Обзор игры Dragon Age: Origins – Awakening. Обзор игры - Dragon Age: Inquisition Dragon age рецензия

Обзор Dragon Age: Origins - Awakening

Обзор Dragon Age: Origins - Awakening

Разработчик: BioWare

Процессор: Intel Core 2 Quad с частотой 2.4 ГГц;

Оперативная память: 4 GB (Vista, 7) или 2 GB (XP);

Видеокарта: ATI 3850 512 MB / NVIDIA 8800GTS 512 MB;

Минимальные системные требования:

ОС: Windows XP (SP3);

Процессор: Intel Core 2 с частотой 1.4 Ghz / AMD X2 с частотой 1.8 ГГц;

Оперативная память: 1 GB;

Видеокарта: ATI Radeon X850 128MB / NVIDIA GeForce 6600 GT 128MB;

20 GB свободного места на HDD.

Также, как Dragon Age: Origins - Awakening подразумевает наличие оригинальной игры, перед чтением этой статьи рекомендуется ознакомиться с обзором Dragon Age: Origins

"- Мама! Мама! А я знаю откуда порождения тьмы берутся!

Ох, сынок, ты опять всю ночь играл в Dragon Age?.."

И немудрено. То, что Dragon Age: Origins обрастет дополнениями, давно было обещано. И вот, наконец, после трех крошечных DLC, студия BioWare выпустила еще одно, на этот раз человеческого объема: Dragon Age: Origins - Awakening, на Руси известное как Dragon Age: Начало - Пробуждение. Оправдало ли оно ожидания? не уронило ли планку качества? избавилось ли от недостатков оригинала? что привнесло нового? - давайте разбираться.

Awakening стартует спустя несколько лет после того, как могучая кучка во главе с серыми Стражами победила Мор - огромную армию порождений тьмы, возглавляемую Архидемоном. Вопреки ожиданиям, уцелевшие твари не ушли назад под землю, как это случалось всегда. Они разделились на два враждующих лагеря, и продолжили свои оккупационные наступления. Наиболее активно они орудуют на территории вокруг Башни Бдения - древней крепости, в которую главный герой направляется в качестве командора серых Стражей. И о сюжете не слова более - на официальном сайте и так проспойлерили все, что только могли. Поверьте, проходить игру ничего не зная заранее, куда интереснее, чем постоянно ловить себя на мысли: "а вот это я уже видел".

Начинать играть в Пробуждение можно двумя способами: первый - создать нового персонажа, а второй - импортировать уже готового из Origins. Если вы создадите нового, он будет автоматически прокачан до 18 уровня. Новых классов нет, однако вы сразу же сможете выбрать до двух специализаций, которые теперь доступны с самого начала игры. Затем привычно раскидаете очки характеристик, навыков и способностей. Среди них есть пополнение, но доступны они лишь с 20 уровня. Что касается импорта готового персонажа: разумеется, если он еще не достиг 18 уровня, то также будет автоматически прокачан, а если уровень будет выше, то и сбрасывать его никто не заставит. Забегая вперед скажу, что очень скоро станет доступным торговец, который продает книжки, с помощью которых можно вновь перераспределить все очки, так что не стоит заморачиваться на этот счет.

Искренне надеюсь на вашу сознательность и то, что вы не станете играть в Awakening до того, как пройдете Origins - рискуете испортить себе удовольствие. В меню маленьких радостей присутствуют встречи со старыми знакомыми, и дополнительные строчки в диалогах, а концовка, объясняющая судьбу нашего персонажа, напрямую будет зависеть от того как именно был пройден сюжет оригинала. Впрочем, есть и немало различий игрового процесса, вся ценность которых также будет утеряна в случае, если играть в Awakening до Origins. Теперь не будет лагеря в том виде, как это было раньше - его место займет та самая Башня Бдения. Там будут торговцы, мастера и сюжетные персонажи, а также ваши напарники. Сама башня полностью переходит в ваше распоряжение, что означает и то что для неё придется искать улучшения, а также решать важные для её жителей проблемы. Все ваши действия напрямую приведут к различным концовкам.

Как командору, вам также предстоит искать новых рекрутов, для пополнения рядов серых Стражей. Всего их шесть штук, пятера из которых новые. У каждого своя история, своя жизнь и смерть, а также мнение по поводу действий их командора. Впрочем, очевидно, разработчики посчитали что они и в Origins успели надоесть игроку километрами диалогов, так что теперь болтовни будет меньше и только по делу. Хорошо это или плохо, трудно сказать, но зато между собой они явно стали разговорчивее. Слушать перепалки по прежнему крайне интересно, так что в дороге теперь точно скучать не придется. Как и раньше, компаньонам можно дарить подарки, однако то ли это такой баг, то ли так и задумывалось, но теперь на все, кроме очень личных, они реагируют одинаково. То есть теперь пьянствующий гном будет рад выпивке точно также, как и фамильному кулону другого компаньона, который в свою очередь также будет доволен выпивкой. Еще более удивляет, что у некоторых персонажей отношение сразу, или почти сразу, становится максимальным.

Как и подобает большому дополнению, Пробуждение приносит в игру новые навыки и способности, а максимальный уровень теперь равен 35. Навыков три - изготовление рун, и перманентное повышение здоровья и выносливости (маны - для магов). И если со вторыми все просто, то вот с руноделием куда интереснее: во первых, теперь их можно вставлять и в доспехи, а во вторых их стало попадаться куда меньше чем раньше. Словом, не проходите мимо. Что касается способностей, то больше всего перепало магам и... лучникам. Практически бесполезные в Origin, здесь один лучник - это ходячая машина для убийства, способная в одиночку справиться с целым отрядом противника. Однако, для применения этих способностей, как и способностей мага, лучником необходимо управлять самому. Я серьезно - очень скоро в статистике обнаружится, что урон нанесенный лучником своим товарищам, превосходит (!) нанесенный противникам! Если помните, в Origin нечто похожее было с големом (но там соотношение было 1 к 3), и с магами, если оставить их самостоятельно применять заклинания массового поражения. Что касается самих магов, то им повезло куда больше: новые способности мало того что ранят только противника, так еще и делают это постоянно, почти без простоя. Как и говорили разработчики, новые заклинания больше подходят для применения в самой гуще событий. Не были обделены и представители прочих военных профессий. Новые способности воинов и разбойников, по сути являются откровенно магическими, так что не удивляйтесь, если обнаружите среди ваших компаньонов привидение.

Вы наверняка слышали о том, что вещи из DLC для Origins не переходят в Awakening. Отмахиваясь от претензий игроков, которые выкладывали за них свои кровные, разработчики заявили, что те все равно будут бесполезны, и от них очень скоро придется отказаться, как и от всего прочего снаряжения Origins. И они были правы. Если ранее максимальный уровень снаряжения равнялся 7, то теперь появились вещи 8 и 9 уровня. "Погоня за самыми лучшими панталонами в мире" продолжается вплоть до финального сражения. Денег по прежнему на все не хватает, однако не стоит себе отказывать, и если приглянулось какое-нибудь колечко, стоимостью в целое состояние, его можно смело покупать. Также можно заказать кузницу в башне уникальные вещи, если конечно найти все необходимые компоненты.

Боевая система не подверглась сколько-нибудь серьезным изменениям. Получив заслуженный нагоняй от прессы и игроков, за несдержанные обещания, в отношении интерактивности окружения, в Awakening заметно несколько попыток исправить дело. Но увы, никакой тенденции не намечается - удачное применение возможностей физического движка можно пересчитать по пальцам. Также было обещание еще в Origins научить компаньонов прятаться за предметами окружения, или хоть как-нибудь еще его использовать. Но ничего такого и близко нет. Впрочем поскольку и раньше ничего такого не было, и перед нами всего лишь дополнение, не станем придираться к этому сверх меры. В конце концов, это скорее свидетельство несовершенства игрового движка. Чего нельзя сказать о местной системе "тактики". Как было сказано выше, возникают проблемы с лучниками и магами. И всему виной именно недостаток возможностей тактических схем, например отсутствие возможности искать группы противников, рядом с которыми нет сопартийцев. И это только одна из возможностей, которых очень не хватает что в Origins, что в Awakening. И это как раз то, что действительно можно было исправить в дополнении, если не в патче.

Причем в Пробуждении эта система еще и ощутимо глючит: например, мной было замечено, что один из бойцов вдруг перестал применять способности, хотя у него была полная шкала выносливости, и еще один бой назад все работало как надо. Также раздражает то, что почти все способности постоянного действия, слетают по окончании боя, или даже просто от окончании маны или выносливости. Причем эффекты слетают, а зарезервированная для них мана и выносливость не возвращается. Такое было и в Origins, но не в таких масштабах. Если помните, до патчей в оригинале было и такое, когда открывались контейнеры, которые пусты. Теперь эта напасть преследует и дополнение. Я уже не говорю об участившихся вылетах на рабочий стол. Ждем патчей.

А теперь давайте поговорим о прекрасном, о графике. Если раньше можно было натолкнуться на объекты, которым явно пожалели текстур высокого разрешения, то теперь такого нет. Детализация и вовсе ощутимо выросла, а приятные глазу эффекты теперь прекрасно прячут устаревший на пару лет движок. Модели персонажей выглядят более четкими, и лучше прорисованы. Особенно это касается новых видов порождений тьмы, а также нового снаряжения. Дизайн локаций по прежнему восхищает, и имеет лишь общее сходство с Origins. Придраться можно разве что к небу, да местами слабо детализированным задникам, но это мелочи. Когда дерево, растущее чуть слева от дороги, вдруг выдергивает из земли пару ног, и направляется к вам с явным намерением отдубасить, знаете ли, как-то не до размытого неба, и холмов вокруг.

Как дополнение, Awakening выполнено превосходно. Играть по прежнему очень интересно, а оторваться очень сложно. Если проходить его полностью, осматривая каждый угол, решая все загадки, и помогая всем несчастным, то можно получить примерно 20 часов геймплея. Именно столько показала мне статистика. В Origins это значение равнялось 90, но ведь его делали семь лет. Так что дополнение вполне себе долгоиграющее. Ну и не стоит забывать о разных концовках, и нескольких вариантах прохождения, а также о достижениях, которые можно открыть. Что дальше? Трудно сказать. Возможно, что вложенные в коробочку с Пробуждением вкладыш с надписью 02.01.2011, означает дату выхода полноценной второй части. Очень надеюсь на это, потому что для выхода просто второго дополнения, это слишком долгий срок.

Геймплей: 8.5

Графика: 9.0

Управление (PC): 8.0

Новизна: 7.0

Оправданность ожиданий: 90%

Обзор написан на основе знакомства с русской версией v1.0

В тексте замечены немногочисленные ошибки. Названия предметов зачастую не дописаны. Больше всего досталось рунам, так "руна подмастерья" превратилась в "руну п/мастерья". Реакция персонажей зачастую не соответствует выбранному варианту в диалоге. Голоса поставлены хорошо, даже очень. До английской версии не дотягивают, но актеры явно очень старались. Видимо, монтажер получил нагоняй, или вовсе был заменен, потому что, в отличие от Origin, здесь монтаж выполнен куда пристойнее.

Одной из наиболее горячих тем для дискуссий среди игроков всегда был вопрос: "а кто самый лучший разработчик ролевых игр?". Не нужно быть пророком восьмидесятого уровня, чтобы предсказать, что одно из первых мест в подобном голосовании непременно займут непревзойденные мастера жанра - BioWare . Проекты студии никогда не жалуются на недостаток внимания игроков и прессы, а их качество всегда на высоте. И наш сегодняшний гость - красноречивее всех доводов и доказательств. Встречайте: партийная Dragon Age: Origins .

Мы наш, мы новый мир построим

Много ли вы знаете долгостроев, которые к выходу умудрялись стать одной из лучших игр в жанре? Ну что ж, во всяком случае теперь их станет на одну больше. DAO разрабатывалась целых семь лет, но в том что это будет шедевр, никто, наверное, не сомневался. Прежде всего, время разработки было потрачено на создание совершенно новой вселенной, которой еще не было ни в одной из предыдущих игр студии. Здесь вам и новые королевства, и религия, и вековые политические дрязги, не говоря уже о межрасовой вражде. Все это открывает перед разработчиками бескрайние просторы для творчества. Иногда кажется, что даже распоследний булыжник имеет свою собственную историю, а дерево вот-вот заговорит стихами. Впрочем, последнее в игре присутствует.

Приключения начинаются более чем традиционно - с генерации персонажа. Сначала выбираем пол, а затем расу: человек, эльф или гном. Ваш выбор напрямую скажется на сюжете игры, на отношении к вам окружающих, но практически никак не отражается на параметрах, так что выбирайте по вкусу. Далее идут классы, их тоже три: воин, маг и разбойник. И вот тут уже есть над чем подумать: у каждого из них есть свой, доступный лишь им одним, набор умений и скиллов, а также специализации, открывающиеся по мере прохождения. Суммарно от расы и класса также зависит и доступные на выбор предыстории вашего персонажа. Ну и разумеется вы сможете выбрать внешность: вы можете выбрать одну из стандартных моделей, или собрать вашего персонажа по кусочкам. Возможных комбиинаций не то чтобы очень много, но вполне достаточно, чтобы получить уникального протагониста, не похожего на прочих персонажей игры.

Голем на прокачку

За сражения и выполнение заданий, а также многие другие действия, вы будете получать опыт, по достижении определенного значения которого повышается уровень персонажа. При этом вам дается три единицы для повышения основных характеристик, и одно на новое уникальное классовое умение. Также, раз в пару уровней, вам дадут очко на повышение одного из общих для всех навыков, таких как убеждение, боевая подготовка, варка зелий или изготовление ловушек. Благо, описания всего этого добра очень подробны, так что вряд ли вы запутаетесь. Однако лучше заранее выработать стратегию прокачки, потому как сбросить значения и навыки невозможно. Так, воины могут сражаться разными комбинациями оружия, к каждой из которых привязаны несколько веток скиллов, и если вы вдруг захотите перейти от двуручника к паре кинжалов - вам придется либо прокачивать новую ветку, либо отказаться от затеи.

Вышеописанное касается не только главного героя, но и его компаньонов. По мере прохождения вы встретите немало персонажей, с которыми сможете воевать бок о бок. Однако в партию вы сможете взять лишь троих из них, а остальные будут ждать вас в лагере. Вообще, сопартийцы - это очень и очень интересная часть игры. С ними можно вести задушевные беседы, дарить им подарки, а также они будут постоянно комментировать происходящее. У каждого из них есть шкала отношения к вам, на значение которой будут влиять принимаемые вами решения. Причем одному ваши действия могут понравиться, а другой будет от них в ужасе, что самым непосредственным образом скажется на его отношении к вам. Изначально уважение равно нулю, если оно уйдет далеко в минус, то персонаж вас покинет, но зато если возрастет, то персонаж получит дополнительное значение к одной из характеристик. Постепенно они будут рассказывать вам о себе, и давать задания, выполнение которых очень сильно повысит их уважение к вам. Плюс к этому, с некоторыми персонажами возможна не только дружба, но также и интимная связь.

Точите вилы

Но главное назначение компаньонов - это сражения. Битвы здесь насыщены, как правило вы выступаете в меньшинстве, но даже если и нет - то противник наверняка превосходит вас в ранге, не говоря уже о боссах. А потому залог победы - правильная тактика. Чтобы ваши товарищи не делали глупостей, каждому из них можно задать уникальную тактику поведения в той или иной ситуации. Вы сможете указать им, когда бросаться в бой, когда отступать, когда применять то или иное умение, когда пить зелье в конце концов. В бою вы можете управлять не только собственным героем, но и любым из членов отряда. Также можно приказать сразу всем спутникам атаковать одного противника, или наоборот, улепетывать сверкая пятками. Последнее, между прочим, придется применять очень часто и вовсе не потому, что вы сделали что-то не так. Напротив: зачастую враги поджидают вас в засаде в выгодной для себя позиции, и тогда вам лучше привезти их за собой в другое помещение, или даже в собственную засаду - ведь товарищам также можно приказать стоять на месте, не говоря уже о возможности расставить ловушки. Кроме того, никогда не стоит забывать о возможности немедленно поставить игру на паузу, чтобы лично раздать всем указания.

Сражения и болтовня с напарниками - далеко не единственное занятие в игре. Львиную долю времени вы будете проводить в городах, деревнях, дворцах и прочих местах обитания разумных существ. Там вы можете продать ненужное вам барахло, и купить нужное. Например, у торговцев можно покупать мешки для расширения инвентаря, книги специализаций, навыков, заклинаний, руны для апгрейда оружия, ингредиенты для зелий и запчасти для ловушек, подарки для товарищей. В тавернах можно послушать последние новости, в том числе и о ваших ратных подвигах. Ну и конечно задания: повсюду вы найдете персонажей, которым что-нибудь от вас нужно. Или вам может быть что-то нужно от них. Некоторые персонажи способны обучить вас новой специализации, или просто могут быть промежуточным звеном в каком-нибудь хитро запутанном задании.

Верю!

Сюжет, кстати, не подкачал. Независимо от выбранной предыстории, вскоре вас забирают на войну, где вы станете серым стражем - борцом с порождениями тьмы. Серый страж - это не только хороший боец, но и в некотором роде . Тут игра делает большой кивок в сторону Ведьмака. Как и одноименных персонажей произведения пана Сапковского, серых стражей тщательно отбирают, после чего заставляют кое-чего выпить, чтобы их чувства обострились и новоявленный страж смог чуять порождения тьмы. Но это если кандидат выживает при посвящении. Как вам предстоит убедиться - далеко не каждый. Однако жертвы не будут напрсны: только серые стражи способны остановить Мор - огромную армию порождений тьмы, возглавляемую архидемоном. К счастью, в отличие от ведьмаков, серые стражи пользуются куда лучшей славой, и имеют поддержку со стороны знати, что позволяет им собирать армии для борьбы с Мором. Чем вам и предстоит заниматься всю игру. На пути к великой цели, вам предстоит посетить все главные народы, населяющие Ферелден - вашу родину, страну, которую Мор выбрал для нападения. Среди них долийские эльфы, живущие в лесах, построившие свой город глубоко под землей, маги из Круга магов, и разумеется люди. Для привлечения их на свою сторону, у вас имеются древние договоры, согласно которым те обязаны предоставить вам армию для борьбы с Мором. Но все совсем не просто: для того чтобы заручиться их поддержкой предстоит сперва помочь в решении насущных проблем, иначе никакого войска они вам не дадут.

Три сосны

Как вы заметили, путешествовать предстоит много. Для этого в игре присутствует глобальная карта, которую можно активировать из определенных мест. На ней будут отмечены все локации в которые можно переместиться. По пути вам то и дело будут встречаться случайным (или не очень) образом расставленные события, как то засады, или, например, странствующий торговец. Из любого места, где вам удалось активировать глобальную карту, вы сможете переместиться в лагерь - место отдыха для вас и ваших спутников. Там вы сможете спокойно поболтать с ними о том, о чем они не станут говорить на людях. Также в лагере есть торговец и его сын, который сможет вставить руны в ваше оружие. Еще в лагере будут представители уже собранных вами войск, которым вы сможете отдать некоторые вещи, в обмен на очки опыта.

Но не все в так уж гладко. В игре присутствуют некоторые технические шероховатости, вроде пропажи головы у персонажей во время диалога. Как бы там ни было, очень рекомендую установить последний патч. Также имеет место некоторый дисбаланс. В русской версии явные проблемы с монтажем озвучки, от чего иногда вдруг персонажи говорят не своими голосами, или даже голосами противоположного пола. Но в целом подбор и игра актеров, а также перевод текста, выполнены на очень высоком уровне. Еще можно придраться к графике: полигонов в моделях явно не достаточно, технологии успели устареть, а качество текстур оставляет желать лучшего. С анимацией также не все ладно. Но картинку вытягивают дизайнеры - она сочная, яркая, особенно удалась игра света и тени.

В целом мы имеет по-настоящему классную ролевую игру, способную увлечь на долгие недели, или даже месяцы. Вы как хотите, а я отправляюсь спасать мир еще разок. За Ферелден!

Геймплей: 9.0

Графика: 8.5

Звук и музыка: 9.0

Интерфейс и управление: 8.5

© DiLouk

Очень долгое время я не мог заставить себя взяться за Dragon Age: Origins, потому что выходило много других хороших и именно консольных проектов. Однако, понаслушавшись рассказов от друзей, я решил самостоятельно убедиться, правда ли так хороша игра, как о ней говорят, и сможет ли она понравиться мне, добавив частичку новой истории и смысла к жизни.

О новой американской RPG:

Извечный вопрос сражения взглядов между японскими и американскими ролевыми играми не утихает и по сей день. В то время как Америка насыщает свои игры экшен составляющей, Япония придерживается старых добрых традиций (по крайней мере, до 2007 года точно). К чему лежит ваша душа – дело каждого отдельного человека, но сравнивать совершенно разные игры в пределах одного жанра игровые издательства “умеют”.

Не будем пускаться в полемику, не нашего ума дело, кто там, что сравнивает. Но похожие на Dragon Age игры есть. Кто оказался под ударом на этот раз? Пожалуй, наша игра не прочь заполучить лавры Oblivion. (Помню, когда впервые увидел графику этой игры, был в восторге: величественные полуразрушенные колонны, девственный лес… Красота!)

О сюжете:

Мы сами создаём сюжет, проживая собственную жизнь, но всё-таки ключевые точки каждого прохождения сохраняются. Наша цель – стать членами элитного сообщества Grey Wardens (некий орден), которые сражаются против порождений тьмы Darkspawn, существовавших веками. И это не просто название. Эти монстры подверглись мутации и болезням, скрываются под землёй, а на поверхность выходят лишь огромными полчищами в определённое время. Вы свято верите, что недавнее оживление в рядах Darkspawn вызвано приближением судьбоносного момента, в последствие влияющего на весь мир (Blight). Однако люди, руководящие страной, простите за тавтологию, далеко не так дальновидны как мы.

Игрокам предстоит пережить серьёзные испытания, предательства, но, тем не менее, объединиться с другими Grey Warden, дабы собрать мощную армию из всех рас, включающую людей, эльфов и гномов. Сила ли мы вместе? Ещё какая! Только мы способны остановить вторжение Darkspawn… ну или погибнуть, пытаясь его остановить.

О создании:

На старте игры нам будет дано ответственное задание по выбору основных характеристик персонажа. Мы можем покопаться в 3 расах (человек, эльф, гном) и 3 классах (воин, маг, вор), чтобы решить, кто будет представлять нас в игре. Помимо этого, в игру включено 6 совершенно оригинальных историй, которые можно пройти независимо друг от друга (по продолжительности они не велики, и, в конечном итоге, вас всё равно обязуют собрать рать). Раса влияет на базовые характеристики силы, ловкости и защиты, тогда как класс решит вашу участь в выборе специализаций. Для каждого класса их четыре, но за раз не получится выбрать больше двух. Переигрывать ради этого игру или нет – довольно интересный вопрос, так как много аспектов и диалогов связаны именно с внешним видом героя.


О геймплее:

Следуя канонам жанра, Драконий Век предлагает широкий спектр услуг, начиная с исследования всех уголков мира и заканчивая изведением всякой нечисти, Сбор полезных и не очень предметов, обсуждение и толкотня с НПС, торговля, боковые квесты присутствуют в игре в практически идеальном соотношении. В этом плане игра не надоедает. Изучать её пиксели довольно-таки интересно и не в последнюю очередь за счёт сюжета.

Позиционирование разнообразных классов внутри игры предполагает, что в битвах могут использоваться как простые атаки, так и заклинания или особые техники. Для удобства действия могут быть повешены на 3 кнопки (в консольной версии). Ещё одна центральная кнопка предназначена для открытия меню. Всё действие в этот момент замирает, так что у вас будет предостаточно времени, чтобы организовать и продумать следующий ход. Партия может включать до 4 активных героев, бегающих по обширной территории и изводящих монстров.


Свернуть с основной дороги можно, если захотите поразвлечь свою душу боковыми квестами, в которые входят и уничтожение монстра, и разговоры с вашей партией. Есть также кое-что поразительное в подходе к враждебным обитателям леса. Как только вы вырежете всех гадов поголовно, перескочите какой-либо важный сюжетный триггер или натворите ещё каких дел, монстры из определённых локаций могут начисто пропасть. Это накладывает ограничение на итоговый уровень, до которого можно раскачать персонажей. К счастью, оно не так серьёзно, как кажется. Локаций для исследования предостаточно, а нескончаемая череда боковых квестов позволит наполнить равнины и болота необходимой живностью.

О гамбитах:

Можете не чистить уши, вы не ослышались. Сравнение игры с другой великой серией я не хотел применять, но после такого подлого хода, просто не могу не упомянуть. В 2005 году Final Fantasy XII появилась в игровой индустрии с великолепной и продуманной системой гамбитов, по сути, руководящей действиями героев в сражениях. Это далеко не первое её применение, просто с развитием AI всем очень хотелось подкорректировать его действия, ведь человек поступил бы иначе. И вот финалка 12 дала возможность настроить всё так, чтобы не сожалеть ни о чьих действиях.

Уж не знаю к счастью или нет, но мы видим в Dragon Age полностью слизанную систему с небольшими отличиями несерьёзного характера. Всё также выстроено на скриптах, каждый из которых имеет собственный приоритет, но настроить всё можно чуть более чётко. В общем, не бойтесь, если ваши маги часто подвергаются физическим атакам. Просто заставьте сильных бойцов использовать умение, которое отвлечёт врага от них и привлечёт к воину.

О пати:

Неспокойные времена протекают в игре на момент нашего подключения к этой реальности, и вряд ли вы его скоро забудете. Отчасти это из-за персонажей, которые имеют собственную историю и причины присоединиться к вам в странствиях. Ваша группа довольно-таки харизматична. Шуточки, отпускаемые Элистаром, добавляют правдоподобности этому персонажу. Помимо этого у каждого персонажа отображается так называемая “шкала дружелюбия”, согласно которой станет ясно, какие у вас отношения с той или иной персоной.

Любить и быть добрыми со всеми никто не заставляет, но большинство героев вполне хорошо относятся к вам, частично смешны и забавны и даже не против пообщаться во время странствий. В зависимости от того, кого вы включили в партию, бегая по городам можно услышать разнообразные диалоги между членами группы. Штуки, прибаутки и другие подобные вещи во время таких конверсаций поддерживают моральный дух отряда. Однако если кому-то осточертеет ваше поведение (в виде негативных ответов во время разговора), он без лишних слов покинет отряд. К тому же, одним ваши резкие слова могут не понравиться, в то время как другие воспримут их за мужественность и уверенность, то есть качества сильного лидера.


О графике:

Игра является твёрдым среднячком в плане графического оформления. Почему же? Ну, начнём хотя бы что ли с локаций. По-существу многие пейзажи повторяют сами себя. Постройки, здания, сооружения и многие другие элементы являются стандартными без каких либо вычурностей. Средневековье в самом разгаре (вообще мало американских РПГ разрабатывают тему “будущего”). Контрастности между всем этим делом маловато. Игра выглядит серой, по сравнению с той же Oblivion… Да и много открытых пространств. За ними разработчики явно пытались прикрыть некоторые огрехи визуального стиля. И ладно бы, если только огрехи, но ведь дело дошло даже до глитчей.

Случалось ли вам наблюдать, как пропадают фигурки персонажей с поля битвы или во время исследования локаций? Если нет, то с этой игрой у вас есть все шансы испытать это волшебство (^.^). Причём в РС-версии, по словам игроков, их даже больше, нежели в PS3. В такие моменты на помощь приходит функция автосохранения, да различные заплатки… Ну почему прошло время, когда игра выходила один раз и навсегда, без всяких патчей и других крякозябрин (представил патч к Final Fantasy IX, без которого Некрон пропадает с поля битвы, а ЕХР не начисляются по достижении 25 уровня)? В общем, наличие таких багов, конечно же, не может не повлиять на отношение игроков к игре.


Но ведь есть же и плюсы. Несмотря на некую однообразность, окружение не вызывает отвращения. Также каждая раса и класс выглядят по-разному, фигуры максимально детализированы. Не скажу, что лица выглядят очень уж правдоподобно, но вполне соответствуют стандартам рас людей, эльфов и гномов, которыми я располагаю. А ещё каждый персонаж пользуется “языком тела” ничуть не хуже основного языка. Так герои могут выражать целый букет эмоций, размахивая руками, хмуря брови или улыбаясь.

Монстры в игре также хорошо проработаны и вызывают неприятные позывы. Самые главные противники в игре Darkspawn обезображены уродливыми мордами. Игра с первых минут заставит вас невзлюбить любое порождение зла, наверное, чтобы более эффективно с ним бороться. На фоне “красоты” обычных персонажей такая разница выглядит интересно. Кстати, один из боссов игры уже появлялся в Baldur’s Gate (другой игре на PS2). Там он был секретный, а тут с этим моментом связаны разнообразные пасхалки.

В катсценах использована динамическая камера. Изображение не тупо переключается с одного болтающего лица на другое, но очень часто старается выхватить наиболее благоприятный ракурс. Сделаны они очень правдоподобно, а уж когда нам показывают битву с легионами солдат, не перестаёшь восхищаться работой людей, отвечавших за это (директор по экшен сценам???).

О музыке:

Это – одна из сильных сторон игры. Частично благодаря музыке, частично диалогам. Музыкальное сопровождение отлично вписывается в общую гармонию локаций, но вряд ли вы найдёте какие-либо запоминающиеся композиции, а значит, ничего резкого или выделяющегося в саундтреке нет. В купе со звуковым сопровождением игра отдалённо напоминает фильм.

Озвучка в игре сделана качественно: паузы, обрывки фраз или вообще непроизносимые слова практически не встречаются. К слову сказать, что у каждого важного персонажа (да и у большинства других менее значимых НПС) есть собственный актёр, подаривший голос. Никто бездушно не читает текст с листа. Актёры передали настроения и эмоции своим персонажам, придав им человечность. Диалогов в игре хватит на многие часы – надо же как-то было продумать все возможные варианты для ваших ответов.

О выборе:

Хорошо, что история не стелется по заранее спланированному маршруту. Мы вольны рекрутировать любую армию в любом порядке, объединяя людей различных типов. К примеру, взвод гномов в состоянии вырастить бригаду големов для внеочередной атаки, а у эльфов заключён союз с оборотнями. Чем больше в вашем распоряжении магов, тем круче ваши возможности на дальних дистанциях. Если же наоборот полагаетесь на грубую физическую силу, то темплары (бронированные рыцари) станут вашим подспорьем.

После формирования союзных сил история будет полностью основана на ваших собственных выборах. Как когда-то говорил Тидус: “This is my story”. Концовка и результат, к которому вас подведёт игра в итоге, также от них зависят, но не будьте слишком оптимистичны, чтобы не разочароваться (всё-таки концовки не настолько сильно отличаются друг от друга). Поэтому, если вам не нравятся игры с огромным количеством опций и неизвестным финалом, а вдруг вы вообще никак не перевариваете сложные и комплексные сюжеты (подавай вам лишь казуальщину), забудьте про Dragon Age.


О неудачах:

Система крафтинга в этой игре решила взять отпуск, присутствует она чисто условно. Зачастую апгрейды не стоят затраченных на них денег, так что вы можете пол игры пробегать аж с начальным оружием. Ну и огромный минус за систему случайных предметов. Во время каждого прохождения, игра рэндомно выбирает предметы, которые появятся на карте. Так что если вы во время одного забега обнаружили отличный меч или шлем в одном из мест, шансы найти его там же во время следующего прохождения стремятся к нулю. Ну, зачем спрашивается, это было нужно? Подземелья тоже не сильно радуют. Многие развилки оканчиваются тупиками, а иногда блуждания по одному подземелью приводят лишь к началу другого, что вряд ли является положительным аспектом.

О реиграбельности:

Так уж получилось, что игра обладает широким выбором классов и специализаций, открыть и попробовать которые за одно прохождение не получится, как бы мы этого не желали. Открытие только одной профессии кровавого мага будет стоить нам десятки часов упорной прокачки и работы над собой. Помимо этого всегда будет к чему стремиться. Так DLC, вышедшие для игры, способны разнообразить историю, как новыми путешествиями, так и сражениями с новыми монстрами.

Игра не раз будет предоставлять возможность судьбоносного выбора, напрямую влияющего на ход сюжета (сражаться/не сражаться с монстром, помочь/не помочь НПС), а разнообразие в уровнях сложности позволит ещё не раз к ней вернуться. Продолжительность игры без DLC установлена в районе 60 часов игрового времени, а дополнительные аддоны увеличивают этот показатель в среднем ещё на 10-12 часов.

О заключении:

Без лишних эмоций (я не умею их испытывать к ARPG) скажу, что это просто хорошая игра. Опираясь на взаимоотношения персонажей, двигаясь по струнам сюжета, преодолевая тучи багов, мы всё же сможем получить настоящее удовольствие от игры. В общем, даже если я смог что-то извлечь из неё, то фэнам этого жанра она явно придётся по душе.

У ролевых игр сейчас очень иного поклонников. Для игрока любого типа, найдется подходящая ему игра. Разнообразие игровых миров постоянно расширяется, и уже вышло далеко за рамки классического жанра. Эльфы, орки и драконы потихоньку уступают место инопланетянам. А еще есть и пираты, и герои Научно Технической Революции. И даже те, кто на дух не переносит Толкина и ему подобных, потихоньку пристрастились к глубоким возможностям ролевых игр. И данный сегмент столкнулся с типичной проблемой любого мейнстрима - игры, рассчитанные на максимальное число игроков, упрощаются максимально. Да и проектов существует множество. В общей массе, все тяжелее находить, не то что преимущества, но, попросту, отличия . Глюки и откровенные недоработки не считаются.

Желание получить прибыль, побыстрее и побольше, заставляет выпускать совершенно сырые и кривые поделки. Не обходит это дело и легенды - Gothic 3 тому подтверждение, когда издатель давил на студию-разработчика со сроками. В итоге на рынок вышла какая-то забагованная бета-версия, которая только через полтора года, после десятков патчей (включая любительские), стала играбельной. И только после этого, оказалось, что игра, таки хороша. И вот, когда идеи истощились, самое время вернуться к истокам жанра. Но, только так, что бы порадовать олдфагов, и не отпугнуть молодых геймеров. Имя этой игре Dragon Age: Origins. Классические расы, глубокий, продуманный ролевой отыгрыш, достойный сюжет, много-много текста для чтения, и погружения в атмосферу.

Что такое классическая RPG? Фентезиыный мир, повторяющий атмосферу Средневековья, с его замками, менталитетом, предметами одежды, железными латами, и, конечно главное, непробиваемым рыцарским духом. Или же, напротив, предательской хитростью и разбоем. Только все это, вперемешку со сказкой: гномы, эльфы, драконы, маги. Естественно, у всех рас сложные взаимоотношения, основанные на древних победах и поражениях, обидах и обмане. У игрока должен быть выбор, в создании и развитии персонажа. Такие характеристики, как профессии, умения, харизма и прочие обязательны. Причем, игровой процесс за разных персонажей, должен быть действительно разным, для многократного прохождения одиночной кампании. Ну и конечно, захватывающий сюжет, полный эпичных поворотов, спасенных принцесс и поверженных драконов. Крафтинг и длинная череда прокачек обязательна. Все это, в полной мере относится к Dragon Age.

После запуска игры, сразу и не увидишь радикальных отличий от конкурентов. Те же подземелья, те же рыцари, только эпичный сюжет не сразу бросается в глаза. А, для ознакомления с сюжетом и атмосферой игры, понадобится прочитать множество текста, где все подробно описано. И в этом заключается одно из главных преимуществ игры. Разработчики хорошо поработали над деталями, такими как события и диалоги. Даже если игрок не любит читать, он не скоро сможет отвлечься от прекрасной истории . Мне понравилось, как описаны взаимоотношения между расами. Не просто одни не любят других, а четко обрисованы причины, и настроение чувствуется в диалогах. В которых, кстати, развитая система реплик, а не один-два варианта ответа, кок во многих “типа ролевых играх”. Все эти преимущества, роднят данный экземпляр с классическими, лучшими представителями данного жанра.

Работа сценаристов - главное

И так, для начала, о сюжете. Как всегда, предстоит спасать мир. Каждые четыреста лет, великий демон направляет полчища нечисти на обреченные земли. Четыре раза удавалось отбить столь мощный удар. Вот наступает пятое вторжение, которое и предстоит остановить лично вам. Забота, по спасению мира, постоянно ложится на плечи братства Серых Стражей. В братство входят представители всех трех рас, населяющих Ферелден: люди, эльфы, гномы. Так же, у братства нет ограничений в выборе одной из трех профессий. Таким образом, игрок получает шесть вариантов прохождения, которые довольно сильно различаются по игровому процессу. Да и обеспечивают шесть вариантов старта главного героя, которые тоже очень разные. Но все равно цель одна, после некоторого времени игры, вступить в братство и убить дракона.

Далее, в отличие от конкурентов, игра обладает не только продуманностью, но и серьезностью . А что такое, средневековая реальность и серьезность - это жестокость. И тут тоже игре есть чем похвастаться. Крови и кишок очень много - такие кровавые убийства в играх сейчас редкость. Но не только в них дело. Взаимоотношения и диалоги циничные, и о морали речи нет никакой. Все друг друга предают, готовы убивать невинных ради развлечения. Независимо от разнообразных судеб возможных персонажей, у каждого своя невеселая судьба, и гадкие переделки, в которые они попадают. Далее, предстоит выпросить помощь ордену от глав трех рас. Даже найденный документ, обязывающий оказать помощь Серым Стражам, не является законом для народов, у которых есть свои личные проблемы. Никто не стремится помочь, всем наплевать на судьбу маленького родного мира.

Я тут много распинаюсь о работе сценаристов не зря. Давненько не было так интересно читать что-то в компьютерных играх. В большинстве игр диалоги и видеоролики хочется постоянно перематывать. Тут все наоборот. И, отдельно хочется упомянуть взаимоотношения между членами отряда. Это не просто коротенькая история жизни и односложные ответы, в лучшем случае. У каждого персонажа есть своя впечатляющая история, которой он не поделится сразу, и свой характер, на основании которого, он себя и ведет. Разные темы, много вариантов ответа, в ваш разговор будут вписываться остальные спутники, со своим мнением, которое никто не спрашивал. Что там спутники, стоящие рядом зеваки будут перебивать и гнуть свою линию. И это действительно интересно.

А еще, можно строить с коллегами любовные связи . Пол и раса значения не имеют. Как не имеет и количество партнеров. Только придется познакомиться с чужой ревностью, и привыкнуть, что отмазка, сработавшая в первый раз, вызовет тонны ненависти во второй. Даже с собакой можно взаимодействовать (благо, не строить романтические отношения), гладя или обижая ее. Разработчики добавили в игру много, заранее подготовленных персонажей, которых вы можете взять в свой отряд. Хотя никто не мешает выбирать других, простых “неписей”. Все это, вместе с комментариями, которые вы можете отпускать, и создают непередаваемую атмосферу. Я умышленно не привожу примеров, и говорю абстрактно, но только, что бы при первой игре, не портить читателю новизну впечатлений.

Ни одна RPG не обходится без битв. В Dragon Age: Origins вы управляете отрядом из четырех человек, причем столько можно взять за раз, а в команде их может быть больше. У каждого своя профессия и умения, всех нужно прокачивать и обучать новым приемам. Для простоты управления маленьким отрядом, предусмотрена тактическая пауза, в которой можно не только указывать цели и отдавать приказы. Можно менять оружие и заклинание, применять лечебное зелье. Стоит похвалить и полноценное управление каждым соратником, между которыми можно свободно переключаться. Павшие в бою коллеги, восстают из мертвых, если выжил хотя бы один. Правда, возрождаются они ощутимо покоцанными, с ухудшенными характеристиками. Исправить это можно, проведя лечение. От некоторых противников предстоит убегать, восстанавливаться, и возвращаться к добиванию. Сразу отметим, что игра очень сложная. Для первого раза достаточным испытанием станет и легкий уровень.

Хорошо, когда упрощение геймплея не приводит к казуальности

Стоит похвалить искусственный интеллект союзников. Дело не только в адекватном поведении, а еще в возможности задавать ему стиль боя. Есть несколько готовых вариантов поведения, которые можно выбрать. Но интереснее выглядит возможность приписать самостоятельно скрипты поведения. То есть, можно указать каждому персонажу, как себя вести в той или иной ситуации. Какое применять оружие издалека, затем выбрать для середины битвы, а потом, чем добить. Так же, как поступать и с полоской здоровья. Все просто и логично. Каждого можно развивать, доведя до улучшенного класса. Только, при подборе команды, надо обязательно учитывать не только нужные классы, но и характеры каждого героя. Не стоит набирать только недовольных друг другом. Для визуального восприятия, членов команды можно украшать.

А вот где подкачал виртуальный мозг, так это в обычных жителях мира. Население тупо занимается своими делами, не реагируя друг на друга. Делает это как-то коряво, и любит разговаривать, не открывая рта. Даже, если найдется желающий поговорить, его способности ограничатся парой предложений, и немым жестикулированием в конце. Даже, если рядом с уборщиком развернется эпичная драка, он будет спокойно мести пол. Мир скорее мертв, чем жив. И в нем, предстоит жить более шестидесяти часов игровой кампании. Еще не сможет порадовать графика, хоть и не вгонит в печаль. Она и угловата, и размазана местами, зато не обязательно играть только на дорогом персональном компьютере. Но о графике не хочется долго говорить. Она не настолько плоха или хороша.

Dragon Age: Origins однозначно отличная игра . Все недостатки, с лихвой покрываются преимуществами. Посредственная графика и “не живой мир”, не вызывают отвращения на фоне погружения в сюжет и яркие диалоги. Боевая система выглядит хорошо, играть сложно, а глубокая ролевая система и развитое древо прокачки, легко смогут занять на несколько часов. А еще, игру интересно проходить несколько раз, проходя разными героями, набирая новую команду, строя другие отношения внутри группы. Игру можно посоветовать для обязательного прохождения, всем поклонникам продуманных миров. А остальным, для ознакомления с качественным продуктом старой школы. Главным минусом данной игры, можно смело считать, что игра затягивает надолго, и можно выпасть из социальной жизни, как в MMORPG.

Обзор Dragon Age: Начало

Название игры в оригинале : Dragon Age: Origins.

Жанр : RPG.

Разработчик : BioWare.

Издатель : Electronic Arts.

Издатель в СНГ: Electronic Arts .

Количество дисков в оригинальной версии: 2 DVD .

Похожие игры : Baldur’s Gate 2,Neverwinter Nights.

Минимальные системные требования: Core 2 Duo /Athlon X 2 64 1.8 ГГц, 1.5 Гб ОЗУ, GeForce 6600 GT /Radeon X 850, 20 Гб на жестком диске.

Рекомендуемые системные требования: Core 2 Quad/Phenom II X3 2.8 ГГц, 4 Гб ОЗУ, GeForce 8800 GTS /Radeon HD 3850, 20 Гб на жестком диске, интернет-соединение.

BioWare : Возродим старую школу!

Фанаты: Да!!!

BioWare : Да восстанет из пепла Baldur ’s Gate 2!

Фанаты: Ура!!!

BioWare : Только придумаем вместо Forgotten Realms что-нибудь более кровавое, а правила D &D покромсаем и упростим.

Фанаты: ???

Страх и ненависть в Ферелдене

Самое смешное, что эти самые фанаты «олдскульных» ролевых игр дружным хором величают Dragon Age истинной наследницей Baldur’s Gate 2, старательно не замечая указанных во вступлении отличий. А что им остается? Скелет Neverwinter Nights 2 с отвалившимися костями-аддонами давно уже спрятан в подвал со старым хламом, где и до сих пор дожидается признания «погрязших в попсе и экшне» геймеров. И казалось, что классике реставрация уже не светит. А тут вдруг BioWare снова забожила, выколачивая флагом «старой школы» из ролевиков деньги и ностальгию. Чем не повод дать пинка всяким Oblivion и Fallout 3, уже не первый год осваивающим многомиллионные сборы, на зависть поклонникам кубиков и раундов?

Впрочем, оставим иронию. Ведь у Dragon Age столько общего с классикой: диалоги с многими вариантами ответов, трое послушных командам спутников, а еще кукольные города и унылая зачистка бесконечных подземелий. Всевозможные пещеры, туннели, глубинные переходы, подземные храмы, подвалы и шахты составляют минимум половину игры, наполняя ее бессмысленной жвачкой из убийства одинаковых монстров и воровских задачек в один клик. Ничего хорошего в этих миссиях нет, кроме, конечно, ностальгии по Neverwinter Nights. В довесок к ней получаем вечно переполненный рюкзак и разбавленную до бледно-розового цвета кровь игры – ее сюжет.

А ведь поначалу игрок просто окунается в новую фэнтезийную вселенную, заваленный качественно поставленными роликами, плюс журнал постоянно пополняется любопытными подробностями из найденных книг. Первый прием BioWare освоила в прошлогоднем драйвовом экшне Mass Effect, а второй подсмотрела у конкурентки The Elder Scrolls, тоже не шибко олдскульной. Но, как не криви нос от «попсы», а придется признать, что лучшим эпизодам Dragon Age обязана как раз подглядываниям в сторонку. Особенно мощно зажигают в начале игры кат-сцены, драматично повествующие о печальной судьбе ключевых для сюжета фигур, а также затягивающие игрока в заэкранье крутыми спецэффектами от магии и эпичной баталией с ордой порождений тьмы. Да и по ходу дела нормальное визуальное представление диалогов очень играет последним на руку: в BioWare хватает мастеров поболтать, так что при должной фантазии действительно получается нечто вроде добротной книжки. Масса реплик доступных герою (по обыкновению безголосому телепату) даже создает видимость свободы действий. Только видимость: виртуальная рука сценариста очень аккуратно возвращает геймера на путь бродяги-добродела, стоит лишь тому обнаглеть до собственных планов. Зато можно от души похамить товарищам, выколотить лишних монет за выполненное задание, а также казнить/помиловать какого-нибудь персонажа третьего плана. Кажется, мелочи, но обидев и прогнав из команды чародея, пройти игру будет очень непросто, а пропустив романтическую цепочку квестов можно лопнуть от любопытства.

Ну да вернемся к уродам. Вселенная Dragon Age нарезает восьмерки вокруг двух столпов: неудавшегося путча магов против Создателя и потока нелегальных эмигрантов из Тени – мира снов и демонов. Антирелигиозные мотивы в фэнтези выглядят, как обычно, по-идиотски: трудно быть атеистом, когда кругом толкутся эльфы, призраки и прочие оборотни. Но упрямый сценарист все же рисует храмовников безвольными неудачниками, а послушниц – глуповатыми фанатичками. Зато потусторонние «подвязки» попроще, вроде магии крови или демонологии, свойственны исключительно глубоким, многосторонним личностям. Уже к середине игры несостоятельная концепция церкви стыдливо прячется на второй план, что делает ее еще более глупой: как случилось, что такая влиятельная сила оказалась не у дел во время царящего в стране хаоса и междоусобиц? А ведь еще Макиавелли упрекал Папу Римского за то, что тот не способствовал объединению раздробленной Италии.

Куда активнее накаляет действие Тень, толпами расставляя демонов на пути игрока, забирая того в мир видений (магу повезет оказаться в нем аж трижды) и поднимая качество повествования примерно до книг покойного феминиста Роберта Джордана. Самый толстый архидемон создает фон событиям, во главе армии порождений тьмы захватывая обозримый участок суши – королевство Денерим. Демоны помельче неожиданно появляются по ходу сюжета. Неожиданно – так что молчок, никаких подробностей! Остальные черти прикидывается нежитью, сухостоем и прочим дежурным монстрятником.

Игроку, как водится, нужно успеть до эпилога создать некоторую видимость порядка на подопечной территории, заткнув чем придется дыры между мирами и объединив разрозненные силы гномов, эльфов и людей для дружной охоты на архидемона. Судьба назначает героя главой Серой стражи – древнего ордена спасителей мира, которому все народы должны по гроб жизни. За плечами остается «скелет в шкафу» в виде одного из шести происхождений, а впереди прямой как палка сюжет с веником многочисленных развязок на конце.

Пахнет D&D…

…но не более. Видев Baldur’s Gate в лицо, еще можно угадать в ролевой системе Dragon Age знакомые черты, но провести какую-нибудь аналогию с редакцией D&D 3,5 совсем не просто. В результате ряда упрощений уникальностью ваш герой похвастаться не сможет, зато мозг не опухнет от выстраивания правильной схемы прокачки. Вместо этого вам нужно всего лишь выбрать один из трех классов (воин, маг, вор) и расу (человек, эльф или гном). Остальное решится по ходу игры, причем совсем уж неудачные решения в развитии персонажа принять трудно. А это и есть игровой баланс по определению.

По ходу прохождения постоянно будут расти шесть параметров, которые в той или иной степени нужны каждому классу. Например, магия пригодится даже воину: увеличит эффективность лечащих зелий. Хитрость – самый никчемный параметр, нужна только как требование для некоторых умений (в основном воровских), а вот телосложение очень полезно всем без исключения: попасть «под раздачу» лучником или магом необыкновенно просто.

И это не смотря на возможность контроля агрессии врагов. Тяжелые (а тем более массивные) доспехи притягивают монстров, как магнит – не иначе как термическая обработка подкачала. Взять еще воину пару умений, привлекающих внимание цели, и вроде бы можно «танковать». На деле не выходит: на долю мага приходится 60% наносимого партией урона (конечно, если маг в команде один), причем почти любым заклинанием маг покрывает немалую площадь, вселяя кипучую ненависть сразу в дюжину и без того злобных тварей. Так что петлять вокруг отряда с «паровозом» монстров за плечами придется регулярно – такой накал олдскульности в последнее время можно увидеть разве что в жанре hack&slash. В правилах D&D такие маневры принято пресекать «атаками благоприятной возможности», которые наносятся как бы между делом, не влияя на скорость основных действий. Оправданы ли такие атаки с точки зрения реалистичности, не важно: без них интереснее – это главное. Например, весенний хит Drakensang, щеголявший благородным настольным происхождением, беготню во время боя не приветствовал, что убивало тактику в боях напрочь.

Еще одно удачное решение Dragon Age – «дружественный огонь», свойственный магии начиная с нормального уровня сложности. Почти все заклинания массовые, поэтому ничего не стоит случайно задеть союзника, а то и себя самого. Отсюда очевидна необходимость правильно выстраивать отряд и не подпускать врагов к колдуну. «Проверки концентрации» и штрафы за ношение тяжелой брони уходят на второй план – туда им и дорога. Тяжесть экипировки теперь влияет только на скорость восстановления маны и ее «воинского» аналога – запаса сил. Вы не ослышались, «истинная наследница Baldur’s Gate» использует бары маны и стамины, а также выраженные в понятных процентах шесть видов сопротивляемостей, заменивших спасброски.

Ради репутации хардкорной игры Dragon Age не скупится на боссов, а в бою заставляет пользоваться не только лечебными бутылками (их вечно дефицит), то также парализующими бомбами, ядами, ловушками и огненными стрелами. Продвинутые настройки интеллекта компаньонов помогают не долго: хотите, чтобы вор атаковал со спины, а лучник не стоял в столбе огня – мышь вам в руки. Тем более, что Dragon Age обожает игру «включи героя в правильном режиме». В простой форме это значит, что можно отдать часть бара маны/стамины, например, под прицельную стрельбу или глухую оборону щитом. В запущенной стадии колдуны умеют тратить здоровье вместо маны, ошалело махать секирой или рассыпаются на голодный рой комаров. Такие фокусы позволяет провернуть специализация, коих можно взять две штуки из четырех предложенных каждому классу. Забавы ради разработчики припрятали оные в редких книгах и закоулках диалогов – за одно прохождение можно и не найти желаемую. Зато есть повод вместо банального убийцы поиграть следопытом-звероловом, а витязю с боевыми кличами предпочесть антимага-храмовника.

Кроваво-коричневый мир

BioWare держит нос по ветру и верно почуяла моду на суровое, реалистичное фэнтези. Реализация оказалась не слишком удачна. С рисованием хаоса у художников полный порядок: демоны страшные, Тень таинственна, а сцены безумия эмоциональны. Но если требуется изобразить обычное бедное поселение или лесную чащу, фантазию дизайнерам обрубает напрочь. Слеплено на уровне «город – это много домов, а лес – это много деревьев», никакой индивидуальности и реализма. В глаза бросаются брызги крови и грязно-коричневый цвет пыли и досок – отличный фон для неторопливой давящей истории-загадки, однако совсем не подходящий для эпичного боевика. К чему обращать внимание на безымянных беженцев и жителей трущоб? Куда интереснее пикантные шутки убийцы Зеврана, стеб гнома Огрена и едкие издевки чародейки Морриган. Словом, картина «Будни Денерима» получилась на редкость вялая, несмотря на современность графики.

В отношении побочных заданий эта вялость достигает предсмертной апатии. Добрались до указанной точки (пунктиром по карте), всех убили, вернулись за наградой. Персональные квесты друзей, цепочки миссий для убийц и волонтеров, заказы церкви – одно другого не лучше, тоска да примитивность. Разве что уважение спутников – награда чуть более ценная, нежели золото.

Напоследок нужно отметить огромный по нынешним временам плюс: отличное техническое исполнение. Ни багов, ни лишних тормозов, все современно и доступно обладателю среднего компьютера. Даже русский перевод не подкачал: вышел сразу, озвучка на месте, причем заметно душевнее обычной. Актеры так увлекались, что порой забывали вовремя выключить микрофон, срывая игроку башню фразами «ёперный театр» или «я настроилась». Впрочем, это лишь забавные мелочи.

Радости

  • Тактические бои и полный контроль членов отряда.
  • Много внимания личностям спутников.
  • Мощная сюжетная линия, подкрепленная эпичными видеовставками.
  • Масса подробностей по новой вселенной.

Гадости

  • Никчемные дополнительные задания.
  • Затянутые задания-зачистки, скромный бестиарий.
  • Местами слабый дизайн.

Оценка 9,0.

Вывод:

Что поражает в Dragon Age, так это способность на разных людей производить различное впечатление. Одним она напоминает о золотом прошлом ролевых игр, других цепляет юмором и эмоциональностью, третьи высоко оценили хитрую боевку и хардкорность. А секрет в том, что Dragon Age – очень большая игра. Настолько большая, что может позволить себе не нравиться игроку на 3/4. Но оставшегося хватит, чтобы запомниться как лучший ролевой проект 2009-го года.

Статьи по теме: