Картотека коми подвижных игр

Стой, олень! (Сувт, кор!)

Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Правила игры:

Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

Невод (Тыв)

Играющие, выбирают рыбу. На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 1,5-2 м от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста. Рыба, пробравшись сквозь невод (под руками играющих), бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если рыбу не догнали и она спряталась за шестом, она остается рыбой, если поймают, то она возвращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто ее догнал.

Правила игры. Игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя.

Охота на оленей

(Коръясос нярталаон куталом)

Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5м от оленьих рогов (их количество зависит от числа детей в команде). В руках у каждого ребенка аркан. Он старается заарканить (поймать) оленя.

Правила игры. Выигрывает тот, кто больше поймал оленей. Прежде чем играть в эту игру, надо научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой. Варианты. Ловить одного оленя, т. е набрасывать арканы на одни рога, могут сразу несколько человек. В этом случае они должны стоять, не мешая друг другу. Для усложнения игра проводится на склоне горы. Группа игроков делится на две команды, которые располагаются по двум сторонам горки, у каждой команды по мауту. Ведущий сталкивает санки с прикрепленными к ним рогами. Дети по очереди ловят оленя на лету.

Ловля оленей (Коръясос куталом)

Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники - олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три - лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого, попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных оленей.

Правила игры. Игру надо начинать, только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.

Мышь и угол.

Выбирают кота, остальные мыши. Мышки занимают пустые углы в комнате (если углов недостаточно, устраивают дополнительно с помощью стульчиков). Водящий ходит по середине комнаты и повторяет:

Мышка, мышка дай мне угол (2 раза)

Мышки в это время меняются своими углами, перебегают из угла в угол. А кот наблюдает за ними, занимает пустой угол. А мышь, оставшаяся без угла, становится котом.

Кто засмеется?

Все играющие берутся левой рукой за большой палец соседа, образуя как бы ручную мельницу и вращаясь по кругу, приговаривают:

Из собственных рук ручка жернова

У кого первым покажутся зубы-

Тому десять щелчков. ТЬФУ! ТЬФУ!

После этих слов все замолкают, никто не разговаривает, не улыбается. Кто не выдержит и первым засмеется – щелчок по лбу.

Кукушка (Кок)

К нам кукушка в огород

Залетела и поет

Эй, кукушка, не зевай

Кто окликнул, отгадай.

В медведя (Ошкысь)

Выбирают медведя по жребию, остальные – сборщики ягод. Медведь на четвереньках в центре круга. Его накрывают шубой. Сборщики ходят по кругу, собирая ягоды и при этом поют: Медведушка – бабушка, медведушка – бабушка

Твою чернику собираем, твою бруснику выбираем,

Хорошие ягоды себе берем, плохие ягоды выбрасываем.

Медведь сбрасывает шубу и ловит ягодников.

Медведь (Ош)

Мишка, мишка, медведь

Собираем бруснику

Мишка, мишка, медведь

Собираем голубику

Ягодки берем, медведю не даем

Было всем нам весело, медведь не смог догнать,

Пойдем опять в лес ягоды собирать.

Маленький воробышек.

Дети становятся в круг. В центре – маленький воробышек похаживает по кругу. Остальные водят хоровод и поют:

У маленького воробышка животик болит.

У маленького воробышка головка болит

Где ты был, где летал, маленький воробышек?

Воробышек изображает движения «больного», слова можно менять.

Воробышек (Пышкай)

По жребию выбирают водящего – воробья, завязывают глаза, остальные становятся в круг и поют:

Прилетел к нам воробей и запел как соловей.

Эй, ты, птичка не зевай, кто мяукнет, угадай.

Все замолкают. Кто-нибудь скажет «мяу», стараясь изменить голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. А если не угадает, то продолжает водить дальше.


Транскрипт

1 Коми народные игры Приложение 1 Ёма туй (Дорога к Ёме) Игра состоит в том, что один из детей идет впереди других и, волоча одну свою ступню по пыльной уличной дороге, делает этим непрерывную тропочку, а все остальные следуют за ним по этой тропочке. Интерес игры заключается в том, чтобы тропка была как можно извилистее, замысловатее: со многими отступлениями в сторону, а иногда и назад. Время от времени эта тропочка приводит в замкнутый четырехугольник, в котором на время все играющие собираются, а затем тропа и следование по ней продолжается дальше, пока это не надоест играющим. Сувт, кор! (Стой, олень!) Играющие находятся в разных местах площадки. Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки. После сигнала все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать когонибудь из играющих, коснуться его палочкой (хореем) и крикнуть: «Сувт, кор!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей. Синтом горань (Жмурки) С помощью считалки выбирается водящий. Водящему завязывают глаза. Прокрутив его на месте, задается вопрос: «Вала, песла, либо турунла?» - За водой, за дровами или за сеном или «Гораньой, гораньой! Кытчо мунам? Озла или чодла?» - Горань, горань! Куда пойдешь? За земляникой или по чернику? Независимо от ответа водящего, его слегка отталкивают в любую сторону. Водящий начинает ловить. Поймав убегающего, водящий должен его назвать. После этого пойманный становится водящим. Во время вращения водящего можно приговаривать также следующие приговорки: Шапка-тотарка, закрыты, Если хочешь, ищи, Но только не поймаешь! или Ступу лови, Пест лови, А меня не лови! 1

2 Ворса керка (Лесной дом) Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Водящий педагог. Педагог, читая стихотворение (сначала на русском языке, затем на коми), предлагает играющим выполнить за ним все движения, за исключением запрещенного (это одна строчка из стихотворения), заранее им установленного. Запрещенное движение меняется. Игрок, повторивший запрещенное движение, выбывает из игры. Катша, катша, китшкотш. Тури помечö корö. Ош керка лэптö. Кöин кер кыскалö. Сизь öшинь писькöдö. Руч дöра кыö. Кöч кöвдум пöжалö. Ур би видзö. Сорока, сорока, китш котш! Журавль на помощь зовет. Медведь дом поднимает, Волк бревна таскает, Дятел окно прорубает, Лиса ткет, Заяц булочки печет, Белка огонь стережет. Машут руками Машут на себя Руки поднимают вверх Движение «тянут веревку» Движение «рубка топором» Движение «вяжет» Движение «пекут» Дуют Медведь-бабушка Из числа игроков считалкой определяют водящего, который становится «медведем», остальные «собиратели ягод». Можно играть на улице и дома: если играют на улице, водящий заходит в овраг и присаживается, если в доме становится на корточки, и его накрывают шубой. Игроки ходят вокруг него, наклоняются показывают сбор ягод, и поют: Медведь-бабушка, медведь-бабушка, Чернику собираем, бруснику собираем, Хорошую ягоду возьмѐм, Плохую ягоду оставим. Ошкӧ - бабӧ, ошкӧ-бабӧ, Чӧдтӧ вотам, пувтӧ ӧктам, Бур вотӧссӧ босьтам, Лѐк вотӧссӧ чӧвтам. В удобный для себя момент водящий набрасывается на убегающих игроков. Пойманный игрок становится новым «медведем». Отӧпкиасьӧм (Игра с отопками) Участвующие собирают старую кожаную обувь (отопки) и складывают их вокруг воткнутого в землю кола, к которому привязывают веревку длиной 1,5 м. Выбранный сторож, держась за верѐвку, ходит вокруг кола и охраняет отопки. Остальные стараются украсть как можно больше лаптей. Если сторож кого-то 2

3 заденет, тот становится водящим. Когда сторож обнаружит, что последний отопок украден, он пускается в бега до заранее установленного места, а остальные бросают ему в спину обувь. Если хотя бы один отопок попадѐт, он снова становится сторожем. Кут корос (Ловля оленей) Среди играющих выбираются 2 пастуха оленевода. Остальные играющие - олени. Олени становятся внутри очерченного круга. Пастухи оленеводы находятся за кругом напротив друг друга. По сигналу Раз! Два! Три! Лови! пастухи оленеводы по очереди бросают мяч в оленей (по низу), а те, в свою очередь, убегают, увертываясь от мяча. Олень, в которого попал мяч (задел мяч), считается пойманным. После 4-5 повторений подсчитывается количество пойманных оленей. Кокой (Кукушка) Среди играющих выбирается водящий. В центре круга водящий изображает кукушку (кокой) с закрытыми глазами. Дети, держась за руки, идут по кругу и поют: К нам кукушка в огород Залетела и поет. Эй, кукушка, не зевай! Кто окликнет, отгадай! Миян, йоро со воис, Пуксис да и коко. Кокой, кокой, тодмав со вай, Чукостiс код тэно? Воспитатель, не называя имени, указывает рукой на кого нибудь из играющих. Тот произносить слово «кокой» (кукушка). «Кукушка» должна отгадать, кто из играющих ее позвал. Если кукушка сразу узнала голос, то занимает место того чей голос угадала. Если кукушка ошиблась, то продолжает снова угадывать других игроков. Пышкай (Воробей) С помощью считалки выбирают участника, который становится «воробьѐм». Глаза ему завязывают платком. Остальные («кошки») ходят вокруг него и поют: В наш весѐлый сад Прилетел воробей и поѐт. Воробей, воробей, не дремли, Кто мяукнет, узнай? Миян гажа сад йӧрӧ Локтiс пышкай да сьылӧ. Пышкай, пышкай, зн нуграв, Кодi нявӧстас, тӧдмав? Когда все умолкнут, кто-то из игроков мяукает. Если водящий отгадает мяукнувшего, то они меняются местами, а если нет - дальше будет водить. Байдогьяс (Куропатки) Одного из играющих выбирают совой (сюзь), остальные играющие куропатки (байдогьяс). В начале игры куропатки стоят на отведенном месте. Сова находится на 3

4 противоположном конце площадки на холме (мылк вылын). По сигналу воспитателя «день» (лун) - куропатки летают, по сигналу «ночь» (вой) куропатки замирают, их облетает сова. Того, кто шевельнется сова забирает. Игра повторяется Витас (Пятеро) Играющие становятся двумя рядами друг против друга. Расстояние между ними около 5 метров. Между ними находится водящий, который должен поймать перебегающих. Пойманный становится водящим. Название игры происходит от слова «вит» - пять (пять пальцев пятнали ладошкой) Эн веськав круго (Не попадись в круг) Чертится круг. Дети, парами, стоят друг против друга по кругу. По сигналу участники стараются столкнуть друг друга в круг. Кто окажется в кругу, тот проигрывает и выходит из игры. Игра продолжается с оставшимися за кругом. Игра с верёвкой Игроки встают кругом, обеими руками держатся за верѐвку, которая образует круг. Выбирают одного участника, который входит в круг. Ему надо найти удобный момент и резким движением прикоснуться до чьей-нибудь руки. Игрок, чтобы не попасться, убирает одну руку с верѐвки. Тогда водящему нельзя трогать другую руку. Кого осалят, тот становятся водящим. Коръясос нярталаон куталом (Охота на оленей) Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от оленьих рогов (их количество зависит от числа детей в команде). В руках у каждого ребенка аркан. Он старается заарканить (поймать) оленя. Правила игры. Выигрывает тот, кто больше поймал оленей. Прежде чем играть в эту игру, надо научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой. Варианты. Ловить одного оленя, т.е. набрасывать арканы на одни рога, могут сразу несколько человек. В этом случае они должны стоять не мешая друг другу. Для усложнения игра проводится на склоне горы. Группа игроков делится на две команды, которые располагаются по двум сторонам горки, у каждой команды по мауту. Ведущий сталкивает санки с прикрепленными к ним рогами. Дети по очереди ловят оленя на лету. Толысь да Шондi (Луна и солнце) Дети делятся на две равные команды толысь и шондi. Команды находятся на противоположных сторонах. Под музыку дети выполняют танцевальные движения в центре. Педагог дают команду «толысь (например), значит, участники команды толысь начинают ловить участников команды шондi и наоборот. Те, кого поймали, 4

5 переходят в команду соперника. Выигрывает команда, в которой будет больше участников. Гизь-гизь, горань (Колечко) Из числа игроков выбирают водящего и «кизь пуктальысь» (прячущего пуговицу). Игроки садятся на стулья, лавку или становятся полукругом и перед собой прижимают ладони, образуют «лодочку». Прячущий пуговицу берѐт в свои ладони пуговицу (щепку, горошек, монету) и начинает раскрывать ладони остальных, чтобы тайно от водящего кому-то оставить. Прячущий может оставить пуговицу и у себя. Водящему можно смотреть за движениями руки. Когда водят руками, все поют: Гизь-гизь, Гораньӧй Да батюшка Еремей, Тупкалӧй, тапкалӧй, Корсялӧй тӧдмалӧй, Код ордын Гизяньӧй? 5 Гизь-гизь, горань, И батюшка Еремей, Прикрывайте, закрывайте, Ищите, узнавайте, У кого моя гизянь? Если водящий узнает, у кого находится пуговица, тогда сам становится еѐ прячущим, у кого нашли пуговицу водящим, а прячущий встаѐт к остальным. Если водящий не отгадает, ему говорят «тiрс-торс, одного зуба нет». Если трижды не отгадает, он «остаѐтся без трѐх зубов», ему дают задание спеть, потанцевать и т.д. Прежде на молодѐжных посиделках проигравшего вынуждали сообщить имя любимого или любимой. Если отказывался, его брали за руки и ноги и подбрасывали вверх до потолка. Изки карнан (Рукоятка жернова; Молчанка) Каждый выставляет большой палец правой руки и кулаком захватывает большой палец другого игрока. Так образуется вертикальная цепь кулаков. После этого игроки, стоя на своих местах, или вращают импровизационной «мельницей», или медленно двигаются по ходу солнца и приговаривают: Изки карнан, ва карнан, Код шыасяс дас печик, Код оз шыась дас кӧлач. Либӧ: Изки карнан, ва карнан, Код шыасяс - дас юрси, Код шыасяс - дас печик, Код шыасяс - дас котшкун, Код шыасяс - дас чепель, Код шыасяс - дас зiмгун. Рукоятка жернова и коромысло, Кто заговорит - 10 щелбанов, Кто не заговорит - 10 калачей. Или: Рукоятка жернова и коромысло, Кто заговорит - 10 волос, Кто заговорит - 10 щелбанов, Кто заговорит - 10 ударов, Кто заговорит - 10 щипков, Кто заговорит - 10 притопов.

6 После произнесения приговорки игроки замолкают и начинают друг друга щипать, толкать, чтобы кто-то рассмеялся или сказал слово. Кто первым рассмеѐтся или скажет какое-то слово, его наказывают и затем продолжают играть дальше. Шыр да пельос (Мышь и угол) Из числа игроков выбирают водящего, который становится «кошкой» (кань), остальные «мышки». Играют в помещении с пустующими углами. Если угла не всем хватает, можно использовать стул. «Мышки» становятся по углам, а выбранная «кошка» ходит между ними и приговаривает: Шыро, шыро, вай меным пельос! Мышка, мышка, дай мне угол! Или Мышка, мышка Продай уголок За шильце, за мыльце За белое полотенце, за зеркальце! В какой-то момент «мыши» меняются углами, а «кошке» в это время надо успеть занять освободившийся угол. Кому не достанется угол, становится водящим. Семен дядь (Дядя Семён) Игроки встают в круг, поместив одного в середину. Все ходят по кругу и показывают то, о чѐм поѐтся в песне: Семен дядьлӧн вӧлi, Вӧлi сизим челядь. Сизимнанныс сiйӧ: Этатшӧм юраӧсь, Этатшӧм тошкаӧсь, Этатшӧм синмаӧсь, Этатшӧм пеляӧсь, Этатшӧм ныраӧсь, Этатшӧм вомаӧсь. Найӧ эз уджавны, эз уджавны, Сэсся вӧчисны вот тадз... У дяди Семѐна было, Было семь детей. Все семеро такие: С такой головой, С такой бородой, С такими глазами, С такими ушами, С такими носами, С такими ртами. Они не работали, не работали, Потом сделали вот так... После этих слов стоящий в кругу показывает какую-то фигуру. Кто позже всех повторят, тот входит в круг. Чери-бери На земле чертят круг диаметром 4 м. Игроки делятся поровну: одна команда заходит в круг, другая находится на линии круга. Стоящие за кругом игроки 6

7 бросают мяч в тех, кто располагается внутри круга. Если промахиваются, вся команда входит в круг, а другие будут бросать мячом. Мяч дзебон ворсом (Игра в прятанье мяча) Выбранный считалкой игрок входит в круг. В это время остальные незаметно от него отдают мяч одному из игроков и подходят к кругу, держа руки за спиной. Водящий, чтобы в него не попали мячом, старается определить игрока с мячом и отойти от него на безопасное расстояние. Игрок бросает в него мяч. Если промахивается, то сам вместо него входит в круг. Если стоящий в кругу поймает мяч, тогда он бросает его по убегающим игрокам. В кого попадает, тот входит вместо него в круг. Или другой вариант: с помощью считалки выбирается водящий. Водящий мячом кидает в убегающих игроков. В кого попадет тот становиться водящим и т.д. Нужно быть очень внимательным, что бы заметить, кто стал водящим. Тыв (Невод) Играющие выбирают рыбу (чери). На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 1,5 2 м от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста. Рыба, пробравшись сквозь невод (под руками играющих), бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если рыбу не догнали, и она спряталась за шестом, она остается рыбой, если поймают, то она возвращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто ее догнал. Правила игры. Игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя. «Капуста» Все участвующие дети выстраиваются в круг, берутся за руки. В центре круга стоят два ведущих. У них на стульях лежит различная одежда (количество одежды одинаковое). Пока идут по кругу и хором 2 раза говорят: Одевайся, капуста. Одевайся капуста. Расти большая, Оставайся такая. Водящие в круге должны успеть надеть всю ту одежду, которая у них на стуле. Кто не успел, тот проиграл. «Чья команда быстрее соберет героя коми сказки» Участники делятся на команды. Каждой команде выдается конверт с разрезанными изображением героя коми сказки (медведя, Бур морта, Пера богатырь и т.д.). По сигналу педагога дети собирают картинку. Кто быстрее соберет, тот и победил. Для сложности можно разрезать картинку как можно мельче или на разные фигуры. 7

8 «Прыжки через нарты» (санки) Участники делятся на команды. Перед каждой командой ставятся по 3 санок на расстоянии см. друг от друга. Участники перепрыгивают через них, приземляются на оби ноги, и передают эстафету. Та команда, которая закончит первой и сделает меньше ошибок, становится победителем. В игре принимаю участие все желающие. Волк и олени. Из числа играющих выбирается волк, остальные - олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком. Перетягивание каната. На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три - начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов. Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной. Куропатки и охотники. Все играющие - куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают. Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих. Оленьи упряжки. Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой - каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару. 8

9 Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил. Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для береговых чукчей. Бег в снегоступах. Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов. По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег. Правила игры. Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его. 9


ИГРЫ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ «Бег по-медвежьи». Подвижная игра Эта игра-состязание проводится в любое время года. Возрастного ограничения для участия в ней нет, однако в этой самобытной игре-состязании участвуют

Картотека хантыйских подвижных игр. Составила: Третьякова Ольга Евгеньевна Краски Цель: Развивать у детей ловкость, быстроту бега, умение прыгать на одной ножке с продвижением вперед. Играющие сидят на

Игры рассчитаны на детей от 4 лет. В играх преобладают ходьба, бег, равновесие. Кто быстрее опустит обруч? Детей поделить на 4 группы. Каждая группа встает перед определенной линией на расстоянии вытянутых

Хантыйские подвижные игры Хейро. Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-назади на каждый шаг говорят «Хейро» («Солнце»).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МОШЪЮГСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Методическая разработка внеклассного мероприятия для учителей физической культуры и воспитателей «Коми

Игры народов Севера Название Ход игры Правила игры, атрибуты «Солнце» («Хэйро»). Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи впередназад

Картотека подвижных игр для детей 4-5 лет 1) Подвижная игра «Пятнашки со скакалкой» Выбирается два игрока это «пятнашки». Инструктор дает им скакалку, они берут за ручки скакалки и по команде инструктора:

Кто быстрее опустит обруч? Детей поделить на 4 группы. Каждая группа встает перед определенной линией на расстоянии вытянутых рук в стороны. Перед каждой группой положить обруч диаметром 60 см. По сигналу

Догоните меня! Воспитатель подходит к детям, которые сидят на стульчиках с одной стороны площадки, и говорит: «Толик, Аня, Маша, догоните меня!» Названые дети встают и догоняют воспитателя. Побегав немного,

Воспитатель: Сычёва Ирина Николаевна Карточка 1 Подвижная игра «Пятнашки со скакалкой» Выбирается два игрока это «пятнашки». Инструктор дает им скакалку, они берут за ручки скакалки и по команде инструктора:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» Г. БЕЛОЯРСКИЙ» КАРТОТЕКА Подвижные игры с ловлей и передачей мяча для старших дошкольников

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 3» РЕФЕРАТ По физической культуре Тема «10 игр с мячом» Выполнила:

Игра «Ловишки» Цель: Закреплять умение бегать, не падая, не толкаясь, принимая правила игры. Ведущий выбирает ловишку. Ловишка стоит, повернувшись лицом к стене. Остальные дети у противоположной стены.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» Г. БЕЛОЯРСКИЙ» КАРТОТЕКА Игры с метанием мяча Инструктор по Ф.К. Баженова Н.Ю. «Сбей мяч» (метание

Подвижные игры со сказочными героями. «Волк и семеро козлят». Волк сидит в центре круга, а козлята идут вокруг волка хороводом и поют: Семеро, семеро, семеро козлят Весело, весело, весело стоят. Весело

Картотека подвижных игр в подготовительной группе «ТУННЕЛЬ» (игра высокой подвижности) Цель: обучать детей в умении ползать. «СБЕЙ ГРУШУ» Цель: равновесие, броски мяча, метание. Участники стоят в двух

Подвижные и малоподвижные игры дпя детей от 3-х пет Описание игры Па попу или земле чертиться круг диаметром 4м. Водящая "кошка" становится в середине круга, остальные участники игры "воробьи". Они находятся

Игры на преодоление двигательного автоматизма Игры рекомендуются гипер- и гипоактивным детям, а также тем, у кого снижены внимание и память. Флажок Играющие ходят по залу. Когда ведущий поднимет вверх

Давайте не будем болеть! Наши малыши часто простужаются и болеют. Адаптация, повышенная психологическая нагрузка, несоблюдение режима дня, недостаточная двигательная активность - вот некоторые из причин

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 62 Игры наших бабушек Интерактивное занятие с родителями воспитанников Богатырева И.Б., инструктор по физической культуре 2015г.

«для работы с учащимися» Выполнила: Воробьева Валентина Федоровна учитель биологии ГОУ СОШ 750 СВАО, педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения «Юный эколог» Москва 2007г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 10 комбинированного вида» ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА г.ухта 2015 П/И: «ТИШИНА». Основное движение: Ходьба. Дети идут

Ярмарка игр народов Поволжья Подготовила: воспитатель МБДОУ 49 Хромова Анна Сергеевна Русские народные игры Игра Дударь, дударь, дударище Ребята ходят по кругу, взявшись за руки и поют песенку. В центре

Русские народные игры, в которые Вы можете научить играть своих детей Подготовила: Гладких Наталия Александровна, воспитатель МБДОУ детский сад 19 комбинированного вида «Пустое место» В «Пустое место»

Картотека подвижных игр "Мыши водят хоровод" Цель: развивать двигательную активность Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка

Для детей дошкольного возраста по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Игры с подлезанием и лазаньем «Мыши» (дети» сидят в норкахна стульях или скамейках,

Подвижные игры «Насекомые» Подготовила: педагог-психолог ЧДОУ «Детский сад 94 ОАО «РЖД» Гаврилова Н. В. 1 Подвижная игра «Паук и мухи» Цель: укрепление мышц туловища и конечностей; улучшение функции дыхания;

Подвижные игры для детей 4-5 лет Подвижные игры для детей 4-5 лет Шоферы С одной стороны площадки два "гаража" (начертить две параллельные линии на расстоянии 5-6 шагов одна от другой). На линиях сделать

Прогулка «Осенние листья» План-конспект осенней прогулки в старшей группе Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация». Задачи: 1.

Праздники дома это семейные традиции, которые сплачивают семью, помогают в воспитании детей, способствуют их развитию. Эти праздники помогают детям и родителям наслаждаться общением с родными и близкими,

Консультация для родителей: «Подвижные игры» Подвижная игра незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных

Подвижная игра это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни Составитель Дурыгина Н.В. Катайск2017 Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют

Игротека для самых маленьких по знакомству с правилами дорожного движения «Воробушки и кот» Дети изображают воробушков. Один - «кот», он сидит на стуле. «Кот» поочередно называет цвета светофора. На зеленый

Мастер-класс «Подвижные игры на прогулке» Прогулка - один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Это благоприятное время

Подвижная игра «Найди себе пару». Для игры нужны цветные платочки по числу детей. Половина платочков одного цвета, остальные - другого цвета. Каждый ребенок получает один платочек. По сигналу воспитателя

Цель: Организовать интересную, разнообразную деятельность детей на прогулке. Вызвать у детей положительные эмоции, доброе, жизнерадостное настроение. Воспитывать спокойное и непринужденное взаимопонимание.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮГО-ЗАПАДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 1280 ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Составила:

Приложение 2 Игры ЯСТРЕБ И УТКИ На земле в противоположных концах площадки очерчиваются два озера, на которых плавают утки (шилохвосты, чирки, нырки). Расс тояние между озерами определяется самими играющими.

Вторая младшая группа: Русская народная игра «Варежки». Дети стоят по кругу, в центре находится 3 пары варежек. Выбирают 3 детей. Все поют: - Мы, ребята крепыши, До чего же хороши! До чего же хороши, Только

НЕ ЗАДЕНЬ! Ход игры: На площадке раскладывают кубики (или втыкают палки) в шахматном порядке. Дети с санками стоят у одной линии по одну сторону площадки. По сигналу они наклоняются и упираются руками

КАРТОТЕКА МАЛОПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ 1) Малоподвижная игра «Ушки» Дети встают парами и, играя в ладушки, приговаривают: Мама била, била, била и все папе доложила. Папа бил, бил, бил и все бабе

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста Горелки Дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом. Впереди, на расстоянии 3-4 метров, становится водящий. Как только ребята окончат

Подвижные игры по ФГОС подготовительная к школе группа составила Рябова А.Т. С метанием и ловлей. «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто самый меткий?», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом». С ползанием

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД 47 «ЗДРАВСТВУЙ» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «МОЙ ВЕСЁЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ» Подготовила: инструктор по физической культуре

Классики Схему «простых» классиков рисуем мелом на асфальте. Биту (когда-то это была баночка из-под вазелина, крема для обуви или камушек) бросаем по порядку на каждый квадратик начиная с единицы все дальше

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок». КАРТОТЕКА народных игр для детей подготовительной к школе группы. Выполнила: Се Нам Сун Воспитатель Первая квалификационная

НРМДОБУ «ЦРР д/с «Улыбка» Летнее путешествие на планету игр (для воспитанников старшего возраста) Автор составитель: Чайникова О.А. инструктор ФИЗО п Салым 2015 Цель: Создание атмосферы всеобщего праздника,

Подвижные игры для детей средней группы Подготовили: Хисамеева Т.М., Концова Г.В. Найди свой цвет Материал. Флажки 3 4 цветов (по числу детей и еще по одному каждого цвета). Ход игры. В начале года в эту

Подвижные игры по БДД для детей старшей и подготовительной к школе групп «Разные машины» Цель. Объяснять значение жестов регулировщика; развивать сноровку и внимательность. Ход игры. Дети делятся на две

Сентябрь с_1 по 15 1. Ходьба в колонне по одному, перестроение в колонну по два (пары); ходьба и бег врассыпную. 2. И. п. основная стойка, руки вдоль туловища. 1-2 шаг вправо, руки через стороны вверх;

Игры высокой подвижности Название игры Цель ОВД Описание игры «Лягушки и цапля» «Быстро возьми, быстро положи» Развитие произвольности; ловкости, быстроты реакции Развитие быстроты реакции, оперативности

ИГРЫ АТТРАКЦИОНЫ 1. «Не разлей воду». В небольшое блюдечко из пластмассы наливается вода. Блюдо ставится на голову ребенка, который должен пройти с ним небольшое расстояние /3-5м/, стараясь не разлить

Картотека утренней гимнастики для подготовительной к школе группы (по Пензулаевой) 1 Сентябрь Комплекс 1 1. Ходьба в колонне по одному в обход зала (площадки) в чередовании с бегом; ходьба и бег врассыпную.

Утренняя гигиеническая гимнастика Комплексы упражнений для детей подготовительной к школе группы Сентябрь Комплекс 1. 1. Ходьба в колонне по одному в обход зала (площадки) в чередовании с бегом; ходьба

Значение подвижных игр Подвижная игра одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность комплексность воздействия на организм и на все стороны личности

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ 1. Кукушка Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют: К нам кукушка в огород Прилетела и поет Ты кукушка не зевай Кто кукует отгадай»

Дорогой волонтёр! Если ты здесь, значит ты решил принять участие в нашем ежегодном Дне Волонтера! Спасибо тебе за твою готовность помогать и радовать окружающих! Как ты помнишь, если у организации нет

ИГРЫ С ДЕТЬМИ по правилам дорожного движения Цель: пропаганда правил дорожного движения. Задача: помочь юным инспекторам дорожного движения провести час игры во дворе, на площадке, в просторном зале, коридоре,

(ремесла) Цель: Познакомить детей через традиционные игры с историей и культурой разных народов. Воспитывать добрые чувства и вызвать стойкий интерес к народным играм. Вы знаете, что русский народ занимался

Подвижная игра незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки. При проведении подвижной игры создаются возможности, направленные

МА ДОУ центр развития ребёнка д./сад 137 «Праздник Мяча» (Для детей младших, средних и старших, подготовительных групп.) Составила: Инструктор по физической культуре Манакова Светлана Васильевна г. Хабаровск

Игра малой подвижности «У кого мяч?». Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной. Играющие передают мяч

МБДОУ детский сад «Алёнка» Никифоровский район Тамбовская область Рекомендации для воспитателей «Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель Епифанова Юлия Вячеславовна

Башкирские народные подвижные игры «Ласточки и ястребы» Задачи: продолжать развивать интерес к родной природе, к башкирским играм. Правила: игроки делятся на две команды, становятся в два ряда спиной друг

Сценарий развлечения «ЗИМНЕЕ ЦАРСТВО» (зимнее физкультурное развлечение с родителями для детей старших, подготовительных групп). Воспитатель: Бакирова А.С. Цель: - вызвать у детей и родителей интерес

Дидактические игры по развитию временных представлений у дошкольников Игра «Назови пропущенное слово» Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток. Ход игры: Дети образуют полукруг.

КОМИ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Подвижная игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Любой народ в течение многовековой своей истории отобрал

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С БЕГОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОО ВОЗРАСТА С ПРИЕМУЩЕСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ ВЫНОСЛИВОСТИ МЫ ВЫСЕЛЫЕ РЕБЯТА Дети стоят за чертой на одной из сторон площадки (на противоположной стороне так

Игры, аттракционы и соревнования для проведения на подвижной перемене Для учащихся 1-4 классов «Группа смирно!» Водящий предлагает играющим выполнять по его командам определенные движения. Если он, перед

Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад 3 Красносельского района Санкт- Петербурга Консультация «Народные подвижные игры» Подготовила: Инструктор по физической культуре Узлова

Коми игры на уроках в начальной школе.

Учите коми язык вместе с нами. Учите, играя.

Игры для детей, изучающих коми язык .

1.«Корсь пара» («Найди пару»).

Дети делятся на 2 команды. Команды встают лицом друг к другу. Игроки одной команды получают карточки разного цвета: синего, зелёного, красного, жёлтого, чёрного, белого, серого. Игроки другой команды получают карточки с изображениями предметов на темы «Игрушки», «Одежда, обувь», «Овощи», «Мебель», «Дикие животные и птицы», «Домашние животные и птицы» и другие. Педагог произносит словосочетание, например: горд пызан (красный стол), сьод кань (чёрный кот) и т.д. Дети должны соотнести название предмета и его признак с имеющимися у них картинками и принести педагогу.

В данной игре развивается слуховое внимание и память.

2.«Корсь да петкодлы». («Найди и покажи»).

Количество участников - можно играть с одним один ребёнком, а можно и с подгруппой детей.

После презентации новой лексики на столе раскладываются изображения предметов по разным темам «Еда, напитки», «Ягоды», «Деревья», «Части тела», «Овощи», «Животные» и другие. Например, после введения лексических единиц по теме «Еда, напитки» педагог предлагает детям или индивидуально ребёнку найти изображение того или иного предмета. Например, педагог говорит ребёнку: « Маша, корсь да петкодлы кольк» («Маша, найди и покажи яйцо»). Если ребёнок показал предмет правильно, ему даётся фишка. В конце игры подсчитывается количество набранных фишек.

Игра вырабатывает внимание и учит слышать и понимать речь педагога.

3. «Пуксьой» («Садитесь») . Игра проводится с группой или подгруппой детей.

В центре зала, группы, помещения стоят кружком стулья (сиденьями наружу); количество стульев - на один меньше количества детей.

Дети свободно двигаются по помещению под тихую коми народную мелодию. Педагог даёт разнообразные команды, а дети их выполняют: чеччалой (прыгайте), котортой (бегите), муной(идите), сувтой (стойте), сёйой (ешьте), узьой(спите), йоктой (танцуйте), мыссьой (мойтесь) и т.д. Услышав команду пуксьой (сядьте), дети должны сесть на стульчики. Ребёнок, оказавшийся без стула, выходит из игры.

Каждый раз из круга убирают один стул.(Не стоит выводить ребёнка из игры надолго: иначе он будет скучать, отвлекать других детей и не усвоит материал).

Игра помогает запомнить названия глаголов.

4. «Поръясьысь» («Обманщик»).

Педагог предлагает детям сделать зарядку. Сначала педагог медленно называет и показывает какую-нибудь часть тела (тайо ныр, пель, вом, юр, кок и т.д. (это нос, ухо, рот, голова, нога и т.д.), затем ускоряет темп и начинает обманывать - показывать не те части тела.

Дети должны коснуться той части тела, которую назовёт педагог. Игра тренирует внимание и способствует успешному усвоению лексики.

5. «Вотчом» («Сбор ягод»).

После введения лексики по теме «Ягоды» на пол изображением вниз раскладываются картины. Педагог предлагает детям пойти в воображаемый лес и собрать ягоды в корзину. Дети по очереди открывают изображение и называют ягоду - тайо пув, чод, турипув, мырпом, оз…(это брусника, черника, клюква, морошка, земляника…) Педагог детям может задать вопрос: «Маша, мый тэ вотiн?» («Маша, что ты собирала?»). Дети дают ответы в соответствии с изображением: «Ме вотi пув, чод, турипув …» (« Я собирал(-а) бруснику, чернику, клюкву…»)

Игра развивает слуховое внимание и память.

6. «Кывзы да висьтав». («Послушай и покажи»).

Данная игра рассчитана на закрепление лексического материала.

В начале игры педагог показывает детям картинки, на которых изображены различные предметы и называет их, а затем развешивает их в групповой комнате. Педагог называет слово, а дети должны найти и показать соответствующую картину.

7. «Йолога» («Эхо»).

Дети по просьбе педагога вспоминают, что такое эхо. Педагог показывает детям картину и называет слово. Дети должны повторить это слово 4 раза, с каждым разом всё тише, как настоящее эхо.

Вариант: можно также предложить детям указывать на картинки, когда педагог называет слово, а затем уже повторять его.

Игра помогает развивать память.

8. «Да-абу» «Да - нет».

После введения новой лексики педагог показывает детям изображение (но не видит, что на нём изображено) и называет предмет. Если предмет назван правильно, дети говорят: «Да», а если неправильно «Абу» («Нет»).

Игра развивает внимание и память.

9. «Тодмав, кодi тэ» («Узнай, кто ты»).

Один ребёнок с помощью коми считалки выбирается на роль водящего. К его спине прикрепляется карточка с изображением дикого (домашнего) животного или птицы. Водящий должен узнать, какое животное (птицу) он представляет, задавая вопросы остальным игрокам:

Ме-кань? (пон, вов, мос, чипан, петук, сюзь, пышкай, пыста, жонь)и т.д.

Дети отвечают да или нет (абу).

Когда он отгадывает, происходит смена водящего.

10. «Лыдпасъяс» («Числа»).

Дети стоят в групповой комнате в произвольном порядке. Педагог каждому ребёнку шёпотом говорит его число (оти (один), кык(два), куим(три), нёль(четыре), вит(пять), квайт(шесть) и т.д.) При этом 2-3 ребёнка получают одинаковые числа.Затем педагог предлагает одному из игроков найти других игроков с таким же числом. Ребёнок подходит к каждому играющему и говорит:

Ме - куим лыдпас. (Я-цифра три). А тэ кутшом лыдпас? (А ты какая цифра?).

11. «Ромъяс» («Цвета»).

Педагог каждому ребёнку шепчет на ухо название того или иного цвета (горд, лоз, кольквиж, турунвиж, горд, еджыд, руд, сьод).Дети по очереди называют свой цвет и спрашивают друг у друга какой цвет у них:

Ме - горд ром. (Я-красный цвет). А тэ кутшом? (А ты какой?).

12. «Волшебникъяс». (« Волшебники») . (На образование множественного числа существительных).

Педагог объясняет детям образование множественного числа существительных. Она говорит, что в коми языке для превращения одного предмета в множество нужно к концу слова добавить частичку -яс. Например, кань (кот) -каньяс (коты).

Потом педагог предлагает детям стать волшебниками. Она показывает картину, где изображён один предмет или игрушку и называет её:

Тайо мос (это корова).

Дети- «волшебники» превращают слово и называют:

Мосъяс (коровы).

13. Словесно-хороводная игра «Пышкай» («Воробей» ). (На основе коми старинной детской игры). В неё можно играть после прохождения лексики по теме «Птицы» для активизации и закрепления лексического материала.

Изготавливаются маски птиц (воробья, сороки, вороны, снегиря, синицы и т.д.) Выбирается водящий с помощью коми считалки:

Отик, кык, куим, нёль, коз пу йыло ошйис коль.

Водящий выбирает себе маску птицы. Педагог спрашивает:

Тэ кодi? (Ты кто?)

Ребёнок отвечает:

Ме - пышкай (жонь, пыста …) в зависимости от выбранной маски.

Ребёнок в маске встаёт в центр круга и изображает полёт птицы. Остальные играющие идут по кругу и поют такие слова:

Миян гажа сад йоро,

Локтiс пышкай (катша, жонь, пыста…) да сьыло: « Пышкай, пышкай (жонь, жонь, катша, катша…) эн вуграв, кодi нявостас,тодмав.

После этих слов ребёнок с маской закрывает глаза, а педагог указывает на какого-либо ребёнка и он мяукает, меняя голос, чтобы его не узнали. Если водящий угадал голос, он остаётся играть дальше роль птицы, а если нет, то водящим становится тот ребёнок, который мяукал.

14. «Ошко-бабо» («Медведюшка-батюшка») . (На основе коми старинной детской игры). В эту игру можно играть после прохождения темы «Ягоды» для активизации и закрепления лексического материала.

С помощью коми считалки выбирается водящий -медведь:

Тiрс, торс, куим стокан морс.Он ко водит, он и ворс.

Медведю дают маску и он садится в угол.

Детям раздаются карточки с изображениями ягод. Они идут по направлению к медведю и говорят такие слова:

Ошко-бабо, ошко-бабо и по очереди каждый ребёнок называет свою ягоду, изображённую на карточке (чодто, пувто, озто, мырпомто, турипувто и т.д. вотам). Бур вотоссо октам, а лёк вотоссо шыбитам. Дети при движении к медведю имитируют сбор ягод и выброс плохих. После произношения последних слов «медведь»- водящий осаливает подошедших к нему детей. Осаленный ребёнок становится водящим.

15. «Ёма-кулёма» . В эту игру можно играть после прохождения темы «Части тела» для активизации лексики и закрепления материла. Игра проходит живо, весело.

С помощью коми считалки

Акото, макото, чукортома, абуль, пабуль, румоно-

выбирается водящий- игрок- Ёма. Ребёнку на голову надевается платок и она садится на стул в противоположном от детей углу комнаты. Дети с одного угла идут навстречу Ёме и проговаривают такие слова и показывают на себе части тела:

- Ёма-кулёма, паськыд вома, чукля сюра, чукля кока, ыджыд пеля, лоз-лоз синма, крука киа, кузь-кузь ныра и дразнят: -бе-бе-бе и убегают. А Ёма ловит их. Пойманный ребёнок становится Ёмой.

16. «Учим новые слова» . Данная игра также используется после прохождения темы «Части тела».

Выбирается с помощью коми считалки водящий -игрок -Ёма. На голову надевается платок и он садится на стул в углу комнаты. Дети -игроки идут по направлению к «Ёме» и проговаривают слова и показывают на себе части тела:

Учим новые слова: юр по-коми - голова; ки-рука; кок-нога; Ёма- бабушка-яга; син-глаз; пель- ухо; вом-рот; ныр-нос, крючком прирос и дразнят водящего: -бе-бе-бе и убегают. «Ёма» осаливает играющих.Осаленный игрок становится водящим.

17. «Ёма доро» («К Ёме»).

Педагог рассказывает детям, что их в гости пригласила героиня коми сказки Ёма-баба. Она живёт в волшебном лесу. Мы сможем добраться до избушки Ёмы в том случае, если назовём на коми языке названия деревьев. (Дети вспоминают из своей памяти и составлют предложения из 4-х слов:

Ворын быдмо ыджыд (мича, турунвиж, кузь) коз (пожом, кыдз…)

- (В лесу растёт большая (красивая, зелёная) ель (сосна, берёза.)

Потом детям предлагается собрать воображаемые ягоды. Дети составляют предложения из 4-х-5-ти слов:

Ме вота горд, чоскыд, юмов пув. (- я собираю красную, вкусную, сладкую бруснику).

Подошли к воображаемой избушке Ёмы. Дети стучатся к ней, произнося такие звуки: тотш-тотш-тотш; тутш-тутш-тутш; татш-татш-татш.Педагог сообщает детям, что избушка откроется, если дети расскажут о своих подарках-гостинцах для Ёмы-бабы. Дети составляют рассказ по своим картинкам из 3-х-4-х предложений:

Тайо оз. (Это земляника). Сiйо юмов, чоскыд, горд. (Она сладкая, вкусная, красная). Ме радейта оз. (Я люблю землянику). Козьнала. (Дарю).

18. «Волшебный мешочек» . В эту игру можно играть при прохождении тем «Игрушки», «Овощи»…

Дети по очереди подходят к мешочку с игрушками или муляжами овощей и опускают в него руку. Ребёнок, на ощупь угадывая, какой предмет он держит в руках, говорит: менам эм сёркни, (акань)… (у меня есть репа, (кукла)…) или тайо сёркни (акань)… (это репа (кукла)…) Затем он показывает игрушку или муляж остальным играющим и они оценивают его ответ словами: (Да, тайо сёркни (акань)- да, это репа (кукла)) или тайо абу сёркни (акань) (это не репа (кукла)).

19. «Снежки» «Лым мач» . Дети встают в круг и передают по кругу один или несколько мячиков (снежков белого цвета) и говорят стишок: «Лым мач, лым мач. Тэ еджыд да кодзыд. Лым мач, лым мач. Тэ гогрос да кодзыд.» (Снежок, снежок. Ты белый и холодный. Снежок, снежок. Ты круглый и холодный.) Ребёнок, у которого по окончании стишка окажется «снежок» выходит их игры «согревать ручки», но продолжает проговаривать слова из стишка. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

Классный час на тему коми- пермяцкие игры.

Актуальность темы: Приобщение школьников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным педагогическим вопросом, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенности, но и стремиться перенести их в будущее, для того чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее. Третий час урока физической культуры в школе в рамках учебного курса «Физическая культура» направлен на увеличение двигательной активности и развития физических качеств обучающихся, воспитанников. Для решения этой задачи нельзя не учитывать влияние регионального компонента на уровень физического развития ребенка и его физическую подготовленность. Обогатить содержание уроков физической культуры возможно за счет интеграции в образовательный процесс традиционных подвижных национальных игр, забав и развлечений. Цель: Формировать интерес к культуре коми-пермяков у детей школьного возраста посредством использования коми-пермяцких народных подвижных игр. Задачи: 1. Научить детей школьного возраста играть в коми-пермяцкие подвижные игры. 1. Сформировать уважительное отношение детей школьного возраста к коми-пермяцким подвижным играм. 2. Развивать двигательную активность детей школьного возраста через коми-пермяцкие подвижные игры.

Ожидаемый результат обучающиеся научатся играть в коми-пермяцкие подвижные игры; обучающие будут использовать народные коми-пермяцкие игры в самостоятельной деятельности; укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;образа жизни; развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств; формирование у детей уверенности в своих силах; Содержание игры Правила игры

1.« Большой мяч» (Ыджыт мяч ) Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется. Играющие не берут в руки мяч в течение всей игры, они перекатывают его только ногами.

2. «Выгони мяч» (Вашэт мяч) На противоположных сторонах площадки отмечают две коновые линии. Расстояние между ними 5 - 10 м. Играющие делятся на две команды, встают друг против друга за линиями. По жребию одна из них начинает игру. Дети поочередно сильным ударом ноги посылают мяч в сторону своих противников. Те стараются не пропустить мяч за черту кона, отбивают его ногой. Если мяч не докатился до линии кона, то играющие передают его руками. Так мяч переходит от команды к команде, пока не пройдет за линию кона. Играющий, пропустивший мяч, штрафуется (сзади него кладут любой предмет). Выигрывает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков. Встречая мяч, играющий может выйти за коновую линию) только на один шаг. Если мяч послан слабо и не докатился до кона, играющий также штрафуется.

3. «Кот и мышь» (Кань да шыр ) Играющие (не более пяти пар) встают в два Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши неряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей. должны убегать далеко от норы .

4. «Ловишка в кругу» (Кут менэ) На площадке чертят большой круг. В середине круга кладут палку. Длина палки должна быть значительно меньше диаметра круга. Величина круга от 3 м и более в зависимости от количества играющих. Все участники игры стоят в кругу, один из них - ловишка. Он бегает за детьми и старается кого- то поймать. Пойманный игрок становится ловишкой. Ловишка во время игры не должен перепрыгивать через палку. Это действие могут совершать только участники игры. Вставать на палку ногами запрещается. Пойманный игрок не имеет права вырываться из рук ловишки

5 . «Посигутки» Играющие распределяются на две команды по жребию, одна из них - водящая. Игроки этой команды образуют пары, которые встают коридором друг к другу лицом на расстоянии 1 - 2 м одна пара от другой. Затем дети также попарно садятся на траву, ноги выпрямляют, ступнями касаются друг друга. Играющие другой партии встают гуськом и стараются как можно быстрее перепрыгнуть через ноги. Водящие пытаются осалить прыгающего игрока. Каждый осаленный встает за спиной того водящего, кто его осалил. Игроки меняются местами после того, как прошли все дети, и игра повторяется. Осаленный не должен прыгать дальше той пары игроков, которые его осалили. Водящий салит играющего только тогда, когда он перепрыгивает, при этом он не должен менять положения ног. Вариант. Играющие водящей команды могут не садиться, вытягивая ноги, а держать шнур или резинку, стоя на коленях .

6. «Почта» Игра начинается с переклички водящего с игроками: Динь, динь, дань! - Кто там? - Почта! - Откуда? - Из города... Задания могут придумывать и сами участники игры.- А что в городе делают? Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется

. 7. «Пятнашки» (Лякосьтны ) Играющие выбирают водящего - пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.

8. «Стадо» (Баля табун) Во время перебежкиИграющие выбирают пастуха и волка, а все остальные - овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха: Пастушок, пастушок, Заиграй во рожок! Травка мягкая, Роса сладкая, Гони стадо в поле, Погулять на воле! Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры. овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками . В конце мероприятия подводятся итоги.

Приложение №50

Коми-музыкальные игры для детей 5-7 лет.

Игра «Кодi сьероктас»

Цель:Учить детей, с помощью считалки на коми языке, выбирать водящего. Развивать у детей певческие навыки, выразительность мимики.

Ход игры:

Дети, 10-15 человек, стоят в кругу. Выбирается водящий, он встает в центр круга.

Дети берутся за руки, начинают двигаться по кругу и петь:

Ас ки карнан, ки карнан

Кодi водзжык пинь восьтас-

Дас тувик, да шпечик…(дети зажимают губы)

Водящий начинает смешить детей, искать широкую улыбку, кто рассмеётся, покажет зубки, водящий говорит: «то, то» и передаёт ему роль ведущего. Игра повторяется.

Игра «Пышкай»

Цель: Развивать у детей тембровый слух,певческие навыки, умение передавать образ воробья через муз.-ритмические движения.

Ход игры:

Дети с помощью считалки выбирают водящего «Воробья», ему надевают маску и крылья.

Все остальные дети образуют круг, внутри круга «Воробей» начинает летать и махать крыльями. Держась за руки, дети идут по кругу и поют:

Миян гажа сад йоро

Локтiс пышкай да сьыло.

Пышкай, пышкай эн вуграв

Кодi нявостас тодмав.

Педагог одному из играющих дает игрушку Кошечку и он пропевает: «Мяу!». Водящий «Воробей» должен по тембру голоса назвать имя того, кто его пугает. Выбирается новый водящий и игра повтояется по желанию.

Игра «Ош»

Цель:Учить детей передавать контрастные эмоциональные состояния (спокойный-сердитый) через мимику, движения и звукоподражание.

Ход игры:

Выбирается водящий «Медведь», ему надевают маску и ведут в «берлогу». Водящий присаживается и изображает «спящего Медведя». Дети, изображая сбор ягод в лесу,

подходят к «берлоге» и говорят:

Ошко бабо, ошко бабо,

Пув то октам,

Чод то човтам.

Бур вотас босьтам,

Лёк вотас човтам!

Дети, как будто, бросают в медведя плохие ягоды, водящий изображает «сердитого Медведя», он рычит, после чего дети убегают в условное место. «Медведь» пытается поймать кого-то из детей. Тот, кому не удалось увернуться, становится ведущим и игра продолжается.

Игра «Тупось нянь»

Цель: Учить детей изображать движением общего круга размеры: высоко, низко, узко, широко и понимать их на коми языке. Развивать певческие навыки, танцевально-игровое творчество.

Ход игры:

Дети, держась за руки,стоят вокруг именинника. Воспитатель, дети поздравляют его и произносят пожелания. Затем круг, под пение детей, начинает двигаться по часовой стрелке:

Кыдзи Таня ним лун выло,

Ми пожалiм тупось нянь-

Дети останавливаются, держась за руки, поднимают их:

Эта судта…

Дети приседают на корточки, держась за руки:

Эта ляпта…

Дети сужают круг:

Эта одтом…

Дети раскрывают круг:

Эта пасьта…

Дети стоят по кругу и начинают хлопать в ладоши:

Тупось нянь, тупось нянь,

Кодi мусса, сiйос босьт!

Именинник выбирает себе пару, с которым исполняют пляску-импровизацию из 2-3 танцевальных движений. Дети, подбадривая, хлопают в ладоши, пляска заканчивается поклоном.

Игра «Коч йокто»

Цель: Учить детей инсценировать небольшие песенки на коми языке. Развивать певческие навыки, танцевальное творчество.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. С помощью считалки, выбирается ведущий на роль Зайца. Дети идут по кругу и поют, сопровождая соответствующими движениями:

Коч йокто, йокто

Мича табъя кокнас, (выставляют ноги на каблук)

Вый тупыль юрнас, (качают головой)

Шабдi кудель божнас. (виляют хвостиком)

Кочилей, йоктышты (дети хлопают в ладоши)

Донаой, йоктышты, («Заяц» прыгает и выбирает пару)

Гогор бокнад бергодчы,

Кодмык косъян, йоктышты. (исполняют пляску)

Игра «Капуста»

Цель: Учить детей выполнять коми-танцевальную фигуру. Понимать и произносить слова, сопровождающие игру.

Ход игры:

Дети встают друг за другом, берутся за руки. Все дети поворачиваются за ведущим и под музыку начинают двигаться за ним. Ведущий всех играющих заводит в «клубок»:

Капуста гартчис да гартчис,

Гартчис да гартчис.

Быдмы, быдмы ыджыда, (руками изображают

Со кутшома быдмис! величину капусты)

Капуста разьсис да разьсис, (Разворачиваются и

Разьсис да и бырiс! начинают двигаться

В другую сторону, в

Конце разводят руки

Встороны.)

Игра может повториться с новым ведущим и замыкающим.

Игра «Паравоз»

Цель: Учить детей ритмично выполнять под музыку топающий шаг, чувствовать начало и окончание музыки. Учить детей правильно произносить «волшебные слова».

Ход игры:

Дети встают друг за другом по одному, изображая «вагончики». Руки держат в кулачках.

Паравозыд менам ён,

Сiйо кыско дас вагон.

Чах-чах!

Чу-чу-чу!

Ыло-выло мено ну!

Дети под музыку начинают двигаться топающим шагом, продолжая руками изображать «колёса». В конце музыки дети останавливаются и голосом подают гудок поезда: «Ту-ту». Игра повторяется в другом направлении.

Игра «Чибо»

Цель: Учить детей легко и свободно выполнять под музыку прямой галоп, чувствовать начало и окончание музыки. Понимать и правильно произносить сопровождающие слова.

Ход игры:

Дети стоят по кругу. Произносят слова:

Чибо, чибо, ну вай, ну!

Сувт кор висьтала ме:

Тпру-у-у!

Затем дети под музыку начинают двигаться прямым галопом вперёд. По окончании музыки, дети «останавливают лошадку» и говорят: «Тпру-у-у!»

Игра «Самолет»

Цель:Учить детей двигаться легко под музыку на носках врассыпную, изображая самолеты, в конце музыки находить свои места.

Ход игры:

Дети свободно становятся по залу. Произносят слова:

Заводитам ми мотор,

Сомын кыло тор да тор. (вращают руками кулачки)

Со и ворзис самолёт (руки разводят встороны,

Выло лептiс ассьыс борд. покачиваются)

Прослушав вступление музыки, дети начинают двигаться врассыпную (по кругу),не сталкиваясь друг с другом. В конце музыки, дети находят свои места и встают на одно колено, изображая красиво стоящий самолёт (спина прямая, руки на одном уровне, голова приподнята. Отмечаются качество выполнения движения и правильная постановка рук, спины и головы детей.

Педагог помогает исправить ошибки. Игра повторяется по желанию детей до 3-4 раз.

Игра «Медся ыджыд»

Цель: Учить детей исполнять небольшую пляску из 2-3 танцевальных движений по одному. Развивать танцевально-игровое творчество.

Ход игры:

Дети стоят по кругу. С помощью считалки выбирается водящий. Он встаёт на невысокий, устойчивый стул. Дети говорят:

Сувтис (имя водящего) улос выло.

Водящий продолжает:

Онi ставыслысь ме вылын!

Сулала ме, ог и усь

Мено некод тась оз судз!

Водящий под музыку исполняет пляску- импровизацию. Девочке предлагается взять платочек. В конце пляски водящий кланяется. Игра может повториться, передав платочек новому ведущему или считалки.

Игра «Мач»

Цель: Учить детей передавать мяч из рук вруки по кругу,

Дети стоят по кругу, передают мяч, проговаривая следующие слова:

Менам визув гогрос мач,

Кытчы котортан те скач?

Вотча, вотча да ог су,

Кытчод ачыд те он сувт.

Тот ребёнок, у которого остановится мяч, выходит в круг и выполняет танцевальное упражнение с мячом. Оценивается качество и красота исполнения. Усложнение: придумать новое, необычное упражнение.

Во время разучивания игры, предложить детям русский вариант:

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскач?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Действия и движения те же самые что и на коми языке.

Игра «Сюзь»

Цель: Учить детей передавать повадки и образ жизни совы, живущей в лесах Коми республики. Развивать пластику движений, музыкальный слух, внимание.

Ход игры:

Дети стоят свободно по залу. Ведущий в маске Совы изображает сон. Дети, «играя на дудочке», говорят:

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Ворын быдмо пожом пу,

Сё ароса дзормом пу.

Сюзь сен горзо: «Бу-бу-бу»!

Дети дразнят Сову. Сова просыпается и под музыку пытается поймать тех детей, которые двигаются. Если дети замерли и не двигаются сова их «не видит». Игра продолжается с новым ведущим- Совой.

Отмечаются внимательные, хорошо проговаривающие слова, красиво «играющие на дудочке», соблюдающие правила игры дети.

Игра «Повар»

Цель: Учить детей выполнять игровые действия под музыку. Развивать музыкально- ритмические движения, менять их в соответствии с двухчастной формой музыки.

Ход игры: Дети стоят по кругу и передают поварешку со словами:

Отчыд Нина мунiс каро,

Велодчыны сен поваро.

Сылы сетiсны лёк дар,

Сiйо лои сэк повар.

Тот, у кого осталась поварёшка, выходит в круг. На I часть музыки- «мешает поварешкой», дети бегут по кругу подскоками. На II часть музыки дети останавливаются и делают руками «тарелку», а ведуший «разкладывает похлёбку». Игра снова повторяется.

Статьи по теме: