Гид по квестам: выбираем приключение мечты. Квесты и новое краеведение

София Новикова
19 апреля 2019 Перформанс «Дом с призраками »

Очень классный квест, просто супер, слов нет! Одни эмоции! Я представить не могла что это будет так классно! Ооооочень страшно, я еле прошла до конца, но не пожалела. После проходления просто гора с плеч свалилась. Я очень впечатлительная, а дом с призраками умеет впечатлить! Если бы смотритель за нами не пришел я б наверное там и померла:) Большое спасибо за приятную и интересную игру. Хотелось бы, чтобы так проходил каждый наш следующий квест. Успехов в работе!

  • 0
  • 0
  • Ответить
Егор Московский
9 апреля 2019 Квест «Особняк с привидениями »

Замечательный квест, отличные декорации, суперские актеры, вежливая администрация. Всё на высшем уровне. Количество положительных эмоций зашкаливает. Вся команда в восторге, требуют продолжения банкета. Сложным квест не назвать, но гнетущая атмосфера заставляет попотеть даже над самой простой загадкой. Да и хозяин дома - личность весьма капризная. Было весело и страшно, сумасшедший коктейль. Ждите нас, мы обязательно вернёмся.

  • 0
  • 0
  • Ответить
Анастасия Филиппова
24 марта 2019 Квест «Тайна подземелья »

Очень все понравилось! Даже мама в восторге. Чудесные декорации, всё очень атмосферно, актер просто лапочка. При первом появлении чуть не померли со страху, но позже даже почти подружились. Загадки очень хорошо вписаны в тематику. Подсказки преподносятся очень необычным образом)) От них тоже сперва жутко) Мальчишкам, наверное, понравится ещё больше. Но и нам было очень интересно посмотреть на всякие штуки вроде отбойного молотка и кирки))) Так что смело можно идти любой компанией. Спасибо за предоставленные эмоции!

  • 0
  • 0
  • Ответить
Аня Елисеева
20 марта 2019 Перформанс «Дом с призраками »

Это было что-то! Не знаю, как так получилось, что первый квест мы выбрали контактный, но было очень круто! Призрак неслабо заставил нас попотеть и побояться. Слава богу, что на этом квесте нет ничего жесткого, иначе мы бы померли точно. Но даже после того, как призрак напал на нас в первый раз, не причинив особого вреда, нам не стало спокойнее. Мы не знали, чего от него можно ждать через несколько минут. Вообще очень контрастный квест. Поначалу ты думаешь, что всё в порядке и совсем не ждешь подвоха. А потом начинается трэш.) В общем эмоций предостаточно, воспоминаний тоже.) Интересно, активно, страшно. То, что нужно.

  • 0
  • 0
  • Ответить
Диана Холод
16 марта 2019 Квест «Прятки »

Мы с друзьями частенько любим ходить на всякого рода квесты и тому подобное. Но обычные квесты нам уже наскучили. И вот случайно наткнулись на "Прятки в темноте" - это не квест, а игра по командам в полной темноте. Получили незабываемые эмоции и кучу адреналина, хотя повторюсь, удивить нас не так уж и легко. Но команда "ExitGames" профессионально справилась со своей задачей. Спасибо!

  • 0
  • 0
  • Ответить
Дмитрий Щербаков
13 марта 2019 Квест «Особняк с привидениями »

Все очень понравилось. Отдельное спасибо организаторам и актеру квест получился очень интересным и атмосферным. Очень жалко, что длится всего час хотя нам и этого вполне хватило. Очень уютные помещения, администраторы вежливые, игру провели отлично, вовремя, в общем придраться не к чему. А положительных эмоций хоть отбавляй. На мой взгляд, так и должно быть на каждом уважающем себя квесте. Желаем вам процветания.)

Страшики - один из самых многочисленных и распространённых типов квестов. Что поделать? Люди любят пощекотать себе нервы. И с каждым годом публику удивить всё труднее и труднее. Если раньше хватало неприглядного вида комнаты и небрежно лежащего манекена в «крови», то сейчас прибегают практически к киношным приёмам. Вас будут пугать зловещими звуками, туманом, поднявшимся из ниоткуда, мистическим свечением и прочими спецэффектами. Манекенов уже давно заменили на реалистичные муляжи кошмарных созданий. Часто такие монстры не просто находятся в сторонке, а являются аниматрониками, то есть существами, которые двигаются, говорят и взаимодействуют с окружением! Подобные вещи обеспечивают накал страстей и делают квест незабываемым.

12+

Оказаться на борту Энтерпрайза, замке Дракулы или лесном домике из американских слэшеров? Запросто! Целая категория квест-румов посвящена кино, в том числе и советскому. К примеру, существует шпионский квест по мотивам «Семнадцати мгновений весны». Локации таких игр воссоздают иногда один в один атмосферу любимых фильмов. А задания отсылают к сценам или событиям из сюжета.

12+

Это попытка квест-румов уйти от классики - «побега из комнаты». Как правило, такой формат не обходится без участия актёров. Когда отправляетесь на нестандартный квест, помните, что вы можете оказаться в здании, полном зомби, или логове маньяка. Прохождение превращается в адреналиновый экшн с паузами на разгадывание загадок и преодоление испытаний. Помимо игры в кошки-мышки с элементами «Форта Боярда», бывают и другие подходы. К примеру, квесты в полной темноте, где всё приходится делать на ощупь. Иногда квест начинается ещё даже до того, как вы пришли в локацию. Вас могут «похитить» или устроить сюрприз: например, вы отправились в клуб с друзьями, а оказались на танцполе с зомби.

12+

Развитие идеи нестандартного квеста. Актёрам здесь отводится уже более значимая роль. Их игра превращает действо в целое интерактивное представление. Вы можете оказаться в центре захватывающих событий и самых необычных местах. Допустим, посетить постапокалиптическое поселение в духе Безумного Макса. Суровые жители пустоши, кровожадные рейдеры и соответствующее окружение. Неплохо, да?

6+

Считаете, что вам ещё рано ввязываться в столь эпичное приключение? Тогда для вас доступно множество сценариев для новичков. Это не значит, что они хуже. Все три составляющие качественного квеста тут соблюдены - антураж, интересные загадки и атмосфера. Единственное отличие: в игре будут использоваться только базовые механики без наворотов, чтобы не отпугнуть неискушённого «эскейпера».

0+

Для тех, кто хочет провести время с детьми, существует отдельная категория квестов. Ваш ребёнок будет в восторге, когда окажется на борту космического корабля или в таинственной гробнице на необитаемом острове. Такие приключения - отличный вариант для семейного отдыха в выходные дни.

(с англ. quest — поиск) — один из основных жанров компьютерных игр. Однако с недавних пор квест перешел из «матрицы» в реальность. Теперь сбежать из тюрьмы и ограбить банк можно« наяву». Рассказываем о семи столичных центрах, которые позволяют это сделать.

«Клаустрофобия»

« Дом призраков»

Самым первым и самым популярным местом для решения головоломок в Москве стал центр« Клаустрофобия». На данный момент к услугам любителей острых ощущений предложено более 30 квестов на любой вкус. Проходят они круглосуточно, что идеально подходит для тех, кому не спится по ночам. Вот лишь некоторые из них:

  • «Узники подземелья»
    Средневековье. Вы заточены в подземных казематах. Команде необходимо найти способ сбежать оттуда. До появления палача остается ровно час…
    Количество игроков: 2−4

    Расположение: метро Китай-Город
  • «Ограбление банка»
    У вас есть заказ от влиятельного коллекционера: необходимо украсть драгоценную реликвию из банковского хранилища. В вашем распоряжении есть ровно час на то, чтобы обхитрить охрану банка и не попасться в руки правоохранительных органов.
    Количество игроков: 2−4
    Стоимость: будни — от 2500 до 3500 рублей. Выходные и праздничные дни — 4500 рублей.
    Расположение: метро Пролетарская
  • «Коллекционер»
    Новинкой центра« Клаустрофобия» являются перформансы — совмещение игры и театрализованного представления, в котором вы являетесь главным героем и можете управлять развитием сюжета. Перфоманс поразит вас искусными декорациями, «живым» звуковым сопровождением и прочими« фишками», чтобы вы испытали по‑настоящему острые ощущения. Цена заметно выше, но и впечатления ярче.
    Пока что в распоряжении игроков только один сюжет — «Коллекционер». Авторы решили сыграть на самой сильной человеческой эмоции — страхе. Внимание! Испытание не для слабонервных.
    Стоимость: будни — от 8000 до 10 000 рублей. Выходные — от 8 000 до 12000 рублей.

«Шерлок»


« Сибирский шейкер»

предоставлено« Шерлок»

Проект был создан телепродюсерами Александрой Гройсман и Максимом Лебедевым, поэтому шоу — неотъемлемая часть квестов« Шерлок ». В ходе прохождения испытаний игрокам придется задействовать все 6 основных чувств — квесты сопровождаются специфическими запахами и сменой температуры. Все игры проекта объединены в интерактивные серии, поэтому, однажды приняв участие в квесте« Шерлока», вы уже не сможете остановиться. А при посещении всех игровых зон вы получаете доступ к секретному игровому пространству.

Сейчас открыто три игры в формате« выйти из комнаты», в начале апреля организаторы« Шерлока» обещают открыть еще одну игру по мотивам« Алисы в стране чудес», а далее, в течение месяца, еще два новых квеста. Море приятных впечатлений и настоящая встряска мозгов тебе гарантированы.

Серия игр« Из Сибири с любовью"
Количество игроков: 2−4


Расположение: метро Пушкинская, метро Кропоткинская

Enigma(«Булошная»)


предоставлено Enigma

Над квестами этого проекта трудились авторы Высшей Лиги КВН, поэтому есть надежда, что команда сможет не только разгадать головоломку, но и от души посмеяться над ней. А если серьезно, то портфолио центра Enigma не такое разнообразное, как у вышеперечисленных конкурентов, но зато поистине интригующее. Сочетание незаурядных заданий и отличного авторского юмора никого не оставит равнодушным.

«Подвиг разведчика». Вы переноситесь в 1945 год прямо в плен к немцам. Ваша задача —узнать судьбу пропавшего Штирлица и закончить его миссию… Внимание! Challenge для супергероев: квест — бесплатно, если сможете пройти его за 50 минут.

Количество игроков: 4−8
Длительность квеста: 90 минут
Стоимость: будни до 18:00 — 6 000 рублей за команду. Будни после 18:00 и выходные: 7 500 рублей за команду.
Расположение: метро Воробьевы горы

«Росквест»


Эти ребята, пожалуй, самые технологически подкованные среди своих конкурентов. Проект предлагает игрокам всего два квеста, но зато каких — настоящий вызов для интеллектуалов. Задачи в ходе прохождения миссии действительно сложные, все сюжеты — логически продуманные, а в качестве бонуса — наличие высокотехнологичных лазеров, датчиков, кнопочек и пультов, которые помогают сделать игру еще более увлекательной.

За гранью — одна из миссий Росквеста. Задача — отыскать все секреты, которые скрывает дом исчезнувшего профессора.

Количество игроков: 2−5
Длительность квеста: 60 минут
Стоимость: от 2500 до 4000 рублей. Вторник — промо-день игры« За гранью». Всем участникам предоставляется скидка — 500 рублей.
Расположение: метро Автозаводская

Cubiculum


« Карты, деньги, два ствола»

Кубикулум позиционирует свои квесты как« игры с комнатой». Перед прохождением миссии игроки не получают инструкций, конкретных задач и установок. Все решается в ходе игры —комната сама задает сюжет и направляет авантюристов, бросивших ей вызов.

К вашим услугам два квеста и оба с интригующими названиями« Карты, деньги, два ствола» и «Красная кнопка». Суть игр угадывается из их названия: в первом случае вам предстоит за 1 час выиграть миллион долларов в подпольном казино, а во втором — найти красную кнопку и не допустить запуск ракет. Дерзайте!

Количество игроков: 2−4
Длительность квеста: 60 минут
Стоимость: от 2000 до 4000 рублей. Выходные — 4000 рублей.
Расположение: метро Дмитровская(дизайн-завод« Флакон»)

CityQuest


« Тайны старого театра»

Что ж, этот проект мало отличается от других квест-клубов. Сюжеты игр довольно стандартные, но не зря говорят: постоянство — признак мастерства. Очевидно, что игроков в основном привлекает советская тематика(шпионы, правительственные эксперименты) и возможность ограбить банк(хотя бы понарошку). Все эти сценарии прописаны в 3-х играх проекта CityQuest. В апреле ассортимент игр расширится: будут добавлены квесты« Ночь в музее», «Бар», «Чердак», «Рудник», «Склеп» и «Космос».

Количество игроков: 2−4
Длительность квеста: 60 минут
Стоимость: от 2500 до 4000 рублей
Расположение: метро Павелецкая

StoryQuest


« Silent Hill»

Завершает наш хит-парад совсем« юный» проект, который, тем не менее, подает большие надежды. Один единственный квест с леденящим душу названием Silent Hill не может не заинтриговать. По сюжету игроки оказываются запертыми в загадочной красной комнате и им предстоит раскрыть мистические тайны, чтобы спасти невинного! Игра сопровождается зрелищным перформансом, благодаря которому вы забудете о том, что это всего лишь игра…

Количество игроков: 2−4
Длительность квеста: 60 минут
Стоимость: от 2500 до 3500 тысяч
Расположение: метро Волжская

Вот и закончился двухдневный айтишный марафон под названием «Первая региональная IT конференция «Солит» (выпуск второй) , и традиционно проходящий в ее рамках мэшпит. А значит - пора подводить итоги, и делиться обещанной информацией о том, что было сделано, что получилось, а к чему все еще надо стремиться. Про то, что такое мэшпит, и наше видение его на этой конференции, можно почитать здесь http://сайт/news/182, поэтому скажем только, что это была возможность проявить себя в максимальном количестве активностей - начиная от веб-разработки, мобильного девелопмента, и заканчивая консультациями и изучением новых языков и технологий. У нас было 24 часа на то, чтобы познакомиться, сформировать команды, наладить рабочий процесс, избежать острых камней и в конце концов произвести на свет продукт умственного труда - будь то прототип проекта, вклад в развитие open source сообщества, или разработанный план реализации сервиса. Ну и конечно, все это должно было укладываться в определенные критерии - открытость, реалистичность, польза, интерес и конечно же - фан. Сначала немного общей статистики. Мэшпит в той или иной форме участия посетило около 17 человек, из них около половины работало все время и как правило - сразу на нескольких проектах, хоть это и было очень тяжело. На стадии генерирования идей были сделаны наброски 10 потенциальных проектов, из которых на реализацию попали 4. Реальная длительность мэшпита - около 15 часов, ведь надо было еще и на культурную программу успеть, и пива выпить, и отдохнуть не забыть. Итак, не откладывая в долгий ящик, пробежимся по проектам.

Работа с сайтом Белстата с целью получения машиночитаемых данных для их последующей обработки и визуализации

Проблема. Официальные источники в Беларуси выкладывают в открытый доступ просто море информации, в которой содержатся как важные макроэкономические показатели, так и гораздо более локальные данные, полезные для анализа узких проблем. Но, как известно, с голыми данными кашу не сваришь, и сами по себе они ценности не представляют. Но все моментально меняется, если их можно обработать, сделать выборку, отфильтровать ненужное, сравнить массивы, установить зависимости между казалось бы не связанными объектами. Да найти ошибки и неточности, в конце концов! К сожалению, для того, чтобы делать с этой информацией чудеса, ее необходимо получить в готовом для машинной обработки виде - будь то Excel документ (в худшем случае), или гораздо более удобные для работы форматы XML, JSON, REST и т.д. А этого у нас нет. Есть HTML страницы с хаотичной версткой, есть PDF документы, анализ которых невозможен в принципе. Но это не значит, что нельзя было не попытаться. Аналоги. Вообще-то, выкладывание статистики в удобоваримом виде заложено на уровне законодательства во многих странах. В США, например есть http://www.data.gov (поддерживается государством), в России http://www.opengovdata.ru (некоммерческий), не говоря уже о таких вещах, как http://www.datapult.info/ru, позволяющими простым неподготовленным пользователям работать со своими датасетами. Состояние проекта перед мэшпитом. Обсуждался несколько раз в приватных разговорах, дальше разговоров дело не заходило. Что хотелось сделать. Проанализировать как можно больше документов Белстата, постараться найти какие-то паттерны, на основе которых написать парсеры, хотя бы для одного вида данных. Ну и конечно же, постараться что-то тут же извлечь. Что получилось. Разнообразие типов абсолютно не структурированных таблиц на Белстате такое, что даже конвертировав PDF в текстовый формат, вычленить зависимости просто физически невозможно. То есть фактически, для каждого документа надо писать свой парсер, что в свою очередь значит, что проще забить все данные в программу вручную, чем пытаться что-то конвертировать. Поэтому мы решили зайти с другой стороны. Был снят полусерьезный-полушутливый видео ролик - обращение к Белстату (не уверены правда, что на чиновников это подействует). Также решено заняться вопросом вплотную - посредством запросов в само учреждение и через юристов попытаться узнать, каким образом подобные данные можно получать гражданам Беларуси. Ведь где-то там исходная информация все таки есть. Проект уже получил известность на Солите и вызвал серьезные обсуждения. А это значит, что работа по нему обязательно продолжится.

Перевод Drupal на белорусский язык

Квест-Гид

В Солигорске, где скопление айтишников на квадратный метр значительно замедлило скорость интернета БелТелекома, для проекта Квест-гид можно было сделать очень много полезного. Тем более, что в одном месте были люди готовые и могущие помочь в создании технической базы, без которой, проект априори не имеет жизни. Проблем много, начиная от того каким должен быть маршрут (линейный, штурмовой и т.п., а лучше всего чтобы можно было любой использовать), исходя из этого и написание программы тормозится (не говоря уже о том, каким именно языком писать программу, и кто в дальнейшем будет её поддерживать). Опора на какую карту должна быть, для выставления точек квеста? Чекиниться надо или нет? Если нет, то как работать должно, чтобы квест оставался квестом? И в идеале, было бы иметь мобильное приложение. И чем дальше, тем больше возникает вопросов как это сделать, чтобы работало и было юзательным для совершенно не продвинутого пользователя. Перед мэшпитом была только идея и то как это работает на схожих сайтах (проверено на пробном маршруте, и отмечено, то хорошее что есть, и чего не хватает, но очень хочется). Хотелось всё и сразу, но за 24 часа это не реально (разработать дизайн, сделать сайт, продумать все нюансы, наполнить профили, проверить в действии и т.п.) Поэтому было сделано: - дизайн сайта (пусть пока и пробный - мы ищем, пробуем, экспериментируем); - выбран логотип; - придуман слоган (пока на англ., на бел., рус., пол. ищем колорит отражающий суть) - придуманы пробные промо-материалы (как приятное дополнение) - концепция проекта представлена всей аудитории конференции Солит, собраны вопросы и предложения по улучшению. Итого - проект в активной фазе разработки.

FrendLoc

Этот проект олицетворяет собой всю концепцию подобных мероприятий. Ведь само слово «мэшпит» значит смешивание разных технологий для получения чего-то нового, эксперименты, опыты, драйв. На этот раз такое смешивание было сделано буквально за четыре часа одним человеком. В качестве платформы для эксперимента был выбран Twitter и Google Maps, язык разработки - PHP. В настоящий момент в сети уже находится рабочий прототип, но поскольку он требует от пользователя ввода пароля в чистом виде, использовать его крайне не рекомендуется, поэтому и ссылку здесь светить пока не будем.
Суть проекта.
Концепция и конечная цель все еще в разработке, но уже сейчас заложен твердый фундамент для развития. Все, что сервис делает сейчас - вытягивает из Твиттера через API местоположение ваших друзей и показывает его на карте. Своеобразный Google Latitude, только без Гугла. Возможное развитие и применение. А теперь представляем, что можно делать фильтры по хештэгам, то есть юзеры смогут выкидывать в сервис только определенные сообщения, привязанные к карте целенаправленно. Например, сообщить всем, где вы находитесь и что собираетесь сделать прямо сейчас, или анонсировать какое-нибудь событие - возможности практически бесконечны. Перспективы. Разработчик настолько вдохновился своим мини-проектом, что клятвенно обещался его развивать, и уже в течение недели-двух будет готовый сайт с минимальным, но уже полезным функционалом.. В самом ближайшем время на сайте появится своеобразная «витрина» проектов, находящихся в стадии разработки. На самом деле, основная проблема креативных некоммерческих инициатив - не отсутствие финансирования или связей «в верхах», а недостаток людей, готовых делиться своими знаниями и умениями. Очень часто нужно всего лишь несколько часов работы программиста, чтобы идея превратилась в работающий проект, приносящий пользу и радость всем. Мы будем стараться искать таких людей всеми возможными способами через распространение информации о таких инициативах. Будут и обсуждения, и рейтинги и возможно даже конкурсы. Также начали продумывать идеи оффлайн проектов в рамках MeetupLab, вплоть до организации импровизированного IT мини шоу. Посмотрим, что у нас получится. Есть мысли больше экспериментировать с видео, выкладывая выступления и записи со встреч в открытый доступ.

Кроме этого, в будущем собираемся вернуться к идее "Open City": http://сайт/idea/189, и продолжаем работу над базой (и возможной 3D-моделью с демо аугментированной реальности) для Храма Фара Вітаўта в Гродно http://сайт/idea/192.

Главный результат мэшпита В общем-то, тяжело так сходу сказать, что стало самым главным. У каждого участника это главное свое. Как можно передать атмосферу свободного общения, позитива, обмена идеями, когда можно подойти к каждому с любой проблемой и вопросом, или сходу решить головоломку, над которой кто-то бился неделями? Поэтому о результатах можно будет серьезно судить по реальным делам, а какими они будут - как всегда, зависит только от нас. Очень здорово, что вокруг проектов организовались реальные команды, которые продолжают заниматься идеей и после мероприятия.

03.08.2016 Тексты / Статьи

​Квест или путеводитель?

Текст: Наталья Медведь

Фотография: Katsuhito Nojiri / flikcr

рассказать друзьям:

0

0

Об особенностях детских гидов, краеведческих квестов, путеводителей, альбомов в дорогу и многом другом рассказывает обозреватель Rara Avis Наталья Медведь.

Нынешнее поколение родителей с азартом принялось за практическое освоение географии. Уже никого не удивишь путешествиями автостопом с грудничками, годовыми кругосветными круизами или амбициозными планами показать детям все страны мира за несколько лет. Все большее распространение получает удаленная занятость, а современные способы коммуникации и возросшая доступность бюджетного транспорта увеличивают мобильность трудоспособного населения. Это закономерно меняет жизнь и семей с детьми любого возраста. Дети очень быстро усваивают, что государственные границы - понятие по большей части бюрократическое, и впитывают культурное многообразие, так сказать, с молоком матери. Индустрия сопутствующих товаров для юных путешественников не отстает от спроса и методично расширяет ассортимент.

Как это отражается на детских книгах? Если говорить о художественной литературе, то она традиционно свободна от каких-либо границ. Можно сказать, с небольшой натяжкой, что в любой детской книге есть мотив путешествия. Что есть процесс взросления, если не аллегория путешествия из детства во взрослую жизнь? Нет ничего доступнее, чем странствия на бумаге, и активно читающие дети проходят хороший курс подготовки к тому, что из путешествия никто не возвращается прежним. Если отвлечься от трансформирующего или даже инициирующего смысла смены местопребывания, то за познавательной и образовательной функцией читатели обращаются к жанру нон-фикшн, который радует своим непрерывным развитием. А что ему остается делать, когда приходится отвоевывать своих читателей у многочисленных интерактивных приложений и прочих высоких технологий?

Творческие альбомы для путешествий

Справедливости ради надо сказать, что курс на нестандартный подход к оформлению специализированной литературы для детей был взят еще задолго до цифрового всплеска. Мирослав Шашек, чешский архитектор, в середине прошлого века стал широко известен как автор и иллюстратор детской познавательной серии «Это...» про крупнейшие туристические центры мира. «Этим» побывали города от Парижа до Нью-Йорка, места вроде Мыса Канаверал и даже Организация Объединенных Наций. Всего в серии восемнадцать книг, три из них переведены на русский язык и вышли в издательстве «Карьера Пресс»: «Это Париж» (2013), «Это Нью-Йорк» (2014), «Это Лондон» (2013). Несмотря на почтенный возраст, книги не теряют популярность и с удовольствием приобретаются в качестве антуражного сувенира из туристических поездок как детьми, так и взрослыми. Они не претендуют на полноту сведений, в них ярко выражен авторский стиль иллюстрирования, достопримечательности описываются очень сжато, но при этом в них бездна эстетического удовольствия для читателей - в серии Шашека были заданы все слагаемые долгоиграющего успеха, а заодно и вектор развития жанра.

Шашек М. / Пер. Ю. Шипков. - М.: Карьера Пресс, 2013. - 64 с. (Серия: Мирослав Шашек. Путеводители для детей)


Как и в некоторых других направлениях детского нон-фикшна, в путеводителях, творческих альбомах для путешествий, книгах о достопримечательностях очевидна ставка на визуальное восприятие, ее интерактивность и увлекательность. Интерактивность является неотъемлемой составляющей любой книги путешественника, а практическое применение - сущностной характеристикой. Сохраняя эти два свойства и снижая планку возрастной адресации, издатели пришли к занимательным книжкам для малышей на условно географическую тематику. И это направление развивается семимильными шагами.

Использование топонимов в изданиях для малышей встречается повсеместно. Тон пока задают западные издательства, выпускающие поп-ап книги с достопримечательностями Парижа (Lonely Planet Kids, 2016) и Лондона (Lonely Planet Kids, 2016) или малышовые книжки-картинки для изучения цветов на примере Нью-Йорка (Grosset & Dunlap, 2015) или цифр на примере Сан-Франциско (Grosset & Dunlap, 2015). На отечественном рынке появляются и собственные разработки. К ним можно отнести виммельбухи от ИД «Мещерякова» в серии «Кругосветное путешествие» художника Александра Храмцова. Первые две остановки этого путешествия пришлись на Москву (2016) и Нью-Йорк (2016).

Сурова З. Находилки. - М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2015. - 24 с.


От отчетливо развлекательных книжек-картинок не отстают всевозможные альбомы с творческими заданиями. Хорошо зарекомендовала себя у многих родителей книга «Находилки» Зины Суровой в соавторстве с Ксенией Дрызловой («Манн, Иванов и Фербер», 2015). В ней детям предлагается большой выбор заданий на наблюдательность и запоминание - очень полезных качеств для путешественника. Изначально эти издания были предназначены для придания прогулкам с детьми духа приключений, но помимо этого оказались способны насытить детскую жажду деятельности во время поездок на близкие и дальние расстояния. Для поклонников были выпущены и тематические продолжения: «Занималки. Зима», «Занималки. Лето», воплощенные в жизнь Зиной Суровой совместно с мужем Филиппом («Манн, Иванов и Фербер», 2015), в них больше внимания уделяется сезонному наполнению творческого досуга детей, чем заданиям по ориентации на местности, но при желании эти книги-игры легко приспосабливаются под нужды путешествующих детей. В той же редакции «МИФ-детям» издана интерактивная игра «Дорожное бинго» (2015). Это набор карточек с тематическими картинками (вокзал, аэропорт, в городе, за городом и так далее) и несколькими вариантами правил, рассчитанных на разное количество игроков, которые сводятся к принципу лото - увидел-вычеркивай.

Голубев А. Города России. Рисовалка-познавалкаю - М.: Речь, 2015. - 64 с. (Серия: Фантазируй, твори, развивайся)


Те, кому доводилось продумывать, чем увлечь непоседливого ребенка во время долгой поездки, ценят подобные издания, как и многочисленные познавательные раскраски «в дорогу». Они могут быть, конечно, любыми, но, выдерживая тему, стоит отдать предпочтение правильным, краеведческим. В издательстве «Клевер» опробовали потенциал раскрасок-путеводителей, начав с Москвы и Санкт-Петербурга. Серия выходит в двух форматах: альбомы-раскраски и открытки-раскраски. Можно выбирать и тематически: есть стандартная «Москва» (2015), а есть отдельные тематические направления: «Усадьбы и парки Москвы» (2015), «Интересные улочки Москвы» (2016), «Москва. Бульварное кольцо» (2016). Северная столица не отстает: в добавок к «Санкт-Петербургу» (2015) появились варианты «Живописный Санкт-Петербург» (2016) и «Императорский Санкт-Петербург» (2016). И еще присутствует попытка обобщения: «10 самых красивых мест России» (2015). Интересную серию запустило издательство «Речь». Вслед за книгой «Карты России» (2014) на которую художника Александра Голубева, очевидно, вдохновили знаменитые «Карты» польского тандема Даниэля и Александры Мизелиньских («Самокат», 2013), в издательстве «Речь» начала выходить серия альбомов, идейных последователей книги-хедлайнера, с творческими заданиями, посвященными близким и дальним местам назначения: от «Городов России» (2015) до «Городов Южной Америки» (2016) и «Городов Австралии и Океании» (2016). Сквозной персонаж Кот Батон рассказывает об отдельных достопримечательностях городов заданного континента вдобавок к набору типичных заданий из развивающих пособий для дошкольников. Эксперимент по расширению географии таких познавательных раскрасок сделала и детская редакция «МИФ-детям» с творческой раскраской «Стокгольм. Веселое путешествие» (2015) Александры Балашовой.

Братов П., Филиппова Т. Москва. Раскраска-путеводитель. - М.: Клевер Медиа Групп, 2015. - 32 с. (Серия: Увлекательная прогулка)


Номинальное отношение к теме географических путешествий во всем этом присутствует, но в то же время путешествия остаются фоном, рамкой, в которую заключена так хорошо прижившаяся в детской индустрии склонность к объединению развивающих и развлекательных функций, к которым добавляется приветствуемое современными родителями восприятие мира без границ. Вектор читательского интереса налицо, и книжный рынок реагирует оперативно, что, в общем-то, оставляет положительное впечатление. Но, учитывая разнообразие всего увеселительного, предлагаемого детям о путешествиях в бумажном формате, особенно интересует, что происходит с книгами, которые ставят своей задачей информирование и просвещение.

Особенности детских гидов

Тут надо учесть важный момент. Аутентичные и имеющие что сказать путеводители и гиды - дело весьма локальное. То есть не следует ожидать от французского издательства, что оно сможет сказать новое слово о замках Латвии. Тем более что степень читательского доверия к местным путеводителям намного выше. Этим обусловлен скромный выбор детских гидов для зарубежных поездок. Практически единственным исключением является транснациональный издательский дом Lonely Planet с его редакцией Lonely Planet Kids. Она обладает достаточными ресурсами, чтобы выпускать заслуживающие доверия путеводители по самым экстравагантным местам планеты. И это специально для детей. Одна из их серий так и называется «Не для родителей», именно она выходит в России в издательстве «Эксмо». Крупнейшие города (Рим, Нью-Йорк, Париж, Лондон) и туристические направления (Африка, США, Европа, Великая Британия, Южная Америка, Азия) - такой набор иллюстрированных путеводителей представлен на русском языке. Книги начинаются предисловием, поясняющим почему они предназначаются не родителям, и продолжаются тематическими главами, в которых можно почерпнуть сведения из разных сфер. Так, рассказы про семь римских холмов могут соседствовать с сюжетом про известный местный футбольный клуб, а глава про плавучие острова на озере Титикака - с заметкой об особенностях бразильской торговли. Единственная несерийная книга от мирового лидера среди иллюстрированных гидов - «Книга путешествий» («Эксмо», 2014), в которой совсем сжато представлена информация обо всех странах мира: одна страна на разворот (вот где план-конспект для кругосветного путешествия).

Книга путешествий (большая подарочная книга для детей). - М.: Эксмо, 2014 - 208 с. (Серия: Lonely Planet. Не для родителей)


Любопытно, а может, даже показательно, что среди обширного ассортимента детской серии Lonely Planet на английском языке не издается ни одного детского гида по России. Пальма первенства тут заслуженно принадлежит российским издательствам, и выбор уверенно увеличивается. Осталось только обеспечить сферу туристических услуг переводами подобных изданий на иностранные языки для удобства гостей страны и туристов с детьми.

Русские путеводители

Санкт-Петербург. - М.: Фордевинд, 2010. - 128 с. (Серия: Иллюстрированный путеводитель)


Начало положило издательство «Фордевинд», выпустив путеводитель для детей «Санкт-Петербург» (2010), составленный Анной Рапопорт. В нем хорошо систематизированная информация разделена по темам, подкреплена иллюстрациями и фотоматериалами в сопровождении рисованного кота-талисмана. Прочитав, можно выяснить, например, как Александр Невский связан с историей Санкт-Петербурга, от каких фонтанов Петергофа стоит ожидать сюрпризов; узнать адреса музеев, где хранится память о самых разных страницах истории города: от хроники наводнений до появления трамваев; познакомиться со знаковыми историческими персонами и связанными с ними местами, архитектурными достопримечательностями и модными веяниями разных эпох. Перед сопроводительными текстами стояла сложная задача: быть интересными и легкими, чтобы не перегрузить детей фактами, но достаточно информативными, чтобы выдержать познавательную функцию и стать, как и ожидается от путеводителя, источником новых знаний. Эту миссию удалось успешно выполнить. В Санкт-Петербурге есть где разгуляться для тематических экскурсий, поэтому перед детским изданием стояла вторая немаловажная задача: не обойти вниманием краеугольные камни истории, архитектуры и культуры знаменитого города и в то же время рассказать о привлекательных для детей достопримечательностях. Дополнительные игры и задания, оформление под судовой журнал, места для ведения «дневника путешествия» и вклеивания разных памятных вещиц способны превратить путеводитель в семейную реликвию.

Ржанников Д. Библейские сюжеты в барельефах Петербурга. - М.: Фордевинд, 2015. - 64.


Игровая интерактивная часть органично вплетена в информацию об истории и градостроении, в результате такого успешного синтеза книга стала эталоном среди отечественных изданий. Путеводитель получил заслуженное признание критиков, а главное - читателей, которые приветствовали появление адресованного именно детям печатного гида, разработанного с учетом знаний и интересов младших школьников. Вслед за «Санкт-Петербургом» появились «Окрестности Петербурга» (2011) Елены Первушиной, «Москва» (2011) Федора Дядичева, «От Пскова до Архангельска» (2012) Анны Рапопорт, «Золотое кольцо» (2013) Екатерины Дупленской и «Великий Новгород» (2016). При том что авторы путеводителей меняются - это как раз закономерный и положительный момент - во всей серии прослеживается приверженность избранному формату. Все сильные стороны флагмана характерны и для остальных книг, нашедших золотую середину между познавательной и интерактивной составляющими, с точно откалиброванной адресацией, настроенной на детей, начиная с младшего школьного возраста. Расширение серии идет ей на пользу, ни одно другое издательство не ушло в своих гидах так далеко от двух столиц. Была также предпринята успешная попытка углубления, а не расширения серии в тематическом путеводителе-маршруте «Библейские сюжеты в барельефах Петербурга» (2015) Дмитрия Ржанникова. Это издание, безусловно, выделяется на фоне собратьев своей узкой специализацией, глубиной материала и в какой-то мере расчетом на подготовленного читателя.

Квесты и новое краеведение

Новый формат, адресованный подрастающему поколению, нашел у него поддержку. Превращение путешествия или даже небольшой поездки в интересный квест для детей оказалось востребованным. Детские издательства подключаются к прокладыванию маршрутов-экскурсий. Так «Самокат» запустил серию «Городские ралли», участвуя в которых можно разнообразить представления о Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. В наборы входят стилизованные карты маршрутов, а ход прогулки, или целого ралли, определяет список заданий в виде теста. Участникам квеста предлагаются вопросы, отыскивая ответы на которые, они продвигаются по маршруту. Процесс хорошо знаком детям по ролевым компьютерным играм, только здесь надо ходить собственными ногами и смотреть собственными глазами, что, взрослые согласятся, гораздо динамичнее и живее. Принцип квеста выдерживается во всем: вопросы попадаются хитрые, порой головоломные. Если ответить на некоторые сходу сложно, можно обратиться к справочной брошюре (хотя сделать это авторы рекомендуют все-таки после самостоятельных ответов). Она входит в набор, и в ней подробно растолкованы все задания маршрутов. Игровые прогулки-квесты, как и материалы к ним, отличаются от привычных путеводителей. Они ограничены местом и временем - здесь нет свободного изложения материала, как в обычных информационных туристических изданиях. Авторы прогулок-маршрутов работают практически с хронометром и шагомером в руках. Это живой экскурсовод имеет пространство для маневра, если видит, что группа отвлекается, бумажный же обязан дистанционно подогревать к себе интерес, что достаточно сложно. Отсюда вытекает и особенность композиции такой экскурсии, знакомство с ней не подразумевает скрупулезное изучение мест, где она проходит, и освоение энциклопедического материала. Такая экскурсия больше апеллирует к сфере детских исследований, узнаванию интересных нюансов, запоминающихся деталей - всего, что выходит за рамки общеизвестных фактов или школьной программы.

Например, в «Московском ралли № 1» (2011), готовьтесь быть внимательными к деталям и считать лампочки в фонарях Арбата, анализировать причины появления ручных соколов в Кремле, расшифровывать надписи и рассматривать потолки в метро, проявлять эрудицию тут и там, а порой и откровенно угадывать. Это верно и в отношении всей серии ралли, в которой также вышли наборы для игровых путешествий «Городское ралли. Санкт-Петербург № 1» (2012), «Загородное ралли № 1. Музеи-усадьбы вокруг Москвы» (2014) и «Московское ралли № 2. Бульварное кольцо» (2014). Над текстами ко всем выпускам, кроме «Загородного ралли № 1» (здесь автором стала Ксения Новохатько), работала Хельга Патаки, а над оформлением каждый раз трудился новый коллектив художников, удивительным образом попадая в общую визуальную канву серии. Хельгу Патаки пригласило и издательство «Клевер» для работы над своими «Увлекательными прогулками». В результате появилась смесь маршрута-путеводителя и настольной игры «Прогулки из шкатулки. Москва. Набор юного краеведа» (2015), а Анна Рапопорт составила для этой же серии «7 маршрутов по Москве» (2016) с подробными планами детских экскурсий.

Волкова Н., Волков В. О чем молчат башни Кремля? - М.: Настя и Никита, 2014. - 24 с.


Собственный подход к организации пространства путешествия предлагает издательство «Настя и Никита». Здесь используется фирменный формат познавательной тонкой книжки на двадцать четыре страницы. Однако краеведческая тема не выделена в отдельную серию, но ее легко можно идентифицировать по говорящим названиям. Каждая книга посвящена одному знаковому объекту Москвы, от башен Кремля или Санкт-Петербурга, от Царского села до мостов Петербурга. К условной серии о достопримечательностях можно отнести порядка 15 книг, хотя тут следует учитывать некоторую тематическую размытость: есть книги, сосредоточенные на исторической перспективе, а не на практической информации полезной современным туристам. Составители и художники меняются, среди авторов текстов можно найти имена известных писателей, например, семейного тандема Наталии и Василия Волковых; Хельги Патаки. Но все эти книги группируются по краеведческому признаку лишь условно, поэтому они могут значительно отличаться друг от друга содержательно и стилистически, при этом общая канва - познавательно и о знаменитых местах - позволит отнести их к разряду чтения в дорогу.

Заинтересовать детей историей мест, где они живут или оказываются, становится намного проще с вместительной библиотекой путешественника. Интересно, как обстоит дело с доступностью подобных изданий для детей, приезжающих знакомиться с культурой и достопримечательностями России?

Статьи по теме: