Ассасин крид синдикат прохождение последней миссии. Прохождение Assassin's Creed Syndicate. Игры и развлечения

Статья 35. Представительный орган муниципального образования

1. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

1.1. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

1.2. Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

2. Представительный орган поселения, муниципального округа, городского округа , внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

3. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Уставом поселения с численностью жителей более 100 и не более 300 человек может быть предусмотрено, что представительный орган не формируется и его полномочия осуществляются сходом граждан.

3.1. В случае, если в поселении, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 300 человек, избирается представительный орган поселения. Численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения определяются населением на сходе граждан. В случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного схода численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения первого созыва устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию поселения, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии данного поселения могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом

4. Представительный орган муниципального района в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района , и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства. В случае, если глава поселения избран представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, такой глава поселения не входит в состав представительного органа муниципального района, при этом представительный орган данного поселения к числу депутатов, избранных им в соответствии с указанной нормой представительства поселений, дополнительно избирает из своего состава в представительный орган муниципального района, в состав которого входит это поселение, одного депутата. Законом субъекта Российской Федерации и в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами поселений может быть установлена норма представительства поселений, входящих в состав муниципального района, в представительном органе данного муниципального района исходя из численности населения поселения. При этом норма представительства одного поселения, входящего в состав муниципального района, не может превышать одну треть от установленной численности представительного органа указанного муниципального района. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом в состав территории муниципального района входят поселения, полномочия представительных органов которых осуществляются сходом граждан, избрание депутатов от таких поселений в состав представительного органа муниципального района осуществляется сходом граждан в порядке и на срок, которые установлены уставом такого поселения;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

5. Представительный орган городского округа с внутригородским делением в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом соответствующего муниципального образования:

1) может формироваться путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов в соответствии с равной независимо от численности населения внутригородских районов нормой представительства. Законом субъекта Российской Федерации и в соответствии с ним уставом городского округа с внутригородским делением и уставами внутригородских районов может быть установлена норма представительства внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением, в представительном органе данного городского округа исходя из численности населения внутригородских районов. При этом норма представительства одного внутригородского района, входящего в состав городского округа с внутригородским делением, не может превышать одну треть состава представительного органа указанного городского округа;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

5.1. В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок формирования или избрания представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего переход от избрания представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением на муниципальных выборах к его формированию из состава представительных органов поселений, внутригородских районов, выборы депутатов такого муниципального района, городского округа с внутригородским делением не назначаются и не проводятся, если указанный закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального района, городского округа с внутригородским делением был бы вправе принять решение о назначении выборов в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Установленный таким образом порядок формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением применяется после истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, избранного до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего переход от формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов к избранию на муниципальных выборах, выборы в представительный орган муниципального района, городского округа с внутригородским делением должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

6. Численность депутатов представительного органа поселения, муниципального округа, городского округа определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

7. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ часть 10 статьи 35 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 10

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку;

Информация об изменениях:

Часть 10 дополнена пунктом 11 с 29 декабря 2017 г. - Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 463-ФЗ

11) утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.

11. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ статья 35 настоящего Федерального закона дополнена частью 11.1

11.1. Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

12. Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

13. Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

14. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

15. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

16. Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются:

1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

5) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

17. Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

18. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

19. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением, сформированного в соответствии с пунктом 1 части 4 и пунктом 1 части 5 настоящей статьи, представительные органы соответствующих поселений, внутригородских районов обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением других депутатов.

И.Ф. Фасеев, ведущий советник аппарата
Комитета Государственной Думы
по вопросам местного самоуправления

"Практика муниципального управления" 2008 №6.

Федеральным законом от 06.10.03 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена возможность формирования представительного органа муниципального района делегированием в его состав представителей органов местного самоуправления поселений. Однако при реализации этого положения зачастую возникает множество вопросов и проблем, разрешить которые помогут следующие разъяснения.

До принятия Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) представительные органы всех муниципальных образований формировались путем избрания представителей населения (депутатов) на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Пунктом 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ предоставлена возможность формирования представительного органа муниципального района из представителей органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района. В этом случае представительный орган муниципального района будет состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов этих поселений, избираемых представительными органами поселений. При этом главы поселений будут входить в состав представительного органа муниципального района по должности, а депутаты представительных органов поселений делегироваться в состав представительного органа муниципального района представительными органами поселений.

Порядок перехода к формированию
представительного органа по принципу делегирования

Порядок перехода к формированию представительного органа муниципального района по принципу делегирования в его состав представителей поселений определен в ч. 5 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ.

Для перехода к формированию представительного органа муниципального района путем делегирования в его состав представителей поселений необходимо, чтобы представительный орган одного из поселений, входящих в состав муниципального района, выдвинул своим решением соответствующую инициативу. В указанном решении должна быть предложена норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также названа дата начала работы сформированного таким образом представительного органа муниципального района. Указанная дата не может приходиться на период правомочности действующего представительного органа муниципального района (сформированного путем избрания на муниципальных выборах). Т. е. сформированный по принципу делегирования представительный орган муниципального района может начать свою работу (приобрести правомочность) не ранее окончания срока полномочий действующего представительного органа муниципального района (абз. 2 ч. 5 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ).

Для приобретения законной силы инициатива о переходе к формированию представительного органа муниципального района путем делегирования в его состав представителей поселений должна быть поддержана представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района, в течение одного года со дня ее выдвижения.

При этом формирование представительного органа муниципального района путем избрания представителей населения (депутатов) на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании может быть изменено на формирование по принципу делегирования не ранее чем через два года со дня приобретения правомочности представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ (на муниципальных выборах).

Если инициатива о переходе к формированию представительного органа муниципального района в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ (по принципу делегирования) поддержана в течение одного года представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района, то выборы в представительный орган муниципального района не назначаются.

Если указанная инициатива поддержана после назначения выборов в представительный орган муниципального района, то она не может быть реализована, т. к. в законодательстве РФ не содержится правовых оснований для отмены решений о назначении выборов, за исключением нарушения порядка принятия данных решений, принятия их неуполномоченным органом или нарушения сроков назначения выборов.

Абзацем 3 ч. 5 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что порядок формирования представительного органа муниципального района по принципу делегирования закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района. Однако в соответствии с положениями ч. 3 ст. 28 и ч. 4 ст. 44 этого закона проект нормативного акта о внесении изменений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию не менее чем за 30 дней до его рассмотрения и должен выноситься на публичные слушания. Кроме того, действующим законодательством предусмотрена государственная регистрация изменений, внесенных в устав. Понятно, что за один месяц процедура внесения изменений в устав не может быть реализована.

Таким образом, в положениях Федерального закона № 131-ФЗ имеется противоречие между нормами, определяющими порядок приведения устава муниципального района в соответствие с решениями представительных органов поселений о формировании представительного органа муниципального района, и нормами, определяющими порядок внесения изменений в устав муниципального образования. До устранения указанного противоречия норм Федерального закона № 131-ФЗ, по нашему мнению, следует в соответствии с абз. 3 ч. 5 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ в течение одного месяца со дня начала работы сформированного представительного органа муниципального района принять за основу проект решения представительного органа о внесении соответствующих изменений в устав муниципального района, и далее продолжить рассмотрение указанного проекта с внесенными изменениями в соответствии с положениями ст. 28 и ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ.

Порядок делегирования представителей поселений
в представительный орган

Глава поселения входит в состав представительного органа муниципального района по должности, независимо от способа замещения должности главы поселения, определенного уставом поселения: путем избрания на муниципальных выборах или избрания из состава депутатов представительного органа поселения.

Количество депутатов, делегируемых представительными органами поселений в состав представительного органа муниципального района, определяется решением представительного органа поселения, выдвинувшего инициативу о переходе к формированию представительного органа муниципального района путем делегирования в его состав представителей поселений.

Количество представителей поселений в представительном органе муниципального района Федеральным законом № 131-ФЗ не ограничено. Однако при определении количества представителей поселений в представительном органе муниципального района следует учитывать, что представительство каждого поселения должно быть равным (независимо от численности в нем населения) и общее число представителей (депутатов) поселений должно быть не менее 15 (ч. 7 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ).

Порядок делегирования представителей поселений в представительный орган муниципального района определяется поселениями самостоятельно и может быть закреплен в уставе поселения или установлен решением представительного органа поселения.

В уставе поселения, решении представительного органа поселения или ином нормативном правовом акте, определяющем указанный порядок, должны быть предусмотрены срок полномочий представителя, порядок выдвижения нового представителя в состав представительного органа муниципального района в связи с окончанием (в т. ч. досрочным) полномочий депутата представительного органа поселения, порядок сложения полномочий представителя по его собственной инициативе и др. основаниям. Также может быть предусмотрена ротация (замена, обновление) представителей поселения в представительном органе муниципального района (за исключением представителя, замещающего должность главы поселения).

В Федеральном законе № 131-ФЗ не определен порядок перехода от формирования представительного органа муниципального района путем делегирования к формированию представительного органа муниципального района путем избрания представителей населения (депутатов) на муниципальных выборах, хотя на практике такая ситуация также возможна.

Поскольку решение о переходе к формированию представительного органа муниципального района путем делегирования принимается представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района, обратное решение (о переходе к формированию представительного органа муниципального района путем избрания представителей населения (депутатов) на муниципальных выборах) должно приниматься представительными органами не менее чем одной трети поселений, входящих в состав муниципального района, т. к. именно в таком случае теряется легитимность ранее принятого решения.

При наличии такого волеизъявления представительных органов поселений представительный орган муниципального района должен назначить выборы в представительный орган муниципального района, определить численный состав депутатов представительного органа муниципального района и прекратить свои полномочия со дня первого правомочного заседания вновь избранного представительного органа муниципального района.

Если решение о переходе к формированию представительного органа муниципального района путем избрания в его состав представителей населения (депутатов) на муниципальных выборах принято представительными органами не менее чем одной трети поселений, входящих в состав муниципального района, но выборы в представительный орган муниципального района не назначены, то указанные выборы могут быть назначены по решению суда в соответствии с Федеральным законом от 26. 11.96 № 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и Федеральным законом от 12.06.02 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Выбор способа формирования представительного органа

Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает два варианта формирования представительного органа муниципального района: на основе прямого голосования на муниципальных выборах или путем делегирования в районный представительный орган глав и депутатов поселений. При этом решение о выборе одного из предусмотренных способов зависит только от представительных органов поселений.

Оценивая положительные и отрицательные стороны этих двух способов формирования представительного органа муниципального района следует отметить, что переход к формированию представительного органа муниципального района по принципу делегирования приведет к усложнению бюджетного процесса не только в муниципальном районе, но и поселениях, т. к. в соответствии с положениями ч. 4

ст. 53 и ч. 2 ст. 55 Федерального закона № 131-ФЗ в муниципальных районах, в которых формирование представительных органов осуществляется по принципу делегирования, расходы бюджетов на решение вопросов местного значения, установленных пунктами 5, 6, 12 - 14, 16 ч. 1 ст. 15, осуществляются в пределах и за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района. При этом размер указанных субвенций определяется представительным органом муниципального района по единому для всех поселений нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг.

Поселения же, входящие в состав муниципального района, в котором представительный орган избирается на основании всеобщих равных и прямых выборов населением, таких отчислений в бюджет района не производят.

Кроме того, следует учитывать, что за счет указанных субвенций в соответствии с ч. 4 ст. 53 и ч. 2 ст. 55 Федерального закона № 131-ФЗ решаются такие достаточно затратные вопросы местного значения муниципального района как:

  • содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений;
  • создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями;
  • организация оказания медицинской помощи в пределах компетенции муниципального района;
  • опека и попечительство;
  • организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов.

В условиях, когда вышеперечисленные вопросы местного значения являются достаточно затратными, а подавляющее большинство сельских поселений в настоящее время не имеет значимых собственных доходов, такая бюджетная система приведет к дополнительному изъятию средств из бюджетов городов и поселков и к встречным финансовым потокам, поскольку в бюджетах муниципальных образований значительную долю составляют различного рода дотации, субвенции и финансовая помощь из региональных бюджетов.

Кроме того, при принятии решения о переходе к формированию представительного органа муниципального района путем делегирования в его состав представителей поселения следует учитывать, что глава муниципального района в этом случае может избираться как на муниципальных выборах, так и из состава представительного органа муниципального района (по решению представительного органа муниципального района), но не вправе возглавлять исполнительно-распорядительный орган района в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ. Глава администрации в этом случае должен назначаться по контракту по результатам конкурса, проводимого в соответствии с положениями ч. ч. 2-7 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ, с участием в конкурсной комиссии членов, назначенных органами государственной власти субъекта РФ.

Вместе с тем надо учитывать, что назначение руководителя исполнительно-распорядительного органа по контракту может дать позитивный результат в основном в городах. Это обусловлено тем, что в городах есть городское коммунальное хозяйство, сопоставимое по ресурсам с крупной промышленной корпорацией (предприятием), для управления которой требуются специальные управленческие знания и опыт. Поэтому в городах такое разделение полномочий, когда руководитель администрации управляет городским хозяйством, а представительный орган и глава муниципального образования занимаются стратегическими (социально-экономическое развитие, определение приоритетов) и политическими вопросами (взаимодействие с населением, органами государственной власти субъекта РФ), может быть весьма эффективным и оправданным. Не случайно глава администарции, назначаемый по контракту, на профессиональном сленге называется "сити-менеджер".

В районах же, как правило, ситуация совершенно иная. Единого коммунального хозяйства здесь нет. Каким образом будут складываться отношения между органами местного самоуправления района и поселений в условиях, когда депутаты представительных органов поселений и главы поселений будут выступать одновременно и районной властью и поселковой, трудно спрогнозировать. В условиях недостатка ресурсов может быть много конфликтов. Кроме того, велика вероятность того, что главы поселений, занимаясь в своих поселениях текущей работой, а поселковые депутаты, концентрируясь на своих местных проблемах, не смогут эффективно работать в представительном органе муниципального района.

Другая проблема, которая непременно может возникнуть в таких муниципальных районах, в состав которых входит также и город, состоит в том, что изначально представительство городского поселения и сельских поселений в представительном органе будет несбалансировано. Это связано с тем, что и от города с населением 15-40 тыс. жителей, и от каждого из 5 и 10 сельских поселений с общим числом жителей в несколько раз меньшим в представительном органе района будет по равному числу представителей.

Кроме того, при формировании представительного органа муниципального района в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ возможно возникновение конфликтов и проблем, связанных с выражением интересов органов местного самоуправления поселений в представительном органе муниципального района. Как должны голосовать представители поселения, если они, например, не согласны с решением представительного органа поселения по вопросу, рассматриваемому в представительном органе района? Вправе ли представители поселения, из которых сформирован представительный орган муниципального района, голосовать по собственному усмотрению или обязаны голосовать строго в соответствии с решениями органов, представителями которых они являются? Все эти, а также многие другие вопросы могут быть в той или иной степени урегулированы нормативными актами поселений. Однако вряд ли это позволит избежать конфликтов.

Принципиальными недостатками такой системы являются подмена представительства населения в представительном органе муниципального района на представительство органов местного самоуправления, устаревшая по современным представлениям двухступенчатая схема формирования представительного органа муниципального района вместо избрания в орган народовластия представителей населения прямым голосованием, сложность функционирования и взаимодействия всей системы органов местного самоуправления в муниципальном районе в совокупности.

Как правило, в органах государственной власти субъектов Федерации сторонники формирования представительных органов муниципальных районов путем делегирования руководствуются следующим:

  • введение таким образом "квазивертикали" исполнительной власти вследствие обязательности в таком случае назначение главы администрации района по контракту с участием в этом процессе органов государственной власти;
  • снижение затрат (как материальных, так и организационных) для проведения муниципальных выборов в представительный орган муниципального района;
  • уменьшение ответственности за финансовое обеспечение решения ряда затратных вопросов местного значения районов путем перекладывания ее на бюджеты поселений.

Сторонники такого подхода среди депутатов представительных органов и глав поселений, как правило, видят потенциальные преимущества этого способа в том, что:

  • они смогут принимать более широкое участие в решении вопросов местного значения муниципального района (хотя достижение такого же участия возможно и путем выдвижения своих кандидатур от поселения на выборах в представительный орган муниципального района);
  • они смогут решить наболевшие проблемы своих поселений "став одновременно и районной властью", к которой у них накопилось много претензий (однако здесь велика вероятность оказаться у того же "разбитого корыта", поскольку наиболее расходные вопросы местного значения муниципального района в этом случае должны финансироваться за счет субвенций из бюджетов поселений, а в большинстве муниципальных районов бюджетный средства формируются за счет дотаций из региональных бюджетов).

Следовательно, принятие решения о формировании представительного органа муниципального района из глав поселений и депутатов представительных органов поселений является очень ответственным шагом и должно основываться на анализе преимуществ и недостатков такого способа с учетом реальных возможностей и ресурсов поселений, а также анализе возможных последствий такого решения.

Прежде чем, принимать такое решение органам местного самоуправления поселений целесообразно создать рабочую группу, которой поручить рассмотреть финансовые возможности поселений и района, рассмотреть кадровый потенциал для работы в представительном органе района, проект регламента работы сформированного таким образом представительного органа муниципального района, примерный (модельный) проект бюджета района и бюджетов поселений, смоделировать процедуру рассмотрения и принятия сформированного таким образом районного бюджета. Тогда с открытыми глазами, зная проблемы с которыми предстоит сталкиваться и решать, можно принимать решение, имея заранее заготовленные управленческие наработки. В противном случае, можно сломать хорошо ли, плохо ли работавшую структуру, с большой опасностью, что взамен, фактически, ничего нового не будет создано.

Выносы (на поля статьи)

Федеральный закон № 131-ФЗ для представительных органов муниципальных районов предлагает два альтернативных варианта: либо представительный орган избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо формируется из глав поселений и из депутатов представительных органов поселений с равной независимо от численности жителей нормой представительства.

В cформированном в соответствии с п. 1. ч. 4 ст. 35 представительном органе муниципального района должно быть равное число представителей от каждого поселения, входящего в состав муниципального района, независимо от численности населения в нем.

Порядок делегирования представителей поселений в представительный орган муниципального района регулируется уставом поселения и не может регулироваться уставом муниципального района или правовыми актами представительного органа муниципального района.

Реализация полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района в значительной степени зависит от взаимоотношений с органами местного самоуправления поселений.

Поселениям необходимо закрепить в своих уставах положения, регулирующие вопросы, связанные с дачей согласия на изменение порядка формирования представительного органа района, вынесением предложений о численности представителей от каждого поселения в представительном органе района, порядке выборов представителей поселения в представительный орган района, участием населения в рассмотрении и принятии решений по вышеназванным вопросам.

Представительный орган – это орган общей компетенции, имеющий внутренне согласованную структуру, обладающий статусом юридического лица, состоящий из депутатов, избираемых на муниципальных выборах, представляющих интересы местного сообщества.

Порядок формирования представительного органа.

Представительный орган поселений, городского округа, внутригородской территории города Федерального значения формируется на муниципальных выборах на основе всеобщего равного прямого волеизъявления.

Представительный орган муниципального района может избираться на муниципальных выборах, при этом число депутатов, избираемых от одного поселения не д превышать 2/5 от установленной численности представительного органа муниципального района. Помимо этого представительный орган муниципального района м состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности поселения нормой представительства.

Срок осуществления полномочий представительных органов составляет от 2х до 5 лет. Досрочное прекращение полномочий представительного органа возможно только по следующим основаниям:

1) самороспуск, порядок которого определяется уставом МО;

2) в случае вступления в силу решения суда субъекта Федерации о неправомочности данного состава депутатов;

3) в случае преобразования или упразднения МО;

4) в случае утраты поселением статуса МО в связи с его объединением с городским округом;

5) в случае увеличения численности избирателей более чем на 25% вследствие изменения границ МО.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа влечет досрочное прекращение полномочий депутатов.

1) численность депутатов представительного органа в муниципальном районе – не менее 15 человек;

2) на внутригородской территории города федерального значения – не менее 10 человек;

3) в других МО численность депутатов зависит от численности населения (в Ульяновске – не менее 35).

Примерный состав представительного органа:

1) руководящее подразделение: председатель (им может быть глава МО), заместители председателя, секретарь заседания представительного органа, иногда – совет представительного органа;

2) функционально-отраслевые подразделения: постоянные и временные комиссии;

3) подразделения, обеспечивающие работу представительного органа: аппарат представительного органа.

Председатель представительного органа – это его руководитель. Он подотчетен представительному органу, избирается на первом заседании из своего состава. Председатель обладает следующими организационными полномочиями:



1) созывает и ведет заседания представительного органа;

2) координирует деятельность постоянных и иных комиссий;

3) представляет представительный орган в иных органах власти, организациях и учреждениях;

4) осуществляет кадровую работу, руководит работой аппарата, увольняет и назначает работников аппарата;

5) подписывает договоры, исковые заявления и иные документы от имени представительного органа;

6) обладает иными полномочиями.

Председатель ежегодно представляет доклад о деятельности представительного органа за отчетный период. Отчет он представляет как депутатам, так и населению. Возглавляет представительный орган либо лицо, избираемое депутатами из своего состава (в УО так), либо глава МО. В зависимости от того, кто руководит представительным органом, определяется круг его полномочий. Просто у председателя – только организационные и представительные. У главы круг полномочий шире.

Заместители председателя представительного органа подотчетны представительному органу и председателю, они выполняют поручения последнего. При отсутствии председателя один из замов выполняет его обязанности. Количество замов не ограничено. Полномочия определяются представительным органом.

Секретарь заседания избирается из числа депутатов и организует:

1) регистрацию участников;

2) организует ведение протокола;

3) обеспечение депутатов необходимыми материалами;

4) помогает председателю вести заседание и вместе с ним подписывает протокол.

Совет представительного органа может образовываться для обсуждения текущих вопросов, как правило, в него входят председатель, замы, секретарь и председатели постоянных комиссий.

Постоянные и временные комиссии формируются в составе любого представительного органа, в них ведется текущая работа по подготовке проектов нормативных актов. Временные комиссии формируются для решения конкретного вопроса, постоянные комиссии выполняют консультативную, контрольную и совещательную роль. Постоянные комиссии постоянные комиссии неполномочны самостоятельно решать вопросы местного значения. Создание комиссии и ее численный состав оформляется решением представительного органа. Постоянные комиссии для подготовки отдельных вопросов могут создавать общественные и экспертные советы, рабочие группы из своего состава, из других депутатов представительного органа, представителей органов ГВ, МСУ, общественных организаций, научных учреждений, в т.ч. работников аппарата. Они вправе привлекать на договорной основе экспертов, назначать независимую экспертизу проектов нормативных актов.

Полномочия постоянных комиссий:

1) осуществляют предварительное рассмотрение и подготовку проектов решений представительного органа;

2) вносят предложения по повестке дня заседания представительного органа;

3) осуществляют в пределах своей компетенции контроль над деятельностью исполнительных органов МСУ;

4) дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта бюджета;

5) рассматривают обращения граждан, изучают общественное мнение;

6) иные полномочия.

Депутат может входить в состав 2 и > постоянных комиссий. Комиссии собираются между заседаниями представительного органа. 2 комиссии могут работать совместно.

Временные комиссии создаются для решения конкретных задач и ограничиваются определенным сроком действия. Временные комиссии могут состоять из депутатов и иных привлеченных для этого лиц. Временные комиссии вправе запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности. Подотчетны представительному органу.

Аппарат представительного органа не наделен властными полномочиями, как правило, существует должность руководителя аппарата, который возглавляет его работу. Общее руководство осуществляет председатель представительного органа. Структура аппарата, фонд оплаты труда и пр. определяются представительным органом, исходя из бюджета. Как правило, в состав аппарата входят бухгалтерия, канцелярия, пресс-отдел, сель-хоз отдел и пр.

Заседания – основная организационно-правовая форма работы представительного органа. Они м б очередными и внеочередными. Очередные заседания проводятся не менее раза в месяц. Внеочередные инициируются по чрезвычайным вопросам. Для проведения заседания необходимо наличие кворума - минимального числа депутатов, без наличия которого решение не м б принято (обычно это 2/3 от общего числа депутатов).

Перечень исключительных полномочий представительного органа (п. 10 ст. 35 ФЗ № 131-ФЗ):

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Нормотворчество. Представительный орган МО по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает:

1) решения (не законы ), устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории МО (принимаются большинством голосов, от установленной численности депутатов);

2) решения по вопросам организации и деятельности представительного органа;

3) решение об удалении главы МО в отставку.

Проекты мун актов могут вноситься депутатами представительного органа, главой МО, иными выборными органами, главой местной администрации, инициативными группами граждан, органами ТОС, иными субъектами.

Нормативный акт, принятый представительным органом, передается на подпись главе МО. Если глава МО возглавляет представительный орган, эта стадия выпадает. Если нет: у главы есть право мотивированного отлагательного вето. Сроки - втч 3х дней передается на подпись, которая занимает 10 дней, затем опубликование и обнародование, за которое ответственен Глава МО.

Статьи по теме: