4 бита информа ции, то во сколько раз была уменьшена неопределён ность?

Дано: Решение

N = 2 4 = 16 (вариантов).

3. В данном случае возможно 16 вариан тов. А произошло только одно событие.

16 / 1 = 16 (раз).

Ответ: Неопределённость в результате сообщения уменьшилась в 16 раз.

Такая форма записи условия и решения имеет пре имущество перед свободной записью, так как обладает определённым формализмом, знакома по урокам физики, дисциплинирует учащихся, выстраивает для них чёткий алгоритм решения.

В задачах на подсчёт количества информации можно выделить следующие основные этапы решения :

1) Осмысление условия задачи : определение, однозначно ли сформулирована задача, понимание всех слов и фраз, например «из 256 символьного алфавита», выявление су щественных элементов задачи, определение исходных данных и искомых результатов.

2) Запись краткого условия задачи : записать условное обозначение исходных данных и искомых величин.

3) Поиск пути решения задачи : выявление теоретических положений, связанных с задачей, соотнесение задачи с известным способом решения, разделение задачи на от дельные составляющие части.

4) Осуществление плана решения и получение искомого результата : записать решение словесным способом, по лучить конечную формулу в буквенном выражении и лишь затем подставить в формулу конкретные значения, полу

чить правильную единицу измерения искомой величины, записать развёрнутую формулировку ответа на вопрос за дачи после слова «Ответ».

5) Изучение и интерпретация найденного решения: уча щиеся демонстрируют осмысление полученного ответа; верифицируют результат; выполняют проверку путем со ставления и решения задачи, обратной данной, находят другой способ решения.

Как можно заметить, такой порядок во многом соот ветствует тому, что принят при решении задач по физике, поэтому он знаком учащимся и это обстоятельство следует использовать учителю. Приведём образец решения задачи на расчёт объёма памяти для хранения звуковой инфор мации :

Условие задачи : Определить размер (в байтах) цифрового аудиофайла, время звучания которого со ставляет 10 секунд при частоте дискретизации 22,05 кГц и разрешении 8 бит. Файл сжатию не подвержен.

Решение: Формула для расчёта размера (в бай тах) цифрового аудиофайла (монофоническое звуча ние):(частота дискретизации в Гц) х (время записи в секундах) х (разрешение в битах) / 8.

Таким образом, размер файла вычисляется так: 22050 х 10х 8 / 8 = 220500 байт.

Ответ: 220500 байт.

12.5. Задачи на моделирование явлений и про­ цессов

Задачи по этой теме занимают важное место в базо вом курсе, так как направлены на формирование умений и навыков владения информационно коммуникационными технологиями. Эти задачи обычно называют практически

ми заданиями из за их объёма и длительности решения. Часть задач на моделирование в среде текстового и графи ческого редактора относительно просты для исполнения. Задачи на моделирование в среде электронных таблиц и баз данных могут быть достаточно сложными и громозд кими, потребовать для решения несколько уроков.

Обычно в задачах моделируются физические, хими ческие и биологические явления и процессы, а также ма тематические и экономические расчёты, но есть и приме ры для моделирования литературных произведений. За дачи этого раздела представлены в учебнике Н.Д. Угрино вича по базовому курсу для 9 класса , в практикум задачнике под редакцией Н.В. Макаровой и задачни ке практикуме под редакцией И.Г. Семакина и Е.К. Хенне ра . Число имеющихся в них заданий с избытком пере крывает потребности базового курса, а учитель имеет воз можность выбора, исходя из своих предпочтений и вкуса.

В практикум задачнике по моделированию под ре дакцией профессора Н.В. Макаровой представлены такие важные и сложные темы курса как:

моделирование в среде графического редактора;

моделирование в среде текстового редактора;

моделирование в электронных таблицах;

информационные модели в базах данных.

В этом практикум задачнике по каждой теме курса дано большое число заданий и приведены подробные указания по их решению, включая выделение таких этапов как: постановка задачи, разработка модели, компьютер ный эксперимент, анализ результатов моделирования. Рассмотрим кратко пример задания по моделированию движения парашютиста. Выполнение задания разбивается на четыре этапа.

I этап. Постановка задачи. Описание задачи.

Парашютист при падении к земле испытывает действие силы тяжести и силы сопротивления воздуха. Экспериментально установлено, что сила сопротивле ния зависит от скорости движения: чем больше ско рость, тем больше сила. При движении в воздухе эта сила пропорциональна квадрату скорости с некоторым коэффициентом сопротивления k , который зависит от конструкции парашюта и веса человекаR сопр = k V 2 . Каково должно быть значение этого коэффициента, чтобы парашютист приземлился на землю со скоро стью не более 8 м/с, не представляющей опасности для здоровья?

Определите цели моделирования и проведите формализацию задачи.

II этап. Разработка модели.

На этом этапе сначала составляется информаци онная модель, а затем – математическая модель с записью уравнений движения парашютиста и выво дом формул для скорости парашютиста и пройденно го пути. После чего составляется компьютерная мо дель в среде электронной таблицы. Таблица содер жит три области: для исходных данных, для промежу точных расчётов, для результатов.

III этап. Компьютерный эксперимент.

Он включает план эксперимента и собственно проведение исследования.

IV этап. Анализ результатов моделирования.

Анализ состоит в формулировки ответов на по ставленные вопросы.

В учебнике Н.Д. Угриновича по базовому курсу моде лированию и формализации посвящена одна глава, а в

компьютерном практикуме моделированию процессов и явлений посвящены 3 практические работы из 23 х. Это проект «Движение Земли», биологическая модель разви тия популяций «Жертва хищник» и модель экспертной системы для лабораторной работы по химии «Распознава ние пластмасс». Причём для выполнения первой и третьей работы применяется система объектно ориентированного программирования Визуал Бейсик.

Моделирование развития биологической популяции проводится с использованием среды электронной табли цы. При этом вначале подробно описывается формальная модель процесса, вводятся коэффициенты роста числа жертв и хищников, коэффициент частоты их встреч. Затем записывается формулы для уменьшения числа жертв и увеличения числа хищников в ходе развития популяции. Потом строится компьютерная модель, которая визуали зируется путём построения графика изменения популяции на несколько лет вперёд.

В задачнике практикуме под редакцией И.Г. Семаки на и Е.К. Хеннера по данной теме в теоретическом введе нии подробно рассмотрено моделирование физических процессов на разнообразных примерах – движение с уче том сопротивления среды, свободное падение, взлёт раке ты, движение заряженных частиц, колебание маятника, теплопроводность в стержне. Моделирование биологиче ских процессов проводится на примере роста популяций, межвидовой конкуренции, системы жертва хищник. Инте рес представляет задание на моделирование случайных процессов – очереди в магазине.

Следует отметить, что подход к моделированию в этом задачнике основан на строгом и точном описании яв ления или процесса, использовании точных физических и

Для эффективной подготовки по информатике для каждого задания дан краткий теоретический материал для выполнения задачи. Подобрано свыше 10 тренировочных заданий с разбором и ответами, разработанные на основе демоверсии прошлых лет.

Изменений в КИМ ЕГЭ 2019 г. по информатике и ИКТ нет.

Направления, по которым будет проведена проверка знаний:

  • Программирование;
  • Алгоритмизация;
  • Средства ИКТ;
  • Информационная деятельность;
  • Информационные процессы.

Необходимые действия при подготовке :

  • Повторение теоретического курса;
  • Решение тестов по информатике онлайн ;
  • Знание языков программирования;
  • Подтянуть математику и математическую логику;
  • Использовать более широкий спектр литературы – школьной программы для успеха на ЕГЭ недостаточно.

Структура экзамена

Длительность экзамена – 3 часа 55 минут (255 минут), полтора часа из которых рекомендовано уделить выполнению заданий первой части КИМов.

Задания в билетах разделены на блоки:

  • Часть 1 - 23 задания с кратким ответом.
  • Часть 2 - 4 задачи с развернутым ответом.

Из предложенных 23 заданий первой части экзаменационной работы 12 относятся к базовому уровню проверки знаний, 10 – повышенной сложности, 1 – высокому уровню сложности. Три задачи второй части высокого уровня сложности, одна – повышенного.

При решении обязательна запись развернутого ответа (произвольная форма).
В некоторых заданиях текст условия подан сразу на пяти языках программирования – для удобства учеников.

Баллы за задания по информатике

1 балл - за 1-23 задания
2 балла - 25.
З балла - 24, 26.
4 балла - 27.
Всего: 35 баллов.

Для поступления в технический вуз среднего уровня, необходимо набрать не менее 62 баллов. Чтобы поступить в столичный университет, количество баллов должно соответствовать 85-95.

Для успешного написания экзаменационной работы необходимо четкое владение теорией и постоянная практика в решении задач.

Твоя формула успеха

Труд + работа над ошибками + внимательно читать вопрос от начала и до конца, чтобы избежать ошибок = максимальный балл на ЕГЭ по информатике.

Статьи по теме: