Дети, с которыми играют в игры. Игры, в которые играют дети. Что дает ребенку игра

В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов - теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями).

И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем.

Вспомним исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас такими взрослыми, какими мы стали.

Резиночки

Как играть. Главный атрибут этой игры для девочек - бельевая резинка. Идеальное количество играющих - 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

Классики

Как играть. Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное - попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.

Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.

Бояре

Как играть. Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли…» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет - остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры - собрать в команде как можно больше участников.

Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».

Тише едешь, дальше будешь - стоп

Как играть. Задача водящего - стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь - стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

Колдунчики

Как играть. Участники убегают от водящего (эта игра - разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него - осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего - не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков - бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.

Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.

Море волнуется раз

Как играть. Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.

Казаки-разбойники

Как играть. Игроки делятся на две команды - «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» - найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».

Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».

12 палочек

Как играть. Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего - собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.

Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.


Вышибалы

Как играть. «Вышибалы» - два игрока - встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» - бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие - не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.

Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.

Я знаю 5 имен

Как играть. Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» - и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.

Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

Съедобное-несъедобное

Как играть. Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет - отбивает. Задача водящего - запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

Ножички

Как играть. Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Существует множество версий игры в «ножички» под разными названиями: «земля», «города», «скамейки», «бабки-дедки», «танчики», «кораблики», «футбол», «морской бой». Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку.

Что развивает: умение обращаться с холодным оружием, внимательность и осторожность.

Колечко-колечко

Как играть. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего - незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников - задержать убегающего.

Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

Вы поедете на бал?

Как играть. Водящий произносит считалку:

Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?

Его задача - запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока - ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

Что развивает: умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

Я садовником родился

Как играть. Каждый игрок выбирает себе имя - название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, - отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) - игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.

Кис-мяу

Как играть. Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий - лицом, игрок - спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Белый - самый страшный цвет. Двое должны уединиться в подъезде. Что они там делают - история всякий раз умалчивает. Зеленый - три вопроса, ответить на которые игрок может только «да». Обычно вопросы каверзные вроде: «Ты его любишь?» Красный - поцелуй в губы. Розовый - то же самое, но в щечку. Желтый - три вопроса наедине. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Синий - поцеловать руку. Фиолетовый -совершить нехороший поступок. Например, наступить на ногу, дернуть за волосы или отобрать украшение.

Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.

Города

Как играть. Ведущий стоит спиной и говорит:»Кали-кали….стоп! Точка!». Слово Кали — столько раз, сколько хочет ведущий. Пока они звучат — дети убегают от ведущего в противоположную сторону. На слово Точка дети останавливаются. Потом ведущий выбирает игрока и прикидывает — сколько до него шагов — больших и маленьких. До города такого-то столько шагов и шажков. Потом он отмеряет это количество, если ведущему удается дотронуться до города рукой, он побеждает, если нет — играет снова.

Что развивает: умение определять расстояние «на глаз»

Нитки

Как играть. Дети берутся за руки и «запутываются», переступая через ноги и руки. Потом кричат: «Бабка, нитки рвутся!» и бабка-ведущий пытается распутать свои нитки (руки и ноги), не порвав (не расцепив руки игроков).

Что развивает: ловкость и смекалку

Красная Шапочка

Как играть. Дети делятся на две части. Одни — крепко держатся крепко за руки и не пропускают. Те, что держатся, кричат:»Красная шапочка, белое перо! Дайте нам.. (имя игрока) ну, Марину к примеру, и больше никого!». Марина разгоняется и пытается пробить брешь в стене из детей по середине. Если пробивает, то берет кого-то из средних детей и возвращается обратно к своим, если не пробивает, то становится к средним.

Что развивает: силу и выносливость

======================================

Инна Морозова

Консультация для родителей

ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ДЕТИ

Сегодня рынок игрушек буквально пестрит головоломками, связанными с составлением картинок. Самыми сложными из них - пазлами - увлекаются даже взрослые. При этом возникает естественный вопрос: насколько нужны подобные занятия ребенку? Что это - пустое развлечение или полезная развивающая деятельность?

Шаг за шагом

Современные составные картинки представляют собой многообразные вариации игры-головоломоки, суть которой состоит в том, чтобы из отдельных кусочков собрать целое изображение. Прежде чем начать сборку, ребенок должен представить, что он собирает, иными словами, у него должен возникнуть образ , который будет направлять его действия. И ребенку необходимо мысленно удерживать этот образ, узнавая в отдельных частях целое. При этом он должен соотносить кусочки между собой и со всей картинкой, т.е. находить для каждого кусочка свое, единственно верное место. Иначе картинка не получится. Всё это, безусловно, требует от маленького ребенка серьезной работы мысли, внимания и сосредоточенности. Такое мышление в психологии носит название «наглядно-образное», поскольку ребенок мысленно оперирует образами, опираясь при этом на наглядный материал.

Врезка

Собирая с малышом 2-3 лет составную картинку, не нужно ожидать от него мгновенного понимания задачи и быстрого ее решения. Восприятие ребенка развивается по линии постепенной детализации воспринимаемого. Только по мере взросления кроха овладевает способностью заметить , а потом еще и узнать предмет . Всем хорошо известно, какое удовольствие детям доставляют игры на узнавание (кто это? - кошка - а это? - птичка и т.д.).

Разрезанное изображение, скажем, кошки, ребенок способен узнать по ушку или части мордочки. Но вот что интересно: ребенок узнает кошку по одной её части - и останавливается. Ему этого достаточно, ему уже не нужно правильно соединять части, он как будто не видит ошибки, словно это не важно, не существенно - ведь он же узнал! Более того, он будет довольствоваться этим неправильно сложенным изображением и вряд ли попытается исправить ошибку самостоятельно. Это связано с тем, что до 3 лет для ребенка отсутствует связь между формой и содержанием - он уже узнал кошку (содержание), так какое теперь имеет значение то, правильно ли она собрана (форма). Такие ошибки в этом возрасте совершенно нормальны. Только после 3 лет он может заметить ошибку в своем решении задачи. И это - настоящая революция в мировосприятии ребенка! Составные картинки бывают разными по уровню сложности, и этот уровень с возрастом должен повышаться.

Можно выделить четыре вида составных картинок :

  1. картинки-вкладыши , которые вкладываются в готовую форму,
  2. разрезные картинки,
  3. кубики с картинками на всех гранях;
  4. пазлы

Картинки-вкладыши

Картинки-вкладыши, кубики или разрезные картинки достаточно традиционные игры. А вот пазлы сравнительно недавно завоевали прилавки игрушечных магазинов. Количество, размер и форма деталей, сюжет и художественное оформление составных картинок бывают самыми разными и зависят от возраста, для которого предназначена игра. Если с картинками-вкладышами могут играть 2-летние малыши, то пазлы предназначаются детям постарше.

Но прежде чем говорить об их достоинствах и недостатках, остановимся подробнее на каждой из перечисленных групп.

Картинка-вкладыш представляет собой картинку с вырезанными частями. Нужно найти недостающие кусочки и вложить на свои места, чтобы получилось целостное изображение. Например, рисунок вазы с фруктами, в котором вырезаны отдельные фрукты. Эта игра предназначена для детей от 2-х до 4-х лет . Ее задачу можно выразить вопросом «чего здесь не хватает?» Обычно дети уже в два года достаточно легко справляются с вкладышами, например, с такими, как ряд овощей и фруктов или ряд собачек одинаковой формы, но разной величины.

Таким образом, занятия с картинками-вкладышами очень хороши для становления и развития только появляющегося у малыша наглядно-образного мышления. Выбирать картинки-вкладыши необходимо исходя из возраста ребенка: чем он младше, тем меньше должно быть вырезано кусочков, тем крупнее детали.

В самом простом варианте этой игры вырезанный фрагмент имеет ровные края, а изображенный на нем рисунок - симметричен (например, симметричная ромашка на кусочке-квадрате). Либо форма кусочка соответствует изображению: вырезанные чашка, блюдечко, ложка и т.д. В этих случаях ребенку, чтобы справиться с задачей, нужно просто понять, из какой части картинки этот элемент. Чтобы усложнить задачу, можно предложить малышу картинку с неровными, но не совпадающими с границами рисунка краями вырезов.

Еще труднее ребенку справится с картинкой, вырезанные части которой имеют ровные края, но изображение, расположенное на них, не симметрично: например, на квадрате нарисована птичка - ребенку приходится следить за тем, чтобы не положить ее вверх ногами. Либо каждый кусочек представляет собой не отдельный образ, а лишь его часть, например, фрагмент вазы или цветка. Здесь ребенок вынужден ориентироваться на форму выреза и соответствующего кусочка (круг вставляем в круглый вырез, треугольник - в треугольный), а также учитывать содержание нарисованного, соотносить детали изображения, все линии, цвета и расположение рисунка. Эти картинки-вкладыши представляют особую сложность для малыша в связи с возрастными особенностями, и на каком-то этапе ему потребуется помощь взрослого. Однако подобные игры подготавливают базу для успешного развития наглядно-образного мышления. Полученный опыт позволит ребенку легче справляться с гораздо более сложными головоломками - пазлами.

Разрезные картинки

Разрезная картинка - это картинка, разрезанная по прямым (как правило) линиям. Ребенку не надо думать о форме кусочков, и он может сосредоточиться на изображении. Это занятие хорошо подходит для детей от 2 до 5 лет. Дело в том, что пока малышу нет 5 лет, ему сложно ориентироваться сразу по двум параметрам - по форме кусочков (то, как разрезана картинка) и содержанию (что изображено). Однако именно в этом возрасте разрезные картинки в наибольшей мере способствуют развитию наглядно-образного мышления.

Самыми простыми разрезными картинками являются изображения отдельных знакомых ребенку предметов (ведерко, домик, бабочка), разрезанные на две симметричные части. Сложность собирания картинки возрастает с увеличением количества частей и с появлением сюжета. Малышам игры с разрезными картинками доставляют огромное удовольствие. Например, дом, разделенный на части («крыша», «стена», «основание») можно «строить». Благодаря такой игре у ребенка развиваются сосредоточенность, наблюдательность, воображение, зрительное восприятие и формируются целостные представления о предмете.

Красочные и художественно выполненные разрезные картинки можно купить во многих магазинах, не только в «игрушечных», но и книжных. Их легко сделать и своими руками, разрезав любую картинку сначала на две, потом на четыре части и т.д. Используя сюжетные картинки можно придумывать целые истории и, выкладывая их, проговаривать, что возле чего находится. Таким образом, можно содействовать и речевому развитию ребенка.

Покупая или самостоятельно изготавливая разрезные картинки, нужно обращать внимание на следующие моменты: изображение на картинке должно быть узнаваемым (в этом отношении мишка для европейского ребенка лучше, чем носорог, а носорог – лучше, чем каракатица); используемые в рисунке цвета должны быть яркими, но не раздражающими; количество деталей должно соответствовать возрасту.

Кубики

Составные картинки на кубиках имеют свою особенность, связанную с формой куба. Фрагмент, расположенный на каждой грани - это уже не просто часть плоского изображения. Чтобы картинка получилась, недостаточно поставить кубик на свое место, его нужно повернуть правильной стороной.

Составные картинки на кубиках предполагают наличие элементарного представления о кубе. Этот вид составных картинок выполняет свою развивающую задачу для детей с 3-4 до 6-7 лет . Знакомство нужно начинать с четырех кубиков, на которых помещено изображение какого-то отдельного предмета (фрукт, собачка, машинка и т.д.). Предлагая игру, все кубики нужно повернуть одной картинкой вверх - это упрощает задачу, малышу остается расположить их в правильном порядке. По мере освоения ребенком этой игры задачу нужно усложнять: сначала один кубик повернуть не той стороной и попросить ребенка найти на нем недостающую часть картинки, затем то же сделать с двумя кубиками, с тремя. Постепенно ребенок освоится в этой игре. Теперь ему можно предложить сюжетное изображение на картинках (например, сцену из знакомой сказки).

Чем хороши кубики? Многие из них выполнены в одном стиле, например, на всех сторонах - сцены из сказок, причем на трех сторонах нарисованы события, происходящие в избе, а на остальных трех - в лесу; все стороны раскрашены в одной цветовой гамме. Поэтому иной раз даже взрослому не легко с первого взгляда определить, правильной ли стороной повернут кубик. Чтобы не ошибиться, нужно быть очень внимательным и терпеливым.

Важные моменты при выборе кубиков: единство стиля, цветовой гаммы, сходство сюжета и уровень сложности, соответствующий возрасту. Именно такие кубики максимально эффективно выполнят свою развивающую задачу.

Пазлы

От приведённых выше составных картинок, пазлы отличаются кривой линией соединения деталей. Это, казалось бы, незначительное отличие меняет сам характер деятельности ребёнка. Собирая пазлы , необходимо форму каждого кривого кусочка со сложными краями соотнести с формой соседних, таких же сложных кусочков и сделать так, чтобы они совпали, т.е. из разрозненных кусочков получилась сплошная ровная поверхность. Это уже само по себе оказывается довольно трудной задачей для малыша. Но, собирая такие картинки, ребенок должен учитывать не только форму элементов, но и то, что на них изображено. До 4-5-летнего возраста игра с пазлами не имеет отношения к работе образного мышления, поскольку трудно учитывать два признака одновременно. Форма для малыша - более простой и значимый признак, чем содержание. Иными словами, малыши обращают внимание на форму кусочков, самой картинки при этом не замечая. Тем не менее, начиная с 4 лет, ребенку можно предложить пазлы из малого количества деталей для знакомства с этой игрой.

Пазлы очень разнообразны и по сложности, и по способу действия. Наиболее простыми являются пазлы , на каждом кусочке которых изображён отдельный, узнаваемый ребёнком образ (рыбка, облако, мальчик на самолетике). Обычно эти картинки имеют рамку с «дном», своего рода подставкой, на которых прочерчены линии, повторяющие контур кусочка. Поскольку целый образ воспринимается легче, ребенку 4-6 лет больше подходит этот, простой, вариант.

В более трудных случаях картинка разрезана на большое количество частей (в своем полном варианте она обычно помещается крышке на коробки). Часто детали на первый взгляд почти не различимы меж собой. Поэтому практически невозможно найти место для каждого кусочка, ориентируясь исключительно по рисунку или цветовой гамме (таковы, например, пазлы с изображением моря или неба). Здесь поможет умение ориентироваться на форму.

Собирание пазлов требует нового, в чем-то более формального подхода к игре. Если в предыдущих составных картинках гораздо проще было начать с узнаваемых моментов, например, с мордочки животного, что значительно упрощало игру, то в более сложных пазлах необходимо сначала задать общую форму, в которую будут вкладываться многочисленные кусочки. Для достижения успеха начинать раскладывание лучше с рамки картинки. Часто ребенок видит, что сюжетную линию уловил правильно и «этот кусочек должен быть где-то рядом с этим», но форма настолько сложна, что он не сразу может правильно соединить детали. Это под силу детям 6-7 лет . В самых сложных случаях кусочки настолько похожи и так легко соединяются друг с другом, что можно не правильно сложить картинку и заметить это, только если быть очень внимательным.

Развивающее значение пазлов. Многие люди отмечают релаксационный эффект этой головоломки. Взрослые не меньше детей, если не больше, любят заниматься составлением картинок; могут неделями собирать пазлы , состоящие из тысяч деталей, которые сами «ведут» руку человека, подсказывая решение. Такое собирание не требует мыслительного напряжения и творческих усилий.

Аналогичное воздействие пазлы могут оказывать и на детей. Часто родители и воспитатели детских садов используют игру ребенка с ними как возможность занять его: пока малыш сидит тихо, спокойно, его не видно и не слышно, можно заняться своими делами. Как и в случае со взрослыми, это занятие позволяет снять излишнее возбуждение, поэтому его хорошо использовать как расслабляющее и успокаивающее средство в работе с чрезмерно подвижными или просто перевозбужденными детьми, а также с детьми беспокойными, излишне тревожными. Однако дети стеснительные, замкнутые, необщительные часто используют собирание пазлов как своеобразный уход от окружающего мира. Таких детей можно увидеть в детских садах: обычно они в абсолютном одиночестве сидят где-нибудь в уголке и чуть ли не часами собирают эти самые пазлы , автоматически подбирая детали. Конечно, таких детей необходимо вводить в круг сверстников, обеспечивая им полноценное общение. Например, с помощью тех же пазлов : устроить коллективное составление картинки.

Но важно отметить, что для того чтобы пазлы действительно имели для детей развивающее значение, необходимо участие взрослого. Ведь любую игрушку ребенку преподносит взрослый, именно он раскрывает ее суть и все возможные способы игры с ней. Ребенок, который остается один на один с коробкой пазлов , скорее всего, сведет игру к механическому подбору деталей картинки.

Развивающая задача этой игры заключается в формировании образов и представлений ребенка. Задача взрослого - помочь ребенку удержать в сознании собираемый образ. Чтобы пазлы способствовали развитию мышления, взрослый должен акцентировать внимание на сюжете картинки, т.е. именно на том, что собирает ребенок, а не на рамке или форме кусочков.

С маленькими детьми можно придумывать рассказы и сказки по картинкам, которые рассказываются по мере их составления. Например, раскладывая картинку с изображением леса и его жителей, можно рассуждать с ребенком следующим образом: «кто нарисован на этом кусочке? – птичка – что у нее в клюве? – веточка – а что птичка делает? – летит – зачем же ей веточка? – чтобы построить гнездо» и т.д. Такие рассуждения помогут ребенку не застревать на деталях, а включать их в целостную картинку.

- -


Прежде чем рассказать об играх, в которые мы играем с детьми, хочу сделать небольшое отступление. А именно объяснить, почему для меня так важно не просто дарить своим малышам , но еще и вместе с ними в них играть.

После рождения Алины, помимо всех прочих вопросов, меня очень стали интересовать всевозможные развивающие игры и игрушки. А когда родился Егорка, я погрузилась в этот вопрос с головой. И всё свое свободное время посвящала (сейчас уже не всё) играм и занятиям с детьми.

Но сразу хочу сказать (оглядываясь назад), что не важно, чем Вы занимаетесь с ребенком, важно как Вы это делаете и насколько сами вовлечены в процесс.

Для меня игра с детьми – это полное мое погружение в деятельность (если, конечно малыш не просит обратного). Именно в таком формате необходимо начинать играть с самыми маленькими.

А вот вариант, дать игрушки и сидеть рядом, смотря в телевизор или в журнал – я отклонила сразу. Лучше, в таком случае, честно сказать, что Вы полчаса будете заниматься своими делами, а потом обязательно поиграете с ребенком. Дети вполне могут какое-то время развлекать себя самостоятельно. Главное, чтобы это не происходило постоянно.

Для меня лучшим объяснением того, почему необходимо обязательно играть (либо что-то делать) вместе с мамой, папой и т.д., стало открытие Льва Семеновича Выготского. Он доказал, что у каждого ребенка есть так называемая «Зона ближайшего развития». Это те умения и навыки, которыми малыш сможет овладеть в ближайшее время, благодаря тому, что родители его этому учат и показывают. И, эта зона тем больше, чем больше времени родители занимаются со своим ребенком.

» появилась новая статья ««. Это статья про «зависимость» детей от компьютерных игр (и как с ней справиться). Многие считают увлечение детей компьютерными играми чрезмерным, а пристрастие приравнивают к болезни. Отсюда практически единственное решение — ЗАПРЕТ, наказание и отчуждение.

Которые, как вы догадываетесь, не срабатывают (иначе проблема не была бы проблемой).

Но есть . О которой рассказывают наши читатели на своём собственном практическом многолетнем опыте работы с группами детей.

Известный факт: большинство детей обожают компьютерные игры. Ещё один, менее известный факт: без компьютера и телефона дети создают аналоги компьютерных игр (о чём подробнее — далее). То есть, налицо явление, попахивающее игроманией и зависимостью .

Реальный пример: дело в детском палаточном лагере. Полно интересных занятий:

  1. Можно изучать разные виды костров.
  2. Печь картошку и шашлык.
  3. Петь песни и рассматривать созвездия.
  4. Тренировать выживание.
  5. Купаться и загорать.
  6. Проходить тренинги, курсы и всячески развивать способности.
  7. Рукоделить, рисовать, творить.
  8. Можно играть в десятки других реальных и полезных на практике игр.

В лагере правило: Днём нельзя играть на телефонах. Значит, полно свободного времени. Как раз можно заняться делом…

Но нет. В любое свободное время дети играют в имитацию компьютерной игры. Например, по мотивам компьютерной игры про зомби играется похожая игра, сюжет сочиняется по ходу одним из детей по одним им известным правилам. Точно так же создаются игры про космос, пиратов и пр.

Почему это происходит? Почему бы не отвлечься и не заняться жизнью? Попробуем разобраться.

Первое, что бросается в глаза:

дети не играют в настоящие игры, так как не могут.

Есть лишь подмена настоящих игр (комп или устная игра) — насколько хватает способностей.

Простейший выход – запретить любую форму подмены настоящих игр. Тогда, в теории , детям придётся играть в реальные жизненные игры, и всё будет ок.

Но, обратите внимание: подмена — не от хорошей жизни.

По тем или иным причинам детьми утрачена способность играть в жизнь . Поэтому запрет любой подмены уничтожает остатки способностей — становится не к чему приложить оставшиеся крохи. А способности без применения, как известно, постепенно отмирают.

Что делать? Налицо дилемма:

  1. Запретить – не выход.
  2. Не запрещать – оставить проблему без решения.

Кстати, почему дети находятся на уровне «подмена настоящей игры», а не «иметь настоящую игру» или «создавать настоящую игру»? Хороший вопрос с простым ответом.

Очень многим детям с рождения не позволено играть в жизнь.

Контакт, в основном, лишь с подменой:

  • игрушки как имитация настоящих вещей,
  • общение со стороны старших – как с неполноценными недоумками,
  • общение со сверстниками – пародия взрослого общения со всеми подсмотренными драматизациями.

Вдобавок, в большинстве случаев:

  1. Настоящая помощь родителям (например, по дому) исключена по причине «косорукости» и неумения работать.
  2. Тренировка полезных для жизни навыков (общаться, решать проблемы, договариваться, любить, распознавать ложь и так далее) отсутствует как класс.
  3. Зато идёт обучение бесполезным в реальной игре умениям типа писать сочинения или зазубривать стихи.

Итак, с рождения, в течение десятилетия, а то и двух, доступна лишь подмена настоящей игры.

Детям некогда было научиться – не было доступа к игре в жизнь!

О каком переходе от подмены к реальности может идти речь? Даже дома подростки с боем заставляемы выносить мусор и худо-бедно мыть посуду. Что говорить про детский лагерь…

В лучшем случае – человек годам к тридцати наберётся опыт для настоящих игр (как раз потерянное десятилетие набежит).

Но с правильным подходом освоить игру в жизнь можно и раньше.

Практический пример: в лагере уже шесть лет постоянно действуют два правила:

  1. Увеличить ответственность детей (они – причины над состоянием своих тел, они отвечают за сухость вещей, за обгорание на пляже и т.д.)
  2. Общаться с детьми как с равными полноценными людьми, отлично и самостоятельно решающими проблемы, а не как с источниками проблем.

В обычных условиях двух правил целиком достаточно для создания хорошей спокойной обстановки и сотрудничества. Но участия в реальных играх правила сами по себе не добавляют. Поэтому в последних лагерях введено новое правило:

  1. Мягко и постепенно добавлять реальные игры в жизнь.

Обычные, стандартные игры в жизнь:

  • дежурство на кухне (самая сложная игра, даже 12-13-летние к ней совершенно не приспособлены),
  • мытьё посуды в полевых условиях,
  • душ-топтун,
  • нанесение воды в бочку,
  • обучение,
  • рукоделие,
  • пробежки,
  • стирка вещей,
  • походы,
  • борьба со стихией
  • и так далее.

В принципе, это то, что родители пытаются навязать детям (примерно к подростковому возрасту). Но «навязать» после полного отсутствия игр в жизнь в течение десяти лет и «мягко и постепенно добавлять» — это разные вещи. Ключ — постепенность. Когда освоен один пункт — добавляется второй. После второго — третий. Когда освоены пять-шесть практических жизненных навыков, можно вводить по два-три пункта за раз.

Очень важно: отсутствуют подавление, наказание, обесценивание, негативное сравнение и другие способы навязывания. Присутствуют

  • поддержка
  • ободрение
  • помощь
  • приязнь
  • радость и лёгкость

Да, сначала дети могут ходить грязноватыми и спать в слегка влажной палатке. Вначале обед готовится 3 часа, а завтрак (рекорд) — 2,5 часа. Да, вначале 90 % свободного времени — игра в имитацию компьютерной игры. Вначале постоянные попытки играть в игры на телефоне.

Но постепенно, мягко, ко второй неделе лагеря ослабела тяга к подмене игры :

  1. Намного реже пришлось «арестовывать» телефоны.
  2. Дети реже играли в устную игру.
  3. В игру включены не только разговоры, но и палки, пробежки, засады – больше реальных действий .
  4. Каждый из детей вырубил палку (что в начале лагеря делать отказались).
  5. Они тренировались с палками на зарядке, чего в начале боялись (несмотря на опасность столкновения с палкой).
  6. Больше общения между собой и с воспитателями не на игровые темы (без усилий общаться со стороны воспитателей).
  7. Сон под звёздами (по собственному желанию).
  8. Костры, шашлык и картошка.
  9. Под конец в ход пошли даже песни у костра (дети пели, по своему желанию, свои песни 🙂).

И, самое важное:

Дети начали создавать собственные игры в жизнь.

Один из примеров: найденная собака накормлена, напоена и не хотела уходить. Другой пример — помощь потерявшейся девочке. Третий пример — отличные фото-задания типа «лучшая текстура» или «лучший экстремальный раккурс».

Налицо переход к большему количеству настоящих игр в реальной вселенной. Выводы на будущее:

Не запрещать подмену настоящих игр. Просто добавлять больше игр в жизнь

И, главное – добавить большую сложную цель, общую игру для всех для совместной работы. И, как минимум, просто не будет времени на подмену настоящих игр 🙂

Само собой, тем, кто добавляет игры в жизнь, стоит самим уметь в них играть. Но это не проблема, всегда можно научиться или усовершенствоваться. Особенно когда есть большая цель для совместной работы.

Надеемся, наш опыт «отучения» от «игромании» вам пригодится 🙂

Понятие «игра» имеет много толкований. У древних греков слово «играть» трактовалось как «предаваться ребячеству», у римлян игра означала веселье, а у древнегерманских народов она представлялась как ряд движений, доставляющих радость.

Впоследствии на всех европейских языках слово «игра» стало обозначать обширный круг человеческих действий, доставляющих удовольствие.
Игра в жизни ребенка занимает важное место. До семи-восьми лет она является основным видом занятий, и только позже ее сменяет учебная деятельность. С помощью игры ребенок познает и исследует мир, применяет новые навыки, возможности, общается со сверстниками, усваивает правила и социальные роли. В одной игре он доктор, лечащий пациентов, в другой – продавец камушков и цветных фантиков, в третьей – учитель. Игра – это уникальный мир, где стираются грани между фантазией и действительностью, раскрываются те возможности ребенка, которые не реализуются в его обыденной жизни. Дети живут в этом необыкновенно увлекательном мире и радуются каждому мгновению.

Игра формирует познавательные способности, развивает воображение, умение импровизировать, творчески мыслить. В игре ребенок приобретает множество полезных качеств: ловкость, наблюдательность, память, а также учится сравнивать, размышлять, анализировать. Ребенок, с которым много играют, быстрее становится самостоятельным, поскольку со временем сам начинает придумывать себе занятия и игры.

Все игры, помимо развлекательной роли, априори значимы, полезны для ребенка, ведь они развивают в нем различные качества, черты характера, обучают чему-то новому. Так, например, игры с мячом развивают у детей ловкость, выносливость, тренируют координацию движений и внимание. Игры на воображение способствуют формированию умения творчески, нестандартно мыслить, фантазировать.

Игры с мячом
«Картошка».

Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то из игроков мяч не отбил, он садится в центр круга, а игра продолжается. Любой из игроков по желанию может выручить «провинившихся». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. Тот, кого коснулись мячом, вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга также стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то из игроков это удалось, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросивший мяч, занимает их место.

«Одиннадцать».
Первый ребенок бросает мячик любому другому игроку, говоря при этом «Один!». Дальше мячиком перебрасываются молча, отсчитывая про себя броски до десяти. Тот игрок, которому выпало бросать мяч одиннадцатый раз, вместо того чтобы ловить, отбивает его руками в землю, проговаривая громко «Одиннадцать!». Если одиннадцатый игрок не смог отбить мяч или сбился со счета, он отправляется внутрь круга и там сидит на корточках. Цикл игры повторяется, но теперь уже задача «одиннадцатого» отбить мяч не в землю, а выбить им провинившегося игрока внутри круга. Если ему это удается, «провинившийся» возвращается в игру, если нет – игрок присоединяется к «штрафникам». Бывает, что к концу игры остается всего лишь один действующий игрок. Тогда он молча набивает мяч о землю десять раз, а на одиннадцатый выбивает кого-нибудь из круга, и игра продолжается.

«Смешинки»
Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет, например, кастрюля. Игроку, поймавшему мяч, необходимо быстро придумать этому предмету смешное название, допустим «варилка».

Игры, развивающие воображение

«Угадай-ка» (от 2 до 5 лет)
Сложите в небольшой непрозрачный матерчатый мешочек разные предметы: теннисный мячик, зубную щетку, массажную расческу, конфету, тюбик крема, катушку ниток, резиновую игрушку и т.д. Ребенок опускает руку в мешок и, держа предмет в руке, говорит вам, что он поймал, а также из чего это сделано. Эта простая игра развивает воображение и тренирует память.

«Угадай рисунок»
Игроки разбиваются на две команды. Первая команда загадывает рисунок. Из второй команды вызывается «художник», ему завязываются глаза, и команда противников начинает говорить, куда вести карандаш (вверх, вниз, влево, вправо). Художник выполняет команды и старается угадать, что за рисунок в конечном итоге должен получиться. Как только художник угадывает рисунок, его команда получает очко. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество очков.

Игры на внимание

«Самый внимательный»
Участники конкурса становятся в одну линию. При слове ведущего «суша» все прыгают вперед, при слове «вода» – назад. Конкурс проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова «вода» произносить другие слова на водную тематику, например, море, река, залив, океан. Вместо слова «суша» – берег, остров. Прыгающие невпопад выбывают; победителем становится последний игрок – самый внимательный.

«Только зеленого цвета!»
Играющие садятся в кружок. Выбирается какой-нибудь цвет, например зеленый.
Буква «М», – говорит ведущий, а затем называет игрока. Участник, которого он выбрал, в течение минуты должен назвать десять предметов зеленого цвета, чье название начинается на букву «М».
Если игрок справляется с заданием, он получает один балл, а ведущий называет другую букву и другого игрока.

Игры на развитие памяти

«Все помню»
Участники садятся в кружок. Оговаривается тема, на которую будут произноситься слова (например, города, растения, животные и т.д.). Затем первый игрок называет первое слово. Второй игрок должен назвать первое слово и свое. И так по цепочке: следующие игроки называют свое слово и уже прозвучавшие слова. Допустивший ошибку выбывает из игры.

«Волшебный мешок с подарками»
На полу раскладывают десять-пятнадцать предметов разной формы, цвета, функциональной принадлежности. В течение минуты дети рассматривают и запоминают их. Взрослый складывает вещи обратно в мешок и просит ответить на вопросы о предметах. Например, какого цвета был брелок? Или сколько резинок для волос лежало на полу? Тот, кто правильно отвечает, получает предмет в подарок.

«Что исчезло?»
На столе лежат несколько предметов или картинок, на которых изображены предметы. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается, в это время взрослый убирает один предмет или картинку. Малыш должен отгадать, что исчезло.

Каждый новый день ребенок познает мир. Еще, будучи в младенческом возрасте, он тянет в рот попавшиеся под руку предметы, исследует маленькими пальчиками яркую игрушку. Становясь постарше, через игру малыш открывает для себя свойства окружающих предметов, усваивает систему социальных ролей, развивает творческие способности. Главное – чтобы у ребенка не угасал интерес к тому, что его окружает. И поддержанию этого интереса способствует детский способ познания мира – игра, ведь играть – это так увлекательно, весело и познавательно!

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП материалов о новом человеке, новой экономике, взгляде на будущее и образовании вы можете найти там, где вам максимально удобно
Статьи по теме: