Пул восьмерка и ее правила. Расчет стратегии игры. Где можно поиграть

«Восьмерка»: правила игры
Цель – забить шары в лузу, как и в любом виде бильярда. «Восьмерка» - это игра с заказом. До удара игрок обязан объявить номер шара и лузу, в которую этот шар будет забит. Если это удается, он может продолжать серию своих ударов, если нет - право удара переходит к противнику, который продолжает игру с того места, где остановился биток (белый шар) . Побеждает игрок, забивший все шары своей группы и положивший по заказу шар № 8. Пятнадцать шаров устанавливаются в пирамиду: шар № 8 в центре, с одного угла сплошной, с другого - полосатый, а остальные шары в произвольном порядке, по возможности, с чередованием сплошных и полосатых. При разбитии шары должны хорошо раскатиться: как минимум четыре шара (не считая битка) должны коснуться борта или упасть в лузы. Шар и лузу при разбитии заказывать не нужно. Очередность игры после разбития определяется, согласно общим правилам бильярда. После разбития стол является «открытым» , то есть игроки имеют право играть битком по любым (сплошным или полосатым) шарам, кроме шара №8. Стол остается «открытым» до тех пор, пока один из игроков правильным ударом не забьет заказанный шар. Если игрок забил сплошной шар, то он должен в данной партии продолжать забивать только сплошные шары, а соперник - только полосатые. Так происходит выбор «своей» группы шаров. Шар, упавший в лузу с разбития, на выбор группы не влияет. При ударе каждого из игроков биток должен первым коснуться шара той группы (сплошных или полосатых) , которая является «своей» для бьющего. Если игрок правильным ударом забил шар в соответствии со своим заказом, он продолжает игру, независимо от того, какие еще шары («свои» или «чужие») упали в лузы (кроме шара №8 - его забивают отдельно, после всех «своих» шаров) . Если заказанный шар не забит в заказанную лузу, независимо от того, упали ли в лузы какие либо другие шары, кроме шара № 8, право на продолжение игры получает противник. Если игрок при ударе попадает первым касанием битка по одному из шаров соперника или по черному шару (№ , то объявляется фол (нарушение) , и право удара переходит к сопернику, который может установить биток в любой точке стола и ударить в любом направлении («игра с руки») . Фол также объявляется, если биток после удара упал в лузу, если игрок при ударе коснулся шаров рукой, если шар вылетел за борт и т. п. После того, как игрок забил все шары из своей группы, он может играть шар № 8, заказав для него любую лузу. Если игрок, забивший все «свои» шары, забивает «восьмерку» в заказанную лузу, то он выигрывает партию, если нет, игра продолжается. Если шар № 8 забит при разбитии пирамиды, то партия не считается выигранной, вместо этого производится повторное разбитие пирамиды. Если «восьмерка» попала в лузу до того, как игрок забил все «свои» шары, или она была забита неправильным ударом (например, биток закатился в лузу) то допустивший ошибку игрок проигрывает партию.

Вне зависимости от вида бильярда, конечная цель любого игрока – первым забить наибольшее (или заранее установленное) количество шаров в лузы, не нарушая установленные правила. Величина шаров и луз, количество шаров и прочие детали могут меняться, но суть игры остается прежней.

Где можно поиграть?

Некоторые семьи могут позволить себе оборудовать бильярдную комнату со столом (или столами) для игры прямо в доме. Но счастливых обладателей подобных особняков не так уж много. Поэтому чаще всего, чтобы сыграть партию-другую, люди отправляются в клуб, где есть бильярдные. Там можно арендовать стол и бильярдный кий на определенное время. Оплата производится либо по времени (например, за час игры), либо за одну партию. Примерная стоимость 1 часа игры в московских клубах – от 150 до 200 руб. (в будни дешевле, чем в выходные дни). Жетон, которым оплачивается 1 партия игры, стоит от 50 рублей.

Знакомимся ближе

Основные аксессуары бильярда– это кий , игровой стол и шары . Качественные киисостоят из двух частей, которые скрепляются соединительным узлом – стыком, где одна часть главного бильярдного инструмента ввинчивается в другую. Верхняя, слегка заостренная часть кия называется шафт , а более толстая и декорированная нижняя именуется турняк (или «турник»). На самой острой части шафта есть кожаная наклейка , которую натирают мелом перед каждым ударом, чтобы шар не скользил и удар получился более точным. Существуют также специальные кии, состоящие из трех частей, когда турник имеет дополнительный стык примерно посредине. Эта особенность позволяет укорачивать кий для выполнения особых ударов, но подобные тонкости уже прерогатива специалистов. Обычно кий делается из дерева – самыми качественными считаются кленовые, но бывают кии, например, из графита. Бильярдный стол. Обычно -прямоугольной формы, покрытый сукном, с шестью лузами, расположенными по углам и в центре длинных краев стола. В лузы во время игры забивают шары. Бильярдные шары : для пула это 15 шаров одного диаметра и шар-биток, меньшего диаметра – им с помощью кия забивают в лузу прицельный шар. Также, в зависимости от вида бильярда, шары могут быть одинаковыми (белыми) по цвету и диаметру или - разноцветными, а в качестве битка используется шар одинакового с ними диаметра, но черного цвета. Поскольку существует очень много разновидностей бильярда, то сначала нужно ознакомиться с правилами той игры, в которую предстоит сразиться. Самый популярный и самый легкий вариант для начинающих – это пул «Восьмерка».

«Восьмерка»: правила игры

Цель – забить шары в лузу, как и в любом виде бильярда. «Восьмерка» - это игра с заказом. До удара игрок обязан объявить номер шара и лузу, в которую этот шар будет забит. Если это удается, он может продолжать серию своих ударов, если нет - право удара переходит к противнику, который продолжает игру с того места, где остановился биток (белый шар). Побеждает игрок, забивший все шары своей группы и положивший по заказу шар № 8. Пятнадцать шаров устанавливаются в пирамиду: шар № 8 в центре, с одного угла сплошной, с другого - полосатый, а остальные шары в произвольном порядке, по возможности, с чередованием сплошных и полосатых. При разбитии шары должны хорошо раскатиться: как минимум четыре шара (не считая битка) должны коснуться борта или упасть в лузы. Шар и лузу при разбитии заказывать не нужно. Очередность игры после разбития определяется, согласно общим правилам бильярда. После разбития стол является «открытым», то есть игроки имеют право играть битком по любым (сплошным или полосатым) шарам, кроме шара №8. Стол остается «открытым» до тех пор, пока один из игроков правильным ударом не забьет заказанный шар. Если игрок забил сплошной шар, то он должен в данной партии продолжать забивать только сплошные шары, а соперник - только полосатые. Так происходит выбор «своей» группы шаров. Шар, упавший в лузу с разбития, на выбор группы не влияет. При ударе каждого из игроков биток должен первым коснуться шара той группы (сплошных или полосатых), которая является «своей» для бьющего. Если игрок правильным ударом забил шар в соответствии со своим заказом, он продолжает игру, независимо от того, какие еще шары («свои» или «чужие») упали в лузы (кроме шара №8 - его забивают отдельно, после всех «своих» шаров). Если заказанный шар не забит в заказанную лузу, независимо от того, упали ли в лузы какие либо другие шары, кроме шара № 8, право на продолжение игры получает противник. Если игрок при ударе попадает первым касанием битка по одному из шаров соперника или по черному шару (№ 8), то объявляется фол (нарушение), и право удара переходит к сопернику, который может установить биток в любой точке стола и ударить в любом направлении («игра с руки»). Фол также объявляется, если биток после удара упал в лузу, если игрок при ударе коснулся шаров рукой, если шар вылетел за борт и т.п. После того, как игрок забил все шары из своей группы, он может играть шар № 8, заказав для него любую лузу. Если игрок, забивший все «свои» шары, забивает «восьмерку» в заказанную лузу, то он выигрывает партию, если нет, игра продолжается. Если шар № 8 забит при разбитии пирамиды, то партия не считается выигранной, вместо этого производится повторное разбитие пирамиды. Если «восьмерка» попала в лузу до того, как игрок забил все «свои» шары, или она была забита неправильным ударом (например, биток закатился в лузу) то допустивший ошибку игрок проигрывает партию.

От теории к практике

После того, как новичок получает представление об основных аксессуарах для игры в бильярд и знакомится с правилами, наступает время приобретать первые практические навыки. Конечно, мастерство приходит с опытом, но ведь и признанные мастера когда-то были дебютантами. Вначале следует освоить основы основ: как правильно держать кий, как стоять и под каким углом нагибаться к бильярдному столу, а также понять, какие бывают удары и как их наносить.

Хват кия

Хватом называется обхват широкой части кия (турняка) ударной рукой. Держат кий так: большой палец слегка прижимает его к основанию указательного и среднего пальцев, а свободные пальцы (мизинец и, возможно, безымянный) расслаблены и согнуты рядом. Они могут не соприкасаться с кием, но обязательно должны касаться друг друга. Не следует выпрямлять и оттопыривать их, это создает лишнее напряжение кисти. В итоге получается наполовину сжатый кулак, при этом кий не касается большей части поверхности ладони, а большой палец смыкается с указательным и средним, образуя сплошное кольцо. Внутри этого кольца сверху обязательно должен быть видимый зазор между кием и суставом большого пальца - примерно в полсантиметра. Хват должен быть одновременно плотным и легким. И эти требования вовсе не противоречат друг другу. Плотный хват – такой, при котором кий не проскальзывает, не проворачивается, не болтается в руке. Проверить это можно так: встать в стойку, крепко сжать кий, а затем, удерживая его другой рукой, расслаблять хват и пытаться небольшим усилием повернуть кий в руке. Таким образом нужно добиться максимального расслабления руки, чтобы при этом кий не скользил и не болтался. Самая распространенная ошибка начинающих - слишком крепкий, «мертвый» хват.

Стойка (позиция игрока у бильярдного стола)

Единственной, пригодной для всех, правильной стойки не существует. Положение у стола зависит от многих факторов – высоты стола, роста игрока и. т. п. В целом стойка должна быть удобной, сбалансированной, а кий должен двигаться параллельно плоскости стола. Нагрузка в стойке должна приходиться только на ноги. Не нужно переносить свой вес и опираться на руку, служащую упором для кия на столе. (Если только речь не идет об особых видах стоек, когда игрок почти распластывается на игровом сукне.). Второе требование к «стаднарту»: при выполнении ударов из одной и той же позиции стойка должна получаться всегда одинаковой, без специальных усилий по проверке ее правильности со стороны игрока.

Мост (расположение кисти неударной руки на столе)

Наиболее популярным среди новичков является открытый мост: кисть неударной руки лежит на столе, а пальцы (средний с указательным и безымянный с мизинцем попарно) разведены в стороны. Затем ладонь нужно поднять вверх (высота подъема зависит от размера шаров, которыми предстоит играть), но кончики пальцев при этом от стола не отрывают. Большой палец крепко прижимают к основанию указательного, и отводят кончик в сторону. Имеется в виду, конечно же, кончик большого пальца. Мост готов. Для проверки его прочности нужно надавить другой рукой на место стыка большого и указательного пальцев. Если мост не прогнулся, то все в порядке. Существует несколько типов мостов, но сначала придется освоить этот.

Виды ударов

Первое, чему нужно научиться, - бить кием точно в центр битка . Большинство промахов начинающие игроки делают не из-за плохого прицеливания, а из-за неумения при «центральном ударе» попадать кием в эту точку. Во время удара нужно смотреть не на биток, а на прицельный шар. При этом точное попадание по битку должно получаться само собой. Тогда получается естественная, неискаженная траектория битка, что обеспечивает наибольшую точность удара. Существуют и децентрализованные удары, которые требуются для изменения естественной траектории битка. Однако при таком ударе нельзя направлять кий более чем на 1-2 см мимо центра шара, иначе шафт соскользнет. Удар выше центра битка («накат», «верхний винт»). Столкнувшись с прицельным шаром, пущенный накатом биток пройдет вперед, заметно дальше по сравнению с естественной траекторией при «центральном ударе». Удар ниже центра битка («оттяжка», «нижний винт») приводит к противоположному эффекту: биток отклоняется назад от своей естественной траектории или быстро останавливается. При ударе не стоит задирать рукоятку кия вверх, наоборот – ее нужно поднимать не выше, чем на 2-5 сантиметров над бортом стола. Обычный удар выполняется практически горизонтальным движением кия. Со временем и опытом такие удары начнут получаться сами собой.

Бьем без промаха

Натирать наклейку мелом нужно перед каждым ударом. Ударную руку (обычно это правая) следует держать достаточно близко к корпусу, но не допускать, чтобы кий касался краев одежды, бедер. Не стоит оттопыривать локоть правой руки в сторону или прижимать его к корпусу. Важно добиться, чтобы локоть и кисть двигались легко, расслабленно, но ни в коем случае не болтаясь. При ударе кий нужно направить вперед по -прямой, горизонтальной или почти горизонтальной линии. Прежде чем выполнить удар, лучше произвести несколько мягких имитирующих его движений, чтобы лучше прицелиться или поудобнее встать. После удара кий должен продвинуться на место, где до удара стоял биток. Здесь плавность и равномерность движения играют решающую роль. Нужно стараться не дергать кий, не останавливать его сразу же после соударения с битком. Правильнее будет позволить кию мягко пройти вперед и остановиться без дополнительного усилия. Прослеживая путь битка после удара, игрок должен замереть в стойке как минимум до тех пор, пока биток не встретится с прицельным шаром.

Расчет стратегии игры

Класс игрока определяется не просто его способностью забить шар, а умением выполнять так называемые серии ударов. То есть, закатывать в лузы последовательно несколько шаров. Для этого перед выполнением каждого удара необходимо спланировать следующий: выбрать шар, который играющий намеревается забить следующим, затем определить точку на столе, с которой это лучше сделать, и провести первый удар так, чтобы биток после него оказался в этой самой удобной точке. Конечно, освоить все эти премудрости с первого раза будет непросто. Но уже после нескольких партий напряжение и досада от неудачных ударов уступят место удовольствию от игры, а потом – и радости первой победы.

Общие правила игры в бильярд

Эти правила распространяются на все разновидности лузных бильярдных игр, но применяются лишь в том случае, если напрямую не противоречат особым правилам конкретной игры. Расстановка шаров : перед началом игры 15 прицельных шаров с помощью специального треугольника устанавливаются вплотную друг к другу в форме пирамиды с вершиной на задней отметке и основанием параллельно короткому борту стола. Удар по битку : следует наносить лишь наклейкой кия. Промах : если игрок промахивается при правильном ударе, то есть не забивает шар, его серия заканчивается, и в игру вступает соперник. Начальный удар (разбиение) :право на него предоставляется по результатам розыгрыша или жребия. Выигравший право первого удара может сам произвести начальный удар или уступить его сопернику. Сыгранные шары : шар считается сыгранным, если в результате правильно выполненного удара он падает с игровой поверхности стола в лузу и остается там. Шар, выскочивший из лузы на поверхность стола, считается несыгранным. Касание ногой пола : при выполнении удара, по крайней мере, одна нога играющего должна касаться пола, в противном случае налагается штраф – это может быть пропуск очередного удара. Падение битка в лузу : если при ударе биток падает в лузу, то игрок штрафуется. Запрет касания шаров : во время игры за касание любого прицельного шара или битка телом, одеждой, мелом, машинкой, древком кия и т.п. на игрока налагается штраф. Касаться битка можно лишь наклейкой кия. Выскочившие шары : это шары, остановившиеся после удара вне игровой поверхности стола. Во всех лузных бильярдных играх удар, в результате которого биток или какой-либо из прицельных шаров выскакивает за борт, штрафуется.

Пул – американский лузный бильярд. Основные отличия американского и русского бильярда заключаются в длине и ширине стола, настиле, бортах, размерах луз и бильярдных шаров: у нас ширина лузы 72-76 мм, американский стандарт - 88,9 мм, в русском бильярде диаметр шаров составляет 70 мм, в американском - 52,5 мм.

Восьмёрка предполагает следование «Общим правилам пула», а также правилам приведённым ниже.

1. Цель игры в бильярд восьмёрку

Эта игра заказная. Используется в ней биток и 15 прицельных шаров (с нумерацией от 1 до 15). Один играющий забивает шары от 1 до 7 (сплошные), в второй — полосатые шары с номерами от 9 до 15. Тот, кто после забития своих шаров забивает правильным ударом «восьмёрку» и будет победителем.

2. Джентльменский заказ

Очевидные прицельные шары и лузы при этом заказе не объявляют, хотя игрок вправе спросить об этом у партнёра. Очевидными не считаются комбинационные удары (удары шарами или от шаров), удары от бортов, поэтому нужно заказывать и лузу и прицельный шар. При этом указывать какие-то подробности дополнительно не требуется.
В лузах остаются все шары, неправильно забитые, несмотря на то, кому они принадлежат (группе играющего или его противнику).Заказным не считается начальный удар. Если в лузу при правильном начальном ударе падает какой-нибудь шар, то играющий вправе сделать следующий удар.

Не стоит играть в «восьмёрку» круглые сутки, иногда от бильярда нужно отдыхать. Можете отдохнуть в лучших горнолыжных отелях — www.whitegoldski.ru и насладиться чистейшим горным воздухом.

3. Расстановка шаров при игре в бильяд восьмёрка

Представляет собой треугольную пирамиду, в центре — «восьмёрка», а передний шар пирамиды находится на задней отметке, а полосатый и сплошной — по углам.

4. Попеременное разбитие

Начальный удар (разбитие) имеет право сделать победитель розыгрыша, а может передать это право своему противнику. Когда проходят индивидуальные соревнования, в каждой последующей партии играющие разбивают по очереди.

5. Разбитие (начальный удар)

Если игрок («с руки из дома») забивает какой-нибудь прицельный шар или доводит до борта минимум четыре прицельных шара, то разбитие признаётся правильным.
Нарушением считается невыполнение данных требований. Противник, вступающий в игру может сложившуюся позицию принять и сделать очередной удар. Он также может после повторной расстановки сам призвести разбитие или уступить его нарушителю. При условии падения битка в лузу:
1. Шары, забитые при этом, остаются в лузах (исключая «восьмёрку»).
2. Объявляется фол.
3. Стол открыт, а вступающий в игру противник осуществляет удар «с руки из дома».
Примечание.

По прицельным шарам, которые расположены в «доме», разрешается производить удар исключительно путём отражения битка от заднего (противоположного) борта (при игре «с руки из дома»). Те шары, которые расположены вне «дома», сыгрываются в любую лузу.
Нарушением считается выскакивание с разбития за борт прицельных шаров. Вступающий же в игру противник вправе или принять позицию, которая сложилась на столе, или сделать очередной удар, или произвести удар «с руки из дома».
В случае падения в лузу «восьмёрки» при разбитии, играющий вправе заново произвести разбитие или продолжить игру, выставив «восьмёрку». Противник, вступающий в игру вправе повторно произвести разбитие, или выставив «восьмёрку», начать игру «с руки из дома», если при разбитии кроме «восьмёрки» падает и биток.
Примечание.
Падение «восьмёрки» вместе с битком — это поражение в партии, а падение «восьмёрки» в лузу при правильном разбитии — это победа, если партия играется на столах — автоматах и не на официальных международных соревнованиях.

6. Открытый стол

До выбора противников своей группы шаров (полосатых или сплошных) стол считается открытым.
Примечание.
Непосредственно после разбития стол всегда открыт. На столе открытом все шары легальные. Разрешается наносить удар по сплошному шару с целью сыграть полосатый и наоборот. Но не засчитывается в пользу игрока ни один полосатый или сплошной, если биток при открытом столе ударяет вначале по «восьмёрке». Серия играющего в этом случае заканчивается, в лузах остаются все забитые шары, а для противника который вступает в игру стол остаётся открытым. Если стол открыт, все шары неправильно забитые, остаются в лузах.

7. Выбор группы шаров

Право выбирать сплошные или полосатые шары разбитие не даёт даже в том случае когда шары обеих групп попали после разбития в лузы. Стол после разбития всегда открыт. Выбираются группы шаров только тогда, когда игрок положит в лузу заказанный шар при выполнении после разбития правильного удара.

8. Правильный удар

Биток при выполнении любого удара сначала должен коснуться легального шара (шара своей группы), а потом какой-нибудь прицельный шар или биток должен упасть в лузу, или одному из прицельных шаров нужно дойти до борта.
Примечание.
Если до соударения с легальным шаром он ударится о борт, то после этого или должен упасть в лузу прицельный шар, или какому-нибудь прицельному шару либо битку нужно дойти до борта. Объявляется фол, если данные требования не будут выполнены.

9. Отыгрыш

Игрок из соображений тактики может забить очевидный прицельный шар, а может прервать свою серию, объявив до удара об отыгрыше своему противнику. Если такого объявления не будет, то играющий обязан сделать следующий удар. В лузах остаются все шары, забитые при отыгрыше.

10. Ведение игры

До тех пор играющий продолжает игру, пока он в соответствии с заказом и правильно забивает шары своей группы. Когда он забьёт последний шар своей группы, он вправе забивать «восьмёрку».

11. Игра «с руки»

В случае нарушения игроком правил вступающий в игру противник играет «с руки». Это значит он имеет право располагать биток в любом месте стола. Этим правилом предупреждаются умышленные нарушения, которые ставят в невыгодное положение противника. Установку битка при игре «с руки» можно производить любой частью кия (включая наклейку) или рукой. Когда установлен биток, любое движение кия вперёд, при котором происходит касание битка, считается началом удара.

12. Шары, сыгранные неправильно

Неправильно сыгранным считается прицельный шар в следующих случаях:
1) Если при выполнении удара нарушены правила.
2) Если заказанный шар не сыгран.
3) Если объявлен до удара отыгрыш.
Шары, неправильно сыгранные, остаются в лузах.

13. Выскакивание прицельных шаров за борт

Это нарушение. При таком выскакивании право удара переходит к противнику. Партия будет проигранной, если за борт вылетает «восьмёрка».
Выставляются все выскочившие прицельные шары согласно «Общим правилам пула».

14. Игра по «восьмёрке»

При падении битка в лузу или совершении нарушения, которое не сопровождается падением в лузу или выскакиванием за борт «восьмёрки», не засчитывается поражение. Противник, вступающий в игру, играет «с руки».

15. Зачтение поражения

Поражение засчитывается уже при одном из следующих нарушений:
1) «Восьмёрка» забита не в заказанную лузу.
2) «Восьмёрка» забита раньше, чем сыграны все шары своей группы.
3) «Восьмёрка» во время игры выскочила за борт.
4) «Восьмёрка» и последний шар своей группы забиты при выполнении одного удара.
5) «Восьмёрка» забита с нарушением правил.

16. Патовая позиция

Игра считается «патовой», если каждый из игроков три раза подряд (всего 6 раз) нарушает правила по очереди, т.е. не стремится, как считает судья, к победе в партии, опасаясь неминуемого поражения. Шары после этого заново расставляются, и партия переигрывается.
Примечание.
За три нарушения подряд в игре в «Восьмёрку», которые совершил один игрок, не засчитывается поражение.

Статьи по теме: