Call of cthulhu игромания. Обзор игры Call of Cthulhu. Вырезки из дневника Джека Уолтерса

Рассказываем, почему у Cyanide Studio всё получилось

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Для начала нужно кое-что прояснить. Call of Cthulhu от Cyanide Studio — это не ремейк игры Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth , которая вышла в 2006-м, а скорее цифровое воплощение одноимённой ролевой настолки. Сюжет не базируется на каком-то конкретном произведении Говарда Ф. Лавкрафта. Действие разворачивается в месте, которого вы не отыщете ни в одном рассказе писателя. Более того, в игре появятся существа, о которых писал не сам «отец мифов Ктулху», а его последователи.

Но, несмотря на всё это, французским разработчикам удалось самое главное и самое сложное: поймать лавкрафтовский дух и передать его так близко, как только возможно.

Волны безумия

Городок Даркуотер, примостившийся на островке неподалёку от берегов Бостона, окутан вечным туманом. Издавна здесь жили рыбаки и китобои, но лучшие дни города позади. Рыба перевелась в прибрежных водах ещё в XIX веке, а последний кит, пойманный тогда же, вошёл в местные легенды как «Чудесный улов». Правда, ходят слухи, что это был и не кит вовсе, а неведомая тварь, похожая на Кракена, но стоит ли верить байкам суеверных деревенщин?

Ныне на дворе «ревущие двадцатые», и Даркуотер медленно умирает. Его прообраз из рассказов Лавкрафта, городок Иннсмут, сумел удержаться на плаву благодаря сделке с Глубоководными: в обмен на жертвоприношения морской народ давал жителям Иннсмута рыбу и золото. Однако обитатели Даркуотера заключили несколько иную сделку. Так что привольно на острове себя чувствуют только бутлегеры, спокойно проворачивающие свои делишки вдали от материковой полиции... и культисты, мечтающие пробудить Владыку Миров.

Где-то тут и начинается история нашего героя, детектива Эдварда Пирса. Он прибывает на остров, чтобы расследовать смерть Сары Хокинс, талантливой художницы и жены местного аристократа. Но узкие улочки Даркуотера, по которым стелются щупальца зловонного тумана, и его тёмные воды (где прячутся щупальца уже совсем не туманные) скрывают куда больше тайн, чем Пирс рассчитывал раскрыть.

В предыдущем тексте я надеялась, что игра окунёт в атмосферу ужаса и безумия, — и мои надежды оправдались. Но кое в чём демоверсия меня обманула. По первым трём часам казалось, что Call of Cthulhu будет неторопливой, размеренной и вязкой, как лавкрафтовская проза, а расследовать придётся больше, чем бегать и прятаться. Оказывается, демка обрывалась ровно на том моменте, после которого события закручиваются так, что за чаем отойти некогда.

И это не плохо, вовсе нет. Даже наоборот. В конце концов, сам Лавкрафт в своих рассказах не чурался ни погонь, ни пряток.

В первых четырёх главах Пирс обстоятельно исследует Даркуотер, пытаясь выяснить, вправду ли несчастная Сара пыталась убить свою семью. Пятая стартует с внезапного сюжетного поворота, после которого ты вместе с героем задаёшься вопросом, что тут вообще происходит и что из происходящего правда. Чем больше я играла, тем дальше действо уходило от предсказуемого русла, чтобы в финальном акте умчаться за грань разумного.

В буквальном и исключительно положительном смысле.

В лабиринте страха

Игра проходится за восемь-десять часов, даже если внимательно изучать каждую локацию. На пути Пирса не громоздятся баррикады из искусственно созданных препятствий и бесконечных задач, для решения которых нужно разобраться с другими задачами. Но даже будь Call of Cthulhu длиннее, она вряд ли надоела бы по одной простой причине — игра не любит повторяться.

Каждая глава встречает чем-то особенным. В особняке Хокинсов нужно изучать место преступления и искать улики. В катакомбах под особняком — бежать со всех ног, чтобы тебя не погребло под завалом. В картинной галерее ждёт чистый стелс, в книжной лавке — любопытная загадка. Ближе к концу можно даже чуточку пострелять... и заглянуть в чужую голову. Лавкрафт любил тему обмена сознаниями, так что Пирс сможет на время переноситься в тела других персонажей.

Это не совсем соответствует оригиналу. Пирс лишь наблюдает за чужими действиями, а не распоряжается новой физической оболочкой в полной мере — как делал, например, Эфраим Уэйт в новелле «Тварь на пороге» . Зато это отличная находка с точки зрения повествования: так мы видим важные вещи, которые иначе остались бы за кадром.

Даже когда нас возвращают в знакомое место, скучать не придётся. Не только из-за красивой картинки, отменной атмосферы и элемента случайности, позаимствованного из настолки. Знакомые локации обязательно предложат новое занятие, почти всегда нетривиальное.

Приведу лишь один пример. В одной из глав Пирсу придётся бродить по тёмному больничному крылу на изнанке реальности. В его распоряжении два фонаря: зелёный указывает путь и открывает проходы, запечатанные колдовскими знаками, красный позволяет пройти сквозь двери, которые в лучах другого светильника попросту не видны. Если пойдёшь не туда, пространство скрутится, и тебя вернёт к старту.

Загвоздка в том, что лампы можно поменять в строго определённом месте... и в том, что при свете зелёного фонаря ты видишь кое-кого зубастого, обитающего во тьме, — а он, соответственно, видит тебя. Изволь не только грамотно комбинировать светильники, но и быстро бегать к нужной точке для обмена. И держать себя в руках, услышав чьё-то хриплое дыхание в непроглядной тьме впереди.

Помимо задач в каждой локации, игра грамотно чередует сами локации. Жуткие катакомбы сменяет психбольница — и следующие полчаса ты прячешься от добрых докторов, чувствуя себя так, словно ненадолго заглянул в Outlast . На смену обшарпанным стенам лечебницы приходит уютный особняк — и тут же из тёплой гостиной с трещащим камином тебя бросают в кошмар, где ты в лучших традициях Alien: Isolation трясёшься в шкафу, пока снаружи бродит клыкастый монстр.

Но главное — Call of Cthulhu чередует разные типы страха. Страх перед неизвестностью — тот, что Лавкрафт называл «самым древним и самым сильным». Страх быть замеченным и пойманным. Страх перед тем, что таится во тьме. Страх перед подступающим безумием: в иных эпизодах Call of Cthulhu становится не менее сюрреалистичной, чем Layers of Fear , и так же играет с тобой — вещи вокруг меняются, стоит тебе отвернуться. А после очередного кошмара новая глава встречает героя кратковременной передышкой и ярким солнышком... лишь для того, чтобы ты не устал бояться. Ведь у страха, как известно, есть своя степень свежести.

Выбор, которого нет

В чём-то демоверсия обещала меньше, чем я в итоге получила, но без разочарований тоже не обошлось.

Я прошла игру дважды, очень стараясь идти разными дорогами. Проблема в том, что твой выбор мало на что влияет, не считая концовки. Да, когда Пирс произносит другие реплики в диалогах, ты получаешь крохи новой информации. Да, при ином пути прокачки детектив делает немножко другие выводы на месте преступления и видит вещи, которых прежде не замечал. Но, в целом, сюжет катится по проторённой дорожке, к одним и тем же катсценам с мизерными отличиями.

В разговорах с персонажами игра не раз многозначительно намекает, что тот или иной ответ изменит вашу судьбу, — а в итоге изменения оказываются куда менее весомыми, чем можно ожидать. Сюжетные линии многих второстепенных героев в любом случае завершатся скомканно, а то и вовсе оборвутся на полуслове. Ты можешь подружиться с кем-то, можешь его оскорбить — это не повлияет ни на что, кроме пары фраз в очередном разговоре. В какой-то момент Пирсу дают выбор, кого из двух знакомых спасти, а кого обречь на смерть, и даже здесь не будет никаких значительных последствий.

Обратите внимание на значок в левом верхнем углу экрана. И немного о том, что на экране: Левиафана в лавкрафтовский пантеон включил не сам писатель, а его последователь Росс Бэгби в рассказе «Артефакты из Квивиры» , но в историю тот вписался удивительно хорошо

Система прокачки тоже сулит больше, чем даёт. Одни навыки полезнее других, и к концу второго прохождения я задавалась вопросом, почему дерево способностей сделали именно таким. Поисковые навыки в любом случае приходится применять куда чаще, чем красноречие или силу. К концу игры два последних умения и вовсе кажутся ненужными: чтобы одолеть финального противника, Пирсу потребуется отнюдь не мастерство слова, а как бы силён ни был наш детектив, его уложит на обе лопатки один удар зомбированного рыбака.

Отсюда плавно вытекают проблемы с системой фобий, о которой разработчики столько говорили. Часть страхов ты получаешь по сюжету, как ни крути. К концу игры можно остаться в относительно здравом уме, но не в совершенно здравом (и это хорошо вписывается в правила лавкрафтовских мифов). Получение других зависит от нюансов прохождения. Залезешь не в ту комнату, увидишь гору расчленённых трупов — привет, психотравма. Получишь слишком много травм — здравствуй, безумие.

Звучит хорошо, но снова влияет только на финал да ответы в диалогах. Никаких геймплейных последствий не ждите. С пятой главы у героя начинаются панические атаки в замкнутых пространствах — вне зависимости от количества полученных травм. На этом всё.

Самое смешное, что паника тоже ни на что не влияет. У Пирса сбивается дыхание, сердце начинает бешено колотиться, по краям экрана расползается зловещий туман... и только. Я честно посидела в тёмном шкафу, ожидая смерти, новой фобии или хотя бы того, что герой без спроса вывалится наружу прямо под нос кровожадному чудищу,— но игра ненаказала меня ничем, кроме забавных визуальных эффектов. Прячься хоть до посинения. Зачем в таком случае оно вообще нужно? Пугать мнимой угрозой?

В общем, при отсутствии открытого мира, небольших локациях и коротком сюжете, который вполне уместился бы в формат одной из лавкрафтовских повестей, я ожидала большей реиграбельности.

И всё равно достоинства Call of Cthulhu перевешивают недостатки. Я не скучала при втором прохождении и обязательно сыграю ещё, чтобы собрать все концовки (напомню, всего их четыре). Для меня эта история идеально дополнила бы сборник с оригинальными мифами Ктулху, только здесь к атмосферному содержанию прилагается прекрасная визуализация.

Я уважаю ребят из Cyanide Studio за то, что они не пошли по простому пути. Легко было бы позаимствовать внешние атрибуты, напихать знакомые имена и названия, нарисовать рыболягушек в золотых тиарах, распевающих «Ктулху фхтагн», зато забыть про главное. В новой Call of Cthulhu нам встретятся и рыболюди (пусть не совсем каноничные), и масса приятных мелочей, отсылающих к лавкрафтовским опусам, но, в целом, это история не столько по Лавкрафту, сколько в духе Лавкрафта.

Говард Филлипс Лавкрафт был человеком странным, если не сказать неприятным. Высокий лоб, маленькие выпученные глаза (прямо как у героев его собственных книг), едва ли не отшельнический образ жизни, жена, брошенная ради жизни с двумя своими тетушками, регулярные попытки самоубийства, так и не полученный (из-за нервного срыва) диплом о высшем образовании. Кроме того, Лавкрафт был весьма скверным писателем: на первых пяти страницах он описывал тонкий скрип половицы, а на оставшихся двадцати - бесчисленные щупальца безымянного создания, от одного вида которого его герои вешались или пускали себе пулю в рот. Прожив всего 46 лет, Лавкрафт оставил после себя внушительное литературное наследие - сотни его рассказов неожиданно для всех сложились в пугающе стройную и последовательную мифологию. С завидным усердием он описывал древних богов, от одного взгляда на которых люди сходят с ума, выводил на бумаге культ Дагона, чьи адепты со временем отращивали себе жабры, достоверно живописал жертвоприношения и несколько весьма неприятных религиозных процедур вроде сдирания кожи с живого человека.

Неудивительно, что для переноса всего вышеозначенного счастья на наши с вами мониторы у мужественных англичан из Headfirst ушло - только представьте! - шесть лет. Результатом их трудов стала самая странная и неоднозначная игра, которую мы видели за очень долгое время.

Таящийся у порога

Такое ощущение, что Call of Cthulhu существует в каком-то параллельном пространстве. Там, где делали Dark Corners of the Earth , люди не играли в Half-Life , не видели Thief и свято уверены, что в 2006 году можно выпустить в свет игру с полным отсутствием ньютоновской физики. Первое ощущение от Call of Cthulhu - культурный шок. Так игры сегодня не делают. Представьте себе помесь первого Half-Life, абсолютно рудиментарного стелс-экшена и классического adventure. Получится как раз плод шестилетних трудов одной английской компании. Автор этих строк тряс головой, жмурился и продолжал играть с тлеющей в душе надеждой, что все это какая-то прелюдия, старомодная ширма, за которой вот-вот начнется настоящая игра. О проработанном, но насквозь седом геймплее Dark Corners of the Earth нужно, пожалуй, рассказать с самого начала.

Для начала переварите такую вот новость: первую треть игры у вас нет оружия. То есть вообще - ни пистолета, ни лома, ни-че-го. А враги есть, причем серьезные. Главгерой - частный детектив Джек Уолтерс, который провел последние шесть лет в психбольнице и почти ничего не помнит об этом, - приезжает в провинциальный портовый город, чтобы разыскать пропавшего менеджера бакалейной лавки. Как выясняется, менеджера этого горожане держат в тюрьме. Туда же они не против отправить и вас - за непомерный интерес к внутренним делам Инсмута (поселок городского типа, где, собственно, и разворачиваются события).

Буквально через 30 минут после начала игры за вами, потрясая вилами и двустволками, начнет гоняться почти все население города. И вот тут выясняется, что оружия-то нет. А горожане недвусмысленно палят из винтовок и дурным голосом требуют немедля поставить вашу простреленную голову на блюде - в общем, ведут себя крайне негостеприимно. Ты в истерике тычешься по углам и шкафам, подбираешь комбинации к бесчисленным сейфам и категорически отказываешься верить, что ото всей этой толпы нужно просто убегать . Но так оно и есть. Первая треть Call of Cthulhu - это помесь «убегалки», «пряталки» и почти классического квеста. К «убеганию» никаких претензий нет - оно обставлено так, что волосы на голове становятся дыбом. Когда к вам в комнату, прорубая топором дверь, начнут ломиться разъяренные горожане, кровь в жилах натурально стынет. Вы будете в истерике захлопывать двери, баррикадироваться в комнатах при помощи старых шкафов, выбивать окна и нестись по крышам под свист пуль. В такие минуты думать об устаревшем движке и старомодном геймплее как-то не приходится.

К сожалению, адреналиновый забег по крыше - одноразовое развлечение, после него начинается стелс-экшен, не дотягивающий даже до уровня первого Thief. Вы будете долго и скучно ныкаться среди наваленных ящиков, мышью семенить от вражеских фонарей и, как в старые времена, зарисовывать монорельсовые маршруты охранников. Ни уровня вашей видимости, ни измерителя издаваемого шума здесь нет. Из доступных способностей - какой-то сомнительный stealth-mode, в котором вы якобы издаете меньше шума. В итоге, предугадать, заметит ли вас очередной патруль, категорически невозможно. Забьетесь в приступе страха в самый темный угол - и вас заметят. Наудачу пробежите за вражьими спинами - на вас не обратят никакого внимания. Предугадать последствия собственных действий просто не получается. Добавьте к этому консольную систему сейвов (сохраняться можно около специальных знаков, нарисованных краской на стене), и вы получите полную картину того, что в Call of Cthulhu называется стелсом.

День щупальца

Пока у вас не появится оружие, игра будет развлекать вас классическими паззлами в духе квестов первой половины 90-х гг. Например, комбинация от очередного сейфа зашифрована в дневнике одного из героев. Он якобы использует в качестве шифра год, месяц и день рождения дочери. Означенные даты вам предстоит вычислить самостоятельно, догадавшись из косвенных намеков, что сегодня, скажем, 7 февраля, и вспомнив, что вчера этой самой дочке исполнилось десять лет. Саму информацию о шифре вам поведает хозяин сейфа во время очередного диалога. Диалогов тут, кстати, много - практически каждый житель готов отпустить в вашу сторону несколько фраз; полноценные разговоры могут вообще занимать по десять минут.

Здесь же - абсолютно квестовый интерфейс, который заставляет обращаться к себе каждый раз, когда надо применить, к примеру, гаечный ключ к очередному вентилю. Казалось бы, даже Silent Hill к четвертой части научился перебирать предметы без необходимости обращаться к отдельному экрану. Но англичане из Headfirst верны, что называется, традициям.

Когда, наконец, заканчивается стелс-порция, вам выдают чаемые пистолет и внушительного вида двустволку. В этот момент Call of Cthulhu неожиданно забывает про свои adventure-амбиции и превращается в мрачный, хриплый экшен едва ли не уровня первой части Half-Life. То есть здесь категорически отсутствует даже намек на физику и прочие радости современных технологий. Зато игра щедро потчует регулярными скриптовыми роликами и не гнушается возрождать у вас за спиной пару новых врагов, которые упоенно лупят крупной дробью в вашу сторону. Это особенно подло, учитывая, что главгерой совершенно спокойно умирает после нескольких ощутимых ранений.

Кстати, о ранениях. Call of Cthulhu предлагает не то чтобы очень удобную, но крайне атмосферную систему самоврачевания. Вместо привычных аптечек вы таскаете с собой натуральный набор юного медика - перевязки, жгут, какие-то ватки (всего четыре разновидности). Каждый раз, когда Джек начинает стонать или с характерным звуком тащить за собой простреленную ногу, вам надлежит найти укромное место и провести там сеанс народной медицины. Выглядит это так - вы крутите трехмерную модель своего альтер эго и выбираете, на какие места необходимо наложить, скажем, бинт. Вариантов не то чтобы очень много, но есть над чем призадуматься: руки-ноги (отдельно левая и правая), грудь или голова. Учитывая, что бинтов на все части тела может не хватить, приходится выбирать. Например, поврежденная нога может и подождать, а вот разодранная грудь или лицо могут привести к плачевным результатам - опасные раны продолжают кровоточить, и в итоге Джек умирает.

Помимо физического, главгерой также обладает ментальным здоровьем. Завидев фигурно распотрошенный труп или прямоходящую жабу с бородой из щупалец, он начинает заметно психовать. Игра дает нам понять, что нервный срыв не за горами, используя нехитрые, но действенные визуальные приемы. Экран начинает «гулять», изображение раскачивается из стороны в сторону, а звук то приглушается, то, наоборот, становится нестерпимо громким. Честно говоря, неизвестно, как именно чувствует себя человек, увидевший прямоходящую бородатую жабу, но Headfirst почему-то хочется верить. Их незамысловатые приемы приводят к нешуточным расстройствам вестибулярного аппарата - голова натурально начинает кружиться, а во время особо затяжных сеансов игры автора этих строк начало вполне реально подташнивать.

Американская готика

Г.Ф. Лавкрафт стал неиссякаемым источником вдохновения для сплоченной группы единомышленников, которые вот уже двадцать лет терроризируют население земшара своими насквозь второсортными, но необъяснимо обаятельными хоррорами. Брайн Юзна, Стюарт Гордон и их бессменный актер Джеффри Коммбс сняли, наверное, самое большое количество лавкрафтовских экранизаций. Про культового «Реаниматора », третья часть которого недавно увидела свет, мы уже писали. Ниже - три главных кинофильма, обязательные к просмотру для всех, кто неравнодушен к лавкрафтовских книгам.

Извне (1986)

Группа сомнительных (потаскушного вида блондинка, накачанный негр и жуликоватый профессор) ученых приезжает в готический особняк, где в ходе псевдонаучного эксперимента открывает дверь в параллельное измерение. Побывав на той стороне, они стимулируют собственное шестое чувство, что заставляет профессора поедать человеческие мозги, а блондинку - наряжаться в сексуальное белье с подвязками.

Насквозь второсортный хоррор, поставленный к тому же по рассказу, который не входил в Ктулху-цикл Лавкрафта, «Извне», - самая лучшая и самая атмосферная его экранизация.

Дагон (2001)

Относительно свежий фильм, поставленный сразу по двум лавкрафтовым книгам - «Тень над Инсмутом » и «Дагон ». Семейная пара случайно заезжает в прогнивший портовый город, населенный негостеприимными жителями, которые в итоге скармливают молодую жену огромному подводному богу - Дагону. Овдовевший муж неожиданно отращивает жабры и обнаруживает себя потомком древнего культа.

«Дагон», будучи поставленным по тем же произведениям, что и Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, идеально передает классическую лавкрафтовскую атмосферу какого-то совершенно безнадежного священного ужаса. Крайне рекомендуется всем поклонникам.

Некрономикон (1994)

Три новеллы, поставленные по различным лавкрафтовским рассказам. В одной из них Джеффри Коммбс, некогда игравший Реаниматора, изображает самого Лавкрафта. Вид Коммбса в шляпе и очках дополняется режиссурой короля второсортных хорроров Брайна Юзны. Кристофер Ганс, снявший одну из новелл, совсем недавно выпустил экранизацию Silent Hill .

* * *

И вот что получается - будучи выстроенной на устаревших по отдельности игровых элементах, игра производит свежее и оригинальное впечатление. Но самое главное достоинство Call of Cthulhu не в этой ее вымученной оригинальности, а в том, что она очень точно, практически на физиологическом уровне, передает ощущения от лавкрафтовских книг. Я очень четко помню эти вязкие, грубо и как-то излишне детально написанные тексты, через которые приходилось продираться, испытывая почти физическое напряжение. Лучшая метафора для прозы Лавкрафта - это бочка с мазутом. Очень темно и очень густо.

То же самое происходит и в Call of Cthulhu. Вы будете неспешно продвигаться по местному сюжету, который буксует практически до середины игры, вступать в пространные диалоги, читать многочисленные дневники, но на протяжении всего этого сомнительного развлечения вас не покинет ощущение, что сейчас что-то начнется. Так, собственно, и у Лавкрафта - действие провисает, он ударяется в какие-то совершенно ненужные детали, но практически все его рассказы буквально пропитаны какой-то особой атмосферой тайного знания. Несмотря на свои сомнительные писательские качества, Лавкрафт выстроил пугающе правдоподобную мифологию, ставшую в итоге предметом культа. В Headfirst явно работали горячие поклонники его творчества - они не очень понимают, как сейчас надо делать игры, но их фантазия и умение четко передать нужную атмосферу перебивают почти все недостатки.

Да, по отдельности графика, геймплей и все остальное в Call of Cthulhu никуда не годится. За такой стелс мы уже несколько лет как устраиваем публичную порку, не говоря уже об экшене, который и два года назад вызвал бы легкое недоумение. Местный движок, несмотря на спешно прикрученный к нему бамп-мэппинг, безнадежно устарел. Но в этих мутных текстурах, в низкополигональных моделях и непропеченном геймплее содержится цистерна густой, почти осязаемой атмосферы.

Нет, конечно, повести печальнее на свете, чем повесть о том, как мужественные англичане из Headfirst удумали перенести классика современной готики на наши с вами мониторы. За шесть лет, что минули со дня первого анонса Call of Cthulhu, мы повидали слишком многое. Dark Corners of the Earth - прекрасный, старомодный и совершенно провальный с коммерческой точки зрения проект. Буквально сразу же после релиза Headfirst, обескровленная затянувшейся разработкой, закрыла свои двери, а ее сотрудники разбежались по другим компаниям...

Реиграбельность - нет

Классный сюжет - да

Оригинальность - да

Легко освоить - да

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 7.0

Графика: 6.0

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 7.0

Дождались? Густая, вязкая, затянутая и старомодная, как лавкрафтовская проза, Call of Cthulhu все-таки умудряется произвести внушительное впечатление. Сомнительная в наше время помесь стелса, экшена и квеста в конце концов срабатывает - играть, несмотря ни на что, интересно.

Последний раз Ктулху звал нас больше десяти лет назад - Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth был образцовым ужастиком, но сыскать успех он смог только в умах идейных поклонников творчества Говарда Филлипса Лавкрафта. При всех многочисленных достоинствах, той игре не хватало главного - современности и лоска, ведь даже по меркам 2005 года она выглядела весьма примитивно.

Новую игру Cyanide Studios , кажется, ждёт схожая судьба - разве что вряд ли она удостоится такого же культового поклонения, как долгострой Headfirst Productions . Достойно обращаясь к первоисточнику и его адаптациям (в первую очередь, настольной игре «Зов Ктулху»), Call of Cthulhu легко может испугать игроков своим внешним видом, а любителей всего ужасного - крайне примитивным исполнением некоторых элементов.

Ужас внутри

Наш главный герой, детектив Эдвард Пирс, страдающий посттравматическим стрессовым расстройством на фоне участия в Первой мировой войне, отправляется в затерянный посёлок в Новой Англии, чтобы расследовать убийство дочери одного богача. Естественно, местные окажутся не рады новому гостю, а шаткое психическое состояние протагониста не раз проявит себя в самых неловких и неожиданных формах.

Устроен Call of Cthulhu практически линейно - главу за главой мы постепенно изучаем локации, исследуем улики и очень много общаемся с местными. Вариативность проявляется разве что в тех самых ролевых элементах и применении навыков, которые можно и нужно прокачивать герою. Знания медицины, психологии, красноречие, тайные знания и банальная сила - иногда мастерство в каком-то ремесле открывает неожиданные опции диалога или дополнительные решения, но на общий ход истории они влияют слабо. Даже концовка зависит скорее от финального выбора, чем от произошедших по ходу действия событий и изученных предметов.

Ужас снаружи

Интригующий детектив про оккультизм и Древних Богов, к несчастью, прерывается на примитивный стелс, казуальные перестрелки и бестолковые загадки. С последними Cyanide , кажется, совсем не заморачивались, взяв за образец самые банальные и муторные паззлы из квестов конца 90ых.

Причём чем дальше к финалу, тем более сумбурным и странным становится Call of Cthulhu . Спойлерить не будем, но кажется, что последнюю треть делали в жутком аврале, кидая в кучу всё, что только придёт в голову. В этом смысле заключается, наверно, главная проблема игры - она нередко производит ощущение не бюджетной, а небрежно сделанной работы. Даже сценарий, невероятно затягивающий поначалу, буквально на глазах начинает лихорадить совершенно бессмысленными и беспощадными поворотами.

Особенно видно неровности Call of Cthulhu по картинке. Откровенно слабыми вышли здесь разве что модели и анимации, а вот окружение - как повезёт. Одна комната может быть шикарно детализирована и наполнена мелкими интересностями, а за ней будет сине-зелёная пещера без декораций и ужасными текстурами.

Правда, замечаешь ты эти гадости скорее после того, как выходишь из игры. Передать макабрический липкий лавкрафтовский ужас, погрузить в неуютную атмосферу психологического триллера и завлечь в себя у Call of Chtulhu удаётся неплохо. И это всё-таки немного важнее далеко не безупречного исполнения.

Неровный, местами вызывающий недоумение или даже раздражение Call of Cthulhu всё же смог довольно убедительно донести дух и суть произведений Говарда Ф. Лавкрафта. Поклонникам творчества писателя и фанатам жанра обязательно стоит посмотреть, ну а всем остальным лучше не будить Великих Древних.

Проект, которого ждут многие поклонники творчества Говарда Лавкрафта.

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

В разработке

Уже 30 октября на ПК, PlayStation 4 и Xbox One выходит проект, которого ждут многие поклонники творчества Говарда Лавкрафта: приключенческий хоррор Call of Cthulhu от французской студии Cyanide . За месяц до релиза разработчики предложили опробовать демоверсию, где в течение трёх часов можно нарушать сухой закон, получать по почкам от бутлегеров, переживать галлюцинации и бегать за культистами.

Вознеся молитву спящему владыке миров, рассказываю о деталях его грядущего пришествия.

Тень над Даркуотером

Бостон, 1920 год. Главный герой игры Эдвард Пирс, частный детектив и ветеран войны, глушит посттравматический синдром таблетками и спиртным. Правда, его тревожат не столько призраки убитых товарищей, сколько сны о страшных подземельях, заваленных выпотрошенными трупами акул и косаток. С работой у Пирса в последнее время не ладится, и он без долгих раздумий берётся за подвернувшееся задание: расследовать таинственную гибель талантливой художницы Сары Хокинс.

Когда-то Сара была известна и любима публикой, но затем вышла замуж и уехала на захолустный островок Даркуотер неподалёку от восточного побережья. Там она и встретила страшную смерть: сгорела вместе со всей семьёй при пожаре в старинном поместье мужа. Полиция сочла всё несчастным случаем, но отец Сары не верит официальной версии — он просит Пирса отправиться на Даркуотер и выяснить, что произошло на самом деле.

Атмосфера впечатляет с первых минут: мрачная картина в серых, чёрных и зелёных тонах, разбавленных лишь призрачным светом ламп да тёмной кровью, идеально иллюстрирует мифы Лавкрафта. Подобными красками обрисован и весь остров Даркуотер — по крайней мере, в тех главах, что доступны в демоверсии. Диковатые местные жители и мёртвые морские обитатели, разодранные неведомой подводной тварью, веселья не добавляют. Хорошо хоть в здешнем пабе наливают запрещённое спиртное... если удастся поладить с барменом.

Атмосфера — первая причина изучать игровые локации с искренним интересом. Здесь мало экшена (хотя придётся побегать и от культистов, и за ними), зато много ходьбы и разговоров. Встречаются несложные загадки, но основной упор сделан на расследование: Пирс как-никак детектив, вот и игроку придётся совать нос в каждый закоулок и внимательно смотреть по сторонам.

Улики по делу и любопытная информация об острове разбросаны везде: в крошечном рыбацком городке, в заброшенном поместье Хокинсов, в таинственных подземельях, совсем неслучайно похожих на те, что Пирс видел в кошмарах. Но одной наблюдательности мало — надо ещё и уметь вытрясать информацию из свидетелей.

Разговоры в Call of Cthulhu имеют огромное значение: в диалогах множество веток, и далеко не всегда у вас будет возможность выбрать лучшую. Некоторые NPC позволяют детективу по очереди задать все интересующие вопросы, но иногда придётся выбирать только одну реплику... и расхлёбывать последствия. Благо можно прокачать герою навык красноречия, который поможет выкрутиться из подобных ситуаций.

Элементарно, Ватсон

В ранних версиях проекта дерево прокачки принимало разные формы, но в итоге разработчики оставили герою семь способностей. Пять из них (красноречие, сила, поиск, расследование и психология) развиваются за счёт очков, дающихся за успехи в расследовании. Медицина и оккультизм прокачиваются исключительно найденными предметами. Прочитали книгу по истории врачевания — поймёте, что именно говорит пузырёк с лекарством из комнаты Сары о его хозяйке. Осмотрели статую местного святого, осквернённую таинственными знаками, — начнёте лучше разбираться в оккультных науках.

От того, по какому пути вы ведёте персонажа, напрямую зависят выводы Пирса. Не прокачаете психологию — детектив не догадается, что за атмосфера на самом деле царила в семействе Хокинсов. Не хватит уровня расследования — Пирс не заметит на картине художницы зашифрованное послание. А количество очков, разумеется, ограничено: сразу всё развивать невозможно.

На месте преступления Пирс входит в особый режим, позволяющий воссоздать картину произошедшего по найденным уликам. С одной стороны, ценителям игр-расследований механика давно знакома, с другой — детектив легко может прийти к неполным, а то и неверным выводам, что сразу делает процесс куда интереснее!

Вторая причина, по которой мне было интересно бродить по Даркуотеру и проходить демку даже в третий раз, — неплохая реиграбельность. Call of Cthulhu предоставляет сразу несколько способов решения одной и той же задачки: всё зависит от вашей смекалки и развития нужных способностей.

К примеру, на ценный склад с уликами, проход к которому стерегут враждебно настроенные бутлегеры, ведут по меньшей мере четыре пути. Если вы хороший следователь, накопаете компромат на контрабандистов и сможете их шантажировать. Пирс-силач безыскусно даст охранникам в морду. С хорошо подвешенным языком с главарём бандитов можно договориться. А ещё можно отыскать в соседнем здании подземный туннель, который соединён со складом... Только, если наберётесь смелости сунуться в это подозрительное место, не удивляйтесь потом, что предчувствия вас не обманули.

Сверхъестественный ужас

Разработчики обещали, что, в зависимости от действий игрока, у героя будут развиваться фобии. Полезете куда не надо — начнёте галлюцинировать и получите психологическую травму, которая аукнется вам в будущем. Чем больше травм, тем скорее Пирс тронется, а это напрямую повлияет на концовку.

Проверить, так ли это, в демоверсии не получилось. Один раз герой поймал галлюцинацию в затопленном туннеле, и психика закономерно травмировалась. Вскоре я нарочно отправила его в такой же туннель в другой локации, рассчитывая, что сейчас у Пирса начнётся паническая атака... и ничего не произошло. Бравый детектив спокойно пробрался в узкий пещерный лаз, по горло погрузившись в тёмную воду. То ли механика ещё не доработана, то ли фобии действуют как-то иначе, то ли придётся дожидаться, когда герой начнёт сходить с ума, а до этого момента демоверсия не доходит.

В определённый момент Пирса всё же накрыла паническая атака — только уже по сюжету. Игра подсказала, что в таком случае нужно скорее выбираться в безопасное место, и в первый раз я послушно побежала куда глаза глядят. А вот в следующем прохождении, наоборот, осталась в зале, заваленном акульими трупами, и долго ждала последствий.

Не дождалась.

Полагаю, в финальной версии затянувшаяся паника будет грозить Пирсу либо гибелью, либо ещё одной фобией, но пока она грозит только смертельной скукой.

Третья причина, по которой Call of Cthulhu не переставала меня приятно удивлять, — элемент случайности: время от времени игроку приходится выбирать действие, которое ведёт к проверке определённого навыка. Рычаг, открывающий потайной проход, повернётся, только если детектив благополучно проверит силу. Бармен нальёт виски, лишь если Пирс окажется достаточно красноречив.

Можно подумать, будто всё просто: если способность прокачана до нужного уровня, проверка будет успешной, если не дотягивает — увы. Но изюминка в том, что в разные прохождения со стабильными 40% силы одна и та же дверь у меня как открывалась, так и не открывалась. Во второй раз рычаг просто сломался, отрезав всякую возможность поднять люк и проникнуть внутрь, а ведь действовала я совершенно одинаково! Одни и те же улики то находились, то нет, одни и те же предметы наводили Пирса на разные мысли — и это не зависело от развития персонажа.

Первые часы Call of Cthulhu кажутся многообещающими: сюжет интригует и затягивает, а демоверсия ещё и обрывается на жирном «самом интересном месте». Вариативность игрового процесса не разочаровывает, а мрачные краски Даркуотера сулят хтоническую жуть... Пока что именно сулят , но, если разработчики удержат уровень качества, игра порадует той самой атмосферой ужаса и безумия, за которую мы и любим мифы о Ктулху.

С нетерпением ждём конца октября.

версия для печатиАктуально для платформы: PS4

Игры по Лавкрафту выходят довольно часто, но последняя действительно крупная вещь, претендовавшая даже на звание хита, появилась аж 13 лет назад - речь про Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth . Тандем Focus Home и Cyanide - конечно, не лучшая в мире парочка, чтобы исправлять эту ситуацию: все мы знаем, что французы чаще всего делают средненькие игры. Но от Call of Cthulhu многие ждали действительно хорошей, мощной игры…

Модель для Пикмана… и Сары Хокинз

Как и в Dark Corners of the Earth , в новой Call of Cthulhu мы играем за частного детектива. На сей раз это бывший коп и ветеран Первой мировой Эдвард Пирс. Его, конечно, сложно назвать здоровым - тяжёлый груз прошлого, депрессия, алкоголизм дают о себе знать, но всё же это профессионал, полный решимости расследовать загадочную гибель известной художницы Сары Хокинз и всей её семьи.

Впрочем, поездка на удалённый остров Даркуотер, что близ Бостона, быстро расставляет всё по своим местам, и вместо нуар-детектива мы получаем настоящий болезненно-бредовый хоррор по Лавкрафту . Прогулки по побережью, устланному трупами китов и бледно-зелёным туманом, посещение мрачного особняка Хокинзов, под которым обнаруживается логово зловещей секты, процедуры в местной психиатрической лечебнице, возглавляемой доктором-садистом, просмотр жутких картин художницы Сары, из которых буквально выпрыгивают чудовища (это прямые отсылки к рассказу «Модель для Пикмана»), - всё это пагубно влияет на разум нашего бравого детектива.

И вот он уже видит живыми тех, кто пять минут назад погиб у него на глазах, перемещается в чужие тела, слышит странные голоса и толком не понимает, где тут явь, а где сон. Реальность и видения переплетаются в тугой комок, и именно в таком состоянии Эдвард Пирс должен принять решение, от которого зависят судьбы мира и его жизнь.

Стрелять приходится ровно в одном эпизоде.

Хребты безумия

При этом у нас вроде бы есть возможность держать рассудок героя в более-менее здравом состоянии. Периодически игра ставит перед выбором, пить снотворное или нет, читать запретные оккультные книги или закрывать их скорее от греха подальше, - это вроде бы влияет на судьбу главного героя, его разум и на концовку всей истории.

Но на самом деле, что бы вы ни решили, после определённых сюжетных событий Эдвард Пирс всё равно будет находиться в состоянии психоза, что откроет в диалогах новые реплики. А вот на финале всей этой грустной истории такие решения всё же отражаются. Просто жаль, что их последствия мы ощущаем по большому счёту только в конце, где всё сводится к чисто математическому высчитыванию одного из вариантов развязки.

Он получил эту роль

В любом случае авторы Call of Cthulhu ставят (или делают вид, что ставят) на нелинейность и отыгрыш роли. Вся игра представляет собой хоррор-адвечнуру с вкраплениями экшена (очень маленькими, надо сказать), стелса, решением пазлов, диалогами и периодическим выбором, что и как дальше делать.

Проникнуть на склад семьи Хокинзов можно по-разному - попытайтесь сразу обмануть сторожей или сначала найдите одинокий дом рядом, вскройте замок, отыщите компромат и пускайте в дело старый добрый шантаж. Сбежать из нехорошего места тоже разрешают двумя способами - закоротить странный аппарат, предварительно активировав несколько рычагов в разных помещениях, или сломать газовые трубы, чтобы отвлечь внимание охраны.

Уровни в больнице - самые тяжёлые и неуютные.

Нелинейность только развивается благодаря тому, что игра во многом базируется на настольной системе, дебютировавшей ещё в 1981 году, и предлагает улучшать несколько параметров главного героя. С помощью «Красноречия» можно убеждать собеседников в диалогах, «Сила» позволяет надавить на них, сломать или передвинуть какой-нибудь механизм, а также выбить дверь, если не удаётся вскрыть замок.

Ктулху фхтагн

Став экспертом или мастером в «Поиске» (все параметры прокачивают от «Любителя» до «Мастера»), вы будете чаще находить скрытые предметы. А это важно, учитывая, что такие показатели, как «Медицина» и «Оккультные науки», прокачиваются только за счёт найденных книг: они позволяют ставить верный диагноз и осознавать скрытые от остальных вещи, а в случае с оккультизмом - ещё и понимать, что значит «Ктулху фхтагн».

Есть также «Психология» и «Расследование». Последнее особенно важно - оно не только повышает навыки вскрытия замков, но и позволяет более эффективно реконструировать события, когда по сюжету нам, например, нужно понять, что стало причиной пожара в особняке Хокинзов или как произошло очередное убийство.

Тут тоже, конечно, периодически проскальзывает мысль, что прокачка сделана «для галочки» и мало на что влияет. Ну не будет возможности использовать в диалоге «Красноречие», «Психологию» или «Силу», так всё равно появится общедоступная реплика, которая поможет продвинуть сюжет дальше. Но всё равно лучше с половинчатой ролевой системой, чем без неё, - так игровой процесс становится насыщеннее, появляется желание исследовать локации, думать над развитием персонажа и отыгрывать роль.

Очки прокачки выдаются автоматически после важных сюжетных событий.

Шепчущий во тьме

В итоге игра, несмотря ни на что, держит в напряжении, сохраняет интригу и в целом оставляет приятное послевкусие - пусть даже графика тут не самая навороченная, а закончится всё, скорее всего, не самым приятным образом. В Call of Cthulhu встречаются интересные загадки, а простенький стелс (можно даже прятаться в шкафах!) грамотно чередуется с исследованием и напряжёнными сценами, заставляющими нас, например, быстро уничтожать руны, которые удерживают потустороннее чудище в этом мире, - в процессе приходится использовать фонарь, свет которого замедляет врага. Многочисленные диалоги хорошо написаны и всегда оставляют пространство для выбора.

Наконец, местами тут страшно - особенно когда мы бродим по коридорам психлечебницы с лампой. Свет в ней постепенно гаснет, в этот момент из подступающей тьмы начинает раздаваться жуткий шёпот, а уж когда лампа совсем погаснет… Брр. Пару раз я реально подпрыгивал. К слову, когда Эдвард Пирс прячется в шкафу, оказывается в темноте или видит что-то неприятное, картинка начинает расплываться, дыхание его учащается, и мы буквально кожей ощущаем, как детективу неуютно, страшно и хочется домой, к старой доброй бутылке вискаря…

Какая же игра по Лавкрафту без осьминожки?

Учитывая неоднозначную репутацию авторов, Call of Cthulhu вполне могла обернуться разочарованием. Но, слава Старшим Богам, этого не произошло - мы получили действительно отличную, лучшую за последние годы игру по Лавкрафту , адвенчуру на стыке хоррора, квеста, стелса и RPG, которая точно передаёт атмосферу произведений культового писателя и при этом предлагает насыщенный, разнообразный и местами нелинейный геймплей.

Плюсы: интересный сюжет; точно переданная атмосфера книг Лавкрафта ; встречается нелинейность; попадаются интересные головоломки; отличная работа со звуком.

Минусы: не самая современная графика и анимация; нелинейность местами кажется липовой, а прокачка - мало на что влияющей.

Статьи по теме: