Catherine прохождение. ⇡ Любовь без конца. ⇡ Башня над бездной

Игра протестирована на PlayStation 3

Чем старше и взрослее мы становимся, тем чаще сталкиваемся с дилеммой, когда на одной чаше весов лежит личная свобода, а на другой — чувство долга по отношению к близким людям. Правильного решения этой жизненной задачки, по сути, не бывает, ведь каждый выходит из ситуации в меру особенностей своей натуры, собственных желаний и устремлений. Для кого-то обособленное пространство, индивидуальность и независимость являются самыми ценными на свете вещами. Другие, наоборот, не отличаются самодостаточностью и не могут существовать без постоянной привязанности к окружающим. И, пожалуй, едва ли хоть кто-то имеет право на осуждение тех или других — человек должен жить так, как ему хочется.

Другой вопрос состоит в том, кем вы являетесь на самом деле. Среди соблазнов, общественных устоев и привязанностей к конкретным людям порой очень сложно понять собственную природу и выбрать правильный и счастливый путь, в конце которого бы не пришло горестное сожаление о неверном решении и зря прожитых годах. Многие из нас застревают в облаке сомнений в подобных поисках, когда обстоятельства заставляют оперативно принимать то или иное решение.

⇡ Найти себя

Catherine

Catherine выворачивает наизнанку аспект, касающийся самоопределения у зрелых людей, преподнося его в весьма неожиданной и невероятно интересной форме. Достаточно тонкая и по-настоящему взрослая история о том, как мужчина на жизненном перепутье мучительно решает, что же ему делать дальше.

Главному герою Винсенту немного за тридцать, он живёт в маленькой квартирке в шумном городе, работает на самой обычной работе, а его любимым времяпрепровождением являются ежевечерние посиделки в баре с друзьями. Протагонист уже пять лет состоит в отношениях со своей девушкой Кэтрин (Katherine), и та ему всячески намекает на логичное развитие их союза, то есть навевает мысли о свадьбе, семье и детях. Как и любого мужчину, страдающего некоторой инфантильностью и окончательно не определившегося со взглядами на оставшуюся жизнь, подобные перспективы огромной ответственности приводят Винсента в неописуемую панику. Да и встречи с подругой уже не приносят столько удовольствия и приятных эмоций, как когда-то было.

И однажды наш герой встречает Девушку Своей Мечты — Катрин (её имя звучит также, но пишется по-другому — Catherine), молодую, весёлую, раскованную и сексуальную. Винсент совсем не избалован вниманием женщин подобного типа. Правда, подробности знакомства он совсем не помнит, равно как и последующие события, — парень в ужасе просыпается у себя дома после страшного кошмара, а рядом с ним спит голая красавица… По всей видимости, он совершил измену, но вот как это произошло, остаётся загадкой.

Дальнейшие события принимают совсем уж безумный (пусть и вполне очевидный) оборот. Каждую ночь Винсент переживает кошмары, где он карабкается наверх из бездонной пропасти; периодически страдает приступами амнезии, когда дело касается встреч с Катрин; мечется между девушками, но не решается рассказать обеим правду, так как боится сойти за сумасшедшего.

Длинные сюжетные вставки выполнены в виде мультфильма в традиционном анимешном стиле. А сам игровой процесс происходит уже в страшных снах героя, где игроку предстоит решать мозгодробительные (исключительно в хорошем смысле) головоломки.

⇡ Башня над бездной

Вообще, может сложиться мнение, что Catherine совсем уже распадается на две составные части — сюжетную и, собственно, игровую. При этом повествовательный элемент с продуманной и нетривиальной историей окажется куда интереснее прохождения местного инфернального тетриса, по завершении каждого этапа которого мы словно в качестве награды за хардкорный геймплей получаем десятиминутный видеоролик, демонстрирующий дальнейшие события. Но на деле здешние пазлы являются настолько увлекательными, что напрочь задвигают на дальний план все прочие игровые аспекты.

Винсент оказывается в самом низу огромного сооружения из блоков. Ему необходимо забраться на вершину, проложив себе путь наверх, сдвигая нужным образом кубы. При этом через каждый промежуток времени нижний ряд «башни» падает в пропасть, поэтому зевать не рекомендуется — действовать нужно максимально быстро, особенно с учётом того, что в некоторых случаях придётся возвращаться вниз из-за специфичных решений некоторых пространственных задачек.

Сложность растет линейно по мере прохождения — появляются блоки с шипами (стоит замешкаться, как они тут же убивают героя), ледяные (на них герой поскальзывается и может сорваться в пропасть), разваливающиеся под ногами или детонирующие. В общем, найти правильный путь наверх становится крайне непросто. Добавляют проблем другие участники кошмарного марафона, которые толкаются и всячески мешают друг другу.

К слову, вокруг себя протагонист видит лишь баранов, хотя на самом деле это такие же страдальцы страшных снов, как и он, и все они вместе попали в другое измерение на непонятный суд. По ходу повествования в новостях рассказывают о странных смертях мужчин прямо в собственных кроватях — конкурируя в вертикальной гонке на выживание и умирая во сне, люди гибнут и в реальности. Сначала загадочные кончины мало интересуют Винсента и его друзей. Только потом доходят слухи, что погибшие, оказывается, «прославились» изменами своим девушкам. И главный герой начинает догадываться, кого он видит в шкурах овец в своих кошмарах — таких же страдальцев.

На заключительном уровне каждой стадии, которая соответствует очередной ночи в истории, героя ждёт босс. Страшный младенец с бензопилой, огромный мертвец в свадебном платье — гипертрофированные страхи зрелого мужчины предстают в виде отвратительных монстров, стремительно преследующих Винсента и заставляющих как можно быстрее решать головоломки.

Как только вы поймёте общую логику прохождения пазлов в Catherine (скорее всего, это придёт ко второй-третьей стадии), оторваться от игры будет практически невозможно. И даже более важные по замыслу сюжетные вставки захочется побыстрее прокрутить, чтобы вновь вернутся к раскладыванию ящиков и блоков. Хотя видеоролики местами и впрямь оказываются скучноватыми — некоторые длятся по 20 минут и наполнены достаточно нудными разговорами (если не сказать нытьём) героя со своими дружками.

Плюс Винсент является далеко не самым харизматичным и интересным персонажем: это нерешительный, порой трусливый и всячески избегающий ответственности обычный парень. Некоторая «пустота» героя, видимо, предусмотрена для того, чтобы игроку было проще себя ассоциировать с протагонистом и таким образом честно «сыграть роль» в истории.

В Catherine предусмотрена весьма интересная вещь: перед каждым новым уровнем пользователю предлагают ответить на вопрос, к которому даны два варианта ответа. Все касаются выбора между свободой и долгом, а проверяет честность ответов общая системность заданных повторяющихся тестов, перефразированных в новых формулировках. Таким образом создаётся психологический портрет играющего, в некотором смысле его моральная характеристика — в соответствии с этим игра завершается одной из восьми концовок.

С этими тестами, кстати, связана единственная онлайн-составляющая игры — сразу после каждого вопроса нам демонстрируют статистику ответов других пользователей из Интернета. Вообще, было бы интересно поместить управляемых персонажей на единые арены — через эдакий интегрированный мультиплеер здорово бы обыграли присутствие прочих «овец» на уровнях, конкурентную борьбу и взаимные помехи во время карабканья наверх.

⇡ Любовь без конца

Представьте себе, Catherine — редкая игра, сюжетный посыл и тонкости которой откроются только относительно взрослым игрокам, имеющим за плечами определённый жизненный опыт. Более того, ответы, которые вы получите в процессе прохождения, дадут отличный повод ещё раз задуматься о своём месте в жизни и о правильном пути к счастью и гармонии. Серьёзно, редко мы встречаем сюжетно-ориентированное интерактивное развлечение, вызывающее подобные эмоции и рассуждения.

И уж совсем нечасто случается, чтобы видеоигра вдобавок к вышесказанному оказывалась ещё и потрясающе интересной в своем геймплейном аспекте. Знаете, кто-то может равнодушно относиться и к аниме, и к жанру пазлов, но Catherine откровенно плюёт на ваши предпочтения. Она завораживает, не отпускает, одновременно давит на логику и эмоции, а спокойно вздохнуть даёт только после завершения десятичасового прохождения.

И после всего этого запросто может заставить вас вернуться к ней ещё раз — попытать удачу на более высокой сложности.

Ссылки
Графика Неплохое аниме в честном HD — правда, вся игровая часть проходит среди примерно одних и тех же блоков над бездной, но выглядит в целом всё довольно симпатично, отлично соответствуя стилистике видеороликов. 9
Звук Прекрасная озвучка героев и неожиданные «миксы» известных классических композиций. Среди прочего можно узнать, например, кусочек оперы «Князь Игорь». 10
Одиночная игра Отличное сочетание продолжительной неинтерактивной (кроме концовки) драмы и занимательных головоломок. Честно говоря, оба аспекта кажутся несколько обособленными друг от друга, но общего впечатления это нисколечко не портит.
Немного фактов для введения вас в тему. Главный герой - офисный служащий Винсент, раздолбай-неудачник 32 лет от роду. У него есть девушка, Катерина (Katherine), сверстница, более успешная, обеспеченная, серьезная, думает о будущем, даже мадлеры металлические, пластиковые с успехом использует на кухне. С Катериной Винсент пьет кофе. В баре Stray Sheep, где герой оттягивается с друзьями, он познакомился с другой девушкой - назовем ее Катарина (Catherine). Ей двадцать два года, она одевается откровенно, готова лечь в постель с понравившимся парнем в первую же ночь, живет одним днем. С Катариной Винсент пьет виски. Лежащая на поверхности тема игры: кого предпочтет герой, особенно когда Катерина расскажет, что ждет ребенка? Менее очевидная: причем тут разговоры о полетах в космос?

Технически игра выстроена так: Винсент шатается по бару, разговаривая с людьми, прикладываясь к бокалу и читая SMS-сообщения от обеих Кать. Это приключенческая часть. Рано или поздно он уходит домой, засыпает, а в кошмарах составляет из кубиков лестницу и карабкается наверх в поисках выхода. Это пазл-часть. Они перемежаются длинными неинтерактивными сюжетными роликами - как трехмерными, на движке игры, так и чисто анимационными, рисованными. Ближе к концу вы поймете, что у Catherine есть еще одно измерение - это сложный психологический тест с перекрестными проверками правдивости ответов. Самые яркие его эпизоды - исповедальня между этажами пазл-башни, где Винсенту задают вопросы о смысле жизни, о браке, о детях, о сексуальных фантазиях. «Свадьба - это начало жизни или ее конец?» или «Готовы ли вы рискнуть ради любви всем, включая и жизнь?» - и только два варианта, без робких «не знаю». Эти моменты блистательно подчеркнуты и единственной онлайн-фичей Catherine: ответы всех геймеров при первом прохождении хранятся на сервере, и вы можете посмотреть, как распределились голоса других владельцев игры. Очень любопытно.

Многих моих знакомых смущала именно пазл-часть, которую все видели в демке. «Неужели там вся игра такая - таскаешь блоки и прыгаешь?»-типичный вопрос. Честно говоря, я тоже сомневался, что пазл можно сделать интересным и разнообразным, даже если добавить в него визуальные страшилки на тему детей и свадьбы. Но геймдизайнерам удалось с каждым новым уровнем вводить новые условия и типы кубиков: блоки взрываются, скользят, ловят героя шипами, затягивают в черную дыру, передвигаются самостоятельно... Повторяется игра только в одном: проходить пазл в Catherine чертовски сложно - ломаются и мозг, и пальцы; каждый новый уровень - тяжелая, трудовая победа. В Heavy Rain аналогичная задача решалась так: требовалось зажимать какие-то невероятно неудобные комбинации клавиш. Тоже работало, но в Catherine эффект все же масштабнее -вплоть до броска контроллером в телевизор и матерной тирады. Да, и на легком уровне сложности, конечно, играть нельзя - не опускайтесь до этого, пожалуйста.

Закончив очередной уровень кошмара, Винсент просыпается - и в реальной жизни его поджидает еще более сильный удар по мозгам. Он умудряется постоянно попадать в ситуацию «налево пойдешь - коня потеряешь, направо пойдешь - голову отрубят, а прямо - еще хуже будет». И, глядя на его бегающие глаза, на выражение неподдельного ужаса на лице, на капельки пота на лбу, я каждый раз прекрасно понимал его чувства и восторгался мастерству авторов, так точно передавших бесконечное напряжение момента. Чтобы обойтись без спойлеров, воспользуюсь игрой, которой меня научили сотрудники компании «Акелла»: из перечисленных далее фактов, имеющих отношение к Catherine, неверен один. Однажды в моей жизни тоже были две девушки по имени Катя, одна узнала о другой, мне пришлось принимать очень важное решение, и выбор я тоже сделал неправильно. Была и такая, что утверждала, будто послана ангелом, чтобы наставить меня на путь истинный, и представила убедительные доказательства.

В Catherine есть восемь концовок - поэтому внимательнее относитесь к тому, что делаете в игре, и отвечайте честно (жуликов ждут плохие финалы). В конце авторы на всякий случай ломают четвертую стену и прямо объясняют не выползшим из танка геймерам о том, где в Catherine зарыты метафоры о смысле жизни. Чтобы прочувствовать их сполна, за игру можно сесть и во второй раз, пробуя скорректировать ее итог. И не только ее. Никогда не поздно сменить приоритеты, отказаться от покоя и стабильности ради безумства наслаждений, или достичь истинной свободы, отринув стереотипы общества. В конце концов, в 32 года жизнь только начинается.

Выйдите на улицу и оглянитесь вокруг. Каждые трое из четырех увиденных вами людей (то есть 75%) хотя бы раз изменяли своей половинке. По крайней мере, такие результаты получила компания Atlus, когда провела анонимный опрос среди мужчин и женщин в возрасте от 20 до 40 лет. Можно, конечно, тешить себя надеждами, что ваша любовь всей жизни не такая, как все, но статистика — вещь железобетонная.

Впрочем, далеко не у всех людей от тайных встреч на стороне возникает такая же куча проблем, как у Винсента, главного героя Catherine. Представьте: просыпаетесь вы утром, рядом - любовница. И тут вдруг раздается звонок в дверь и шуршание ключа в замочной скважине - это «официальная» вторая половинка пришла без предупреждения в маленькую однокомнатную каморку. Слабо выкрутиться из ситуации?

В любовном треугольнике

Винсенту - не слабо. Хотя это скорее потому, что дуракам везет. Винс - типичный инфантильный раздолбай, живущий сегодняшним днем. Он перебивается временными заработками, обедает в суши-ресторане, боится принимать самостоятельные решения и каждый вечер напивается с друзьями в местной забегаловке. Он уже несколько лет встречается с Катериной, дисциплинированной и амбициозной девушкой, но все никак не решится сделать ей предложение, отчего отношения начинают ожидаемо холодеть.

И тут, в один прекрасный вечер, за столик к Винсенту подсаживается неожиданная блондинка. Ее тоже зовут Катерина (в английском - Catherine, тогда как дисциплинированную дурнушку - Katherine), она красива, легкомысленна, не жаждет отдаваться замуж и очень эротично водит пальчиком по кромке бокала. Вечер удается - наутро похмельный Винсент обнаруживает ее в своей постели.

Первая игра Atlus для консолей текущего поколения оказалась на удивление приятной внешне. Сказывается работа хороших художников и недурная лицевая анимация.

Звучит как завязка для молодежной романтической комедии, не правда ли? Наверное, это потому, что Catherine и есть романтическая молодежная комедия от мира видеоигр. Здесь не спасают вселенную, не отражают атаку инопланетян на Землю и даже не проводят спецоперацию в Афганистане.

Зато по качеству сюжета и подачи истории не так много игр на этом поколении консолей могут соперничать с Catherine. А уж по накалу страстей - и подавно. Хотя после просмотра скриншотов и роликов поверить в это чрезвычайно сложно: нелепые анимешные персонажи корчат рожи, а в перерывах между сюжетными вставками мужик в одних семейных трусах, с бараньими рогами на голове и с подушкой в руке карабкается на гигантскую конструкцию, целиком состоящую из кубов.

Один угол

В Atlus, видимо, тоже сознавали, какое впечатление произведет игра на западных игроков, поэтому привлекали внимание роликами с намеком на контент для тех, «кому за 18». И не прогадали! Конечно, те, кто рассчитывал исключительно на сиськи, останутся недовольны - даже Mass Effect откровеннее, не говоря уже о каком-нибудь The Witcher 2: Assassins of Kings . В Catherine вся эротика ограничивается томными взглядами, загадочными улыбками, короткими юбками и глубокими декольте.

Вы все еще хотите завести детей?

Остальные же получили в свое распоряжение действительно занимательную и в чем-то даже уникальную игру. Стоит сказать, что Catherine разрабатывалась командой, которая отвечает за довольно известную серию японских ролевых игр Persona , и для Atlus «Катерина» - это первый, извините, раз с консолями текущего поколения.

Но Catherine - не RPG, а головоломка пополам с интерактивной новеллой. Соответственно, игра поделена на две равноправных части. Первая - сюжетная. Днем Винсент мечется меж двух Катерин и общается с приятелями, а вечером изливает душу друзьям в баре. Здесь вы можете напиться, посмотреть телевизор, посетить уборную, поиграть на автомате и, главное, пообщаться с различными персонажами.

Рука с вилкой - еще один тайный страх Винсента. Конечно, она явится ему во сне и будет пытаться пришпилить этой самой вилкой к ближайшему кубу.

Во время разговоров вы сдвигаете внутренний «хаосометр» Винсента в сторону порядка или хаоса. Порядок - это жизнь по правилам: дом, жена, дети, работа, ипотека. Хаос - жизнь сегодняшним днем: вечеринки, дискотеки, погоня за каждой юбкой и ежедневное утреннее похмелье. Особенность в том, что в игре фактически нет выбора между добром и злом, и заранее понять, в какую сторону сдвинется стрелка, зачастую практически невозможно. Такая «моральная» система намного честнее, чем в каком-нибудь inFamous или в том же Mass Effect, где вы заранее выбираете, кем вы будете, и просто тыкаете в синие или красные строчки диалогов. В Catherine гораздо интереснее отвечать на вопросы честно.

Всегда тупой

Вторая часть игры - ночные кошмары Винсента. В них он предстает в виде того самого рогатого мужика в семейниках, а все остальные участники кошмаров видятся ему антропоморфными баранами. Впрочем, при разговоре с ними выясняется, что Винс в их глазах тоже тот еще баран.

Задача каждой ночи - под замечательные ремиксы классической музыки вскарабкаться на стену из кубов. Нижний «этаж» конструкции периодически улетает в пустоту, заставляя вас активнее шевелить мозгами. Кубы можно тянуть и толкать, выстраивая себе лесенки, плюс можно цепляться за их края. Кубы в противовес законам физики (впрочем, это же сон) могут держаться почти на пустоте - главное, чтобы они «лежали» на другом кубе хотя бы одним ребром. На этом базовая механика головоломок заканчивается. Но насколько же она получилась глубокой и интересной! На словах это объяснять бесполезно - будет совершенно непонятно. Скажем лишь, что различных трюков, позволяющих преодолеть препятствия, в игре десятки. Несколько баранов даже устроили в безопасных зонах клуб по поиску новых техник карабканья - советуем тоже вступить, очень помогает.

Внимание к деталям - немаловажная составляющая игры. Например, кокетливые фотографии Катерины Винсент стесняется разглядывать на людях. Чтобы их посмотреть, нужно запираться в кабинке туалета.

Разнообразие достигается путем ввода каждую ночь новых видов кубов в игру. Кубы бывают легкие, тяжелые и с ловушками (с шипами и бомбами внутри), бывают ледяными, живыми, загадочными, пружинящими... и появление хотя бы одного из них заставляет мыслить по-другому, ломает старые тактики карабканья и заставляет искать новые.

Головоломки получились действительно сложными, и примерно с середины игры мозги возмущенно вскипают. Доходит до того, что вы сами начинаете воспринимать пазлы как ночной кошмар. Единственное слово, которое идеально описывает состояние игрока, - паника! Пол обваливается все быстрее и быстрее, перед носом - отвесная стена, времени подумать почти нет, действуешь на одних инстинктах и зазубренных техниках из клуба баранов. Зато, финишировав, можно запросто распугать домашних, искренне заорав от радости вместе с Винсентом. Особенно если только что взобрался на стену под рев и огонь босса, которые появляются под занавес ночи. Боссы - гиперболированные страхи самого Винсента. Если накануне Катерина («первая») вдруг сообщила, что беременна, будьте уверены: ночью Винсенту приснится огромный безобразный младенец, который будет пытаться расплющить его руками, сопровождая действо диким ревом: «Па-а-почка! Ну где же ты, поиграй со мной!»

К слову, Catherine - одна из немногих игр, где легкий уровень сложности существует не для галочки. Если вы проходите игру первый раз, то на Normal приходится действительно тяжко - некогда разобраться в механике. На Easy же есть время подумать и попробовать разные способы взобраться на вершину.

Все-таки тяжело быть честным мужиком. Ну как можно пройти мимо такой красотки?

А там вас ждет небольшая площадочка, где кучкуются другие выжившие бараны. С ними можно поговорить, кого-то подбодрить, у кого-то узнать что-нибудь полезное, а у одного барыги (к слову, проживет подольше других) даже кое-что купить на найденные монетки. Особенно интересно проводить аналогии между пушистыми существами в снах и людьми, с которыми Винсент встречается по вечерам в баре. Одни узнаются по голосу, другие - по сложению тела, третьи - по характерным элементам одежды. Проблема в том, что на утро детали сна забываются, так что в пивной они друг друга не узнают. Но вы-то узнаете и получаете от этого массу удовольствия.

Наконец, перед отправкой на следующий уровень вы оказываетесь в исповедальной кабинке, где каждый раз немного приоткрывается завеса тайны над проклятием Винсента, а непонятный (до поры до времени) человек задает всевозможные вопросы, которые влияют на «хаосометр». Опять же, никакого выбора между добром и злом нет, хотя угадать «нужный» ответ тут проще. Но бывает и не совсем: вопросы типа «Разговариваете ли вы с телевизором?» или «Не против ли вы сделать ву-ху с красивым привидением?» раскусить не так просто. Самое интересное, что игра загружает из PSN ответы других игроков, так что и тут интереснее отвечать честно и смотреть, куда вас приведут ответы. А привести могут к одной из восьми разных концовок.

Оговорка по Фрейду

Самое любопытное, что ночные кошмары Винсента органично вписаны в сюжет. Atlus, конечно, не может без мистики, и это хорошо. По городу катится волна непонятных смертей: несчастных мужчин находят утром мертвыми в постели. По слухам, им снятся кошмары, погибая в которых человек отправляется на тот свет и в реальности. У Винсента кошмары начинаются за день до появления в его жизни «второй» Катерины, и это - неспроста.

Статьи по теме: