Игры с жестами для детей. Пальчиковые и жестовые игры в детском саду. Эмоции и чувства

Татьяна Новикова
Речевые игры со звучащими жестами

Методики :

Т. Тютюнниковой

Т. Боровик

Цель : развитие музыкально - речевого творчества детей .

Задачи :

1. Коррекционные : развивать артикуляционный аппарат, свойства голоса (высота, темп, динамика, ритм) ;

2. Оздоровительные : развивать мышечное чувство (способность снимать эмоциональное и физическое напряжение) ;

3. Образовательные : обучать речевым , певческим навыкам;

4. Развивающие : развивать внимание, память;

5. Воспитательные : воспитывать общую музыкальную, речевую культуру ;

Описание материала : речевые игры предназначены для детей старших, подготовительных групп детского сада, учеников начальной школы и для детей занимающихся в музыкально - хоровой школе. Данный материал будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, работающим в области музыки, родителям.

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым . Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

Речевые игры и упражнения проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ К . Орфа

Лена, Катя, Миша, Вова и Иван

Забрались с ногами на диван.

Лёша и Петя, Натали и Глеб

Уплетают свежий белый хлеб.

Уплетают вместе белый хлеб.

Начинают работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами : вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне начинаю выразительно и ритмично декламировать текст. Затем предложить детям повторять текст по фразам, как эхо. При повторениях ревой игры предлагаю детям декламировать текст по-разному : громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом ит. д. Когда текст будет выучен и произноситься детьми свободно и легко, можно добавить движения : метрические шаги по залу врассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т. д.

"РАБОТНИКИ"

Катя и Мишенька встали с утра

Сразу у них закипели дела :

Кошку помыть и постричь воротник,

Катя успела и брат озорник.

Данная модель позволяет детям почувствовать трёхдольную пульсацию. Начинаем с простого - тихих хлопков. На их фоне выразительно рассказываем историю про шалунов, чтобы дети поняли шуточный характер текста. Добавляем лёгкое покачивание вправо-влево на каждый такт. Затем выполняем лёгкие шаги по кругу, подчёркивая паузы двумя хлопками, не останавливая при этом движения. Можно двигаться змейкой, обходя поставленные стулья, кегли.

"КОЛОКОЛЬЦЫ"

Колокольцы-бубенцы раззвонились удальцы

Диги-диги, диги-дон, угадай, откуда звон

Для исполнения этой русской народной потешки желательно иметь маленькие колокольчики, бубенчики. Потешку можно представить как игру : выбирают водящего, который сидит в центре с завязанными глазами. Дети бегут с колокольчиками по кругу и поют первую строфу. Затем останавливаются, исполняют конец потешки, звеня колокольчиками, прячут их за спину. По безмолвному знаку педагога один из детей звонит в свой колокольчик, водящий пытается найти его по звуку.

Вышли мышки как-то ра

Поглядеть который час :

Раз, два, три, четыре!

Мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон :

Бом, бом, бом, бом!

Убежали, убежали, убежали мышки вон!

Потешку можно разучивать сразу с движением как маленькую театрализованную сценку. Сюжет очень прост : мышки крадутся тёмной ночью к часам, останавливаясь и прислушиваясь к шорохам (шорохи можно изобразить бумагой, тканью, голосом и т. д.) Бесстрашные мышки смело дёрнули за гири… Ужас, который они пережили от громкого звона часов, вполне соответствует скорости, с которой они убегают с места происшествия… Проиграв эту сценку несколько раз со всей группой, включаем аккомпанемент. Для боя часов подойдут немузыкальные предметы : сковорода, крышка от кастрюли и т. д.

Не плачь, не плачь.

Куплю калач

Не вой, не вой,

Куплю другой

Не реви. Не реви,

Куплю сухари!

Модель даёт возможность разнообразно и плодотворно поработать над звучащими жестами . Каждую строфу лучше повторить дважды (вначале как эхо : педагог-дети) Дразнилка может разыгрываться по разным сценариям : плакса сидит в кругу и заливается горючими слезами. Предлагаю детям подобрать инструмент, который будет "плакать". Другой вариант : дети жалеют плачущего.

"ФОКУС-ПОКУС"

Фокус покус, трали-вали,

Едет мышь на самосвале

Ты чего же это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш! Кыш! Кыш!

Потешка может быть использована с детьми младшего возраста. Сюжет прост : мышка ездит внутри круга с рулём в руках и убегает, когда её пугают. Слова "Кыш, "Кыш!" можно озвучить каким-нибудь инструментом, например бубном.

"ТУТТИ-ФРУТТИ РОНДО"

Фини, лимо, банакос,

Киви, персик, абрикос

Тутти-фрутти ти-ри-ти-ри-та, ти-ти!

Скажите детям, что они должны отгадать, какие фрукты спрятались в стихах. Для игры и движения можно использовать детские стульчики, кегли и другие предметы.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

Т. ТЮТЮННИКОВОЙ

Т. БОРОВИК

Позволяют детям овладеть всеми выразительным средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, т. к. музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым . В речевых играх Т . Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло и дуэтом. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты , движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов , которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи и двигательной активности.

«Дождь»

Дождь, дождь, дождь с утра.

(Хлопки чередуются со шлепками по коленкам)

Веселится детвора!

(Легкие прыжки на месте)

Шлеп по лужам, шлеп – шлеп

(Притопы)

Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп.

(Хлопки)

Дождик, нас не поливай,

(грозят пальцем)

А скорее догоняй!

(Убегают от дождика)

«Снег»

Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег.

И на ёлке – снег, снег,

Поднимают руки вверх, два хлопка.

И под ёлкой – снег, снег.

Приседают на корточки, два шлепка по коленям.

А под снегом спит медведь

Притопы, покачивания корпуса с ноги на ногу.

Тише, тише – не шуметь!

Произносят шёпотом, указательный палец к губам.

Можно в качестве музыкальной озвучки «хрустящего снега» использовать мешочки, наполненные крахмалом. При надавливании на него получается звук, похожий на хруст снега. Сначала надавливать громко, потом всё тише-тише. Как бы человек уходит.

«Дождик : кап!»

Птица : кар, кар, кар! (крылья)

Ветер : хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)

Дождик : Кап, кап, кап (щелчки пальцами)

Ноги : шлеп, шлеп, шлеп! (шлепают по коленям)

Дети : ха-ха-ха!

(вытягивают руки вперед ладонями вверх)

Мама : Ах, ах, ах!

(качают головой, держась за нее руками)

Дождик : кап, кап, кап! (щелчки пальцами)

Туча : бах, бах, бах! (топают ногами)

«Обезьянки»

Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки

Обезьяна на печи. Шлепки по коленям

Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки

Грызет с маком калачи. Щелчки пальцами

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки

Поиграть я с ней хочу. Притопы

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки

Я смеюсь и хохочу! Дети весело смеются.

«Чтобы зубы не болели»

Чтобы зубы не болели

Вам хотим советы дать

(Дети делают пружинку)

Эти правила простые

Надо строго соблюдать.

(Хлопки в ладоши)

По утрам (руки к плечам и вверх) почистить зубы (пальцем имитируем движение «чистить зубы» )

Никогда не забывай (движение «отрицание» )

Перед сном зубную щётку (Ладошки сложены вместе возле уха)

Каждый вечер вспоминай.

Если острые предметы (выставляем указательные и средние пальцы)

Вдруг попались на глаза (указательными пальцами обводим глаза)

То в зубах, запомни строго,

Ими ковырять нельзя (грозим строго пальцем)

Если твёрдые орехи (пальцы двух рук соединить кончиками, сделать шар)

Вдруг решил ты покусать (стучим пальцами друг о друга)

То, запомни хорошенько,

Можно так и зуб сломать. (хлопок)

Если чай горячий очень – (Сложить ладошки «чашечкой» )

Не спеши ты пить его. (правой рукой изобразить дымок из чашечки)

Всем известно, между прочим,

Это вредно для зубов. (погрозить пальцем)

Очень любят все ребятки (хлопки)

Пастилу и шоколадки. (левая рука ладонью вверх, правая сверху)

Если есть их много слишком – (правую руку поднимаем вверх, увеличивая расстояние между ладонями.)

Будут плакать все детишки, (трём под глазами)

Потому, что у ребят

Зубы сразу заболят. (держимся за щёки)

Эти правила просты

Выполнять их должен ты (хлопки, прыжки)

Солнышко

Солнышко, солнышко, (Ритмичные хлопки)

Выгляни в оконышко.

Твои детки плачут, (Притопы)

По камушкам скачут. (Лёгкие прыжки с хлопками)

Листопад

Осень, осень! Листопад! (Ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат. (Щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат (Трут ладошку о ладошку)

И летят, летят, летят! (Качают руками)

Матрешки и Петрушка

Вот пришли веселые матрешки. Тук – тук!

Принесли нам расписные ложки. Тук – тук!

Мы на ложках заиграли. Туки – туки! Туки – тук!

Наши ложки заплясали.

Туки – туки! Тук – тук – тук!

Вот бежит приятель наш Петрушка, Трень – трень.

Он принес ребятам погремушки, Трень – трень.

Погремушки зазвенели –

Трень – трень – трень!

Звонко песенку запели –

Трень – ди, трень – ди!

Тук – тук, туки – тук,

Трень – трень – трень – ди – трень!

Будет весело играть

Наш оркестр целый день!

Шур – шур – песенка

В тиши шуршунчики шуршат :

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.

Они похожи на мышат.

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.

Дети играют на «шуршунчиках» - султанчиках с бумажными или полиэтиленовыми полосками.

А где-то спит мурлыка-кот.

Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Во сне он песенку поет :

Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Дети перебирают струны цитры или арфы.

Шур-шур! Мур-мур!

Шур-шур, Мур-мур!

Кухонный оркестр

Наш повар Василий

На кухню пришел.

Он главный, он сильный,

Он – как дирижер!

Огромным половником только взмахнет –

Оркестр посудный тотчас запоет :

Кастрюли огромные – бом-бом!

Бидоны бездонные – дон-дон!

Чашки для чая – тинь-тинь!

Сковородка большая – динь-динь!

Вилки и ложки – там-там!

Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.

Оркестр играет у нас интересный,

А борщ получается – просто чудесный!

«Зимушка-зима» Т. Боровик

Ах ты, Зимушка-зима, Пружинка с поворотами, руки на поясе

Белоснежная была, Притопы ногами в ритме фразы

Белоснежная была, Шлепки по бедрам в ритме фразы

Все дорожки замела. Качают внизу руками вправо-влево, показывая дорожку

Морозы трескучие, Прыжки с поворотами вправо-влево, руками бьют себя по плечам в ритме фразы

А снега сыпучие, Сверху-вниз махи кистями рук

Ветры завьюжные, Качание рук над головой

И метели дружные. Моталочка через верх вправо-влево

Кристина Быханова
Пальчиковые и жестовые игры в детском саду.

Пальчиковые и жестовые игры в детском саду

Пальчиковая гимнастика пришла к нам из народных потешек для самых маленьких. Цель пальчиковой гимнастики состоит в том, что она помогает бороться с умственной усталостью, снимает напряжение артикуляционного аппарата, повышает тонус организма, даёт оздоравливающий и развивающий эффект.

Пальчиковая гимнастика в детском саду предусмотрена программой. Воспитатели используют народный фольклор и разработки своих коллег. Например, Е. С. Анищенкова "Пальчиковая гимнастика для развития речи", Л. В. Белкина "Адаптация детей к условиям ДОУ", работы Т. С. Овчинниковой, Н. В. Нищеевой, Г. А. Османовой, О. В. Узоровой.

Упражнения для пальчиковой гимнастики , предложенные в этих книгах, соответствуют возрастным особенностям детей - дошкольников. Родители и воспитатели смогут подобрать разнообразные игры для развития речи и мелкой моторики рук. Можно начинать играть с малышом от 6 месяцев. Сначала мама сама играет с пальчиками малыша . Дети от года до двух лет воспринимают пальчиковые игры , выполняемые одной рукой. Трёхлетние малыши осваивают уже игры , которые производятся двумя руками, скажем, одна рука делает домик, а другая кошку, вбегающую в этот домик. Четырёх, пятилетние дошкольники предпочитают игры с множеством событий , охотно подпевают тексты рифмовок в нужном ритме. Ну а старшие ребята, как правило, оформляют игры реквизитом – мелкими предметами, домиками, пластмассовыми шариками. Пальчиковая гимнастика в средней группе усложняется целыми пальчиковыми спектаклями . Многие народные сказки с небольшим количеством героев можно инсценировать с помощью рук. Дома, да и в детсаду тоже , детям понравится теневой театр. Чтобы спектакль был интересен и динамичен, включите музыку. Пальчиковая гимнастика под музыку описана известным педагогом Е. Железновой. Она подготовила целые мастер-классы для воспитателей, родителей и детишек. Впрочем, любая пальчиковая гимнастика в стихах , выполняемая под музыку, понравится малышу. При этом у ребенка будет формироваться чувство ритма и слух. Для малышей старшего дошкольного возраста предлагается пальчиковая игра в сочетании с динамичными упражнениями, направленными на развитие крупной моторики. Такие упражнения позволяют ребенку полноценно отдохнуть на занятиях. Можно также включать пальчиковую гимнастику в комплекс упражнений, выполняемых на физкультуре или во время утренней зарядки. Для детей старшего дошкольного возраста проводят зарядку для рук с разными предметами : мячиками с шипами, различными наполнителями (большой выбор в зоомагазинах, мелкими шариками, карандашами, природными материалами (каштанами, камешками, орехами и желудями) .

Пальчиковые игры в ДОУ В РИТМЕ ДНЯ :

Утренняя зарядка с включением пальчиковых и жестовых игр

Физкультминутка на НОД

Пальчиковая сказка

Игра – ожидание

Перед режимным моментом

Переход от одной деятельности к другой

Гимнастика пробуждения (постепенное)

Утром солнышко встает выше, выше, выше,

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже, ниже.

Хорошо-хорошо солнышку живется,

И нам всем с солнышком весело живётся.

В колыбельке золотой встало солнце над рекой. Вышло солнце поутру, разбудило детвору. Вместе с солнцем мы встаём, вместе с птичками поём, С добрым утром, с новым днём, очень весело живём!

Нос, рот, голова, уши, щечки, лоб, глаза, Шея, шея, плечи, грудь, не забыть бы что-нибудь. Глазки смотрят, ушки слушают, ручки хлопают, ножки топают… Ура, мы проснулись.

Отправляемся в лес. Музыка из программы А. Бурениной «Топ-хлоп, малыши»

Куча листьев здесь лежит.

Кто тут листьями шуршит.

Топ, топ, топ сюда.

Топ, топ, топ туда.

Без тропинок и дорог

Шорох вдоль и поперёк.

В куче листьев чёрный нос.

Клубок иголками оброс.

Вы, наверно, догадались,

Мы с ежонком повстречались.

Топ, топ, топ сюда.

Топ, топ, топ туда.

Без тропинок и дорог

Шорох вдоль и поперёк.

Убежал ежонок в лес.

В куче листьев шум исчез.

Вышли мышки как-то раз

Поглядеть который час.

Час, два, три, четыре.

Мыши дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мыши вон.

Сороконожки.

Две сороконожки

Бежали по дорожке.

Бежали, бежали

И друг друга повстречали.

Так друг друга обнимали,

Что едва мы их разняли.

Мыши бегают, шуршат,

Ищут маленьких мышат.

Мыши бегают, скребутся.

В лапы кошке не даются.

Серы мышки.

В нашем маленьком домишке

Появились серы мышки!

Так и бегают кругом,

Так и бегают кругом,

Всё на кухне кувырком!

То в кладовку залезают,

Сыр и сало там съедают.

То на шкаф залезут мышки,

То под стулом шалунишки.

Так и хочется поймать,

А они шмыг и за кровать.

Девочки и мальчики.

Дружат в нашей группе,

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружимся,

Маленькие пальчики .

А теперь идём гулять /играть.

Три гнома.

Есть маленький гномик,

И маленький домик,

И маленький красный колпак.

И маленький гномик,

Он любит свой домик.

И смотрит в окошко. Вот так.

На ближней полянке

Собирает грибочки,

В малютку-лукошко кладёт,

С малюткою свечкой берёт челночок

И чудный ковёр себе ткёт.

И песенку поёт :

Через одну, через одну,

Через одну, через одну,

Через одну и через две,

Через одну, через одну.

Есть гномик чуть больше

И домик чуть больше,

Чуть больше есть красный колпак.

И этот гномик,

Он любит свой домик.

И смотрит в окошко. Вот так.

На ближней полянке

Собирает грибочки,

В чуть больше корзинку кладёт

С чуть большею свечкой берёт челночок

И чудный ковёр себе ткёт.

И песенку поёт :

Через одну, через одну,

Через одну, и через две,

Через одну, через одну.

Есть гномик огромный

И домик огромный.

Огромный есть красный колпак.

И гномик огромный,

Он любит свой домик.

И смотрит в окошко. Вот так.

На ближней полянке собирает грибочки,

В большую корзинку кладёт.

С огромною свечкой берёт челночок

И чудный ковёр всем нам ткёт.

И песню поёт :

(песня)

Ковёр он нам принесёт, развернёт,

А мы прыгнем на ковёр!

Пять братцев.

Вот дорожка, а вот ножки.

Ножки шли, шли, шли.

Прямо к домику пришли.

А в домике живут пять братцев.

Этот брат был богат,

Он носил кафтан до пят.

Этот брат работать был рад.

Он трудился целый день

И копал огород.

Он морковку сажал, он капусту сажал,

И укропчик сажал, и петрушку сажал,

А потом всё поливал,

А потом всё поливал,

А потом всё поливал.

Этот брат наряжаться был рад.

Надевал он чулки,

С каблучками башмаки.

Надевал он штаны с пояском

И рубашку с большим воротником.

Он расчёсывался гребешком.

В гости ездил на коне верхом.

Этот брат танцевать был рад.

Танцевал он до утра : тра-ля-ля, тра-ля-ля.

Ну а этот брат был мал,

Он на дудочке играл :

Ту-ру-ру, ту-ру-ру,

Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

У зимы в лесу изба

Во все стороны резьба.

Два столба хрустальных врыты,

Сторожить приставлены.

Ледяные окна скрыты

Ледяными ставнями.

На столбе ледяном

Ворон ходит ходуном.

Строго смотрит сверху вниз :

Все ли за руки взялись?

Пум и Пам.

Пум и Пам два дружка,

Два весёлых гномика.

Они любят по дорожкам бродить,

За спиной своей мешочки носить.

В мешочки камушки добывать.

И шагать, шагать, шагать.

А устанут, отдохнут.

Мешочки под кустик кладут.

И прыгают, и скачут Пум и Пам.

Пум через Пам,

Пам через Пум.

Пум через Пам,

Пам через Пум.

Пум, Пам, Пум, Пам, Пум, Пам.

А сейчас они шалят,

Друг на дружку залезть хотят.

Пум на Пам, Пам на Пум,

Пум, Пам, Пум, Пам, Пум, Пам.

О, боже мой, как высоко залезли.

И качаются, качаются, качаются.

Вдруг, бах – тарарах, там – тарарам.

Покатились по горам!

Гномы и грибы

Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)

По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)

А за ним-то раз, два, три (наклоны туловища из стороны в сторону)

Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)

И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)

Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)

Побежали, заспешили (бег на месте)

И грибы все уронили! (присесть)

Жил-был гном

Жил-был маленький гном (присели, встали)

С большим колпаком (вытянули руки вверх, соединили ладони)

Он был путешественник-гном. (руки на пояс, шаги на месте)

На лягушке он скакал : (прыгаем)

Прыг-скок, ква-ква!

И на стрекозе летал : (машем руками)

Ух, высоко! (встали на носочки)

По ручью плыл в чайной чашке : (плывем любым стилем)

Буль-Буль-Буль!

Ездил он на черепашке : (руки на пояс, потопать на месте)

Топ-топ-топ!

И, протопав все тропинки,

Он качался в паутинке, (качаемся из стороны в сторону)

Баю-бай! Баю-бай!

Утро придет, (руки вверх, в стороны, вниз)

Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте)

Дом гномов

Дин-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)

Гномы строят новый дом, (стучим кулаком об кулак)

Красят стены, крышу, пол, (руками "красим" сбоку, вверху, внизу)

Прибирают всё кругом. ("метём" метлой)

Мы к ним в гости придём (шаги на месте)

И подарки принесём. (руки вперёд, ладонями вверх)

На пол мягкую дорожку, (наклон вперёд, руками "стелем" дорожку)

Расстелем её к порожку. (попятиться назад)

Две подушки на диван, (руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щеку, затем под другую)

Мёду липового жбан. (руки округлить и вытянуть перед собой)

Пробуждение после сна (постепенное)

1. Песенка

Солнечный лучик с небес летит,

Малым детишкам вставать велит,

Разве при солнышке можно спать,

Нежиться хватит, пора вставать.

2. Гимнастические упражнения в постели :

/Дети повторяют движения за воспитателем/

Носик, носик просыпайся.

Щёчки, щёчки просыпайтесь,

Ручки, ручки просыпайтесь.

Левая рука – хлоп, хлоп, хлоп,

Правая рука – хлоп, хлоп, хлоп.

Ножки, ножки просыпайтесь.

Левая ножка – хлоп, хлоп, хлоп,

Правая ножка – хлоп, хлоп, хлоп.

Ручки проснулись – вверх потянулись,

Ножки проснулись, вверх потянулись.

На велосипед сели и поехали.

Ехали, ехали, ехали, ехали,

На чудо – дорожку приехали.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Чтобы сделать отдых веселее и увлекательнее, сайт собрал для вас несколько крутых игр, которые помогут вдоволь насмеяться, лишний раз потренировать извилины и узнать друг о друге много нового. Специального реквизита они не требуют, поэтому дерзайте.

Шляпа

Все участники придумывают по десять слов, пишут их на бумажках и кладут в шляпу. А дальше начинается самое интересное: игроки за ограниченное количество времени по очереди пытаются объяснить, показать или нарисовать попавшиеся им слова, а все остальные стараются их угадать. Самые успешные получают победные очки, почет, славу и медаль на шею.

Ассоциации

Все cадятся в круг, и кто-нибудь говорит на ухо своему соседу любое слово, тот должен моментально сказать на ухо следующему свою первую ассоциацию к этому слову, второй говорит третьему, - и так, по цепочке, пока слово не вернется к первому. Если из «слона» у вас получилась «стриптизерша» - считайте, что игра удалась.

Узнай меня

Несколько человек садятся в ряд. Ведущий должен с завязанными глазами на ощупь узнать в сидящих загаданного человека. Причем отгадывать можно по разным частям тела, - например, по руке, ногам, по волосам, в зависимости от того, насколько далеко все готовы зайти.

Дженга

Из ровных деревянных брусочков строится башня, причем на каждом уровне чередуется направление укладки. Затем игроки по очереди аккуратно вытаскивают по одному бруску и устанавливают его на вершине башни. Проделывать все это нужно очень аккуратно, иначе башня рухнет. Тот игрок, в результате действий которого обрушение произошло, считается проигравшим.

Крокодил

Это популярная игра, в которой с помощью жестов, движений и мимики участники показывают загаданное слово, а другие игроки пытаются его отгадать. Водящему запрещается произносить какие-либо слова или издавать звуки, использовать или указывать на окружающие предметы, показывать буквы или части слова. Счастливчик, который догадается, о чем идет речь, в следующем раунде сам изображает слово, но уже другое.

Огурец

Выбирается один ведущий, а все остальные становятся в очень тесный круг - буквально плечом к плечу. Руки игроков должны находиться сзади. Суть игры в том, чтобы незаметно от ведущего передавать за спинами огурец и при каждом удобном случае откусывать от него по кусочку. А задача ведущего - отгадать, в чьих руках находится огурец. Если ведущий отгадал, то пойманный им игрок становится на его место. Игра продолжается до тех пор, пока не съеден огурец. Это очень весело!

Контакт

Ведущий задумывает слово и называет остальным игрокам первую букву этого слова. К примеру, задумано слово «катастрофа» - первая буква «К». Каждый из остальных игроков придумывает слово, начинающееся с этой буквы, и пытается объяснить другим, что именно он задумал, не называя его. Если кто-то из игроков понял, какое именно слово задумано тем, кто объяснял, то он говорит «Есть контакт!» и оба (объяснявший и откликнувшийся) начинают вслух считать до десяти, а затем говорят каждый свое слово. Если слово совпало, то ведущий называет вторую букву слова, и игра продолжается дальше, только теперь нужно придумывать и объяснять слово с уже заданными начальными буквами. Если же слово не совпало, то игроки продолжают пытаться придумать и объяснить новое слово.

Данетки

Старая добрая детективная забава. Данетка - это словесная головоломка, запутанная или странная история, часть которой ведущий рассказывает, а остальные должны восстановить последовательность событий. Вопросы можно задавать только такие, на которые можно ответить «Да», «Нет» или «Несущественно», отсюда и название игры.

Фанты

Старая добрая детская игра. У игроков собирается по одному любому предмету, которые складываются в мешок. Одному играющему завязываются глаза. Ведущий вытаскивает вещи по очереди, а игрок с завязанными глазами придумывает задание для вытащенной вещи, хозяин которой должен его выполнить. Задания могут быть самыми различными: спеть песню, станцевать или выгулять утюг.

Игры на внимание для развлечения и развития детей на сайте Твой ребенок.ру!

ВОРЫ И СЫЩИКИ

Всем играющим раздают бумажки, на которых написана цифра 1 или 2. Таких бумажек должно быть одинаковое количество. Выбирается ведущий - самый главный вор. Он выходит за дверь. Тем временем в помещении прячется какой-либо предмет. Задача ведущего - найти его. Делает он это при помощи игроков-воров (тех, у кого на бумажке цифра 1, которые подсказывают глазами, где спрятан этот предмет). Задача сыщиков (у кого цифра 2) - следить за играющими и найти воров. Игра заканчивается в том случае, когда найден предмет или когда "сыщики" поймали всех... "воров".

ДНИ НЕДЕЛИ

Суть игры очень проста. Когда ведущий называет будний день, ребята хлопают в ладоши, а когда выходной,- никаких движений быть не должно. Ведущий в очень быстром темпе называет дни недели и следит за самыми внимательными.

ЛЕТИТ, ЛЕТИТ ПО НЕБУ ШАР

Слова очень просты: "Летит, летит по небу шар, по небу шар летит. Но знаем мы, что в небо шар никак не долетит". Они поются на мелодию песенки "В лесу родилась елочка". Постепенно слова заменяются соответствующими жестами (летит - изображают руками полет птицы, шар - представляют, что в руках шар и т. д.). В итоге всю песню, показываем жестами. Игру проводит ведущий, который четко усвоил слова и жесты.

ЧЕЙ ПРИЗ?

Вызываются 2-3 игрока, которые очень хотят получить приз. Ведущий читает текст: "Расскажу я вам рассказ в полтора десятка фраз. Лишь скажу я цифру 3,- приз немедленно бери. Однажды щуку мы поймали, распотрошили, а внутри рыбешек мелких увидали и не одну, а целых 7. Когда стихи запомнить хочешь, их не зубри до поздней ночи. Возьми и на ночь повтори разок-другой, а лучше 10. Мечтает парень закаленный стать олимпийским чемпионом. Смотри, на старте не хитри, а жди команду: раз, два, марш! Однажды поезд на вокзале мне 3 часа пришлось прождать..." (если ребята не успели взять приз, его забирает ведущий и говорит: "Ну, что ж, друзья, вы приз не брали, когда была возможность брать?!".

ЖЕСТЫ

Все играющие садятся кружком. Каждый выбирает себе жест, не повторяя никого. Игра начинается с того, что любой из игроков показывает свой жест, а затем чей-либо другой. Тот, чей жест показан игроком, также показывает сначала свой жест, а затем другой и т п. Игра проводится в быстром темпе. Тот, кто сбился,- выходит из игры.

ЛИМ-ПОМ-ПО...

Все играющие становятся в круг. Первый выбранный ведущий выходит за дверь. Выбирается второй ведущий, Его задача - незаметно для первого ведущего менять жесты (которые подхватывают все играющие) под слова "Сантики-фан-тики, лим-пом-no". Задача ребят - не выдать глазами второго ведущего и быстро менять за ним жесты. Если первый ведущий трижды не угадал того, кто меняет движения, он должен отдать "творческий фант": спеть, станцевать и т. д. Игра повторяется, и каждый раз выбираются новые ведущие.

Поездка в транспорте может оказаться очень эффективной для развития коммуникативных навыков ребенка . Как? Очень просто: иcпользуйте жестовые игры. Ведь в дороге, в путешествие так много всего происходит и у мамы есть возможность все объяснять и показывать.

Стишков, потешек и пальчиковых игр существует огромное количество. Сложно представить, чтобы мама знала всю литературную классику наизусть. Да этого и не требуется. Маме достаточно запомнить 5-6 стишков - игр, в которые он готов играть очень долго в самолете, в поезде и в машине тоже.

Совсем маленькие дети обычно быстро укачиваются и спят в транспорте долго и крепко.
Малыши постарше уже спят значительно меньше, и с ними можно заниматься самыми разными вещами. В этом возрасте дети очень любят разглядывать окружающее пространство и все, что в нем происходит. Но происходит так много всего, вокруг все настолько ново и интересно, что у маленького человека глаза разбегаются, и мозг просто не может вместить в себя сразу знания обо всем. Поэтому мама может выделять из пространства определенные предметы, людей и события и обращать на них внимание малыша, «посмотри, какая у тети красивая сумка», «посмотри, какая интересная шторка на окне», «какие красивые облака за окном», «трактор едет – дыр, дыр». Можно придумать особые жесты и звуки , которые обозначают часто происходящие события или обозначают часто встречающиеся предметы.

Поезд едет – и мама с малышом говорит «Ту-Ту» или «Чух-Чух» и, поднимая правую руку вверх, сжимают и разжимают кулачок. Этот жест обозначает, что идет поезд, а из трубы у него идет дым.

В самолете, поезде, тем более машине всегда встречаются лампочки, которые, то зажигаются, то гаснут. Привлечь внимания ребенка к горящему огоньку просто. А, посмотрев на огоньки, можно вспомнить игру.

Кулачки как шарики
(держим руки вытянутыми перед собой, сжимаем ладошки в кулачки)
Шарики – фонарики
(крутим кулачками в разные стороны)
Покрутили шарики
(активно продолжаем крутить кулачками в разные стороны)
И зажглись фонарики.
(резко разжимаем и сжимаем кулачки)

После года дети начинают изучать свое тело, любят показывать, где у них ушки, где носик . Эта игра обычно заканчивается заливистым смехом ребенка, который может поднять настроение не только маме, но и другим пассажирам.
Стенка, стенка
(коснуться поочередно щечек)
потолок
(коснуться лба)
дверь
(коснуться губ)
окошки
(коснуться поочередно глазок)
дзинь - звонок
(коснуться носика)
Когда ребенок подрастет можно продолжить с вопросами:
- мама дома?
- да
- гармонь готова?
- да
- поиграем-поиграем
(начинаем щекотать ребенка).

Ожидая объявления посадки в аэропорту можно поиграть с ребенком в пилотов-самолетов .

Мы отважные пилоты,
Это наши самолеты -
Два крыла
(махнуть ручками),
одна кабина
(качнуть головой)
Сзади мощная трубина
(качнуть попой).
Разбежались и взлетели - полетели, полетели.
Там внизу остался дом - мы ему махнем крылом!
Выше облака и тучи, выше-выше, круче-круче!
По воздушным ямкам
(ныряем по воздуху)
Пристегните лямки!

А потом посмотреть внимательно на самолеты, находящиеся на взлетной полосе, и найти у него крылья, хвост, турбины, кабину с пилотом. Но если ребенок уже знаком с самолетами гражданской авиации по картинкам в книжках, то радость от знакомства с «самым настоящим» самолетом будет непередаваемой.

Дети начинают говорить, определяя знакомых животных на картинках подражательными звуками. Это игра поможет запомнить малышу «как говорят» разные птицы .
Наши уточки с утра кря-кря кря, кря-кря-кря,
наши гуси у пруда га-га-га, га-га-га,
а индюк среди двора бал-бал-балды-балда.
наши гуленьки вверху гру-гру-гру, гру-гру-гру
наши курочки в окно ко-ко, ко-ко,
а наш Петя петушок рано, рано по утру прокричал Ку-карре-ку....

Игры с пальчиками малыша всегда увлекательны и удивительны, даже не вспоминая про их важность для развития ребенка.

У оленя (руки с растопыренными пальцами приставить к голове – рога)
Дом (руками изобразить крышу над головой)
Большой.(раздвинуть руки в стороны, показывая, насколько большой)
Он глядит в свое окно.
(одна рука на уровне груди горизонтально, локоть второй на этой руке, подпираем голову ладонью)

Зайка по лесу бежит (имитировать бег пальцами)
В дверь к нему стучит:
“Тук-тук, дверь открой, (имитируем стук в дверь)
Там в лесу (кулаком с отогнутым большим пальцем машем через плечо, указывая назад)
Охотник (имитировать прицеливание из ружья)
Злой (скорчить страшную морду)
- Поскорее забегай, (имитировать открывание двери)
Лапку мне давай. (протягиваем руку для рукопожатия)

***
Гусеница, гусеница,
(ладонь одной руки «ползет», как гусеница, по внутренней стороне другой)

Бабочкина дочка,
(ладонь «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)

По травинкам ползает
(то же самое по другой руке вертикально)

Кушает листочки: Ам! Ам! Ам! Ам!
(одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» пальцы другой ладони на каждое ам

Поела, спать захотела
(одна рука сжимается в кулачок, другая ее накрывает)

Проснулась (расправить ладони)
Бабочкой обернулась
(перекрестить руки в районе запястий)

Полетела, полетела, полетела!
(махать перекрещенными ладонями как крыльями)

***
Забавная жестовая игра про квашенную капусту:

Это что еще за куст?
(руки перед грудью в «замке»)

Это что еще за хруст?
(руки соединены основаниями ладоней и кончиками пальцев)

Как же мне без хруста,
(руки соединены только кончиками пальцев над головой)

Если я – капуста? Мы капусту рубим, рубим,
(рубящие движения ребром ладони со смещением вправо)

Мы капусту солим, солим,
(пальцы сложены щепоткой и «солят»)

Мы капусту мнем, мнем,
(Сжимаются и разжимаются кулаки)

А морковку трем, трем,
(ладони трутся друг об друга)

Пе-ре-ме-ши-ва-ем!
(перемешивающие движения)

В бочки плотно набиваем
(уминающие движения)

И в подвалы составляем
Эх, вкусная капуста!
(погладить ладошкой себя по животу)

***
Строим стенку, Выше, выше,
(руки ладонями к груди, поочередно класть «нижнюю» ладонь на «верхнюю)

Добрались уже до крыши!
(соединить кончики пальцев, изобразим двускатную крышу)

Чья крыша выше? Выше, выше, выше!
(тянуть сложенную пальцами крышу все выше и выше)

Прорубили мы окошко,
(большими и указательными пальцами изобразить прямоугольник)

И дверку для кошки,
(сузить «окошко»)

И дырочку для мышки:
(соединить большой и указательный палец одной руки в кружочек)

Пи-пи-пи-пи–пи!

Все маленькие дети любят играть в прятки. Но ограниченное пространство самолета или поезда позволяет играть только в страусиные прятки . Как это?
Сначала мама своими руками закрывает себе глаза ладошкой. Потом весело говорит «Ку-ку» и отводит ладошки от лица. Малыш видит мамины глаза и радуется происходящему. Можно ладошками малыша закрыть ему глазки. И говорить «Ку-ку. Где мой мальчик? Ах, вот он» И малыш открывает лицо. Главное, чтобы игры радовали саму маму и вызывали у нее искреннюю улыбку.

Статьи по теме: