Правила игры «Тетрис. Правила игры «Тетрис». Компиляция в высокоуровневый код

1. Первый «Тетрис » был написан на Паскале для допотопной «Электроники-60».

2. Сейчас в игру тетрис играют на пятидесяти языках и полусотне платформ, в том числе на мобильниках, плеерах, на калькуляторе и даже осциллоскопе. Создано бесчисленное множество вариантов игры , которые различаются десятками тонкостей. Есть тетрис , в котором игрок, к примеру, может складывать или карту Европы из падающих сверху стран и городов. Есть мнение, что программистом человек становится лишь после того, как он напишет свой собственный тетрис .

3. Название легендарной игры «Тетрис» - это идея Алексея Пажитнова, ее советского изобретателя, - гибрид слов «тетрамино» и «теннис».

4. В Книге рекордов Гиннесса о «Тетрисе » девять записей. В том числе «Самое длительное тюремное заключение благодаря компьютерной игре ». Фейз Чопдат отсидел четыре месяца за то, что играл в «Тетрис » на борту самолета, летевшего в Манчестер, и отказался прекратить игру , несмотря на просьбы бортпроводников.

5. «Тетрис » стал первой игрой , вывезенной из-за «железного занавеса», за что государство подарило ее изобретателю , Алексею Пажитнову, 286-й компьютер и выдало квартиру.

6. В качестве саундтрека к «Тетрису » звучали «Коробейники», композиции немецкой группы Scooter, сюиты Баха и др.

7. По данным Tetris Friends Online Games, в игру онлайн играют более миллиона раз в день.

8. Самая крупная игра в Tetris была проведена в Голландии. Студенты Делфтского технического университета установили цветные лампы на подоконник каждой комнаты 96-метрового здания, а затем начали их зажигать и гасить, имитируя движение падающих блоков. В процессе задействовали 15 этажей по 10 комнат на каждом, в результате периметр стакана составил 2000 м.

9. От «Тетриса » умнеют - это доказали исследователи, заставившие группу подростков играть по полчаса в день в течение трех месяцев. Сканирование показало структурные изменения в тех частях мозга, которые отвечали за движение, скорость реакции, критическое мышление и способность производить вычисления. Жалко, что у парня в том манчестерском самолете не хватило ума привести эти аргументы в суде.

10. Bo всех документах об игре фигурки «Тетриса » называются I, J, L, О, S, Т, и Z - по латинского алфавита, на которые они больше всего похожи. Если вы роняете тетронимос I и убираете четыре линии сразу - ваш ход и называется «тетрис ».

11. По мотивам легендарной игры «Тетрис» в Японии сделали ставшую хитом телеигру Brain Wall. Участникам нужно принимать позы, повторяющие контуры фигурок, и укладываться в дырки движущейся на них стены. Игра в разных вариантах показывалась в 38 странах, в том числе в России («Стенка на стенку»), но самой интересной была в Италии - там фигурками складывались модели в бикини.

12. В 1996 году переигравшие ввели термин «тетрис -эффект» - так стали называть легкие галлюцинации от «игрового передоза». В этом состоянии люди автоматически складывают в воображаемые линии блоки окон в домах, тележки в супермаркетах и столовые приборы в кафе.

13. Последняя созданная изобретателем Пажитновым игра - Hexic - затягивает не меньше «Тетриса ». «Я был зол на ребят, создавших Bejeweled (одна из любимых компьютерных игрушек секретарш, безумно популярный проект РорСар Games), - у них была прекрасная идея и концепт, но они его реализовали из рук вон плохо. Я решил, что смогу доработать идею. Hexic стал ее идеальным воплощением».

14. Математики из Массачусетского технологического института доказали такой интересный факт : игра в «Тетрис» является NP-сложной задачей, то есть для нее не существует эффективного алгоритма решения, по крайней мере, его нельзя найти за полиноминальное - обозримое - время. Никто и никогда не сможет разработать алгоритм, позволяющий выиграть в «Тетрис », и не важно, будет это оптимизация размещения фигур на экране, доведенное до возможного максимума количество «очищенных строк или просто удержание высоты неудаленных линий на ее минимуме. Даже если показать игроку вообще все фигуры, которые упадут в стакан в будущем, задача выиграть в «Тетрис » столь же невыполнима, как, скажем задача о покрытии плоскости многоугольником… Короче, каждый раз, играя в «Тетрис », вы занимаетесь очень умным делом.

15. И последний интересный факт о легендарной игре : ни один человек не может играть в «Тетрис » вечно. Изобретатели задумали так, чтобы через две недели непрерывной игры счетчик обнуляется. Но Вы можете попробовать найти "Тетрис" с большим сроком.

По материалам журнала "FHM", 12/2009

Правила игры «Тетрис»

(с дополнениями для эксперимента «Тетрис-Пси»)

Цель игры : заполнить как можно больше горизонтальных линий на игровом поле, размещая опускающиеся фигуры и не оставляя пустых пространств между ними. Один сеанс длится ровно 2 минуты. Заполненные линии автоматически удаляются, предоставляя пространство для продолжения игры.

Действия с фигурами

Внимание: управление производится с помощью клавиатуры, а не с помощью мышки.

Клавиша (à) для перемещения фигуры вправо

Клавиша (ß) для перемещения фигуры влево

Клавиша (á) для вращения фигуры ПО часовой стрелке

Клавиша Z для вращения фигуры ПРОТИВ часовой стрелки

Клавиша (â) для ускоренного, но ПЛАВНОГО перемещения фигуры вниз

Клавиша (ПРОБЕЛ ) для МГНОВЕННОГО перемещения (сброса) фигуры вниз

Клавиша Shift для помещения фигуры в карман (окошко “ hold ” в левом верхнем углу ) и замены ее на фигуру из кармана. . В начале игры, когда карман пуст, фигура просто заменяется следующей.

Результат игры и советы по игре

1. Результаты игры формируются из двух показателей:

А) Простой - это количество линий, которые удается заполнить за 2 минуты.

Б) Сложный - это количество очков, которые удается набрать за 2 минуты с учетом бонусов за комбинации.

2. К оличество очков, набранных в игре, зависит от количества линий, заполненных за один ход (одной фигурой). За одну линию дается 100 очков. Больше очков Вы получите, если за один раз «заполните» 2, 3 или 4 линии. За 4 линии сразу («тетрис») Вы получите наибольшее количество очков – 1200.

3. Бонусные (премиальные) очки также даются, если Вы заполняете линии подряд несколькими ходами без пропусков.

4. Специальная премия полагается за поворот фигурки Т в последний момент из вертикального состояния в горизонтальное (это так называемый т-спин). Но… если Вы - начинающий игрок, то мы не рекомендуем Вам осваивать этот прием. Важнее показать максимальный результат в двух первых сериях - пробной и зачетной (обязательный) - тот, к которому Вы в данный момент готовы.

5. Сверхпремия дается за последовательное (без снятых в промежуточных ходах линий) получение высших комбинаций («тетрисов» и «т-спинов»). На международных соревнованиях по Тетрису эти комбинации называются back-to-back.

6. Для планирования размещения фигур используйте подсказку в правом дополнительном поле – там показана будущая последовательность фигур («очередь»).

7. Для чего нужен карман (клавиша Shift)?

А) В зависимости от стратегии игры Вам может пригодиться какая-то фигура, которая «редко» появляется. Если она появилась, но не вовремя, используя карман (окошко “ hold ” в левом верхнем углу ), вы можете ее сохранить до «нужного» момента.

Б) Карман пригодится, если появляется «неудобная» фигура которую некуда поставить. В этом случае Вы можете использовать карман как «временную отмену» фигуры до момента, когда Вам будет удобно ее использовать.

Запуск и завершение игры, сеансы и подсказки

8. Игру на сайте-психоигротеке www. *****/tetris могут запускать только зарегистрированные игроки, которые до этого выполнили 2 опросника, включенные в программу эксперимента.

9. Если хотите, между сеансами внутри серий Вы можете делать паузы любой длительности. Однако для того, чтобы вам засчитали выполнение игрового этапа эксперимента, вы НЕ должны выходить из системы во время этих пауз.

ВНИМАНИЕ: Между сериями можно делать паузы даже на несколько дней, то есть, можно покидать личную страницу до следующей авторизации . Но главное - уложиться во время по срокам эксперимента.

10. Если игровое поле переполняется, Ваш игровой сеанс может завершиться досрочно (до истечения 2-х минут).

11. Ровно за 10 секунд до конца сеанса окошко “time” начнет мигать красным цветом - это значит, что пора завершать начатые комбинации.

12. У игры есть звуковое сопровождение. Если вам нравится играть со звуками, Вы можете подключить колонки или наушники.

13. Зачетная (обязательная) серия доступна будет лишь один раз. После выполнения зачетной серии Вы можете совершенствоваться в игре и улучшать свои результаты с помощью дополнительных (факультативных) серий по пять игры в каждой. Результаты будут записываться только тогда, когда Вы будете выполнять серию до конца..

14. Если Вы забыли какие-то правила, то в перерывах между сеансами вы можете воспользоваться подсказкой (краткой инструкцией) – она расположена под игровым полем.

15. Сразу после завершения каждого 2-х минутного сеанса в верхней части игрового окна вы увидите количество «очищенных линий» (это основной показатель) и количество набранных очков (это вспомогательный показатель).

16. В эксперименте «Терис-Пси» для каждой игровой серии создается внутренний рейтинг зарегистрированных игроков – участников эксперимента. Более высокое место в рейтинге занимают игроки, которые имеют более высокий личный рекорд по количеству «очищенных линий». При равенстве этих личных рекордов более высокое место в рейтинге занимает игрок, который набрал больше очков.

В начале июня исполнился 31 год со дня создания одной из самых популярных компьютерных игр в истории человечества - «Тетриса». Спустя год после её появления на свет - 18 июля 1985 года - вышла известнейшая в России игровая платформа Brick Games. Внешне напоминающая современные смартфоны консоль вобрала в себя сразу несколько модификаций «Тетриса» и разошлась многомиллионным тиражом.

К 30-летию появления на свет знаменитой игровой платформы сайт вспоминает историю создания «Тетриса», а также его триумфальный выход из перестроечного СССР на рынки всего мира.

Головоломка в стакане

«Тетрис» был создан в 1984 году сотрудником Вычислительного центра при Академии наук СССР Алексеем Пажитновым. Он трудился над игрой в свободное от основной работы время и хотел, скорее, порадовать себя и своих коллег, чем покорить умы геймеров всего света.

Алексей Пажитнов задумал свою знаменитую игру после знакомства с головоломкой. Фото: www.globallookpress.com

Идея «Тетриса» пришла к Пажитнову в 1984 году, когда он познакомился с головоломкой математика из США Саломона Голомба, которая называлась пентамино. Её суть была в том, чтобы из нескольких фигур сложить одну большую. Разработчик решил создать компьютерный вариант пентамино. При этом, по задумке автора, в его игре нужно было собирать фигурки в стакане в реальном времени. Пажитнов хотел, чтобы фигуры, состоявшие из пяти элементов, переворачивались вокруг собственного центра тяжести. Тогда компьютерам, находившимся в распоряжении Вычислительного центра, этого сделать не удавалось из-за недостатка ресурсов. Разработчик решил сократить количество блоков, из которых состояли фигурки, до четырех. Получился уже тетрамино. Игру Пажитнов назвал «Тетрис», скрестив «тетрамино» и «теннис». За основу программист взял семь фигурок, составивших в дальнейшем классический набор игры. Ни о какой графике на тот момент речи идти не могло, поскольку у компьютера «Электроника-60», на котором создавался «Тетрис», не было монитора, а только дисплей, выводящий буквы и цифры.

Компьютер Электроника-60М - на чуть более ранней модели создавалась игра. Фото: Commons.wikimedia.org / Sergei Frolov

Первая версия игры создавалась на популярном в те времена языке Pascal, так что всё выглядело довольно примитивно. Только через восемь месяцев Пажитнов решил портировать «Тетрис» уже на PC. Опыта работы на персональном компьютере разработчик не имел, поэтому привлек для этой задачи 16-летнего школьника Вадима Герасимова, который был в Вычислительном центре кем-то вроде юного гения. Игру перенесли на PC за четыре дня, еще примерно столько же времени ушло на отладку рабочих процессов. Далее последовала полугодовая работа над цветом и таблицей рекордов. Также прорабатывалась система защиты, чтобы затем можно было доказать авторство. Все это программисты делали в свое свободное время. Позднее коллега Пажитнова Михаил Потемкин портировал игру на компьютер «Электроника» и добавил автоматическую загрузку «мусора», когда в стакане в начале процесса уже были фигурки.

Игра быстро распространилась сперва по Москве, а затем по всему СССР - её копировали на дискетах. На тот момент никакой выгоды её создатели не извлекли, поскольку фактически она принадлежала Вычислительному центру.

Продажа без согласия

Иностранцам «Тетрис» впервые показали в 1986 году. В Москву тогда пожаловали будапештцы из Института проблем кибернетики - с ним сотрудничал Вычислительный центр. Игра зарубежным гостям понравилась, после чего они довольно быстро портировали её на компьютеры Commodore 64 и Apple 2.

Среди гостей был и владелец британской компании Andromeda Software Роберт Штайн, сразу же решивший выкупить права на игру. Он даже успел получить одобрение от Пажитнова, но никаких конкретных сумм не озвучил. Да и переписка из-за «железного занавеса» шла между ними очень долго.

Штайн, полагая, что сделка о покупке советской игры уже практически решена, предложил «Тетрис» своим партнерам из Microsoft. Там эта идея большого восторга не вызвала. На всякий случай представители компании отправили детище Пажитнова американским коллегам из компании Spectrum Holobyte. Там разглядели большой потенциал в «Тетрисе», а Microsoft и Andromeda Software успели подписать контракт о продаже на сумму 3000 фунтов стерлингов и 7-15% от продаж. Сам разработчик «Тетриса» вовсе остался в неведении.

Предприимчивый Штайн хотел как можно быстрее все легализовать, только в СССР ему уже надо было работать с верхушкой Академии наук, а не с Вычислительным центром, и уж тем более не с рядовыми его сотрудниками. Чиновникам все это показалось не особо интересно. В итоге глава Andromeda Software уехал ни с чем.

В Spectrum Holobyte, не подозревая о том, что фактически займутся пиратским распространением, доработали советскую игру. Они добавили «Тетрису» коммунистические зарисовки, портреты известных русских, а в качестве музыкального сопровождения поставили песни «Коробейники» и «Калинку». Игровую механику трогать не стали. К 1987 году готовый коммерческий продукт собирались выпустить в Британии и США, только вот Штайн прав на «Тетрис» получить так и не сумел. В итоге он принял решение вовсе никому ничего не говорить. В 1988 году на Западе состоялся релиз PC-версии игры.

Детище КГБ

Успех проекта был огромен. На Западе новинка разошлась приличными тиражами, «Тетрису» присудили множество премий и наград. Игра могла на целый день парализовать работу офисов, из-за чего ходил слух, что ради ущерба экономике других стран её и разработали в недрах КГБ.

Пажитнов в это время перешел работать в ЭЛОРГ («Электроноргтехника»), которая была закреплена за Академией наук. Этой организации предстояло отстаять международные права на «Тетрис».

В итоге на Штайна надавили, в том числе не без помощи западных СМИ. Он принял условия СССР, подписав контракт. Представители Microsoft в это время попросили главу Andromeda Sofrware приобрести у разработчиков права на консольную и аркадную версию игры, но сами почему-то продали права на аркаду компании Atari, которая впоследствии перепродала игру японской Sega.

Тетрис вышел на Game Boy и заслужил широкую популярность в мире. Фото: www.globallookpress.com

Штайну в переговорах продвинуться не удалось, поскольку он не мог оплатить русским контракт. Но в Японии ждать не стали - там выпустили «Тетрис» двухмиллионным тиражом на PC и NES от Nintendo. Последняя смогла выкупить права через несколько фирм, а затем, договорившись с владельцами прав из СССР, запустить игру на портативной Game Boy, что обеспечивало консоли успех. При этом японская компания выиграла судебный процесс у Microsoft и Atari, которым пришлось довольствоваться только аркадной версией «Тетриса».

Game Boy, в комплекте с которым продавалась игра, не в последнюю очередь благодаря детищу Пажитнова за несколько первых лет разошелся более чем 30-миллионным тиражом, а самих картриджей с игрой было продано около 15 млн. Впоследствии Game Boy стал одной из самых успешных консолей за всю историю электронных развлечений.

В России 1990-х, еще только выстраивающей рыночную экономику, японскую консоль приобрести было не просто. Куда более популярным было впервые выпущенное для стран Европы недорогое устройство Brick Game, основанное на аналоге «Тетриса». Здесь были гонки, а также игры, подобные «змейке» и «танковым боям». В данном случае о соблюдении каких-либо прав на детище советского разработчика, вероятно, речи не шло совсем. Да и появилось устройство впервые в 1985 году, когда до официального релиза «Тетриса» в Европе было еще три года.

В 1990-х именно на этой платформе большинство играло в тетрис. Фото: АиФ-Петербург/ Яна Хватова

Одна игра

Алексей Пажитнов в 1989 году, понимая, что на играх можно делать большие деньги, объединился со старым приятелем Владимиром Похилко и новым другом Хенком Роджерсом, который вел переговоры о продаже «Тетриса» в Японию. Они создали студию AnimaTek, которая занималась разработкой логических игр и вопросами искусственного интеллекта. Некоторые разработки этой компании вошли, к примеру, в мегапопулярную стратегию 1990-х Age of Emires. В перестройку AnimaTek открыла штаб-квартиру в Сан-Франциско, выпустив затем несколько анимационных игр, которые, впрочем, признания не получили. После запуска пары программ для трехмерного моделирования студия канула в Лету.

Алексей Пажитнов со своим бизнес-партнером Хенком Роджерсом. Фото: www.globallookpress.com

Возможность же зарабатывать какие-то проценты с «Тетриса» Пажитнов получает лишь в 1996 году, когда истекает срок первоначальной лицензии. Программист сразу же создал компанию The Tetris Company в сотрудничестве с Роджерсом. TTC зарегистрировал «Тетрис» как торговую марку и с тех пор начал отслеживать законность ее применения.

За свою жизнь Алексей Пажитнов успел создать порядка 13 игр, но ни одна из них так и не приблизилась к ошеломляющей популярности «Тетриса», в который играют уже на протяжении нескольких десятилетий.

    То, что началось как развлечение для советского разработчика программного обеспечения в 80-х годах XX века, в итоге быстро распространилось по странам мира. Даже сегодня, спустя десятилетия, игроков по-прежнему притягивает «Тетрис», очаровывая простотой и приятностью игры.

    Те, кто играл в «Тетрис», потратив несколько часов вращая и роняя фигуры под гипнотический звук 8-битной песни, могли подумать, что они с ним близко знакомы. Но эта видеоигра, все еще гипнотизирующая миллионы людей всех возрастов, имеет длинную и удивительную историю со множеством сюрпризов. Вот 7 фактов о «Тетрисе»:

    1. Его название частично произошло от слова «теннис»

    Необычное название «Тетрис» было придумано его изобретателем, разработчиком компьютерных программ и любителем головоломок Алексеем Пажитновым, когда он создал игру в 1984 году. Идею о том, как должны выглядеть игровые элементы он взял из популярной игры-головоломки под названием «пентамино», в котором каждая часть состоит из пяти равных квадратов. Но в игре Пажитнова фигуры были сделаны из четырех квадратов. Придумывая название игры, Пажитнов соединил латинское слово «тетра», означающее числовой префикс «четыре», со словом «теннис», поскольку это была его любимая игра.

    Вадим Герасимов, программист и графический дизайнер, который работал с Пажитновым над ранними версиями тетриса, вспоминал, что он сомневался, когда Пажитнов предложил это название. Герасимову казалось, что это название звучало немного странно по-русски, но Пажитнов настоял, чтобы игру назвали именно так.

    2. Он вызывал настоящие галлюцинации

    Художник-карикатурист и автор графического романа «Тетрис: игры, в которые играют люди» Бокс Браун писал, что люди тратили столько времени перед экранами, играя в «Тетрис», что у них выработался своеобразный побочный эффект - даже после того, как они переставали играть, они все еще видели падающие фигуры, когда закрыли глаза. Некоторые люди даже видели фигуры тетриса в своих снах.

    Это явление стало назваться «эффект тетриса», и в последние годы начало относиться и к другим играм, в которые люди играют достаточно долго.

    3. В некоторых изображениях в «Тетрисе» был политический протест

    В мае 1987-го, 18-летний немецкий летчик по имени Матиас Руст пролетел на легком самолете «Сессна» 500 миль (805 километров) из Финляндии, незаконно пересек границы Советского Союза и приземлился посреди дня на Красной площади.

    Какое отношение к этому имеет «Тетрис»?

    По словам Брауна, дистрибьюторские компании «Тетриса» в Америке и Великобритании решили включить изображения самолета Руста в графику русских пейзажей. Стоит ли говорить, что трюк Руста в СССР смеха не вызывал. Там он был осужден за «злостное хулиганство, нарушение международных правил полетов и незаконное пересечение границы».

    4. Музыка в игре на самом деле песня о любви

    Заводная мелодия, которая весело играет, пока игроки вращают и опускают фигурки в «Тетрисе», основана на народной песне XIX века под названием «Коробейники», про ухаживания между крестьянкой и торговцем-разносчиком.

    Как же она стала музыкальной темой игры, в которой не было ни романтики, ни персонажей, ни сюжета?

    В 1980-е СССР был загадочным местом для многих людей Запада. Его культура широко не экспортировалась и было мало возможностей для людей из других стран ознакомится с его музыкой, искусством и архитектурой.

    «Тетрис», который был создан в Москве, был своего рода послом этого загадочного места. Когда «Тетрис» был лицензирован для компьютеров, игровых приставок и игральных автоматов на Западе, разработчики добавили «русские» штрихи: картинки Красной площади, советских космонавтов и музыкальную тему, вдохновленную традиционной русской народной балладой.

    5. Эта игра может изменить форму мозга

    Игра в «Тетрис» утолщает кору головного мозга и может способствовать повышению эффективности познавательной деятельности, по данным исследования, опубликованном в сентябре 2009 года.

    Группе из 26 девушек-подростков было поручено играть в «Тетрис» в течение 30 минут каждый день на протяжении трех месяцев. Магнитно-резонансная томография их мозга до и после трехмесячного периода показала утолщение в трех областях головного мозга - одно в левой лобной доле и два в левой височной доле - в то время как у девушек, которые не играли в «Тетрис», никаких изменений в мозге не было.

    6. «Тетрис» - произведение искусства

    В ноябре 2012 «Тетрис» стал одной из 14 видеоигр приобретенных Музеем современного искусства в Нью-Йорке, в рамках инициативы создать новую категорию произведений искусства в коллекции музея.

    Музей описывает «Тетрис» как «абстрактную головоломку, вызывающую привыкание» и как «одну из самых универсальных видеоигр, которая нравится игрокам любого возраста, пола, национальности и адаптирована почти для всех игровых и компьютерных систем».

    7. Это была первая видеоигра в космосе

    В 1993 году «Тетрис» смело отправилась туда, где ни одна видеоигра раньше не бывала, когда российский космонавт А. Серебров принес свой Game Boy от Nintendo и картридж с «Тетрисом» на борт ракеты Союз ТМ-17 во время экспедиции на космическую станцию «Мир».

Статьи по теме: