Всемирная история том второй - кушанское царство. Что значит "кушанское царство"

Беспокойное время рубежа пашей эры, когда Средняя Азия была раздроблена на множество мелких владений, сменилось в I в. н. э. периодом объединения южных ее областей - Бактрии и Согда под властью царей из юечжийского племени гуйшуан (кушаыов), распространявших свое влияние, вероятно, и на другие области Средней Азии, в частности в отдельные периоды на Хорезм и Фергану.

Сообщение китайской летописи «Истории младшей династии Хань» (Хоуханыпу) позволяет восстановить, правда в самых общих чертахf развитие событий, которые привели к возвышению кушанов.

«Когда Дом Юечжы был уничтожен хуннами,-говорится в китайской летописи,- то он переселился в Дахя [Бактрию], разделился на пять кня­жеских домов: Хюми, Шуанми, Гуйшуан, Хисйе и Думи. По прошествии с небольшим ста лет гуйшуанский князь Киоцзюкю покорил прочих че­тырех князей и объявил себя государем под названием гуйшуанского. Он начал воевать с Аньси [Парфией], покорил Гаофу, уничтожил Пуду и Гибинь и овладел землями их. Киоцзюкю жил более восьмидесяти лет. По-смерти его сын Яньгаочжень получил престол и еще покорил Индию, управление которой вручил одному из своих полководцев.С сего времени Юечжы сделался сильнейшим и богатейшим Домом. Соседние государства называли его гуйшуанским государем, но китайский Двор удержал преж­нее ему название - Большой Юечжы».

Название одного из юечжийских племен, а затем и государства - гуй­шуан и имена первых царей этого государства были сопоставлены с име­нами царей династии кушанов, сохранившимися на древних монетах и в ряде надписей. На территории Средней Азии и в Индии в большом коли­честве встречаются древние монеты, на которых читается имя царя Куд-жулы Кадфиза, а на других Гима или Вима Кадфиз. Первый, несомненно, тождествен с Киоцзюкю китайской хроники, второй, может быть, отождествлен с сыном и преемником первого - Яньгаочженом. С правлением обоих Кадфизов был связан быстрый подъем могущества юечжийского го­сударства, ставшего теперь государством кушанов.

Время возникновения кушанского царства точно неизвестно. Вообще почти вся хронология кушанского периода в значительной мере условна. Можно предположить, что основа кушанского владычества была заложена еще в середине I в. до н. э. юечжийским правителем Гераем, отцом или де­дом Кадфиза I. Монеты Герая, чеканенные по греко-бактрийскому образ­цу, находят в южных районах Средней Азии и в Северном Афганистане. Правление Куджулы Кадфиза падает на первую половину I в. н. э. В те­чение его царствования было завершено объединение юечжийских княжеств. Кадфиз I нанес поражение парфянским и сакским правителям к югу от Гиндукуша, подчинил бассейн Кабул-Дарьи, Кашмир и таким образом в конце его правления владения кушанов охватили обширную область от Согда на севере до верхнего Инда на юге и от Памира на востоке до пар­фянских владений на западе. Его сын и преемник Вима Кадфиз (Кадфиз II), правление которого охватывает часть второй половины I в. н. э., продол­жал завоевательную политику своего отца. Он повел наступление на индо-парфянские и индо-греческие владения в бассейне Инда и в Пенджабе, в результате чего последние греческие владетели Индии либо лишились престола, либо признали себя подданными могущественного повелителя кушанов. Индо-парфянские князья сохранили лишь остатки своих вла­дений на Нижнем Инде. На юге территория кушанского царства дости­гла Бенареса. Центр кушанского государства при первых правителях находился, очевидно, в Средней Азии, возможно в Согде (в Кушании на Зеравшане). Завоеванными на юге странами управлял наместник царя.

Наибольшего расцвета достигла кушанская держава при третьем царе- Канишке1. Он, повидимому, не являлся прямым наследником Кадфиза I и Кадфиза II, а принадлежал к другой ветви кушанской династии. Прав­ление его представляет важный этап в истории кушанского государства. При нем произошло укрепление и расширение власти кушанов в Индии, широкое распространение буддизма и перенесение столицы в северо­западную Индию (в Псшавер). Перенос политического центра государ­ства в Индию положил начало ослаблению связей кушанов со Средней Азией. Канишка вел успешную войну с Парфией и активно вмешивался в дела Восточного Туркестана, добиваясь ослабления власти Китая в этой стране. Военные действия Китая и отчасти кушанов привели к ликвидации в I-II вв. н. э. угрозы нападения на Восточный Туркестан со стороны гунн­ских племен. Около 90 г. н. э. 70 000 армия кушанов, выступившая в по­ход против Китая, была разбита знаменитым полководцем Бань Чао - китайским наместником в Восточном Туркестане. Но вскоре положение изменилось. Китайская летопись Хоуханьшу подробно рассказывает о том, как после 116 г. н. э. юечжийский государь поставил правителем в Кашгаре своего ставленника Ченьпаня1. Свидетельством кушанского владычества в Восточном Туркестане служат кушанские и китайско-кушанские монеты, а также документы, написанные почерком карошти, и другие предметы индийского происхождения, находимые в оазисах этой страны. К концу правления Канишки области Кашгар, Яркенд и Хотан входили в состав его государства, распространившего свои границы от нижнего Инда до Хотана и до Бенареса на юге. Северная граница кушанского царства в Средней Азии, очевидно, часто менялась и не может быть определена точно.

Для правления Канишки характерны не только завоевания. Им была развита энергичная деятельность по строительству в северной Индии ряда городов, один из которых - Каыиспор до сих пор носит имя своего осно­вателя. При дворе Канишки жили крупные индийские писатели и философы.

Расширились экономические и политические связи государства. В 99 г. кушанское посольство посетило Рим. Многочисленные римские монеты и изделия этого времени, находимые на территории кушанского царства (в Средней Азии и Индии), а также художественные произведения Индии, находимые в Италии (Помпеи), говорят о значительных экономических связях кушанов с западом. Об этом же сообщает и китайская хроника Хоуханьшу, упоминающая о товарах (предметы роскоши), которые по­ступали из Дациня (римской империи) в Индию2. Китайские хроники рас­сказывают о неоднократных посольствах из кушанской Индии в I-II вв. н. э. в Китай, приезжавших через Южный Китай. На севере через Среднюю Азию шел торговый путь в Восточную Европу.

Кушанское царство первых веков нашей эры являлось одним из сильнейших рабовладельческих государств того времени, державой мирового значения, которая может быть поставлена в один ряд с парфянским цар­ством, Римской империей и Китаем ханьского периода.

Кушанское государство, как было сказано, занимало обширную терри­торию, подчинив многие племена и народы. Формы их зависимости и сте­пень подчинения кушанам были различными. На политическую обстанов­ку в Средней Азии первых веков нашей эры сильное влияние оказывала борьба кушанского царства с парфянским царством и гуннским объеди­нением, созданным Хоянь-князем. Китайские летописи сообщают о неод­нократных нападениях Хоянь-князя - предводителя северных гуннов в 126-151 гг. н. э. на владения Восточного Туркестана. Власть Хоянь-князя, очевидно, распространялась частично также и на Среднюю Азию. Это подтверждается сведениями Бэй-ши о стране Судэ в Приаралье. «Вла­дение Судэ,-согласно Бэй-ши,-находится от Луковых гор на запад; в древности называлось Яньцай и Выньнаша; лежит при большом озере, от Кангюя на северо-западе… Некогда хунны, убив владетеля судэского, овладели землями его. Владетель Хуни составлял уже четвертое коле­но после того события»1. Столкновения между кушапами и парфянским государством происходят почти в течение всей истории кушанского цар­ства. Граница между владениями кушан и парфян в Средней Азии прохо­дила по Мервскому оазису, который в течение некоторого времени нахо­дился в составе кушанской империи2. Борьба между кушанами и парфян­ским, а позднее сасанидским государством завершилась в III в. н. э. разгромом и распадом кушанской державы.

Зависимость ряда областей Средней Азии, особенно отдаленных от центра кушанского царства, была ограниченной и слабой. Довольно рано, на рубеже II-III вв. н. э., освободился Хорезм. В значительной степени была самостоятельной Фергана, в которой правила своя династия непре­рывно с 220 по 419 г.

Археологические исследования позволили установить, что кушанский период явился для Средней Азии временем большого подъема хозяйствен­ной и культурной жизни, основывавшейся на значительном развитии ра­бовладельческих отношений.

О крупном расширении ирригационной сети Средней Азии в это время свидетельствует то, что обширные пространства ныне пустынных степей в Хорезме, Согде, Бухаре, Фергане и других областях в кушанский пе­риод были обжиты и являлись цветущими оазисами. В это время действо­вали такие крупные каналы,как Черменъяб и Гавхорэ в Хорезме,Гау-Кит-фар в Бухаре, Даргом в Согде.

Развитая ирритация служила основой высокого расцвета пашенного земледелия, являвшегося ведущей отраслью хозяйства. В это время появи­лась соха-омач с железным сошником (Тали-Барзу II), ставшая одним из важнейших сельскохозяйственных орудий. В конце кушанского периода появились ручные жернова, сменившие широко распространенные в пред­шествующее время зернотерки. Можно предполагать, что некоторые отрасли сельского хозяйства носили товарный характер. Так, напри­мер, большое количесто вина, хранившегося в богатых домах, предназна­чалось, очевидно, не только для личного потребления, но и для продажи.

Значительного развития достигло в оседлых районах и скотоводство, особенно специализированное коневодство. В Фергане продолжали раз­водить знаменитых даваньских коней. (В последний раз даваньские ло­шади упоминаются в числе подарков китайскому двору в 479 г.) Славились своими конями и другие районы, как, например, Бактрия (Хутталян). Изображение коня было одним из излюбленных сюжетов. Известны на­скальные рисунки коней возле сел. Араван в Фергане, передающие облик породистых верховых, очевидно даваньских, коней1. Очень часто изобра­жались лошади на монетах и на серебряных изделиях.

Высокого уровня достигло и горное дело. Добыча железа, серебра и золота (Карамазар), ртути и киновари (южная Фергана), разработки строительного камня (возле Термеза) и других полезных ископаемых про­изводились в довольно больших масштабах.

Большой подъем переживала городская жизнь. Кушанский период является временем наибольшего и повсеместного распространения оседлых поселений. Города кушанского периода как об этом можно судить по многочисленным их развалинам, дошедшим до нас в виде городищ, являлись укрепленными поселениями. Крепостные стены из крупного сырцового кирпича с многочисленными прямоугольными, а позднее и круглыми башнями окружали города. Жилище правителя (паря) находилось в обо­собленной цитадели, которая имела обыкновенно дополнительные укрепле­ния. В городах, являвшихся часто центрами самостоятельных оазисов государства, большую роль играли старейшины (гуй жень - именитые люди китайских летописей) - главы аристократических семейств. Им подчинялось все остальное свободное население города, жившее семей­ными общинами. Семейная община объединяла группу родственников и зависимых лиц, а также и рабов.

Поселения были разнообразны по своему типу, размерам и значению. Наиболее характерны городища, построенные по единому, заранее про­думанному плану. Они имели правильную прямоугольную планировку с симметрично расположенными кварталами. Характерными являются городища КалаиМир и Кей-Кобад-шах в Бактрии,Куня-Уаз и Топрак-кала в Хорезме, Мархаматское в Фергане и др. Все они занимали большую площадь в несколько десятков гектаров. Некоторые из них занимали ог­ромные для того времени пространства, как Мерв (350 га) и Самарканд (до 100 га).

Значительную часть жителей городов составляло неземледельческое население, занимавшееся ремеслом и торговлей. Города СредгюйАзии стали в кушанский период административно-политическими, ремесленно-торговыми и культурными центрами оазисов страны.

Основная масса земледельческого населения жила в отдельных, рас­положенных разбросанно, домах-усадьбах и небольших сельских общин­ных поселениях площадью в 0,01-1-2 га.

Археологические материалы позволяют довольно полно охарактери­зовать такие ремесла, как литейное и ювелирное, строительное дело и обработку камня, ткачество, и особенно детально проследить развитие гончарного производства. В древнем Термезе были открыты следы дея­тельности металлистов кушанского периода. В ремесленных кварталах,

занимавших северо-восточную часть древнего Мерва, жили гончары, мастера, изготавливавшие терракотовые статуэтки (идольчиков), ма­стера по обработке металла (железа и меди). Здесь найдено большое коли­чество шлака, инструментов, разных приспособлений (сопла, литейные формы, остатки горнов) и готовых изделий. На городище Афрасиаб в слое кушанского времени обнаружены остатки гончарной мастерской с предметами оборудования, с запасом глины, приготовленной для ра­боты, формами для изготовления статуэток и готовыми необожженными сосудами.Обжигательные керамические печи, относящиеся к этому же пе­риоду,открыты и в других местах Средней Азии (Ер-Курган в Карши,Айр-там у Термеза, Мунчак-тепе в Усрушане)2. Искусные мастера изготовляли тонкостенную прекрасного качества посуду, поверхность которой по крывалась плотным блестящим красным ангобом. Глиняная посуда ку-шанского времени по своему облику и качеству во многом напоминает современную ей римскую керамику.

Находки литейных форм для изготовления украшений (в Мунчак-тепе в древней Усрушане), а также и разнообразных украшений в Хорезме, на Фархадстрое, показывают высокие достижения и своеобразие местного ювелирного ремесла, не уступавшего лучшим образцам ювелирной работы Индии и стран Ближнего Востока.

Производство носило товарный характер. О широком развитии товарно-денежных отношений говорят многочисленные находки монет. В обращении находилась не только золотая и серебряная монета крупного номинала, но и мелкая медная монета, что свидетельствует о глубоком проникновении денежных отношений в повседневный быт населения и о развитии внутрен­ней торговли. Известно, что первые кушаны чеканили серебряную монету, что объясняется тесными связями с Парфией и индо-парфянскими царствами на территории Индии, имевшими серебряную валюту. Позднее кушаны провели реформу монетной системы и перешли па золото. Это произошло при Виме Кадфизе, когда получила большое развитие международная торговля и установились непосредственные связи с Рим­ской империей, в которой господствовала золотая валюта.

В южных районах Средней Азии в обращении находились монеты ку-шанской, парфянской, а также и местной чеканки (последняя, однако, еще плохо изучена). В других районах - в Фергане и Чаче кроме них употребля­лись и поэтому часто встречаются медные китайские монеты ханьского времени.

Анализ монетных находок свидетельствует о неравномерном экономи­ческом развитии отдельных районов Средней Азии. В то время, как в Бактрии, Согде, Парфии и Маргиане товарно-денежные отношения полу­чили бесспорно большое развитие, в Хорезме, Чаче, Фергане и Семиречье денежное обращение играло значительно меньшую роль.

Развитию товарных отношений способствовали постоянный обмен и торговля между земледельческими оазисами (городами) и кочевниками.

Образование обширного кушанского государства содействовало значи­тельному развитию внешней торговли Средней Азии. Через Среднюю Азию проходили караванные дороги в Восточную Европу и в Северное Причер­номорье. Особенно тесные связи существовали между Согдом и Ферганой, с одной стороны, и Китаем, с другой стороны. Об этом убедительно свиде­тельствует большое количество находок в разных местах Средней Азии китайских монет, бронзовых зеркал и других предметов китайского про­исхождения. Развитие этой торговли привело к появлению в конце кушан ского периода (III-IV вв.) торговых колоний согдийцев в Восточном Тур­кестане. Найденные в Дунь-хуане документы на согдийском языке ярко характеризуют торговые связи Согда с Китаем. Согдийские документы и некоторые более поздние источники содержат также ценные сведения о рабовладении в Средней Азии в первых столетиях нашей эры. Значи­тельное развитие городской жизни, ремесла и товарно-денежных отно­шений в Средней Азии является показателем развитых классовых - рабо­владельческих отношений в кушанский период.

Изучение антропологических материалов показывает, что население Средней Азии было разнородным. Население среднеазиатского междуречья принадлежало к европеоидному брахикранному типу, преобладающему в Средней Азии и получившему в науке название типа среднеазиатского междуречья, характерному и для современного таджикского и узбекского населения. Юго-западную часть страны занимало население другого - долихокранного европеоидного типа, ныне распространенного среди со­временного туркменского народа. В кушанский период впервые появились на территории Средней Азии и особенно в ее северо-восточной части и проникли в оседлые районы, вплоть до Бактрии, небольшие группы насе­ления монголоидного расового типа, или с примесью монголоидных при­знаков.

Кушанский период - это важный этап в истории Средней Азии. Он является прямым продолжением и дальнейшим развитием предшествую­щего периода III-I вв. до н. э., когда народы Средней Азии вступили в полосу интенсивного развития рабовладельческих отношений и уста­новили тесные связи с западными и восточными культурными странами.

Кушанский период является также важным этапом в развитии куль­туры народов Средней Азии.

Кушанская держава в период своего расцвета охватывала огромную территорию, населенную многочисленными народами. Эти народы говорили на различных языках, придерживались различных религиозных верова­ний. Существенные отличия видны также в их материальной культуре. Вместе с тем в кушанский период многие культурные явления получили весьма широкое распространение в различных районах.

Важным фактором в области идеологической жизни кушанской державы было распространение буддизма, находящееся в прямой связи с политикой кушанских царей и в первую очередь Канишки.

О поддержке, которую оказывали буддизму кушанские цари, красно­речиво свидетельствуют остатки многочисленных буддийских храмов-ступа и монастырей-сангарам и вихар, построенных в кушанское время в Индии, Афганистане и Восточном Туркестане. Сооружения такого характера воз­двигались при кушанах и на территории Средней Азии.

Для изучения вопросов идеологии и культуры этого времени важным источником служат монеты.

Ранние кушанские монеты во многом следуют греко-бактрийским традициям. Однако уже при Кадфизе I был выработан новый тип монет, получивший широкое распространение в кушанской чеканке. На лице­вой стороне изображался царь, стоящий во весь рост перед алтарем, а на оборотной стороне обычными стали изображения индуистского божества Шивы и многочисленных божеств среднеазиатского (восточноиранского)пантеона. Интересно отметить, что изображения Будды встречаются на моне­тах очень редко, и, судя но этому, не следует, полагаясь на буддийскую традицию, считать буддизм государственной религией кушанской державы в полном смысле этого слова.

Монеты кушанских царей свидетельствуют также о важных измене­ниях в языке и письменности. Кадфиз I наряду с греческой легендой по­мещал на своих монетах надписи письмом карошти. Однако со времени Канишки оно более на кушанских монетах не встречается. Языком надписей в кушанской державе стал один из восточноиранских (среднеазиатских) языков - тохарский, близкий к языку центральноазиатских саков. В то же время греческий алфавит был приспособлен к этому языку.

Произошла также замена старого селевкидского летоисчисления новой, так называемой кушанской эрой, ведущей счет со дня воцарения Канишки.

Из среднеазиатских областей наибольшую роль при кушанах играла Бактрия, получившая в это время название Тохаристан и являвшаяся одной из центральных областей кушанского государства.

Вероятно, именно к первым векам нашей эры относится широкое рас­пространение в Тохаристане буддизма, о чем свидетельствуют археологи­ческие памятники. Например, в пригороде Термеза обнаружены два буддийских монастыря с пещерными помещениями и наземными построй­ками, украшенными настенными росписями и каменными статуями.

Обломки каменных статуй Будды и бодисатв найдены также в ряде других мест в окрестностях Термеза.

Однако в Тохаристане в первые века нашей эры продолжали существо­вать и древние местные верования. Так, очевидно, почиталось местное бо­жество р. Вахш - Аму-Дарьи - Охшо. Почитались, видимо, также бо­гини Нана, Ордохшо, Хванинда и другие божества восточно-иранского пантеона.

Женское божество, возможно Нану или Ордохшо, изображают глиня­ные статуэтки, найденные на городище Кей-кобад-шах и в районе Термеза.

С культом огня связаны, вероятно, небольшое святилище, раскопанное па Мунчак-тепе, и храм в местности Сурх-коталь, к югу от Кундуза.

Письменность Тохаристана представлена рядом археологических на­ходок. В г. Сталинабаде, например, был найден глиняный сосуд с тохар­ской надписью греческими буквами. Надписи такого же характера обна­ружены на двух каменных плитах, найденных возле храма Сурх-Коталь. Отдельные буквы этого письма открыты также на сырцовых кирпичах городской стены Кей-кобад-шаха. Распространено было и письмо карошти. Так, в Термезе был найден обломок сосуда, изготовленного из местной породы камня, с частью надписи карошти. Надпись алфавитом карогпти обнаружена также в урочище Даршай на Памире.

Ни один из архитектурных памятников кушанского времени в Тоха-ристане полностью не раскопан, и мы можем судить лишь об отдельных архитектурных деталях и о некоторых типах буддийских культовых со­оружений.

Основным строительным материалом в Тохаристане оставался крупный квадратный кирпич-сырец и, возможно, пахса. Однако широко приме­нялся также и камень для изготовления различных архитектурных деталей (капителей, баз, карнизов и т. п.).

Важным элементом архитектуры являлись деревянные колонны с ка­менными профилированными базами и капителями коринфского ордера. Эти колонны поддерживали плоскую деревянную кровлю - наиболее распространенный вид перекрытия.

Стены здания часто украшались пилястрами, поверхность стен покры­валась белой штукатуркой, а иногда и живописью.

Ярким памятником скульптуры служит найденный в местности Айр-там близ Термеза фриз с изображениями отдельных поясных фигур музы­кантов с различными инструментами и гирляндоносцев, отделенных друг от друга листьями аканфа.

Реализм изображений, широкое использование листьев аканфа, как основного элемента скульптурного орнамента, одежды, напоминающие костюмы римской империи, и обильные украшения, являющиеся неотъем­лемой принадлежностью индийских костюмов, органически сочетаются в айртамском фризе, сближая его с памятниками так называемого греко-буддийского, или гандхарского, искусства, получившего в то время широкое распространение в граничащих с Тохаристаном районах северной Индии и юго-восточного Афганистана.

В отличие от монументальной каменной скульптуры, находящейся в теснейшей связи с буддийской архитектурой, глиняные статуэтки Тохаристана сближаются по тематике и по стилю не с индийскими памят­никами, а с глиняными согдийскими фигурками.

На высоком уровне стояло в Тохаристане керамическое производство. Посуда изготовлялась на гончарном круге и отличалась исключительным изяществом и разнообразием форм..Посуда была либо красноглиняной с красным или коричневым ангобом, либо сероглиняной с серым или черным ангобом. Наиболее характерными типами красноглиняной керамики были пысокие бокалы на фигурной ножке и небольшие корчаги с двумя ручка­ми, а позднее - крупные кувшины и широкие тарелки с двумя вертикаль­ными ручками. Для сероглиняной керамики были типичны открытые чаши-тарелки с отогнутым бортом. Широко применялся врезанный орна­мент (волнистые и горизонтальные линии), кружковый орнамент и мелкие штампы с различными знаками преимущественно растительного характера

Особо следует отметить появление ряда форм, характерных для се­верных районов Средней Азии,- высоких крынок с ручкой в виде фигурки животного.

В отличие от Тохаристана, на культуре более северных областей Средней Азии - Согда, Хорезма, Чача и Ферганы влияние буддизма сказалось в меньшей степени.

В Согде, судя по глиняным статуэткам, найденным в основном на го­родище Афрасиаб, был распространен культ женского божества вод и плодородия - Анахит, которая изображалась облаченной в богатые одеж­ды и держащей в руке у груди плод граната. Встречаются также изобра­жения мужского божества, возможно Сиявуша, олицетворявшего уми­рающую и воскресающую природу. В Тали-Барзу найден обломок хума с нацарапанным изображением так называемого Гопатшаха - существа с телом быка и человеческой головой. Возможно, что в какой-то степени в Согде сохранилось также почитание античных героев и богов.

На наиболее ранних согдийских монетах II-I вв. до н. э. появились надписи алфавитом арамейского происхождения. К самому началу IV в. ы. э. относятся найденные в Восточном Туркестане (Дунь-хуань) согдий­ские документы, написанные этим же алфавитом. Несомненно, этим же алфавитом пользовались в Согде на протяжении всего рассматриваемого периода. Язык Согда был близок к языку Тохаристана, оба они относятся к одной группе восточноиранских языков.

Архитектура Согда кушанского времени изучена слабо. К первым ве­кам нашей эры относится цитадель крупного поселения Тали-Барзу. В центре холма здесь находилась высокая башня с узкими бойницами, вокруг нее располагался, видимо, обширный двор, окруженный единым строительным массивом в виде каре с башнями по углам. В башнях со-хранились два ряда узких бойниц, расположенных в шахматном порядке. Между башнями шел ряд узких комнат со сводчатым перекрытием. Таких комнат было несколько сотен. Наружной стеной их являлась внешняя сте­па крепости. Стены здания были построены из пахсы с прокладками из квадратного кирпича-сырца и покрыты глиняной штукатуркой.

Изобразительное искусство Согда кушанского времени представлено многочисленной мелкой глиняной скульптурой. Глиняные фигурки, по­мимо местных божеств, изображали часто музыкантов с различными ин­струментами, а также всадников верхом на конях, верблюдах и других животных. По трактовке человеческих фигур, черт лица и деталей одежды согдийские статуэтки сходны с некоторыми статуэтками Термеза и Хорез­ма, а в некоторых глиняных головках видны черты, близкие гандхарскому искусству. Однако в целом согдийская глиняная скульптура вполне само­бытна.

Своеобразна и глиняная посуда Согда той эпохи. Здесь встречаются два типа керамики - красноглиняная с красным и светлым ангобом и, реже, сероглиняная с черным ангобом; последняя в целом для Согда не харак­терна. Среди красноглиняной посуды встречаются распространенные в Тохаристане кубки на фигурной ножке и сосуды с ручками в виде фигуркиживотного, обычные для северных районов Средней Азии. Но большин­ство наиболее распространенных форм красноглиняной посуды характерно только для Согда. Таковы вазы на высокой ножке, сосуды с красной лен­точной росписью по светлому ангобу, кувшины типа энахои и другие сосуды с налепными головками под вертикальной ручкой.

Ярко выраженными индивидуальными чертами отличается и культура Хорезма, где влияние буддизма прослеживается лишь на отдельных мелких памятниках. Как и в Согде, здесь были широко распространены древние местные культы божества вод и плодородия Анахит и бога уми­рающей и воскресающей природы Сиявуша, который считался также пред­ком династии хорезмийских царей. Крупную роль играл, вероятно, культ божества Аму-Дарьи - Вахша, аналогичного тохаристанскому Охшо; по сообщению Бируни, это божество почиталось в Хорезме еще в мусуль­манское время.

На основе арамейского алфавита развилась собственная хорезмийская письменность, близкая согдийской. Памятниками этой письменности яв­ляются надписи на хорезмийских монетах и архив из 116 документов на коже и дереве, найденный в Топрак-Кале.

Главным строительным материалом в Хорезме попрежнему оставался крупный квадратный кирпич-сырец, применявшийся не только для кладки стен, но также и для возведения сводчатых перекрытий. Камень, как и в Согде, употреблялся крайне редко и применялся лишь для баз деревян­ных колонн, поддерживавших плоские деревянные кровли парадных помещений. Дворцовые постройки украшались монументальной скульптурой и живописью, причем, в отличие от Тохаристана, хорезмийская скульпту­ра изготовлялась из глины.

Замечательным памятником хорезмийской архитектуры является дворец в Топрак-Кале. Это было огромное, стоявшее на высокой платформе здание с тремя величественными башнями. Большая часть дворца состояла из двух этажей сводчатых помещений. В центре располагались большие парадные залы, богато украшенные скульптурой и росписью. В степах одного из таких помещений были сделаны ниши, в которых находились глиняные статуи, изображавшие сидящих царей в коронах. В другом зале находились изображения царей или богов и фигуры темнокожих воинов. Здесь же располагались помещения, украшенные рельефными изображениями деревьев, обвитых виноградными листьями, оленей, грифонов и т. п. К югу от центральной, парадной части дворца находились жилые помещения с различными настенными росписями. В восточной части здания были расположены хозяйственные и производственные помещения, в том числе мастерские по изготовлению луков.

Скульптура и живопись топрак-калинского дворца органически связаны с архитектурой. Скульптура имела характер барельефов, горельефов или объемных статуй и обычно была раскрашена.

В живописи геометрический и растительный орнамент сочетался с изображениями людей, животных, птиц и рыб.

В глиняной посуде Хорезма последних веков до нашей эры - первых веков нашей эры, как и в керамике других среднеазиатских областей, широко употреблялся красный ангоб, полосчатое лощение и прочерченный волнистый орнамент; распространены были кувшинообразные сосуды, бокалы на ножке, сосуды с ручками в виде фигурок животных, некоторые формы чаш, характерные для Тохаристана. Однако хорезмийская керамика сохраняла и своеобразные черты. Так, только для Хорезма характерны хумы и сосуды с расписным орнаментом в виде спиральных узоров я соединенных между собой кругов. Лощение получило здесь большее распространение, чем в какой-либо другой из среднеазиатских областей, причем наряду с обычным для других областей полосчатым лощением здесь применялись также другие виды его, например сетчатое и сплошное лощение.

Культура других среднеазиатских областей в кушанское время изучена слабее.

Для Чача последних веков до нашей эры - первых веков нашей эры характерны памятники, изученные в районе Ташкента, в первую очередь городище Каунчи.

Здесь открыты остатки крепостных сооружений и жилых построек из нахсы и кирпича-сырца. Как и в огде, перекрытиями в этих постройках служили сырцовые своды.

Керамика Чача, изготовленная в основном от руки, представлена большими плоскодонными мисками с желобчатым краем, украшенными брызгами бурого ангоба, кувшинами, крышками и мисками с вертикальной ручкой в виде фигурок животных.

О культурном своеобразии Ферганы свидетельствует ее керамика, наиболее характерной чертой которой является богатый разнообразный орнамент, процарапанный по сыроватому ангобу до обжига сосуда Кушанский период сыграл в истории культуры Средней Азии очень важную роль. Крупные культурные достижения отмечаются в это время почти во всех среднеазиатских областях.

При кушанах народы Средней Азии, развивая местные культурные традиции, освоили и творчески переработали ряд достижений античной культуры и культуры народов Индии, Китая, Ирана.

кушанское царство

Держава кушанов сложилась в Средней Азии на рубеже нашей эры. Время её расцвета было периодом наибольшего для Средней Азии развития рабовладельческих отношений.

Как уже говорилось выше, в I в. до н. э. в Средней Азии существовал ряд независимых государств: Хорезм , юэчжийские княжества на территории Бактрии, города-государства Ферганы и др. В начале I в. н. з. значительная часть Среднеазиатских территорий объединяется в системе обширного Кушанского царства, распространяющего в дальнейшем свою власть на Северную Индию и Восточный Туркестан (Синьцзян).

Возникновение Кушанского царства

История кушанов весьма скудно освещена в источниках. Кушанское царство возникло в результате объединения (видимо, путём завоевания) сложившихся на территории Бактрии и Согдианы тохарских и сакских княжеств под властью одного из князей, принадлежавшего к племени (или роду) кушанов. Первоначальное местоположение княжества кушанов точно не известно. Что касается образования Кушанского царства, то связный рассказ об этом событии даёт «История Младшей династии Хань». Китайские известия подтверждаются и разъясняются данными монет. Надписи на монетах первых кушанских царей сделаны греческими письменами, поскольку кушаны считали себя преемниками греко-бактрийских царей и отчасти подражали им в чеканке монет. По монетам и китайским источникам известно имя основателя Кушанского государства - Кудзулы Кадфиса, иначе Кадфиса I (Киоцзюкю - в китайских источниках). Он подчинил своей власти долину Кабула, Пуду (китайское название Парапамисад) к югу от Гиндукуша и, возможно, также Хорезм. Последний, однако, и в составе кушанского объединения сохранил известную самостоятельность: в нём продолжали править особые цари, судя по их монетам, династически связанные с кушанами. Вообще Кушанское царство не было централизованным: в ряде покорённых областей тоже сохранялись местные цари, зависимые от верховного владыки.

Кушанское царство при Кадфисе II и Канишке

Преемником Кадфиса I был Кадфис II, правивший в середине I в. н. э. Кадфис II завоёвывает Индию до Бенареса. Последние греко-индийские цари, потомки Эвтидема и Эвкратида, либо теряют свои царства, либо признают себя подданными Кадфиса. Индо-парфянские князья сохраняют до конца I в. лишь остатки своих владений на Нижнем Инде. К концу правления Кадфиса II Кушанское царство охватывало огромную территорию - от Аральского моря до Ганга.

В период складывания Кушанского царства центр его продолжал оставаться на территории Средней Азии, в Согдиане (в Кушании на Зарафшане). Однако при третьем кушанском царе - Канишке - политический центр государства переместился в Индию.

Канишка расширил владения кушанов в Индии и успешно воевал с Парфией; наиболее важным из внешних событий его царствования была многолетняя борьба с Китаем. В ходе этой борьбы кушанское войско вторглось в Восточный Туркестан. Однако оно потерпело поражение от китайского наместника Западного края Бань Чао, который подчинил Китаю Фергану и Хорезм и даже заставил Канишку признать (вероятно, только номинально) верховную власть китайского императора.

Однако вскоре после смерти Бань Чао Китай стал терять одно за другим свои владения на западе. Хорезм снова подчиняется Канишке (во II в. здесь безраздельно господствуют монеты кушаиской чеканки). Переходит под власть кушанов и Фергана. Эмиссары Канишки возбуждают против Китая правителей городов-государств Восточного Туркестана, и в 105 г. здесь начинается вооружённая борьба против Китая. Китайский наместник Западного края был осаждён восставшими в своей резиденции. К концу правления Канишки важнейшие города-государства Восточного Туркестана - Кашгар, Яркенд и Хотан - вошли в состав Кушанской державы. Только на крайнем востоке Восточного Туркестана, который был ближе к Китаю, чем к государству кушанов, остался небольшой китайский гарнизон в 300 человек. Держава кушанов достигла наибольшего территориального расширения.

Социально-экономический строй Кушанского царства

О социально-экономическом строе Кушанского царства известно мало. Держава кушанов была одной из великих империй этого периода. Она охватывала большое количество стран с различным общественным устройством: в неё входили и богатые торговые города с развитыми рабовладельческими отношениями, и плодородные земледельческие области, свободные общинники которых сохраняли в своём быту многочисленные пережитки первобытно-общинного строя, и степи, населённые кочевниками. Образование Кушанской державы способствовало развитию рабовладельческого строя на всей её территории. Сами кушаны, бывшие за столетие с небольшим до Кадфиса I сравнительно немногочисленным кочевым племенем и долго сохранявшие многие особенности своего быта и после поселения в Бактрии, став теперь во главе огромной державы, претерпели, повидимому, значительные изменения в своём общественном строе.

Результатом Кушанского завоевания было объединение почти всей Средней Азии в системе единой империи, основанной одним из среднеазиатских народов. Кушанская держава далеко ушла от тех примитивных княжеств, которые возникли в Бактрии после завоевания её юэчжи. При кушанах расширяется ирригационная сеть: и в Хорезме, и в Согдиане, и в Бактрии, и в Фергане следы наиболее крупных каналов относятся именно к кушанскому времени. Постоянные войны давали, вероятно, большое количество рабов. Строятся новые города, особенно на территории Индии. Один из этих городов, Каниспор, до сих пор носит имя Канишки. Растёт торговля, развивается денежное хозяйство. Если для периода существования Греко-Бактрийского царства была особенно характерна серебряная тетрадрахма, связанная с крупными оборотами внешней торговли, то теперь её заменяют более мелкие бронзовые номиналы, указывающие на значительное проникновение денежных отношений в сферу розничного оборота. Всё это должно было способствовать развитию рабовладельческих отношений, которое, однако, на территории Кушанского царства не сопровождалось систематической пауперизацией мелких производителей; вдесь продолжали существовать огромные массы не согнанного с земли крестьянства, общинная организация и т. д. Повидимому, это в дальнейшем облегчило формирование элементов феодализма на территории Средней Азии.

Расцвет международной торговли Средней Азии

Кушанский период был временем расцвета международной торговли Средней Азии. Важнейшие трансазиатские торговые ПуТИ проходили через владения кушанов. Ещё в конце II в. до н. э. возник уже не раз упоминавшийся «великий шёлковый путь» , по которому шёлк из Китая через степи и пустыни Центральной Азии, через оазисы Восточного Туркестана доставлялся на Запад. Теперь торговля Китая с Западом укрепляется ещё больше. И купцы Передней Азии и китайцы стремились упрочить торговые связи между Средиземноморьем и империей Хань. Из Сирии через Евфрат торговый путь шёл в Месопотамию, оттуда на Экбатаны в Мидии, затем на Гекатомпил-древнюю столицу Парфии, на юго-восток от Каспийского моря, из Гекатомпила на Антиохию в Маргиане, из Антиохии на Бактры, из Бактр через Комедские горы к «Каменной башне». Конец пути от «Каменной башни» в страну серов - так называли античные авторы китайцев - был известен этим авторам лишь в общих чертах. Помимо этого, через владения кушанов шёл и другой торговый путь из Китая: через Кашгар на Фергану и Хорезм, а оттуда в страну аланов и Южное Приуралье. Наконец, существовал ещё торговый путь из Китая - через Кашгар в район Иссык-Куля, где кочевали усуни . В Индию, входившую частично в состав Кушанской державы, ездили через Бактры и район Кабула. На яападе Кушанское царство было связано многочисленными торговыми путями с Парфией, а через неё - с Римской империей. Наконец, через Хорезм и страну аланов Кушанское царство имело связи с Восточной Европой, о чём свидетельствуют находки кушанских монет в Прикамье.

Из Китая везли шёлк и нефрит, изделия из лака и кожи, железо и никель, из Индии - пряности, благовония, тонкие шерстяные ткани, из Римской империи - стекло, из далёкого Прикамья - меха. Среднеазиатские купцы вывозили в Китай стекло, драгоценные камни, украшения. Разумеется, как это было обычно в древности, главную роль в торговле играли предметы роскоши, и торговля мало затрагивала основную массу населения. Несколько глубже было влияние местной торговли, которая велась между кочевниками и жителями земледельческих оазисов: кочевники привозили на городские базары мясо, шерсть, кожи и покупали продукты земледелия. Развитие международной торговли способствовало росту внешних сношений. В 99 г. н. э. кушанское посольство посетило Рим. Изображения кушанов имеются на колонне Траяна. Кушанские (бактрийские, как их называют античные авторы) посольства бывали в Риме и позже - при Адриане, при Антонине Пии.

Парфянские купцы стремились не допустить прямых торговых сношений между Римской империей и Китаем, купцы Кушанского царства, в свою очередь, конкурировали с парфянскими и стремились быть монопольными посредниками в торговле между Парфией и Китаем. Особенно активно участвовали в торговле с Китаем согдийцы. После подчинения Восточного Туркестана кушанскому влиянию согдийцы создают на его территории, а также в Китае многочисленные торговые колонии.

Культурный и религиозный синкретизм; роль буддизма

Объединение огромных территорий в рамках одного государства способствовало культурному смешению. Это куль турное смешение облегчалось тем, что народы Средней Азии говорили на весьма сходных между собой иранских наречиях. Тем не менее отдельные племена и народности, входившие в состав Кушанской империи, имели своеобразную культуру, а потому задачи управления требовали наличия официального общеимперского языка с развитой письменностью. Международное значение на территории Средней Азии имели в это время арамейский язык, письменность которого легла в основу различных систем иранского письма, втом числе согдийской и хорезмийской (с конца II - начала III в. н. э.), а также греческий, который употреблялся на монетах первых кушанов. Позднее на основе греческого алфавита сложилось особое кушанское письмо. Наконец, в связи с нарастающим индийским влиянием появляются и индийские системы письма (письмо деванагари встречается рядом с кушанским письмом на монетах).

Нигде синкретизм не проявился столь ярко, как в области религии. Об этом можно судить главным образом по монетам. На территории Средней Азии почитались самые различные божества: местные (Митра, Анахита, Сиявуш), зороастрийские (Ахурамазда), греческие (Зевс, Гелиос, Селена), индийские (Шива). Происходит синкретическое слияние образов божеств различных народностей, в результате чего видоизменяются и образы местных божеств: так, иранская и среднеазиатская Анахита сливается с греческой Афродитой.

Со времени Канишки особенно сильным стало влияние буддизма. Канишка переносит свою столицу из Согдианы в Пешавар (Пурушапура). В Индии кушаны, как до них эллины и македоняне, должны были неминуемо стать на сторону буддизма Для них, «варваров» и завоевателей, не было места в варнах брахманской Индии. Напротив, учение, обращавшееся ко всем людям независимо от их происхождения, должно быдо найти в кушанах своих приверженцев. Буддизм во времена кушанов был уже далеко не тем, чем он был вначале,- учением, выросшим на основе протеста широких масс индийского населения против сословного неравноправия и религии брахманов; слившись с древними культами, он стал одной из мировых религий того времени и в качестве таковой отвечал характеру разноплемённой и огромной империи кушанов. На кушанских монетах появляются буддийские символы (как уже ранее - на монетах некоторых греко-бактрийских царей), в частности изображения Будды, сопровождаемые греческими надписями. Именно этот синкретический, перемешанный с местными верованиями буддизм позднее получил распространение в Тибете, Монголии, Китае и Японии. Торговые связи с

Индией и покровительство кушанов буддизму способствовали распространению его в Средней Азии. Наиболее сильное влияние буддизм оказал на Бактрию: по приказанию Канишки в начале II в. был построен большой буддийский храм в Бактрах. В целом буддизм распространился в Средней Азии довольно широко, но нигде глубоко не укоренился, затронув, в отличие от Индии, в основном только господствующие слои населения. Этим и объясняется сравнительно незначительное влияние буддизма на местные религии и исчезновение его в дальнейшем с территории Средней Азии. Синкретизм нашёл отражение и в искусстве кушанского периода. Памятники его дошли как из Средней Азии и Восточного Ирана, так и из Северной Индии. Искусство это обычно называют гандхарским, поскольку большое количество его памятников дошло из области Гандхары в Северо-Западной Индии (здесь находилась столица Канишки), или греко-буддийским, поскольку оно сочетает эллинистические формы с буддийской тематикой; правильнее, однако, было бы назвать его кушанским, поскольку это было искусство Кушанской державы, выросшее на основе слияния среднеазиатских, иранских, индийских и эллинистических форм.

Реализм в изображении человеческих фигур, характерный для эллинистического искусства, пышные коринфские капители, листья аканфа, как основной элемент орнамента, служат здесь для оформления буддийской тематики. О том же синкретизме говорят статуэтки Анахиты из Хорезма, изображающие её в виде греческой Афродиты, изображения Будды и бодисатв, выполненные в реалистической манере эллинизма, и т. д. К началу кушанского времени относится фриз из Айртама, украшавший наружные стены здания (возможно, буддийского храма), с изображениями юношей и девушек - музыкантов и гирляндоносцев; напоминая во многом гандхарские памятники, он свидетельствует вместе с тем о наличии в окрестностях Термеза местных художественных традиций.

Упадок Кушанской империи

Такова была многообразная жизнь Кушанской империи в период её расцвета, который совпадает с временем правления Канишки. Уже при его преемнике империя сокращается в размерах и за кушанами сохраняются лишь Средняя Азия и часть Северной Индии. Время следующего царя, Васудевы, как показывает само его имя, характеризуется ростом индийского влияния на кушанов. Кушанские правители всё более и более становились индийскими царями, культура кушанов в Индии постепенно теряет свои среднеазиатские элементы. Всё это способствовало дальнейшему ослаблению связей между кушанскими царями и Средней Азией. В следующем, III столетии начинается распад огромной Кушанской державы.

Куша́нское ца́рство, древнее государство в Центральной Азии. Возникло из княжества в Бактрии, возглавленного племенем (или родом) кушан. В период расцвета (кон. 1-3 вв. н. э.) включало значительную часть территории современных Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии и, возможно, Синьцзяна. От кушанской культуры сохранились многочисленные памятники искусства, особенно рельефы и статуи.

Начало государству Великих Кушан положило завоевание в конце 2 в. до н. э. ираноязычными кочевыми племенами Бактрии . Кочевники разделили захваченную страну на пять владений, одним из которых стало кушанское княжество. Процесс их консолидации был ускорен ростом угрозы со стороны индо-парфянского царя Гондофара (20-46 н. э.), который ок. 30 захватил долину Кабула и вплотную приблизился к южным пределам Бактрии. В этих условиях правитель кушанского княжества Куджула Кадфиз (30-79) подчинил своей власти остальных четырех князей, провозгласил себя царем, а затем, воспользовавшись распадом государства Гондофара и распрями между его наследниками, развернул наступление на юг. Сначала кушанский царь овладел долиной Кабула, позднее (65-79) завоевал Гандхару, Пенджаб, Кашмир и всю долину Инда.

Сын и наследник Куджулы Кадфиза Вима I Такто (79-86) раздвинул границы кушанского царства, присоединив к нему Матхуру (Центральная Индия). Третий представитель династии Кушан - Вима II Кадфиз (86-97) завершил завоевание долины Ганга (вплоть до границ совр. Бангладеш), а на западе присоединил к своим владениям Арахосию. Менее успешными были действия Вимы II Кадфиза в Восточном Туркестане, где китайскому полководцу Бань Чао на время удалось приостановить продвижение кушанской армии (90).

В правление Канишки I (97-120) Кушанское царство, простиравшееся от Гиссарского хребта в Узбекистане на севере до реки Нарбада в Индии на юге, переживает период наивысшего подъема. В 107 Канишка заключил союз с римским императором Траяном (98-117), а затем предпринял поход на запад (114-116) и отнял у парфян Сакастан и Гедросию. Канишке также удалось укрепить свою власть в Восточном Туркестане. Несмотря на то что основные владения Великих Кушан находились в Индии, династия, хотя и оказывала уважение индийским обычаям, по языку и культуре оставалась типично иранской. Именно при Канишке была создана кушанская (бактрийская) письменность, в основу которой лег греческий алфавит.

Период расцвета империи Великих Кушан продолжался и при непосредственных преемниках Канишки I - Хувишке (120-161) и Васудеве I (161-195). Но уже в правление Канишки II (195-214) все явственнее начинают проявляться признаки упадка: центральная власть слабеет, усиливается сепаратизм местных правителей, индийские и восточно-туркестанские области одна за другой отпадают от Кушан. Их положение стало еще более сложным, когда в Иране на смену ослабевшим Аршакидам пришли воинственные

кушанское царство

древнее государство. Возникло из княжества в Бактрии, возглавленного племенем (или родом) кушан. В период расцвета (кон. 1-3 вв. н. э.) включало значительную часть территории современных Ср. Азии, Афганистана, Пакистана, Сев. Индии и, возможно, Синьцзяна. Многочисленные памятники искусства, особенно рельефы и статуи.

Кушанское царство

государство древнего мира. В период своего расцвета (конец 1≈3 вв. н. э.) включало значительную часть территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии и, возможно, Синьцзяна. Несмотря на крупную роль в истории древнего мира, К. ц. изучено слабо. Общие контуры политической истории К. ц. вырисовываются из сообщений китайских и римских авторов и из анализа кушанских монет и немногочисленных надписей. Точная хронология истории К. ц. пока не установлена.

К. ц. возникло приблизительно на рубеже н. э., спустя более чем сто лет после разгрома Греко-Бактрийского царства кочевниками, образовавшими ряд отдельных княжеств. Одно из таких княжеств в Бактрии, возглавленное племенем или родом кушан, стало ядром К. ц. Основные завоевания кушан связаны с именами царей ≈ Куджулы Кадфиза, его сына Вимы Кадфиза (Кадфиза II) и наиболее знаменитого царя кушан ≈ Канишки. Расцвет К. ц. приходится на правление Канишки и его сына Хувишки, а упадок (примерно с середины 3 в. н. э.) ≈ на царствование Васудевы. История К. ц. в 4 в. ещё недостаточно ясна.

Наиболее значительные раскопки кушанских поселений производились в Баграме и Баглане (Сурхкоталь) ≈ в Афганистане, в Таксиле ≈ в Пакистане и на ряде городищ Северной Бактрии ≈ в Узбекской ССР и Таджикской ССР. Археологами установлено, что при кушанах на этих территориях велись большие строительные работы, имел место рост городов, значительное развитие получили ирригация и ремесленное производство. Хорошо прослежены и торговые связи К. ц. с Китаем, Парфией и Римом (К. ц. и Рим обменивались посольствами); связи осуществлялись по Великому шёлковому пути ≈ из столицы Китая, через земли кушан и парфян, в римскую Сирию и по морю ≈ из римского Египта в порты Западной Индии. При кушанах началось распространение буддизма из Индии в Среднюю Азию и на Дальний Восток.

Искусство К. ц., развивавшееся в рамках ряда крупных школ (бактрийской, паропамисадской; гандхарской, см. Гандхара; матхурской), представляет собой явление эллинистической художественной культуры Среднего Востока. В бурно растущих городах возводятся цитадели и мощные оборонительные стены, возрастает плотность городской застройки (Дальверзин-Тепе, Термез, Балх, Сирсукх и др.). Возводятся сырцово-глинобитные (на С.) и каменные (на Ю.) сооружения. Для жилых домов и дворцов (Халчаян, Баграм), парадных храмов династич. культа кушан (Сурхкоталь, Матхура), буддийских монастырей, святилищ, ступ (Таксила, Хадда, Буткара) характерны композиции с центральным залом (окруженным помещениями и коридорами) и колонным айваном на главном фасаде. Вырабатывается местная ордерная система на основе эллинистической и староиндийской традиций. Для искусства К. ц. характерен синтез архитектуры, скульптуры и живописи. В скульптуре (глиняной, гипсовой, каменной) господствуют темы прославления кушанских царей (Халчаян, Дальверзин-Тепе, Матхура), мифологические сюжеты (Буткара, Шотарак), складывается иконография Будды и бодхисатв. Живопись (темпера по сухому грунту) на мифологические и жанровые сюжеты ярка и лаконична по колориту. В стиле скульптуры и живописи К. ц. реалистическое начало постепенно уступает место иератическому. Развитие получили различные виды декоративного искусства: художеств. изделия из металла, драгоценные ткани, терракотовые статуэтки с изображениями, отражающими народные верования и представления. Искусство К. ц. оказало существенное влияние на последующее развитие художественной культуры Средней Азии, Афганистана и Индии.

Лит.: История таджикского народа, т. 1, М., 1963; Массой В. М., Ромодин В. А., История Афганистана, т. 1, М., 1964; Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. ф., Древняя Индия, М., 1969; История искусства народов СССР, т. 1, М., 1971, с. 224 ≈ 55; Пугаченкова Г. А., Скульптура Халчаяна, М., 1971; Puri В. N., India under the Kushanas, Bombay, 1965; Schiumberger D., L"Orient hellénisé, P., 1970.

Б. Я. Ставиский, Г. А. Пугаченкова.

Википедия

Кушанское царство

Кушанское царство (бактр. Κυϸανο, Кушано ; Кушана раджавамша ; БГС: ; парф. ???????????????? ????????????????, Kušan-xšaθr ; , Гуйшуан, I - III века н. э.) - древнее государство на территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии; период расцвета приходится приблизительно на 105-250 годы н. э.

По одной из теорий, Кушанское царство было основано кочевым индоиранским народом тохаров (кит. юэчжи), пришедшим с территории, на которой сейчас находится Синьцзян-Уйгурский автономный район. Государство имело дипломатические связи с Римом, Персией и Китаем.

Этнически разнородное население Кушанского царства общалось на разных восточно-иранских языках, таких как сам кушанский язык, бактрийский язык и другие языки. В Кушанском царстве развивался т. н. греко-буддизм . Кушанская цивилизация оставила заметный след в истории мировой культуры, соединив достижения многих народов.

Несмотря на то, что на Индийском субконтиненте проживала чуть ли не половина населения Земли (140 из 300 млн человек), регион, поддатный Кушанскому царству, был слабо заселен в сравнении с остальной древней Индией.

Сам факт наличия огромной Кушанской империи был осознан историками не ранее середины XIX века. Сведения, сохранившиеся о Кушанской империи - эпизодические, разнородные и противоречивые. Хронология и история восстановлены преимущественно по сохранившимся монетам, китайским летописям (в частности « Хоу Хань Шу » - История Поздней династии Хань), а также отдельным индийским и греческим свидетельствам. По поводу имён царей и хронологии продолжаются споры.

В Центральной Азии. Возникло в середине 1 века на месте Греко-Бактрийского царства, после того, как племенные княжества разгромивших его юэчжей объединились под властью главы княжества Гюйшуань (Гуйшуань, Кушан) Куджулы (Кудзулы) Кадфиза. Ядром Кушанского царства была Бактрия, столицей - город Бактры. В 47 Кадфиз отразил наступление Парфии и захватил область Гандхара, затем присоединил часть северо-западной Индии (кушанские монеты найдены в Шахриназе, Душанбе, Кабадионе, Хороге). Продолжая завоевательную политику отца, Вима Кадфиз во 2-й половине 1 века покорил Северную Индию (до Кашмира). В период его правления началось сооружение ирригационных каналов в Хорезме, Зеравшанской и Вахшской долинах. Была также проведена денежная реформа: введена в обращение золотая монета, близкая по весу (8 г) римской монете императора Августа.

Расцвет Кушанского царства пришёлся на правление Канишки. В этот период к Кушанскому царству присоединены Пенджаб, Кашмир, Синд и Уттар-Прадеш; столица царства перенесена в город Пурушапура (ныне Пешавар). В 90 кушанская армия потерпела поражение от китайских войск под командованием Бань Чао, но уже в начале 2 века Кушанское царство остановило наступление китайцев и предположительно присоединило к своим владениям Восточный Туркестан. При Канишке начался процесс индианизации кушан. Сам Канишка известен в индийской исторической традиции как покровитель буддизма. С середины 3 века, в период правления Васудевы, в Кушанском царстве началось ослабление позиций центральной власти. В 4 веке часть восточных территорий Кушанского царства была захвачена Гуптами. Тогда же войска иранского правителя из династии Сасанидов Шапура II (309-379) нанесли поражение Кушанскому царству, в результате которого оно потеряло земли по реке Яксарт (Сырдарья), а также Маргиану и части Бактрии (до Термеза). В начале 5 века Кушанское царство разгромлено эфталитами.

Как и в Греко-Бактрийском царстве, основа хозяйства Кушанского царства - поливное земледелие, в том числе выращивание риса и хлопка. В Ферганской долине интенсивно развивалось отгонное скотоводство. Высоким уровнем развития отличалось ремесло (производство гончарных изделий, хлопчатобумажных тканей, стекла, оружия). Находки кушанских монет (распространены вплоть до Ориссы) свидетельствуют о широких экономических связях Кушанского царства. Оно вело торговлю с Китаем (по Великому шёлковому пути), Парфией и Римом (Кушанское царство и Рим обменивались посольствами). Из Китая в Кушанское царство поступали шёлк и кожи, в Рим - пряности, благовония, драгоценные камни, слоновая кость, сахар. Ввозилась золотая и серебряная римская монета (римское золото использовалось для чеканки собственной монеты).

Большая часть населения Кушанского царства исповедовала зороастризм и буддизм школы вайбхашика. На монетах времени правления Канишки встречаются изображения из индуистской, буддийской, греческой, зороастрийской и шумеро-эламской мифологий. Во 2-3 веках на территорию Кушанского царства проникло христианство.

Искусство Кушанского царства представлено бактрийской, паропамисадской, гандхарской и матхурской школами. Характерной чертой жилой, дворцовой (Халчаян, Баграм) и культовой (Сурхкоталь, Матхура, Таксила, Хадда, Буткара) архитектуры Кушанского царства является наличие центрального зала и колонного айвана, открытого на фасад. Замки и дворцы правителей возводились на высоких платформах, украшались скульптурой и росписями, окружались стенами и укреплениями. При строительстве защитных сооружений использовались пахсовые блоки, сырцовый кирпич квадратной формы, камень-плитняк. Была выработана местная ордерная система на основе эллинистической и староиндийской традиций. В живописи и скульптуре (глиняной, гипсовой, каменной) преобладали мифологические сюжеты (Буткара, Шотарак), а также тема прославления царей (Халчаян, Дальверзин-Тепе, Матхура); сложилась иконография Будды и бодхисаттв. В стиле скульптуры и живописи Кушанского царства реалистическое начало постепенно уступило место иератическому. Развитие получили различные виды декоративного искусства: художественные изделия из металла, стекла, драгоценных камней, терракотовые статуэтки.

Найденный в городище Айртам так называемый айртамский фриз (2 век; тематически связан с паринирваной Будды Шакьямуни) - крупнейший памятник музыкальной культуры Кушанского царства. В его верхней части изображены 5 небесных музыкантш с инструментами: 2-сторонним барабаном (близок гандхарским инструментам), лютней своеобразной формы (гитарообразная с 4 С-образными резонаторными отверстиями в деке), вертикальной угловой арфой (месопотамского происхождения), а также тарелками и парным аэрофоном (напоминают древнегреческие кимвалы и авлос).

Лит.: Гафуров Б. Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. М., 1972; История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней. А.-А., 1977-1980. Т. 1-5; Вызго Т. С. Музыкальные инструменты Средней Азии. М., 1980; Karomatov F. М., Meskeris V. А., Vyzgo Т. S. Mittelasien. Lpz., 1987 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 2. Lfg 9); History of civilizations of Central Asia. Р., 1992-1996. Vol. 1-3; История Казахстана и Центральной Азии. Алматы, 2001; Боровкова Л. А. Кушанское царство (по древним китайским источникам). М., 2005; Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. СПб., 2005.

Н. Е. Бекмаханова; Е. М. Фраёнова (музыкальная культура).

Статьи по теме: