Учат компьютерные игры. Игры, которые учат программированию. Чему учат игры по мнению родителей, учителей и СМИ

Что должны учитывать будущие ? С какого языка начать обучение? К чему стремиться? На кого равняться? И что необходимо сделать в первую очередь?

Большинство любителей рок-музыки рано или поздно берут в руки гитару. Фанаты спорта страстно мечтают о выходе на футбольное поле, баскетбольную площадку или теннисный корт. Ну а те, кто совершил сотни угонов в GTA, провел десятки часов в компьютерных клубах за Counter-Strike или достиг немалых успехов в MMORPG, наверняка задумываются о карьере разработчика игр.

Проблема в том, что данному направлению обучают в считанных учебных заведениях. Посему большинство разработчиков игр – самоучки, некогда сами составившие учебную программу. Но какие нюансы они учитывали? С чего начинали и к чему стремились? Какой язык учили в первую очередь? На эти и другие актуальные вопросы мы и постарались ответить.

К чему стремиться?

Перед походом в магазин вы составляете список покупок (хотя бы в голове). Перед поездкой в другой конец города – прокладываете маршрут. Ну а перед тем, как обучаться разработке игр, целесообразно задаться вопросом: чем именно вы хотите заниматься? Создавать мобильные приложения или браузерные игры? Трудиться в крупной компании или маленькой? Профессионально заниматься разработкой игр или посвящать этому свободное от работы время? И если первое, то что интересует вас больше: создание интерфейса, отшлифовка геймплея или написание скриптов?

Правильная постановка цели поможет сэкономить уйму времени и сил. Кроме того, позволит достичь конечного пункта кратчайшим путем. Без риска сойти с дороги или угодить в болото.

Какой язык учить?

Кроме того, от цели зависит и ответ на животрепещущий вопрос: с какого языка программирования стоит начинать?

Так, будущим разработчикам игр вроде Minecraft и мобильных приложений под Android стоит обратить пристальное внимание на Java. Для начала советуем пройти интенсив , тем более, что это бесплатно. Тем, кто заглядывается в сторону iOS – на Objective-C. Для браузерных игр порой хватает знания Ruby-On-Rails. Для совсем маленьких и простых временами достаточно HTML. В производстве Flash-игр используется ActionScript, а для написания скриптов любой сложности вам понадобится JavaScript или, возможно, не столь распространенная Lua. Для создания же небольших консольных игр требуется знание C#.

Что до наиболее крупнобюджетных игр (так называемого класса AAA), то большинство из них оснащены своим или заимствованным у коллег "движком". Нередко, впрочем, весь "движок" или его большая часть написана на C++. Именно этот язык использовался при создании множества известных "игрушек" – от Doom 3 и Call Of Duty до FIFA и The Sims. В то время как классика вроде Quake была написана на C.

Впрочем, в освоении C++ есть и загвоздка – чрезмерная сложность. Недаром ведь говорят, что браться за C++, не зная других языков, – все равно, что начинать изучение математики с линейных уравнений.

Достаточно ли одного языка?

Одна из прелестей программирования – возможность постоянного саморазвития. В разработке же игр (особенно крупных) самосовершенствование, в том числе изучение как можно большего количества языков, – не прихоть, а жизненная необходимость. Так, опытные разработчики, трудящиеся на благо гигантов игровой индустрии, нередко сталкиваются с необходимостью поочередно писать на 7-8 языках. При этом, помимо вышеуказанных языков, им приходится изучать, к примеру, Python либо и вовсе SQL (как вы понимаете, для создания баз данных).

Поэтому, если вы решили связать судьбу с производством крупных игр, будьте готовы стать "полиглотом". Кроме того, чем больше языков вы освоите, тем более интересные и разнообразные задачи перед вами поставят. Ну и, конечно, шансы на получение работы мечты заметно возрастут.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Перед тем, как совершить кругосветное путешествие, нужно научиться ходить. Ну а перед серьезным игровым проектом необходимо попробовать силы в чем-то менее значимом.

Практически все опытные разработчики вне зависимости от регалий и таланта начинали с небольших приложений: настольных игр, вариаций известных "игрушек", простеньких "флэшек". Тогда они не думали о крупных выставках вроде E3, а накапливали бесценный опыт. Почему бы не последовать их примеру? При этом не обязательно писать архисложный код. Для дебюта достаточно использования специальных программ для создания игр (к примеру, Game Maker). Ведь даже благодаря несложному инструментарию вы значительно облегчите себе жизнь. Во-первых, в миниатюре поймете логику и структуру практически любого игрового приложения. Во-вторых, набьете шишки, которые заживут во время перехода к серьезным проектам. Наконец, в-третьих, обогатите портфолио. Ведь даже простая "игрушка" требует массу времени, терпения и творчества для выдумки концепции, написании кода и устранения багов. Кроме того, показывает, что с производством игр вы знакомы не только в сухой теории.

Что брать за ориентир?

Тот, кто мечтает стать писателем, прочитает сотни книг перед тем, как напишет хотя бы одно слово. Мастера игры на фортепиано на зубок знают лучшие произведения Штрауса, Шопена и Бетховена. Известные же художники перед крупными выставками наизусть заучивали историю искусств.

В разработке игр действует тот же принцип. Вы не сможете развиваться в вакууме. Поэтому играйте, вдохновляйтесь мастерами и, как губка, впитываете лучшее. При этом старайтесь смотреть на приложения не глазами "геймера", а взором разработчика. Иными словами: транспонируйте игру. Задумайтесь, почему в данный момент времени "бот" побежал налево, а не назад? Из-за каких факторов меняется сила и точность удара в спортивном симуляторе? Как создать "эффект усталости" при долгом беге персонажа? Как сделать так, чтобы во время дождя игрок слышал звук капель, а не свиной визг? В общем, проникайте в суть. Постарайтесь воссоздать в голове алгоритмы, с которыми сталкиваетесь во время игры. Поверьте, подобный конструктивный подход поможет вам в будущей нелегкой, но чертовски увлекательной карьере разработчика игр.

Говорят, компьютерные игры учат только плохому – стрелять, убивать или угонять машины, что компьютерные игры вызывают агрессию, девиантное поведение и деградацию личности. Но так ли всё плохо? Может, у игр есть светлая сторона и они могут научить нас хорошему?

Про игры в новостях часто пишут сплошной негатив: подросток, устроивший резню в школе, играл в Doom и Painkiller; стрелок на кинопремьере Тёмного рыцаря – в жестокий World of Warcraft. В таких происшествиях часто обвиняют видеоигры . Понятно, что у игрока может развиться зависимость , что приводит к таким ужасным последствиям. Но нельзя обвинять во всем видеоигры. Причиной могут быть проблемы в семье , расстройство психики, или, как это ни печально, собственно реальный мир. Включите телевизор: новости одна другой страшней.

Проблема поменьше – ребенок чересчур увлекается играми и забывает про учебу . Тут уже игры ругают родители и учителя. У юного геймера изымают гаджет, ограничивают доступ к компьютеру, ставят ультиматумы. В общем, тоже мало приятного.

Чему на самом деле могут научить игры

На самом деле, игры могут также помогать в обучении, а не только носить развлекательный характер . К примеру, Minecraft Education Edition. Разработанный специально для использования в школе, проект применяется в обучении различным предметам. С помощью игры ученики изучают, например, химию, историю, литературу и географию. На уроках ученики могут наблюдать за различными природными процессами, участвовать в исторических событиях, проводить опыты. В игре также есть функция программирования, что значительно расширяет возможности игрока. И пусть всё это происходит в кубическом мире, масштаб применения платформы впечатляет.

На сайте проекта можно скачать готовые миры и найти план урока. Конечно, для применения игры в обучении нужен оборудованный класс и тренинг преподавателей. Но такое обучения принесет новый опыт как ученикам, так и учителям . Ведь это не только информатика, но и многие другие школьные предметы. Решение, по сути, гениальное в своей простоте – взять то, что любят дети и подавать через это знания.

Есть и другие специально разработанные игры для школ . К примеру, GTA будет использоваться для обучения правилам дорожного движения, Subnautica – для исследования подводного мира. Elite – для изучения Вселенной.

В процессе игры мы можем получить не только приятное, но и полезное. Это может быть развитие какого-то навыка или расширение кругозора . Кто-то выучил английский язык благодаря играм, кто-то освоил навыки правильной и быстрой печати на компьютере.

Лабораторные исследования

Можно ли взять человека с отстающим по части внимания и концентрации мозгом и путем тренировок дать ему толчок в развитии? Одно из самых обширных исследований, когда-либо проводившихся по данной тематике, принадлежит Дафне Бавельер – ученой-исследовательнице функционирования мозга, являющейся адъюнкт-профессором когнитивистики Рочестерского университета. Дафна занимается изучением процессов обучения человека. Ее исследование включает тестирование и анализ функционирования мозга в МРТ людей, которые играют или не играют в компьютерные игры.

Она отмечает, что компьютерные игры давно перестали быть детской забавой . Конечно, нельзя отрицать то, что около 90% детей ежедневно играют в компьютерные игры , однако это не отменяет того факта, что средний возраст игрока в видеоигры – 33 года . Это вневозрастное развлечение, которое к тому же может отсрочить старение головного мозга. Это явление столь же массово, как некогда был просмотр телевизора, от которого большая часть молодежи сегодня отказывается вовсе.

Результаты ее исследований показывают, что компьютерные игры не только не вызывают разрушений в отделах головного мозга , но даже помогают развивать такие свойства, как многозадачность, концентрацию и другие. Кроме того, результаты наглядно доказывают, что игры способны не только не ухудшать зрение, но даже положительно сказываться на его остроте.

Несмотря на распространенные мифы, видеоигры не только не вызывают деградацию мыслительных процессов, но и улучшают такие показатели, как гибкость, концентрация, внимательность, память, скорость реакции и нетривиальность мышления .

Еще одно заблуждение тех, кто опасается влияния видеоигр на прогрессирующее человечество, – интерактивные развлечения делают людей несобранными, они больше не будут способны на чем-то сконцентрироваться. На своих выступлениях Дафна Бавельер всегда проводит обычный игровой тест с использованием названий цветов, написанных другим цветом. Таким образом, в голове образуется диссонанс цвета и названия. Подобным же методом в своей лаборатории они проверяют степень концентрации участников тестирования. Именно степень концентрации отвечает за то, как быстро и эффективно мозг приспособится и будет преодолевать это несоответствие. Как правило, любители компьютерных игр справляются с этой задачей лучше . Из этого следует, что компьютерные игры как минимум не делают концентрацию человека хуже.

Кроме этого, отмечается улучшение в способностях следить за окружением . Активные компьютерные игры отлично развивают периферическое зрение. Это можно наблюдать на тестах со слежением за несколькими объектами на экране. Обычные люди способны уследить за 3–4 объектами. Человек, увлеченный видеоиграми, способен проходить этот тест с 6–7 одновременно двигающимися предметами.

На самом деле игроки в компьютерные игры имеют много различных преимуществ с точки зрения внимательности . Внимание и концентрация становятся их сильными сторонами, даже если до этого они не могли подобным похвастаться. А пригождаются эти навыки везде, ведете ли вы машину, переходите ли вы дорогу, следите ли за людьми или животными.

Считается, что при распределении внимания между двумя задачами человек теряет способность к быстрому реагированию на нестандартные ситуации (например, машина вылетела перед вами). Тесты показывают, что любители видеоигр справляются с подобными ситуациями быстрее.

Конечно, никто, и даже исследователи не будут утверждать, что проводить чрезмерно много времени за видеоиграми полезно. Во всем нужна мера, а чрезмерное употребление чего-либо всегда ведет к неприятным последствиям.

Когда Бавельер говорит о терапевтических свойствах компьютерных игр, она говорит об играх, цель которых – обучать и тренировать, заставлять мозг работать более эффективно . Видеоигры могут использоваться для улучшения способностей работы мозга. Игры способны увеличивать способность глаза различать контраст и мелкие детали. Видеоигры повышают внимание и концентрацию.

Новое исследование дало основания полагать, что стратегические игры в режиме реального времени могут значительно развивать способность быстро принимать решение и действовать, а также извлекать выводы из прошлых ошибок. Это в очередной раз подтверждает возможность развития когнитивных способностей у человека при помощи видеоигр. Многие игроки отмечают, что для них не составляет проблем точно так же погрузится с головой в работу, как и в игру. Это, несомненно, повышает качество и скорость их работы.

Стоит отметить, что игры становятся все интерактивнее . Шлемы виртуальной реальности дают новый уровень погружения для игроков, для разработчиков же это новые инструменты и возможности , которые можно использовать в том числе и в целях образования .

Видеоигры имеют множество особенностей, они положительно влияют на пластичность мозга, его обучаемость, внимание, зрение и многое другое. Необходимо глубже изучать подобное влияние, чтобы в дальнейшем создавать игры, которые будут способствовать образованию.

Ученые из университета штата Висконсин, занимающиеся изучением работы мозга любителей игр, сравнивают видеоигры с едой – никто никогда не задает вопрос: «Какой эффект оказывает пища на организм?». Вполне логично, что все зависит от самой еды, ее состава и качества. С видеоиграми то же самое.

Конечно, нельзя говорить, что все игры одинаково полезны . Разные видеоигры оказывают разное влияние на мозг человека, и чтобы узнать наверняка, как именно та или иная игра изменяет восприятие реальности, необходимо проводить по каждой из них отдельное научное лабораторное исследование. Однозначно одно: видеоигры – это мощный инструмент, и надо научиться правильно его использовать .

По материалам сайтов dtf.ru, games.rambler.ru, gamerulez.net, habr.com

Образование стоит дорого. Хорошее образование стоит очень дорого. Но тем не менее возможность получить бесплатное и качественное образование есть у каждого. Компании и корпорации во всём мире вкладывают деньги в создание бесплатных образовательных продуктов. Отчасти, чтобы обеспечить себя квалифицированными кадрами в будущем. Отчасти, для преодоления бедности, предоставления всем равного доступ к качественному образованию.

У каждого есть возможность воспользоваться специально созданной для обучения школьников средой программирования Scratch, которую разрабатывают специалисты одного из самых престижных технических учебных заведений США и мира - Массачусетского технологического института. Или игрой Minecraft, за которую Microsoft год назад заплатила $2,5 млрд и с помощью которой, в том числе, планирует обучать детей программированию. Или обучающими играми, которые создают энтузиасты и добровольцы во всём мире.

Препятствием для использования подобных ресурсов может быть неосведомлённость о их существовании или незнание языка. Действительно, англоязычных ресурсов и игр значительно больше. Но существуют и русскоязычные игры, обучающие программированию.

Здесь собраны бесплатные русскоязычные браузерные игры, которые научат составлять алгоритмы и даже писать код. Они размещены в порядке усложнения. Последние из игр в этом списке предназначены для взрослых людей. Вряд ли можно стать программистом только играя. Но можно получить положительный заряд на старте, изучить основные алгоритмические конструкции и логику программирования, приобрести навыки планирования действий при решении практических задач.

Учитесь программировать. Учитесь думать

Code.org


Ресурс создан для детей от 4-х до 10-и лет, но, как утверждают его создатели, подойдет пользователям всех возрастов. Обучение начинается с самых азов - с обучения использованию мышки. Используется scratch-подобный язык состоящий из блоков. Играя ребёнок разберётся с азами программирования, узнает как алгоритм превращается в JavaScript-код и создаст свою собственную компьютерную игру.

Minecraft - совместный проект Microsoft и Code.org. Игра рассчитана на детей от 6 лет и предполагает решение различных задач при помощи построения алгоритмов. Это позволяет детям освоить основы программирования, понять как работают его базовые механизмы.

Minecraft действительно образовательная игра: она развивает пространственное мышление, математические и логические способности. И ещё игра учит чтению и письму, повышает общую грамотность. Впрочем, не только Minecraft имеет такой эффект, а любая деятельность, которой дети увлечены и которая мотивирует их к приобретению новых полезных навыков.

Скретч - специальный визуальный язык программирования, который был разработан в MIT для обучения детей. Изучение Скретч проходит в игровой форме. Скретч развивает логическое и критическое мышление, воображение, дети учатся решать разноплановые задачи, у них появляются новые возможности для самовыражения и творчества. Разумеется, необязательно, что ваш ребенок в будущем станет программистом. Однако, обучение детей элементарным основам программирования поможет им развиваться быстрее и веселее.

Blockly, как и Скретч, создаёт программу при помощи соединения блоков. Но если Скретч больше подходит для внеклассных занятий, Blockly можно использовать в школе. Эта игра позволяет создавать учебные задания, компоновать их в модули, проходя которые, ученик постепенно осваивает какую-то тему.
Вот, например, как выглядит созданная в Blockly головоломка по странам и флагам:

ПиктоМир, разработанный НИИСИ РАН по заказу Российской академии наук, - наш ответ зарубежным аналогам. В НИИСИ РАН уже разработали систему «КуМир», в которой с программированием знакомятся старшие школьники, но игрового элемента в ней нет.

Сюжет игры: на картинке изображен космодром, с которого стартуют космические корабли, и при старте они выжигают покрытие. А поскольку там всё горячее и радиоактивное, то людей посылать восстанавливать покрытие нельзя, и туда посылают робота-вертуна (подозрительно похожего на R2D2). Этому роботу нужно задать программу, чтобы он сам не разбился о бордюрчик (робот в этом случае краснеет) и всё выгоревшее залил защитным составом.

Робот раскрашивает поля, а ребёнок учится составлять алгоритмы. Все подсказки выполнены с помощью графики, поэтому ПиктоМир можно предлагать детям, не умеющим читать, учёные постарались сделать действия понятными даже для малышей.

Первые четыре уровня игры доступны всем, пятый уровень - головоломки для одарённых детей, шестой уровень - головоломки для родителей, чтобы им тоже было интересно.

Колобот - 3d стратегия, разработаная компанией Epsitec в 2001. Игра призвана обучить детей (от 10 лет и старше) навыкам программирования в игровой форме. Геймплей заключается в создании программ для роботов. Цель - подготовить планеты для заселения и добычи полезных ископаемых.

Особенностью игры является возможность создавать программы, в соответствии с которыми в игре действуют роботы (задавая им алгоритмы самостоятельной работы и заменяя ими монотонные действия, которые может делать и сам игрок), поэтому считается, что игра способствует обучению программированию. Язык программирования, встроенный в игру, похож на C++ или Java, но имеется ограничение на размер программы - не более 20 000 символов, что не позволяет писать серьёзные программы вроде имитации искусственного интеллекта. К каждой миссии прилагается обширная справка с объяснением что необходимо сделать. Также зачастую там есть шпаргалка - готовая программа (или куски программы) с помощью которой можно решить поставленную задачу.

Существует русская локализация игры.

Microsoft Imagine предлагает средства для обучения и разработки, начиная с самой первой игры или приложения до облачных исследовательских проектов с использованием больших данных. Приложения распределены по уровням сложности. Самые простые из них доступны детям 9-10 лет, более сложные предназначены для старшеклассников и студентов. Использование только некоторых приложений доступно в браузере, для запуска остальных требуется установка бесплатного ПО и операционная система Windows. Ежегодно проводится конкурс Imagine Cup, в котором могут принять участие школьники, студенты и аспиранты из разных стран мира. Главным заданием участников является разработка идеи проекта или игры и создание её прототипа с помощью современных информационных технологий.

JavaRush - изучение программирования на Java в виде онлайн-игры. Каждому уровню соответствует отдельная солнечная система на звездной карте. Лекциям внутри уровня - планеты солнечной системы. Каждая открытая лекция – это перелёт на очередную планету. Когда все лекции открыты, корабль перелетает к следующей звездной системе.
Весь курс Java Core на JavaRush состоит из сорока уровней. Первые 10 уровней доступны всем, уровни 11 и выше доступны при наличии платной подписки.

На каждом уровне JavaRush 10-15 мини-лекций, так что 10 бесплатных уровней - это около 140 лекций и где-то 230 задач. Достаточно, чтобы вы определились, подходит вам JavaRush или нет.

Разработчики Code Combat предлагают учиться программированию, захватывая земли и побеждая врагов в лучших традициях RPG.

Начинать играть можно «с нуля», не имея о программировании никакого представления. Пользователь может выбрать язык программирования, который хочет освоить: Python или JavaScript. Уровни игры выстроены как хороший курс программирования с нарастающей сложностью.

Вам предстоит стать волшебником, который c помощью программного кода меняет окружающий мир. На каждом уровне перед игроком ставится определенная задача - например, найти гриб, который поможет победить людоеда, повести в бой солдат или выбраться из темницы. В начале всё просто, вы пишете код и сразу видите на экране, как он будет выполняться. Потом задачи становятся более сложными, и вам приходится думать всё больше и больше.

Игра имеет 80 бесплатных уровней и открытый программный код. Сотни игроков из разных стран приложили свой талант к тому, чтобы CodeCombat стал лучше. Именно благодаря этому мир воинов и магов оказался быстро переведён на разные языки, в том числе на русский.

Нужно научиться программировать? Вам не нужны уроки. Вам нужно написать много кода и хорошо провести время, занимаясь этим. Это сущность программирования. Это должно быть весело. Не в том смысле, когда «уау, бейдж», а в том, когда «нет, мама, я должен закончить уровень». Вот почему Code Combat - это многопользовательская игра, а не курсы. Мы не остановимся, пока вы не сможете остановиться - но на этот раз это действительно хорошо. (из описания на сайте проекта)

UPD После 18 уровней в игре появляются две ветки - одна платная, вторая бесплатная. В игре 80 бесплатных уровней. По платной подписке доступны 60 дополнительных уровней.

Милутка Анна Александровна

студент 1 курса, кафедра информатики и вычислительной техники ГБОУ СПО «НКПиИТ», г. Ноябрьск

E -mail:

Шевелёва Анна Валерьевна

научный руководитель, мастер производственного обучения ГБОУ СПО «НКПиИТ», г. Ноябрьск

Компьютер - это не игрушка или модная тема, а инструмент для развития подрастающего поколения, для его успешной адаптации в современном мире

Карпукова Д.

В последние годы всё большую роль в жизни человека играют электронные средства массовой информации. Они являются неотъемлемой частью нашей повседневности: используются как орудия труда, облегчают проблемы повседневной жизни, являются для нас развлечением. Электронные средства массовой информации, несомненно, выполняют значимую функцию и всё прочнее занимают место в нашем мире.

Присутствие телевидения, компьютеров, компьютерных игр и Интернета в жизни наших детей настолько велико, что они часто являются объектом исследований. Множество научных трудов указывает, прежде всего, на возможности, которые предоставляют нам современные средства массовой информации.

Очень часто при исследовании рассматриваются только отрицательные стороны воздействия телевидения, компьютеров, компьютерных игр и Интернета на воспитание подрастающего поколения. В данной статье мы попробуем доказать обратную сторону этих объектов - положительную.

Особое место в жизни детей занимают компьютерные игры. Они расширяют восприятие, вырабатывают рефлекс, вызывают интерес к знаниям из школьной программы (история, география), помогают развивать способности делать выводы и применять правила логики.

Игры на компьютере - это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры. Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг! Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали, и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

Специально созданные для детей компьютерные игры спроектированы так, что ребенок может представить себе конкретную ситуацию и получить обобщенное представление обо всех предметах и ситуациях. Таким образом, у ребенка начинают развиваться основные операции мышления, такие как обобщение и классификация.

Ребенок начинает понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи. У ребенка начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - реальные вещи, картины, схемы, слова и т. д.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов.

Самым простым развлечением для ребенка станет игра из серии «Смешарики» - «Компьютер Ежика». С помощью данной игры ребенок может освоить сложную на первый взгляд машину - компьютер. Ребенок приобретает навыки владения клавиатурой, мышкой, знакомится с основными программами и командами. Также ребенку дается возможность изучить принципы компьютерной анимации, палитру цветов.

С помощью электронных раскрасок ребенка можно научить распознавать цвета, освоить разнообразие геометрических фигур в виде электронных пазлов.

В настоящее время много игр, главной темой которых является подготовка к школе. Здесь можно обратить внимание на такие игры, которые обучают письму, чтению, счету. Такие навыки помогут освоить компьютерные игры из серий «Лунтик», «Смешарики», «Простоквашино».

Ребенок при помощи компьютерных игр может по желанию освоить и «взрослые предметы».

Использование компьютерных игр в повседневной жизни ребенка дает большой развивающий и обучающий эффект. Они расширяют представления развивающей информации.

Рассмотрим некоторые возможности, которые открываются благодаря компьютерным играм:

·Использование модифицированных графических редакторов, например модификации редактора Paint, позволяет детям самостоятельно создавать изображения фигур различной сложности и экспериментировать с их раскрашиванием. Очень большой развивающий эффект дает сочетание рисования и компьютерного творчества. Дети пытаются сначала изобразить какой-либо предмет, явление на листке бумаги, а затем перенести его на компьютер;

·Использование модифицированных музыкальных редакторов позволяет ребенку изучать нотную грамоту, создавать мелодии разной сложности, т. е. заниматься музыкальным творчеством;

·На компьютере реализованы многие дидактические игры. Например, игра «Обучение в шахматы» позволяет в увлекательной форме организовать самообучение этой игре;

·Многие компьютерные игры развивают пространственное мышление, координацию движений, умение прогнозировать ситуацию, способности к конструированию и закладывают фундамент технического творчества. Например, к таким играм можно отнести серию игр «Искатель» и др.

·Многие компьютерные игры, изначально ориентированные на веселое, захватывающее времяпрепровождение, также имеют большой развивающий потенциал. К таким играм можно отнести «В поисках Немо», «Элька» и др.;

·Учебные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста позволяют в увлекательной форме осваивать навыки чтения и счета. Ребенок, попадая в занимательные ситуации, при каждом успехе получает мощное эмоциональное подкрепление. При этом у него формируется устойчивая установка на самостоятельный поиск, критическое отношение к окружающему и самому себе, на желание узнать новое, лежащее в основе установки на учение. К таким играм можно отнести игры серии «Дядя Федор идет в школу», «Лунтик. Подготовка к школе» и др.

Очень важно, что применение компьютерных игр позволяет направленно формировать высокую обучаемость детей, начиная с дошкольного возраста.

Новизна работы с компьютером, способствующая повышению интереса к обучению и возможности регулировать поставленные задачи по степени трудности, поощрении правильных решений, усиливают мотивацию ребенка.

Компьютерные игры помогают также устранить отрицательное отношение к развитию ребенка - неуспех, который связан с непониманием, пробелами в знаниях. Играя на компьютере, ребенок получает возможность довести решение поставленной задачи до конца, опираясь на помощь взрослых. Одним из источников мотивации ребенка считается занимательность игры. Возможности компьютерных игр неисчерпаемы.

Игры позволяют изменить способы управления учебно-воспитательной деятельности, погружая ребенка в игровую ситуацию. Также они дают возможность ребенку запросить определенную форму помощи.

Кроме того, компьютер позволяют изменить контроль над деятельностью ребенка. Компьютер имеет возможность проверить все ответы ребенка, фиксирует ошибку или помогает вовремя устранить причину ее появления. Ребенок охотно общается с компьютером. Если компьютер сообщает об ошибке, то ребенок горит желанием, скорее ее исправить. Если ребенок не успевает исправить ошибку, то на экране может появиться новое задание.

Компьютерные игры также способствуют формированию рефлексии деятельности ребенка, что позволяет наглядно представить результат своей действий.

Применение компьютерной техники делает игру привлекательной и современной. Происходит индивидуализация развития и обучения, контроль и подведение итогов.

Познавательная деятельность в процессе игры на компьютере развивает познавательные процессы, такие, как мышление, память, внимание, воображение. Все познавательные процессы взаимосвязаны между собой.

Развивающее значение компьютерных игр для развития ребенка очень велико. Применение компьютерных игр создают эмоциональный настрой, положительно сказывается на развитии ребенка. У ребенка игры вызывают интерес к новому материалу, повышают внимание и закрепляют ранее известный материал.

Особенно важно применение компьютера после объяснения нового материала и или повторения способа изображения, чтобы снять усталость у ребенка. При этом можно использовать разнообразные игровые программы, где, например, предлагается разложить картины с изображением разных времен года в определенной последовательности или составить изображение из отдельных элементов (пазлы).

Во-первых, компьютерные игры строятся по принципу усложнения дидактических задач.

Во-вторых, поэтапность действий в игре не позволяет ребенку перейти на следующий этап. В «меню» можно выбрать уровень сложности задания. Но, в то же время, игра подстраивается под уровень развития ребенка и предлагает последующие задания с учетом его прежних ответов: более сложные или более простые.

Следует учитывать, что компьютерные игры не должны занимать все личное время ребенка. Лучше для этого выделять полчаса - час в день. Это необходимо, прежде всего, во избежание компьютерной зависимости и проблем с психикой и здоровьем ребенка. Самым лучшим вариантом является совместная игра ребенка с родителями. Самым безболезненным методом ограничения времени пребывания около компьютера может служить использование будильника. Ребенок должен знать, что по звонку он должен закончить игру и выключить компьютер. В тоже время данный метод позволяет ребенку самостоятельно контролировать затраченное на игру время.

В итоге можно сделать вывод, что компьютерные игры развивают у ребенка:

· Быстроту реакций

· Мелкую моторику рук

· Визуальное восприятие объектов

· Память и внимание

· Логическое мышление

· Зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат ребенка:

· Классифицировать и обобщать

· Аналитически мыслить в нестандартной ситуации

· Добиваться своей цели

· Совершенствовать интеллектуальные навыки

Список литературы:

  1. Зальцман А. компьютерные игры: Как это делается. -2002
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. Гриф УМО МО РФ. - Питер, 2012
  3. Немов Р.С. Общая психология. Том 3: Психология личности. Учебник для вузов. Гриф МО. - Юрайт, 2012

Dance Dance Revolution

Чему учит : чувству ритма, координации движений

Эксперимент с - далеко не первый случай использования видеоигры в учебном процессе. Например, во многих американских школах на занятиях по физкультуре ученики наряду с баскетболом и пинг-понгом вовсю «рубятся» в Dance Dance Revolution. По мнению преподавателей, эта игра способна приучить к спорту даже самых пассивных и толстых детей.

LittleBigPlanet

Чему учит : мыслить абстрактно
Честь попасть в школьную программу также выпала и LittleBigPlanet. В 2009 году одна из нью-йоркских школ нашла ей интересное применение: с помощью местного редактора уровней ученики воссоздавали басни Эзопа.

Microsoft Flight Simulator

Чему учит : базовым принципам управления самолетом

Flight Simulator - не только многолетний объект поклонения любителей авиасимуляторов, но и серьезный инструмент обучения будущих пилотов, признанный во многих летных школах. О том, как эффективно использовать игру в гражданской авиации, даже написана толстенная книга за авторством бывшего сотрудника Microsoft и заядлого летчика Брюса Уильямса.

Gran Turismo 5

Чему учит : водить гоночные машины

А вот Gran Turismo в автошколах пока не изучают, но это не помешало Polyphony Digital скооперироваться с Nissan и создать свою, под названием GT Academy. Проект позволяет победителям виртуальных соревнований попробовать свои силы в мире реального автоспорта. Триумфатором 2011 года стал 19-летный британец Ян Марденборо , который играл в Gran Turismo со времен второй части.

Rocksmith

Чему учит : играть на гитаре

На самом деле, учит или нет - вопрос до сих пор актуальный на тематических форумах. Однако для начинающего гитариста Райана Хэмптона ответ ясен - за два месяца он, используя в качестве пособия лишь Rocksmith, выучил две песни и (уже, очевидно, стараниями менеджеров Ubisoft ) выступил перед публикой с американской командой Better Than Ezra.

Статьи по теме: