Игры с веревкой. Развивающие игры со шнурками, лентами и верёвочками

Одна из самых ярких страниц советского прошлого - веселые забавы во дворе. Детишек радовало множество игр, например, «пятнашки», «фанты», «салочки» и, конечно же, «резиночка». Родители часто пытаются вспомнить, как играть в резиночку, чтобы рассказать об этой забаве своим наследникам. Давайте и мы вспомним ее правила.

Наверное, не найдется человека, бывшего ребенком в советское время, который не знал бы о существовании игры в резиночку. В чем крылся секрет ее популярности? Кроме того, что забава шумная и подвижная, благодаря чему приводила в детвору восторг, она пробуждает смелость, стремление к здоровому соревнованию, преодолению трудностей, развивает ловкость, гибкость, координацию движений. Все эти эффекты незатейливых манипуляций с обычной бельевой резинкой заслуживают того, чтобы «передать по наследству» игру и современным детишкам.

Информация для юных затейников

Для того чтобы проверить, насколько интересна игра с использованием резинки, достаточно трех человек. Если желающих повеселиться намного больше - это отлично, но каждому участнику понадобится терпение, чтобы дождаться своей очереди. Два человека должны держать резинку, связанную в круг. В ходе игры они могут меняться с другими и тоже пробовать себя в роли участников.

Главная цель играющего ребенка - преодоление различных уровней сложности. Если «юный прыгун» потерпел поражение, он не может сделать еще одну попытку. Победителем признается тот, кто выполнил все задания, несмотря на их постепенное усложнение. В резиночку играют как больше нравится - на ногах или на руках.

Резинка классическая, для ног

  1. Двое детей должны надеть резинку на нижние конечности, поставить их на ширине плеч и разойтись так, чтобы она растянулась. Перед детишками окажутся натянутые упругие линии.
  2. Главному участнику забавы нужно поместить одну ногу между канатиков, а вторую - за ними и прыгнуть, чтобы поменять положение ног с точностью до наоборот. Второй прыжок - и игрок оказывается за пространством, очерченным резинкой.
  3. На втором этапе действия аналогичны, но прыжков становится вдвое больше: сначала прыгают в правую сторону, а затем в левую.
  4. На третьем уровне необходимо сделать 5-6 прыжков.
  5. Перейдя на четвертую ступеньку игры, участник должен стать лицом к главному инвентарю, одну ногу поставить под резинку, а другой наступить на нее. Во время прыжка необходимо поменять ножки местами.
  6. Пятый уровень предусматривает, что нижние конечности «статистов», удерживающих канатики резинки, широко раздвигаются, а игрок повторяет все упражнения в новых условиях. В целях усложнения также можно дополнительно поднять резинку.
  7. На шестой ступеньке сложности резинку удерживают с помощью одной ноги. Расстояние между канатиками значительно уменьшается, и игроку становится значительно труднее повторить уже проделанные прыжки.
  8. Сложность последнего уровня состоит в том, что участник должен постараться поддеть пружинистые канатики одной ногой и перешагнуть через вторую. В результате таких шагов появится петелька. Во время прыжка ребенок переворачивается и меняет ноги местами, причем так, чтобы петля сформировалась снова. Резинку поднимают все выше и выше, чтобы усложнить задание.

В детских коллективах обычно вырабатывается своя - локальная и модифицированная — версия того, как играть в резиночку на ногах. К примеру, на начальном этапе повторяются обычные прыжки, которые усложняются путем подтягивания канатиков - в первый раз на щиколотки, затем на коленки. Классические правила игры в резиночку на ногах гласят: как только участник справится с заданием, ее следует немного приподнять.

Ловкие пальчики

Увлекательная игра с резинкой придется по душе не только любителям попрыгать: желающие могут создавать удивительные плетения руками. Чтобы получить веревочные узорчики на практике, нужно пригласить друга или подружку. Конечно, играть в резиночку на пальцах можно и самому, так как условия развлечения это позволяют. Но радость успеха и досаду из-за неудач все же будет интереснее разделить с другими.

  1. Участник продевает в резиночную петельку ладошки обеих ручек, достает пальчики и еще раз обводит резинкой ладони. Указательными пальцами подхватывает резинку у центра второй ладошки. В итоге получается красивая «колыбель».
  2. Второй участник берет указательными и большими пальцами промежутки, где резинка скрещена, и, зацепив параллельные отрезки, расположенные снизу, разводит верхние конечности. Резинка растягивается, и образуется «перекресток».
  3. Снова начинает действовать первый «умелец» — цепляет указательными и большими пальчиками точки пересечения резинки и проводит их над параллельными линиями, а затем поддевает снизу. Перед ним — оригинальная «дорожка».
  4. Помощник крест-накрест подхватывает с помощью мизинчиков внутренние параллельные части гибкой веревки и немножко разводит руки. Затем вставляет большие и указательные пальчики обеих рук внутрь возникших треугольников и поддевает параллели. Разведение рук в стороны и одновременное раздвигание больших и указательных пальцев создает фигуру «гамак».
  5. Первый участник не сдается — хватает указательными и большими пальцами участки соприкосновения резинки и затрагивает аналогичные места сверху. В завершение он разводит руки в стороны и увеличивает расстояние между большими и указательными пальцами. Таким образом создана фигурка «перекресток».
  6. Можно создавать фигурки заново, до бесконечности, начиная со второго задания первого игрока. Проигравшим считается тот, кто не сможет проделать действия, направленные на образование очередной фигурки, и испортит веревочную плетенку.

Если встает вопрос, как играть в резиночку на руках, то нужно иметь в виду, что без помощи пальцев в этой игре все равно не обойтись. Поэтому две версии забавы с пружинистой ниточкой будут абсолютно одинаковы.

Любое развлечение призвано развивать творческие способности ребенка. Поэтому придумывание новых фигур, изменение их названий, сопровождение выполнения задания стихотворными кричалками только приветствуется. Также среди советской детворы, собиравшейся во дворе или на переменках, было принято разыгрывать какой-либо приз. Возможно, стоит перенять этот опыт, чтобы усилить соревновательный дух.

Игры с веревкой: на всю компанию familyr_papa wrote in June 28th, 2012

текст: Леха Андреев, lexa

В прошлых колонках про "колыбель для кошки" мы учились делать отдельные , а также рассказывать . Однако во время нашего мастер-класса на "Флаконе" я заметил, что подобным играм не хватает массовости: они рассчитаны на одного исполнителя (ну или максимум двух), в то время как остальные - просто зрители.

Но существуют и коллективные игры с веревочным кольцом, которые не только развивают моторику, но и обучают командной работе. Я собрал некоторые из них, чтобы попробовать в лагере, куда мы поедем в июле.


Салки с веревкой

Эта старинная русская игра, в которую играли и дети, и взрослые (например, на свадьбах). Берется веревка длиной метров десять, ее концы связываются. Играющие становятся в круг, веревку держат перед собой в руках и растягивают ее. Водящий становится внутри веревочного кольца. Его задача - осалить кого-нибудь из игроков за руку, но делать это можно только тогда, когда рука держит веревку. Тот, кого осалили, становится водящим.

Игроки могут отдергивать руку от веревки, или сдвигать ее по веревке. Но при этом нельзя ронять веревку на землю - то есть отпускать ее всем сразу нельзя. Тот, кто отпустил руки и допустил касание веревкой земли, становится водящим.

Более сложный вариант: нельзя отпускать обе руки сразу, только одну. Кто отпустил обе руки, становится водящим.

Для того, чтобы игроки лучше отвлекались, водящий может рассказывать им какие-нибудь истории - будь то сказки или смешные случаи с участием присутствующих.

Обитаемый остров

Веревочное кольцо раскладывается на земле, образуя круг. После чего группе играющих предлагается встать внутрь кольца. Все поместились? Теперь "островок" делается поменьше: например, веревка складывается пополам, и из нее снова делается круг на земле. И опять задача та же самая: все должны устоять на островке. После этого веревочный круг опять сокращается!

С какого-то момента игрокам придется поддерживать друг друга, стоя на одной ноге (и возможно, не на своей!).

Сквозь кольцо

Играющие встают в круг и берутся за руки. При этом на руку одного из них надето веревочное кольцо. Задача - не расцепляя рук, игрок должен пролезть через кольцо и передать его по руке следующему игроку. То же самое должен проделать каждый следующий игрок.

В эту игру можно играть двумя командами с двумя веревками - кто быстрее проведет веревочное кольцо по полному кругу игроков. Либо можно играть одной командой, но на время. Вот например так:

Невидимый лабиринт

Перешегивание веревочного кольца напоминает другую популярную игру - "в резиночку". Как в нее играть, нам уже напоминал Дмитрий Пряник в . К слову сказать, на Западе ее называют "китайской веревкой". И видимо не случайно: у китайцев эта игра содержит много фигур и вообще похожа на какой-то удивительный танец (смотрите ролики в обзоре Дмитрия).

А я здесь напомню другую игру, в которой участвуют веревка и ноги. В нее можно играть точно так же, как в резиночку. Двое растягивают веревочную петлю на своих ногах, на некотором расстоянии от земли. А третий должен перепрыгнуть или просто перешагнуть веревку... с завязанными глазами. А потом обратно. И при этом не задеть веревку.

Коллективный вариант: растягивают длинное веревочное кольцо в виде лабиринта - веревку при этом могут держать несколько человек, а можно просто привязать ее к мебели (если в помещении) или к деревьям (если на улице). Водящие, которых может быть несколько, сначала смотрят и запоминают расположение веревок. А затем им завязывают глаза - и они должны пройти этот лабиринт, либо нагибаясь (где веревка высоко), либо перешагивая (где низко). Остальные присутствующие могут подсказывать водящим, где нагибаться, а где перешагивать.

Особый фокус состоит в том, что когда водящим завязали глаза, можно тихонько опустить веревку на землю. А затем попытаться удержаться от смеха, наблюдая за тем, как водящие перешагивают веревку, которой нет. Даже взрослые не могут удержаться:

Геометрия

Когда я дома делаю разные веревочные фигуры на пальцах, моя трехлетняя дочка может подбежать и неожиданно потянуть к себе веревку в самый ответственный момент. Вначале меня это раздражало, но потом я понял, что это такое скромное предложение поиграть вместе. И действительно, делать веревочные картинки вроде "Млечного пути" ей пока сложно. Но зато она вполне уловила идею о том, что веревочное кольцо на нескольких "точках опоры" дает разные геометрические фигуры.

И вот мы с ней начинаем их делать двоем, разводя и сводя руки с веревкой - сначала треугольник, потом квадрат, потом песочные часы или звезду... Иногда мы спорим, потому что каждый тянет веревку на себя, пытаясь сделать свою фигуру. Но постепенно договариваемся и делаем общую.

То же самое можно делать группой. Несколько человек встают в круг, берутся за веревку - и по команде ведущего они должны сделать какую-нибудь фигуру, растянув веревку в руках. Треугольник, например. Можно запустить соревнование двух команд с двумя веревками: кто быстрее выполнит задание.

Более сложный вариант: после получения задания запрещено переговариваться.

И еще более сложный вариант: делать это с закрытыми глазами (но в этом случае можно переговариваться).

Ткацкий станок: снова "колыбель для кошки"

В детстве я ездил в пионерский лагерь, и среди прочих странных активностей советско-детской культуры там была такая штука - "танец станков". Танец был довольно дурацкий: мы стояли в две шеренги, и растянув между ними красные ленточки, тупо поднимали и опускали руки с этим ленточками, как роботы. Это должно было изображить тканцкий станок, который ничего не ткал. Зато он начинал "ткать" в перерывах между репетициями, пока вожатые куда-нибудь уходили - вот тогда мы оттягивались с этими ленточками, обматывая ими все вокруг и друг друга, либо сплетая из этих лент разные причудливые сети. Но эта деятельность почему-то считалась "хулиганством", хотя именно она была наиболее интересной и творческой.

Я сразу вспомнил об этом, когда задумался, как сделать игру с веревкой на пальцах более коллективной. Можно, например, заметить, что и "лестница Якова", и многие другие веревочные фигуры предполагают симметричные движения двумя руками. Поэтому можно делать одну фигуру на двоих: левая рука - ваша, а правая - вашего приятеля. Суть игры в том, чтобы сделать все движения синхронно: это и будет залог правильной фигуры.

Получилось вдвоем? Теперь попробуйте втроем, впятером или в любом другом количестве людей, вставших в круг. При этом каждая ваша рука делает свою фигуру: правая - с соседом слева, левая - с соседом справа. Это уже нехилая концентрация внимания. Вот как делают эти девчонки:

Другой вариант коллективной игры - когда роль отдельных пальцев выполняют отдельные люди. Три человека с одной стороны (мизинец, указательный, большой), и три человека - с другой стороны. Плюс длинная веревка, метров тридцать. Плюс ведущий, который подсказывает, какой палец какую веревку хватает и куда переносит.

Вот как делается "Лестница Якова" на таком живом ткацком станке.

И еще один ролик в том же жанре, хотя уже более стильно сделано - игра "Колыбель для кошки", но не вдвоем, а коллективная:

Ну и последний видео-пример, специально для тех, кто думает, что веревочные игры - бесполезное занятие. Этот ролик был снят скрытой камерой на одном из заводов автомобильного концерна Audi. Но автора ролика всё равно потом нашли - и уволили с работы за разглашение корпоративной тайны. Зато мы теперь знаем, как на самом деле проектируют эти автомобили:

P.S. Игры юных альпинистов

Вообще игр с веревкой довольно много. В моем обзоре собраны только те, которые учат работе в команде при решении задач пространственной координации. Не случайно во всех примерах используется веревка, связанная концами в кольцо - это своего рода символ объединения, коллектива.

Другая большая группа игр с веревкой - это игры более спортивные, в которых тренируется индивидуальная физическая сила и ловкость. Хорошая коллекция таких игр собрана в работе Ильдара Замалетдинова "

Наталья Добрынина

Для детей старшей, подготовительной групп и до 99.

Цели: -научить детей взаимодействовать друг с другом, как равноправные партнеры

Развивать мелкую моторику, мышление,умение договариваться друг с другом;

Воспитывать чувство взаимоуважения,терпимости.

Материалы: плотная нитка длинной около 1,5 м.

Шаг первый: соединяем оба конца нитки крепким узелком и одеваем себе на пальцы, оставляя большой палец за пределами нитки.

Шаг второй:подныриваем четырьмя пальцами в середину между двумя натянутыми нитками, тем самым нитка оборачивается вокруг наших пальцев. тоже самое делаем второй рукой.


После этого продеваем средним пальцем под ниткой натянутой на ладони противоположной руки.


Тоже самое проделываем со второй рукой и средним пальцем противоположной руки.


Наша исходная фигура готова.


Продеваем эти пальцы в места с двух сторон от пересечения нитей.


Пальцы смыкаем и разводим в стороны кисти рук, потом опускаем вниз и подныриваем под


ниткой. Тем самым передавая нитку своему партнеру.


Фигура следующая: коврик . Также нам понадобятся два пальца: большой и указательный. Продеваем пальцы сверху в места от пересечения нитей (ближайшие к параллельным сторонам нити).


Пальцы смыкаем и понимаем кисти рук вверх.


Разводим кисти рук в стороны, опускаем немного вниз.


И подныриваем под параллельными сторонами нити.


Тем самым передавая нить своему партнеру по игре.


Фигура следующая: дорожка . Для этой фигуры нужно три пальца каждой руки: большой, указательный и мизинец. Подхватываем мизинцем, как крючком (ладони обращены вверх)нитку, которая находится ближе к середине и оттягиваем в противоположную сторону.


Тоже самое делаем мизинцем второй руки.


И опускаем сомкнутые пальцы (указательный и большой) в ближайший получившийся "треугольничек" и подныриваем под ниткой.


Нитка снова передана.


Новая фигура : колясочка . Снова продеваем указательный и большой палец в отверстия от пересечения нитей, разводим в стороны, и подныриваем под параллельными сторонами нити, вздымая пальцы вверх.





Фигура коврик .В этот раз берем пересекающиеся нити снизу. Опускаем кисти рук вниз, потом в стороны, вверх и подныриваем под параллельными сторонами нити.




Фигура конфетка. Продеваем пальцы снизу в места рядом с пересечением нитей и ныряем в середину.


Фигура скорпиончик.


Берем снизу в места пересечения, поднимаем пальцы вверх и ныряем между смыкающимися в середине нитями.




Снова кофетка . Ее можно просто растянуть в стороны, вставив пальцы в места рядом пересечениями нитей.



Снова коврик и т. д.

Публикации по теме:

Консультация «Приготовьте ниточки, веревочки, мы будем рисовать» Авторы: Ичанкина Н. В., Малышева Н. Д., Нестерова Э. Р. В дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем.

Конспект интегрированного занятия по математике во второй младшей группе «Развивающие ниточки» Конспект интегрированного занятия по математике во второй младшей группе «Развивающие ниточки» Подготовила: воспитатель второй младшей.

У детей с тяжёлыми нарушениями речи, как правило, плохо развита мелкая моторика рук. Для решения этой проблемы в своей группе мною разработана.

Когда я сдавала экзамены (на помощника воспитателя в Германии)мне надо было провести с детьми какую-нибудь пальчиковую игру. Я не плохо говорю.

Развитие мелкой моторики пальцев важная составляющая речевого развития детей дошкольного возраста. Это простая в организации работа приносит.

Статьи по теме: