Взятие фигуры в шахматах. Как расставить фигуры на доске. Правила поведения и стоимость фигур

В шахматы играют на 64-клеточной доске: 8 горизонтальных рядов, пронумерованных цифрами, и 8 вертикальных рядов, обозначенных латинскими буквами от A до H. Поля шахматной доски делятся на черные и белые, они окрашены соответственно в темные или светлые тона. Каждое поле имеет свой адрес — пересечение буквы вертикали и цифры горизонтали. Доска располагается между играющими так, чтобы темное угловое поле было слева от игрока, например, поле А1 для белых, поле H8 для черных.

Правила игры в шахматы. , их начальное положение

В шахматы играют двое, у каждого стартовый набор из 16 фигур, у одного они светлого цвета — белые, у другого они темного цвета — черные. В начале игры у шахматиста следующие фигуры: король, ферзь, 2 слона, 2 коня, 2 ладьи и 8 пешек. Играющий белыми размещает свои фигуры на первых двух горизонталях, черные располагаются на 7 и 8 горизонтали.

Опишу, как расставлять фигуры на примере белых: на вторую горизонталь выставляете свои 8 пешек, по углам ладьи, рядом с ними кони, за ними слоны и уже в центре первой горизонтали стоят ферзь и король. Чтобы не путать на каких центральных полях первой линии стоят ферзь с королем, есть такое правило — ферзь любит свой цвет, то есть если вы играете белыми, то ферзь идет на белое поле D1, если черными, то на черное — D8.


Шахматные фигуры. Слева направо — Король — Ферзь — слон — конь — ладья — пешка

Правила игры в шахматы. Ходы

Ход — это перемещение своей фигуры с поля, где она стоит на другое свободное поле или поле, занятое фигурой соперника. Во втором случае чужая фигура снимается с доски, на ее место ставится своя фигура и это действие называется взятие, или по-простому «съели фигуру». Ходить на поля, где стоит своя фигура, нельзя. Фигуры, за исключением коня, не могут перепрыгивать свои или чужие. Каждая фигура ходит по своим определенным правилам.

Итак, как же ходят фигуры:

Пешка ходит только вперед, если это ее первый ход, то она может сходить на два поля, в дальнейшем она может передвигаться только на 1 клетку. Ест пешка на 1 поле по диагонали, наискосок вперед.

Ход пешкой, следующим ходом — взятие чужой пешки

У пешки есть возможность съесть чужую пешку, если первым ходом пешка соперника проходит поле, остановившись на котором могла быть съедена — это называется взятие на проходе. При взятии на проходе чужая пешка снимается с доски, а ваша ставится на поле, на котором могла быть съедена пешка.


Ход пешкой, а следующим ходом — взятие на проходе

Если пешка достигает последней горизонтали (для белых — это восьмая, для черных — первая), то она превращается в любую другую фигуру, за исключением короля, по желанию играющего. Например, ваша пешка доходит до конца, вы ее снимаете с доски и на это же поле ставите ферзя.

Ладья ходит на любое поле по вертикали или горизонтали (влево — вправо, верх — вниз).

Слон ходит на любое поле по диагонали, при этом если слон изначально стоял на белом поле, то он называется белопольным слоном и он ходит только по светлым полям диагоналей. Аналогично с чернопольным слоном.

Ферзь — самая сильная фигура в шахматах, может ходить на любое поле по вертикали, горизонтали и диагонали.

Король — может ходить только на 1 клетку в любом направлении.

Но он не может ходить на битые поля — это такие поля, на которых может быть съедена ваша фигура следующим ходом соперника.

У короля есть особый ход во взаимодействии с ладьей, он называется рокировка. Если король не двигался с начала игры, то он может рокироваться с ладьей. Король перемещается на 2 клетки в сторону, а ладья становится рядом с ним.


Короткая рокировка
Длинная рокировка

Конь ходит русской заглавной буквой «Г» в любом направлении, то есть на две клетки по вертикали и одну по горизонтали или две по горизонтали и одну вертикали. Конь — это единственная шахматная фигура, которая может перепрыгивать, как свои, так и чужие фигуры.

Правила игры в шахматы. Цель, победа или ничья

Игроки в шахматы делают ходы поочередно, первый ход за белыми. Партия в шахматы продолжается до победы или ничьи. Вы выигрываете, если поставили мат сопернику. Чтобы лучше понять, что такое мат, начнем с рассмотрения понятия шаха.

Шах — это ход, после которого вражеский король оказывается на битом вами поле, то есть под угрозой съедания. Такой ход означает дать (объявить) шах королю. Находящийся под шахом король должен следующим ходом устранить шах, например, отойти на другое поле или защититься от шаха своей фигурой или съесть фигуру, дающую шах.


Шах слоном

Мат — это когда король находится под шахом и не может устранить этот шах, то есть игрок сделавший неотразимый шах, поставил мат сопернику.


Белые ставят мат

Партия заканчивается вничью, если нет возможности поставить мат, например, у одного остался только король, а у второго король и слон или король и конь. Одним конем или слоном мат невозможно поставить, поэтому фиксируется ничья. Если один из игроков поставит Пат, то это тоже считается ничья.


Белые делают ошибочный ход и получается ничья, так как на доске — Пат

Пат — это когда появляется позиция на доске, при которой соперник не может сделать ход. Пат похож на мат, за очень важным исключением, при мате есть шах, а при пате его нет.

Самые распространенные заблуждения относительно правил игры в шахматы можно .

Краткое содержание шахматных уроков для детей первого года обучения.


УРОК № 1.

Тема: Шахматная доска, шахматные фигуры

История шахмат
Краткая историческая справка о том, где и как появились шахматы.
Шатрандж. Табии. Рокировка. Ход ферзя. Ход слона. Ход пешки.

Слово «шахматы» обозначает содержание и цель шахматного творчества (шах и мат). Оба слова восточного происхождения: шах - царь (угроза), мат - с арабского «умер».


Шахматные фигуры

Король . Главная фигура. В каждом королевстве по одному королю.

Ферзь . Тяжёлая фигура. Относительная ценность ферзя - 9 очков.
У каждого игрока по одному ферзю. Это самая сильная фигура.
Сначала думали, что это искажённое слово «визирь» - первый министр шаха, но потом выяснилось, что оно является переделкой арабского слова «ал-фирзан», что значит «учёный», «мудрец». Немцы и французы называли эту фигуру «дамой», англичане - королевой.
Активный ферзь 10-12 боевых единиц.

Ладья. Тяжёлая фигура. Относительная ценность ладьи - 4,5 очка.
Древнерусское слово. У каждого партнёра по две ладьи.
В Испании, Франции, Германии эту фигуру называли «башня».

В дореволюционной России - «тура».
Активная ладья 6-8 боевых единиц.

Слон. Лёгкая фигура. Относительная ценность слона - 3 очка.
Арабы называли эту фигуру «слон», англичане - «епископ», французы - «шут», немцы - «скороход». В дореволюционной России - «офицер». Каждый игрок имеет по 2 слона.
Активный слон - 4 боевые единицы.

Конь . Лёгкая фигура. Относительная ценность коня - 3 очка.
Общеславянский, специфически русский термин. Это древняя фигура, прыгающая по доске как кузнечик.
Арабы называли эту фигуру «всадник», французы, англичане - «рыцарь», немцы - «скакун». У каждого по 2 коня.
Активный конь - 4 боевые единицы.

Пешка. Относительная ценность пешки - 1 очко.
Русское наименование. У каждого игрока по 8 пешек.
Пешка - пехотинец, рядовой воин, солдат. Любая пешка в течение партии, если ей повезёт, может стать ферзём.
Пешка на 7-й (2-й) горизонтали - до 7 боевых единиц.

Начальное положение фигур
Расположение шахматной доски. Левый нижний угол должен быть чёрным.

ПРАВИЛО : ФЕРЗЬ «ЛЮБИТ» СВОЙ ЦВЕТ.

Порядок игры
Игру всегда начинают белые. Они первыми делают ход. Ходы делаются по очереди.

Повторение изучаемой темы
Ответы на вопросы обучающихся по изучаемой теме до 2 мин.

Перерыв

10 мин

Практика.

Тренировочные партии. ПРАВИЛО: «ВЗЯЛСЯ - ХОДИ» .

УРОК № 2.

Тема: Шахматная доска

64 поля (клетки) - 32 белых и 32 чёрных. Линии шахматной доски: вертикаль, горизонталь, диагональ. Вертикаль и горизонталь по 8 полей. Диагональ - от 2 до 8 полей.
Упражнения.


Демаркационная линия (граница). Центр состоит из 4-х полей. Расширенный центр.
Фланги: ферзевый и королевский.
Упражнения.

Расположение шахматной доски.

ПРАВИЛО: ЛЕВЫЙ НИЖНИЙ УГОЛ ШАХМАТНОЙ ДОСКИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЁРНЫМ.


История с покупкой шахматного стола.

Обозначение шахматных полей
Каждая горизонталь обозначается цифрой. Каждая вертикаль буквой.
Вертикали: a b c d e f g h.
Горизонтали: 1 2 3 4 5 6 7 8.
Диагонали: a3-f8; h1-a8; e1-h4.

Диаграмма - печатное изображение доски (с фигурами и без фигур).
Упражнения.

История со Стейницем

В 1890—1891 годах между чемпионом России Чигориным и Стейницем, проживавшим в то время в Америке, состоялся по телеграфу матч из двух партий. Стейниц, пользовавшийся при передаче шахматных ходов специальным шифром, был однажды арестован нью-йоркской полицией как русский шпион, передававший секретные сведения... Но вскоре он доказал свою невиновность. «...При обыске у известного шахматиста Хотимирского (мастера Ф.И. Дуз-Хотимирского — Сергей Гродзенский) арестовано пятьсот корреспонденций, относящихся к шахматному турниру, принятых полицией за шифрованные письма нелегального характера». (Из-за метки «Преступный шифр», «Утренняя почта», 1906 г., 28 октября). Ему было предложено покинуть Киев в течение 48 часов.


Повторение изучаемой темы
Ответы на вопросы обучающихся по изучаемой теме.
1. Какого цвета поле b4?
2. Какая вертикаль проходит через поле d3?
3. Какая горизонталь проходит через поле f5?
4. Какие диагонали проходят через поле e4?
5. Назвать поля, на которых стоят в начальном положении белый ферзь, чёрный король.
6. Назвать центральные поля (е4, е5, d4, d5).
7. Какие линии шахматной доски одного цвета?

Домашнее задание по изучаемой теме.

Нарисовать шахматную доску в тетради и заштриховать поля карандашом.

Тренироваться быстро и правильно находить названные шахматные поля, как со стороны белых, так и со стороны чёрных.

УРОК № 3.

Тема: Мат королю .

Повторение. Проверка домашнего задания.

2. Линии на шахматной доске.
3. Центр, фланги.

Разминка
Игра ладьи против 5 пешек. Белые: Лh1. Чёрные: пп. а7, в7, с7, d7, e7.


Правила:
1. Ладью надо ставить на ту горизонталь, где находятся пешки.
2. Ладья должна нападать на проходные пешки с тыла.

Задание с ладьёй
1. Обойти ладьёй 64 поля шахматной доски, побывав на каждом поле только один раз.
2. Придумать позиции на двойной удар, когда ладья атакует сразу две неприятельские фигуры.
3. Сколько ходов надо сделать ладьёй, чтобы с поля а1 попасть на g2?


1. Что такое шах?
2. Какие фигуры могут дать шах королю?
3. Какие есть защиты от шаха?
4. Чем отличается шах от мата?

Шахматные задания на мат королю в 1 ход. Примеры.

Во всех позициях белые дают мат в 1 ход

Повторение. Домашнее задание по изучаемой теме. Тренировочные партии.

УРОК № 4.

Тема: Шахматная нотация. Запись шахматной партии.

Повторение. Проверка домашнего задания
1. Шахматная нотация (латинские буквы). Определение полей.
2. Линии на шахматной доске.
3. Центр, фланги.
4. Расположение шахматной доски.
5. Начальное положение фигур на доске, положение Ферзя.
6. Чем отличается мат от шаха?

Разминка
1. Сколько ходов необходимо пешке для того, чтобы из начального положения превратиться в ферзя?

2. Сколько ходов необходимо Ладье, Слону, Ферзю, Королю, Коню, чтобы добраться из начального положения до последней горизонтали (задание даётся на шахматной доске без фигур).
3. Белый Конь стоит на а1. Сколько ходов кратчайшим путём надо сделать конём, чтобы попасть на: b2, затем на c3 и далее на: d4, e5, f6, g7, h8.
3. От нападения какой фигуры король не может защититься?

Сокращённая запись шахматных фигур.
Кр - король, Ф - ферзь, Л - ладья, С - слон, К - конь. Пешка обозначается буквой п или пп (если их много) при записи позиции.

Упражнения на мат королю в 1 ход. Самостоятельная работа на составление задач на мат в 1 ход.

Ход белых Ход чёрных

Повторение изучаемой темы. Домашнее задание. Т ренировочные партии.

УРОК № 5 .
Тема: Мат королю.

Повторение . Проверка домашнего задания
1. Шахматная нотация (латинские буквы). Определение полей.
2. Показать диагональ на шахматной доске, например а3-f8.
3. Показать ферзевый фланг.
4. Как узнать правильное расположение шахматной доски?
5. О какой фигуре говорят, что она «любит свой цвет». Почему?
6. Какие есть защиты от шаха?

Разминка
1. Назвать чёрные поля на пятой горизонтали.
2. Поставить позицию на шахматной доске, чтобы белая пешка d2 имела выбор из четырёх разных ходов.
3. Может ли ладейная пешка «а» оказаться на вертикали «е»? Объяснить.
4. Может ли получиться такое положение в партии, чтобы белые пешки стояли на g2, h2, h3? Объяснить.

Решение задач на мат в 1 ход. «Скрытые батареи ».

Ход чёрных Ход белых Ход белых

Повторение по изучаемой теме. Домашнее задание. Тренировочные партии.

УРОК № 6.

Тема: Ничья в шахматной партии.

Повторение . Проверка домашнего задания
1. Шахматная нотация (латинские буквы). Определение полей.
2. Как обозначается мат?
3. Как обозначается шах? Двойной шах?
4. Краткая запись шахматных фигур.

Разминка
1. Когда партия заканчивается вничью? Что будет, если чёрный слон пойдёт на с3, на g3?

Ход чёрных

Пат - такое положение, когда у одной из сторон нет ни одного хода, но король не атакован (не находится под шахом).

«Когда никакою шашкою тронуться нельзя и король также не может сойти с места, тогда игра пат» А.Д. Петров («Шахматная игра, приведённая в систематический порядок», 1824).
В случае пата партия считается законченной вничью.

Самостоятельная работа : придумать позиции на «пат» с разными фигурами.

Упражнения

Ход чёрных Ход чёрных 1…Л:g7 . Какой результат? Ход чёрных - ничья

Повторение изучаемой темы. Домашнее задание. Практика .

УРОК № 7.

Тема: Ничья.

Повторение. Проверка домашнего задания.

1. Шахматная нотация (латинские буквы). Определение полей.
2. Придумать позицию на мат королю.
3. Придумать позицию на пат королю.

Упражнения . «Бешеная» фигура .


Во всех позициях ход белых

Упражнения. Вечный шах

Ход чёрных Ход чёрных Белые поторопились 1. b8Ф? (1. Фе3+)

МИРОНОВ А. - КРЮКО В МИТЯ

1988 год (1 год обучения)

Ход чёрных. Ничья

Повторение по изучаемой теме. Домашнее задание. Практика.

УРОК № 8.

Самостоятельная работу по теме «Пат».


УРОК № 9.

Тема: Самостоятельная работа по изученным темам .

Повторение. Проверка домашнего задания

Черепянский Савва

Упражнения для самостоятельной работы

1. Придумать матовую позицию и записать: у белых король и ферзь, у чёрных - король.
2. Придумать патовую позицию и записать: у белых король и ладья, у чёрных - король.
3. Придумать матовую позицию и записать: у белых король и два слона, у чёрных - король.

4. Придумать матовую позицию и записать: у белых король и два слона, у чёрных - король.
5. Вечный шах.


Ход белых.

По каким полям белый конь нападает на чёрного короля? Записать решение.

Домашнее задание. Практика.

УРОК № 10.

Тема: Рокировка.

Повторение. Проверка домашнего задания.

Историческая справка . Для чего нужна рокировка. Короткая (на королевском фланге) и длинная (на ферзевом фланге) рокировки.

Правом рокировки каждая сторона может пользоваться в течение партии лишь один раз.

Короткая рокировка - 0-0. Длинная рокировка - 0-0-0.

Если рокировка сделана с нарушением правил, то короля и ладью ставят на прежнее место и делается ход королём или рокировка в другую сторону. Если ход короля или рокировка в другую сторону невозможны, то ошибка остаётся без последствий.

ПРИМЕРЫ, КОГДА РОКИРОВКА ВОЗМОЖНА

Пример 1

Если король или ладья ещё не двигались.
В данной позиции, если одна ладья уже ходила, а другая нет, то рокировка за белых возможна лишь на королевском фланге (0-0).

Самостоятельная работа на составление шахматных позиций, когда рокировка невозможн а.

Домашнее задание

Практика.

УРОК № 11.

Тема: Рокировка , Упражнения.

Повторение. Проверка домашнего задания.

№ 1


№ 2

№ 3

Практика.

УРОК № 12.

Тема: Пешка. Превращение пешки. Проведение пешки


Повторение
1. Когда рокировка невозможна.
2. Нахождение полей на шахматной доске.
3. Повторение дебютных правил.

Проверка домашнего задания.

Разминка
1. Какое наименьшее число белых пешек нужно, чтобы поставить мат чёрному королю в центре доски?
2. Как быстро пешка е2 дойдёт до 8 горизонтали?
3. Как белая пешка может напасть на двух чёрных коней?
4. Белая пешка а2, чёрная пешка h7. Какая пешка быстрее дойдёт до последней горизонтали?
5. Сколько можно в шахматной партии иметь Ферзей? Ладей? Слонов? Коней? Королей?


Упражнения
Во всех позиция белые начинают и выигрывают благодаря правильному превращению пешки.

Практика.

Урок № 13.
Тема: Взятие пешки «на проходе».

Повторение. Проверка домашнего задания.

Правило о взятии пешки «на проходе» ведено в практику в конце 15 века.

Какие ходы чёрными пешками можно сделать в ответ на ход белых 1.d2-d4?

Пешка сделала двойной ход, прошла через поле d3, на которое нацелились чёрные пешки. Перебежка под огнём для пешки не всегда безопасна. При желании чёрные могут побить эту пешку, как говорится «на проходе»: снять её с доски, а свою пешку переместить на поле d3, как будто пешка d2 пошла на одно поле.

Как записать ход полной и краткой нотацией?

На проходе может бить только пешка пешку и притом немедленно. Решать надо сразу. Сейчас или никогда! Пешка как бы пробежала поле, которое было на мушке вашего стрелка. Выходит, что обдумывая, брать или не брать «на проходе», шахматист решает особо ответственную задачу.

Упражнения

Пример на взятие пешки «на проходе» из партий детей, занимающихся в «Шахматной школе».

Шахматные позиции на тему «Взятие пешки «на проходе», составленные детьми.

Князев Тимофей (3 разряд) Заяц Андрей (3 разряд) Скорюкин Александр (3 разряд)
1998 год 1998 год 1998 год
Чёрные сыграли 1... d5+ Чёрные сыграли 1... с5+ Чёрные сыграли 1... b5+
Кожаринов Филипп (2 разряд) Савинков Илья (3 разряд)
1998 год 1998 год
Чёрные сыграли 1... g5+ Белые начинают и выигрывают

Практика.

Урок № 14.
Тема: Как правильно провести пешку в ферзи
.

Повторение. Проверка домашнего задания.

Суждения о пешках и пешечных структурах:
Центральная пешка часто бывает весьма эксцентричной.
Отсталая пешка требует самых дорогих лекарств.
Проходная пешка большей частью не имеет права на проход.
Изолированная пешка распространяет уныние на всю доску (защита Тарраша).
Сдвоенная пешка подобная кающемуся грешнику (Испанская партия).
Строенная пешка не верит ни во что доброе на свете.
Пешка, становящаяся ферзём, мстительна, кровожадна и дика.
Гибнущая пешка уверена в победе.
Крайняя пешка подобна провинциалке.
Пешка, напавшая на две фигуры, считает себя самым важным творением природы.
Пешка, оказывавшаяся в гуще борьбы, обычно дрожит всем телом.

Правило : начинать надо с той пешки, напротив которой нет неприятельской, то есть с пешки-кандидата.
1. c5-c6!

Начинают игру белые. 1. g6! (нападение на две пешки) fg 2. h6!

Правило при выборе хода : делать надо тот ход, в котором больше угроз.

Позиция для разыгрывания.

Начинают игры белые. Выигрывает тот, чья пешка быстрее дойдёт до последней горизонтали.

Суждения о пешках.
Пешка, по Филидору - «душа шахматной партии»
По Морфи - главный инструмент победы
По Стейницу - основная причина поражения
По Нимцовичу - тактический козырь в каждой шахматной (партии) баталии.


Высокая награда ожидает пешку, если ей посчастливится добежать до последней горизонтали: скромная пешка превращается в фигуру.

ЧИГОРИН - БЛЕКБЕРН

1898 год


У Чигорина лишние ферзь и ладья. Последовало 45. Фf-d4??

И Чигорин сдался после 45... Ф:a5+ ввиду неизбежного мата:
46. Ла2 Фе1+!

ЛАСКЕР - ЛЮБИТЕЛЬ

Сеанс одновременной игры, 1920 год

1. Лс8+ Л:с8 2.Фа7+! Кр:а7 теперь белые могут взять ладью и превратить свою пешку в любую фигуру. Но в какую?

«Пешка, стремящаяся к продвижению, - это опасный преступник, который недостаточно оставить под наблюдением, а необходимо взять под стражу - блокировать» . А. Нимцович

Конь не может остановить пешку, напавшую на него на 7-й (2-й) горизонтали.
Чемпион мира нашёл комбинацию, главная роль в которой отведена превращению пешки.

Ход белых

К. ШЛЕХТЕР - Ю. ПЕРЛИС

Позиция после 6... С:b1 . В партии чёрные разгадали комбинацию и ответили 7. K:с6 . Упорная защита чёрных привела их к ладейному окончанию, которое закончилось победой Шлехтера.

Вариант из партии, который мог быть после хода чёрных 7... Се4??

Последовало бы 8. Л:а7! Л:а7 9. с7.

Самое красивое окончание из шахматной партии

ОРТУЭТА - САНЦ, 1934 год


Практика.

В шахматной партии участвуют 6 видов фигур – король, ферзь, ладья, конь, слон, пешка. В распоряжении каждого игрока в начале партии 16 фигур: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня, восемь пешек. Всего на доске 32 фигуры.
Начальная позиция фигур выглядит так:

Пешка

Пешка, единственная фигура, которая ходит только вперед, назад ходить не может. Номинальная стоимость пешки 1 очко.


В начальной позиции (белая – на 2-й горизонтали, черная – на 7-й) игрок может передвинуть пешку на одну или две клетки вперед. После первого хода пешку можно передвигать вперед только на одно поле за один ход. Бить фигуры противника пешка может на одно поле вперед по диагонали вправо и влево. Пешка бьет фигуры по одному правилу, а ходит по-другому. В этом ее отличие от других фигур.

Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

С пешкой связано два интересных правила в шахматах. Суть первого правила заключается в следующем. Пешка достигает последнюю горизонталь (8-ю для белых и 1-ю для черных) и превращается в любую фигуру, за исключением короля. Такое превращение является одним ходом, и следующий ход переходит к противнику.

Второе правило – взятие на проходе. При своем ходе пешка может побить пешку противника, если та перешла через битое поле.

На рис. 3 белая пешка сделала ход на два поля вперед. Черная пешка может побить белую и стать на битое поле, а не на поле, куда стала белая пешка, как случается при обычных взятиях. Выполнять взятие на проходе возможно только при очередном ходе, через ход это право теряется.

Конь

Конь ходит по необычной траектории, напоминающей букву «Г» – передвигается на 2 клетки вперед и одну клетку в сторону. Из всех фигур только конь может перепрыгивать через свои и чужие фигуры. Конь может атаковать любую фигуру противника, находясь в недосягаемости для них. При ударе конь занимает место сбитой фигуры. Номинальная стоимость коня 3 очка. Расположенный в центре доски, он имеет 8 доступных ходов, а в угловом поле – только два.

В реальной жизни «сделать ход конем» – значит выполнить какой-то необычный или хитрый шаг.

Слон

Слон – сильная, дальнобойная фигура. Номинальная стоимость слона составляет 3 очка, и по силе он примерно равен коню. Это сравнение несколько условное, так как в открытой позиции слон может оказаться сильнее коня, а в закрытой – конь часто бывает сильнее слона. Конь и слон относят в шахматах к «легким фигурам».

Слон ходит и наносит удары во все стороны по диагонали на любое число клеток, как показано на рисунке. Слона, который ходит по белым клеткам, называют белопольным, а по черным – чернопольным.

Ладья

Ладья, как и ферзь, считаются тяжелой фигурой. Ее номинальная стоимость 5 очков. Ладья ходит и бьет по вертикали и горизонтали на любое число клеток.

Специфический ход в шахматной партии – рокировка. Рокировка правильно выполняется так – короля передвигают на 2 клетки к ладье и ладью переставляют за короля. Рокировку можно делать при соблюдении следующих условий:

  • король и ладья, с которой происходит рокировка, до этого в игре не делали ходов;
  • на горизонтали между королем и ладьей отсутствуют другие фигуры;
  • король не находится под ударом фигуры противника;
  • поле, через которое передвигается король и поле, на которое он становится не находятся под ударами фигур противника.

Длинная рокировка выполняется в сторону ферзевого фланга, короткая – в сторону королевского.

Нельзя первой переставлять ладью. В шахматах существует правило: взялся – ходи. Если сначала передвинуть ладью к королю, противник имеет право потребовать считать ход завершенным, и рокировка не состоится. Рокировка – единственный ход в шахматах, когда один ход выполняют две фигуры.

Ферзь

Ферзь – сильнейшая фигура в шахматах, с номинальной стоимостью в 10 очков. Ферзь ходит во все стороны по вертикали, горизонтали и диагонали на любое число клеток доски. Ферзь – важная фигура. Он сильный и мобильный, эффективен в нападении и защите. Ферзя надо оберегать от ударов фигур противника. Потеря ферзя или размен его на фигуру меньшего достоинства оставляют мало шансов на победу.

Равноценно ферзя можно разменять на ферзя, две ладьи или три легкие фигуры противника. Бывают случаи, когда опытный шахматист специально отдает ферзя для достижения определенной цели в партии. Это называется «жертва». Начинающим любителям надо помнить, что ферзя надо хранить и использовать как самую сильную фигуру.

Король

Король – самая главная фигура в шахматах и не имеет номинальной стоимости. Партия проиграна, когда погибает король – получит мат. Короля нельзя держать под боем фигур противника. Ему нужна постоянная защита. Как и ферзь, король ходит и наносит удары по вертикали, горизонтали и диагонали, но только на одну клетку в любую сторону. Расположенный в середине доски, король держит под ударом 8 полей.

В конце партии, когда фигур на доске остается на порядок меньше, сила короля становится равной примерно силе легкой фигуры.

Шах – такое положение, когда король стоит под ударом фигуры противника. Короля нельзя оставлять под шахом. Необходимо уйти на другое поле, защититься своей фигурой или просто побить фигуру противника, объявившую шах.

На рис. 10 белый король может уйти от шаха, слон может прикрыть короля, ферзь может побить черную ладью.

Партия заканчивается, когда король получает мат. Это значит, что король находится под ударом (шахом) и уйти ему некуда – свободные поля находятся под ударом фигур противника.

Любопытная ситуация в игре – пат. Король не находится под шахом, но ходить ему некуда – все свободные поля находятся под ударом фигур противника. Другие фигуры тоже не имеют ходов.

В этом случае партия заканчивается вничью.

По принятой системе подсчета за победу насчитывается 1 очко, за ничью 0,5 очка, за поражение 0.

Некоторые фигуры имеют двойное название. До революции слона называли офицером, ладью – турой, ферзя – королевой. Среди шахматистов эти названия не имеют распространения, иногда их используют любители.

Шахматы – одна из давних игр мира, истоки которой уходят в древнюю Индию. Имеющая четкие правила игра довольно сложная, требующая аналитических способностей и математического типа ума. Учиться играть в шахматы следует с расстановки фигур. Как расставить шахматы правильно?

Расставляем фигуры

Начинаем с пешек, которых в шахматный комплект входит по восемь фигур каждого цвета. Выстраиваем пешки по второй линии нашей стороны доски от клетки А7 (А2) до Н7 (Н2). На крайние клетки ближайшей линии А8 (А1) и Н8 (Н2) ставим ладьи. Далее свое место займут кони. Каждого из них располагаем на второй от края клетке ближайшей линии, иными словами, на клетках В8 (В1) и G8 (G1). После коней ищем место для фигуры под названием офицер или тура. Эти фигуры занимают позиции возле королевы и короля, то есть на клетках С8 (С1) и F8(F1).

Король и королева

Их место – в центре расположения, на клетках D8 (D1) и E8 (E1). Королева (ферзь) ставится на клетку, соответствующую цвету фигуры. Так место белого ферзя – позиция Е8 или D1, место черного – клетка Е1 или D8. Короля отличает от ферзя роскошная королевская корона.

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

Шахматная доска. Начальная расстановка фигур

Цели:
- продолжить обучение буквенно-цифровому обозначению полей;
- упражнять в быстром и правильном нахождении шахматных полей;
- научить записи латинских букв, которыми обозначаются вертикали;
- познакомить с начальной позицией шахматных фигур;
- познакомить с правилом «ферзь любит свой цвет»
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
На прошлом занятии мы с вами познакомились с буквенно-цифровым обозначением полей.
- Давайте вспомним считалку-подсказку о «шахматных буквах»
(А-ртисту Б-иму ц-иркуль д-аш, е-го ф-амилия Ж-е А-ш)

В какую игру мы играли? (Почтальон)
- Как же правильно найти адрес шахматной фигуры?
(На демонстрационной доске несколько фигур. Назвать поля) .
- Для чего нам нужно знать адрес поля? А нужно ли уметь записывать эти адреса?
Дело в том, что в шахматы играют очень давно. Когда не было телефонов, телевизоров и компьютеров, люди все-таки могли играть в шахматы на расстоянии.
- Как вы думаете, каким образом?
Правильно, с помощью почты.
Шахматисты придумали специальную шахматную азбуку - нотацию. Записывали свой ход (фигуру, поле, на котором она стояла и переместилась) и отправляли письмо своему партнеру. Такие партии игрались годами. (Рисунок 1)
Но ведь сейчас есть Скайп и мы можем играть, видя своего соперника и его доску. Зачем же запись?
- Представьте, что вы играли и случайно задели фигуры, и не помните, где они стояли. Используя запись партии, все легко восстановить.

3. Новый материал.
a) Запись букв. А сегодня мы научимся писать эти буквы.
(Учитель пишет буквы a, b, c, d, e, f, g, h на доске, дети - в тетрадках)

Расположение доски. Чтобы стать сильным шахматистом, нужно многому научиться. Давайте вспомним, как нужно расположить доску перед тем, как начать расставлять фигуры.

Прежде чем начать играть,
Доску нужно проверять,
Слева - клетка черная, справа - клетка белая.
Посмотрите еще раз! Так лежит доска у вас?

b) Начальная расстановка фигур.
А теперь каждый из игроков должен расставить свои фигуры и пешки (да-да, пешки не являются фигурами) на доске.
Чтобы легче запомнить начальную расстановку фигур, придумали вот такое стихотворение:
(Учитель читает стихотворение и одновременно расставляет фигуры на демонстрационной доске)

Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши храбрые слоны.
И ещё два поля есть,
А на них - король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на место пешки.

Сейчас каждый получит подсказку-стихотворение. (Учитель раздает стихотворение и диаграмму с начальной расстанвкой) (Рисунок 2)
Используя это стихотворение, расставьте фигуры на шахматных досках.
(Дети расставляют фигуры)
- Ребята, я вижу, вы столкнулись с трудностью: в стихотворении ничего не сказано о том, на каких клетках должны стоять король и ферзь. На этот случай есть правило: Ферзь любит свой цвет.
- Как вы думаете, что это означает?
Правильно. Белый ферзь на белом поле, а черный - на черном.

Хором повторим правило: ферзь любит свой цвет.

4.Закрепление . А теперь назовем фигуры и поля, на которых они стоят.

Д/и «Чего не стало? »
А сейчас закройте глаза. (Учитель убирает одну фигуру)
- Чего не стало?
- На каком поле стояла фигура?
(Игра повторяется несколько раз, дети в роли учителя).

5. Итог занятия.
- Что нового вы узнали на занятии?
- Чему научились?
- В какую игру играли?

Статьи по теме: