Холина н география профильный уровень

География. Профильный уровень. В 2 кн. Кн. 1. 10 класс. Холина В.Н.

5-е изд., стер. - М.: 2013 - 320 с.

Учебник является неотъемлемой частью УМК - победителя конкурса Национального фонда подготовки кадров (НФПК) по созданию инновационных учебно-методических комплексов. Он состоит из двух книг, в которых курс социально-экономической географии мира рассматривается на профильном уровне (210 ч. в 10 и 11 классах). Отдельные разделы учебника могут изучаться как элективные курсы.

Формат: pdf

Размер: 74,5 Мб

Скачать: 11 .01.2017г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Дрофа" (см. примечание)

Содержание
Введение 3
РАЗДЕЛ 1. ГЕОГРАФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Тема 1. География как наука 5
§ I. Почему география - самостоятельная наука? 5
§ 2. Что изучает география? 9
Тема 2. Методы географических исследований 14
§ 1. Какими были первые методы географических исследований? 14
§ 2. Что такое географические законы и модели? 15
§ 3. Каковы новейшие методы географических исследований? 21
РАЗДЕЛ 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА: ГОСУДАРСТВА И ГРАНИЦЫ
Тема 1. Объекты политической карты мира 29
§ I. Каковы основные черты независимых государств? 31
§ 2. Какие формы государственного устройства имеют независимые государства? 37
§ 3. Почему на политической карте мира появляются непризнанные и самопровозглашённые государства? 40
§ 4. Что такое международные территории и акватории и каков их статус? 50
§ 5. Где и почему расположены территории с неопределённым статусом? 57
§ 6. Когда и почему появились на политической карте мира несамоуправляющиеся территории? 59
§ 7. Какие функции выполняют межгосударственные политические организации? 64
Тема 2. Территория и границы государств 74
§ 1. Какие объекты входят в состав территории государства? 74
§ 2. Где проходят государственные границы? 75
§ 3. Чем вызваны территориальные споры между государствами? 84
Тема 3. Формирование политической карты регионов мира 87
§ 1. Какие события повлияли на формирование современной политической карты мира? 87
§ 2. Как формировалась политическая карта Европы? 89
§ 3. Как формировалась политическая карта Азии? 102
§ 4. Как формировалась политическая карта Африки? 118
§ 5. Как формировалась политическая карта Америки? 131
§ 6. Как формировалась политическая карта Океании? 142
Тема 4. Политическая география и геополитика 155
§ 1. Каковы основные положения традиционных геополитических теорий? 155
§ 2. Какие принципы лежат в основе современных геополитических моделей? 167
РАЗДЕЛ 3. БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ: ТИПЫ СТРАН
Тема 1. Показатели уровня социально-экономического развития стран мира 174
§ I. Как оценить уровень развития и тип страны? 174
§ 2. Где найти статистические показатели об уровне и качестве жизни? 183
§ 3. Почему валовой национальный доход является основой для классификации стран? 185
§ 4. Как самому составить классификацию стран? 189
Тема 2. Типы стран современного мира 194
§ I. Как различить более развитые и менее развитые страны? 194
§ 2. Какую роль в мировой экономике играют экономически развитые страны, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны? 196
§ 3. Какие типы стран выделяют географы? 204
§ 4. Какова модель формирования колониальной структуры экономики? 214
РАЗДЕЛ 4. НАСЕЛЕНИЕ И КУЛЬТУРА
Тема 1. Размещение населения 226
§ I. Где и когда появились на Земле первые люди? 227
§ 2. Как узнать точную численность людей? 228
§ 3. Какие факторы определяют расселение людей? 232
§ 4. Почему люди переезжают из одной страны в другую? 237
§ 5. Какие показатели используют для оценки количества и качества населения? 241
§ 6. Как изменялась численность населения по регионам мира? 250
§ 7. Грозит ли Земле перенаселение? 254
§ 8. Как государство может регулировать число своих граждан? 260
Тема 2. Культурные районы мира 267
§ I. Что такое культура и из каких элементов она состоит? 267
§ 2. Как и где формируются этносы как главные носители культуры? 268
§ 3. Как формируются языки и как они влияют на образование этносов и государств? 275
§ 4. Как религии влияют на культуру и хозяйство регионов мира? 284
§ 5. Какие историко-культурные районы выделяют в мире? 308

ГЕОГРАФИЯ. Профильный уровень. ГЕОГРАФИЯ. Профильный уровень. Учебно-методический комплект для 1011 классов социально-экономического профиля В. Н. Холина Российский университет дружбы народов, экономический факультет




Сфера использования: многовариантность класс социально-экономического профиля Курс рассчитан на 210 часов (3 часа в неделю) Отдельные разделы могут изучаться как элективные курсы, рассчитанные на 1235 часов Цифровые ресурсы к некоторым темам – в общем курсе географии РЕКОМЕНДОВАНО МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


Инновационность Формирование нового качества образования: Новое содержание – учебные темы максимально приближены к реалиям современной жизни доступ к ресурсам, возможность применить знания на практике, поиск самостоятельный выход за закономерности, которые в других вариантах обучения объясняются учителем


Новизна проекта Избыточность материала – возможность формирования индивидуальной траектории обучения (для ученика и для учителя), Знания – для планирования карьеры Использование современных информационных технологий: они привычны учащимся, но сравнительно мало распространены в традиционной системе образования





Разделычасы 10 класс 1 География и познание мира13 2 Политическая карта мира35 3 Типы стран26 4 Население и культура31 ИТОГО, 10 класс, вкл. Резервные часы класс 5 География городов20 6 Мировое хозяйство65 7 Устойчивое развитие20 ИТОГО, 11 класс, вкл. Резервные часы105 Структура курса






Сайт информационной поддержки /


Роль сайта информационной поддержки методическая поддержка учебного процесса, через виртуальные методические объединения учителей с коллекциями педагогических находок. Учащиеся могут размещать на сайте свои творческие и исследовательские проекты На сайте размещаются обновленные материалы с конъюнктурной правкой.


















Конкретные практические задачи, решаемые в курсе Оценка влияния доли городского населения на уровень социально-экономического развития страны Оценка сформированности систем городского расселения (с использованием правила «ранг-размер») и разработка оптимальных систем расселения Анализ ценообразования на землю в конкретном городе (по функциональным зонам) Функциональное и экологическое зонирование территории города Выбор оптимального места жительства в городе для людей разного уровня достатка и разных социальных групп Оценка уровня социально-экономического развития страны по показателям структуры экономики


Конкретные практические задачи, решаемые в курсе Оценка факторов размещения промышленных предприятий Анализ статистики по внешней торговле в динамике (объемы, география и товарная структура экспорта и импорта) по странам и регионам мира Проведение многопризнакового и однопризнакового районирования Выбор наиболее существенных признаков для районирования Оценка качества административно-территориального деления и нарезки округов для голосования Оценка распределения национального дохода между районами страны – построение кривой Лоуренса и картографирование результатов анализа




Формы занятий: домашняя работа Поиск нужной информации в учебнике Работа с источниками информации, в том числе с Интернетом и СМИ Выполнение практических заданий и анализ результатов Подготовка мультимедиа-презентаций Но от домашней работы можно отказаться вообще!


Оценка знаний учащихся «Традиционный» вариант предполагает выставление текущих оценок (по пятибалльной шкале) за: выполнение заданий практикума – рабочей тетради выступления на уроках (доклады, презентации доказательность позиции в дискуссии) текущий тестовый контроль итоговой тестовый контроль Итоговая оценка выставляется как среднее арифметическое всех оценок.


Оценка знаний учащихся «Балльно-рейтинговая система» Максимальное количество набираемых баллов за одну четверть – 100. Баллы выставляются учителем за: посещение (по 1 баллу за занятие) выполнение заданий (по 1-5 баллов за каждое задание) доклады и презентации участие в дискуссии Правила должны быть сформулированы и известны всем – и ученикам, и родителям и руководству школы. При переводе в пятибалльную систему баллов это «отлично», 8475 баллов «хорошо», 7455 «удовлетворительно», менее 54 неудовлетворительно.


ГЕОГРАФИЯ ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ГЕОГРАФИЯ ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Учебно-методический комплект для 1011 классов социально-экономического профиля В. Н. Холина кандидат географических наук, заведующая кафедрой региональной экономики и географии Российского университета дружбы народов

Рабочая тетрадь является неотъемлемой частью инновационного учебно-методического комплекта В. Н. Холиной для изучения географии на профильном уровне. Задания, помещенные в тетради, направлены на развитие умения работать с информацией (текстом, картами, статистическими сведениями и др.), анализировать ее, обобщать и представлять. Ссылки на интернет-ресурсы позволят расширить представления по изучаемой теме.

Как оптимизировать размещение бизнеса при заданных условиях?

Представьте, что вы - купец времен Дмитрия Донского. Вам предлагается начать дело, имея начальный капитал в 1000 у. е., в одном из двух мест:
1) в Москве, где гарантируется ежегодная прибыль с накопленного капитала в 50%;
2) в любом из удаленных городов - Рязани, Владимире, Твери, Новгороде, Смоленске, Курске, Александрове, Ростове Великом, где ежегодная прибыль 100%, однако каждый второй год вы теряете половину накопленного капитала из-за набегов татар.
В каком из этих мест через 10 лет вы накопите больший капитал?

Раздел 1. География в современном мире
Задание 1. Выбор места для постройки города
Задание 2. Как оптимизировать размещение бизнеса при заданных
условиях?
Задание 3. Как изменится размещение зон в модели И. Тюнена, если через город - единственный центр рыночной зоны протекает
судоходная река?
Задание 4. Как изменится размещение зон в модели И. Тюнсна, если неподалеку от главного центра рыночной зоны расположен
меньший по размеру город со своей рыночной зоной?
Проверьте свои знания
Раздел 2. Политическая карта мира
Задание I. В каких регионах мира расположены монархии?
Задание 2. В каких регионах мира расположены федерации?
Задание 3. В каких регионах мира расположены
несамоуправляющиеся территории?
Задание 4. Какую роль сыграли естественные рубежи в формировании
государственных границ?
Задание 5. Как формировалась политическая карта Европы?
Задание 6. Как формировалась политическая карта Азии?
Задание 7. Как формировалась политическая карта Африки?
Задание 8. Как формировалась политическая карта Америки?
Задание 9. Как формировалась политическая карта Океании?
Задание 10. Как изменилось геополитическое положение
России после распада СССР?
Проверьте свои знания
Раздел 3. Богатство и бедность: типы стран
Задание I. Где и почему расположены богатые и бедные регионы
мира?
Задание 2. Чем различаются страны с высоким, средним
и низким уровнем доходов?
Задание 3. Как самому составить многопризнаковую
классификацию стран?
Задание 4. Какую роль играют в мировой экономике экономически развитые страны,
развивающиеся страны и страны с переходной экономикой?
Задание 5. Почему наименее развитые страны имеют чрезвычайно
низкий уровень и качество жизни?
Задание 6. Как сформировать транспортные коридоры для экспорта
товаров из стран, не имеющих выхода к морю?
Задание 7. Почему малые островные государства привлекают особое
внимание мирового сообщества?
Задание 8. В чем заключаются различия между типологиями и
классификациями стран мира?
Задание 9. Где размещены страны различных типов?
Задание 10. Как формируется территориальная структура
колониальной экономики?
Проверьте свои знания
Раздел 4. Население и культура
Задание 1. Где и почему расположены районы с высокой и низкой
плотностью населения?
Задание 2. Почему и куда направлялись потоки мигрантов?
Задание 3. Как по демографическим показателям определить
уровень социально-экономического развития страны?
Задание 4. Как найти соответствие между страной и половозрастной
структурой ее населения?
Задание 5. Какие исторические событии отразились на форме
демографической пирамиды Российской Федерации?
Задание 6. Где и почему расположены страны с минимальными и
максимальными коэффициентами рождаемости и смертности?
Задание 7. С какими факторами социально-экономического развития
связан «демографический взрыв»?
Задание 8. Как определить страну мира по этническому составу населения?
Задание 9. Какие исторические события способствовали
распространению языков?
Задание 10. Как религии влияют на экономику, политику и культуру
регионов мира?
Задание 11. Где расположены страны с преобладанием последователей
ислама, христианства и буддизма среди верующего населения?
Проверьте свои знания

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу География, 10 класс, Холина В.Н., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

География, Профильный уровень, 10 класс, Книга 1, Холина В.Н., 2013.

Какими были первые методы географических исследований?
Методика географических исследований находится в тесной связи с решением географией её задач:
- исследованием размещения предметов и явлений в пространстве;
- установлением их точного местоположения;
- выявлением их взаимосвязей.

В течение длительного времени, вплоть до конца XVIII в., главным методом географических исследований, позволившим человечеству расширить свои знания об Ойкумене и составить детальные описания известных стран и народов, был экспедиционный. Географические знания о мире накапливались в ходе военных походов, караванной торговли между Востоком и Западом и каботажных плаваний. Практически параллельно с экспедиционным развивались картографический и описательный методы географических исследований. Они позволяли накапливать и систематизировать знания, полученные в экспедициях (рис. 8).
Карта, считающаяся «альфой и омегой» географии, является главной моделью в географии. На карте делаются незаметными случайные детали, что позволяет выявить рисунок территориальной структуры хозяйства, расселения и выйти на новый уровень обобщений. На картах выявляются закономерности, которые невозможно заметить при любом другом способе исследования. Картографические методы остаются самыми популярными в современной географии.

Содержание
Введение 3
РАЗДЕЛ 1. ГЕОГРАФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Тема 1. География как наука 5
§ I. Почему география - самостоятельная наука? 5
§ 2. Что изучает география? 9
Тема 2. Методы географических исследований 14
§ 1. Какими были первые методы географических исследований? 14
§ 2. Что такое географические законы и модели? 15
§ 3. Каковы новейшие методы географических исследований? 21
РАЗДЕЛ 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА: ГОСУДАРСТВА И ГРАНИЦЫ
Тема 1. Объекты политической карты мира 29
§ I. Каковы основные черты независимых государств? 31
§ 2. Какие формы государственного устройства имеют независимые государства? 37
§ 3. Почему на политической карте мира появляются непризнанные и самопровозглашённые государства? 40
§ 4. Что такое международные территории и акватории и каков их статус? 50
§ 5. Где и почему расположены территории с неопределённым статусом? 57
§ 6. Когда и почему появились на политической карте мира несамоуправляющиеся территории? 59
§ 7. Какие функции выполняют межгосударственные политические организации? 64
Тема 2. Территория и границы государств 74
§ 1. Какие объекты входят в состав территории государства? 74
§ 2. Где проходят государственные границы? 75
§ 3. Чем вызваны территориальные споры между государствами? 84
Тема 3. Формирование политической карты регионов мира 87
§ 1. Какие события повлияли на формирование современной политической карты мира? 87
§ 2. Как формировалась политическая карта Европы? 89
§ 3. Как формировалась политическая карта Азии? 102
§ 4. Как формировалась политическая карта Африки? 118
§ 5. Как формировалась политическая карта Америки? 131
§ 6. Как формировалась политическая карта Океании? 142
Тема 4. Политическая география и геополитика 155
§ 1. Каковы основные положения традиционных геополитических теорий? 155
§ 2. Какие принципы лежат в основе современных геополитических моделей? 167
РАЗДЕЛ 3. БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ: ТИПЫ СТРАН
Тема 1. Показатели уровня социально-экономического развития стран мира 174
§ I. Как оценить уровень развития и тип страны? 174
§ 2. Где найти статистические показатели об уровне и качестве жизни? 183
§ 3. Почему валовой национальный доход является основой для классификации стран? 185
§ 4. Как самому составить классификацию стран? 189
Тема 2. Типы стран современного мира 194
§ I. Как различить более развитые и менее развитые страны? 194
§ 2. Какую роль в мировой экономике играют экономически развитые страны, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны? 196
§ 3. Какие типы стран выделяют географы? 204
§ 4. Какова модель формирования колониальной структуры экономики? 214
РАЗДЕЛ 4. НАСЕЛЕНИЕ И КУЛЬТУРА
Тема 1. Размещение населения 226
§ I. Где и когда появились на Земле первые люди? 227
§ 2. Как узнать точную численность людей? 228
§ 3. Какие факторы определяют расселение людей? 232
§ 4. Почему люди переезжают из одной страны в другую? 237
§ 5. Какие показатели используют для оценки количества и качества населения? 241
§ 6. Как изменялась численность населения по регионам мира? 250
§ 7. Грозит ли Земле перенаселение? 254
§ 8. Как государство может регулировать число своих граждан? 260
Тема 2. Культурные районы мира 267
§ I. Что такое культура и из каких элементов она состоит? 267
§ 2. Как и где формируются этносы как главные носители культуры? 268
§ 3. Как формируются языки и как они влияют на образование этносов и государств? 275
§ 4. Как религии влияют на культуру и хозяйство регионов мира? 284
§ 5. Какие историко-культурные районы выделяют в мире? 308.

География, Профильный уровень, 11 класс, Книга 2, Холина В.Н., 2011.
Учебник является неотъемлемой частью УМК — победителя конкурса Национального фонда подготовки кадров (НФПК) по созданию инновационных учебно-методических комплексов. Он состоит из двух книг, в которых курс социально-экономической географии мира рассматривается на профильном уровне (210 ч. в 10 и 11 классах). Отдельные разделы учебника могут изучаться как элективные курсы.

Урбанизация.
Урбанизация (от лат. urbs - город) - исторический процесс возникновения, роста людности и числа городов, концентрации в них экономического потенциала.
Урбанизация сопровождается повышением роли городов в жизни общества, распространением городского образа жизни и формированием систем расселения. Рост числа горожан и количества городов, особенно в менее развитых странах мира, влияние урбанизации на экологическую ситуацию стали к началу XXI в. глобальными проблемами, затрагивающими интересы большинства живущих на Земле людей.

Проблемы географии городов интересуют экономистов, социологов, экологов. Мы займёмся изучением закономерностей размещения городов и сел, системами расселения, оптимальной организацией городского пространства.

Чем город отличается от деревни?
Люди, как правило, не живут изолированно. Они концентрируются в поселениях, где на ограниченной территории компактно размещены дома, места работы, учёбы, магазины, банки и т. п. Человеческие поселения занимают очень маленькую долю от площади Земли (около 1%), но оказывают огромное влияние на экономику и культуру, являясь центрами инноваций.

Содержание
Введение 3
РАЗДЕЛ 5 ГОРОДСКИЕ И СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ
Тема 1. Урбанизация 5
§ I. Чем город отличается от деревни? 5
§ 2. Почему, где и когда появлялись города? 12
§ 3. Почему одни города растут, а другие - нет? 14
§ 4. Где проходит граница города? 16
§ 5. Как растёт городское население в развитых и развивающихся странах? 25
§ 6. Как города влияют на окружающую среду? 32
Тема 2. Системы расселения 36
§ 1. Как определить количество городов, необходимое для устойчивого развития территории? 36
§ 2. Как формируются системы расселения? Каким закономерностям они подчиняются? 39
§ 3. Почему и где возникают периодические центральные места - ярмарки и рынки? 46
§ 4. Как управлять системами расселения? 47
Тема 3. Экономическая и территориальная структура города 50
§ 1. Что представляет собой экономическая структура города? 50
§ 2. Как работает рынок городских земель? 54
§ 3. Почему стоимость земли в центре города выше, чем на окраине? 62
§ 4. Как размещаются в городах жилые кварталы разного качества? 66
§ 5. Кто и как размещает в городе предприятия сферы услуг? 71
§ 6. Как управлять территориальной структурой города? 72
РАЗДЕЛ 6 МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
Тема 1. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства 78
§ 1. Какова динамика отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства? 79
§ 2. Существует ли оптимальная территориальная структура экономики? 87
§ 3. Как проявляется глобализация мирового хозяйства? 90
§ 4. Киотский протокол: кто заплатит за развитие экономики и загрязнение окружающей среды? 97
Тема 2. География сельского хозяйства 107
§ 1. Чем определяется размещение и эффективность сельскохозяйственного производства? 107
§ 2. Где и когда появилось сельское хозяйство как отрасль экономики? 120
§ 3. Какие существуют системы земледелия и животноводства? 124
§ 4. Какие взаимосвязи устанавливают модели в географии сельского хозяйства? 131
§ 5. Какие статистические показатели используют при изучении географии сельского хозяйства? 133
§ 6. Каковы основные тенденции развития и размещения сельского хозяйства мира? 134
Тема 3. Закономерности размещения промышленности 152
§ 1. Чем определяется размещение промышленных предприятий? 152
§ 2. Какие факторы учитываются в моделях размещения промышленности? 158
§ 3. Каковы современные тенденции развития и размещения промышленности мира? 168
Тема 4. География сферы услуг 180
§ 1. Как менялось место сферы услуг в мировой экономике? 181
§ 2. Каковы особенности развития транспортной системы мира? 182
§ 3. Где размешены мировые центры телекоммуникаций, рекламы, финансов? 193
§ 4. Каковы региональные особенности развития туризма? 199
Тема 5. Географическое разделение труда, мировая торговля и региональная интеграция 206
§ 1. Какие выгоды получает страна от специализации, международного разделения труда и мировой торговли? 206
§ 2. Теории мировой торговли: почему страны торгуют между собой? 214
§ 3. Как менялась географическая и товарная структура мировой торговли? 219
§ 4. Каковы особенности участия в мировой торговле стран различных социально-экономических типов? 231
§ 5. Почему страны вступают в экономические и торговые союзы? 237
РАЗДЕЛ 7 УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
Тема 1. Районирование и административно-территориальное деление 258
§ I. Зачем нужно районировать территорию? 259
§ 2. Какие существуют виды районов и принципы районирования? 259
§ 3. Чем различаются районирование и административно-территориальное деление? 265
Тема 2. Основы электоральной географии 272
§ 1. Какие принципы нарезки округов для голосования обеспечивают равное избирательное право? 272
§ 2. Как нарезать округа для голосования? 275
§ 3. Какие показатели используются при географическом анализе выборов? 280
§ 4. Как распределяются места в парламенте между регионами в странах различных социально-экономических типов? 283
Тема 3. Региональное неравенство и территориальная справедливость 289
§ 1. Каковы принципы территориальной и социальной справедливости? 289
§ 2. Как измерить региональное неравенство? 290
§ 3. Какие методы региональной политики использует государство? 297
§ 4. Как взаимодействуют различные типы экономических районов? 303
Приложения 320.

Статьи по теме: