Интеллектуальные детские игры. Интеллектуальные игры для детей. Во дворе ребята могут играть, например, в такие игры

Интеграция образовательных областей :

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Конструирование»

Интегрируемые образовательные области:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

Возраст детей : 6-7 лет

Форма занятия: Интелектуалная игра-соревнование с правилами.

Форма организации : подгруппа (12 детей)

Цель:

  • Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим, речевым содержанием.
  • доставить детям радость и удовольствие от игры развивающей направленности.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • продолжать учить детей отыскивать ответы на вопросы, высказывать свое мнение
  • способствовать развитию познавательной сферы детей, расширению их кругозора
  • формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы и умозаключения

Развивающие:

  • развитие логического мышления;
  • познавательной активности,
  • долговременной памяти, связной речи,
  • мелкую моторику,
  • зрительное восприятие и память.

Воспитательные:

  • продолжать учить детей внимательно слушать педагога и ответы других детей,
  • дать возможность почувствовать радость от решения поставленных задач,
  • способствовать развитию умения взаимодействовать в условиях команды; воспитывать чувство коллективизма,
  • воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении цели,
  • создать радостное и веселое настроение у детей.

ИГРА КЛУБ ЗНАТОКОВ..

  • ПРИВЕТСТВИЕ ГОСТЕЙ И КОМАНД.

Сегодня у нас веселая развивающая игра-соревнование — «Клуб знатоков». В нашей игре участвуют 2 команды: .

Наши ребята скоро пойдут в школу. Они уже многому научились в детском саду: читать, считать, рисовать, конструировать, лепить, отгадывать загадки. Сегодня мы в нашей игре «Клуб знатоков» узнаем какая из команд сильнее, сообразительнее, умнее.

  • Приветствие команд:

Соревнуясь вместе с вами,

Мы останемся друзьями.

Мы пришли к вам победить

Лучшими желаем быть!

Мы весёлые ребята,

В КВН играть пришли,

Ну, а шансы на победу

У нас очень велики!

Для того, чтобы игра получилась интересной хочу напомнить вам

правила игры:

1.Во время игры не кричать.

2.Действовать вместе, согласовано, уметь договариваться и находить

правильный ответ.

3.Не выкрикивать ответ, если вопрос задан другой команде. Если

будет дан ответ за другую команду, то команда будет оштрафована

на 1 очко.

4.За каждый выигранный конкурс команда будет получать 1 очко.

У кого будет больше выигранных конкурсов, у того будет больше очков тот и победил.

Для того чтобы начать нашу игру нам нужно выбрать ЖЮРИ.

Пожелание жюри:

Строгие судьи, будьте добрее,

будьте поласковей и посмелее.

Честно судите вы обе команды

И не забудьте отметить таланты!

Приветствие.

Пусть дружба победит в нашей игре,

И мирно станут жить все звери на земле!

  1. РАЗМИНКА. КОНКУРС ВОПРОСОВ.

В этом конкурсе каждая команда будет отвечать на вопросы. Каждой команде будет задано по 10 в опросов, кто больше даст правильных ответов тот и выиграл. Команды отвечают на вопросы по очереди. Если команда подсказывает, выкрикивает ответы, то у нее появляются штрафные очки и она не сможет выиграть в конкурсе.

Команда 1:

  1. Сколько месяцев в году? (12).
  2. Назови соседей числа 5. (4 и 6)
  3. Корова в детстве? (теленок).
  4. Назови четвёртый день недели..(четверг)
  5. Дом автомобиля? (гараж).
  6. В какое время года появляются подснежники? (весной).
  7. Зимой и летом одним цветом? (елка, сосна).
  8. Какой гриб назван именем животного? (лисичка).
  9. Какое число стоит за числом 8?
  10. Какое число состоит из 4и 3?

Команда 2:

  1. Сколько дней в недели? (7)
  2. Какое число стоит перед число 3? (2)
  3. Какую птицу можно назвать строителем домов? (дятел)
  4. Собака в детстве? (щенок)
  5. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
  6. Первый месяц года? (январь)
  7. У какой геометрической фигуры все стороны равны? (квадрат)
  8. Назови соседей числа 7. (6 и 8)
  9. Какой сегодня день недели?
  10. Какое число состоит из 2 и 4?
  • Подведение итога конкурса.

2.КОНКУРС «ПРАВИЛЬНО ИЛИ НЕТ»

А сейчас мы проверим ваше внимание и ваши знания. Я буду говорить фразу, а вы меня внимательно слушаете и думаете правда это или нет. Отвечать будем по очереди.

  1. Я думаю, что корова, коза, овца д ают молоко.
  2. Я думаю, что корова , коза, овца дают нам шерсть.
  3. Верблюд, осел, мышь - домашние животные
  4. Аист, пингвин , журавль – умеют летать.
  5. Попугай , ласточка, ворона – прилетают к нам весной из теплых стран.
  6. Лебедь , курица, гусь – это домашние птицы.
  7. Лебедь, курица , гусь – это водоплавающие птицы.
  8. Абрикос, груша, яблоко – это фрукты.
  9. Смородина, клубника, малина – это ягоды
  10. Утка, воробей, ворон – Это зимующие птицы.
  11. Апельсин, банан, киви – это экзотические фрукты.
  12. Улитка , шмель, бабочка – это насекомые.
  • Подведение итогов конкурса.

3.КОНКУРС РЕШАЕМ ЗАДАЧИ.

Оборудование: Наборы цифр от 1 до 10

  • СКАЗОЧНЫЕ ЗАДАЧИ:
  1. Сколько козлят было в сказке про волка и козу? (7)
  2. Сколько героев поселились в теремке? (5)
  3. Сколько героев тянули репку? (6)
  4. Сколько гномов приютили Белоснежку? (7)
  5. Сколько героев повстречались колобку? (4)
  6. Сколько сестёр было у Золушки? (2)
  • МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

1 .Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала

Сколько кошек вместе стало? (4)

2 .У домика утром 6 зайцев сидели

И дружно веселую песенку пели.

Один убежал, а второй вслед за ним.

Сколько у домика зайцев сидит? (4)

3 . На столе лежало 5 яблок и 4 груши. Сколько овощей лежало на столе? (0 )

4. Шесть зайцев шли из школы,

И вдруг на них напали пчелы.

Два зайчика спаслись едва,

А сколько не успело? (4)

5. Четыре гусёнка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей —

Сколько всего в воде малышей? (6)

6. У березы 5 веток слева и 5 веток справа, на каждой ветке по шишке. Сколько всего шишек? (0)

  • Подведение итогов конкурса.

4. Игра- эстафета «С двумя обручами (кругами)».

Оборудование: Блоки Дьенеша, 2 больших обруча(круга), 2 маленьких обруча (круга),условные обозначения блоков Дьенеша.

Цель: закреплять знания о цвете, форме, размере используя блоки Дьенеша; развивать логическое мышление, внимание, умение самостоятельно делать выводы.

(используя два обруча (круга)дети учатся классифицировать блоки по нескольким признакам)

Команда 1:

В большом круге находятся все желтые фигуры;

В маленьком круге все круглые фигуры;

В общей области только желтые круглые фигуры.

Команда 2:

В большом круге находятся красные фигуры.

В маленьком круге все треугольные фигуры;

В общей области только красные треугольные фигуры.

  • Подведение итога.

Жюри оценивает результаты работы команд за игру

5.КОНКУРС « СОСТАВЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ».

Оборудование: Образец инопланетянина, сложенного из треугольников, по 20 треугольников каждой команде.

Человек бывает разный: средний, маленький, большой

И не так-то просто сразу разобраться кто какой.

Есть и брови, есть и уши, есть и рот, и две руки…

Очень важно, что снаружи, но важнее, что внутри.

Так что дело не в обличье, суть совсем не так проста

Наши главные отличья: сердце, разум, доброта.

Да, ребята, очень важные и красивые слова в этом стихотворении. Люди вокруг нас выглядят по разному, но главное, чтоб нас окружали добрые, внимательные, умные, интересные люди. Такие люди будут нас окружать, если мы сами будем добрыми, внимательными, умными, веселыми, заботливыми, уважающими других людей.

—А теперь давайте вспомним части тела человека.

Молодцы, знаете как устроен человек. Представьте ребята к нам на планету прилетел инопланетянин с планеты Геометрических фигур, но посадка была сложной и опасной, поэтому он развалился на части – треугольники. Помогите сложить нашего гостя. Чья команда сложит быстрее, аккуратнее сложит изображение инопланетянина, та и победит в этом конкурсе. Члены команды собирают изображение все вместе.

  • СОСТАВЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ ИНОПЛАНЕТЯНИНА ИЗ ТРЕУГОЛЬНИКОВ
  • Подведение итогов конкурса .

6. КОНКУРС. ЭСТАФЕТА С ТЕНИСНЫМ МЯЧИКОМ И ЛОЖКОЙ.

Оборудование: 2 столовых ложки, 2 теннисных мяча, 2 кегли.

В этом конкурсе мы проверим какие вы ловкие и быстрые.

ЗАДАНИЕ: Пронести мячик в ложке до кегли, не уронив. Руками держать нельзя, если упал, то поднять, положить в ложку и продолжить соревнование. Чья команда выполнит правильно и быстро задание, та и победит в конкурсе.

  • Подведение итогов конкурса .

7.КОНКУРС «НАЙДИ СОСЕДА».

Оборудование: 2 домика с окошками для цифр, 2 набора цифр от 1 до 10,

В домике живёт число 9 (8), на каждом этаже живут два числа, которые в сумме составляют число 9 (8). Дети размещают в домик числа 9 (8) недостающих соседей.

Числа размещают члены команды, а командир команды проверяет правильность их выполнения.

КОМАНДА 1 КОМАНДА 2

9 8
  • Подведение итогов конкурса.

8. КОНКУРС Нарисуй путь движения инопланетянина.

Оборудование: 12 листов в клетку с точкой начала движения, 12 простых карандашей(фломастеров).

5 клеток вправо

4 клетки вниз

2 вправо

3 вниз

4 влево

3 вниз

10 клеток вправо

4 вниз

3 вправо

2 вверх

3 вправо

2 вниз

3 вправо

  • Подведение итогов конкурса .

9. КОНКУРС. «СТРОИМ БАШНЮ ИЗ КУБИКОВ» (БЕЗ ОЦЕНИВАНИЯ).

Оборудование: 2 н абора кубиков, 2 обруча.

  • ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ.

Слово Жюри….

Итак, наша игра подошла к концу.

Мы сегодня с вами не скучали,

А с удовольствием играли.

И пусть была остра борьба.

Сильней соревнования.

Успех решила не судьба,

Алена Фирсова (Сычевник)

Интеллектуальная игра «Умники и умницы »

для детей 6-7 лет

Сычевник Алена Владимировна

Воспитатель, 2015 год

Цель – стимулирование познавательной активности детей , обобщение знаний по математике, развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.

Задачи :

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности , желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.

Развивать мышление, внимание, коммуникативные навыки.

Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь.

Ход игры:

Ведущий : Добрый день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре «Умницы и умники » ! Название этой игры не случайно. Сегодня, в этом зале самые умные, самые талантливые, самые сообразительные дети. А теперь давайте познакомимся.

Приветствие команд

Команда "Почемучки"

"Все хотим на свете знать,

И все выучим на «пять» !"

Приветствие

Желаем вам, желаем вам

Чтоб лучший приз достался… нам!

Желаем вам место занять призовое…

Но не первое, а второе.

Ведущий : В каждой игре есть правила и в нашей тоже :

1. Быть внимательными и активными

2. Вопросы, которые я задаю, слушать до конца.

3. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

4. На вопросы чужой команды можно отвечать только тогда, когда вам разрешат. За подсказку или выкрикивание ответа будет сниматься очко.

5. За каждое нарушение правил будет сниматься одно очко.

Оценивать игру будут наши гости – преподаватели Зыковской школы.

Наша викторина состоит из 5-ти туров.

Итак, начнём с небольшой разминки (могут отвечать обе команды, ответы не оцениваются)

Сколько этажей в пятиэтажном доме?

Как называется фигура, имеющая три угла и три стороны?

Сколько ушей у двух мышей?

Сколько пятачков у трёх поросят?

Какой сегодня месяц? день недели? а завтра?

На чем летает Баба Яга? (На метле, в ступе)

Чем машут волшебники, произнося заклинание? (Волшебной палочкой)

Какой предмет дома лежит на полу, а в сказках - летает? (Ковер-самолет)

Обувь, помогающая передвигаться очень быстро. (Сапоги-скороходы)

Она все может сделать невидимым. (Шапка-невидимка)

«Конкурс капитанов» . «Сложи квадрат» .

Капитанам команд предлагаем показать свою сообразительность и смекалку и заработать первое очко для своей команды. Каждый капитан получает по 4 треугольника, из этих треугольников нужно составить квадрат. Победит тот, кто первый сложит квадрат. А участники команд поддерживают и «болеют» за своих капитанов.

Подводятся итоги конкурса.


В этом туре необходимо каждой команде ответить на 10 вопросов. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

Вопросы для 1 команды :

1. Сколько месяцев в году? (12)

2. Самый короткий месяц в году? (Февраль)

3. В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)

4. В какое время года появляются подснежники? (весной)

5. Какой первый день недели? (понедельник)

6. Пальто, платье, свитер это. (одежда)

7. Колобок, обросший иглами? (еж)

8. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)

9. Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)

10. Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)

Вопросы для 2 команды :

1. Первый месяц года? (январь)

2. В какое время года птицы вьют гнезда? (весной)

3. Сколько дней в недели? (7)

4. Сапоги, туфли, ботинки это. (обувь)

5. Курица в детстве? (цыпленок)

6. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)

7. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок)

8. Герой русской народной сказки, который ездил на печи? (Емеля)

9. Сказочный мальчик-луковка? (Чиполино)

10. Имя девушки, братец которой превратился в козленочка? (Аленушка)

Слово для объявления результатов 1 тура предоставляется жюри

2 тур «Веселая математика»

Задачки в стихах для 1 команды :

Две мышки проникли в квартиру,

Решили попробовать сыру.

Тут следом явились подружки -

Три сереньких мышки-норушки.

Кот спал в это время на крыше,

Про этот не ведая пир.

А ну, сосчитай, сколько мышек

Съели оставленный сыр?

2. Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться,

Сколько свинок у корытца?

Задачки в стихах для 2 команды :

1. Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи :

Ёж, барсук, енот, "косой",

Волк с плутовкою лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

Помоги ему скорей –

Посчитай-ка всех зверей.

2. Семь гусей пустились в путь.

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами.

Задание № 20 «Помоги Иванушке» (Приложение 1)

Физминутка «Запретное число»

Ведущий : Для победы в игре «Запретное число» потребуется внимание. Две команды стоят в круге. Выбирается число, которое нельзя произносить, вместо его произнесения играющий хлопает в ладоши . Считать будем до 10. Дети, которые ошибаются, выходят из игры; будьте внимательны. Игра начинается .

Слово для объявления результатов 2 тура предоставляется жюри


3 тур «Четвертый лишний»

Ведущий : Следующий конкурс поможет определить более сообразительную команду. В этом конкурсе вам нужно выбрать лишнее слово из 4 предложенных и назвать одним словом оставшиеся слова.

1 команда :

Воробей, кошка, ласточка, голубь (кошка) ;

Шуба, шапка, карандаш, колготки (карандаш) ;

Роза, астра, кастрюля, василек (кастрюля) .

2 команда :

Медведь, комар, заяц, лиса (комар) ;

Земляника, клубника, береза, малина (береза) ;

Молоток, топор, стул, лопата (стул) .

Подводятся итоги 3 тура.

4 тур «Послушай и заполни»

Ведущий : Вы были внимательными, сообразительными, показали свои знания и смекалку. Теперь нам бы хотелось проверить вашу память. Командам предлагается прослушать отрывок из произведения Н. Носова «Карасик» . И не просто прослушать, а внимательно и запомнить все, что вы услышите. После прослушивания я буду каждой команде задавать вопросы. Победит та команда, которая ответит на большее количество вопросов правильно.

Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка красивая! Серебристый карасик – вот как она называлась. Виталик был рад, что у него есть карасик. Первое время он очень интересовался рыбкой – кормил ее , менял воду в аквариуме, а потом привык к ней и иногда даже забывал ее вовремя покормить.

А еще у Виталика был котенок Мурзик. Он был серый, пушистый, а глаза у него были большие зеленые. Мурзик очень любил смотреть на рыбку.

Вопросы 1 команде :

1. Как звали мальчика?

2. Какой подарок подарила мама Виталику?

3. Как ухаживал Виталик за рыбкой?

4. Как звали кота?

5. Какого цвета были глаза у Мурзика?

Вопросы 2 команде :

1. Кто подарил Виталику подарок?

2. Как называлась рыбка?

3. О чем забывал Виталик?

4. Какого цвета был кот?

5. Чем любил заниматься Мурзик?

5 тур «Расположи по порядку»

Задание № 9 (Приложение 2)

Подводятся итоги 5 тура и всей игры.

Ведущий : Подошла к концу наша игра , но прежде чем подвести итоги и определить победителя я хочу спросить у вас - для чего мы сегодня составляли слова, решали задачки, разгадывали головоломки?

Ответы детей (чтобы быть умными; тренировка ума; подготовиться к школе; чтобы лучше учиться в школе)

Ведущий : Обе команды достойно показали свои знания и умения. Настал час награждений.

Дети награждаются сладкими призами, команды получают грамоты.


Разделы: Начальная школа

В начальной школе интеллектуальное развитие ребенка часто остается без внимания. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, доминирующей деятельностью является усвоение знаний и умений, что предполагает решение задач, которые всегда имеют готовое решение. Дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, они не могут действовать самостоятельно, чтобы найти новый способ решения. Во-вторых, постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка. Дети привыкают оценивать себя, свои возможности только через успешное или неуспешное решение типовых задач, решение которых зависит от степени усвоения определенных знаний. Это приводит к тому, что самооценка ребенка зависит только от прилежания и старательности в освоении новых знаний и правил, а не от сообразительности, оригинальности и выдумки.

В связи с названными причинами, развитие и коррекция интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста является одной из важных задач работы психолого-педагогического состава школы.

В качестве примера можно предложить несколько игровых упражнений, проведение которых возможно на классных часах, разминках перед занятиями и т.п.

Упражнение “Загадки”

На одном берегу – цыплята, а на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка?

Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:

Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а ты возьми меня на ручки.

Поможет ли девочка маме? Почему?

Девочку Лену спросили:

У тебя есть сестра?

А у твоей сестры есть сестра?

Нет, - ответила Лена.

А как ты думаешь?

Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?

У девятилетнего мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. Сколько лет мальчику, у которого была кошка?

У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?

Задания на подключение предметного (житейского) опыта детей.

Задание 1. Назовите изображённые на рисунке геометрические фигуры. Найдите лишнюю фигуру и объясните, почему она лишняя.

Задание 2. С какой цифры начинается запись чисел?

14 18 111 19 10 100

Задание 3. Как называется данная фигура? Почему она получила такое название?

Задания на выделение существенных признаков понятия

Задание 1. Прочитайте слова в скобках. Подчеркните те слова, которые являются наиболее существенными для данного предмета.

А) БОЛЬНИЦА (сад, врач, помещение, радио, больные)

Б) ШКОЛА (здание, ученики, мел, доска, буквы)

В) РЕКА (вода, берег, рыба, рыболов, тина)

Г) КНИГА (картинка, слово, бумага, читатель, библиотека)

Д) СПОРТ (медаль, стадион, победа, соревнование, музыка)

Е) КОМПЬЮТЕР (экран, клавиатура, считает, выполняет команды)

Ж) ПРИНТЕР (печатает, белый, бесшумный, подключён к компьютеру)

Задание 2. Укажите предмет, характерным признаком которого является:

А) Шкала с делениями.

Б) Выставление оценок и запись замечаний.

В) Прослушивание музыки.

Г) Просмотр фильмов.

Задание 3. Нарисуйте предметы, существенными признаками которых являются следующие: круглый и съедобный; круглый и несъедобный.

Задание 4. Чем отличается:

А) Окно от двери.

Б) Указка от карандаша.

В) Круг от овала.

Г) Лист берёзы от листа клёна.

Задание 5. Чем похожи слова каждой группы? Как можно одним словом назвать каждую из предложенных групп?

А) Шоссе, дорога, тропинка.

Б) Город, деревня, посёлок.

В) Сложение, деление, вычитание.

Задания, направленные на формирование умений производить основные логические операции над понятиями: обобщение, ограничение, деление и определение

А)Задания на установление закономерностей.

Задание 1. Вставьте пропущенные числа:

А) 5, 15, _______, 35, _______, 55;

Б) 14, 24, _______, _________, 54;

В) 2, 12, 22, _______, _______, ________;

Г) 1,3, ________, ________, 9, ________;

Д) 2, 4, 6, ________, ________, ________;

Задание 2. определите закономерность повторения фигур и дорисуйте последовательности.

Задание 3. Какая из фигур должна стоять в пустой клетке таблицы?

Задание 4. определите закономерность повторения последовательности и нарисуйте эту последовательность: дерево, куст, цветок, дерево, куст, цветок…

Б) Задания на объединение и разделение объектов по каким-либо признакам.

Задание 1. Назовите одним словом следующие группы чисел:

А) 2, 4, 6, 8, …

Б) 1, 3, 5, 7, …

В) 2, 4, 7, 9, 5, 6, …

Г) 18, 25, 33, 48, 56, …

Задание 2. Перечислено несколько предметов. Как их можно назвать одним словом?

А) Суп, гуляш, каша, кисель.

Б) Курица, гусь, утка, индейка.

В) Лошадь, корова, овца, свинья.

Г) Волк, лиса, медведь, заяц.

Д) Картофель, свекла, лук, капуста.

Е) Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.

Задание 3. Какое слово лишнее в каждой группе? Вычеркните его. Назовите существенный признак полученной группы. Дайте название каждой группе слов.

А) Ель, сосна, кедр, берёза.

Б) Лук, огурец, яблоко, морковь.

В) Гриб, ландыш, ромашка, василёк.

Задание 4. Разделите следующие числа на две группы: чётные, нечётные, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Задание 5. Разделите данные слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько групп получилось?

Задание 6. Впишите данные слова в соответствующие столбцы таблицы: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш, кроссовки, пистолет.

Задание 7. числа 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 24, 35, 48 распределите на две группы: однозначные и двузначные. В какой строке таблицы распределены на группы правильно?

1 1,2,3,5,12 8,16,24,35,48
2 1,2,3,5,8,16 12,24,35,48
3 1,2,3,5,8 12,16,24,35,48
4 2,3,5,8 12,6,16,24,35,48

Игровые развивающие задания и упражнения для развития понятийного мышления.

Задание 1. Обобщение рядов конкретных понятий при помощи родовых определений. Детям предлагается обобщить несколько групп конкретных понятий и назвать одним словом следующие группы:

тарелка, стакан, кружка, блюдце;

стол, стул, диван, кресло, шкаф;

рубашка, платье, юбка, брюки;

тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли;

суп, каша, котлета, пюре;

берёза, липа, ель, сосна, осина;

воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка;

карась, щука, окунь, лещ.

Задание 2. Конкретизация понятий. Нужно назвать предметы и явления, которые входят в более широкие понятия. Можно спросить детей о следующих категориях: деревья, животные, игрушки, имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы, рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д.

Задание 3. Обобщение рядов понятий более широкого объёма. Ученикам даются для обобщения 5 групп понятий, и они должны рассказать, что общего между названными категориями, чем схожи те понятия, которые вошли в одну группу:

птицы, звери, рыбы;

деревья, травы, цветы, кустарники;

мебель, посуда, одежда;

часы, весы, градусники;

пожар, наводнение, ураган.

Задание 4. Классификация. Детям раздают 16 карточек с изображение птиц, рыб, посуды, мебели – по 4 для каждой группы и просят разделить все карточки на группы, чтобы в каждой были рисунки, которые можно назвать одним словом. Затем учащихся просят объединить получившиеся группы в две, максимально похожие, и объяснить, почему они так сделали.

Задание 5. Нужно сравнить пары объектов по представлению, найти признаки различия и сходства: одуванчик и ромашка; клубника и земляника; ель и берёза; яблоня и клён; роза и колокольчик; кошка и собака; курица и утка; самолёт и чайка; животные и растения.

Задание 6. Ученики должны отгадать, какой предмет спрятан, по его описанию. Для этого необходимо подобрать какой-либо предмет или его изображение. Не показывая детям, нужно описать этот предмет: его форму, цвет, фактуру.

Задание 7. Игра “Что лишнее?”

Даётся группа понятий, из которых дети должны выбрать лишнее и дать общее название остальным. Игра возможна в двух вариантах: словесном и наглядном.

В словесном варианте предлагаются группы по четыре слова, необходимо выделить, какое слово лишнее и не подходит к остальным, и как назвать одним словом (или объяснить сходство) оставшиеся:

капуста, картошка, помидор, яблоко;

синий, красный, красивый, зелёный;

мама, человек, папа, сестра;

старый, дряхлый, маленький, ветхий;

берёза, сосна, клён, осина;

ботинок, нога, сапог, туфля;

зима, весна, лето, октябрь;

кисель, компот, лимонад, мороженое и т.д.

Задание 8. Игра “Спорщики”. Ученикам предлагается поспорить с учителем. Какое бы слово он ни произнёс, дети должны говорить ровно наоборот и чем быстрее, тем лучше: белый-чёрный; большой-маленький; быстрый-медленный; весёлый-грустный; грязный-чистый; открытый-закрытый; старый-новый; кричать-шептать; ломать-чинить и т.д.

Задание 9. Игра “Плохо или хорошо?” Детям предлагается некий объект(ситуация), и они должны объяснить, в чём его положительная и отрицательная сторона. Например, мороженое – хорошо, потому что вкусно, плохо – потому, что может горло заболеть.

Даются такие слова: дождь, телевизор, конфета, собака, цветы, комары, бегать, заболеть, лук, ветер, кошка, компьютер, музыка, нож, огонь, солнце и др.

Задание 10. Игра “Слова – накладки”.

Ученики придумывают слова – накладки, затем выбирают самое смешное или оригинальное слово, объясняя, почему они так думают.

Можно предложить такие задания:

комар + марка = комарка;

зебра + ракушка = зебракушка;

дерево + ворона = дереворона и т.д.

Упражнения для развития мыслительных операций анализа и синтеза

Задание 1. “Анаграмма”

Задание 2. “Зашифрованное слово”

КАША
РЕКА
ТАРЕЛКА
Задание 3. “Эхо”

Составить слова, отделив первые буквы от данных слов:

Задание 4. “Зашифрованное слово”

Составить слово из первых слогов, данных слов:

МОЛОКО
НЕВОД
ТАРАКАН

Задание 5. “Анаграмма” (спрятанное слово)

Составить слова, переставив буквы:

ОГОЛАВ –

АБАРН –
ОСОКЛ –

Задание 6.

Составить новые слова, исключив одну букву из данных слов:

ПЛУГ –
ШАРФ –
КОРМ –

Задание 7.

Составить слово из вторых слогов, данных слов:

Задание 8. “Занимательная лесенка”

Задание 9. “Змейка”

Составить слова по данной модели.

А _ _ _ _ _
_ А _ _ _ _
_ _ А _ _ _
_ _ _ А _ _
_ _ _ _ А _
_ _ _ _ _ А
_ _ _ _ А _
_ _ _ А _ _
_ _ А _ _ _
_ А _ _ _ _
А _ _ _ _ _

Упражнения на нахождение существенных признаков предметов

Задание 1. Выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:

Лес (лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник)

Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)

Задание 2. Спорт (стадион, оркестр, награда, состязание, зрители)

Больница (сад, врач, радио, больные, помещение)

Война (пушки, солдаты, сражения, аэроплан, ружья)

Упражнения – логические задачи

Задача 1. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны, Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится Ивану Фёдоровичу?

Задача 2. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что я сидел слева от папы, а мама – слева от меня?

Задача 3. Толя поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какую рыбу Толя поймал раньше других?

Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?

Задача 4. Шли два отца и два сына, несли три апельсина. Сколько апельсинов нёс каждый?

Задача 5. Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?

Задача 6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше: Вася или Серёжа?

Задача 7. К празднику ученики украшают здание школы с четырех сторон 12 флажками. Их надо расставить так, чтобы было по 4 флажка с каждой стороны. Нарисовать ответ.

Задача 8. Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра.

Задача 9. Верёвку разрезали в шести местах. Сколько частей получилось?

Задача 10. Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги?

Игры для развития функций мышления

Игра 1. Составление предложений.

Детям предлагается три слова, не связанные по смыслу, например, “озеро”, “карандаш”, “медведь”. Детям надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными (“Медведь упустил в озеро карандаш”), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов (“Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере”), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи (“Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь”).

Игра 2. Исключение лишнего.

Предлагается любые три слова, например, “собака”, “помидор”, “солнце”. Детям надо оставить только те слова, которые обозначают в чём – то сходные предметы, а одно слово “лишнее”, не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить “собаку”, а “помидор” и “солнце” оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Игра 3. Поиск аналогов.

Называется какой – либо предмет или явление, например, “вертолёт”.

Детям необходимо выписать как можно больше аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы “птица”, “бабочка” (летают и садятся); “автобус”, “поезд” (транспортные средства); “ штопор” (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Игра 4. Способы применения предмета.

Называется какой – либо хорошо известный предмет, например, “книга”. Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предметов. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предметов.

Игра 5. “Ну-ка, отгадай!”

Класс делится на две группы. Первая группа задумывает какой-либо предмет. Вторая группа должна отгадать, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только “да” или “нет”. Дети из двух групп встают в две линии напротив друг друга. Сначала задаёт вопрос первый ребёнок из второй группы: “Оно живое?”. Первый ребёнок из первой группы отвечает: “Да”. Затем задаёт вопрос второй ребёнок из второй группы: “Я его видел?”. Второй ребёнок из первой группы отвечает: “Да”. И т.д. после угадывания предмета группы меняются ролями.

Игра 6. “Определим игрушку”.

Дети приносят на игру какую-либо игрушку. Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Учитель с ребятами придумывают какую-нибудь историю, в которой главным персонажем является одна из игрушек. Приглашается водящий. Ребята рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а заменяя его местоимениями “он” или “она”. Ведущий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории. Если водящий угадал правильно, выбирается другой ведущий и игра повторяется.

Для развития умственных способностей у школьников очень эффективными являются интеллектуальные игры. Таких игр очень много.

Интеллектуальные игры для детей и младших школьников можно придумывать самим, можно воспользоваться уже имеющимися играми. В любом случае, польза от таких игр есть.

Рассмотрим некоторые из, уже существующих, интеллектуальных игр.

Игра — интеллектуальное казино АЗ И Я.

Данная игра примечательна тем, что её можно интерпретировать, используя любую страну, государство, океаны и много чего ещё.

Хотя придётся немного «повозится», чтобы подобрать некоторые названия, вопросы и характеристики. Суть данной игры в том, чтобы закрепить знания о стране, государстве, в данном случае об Азии.

Данная игра включает 4 тура, задания, которых задаются всем командам. Ответы должны писать на бумагу, затем озвучивать по истечении определённого времени (например, 60 сек.).

  • Первый тур. Суть заключается в том, чтобы правильно ответить на вопросы об Азии (А З И Я, состоит из 4-х букв, значит будет по 4 вопроса). Вопросы о стране должны быть те, которые изучались на уроках. За каждый правильный ответ, команда получает по букве (от слова Азия).
  • Второй тур. Перечислить названия рек, достопримечательностей…, того, что изучалось на уроках о данной стране. За каждый правильный ответ – 5 баллов.
  • Третий тур, называется « интеллектуальное казино», где необходимо задавать вопросы о стране, ответы на которые дети должны были знать из пройденной программы. За каждый правильный ответ – 5, 10, 15 балов (количество баллов зависит от сложности вопроса, где сложность определяет учитель при составлении вопросов). Составьте по 3-4 вопроса каждой сложности.
  • Четвёртый тур, называется «блеф клуб». Здесь задаются вопросы на логику и внимательность (вопросы, содержащие правильный или не правильный ответ). Нужно ответить «да» или «нет», при этом, если надо, пояснить. Например, вопрос — Столица Азии – Ташкент? Ответ – «нет», у Азии нет столицы, она не является государством.

Игра окончена, знания закреплены, есть победители. Поощрения – на Ваше усмотрение.

Конкурс, составь слово из словосочетания, или другого слова

Эта игра интересна для школьников любого возраста. Необходимо из букв слова или словосочетания составить как можно больше существительных, при этом каждую букву можно использовать только один раз.

Данное задание можно усложнять, допустим, составлять английские слова из английского слова. Например, слово параллелепипед.

Составляем слова: пар, лед, парад, лапа, плед…

Конкурс « Анаграмма»

Это где имея два или более существующих слов, необходимо составить одно, например города.

  1. сто и ров – слово РОСТОВ,
  2. лис и вьюн – слово ВИЛЬНЮС,
  3. пол и вата — ПОЛТАВА…

А если Вы хотите научить своего ребенка как составить слова из большого слова считайте .

Мозайки и конструкторы

Хорошо развивают логику игры мозаики.

Различны конструкторы:

  1. лего,
  2. деревянные,
  3. железные…

Задания в журналах

Журналы, развивающие логику и мышление, в которых имеются такие задания как:

  1. ребусы,
  2. головоломки,
  3. кроссворды,
  4. дорисуй картинку,
  5. найди отличия,
  6. и другие.

Это только некоторые игры, из числа многих, которые существуют. Большинство из них можно развивать, привнося в них что-то своё.

Многие игры Вы можете придумывать сами, это совсем не сложно, главное ориентироваться на возраст своих детей (школьников). В любом случае, будете Вы пользоваться классическими существующими играми, или своими придуманными, неважно.

Эффект точно будет, благодаря множеству из таких игр, дети не только развиваются умственно, но и учатся работать в команде.
Играя – можно стать умнее!

Во что бы дети ни играли,
Чего бы им ни задавали,
Усвоить нужно лишь одно,
Все игры быть должны с умом.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Для подготовки интеллектуальной игры «Великолепная семерка» для команд от каждого класса параллели - по семь игроков в каждой команде, командам присваиваются номера. Эта игра проходит в несколько туров - в каждом свои правила. Для проведения игры лучше использовать небольшой холл или аудиторию - обязательно с аппаратурой, чтобы задаваемые вопросы были хорошо слышны игрокам. Игру проводит несколько человек: ведущий, счетная комиссия из 2-3 человек, два помощника.

Ход игры

(Игроков рассаживают за отдельные столы, расставленные в шахматном порядке.)

Тур 1. Вариант

(Когда ведущий объясняет условия, помощники раскладывают на столы каждой команде набор карточек с буквами А, Б, В и номером, соответствующим команде — табличка с номером остается у команды до конца игры.)

Условия тура: игрокам зачитывается вопрос и дается три варианта ответов, которые соответствуют буквам: А, Б и В. Дается время на обдумывание - 30 секунд. Затем вопрос читается еще раз и дается команда для поднятия табличек (команда поднимает табличку со своим номером и букву с предполагаемым ответом). Если команда подняла табличку с ответом раньше положенного времени - им дается штрафной балл. Счетная комиссия регистрирует номера команд, давших правильный ответ, и в конце тура подводит итог за минусом штрафных баллов.

Возможные вопросы.

1. На груди короля Швеции Карла 17 Йохана была татуировка:

A) Я - тиран;

Б) Смерть тиранам; +

B) Только народ.

2. Какое из этих слов выложил Кай в сказке «Снежная королева»?

A) снежинка;

Б) вечность; +

B) теплота.

3. Одно из перечисленных насекомых-вредителей водится в странах - республиках бывшего СССР.

A) ирландская древогрызка;

Б) гималайская малявка;

B) мавританская козявка. +

4. Каких животных продавал Дуремар?

Б) пиявок; +

B) черепах.

5. Официальной одеждой спортивных судей на футбольных матчах в США является:

A) розовая майка; +

Б) желтая мантия;

B) синий фрак.

6. Как на Руси назывались деньги достоинством 15 рублей из серебра?

Б) империал; +

7. Соцветие какого растения в течение дня поворачивается вслед за солнцем?

A) подсолнечника; Б) ромашки;

B) тюльпана.

8. Один из перечисленных людей является изобретателем акваланга:

A) капитан Немо;

Б) Крузенштерн;

B) Жак Ив Кусто. +

9. Слово «акробатика» в переводе с греческого означает:

A) прыгаю на батуте;

Б) хожу на цыпочках, лезу вверх; +

B) кувыркаюсь, прыгаю, скачу.

10. В водно-моторном спорте судно с подвесным мотором называется:

A) скутер; Б) каспер;

B) флиппер.

11. В боксе судей называют:

A) рефери; +

Б) брейкеры;

B) рингеры.

12. Какой из этих писателей написал «Мойдодыр»?

A) Крылов;

Б) Чуковский; +

B) Маршак.

Тур 2. Вопросы

(Когда ведущий объясняет условия второго тура, помощники раскладывают на столы каждой команде бланки для ответов, на которых написан номер команды и ручки; количество бланков соответствует количеству вопросов.)

Условия тypa: игрокам зачитывается вопрос и дается одна минута для обсуждения ответа. За пять секунд до окончания минуты ведущий сообщает командам, что необходимо дать ответ. Команды записывают свой ответ на бланке. Ведущий объявляет, что командам необходимо сдать ответы. Помощники проходят по залу, собирают бланки и передают их ведущему. Если команда не успела написать ответ до окончания минуты, то их бланк не принимается. Как только все бланки собраны, ведущий оглашает правильный ответ и сообщает счетной комиссии номера команд, ответивших правильно.

Возможные вопросы.

Вопрос 1: Каждый год осенью испанские крестьяне пишут на боках своих коров «VAKA», что по-испански означает «корова». А для кого предназначается эта надпись, вы сможете сказать, если поймете, что еще начинается осенью в Испании.

Ответ: Для охотников (начинается охотничий сезон).

Вопрос 2: Этот термин пришел к нам из греческого языка, хотя ученым известно его применение еще в Египте 2000 лет назад. С давних пор секретами ее владели жрецы. Постепенно она вышла за первоначальные рамки, и ее стали условно делить на три направления: врачебную, гигиеническую и... Наверное, вы уже догадались, о чем идет речь, гак что вам не составит труда назвать это третье направление в котором, кстати, и остался древний смысл этого термина.

Ответ: Декоративная (речь шла о косметике).

Вопрос 3: 14 сентября 1638 г. умер английский священник Джон Гарвар. Он оставил свою библиотеку семинарии, основанной в Новом Городе в 1636 году. А как этот город стал называться потом?

Ответ: Кембридж (а колледж, построенный в нем, назвали в честь священника Гарвардским).

Вопрос 4: Однажды, при выяснении отношений с придворными Людовик XIV заметил, что он - король и если прикажет им броситься в воду, те должны немедленно повиноваться. После этих его слов один из придворных направился к выходу. Что он ответил Людовику на его вопрос о том, куда он пошел?

Ответ: Учиться плавать.

Вопрос 5: В Америке разработана компьютерная программа, которая просматривает память всех компьютеров учреждения и уничтожает до 6000 различных программ. Она не является антивирусной, хотя и построена по такому же принципу. Против чего же она направлена?

Ответ: Против компьютерных игр.

Вопрос 6: Целое может состоять из многих компонентов, но основных три. Они никогда не бывают одинаковыми и не могут находиться в одной плоскости. Первый символизирует небо, второй-человека, третий - землю. Как же мы называем целое?

Ответ: Икебана.

Вопрос 1: До войны во многих кинотеатрах СССР с успехом шли фильмы Чарли Чаплина. Кто озвучивал роли Чаплина?

Ответ: Никто, эти фильмы немые.

Вопрос 8: Вы, несомненно, любите остросюжетные произведения. Вот сюжет одного из них: во время прогулки неожиданно найден клад. По случаю находки состоится праздник, который омрачен появлением коварного злодея. Жизнь героини в опасности, но в последний момент появляется герой и убивает злодея. Все заканчивается свадьбой. Как зовут героиню произведения?

Ответ: Муха-Цокотуха.

Вопрос 9: Красный, желтый, зеленый, оранжевый, синий, голубой. Какого цвета в данном списке не хватает?

Ответ: Фиолетовый (речь идет о радуге).

Вопрос 10: Приручение этого домашнего животного человеком датируется IV тысячелетием до нашей эры. До нас дошло его изображение на камне с надетым ошейником - знаком принадлежности хозяину. Их называли «добрыми духами жилища» и посвящали богине Луны, плодородия и деторождения. Знаменитый цирковой дрессировщик занимается именно ими. О ком идет речь?

Ответ: О кошке.

Вопрос 11: Во времена крепостного права существовало оригинальное «зимнее» наказание для провинившихся крестьян. Их окунали в прорубь. Каким выражением обогатился русский язык, благодаря этому наказанию?

Ответ: «Я тебе покажу, где раки зимуют» (засчитывать все ответы со словами о «зимующих раках»).

Вопрос 12: Свинья, собака, ворона, заяц. Эти животные известны всем малышам. Назовите имя хотя бы одного из них?

Ответ: Хрюша, Филя, Каркуша, Степашка.

Вопрос 13: Процедура выяснения обстоятельств любого дела в римском суде состояла из семи вопросов. Вот четыре из них: Кто? С чьей помощью? Для чего? Каким образом? Назовите три оставшихся вопроса.

Ответ: Что? Где? Когда?

Тур 3. Таблички

(Для проведения этого тура, помощники раскладывают на столы каждой команде несколько наборов карточек, каждый набор лежит в своем конверте, на котором написан номер вопроса, которому соответствуют данные карточки.)

Условия тура: игрокам зачитывается вопрос и они из табличек, которые соответствуют номеру этого вопроса, выбирают правильный, на их взгляд, ответ. На обдумывание дается 30 секунд. Как только время на обдумывание заканчивается, команды по сигналу поднимают таблички с ответом и с номером своей команды. Затем ведущий читает правильный ответ, а счетная комиссия регистрирует команды, давшие правильный ответ. Если команда поднимает свой ответ намного позже всех остальных команд - ей засчитывается штрафное очко.

Возможные вопросы.

1. Богиня любви и красоты в греческой мифологии. (Афродита, Гера, Венера, Юзя.)

2. Последний русский царь. (Николай II, Петр I, Николай I, Иван Грозный.)

3. Какая наука, изучает поведение и эмоции человека в различных ситуациях? (Психология, педагогика, психиатрия, психоанализ.)

4. Какую цифру славяне считали священной? (7, 5, 13, 28.)

5. Каким словом называют теплый южный ветер и восточную сладость? {Зефир, лукум, щербет, кус-кус.)

6. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Автор слов? {Чехов, Толстой, Маяковский, Пукин.)

7. Знаменитый русский иконописец? (Рублев, Левитан, Коровин, Айвазовский.)

Тур 4. Блиц

(Для этого тура командам потребуется табличка с номером их команды.)

Условия тура: ведущий зачитывает вопрос и команда, у которой готов ответ, поднимает вверх табличку со своим номером. Счетная комиссия внимательно наблюдает за тем, какая команда была первой и дает ей слово, если команда ответила правильно, то ей засчитывается пять баллов, если нет, то слово дается команде, которая второй подняла табличку, но ей, в случае правильного ответа засчитывается всего четыре балла и т. д.

Возможные вопросы.

1. Съемная прическа. (Парик.)

2. Создатель Венеры Милосской? (Микеланджело.)

3. Обитатели тихого омута. (Черти.)

4. Как называется строительное искусство? (Архитектура.)

5. Исходящая жалоба, которой Москва не верит. (Слезы.)

6. Когда, при каком царе свершилось восстание декабристов? (14 декабря 1825 года, Николай 1.)

7. Приспособление для отдыха в подвешенном состоянии. (Гамак.)

8. Создатели славянской азбуки? (Кирилл и Мефодий.)

9. Младший брат Балды? (Заяц.)

11. Солнечное вступление. (Восход.)

После того, как пройдут все туры, счетная комиссия выявляет победителей (первое, второе, третье место), происходит награждение.

Статьи по теме: