Final fantasy 15 рецензия. Пятнадцать игр в одной: обзор Final Fantasy XV

GoHa.Ru

Final Fantasy XV - настоящий хит. Для меня она полностью оправдала все возложенные на нее ожидания. Тут есть небольшие огрехи и недоработки, но на фоне всей игры они так незначительны, что о них вспоминаешь только тогда, когда пытаешься анализировать игру после финальных титров. А пока сюжетная линия бежит вперед, четверка главных персонажей идет навстречу новым испытаниям, и где-то там маячит тень новых открытий...

Читать обзор полностью

VGTimes

По какой-то причине Final Fantasy XV вобрала в себя худшие сценарные наработки японского игропрома, в результате чего повествование получилось слишком скомканным, разработчики часто делают акцент на необязательных моментах, пропуская необязательные, а страдает от этого всего конечный покупатель. Ему-то очень хочется узнать больше о мире, о злодеях и их мотивации, об оружии, но творцы из Square Enix решили, что без этого можно обойтись....

Читать обзор полностью

Игромания

Все это подводит к мысли, что самые запоминающиеся моменты новой «Финалки» не в сюжетных кат-сценах, а в геймплейных сторонних ситуациях: радость от победы над секретным боссом, двухчасовое шастание по подземельям, язвительные комментарии и милые издевки товарищей. В этом вся магия FF XV. На первый план выходит не псевдоэпичный сюжет, а дружба четырех ребят, ее становление и расцвет на фоне дикого, невообразимо красивого мира.

Читать обзор полностью

Котонавты

Десять лет ожидания не прошли зря. Square Enix подарила нам ещё одно грандиозное приключение, ещё одну интересную историю на вечно актуальную тему дружбы, предательства и любви. Огромный, живописнейший мир (впервые попав в Альтиссию, город на воде, я не мог поднять свою челюсть), атмосферу дорожного приключения и продуманную боевую систему. И пусть это уже не та Final Fantasy, которую мы когда-то знали...

Читать обзор полностью

Игры@mail.ru

Final Fantasy XV - хороший способ познакомить современных игроков с эстетикой японских ролевых игр, не заставляя их осваивать пошаговую боевую систему или терпеть устаревшую графику на платформах Nintendo. Давним поклонникам серии тоже стоит дать новинке шанс: дух приключений тут передан отлично. Другое дело, что знакомство лучше ограничить открытым миром: не спеша катайтесь на ездовых чокобо, выполняйте квесты...

Читать обзор полностью

Playpress

Как-то интересно в конце этого года звёзды сошлись: то Sony ёжика родит (The Last Guardian, в смысле), то вот еще и Square Enix вытащила из производственного ада Final Fantasy Versus XIII, отполировала её под железо консолей нынешнего поколения, окрестила Final Fantasy XV и отправила на золото. В разработке FF XV находилась десять лет. Завтра, того и гляди, Гейб Ньюэлл выкинет в Steam финальную версию Half-Life 3.

Читать обзор полностью

IGN Russia

От JRPG тут осталось крайне мало. Это японская игра с открытым миром, к концу зачем-то превращающаяся в один отвратительный узкий коридор, стены которого представляют собой кладбище нереализованных идей. Мир красивый и интригующий, но на поверку он оказывается пустым и скучным. Геймплей - зрелищный и впечатляющий визуально, при том ограниченный и примитивный. Внимание к мельчайшим деталям во взаимодействиях между персонажами...

Читать обзор полностью

3DNews

Final Fantasy XV, наоборот, решила не идти своим путем, а оказалась просто еще одной игрой с бессмысленным открытым миром и парочкой занятных особенностей вроде перемещения на машине. Здесь есть очень много отсылок к предыдущим частям: от пиксельных героев на экране покупки оружия и напевания победной мелодии до «воинов света» и музыки из старых «финалок». Это приятно и в какой-то мере трогательно для давнего поклонника серии. 6

GameMAG

Final Fantasy XV - это игра упущенных возможностей, которая в очередной раз доказывает, что в Square Enix давно пора что-то кардинально менять. Ни один из элементов проекта, кроме музыки, так и не был доработан до конца, а игру выпустили в сыром недоделанном виде, что особенно заметно после девятой главы. Если вы готовы остановить свое прохождение на десятом эпизоде, терпеть однообразные поручения в красивом открытом мире,

Из материалов отмененной Final Fantasy Versus XIII. Директор разработки Хадзимэ Табата утверждал во многих интервью, что разработку начали с нуля, оставив только основы.

Но складывается впечатление, будто в Final Fantasy XV попало чуть больше, чем ключевые образы и идеи. Она состоит из множества удачных и не очень удачных ситуаций, будто бы собранных из совершенно разных игр.

Две истории вместо одной

Final Fantasy XV можно разделить на две большие и очень разные линии. Во-первых, это история про дорожный мальчишник - четверку друзей, затерявшихся в открытом мире. Мудрый Игнис, могучий Гладио и раздолбаистый Промпто сопровождают принца Ноктиса на свадьбу. По пути глохнет машина - и теперь они без денег, посреди пустыни, вынужденные толкать свою «Регалию« до ближайшей заправки.

Так начинается одна Final Fantasy XV - та, в которой вы путешествуете по интересным местам на карте и выполняете побочные квесты. Квесты по большей части сводятся к охоте на монстров или почтовым поручениям, но открытый мир все равно умудряется затянуть, потому что по пути нет-нет да попадется какая-то неожиданная мелочь.

Тут есть отдельная мини-игра про рыбалку, например. Или ставки на битвы монстров в городском колизее. Даже для сбора ингредиентов на полях, умеренно бесполезного занятия самого по себе, есть неожиданная причина: Игнис готовит из них самую красивую еду в видеоиграх, на которую просто приятно посмотреть.

Но на фоне путевой истории в открытом мире происходит основной сюжет. Именно на фоне - это отдельная сущность, драматический эпос про войну, судьбы людей, легенды мира, пророчества и чуть-чуть про геополитику.

Две истории - причем совершенно разные

Основной сюжет и открытый мир - это два совершенно разных настроения. Из них легко можно было бы составить две раздельные игры, и тем не менее они всегда рядом, хотя сочетаются друг с другом очень странно. Даже главный герой в них воспринимается по-разному.

Со стороны сюжета - принц Ноктис как вершитель судеб. Последний наследник, герой, выступающий при поддержке отважных сподвижников. Его Final Fantasy XV темная, трагичная, но пафосная и возвышенная.

Со стороны открытого мира - легкомысленный принц-нищеброд и троица разнотемпераментных раздолбаев, побирающиеся подработками и ночующие в трейлерах. Эта Final Fantasy XV легкая беззаботная, часто - наивная и абсолютно житейская.

И игра попросту не успевает органично перестраиваться между этими двумя настроениями. Она создает ложное впечатление спешки в основном сюжете, но тут же позволяет отвлечься и заняться какой-нибудь ерундой как ни в чем не бывало.

Разворачиваются войны, гибнут люди. А я? А я останавливаюсь покормить кису. Эта киса очень привередливая, её нельзя так просто взять и покормить. Сперва я ловлю рыбу - сам, ведь тут можно рыбачить. Потом иду к шеф-повару дорогого ресторана с морепродуктами, чтобы тот приготовил из рыбы корм для кисы. А пока тот готовит, я иду ловить еще одну рыбину, чтобы расплатиться ею с шефом.

Войны разворачиваются. Люди гибнут. А мы? Мы развлекаемся как можем.

В основном сюжете полно пробелов

Даже если не брать в расчет диссонанс между центральной историей и открытым миром, сюжет Final Fantasy XV - это великолепный, роскошный, но все-таки бардак.

Многим ключевым персонажам явно не хватает экранного времени. Куда оно делось - становится ясно, если посмотреть аниме-сериал Brotherhood, фильм Kingsglaive и -пролога. Эти истории позиционировали как расширение вселенной для тех, кто хочет знать больше. На деле расширяет контекст разве что Brotherhood, а все остальное его формирует . Это необходимые части истории, которые показывают, почему происходящее действительно важно.

Если не знать про дидактический материал, получится, что практически все ключевые события происходят за кадром. «Ноктис, пока вы проходили подземелье, кое-где произошло кое-что важное, поэтому срочно собирайте вещи и едем еще куда-нибудь», - это самый используемый сценарный инструмент в первые десять-двадцать часов.

Пятнадцатая Final Fantasy дает поразительно мало поводов начать о ком-то заботиться.

Почему гибель Айрис в Final Fantasy VII в свое время так задела многих? Потому что вы проводите с ней целую четверть игры. Первый акт полон интересных сцен и взаимодействий между героями, Айрис и окружающим миром. В итоге к критическому моменту вы многое испытали вместе , и воспринимать происходящее близко к сердцу становится намного проще.

Здесь же похожую связь пытаются наладить не через личное взаимодействие, а через флэшбеки. Они - будто бы чьи-то рассказы о ком-то, кого вы никогда не видели. Почему все расстраиваются после гибели персонажа, ясно. Но ясно лишь потому, что причину расстройства объясняют прямым текстом, вместо того, чтобы помочь прочувствовать её самому.

На полпути игра меняется

При этом то, что начинается часу на пятнадцатом-двадцатом (или намного позже, если вы наседаете на побочные квесты), показывает совсем другую игру. Открытый мир заканчивается, побочные миссии практически исчезают - начинается быстрый путь к развязке, с чередой линейных, эпичных постановочных сцен.

И тогда Final Fantasy XV будто бы собирается воедино. Контраст двух настроений наконец-то начинает работать, потому что вместо беспорядочных переходов туда-обратно, сценарий четко фокусируется на конкретной цели. Лапша не связанных друг с другом ситуаций находит структуру и получает реальное развитие. Впервые отчетливо проявляется разница в характерах главных героев и сталкивает их друг с другом. Первый за долгое время ощутимый внутренний конфликт наконец-то заставляет переживать .

И самое интересное: долгий, неровный период в открытом мире после линейной части начинает казаться по-настоящему необходимым. Он создал эмоциональную связь между игроком и героями, которую не удавалось наладить с другими персонажами. Поэтому события последних актов ударяют намного, намного сильнее.

Отлично в отдельности - странно в сочетании

В Final Fantasy XV многое отлично сделано само по себе, но слабо сочетается или вообще конфликтует с общей картиной.

К примеру, один из самых эффектных и интересных злодеев для серии в принципе. У него есть мотивация, есть стиль, его история заставляет подвергнуть сомнению устройство всего мира. Но вплоть до последних актов он играет роль deus ex machina: появляется из ниоткуда и волшебным образом решает проблемы, мешающие развитию сюжета. Ему дают считанные часы, чтобы как следует поиграть с восприятием игрока и действительно себя проявить.

Другой пример - боевая система. Летать по полю боя, чередуя быстрые сабли и тяжелые железные рельсы, легко шагать по воздуху, растворяться в одном месте и возникать в другом приятно всегда. Магия - дефицит, но она дает ощущение огромной мощи и губит всё на пути, включая подвернувшихся в зону взрыва союзников. И в то же время, хотя механика поддерживает свободное перемещение, тонкое позиционирование и быстрые маневры на большие расстояния, сражаться часто приходится в совсем небольших помещениях. Теснота превращает приятную, воздушную, то напряженную, то расслабляющую боевку в обыкновенный трудночитаемый хаос.

Или поездки на чокобо. Эти грузные, но ловкие страусы кричат, роняют перья, артачатся, отвлекаются на свои дела - они кажутся живыми . Но насколько уместно смотрится Промпто, радостно тянущий команду покататься на птицах, «потому что всегда об этом мечтал», когда пять минут назад произошла одна из главных трагедий в игре?

И так далее. Final Fantasy XV создает яркие, волшебные ситуации - но они чаще существуют в вакууме, чем поддерживают друг друга. Только что ты был в восторге, сейчас возмущаешься и не понимаешь, как такое можно делать в 2016-м, а через десять часов рыдаешь от того, как всё красиво, и делаешь скриншоты раз в три секунды.

Дата публикации: 09.12.2016 14:27:57

Огромный красивый и детализированный мир Динамичная боевая система Сражения с огромными врагами Внимание разработчиков к деталям Реализация компании четырех главных героев Наличие музыки из прошлых частей серии

Долгие загрузки Реализация использования магии в бою Работа камеры в сражениях Однообразные побочные задания

Оценка игре: 4.0 /5

Вам также может быть интересно

Компания Sony опубликовала новый список игр в рамках подписки PlayStation Plus. Пользователи, подключившие услуги данного сервиса, смогут опробовать в этот раз лишь два проекта и только... Kingdom Hearts – одна из ключевых франшиз японского издательства Square Enix. И дело здесь вовсе не в том, что она является необычным во всех смыслах кроссовером японских ролевых игр и американской анимационной индустрии. Серия обрела культовый статус и обзавелась миллионами поклонников из десятков...

Опытный геймер

Сообщение отредактировано пользователем 21.01.2017 08:38:15

Dimas8071 писал(а):

в этом и парадокс, она меня бесит как ФФ, хотя прошел я ее с удовольствием, но буду ли я ее перепроходить как проходил 7,8,9 раз за разом? нет. как то не зацепило. нет ни одного момента который по настоящему запал бы в душу (даже в деревне черных магов в 9й ФФ было больше философии и смысла чем во всей 15Й)
ЭТО ТАК ЛОГИЧНО! ЭТО ТАК ЛОГИЧНО! и тд

Согласен, плеваться можно долго. Придраться можно вообще ко всему, кроме, пожалуй, боевой системы.

Я в начале думал: "эх, а в 8-ке то трава зеленей была", и перепрошел еще и ее после 15-й... Не так уж там зелено, как было в первые 2 прохождения... вот уж чего чего, а боевая система в 8-ке просто кошмарно несбалансированная. Вообще в final fantasy частенько со сложностью проблемы. Часто ее просто нет. FF 8 - халява, ff XIII и XIII-2 - press x to win (ну ладно, с черепашками в XIII придется пожамкать на кнопки на скорость), ff x - есть несколько совсем НЕ халявных гонок на чокобо и вообще имеются мозгодробительные квесты типа "увернись от молнии 100 раз подряд без сохранений". В 15-ой сложность как раз оптимальная - есть данж для хардкорщиков (чепойнты и без предметов) в остальных случаях тоже можно встрять на постоянной использование воскрешений и беготню с долблением магией украдкой с большой дистанции.

Саундтрек в начале меня не зацепил... Но потом я распробовал, теперь слушаю и даже ностальгирую.

Игра хорошая, просто ее не доделали.

P.S. из ff VIII, X, XIII и XV мне больше всего понравилась XIII-я часть)

Сообщение отредактировано пользователем 09.01.2017 04:16:34

Platton24 писал(а):

А что вы говорите? Все вами сказанное и есть сплошная критика игры без всяких но - после чего вы говорите, что как игре готовы поставить 4?)

В этом и парадокс, она меня бесит как ФФ, хотя прошел я ее с удовольствием, но буду ли я ее перепроходить как проходил 7,8,9 раз за разом? нет. как то не зацепило. нет ни одного момента который по настоящему запал бы в душу (даже в деревне черных магов в 9й ФФ было больше философии и смысла чем во всей 15Й)
с красивым миром соглашусь на 20%, остальные 80 это: вот вам вулкан, но в радиусе километра ничего не растет ЭТО ТАК ЛОГИЧНО! а вот здесь у нас метеор но в радиусе километра ничего не растет ЭТО ТАК ЛОГИЧНО! и тд
вспомни 9ю(если играл (или посмотри арты) сколько городов: Александрия(город рыцырей), Трено(город вечной ночи и бродяг), Линдблюм (стимпанк), бурмеция (город вечного дождя) таких разных друг на друга непохожих но западающих в душу локаций. есть хоть что то реально запоминающиеся оригинальное в 15й? НЕТ. тунель-пустыня, тунель-лес, тунель-болото и тд

Dimas8071 писал(а):

нам кидают ни рыбу ни мясо, без внятного сюжета и убогим миром. в игре раздражает все (кроме музыкального сопровождения). Я не говорю что игра плохая!
Вспомните что говорили разработчики про сюжет 7й: "мы решили пересмотреть свое виденье рпг, Почему вечно рыцарь должен спасать принцессу?" НЕТ блин, вот вам ИЗБРАННЫЙ БОГАМИ принц, Вот вам СЦЕНА С АЙРИС, вот вам ЧУДО КРИСТАЛ, итд.

А что вы говорите? Все вами сказанное и есть сплошная критика игры без всяких но - после чего вы говорите, что как игре готовы поставить 4?)

Что касается Final Fantasy XV я соглашусь с автором... незримая сказка Final Fantasy 15 из противоречий все равно увлекает и погружает в себя! Лично мне игра очень понравилась, это все та же сказка в невероятно красивом мире которую хочется запомнить!!!

Сообщение отредактировано пользователем 08.01.2017 16:54:35

Наконец увидел нормальную оценку. я честно не пойму откуда западные издания берут "превосходно", "изумительно" 99 баллов и тд. я бы согласился выйди она в 2011 но после эталонного ведьмака (да, да, знаю снова ведьмак) который разрабатывался три года и с гораздо меньшим бюджетом, который подарил огромный живой мир, нам кидают ни рыбу ни мясо, без внятного сюжета и убогим миром. в игре раздражает все (кроме музыкального сопровождения)
я не говорю что игра плохая но это шаг назад по сравнению с 7,8,9,10 и 12 FF. Вспомните что говорили разработчики про сюжет 7й: "мы решили пересмотреть свое виденье рпг, Почему вечно рыцарь должен спасать принцессу?" НЕТ блин, вот вам ИЗБРАННЫЙ БОГАМИ принц, Вот вам СЦЕНА С АЙРИС, вот вам ЧУДО КРИСТАЛ, итд.Вся FF15 это одно сплошное заимствование. ИМХО.
как игра: 4 балла
как FF: 3 балла
Средний балл: 3,5

Добавлено позже:

1NGIBITOR писал(а):

Я прошел почти все в сабже, кроме Pitious Ruins

Сомневаюсь что его кто то прошел(если только на ютубе)) лично я выклюбчил его на 3м часу, думал еще чуть чуть и геймпадом в монитор запущю

Опытный геймер

tunight писал(а):

Если платить фиг знает сколько денег на это, но не ради графики и 50 часов игры))) А ради нормального геймплея сиюжета и открытого мира чтобы можно было пройти игру точно не за 50 часов а за 300.

Я прошел почти все в сабже, кроме Pitious Ruins (там данж с лабиринтами без мобов, скучно для меня), за 130 часов. За 50 часов даже и левел капа не достигнешь, я уже молчу про набор очков способностей, за 130 часов я был еще достаточно далек от полной прокачки персонажей. Еще бы часов 30-50... Но постгейм контент уже, увы, закончился.

Сделали бы все пост-гейм данжи с отключением возможности использовать предметы... И получилось бы еще часиков 20, а то и 50 с матюками и сломаными джойстиками, если уж совсем хардкор устраивать, а, как показала практика, хардкор из сабжа сделать проще пареной репы.

А вот сюжет конечно слаб для final fantasy. В 13-й части было лучше. Песочница простовата. Но с такой боевой системой, можно бесконечно бегать долбить мобов)) Она прекрасна и весьма зрелищна.
Эх, плюшек бы побольше, да мобов понажеристей))

sanAsan писал(а):

Хотите сказать по просмотру на Ютубе нельзя оценить, что из себя представляет игра?

Никогда просмотр игры кого-то где-либо не даст возможности полноценно оценить геймплей. Личный опыт ничем не заменить. Но это уход в оффтоп. Если хотите продолжить тему - лучше в ЛС напишите.

Сообщение отредактировано пользователем 16.12.2016 12:09:23

Дюка писал(а):

Хотите сказать по просмотру на Ютубе нельзя оценить, что из себя представляет игра?

Сообщение отредактировано пользователем 16.12.2016 11:59:59

Дюка писал(а):

Так зачем говорить, что игра скучная и короткая? В Ютубе так сказали?

В сторону 15 части я не смотрю, как увидел сразу понял что игра будет не годной, как я ниже писал, чем дальше делают тем хуже. Будь у меня пс4 я бы её не стал брать даже из за графики. В данной игре плюсов не наблюдается. Если платить фиг знает сколько денег на это, но не ради графики и 50 часов игры))) А ради нормального геймплея сиюжета и открытого мира чтобы можно было пройти игру точно не за 50 часов а за 300.

tunight писал(а):

Дружище, да мир финальной фантазии я бы поиграл, но у меня нет нужных консолей для таких игр, и ни когда не будет, пройду на ютубе.

Так зачем говорить, что игра скучная и короткая? В Ютубе так сказали?

Final Fantasy относится к той редкой серии игр, на которой многие буквально выросли. Переживали десятки жизней вместе с героями, участвовали в сотнях баталий, тысячи раз умирали, чтобы воскреснуть и с новыми силами ринуться в бой с превосходящими силами противника. Здесь квест по «спасению мира от плохих парней» всегда отходил на второй план, уступая место маленьким персональным путешествиям героев.

В этом, пожалуй, и заключается магия «Финалки» — оставаться близкой сердцу каждого игрока, апеллируя к эмоциям, стремлениям, желаниям, страхам, которым подвержены все, будь то наемник Шинры, кадет элитной академии SeeDs, знаменитый блитцболист или наследник престола в бегах. Final Fantasy XV как никакая другая часть следует этому канону, рассказывая нам историю о принце Ноктисе и его друзьях детства, чья жизнь вот-вот выйдет из колеи, меняя их цели и стремления, меняя их самих.

Вся команда в сборе и готова к приключениям.

Моя любовь - «Регалия»

Концепция «роуд-муви», о которой так много говорили создатели FF XV, не нова для серии, но именно здесь она получает самое прямое воплощение: почти всю игру наши персонажи проводят в роскошной «Регалии» - машине, некогда принадлежащей отцу Ноктиса королю Регису. Мир Эоса пугающе огромен, и на своих двоих здесь далеко не уйти, поэтому без помощи этой стальной красотки вам никак не обойтись.

«Регалия» - это мобильный штаб нашей команды, где у каждого свое место и роль. Ноктис может вести машину собственноручно либо передать руль в руки умника Игниса. Ночные поездки возможны, но довольно рискованны: в это время на охоту выходят особенно мерзкие демоны, вылезающие буквально из асфальта. Либо дерись, либо поворачивай обратно. К счастью, вы можете прокачивать авто, устанавливая более мощный движок и слепящие фары, которых боятся даже исчадья ада. Если уж ездить по миру, так с комфортом!

В игре есть возможность быстрого перехода, но иногда просто хочется прокатиться, наслаждаясь видами Эоса.

Если где-то машина бесполезна, на помощь придут известные всем фанатам серии цыплята-переростки чокобо, которых можно арендовать на любом перевалочном пункте. Более того, в пятнадцатую часть вернули возможность менять внешний вид вашего питомца. Можно прокачивать основные параметры и учить его разным фокусам, вплоть до помощи на поле боя. Хоть особям голубых кровей и не пристало гонять на цыплятах, но в непролазных чащах и болотах пернатый транспорт - это необходимость.

Скакать по просторам Эоса на чокобо - одно удовольствие.

Новый мир

Вся мифология игры построена на противостоянии королевской семьи Люцисов (Ноктис - последний выживший представитель рода) и злых имперцев, жаждущих мирового господства. Королевская семья издавна хранит кристалл - реликвию могучей силы, на которой зиждется Эос. Но, по традиции, есть сторона, не согласная с подобным порядком вещей. Мы застаем героя и его друзей в горестный для королевства час, и именно от нас зависит судьба кристалла и мира, каким они его знают.

Если на секунду забыть, что у наших героев есть «главный квест», то все, что нам предстоит в FF15, - это путешествовать по бескрайнему миру, охотиться на монстров, исследовать подземелья в поисках королевских гробниц, хранящих древнее оружие рода Люцисов, ночевать под открытым небом, познавать себя и друзей.

К слову, отдых нашей четверки - чрезвычайно важная часть игры, ведь именно в эти моменты персонажам начисляется полученный опыт и совершенствуются специальные навыки (у Ноктиса - это рыбалка, у Игниса - кулинария, у Гладио - сбор предметов, а у Промпто - фотография).

В игре были замечены типичные блогеры.

Эос полон людей, которым нужна наша помощь в самых различных насущных вопросах, будь то изведение разбушевавшегося зверя в окрестностях, проверка паровых вентилей в городе или сбор красных лягушек на болотах. Побочных квестов неисчисляемое количество, но не обольщайтесь - все они однообразны и довольно быстро наскучат даже самому заядлому «гриндильщику».

Другое дело, что тривиальное задание зачастую может привести вас к скрытому подземелью с серьезными боссами и высококлассным лутом. Кроме того, это единственный способ быстро прокачаться, если вы не дотягиваете по уровню до босса в сюжетной миссии.

Это первая игра за всю историю серии, где исследование мира формирует отдельный, не зависящий от главной сюжетной линии геймплейный цикл. Вы, конечно же, вольны двигаться строго по сюжету, но будьте готовы к тому, что подобный выбор лишит вас львиной доли удовольствия от игры.

В этой игре можно убить почти всё, катоблепас - не исключение.

Завораживающий мир Эоса кипит жизнью, здесь всегда есть чем заняться: рыбалка, гонки на чокобо, огородничество, игра на аркадных автоматах, дегустация блюд Игниса, селфи на фоне местных достопримечательностей.

Последнее, к слову, - обязанность блондинчика Промпто. Он щелкает все, что происходит на экране, будь то исполинская рыба, пойманная Ноктисом, или эффектный кадр во время боя. Снимки можно посмотреть, отобрать самые удачные и добавить на них фильтры (как же без этого в 2016-м) во время отдыха. Эх, главное - не «утонуть» в этих сторонних забавах, ведь нам еще мир спасать.

Еда, приготовленная Игнисом, не просто восполняет здоровье, но и наделяет персонажей прибавками к параметрам. Старайтесь готовить блюда, которые нравятся разным членам команды.

Один за всех

Сражения с монстрами все еще основная задача нашей команды, и уж с этим у новой «Финалки» все хорошо. Забудьте о выборах «парадигм» из тринадцатой части и долгих цепочках действий. Боевка в FF XV чем-то похожа на экшен-ориентированную систему из Final Fantasy Type-0 . Все завязано на однокнопочных атаке и парировании. Удачное парирование дает возможность эффектно контратаковать и оглушить врага.

Не стоит забывать и о чрезвычайно полезной способности Ноктиса телепортироваться в любую часть «арены». Ее можно использовать как для стратегического отступления, так и для атаки: принц запускает оружие в монстра и молниеносно телепортируется в его сторону, дабы нанести мощный удар.

Ноктис - заядлый рыбак, так что не проходите мимо водоемов, не порыбачив.

Во время боя управлять можно только Ноктисом, все остальные персонажи подчинены ИИ. Однако вы вольны инициировать специальную атаку напарника, возможную при заполнении «шкалы приема». Разработчики полностью отказались от возможности программировать поведение команды в бою. На замену «гамбитной» механике пришли совместные атаки, которые срабатывают в зависимости от «контекста» (вашей позиции, используемого оружия и прочего).

Только представьте: в один момент Ноктис и Гладио оказываются плечом к плечу, верный телохранитель при помощи двуручного меча запускает принца в небо, дабы тот кометой сокрушительно спикировал сверху. С совместными атаками поле боя превращается в балет, где персонажи сменяют друг друга в очереди на раздачу пинков недругам.

Куда уж без лавкрафтовских мотивов?

Также наследник линии Люцисов обладает магией предков: позаимствованное у усопших королей оружие собирается в поток света и наносит десятки мощных ударов по цели. Чем больше оружия вы соберете, тем сильнее будет атака. В игре есть и свой аналог «айдолонов» - так называемые «астралы», которых можно призывать на помощь. Больше ничего про это не скажу, так как их появление тесно связано с сюжетом.

В подземельях сокрыты сокровища и усыпальницы королей, но и монстры там посерьезней.

Для боя больше нет отдельной подгружаемой фазы, все происходит в реальном времени. На карте красным ореолом очерчена зона видимости врага, она же служит границей арены во время боя. Зачастую в пылу схватки вы случайно можете выйти за невидимые границы зоны, и тогда бой резко прервется, здоровье врагов может восстановиться (зато ваше - не особо) и все придется начинать заново.

Выяснять, где же «ее малыш», нам не особо хотелось.

Еще один неприятный момент связан с зачем-то добавленным в игру friendly fire. Это невероятно затрудняет использование элементной магии в бою: учитывая, что заклинания Ноктиса покрывают довольно большую часть арены, нередка ситуация, когда принц поражает льдом, молниями или огнем не только монстров, но и своих напарников, так что колдовать приходится либо в самом начале боя, либо убедившись, что товарищи отошли на безопасное расстояние.

Порой принцу хочется простых обнимашек.

Кодекс братана

По сравнению с остальными частями, в Final Fantasy XV не так уж много второстепенных персонажей, и это скорее плюс: все софиты направлены на основную четверку, и никакие харизматичные злодеи и милые дамы не способны отвлечь внимание настоящих друзей от их миссии по спасению мира.

И все же будем честны: главная сюжетная линия проста как валенок и вдобавок преподнесена из рук вон плохо. Большую часть времени на игрока выливают ушат информации о вселенной так, будто он все о ней уже знает. Мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с полнометражным фильмом Kingsglaive перед началом игры, потому как сценаристы не сочли нужным плавно вводить пользователей в курс дела.

Из материалов отмененной Final Fantasy Versus XIII. Директор разработки Хадзимэ Табата утверждал во многих интервью, что разработку начали с нуля, оставив только основы.

Но складывается впечатление, будто в Final Fantasy XV попало чуть больше, чем ключевые образы и идеи. Она состоит из множества удачных и не очень удачных ситуаций, будто бы собранных из совершенно разных игр.

Две истории вместо одной

Final Fantasy XV можно разделить на две большие и очень разные линии. Во-первых, это история про дорожный мальчишник - четверку друзей, затерявшихся в открытом мире. Мудрый Игнис, могучий Гладио и раздолбаистый Промпто сопровождают принца Ноктиса на свадьбу. По пути глохнет машина - и теперь они без денег, посреди пустыни, вынужденные толкать свою «Регалию« до ближайшей заправки.

Так начинается одна Final Fantasy XV - та, в которой вы путешествуете по интересным местам на карте и выполняете побочные квесты. Квесты по большей части сводятся к охоте на монстров или почтовым поручениям, но открытый мир все равно умудряется затянуть, потому что по пути нет-нет да попадется какая-то неожиданная мелочь.

Тут есть отдельная мини-игра про рыбалку, например. Или ставки на битвы монстров в городском колизее. Даже для сбора ингредиентов на полях, умеренно бесполезного занятия самого по себе, есть неожиданная причина: Игнис готовит из них самую красивую еду в видеоиграх, на которую просто приятно посмотреть.

Но на фоне путевой истории в открытом мире происходит основной сюжет. Именно на фоне - это отдельная сущность, драматический эпос про войну, судьбы людей, легенды мира, пророчества и чуть-чуть про геополитику.

Две истории - причем совершенно разные

Основной сюжет и открытый мир - это два совершенно разных настроения. Из них легко можно было бы составить две раздельные игры, и тем не менее они всегда рядом, хотя сочетаются друг с другом очень странно. Даже главный герой в них воспринимается по-разному.

Со стороны сюжета - принц Ноктис как вершитель судеб. Последний наследник, герой, выступающий при поддержке отважных сподвижников. Его Final Fantasy XV темная, трагичная, но пафосная и возвышенная.

Со стороны открытого мира - легкомысленный принц-нищеброд и троица разнотемпераментных раздолбаев, побирающиеся подработками и ночующие в трейлерах. Эта Final Fantasy XV легкая беззаботная, часто - наивная и абсолютно житейская.

И игра попросту не успевает органично перестраиваться между этими двумя настроениями. Она создает ложное впечатление спешки в основном сюжете, но тут же позволяет отвлечься и заняться какой-нибудь ерундой как ни в чем не бывало.

Разворачиваются войны, гибнут люди. А я? А я останавливаюсь покормить кису. Эта киса очень привередливая, её нельзя так просто взять и покормить. Сперва я ловлю рыбу - сам, ведь тут можно рыбачить. Потом иду к шеф-повару дорогого ресторана с морепродуктами, чтобы тот приготовил из рыбы корм для кисы. А пока тот готовит, я иду ловить еще одну рыбину, чтобы расплатиться ею с шефом.

Войны разворачиваются. Люди гибнут. А мы? Мы развлекаемся как можем.

В основном сюжете полно пробелов

Даже если не брать в расчет диссонанс между центральной историей и открытым миром, сюжет Final Fantasy XV - это великолепный, роскошный, но все-таки бардак.

Многим ключевым персонажам явно не хватает экранного времени. Куда оно делось - становится ясно, если посмотреть аниме-сериал Brotherhood, фильм Kingsglaive и -пролога. Эти истории позиционировали как расширение вселенной для тех, кто хочет знать больше. На деле расширяет контекст разве что Brotherhood, а все остальное его формирует . Это необходимые части истории, которые показывают, почему происходящее действительно важно.

Если не знать про дидактический материал, получится, что практически все ключевые события происходят за кадром. «Ноктис, пока вы проходили подземелье, кое-где произошло кое-что важное, поэтому срочно собирайте вещи и едем еще куда-нибудь», - это самый используемый сценарный инструмент в первые десять-двадцать часов.

Пятнадцатая Final Fantasy дает поразительно мало поводов начать о ком-то заботиться.

Почему гибель Айрис в Final Fantasy VII в свое время так задела многих? Потому что вы проводите с ней целую четверть игры. Первый акт полон интересных сцен и взаимодействий между героями, Айрис и окружающим миром. В итоге к критическому моменту вы многое испытали вместе , и воспринимать происходящее близко к сердцу становится намного проще.

Здесь же похожую связь пытаются наладить не через личное взаимодействие, а через флэшбеки. Они - будто бы чьи-то рассказы о ком-то, кого вы никогда не видели. Почему все расстраиваются после гибели персонажа, ясно. Но ясно лишь потому, что причину расстройства объясняют прямым текстом, вместо того, чтобы помочь прочувствовать её самому.

На полпути игра меняется

При этом то, что начинается часу на пятнадцатом-двадцатом (или намного позже, если вы наседаете на побочные квесты), показывает совсем другую игру. Открытый мир заканчивается, побочные миссии практически исчезают - начинается быстрый путь к развязке, с чередой линейных, эпичных постановочных сцен.

И тогда Final Fantasy XV будто бы собирается воедино. Контраст двух настроений наконец-то начинает работать, потому что вместо беспорядочных переходов туда-обратно, сценарий четко фокусируется на конкретной цели. Лапша не связанных друг с другом ситуаций находит структуру и получает реальное развитие. Впервые отчетливо проявляется разница в характерах главных героев и сталкивает их друг с другом. Первый за долгое время ощутимый внутренний конфликт наконец-то заставляет переживать .

И самое интересное: долгий, неровный период в открытом мире после линейной части начинает казаться по-настоящему необходимым. Он создал эмоциональную связь между игроком и героями, которую не удавалось наладить с другими персонажами. Поэтому события последних актов ударяют намного, намного сильнее.

Отлично в отдельности - странно в сочетании

В Final Fantasy XV многое отлично сделано само по себе, но слабо сочетается или вообще конфликтует с общей картиной.

К примеру, один из самых эффектных и интересных злодеев для серии в принципе. У него есть мотивация, есть стиль, его история заставляет подвергнуть сомнению устройство всего мира. Но вплоть до последних актов он играет роль deus ex machina: появляется из ниоткуда и волшебным образом решает проблемы, мешающие развитию сюжета. Ему дают считанные часы, чтобы как следует поиграть с восприятием игрока и действительно себя проявить.

Другой пример - боевая система. Летать по полю боя, чередуя быстрые сабли и тяжелые железные рельсы, легко шагать по воздуху, растворяться в одном месте и возникать в другом приятно всегда. Магия - дефицит, но она дает ощущение огромной мощи и губит всё на пути, включая подвернувшихся в зону взрыва союзников. И в то же время, хотя механика поддерживает свободное перемещение, тонкое позиционирование и быстрые маневры на большие расстояния, сражаться часто приходится в совсем небольших помещениях. Теснота превращает приятную, воздушную, то напряженную, то расслабляющую боевку в обыкновенный трудночитаемый хаос.

Или поездки на чокобо. Эти грузные, но ловкие страусы кричат, роняют перья, артачатся, отвлекаются на свои дела - они кажутся живыми . Но насколько уместно смотрится Промпто, радостно тянущий команду покататься на птицах, «потому что всегда об этом мечтал», когда пять минут назад произошла одна из главных трагедий в игре?

И так далее. Final Fantasy XV создает яркие, волшебные ситуации - но они чаще существуют в вакууме, чем поддерживают друг друга. Только что ты был в восторге, сейчас возмущаешься и не понимаешь, как такое можно делать в 2016-м, а через десять часов рыдаешь от того, как всё красиво, и делаешь скриншоты раз в три секунды.

Статьи по теме: