Секреты rise of nations. Обзор игры Rise of Nations. Дополнение "Thrones and Patriots"

Как ни странно это видеть, создатели игры не включили в игру великую американскую нацию. Их заменяет целая куча древних индейцев, которые все же доросли до наших времен и стали обладателями суперсовременного оружия. Да ладно - индейцы. А вот как племя банту построило современнейшие истребители? Видимо, купили у отсутствующих в игре американцев и воюют, спуская их с горы навстречу наступающему противнику.

Да ладно, это все мелкие придирки. Которые действуют на игру приблизительно также, как подводная лодка, натыкающаяся на подводную часть айсберга. Не догадались? Конечно же, айсберг величаво плывет дальше. Чего нельзя сказать о подводной лодке. Игра же получилась на загляденье. Она просто подавляет широтой своего охвата и, однажды сев за нее, оторваться страшно трудно. Ну что тут можно сказать? Это не клон. Это новый флагман жанра.

Как вы яхту назовете...

Игра довольно многое унаследовала от Civilization. Но единственное, что в нее забыли "положить" - это энциклопедию, раскрывающую ключевые правила и термины. Поэтому эта глава - самая главная. Усвоив эти правила, вы даже без детального изучения экономики, военного дела и запоминания чудес света сможете очень успешно играть в эту игру.

Лимит ресурсов (Commerce Limit) - ограничение по добыче ресурсов. Добывать ресурсы в игре можно в сколь угодно большом количестве. Но вот поступать в ваши закрома будет только то, что не превышает этот лимит. Увеличивается он при исследованиях в области торгового дела. Ресурсы, добыча которых страдает из - за достижения планки лимита ресурсов, будут мигать желтым цветом. Вообще лимит для всех одинаков, но есть способы поднять для отдельных ресурсов планочку повыше.

Сопротивление (Attrition) - автоматические потери от вторжения. Дело в том, что при проведении исследований в этом направлении обороняющаяся сторона наносит противнику ущерб уже тем, что противник находится на ее территории. Особенно важно помнить об этом в кампании.

Военное дело, гражданское дело, торговое дело, наука (Military, Civic, Commerce, Science) - 4 направления, способствующих переходу из века в век. Ну и множество мелких благ впридачу.

Границы (National Border) - подвластная вам территория страны. Только на территории своей страны можно строить новые здания.

Городской лимит (City Limit) - ограничение на количество городов. Чем оно меньше, тем меньше городов вы сможете построить. И меньше получите некоторых благ. Но про завоевания никто ничего не говорил. И у вас может быть городов аж в 2 раза больше лимита. Завоеванных, разумеется.

Ядерное эмбарго (Nuclear Embargo) - если вы любите швыряться ядерными ракетами, то на вас есть мера воздействия. Мировое сообщество некоторое время не будет торговать с вами на рынке. Нет ни продажи, ни покупки ресурсов. Да кого это волнует? Кинуть в них еще одну ракету - и торговать будет не только не с кем, но и незачем. Останетесь только вы.

Города пришли в игру из Civilization и жутко похожи на города в ней. Ведь некоторые здания позволяется строить только около городов и строго пропорционально количеству городов. Так, количество университетов и нефтеперерабатывающих заводов должно строго соответствовать числу городов, а количество полей на город не превышает 5. Так же города влияют на границы, расширяя их.

Да и боевые действия крутятся вокруг городов. Из всех строений только город невозможно уничтожить (но можно захватить). Причем процесс захвата не моментален. Какое - то время идет ассимиляция города (переход на вашу сторону). В это время город легко возвращается обратно (но тогда противнику тоже понадобится провести ассимиляцию).

Ну и торговля тоже относится к привилегии городов. Караваны курсируют только между городами. А если будет мало городов, то ваши новые караваны будут простаивать без работы.

Века надо знать, как свои 5 пальцев. Конечно, можно играть и без знания веков. Но игра будет достаточно хаотичной, будут упускаться правильные направления развития.

Древние века (до 2000г до н.э.). Вы ограничены только 3 ресурсами (дерево, пища, деньги). Построить ничего существенного еще невозможно. Вторжение на территорию противника в Древние века - это абсурд. Ибо имеющаяся у вас на вооружении жалкая пехота ничего не может противопоставить защитным башням. Век не заслуживает внимания и как можно скорее должен быть сменен на последующий.

Новые века (1999г до н.э. - 500г н.э.). Появление конницы, осадных орудий и фортов позволяет начать полноценные военные действия. Также в это время впервые появляются такие ресурсы, как металл и наука. Первое добывается в строимых отныне шахтах, второй - в университетах. Самое время усиленно развиваться. Тем более, что появились места для проведения отраслевых исследований (как, например, лесопилка).

Средние века (501 - 1299гг). Самое неудачное время для атак. Ибо в это время преобладают всевозможные защитные системы. Начинается закат лучников. Появление шпионов и повозок снабжения.

Век пороха (1300 - 1715гг). Появилось огнестрельное оружие и все стрелки моментально оснастились им. Но не стоит рассчитывать, что огнестрельное оружие уже решает все. Стрелки пока еще слишком слабы и не могут противостоять атакам кавалерии. Отмирание лучников, как класса войск.

Возрождение (1716 - 1880гг). Полный переход всех войск на огнестрельное оружие. С этого момента больше не остается бесполезных и бестолковых войск. Все умеют хотя бы стрелять и нанесут противнику хоть какой - то урон. Крестьяне больше не чувствуют себя в безопасности, деловито шныряя по полям - их может запросто расстрелять любой проходящий мимо солдат. Последнее время применения брандеров (одноразовых корабликов, уничтожающих своей гибелью флот противника).

Век промышленности (1831 - 1935гг). Появление нефти и новых редких ресурсов, с нею связанных. В связи с этим происходит переход большей части производства на основу нефти (с соответствующим ее потреблением). Появление танков и авиации. Естественно появление противотанковых и противовоздушных средств. Война перестает быть столкновением осадных подразделений под защитой больших отрядов прикрытия. Танки могут почти все, но у них не получится противостоять налетам бомбардировщиков без прикрытия зениток.

Наше время (1936 - 1968гг). Совершенствование средств уничтожения противника, появление авианосцев, позволяющих обеспечить превосходство в воздухе прямо на территории противника. Появление вертолетов - контролируемых воздушных войск. Второе использование науки - в производстве ракет. Возможность создать ядерные ракеты - средства нанесения сильнейших ударов по позициям противника.

Информационные века (1969 -. ..гг). Еще одно совершенствование средств уничтожения. Возможность открыть 4 "ультимативных технологии", дающих просто небывалые блага. Все лучшее для войны.

Стратегия без зданий - не стратегия. Откуда же будут выходить бойцы, которые принесут вам мировое господство? Или что нужно захватывать и контролировать? Здания, хоромы, халупы, дворцы - все эти произведения архитектуры присутствуют в Rise of Nations в полном объеме. И не только присутствуют, но и используются.

Мирные здания

Что это такое? Это здания, из которых выходят не толпы головорезов, а материальные блага (на которые эти головорезы нанимаются) и работники, разными способами добывающие эти самые блага. И не будем тянуть резину, а перейдем непосредственно к представителям этой категории.

Маленький город (большой город, наибольший город) - совершенно необходимая вещь для любого игрока. Первый город, как правило, становится столицей. Причем при захвате столицы в большинстве вариантов игры обычно происходит гибель всего государства. Обратите внимание, что город нельзя уничтожить. Его можно только захватить.

Города между собой различаются только мощью, возможностями дать отпор противнику и влиянием на границы государства. Хотя нет, вру - большие города приносят больше доода от торговли при помощи караванов. Обновление городов происходит автоматически при наличии определенного количества зданий разных типов в зоне их влияния. Возможности города: расширение границ государства; создание крестьян; возможность построить на территории; подконтрольной городу различные здания; внесение в общую копилку 10 единиц пищи и 10 единиц дерева; увеличение жизни (согласно статуту города) всем строениям, входящим в зону контроля города).

Ферма. Ферма - она и есть ферма. На ней негры... То есть, простите, афроамериканцы... Или, что еще лучше, наемные рабочие вкалывают от зари до зари, выращивая столь необходимую стране кукурузу. А может, и пшеницу... Но какая разница - все одно пища. Каждой ферме - один трудящийся, больше на ней не уместится. А сами фермы больше, чем впятером, около одного города не уживутся.

Лагерь лесорубов. Стоит такой деревянный домик в лесу (кстати, совершенно не меняющийся в веках), в который здоровые мужики с бензопилами (или с кремневыми топорами - какие, к чертям, пилы в древние века?) стаскивают нарубленные дровишки. На большой лес - больше лесорубов. Все одно леса в веках не переводятся.

Библиотека. Здание, которое положено вам с самого начала. Точнее, поставлено. Чай, не Пизанская башня. Здесь за некоторое количество денежных средств местные архивариусы пороются в пыльных фолиантах и обнаружат улучшения в одной из 4 сфер науки. А за особо крупную взятку и век сменят. Умельцы, однако.

Рынок. Место продажи и покупки ресурсов (не торгуют только знаниями) и производства торговцев и караванов. Построенный рынок - это 10 монет, которые всегда будут с вами, даже если вы не построили ни единого купца.

Храм. Чрезвычайно хитрая штука. Святые отцы на народе не появляются, но соорудили свою маленькую исследовательскую лабораторию и через нее влияют на развитие государства. Как и в случае с другими исследовательскими зданиями, храма вполне достаточно одного. А исследуются там улучшение свойств городов и улучшение отдачи от торговли. Вот вам и святые отцы!

Шахта. До безобразия похожа на лагерь лесорубов. Отличается только тем, что появляется на век позже и рубят в ней не дерево, а металл.

Университет. А откуда, по - вашему, прет вся наука? Разумеется, из университетов. На ваши деньги там нанимают ученых (до 7 штук на университет), которые после этого усиленно морщат лбы, выдавая научную энергию. А вы этой самой энергией расплачиваетесь за разные вкусности. Кстати, здесь же периодически можно проводить улучшение деятельности ученых путем траты некоторого количества дерева. Так вот - первый раз в жизни вижу превращение древесины в чистую мысль! Кстати, каждому городу положено не больше 1 университета.

Амбар. Нет, сюда не складывают зерно. Это маленький институт по решению сельскохозяйственных проблем. Ну и кое - каких еще. Но главная их задача - повышение производительности фермеров.

Лесопилка. Институт леса. Больше дров народу - спасем его от холодной зимы. Основная задача этого "института" - увеличение добычи леса лесорубами. Ну и еще кое - что.

Плавильня. Институт стали и сплавов. Больше металла армии - таков его девиз. Да и самой армии кое - что перепадает.

Нефтяная вышка (нефтяная платформа). В каждом таком местечке живет 1 (один) нефтяник, добывающий нефть. Поэтому нефти много не бывает. Особенно учитывая то, как она расходуется.

Нефтеперерабатывающая фабрика. А вот это здание может сделать так, чтобы нефти было много. Оно повышает добычу нефти на 33%. Причем при увеличении числа таких зданий эти увеличения не множатся, а складываются (3 здания - +100% добычи). К сожалению, больше 1 такого здания на 1 город не положено. А жаль.

Когда динозавры по Земле гуляли… Эх, сложновато стало жить и зарабатывать свой хлеб насущный господам разработчикам! Ведь в каждой игре надо придумывать что-то новое, неординарное, захватывающее.…Сколько игр мы вспоминаем, говоря: ”Другие были времена: и воздух был чище, и пиво вкуснее…” Вот

Отправить

Когда динозавры по Земле гуляли…
Эх, сложновато стало жить и зарабатывать свой хлеб насущный господам разработчикам!
Ведь в каждой игре надо придумывать что-то новое, неординарное, захватывающее.…Сколько игр мы вспоминаем, говоря: ”Другие были времена: и воздух был чище, и пиво вкуснее…” Вот и приходится изворачиваться вовсю сценаристам, дабы угодить гурманам геймерам. А компаниям-отщепенцам жить вдвойне сложнее: или создавай шедевр, или живьем в могилу с биркой “Клон” или “Плагиат”. Казалось, второй вариант ребятам Браяна Рейнолдса, ушедшим от Сида Мейера, был уготован. Но они создали игру, включающую в себя мелко покрошенную Age of Empires, большие листы бессмертной Цивы, а также приправленную соусом из ностальгии и неплохого исполнения. Что же из этого вышло? Сейчас посмотрим…

Make War, not Peace!
А если вы еще со школы представляли себя Наполеоном, Гитлером или Цезарем, то эта игра - для вас! У вас появилась прекрасная возможность реализовать свои тиранские планы! Для начала выбираем нацию. Их достаточно, но я, по старой привычке, играл за римлян. У каждой расы есть свои юниты и бонусы, но проку от них с гулькин нос. Итак, наконец-то начинается игра. И сразу появляется вопрос, откуда в древнем веке Германия или другие нации? А как вам армия Елизаветы в продвинутом веке будущего? То-то же.
После начала игры внимательно ознакомьтесь с интерфейсом, так как именно за ним вы будете решать мировые проблемы. А как их мы будем решать? Та-а-ак, кто тут любит мир и зажиточность? Расстрел на месте! Суть игры исключительно в боевых действиях, и никак иначе. Нет, конечно, можно наблюдать, как Голландия добивает Россию, как негры захватывают престижные испанские курорты, а китайцы оккупировали Южную Америку, но рано или поздно ваших миролюбивых соседей вынесут, тут-то придет и ваш черед.
Но все же война не единственный, хотя и самый дешевый, способ захватить земли противника. Можно их купить с помощью специальных карт, вот вам первое нововведение. Кстати, карты очень полезны, но они достаточно дороги, и поначалу будут вам не по карману. Умело пользуясь добытыми картами, можно получить огромную фору против врага. Жаль, карты одноразовые, к тому же в один бой можно использовать только 4 карты.

Раз уж пошел разговор о войне, то грех не вспомнить о юнитах. Тут все понятно - кто дороже, тот сильнее. О балансе говорить нечего, фактически все юниты до боли одинаковы. Да и о тактике не стоит вспоминать, тут все решается исключительно массой, да и AI противника никудышный. Но вот чем порадовала игра, так это масштабностью битв. Я уже говорил, что все берется массой, но когда две огромных армии сливаются в битве, выглядит очень красиво и, возможно, эпохально. Кстати, стоит заметить, что морской флот бесполезен, битвы на воде смотрятся паршиво, к тому же они дороги и неэффективны. Транспортов нет и в помине.

Мам, я сегодня Землей правил!
Политическая карта поделена на регионы, каждый регион имеет некий центр, столицу, так сказать. Это может быть либо роскошный развитый город, либо замызганный сарайчик. В последнем случае это означает, что данная территория никем не занята. Под иконкой города показаны ресурсы, находящиеся на территории региона. В зависимости от времени пребывания региона под покровительством той или иной нации он становится сильнее. Впрочем, эту силу можно сбить отдельными карточками. Столицы наций помечены флажками. На карте можно заметить различные фигуры, одна фигура - одна армия. Армии можно перемещать на своей территории, а также нападать ими на противника. Тут возможны некоторые тактические преимущества. Если данный регион находится между вашими регионами, то вы сможете вызвать подкрепление, в противном случае это может сделать враг. Ради усложнения игры за один ход можно сделать каждое действие 1 раз, будь то нападение на не полюбившегося соседа или покупка карты. А если вы решили захватить нацию противника полностью, то внимательно изучите ресурсы, которые находятся на его регионах, а также найдите кратчайший путь от вашей армии до столицы противника, так как захват столицы обозначает общий проигрыш нации, и все ее земли передаются под ваше руководство, игра стоит свеч. Так можно очень облегчить себе жизнь, например, я остался играть 1х1 с Россией. Армия моя находится в Риме, у меня под контролем только Европа, у России все остальное (играл на самой высокой сложности). До столицы недалеко. Прорубываюсь до нее, и в эпохальной битве захватываю, тем самым получаю контроль над всей территорией Земного шара. Как вы уже поняли, цель игры - достичь мирового господства. Перейдем к другому этапу. Объявляем войну надоевшим китайцам, выбираем 4 нужных карты (зачем отказывать себе в роскоши?), и ведем армию на ближайший их регион. Хм, картина, представшая предо мной, немного меня удивила. До боли напоминает вторую “Эпоху Империй”, н-да, поленились разработчики сделать оригинальный интерфейс. Нет, я не говорю, что он неудобен, нет, он эффективен, но разве нельзя было его немного поменять? Думаю, можно, так что зачтем это как недостаток.

Спину гнут простые негры, двое справа - это мы
Что мы видим на экране битвы? Наша земля, земля противника. Их границы начерчены жирными линиями. В границах нашей земли мы получаем город да пару ферм. Иногда дают небольшое войско и источники добычи ресурсов типа шахт. Позднее появляются нефтяные скважины. Все работы делают жители города, которые, как обычно, штампуются в центре города. Как и в Казаках, все научные исследования в сферах коммерции, экономики, военного ремесла и науки проводятся в библиотеке. Пехота производится в бараках, танки на машинном заводе, самолеты на аэродроме. Ничего нового. Есть еще университет, где совершенствуются ученые. Кстати, совсем забыл, всего в игре 6 видов ресурсов: еда, нефть, дерево, деньги, металл и так называемые знания. Все ресурсы бесконечны. Вот с чем в Rise of nations напряг, впрочем, как и в реальной жизни, так это с деньгами. Чтобы звонкая монета всегда была в кошельке, надо прикладывать действительно титанические усилия: надо строить как можно больше городов и прокладывать между ними торговые пути. Обязательно постройте храм, там собираются налоги. Города, кроме приношения денег, имеют еще одно полезное качество, а именно: расширение границ, которое влияет на лимит населения.

Мы ждем перемен…
Хоть у древних японцев пожелание кому-либо жить ”во времена перемен” было проклятием, перемены в игре явно способствуют повышению мощи государства. Переходя из эпохи в эпоху (одна битва - одна эпоха), наши армии становятся более оснащенными и мощными. Венцом творения разрушительной мощи можно по праву считать изобретение ядерных ракет. Но злоупотреблять таким страшным оружием не стоит, так и до game over добомбиться можно. Если говорить об условиях боя, то их несколько. На захват города выделяется полтора часа, то же самое с защитой, уничтожение полка врага за 5 или за 15 минут. Захватить земли врага можно 2-мя способами: построить свой город или зачистить город противника. В быстрой битве лимита времени нет.

Исполнение
Графика меня не очень порадовала. Идеальное разрешение 1024х 768. Когда находишься в режиме полного приближения, выделяются угловатости юнитов и строений. Цвета очень тусклые. К тому же игра достаточно требовательна к машине, иногда наблюдались сильные тормоза, а при выключенных графических наворотах она вообще смотрится просто убого.

Со звуком похожая ситуация, он неплох, но назвать его хорошим язык не поворачивается (или палец ленится стукнуть по клавише). Музыка достаточно хороша, не вызывает желания ее выключить. Есть несколько отличных мелодий, но этого маловато.

Is it A Big Huge Game?
Вот и пришла пора делать выводы. Играя, видно, что ребята из Big Huge Games действительно старались. Но так как контора еще молода и неопытна, проект получился хорошим, но немного сыроватым. Неплохая задумка, приличное количество нововведений, средненькое исполнение. В общем, фанатам Age of Empires и Цивилизации должно понравиться. Остальным советую поиграть для общего развития. На этом откланяюсь. Приятной игры!

В Rise of Nations восемнадцать различных наций и все они очень разные. В предыдущих номерах мы описали стратегии для двенадцати - пришла пора добить тему и рассказать о стратегиях игры за последнюю шестерку наций. Мы поговорим про монгольские набеги, нубийские богатства, римские империи, русскую зиму, испанских мореплавателей и про турецкие пушки.

Монголы

Выстраивая характерные черты для каждой нации, разработчики в первую очередь использовали исторические стереотипы. В истории монголы прославились своими завоеваниями и степными набегами. Поэтому в игре альфа и омега монголов - кавалерия, особенно их традиционные конные лучники. Главная и единственная стратегия монголов - непрерывные и частые набеги. Они абсолютно необходимы для победы, ведь экономических плюшек у этой нации нет.

Играя за моголов, можно применить тактику быстрой атаки. Проберитесь в классическую эпоху, разработайте вторую военную науку, отстройте три конюшни и устройте набег, замедляя развитие экономики соперника - так вы сможете выгадать для себя время. Набегайте с умом, чтобы расходы на армию окупились экономическим отставанием врага.

Дело тут еще в том, что монголы после исследования второй военной науки при постройке конюшни получают бесплатного конного лучника. В Средние Века вы легко сможете устроить опустошительный рейд, пользуясь бесплатными лучниками и построенными на сэкономленные деньги рыцарями. Сочетание абсолютно убойное - рыцари ликвидируют легкую кавалерию, а лучники разберутся с местным населением.

Строить рыцарей монголам не так накладно, ведь все их всадники быстрее строятся и обходятся дешевле. Цифры тут не очень большие, но тенденция налицо - разработчики просто подталкивают вас на массовое использование конницы. При этом не надо забывать о том, что большие армии очень дорого обходятся. Если вы хотите сэкономить на конных лучниках, то отстраивайте несколько конюшен уже после того, как заполучили средних размеров конную армию.

Монголы получают дополнительную единицу еды за каждый контролируемы ими процент карты. Таким образом, расширяясь, вы одновременно решаете свои проблемы с питанием, не тратя дерево на постройку ферм. Надо лишь прихватывать чуть больше территории, чем это вам нужно. Правда, это не главная цель, а побочная, так как эффект не очень большой.

Наконец, у монголов очень хорошие отношения с партизанами. Во-первых, все их отряды получают лишь половинное повреждение от партизанского сопротивления, что позволяет глубже продвигаться во вражескую территории и дольше там находиться. А это означает облегчение условий набегов на города. Единственная нация, которая нивелирует этот монгольский плюс - это русские с их усиленной партизанщиной. В остальных случаях беспокоиться не надо, вы успеете сделать рейд и уйти, прежде, чем сопротивление серьезно повредит ваши войска.

Во-вторых, монголы получают бесплатно все улучшения, касающиеся ослабления партизан врага - это тоже очень сильная черта. А вывод из всего вышесказанного прост: монголы должны постоянно и грамотно устраивать набеги - только это поможет этой воинственной нации удержаться на плаву и победить врагов.

Нубийцы

Об африканской цивилизации нубийцев разработчикам, похоже, было известно мало и поэтому их решили, от греха подальше, сделать экономической нацией. Три кита, на которых основан успех нубийцев - это рынки, торговля и редкие стратегические ресурсы. Игра на рынке позволяет нубийцам вовремя ликвидировать перекосы в экономике, если таковые возникнут. А такие ситуации у неопытного игрока встречаются очень часто. Важно понимать, что при игре за нубийцев необходимо уделять большое внимание разработке ценных редких ресурсов. Если вы играете против этой нации, регулярно обследуйте карту и выносите нубийские торговые базы, это подорвет их экономику (разорятся на постройке новых торговых баз).

Играя за нубийцев, нужно учитывать, что одно из самых полезных для них чудес света - это Фарфоровая башня, которое, вместе с их природной сметкой, сделает эффект от редких ресурсов просто ошеломляющим. Не забудьте и то, что обнаружить для нубийца редкий ресурс - это очень легко, так как у них нюх на эти вещи, и на открытой территории ресурс будет виден им сразу. Это позволит сразу и быстро, как только появится такая возможность, послать к открытым ресурсам двух-трех торговцев. Торговцы будут собирать ресурс с высокой скоростью (выше на пятьдесят процентов), поэтому «закрывайте» все ресурсы, что найдете - это окупится сторицей.

Если вашу торговую базу ликвидировали, немедленно стройте нового торговца. Сделать это будет нетрудно, так как с самого начала игры у вас будет рынок. Даже если не хватает какого-нибудь ресурса, не беда - нубийцы и торговать (продавать и покупать на рынке ресурсы) могут тоже с самого начала. На ранних стадиях игры это помогает создавать много торговцев и караванов - и их, разумеется, надо строить.

Вот он какой - нубийский воин.

К слову, караванов у вас тоже будет больше, чем у остальных. Предел максимального количества «верблюдов» у нубийцев выше на единицу. Эта единица может дать вам очень много денег, особенно со временем, когда ценность караванов возрастет. Наконец, строительство этих самых караванов, рынков и торговцев обходится нубийцам в два раза дешевле, что просто навязывает вам стратегию усиленного экономического развития. Стройте рынок в каждом городе и так рано, как только можете (естественно, после ферм или других критичных добывающих построек), запускайте караваны и не забывайте про редкие ресурсы. И вас никогда никто не победит!

Римляне

Римляне более склонны к обороне, чем к нападению. У них есть огромные возможности по захвату территорий, а из их уникальных отрядов можно особо отметить «противопехотные» легионы.

Играя за эту нацию, можно использовать любопытную стратегию, называемую «заталкивание врага границами». Постройте второй город, и на его краю организуйте форт. К окончанию его постройки у вас уже должен быть третий город и вторая гражданская технология. Третий город необходимо строить далеко - так далеко, как только возможно. Не забывайте про караваны. Следующий форт стройте как можно ближе к главным городам соперника - он станет для вас базой для организации нападений. Наскрести на него средства может быть тяжело и, если у вас не хватает денег, можете снести ваш первый форт.

Теперь стройте казармы и конюшни, формируйте армию и следите за врагом. Выясните, откуда он соберется напасть. Не забывайте про нападения сами, это позволит вам привлечь к себе его внимание. Благодаря форту у самых его границ, у вас будет серьезное преимущество. Дело в том, что все римские форты расширяют ваши границы намного эффективнее остальных. Одним-двумя отстроенными фортами вы очень далеко раздвинете свои границы и можете даже загнать противника в угол. Если форт построен у вашего города, то подход войск врага не останется незамеченным. Чтобы использовать это преимущество наилучшим образом, не забывайте про улучшения фортов. Строить эти сооружения вам будет удобнее и выгоднее, так как они вам обойдутся на четверть дешевле и могут строиться римлянами с самого начала игры. Это еще одна причина строить их рано и помногу.

Для военных целей у римлян есть еще одно преимущество: с постройкой казарм они получают бесплатных тяжелых пехотинцев, притом, сначала одного, с пороховой эпохи (третья военная наука) - трех, а с индустриальной эпохи (пятая наука) - пятерых. (К сожалению, при восстановлении разрушенных казарм это свойство не действует.) Таким образом, вы сможете разбавлять свои войска бесплатными легионерами и устраивать ранние атаки - например, классическую раннюю атаку пятью отрядами тяжелой пехоты и парой отрядов легкой пехоты в древнюю эпоху. И, конечно, не давайте врагу разрушать ваши казармы - это очень опасно для вашего военного потенциала.

Легионы у римлян победоносны, но, если вам мало той пехоты, что пришла к вам с казармами, то можете строить новую, такую же тяжелую. Она немного дешевле у римлян и двигается чуть быстрее (почти как легкая пехота).

Русские

Русских разработчики сделали оборонительной нацией. У русских не только огромные прибавки к партизанщине, но и бесплатные улучшения партизанских эффектов. Легкая конница русских обладает неплохими боевыми качествами, и особенно эффективна против вражеского снабжения. Снабженческие фургоны русские выносят очень легко - давайте вспомним Бородино и лихие казачьи рейды по тылам Наполеона.

Если вы будете расширять свою легко обороняемую территорию и использовать легкую конницу для патрулирования границ, то все остальные силы сможете бросить на отстройку экономики. Если вражеский игрок или компьютер нападет на наш порог, шашки наголо - выбив снабженцев в армии вторжения, вы обречете врага либо на быстрое отступление, либо на смерть от партизанского сопротивления.

Казачий набег.

Особенно полезно для русских бывает отстроить Колизей или Кремль - при этом русская «дубина народной войны» начинает буквально жечь захватчикам пятки. Могу еще посоветовать нападать на врага, чтобы затем заманивать его войска на свою территорию. Но если вы, играя за русских, вовремя не уделите внимание экономике (экономически направленных свойств у русских, к сожалению, нет), то более сильный в экономике враг сможет вас задавить.

Границы России расширяются на единицу с каждой дополнительно разработанной гражданской технологией. Это позволит вам незаметно окружать своими границами врага и собирать большие налоги. Также у них неплохо обстоят дела со шпионами - бойцы невидимого фронта обходятся дешевле и после использования своих умений не «засвечиваются» - проживут в бою дольше. Натравливайте шпионов на армии врагов, особенно на их осадные орудия и снабжение.

Нефть у русских добывается с прибавкой в одну пятую, и это помогает в позднем развитии, особенно с ядерным оружием и с уникальными танками.

Испанцы

Испанцы - нация исследователей, нацеленных на раннее исследование руин. Они начинают с двумя продвинутыми разведчиками (ходят быстрее, видят дальше) и с полностью открытой картой (естественно, туман войны остается). При этом лучше брать управление разведкой в свои руки, чтобы проверить углы карт на предмет руин. Сразу разработайте план добычи ископаемых - вы знаете, где они находятся.

Руины приносят испанцам намного больше ресурсов, чем остальным, это поможет вам в условиях раннего старта. Иногда руины можно не открывать сразу, а оставить на потом, ведь с каждой научной технологией количество ресурсов увеличивается на тридцать пять единиц. Стройте храм, исследуйте эпоху и науку - после второй науки вы будете получать по сто единиц с руины. Неплохо? В зависимости от того, как пойдет игра, можно попробовать разработать третью научную технологию, чтобы получать сто сорок единиц с руины. Жаль, что руины рано или поздно кончаются. К этому времени вы уже должны полностью использовать своих суперскаутов и информацию о ресурсах на карте, чтобы получить экономическое преимущество перед соперником.

Из не столь важных испанских плюсов можно отметить бесплатный корабль при постройке дока (до индустриальной эпохи). Этого, конечно, мало, чтобы безраздельно контролировать моря, но поддержка лишней не бывает.

Турки

У турков вся сила заключается в их осадных орудиях. Уникальные дальнобойные и мощные пушки встречаются у них только в пороховую эпоху и эпоху просвещения, но это, разумеется, не все. Все остальные преимущества турков тоже заточены на эффективные осады, и о них я расскажу чуть ниже.

Предлагается следующая стратегия: исследование первой военной науки, переход в классическую эпоху, исследование второй науки. Если вы сможете себе позволить по две фабрики и конюшни, то мобилизуйте нескольких легких кавалеристов и совместите их с парой-тройкой катапульт. При этом не забывайте восполнять потери в коннице. По затратам еды это будет недорого, а вражеские города сильно пострадают от катапульт. Если у соперника не окажется под рукой сильной армии, то город он потеряет очень быстро, а вы еще быстрее его ассимилируете.

Все осадные турецкие орудия стреляют и видят дальше. Это позволяет не просто обстреливать город издали, под защитой армии, но и избегать ответного огня со стороны оборонительных зданий. При этом желательно не просто держать армию рядом с пушками, но защищать их со всех сторон, так как ваши осадные орудия легко могут стать первоочередной целью соперника. Если вы не хотите захватывать город, то дальнобойность все равно пригодится - вы сможете устраивать артиллерийский набег буквально с вашей границы.

С каждой построенной фабрикой вы получаете две бесплатных пушки, или катапульты, или требюше - в зависимости от эпохи. С этой силой можно попробовать следующую стратегию. Добравшись до пороховой эпохи, создайте армию из янычар, пикинеров, чуть-чуть разбавьте ее конницей. Желательно иметь некоторое преимущество в военной науке. Это будет нетрудно осуществить, если вспомнить, что у турков есть способность тратить на треть меньше денег на военные исследования.

В час «ч» быстро постройте три-четыре фабрики, получив шесть-восемь пушек. Отправляйтесь на войну. При этом важно не допускать прихода к врагу подкреплений (стреляйте по военным объектам) и грамотно распоряжаться войсками. Стратегия немного рискована - если у врага сильная оборонительная армия, то пушки быстро будут уничтожены.

Горожане-турки на треть дешевле - это позволяет экономить еду и использовать многочисленных горожан для обороны города. Оборонять уже захваченные города позволяет уникальная способность турок ассимилировать города в два раза быстрее. Чтобы использовать это умение наилучшим образом, надо уметь защищать свежезахваченные города, подходить к этому вопросу, не наобум, а со всей серьезностью.

Заключительный штришок к описанию турецкого оружия - это бесплатные улучшения осадных орудий. Мелочь, а приятно и, самое главное, понятно, как использовать улучшенные орудия. Вражеским зданиям несдобровать!

Игра Rise of Nations является компьютерной игрой, которая разработана в жанре RTS. В данную игру были внесены элементы глобальной стратегии. Здесь Вам нужно будет отправлять одних своих рабочих собирать ресурсы, а других строить разные здания. Также Вы будете исследовать технологии, и развивать свои военные силы (армию).

Скачать Rise of Nations бесплатно Вы можете только с тех сайтов, которые предоставляют данный доступ.
Про игру Rise of Nations обзор раскрывает самые достоверные факты: игровые режимы, нации, системные параметры и т.п.
Прежде, чем начать играть, Вам нужно будет посмотреть про Rise of Nations видео. Возможно, Вы найдёте в этих видеороликах полезную информацию для себя, и перед Вами откроются новые особенности игры.

Играть Rise of Nations можно одном из представленных игровых режимов:
1) Обучение - это режим, в котором Вас вводят в курс игры. Он состоит из нескольких сценариев, в которых Вам будут высвечиваться подсказки.
2) Одиночная игра - это режим, в котором Вы будете сражаться против компьютерных соперников. Их может быть от одного до семи. Сила противникам задаётся всем одинаковая.
3) Кампания - в данном режиме, действия происходят на карте мира игры, которая поделена на отельные территории. В этом режиме Вы сами выбираете, какую территорию захватывать. Здесь не нужно действовать по написанному сценарию. Большее внимание в режиме Кампании уделено тактическим миссиям.
4) Сетевая игра - данный режим предназначен, как для операционной системы Windows, так и для MacOs. Играть в Rise of Nations Вы можете и по локальной сети. Вы не можете играть совместно с теми пользователями, у которых другая платформа.

В игре Rise of Nations нации отличаются своими умениями и способностями. Всего в игре восемнадцать наций:
1) Ацтеки - мексиканский народ.
2) Банту - это народ, который живёт в Африке, на территории, которая находится южнее Сахары.
3) Британцы - это народ, который заселяет Англию.
4) Китайцы.
5) Египтяне.
6) Французы.
7) Немцы.
8) Греки.
10) Японцы.
11) Корейцы.
12) Майя.
13) Монголы.
14) Нубийцы.
15) Римляне.
16) Русские.
17) Испанцы.
18) Турки.
Способности наций зависят от их характера. Одни могут быть продвинутыми в экономике, другие лучше всего обороняются, а третьи - лучше всего нападают.
Разность между нациями состоит в количестве юнитов и в бонусах.
В игре Rise of Nations здания делятся на три класса:
1) Экономические. Они в основном строятся в городе. К ним относятся: библиотеки, храмы, рынок, амбар, ферма, плавильня, лесопилка, нефтепереробатывающий завод.
2) Военные. Они могут строиться на территории Вашей нации и на землях наций союзников. Военные здания: казармы, конюшни, фабрика орудий, ракетная шахта, форт.
3) Чудеса света. Они приносят бонусы. К ним относится следующие объекты: пирамиды, Версаль, Колизей, кремль, Тикаль, Эйфелева башня, Статуя свободы и др.

Окунитесь в мир необычных событий и захватывающих приключений, которые Вам подарит игра Rise of Nations!

Вопрос о том, какая нация в Rise of Nations лучше, не решен до сих пор. Это говорит о том, что люди из Big Huge Games, отвечающие за балансировку игры, не зря ели свои баксы. Противоборствующие нации получились настолько сбалансированными, насколько это вообще возможно там, где их восемнадцать штук.

Разработчики могли бы пойти по легкому пути и просто скопировать одну нацию на все, но они успешно преодолели этот соблазн. Конечно, до разницы уровня «Нежить»-«Лесные эльфы»-«Орки» дело не дошло, но у каждой нации в игре имеются очень четко обозначенные преимущества перед другими. Эти преимущества коренным образом меняют игру за каждую нацию на тактической карте (особенно в режиме быстрой битвы).

Сильнейшей нации не нашли, но геймеры обнаружили несколько тех, чьи положительные черты легче эксплуатировать новичкам. Сами разработчики, не желая никого затруднять, вежливо повесили на каждую нацию ярлычок: «наступательная», «оборонительная» или «экономическая».

Теперь, спустя несколько месяцев после выхода игры, можно сказать, что большая часть стратегических тонкостей при игре за каждую нацию раскрыта. Именно им и посвящена эта статья, а точнее - цикл статей, поскольку анализ достоинств и тактик каждой нации не влезет в объем одного материала.

В этом материале я подробно расскажу об ацтеках, африканцах банту, британцах, быстрых китайцах, египтянах и французах. (Подробных описаний «перков» и уникальных отрядов наций вы здесь не найдете - ищите их в руководстве по Rise of Nations в предыдущих номерах «ЛКИ» или на нашем компакт-диске.)

Ацтеки

Ацтеки - это нация агрессоров, которая подразумевает наступательную игру с самого начала. Умрите, но постройте армию. Атакуйте врага на ранней стадии игры, не давайте ему развиться экономически или уйти в глухую оборону. Даже если вы решите развить себя до средних эпох, не забывайте слать в сторону врага беспокоящих конных лучников - это не только ударит по его экономике, но и принесет вам дополнительный доход.

Учитывая то, что ацтеки слабоваты в экономике, вам придется использовать большей частью дешевые войска, требующие для постройки только еду и дерево. Это легкая кавалерия и легкая пехота, также неплохи конные лучники. Играя за ацтеков, еще важно разбираться в игровой механике, атакуя правильными войсками правильные направления.

Первая ключевая ацтекская «фишка» - это возможность получать большое количество денег за уничтоженные отряды врага. Это позволит вам в известной степени забросить экономику, зарабатывая военными походами. При этом очень важно вести победоностные битвы: враг повержен, а вы богаты. Если же вы проиграете, то выбраться из такой потенциальной ямы будет непросто, и это еще раз подчеркивает тот факт, что для управления ацтеками надо быть неплохим тактиком. Использовать это свойство можно и нужно - это один из немногих способов разбогатеть, играя за ацтеков. Устраивайте рейды в тыл врага, бейте его крестьян и торговцев - для этого прекрасно подходят конные лучники.

Разбивая вражеские здания, ацтеки получают вдвое больше добычи. Даже если на вашем пути встретятся оборонительные сооружения, их можно и нужно ликвидировать (особенно желанны дающие железо форты). На фермы и лесорубки внимания можно не обращать, стремясь «убивать» более ценные здания. С этой целью неплохо бывает организовать раннюю атаку, нацеленную на убийства мирных жителей и разгром города. Если город хорошо развит, то придется вам начинать осаду по всем правилам, с осадными орудиями.

Наконец, стоит заметить, что при постройке казарм только ацтеки получают в свое распоряжение некоторое количество полезнейшей легкой пехоты. Долго думать о ее применении не нужно - конечно же, ранняя атака. Дополните свою «раннюю» армию этими войсками, и вы будете непобедимы. Не забывайте о том, что врагу нельзя давать развиваться. Стройте сразу несколько казарм, собирайте армию из тяжелой пехоты и бесплатной легкой.

Помните, что лучшая защита - это нападение! Особенно вам, ацтеки.

Банту

Банту - это очень сильная нация, которая, тем не менее, не подходит для новичков, еще не умеющих использовать силу, не лежащую на поверхности. Это одна из сильнейших наций среди экономически направленных; они легко захватывают огромные территории на ранних стадиях игры. Стоит отметить, что с военной точки зрения банту тоже не обидели, и у вас всегда будет выбор - удариться в экономическое развитие для быстрого продвижения по эпохам или начать военные действия. Разумеется, желательно первое - так к концу игры только банту смогут позволить себе необычайно крупные и непобедимые армии.

Начнем по порядку. Во-первых, города банту стоят на три четверти дешевле зарубежных аналогов, а после первой мирной технологии их лимит городов увеличится на единицу. Получается, что когда другие нации только-только отстроили второй город, у банту их уже три (не забудьте про прибавку в еде и дереве с новыми городами). А три города - это еще и караваны (вот прибавка в деньгах). С этими достижениями африканцам очень легко на поздних уровнях превратить свою империю в мирового гегемона. Играя за них, важно не только строить города, но и отстраивать их, не забывая про инфраструктуру. Сила ваша - в огромной территории, которая при правильном управлении ресурсами и при правильном размещении городов станет настоящим золотым дном. А чем больше достанется территории вам, тем меньше ее достанется вашим врагам.

С крупными земельными наделами совершенно необходимо развивать налоговые науки в храме. Ну и, конечно, обладая большой территорией, учитесь ее защищать: отдаленные колонии могут быть очень уязвимыми для атак врага. Учитесь отвлекать вражеские войска, хитрите с ними, имитируйте нападение на его столицу - это даст вам драгоценное время для развития.

Кроме городов банту славятся очень высоким пределом количества населения. А это большая армия, это экономия на военных технологиях. Пока другие нации задыхаются под гнетом максимального количества населения и тратят свои ресурсы на развитие повышающих этот предел военных технологий, банту могут отстраивать свои города и развивать промышленность, оставив военные науки на потом, когда они подешевеют.

Последовательно стараясь воплотить идею «силы Переселения», разработчики приделали африканским горожанам и солдатам дополнительные двадцать пять процентов к скорости передвижения. А это, в первую очередь, возможность быстро пробежать разведчиком по карте, собирая деньги и другие ресурсы с руин. В случае атаки родного африканского города его быстрые жители успеют добежать до ратуши, а потом - быстро приступить к работе. А теперь вспомните низкую скорость тяжелой пехоты - к банту это не относится, они бегают очень резво и даже могут, при случае, перехватить отряд вражеской конницы. О преимуществах скоростных лучников можно даже не говорить.

В связи с этим банту удобнее комбинировать войска: тяжелая пехота не тормозит легких умпикати, и они прекрасно сражаются вместе. Стоит на поле боя появиться вражеской коннице, как тяжелая пехота тут же вырубает ее. Она же вырубает лучников врага, пока те не нанесли им серьезный урон. Пехота может даже побегать за разведчиками врага, чтобы те не забирали себе дефицитные древние развалины. Различными комбинациями из скоростной пехоты очень удобно наводить страх на вражеские тылы - опять же, давая своим городам экономическую фору.

Наконец, играя за африканцев, вы не обязаны проводить военные исследования для улучшения и модернизации своих солдат - вы можете начинать армейские реформы сразу, как попадаете в новый век и можете получить военное преимущество, которое, не будучи использованным, быстро пропадает по мере того, как враг исследует военные технологии. Сражайтесь, пока он не успел этого сделать.

Британцы

Подобно африканцам, жители туманных островов - это экономически направленная нация. Жаль только, что в начале игры заметить это сложно, и для полного раскрытия всех возможностей надо постоянно соображать и понимать, что именно требуется вашей нации - поэтому играть за британцев новичкам не рекомендуется. Англичанам придется в процессе развития отражать атаки врага, нападать самим, и при этом при всем развиваться... одним словом, весь потенциал британцев сложно раскрыть на сто процентов.

Армию островитянам выгоднее всего комбинировать из тяжелой кавалерии и знаменитых лучников-робингудов с длинными луками. Эти луки смогут выручить вас не в одном сражении, заменяя собой куда большее количество обычных лучников. При этом тяжелая кавалерия бросается на все, что движется (кроме тяжелой пехоты, которыми лучники занимаются особо).

Итак, экономика. Во-первых, британцы обладают на четверть более высоким пределом ресурсов, чем положено обычным народам, что позволяет сразу же закладывать несколько большую, чем у других народов, экономику. А это, в свою очередь, экономия на коммерческих разработках.

Добиться высоких показателей играющий за британцев сможет только тот, кто сразу же начнет вкладывать большие средства в разработку полезных ископаемых: в еду, дерево и камень. Таким образом, большое количество горожан для вас просто жизненно необходимо, а это значит, что самый главный ресурс для вас - еда, которую вы тратите на постройку новых британцев. Каждый лес и каждое поле должно быть на службе Ее Величества, а коммерческие исследования можно задержать и экономить на них, пока не припрет основательно.

Налоги у британцев собираются с двойной эффективностью. Естественно, островитяне должны строить храм в первую очередь и исследовать в нем налоговые науки, чтобы этот плюс нации использовался на полную мощность. Британцы могут собирать довольно большие налоги, обладая при этом небольшой территорией, а большая территория - это огромные прибыли. При этом не обязательно строить крепости (да и не особенно выгодно), достаточно строить новые города и не закукливаться на маленьком пятачке.

Корабли британцев строятся на треть быстрее. Следствия этого - экономия на лишних доках, экономия на постройке лишних кораблей, более быстрое освоение морских ресурсов рыбаками - были бы дрова! Британцам вполне хватит пары доков для полноценного освоения морей - отстраивайте в них флотилию рыбаков, которые помогут вашей, и без того неплохой, экономике.

Все улучшения лучника производятся автоматически. О чем это говорит? О том, что разработчики неравнодушны к английским Робинам Гудам. Продвинутые лучники в каждый период времени позволят вам сэкономить деньги и помогут в жарком бою против тяжелой пехоты. Однако, не торопитесь строить огромные армии лучников. Подумайте, не лучше ли пустить часть денег на ученых. Лучники остаются у англичан уникальными вплоть до самых поздних эпох, а в средние эпохи их очень удобно комбинировать с горцами.

Форты и башни дают прибавку в территории на две единицы по сравнению с аналогичными сооружениями соперников. Этот факт замечателен тем, что одинаково хорошо может пригодиться как в обороне, так и в нападении. Обороняясь, вы получаете огромные территории под контролем форта, а это значит, что враги больше страдают от партизанщины и им труднее подобраться к вам незамеченными. При агрессивной игре вы сможете строить форт так близко к вражескому городу, что проблем с логистикой и защитой наступающего войска не будет. Особенно красиво расположенный и улучшенный форт сможет обстреливать даже периферийные городские здания (обычно это бывают ресурсодобывающие сооружения).

Наконец, у британцев самые дешевые и скоростные в постройке сооружения и отряды ПВО. Это их свойство, разумеется, будет актуально только в две последние эпохи, когда на сцене появится авиация. Особенно островитянам удобно экономить на создании системы ПВО, пока враг не начинает подниматься в воздух - тогда можно дешево и быстро построить мощную систему обороны и организовать новую «Битву за Британию».

Китайцы

Самый первый отличительный признак игровых китайцев - их возможность строить «пейзан» (горожан), караваны и торговцев без затрат времени: «Бах!» И новый китаец уже стоит около ратуши. Подобные темпы роста численности поначалу пугают, но их можно и нужно использовать тому, кто решил играть за жителей Поднебесной. Скоростная постройка китайцев оказывает благотворное воздействие на экономику: два-три клика - и уже строятся первые фермы, а лесопилка пополняется работниками.

Большой скачок в развитую экономику с самого начала игры - это суровая китайская реальность, первое предупреждение всем врагам. «Быстрые крестьяне» позволят вам точнее рассчитывать развитие экономики и восполнять недостаток людей в узких местах за считанные секунды (при этом забота о еде - ваша головная боль). Примерно то же относится и к торговцам. Завидев ресурс, вы сможете отправить к нему торговца сразу же, не ожидая долгой постройки. Рекомендую устанавливать точку сбора крестьян и торговцев заранее, до их постройки - так вы сэкономите время.

В плане науки этой нации помогает двадцатипроцентное удешевление научных разработок в библиотеке. Сам по себе это не очень выгодный бонус, но его можно сделать таким. Если в самом начале игры вы разработаете две науки подряд, то сможете неплохо сэкономить на всех остальных исследованиях. Не забудьте, что при этом все найденные вашими следопытами развалины будут давать вам 75 ресурсов каждая - неплохая прибавка к зарплате! Получив первую научную выгоду, старайтесь поддерживать темп развития и быстро передвигаться по эпохам вперед. Если вы найдете залежи папируса, то это будет сделать проще (папирус тоже позволяет экономить на науке).

Китайцы получают бесплатно улучшения травничества, медицины и фармации, что позволяет быстрее создавать и лечить ваши отряды. Это - полуэкономическая-полувоенная выгода. Экономическая - потому что вы не тратите лишние деньги на исследования. Военная - потому что вы сможете быстрее лечить свои отряды, чтобы потом снова бросить их в бой.

Как я уже упоминал, каждый город, основанный китайцами, сразу становится крупным в ранге городов. Это не только дает дополнительную защиту против ранних атак врага (и место для прячущихся от нападения крестьян), но и расширяет ваши границы. Кроме того, это - потенциальная возможность разжиться огромными пространствами, если строить города у самых границ.

Египтяне

Нация египтян обладает потенциалом для развития сильной экономики с дешевыми и ранними чудесами света. Богатства Нила дают им большое количество дополнительной еды, что позволяет им строить максимальное количество горожан и отрядов, требующих для себя еду.

В военном плане Египет также обладает рядом преимуществ. Ранние атаки колесницами могут сильно повредить противникам египетского пути развития, потому что обороняться от колесниц и конных стрелков без легкой кавалерии практически невозможно. Для того, чтобы провести такую атаку, отстройте в городе (первом и единственном, конечно!) максимальное количество ферм, исследуйте первую коммерческую науку, первую военную, затем быстро перейдите в классическую эпоху и займитесь второй военной наукой. Не трогайте науку - это сэкономит вам деньги. Стройте на все доступные деньги конюшни и выводите колесницы строиться. Пока вражеские пейзане в ужасе бегают от ваших тачанок, выводите свою экономику из застоя -исследуйте первую гражданскую науку и быстро стройте второй город.

А теперь коснемся легкой лапой египетских «перков». Только египтяне начинают игру с уже отстроенным элеватором (Granary) и получают все пищевые улучшения бесплатно. Это значит, что с едой у народов Нила проблем не ожидается. Успех надо развивать, поэтому продолжайте строить зернохранилища в ранней игре. Во втором городе его лучше выстраивать, когда у вас будет десять-одиннадцать ферм - это даст вам максимальную прибыль. Столица всегда должна содержать максимальное количество ферм - семь штук. Большее количество ферм (семь вместо пяти) в городах египтян даст вам так много еды, что проблем с пищевыми цепочками крестьян у вас не будет никогда. Крупные скопления ферм именно в столице, в центре страны, немного защитят вашу пищевую индустрию от вражеских атак.

Еще египтяне сильны своими чудесами света. Все чудеса стоят для них на четверть дешевле (видимо, используется рабский труд), могут быть построены на одну эпоху раньше, и в каждом городе их может быть две штуки. Это позволит вам раньше других наций выбрать себе наиболее подходящее чудо света и получить все причитающиеся вам эффекты. Разрабатывайте свои схемы развития с учетом чудес света и стройте их - так вы сможете вырваться вперед. Естественно, не давайте перехватить самые вкусные чудеса другим нациям. У вас будет много еды, а значит, и много горожан, которые могут заниматься чудесами. Помните, что с каждым крестьянином их предельная полезность падает, и пять-семь крестьян - это эффективный максимум для строительства одного чуда.

Чтобы совсем пресытить египтян, разработчики дали им десятипроцентное повышение лимита на еду. Впрочем, это логичный ход - с огромным количеством ферм и элеваторов легко дойти до потолка скорости добычи, а с повышенным лимитом можно использовать все эти преимущества более эффективно. Если вспомнить о том, что каждая египетская ферма помимо еды производит по две денежных единицы, то все становится совсем хорошо (вспомните, сколько у вас должно быть ферм и умножите на два - неплохой доход с иловых полей!) Строить фермы только для добычи денег неправильно - уж слишком небольшой доход вы получаете с каждой, поэтому рекомендуется строить фермы исключительно для обеспечения нации едой. Получаемые при этом деньги - это сторонний заработок, который будет одной из сторонних статей вашего египетского бюджета. Главными статьями, по-прежнему, будут прибыли с торговцев и налоги.

Французы

Французы, Монмартр, Париж, Эйфелева Башня. Но здесь это не главное. Все, что разработчики решили дать игровым французам - это Сила Лидерства, подразумевающая, конечно, наполеоновские таланты. Кроме военных преимуществ, французы обладают огромным потенциалом в добыче древесины. В ней у французов недостатка не будет, что прекрасно подходит для пустынных карт и вообще - тех карт, на которых мало лесов.

Пожалуй, больше ничего французам не дали, если не вспоминать о рыцарях-шевалье. Они хорошо подходят для осад, если добавить к отряду рыцарей гарнир из лучников.

Прочие военные качества французов вертятся вокруг маркитанских повозок (Supply Wagon) - они с самого начала могут лечить находящиеся в зоне досягаемости отряды. Другие нации могут достичь этого, только если построят у себя Эйфелеву башню, а у парижан это свойство есть с самого начала. Если сами французы построят у себя эту башню, то лечебная сила их повозок удвоится. Тактический совет, таким образом, можно сформулировать так: всегда придавайте своим армиям повозки снабжения, даже если это задержит атаку на пару минут. Не пренебрегайте повозками, они могут принести вам победу, оказываясь даже полезнее, чем несколько дополнительных отрядов. Уже в бою оберегайте свои повозки всеми силами, не давая врагу прорваться к ним (особенно русским, у них бонус к уничтожению повозок - «дубина народной войны»). Вводить повозку в бой придется в любом случае, но всегда придержите несколько отрядов для ее обороны. Не забывайте вовремя исследовать технологии у мартеновских печей - они повысят эффективный радиус действия повозки.

Не забудьте о том, что при постройке осадной мастерской (или ее более поздних аналогов) вы сразу получите в свое распоряжение бесплатную повозку снабжения. Постройте две мастерских, и у вас уже будет неплохой тыл, с которым не стыдно отправляться в атаку. А если вы их «израсходуете», то всегда сможете построить себе еще. Не сомневайтесь, ведь у французов отряды, производимые в осадных мастерских, стоят на четверть дешевле и строятся на пятьдесят процентов быстрее. А двигаются они быстрее. Вы вряд ли захотите иметь в своей империи больше двух осадных фабрик - их вам хватит с головой.

Но и это еще не все - позвоните сейчас, и мы бесплатно установим в начале игры французам бесплатную лесопилку, а все улучшения, производимые на лесопилке, вы будете получать абсолютно бесплатно! Ваша империя всегда будет иметь в запасе огромное количество дерева, ведь французский лимит на скорость добычи дерева выше всех остальных на десять процентов для эффективной добычи и накопления этого ценного ресурса. Только в индустриальную эпоху важность дерева снизится. Не забывайте строить в остальных своих городах лесопилки, ведь каждая французская лесопилка может принять в свои гостеприимные объятья дополнительно двух горожан. Даже с небольшого лесочка вы сможете поиметь очень высокий приток древесных ресурсов. Вам не понадобится расходовать ценную еду на постройку большого количества лесозаготовительных лагерей. Поэтому играть на пустынной карте французом - самое милое дело.



Как вы заметили, в заголовке статьи стоит «Часть первая». Это значит, что о других нациях мы тоже непременно расскажем - в ближайших номерах журнала.

Статьи по теме: