Шахматные этюды онлайн. Шахматные задачи онлайн

Не в своих санях, да еще впереди поезда…

Поэтом можеш ты не быть,
Но шахматистом быть обьязан.
(интерпритация по В.Маяковскому)

В 2006 году мне попалась на глаза статья “Этюд “глазами” компьютера” , опубликованная в шахматном издании “Проблемист Украины” №4(10) , автор Ю.Белоконь. Автор неплохо начал свою статью стихотворным эпиграфом из творческого наследия В.Маяковского “о погрузке дров в наши вагоны”. Увы, на этом компетентность автора статьи закончилась …
Статья вызвала у меня улыбку. Вспомнилось, что в советские времена составлять этюды могли только шахматисты определенной квалификации. В наш стремительный век научно-технического прогресса вооружившись ноутбуком с соответствующим программным обеспечением составлять шахматные этюды могут даже начинающие шахматисты. Это еще полбеды, появились проблемисты, которые начали критиковать этюдистов и направлять этюды в “правильное русло”. Если так пойдет и дальше, то современный шахматный этюд станет разновидностью кооперативных задач.
Необоснованной критике Ю.Белоконь подвергал не только этюд составленный мной в соавторстве с Ю.Червонюком, но даже этюд А.Троицкого. Как человек бросивший заниматься шахматной композицией я проигнорировал эту статью. Прошло сем лет … Мне пришла в голову мысль сделать поиск в интернете по своей фамилии. Результаты поиска меня ошеломили, оказывается я, мой постоянный соавтор Ю. Червонюк и всемирно известный этюдист А.Троицкий (вообще-то неплохая компания!) являемся “звездами” интернета и многих шахматных изданий, благодаря статьям Ю.Белоконя. На протяжении семи лет Ю.Белоконь что называется ставит вопрос ребром, считает некорректными этюды, в которых авторское решение несоответствует компьютерному.
Как программист и как бывший шахматист, проблемист и этюдист попробую внести ясность в данную проблему.
Сначала краткая информация о технической стороне проблемы. Компьютер - это устройство способное выполнять заданную, чётко определённую последовательность математически-логических операций. Описание последовательности операций называется программой, в нашем случае шахматной программой. Основа любой программы алгори́тм - набор инструкций, описывающих последовательность или порядок действий исполнителя для достижения результата решения поставленой задачи за конечное число действий. Шахматные программы создают программисты. Человек который создает шахматные программы должен не только знать язык программирования, но и должен уметь играть в шахматы, причем чем сильнее он играет в шахматы, тем актуальнее он составит алгоритм шахматной программы. Шахматы настолько сложная игра, что идеальный алгоритм шахматной программы на сегодняшний день еще не создан, если его вообще возможно создать. Шахматные программы составлены разными программистами и соответственно алгоритмы этих программ отличаются. Поэтому в одной и той же шахматной позиции различные шахматные программы могут выбирать абсолютно разные варианты, которые алгоритм программы считает за сильнейший вариант или ход. Отсюда выплывает первый абсурд Ю.Белоконя. В своих статьях Ю.Белоконь считает компьютер шахматным авторитетом и соответственно безоговорочно правильными считает варианты которые приводит компьютeр. Компьютер в данном случае абсолютно ни при чем, а вот компьютерная программа - совсем другое дело! Но здесь проявляется второй абсурд. А что это за компьютерная программа. которой пользуется Ю.Белоконь? К сожалению в Ю.Белоконь не сообщает название шахматной программы, но предлагает корректными считать только те этюды, которые пройдут компьютерную проверку и правильными считает только те решения, которые приводит компьютeр. В каком случае Ю.Белоконю нужно было предложить взять за эталон “шахматной чистоты и правильности решений шахматных этюдов” программу с определенной назвой и определенной версией этой программы. В противном случае дело пахнет анархией, этюдисты будут использовать разные программы, припустим что в большинстве этюдов решения совпадут, но обязательно выплывет немалое количество этюдов, в которых решения вказанные разными программами или даже разными версиями одной и той же программы будут отличатся. Но автор статьи ПУ №4(10) “Этюд “глазами” компьютера” в технических вопросах явно не силен и как следствие первых двух абсурдов предлагает третий абсурд, цитирую дословно Ю.Белоконя:”Этюды, по которым мнения авторов расходятся с оценками компьютера, необходимо отнести к группе кооперативных этюдов. Обозначение готово (H#,H=)”. Не претендуя на авторство идеи могу предложить Юрию Белоконю в развитие даного абсурда следующий абсурд: ”Этюды, по которым мнения авторов на одном из компьютеров расходится с оценкой компьютера, а на другом из компьютеров наоборот- совпадают с оценками компьютера, необходимо отнести к группе обратных этюдов. Обозначение готово (S#,S=)” . И еще одна идея в подарок Ю.Белоконю: “ Этюды, в которых на разных компьютерах частично или полностью разные оценки, но не одна из оценок этюда несовпадает с мнением авторов, необходимо отнести к группе этюдов-хамелионов. (надеюсь, что Ю.Белоконь обозначение придумает) ”. На этом техническую сторону вопроса заканчиваю и приступаю к чисто шахматной стороне вопроса.
На диаграмме №1 изображен этюд соавтором которого являюсь я. Этюд на протяжении семи лет является «национальным героем» всех статьей на этюдную тему Ю.Белоконя. Этюд некорректность решения которого по мнению Ю.Белоконя доказана компьютером.

Диаграмма №1: А.Ковриженко, Ю.Червонюк
ХIII командный чемпионат Украины,2006
1 место
.
Авторское решение:
1Bh7+ K:f3 (1…R:h7 2.Sg5+ K:d4 3.S:h7 Bc8 4.Sg5 Kc5 5.K:a3 K:b6 6.Kb4 Kc6=) 2.b7 Be6+ 3.K:a3 Rg2 4.d5 B:d5 5.Be4+ K:e4 6.b8Q Ra2+ 7.Kb4 Rb2+ 8.Kc5 R:b8 идеальный пат.


4…Ra2+ 5.K:a2 B:d5+ 6.Kb2 B:b7=

Диаграма №2

Рассматриваем этюд (диаграма №1) внимательно, детально, как в первом клаcсе. Критическая позиция возникает после ходов 1Bh7+ K:f3 2.b7 Be6+ 3.K:a3 Rg2 4.d5 (диаграма 2)

Этюд - это фрагмент шахматной партии, изначально этюды являлись обучающим материалом для шахматистов-практиков. Представим себе, что я играю в даной позиции (диаграма №2) черными фигурами, а мой противник Ю.Белоконь - белыми. Мой ход, я оцениваю позицию: у черных значительный материальный перевес в ладью, но белые угрожают в данный момент поставить ферзя на поле b8 . У меня заслуживающих внимания два варианта развития событий 4…Ra2+? или 4… B:d5! Рассмотрим вариант: 4…Ra2+? 5.K:a2 B:d5+ 6.Kb2 B:b7=. - черные возвращают ладью и не создавая белым абсолютно никаких проблем делают ничью. Я конечно уважаю своего противника по данной шахматной партии Ю.Белоконя, но зачем в этой позиции (диаграмма №2) мне играть в поддавки - делать ничью, возвращая материал. После хода 4… B:d5! проблем у черных нет, черные сделали серьезную заявку на выиграш, а от у белых проблемы - не проходит 5.b8Q? , после 5… Ra2+ 7.Kb4 Rb2+ черные выигрывают. Единственное спасение белых - создание патовой сети с помощью жертвы слона: 5.Be4+! K:e4 6.b8Q Ra2+ 7.Kb4 Rb2+ 8.Kc5 R:b8 пат. Я объясняю елементарные вещи, то что ход черных 4… B:d5! значительно сильне чем ход 4…Ra2+ ? факт слишком очевидный, даже для шахматистов 3 разряда. Для шахматной программы, которую использует Ю.Белоконь - это приговор профессиональной непригодности компьютерной программы, ведь это не очень сложный этюд и в нем не слишком много фигур.

Сильнейшим вариантом решения данного этюда однозначно является авторское решение: пат на восьмом ходу за который белым в изначально проиграшном положении нужно изрядно побороться. Согласно Ю.Белоконю в данном этюде (позиция №1) сильнейший вариант решения: 1Bh7+ K:f3 2.b7 Be6+ 3.K:a3 Rg2 4.d5 Ra2+?? 5.K:a2 B:d5+ 6.Kb2 B:b7= - это ничья на шестом ходу, причем на четвертом ходу черные должны добровольно по своей же инициативе отказаться от дальнейшей борьбы за выиграш и ефектно сделать ничью, получается черные должны помочь белым сделать ничью. Это уже серьезная заявка Ю.Белоконя на абсолютно новый вид шахматной композиции: частично-кооперативных этюдов, в которых задание должно быть приблизительно таким: белые начинают, а черные на 4 ходу помогают белым сделать ничью. Фантазировать изобретая новые виды шахматной композиции Ю.Белоконь может сколько угодно, но непонятно причем здесь мой этюд. Замечания по содержанию та форме этюда изображенного на диаграмме №1 должны быть обоснованными. С проблемами компьютерной программы, которую использует Ю.Белоконь, нужно обращаться к разработчикам данной программы. Вместо того чтобы обратиться к программистам относительно явной ошибки алгоритма шахматной программы, Юрий Белоконь уже 7 лет бросает тень некорректности на довольно неплохой этюд (диаграмма №1) и не только…

Еще один “любимчик” Ю.Белоконя - это этюд всемирно известного этюдиста Алексе́я Алексе́евича Тро́ицкого (диаграмма №3). Если честно, то меня удивляет, что досих пор никто не стал на защиту гениального этюда А.Троицкого.

Диаграмма №3 А.Троицкий
«Новое время» 1895

Авторское решение: 1.Bh6+ Kg8 2.g7 Kf7! 3.g8Q+!! K:g8 4.Ke6 Kh8 5.Kf7 e5 6.Bg7#

Сильнейший вариант (решение) по мнению Ю.Белоконя:
2…e6+ 3.Kd6 Kf7 4.Ke5 Kg8 5.Kf6 e5 6.Ke6 e4 7.Kf6 e3 8.B:e3 h6 9.B:h6 Kh7 10.Kf7 K:h6 11.g8Q Kh6 12.Qg3 Kh6 13.Qh4(Qg6)#

Этюд А.Троицкого - это обучающий материал для шахматистов. Данный этюд в советское время показывали в каждом шахматном клубе. Соль этюда в том, что любой шахматист знает, что одна легкая фигура не может заматовать одинокого короля и соответственно рассматривать варианты с потерей белой пешки не будет.
Смотрим авторское решение с моими комментариями:
1.Bh6+ Kg8 2.g7 Kf7! и вроде бы черные добились ничьи: или пат, или ничья повторением ходов, но не судьба 3.g8Q+!! (до этого хода человеку в первый раз увидевшему данный этюд не просто додуматься, ведь шахматист в буквальном смысле закодирован, что потеря пешки g7 приведет к ничьей) K:g8 4.Ke6 Kh8 5.Kf7 e5 6.Bg7#. Ход 2...Kf7! - это сильнейший ход с точки зрения шахматиста практика, хоть какой никакой, а шанс на ничью.
Смотрим “сильнейший” вариант предложенный Ю.Белоконем с моими комментариями:
2…e6+? - это слабый ход, - возникает стандартная и понятная даже для слабого шахматиста позиция с реализацией материального перевеса:
3.Kd6 Kf7 4.Ke5 Kg8 5.Kf6 e5 6.Ke6 e4 7.Kf6 e3 8.B:e3 h6 9.B:h6 Kh7 10.Kf7 K:h6 11.g8Q Kh6 12.Qg3 Kh6 13.Qh4(Qg6)# .Этот вариант не является компьютерным открытием, его анализировали в советское время если не во всех, то в подавляющем большинстве шахматных клубов при детальном анализе данного этюда, в нем напрочь отсутствуют сильные хода, все хода данного варианта чисто технические, соответственно никто не считал его сильнейшим вариантом и абсолютно все были согласны с авторским решением этюда!
В этюдах сильнейшим вариантом является не самый длинный вариант, а вариант в котором присутствуют очень сильные хода, в авторском решении этюда А.Троицкого такой ход имеется - это парадоксальная жертва белой пешки на поле g8!

В завершении статьи отмечу, что этюдном разделе шахматной композиции рановато в слепую и без оглядки надеяться на компьютерные программы. Поезия В.Маяковского относительно “погрузки дров в наши вагоны” звучит неплохо, но есть одна проблема - похоже что машинист сел не на тот поезд, как результат попал «не в свои сани» и вдовершении ко всему еще и побежал впереди поезда.

Анатолий Ковриженко

Подробности

Шахматные задачи - этюды

Особой областью творческой деятельности в шахматах называют шахматную композицию, в которую входят:

  • шахматные этюды и
  • задачи.

Обратите внимание: на сайте сайт есть примеры:

  • с ответами;
  • с решениями.

Шахматные задачи и этюды с решениями создаются для того, чтобы каждый игрок смог проанализировать ходы и не допустить ошибок в будущем. Примеры берутся из партий, сыгранных кем-то (как правило, известными гроссмейстерами) ранее.

Шахматные этюды и задачи - очень интересное, захватывающее и увлекательное времяпрепровождения. Мы уже говорили о том, что интеллектуальные игры:

  • развивают мышление, логику;
  • повышают IQ;
  • являются профилактикой болезни Альцгеймера.

Что касается этюдов, то это новый уровень мастерства в шахматах. Это задачи (с ответами, с решениями и без них), в ходе которых игрок сражается за победу своих фигур (по умолчанию белых). Шахматные этюды решают те, кто, так сказать, уже на ты с интеллектуальной игрой. Число ходов здесь предсказать невозможно. Игра длится до тех пока, пока:

  • одна из сторон «в бою» не потеряет все фигуры;
  • одному из королей не поставят мат.


Шахматные этюды и задачи помогают юным игрокам пробиться в лидеры. Решать их рекомендуется систематически. В шахматах, как и в большом спорте, нужны постоянные тренировки. Иначе навыки не станут привычкой. После длительного перерыва в занятиях вы вряд ли сможете сразу решать шахматные этюды и задачи - разве что если те будут с ответами. Чтобы вернуть «интеллектуальную форму», придется возвращаться на начальный уровень и снова «копаться» в заданиях для новичков.

Предупреждаем: в онлайн-школе Chesslives не предлагают играть бесплатно, зато за небольшую плату учат профессионализму и настоящему мастерству в шахматах!

Звоните по указанному на сайте номеру и записывайтесь на занятия!

ШАХМАТНЫЕ ЭТЮДЫ

Шахматными этюдами называются искусственно созданные, придуманные позиции, в которых всегда начинают белые. Они, согласно заданию, или выигрывают, или добиваются ничьей. В противоположность задачам количество ходов решения в этюде не обусловлено. Есть и другая разница. В задачах, как мы видели, подавляющий материальный перевес всегда у белых. В этюде же силы сторон или внешне равны, или даже перевес у черных. Поэтому этюды живо напоминают позиции практической игры, и решать их очень полезно. Благодаря решению этюдов развивается техника анализа, шахматист глубоко вникает в законы эндшпиля, повышает мастерство игры в так называемых простых, малофигурных позициях. На самом деле, эти «простые» позиции, где требуется абсолютная точность расчета вариантов, иногда труднее самых сложных, многофигурных положений.

Под этюдами, подразумевая начальный ход белых, пишут кратко: «Выигрыш», «Ничья».

Составители шахматных этюдов называются этюдистами. Составление этюдов наравне с задачами входит в область шахматной композиции.

Из старых русских мастеров этюда широко известны братья В. и М. Платовы, Л. И. Куббель и А. А. Троицкий, составивший более тысячи этюдов, обошедших шахматную печать всего мира. За заслуги в области шахматной композиции Советское правительство в 1928 г. присвоило Алексею Алексеевичу Троицкому звание «Заслуженный деятель искусств».

Замечательным композитором очень сложных и трудных для решения пешечных этюдов был мастер Н. Д. Григорьев.

За годы Советской власти выдвинулось новое поколение выдающихся советских этюдистов: В.А. Корольков, В. А. Брон, А. П. Гуляев, А. П. Казанцев, Г. М. Кас-парян, С. М. Либуркин и многие другие. Интересно, что Куббель, Брон и Гуляев известны и как шахматные проблемисты - составители задач.

Вышедшая в 1934 г. книга А. Гербстмана «Шахматный этюд в СССР», содержавшая избранные этюды автора и других советских композиторов, была немедленно переиздана за границей. На ее переплете было вытиснено факсимиле Макса Эйве: «Триумф славянского гения в шахматных этюдах». А в предисловии к заграничному изданию чемпион мира Алехин писал: «Дух Михаила Ивановича Чигорина продолжает жить в его молодых последователях. И в области шахматной композиции молодые русские мастера продолжают дело своих предшественников с новым блеском. Этот сборник был в течение нескольких месяцев моей настольной книгой». Конечно, за минувшие с тех пор тридцать лет советские этюдисты еще более обогатили золотой фонд мировой шахматной композиции.

Из зарубежных этюдистов-классиков наиболее известны составлявшие вместе этюды немцы Клинг и Горвиц, француз Г. Ринк, чешские гроссмейстеры О. Дурас и Р. Рети и др.

Ниже я привожу тридцать классических этюдов, подобранных так, что они по своим идеям доступны даже начинающим шахматистам и являются ценным учебным пособием к разделу эндшпиля. Расположены этюды по возрастающей трудности решения. При анализе их надо, как и в задачах, выискивать лучшие, сильнейшие ходы не только за белых, но и за черных и не прельщаться «очевидным», бросающимся в глаза «решением», которое обычно является ложным следом.

Шахматные этюды. Шахматный этюд - есть шахматное задание, в котором надо добиться победы или ничьей. Этюд должен иметь только одно решение. В этюде, как правило, всегда начинают белые. Шахматная эстетика и красота в этюдах являются главными элементами. Чем больше красоты, тем лучше этюд. Критерии, по которым можно судить, что конкретный этюд есть "хороший этюд" включают, среди прочих вещей: неожиданность, скрытность, жертвы, корректность, подготовка, парадокс, единая идея, оригинальность.

  • Подготовка означает, что успех заключительной тактической операции был достигнут в значительной степени за счет предшествующей стратегической игры.
  • Парадокс означает, что имеет место быть ряд вещей, которые нарушают "обычную практику" в шахматах.
  • Неожиданность означает высокую эффективность ходов в достижении чего-то существенного, например, мата или значительного материального преимущества.
  • Скрытность означает, что ход (обычно ключевой ход) не выдает решение сразу.
  • Жертвы - например, обмен сильной фигуры на более слабую, но также может означать, например, уход фигуры с сильной позиции на формально более слабую.
  • Корректность просто означает, что решение работает против любой защиты. (Такое бывает, но не всенда в реальных партиях.)
  • Единая идея означает взаимодействие между всеми фигурами к достижению единой цели (например, мат, выигрыш материала, контроль пространства).
  • Оригинальность означает нечто такое, чего решатель этюда невстречал ранее, и, следовательно, при решении не может полагаться на имеющейся у него опыт.

Простой, но красивый этюд. Белые выигрывают. Как?

Шахматная красота :: Шахматный портал на сайт (перевод с английского шахматного портала на USA2017.com). Шахматы - лучшая игра в мире. Шахматы тренируют мозг, чтобы он работал лучше, а душу делают счастливее. Сегодня шахматам обучают детей во всем мире. Многие школы имеют свои шахматные клубы и проводится моного турниров специально для школьников. Турниры проводятся регулярно во многих странах, в США, например, они организуются такими организациями как Американская Шахматная Федерация и Национальная Школьная Шахматная Организация. Что касается меня лично, я считаю, шахматы сегодня, это скорее искусство, а не спорт.

Шахматный вьювер :: Шахматный вьювер позволит вам просматривать шахматные партии в популярном формате pgn. PGN (Portable Game Notation) это популярный компьютерный формат для записи шахматных партий (ходы и соответствующую информацию). Многие шахматный программы понимают этот очень популярный формат благодаря тому, что он представляет собой простой текст на английском языке.

Тест: только пешки. :: Главный вопрос шахмат - как закончится партия, если белые и черные будут делать лучшие ходы? Выиграют белые? Ничья? Или выиграют черные? Насчет выигрыша черных - это была не гипотеза, это была шахматная шутка. Упростим задачу, оставив на доске только пешки. Ну и королей, понятно дело. Куда же без них. Теперь делаем лучшие ходы за обе стороны и наблюдаем результат.

Если вы планируете вернуться сюда позднее...
Пожалуйста, запомните эту страничку -
URL: http://сайт/chess/etudes/

Спасибо за посещение этой странички и внимательное отношение к ее контенту и дизайну. Удачи и успеха!

Под шахматной композицией понимают вид человеческой деятельности, возникшей из шахмат, результатом которой является некоторая шахматная позиция с заданием и решением. Эти шахматные позиции удовлетворяют ряду критериев, а именно:

  1. Позиция должна быть легальна (то есть существует последовательность ходов, которые приводят к данной позиции из начального положения);
  2. Позиция должна быть экономичной (то есть не должно быть фигур, не участвующих в решении);
  3. Задание должно выполняться единственным образом (требование единственности решения);
  4. Решение должно выражать некоторую идею;
  5. Решение должно быть красивым.

Последний пункт требования является самым абстрактным, однако по такому же критерию оценивают и шахматную партию.

Шахматная композиция делится на две большие группы – шахматные задачи (позиции с требованием поставить мат в определённое число ходов) и шахматные этюды (позиции на выигрыш или ничью). Особенности требований к задачам и этюдам делают их идеальным средством тренировки шахматистов. Шахматную композицию используют в следующих случаях:

  1. Обучение матованию
  2. Демонстрация простейших комбинационных мотивов
  3. Демонстрация типичных комбинаций
  4. Расчет вариантов
  5. Развитие комбинационного зрения
  6. Обучение правильному оцениванию позиции
  7. Изучение эндшпиля

На начальном этапе подготовки шахматистов тренера предпочитают ученикам давать задачи – это приучает учеников видеть и ставить маты. Предпочитаются малофигурные задачи в силу лёгкости позиции. Обычно предлагаются задачи на мат в 2 хода. Когда возникает необходимость продемонстрировать некоторые типичные шахматные приёмы матования – предлагают задачи с большим числом фигур. (см. диаграммы 1-8)

Когда ученик получает некоторые навыки в матовании, наступает этап развития комбинационного зрения. Комбинационное зрение необходимо развивать на всех этапах обучения. Часто комбинационное зрение сводится к узнаванию знакомых или похожих позиций, что позволяет быстро рассчитывать варианты. Определять знакомый рисунок позиции проще всего, когда обучаемый воспринимает только фигуры, участвующие в комбинации.

Д.1 мат в 2 хода

Д.2 мат в 2 хода

Д.3 мат в 2 хода

Д.4 мат в 2 хода

Д.5 мат в 3 хода

Д.6 мат в 4 хода

Д.7 мат в 7 ходов

Д.8 мат в 12 ходов

Простейшие этюды, демонстрирующие типичные тактические приёмы

В этом случае ученику подбираются задания с коротким решением, в котором ярко выражена демонстрируемая идея. Обычно этюды с коротким, но запоминающимся решением показывают тактические идеи, на которых основаны комбинации. Эффективность использования шахматной композиции в данном случае обуславливается требованиям к ней, а именно: она представляет некоторую шахматную идею в художественном и экономичном виде. Это позволяет ученику при ознакомлении с идеей не отвлекаться.

На диаграмме 9 черные проводят отвлечение, однако в ответ белые проводят комбинацию привлечения + сброс материала. На диаграмме 10 реализовано привлечение с целью выигрыша фигуры (или выгодный размен). Диаграмма 11 – вычищение линии / поля. На диаграмме 12 представлено перекрытие.

Д.10 выигрыш

Д.11 выигрыш

Д.12 выигрыш

Этюды для развития счёта

При развитии счёта вариантов у шахматиста, тренер подбирает задания с длинным, но форсированным решением, либо с решением, побочные варианты в котором очень коротки (не превышают, например, 3 ходов – зависит от уровня шахматиста).

Диаграмма 13 показывает пример длинного форсированного варианта. Однако, не стоит забывать о том, что у соперника бывают тихие промежуточные ходы, также создающие угрозу. Например, как на диаграмме 14.

Д.13 выигрыш

Д.14 выигрыш

Д.15 выигрыш

Д.16 выигрыш

Эндшпильные этюды, для демонстрации шахматных законов

Особая группа этюдов – так называемые эндшпильные (аналитические) этюды. Изучение этих этюдов формирует у шахматиста базу так называемых «точных позиций». Эти этюды помогают оценивать правильно окончания, а также указывают стратегии, которых надо придерживаться для достижения цели. Такие этюды часто не рекомендуется решать, но обязательны к разыгрыванию, для того чтобы шахматист ознакомился с идеей этюда и запомнил её. Следует заметить, что эндшпильные этюды регламентируют не только общие принципы разыгрывания окончаний, но также показывают и «исключения» из правил. Тренер должен подбирать задания, демонстрирующие типичные эндшпильные приёмы, «точные» позиции (по определению Марка Дворецкого), а также демонстрировать способы борьбы против этих приёмов, в зависимости от особенностей позиции.

Д.17 выигрыш

Д.18 выигрыш

Д.19 ничья

Д.20 ничья

Диаграммы 17-20 показывают некоторые типичные приёмы, характерные для пешечных эндшпилей.

Этюды с оценкой позиции

Одним из важнейших этапов в развитии ученика является обучение правильной оценке позиции. Умение правильно оценивать позицию существенно влияет на выбор ходов-кандидатов, и, как следствие, сокращает дерево вариантов. В этом случае подходят любые этюды, но для начинающих шахматистов рекомендуется подбирать задания с хорошо видными слабостями сторон.

Д.21 оценить позицию

Д.22 оценить позицию

О пользе знаний тем шахматной композиции

Шахматная композиция шагнула далеко вперёд в области чередования тактических моментов и выстраивания из них комбинаций. Поэтому имеет смысл ознакомиться с этими идеями шахматистам, чтобы в дальнейшем применять эти идеи. Например, стратегическая школа в композиции работает с комбинациями тактических моментов: блокированиями, перекрытиями, отвлечениями и т.д.

Также надо обратить внимание на тематику логической школы, суть которой состоит в том, что при попытке проведения плана некоторой стороной, у противника находится защита. Тогда проводится предварительный план, уничтожающий эту защиту.

Д.23 Мат в 2 хода. тема Новотного

Д.24 ход белых

Д.25 Мат в 4 хода

Д.26 ход белых

Д.27 выигрыш

Д.28 Бронштейн - Ботвинник, 1951, ход черных

Не смотря на то, что современная задачная композиция довольно сильно оторвана от практики, она может быть использована при обучении младших разрядов, и даже рекомендуется. Этюдная же композиция всегда была мощным средством совершенствования шахматистов на любом этапе. Она рекомендовалась как известнейшими тренерами, так и гроссмейстерами. В своё время гроссмейстер Лев Полугаевский сказал так: «Только решив 100 этюдов я почувствовал себя готовым к борьбе за шахматную корону».

Выводы

При подведении итогов лекции можно сделать следующие выводы:

Шахматная композиция полезна для обучения шахматистов-практиков, так как она предлагает широкий арсенал средств, который позволяет охватить различные аспекты шахматного образования. За годы развития шахматной композиции было составлено около 70 000 этюдов и 300 000 задач. Все эти этюды и задачи доступны в специальных базах этюдов и задач. Достоинство этих баз в том, что они хорошо структурированы – а это позволяет с большим успехом найти подходящий пример на тему, чем при поиске позиции из 5 миллионов партий. Кроме того, теория эндшпиля тесно связана с этюдной композицией – часто ценные теоретические исследования в области эндшпиля проводились этюдистами – ими же были составлены этюды, демонстрирующие итоги исследований.

Библиография

  1. Ботвинник М.М., Аналитические и критические работы: Статьи и воспоминания, ФиС, 1987
  2. Полугаевский Л.А., Рождение варианта, ФиС, 1977
  3. Пожарский В., Шахматный учебник в этюдах, Феникс, 2005
  4. Пожарский В., Школа шахмат., Феникс, 2007
  5. Дворецкий М., Перваков О., Этюды для практиков, Новости, 2009
  6. Владимиров Я., 1000 шедевров шахматной композиции, АСТ, 2005
  7. Дворецкий М.И., Учебник эндшпиля, Факт, 2006
  8. Умнов Е., Что такое шахматная композиция, ФиС, 1954
  9. База шахматных задач –
Статьи по теме: