Все комбинации для метода фридриха. Как собрать кубик рубика методом фридрих - введение. Вращения слоев кубика

Джессику Фридрих часто ошибочно называют в качестве единственного изобретателя метода CFOP. В действительности, вклад в развитие этого метода и приведение его к нынешнему, если можно так сказать, виду внесли и другие люди, увлечённые сборкой этой замечательной головоломки.

Например, в 1980 году Дэвид Сингмайстер (David Singmaster) – английский профессор математики - одним из первых разработал и опубликовал , в котором предложил на первом этапе использование креста (Он же разработал нотацию для записи алгоритмов). Кроме того, основным нововведением метода CFOP, в отличие от доминирующего тогда метода сборки для новичков «слой за слоем», стало использование алгоритмов F2L, с помощью которых решаются первые два слоя одновременно. Такой подход тоже не является изобретением Джессики Фридрих. Согласно докладу Дэвида Сингмайстера на чемпионате мира 1982 года Фридрих пользовалась основным методом, в то время как её голландский конкурент Гус Рацукс Шульц (Guus Razoux Schultz) использовал примитивный F2L. Джессика Фридрих перешла на F2L позже, в 1987 году. Её основной вклад был в развитие OLL и PLL алгоритмов, с помощью которых решается последний слой. Такой способ сборки последнего слоя был предложен, кстати, тоже не ей, а Гансом Докхорном (Hans Dockhorn) и Аннеке Трип (Anneke Treep).

Так почему же этот метод называют методом Джессики Фридрих? В конце 90-х и начале 2000-х, когда кубик Рубика возрождал утраченные было позиции, не было практически никакой информации о спидкубинге как о спорте. В 1997 году Фридрих опубликовала на своём сайте большое количество формул для сборки кубика, в том числе описание метода CFOP с полным списком алгоритмов. В результате, многие из тех, кто познакомился с этим методом на ее веб-сайте, начали называть его "Фридрих метод", что и объясняет общее использование этого термина сегодня.

Хотя некоторые известные куберы оспаривают эту терминологию и настаивают на термине "CFOP", например, Рон ван Брюхем (один из основателей WCA) публично написал, что он никогда не будет называть метод CFOP методом Фридрих, тем не менее вклад Джессики Фридрих в популяризацию этого метода является неоспоримым, и многие поклонники кубика Рубика принимают термин "метод Фридрих " как синоним "CFOP".

Теперь непосредственно о самом методе.

Состоит он из четырёх этапов:

Cross – крест. Собрать крест на одной стороне, поставив на свои места все ребра заданного цвета и совместив их по цвету с центральными кубиками второго слоя. F2L (Первые два слоя) Заполнение четырех слотов между лучами крестовины. Каждый слот заполняется путем вставки углового и соответствующего реберного кубика одновременно. Сначала собирается пара, а затем она устанавливается в свой слот. Большинство из 41 алгоритма имеют интуитивные решения. OLL (Ориентация последнего слоя) Одним из 57 алгоритмов собрать «шапку» - сделать всю верхнюю сторону (последний слой) куба одного цвета, не обращая внимание на боковые цвета этого слоя. PLL (перестановка последнего слоя) Применив одну из 21 формулы переставить кубики в верхнем слое на свои места, не переворачивая их.

Новички часто задаются вопросом, почему сборка кубика начинается с белой стороны? Так сложилось исторически. Просто в большинстве схем и инструкций, описывающих этот метод, сборка начинается со стороны белого цвета. На самом деле сборку кубика можно начинать с любой, более удобной стороны. На сам метод и его алгоритмы это никак не повлияет.

Чем хорош этот метод?

Так как он построен на алгоритмах, его относительно легко понять по сравнению с другими, более интуитивными методами, такими, как метод Жиля Ру (Gilles Roux) или метод Ларса Петруса (Lars Petrus). Кроме того, не будучи интуитивным, он сводится к распознаванию зрительных образов и мышечной памяти (при достаточной тренировке, конечно же). Большинство лучших куберов в рейтинге WCA используют именно метод CFOP.

Если вы думаете, чем заняться на досуге, то обратите внимание на старую добрую головоломку, изобретенную в 1974 году венгерским скульптором и архитектором Эрно Рубиком. Очень мало людей обладают способностью оперативно и правильно собирать кубик Рубика. Метод Джессики Фридрих является максимально простым и удобным для такой работы. Но нужно следовать ему аккуратно и неторопливо. Главное - понять принцип.

Как был изобретен кубик Рубика?

Эрно Рубик долго занимался промышленным дизайном и архитектурой, а свой кубик изобрел как учебное пособие. Задача изобретателя заключалась в том, чтобы заставить отдельные цветные кубики вращаться на местах, не нарушая единства приспособления. То есть, грубо говоря, нужно было добиться гармонии, не разрушая при этом кубик. Первые испытатели головоломки принадлежали к ближнему кругу Рубика. И вот в 1975 году был получен патент на изобретение. Правда, выпуск промышленной партии кубиков пришелся лишь на 1977 год. Тогда их выпускал небольшой будапештский кооператив, который производил головоломку с тем посылом, что это новогодняя игрушка.

Собираем кубик

Многие ученые приходили в восторг от игрушки, и в 1980 году наступило настоящее «кубическое» нашествие, во время которого люди искали способы скоростной сборки. Те, кто всерьез увлекаются сборкой, именуют себя спидкуберами, а сам процесс - спидкубингом. Проводятся даже соревнования по их сборке. На сегодняшний день рекорд принадлежит Мэтсу Волку, который собрал головоломку за 5,55 секунд. Для тех, кто учится, как собрать кубик Рубика, метод Джессики Фридрих будет наиболее результативным. В этом процессе не нужно заучивать формулы, а главное - понять принцип. Существует четыре этапа сборки.

Действуем поэтапно

Итак, чему нас научит Джессика Фридрих? Метод базируется на послойной сборке. Первоначально на одной из сторон кубика нужно собрать крест. Обычно для старта выбирают белую сторону игрушки. Далее идет сборка первого слоя одновременно со вторым. На третьем этапе происходит ориентация элементов верхушки и наконец производится перестановка элементов верха.

Метод сборки Джессики Фридрих был разработан в 1981 году в Чехии и считается методикой для начинающих любителей головоломки. Но именно в нём раскрываются новшества, позволяющие сократить количество этапов до четырех. Но тут все не так просто: придется изучить около 119 алгоритмов действий!

С нюансами

Особой науке научила последователей Джессика Фридрих. Метод её поможет собрать кубик за период от 17 секунд до пары-тройки минут. В среднем процесс занимает около двадцати ходов.

Первая стадия, которую также называют CROS, - это сборка креста на верхней грани и двух уровнях боковых сторон. Очень легко определить основной цвет стороны, ориентируясь по центральному квадратику, который скреплен с каркасом и не двигается.

Вторая стадия - F2L - сборка первых двух слоев. Грань с крестом при этом перемещаете вниз и, собирая уровни, не разбирайте крест. Если все делать правильно, то сторона с крестом постепенно сама заполняется недостающими клетками нужного цвета. Джессика Фридрих, метод которой разбирается, предложила более сорока алгоритмов, позволяющих собрать первые два уровня кубика. Есть один совет: предварительно разработайте кубик или даже промажьте его маслом, чтобы он легко двигался. С жесткой головоломкой на сборку уйдет намного больше времени.

Третья стадия - OLL - сложение третьей грани. Цветовые клетки наверху пока не имеют принципиального значения. Их откладывайте на финал. Существует 57 комбинаций для сбора кубика на верхней стороне. Для новичков же лучше разделить финальную работу на сборку креста и добор угловых клеточек.

Четвертая стадия - PLL - перестановка последнего уровня на боковом слое. Учит обходиться без сложных формул Джессика Фридрих. Метод её предполагает расстановку угловых цветов с последующим подбором центральных квадратов.

В целом сборка кубика Рубика требует длительной практики, но это прекрасный способ занять время, развить моторику рук и дать пищу вашему мозгу. Это увлекательное занятие поможет вернуть подвижность рукам, если у вас была травма или приступ, влияющий на подвижность конечностей. В любом случае такое времяпрепровождение полезнее и занимательнее, нежели зависание в интернете и бесконечный просмотр новостей. Так что дерзайте!

Часто люди задаются вопросом, как научиться собирать кубик Рубика и как затем увеличить скорость его сборки, ведь многие профессиональные спортсмены собирают его всего за 7-10 секунд. 80 % из них справляются с задачей за 12 секунд.

Здесь становится понятным, что за мастерством и опытом стоит что-то большее: талант, сноровка, формулы, система?

Все профессиональные спортсмены по спидкубингу (так называется сборка кубика на скорость) создают собственные системы, придумывают свои уникальные комбинации, удобные лично для них. Но некоторые любители спортивной сборки кубика пошли дальше и создали общие правила, помогающие новичкам в этом непростом деле. Одним из таких спортсменов стала Джессика Фридрих, формулы которой применяются многими спидкуберами по сей день, хотя придуманы они были уже более тридцати лет назад.

История появления кубика Рубика

Начало своё головоломка получила в Венгрии в 1974 году. Создателем Кубика стал преподаватель интерьерного дизайна Эрно Рубик, на тот момент все ещё проживавший со своими родителями. Впоследствии он стал одним из богатейших людей Венгрии.

Идея создания кубика пришла к Эрно не сразу: изначально ним было придумано специальное учебное пособие в виде 27 небольших кубов с разноцветными гранями. При помощи подобного материала Рубик объяснял учащимся математическую теорию групп. С течением времени это пособие приобрело вид существующего сейчас кубика Рубика - с 26 малыми кубами и скрепляющей их цилиндрической частью вместо центрального внутреннего куба.

Выход кубика «в массы»

В Венгрии, как в бывшем социалистическом лагере, достаточно трудно было развивать индивидуальное предпринимательство. Запатентовать свой проект Эрно Рубик смог только 1975 году, при этом выпуск первой кубиков произошёл лишь в 1977 году. Масштабное же развитие изобретение Рубика получило в 1980 году после того, как им заинтересовались Тибор Лакзи и Том Кремер. Как результат их усилий в продвижении кубика Рубика головоломку принялась производить одна из известных американских компаний, выпустив полномасштабную партию в один миллион экземпляров.

В то время каждый десятый цивилизованный житель столкнулся с этой головоломкой. В СССР кубик Рубика появился в 1981 году и сразу завоевал популярность и любовь народа. С ним дети и их учителя ходили в школу, собирая кубик под партой или прячась за классным журналом, его предпочитали любым подаркам на день рождения.

Вариации кубика Рубика

В первоначальном варианте кубик Рубика представлял собой систему 3 × 3 × 3. Видимые его элементы - это 26 небольших кубиков и 54 цветные грани. У шести центральных кубиков грани одноцветные, у двенадцати боковых - двухцветные, а у восьми угловых кубиков - трёхцветные. В собранном виде все 6 граней большого куба окрашены в один цвет, при этом, как правило, зелёная грань находится напротив синей, оранжевая - напротив красной, а белая - напротив жёлтой. Это классическая модель кубика Рубика.

Сейчас различных моделей кубика достаточно много: это и 2 × 2, и 4 × 4, и 5 × 5.

Методы сборки кубика

Методов быстрой сборки кубика Рубика достаточно много, основные из них:

  • Roux;
  • Petrus;
  • CFOP, или метод Джессики Фридрих.

С помощью всех названых приёмов возможно получить неплохие результаты, но самым популярным из них является последний. Остановимся подробнее именно на нём.

Метод Джессики

Кубик Рубика Джессика Фридрих впервые взяла в руки ещё будучи 16-летней девочкой. Она так сильно увлеклась этой головоломкой, что вскоре разработала собственную методику по сборке кубика. В 1982 году Джессика заняла первое место в соревнованиях по скоростной сборке кубика.

Впоследствии Джессика сама дорабатывала применяемый ею способ сборки кубика, также к дальнейшему развитию приложили руки и другие люди.

Так появился метод Джессики Фридрих, до сих пор очень популярный и используемый повсеместно, тем самым она внесла огромный вклад в спорт под названием «спидкубинг».

Метод CFOP по стадиям сборки

Как же всё-таки собрать кубик Рубика методом Джессики Фридрих?

Свою систему сборки Фридрих поделила на 4 основные части, каждая из которых получила своё название: Cross, F2L, OLL, PLL. Так метод Джессики Фридрих приобрёл другое название - CFOP по первым буквам каждого шага. Что представляет собой каждый уровень сборки кубика по Фридрих?

  1. Cross - первый пункт сборки кубика Рубика, на котором необходимо собрать крест на начальной стороне из четырёх рёберных кубиков нижней грани.
  2. F2L (First two layers) - второй пункт алгоритма Фридрих, здесь происходит сборка нижнего и среднего слоёв. Эту стадию сборки по праву можно считать самой длинной во всём процессе: здесь необходимо полностью собрать грань с крестом и промежуточный слой из четырёх боковых кубиков.
  3. OLL (Orient the last layer) - ориентация кубиков верхнего слоя. Здесь необходимо собрать последнюю грань, при этом не так важно, что кубики ещё не на своих местах.
  4. PLL (Permute the last layer) - правильная расстановка кубиков верхнего слоя.

Понять систему Джессики Фридрих можно любому, но вот собрать кубик за 30 секунд и быстрее - только очень терпеливому и усидчивому человеку. В таком вопросе, как сборка кубика Рубика, мало одних технических знаний процесса, здесь не обойтись без сноровки, некоторого опыта и длительных тренировок.

Основное, что можно посоветовать начинающему спидкуберу, - это покупку качественной головоломки, а не китайской подделки. Дело в том, что для быстрой сборки необходимо вращать куб одним пальцем, при этом он не должен быть разболтан.

Также кубик перед сборкой желательно смазывать силиконовой смазкой, идущей в комплекте к головоломке или купленной отдельно, например, в автомагазине.

Приложив усердие, терпение и выдержку к знаниям, полученным от Джессики Фридрих, любой человек сможет достаточно быстро научиться собирать кубик Рубика.

Учась еще в начальной школе я пытался собирать кубик Рубика, но собрать больше одной грани, не поломав при этом другие, у меня не получалось. Один раз получилось собрать две стороны, но только благодаря помощи моего дедушки. Когда я учился в университете мне снова на глаза попался кубик Рубика - игрушка, которая в свое время просто взорвала мир. Я начал заново пытаться его собрать. Так я потратил три недели своей жизни, но результат того стоил. Я его собрал. Проходив пару дней довольный собой и хвастаясь об этом кому только можно, я увидел по телевизору передачу о том, что есть клуб спидкуберов в России. Как оказалось, есть в мире люди, умеющие собирать этот кубик за считанные секунды, а не как я за месяц.

Я начал искать все возможную информацию о том, как можно быстро собрать кубик Рубика. Мне казалось, что есть какая-то тайная комбинация, которая расставляет цвета на нужные места, но все оказалось совершенно не так… Оказалось, что существует достаточное количество алгоритмов скоростной сборки кубика Рубика и они не такие простые, как я предполагал. И так как желание научиться скоростной сборки кубика было огромным, я приступил к изучению алгоритма.

Обучение я начал с изучения простейшего алгоритма сборки для новичков, и для того чтобы он достаточно отложился в памяти, я потратил что-то около недели. Еще неделю для того, чтобы все довести до автоматизма. Но потом я заметил что мой результат не улучшается, на тот момент он составлял 1,2 - 2 минуты, как бы быстро я не старался это сделать. И тогда я начал изучать алгоритм Джессики Фридрих, именно с помощью этого алгоритма я довел свой результат до 30 секунд. Ниже приводится подробное описание алгоритма и советы, которые вам помогут улучшить свои результаты по скоростной сборке кубик Рубика.

Кубик Рубика

Одна из самых популярных головоломок XX века – Кубик Рубика (разг. Кубик-рубик) считается абсолютным лидером по популярности и продажам среди игрушек за последнее 30–40 лет: количество проданных экземпляров достигает 350 млн, то есть, если выстроить их в одну линию, они запросто покроют расстояние от полюса до полюса планеты .

По сути своей, это куб состоящий из 26-ти кубиков (3-3), способных вращаться вокруг трех внутренних осей куба. Каждая сторона куба (9 разноцветных квадратиков) имеет определенный цвет, при повороте сторон, квадраты разного цвета смешиваются между собой, и задачей игрока становится восстановление изначальной цветовой схемы – 1 сторона – один цвет .

Сочетание приятного с полезным

К первым кубикам Рубика прилагалась бумажка, где по-английски было написано: «Эта игрушка развивает логическое мышление и стереоскопическое зрение у детей и взрослых. Синхронная манипуляция на многих поверхностях является очень сложным заданием, которое можно решить только при условии открытия логики поворотов».

Сборка кубика это действительно сочетание приятного с полезным - повышает умственные способности и приносит удовольствие от занимательной игры. К тому же, головоломки Рубика развивают пространственное воображение, терпение, ловкость рук и гибкость мышления. Несмотря на то, что кубик Рубика был изобретен для математиков оказалось, что головоломка более полезна представителям креативных профессий, чем людям с математическим типом ума, так как сборка кубика Рубика заставляет активно работать отделы мозга, ответственные за творчество и неординарный подход к решению задачи. И по сей день головоломку продолжают активно использовать ученые - математики для иллюстрации студентам теории чисел.

Метод Джессики Фридрих

Наиболее популярным методом скоростной сборки кубика является метод Джессики Фридрих, которая его доработала и популяризовала, хотя свой вклад внесли и другие люди. Если всё делать правильно, в среднем кубик удаётся собрать за 56 ходов (увы не за двадцать - алгоритм Бога). Существуют и другие методы, с помощью которых можно получить неплохие результаты: Petrus, ZZ, Roux и т. д. Они менее популярны и ради краткости мы ограничимся рассмотрением метода Джессики Фридрих, он же CFOP .

CFOP - это название четырёх стадий сборки: Cross, F2L, OLL, PLL:

  • Cross - сборка креста, четырёх рёберных кубиков на нижней грани;
  • F2L (First two layers) - сборка двух слоёв - нижнего и среднего;
  • OLL (Orient the last layer) - правильная ориентация кубиков верхнего слоя;
  • PLL (Permute the last layer) - расстановка кубиков верхнего слоя.

Теперь о каждом этапе сборки подробно .

Cross - крест

Цель стадии - правильно разместить четыре рёберных кубика на одной из граней. С этим справится любой, кто умеет собирать кубик хоть как-то, однако собрать крест за несколько секунд не так тривиально. По правилам соревнований перед сборкой вам даётся 15 секунд на изучение комбинации (inspecting), за которые как минимум надо найти эти четыре рёберных кубика, а хорошо бы и составить в голове полную последовательность ходов. Доказано, что для сборки креста на заранее выбранной грани всегда требуется не больше восьми поворотов (поворот на 180° считается за один), причём восемь крайне редко, да и семь нечасто (среднее чуть меньше шести). На практике, чтобы быстро научиться находить оптимальную последовательность, требуется немало тренироваться .

Выбирать грань для сборки креста можно по-разному. Наиболее популярный способ - всегда собирать его на одной и той же грани (часто - на белой). Тогда вы на всех стадиях сборки точно знаете относительное расположение цветов, что облегчает процесс. Некоторые люди собирают первой ту грань, которую легче всего собрать. В среднем это экономит один поворот, однако вам постоянно приходится перестраиваться на другое расположение цветов. Используется также компромиссный вариант - собирать одну из двух противоположных граней (скажем, либо белую, либо жёлтую), тогда набор цветов боковых граней не меняется .

Основная хитрость сборки креста в том, что его надо собирать относительно. К примеру, если вы собираете крест на белой грани и бело-синий рёберный кубик уже на ней стоит белым цветом к белому центру, то вам не так важно, совмещена ли синяя сторона этого кубика с синей гранью. Достаточно поставить бело-зелёный кубик на противоположной стороне, а бело-красный и бело-оранжевый слева и справа. В процессе сборки вы можете крутить белую грань как угодно, а в конце одним движением сразу совместите все боковые центры с кубиками креста. Важно лишь помнить точный порядок цветов на кубике: если смотреть на белую грань, то по часовой стрелке идут синий, красный, зелёный, оранжевый (сзади - жёлтый) .

Профессионалы собирают крест на нижней грани. Новичкам это кажется трудно, так как почти не видно, что ты собираешь, однако это даёт большое преимущество при переходе к следующему этапу: вам не надо тратить время на переворачивание кубика, и вы в процессе сборки креста можете заметить расстановку кубиков, нужных для сборки F2L и наметить план дальнейшей сборки .

F2L - первые два слоя

Cтадия, цель которой - собрать первых два слоя: слой с крестом и промежуточный слой. По сути дела вам нужно расставить на места восемь кубиков: четыре угловых нижнего слоя и четыре рёберных боковых в среднем слое. В отличие от методов сборки для начинающих пара (столбик) из углового и рёберного кубика собирается сразу же (то есть надо собрать четыре таких пары). В зависимости от первоначальной расстановки кубиков пары вам нужно применить тот или иной алгоритм (последовательность поворотов). Всего таких алгоритмов больше 40, можно их просто вызубрить, однако почти все они выводятся интуитивно. Есть два простейших случая, когда пара собирается в три движения:

Ещё два случая зеркальны к этим. Все остальные нужно свести к одному из этих четырёх. На это нужно максимум 8 ходов, то есть всего потребуется не больше 11 ходов на столбик. Возможно, вы найдёте не самый оптимальный способ, однако если сперва научитесь интуитивно собирать любую комбинацию хоть как-то, отдельные случаи потом можно посмотреть в шпаргалках .

Основная сложность этапа в том, чтобы быстро находить парные кубики. Они могут находиться в 16 различных местах: 8 мест в последнем слое и 8 в столбиках. Столбики просматривать сложнее, а чем меньше столбиков у вас собрано, тем больше шансов, что в несобранных находятся нужные вам кубики. Если вы при сборке креста не обращали внимания на кубики для F2L, при переходе к этому этапу вы можете потерять много времени просто на поиск. Также не всегда разумно начинать с первой найденной пары: возможно, она собирается длинным алгоритмом, а если начать с другой, то в процессе первая перестроится в более удачную комбинацию .

OLL - ориентация последнего слоя

На этом этапе кубики последнего слоя ориентируются так, чтобы последняя (в нашем случае - жёлтая) грань оказалась собранной. При этом неважно, что кубики по сути не стоят на своих местах: этим мы займёмся на последнем этапе.

Существует 57 различных исходных ситуаций, для каждой из которых есть свой алгоритм сборки, от 6 и где-то до 14 ходов. Необходимо не только выучить все эти алгоритмы, но и быстро идентифицировать, какой из них необходимо применить на данный момент .

Не всегда требуется сличать кубик со схемой полностью, надо лишь сличить достаточно квадратиков, чтобы отличить от остальных комбинаций. Для некоторых случаев приводится по два типа (кому-то удобнее делать один, кому-то другой). Почти все случаи выпадают с вероятностью 1/54, некоторые с 1/108 и две с вероятностью 1/216 (включая счастливую комбинацию, когда OLL собралась сама) .

Начинающим заучивать 57 комбинаций может показаться пыткой, поэтому придуман упрощённый, но более медленный вариант - 2-look OLL. В этом случае OLL разбивается на два этапа, сперва собирается крест, а затем углы. Тут надо заучить лишь 10 алгоритмов (3 для креста, 7 для углов). Набравшись опыта в 2-look OLL, можно не спеша взяться за изучение полного набора. При этом 2-look в любом случае пригодятся: во-первых, они все есть в полном наборе (скажем, если крест собрался сам, то полные OLL совпадают с 2-look OLL для углов), а во-вторых, если вам попался ещё незнакомый OLL, вы можете вернуться к 2-look .

PLL - перестановка последнего слоя

Заключительный этап сборки состоит в том, чтобы расставить кубики последнего слоя на нужные места. Подход примерно аналогичный предыдущему этапу, но комбинаций и алгоритмов здесь меньше, всего 21 (13, если считать зеркальные и обратные за одну). С другой стороны их несколько сложнее опознавать, так как здесь надо учитывать разные цвета, причём цвета на схеме могут не совпадать с вашими цветами (с точностью до циклической перестановки) :


Стрелками обозначены кубики, которые переставляет данный PLL. Вероятности большинства комбинаций - 1/18, изредка 1/36 и 1/72 (включая счастливый случай, когда ничего делать не надо). Опять же предлагается упрощённый вариант - 2-look PLL, когда сперва расставляются углы (две комбинации), а потом центры (четыре комбинации), их довольно легко выучить.

Кубик

Даже изучив в совершенстве приведённый метод, вы не достигнете хороших результатов с плохим кубиком. Грани кубика должны легко вращаться толчком одного пальца, при этом он не должен быть слишком разболтан. Слои должны висеть на пружинках так, чтобы не до конца повёрнутый один слой не мешал продолжать вращение в другом направлении (в разумных пределах, конечно). У правильного кубика центральные квадратики можно вытащить и подкрутить болты, что находятся под ними. В обычных магазинах сложно найти хороший кубик, рекомендуют заказывать по интернету, например, тут .

Для достижения наилучших результатов кубик необходимо смазывать. Иногда смазка идёт в комплекте с кубиком, либо покупается отдельно. Подходит силиконовая смазка, которую можно купить в автомагазинах .

Вращения слоев кубика

Вращение всего кубика в руках (а не отдельных граней) отнимает существенное время, поэтому при сборке его стараются как можно сильнее избегать. Скажем, на этапе F2L порой проще собирать столбик в дальнем от себя углу, не видя его, чем поворачивать кубик этим столбиком к себе. На этапе OLL, чтобы повернуть кубик так, как в схеме алгоритма, достаточно покрутить верхний слой, а не крутить весь кубик целиком - это быстрее (положение верхнего слоя относительно нижних на этом этапе не важно) .

Заглядывание вперёд

После завершения очередного этапа вы должны без паузы переходить к следующему. Пока вы на автомате выполняете очередной алгоритм, у вас голова свободна. Используйте это время, чтобы найти кубики, важные для следующего этапа, и понять, какой из алгоритмов вам придётся использовать дальше .

Fingertricks

Также ключ к значительному ускорению сборки - это умелое использование всех пальцев для вращения. Некоторые частоиспользуемые комбинации выполняются молниеносно, 5 поворотов в секунду и выше, если правильно использовать пальцы. Обратите внимание: не всегда более короткий алгоритм делать быстрее; может оказаться, что придётся делать неудобные повороты .

Практика, практика и еще раз практика…

Без длительных тренировок ничего не выйдет. Приготовьтесь, что кубик придётся собирать тысячи раз .

Использованные источники

  1. Сайт с подробным описанием алгоритма CFOP, схемы, шпаргалки, видео - http://razuznai.ru/kak_sobrat_kubik_rubik.html
  2. Быстрая сборка кубик Рубика - http://habrahabr.ru/post/103990/
  3. Сайт посвященный скоростной сборке кубика Рубика разных размеров, разными алгоритмами - http://www.speedsolving.com/wiki/index.php/Main_Page

Джессика Фридрих (Jessica Fridrich) - изобретательница алгоритмов скоростной сборки кубика рубика, чемпионка по спидкубингу (сборка кубика на скорость), специалистка в области анализа графических изображений и разработки алгоритмов сокрытия информации (водяные знаки, стеганография), профессорша Binghamton University.

Метод скоростной сборки был придуман Джессикой Фридрих в 1981 году в Чехии. Он относится к послойным методам, т.е. кубик собирается по слоям, как во многих методиках для начинающих. Однако в данном методе сделаны усовершенствования, позволяющие снизить количество этапов с 7 до 4. Сначала собирается крест на начальной стороне, потом собирается первый слой одновременно со вторым, а последний слой решается в 2 этапа. Но не все так просто, чтобы освоить данный метод полностью, нужно выучить 119 алгоритмов!

20 лет спидкубинга.

Дорогие гости! Я уверена, мой рассказ иногда будет вызывать улыбку недоверия на ваших лицах, но я хочу откровенно описать атмосферу возбуждения, волнения и загадки, когда мы, представители старшего поколения, жили в ранних 80-х, когда кубик Рубика был фантастически популярен по всему миру.

Первый раз, когда я повстречалась с кубиком лицом к лицу, был, когда мне было 16 лет. Шел март 1981 года. Я очень сильно увлеклась этой игрушкой с того самого момента, когда увидела эту абсолютно уникальную комбинацию простоты и оригинальности.
Не было нужды объяснять, что нужно было с ней сделать, самоочевидная, удивительно сложная головоломка с чертовски таинственным механизмом внутри, очаровательно безмолвная задача. Владелец того кубика был 14-летним мальчиком, который мог решить тот кубик примерно за минуту. Он одолжил его мне на несколько минут, как раз для сборки одной грани.

Хотя в марте 1981 кубик был уже решен тысячами людей в других странах, и несмотря на факт, что изобретен он был в соседней стране, было невозможно купить кубик в Чехии. Классический пример того, как неэффективна и беспомощна была экономика восточного блока. Я прочитала примитивную схему сборки из русского журнала "Квант" задолго до того как заимела куб. Я анализировала простые движения и их действие на кусочке бумаги, пытаясь вычислить алгоритмы по принципу коммутаторов.
Потом, позже весной, наш местный глава клуба астрономии купил кубик во время своего путешествия в Венгрию. Он не мог решить его и не мог найти кого бы то ни было, кто мог вернуть головоломку в ее оригинальное состояние. С помощью принципа коммутаторов и тех "Российских" движений, я решила кубик первый раз. Это заняло у меня несколько часов.

Я отчаянно хотела купить свой собственный кубик, но все те, кому посчастливилось его заиметь, никогда не соглашались его мне продать. Таким образом мне пришлось ждать немного больше, я получила свой первый кубик в июле 1981 года. Французская семья гостила у моей сестры и ее 2 ребенка-подростка привезли с собой кубик. Когда они увидели, как быстро я привязалась к этому кусочку пластика, они просто не могли забрать его с собой во Францию. Это означало, что я могла наконец начать работать по своей системе!
В течение лета, я убедила родителей посетить венгрию, где купила еще 3 кубика. Было все еще трудно достать кубики, потому что свободно они не продавались. Я купила эти кубики у пожилой женщины, продающей журналы и сувениры на улице. Когда я упоминула слова "Buvos Kocka", она улыбнулась, быстро огляделась по сторонам и дала их мне в коричневой коробке для завтрака, приложила палец к губам и сказала:"Шшшш, 150 форинтов". Я знаю, сейчас это звучит смешно, особенно для жителей западных стран, где было очень просто купить кубик. Но на самом деле так все и начиналось.

Вначале я использовала послойную систему сборки, которой я научилась по чешскому журналу. На самом деле, она была вполне продвинутая. Сначала первый слой, затем 4 боковых кусочка (всего один алгоритм), потом поворот боковушек на местах, перестановка боковушек, разворот угловых и, наконец, перестановка угловых. Это были основные алгоритмы, которых я начала использовать, и я быстро сократила свое среднее время примерно до минуты. Был сентябрь 1981, 3 месяца после того, как я начала собирать кубик.

Мой последний год в высшей школе был странным и волнующим временем. Ребенок, собирающий кубик на публике, считался гением. С темы кубика было легко завязать разговор, хотя позже большинство стало считать, что он "убивает" разговор. Было нормальным, когда 2 кубомана встречались в автобусе и заводили беседу, даже не глядя в глаза друг другу, говоря:" Как вы это делаете?" "Хм, вы можете повторить помедленнее?", "Спасибо". Таким образом получались наши примитивные системы сборки.
У меня был один школьный приятель, который страдал от той же болезни - безоговорочной любви к кубику Рубика. Его имя было Людек Марек. Он использовал такую же систему, как и я, но по какой-то причине он собирал примерно на 20 секунд медленнее. Он однажды заметил, когда я решала кубик: "О, я люблю этот случай "Т", потому что, когда поворачиваешь боковушки, весь последний слой фактически поворачивается правильно". Это были те самые 6 ходов, влияющие только на последний слой, движения, которые возможно все люди, собирающие кубик, знают. И то предложение врезалось мне в голову. Это был зародыш, который впоследствии вырос в современную систему.
Я поняла, что в системе, которой я собирала, было возможно сначала развернуть боковушки, потом развернуть углы, потом расположить боковушки и затем расположить углы. Итак, что было бы, если бы я выучила все возможные случаи разворота боковушек одновременно с угловыми, и все случаи перестановок? Тогда я смогу решать последний слой всего за 2 алгоритма. Также, количество случаев не такое уж и большое и его легко быстро распознавать. Но где достать эти алгоритмы? Я уже знала некоторое их количество и я понемногу начала добавлять новые. Всякий раз, когда при сборке я не узнавала случай ориентации, я делала старым способом, сначала разворачивала боковушки, а затем углы. И когда я получала случай перестановки, который я не знала, я делала перестановки с помощью уже известных мне алгоритмов за 2 этапа.
Я стала неуклонно совершенствоваться, улучшая свою систему и способность быстро распознавать случаи. В декабре 1981, через шесть месяцев после начала, мое среднее время было около 35 секунд. Время от времени я читала статью студента из Великобритании, который решал кубик за 28 секунд, потом статью человека из США, который решал за 24 секунды. Я всегда гналась за миром, стараясь понять. Часто я чувствовала, что уже некуда сокращать свое время, как будто я уже достигла лимита того, что я могу сделать со своей системой, но тем не менее, со временем, я смогла достичь тех волшебных результатов, о которых раньше читала в газетах. В то время я готовилась к своему последнему экзамену в высшей школе. Я совмещала и подготовку к экзамену, и занятия с кубиком. И я могла заниматься так часами. Удивительно, что в течение лета и осени 1981 года, кубики стали появляться в магазинах Чехии. Официально началось всеобщее помешательство кубиком. Стали проводиться местные чемпионаты в школах и университетах. Я всегда принимала в них участие, часто со своим другом Людеком. Мы оба всегда побеждали с огромным отрывом. Не было никого из тех, кого я знала, с кем я могла бы соревноваться. Я гналась таким образом за временем и за миром.

Зимой 1981/82 года, Чешский журнал "Mlady Svet" объявил о национальном чемпионате, и люди начали присылать свои рекорды. В феврале 1982 года журнал напечатал предварительную таблицу с 10 лучшими результатами. Я не могла поверить своим глазам - мое имя было на первом месте. Я также заметила имя Мирек Гольян, который, выражаясь литературным языком, "дышал мне в спину". Это дало мне дополнительную энергию для тренировок, и я вышла к национальному чемпионату 11 мая 1982 года со средним временем 25 секунд и рекордом в 18 секунд. 10 месяцев с начала моих занятий.

Я победила в полуфиналах, и попала в финал (5-ка лучших). Среди них были Мирек Гольян и мой друг Людек Марек. Финал снимало телевидение. Нам разрешили пользоваться своими собственными кубиками. Лучшая из трех попыток должна была определить победителя. Мы все решали кубик одновременно. Я победила в первом и втором раундах, а Мирек победил в последнем третьем раунде. Мой второй результат 23,55 обеспечил мне первое место, Мирек был вторым (примерно на 2 секунды позади), а Людек был третьим. Первым призом был билет на самолет в Будапешт, на 1-ый чемпионат мира!

Я стала "знаменитостью" на несколько недель, ко мне приходили пачки писем. Все спрашивали одно: описание моей системы. На самом деле в письмах не был указан мой настоящий адрес, только имя и город, ни улицы, ни дома, ни индекса. Но все письма были доставлены.
Я решила опубликовать свою систему в журнале "Mlady Svet". Она содержала все алгоритмы перестановок и ориентаций, и несколько алгоритмов F2L.
Множество людей были разочарованы, узнав, что придется учить много алгоритмов и много тренироваться. Большинство ожидало, что это будет какой-то простой трюк, который можно объяснить за несколько минут.
Я помню одну действительно забавную историю, которая произошла со мной в поезде, когда я ехала в колледж из дома. Паренек сидел рядом со мной и собирал кубик. Я спросила, какой системой он пользуется. Он сказал:"Я использую метод Фридрих". С удивлением в голосе я спросила:"Ты на самом деле запомнил все алгоритмы?". Он ответил:"Нет, их слишком много. Я знаю только некоторые". Я сказала:"Тебе нужно запомнить все, иначе ты не сможешь оценить его силу". Он спросил:"А какую систему используешь ты?". Я с улыбкой ответила:"Я тоже использую метод Фридрих, потому что я и есть Фридрих". Даже не моргнув, ничего не говоря, он просто молча протянул мне кубик. Я решила его примерно за 20 секунд в доказательство своих слов, и мы оба рассмеялись над совпадением.

Меня приняли в колледж, а я продолжала совершенствоваться. Потом, в 1982 году, я усовершенствовала свою систему F2L. Раньше я бы делала сначала первый слой, а потом ставила боковушки из последнего слоя в средний слой. Я разработала алгоритмы, а также алгоритмы, которые перемещают или разворачивают элемент на месте в среднем слое. Когда я полностью перешла на новый способ сборки f2l, я сразу же улучшила свои результаты на несколько секунд и приблизила свое среднее время к 20 секундам (15 месяцев после начала). К 1983 году, я уверенно собирала за 17 секунд. Я знала еще трех человек, которые могли выйти из 20 секунд. Мы тренировались вместе. Когда ажиотаж к кубикам стал спадать, я прекратила работать над своей системой. Второй чемпионат Чехии прошел в марте 1983 года. Роберт Пергл победил во всех трех раундах, если я не ошибаюсь, с лучшим временем 17,04. Он в основном использовал мою систему, но он знал более 600 алгоритмов, и можно было сказать, что он использует некую комбинированную систему. Время от времени, он мог решить последний слой всего за один алгоритм, возможно, подготавливая последний слой во время окончания этапа F2L. И он оставался спокойным и психологически устойчивым в продолжение всего соревнования. Психология - очень важный фактор на соревнованиях. Грош цена тому, что ты можешь дома в спокойной обстановке решить кубик за 16 секунд, если ты нервничаешь на соревнованиях, то твое время может снижаться до 20 секунд. В больших соревнованиях не победить, если не работать над своим психологическим фактором. Роберт на самом деле консультировался с психологом, готовясь к соревнованиям весь год. Что я могу сказать - это принесло свои плоды.

Осмелюсь сказать, что в следующее десятилетие ничего важного в спидкубинге и просто в сфере кубика не произошло. Потом, в 1992 году Герберт Косиемба разработал компьютерный алгоритм с решениями, близкими к "алгоритму Бога" (наикратчайшее решение, которое математически может быть из любой позиции). Это, по моему мнению, было главным событием. Неожиданно мы смогли получать самые короткие решения для любой позиции или узора. Удивительно, но алгоритм Косиембы почти всегда мог находить решение за 20 ходов. Знаменитый узор на кубике "кубик в кубике" ("мезон"), оказалось, можно получить за короткий алгоритм L F L D"B D L2 F2 D"F"R U"R"F2 D, который мы искали длительное время, но так и не нашли. Прогресс был сделан в нахождении самых сложных позиций на кубике (superflip и supertwist). Чтобы вы имели представление о том, насколько революционным был алгоритм Косиембы, предыдущий аналогичный компьютерный алгоритм мог решить кубик максимум за 38 ходов (Thistlewaite"s algorithm). Даже несмотря на то, что алгоритм Косиембы не мог доказать, что не существует позиции, которую нельзя решить быстрее чем за 20 ходов, это была огромное достижение. По мере увеличения компьютерной скорости и памяти, стали появляться другие программы, и постепенно кубик потерял свои шарм и загадочность.

Я опубликовала свою систему в электронной форме в интернете в январе 1997 года, после разговоров с Mike Pugh на мэйл-листе любителей кубика. Он убедил меня в том, что, сделав мою систему общедоступной в интернете, мы поможем многим людям, увлекающимся кубиком. Я сделала копии моей старой пожелтевшей тетради, а он сделал те иллюстрации позиций, которые вы можете видеть на моей страничке. Я добавила свой язык вращений и зарегистрировала сайт. Я никогда не ставила счетчиков на свою страничку, поэтому смутно представляю себе, насколько она популярна. На самом деле, честно говоря, я была уверена, что никто, находясь в здравом уме и памяти, будет учить мою систему полностью. Я думала, что скоростная сборка кубика не будет настолько популярной, чтобы кто-либо захотел потратить уйму времени на заучивание алгоритмов. Теперь я знаю, что я ошибалась. Сложно переоценить силу кубика Рубика. Я восхищаюсь теми людьми, кто сейчас собирает кубик на скорость. В 1981 году кубик был загадочен и непостижим для нас. Мы не имели компьютеров, с помощью которых можно было найти минимальные комбинации. Мы не знали, являются ли те алгоритмы, которые мы находили с помощью проб и ошибок, самыми короткими и лучшими. Неизвестность и вопросы без ответов - вот за что многие энутзиасты любили кубик. Они были движущей силой, толкающей нас вперед. Я не хочу показаться вам старой леди, которая мечтает о прошедших днях, но я пытаюсь передать вам тот дух, ту атмосферу, когда мы пытались разгадать загадку этой чудесной головоломки.

В конце 1996 года, я послала открытку Миреку Гольяну, где я написала только одно - 14-ходовый алгоритм для узора "кубик в кубике" (мезон). Мирек и я не видели друг друга 12 лет, я тогда только получила свою докторскую степень в США. Мы связались сначала по телефону, а затем по электронной почте. В 1997 году я посетила Чехию и, после 14 лет, мы снова собирали вместе кубик, восхищаясь алгоритмом Косиембы, и делясь историями из своей жизни. Мирек вскоре тоже переехал в Binghamton и тоже получил степень доктора наук в той же области, что и я, - в стеганографии и цифровых водяных знаках. Мы стали коллегами по работе и сегодня мы работаем вместе с головоломками кодирования информации и представления ее в цифровых изображениях. После 14 лет наши пути пересеклись снова - два бывших лучших спидкубера Чехии теперь разбираются в секретах цифровых изображений.

Статьи по теме: