Крупнейшие компании для производства игр. Список издателей для разработчика мобильных игр. Российские разработчики компьютерных игр: не одним "Тетрисом" едины

В продолжение патриотичной темы Дня Победы я предлагаю узнать вам, есть ли у нас , и, если они есть, как они живут ныне и чем обогатили в свое время российский игропром. Ведь очень важно знать, что в сфере видеоигр сделали наши разработчики.

Российские разработчики компьютерных игр: не одним "Тетрисом" едины

По моему времени, российский игропром (российский? русский лучше сказать) начал свою жизнь еще при СССР, когда Алексей Пажитнов вместе с Вадимом Герасимовым создал тот самый "Тетрис", который знает ныне любой геймер мира. Да и не только геймер - наверное, любой, у кого был телефон, играл в эту игру.

Дальнейшее заметное развитие отечественного игропрома началось в период после распада СССР, когда приближался 2000-ый год. Начало появляться большинство российских игровых студий. И что же это за студии?

Десятка компаний-разработчиков

1) 1С

О да, одна из самых крупных и старых компаний, связанных с разработкой игр в России. Основана фирма была в 1991 году (уверен, в год распада Советов ИП было нелегко), но 1С смогла удержаться и стать одной из самых мощных компаний России. Само название компании было образовано из названия их собственной поисковой системы: не более 1 секунды требовалось на поиск информации.

Число сотрудников-чуть более тысячи. Итак, 1С подарила нам игры:


  • Ил-2 Штурмовик

  • Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения

  • Ил-2 Штурмовик: Платиновая коллекция


  • Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию

  • Санитары подземелий

  • Санитары подземелий 2: Охота за Чёрным квадратом

И еще несколько игр, которые выпускала ранее и которые не пользовались большой популярностью. Мало того, компания занимается издание и переводом других игр. Через заботливые руки 1С прошли игры серии Max Payne, Arma, GTA, Mafia, Syberia и другие.

2)Allods Team

Основана компания 1 сентября 2006 года. Находится ныне под крылом Mail.Ru. Геймерам же Allods подарила, нетрудно догадаться, MMORPG "Аллоды Онлайн". Недавно они также анонсировали игру Skyforge. Так что будущее есть, и, будем надеяться, компания Родину не посрамит:)

3)Burut CT


Burut Creative Team была основана в далеком 2000 году. Занимаются как играми, так и созданием мультфильмов. Создали свой игровой движок X-Tend Engine. Burut разработала игры:


  • Златогорье

  • Златогорье 2

  • Златогорье 2: Холодные Небеса

  • Восточный фронт: Неизвестная война

  • Восточный фронт: Крах Анненербе

  • Трудно быть богом

  • Миротворец

  • Cannon Fodder 3

Также она создала несколько других проектов. Как правило, разработанные игры - это шутеры от первого лица и стратегии.

4)Elemental Games

Основана в 1999-ом году во Владивостоке. А до 2002-го она носила название NewGame Software. Вот игры, которые были разработаны этой компанией:


  • Генерал

  • Космические рейнджеры

  • Космические рейнджеры 2: Доминаторы

  • Космические рейнджеры 2: Доминаторы: Перезагрузка

  • Космические рейнджеры 2: Революция

  • Star Time (слился с проектом Империя)

Разумеется, серия "Космические рейнджеры" стала просто знаменитой во всей России. Так держать, Elemental!

5)Gaijin Entertainment

Основана Gaijin была в 2002-ом году. Ныне количество ее сотрудников-чуть более сотни. Разрабатывает игры для различных платформ: PC, Playstatin 3, Playstation 4, Xbox 360, iOS, Android. Этой компанией был создан свой движок под названием Dagor Engine для внутреннего использования при разработке видеоигр. Что же нам подарили они?


  • Бумер: Сорванные башни

  • Братва и Кольцо

  • Параграф 78

  • Ил-2 Штурмовик: Крылатые хищники

  • Две Сорванные Башни

  • Apache: Air Assault

  • Birds of Steel

  • War Thunder

War Thunder, я думаю, в представлении не нуждается, ибо известна многим.

6)Haggard Games

Создана компания была в 2005-ом году, а число ее сотрудников можно сосчитать по пальцам рук. Всего 7 человек. Эти семь человек сидят в Ростове-на-Дону и занимаются игроделом. Пока разработали две игры:


  • Смерть шпионам: Момент истины

  • Смерть шпионам

Эти стелс-экшены получили хорошие оценки критиков, но вот Смерть шпионам 2 вряд ли выйдет, ибо разработчики не смогли найти источник финансирования. На E3 даже показывали ролик с геймплеем этого проекта. Также Haggard пытались собрать деньги на разработку на краудфандинговой платформе Indiegogo, но собрать требуемой суммы не удалось.

7) Nival

Основана компания была 18-го ноября 1996-го года. Имеет свои офисы в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Минске и Майами. Они подарили нам игры:


  • Аллоды: Печать Тайны

  • Аллоды II: Повелитель душ

  • Серия Блицкриг

  • Silent Storm

  • Ночной Дозор

  • Heroes of Might and Magic V

  • Аллоды Онлайн

  • King"s Bounty: Legions

  • Prime World

У компании определенно есть будущее, так что можно верить в ребят.

8) Eagle Dynamics

Компания Eagle Dynamics, как и 1С, была основана в далеком 1991-ом году. Еще один ветеран в отечественной игровой индустрии. Имеет офисы в Минске и Москве. Работает в компании 55 сотрудников. Итак, они разработали:


  • Серия Су-27 Фланкер

  • Серия Lock On: Современная боевая авиация

  • Серия Digital Combat Simulator

У этой компании отлично удаются авиасимуляторы, но есть, куда расти. Можно гордиться.

9) Katauri Interactive

Основана эта компания была в 2004 году во Владивостоке, но после выпуска одной из своих игр переехала в Калининград. Постоянно работает с 1С. Студия подарила нам:


  • King’s Bounty: Легенда о рыцаре

  • King"s Bounty: Принцесса в доспехах

  • King’s Bounty: Перекрёстки миров

  • Royal Quest

Кстати, название "Катаури" образовалось из названия типа кораблей одного из флотов из первой части саги Космические рейнджеры. Выходцы из Katauri ранее работали над первой частью "Рейндежов", но позже перешли в Elemental Games, куда и унесли этот проект.

10) Saber interactive

Эта компания была основана в 2001-ом году американским юристом Мэттом Каршем и его партнером Андреем Ионесом. Так что компания американо-русская. Или русско-американская, если вам так удобнее. Офис располагается в Нью-Йорке, а офис разработки - в Санкт-Петербурге. Saber выпустила несколько отличных проектов:


  • Will Rock

  • TimeShift

  • Halo Combat Evolved Anniversary

  • Inversion

  • God Mode

  • R.I.P.D The game

Кроме того, этой компании принадлежит собственный движок Saber3D.

Итог

Вот такие они, . Что-то они уже делают хорошо, а чему-то им придется еще учиться, чтобы развиваться и становиться лучше. И, надеюсь, что у нашего игропрома хватит сил, чтобы выбраться на уровень хорошего производства видеоигр.

По предварительным оценкам «Руссофт» , озвученным в феврале 2019 года, совокупный оборот российских софтверных компаний по итогам 2018 года в долларах вырос на 18% и составил $16,87 млрд. В рублевом выражении оборот компаний оценивается в 1,042 трлн, а его рост - в 25%.

Для продуктовых компаний ожидаемый показатель оборота составляет $8,88 млрд с ростом на 12% по отношению к 2017 году, для сервисных - $7,37 млрд с ростом в 26%. Под сервисными компаниями подразумеваются те, в чьем обороте преобладает заказная разработка ПО, уточнили в «Руссофт».

Предварительные оценки выведены без учета анкетирования игроков. Оно будет проводиться в середине февраля 2019 года, после чего «Руссофт» планирует представить окончательные цифры. В «Руссофт» отметили, что расхождение в цифрах до и после анкетирования ранее в основном оказывалось несущественным.

Предварительные оценки «Руссофт» за 2018 год

Объем зарубежных продаж российского ПО по итогам должен превысить $10 млрд с приростом в 19%, ожидают в «Руссофт». Этот показатель включает в том числе выручку, которая остается за рубежом и может идти на развитие зарубежных офисов и маркетинга.

Малому бизнесу лучше на внутреннем рынке

По оценкам «Руссофт», перспективы роста продаж на глобальном рынке в ближайшие годы хорошие, несмотря на проблемы, создаваемые российским компаниям на рынках западных стран. При этом небольшим компаниям сложнее работать за рубежом, чем в России. Так, итоги 2016 года подтвердили то, что для наращивания зарубежных продаж желательно иметь оборот $10-20 млн. Зато на внутреннем рынке темпы роста небольших продуктовых компаний выше (по сервисным компаниям большого различия нет). Чтобы такие компании быстрее закреплялись на глобальном рынке, необходима более мощная государственная поддержка.

Изменение объема продаж в России и за рубежом в зависимости от размера компаний и используемой модели бизнеса (по итогам 2016 г. в долларовом выражении):

2015: Рейтинг разработчиков ПО от Руссофт

По данным «РУССОФТ» (май 2016), совокупные продажи отечественных софтверных компаний на внутреннем рынке (включая продажи ПО и услуг по его разработке и поддержке) в 2015 году составили примерно $5 млрд. Еще не менее $1,5-2 млрд продаж приходится на зарубежных вендоров.

В сентябре 2015 года ассоциация «Руссофт » в рамках собственного ежегодного исследования впервые составила рейтинг компаний разработчиков программного обеспечения России. По большому счету, он является списком крупнейших софтверных компаний, разделенных на категории в зависимости от их оборота и с учетом темпов роста (в том числе, от прогнозируемых показателей по итогам 2015-2016 годов).

Подобного полного рейтинга российских разработчиков программного обеспечения еще никто не создавал. Задачей «РУССОФТ» было, скорее, не ранжировать компании по размеру, а охватить все крупнейшие софтверные компании России. Наверное, о каких-то компаниях, заслуживающих того, чтобы попасть в рейтинг, пока у «РУССОФТ» нет информации. Однако можно утверждать, что таких компаний немного, скорее всего, единицы, и они имеют оборот не более $50 млн.

Некоторые СМИ уже составляли ранее рейтинги ИТ-компаний, в которых ранжировали отдельно компании разработчиков программного обеспечения. Однако их рейтинги были явно неполными (они охватывали максимум половину крупнейших софтверных компаний), в них попадали также системные интеграторы (у которых есть разработка ПО, но она не является главным направлением деятельности), производители оборудования, а также иностранные софтверные компании, которые продают свое ПО на российском рынке.

Основная причина неполного охвата софтверных компаний в существующих рейтингах - это отсутствие достоверной информации о совокупной выручке компаний, по которой происходило их ранжирование. В ходе настоящего исследования «РУССОФТ» собрал информацию как по объемам продаж российских компаний, так и по темпам их роста, что позволило иметь объективный критерий для ранжирования компаний. Однако значительная часть такой информации получена в результате опроса компаний на условиях ее нераспространения, и это условие Ассоциация соблюдает неукоснительно. Поэтому не публикуются данные по оборотам компаний, а участники рейтинга располагаются по категориям в зависимости от диапазона оборота и с учетом прогноза темпа их роста.

В рейтинге «РУССОФТ» также использованы данные из других рейтингов (CNews, TAdviser100 , «РИА Рейтинг» и «Эксперт РА»), но при тщательной их проверке.

«РУССОФТ» считает не совсем правильным сравнивать показатели, полученные из аудированной отчетности ряда компаний, с итогами прошедшего года, представленными сотрудниками компаний в ходе опроса, или полученными в результате экспертных оценок. Не совсем корректным будет также строгое ранжирование и сравнение компаний с разной моделью бизнеса.

Тем не менее, составленный рейтинг учитывает прежде всего размер компаний (ее оборот). Чтобы не раскрывать конфиденциальную информацию и отказаться от строгого ранжирования, из всех компаний было сформировано 4 группы в соответствии с диапазоном оборота, в который попадает та или иная компания. Все компании были распределены по этим группам, но при этом данные об их конкретном обороте не указаны.

Для каждой группы был определен достаточно широкий диапазон по совокупной выручке. Однако распределение компаний по группам происходило не только по существующим оборотам, но и с учетом тенденции их развития. Ассоциация ориентировалась в первую очередь на оборот по итогам 2014 г., но в некоторых случаях компания перемещалась выше, если имела хорошие перспективы развития и высокие темпы роста (то есть могла достигнуть нужного оборота для попадания в более высокую группу по итогам 2015 или 2016 годов).

В Высший дивизион (Группа А) попали компании, которые уже имеют капитализацию, исчисляемую в млрд долларов . Такого объема выручки не достигла еще ни одна российская софтверная компания, но миллиардную стоимость (капитализацию) имеет не менее 5 компаний. Миллиардный оборот, скорее всего, могла бы уже иметь компания «1С », если учитывать ее доходы не только от продажи собственных решений, но и выручку, полученную от ее дистрибьюторской деятельности. Однако экономический кризис (прежде всего, падение курса рубля) крайне негативно отразилось на ее обороте в долларовом выражении, поскольку основной доход компания получает в России.

В Группе B оказались также достаточно крупные компании. Их оборот составляет от $100 млн до $500 млн. Среди них есть только одна компания, которая в ближайшие годы может перейти в Высший дивизион, по мнению «РУССОФТ», - компания Veeam .

В Группе C ($50-100 млн) есть два претендента на повышение, если судить по их обороту, который близок к $100 млн. Однако темпы роста у них в последние годы не очень высокие.

В Группе D почти все компании имеют выручку от $20 млн до $50 млн. Однако в него попали 3 компании, у которых оборот пока составляет $14-16 млн, но они способны в ближайшие 2 года значительно увеличить свои доходы.

Высший дивизион (Группа A)

Группа B

Новосибирск

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Группа C

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Группа D

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Екатеринбург

ОАО «НИЦ СПб ЭТУ»

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

2013: В России улучшились условия для ведения бизнеса по разработке ПО

Почти треть опрошенных компаний оценивали инфраструктуру более чем удовлетворительно, что, в сравнении с другими странами, не столько отражает состояние самой инфраструктуры, сколько имеющийся прогресс в ее развитии. В 2014 году впервые также наметилось значительное улучшение оценок того, как решается проблема бюрократических и административных барьеров: резко сократилась доля респондентов, считающих, что эта проблема решается плохо - с 57% до 39%.

Аналитики «РУССОФТ» при этом подчеркивают, что результаты опроса говорят об имеющемся явном прогрессе в отношении бизнеса к действиям государства, но не о том, что условия для бизнеса уже являются благоприятными по всем параметрам. Только наличие современной инфраструктуры оценивается респондентами в среднем более чем удовлетворительно - средний балл составляет 3,17 («тройка» соответствует оценке «удовлетворительно»), а «Государственная поддержка международной маркетинговой деятельности», самое проблемное направление, получила лишь оценку 2,44.

В «РУССОФТ» считают, что в последующие несколько лет можно ожидать ухудшения оценок бизнеса в отношении господдержки

Опросы, проводимые последние три года, также показывают значительное улучшение отношения респондентов и к действующей системе налогообложения. Доля компаний, неудовлетворенных тем, как и сколько они платят налогов, сократилась с 66% в 2011 году до 30% в 2014. Среди руководителей компаний по сравнению с прошлым годом не только стало меньше недовольных, но и почти в 2 раза возросла доля тех, кто оценивает налоговую систему на «хорошо» - с 9% до 17%.

За последние годы прогресс наблюдается и по направлению защиты прав на интеллектуальную собственность, прежде всего, для иностранных компаний, работающих в России. В то же время, в ходе исследования 2014 года 86% респондентов не увидели произошедших за последние 2 года изменений в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, хотя они указывают на желательность таких изменения.

Несмотря на улучшение оценок в последнем опросе, в «РУССОФТ» полагают, что в последующие несколько лет можно ожидать ухудшения оценок бизнеса в отношении государственной поддержки. У российских софтверных компаний уже возникают проблемы продаж на зарубежных рынках при том, что российский ИТ-рынок переживает стагнацию из-за экономического кризиса, констатируют аналитики НП.

«Возможно, что российский рынок может стать более доступным для отечественных компаний в связи с политикой импортозамещения, вызванной санкциями и стран ЕС по снижению доступа России к современным решениям для банковского сектора и сектора добычи нефти и газа, а также доступа к технологиям двойного назначения, - отмечают в «РУССОФТ». - Однако возможности государства по предоставлению преференций для отечественных компаний весьма ограничены. Даже если государственная поддержка в реальности не изменится или улучшится только незначительно, под влиянием действия санкций будущие респонденты, скорее всего, будут воспринимать ее в 2015 году менее позитивно».

2011: 3 компании из России в рейтинге Software 500

В 2011 году среди компаний, вошедших в ранкинг Software 500 (ежегодно выпускается журналом Software Magazine), в целом рост прибыли к 2010 году составил 17%. В общей сложности 85% компаний рейтинга в 2011 году продемонстрировали позитивную динамику выручки в отличие от 72% в 2010 году. В общей сложности выручка 500 компаний ранкинга в 2011 году составила $643,6 млрд по сравнению с $549,3 млрд в 2010 году.

Топ-20 компаний ранкинга Software 500, 2011 год

Software Magazine, сентябрь 2012

В первую десятку мировых софтверных компаний по итогам ранкинга 2011 года по объему выручки вошли в порядке убывания позиций в рейтинга: IBM , Microsoft , и только одна компания представляет Германию , еще по одной – Великобританию, Францию и Индию, а также еще две – Японию.

Подобная пропорция соблюдается и на всех остальных позициях рейтинга: здесь очень много компаний из США, Индии, Европы и ряда азиатских стран, например, Китая . Что касается успехов российских разработчиков, то в рейтинге они представлены всего на трех позициях – во второй, третьей и пятой сотне игроков.

Кто из нас не помнит пакмена или тетрис, в которые можно было играть на первых персональных компьютерах, радуясь звуку, доносящемуся из пищащего динамика? С тех пор игровая индустрия претерпела существенные изменения, времена одиночек прошли (за редкими исключениями), и игровым миром теперь правят разработчики и издатели видеоигр. Предлагаю оценить наиболее известные компании, которые выпустили на-гора огромное количество игр, ставших культовыми.

Rockstar North


Компания Rockstar North Ltd является разработчиком компьютерных и видео-игр, офис данной компании базируется в Великобритании. Данная компания является главным разработчиком серии Grand Theft Auto, являющейся одной из наиболее продаваемых игр - как на ПК, так и на консолях (особенно шестого поколения).

Nintendo


Кто не знает Nintendo? Эту компанию знают все, даже самые маленькие дети. Nintendo специализируется на разработке и издании видеоигр, а ее шедевры славятся по всему миру. К примеру, тот же Супер-Марио, даже старые его версии, расходится миллионными тиражами. Сейчас рыночная стоимость Nintendo оценивается в 85 миллиардов долларов США.

Blizzard Entertainment


Данная компания, штаб-квартира которой находится в США, занимается разработкой и изданием видео- и компьютерных игр уже очень долгое время. Помните "Викингов"? С тех пор уже разработаны такие шедевры, как Warcraft, StarCraft и Diablo. Про World of Warcraft вообще можно даже не вспоминать, это само собой разумеется.

EA Canada


Да, эта известная компания начинала в Канаде - теперь это международная корпорация, которая одной рукой создает игры, другой - выпускает. Студия разработки компьютерных игр EA Canada была открыта в январе 1983 года, и теперь известна всем. Только в канадском отделении корпорации работает около тысячи человек.

Capcom


Данная компания - одна из наиболее крупных в Японии, что занимаются разработкой и изданием видео игр. В 2008 году Capcom входила в список 50 самых больших компаний мира. В 2009 году из-за кризиса ее активы уменьшились на 10 процентов, однако до сих пор составляют $924 миллиона.

Ubisoft Montreal


Французская компания, штаб-квартира которой находится в Монреале. Она отвечает за разработку таких игровых серий, как Prince of Persia, Assassin’s Creed. Наиболее ярким представителем этой компании является Tom Clancy (разработка Splinter Cell).

Treyarch


Может быть, некоторым геймерам данная компания и не очень известна, однако именно она включает в себя подразделение Gray Matter Interactive, ответственное за создание таких хитов, как Tony hawk pro и Quantum of solace.

Infinity Ward


Калифорнийская компания Infinity Ward была основана в 2002 году, а ее основной задачей является разработка компьютерных игр. Что же, компании вполне удается справляться со своей работой, и компьютерная игра COD - хорошее тому доказательство.

Epic Games


Эта компания расположена в Северной Каролине, США. Наиболее успешным продуктом Epic Games можно назвать Gears of War. Кстати, эта же компания разработала движок для хита Unreal - наверняка он известен всем.

Bethesda Soft works


Лучшими работами данной компании, вне всякого сомнения, можно назвать такие великолепные хиты, как Elder scrolls, и конечно же, Fallout 3.

Депутат темиртауского маслихата Фарух Курбанов решил привлечь к ответственности компании АО «НК «КазАвтоЖол» и ТОО «Казавтдор», которые обслуживают автобан Астана – Темиртау. По его мнению, из-за того, что платную трассу республиканского значения не чистят от снега и наледи, там происходят аварии и гибнут люди.

Гололед и ДТП

Утром 28 февраля депутат городского маслихата Фарух Курбанов выехал из Астаны в Караганду. Накануне был теплый день, снег подтаял, а ночью «грянул» мороз, который превратил дорогу в ледяное зеркало. И если с ровной дорогой летящие по автобану в гололед машины справлялись, то возвышенности и спуски уже представляли угрозу.

Авария, которая стала поводом для подготовки иска в суд в отношении компаний, ненадлежащим образом обслуживающих дорогу, произошла недалеко от Темиртау. По словам депутата, участок дороги, находящийся рядом с воинской частью, проблемный.

«Я ехал небыстро, но был гололед, и машину несло. На одном из подъемов в тот день стояла фура, из-за того что трасса закругленная, я не увидел, что грузовик стоит, думал, что он едет. Только потом, когда приблизился, понял, что машины из-за гололеда катятся вниз. Времени раздумывать не было. Расстояние между нами стремительно сокращалось, машину по льду несло, а у меня по бокам отбойники, посредине дороги фура, сбоку от нее «Жигули», и с другой стороны катится вниз Toyota Camry. Мне ничего не оставалось делать, как врезаться в иномарку, потому что перед «Жигулями» могли быть люди», – рассказывает Фарух Курбанов.

В полиции сообщили, что водитель автомобиля Lexus 570 допустил столкновение с машиной марки Toyota Camry из-за того, что не соблюдал дистанцию. В результате чего Toyota по инерции столкнулась с грузовиком. Пассажир и водитель Toyota Camry были доставлены в больницу. В отношении водителя Lexus 570 составлен административный протокол, ст. 610 ч. 2 «Об административных правонарушениях».

То, что ДТП обошлось без жертв, Фарух Курбанов считает большим везением. На днях на этом проблемном участке дороги случилось сразу девять аварий, и их, по мнению автомобилистов, могло бы не быть, если бы автобан соответствовал нормам безопасности.

«Здесь в пяти местах надо обязательно посыпать дорогу смесью. И вообще следить нужно за этой трассой. Такие деньги платим, из них же можно выделить средства на то, чтобы качественно следили за дорогой. Специалисты говорят, что подрядчики должны бетон этот поливать специальной жидкостью, чтоб гололеда не было, на это тоже деньги выделены, но этого же никто не делает. Где эта жидкость, где эти деньги?» – спрашивает депутат.

Фарух Курбанов обратился за помощью к юристам и написал претензионные письма в адрес компаний, которые обязаны обслуживать трассу и контролировать работы по безопасности на платной дороге. Претензия направлена в АО «НК «КазАвтоЖол», которое является национальным оператором по управлению автомобильными дорогами, и в фирму «Казавтдор», обслуживающую автобан.

«Мы считаем, что по их вине случилось ДТП. Это хорошо, что в нашей аварии пострадали только три автомобиля и травмы у людей не сильные. А вот, например, случилось ДТП на этой трассе, умерли люди, и что дальше? Вопросы в первую очередь к обслуживающей компании должны быть», – считает Фарух Курбанов.

Он рассказал, что ущерб от аварии, произошедшей 28 февраля с его участием, составил 50 млн тенге, столько же он хочет взыскать в качестве морального вреда, и если дорожные службы не согласятся выплатить эти деньги, депутат будет вынужден обратиться в суд.

За проезд 5 млрд в год

Тему сбора денег с платных участков дорог в Казахстане активно обсуждают и в правительстве. В ходе очередного заседания 5 марта министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр доложил, что ежегодный сбор средств с платных дорог составит более 5 млрд тенге.

«В текущем году сбор платы на участках платных дорог начат с конца января. Общая протяженность участков Алматы – Хоргос, Астана – Темиртау и Алматы – Капшагай составляет 471 км. В целом по итогам 2019 года ежегодный сбор по платным участкам составит порядка 5,4 млрд тенге. Финансирование содержания этих дорог – 3,2 млрд тенге. В следующем году намереваются запустить систему взимания платы еще на 5,5 тыс. км», – сообщил Роман Скляр.

Он отметил, что по завершении 2022 года протяженность платных автодорог в стране составит 6,5 тыс. км, с них планируют собирать около 40 млрд тенге.

Безобразие за деньги

Деньги, поступающие в бюджет и направленные на развитие дорог, – это хорошо, считают автомобилисты. Однако первые месяцы работы платных участков уже вызвали шквал критики. У трассы Астана – Темиртау особые нарекания, люди жалуются на неухоженность автобана и полный хаос в оплате проезда.

Как отмечает лидер ОО «Общество содействия автомобилистов» Руслан Лазута , проезд на автобанах очень дорогой и не соответствует заявленным суммам.

«Нам всем сообщили перед запуском дороги, что стоимость проезда для легковых автомобилей составит 1 тенге за 1 км, по факту получается в три раза дороже. Более того, когда проезд оплачиваешь через терминалы, комиссию берут 2,5%. Почему такое ценообразование, вообще непонятно», – говорит Руслан Лазута.

По его словам, расценки, опубликованные на стендах перед платными дорогами, везде разные. «Мы ехали из Астаны – заплатили 150 тенге за проезд, а проехали из Ошаганды по трассе, дав крюк, этот путь короче, заплатили 160 тенге. Оказывается, чем дольше по трассе едешь, тем дешевле выходит. По информации, которая отображена на официальном сайте АО «НК «КазАвтоЖол», тоже немало вопросов. Там вообще речь идет об оплате проезда даже в биткоинах, как они намерены платить налоги с них? Эта валюта вообще не зарегистрирована у нас, это просто беспредельная какая-то ситуация», – недоумевает общественник.

После тестирования платной автотрассы Руслан Лазута написал письма в Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК, транспортную прокуратуру, а также председателю правления АО «НК «КазАвтоЖол» Улану Алипову с просьбой разобраться в ситуации.

Активист просит ответить на ряд вопросов, в частности, почему тариф взимания платы за проезд по автобану легкового автомобиля стоимостью в 1 тенге за 1 км был увеличен? Кроме того, общественные деятели попросили национальную компанию предоставить тарифную смету по всем платным дорогам страны с обоснованием действующей тарифной сетки. Задали автомобилисты вопрос и об обоснованности двойной разницы в тарифе за проезд легкового транспорта по предоплате.

Монополист обещает

Между тем в интервью отечественным СМИ управляющий директор по развитию бизнеса национальной компании «КазАвтоЖол» Рустам Исаев также признает, что дорога Астана – Темиртау действительно проблемная.

«Ее зимой даже закрывали на несколько дней в связи с погодными условиями. Возможно, не успевают убирать вовремя, но хочу сказать, что сам район этот – Осакаровка – очень заснеженный, поэтому мы всю технику стараемся перемещать в заснеженные районы. Уборкой снега сейчас занимается подрядная организация ТОО «Казавтдор», которая недавно была приватизирована, и надеемся, что в скором времени все будет нормально и необходимый уровень услуг и работ будет приведен в соответствие», – пообещал Рустам Исаев.

Он также отметил, что в будущем в стране появится 13 платных участков дорог, среди них маршруты по направлению в сторону границ Российской Федерации, такие как Астана – Костанай, Щучинск – Кокчетав – Петропавловск, на западе Казахстана Атырау – Бейнеу и Бейнеу – Актау.

Что касается тарифной схемы, то, как отмечает г-н Исаев, все ставки на платных дорогах такие же, как на трассе Астана – Щучинск.

«Все зависит от того, какие будут зоны. Если утверждаются ставки, то все платные участки делятся на определенные зоны, то есть имеются определенные округления, но цена для легковых машин – 1 тенге за 1 км. Также хотел отметить, что не везде будет взиматься плата с легковых машин, они будут оплачивать проезд только на дорогах первой технической категории», – заключил управляющий директор по развитию бизнеса НК «КазАвтоЖол».

Статьи по теме: