Гари гари ясно чтобы не погасло игра. Русские народные игры и хороводы. Правила те же

Галина Прусова
Русская народная игра «Горелки»

Большинство старинных детских игр являются коллективными. Это связано с тем, что традиционная русская семья являлась многодетной. Дети в общине воспитывались совместно, проводили много времени с ровесниками. Каждая игра имела свой глубокий потаенный смысл, являясь обрядовой и символизируя силы природы.

«Горелки » - одна из популярных, но, к сожалению, забытых русских старинных забав . В 19 веке в ней участвовала молодежь 16-18 лет. Во время игры молодые люди присматривались друг к другу, проявляли симпатию, оказывали знаки внимания. Позже игра стала исключительно детской забавой. Она увлекательна для детей 5 - 7 летнего возраста.

Цель игры : сплотить коллектив; развить в детях способность концентрировать внимание, скорость и ловкость; сформировать навыки общения.

Ход игры

Собирается нечетное количество участников, оптимально 7-13 человек. Чем больше детей, тем веселее.

Все хором произносят любую считалочку, на ком произносится последнее слово - тот и водящий - «Горелка » (в старину слово водить еще называли словом маяться) .

Остальные образуют пары и берутся за руки. В давние времена, когда в игре участвовала молодежь, парень вставал в пару с девушкой. Сейчас это правило не соблюдается.

Пары встают друг за другом в ряд-колонну. «Горелка » отворачивается от остальных детей. Теперь нужно прочертить линию. Она должна располагаться через 5-10 метров от ведущего. Чем меньше возраст играющих детей , тем короче расстояние от ведущего-«горелки » до проведенной черты.

Все участники, взявшись попарно за руки, дружно поют песню :

«Гори, гори ясно,

Чтобы не угасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо :

Звёзды горят,

Журавли кричат.

Раз, два, не проворонь,

А беги, как огонь!».

Последняя строчка песенки - сигнал к активному действию детей из крайней пары. Они разъединяют руки и стремительно бегут к заветной черте. Ведущий должен поймать за руку одного из пары. Если это ему удается, он встает в пару с тем, кого не догнал. Пойманный ребенок становится «горелкой » . Если догнать никого не удалось, то ведущий не меняется. Пара «сбежавших» игроков объединяется за чертой, затем встает в начало общей колонны. Если «горелка » не быстр и не ловок, он долго остается в роли ведущего, а остальные его подбадривают. Но целесообразно будет, если водящего поменять через три не пойманные пары, вновь рассчитавшись по считалке.

В «горелку » дети могут играть достаточно долго . Коллективная игра – это не только весело и забавно, но поучительно. Такие игры приносят огромную пользу как здоровью детей, так и их эмоциональному настрою.

Публикации по теме:

Проект «Русская народная игрушка» Проект “Русская народная игрушка” Актуальность проекта: Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной.

Полезным увлечением для любого ребёнка является театрализованная деятельность. Она способствуют общему развитию; проявлению любознательности,.

Цель: Формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю народной куклы, знакомство с русской народной игрушкой.

Конспект НОД «Русская народная сказка «Маша и медведь» Испoльзуемые сoвременные oбрaзoвaтельные технoлoгии: игрoвaя. Цель: прoдoлжение изучения скaзки «Мaшa и медведь». Зaдaчи: рaзвивaть.

Мастер класс Русская народная подвижная игра «Золотые ворота» Цель: активизировать и развивать двигательную деятельность детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью,.

НОД. Русская народная игра «Зеркало» Конспект непосредственно - образовательной деятельности в 1 младшей группе. Тема: Русская народная игра «Зеркало» Безлюдная Лариса Сергеевна.

Цель: Продолжение знакомства детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством русского народа. Расширение.

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

Подвижные игры для дошкольников

Подвижные игры для младшего дошкольника

Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Дети в этом возрасте с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер.

  • Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

Цель: развивать двигательную активность

Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

  • Игра "Солнышко и дождик"

Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

Описание: Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап - кап - кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».

  • Игра "Воробушки и кот"

Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.

  • Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.

Задачи: приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.

Описание: Дети — «воробушки», сидят в своих «гнездышках» (на скамейке). Воспитатель изображает «автомобиль». Как только воспитатель произнесет: «Полетели воробушки на дорожку», дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

  • Игра "Кот и мыши"

Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.

Задачи: Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

  • Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"

Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

  • Через ручеек (подвижная игра с прыжками)

Задачи: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

Описание: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.

Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

  • Игра "Птички и кошка"

Задачи: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.

Описание: для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.

Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

  • Игра "Снежинки и ветер"

Задачи: Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Описание: По сигналу «Ветер!» дети — «снежинки» — бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» — приседают («снежинки упали на землю»).

    Подвижная игра "Найди себе пару"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

Описание: Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста: от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.

  • Подвижные игры для детей 5-7 лет

У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.

  • Игра "Медведь и пчелы"

Задачи: упражняться в беге, соблюдать правила игры.

Описание: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

    Игра "Горелки"

Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

  • Подвижная игра "Два мороза"

Известная многим игра для дошкольников с простыми правилами. Задачи: развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

  • Игра "Хитрая лиса"

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

Описание: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.

  • Игра "Ловля оленей"

Задачи: упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.

Описание: Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки — олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.

Стихотворение про игру в мяч на перемене (написала Ветрякова Светлана специально для сайт)

Чтобы весело играть
Нужно мячик накачать.
А мальчишки и девчонки
По мячу ударят звонко.

Настоящие спортсмены
Побегут на перемену.
Будут прыгать и скакать
И друг друга догонять.

Мы надуем мячик ловко
Нужно лишь иметь сноровку.
Посильнее нажимай,
Побыстрее убегай!

Игры разные с мячом
Обязательно начнем.
И в «Лягушку», и в «Собачку»,
В «Ручеек», и в «Быстрый мячик».

Добежал до поворота,
Закатился за ворота.
Перепрыгнул через двор,
Убежал через забор.

Быстро кружится, летает!
Кто его теперь поймает?
Поскорее догоняй
И соседу передай.

Разноцветный яркий мячик
Без запинки резво скачет.
Хватит бегать, веселиться,
Нужно нам идти учиться!

Мы огромный мяч надули,
Поиграли, отдохнули.
Нам пора вернуться в класс,
Там занятия у нас.

    Игра "Удочка"

Задачи: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Описание: участники располагаются по кругу. В центре находится водящий — воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

  • Игра "Охотники и соколы"

Задачи: упражняться в беге.

Описание: Все участники — соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал: «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.

    Игра "Паук и мухи"

Описание: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

    Подвижная игра "Мышеловка"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят:

«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.

Подвижные игры для школьников 7-9, 10-12 лет

Школьники тоже любят играть в игры на переменках или прогулках. Мы подобрали игры, в которые можно играть на прогулках на продленке или на уроках физической культуры в 1-4 классах. Правила игры становятся немного сложнее, но основные задачи игр: тренировка ловкости, реакции, быстроты, общее физическое развитие и умение сотрудничать с ребятами.

Многие подвижные игры универсальны: в них могут играть и мальчики, и девочки. Можно разделить детей на группы девочек и мальчиков или по другому принципу.

    Игра "Бездомный заяц"

Цель: развивать внимательность, мышление, быстроту и выносливость.

Описание: Из всех участников выбираются охотник и бездомный заяц. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца.

Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его.

Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником.

  • Подвижная игра "Ноги от земли"

Задачи: учиться соблюдать правила игры.

Описание: Водящий вместе с другими ребятами ходит по залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!», все участники разбегаются, стараясь взобраться на любое возвышение, где можно поднять ноги над землей. Осалить можно только тех, у кого ноги на земле. По окончании игры подсчитывается количество проигравших и выбирается новый водящий.

    Игра "Пустое место"

Задачи: развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков.

Описание: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.

  • Подвижная игра "Третий лишний"

Задачи: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.

Описание: Участники прогуливаются по кругу парами, взявшись за руки. Расстояние между парами 1,5 — 2 метра. Двое водящих, один из которых убегает, другой догоняет. Убегающий игрок в любой момент может встать впереди любой пары. В этом случае, задний игрок пары, перед которой он встал, становится тем, кого догоняют. Если все же игрока удалось догнать и осалить, то водящие меняются ролями.

  • Игра "Перестрелка"

Задачи: развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции.

Описание: проводится игра на волейбольной площадке. Отступив на 1,5 метра от лицевой линии внутрь зала, проводится параллельная ей линия, чтобы образовалось нечто вроде коридора. На другой стороне также проводится дополнительная линия.

Участники делятся на две команды, каждая из которых размещается на своей половине площадки от средней линии коридора. В обоих командах необходимо выбрать капитана. Заходить на территорию соперника нельзя. Каждый игрок, у которого оказался мяч, старается попасть им в своего соперника, не заходя при этом за среднюю линию. Засаленный игрок отправляется в плен и находится там до тех пор, пока игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого игрок возвращается в команду.

Подвижные игры на прогулке

Гуляя с детьми в детском саду или на продленке в начальной школе, воспитателю нужно чем-то занять детей: отличным решением является организация подвижных игр во время прогулки. Сначала воспитатель знакомит детей с различными играми, а в дальнейшем дети сами, разделяясь на группы, смогут решить, в какую игру они хотят играть. Игры на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на развитие детского организма и укрепление иммунитета. И время прогулки летит незаметно.

Перед началом игры воспитателю нужно обратить внимание на состояние игрового поля: нет ли лишних предметов, осколков и всего того, что может помешать детям играть и создаст травмоопасную обстановку — к сожалению, не только на улице, но и на площадке школы или детского сада можно найти много мусора.

  • Игра "Поезд"

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание: Дети строятся в колонну. Первый ребенок в колонне представляет собой паровоз, остальные участники — вагоны. После того, как воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем — быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу - чу - чу!». «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

  • Подвижная игра "Жмурки"

Задачи: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.

Описание: для проведения игры необходимо свободное пространство. Выбирается водящий, которому завязывают глаза и выводят на середину площадки. Водящего поворачивают несколько раз вокруг собственной оси, после чего он должен поймать любого игрока. Пойманный становится водящим.

  • Игра "День и ночь"

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, действовать по сигналу.

Описание: Все участники делятся на две команды. Одна команда «день», другая — «ночь». Посередине зала чертится линия или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, «День!» команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды «ночь» должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.

  • Игра "Корзинки"

Задачи: упражнять в беге друг за другом, развивать скорость, быстроту реакции, внимательность.

Описание: Выбираются двое ведущих. Один из них будет ловцом, другой — беглецом. Все оставшиеся участники делятся на пары и берутся за руки, создавая что-то наподобие корзинки. Игроки разбегаются в разные стороны, а ведущие разделяются, ловец пытается догнать беглеца. Беглец должен бегать между парами. Корзинки не должны поймать беглеца, а для этого он называет имена участников корзинки, к которой подбегает.

  • Игра "Хватай, убегай"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Воспитатель находится в центре круга. Кидает мяч ребенку и называет его имя. Этот малыш ловит мяч и кидает его обратно взрослому. Когда же взрослый кидает мяч вверх, все дети должны убежать в «свое» место. Задача взрослого — попытаться попасть в убегающих детей.

В этой статье мы привели 29 подвижных игр с подробным описанием правил игр. Надеемся, что данный материал поможет организовать игры детей в школе на переменах и уроках физической культуры, на прогулке в ДОУ и ГПД.

Составитель : Оксана Геннадьевна Борщ, учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе.

Какие правила у русской народной игры горелки? и получил лучший ответ

Ответ от Ѓженок[гуру]
Молодежь на Руси очень любила играть в горелки. По всей видимости, в давние времена эта игра обставлялась огнями – отсюда и пошло название.
Горелки
Это, можно сказать, «классика жанра». Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо -
Птички летят.
Колокольчики звенят!
Раз, два, три - беги!! !
Другой вариант:
:Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара, беги!
На слово «беги» пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим и «горит». Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «четвертая пара» или «вторая пара». Поэтому всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.
Дети берутся за руки, образуя пары.
Пары стоят одна за другой "ручейком".
Впереди "ручейка", в нескольких шагах, стоит ведущий с платком в руках.
По окончании песни дети, стоящие последней парой размыкают руки и разбегаются вдоль "ручейка".
Бегут поодиночке к ведущему стараясь выхватить платок.
Первый, кому это удалось сделать, остаётся с платком в роли ведущего, а двое остальных (бывший ведущий и не успевший выхватить платок) образуют пару и становятся первыми в ручейке.
Игра продолжается со следующей парой детей
Популярный вариант игры в горелки. Только играющие стоят не строем (колодцем) , а кругом, хороводом, повернувшись лицом в сторону от центра. Все стоят с опущенными руками, только ведущий держит платок на вытянутой руке. Из хоровода выходят два игрока, которые либо сами изъявили желание, либо на них указала жеребьевка. Они должны бежать в разные стороны от ведущего, снаружи хороводного кольца. Командой к бегу служит начало песни.
Песня звучит, игроки бегут. Кто первый возьмет платочек, тот и победил. Он встает в строй, передавая платочек игроку, место которого занимает. Тот идет с платочком к ведущему, возле которого уже стоит побежденный бегун: ему снова бежать, соревноваться в быстроте с игроком, которого выбрал победитель.
Нужно заметить, что песня «Гори, гори ясно» поется и при игре в обычные горелки. Слова могут быть и другие:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Птичка летит,
Колесом вертит.
Где приластится,
Там останется.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Какие правила у русской народной игры горелки?

Ответ от Анна*** [гуру]
Правила игры
Для игры выбирается открытое место - лужайка, поляна, широкая улица перед домом, просторный двор.
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов спиной к играющим стоит водящий - горельщик (горелка) .
Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
- Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
После этих слов стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем он запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик вновь водит. Игра повторяется.
Если горельщику удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Условия:
* Горельщик догоняет убегающих игроков, только когда они пробегут мимо него. Он не имеет права оглядываться и подсматривать, какая пара собирается бежать мимо него. В противном случае приготовившаяся бежать пара может поменяться очередью с другой парой или местами друг с другом.
* Никто не должен начинать бег прежде, чем прозвучит последнее слово.
* Горельщик может салить бегущих только до того момента, как они возьмутся за руки.
* Метрах в пятнадцати-двадцати впереди горельщика заранее отмечается место, до которого бегущая пара не должна снова соединять руки.
* Играющие могут договориться, что горельщик должен гнаться не за любым из бегущих, а обязательно за парнем и, догнав его, может встать в пару с девушкой, пойманный же идет «гореть» - либо наоборот.


Ответ от Џн Индюков [гуру]
Горелки, называемые в других местах: Разлуками, Разгарами, отправляются летом. Играть в Горелки сбираются более вечернею порою, на широкий двор, или на луг, или на улицу перед домом. Люди молодые, более девицы и холостые мужчины, берут первенство в этой игре. Игроки обрекают одного из среди себя, по жребию, гореть - в должность тяжкую. Все прочие спариваются, т. е. становятся парами, одна за другою. Горельщик становится впереди пар, неподвижно, не обращаясь ни взад, ни вперед, ни набок. В это время игроки разбегаются в разные стороны. Горельщик преследует их. Если он успеет разлучить их, схватить оплошного, то его должность более не продолжается, или, за свою неудачу, он должен вновь гореть, хотя бы игра повторилась до 100 раз. «В игре не без обману», - говорят старушки - и точно так! Сколько хитростей придумано для несчастного горелыцика: его можно обмануть каждую минуту.
ссылка
А на этом сайте история, описания, правила


Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот еще темы с похожими вопросами.


ГОРЕЛКИ

Почему я начинаю с горелок? Может быть, потому, что это одна из самых древних и самых распространенных в России игр. Раньше в горелки играли и в деревнях, и в городах, играли все - от ребятишек до взрослых молодых людей.
И даже Пушкин, мой самый любимый поэт, упоминает о горелках в «Барышне -крестьянке» и «Евгении Онегине». А разве он сам не мог играть в них?..
Перед тем как приступить к описанию этой игры, мне хочется познакомить вас с тем, что было написано о горелках, да и вообще о русских народных играх, одним из современников Пушкина.
«...наши бабушки предоставили своим детям самую резвую, милую игру - Горелки - порхать по лугу с подругами и молодцами... По всей ВеликоРуссии отдают преимущест-во этой игре. Наши сородичи - от поселянина до боярина - равно забавляются Горелками.
В современной жизни мы часто слышим, как Русския игры называют мужицкими, те самыя игры, которые в старой жизни забавляли Русских, наших предков, отцов и матерей... Напрасно мы будем воображать, что старая Русская жизнь существовала без отрады: тогда увеселений еще было более, и притом увеселений общественных. Правда, тогда не было театров; но за то целая площадь, усеянная народом, была свободною для увеселений, для забав, для восторгов; за то целые дворы наполнялись веселыми игроками... На площадях веселились люди всех сословий; здесь были игры затейливыя, обширныя... Всем было весело, все жили раздольно, по Русски».
Между прочим, даже цари иногда горелками развлекались. Гаврила Романович Державин описывает, как однажды в Царском Селе статс-секретарь Екатерины II сказал ему: «Государыня нечто скучна, и придворные никаких не заводят игр, пожалуй, братец, пойдём и заведем хотя горелки». И как он погнался за великим князем Александром Павловичем и, «догоняя его на скользком лугу, покатом к пруду, упал и так сильно ударился о землю, что сделался бледен, как мертвец». Это тот самый поэт Державин, который, будучи уже глубоким стариком, был так растроган стихами юного Пушкина.
От себя добавлю, что даже во времена моего детства горелки были еще очень распространены, особенно в деревнях. И никто не считал эту игру старинной, а тем более забытой.
Сейчас в горелки играют редко, только некоторые вожатые в пионерских лагерях затевают эту игру.
А почему бы и нам самим не поиграть в горелки, прямо во дворе? Это ведь так просто!
Многие из вас могут сказать, что такую игру даже родители не помнят и некому научить вас. Знаю. Поэтому я и взялся писать для вас эту книжку. Право же, горелки стоят того, чтобы снова стать одной из самых любимых наших игр!
Я научился этой игре в деревне, когда мне не было еще и десяти лет. И вот мы, такая малышня, играли в горелки вместе с большими ребятами.
Игра совсем простая и не очень утомительная. Поэтому в горелки можно играть после других, сложных и напряженных игр или когда соберется такая компания, где много девочек.
Самое меньшее количество играющих - девять человек, то есть четыре пары и один «горельщик». В три пары играть уже неинтересно. Ну, а лучше всего, когда наберется от шести до десяти пар, то есть от 13 до 21 человека, включая горельщика. Как вы заметили, число участников всегда должно быть нечетным. Больше десяти пар играть тоже будет не так весело, поскольку каждой паре довольно долго придется ждать своей очереди.
А вообще-то, конечно, если вас много и всем очень уж захочется побегать в горелки, то можно разбиться на две игры, только разойдитесь подальше, чтобы не мешать друг другу.
Желательно, чтобы каждая пара составлялась из мальчика и девочки, тогда игра будет интереснее. Ну, а если поначалу в паре окажутся, например, два мальчика, то это ненадолго, так как во время игры пары беспрестанно перемешиваются. Считаться, чтобы определить горельщика, я вам не советую - слишком долгая получится церемония. Лучше кто-нибудь добровольно станет «гореть» или, в крайнем случае, кто подошел последним, тому и водить.
После того как нашелся горельщик, все остальные берутся попарно за руки и выстраиваются друг за другом на расстоянии одного шага.
Горельщик становится впереди, шага на два-три от первой пары, спиной к ним. Как только он занял свое место, ему уже не разрешается ни оглядываться назад, ни смотреть по сторонам.
Игра начинается с того, что все дружно, хором поют горельщику такую песенку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо -
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Если кто не знает, какой мотив у этой песенки, спросите своих бабушек или дедушек, он им наверняка хорошо знаком.
При словах «глянь на небо - птички летят, колокольчики звенят» горельщик должен смотреть на небо, делая вид, что и впрямь верит этой басенке про птичек с колокольчиками.

А в это время последняя пара уже наготове.
Как только кончилась песенка, они разъединяют руки и стремглав бросаются бежать вперед, один справа, другой слева от стоящих парами игроков.
Задача бегущих состоит в том, чтобы, пробежав мимо горельщика, снова взяться за руки впереди него. Можно и не впереди, а сбоку, в этом случае одному из пары нужно ухитриться пробежать перед горельщиком и подать руку другому. Только позади соединяться нельзя. И обратно нельзя бегать.
Если бегунам удалось опять схватиться за руки, они спокойно идут назад и становятся на шаг впереди первой пары.
А горельщик должен постараться поймать кого-нибудь из бегущих. Учтите, что для этого ему надо не только ловить, но и мешать им сбежаться, чтобы они не могли подать друг другу руки. Горельщику не обязательно по-настоящему поймать, достаточно запятнать, то есть дотронуться до бегущего рукой. Если это ему удается, он образует с пойманным новую пару, и они становятся впереди других пар.
А непойманный остается без пары и должен «гореть». Песенку поют уже ему, и опять бежит последняя пара.
Но если горельщик никого не словил, то он снова занимает свое место на два-три шага впереди и пытается поймать кого-нибудь из очередной пары.
Игра может продолжаться сколь угодно долго, однако закончить ее можно не раньше, чем пробегут все пары, хотя бы по одному разу.
Обращаю ваше внимание на то, что при выборе места для игры надо смотреть, чтобы впереди было побольше простора для беганья. Кроме того, место должно быть, по возможности, ровным, без всяких кочек, камней, высокой травы и тому подобных неудобств. Последние пары убегают, становятся впереди, и вся игра сама собой продвигается вперед. Поэтому если места у вас немного, то после каждой перебежки все пары должны отступать назад.
И последнее замечание: пойманному нельзя вырываться от горельщика.
Ну вот, о правилах, кажется, все.
Теперь расскажу кое-что из собственных наблюдений и опыта игры в горелки, правда, это относится к тому времени, когда мне было уже четырнадцать или пятнадцать лет.
Как лучше бегать парам? Совсем не обязательно сразу же нестись сломя голову, как я описывал раньше. Некоторые, наоборот, идут до горельщика шагом, подкрадываются неслышно и только потом, перемигнувшись, припускаются во все лопатки! Это сбивает с толку горельщика, и он иногда запаздывает с погоней. Тем более, что горельщик не имеет права ни оборачиваться назад, ни сдвигаться с места до тех пор, пока бегуны не поравнялись с ним. Но помните, что и бегунам нельзя поворачиваться и бежать назад. Да и в сторону далеко не убегайте, там некому руку подать...
И еще одна хитрость у нас была. Когда предполагаешь, что горельщику хочется изловить именно тебя, а тебе это совсем ни к чему, надо перед бегом поменяться местами с напарником. Вот тогда горельщик сразу бросится направо, а ты бежишь слева! Пока он мечется и сообразит, что к чему, вы уже успеете схватиться за руки.
А вот переставляться целыми парами - ближе или дальше, не разрешается. Как встали сначала да как бежали - такого порядка и держитесь всю игру.
И помните, что главное в горелках - не убежать от горельщика, а соединиться опять в пару. А то разбегаются далеко, забыв о своей паре, тогда дают много времени и возможностей горельщику, чтобы догнать. Поэтому ни на миг не теряйте из виду своего напарника или напарницу, стараясь поскорее «пойматься» руками.
И поглядывайте под ноги, когда бежите, чтобы не споткнуться. Тут бывает обидно не только от того, что попался в руки горельщику, но досадно, что все смеяться будут.
Не удивляйтесь, но иногда бывает так, что горельщик только делает вид, что старается кого-то поймать, бросается то к одному, то к другому из бегунов, и все неудачно. Это он хитрит, просто он дожидается, когда побежит пара, в которой стоит кто-то, кого ему очень уж хочется поймать. Вот тогда он ловит изо всех сил, зато потом может постоять в паре, держась за руку с тем, кто ему нравится.
А кое-кто из таких хитрецов даже становится нарочно за интересующей его парой, чтобы вступить в игру как раз перед ними. А когда приходит черед бежать, то старается сделать так, чтобы гореть довелось ему самому. А потом уж ловит того, кого захочет.
Бывает и так, что кто-то как бы случайно хочет поддаться горельщику, а тот возьмет да и поймает другого...
В общем, в этой игре много всяких возможностей и неожиданностей, этим она и интересна.


Но должен вам сказать, что иногда горельщику приходится несладко. Другой раз много пар пробегут, а ему все никак не удается никого поймать! Запыхается бедный горельщик, набегается, пока не раздобудет себе пару. Так что зевать тут никак нельзя! Недаром в старину считалось, что «гореть - должность тяжкая».
Хорошо еще, если кто-нибудь догадается поддаться ему как бы невзначай. Сейчас я уже не удивляюсь тому, что нам нетрудно было играть с большими ребятами, долго мы никогда не горели. Да и вам полезно знать, что чем чаще меняются горельщики, а следовательно, и происходят перемены в парах, тем в игре больше интереса. Поэтому могу вам посоветовать: когда играют вместе большие и маленькие, хорошие бегуны и неважные, то договоритесь, что гореть можно не больше пяти раз. Не сумел никого поймать из пятой пары, выбирай любого из них и становитесь в ряд. А оставшийся пусть горит.
Ну, а напоследок, для читателей постарше, расскажу, как в старину играли в горелки взрослые парни и девушки. Сам я так, понятно, не играл, поэтому приведу здесь описание, как оно дается в одной старой книжке.
«...Пары составляются обыкновенно из кавалера и дамы. Горит всегда кавалер, который при перебежке ловит только даму...
Горю, горю, пень! - говорит горельщик.
По ком горишь? - спрашивает дама из последней пары.
По тебе, душа, красна-девица!
Любишь?
Люблю.
Купишь?
Куплю.
Покупай, - говорит дама и, разъединившись со своей парой, бежит вперед».
Тут забота горельщика о том, чтобы отбить даму у кавалера, стоявшего с нею в паре. А оставшийся без пары должен ловить себе новую даму или постараться вернуть себе ту, с которой был раньше.
Здесь, по-видимому, тоже применимы все те правила и уловки, о которых я уже говорил при описании наших, ребячьих горелок.

Горелки - очень древняя игра. Поэтому мне хочется хотя бы вкратце рассказать вам о ее происхождении.
Русские историки прошлого века прямо связывали горелки с обычаями славян-язычников.
Ежегодно, в самый длинный день летнего солнцестояния - 23 июня - у славян был праздник Ярилы (а позднее - Купалы), посвященный Солнцу. К вечеру наши далекие предки - славяне сходились на берега рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, «чтобы встретить в чистоте восходящее светило». В ту же ночь происходило и «умыкивание» девиц.
В самой древней нашей летописи - «Повести временных лет откуда есть пошла русская земля» - так говорится об этом: «схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовская игрища, и ту умыковаху жены собе». Историк С. М. Соловьев добавляет: «Игра горелки лучше всего напоминает это умыкивание».
Как вы понимаете, эти слова относятся к более древнему виду горелок, где парень может ловить только девушку.
А откуда пошло само название игры - горелки?
Русский историк, известный собиратель народных сказок А. Н. Афанасьев пишет по этому поводу:
«На эпическом языке народных песен... поется:
Не огонь горит, не смола кипит,
А горит-кипит ретиво сердце
по красной девице...
Горелки начинаются с наступлением весны, когда славилась богиня Лада, когда самая природа вступает в свой благодатный союз с богом - громовиком и земля принимается за свой род. Очевидно, игре этой принадлежит глубокая древность»...
Ну как, побывали краешком души в немыслимой дали прошедших веков, ощутили своих родных предков?
Теперь давайте вернемся во времена не столь далекие и перейдем к следующей игре.
Материал скопирован с сайта.

Активная игра

От 5 игроков

Не регламентировано

Краткая история

Горелки изначально были не детской игрой. В нее играли холостые парни и незамужние девушки, причем ведущий всегда был парень и он мог ловить только девушек. Это был один из способов познакомиться или выбрать невесту.

Возникновение этой игры связывают с языческими праздниками и обрядами: встречей весны, “когда славилась богиня Лада, покровительница браков и чадородия, когда самая природа вступает в свой благодатный союз с богом – громовником и земля принимается за свой род”, или с праздником Ярилы или Ивана Купалы – днём летнего солнцестояния. В “горелки” часто играли на праздниках или когда просто собиралось много народу. Со временем эта игра стала только для детей, что и сохранилось к настоящему времени.

Описание

Горелки – подвижная старинная славянская игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочередно парами. Горелки начинались с наступлением весны. Название произошло от сопровождающей игру песни: “Гори, гори ясно, чтобы не погасло”.

Слово горелки восходит к глаголу “гореть”, причем изначально, видимо, в значении “любить, страдать от любви”, характерном для народной поэзии: “Не огонь горит, не смола кипит, а горит-кипит ретиво сердце по красной девице…”.

В разных областях встречаются иные названия горелок: разлуки, разгары, огарыши, огорелыш, опрел, гори-дуб и гори-пень.

Правила

Для игры выбирается открытое место – лужайка, поляна, широкая улица перед домом, просторный двор.

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов спиной к играющим стоит водящий – горельщик (горелка).

Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

– Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Глянь на небо - птички летят,
Колокольчики звенят,
Гляди - не воронь, беги, как огонь!

После этих слов стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик не оборачиваясь старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем он запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик вновь водит. Игра повторяется.

Если горельщику удаётся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

  • Горельщик догоняет убегающих игроков, только когда они пробегут мимо него. Он не имеет права оглядываться и подсматривать, какая пара собирается бежать мимо него. В противном случае приготовившаяся бежать пара может поменяться очередью с другой парой или местами друг с другом.
  • Никто не должен начинать бег прежде, чем прозвучит последнее слово.
  • Горельщик может салить бегущих только до того момента, как они возьмутся за руки.
  • Метрах в пятнадцати-двадцати впереди горельщика заранее отмечается место, до которого бегущая пара не должна снова соединять руки.
  • Играющие могут договориться, что горельщик должен гнаться не за любым из бегущих, а обязательно за парнем и, догнав его, может встать в пару с девушкой, пойманный же идёт “гореть” – либо наоборот.
Статьи по теме: