Танк «Борец за свободу товарищ Ленин». Пехотный танк "Луканис"

В годы Первой мировой на полях появились первые танки, которые в концу войны активно применяли обе стороны. В это время в России на фронте появились первые в мире бронеавтомобили, ставшие началом другой ветви современной бронетехники. Сейчас многие интересующиеся бронетехникой знают такие проекты русских танков, как вездеход Пороховщикова и царь-танк, но были и другие проекты, так и не увидевшие свет. В данной статье постараюсь не просто написать создания танков, расписать ТТХ, но и рассмотреть их место на поле боя.

Вездеход Пороховщикова


Александр Александрович Пороховщиков, работающий на тот момент на заводе Руссо-Балт, начал работу над своим вездеходом в 1914 году. Проект представлял собой быстроходную гусеничную бронемашину для движения по бездорожью. К январю 1915-го была готова документация, 18 мая этого же года машина вышла на испытания. Зимой финансирование проекта прекращено в связи с тем, что проходимость по снегу не превышала 30 см (1 фута). Что интересно, вездеход проходил испытания как небоевая машина.

Александр Пороховщиков и наблюдающий за постройкой машины инженер-полковник Поклевский-Козелло

Экипаж состоял из одного человека, находившегося в центре. МТО располагалось сзади. В целом такую компоновку можно назвать классической, учитывая размер экипажа. Корпус сварной. Двигатель Volt, 2-цилиндровый, карбюраторный, с воздушным охлаждением развивал мощность 10 л.с., что позволило на испытаниях 3,5-тонной машине развить скорость в 25 км/ч. По некоторым данным, зимой 1916-го вездеход разогнался до 40 верст/ч (≈43 км/ч), что сомнительно. Ходовая больше всего напоминала современные снегоходы - единственная брезентовая гусеница натянута на барабаны, протянута под днищем. Чисто гусеничный ход использовался для движения по бездорожью. Основной ход был всё-таки колёсно-гусеничным - на двух колёсах и заднем барабане. Такое устройство позволило снизить давление на грунт (порядка 0,05 кг/см2), но слишком затрудняло повороты и конструкцию. В процессе испытаний Пороховщиков непрерывно дорабатывал ходовую.

Одной из интереснейших особенностей машины было бронирование - округлые, рикошетные формы и многослойная конструкция из котельного железа и слоёв сушёной прессованной морской травы. По словам изобретателя, такая броня могла выдержать пулемётную очередь. В опытной версии в лобовой плоскости находился заман воздухозаборника, резко снижающий продвинутую конструкцию корпуса, правда на поздних чертежах эта уязвимая зона была ликвидирована. Вооружение из одного пулемёта находилось в поворотной башне, которая так и не появилась на испытаниях, но была видна на чертежах.

В 1916-м Пороховщиков начал разработку вездехода-2 с большим экипажем, мощным по тем временам для лёгкой машины вооружением из 3 пулемётов, одного курсового и двух во вращающихся друг над другом башнях. Ходовая усовершенствована - теперь основой были 4 колеса. Броня потеряла округлые формы. До революции прототип машины так и не был выпущен.


Вездеход-2, или вездеход 16-го года

Пусть многие считают вездеход Пороховщикова первым русским танком - это далеко не так. Первая машина не была приспособлена к боям - малая манёвренность, удельная мощность, невозможность ведения поиска цели, ведения огня и движения, несовершенство брони. Хоть конструкция брони и опередила своё время на полвека, но реальной боевой стойкости котельное железо с прослойкой морской травы дать не могло. Хоть рикошетная форма и могла отразить некоторые попадания, но пробить с коротких дистанций такую броню вряд ли будет трудно винтовочной пуле. Появление в 60-70-х многослойной брони обусловлено противодействием кумулятивным боеприпасам, а не росту могущества кинетических снарядов. Среди минусов вездехода как можно отметить и уязвимость гусеницы. Также невысокой была и преодолеваемая вертикальная стенка. Но несмотря на все эти недостатки, во многом машина была революционной, т.к. первый танк классической компоновки появился в 1917-м, рациональные углы наклона брони реализовали в 30-е, а одногусеничная схема до сих пор здравствует на снегоходах.

Царь-танк

Проект капитана Николая Николаевича Лебеденко до сих пор остаётся самым большим по линейным размером танком, воплощённым в металле. Длина 17,7 м, ширина 12 м, высота 9 м, что, прямо скажем, очень спорное достижение. Идею танка Лебеденко, по собственным словам, взял у арбы - телеги с двумя высокими колёсами, которые легко преодолевали кавказское бездорожье с грязью, камнями, ямами. По мнению изобретателя, схема бронированной арбы очень бы пригодилась для прорыва полос обороны с её рвами, окопами, воронками от снарядов и главным врагом пехоты и кавалерии - пулемётом. Проявив целеустрёмлённость, достойную подражания, Лебеденко добился того, что его принял к себе император. Заводной макет танка очень увлёк государя, и деньги, средства и рабочая сила были выделены незамедлительно. В металле царь-танк изготовили к августу, и 27 числа начались ходовые испытания. Испытания с треском провалились, и машина до 1923-го стояла в лесах под Дмитровом, где и была разобрана на металл.

Танк представлял собой увеличенный пушечный лафет с одной станиной. Монстра толкали два трофейных авиационных карбюраторных двигателя Maybach мощностью по 250 л.с., позволявшим разгоняться до 10 км/ч по пересечённой местности и 17 км/ч - по дороге. Запас хода составлял порядка 40-60 км. Танк массой в 60 тонн на испытаниях без особого труда ломал деревья, как и предполагал изобретатель. Бронирование составляло 10 мм по кругу и 8 мм - крыши и днища, причём в проекте эти цифры были 7 и 5 мм соответственно. Экипаж в 15 человек поднимался в боевое отделение по станине (да простит меня читатель за такое наименование этого элемента конструкции). Вооружение состояло из 2 капонирных 76-мм пушек и 8-10 пулемётов, что было мощнейшим вооружением по меркам того времени.

Перейдём к грустному. Одной из причин отказа военных от боевой машины с высокой проходимостью стала её… низкая проходимость. Из-за неправильного баланса конструкции колесо станины проваливалось в грунт, и 500 л.с. двигателей не хватало вытянуть танк. Громадные колёса, по мнению комиссии, были слишком уязвимы для артиллерии, в чём они были абсолютно правы - по мастодонту таких размеров промахнуться трудно. Броня без углов наклона, так что вряд ли бы смогла надёжно защитить экипаж. Огромное количество стволов затрудняло ведение и корректировку огня. В отличие от вездехода Пороховщикова, царь-танк был приспособлен для боя, но не настолько, чтобы стать машиной прорыва.

Танк Менделеева

Этот танк хоть и не был воплощён в металле, но во многом его идеи опередили время, сделав его прообразом тяжёлых САУ. Создателем этого чуда стал сын великого нашего учёного Д.И. Менделеева Василий Дмитриевич Менделеев, инженер-корабел. Танк проектировался с 1911-го года. И несмотря на детальную проработку чертежей, делающих честь русской школе инженеров, военные не восприняли «бронированный автомобиль» (так Менделеев назвал своё детище) всерьёз.

Что же было такого особенного в танке? Во-первых, стальная закалённая броня, по расчётам выдерживающая 6-дм снаряд, достигала 150 мм во лбу корпуса, по 100 мм с бортов и кормы, 8 мм на днище и 76 мм крыши, правда, рациональных углов наклона не было. Таким образом, только тяжёлая артиллерия могла вывести танк из строя. Вооружение не уступало - 120-мм морская пушка Канэ (длина ствола 45 калибров, 5400 мм) в лобовой плите с боекомплектом в 51 снаряд и углом горизонтального наведения в 32 град. Дополнительно танк оснащался пулемётом Максим в поворотной башне, которая убиралась в танк. МТО и вход в танк располагались в корме. Экипаж состоял из 8 человек. Длина составляла 13 м, ширина 4,4 м и высота - 4,45 м с башней. Ходовая часть гусеничная, состояла из 6 катков, направляющего и ленивца. Подвеска пневматическая, позволяющая менять клиренс (!) и ложиться танку на грунт, превращаясь в дот. Слабым место был бензиновый 4-х цилиндровый двигатель в 250 л.с. на 173 тонны, что было ничтожно мало. Расчётная скорость составляла 25 км/ч, что с таким двигателем было маловероятным.

И несмотря на всю вундервафленность «бронированного автомобиля», Менделеев создал самый лучший проект русского танка для своего времени. Упростив конструкцию подвески, срезав лишнюю броню, ослабив вооружение, мы могли бы получить своё решение позиционного тупика Первой мировой, но история не терпит сослагательного наклонения, так что оставим это на долю писателей-фантастов.

Танк Рыбинского завода

Об этой машине впервые написали в 1956-м году в книге Мостовенко В.Д. «Танки» (имеется издание второе, исправленное и дополненное). Танк внешне напоминал менделеевский - тот же кирпич на гусеницах с пушкой, правда в кормовой плите. Двигатель - в середине. Бронирование куда скромнее - предположительно 12 мм лоб и корма, 10 мм борт. Вооружение состояло либо из 107-мм пушки и крупнокалиберного пулемёта, либо из 76-мм и 20-мм автоматической пушек. Подвеска по типу французских танков от трактора Холт. Двигатель бензиновый, 200 л.с., неплохо для своего времени смотрелся на машине массой 12 или 20 тонн. В целом машина получалась современной и прекрасно смотрелась на поле боя, но так и не поступила на сборку.

Были и другие проекты танков в Российской империи, но о многих известно так мало, что порой неизвестно, был ли тот или иной проект в реальности, или это фантазии поздних авторов.

Эра танков: Empire Судьба 2 является 3D танк онлайн военная стратегия игра с фиктивным фоном Второй мировой войны, приводит вас к империи танка Т-34, Шерман, Тигр, Чафй и т.д. Найти идеальный танк в этих легендах игра войн. Ралли ваших лучших извергов, чтобы сформировать альянс и строить свои собственные войска, чтобы бороться с врагами! Свержение всех несправедливостей лордов, создать свою собственную империю фантазии в мире танков и пусть все будет историей! Исследовать в этом мире 3D-игры танк! Борьба за честь!

Бочка встряхивание. Огонь горит! Войны начинают. Возродить армии и реверса свою империю судьбу. Если вы любите военные игры или стратегию игру, вы будете любить эту прохладную стратегию войны игра! Эра танков: Empire Destiny 2 приходит к вам на веселых игр бесплатно. Смотрите, кто может выиграть до последнего!

★ игры Характеристика ★

Фэнтези Графика с Real империи танков
Принято двигатель единства и сделать столкновение между лордами более правдоподобным, передовые Lightingmap технический делает режим бака фантазии и привлекательным.

История Генералы в военном фоне
Сотни исторических генералов помогают вам защищать враг, вновь
известным танк Т-34, Шерман, Тигр, Чаффи и т.д. Выращивают несколько 3D танк и полностью изменить
империя судьба. Вы можете создавать свои легенды танка в этой стратегии игры.

Совершенные возродился Diversity Танки
Танк блиц, совершенные вновь появились сотни классических танков во всем мире, такие как Т-34, Шерман, Тигр и т.д. Найти идеальный танк в этой легенде игры танка, создать фантазии военной машину, чтобы выиграть империю.

Explore Mode Уникальный Arena PK
Различные стратегии битвы, выберите тот, который вы хотите, чтобы бросить вызов и создать уникальную схему танка, одно касания навыков освобождение и разнообразное сочетание бака, все эти создали фантазию и интересная арену PK мир! Окунитесь в мир танков и быть господином!

Богатый геймплей с бесконечным Исследовать
Богатый геймплей! Такие, как Boss убийства, сокровищ, исследовать неизвестный экземпляр и так далее. Вы никогда не будете одни! Сделать невозможное возможным!

Простое управление С высокой стратегией
Эра танков: Empire Destiny 2 простая операция делает стратегия играет важную роль в этой игре танк. Возродить армии и обратить вспять империи судьбу с вашей стратегии боя. Дайте противнику последний удар.

Чего же ты ждешь? Присоединяйтесь к нам и бороться с нами в эпоху танков: Empire Destiny 2 прямо сейчас!

Facebook Fanpage: https://www.facebook.com/EraofTanks/
Эра танков: Empire Destiny 2 обслуживания клиентов: [email protected]

Российская империя была первой в мире, официально принявшей на вооружение бронированные автомобили. Многие из них не сохранились до наших дней. Но в 2009 году предтечи современных танков были восстановлены по оригинальным чертежам из архивов Политехнического музея. В нашем обзоре 7 бронемашин, стоявших на вооружении в Русской Императорской армии.

В 1908 году на вооружение в русскую армию поступило 10 образцов техники, созданных французской компанией Charron по проекту русского офицера М.Накашидзе. Бронированный автомобиль "Накашидзе-Charron" получил очень положительные отзывы от военных, но из-за трагической смерти М.Накашидзе проект этот развития не получил. В результате к началу Первой мировой во всей Российской империи имелось лишь боевое подразделение бронеавтомобилей, на вооружении в котором были пулемётные бронеавтомобили «Руссо-Балт тип С». В условиях военного времени они были срочно модернизированы, и русская армия получила сразу несколько различных типов бронемашин.

1. «Остин-Путиловец»



«Остин-Путиловец» выпускали для Русской армии в Великобритании в 1914-1917 года на базе грузовых заднеприводных шасси британской компании Austin. Броневик использовался в боях Первой мировой.

2. «Гарфорд-Путилов»


В начале Первой мировой войны Путиловский завод начал изготавливать пушечно-пулемётный бронеавтомобиль на базе шасси американского грузовика фирмы Garford Motor Truck Co.


В период с 1915 по 1916 было выпущено 48 броневиков, отличавшихся высокой мощностью, надёжностью и приемлемой степенью бронирования.

3. «Остин-Кегресс»



В 1917 году в России разработали полугусеничный бронеавтомобиль «Остин-Кегресс». Всего было выпущено 40 экземпляров.

4. «Джеффери - Поплавко»


Пулеметный бронеавтомобиль «Джеффери - Поплавко» - первый полноприводный бронеавтомобилем, который был принят на вооружение Российской империи. Первый автомобили появились в армии в 1915 году. Броневик, который военные прозвали «Чародея», выпускали на Ижорском заводе. Его главное предназначение – доставка топлива и боеприпасов, а также буксирование поврежденных бронеавтомобилей с поля боя в тыл.

5. Фиат-Ижора


Фиат-Ижора, созданный на базе шасси автомобиля итальянской фирмы Fiat, был лёгким пулемётным автомобилем ВС Российской империи, а позже Рабоче-крестьянской Красной армии. Массовое производство этих броневиков началось лишь после Февральской революции.


За год на Ижорском заводе построили 80 экземпляров бронемашин. Бронемобили активно использовались Рабоче-крестьянской Красной армией в боях Гражданской войны.

6. «Мерседес»


В 1915 году штабс-капитан Былинский на базе легкового автомобиля Mercedes разработал пушечно-пулемётный бронеавтомобиль для вооружённых сил Российской империи, использовав при этом множество новаторских инженерных решений. На Обуховском заводе было построено два экземпляра бронеавтомобиля, которые использовавшихся Русской Императорской армией в боях Первой мировой.

7. Танк «Борец за свободу товарищ Ленин»


Безусловно, в России велась разработка проектов собственных танков, но для их доводки было необходимо много времени. Первые танки появились благодаря сотрудничеству в военной области с Францией.


Наркомвоеномор тов. Троцкий поступил просто: запустил на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде в производство французские танки Renault FT. Назвали их «Борец за свободу товарищ Ленин».

Сегодня бронированные автомобили стали статусным аксессуаром. Во всяком случае .

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Что-то я довольно неожиданно увяз в бронетехнике, даже больше, чем в свое время в военно-морском флоте. Вместо планируемого одного поста про бронеавтомобили выходит широкое описание "веток развития" всей бронетехники Византии, это уже третий пост, и меня начинает плавно заносить в танки Интербеллума, а то и дальше. Впрочем, это будет потом, а сейчас статья о том, как Византия первее Великобритании танк изобрела.

Вступление

Трактор "Холт", модель Александра Шуваева. Стал первым в мире трактором, вооруженным 75-мм пушкой, пускай и в экспериментальных целях.

Византийское командование осознало потребность в бронированном шасси высокой проходи­мости еще в 1912 году, в конце войны с Персией. Становилось ясно, что у существующих броне­авто­мобилей крайне ограниченная проходимость, и повысить ее можно, лишь уменьшив нагрузку за счет вооружения и бронезащиты - в то время как и они признавались недостаточными. Предвидя возможные затруднения с прорывом вражеских укреплений, армейское командование всячески интересовалось возможностью установки 75-мм пушки на автомобильное шасси. Шло время, началась разработка Та-5 "Гурони", но многие понимали, что это лишь полумера. Требовалось какое-то радикальное решение.

В это же время свои разработки вел завод VMF в Никомедии. Будучи одним из самых крупных предприятий в Византии, он "выпал" из гонки бронеавтомобилей по той простой причине, что производил гусеничную сельскохозяйственную технику. Низкая мобильность гусеничных шасси первоначально казалась слишком серьезным недостатком, да и проходимость оставалась под вопросом. Но руководство VMF, заинтересованное в оборонных заказах, за свой счет начало проработки первых, пока еще не бронированных тракторов с вооружением из 75-мм пушки и 2-3 пулеметов. В разработке участвовали и заинтересованные офицеры армии, к которым вскоре присоединился генерал от торакитии Николай Валентис, прекрасно знавший существующие недостатки тяжелых бронеавтомобилей. Основной упор делался на проект вооружения импортного трактора "Холт", появившегося в 1912 году. Кроме того, существовал проект шасси на базе нового собственного полугусеничного трактора VMF Т-15 "Вували" ("Буйвол").

Византийский трактор "Буйвол" на испытаниях.

Результат, полученный в середине 1913 года, оказался неприятным. Ни чисто гусеничное шасси, переделанное из трактора "Холт", ни полугусеничный "Вували" не удовлетворяли ни военных (в плане возможной нагрузки, проходимости и маневренности), ни заводских ("военизированные" образцы оказались довольно трудоемкими в производстве) представителей. Побочным приятным результатом для завода VMF стал обширный военный заказ на "Буйволов" - армии понравились результаты испытаний по буксировке 155-мм гаубиц. Тем не менее, гусеничное шасси будущих танков пока "не складывалось".

Решающим оказалось предложение генерала Валентиса разработать на базе полученного опыта специальное шасси, которое удовлетворит и военных, и заводских представителей. При этом подразумевалась простота производства, достаточная маневренность и проходимость при "худших грунтовых условиях", т.е. по глубокой грязи. В кратчайшие сроки в VMF разработали такое шасси. Испытания, проведенные в конце 1913 года, очень обнадеживали. Шасси, нагруженное до 25 тонн ("потолок", обозначенный Валентисом для будущих танков), имело удельный вес на грунт всего 0,62 кг/м2 (гораздо меньше, чем у британских танков), что обеспечивало ему хорошую проходимость. Отказ от колесных тележек облегчил управление. Управлялось шасси с единого поста, на котором были сосредоточены все органы управления, что в теории сильно сокращало экипаж. Испытания шасси VMF стали основой для полусекретного конкурса (будущие машины упорно назывались "сверхтяжелыми пушечными бронеавтомоби­лями"), на который Валентис, пользуясь поддержкой Императора, пригласил три ведущие машиностроительные фирмы империи - VMF, TMF и "Луканис".

Конкурс

Эскизные проекты танков VMF, "Луканиса" и TMF

После постройки шасси VMF разработка новых машин пошла ускоренными темпами. Среди требований заказчика (в лице Валентиса) главными были:

Артиллерийское вооружение - 75-мм пушка (с полным зарядом);

Стрелковое вооружение - 2-3 станковых пулемета и 1 запасной легкий;

Наличие бойниц для стрельбы из личного оружия и легкого пулемета;

Использование в качестве силовой установки существующих двигателей;

Как можно большая унификация отдельных узлов и деталей с уже находящимися в производстве;

Простота конструкции;

Удобство работы экипажа.

Все проекты имели свои отличительные особенности. Уже к февралю 1914 года все три фирмы представили свои конкурсные проекты будущих машин. Так, TMF попросту "скрестили" суще­ствующие проекты двухбашенных пулеметных броневиков с гусеничным шасси, добавив 75-мм пушку в корпусе. "Луканис" по сути сделали то же, только с тяжелыми пушечными броневиками - их танк должен был идти в бой кормой вперед. VMF увеличили свое шасси в длину и ширину, поместив 75-мм пушку в корпусе с солидным боекомплектом, добавив сверху одну пулеметную башенку. Так как заказчик и близко не представлял, насколько удобными и эффективными окажутся эти машины, было решено построить по 4 прототипа и испытать их в войсках. При этом эскиз машины "Луканиса" удостоился резкого замечания по поводу кормового расположения 75-мм пушки. При постройке прототипов компания обязывалась переместить орудие в носовую часть. Работам отводились довольно сжатые сроки - 5 месяцев. Прототипы были представлены к испытаниям 28 июня 1914 года, ровно в тот день, когда был убит австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд и было положено начало кризису, который перерастет в Первую мировую войну.

Пехотный танк "Луканис"

Тяжелый танк "Луканис" суров и грозен

Построенные прототипы "Луканиса" стали прообразом будущих САУ, только в куда более громоздком исполнении. Баки с топливом, трансмиссия, емкости с водой и часть снарядов размещались в "ванне" между гусеницами. Сверху над этой конструкцией строилась прямоугольная рубка, разделенная на три условных отсека (внутренние перегородки отсутствовали). В переднем располагалась 75-мм пушка и 7,5-мм пулемет, размещенные в башенной установке с ограниченными углами обстрела (80 градусов на каждый борт). По бокам от орудийной установки находились две тесные рубки главного и второго водителя. Позади, за ними условно начиналось отделение управления. На возвышенном кресле посередине располагалось место командира танка. Он единственный из всех членов экипажа имел хороший обзор из своей командирской башенки на крыше танка. Слева и справа от него в спонсонах располагались пулеметчики. Позади находилось отделение управления - там, в узком проходе между двумя двигателями находилось рабочее место механика. Так как во время езды машину сильно шатало, механик предпочитал находиться в отделении управления, рядом с креслом командира.

После армейских испытаний в июне-июле 1914 года у "Луканисов" были выявлены следующие недостатки конструкции:

Плохая внутренняя вентиляция, экипаж угорал от паров бензина, скапливавшихся в едином отсеке машины;

Места работы двух водителей крайне неудобны ввиду стесненности и плохого обзора;

Значительный "верхний вес", из-за которого существует реальная опасность опрокидывания машины на сложной местности;

Уязвимость бензобаков, расположенных между гусеницами и защищенных всего 5-мм броней.

В то же время имелись и плюсы:

Простота конструкции;

Хорошие углы обстрела орудия и пулеметов;

Хороший обзор командира танка;

В результате проект танка "Луканис" был отклонен, хотя некоторые особенности его конструкции будут заложены в первый серийный танк Византии А-1. Сами же "Луканисы" поступили в первую танковую учебную часть, где прослужили до середины 20-х годов, после чего их списали и "потеряли" на какое-то время. Внезапно "найденные" в 1935 году строительным (!!!) предприятием, они еще послужат основой для создания САУ.

Годы производства: 1914

Выпущено: 4 единицы

Боевая масса: 22,4 тонн

Размерения: 6,3х3,2х2,87 м

Клиренс: 0,42 м

Ширина трака: 0,5 м

Двигатель: 2 4-цилиндровых, карбюраторных, жидкостного охлаждения, 2х60 л.с.

Скорость, макс: 10 км/ч

Запас хода: 90 км

Подвеска:

Бронирование: лоб, борт и корма 15 мм, крыша и днище 5 мм, башня 10-15 мм

Вооружение: 1 75-мм пушка (45 снарядов), 4 7,5-мм пулеметов (8000 патронов)

Экипаж: 8 человек

Пехотный танк TMF

Танк TMF прост и технологичен

Во главу угла при постройке прототипов TMF ставилась технологичность производства. Корпус танка представлял собой "гроб" с наклонным лобовым листом, к которому по бокам "присты­ковы­вались" элементы ходовой части. В корме корпуса располагались два двигателя, сдвинутых к бортам. Их обслуживал единственный механик (по терминологии того времени - моторист), который также должен был вести огонь из кормового пулемета, установленного за двигателями в жуткой тесноте. Перед двигателями располагались рабочие места заряжающего (снаряды находились в двух стеллажах сразу перед двигателями) и двух пулеметчиков, обслуживающих башенные установки. Перед ними бок о бок располагались командир танка (справа), наводчик (посередине) и водитель (слева). 75-мм пушка монтировалась в лобовом листе посередине, с небольшим смещением к левому борту. После испытаний машины были выявлены следующие недостатки:

Нерациональная компоновка машины, из-за которой экипаж теснится "вширь", но при этом имеет много свободного места "в высоту";

Неудачное размещение 75-мм пушки с крайне ограниченными (10 градусов) углами обстрела;

Неудачное размещение кормового пулемета;

Неудачно расположенный боекомплект орудий, стеллажи перегреваются из-за близко расположенных двигателей.

Впрочем, также отмечались и плюсы проекта:

Высокая технологичность и простота конструкции;

Хорошие углы обстрела башенных пулеметов;

Наличие принудительной вентиляции боевого отделения, из-за чего экипажу было гораздо удобнее и легче работать, дыша нормальным воздухом;

Неудачное размещение втяжного вентилятора (под днищем танка).

Несмотря на плюсы, TMF был признан худшим из всех представленных прототипов. Кроме того, качество их постройки оказалось невысоким. Прослужив в учебных частях, они уже в 1919 году были отправлены на переплавку.

Годы производства: 1914

Выпущено: 4 единицы

Боевая масса: 23,3 тонны

Размерения: 6,6х3,5х1,85 м

Клиренс: 0,42 м

Ширина трака: 0,5 м

Двигатель:

Скорость, макс: 12 км/ч

Запас хода: 90 км

Подвеска: блокированная, с винтовыми пружинами

Бронирование:

Вооружение: 1 75-мм пушка (60 снарядов), 2 7,5-мм пулемета (5000 патронов)

Экипаж: 5 человек

Пехотный танк VMF

Прототип, представленный VMF к испытаниям

Инженеры VMF, "обиженные" тем, что разработанное ими шасси ушло и к конкурентам, вместо того чтобы опускать руки, взялись за разработку своего прототипа. При этом главный упор делался на защищенность экипажа и удобство условий работы - это собственное требование к танку обосновывалось тем, что при прорыве вражеской обороны немногочисленным штурмовым бронемашинам придется сутки поддерживать атакующую пехоту, из-за чего требуется разместить достаточный боекомплект и место под минимальный суточный паек. Кстати, именно в машине VMF впервые был сформулирован основной постулат тяжелых танков - тяжелая боевая машина для поддержки пехоты. Из этого проистекало еще одно требование - достаточный уровень живучести, что в понимании инженеров означало защиту от осколков легких снарядов и пуль любых калибров на близких дистанциях. В процессе проработки пришлось отказаться от пулеметной башенки - танк все равно должен был использоваться вместе с пехотой, которая и обеспечивала ему защиту от вражеских солдат, а для ближнего боя посчитали достаточным иметь 2-3 легких пулемета Apred 13 с возможностью ведения огня из разных точек. В результате у конструкторов получился очень хороший прототип, оставляющий позади и TMF, и "Луканиса". Его достоинствами считались:

Хорошая вентиляция боевого отделения за счет открытой крыши корпуса в задней части;

Мощный двигатель (спарка двух тяжелых 90-сильных движков);

Разделение танка на боевое и моторное отделения, что почти исключило отравление выхлопными газами и парами бензина экипажа;

Кроме того, перегородка моторного отделения и открытая крыша облегчали эвакуацию экипажа танка при пожаре;

Солидный боекмоплект в 80 75-мм снарядов, который "съел" довольно много места внутри танка;

Хорошее разделение ролей членов экипажа (командир, водитель, наводчик, заряжающий, моторист);

Низкий корпус;

Хороший уровень бронезащиты (20-мм лобовой лист, непробиваемый винтовочными пулями даже вплотную).

Впрочем, имелись у танка и недостатки:

Слабое пулеметное вооружение;

Недостаточный обзор командира;

Ограниченные углы горизонтальной наводки 75-мм орудия (по 5 градусов на борт), расположенного с правой стороны корпуса в лобовом листе.

Впрочем, недостатки эти были достаточно легко исправимы. Прототипы VMF были приняты за основные. Серийное производство предполагалось начать в сентябре-октябре, но первый опыт мировой войны принес значительные коррективы в эти планы.

Годы производства: 1914

Выпущено: 4 единицы

Боевая масса: 23,3 тонны

Размерения: 6,6х3,5х1,85 м

Клиренс: 0,42 м

Ширина трака: 0,5 м

Двигатель: 2 6-цилиндровых, карбюраторных, жидкостного охлаждения, 2х90 л.с.

Скорость, макс: 12 км/ч

Запас хода: 90 км

Подвеска: блокированная, с винтовыми пружинами

Бронирование: лоб 20 мм, борта 15 мм, корма 10 мм, крыша и днище 5 мм

Вооружение: 1 75-мм пушка (80 снарядов), 2 7,5-мм пулемета (5000 патронов)

Экипаж: 5 человек

Пехотный танк А-1

A-1 Deig.A

Начало войны с Австро-Венгрией подняло вопрос, что же делать с новыми машинами (которые решили называть "арматами" - "боевыми колесницами") - ускорять их производство или же неспешно доводить их до ума и поставить армии уже качественное, проверенное по всем статьям оружие? Ответ из строевых частей был получен довольно быстро - машины были желательны к появлению, но не срочно (на тот момент считалось, что война не продлится долго и будет преимущественно маневренной). Не до конца оценив возможности новой машины, ромеи специально не торопились с постройкой новых танков, в результате чего их появление на фронте отложилось по разным оценкам на 6-10 месяцев. Конструкторы VMF принялись дорабатывать исходный проект. Было решено установить "по бронеавтомобильному типу" башню с второй 75-мм пушкой (с облегченным зарядом), что теоретически увеличивало огневую мощь и несколько компенсировало ограниченные углы обстрела 75-мм пушки в корпусе. Последнюю первое время предполагалось снять, заменив пулеметом; но возобладало мнение, что башни в бою будут менее живучими, и дабы танки не остались без своего главного оружия в бою, пушку следовало оставить. Возросший вес частично компенсировали более тонким лобовым листом корпуса.

Производство танков началось лишь в январе 1915 года и сопровождалось некоторыми трудностями. В результате 1-й батальон катафрактов уменьшенного штата (48 машин вместо 60) удалось укомплектовать лишь к маю, а экипажи обучили до приемлемого уровня к августу. К этому времени на фронте произошло множество битв, в которых танки стали бы не лишними. Первым крещением новых машин, названных А-1, стал контрудар под Белградом с целью остановить продвижение австрияков на юг (об этом расскажу как-то отдельно ). Кроме восхищенных отзывов по поводу эффективности этих машин имелась и критика, сводившаяся к двум пунктам - надежность и наличие в боекомплекте снарядов двух типов. Несмотря на выдающиеся характеристики новых танков (уж получше британских "ромбиков" и немецких A7V), они часто ломались в бою и даже во время перевозки, а два разных снаряда одного калибра вызывали затруднения в снабжении и при заряжании во время боя. Проблемы были с трансмиссией, двигателями, башнями, нижней 75-мм пушкой. Последнюю в частях часто снимали, а освободившуюся массивную маску пушки переделывали под 7,5-мм "Сальватор" 13. Тем не менее, заводы упорно продолжали ставить вторую "семьдесятпятку" на танки. Параллельно повышалась и надежность - уже в начале 1916 года в части стали поступать вполне надежные А-1. Мелкие доработки происходили непосредственно во время производства, из-за чего официально танк оставался в единственной модификации.

Лишь в 1918 году появились танки Deig.B, ставшие результатом анализа трехлетнего опыта войны. 75-мм пушка являлась достаточным средством борьбы с пехотой противника и легкими укреплениями, но при определенных условиях требовалось наличие более точной и дальнобойной пушки, даже в ущерб воздействию при попадании. Кроме того, башенная установка с 75-мм пушкой оказалась единственным элементом А-1, которая не спешила становиться надежной и часто выходила из строя. Быстрыми темпами на базе морского образца была разработана 57-мм пушка, которую разместили в уменьшенной башне восьмигранной формы. Туда же "переехал" командир, ставший теперь и наводчиком новой пушки. Экипаж сократился до 6 человек, размещение его стало более свободным. Место водителя сместилось ближе к левому краю (ранее располагалось посередине). Были установлены более мощные двигатели и 25-мм лобовая броня лба корпуса. Танки этой серии ограниченно участвовали (в силу своей малочисленности) в мировой войне, но именно B-шки стали основой катафрактарных батальонов в 20-е годы. Уже устаревшие, с изношенными двигателями, танки А-1 успели поучаствовать и в начале Второй мировой войны.

A-1 Deig.B

Годы производства: 1915-1922

Выпущено: 376 единиц (+12 для Сербии)

Боевая масса: 25,5 тонн

Размерения: 6,6х3,5х2,7 м

Клиренс: 0,42 м

Ширина трака: 0,5 м

Двигатель: 2 6-цилиндровых, карбюраторных, жидкостного охлаждения, 2х90 л.с.

Скорость, макс: 12 км/ч

Запас хода: 100 км

Подвеска: блокированная, с винтовыми пружинами

Бронирование:

Вооружение: 2 75-мм пушки(80 снарядов), 2 7,5-мм пулемета (5000 патронов)

Экипаж: 7 человек

Deig. A (1915-1918) – базовая модель, всего 218 единиц (+12 для Сербии);

Deig. B (1918-1922) – усовершенствованная базовая модель с 2х120-сильными двигателями, башня заменена на меньшую с 1 57/30-мм пушкой (70 снарядов) и 1 7,5-мм пулеметом, защита башни 15 мм (маска 25), защита лба 25 мм, вес возрос до 26 тонн, всего 158 единиц;

Кавалерийский танк А-2

A-2 Deig.A

Уже в ходе использования тяжелых танков открылась надобность в более мобильных брониро­ван­ных машинах, которые могли бы частично взять на себя штурмовые функции, оставаясь при этом мобильными машинами с высокой проходимостью. В результате в экстренном порядке была начата разработка новой боевой машины, которая положила начало разделению танков Византии на пехотные (или штурмовые) и кавалерийские. В свою очередь, танки А-2 стали первыми кавалерийскими танками Византии. При их проектировании широко использовались автомобильные агрегаты, производимые развитым автопромом страны. Основываясь на той же ходовой, что и А-1, кавалерийские танки должны были получить такой же двигатель (но один), иную трансмиссию и легкое пулеметное вооружение. Броня должна была обеспечить машине противопульную защиту.

В результате в середине 1916 года развернулось производство А-2. Эти танки довольно неплохо показали себя во время прорывов, значительно усиляя мобильные кавалерийские и пехотные подразделения, но непосредственно при штурмах показывали себя слабо. Тем не менее, их признали удачными машинами. В 1918 году при установке новой башни на А-1 возникла идея поставить ее и на А-2 - благо, размеры позволяли. В результате А-2 Deig.B получили на вооружение 57-мм пушку, которая значительно повысила их огневую мощь.

После войны танки А-2 простояли на вооружении до конца 20-х годов, пока не удалось нарастить производство новых образцов бронетехники. Оставшись в тени более могучих и впечатляющих А-1, эти кавалерийские машины все же сделали значительный вклад в развитие не только танко­строения империи, но и в теоретическое развитие использования танков. Помимо Византии, танки А-2 поставлялись после войны в Югославию, производились по лицензии в Румынии и России, оставив в истории заметный след.

A-2 Deig.B

Годы производства: 1916-1922

Выпущено: 548 единиц (+36 для Югославии)

Боевая масса: 15,8 тонн

Размерения: 5,8х2,7х2,5 м

Клиренс: 0,4 м

Ширина трака: 0,5 м

Двигатель: 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, 90 л.с.

Скорость, макс: 16 км/ч

Запас хода: 200 км

Подвеска: блокированная, с винтовыми пружинами

Бронирование: лоб и борта 15 мм, корма 10 мм, крыша и днище 5 мм, башня 15 мм

Вооружение: 3 7,5-мм пулемета (8000 патронов)

Экипаж: 4 человека

Deig. A (1916-1918) – базовая модель, всего 214 единиц;

Deig. B (1918-1922) – усовершенствованная базовая модель с 120-сильным двигателем, одной башней с 1 57/30-мм пушкой и 1 7,5-мм пулеметом, бронезащита башни 15 мм, вес возрос до 16 тонн, скорость возросла до 18 км/ч, всего 334 единицы (+36 для Югославии);

Несколько слов о численности

Возможно, кому-то покажется, что численность византийских танков ПМВ невелика. Всего-то 924 танка, и то с учетом послевоенных 4 лет! И при этом Византия позиционируется как одна из самых сильных промышленных стран! Поясняю, почему численность невелика:

В силу географических особенностей основного ТВД потребность в бронетехнике ниже, чем на равнинах Франции;

Торакитные войска Византии не будут нести столь серьезных потерь в боях, как англичане (с почти 100-процентной потерей матчасти); кроме того, очень активно будут работать эвакуационные отряды;

Византия помимо своих потребностей будет еще и удовлетворять потребности Сербии в винтовках, снарядах, орудиях, потому высокое насыщение бронетехникой (в тысячах штук) не представляется возможным, тем более с продолжением активного строительства флота;

P.S. Как-то так. Надюсь, после этого все же разберусь с статьями по Константинопольской битве, и не рвану в танки Интербеллума со всей своей прытью.

Первоначально танк-дроид XR-85 разрабатывался для подавления гражданских беспорядков в мирах, подконтрольных Империи. При разработке этой боевой машины большинство программистов, допущенных к созданию программы для танка, собирались использовать алгоритм “Движение по событию”, ранее использовавшийся для дроидов-убийц. Танки-дроиды, опиравшиеся на данный алгоритм, никогда не достигли той степени независимости и надежности, чтобы оправдать вложеннные в них средства. Наземное сражение слишком хаотично и распознавательные устройства просто переполнялись большим количеством доступных решений. Ранние прототипы были очень дорогими, чтобы разворачивать их массовое производство. Эти прототипы были значительно меньше по размерам, чем танки-дроиды, поступившие на вооружение Империи после Битвы за Эндор.

Танки-дроиды стали применяться Империей перед битвой за Эндор и были достаточно малы по размерам, чтобы большое их количество могло поместиться в десантных шаттлах класса «Страж» . Империя использовала этих дроидов для защиты некоторых своих баз, а также для атак баз и укреплений Повстанцев . Будучи уязвимыми для воздушных атак, они, в случае необходимости, все-таки могли постоять за себя. Эти машины были разработаны и пущены в дело в течение шести месяцев после Битвы при Явине. При этом они сильно уступали своим предшественникам в огневой мощи. XR-85 оказались очень полезными при атаках в городской черте, где особенности конструкции позволяли ему разворачиваться в очень тесных местах, а броня защищала от огня противника. Фактически для них не существовало преград. Проект эффективного чувствующего танка зародился в умах армейских планировщиков десятилетия назад. Неутомимый, бесстрашный, не знающий сомнений и адаптирующийся к любой ситуации без постоянного обновления приказов, танк-дроид стал одним из самых долгоживущих проектов имперских ученых.

После Битвы при Эндоре технология была отлажена, дроиды стали недорогим и практичным боевым средством, пригодным для массового выпуска. Этот прорыв произошел во время возвращения Великого Адмирала Трауна , тем не менее во время этой кампании новой технологии не уделялось должного внимания. Только когда главный инженер Umak Leth был представлен воскресшему Императору, танки вышли на передний план и были посланы в бой. Мозг дроида представляет собой украденный мозг промышленного автоматического дроида R7 со встроенной матрицей поиска пути, что дает XR-85 необходимую степень независимости, а также превратил его в самообучающуюся машину. Движительная система дает танку невероятное сцепление с поверхностью, а герметизация внутренних объемов позволяет перемещаться под водой на глубине до 15 метров. Тяжелый ускоритель частиц может сровнять с землей пехотный бункер одним выстрелом, а установленные позади него два легких турболазера предназначены для поражения танков или ходунов. Четыре спаренных тяжелых автоматических бластера обычно используются против катеров и вражеской пехоты. Последний вид оружия - DF.9 - служит для уничтожения живой силы. Каждый вид оружия имеет свой собственный генератор энергии, что дает дроиду практически неограниченную огневую мощь.

Так как в списке наиболее важных приоритетов для Империи на передний план выдвинулась война против Новой Республики, имперские губернаторы получили еще неиспытанные XR-85. Очень скоро выяснилась их необычайная эффективность, что побудило Имперское Командование быстро выдвинуть их на передний край. CAV успешно использовались для восстановления порядка по всей Галактике во время долгой Гражданской Войны и Мятежа, во многих случаях эффективно заменяя большое количество обученных солдат. В качестве меры уменьшения затрат, Империя решила увеличить количество боевых дроидов во всех подразделениях имперских сухопутных войск. Пока условия сражения позволяют обходиться без органичесикх пилотов, эти танки-дроиды являются лучшими на поле боя, превосходя предыдущие поколения аналогичных боевых машин.



Статьи по теме: