Логопедические игры в песочной стране. Картотека по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Развивающие игры с песком для детей с нарушениями речи. Упражнение «Необыкновенные следы»

В последнее время и у родителей, и у педагогов значительно повысился интерес к организованным занятиям в песочнице. С самого раннего возраста, играя с песком, ребёнок фантазирует, мечтает и одновременно создаёт.
Давно известно, что песочные игры способствуют обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, воображения, эмоционально-волевой сферы. В песочнице ребёнку легче осваивать новые темы во время обучения чтению, письму, закреплять разнообразные понятия, нормы поведения в обществе.
Взаимодействуя с песком, у ребёнка развивается тактильная чувствительность, повышается интерес к знаниям, улучшается эмоциональное состояние.
В работе с детьми активно применяется песочная терапия, сказкотерапия, интерактивный театр.

Задачи работы с детьми в песочнице

— прививать интерес к упражнениям и играм с песком;
— тренировать пальцы рук, развивать мелкую моторику;
— активизировать словарный запас детей, корректировать речь;
— развивать речь, мышление, память, воображение, фантазию, координацию движений;
— учить ориентироваться в пространстве;
— совершенствовать коммуникативные навыки;
— закреплять представления об окружающем мире;
— моделировать разнообразные жизненные ситуаций, создавать композиции на песке;
— учиться анализировать свои действия и действия участников занятий.

Упражнения с детьми в песочнице

1. Знакомство с песком: тактильные ощущения.
2. Постановка ладони на ребро.
3. Рисование пальцами фигур, букв, цифр, картинок.
4. Самомассаж: прятать кисти рук в песок, перетирать пальцами.
5. Зарядка для развития мелкой мускулатуры рук: пальчики шагают, бегают, играют на пианино.
6. Предметное конструирование и манипулирование созданными объектами.
7. Постановка сказок на песке.

Структура занятия
Песочная игра строится в зависимости от целей и задач занятия, с учетом возрастных особенностей детей. Занятия проводятся и с небольшой группой детей (3-4 человека), и индивидуально. Задания усложняются или упрощаются в зависимости от проблем и успехов детей.
Продолжительность одного занятия для ребёнка составляет от 10 до 20 минут.
1. Демонстрация песочницы, коллекции фигурок.
2. Правила игр на песке, инструкции, формулировка темы занятия.
3. Построение песочной картины (занятие).
4. Обсуждение песочной картины (итоги, выводы).

Примерные темы занятий для детей
Блок 1
1. Строим Новый город.
2. Наш дом.
3. У нас праздник!
4. Работа в саду.
5. Времена года.
6. Время суток.
7. Обычный день.
8. На прогулку!
9. В детском саду.

Блок 2
1. Песочная страна.
2. Жизнь в городе.
3. В лесу.
4. На реке.
5. Домашние животные.
6. В зоопарке.
7. Космическое путешествие.
8. Путешествие в Сказочный город.
9. Приглашение в замок.

Блок 3
1. Путешествие с песочным человечком.
2. Жизнь насекомых.
3. Дикие животные.
4. Животные жарких стран.
5. Морские, речные, аквариумные обитатели.
6. Транспорт. Правила дорожного движения.
7. Страна Букв.
8. Страна Цифр.
9. Город будущего.

Блок 4 Сказочный
1. сказка «Курочка ряба».
2. сказка «Репка».
3. сказка «Колобок».
4. сказка «Теремок».
5. сказка «Заюшкина избушка».
6. сказка «Лиса и Волк».
7. сказка «Волк и семеро козлят».
8. сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
9. сказка «Гуси-лебеди».

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ В ПЕСОЧНИЦЕ

Оборудование
1. песочница
2. песок
3. вода
4. фигурки

Песочница
Песочница деревянная, имеет форму прямоугольного ящика.
Дно и борта – голубого цвета, символизируют воду или небо.
Размер песочницы для индивидуальной работы – 50х70х8 см.
Этот размер соответствует объёму поля зрения.
Песочницы для групповой работы – 100х140х8см.

Песок
1/3 песочницы заполнена чистым песком.
(Время от времени песок необходимо менять или очищать: просеивать, промывать, прокаливать в духовом шкафу – не реже одного раза в месяц).

Фигурки
1. Люди.
2. Наземных животных и насекомых.
3. Летающих животных и насекомых.
4. Обитателей водного мира.
5. Жилища и дома с мебелью.
6. Домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола).
7. Деревья и другие растения.
8. Объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака).
9. Транспортные средства.
10. Объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки).
11. Предметы, связанные с верованиями человека.
12. Объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы).
13. Аксессуары (бусы, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия).
14. Естественные природные предметы.
15. Оружие.
16. Фантастические предметы.
17. Злодеи.
*Применяются динамические и статические фигурки.

Всё, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги. Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.
Когда на занятие приходит ребенок, или группа детей, то предложение «поиграть в песочнице» выглядит совершенно естественным.

Технические средства обучения

— фотоаппарат
— магнитофон
— видеокамера
— музыкальные диски
— компьютер

Условия организации занятий с песком

1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой.
4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Игры с песком на интерактивном комплексе «Колодец» как средство формирования речевых навыков у детей с ТНР.

Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то их трудно переоценить - это и сенсорный материал, предметно-игровая среда, и материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, познания. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы.

Слайд № 2 У истоков песочной терапии стоит Карл Густов Юнг, основатель аналитической психотерапии.

Слайд № 3 В России по данной теме ведутся исследования в Институте специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга Грабенко Татьяной Михайловной - доцентом кафедры общей и специальной педагогики и Зинкевич-Евстигнеевой Татьяной Дмитриевной директором Санкт-Петербургского Института сказкотерапии.

Слайд № 4 В ноябре 2015 года в нашем учреждении в комнату интерактивного обучения «Донская мозаика» был приобретён комплекс песочной анимации «Колодец» и интерактивная сенсорная панель «Облако» которая позволяет в режиме ОНЛАЙН производить видео и фотосъёмку проводимых игр и упражнений на интерактивном столе песочной анимации. За этот сравнительно небольшой период уже можно говорить о том, что те формы работы и технологии, которые мы используем способствуют не только художественно-эстетическому, но и всестороннему развитию детей, и особенно развитию речи.

Слайд № 5 Цели:

Эмоциональное благополучие ребенка,

Самоактуализация,

Коррекция речевых нарушений.

Терапевтические возможности:

Существенно усиливает желание ребенка узнать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта».

В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, речь и моторика.

Совершенствуется развитие предметно игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

Слайд № 6 В самом начале использования интерактивного столика «Колодец» у нас появились правила игры с песком . Их знают и выполняют все дети:

береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы;

песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей;

у детей всегда должны быть чистые ручки и носики.

Свои правила у нас есть и для педагогов:

1. ребенку нужно лишь предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать строгой программе;

2. структура занятия должна быть адаптирована под интересы самого ребенка;

3. необходимо создавать пространство для самовыражения, а не устанавливать жесткие рамки и правила;

4. надо ценить инициативу ребенка и его мнение;

5. важно стимулировать развитие творческих ситуаций вопросами, а не готовыми ответами;

6. нужно поддерживать ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные задачи.

Слайд № 7 В логопедической работе с помощью игр с песком решаем следующие задачи

Развитие диафрагмального дыхания

Регуляция мышечного тонуса

Развитие артикуляционной моторики

Автоматизация звуков

Развитие фонематического слуха

Словарная работа

Звуковой анализ слов

Обучение грамоте

Связная речь

Все эти задачи решаем с помощью игровых методов.

Слайд № 8 Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

- «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

«Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

«Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.

Слайд № 9 Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики .

Положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.

Погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.

Погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

Погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».

Погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики») .

При выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

«Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше - и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

Упражнение «Необыкновенные следы»:

«Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

«Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

«Жучки - паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Слайд № 10 Артикуляционные упражнения.

«Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» .

«Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

«Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

«Накажи непослушный язычок»- губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

Слайд № 11 Словарная работа

«Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

«Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.

Слайд № 12 Совершенствование грамматического строя речи

«Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.

«Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.

«Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка - быстрая, блюдце - пластмассовое, тигр - полосатый).

Слайд № 13 Автоматизация звуков

«Сильный мотор»- произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Слабый моторчик»- произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.

«Горочка»- набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

«Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

«Совпадение»- логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Слайд № 14 Развитие фонематических представлений

«Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.

«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.

«Два города». Пространство делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда.

«Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

«Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Слайд № 15 Формирование слоговой структуры слова

«Полоски». Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.

Слайд № 16 Развитие связной речи

«Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

Слайд № 17 Обучение грамоте

«Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

«Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.

Вывод:

Использование песочных игр с детьми позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит этот метод для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.

Логопедические игры с песком

В методической разработке представлена подборка игр с песком для детей дошкольного возраста.

Она объединяет упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В данной системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Важно, что эти игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.

Данный материал может быть использован учителями-логопедами, учителями-дефектологами воспитателями и родителями при развитии звуковой стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи у детей с различными нарушениями речи.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ с песком

Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук акупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук и мозга. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.

Известны работы В.М. Бехтерева об этой области. В развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления песок незаменим. Игра с песком развивает у детей диалогическую речь, они учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно-ласкательные формы, классифицировать предметы.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

· игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка,

·позволяют корректировать общие речевые нарушения у детей,

·усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

· ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

· - значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

· - на занятиях нет места монотонности и скуке;

· - более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.

Развитие диафрагмального дыхания.

Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

· Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».

· Выдыхай медленно и плавно.

· Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

«Выровняй дорогу»

От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

«Что под песком?»

Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;

«Ямка»

Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;

«Помоги зайцу»

В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;

«Дорога к другу»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;

«Секрет»

В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;

«Добрый великан»

Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;

«Путешествие»

На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;

«Буря»

Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю»;

пропедевтика и коррекция фонетико - фонематических нарушений речи.

Артикуляционные упражнения.

«Лошадка»

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.

«Индюки»

Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.

«Качели»

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.

«Часики»

Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.

«Накажи непослушный язычок»

Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.

Автоматизация звуков.

«Сильный мотор»

Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Слабый моторчик»

Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

«Горочка»

Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

«Дорожка»

Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.

«Совпадение»

Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Спрячь ручки»

Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Слоговые дорожки»

Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«Два города»

Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

"Мой город".

Цель.

Развитие фонематического восприятия.

Оборудование:

Песочница, фигурки и конструктор для постройки города.

Ход игры.

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

пропедевтика и коррекция лексико-грамматических Нарушений речи

«строители» (2-3 занятия)

Цель.

Учить правильно употреблять в речи грамматические категории:

· -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

· -приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

· -наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

Оборудование:

Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.

Ход игры.

Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости).

«Чего не стало»

Цель.

Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.

Оборудование:

Песочница с влажным песком.

Ход игры.

Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

«Подбери слово»

Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий, блюдце - пластмассовое).

«Родные слова»

Цель.

Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в образовании и употреблении родственных слов.

Оборудование:

песочница с песком, песочные часы.

Ход игры.

В игре с песком при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова:- песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то.

«Я делал - я сделал»

Цель.

Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю - закапывал, откапываю - откапывал).

Оборудование:

Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки.

Ход игры.

Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия(я закапываю…, я откапываю … и т.п.)

«Зверюшки на дорожках»

Цель.

Учить детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками. Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении единственного и множественного числа имен существительных. Закреплять знания о диких животных и их детенышах.

Оборудование:

Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка лягушонок, цветные картонные кружки - модели, обозначающие диких животных: оранжевый - лиса, белый - заяц, серый - волк, коричневый - медведь и т. д.

Ход игры.

Логопед показывает игрушечного лягушонка, рассказывает, что он живет в болоте. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. лягушонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?

Логопед с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Логопед берет на себя роль лягушонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги.

«Волшебный клад»

Цель.

Упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.

Оборудование:

Песочница с мокрым песком, «волшебный клад», набор игрушек из «киндер-сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.

Ход игры.

В руках логопеда - кукла-волшебница из Страны Чудес. Логопед говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.

Связная речь

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

«Дорисуй картинку и составь предложение»

Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

«Начни предложение»

Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу. (и наоборот)

«Друзья»

При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

«Что случилось?»

При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»;)

«Две игрушки»

На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар. Я круглый.

Мяч. Я тоже

Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу

Мяч. А если по мне ударят - я высоко подскачу.

Шар. На мне нарисован красивый цветок.

Мяч. А я украшен разноцветными полосками

Шар. Меня надувают воздухом.

Мяч. И у меня внутри воздух.

пропедевтика и коррекция нарушений слоговой структуры слова

«Полоски»

Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку»

Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«Раздели слово на слоги»

Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

пропедевтика и коррекция дисграфии и дислексии

подготовка к обучению грамоте

ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ

Цель.

Оборудование:

Песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках.

Ход игры.

Логопед: Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратится в цветочную клумбу.

(зачитывает стихотворную инструкцию).

На клумбе здесь растут цветы необычайной красоты.

Любуются все их цветеньем, вдыхают запах с наслажденьем.

На клумбе три бороздки проведем, названия цветов на слоги разобьем!

Один слог в верхнюю сажаем, два слога в центре оставляем.

Три слога - в третью грядку. Теперь сажаем по порядку.

Односложные слова: мак

Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.

Трехсложные слова: ромашка, василек, лилия, гвоздика.

После выполнения задания ведущий задает детям следующие вопросы.

1. Опиши цветок по цвету, форме.

2. Где растет этот цветок?

3. Какие цветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке?

Дети вместе сочиняют сказку о цветах.

"Построй ступеньки".

Цель.

Научить детей определять количество слогов в словах.

Оборудование:

Песочница, домики с 1,2 и 3 окошками, картинки с изображением предметов.

Ход игры.

На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из картинок,. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.

анализ слова и предложения

«НАЧЕРТИ НА ПЕСКЕ»

Логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения и наоборот. Логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.

«Напиши на песке»

Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает. (или логопед пишет, а ребенок читает.) Логопед предлагает детям написать на песке слово (1,2-сложное), а затем превратить его в другое заменив один звук (букву) (РАК-МАК).

Логопед пишет на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.

развития мелкой моторики пальцев и кистей рук

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.

Положить ладони на песок или воду, почувствовать полное расслабление пальцев.

Погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать кулачки.

Погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

Погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».

Погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»).

При выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

«Веселые соревнования»

Цель.

Упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами. Развивать у детей дух соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать.

Оборудование:

Песочница (или ящик) с сухим песком, таблички с надписями «Старт», «Финиш», разноцветные пластмассовые пробки (препятствия).

Ход игры.

Логопед предлагает детям разделиться на две команды, самостоятельно придумать названия. Воспитатель говорит, что для того, чтобы наши пальчики могли красиво рисовать, лепить, мастерить, их надо тренировать. Детям предлагается бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова:

Побежали вдоль реки

Пальцы наперегонки.

Бежать пальчики должны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». В конце игры команды получают медали.

«Нарисуй картинку пальцами»

Цель.

Развивать творчество, фантазию детей, умение пальцами изображать задуманное. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное. Развивать мелкую моторику руки. Формировать и совершенствовать речь.

Оборудование:

Песочница с мокрым песком, палочки, камушки, веточки для украшения «песочных» рисунков.

Ход игры.

Логопед предлагает детям вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас - пальчики. Устраивается конкурс «песочных» картин. Педагог добивается проговаривания вслух действий детей. Украшают работы бросовым материалом. Вместе выбирают победителя. Вручается приз.

Используемая литература:

1. Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.-СПб.:ИСП иП, 1998.

2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - М.: Речь, 2003.

4. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда. Ред.- сост. В.И. Селиверстов.-.Просвещение, 1987.

5. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития//Дошкольная педагогика.-2006.-№1.

6. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005

Бабась Лариса Владимировна

учитель-логопед, высшей квалификационной категории, педагогический стаж работы 30 лет.

В последние годы увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. А любое нарушение речи влияет на психическое и эмоционально-волевое развитие ребенка, в результате чего возникают негативизм, замкнутость, боязнь общения и т.д. У детей замечается быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведет к ограничению речевой практики, а это, в свою очередь, задерживает развитие коммуникативных навыков.

В настоящее время возрос всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работ ы с детьми. В поиске наиболее эффективных путей коррекции речевых нарушений с одновременным развитием психических функций и повышения познавательной активности ребенка мы обратились к технологии «Песочная терапия». Авторами данной технологии являются Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева и Татьяна Михайловна Грабенко .

Предлагаю вашему вниманию МАСТЕР КЛАСС:

«Роль песочных игр в развитии личности ребенка»

Дети с удовольствием играют в песок, он действует на них как магнит. Предже чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, рыть тоннели, строить горы и т.д. До 3 лет игра ребенка в песке носит познавательный и развивающий характер, играя в «куличики», «пасочки» он формирует свое представление о мире. С 3 лет игра в песочнице носит обучающий характер и терапевтический, то есть помогает ребенку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Основателем песочной терапии является Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг .

Основной принцип игр на песке – это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и защищенно и мог бы проявить творческую активность. В процессе игры полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.

Для организации песочных игр потребуется: песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок.

Песочница

Она представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах: 50х70х8 (где 50х70 – размер поля, а 8 сантиметров – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Дно и борта (за исключением внешней толщины досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – небо.

Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком, «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель человеческого восприятия нашей планеты.

Песок

Песочницу на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Время от времени используемый песок необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

Набор миниатюрных предметов и игрушек, символизирующих мир. В набор входят: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои (злые и добрые). А так же различные геометрические фигуры, пластиковые буквы и цифры, природный материал (камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны). Итак, всё, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции.

Если для игр не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Игры с песком начинаются с развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями, с их мощью познается мир. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее — холодное», «сухое — мокрое», «твердое — мягкое», «гладкое — щершавое».

Кинестетические ощущения получаем во время движения. Давай поздороваемся с песком каждым пальчиком, а теперь кулачками. Давай поскользим «змейкой…, «поиграть» на поверхности песка, как на пианино, и.т.д. »

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психических процессов у детей.

    Во-первых, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.

    Во-вторых, наряду с развитием кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дети прислушиваются к себе и проговаривают свои ощущения. А это способствует развитию речи, обогащению словаря, развитию произвольного внимания и памяти.

Поскольку развитие связной речи способствует успешному обучению детей в школе, где дети, обладая хорошо развитой связной речью, могут давать развернутые ответы на вопросы, логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержания текстов и самостоятельно придумывать разные истории, то игры в песочнице как нельзя лучше подходят для овладения связной монологической речью.

И поэтому следующий этап песочных игр это лексико-грамматические игры:


Далее это постановка сказок на песке — «Теремок», «Колобок», «Репка» и др. Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком.

Взрослый рассказывает сказку и рукой ребенка передвигает фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно.

Затем, знакомим детей с песочной страной, рассказываем о том, что в ней может идти необычный песочный дождь и дуть песочный ветер. У песочной страны есть хозяйка (хозяин). Это могут быть: песочная Фея, песочный мальчик, Волшебник песочной страны, и т.д. Песочная фея предлагает разные задания, игры, загадки, приглашает в гости и зовет на помощь, учит творить добро.

Затем переходим к строительству природных ландшафтов: рек, озер, морей, гор, долин, по ходу объясняем сущность этих явлений и заселяем их жителями. Дети берут на себя роли персонажей и вступают в диалоги. Здесь очень важна роль взрослого для поддержания диалога детей и уверенности в том, что у них все получится.

Таким образом, у детей появляется определенный опыт игры в песке, и они начинают создавать свои сказочные миры, превращаясь при этом в волшебников, сказочников, рыцарей, строителей. Играя в песочнице, ребенок вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. И поскольку игра проходит в контексте сказочного мира, ребенок может творчески изменить ситуацию по своему желанию. Детские фантазии, впечатления, эмоции и воображение чрезвычайно сильны. Именно они формируют творческий ресурс личности.

С давних времен, в Европейском фольклоре известен мифологический персонаж “Песочный человек”. Согласно поверьям, он сыплет заигравшимся детям в глаза волшебный песок, заставляя их засыпать. Он успокаивал шалунов, он - властелин снов и бессознательного и посредник в этом мире.

И в нашем современном мире тоже есть место необычному и удивительному явлению, такому - как песок. Это поистине волшебная субстанция, способная заземлять отрицательную энергию, гармонизировать внутренний мир людей и стабилизировать эмоциональный фон. Предметы и явления, связанные с песком, необычны: “песочные часы”- символ течения, изменения и развития; “песок в пустыне” - это неземные пейзажи и миражи. Песок способен трансформировать и трансформироваться и именно на эти его особенности мы опираемся в своей работе.

“Дети миллениума” - так принято называть современных детей, отличаются особым восприятием и мировоззрением. Эти изменения не случайны: таковы запросы современного общества, новые образовательные стандарты, программы развития и обучения. Современные дети живут в условиях запретов и ограничений; дворовые компании, игры на воздухе плавно перетекли в игры в помещении, причем игры зачастую не групповые, а одиночные с использованием компьютеров, игровых приставок, мобильных телефонов. Следствием такого образа жизни являются сильные изменения в сфере личностного взаимодействия в развитии интеллекта нарушения физического развития детского организма.

В начальной школе и в старшем дошкольном возрасте, наши дети стремительно движутся к новому статусу, новым правилам и законам социума. Но готовы ли они к таким переменам? Все чаще психологи и логопеды сталкиваются с проблемой школьных неврозов, синдромом СДВГ, тревожными, агрессивными детьми. Справиться с поведенческими нарушениями помогут игры, так как игра решает педагогические задачи быстрее и прочнее, чем какое-либо другое средство. Дети младшего школьного возраста в играх, так же как и дошкольники, реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и основные духовные потребности.

“Помню, как тягостно стало у меня на душе, когда мы поняли, что больше не будем играть… Нам было 12 или 13 лет, тогда и закончилось наше детство” - это слова известной писательницы Астред Линдгрен, которая точно уловила в своей судьбе потерю значимой деятельности в жизни каждого. Но зачем терять, когда можно эту деятельность трансформировать и развивать. Из игры рождается творчество. В процессе игры. Создаются неограниченные возможности строить, фантазировать, изменять пространство вокруг себя, развиваться интеллектуально и эмоционально. Но современные дети, закрытые в квартирах и в образовательных учреждениях, не имеют места и времени для игры. Наши дети не в 12 лет теряют детство, а гораздо раньше. Желание учиться и желание играть мирно сосуществуют у детей на протяжении старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Игра особенно уместна и даже необходима в обучении первоклассников-левшей, когда становление учебной деятельности происходит с большими проблемами из-за недостаточного развития произвольного внимания, зрительного восприятия и памяти, пространственного ориентирования, сенсорно-двигательных координаций и нарушения развития мелкой моторики.

В нашей работе, используя возможности песка, мы даем детям возможность строить модель миниатюрного мира в любимой и знакомой им деятельности-ИГРЕ. Подобные переживания всегда позитивны. Песочные игры оказывают гораздо больший эффект, чем стандартные формы обучения, своей доступностью и возможностью преподносить процесс диагностики и развития в завуалированном и приятном для ребенка ракурсе.

Игры в песочнице развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук ребенка. Помогают освоить плоскостное и объемное пространство, а также решить многие особенности психического развития младших школьников.

В младшем школьном возрасте все еще большинство детей остаются кинестетиками, у которых ведущим каналом развития являются разного вида ощущения. Школьный процесс обучения чаще всего ориентирован на зрительные и слуховые каналы восприятия. Так как тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека и тесным образом связана с мыслительными операциями и познанием мира, то именно через игру ребенок быстрее учится самоанализу и умению понимать себя и окружающих. Играя с песком, стабилизируется эмоциональное состояние ребенка - исчезает страх ошибки, ведь ошибку можно в любой момент исправить. Работая над моторикой, развивая тактильно-кинестетическую чувствительность нельзя забывать и про речь – необходимо постоянно подключать озвучивание каждого действия, производимого ребенком сначала взрослым, а потом самим играющим – таким образом происходит работа по развитию артикуляционного аппарата, словаря, грамматики, связной речи.

Песок дает возможность “оживлять” предметы и символы: буквы, цифры, геометрические фигуры.

Структура занятий в песочнице

Предлагаемые занятия рассчитаны на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Проводятся они индивидуально или по подгруппам до 3-х человек. Время занятия составляет от 30 до 40 минут в зависимости от сложности задания и количества детей, задействованных в занятии.

Занятие состоит из трех частей.

Вводная часть: настрой на контакт, создание эмоционального настроя, взаимодействие с песком.

Основная часть: элементы сказки и импровизации, элементы речевых навыков, игры на развитие познавательных функций, рисунки на песке.

Заключительная часть: закрепление полученных знаний, ситуации успеха, общего положительного настроя, свободная деятельность, уборка песочницы, разравнивание кистью или ладонью песка.

Предлагаем вашему вниманию 6 блоков игровых заданий в песочнице.

1. Знакомство и манипуляции

- Самостоятельное осваивание ребенком песочницы - ребенок перебирает пальцами песок, оставляет отпечатки ладоней на песке, точечное рисование пальчиком и т.д.

- Физкультминутка “Рыбки” - имитация движений рыбок в воде:

Рыбки плавали, плескались волнообразные движения ладоней

В мутной тепленькой воде: ребро ладони касается песка

То сожмутся, разожмутся, сжимаем и разжимаем руку в кулак

То зароются в песке. закапываемся пальчиками в песок

- Самомассаж рук с использованием массажного мячика – катаем мячик по песку вперед- назад, влево-вправо, по кругу. Выполняем сначала ведущей рукой, потом ведомой, а затем двумя руками одновременно.

- “Импровизированный рисунок” – используя массажный мячик, катая мяч ладошкой, создаем рисунок. Сначала выполняем ведущей рукой, потом – ведомой, а после – двумя одновременно.

- “Поймай солнечный луч” – используя фонарик-указку, водим световым лучом по песочнице, ребенок должен, не отрывая пальчика от песочницы, пройти путь светового луча. Можно менять руки.

2. Знакомство с пространством песочницы

- “Моя ладошка” - поставь отпечаток своей ладошки в верхнем правом углу; в нижнем левом и т.д. Сначала выполняется инструкция ведущей рукой, затем ведомой, а потом – двумя одновременно.

- “Кладоискатель” - в песочнице прячется геометрическая фигура или буква из магнитной азбуки и сообщается ребенку ее “координата” (Например: “Клад спрятан в верхнем левом углу”). Ребенок должен найти клад и на ощупь определить, что он нашел.

- “Найди пару” - в песке закопаны пары одинаковых букв или фигур, ребенок на ощупь должен найти 2 одинаковые.

- “Садовник” - “сажаем” растения (используем фигурки из Киндер-сюрприза) – цветы в нижний левый угол, а деревья - в правый верхний.

- “Соседи” - педагог предлагает выполнить инструкцию. Например: “Нарисуй треугольник справа от круга. Что у тебя нарисовано слева, а что справа?”…

- “Пожарный” - по углам песочницы стоят дома, ребенок управляет пожарной машиной, едет на пожар и тушит поочередно верхний правый дом, затем нижний левый дом и т.д.

- “Транспорт” - по углам песочницы 4 города, используя различные виды транспорта, перевозим пассажиров и грузы из одного города в другой по инструкции педагога.

3. Развитие вазомоторного восприятия

- “Морской пейзаж” - Педагог произносит текст, ребенок движениями рук по песку, имитирует слова. Обращаем внимание на настроение, силу нажима, и интенсивность. Выполняем задание всей кистью, потом 4-мя, 3-мя, 2-мя пальцами и наконец – указательным.

На море штиль, море спокойно горизонтальные линии слева направо

Подул легкий бриз, море зарябило небольшие волны слева направо

Ветер усилился, появились волны волны средней высоты слева направо

На море начался шторм высокие, крутые волны слева направо

Но вдруг выглядывает солнце и море снова спокойно, разравнивание игрового поля

- “Изменчивая погода” - с сопровождением текста имитируются движения. Сначала выполняются движения всей кистью, затем, постепенно убирая пальчики, выполняем задание только указательным пальцем. Подключаем эмоциональное подкрепление и положительную мотивацию.

Пошел дождь вертикальные полосы сверху вниз

Подул ветер косые линии справа налево, сверху вниз

Подул порывистый ветер косые пунктирные линии

Посыпал град быстрые точечные движения

Пошел снег рисуем маленькие снежинки указательным пальцем

Снова вышло солнце выравнивание песка на игровом поле

- “Лабиринты” - ребенку предъявляются нарисованные на песке лабиринты; задача – пройти по лабиринту, не задев его боковых сторон.

- “Клубок” - Бабушка наматывает клубок ниток – из центра песочницы выполняем спиральные движения по песку, как бы наматываем клубок. Бабушка разматывает клубок – от одного из бортов песочницы выполняем спиральные движения к центру.

- “Узоры” - на песке нарисована часть узора, ребенку необходимо продолжить узор слева направо и в обратном направлении, или сверху вниз и в обратном направлении. Движения выполняются ведущей, а затем ведомой рукой.

4. Речевое сопровождение (устная речь)

Каждое движение ребенка должно озвучиваться. Можно использовать потешки и скороговорки с чередованием темпа и громкости произнесения. Здесь можно опять повторить некоторые задания из предыдущих блоков, но с проговариванием, например: “Морской пейзаж”, “Изменчивая погода”…

- “Найди клад по карте” - на листе бумаги предлагается карта движения, ребенок должен ее озвучить, затем выполняет поиск клада в песочнице, проговаривая каждое свое действие и шагая пальцами.

- “Спрячь клад” - ребенок прячет в песке фигурку, от исходной точки указывает путь до клада, называя направление и количество шагов.

- “Проложи дорожку к домику буквы” - педагог называет направление и количество шагов, а ребенок выполняет инструкцию с проговариванием.

- “Дорисуй букву или фигуру” - на игровом поле нарисована часть фигуры или буквы, надо нарисовать недостающую часть.

5. Письменная речь

- “Закопанная ладошка” - ребенок должен угадать букву или геометрическую фигуру, которую напишет взрослый через песок.

- “Где живет буква” - ребенок пишет буквы, которые предлагает ему педагог по “координатам”. Например: “Напиши букву Н в левом верхнем углу”.

- “Гиганты и карлики” - ребенок пишет букву от огромной (во все поле), до крохотной. Это задание выполняем всей кистью, затем 4-мя, 3-мя, 2-мя и указательным пальцем ведущей и ведомой руки.

6. Игры-импровизации

- “Клякса” - на игровом поле есть какое-то пятно, из него предлагается ребенку сделать понятный рисунок.

- “Шарж” - нарисована на игровом поле буква, надо нарисовать из нее веселую картинку.

- “Сказка в песке” - ребенку предлагается самому придумать небольшую сказку, используя героев и предметы из Киндер-сюрприза.

- “Лягушата в песочнице” - рисуя дугами лягушат, придумывается по ходу рисования сюжет.

В.А. Сухомлинский сказал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”. Действительно, рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга человека. Песок производит раздражение кожных рецепторов своими острыми песчинками, тем самым почти на протяжении всего занятия, осуществляется массаж кистей рук ребенка. Игровые занятия с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, развивают его высшие корковые функции, такие как: память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность и, конечно же, речь, - таким образом, игры в песочнице обеспечивают мощное воздействие на интеллект ребенка.

Невозможно пересчитать песчинки в песке, так и с занятиями в песочнице можно придумать неограниченное количество заданий, перенести стандартные диагностические и развивающие методики в пространство песка и творчества. Надеемся, наш материал поможет вам сделать процесс обучения более креативным и эффективным! Желаем удачи!

Статьи по теме: