Работа для модельера игровых персонажей. Кто такой гейм-дизайнер? Концепции в разработке игр

Как упоминалось ранее, гейм-дизайнер выступает связующим звеном между всеми участниками команды, которая работает над созданием игры. Для того, чтобы эффективно взаимодействовать с другими сотрудниками, нужно хотя бы в общих чертах понимать суть работы каждого из них и возможности специалистов – без этого не обойтись при постановке задач и реализации общего проекта. Давайте вкратце рассмотрим ключевые должности, с которыми тесно сотрудничает гейм-дизайнер:
  • Программист . Отвечает за создание программного кода, с помощью которого игровой баланс и физика воплощаются в самой игре.
  • Художник . Занимается рисованием персонажей, текстур, игровых элементов.
  • Аниматор . Отвечает за движения персонажей и других объектов в игре. Часто должность совмещена с художником.
  • Дизайнер уровней . Занимается проработкой каждого этапа в игре: графические элементы, расположение бонусов, позиции персонажей и многое другое.
  • Звукорежиссер . Обеспечивает качественный звук, который способствует созданию соответствующей игровой атмосферы. Сотрудничает с композитором и актерами, отвечающими за озвучку игры.
  • Сценарист . Работает над сюжетной линией игры в соответствии с исходным планом.
  • Тестировщик . Выполняет проверку на наличие ошибок, обеспечивает участников команды расширенными отчетами по результатам тестирования для исправления всевозможных багов.
Будьте готовы к тому, что порой вам придется брать на себя обязанности того или иного специалиста за неимением в команде последнего. Кроме того, случается и так, что ведущий программист или художник-аниматор видит игру совсем по-другому и даже склонен игнорировать исходную концепцию, созданную гейм-дизайнером, полагая, что так будет лучше для проекта. В этом случае очень важно вернуть сотрудника «на путь истинный» независимо от его статуса в команде. Дело в том, что, если допустить импровизацию, скажем, в программном коде, оригинальный замысел будет утрачен вместе со всеми расчетами игровой физики и баланса. Тогда в лучшем случае у вас, к искреннему удивлению всей команды, получится игра другого жанра, а в худшем – абсолютно неиграбельный проект, который нанесет значительный урон репутации компании.

Колонка гендиректора Crystal Clear Soft

В закладки

Михаил Харьковский, генеральный директор компании Crystal Clear Soft , поделился с сайт советами, как начать карьеру геймдизайнера.

Эта статья написана для тех, кто хочет ворваться в мир геймдизайна, но не знает, с чего начать и что вообще для этого нужно: школьники, студенты и не только они.

Недавно мы в нашей компании решили упростить жизнь главному геймдизайнеру и другим геймдизайнерам, наняв им помощника-джуниора, который снял бы с них рутинные задачи и другую мелочёвку.

После нескольких десятков резюме и такого же количества собеседований стало понятно, что называть себя геймдизайнером может любой, кто только захочет, даже не имея базовых знаний. Радует только то, что на рынке сейчас довольно большой выбор: буквально лет пять назад геймдизайнера днём с огнем было не найти. Зато сейчас их стало довольно много, пусть даже среди них почти нет реальных профессионалов.

После этого и появилась идея написать статью. Как же стать хотя бы джуниором-геймдизайнером, чтобы в дальнейшем можно было пойти работать в компанию, набраться опыта и стать уже полноценным специалистом?

Ещё раз напомню, что статья рассчитана на людей с нулевым опытом, поэтому, если некоторые вещи кажутся вам очевидными, не стоит писать это в комментариях.

1. Геймдизайн - это, в первую очередь, тяжёлый рутинный труд и только отчасти креатив. Поэтому, если вы думаете, что будете целыми днями весело играть в классные игры и творить что-то великое, - сразу забудьте. Рынком сейчас правит f2p, а он не про великое и не про творчество - он про деньги и только про них. Да, это жестоко, но это реалии рынка.

2. Нужен значительный игровой опыт в различных типах и жанрах игр - а не только в тех, что вам нравятся. Вы должны выбрать как минимум по десять игр каждого жанра и поиграть в них для ознакомления, даже если вам эти жанры неинтересны.

Вы должны быть знакомы с лучшими проектами на всех основных платформах: PC, мобайл, консоли, социальные сети, желательно даже для платформ виртуальной реальности. Чем больше и разнообразнее ваш игровой багаж, тем лучше. Вы же не знаете, что будете делать на будущей работе: может, это будет match-3 для социальных сетей, а может, и клиентский MMO shooter.

3. У вас должен быть хороший вкус . Наработать его можно, не только играя в качественные игры, но и просматривая качественные фильмы, сериалы, аниме, читая хорошие книги. Нужно обращать внимание на построение сюжета, на то, как устроен мир, как поданы и раскрыты персонажи, и вообще понимать, почему одно произведение качественное и интересное, а другое унылое и бездарное.

В будущем вам это пригодится для написания сюжета игры, создания персонажей, глобальных креативных идей.

4. Учите английский : он точно пригодится. У многих в резюме написано, что английский присутствует, но на деле он очень слабый.

5. В работе геймдизайнера вам придётся писать много текста . Различная документация, описание задач в таск-трекере, пояснения программистам и другим специалистам. Примеры готовой документации можно найти в интернете, в портфолио или LinkedIn-аккаунтах уже опытных геймдизайнеров. Но нужно быть готовым к тому, что обычно у каждой компании свои стандарты оформления документации (хотя есть и общепринятые).

Что очень важно, так это орфография и вообще правильность написания текста, доступность его для понимания. Да, текстовые редакторы вроде Word исправляют ошибки - но не грамотность и правильность построения предложений. Иногда читаешь текст - и хочется побить человека, который его написал. За корявые предложения, в которых к середине полностью теряется суть. За незнание орфографии и элементарных правил диалектики.

Вторая очень и очень нужная способность - это умение кратко и лаконично пояснить суть. Многие начинающие геймдизайнеры думают, что чем больше и подробнее они напишут, тем лучше - и растягивают на десять страниц пояснение, которое можно уместить на странице. Они не понимают, что крадут время программистов и других людей, которые будут работать по этим документам, - а вместе и своё рабочее время, понижают пользу от своей работы.

Чем лаконичнее и точнее вы сможете писать, тем лучше. Для этого нужно уметь анализировать написанное, структурировать его. Вообще, структурность мышления для геймдизайнера - это главное его достоинство и одновременно главный недостаток. Она помогает грамотно описывать, но разрушает креативность - поэтому тут важен баланс.

Иногда вместо слов полезно использовать схемы, сравнительные таблицы, скриншоты - любые визуальные пояснения.

6. Очень важно умение хорошо говорить и чётко выражать свои мысли . Иногда человек хорошо выполняет тестовое задание, но на собеседовании не может три слова связать воедино.

Вы должны понимать, что работа геймдизайнера напрямую связана с постоянным тесным общением в команде и созданием задач и комментариев, поэтому без навыка коммуникации не обойтись. В интернете множество развивающих уроков на эту тему. Если с общением проблемы, нужно просто начать их решать, и всё получится.

7. Читайте как можно больше статей на тему геймдизайна на русскоязычных и иностранных порталах: это будет весьма полезно для общего понимания работы и повышения уровня ваших знаний. Да и вообще читайте всё, что касается геймдева в целом.

8. Важно следить за новостями игровой индустрии , чтобы понимать общую ситуацию на рынке, быть в тренде индустрии и всех её новостей. К примеру, если вы не знаете, кто такой Маркус Перссон, то на собеседования пока лучше не ходить.


9. Весьма полезно, если кроме геймдизайна у вас есть дополнительные навыки . Например, программирование на каком-то из языков, навыки художника, владение различными редакторами (Unity3D, Unreal и так далее), хотя бы базовые навыки работы в Photoshop, в редакторах для макетирования.

Это позволит вам лучше понимать коллег-девелоперов или, например, накидывать скетчи персонажей для дизайнеров. Тут всё зависит от врожденных способностей. Если есть талант художника, но душа просит стать геймдизайнером, то почему бы не использовать рисование в геймдизайне? Это сделает вас только лучше.

10. В работе геймдизайнера очень важно умение анализировать и разбирать на мелкие составляющие - декомпозировать. Почти в любой компании анализируют работу конкурентов и выдвигают предложения, как улучшить продукт по сравнению с тем, что есть у них. Это обязательная составляющая работы.

Сам навык придёт с опытом - тут главное практика и ещё раз практика. Главное, если вы выбрали эту профессию, то обязательно тщательно проанализируйте все свои любимые игры и поймите, почему они вам так нравятся. Старайтесь фиксировать и записывать все свои идеи.


11. Где взять опыт, когда без опыта вас никуда не берут? Это весьма важный вопрос для человека, который решил стать гуру геймдизайна. Сейчас в СНГ поднялось инди-движение, начали проводить разные конкурсы и мини-конференции. Даже на больших конференциях часть внимания уделяется инди-разработчикам - можно присоединиться к нескольким инди-командам и набираться опыта там.

Но тут есть минусы.

  • Скорее всего, в инди-команде не будет людей, у которых можно перенять опыт.
  • Большинство инди-команд - это лодыри, которые что-то делают только на словах, им больше нравится тусить и трепать языком, чем работать над проектом. Поэтому важно не стать таким же тусовщиком, а найти ребят, которые реально трудятся.
  • Опыт в инди-командах в серьёзных компаниях не очень ценят, особенно если вы не доведёте свою игру до релиза и вам нечего будет показать. Так часто бывает в инди-разработке.
  • В инди не платят зарплаты.

12. Так где же взять опыт? Мой личный совет: идите в тестировщики игр. К тестерам требования гораздо ниже, чем к геймдизайнерам, поэтому попасть на работу джуниором более реально, даже без опыта.

В этом варианте целый ряд плюсов.

  • Вы будете получать зарплату. Пусть небольшую, но это всё же лучше, чем ноль в инди-разработке.
  • Вы будете вариться в настоящей кухне разработки игр.
  • Вы будете работать с профессиональными геймдизайнерами на коммерческих проектах и получать уже реальный опыт.
  • По ходу тестирования проектов вы сможете максимально глубоко изучать различные игры (их механики, монетизацию, иные ключевые составляющие) и стремительно расширять своё понимание геймдев-индустрии.
  • С позиции бета-тестировщика вы сможете перейти на позицию геймдизайнера внутри компании.
В общем, это самый лучший путь, если вы хотите набраться реального опыта и стать геймдизайнером. Очень многие успешные геймдизайнеры начинали именно с тестирования игр.


Если вы будете обладать навыками и знаниями, описанными выше, и сумеете получить нужный опыт, то сможете претендовать на работу джуниор-геймдизайнера. А в будущем, чтобы считать себя полноценным геймдизайнером, вам нужно будет создать коммерчески успешные проекты. Именно наличие успешных проектов - главное мерило профессионализма в геймдеве в целом и в геймдизайне в частности.

От автора: вновь приветствуем как постоянных читателей нашего блога, так и тех, кто зашел сюда случайно. Сегодня вы узнаете, как стать дизайнером компьютерных игр. Геймдизайнер - это не просто специалист в области графики и дизайна. Это мудрейший человек, который должен придумать целый новый мир, увлекательный и реалистичный. Ошибочно считать, что, работая дизайнером компьютерных игр, можно превратить хобби в профессию. Нет, эти специалисты не играют в игры - они их создают.

Что представляет собой процесс создания компьютерных игр?

Создание любой игры - это творческий процесс, который начинается с бесплотной идеи и оканчивается готовым проектом, где будет создан целый игровой мир со своей сюжетной линией, персонажами и, конечно же, неповторимой, эксклюзивной атмосферой.

Творческий этап создания игры заполняет огромную бездну между идеей и ее реализацией. Для того чтобы игра стала действительно интересной и, как говорят геймеры, «атмосферной», над ней полагается работать целой команде специалистов, каждый из которых будет отвечать за что-то свое.

Сценарист придумывает оригинальную историю, проще говоря, сюжет для будущей игры. Его задача заключается в том, чтобы сделать прохождение игры подобным просмотру интересного фильма. Его сценарий - это скелет игры, то есть, конструкция, на которой будет построен весь процесс создания будущего шедевра.

Программист несет ответственность за все технические моменты. При помощи программных алгоритмов, он заставляет объекты в игровой реальности взаимодействовать между собой в соответствии со сценарием.

JavaScript. Быстрый старт

Композитор (музыкант) отвечает за музыкальное сопровождение игры (ваш Кэп). Кроме самой музыки (саундтреков), что зачастую придают игровому процессу особую атмосферу, он создает различные звуковые эффекты для определенных игровых событий или ситуаций.

Чем занимается дизайнер компьютерных игр? Он проектирует объекты в игре, что могут быть как интерактивными, так и статичными, внешний вид персонажей (образы), текстуры или, в более узком значении - ландшафт, здания, небо и т. д.

Другими словами, дизайнер компьютерных игр изображает весь игровой мир, тем самым «воплощая» его в жизнь. Чаще всего дизайнер и художник - это один и тот же человек. Создав концепт-арт персонажа или другого игрового объекта (автомобиля, здания или локации в целом), он воспроизводит эту идею уже в 3D-редакторе.

Это минимальный состав команды для разработки видеоигры. В некоторых случаях количество людей, работающих над созданием проекта, может варьироваться. Случается, что группа энтузиастов, состоящая из трех человек, берет на себя все обязанности по созданию и продвижению проекта, а бывает, что над видеоигрой трудится команда из нескольких сотен человек, каждый из которых выполняет свои определенные задачи.

Это не столь важно. Как сказал бы Джордж Оруэлл, структура общества остается неизменной. Даже если вы решили стать дизайнером компьютерных игр, освоить драматургию (построение сюжета), программирование и музыку хотя бы на начальных этапах - необходимое условие, ведь, повторюсь, процесс создания видеоигр - это командная работа.

Как стать дизайнером компьютерных игр? Прежде всего отметим, что для этого не обязательно иметь специальное образование. А вот работать в 3D-редакторах на профессиональном уровне дизайнер видеоигр обязан. Кроме того, знания в области программирования помогут определить, насколько сложно будет реализовать ваш концепт-арт в игре с технической точки зрения. Поэтому, чем глубже ваши познания в программировании, тем лучше для вас.

В меню некоторых видеоигр есть раздел с различными бонусными материалами, в качестве которых нередко выступают концепт-арты, созданные дизайнерами в процессе разработки. Хорошими примерами могут послужить концепт-арты из таких старых, можно сказать, «классических» игр, как «TMNT 2: Battle Nexus» (2004), «X-Men Legends II: Rise of Apocalypse» (2005), «Reservoir Dogs» (2006). Во всяком случае, именно эти примеры вспомнились в данный момент.

Последняя игра из нашего списка, «Reservoir Dogs» может служить не только примером хорошего концепт-арта. Саундтреки в стиле 1970-х годов позволяют в полной мере погрузиться в атмосферу этого боевика, созданного по мотивам одноименного фильма, режиссером которого является сам Квентин Тарантино. Кстати, в любой из частей игры «Silent Hill» можно отметить отличную работу композитора Акиры Ямаока (Akira Yamaoka), музыка которого помогла сделать игру по-настоящему «атмосферной». Но что-то я отвлекся

Для того чтобы интересным идеям было откуда взяться, советую читать как можно больше литературы в жанре научной фантастики и фэнтези. В список для чтения следует записать Джона Толкина («Властелин колец»), Джорджа Мартина («Песнь льда и пламени», иначе говоря, «Игра престолов»), Братьев Стругацких, Эдгара По, Рея Брэдбери.

По поводу последнего автора можно привести красноречивый пример - постапокалиптическую игру «Fallout 3», где все пропитано концепцией «Марсианских хроник» Брэдбери. В некоторых эпизодах даже цитируются фрагменты из произведения. Полезны будут и произведения историко-приключенческого жанра. Здесь на первый план выйдут такие фигуры, как Александр Дюма, Виктор Гюго, Джек Лондон.

В качестве источников вдохновения послужит и общение. Причем, не только с другими дизайнерами, но и с геймерами. Иногда они могут подсказать свежую и оригинальную идею, сами того не подозревая. Вам же останется только воплотить эту идею в жизнь и создать собственный шедевр (ну или как получится).

Начало карьеры

Предложить кандидатуру в компанию по разработке видеоигр? Отличный план! Работать в этом случае можно как в «классическом» режиме, т. е. в офисе с 9:00 до 18:00, так и удаленно, найдя работу на одной из бирж фриланса. Конечно дизайнером компьютерных игр сразу вас никто не возьмет, но не спешите расстраиваться. Нужно ведь с чего-то начать и проявить себя.

Работа в компании позволит вам изучить весь процесс создания видеоигр изнутри, многому научиться у профессиональных разработчиков (дизайнеров) и выработать собственные интересные идеи и концепции, чтобы создать что-то свое.

Никто не запрещает начать разрабатывать игры (и само собой, дизайн к ним) самостоятельно или в команде друзей, состоящей пусть даже из трех человек. Помните, что любой проект начинается с идеи. А если у вас она есть, попробуйте ее реализовать. В интернете можно найти множество обучающих ресурсов. К тому же, можно записаться на курсы дизайнера компьютерных игр, в чем вам снова посодействуют всезнающие Яндекс и Google.

Если вы создали игру, которая действительно нравится вам и участникам вашей команды разработчиков, ее смело можно предлагать купить разным компаниям. Осмелюсь привести личный пример, как мой знакомый программист создал игру «21 день на Луне», которая была успешно продана заинтересованной компании. Так что при наличии творческого вдохновения и определенных навыков в создании игр для вас нет ничего невозможного.

Если вы начали свою карьеру фрилансера, но еще не определились, чем конкретно хотите заниматься, предлагаем вашему вниманию несколько обучающих курсов для , для обучения веб-дизайну и .

Кроме того, у вас появилась возможность научиться работать с , обучиться и многому другому. Надеемся, что изложенные материалы помогли вам получить сколько-нибудь четкое представление о деятельности дизайнера видеоигр. На этом мы прощаемся до следующих актуальных материалов, а, чтобы их не пропустить, рекомендуем подписаться на обновления нашего блога. Успехов!

JavaScript. Быстрый старт

Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения

Гейм-дизайнер (game designer, геймдиз) — это создатель игр в широком смысле этого слова. Его можно назвать продюсером игр, ответственным за игровой дизайн проекта. Профессия гейм-дизайнера находится на стыке творческих идей и технического документирования. Это человек, который отвечает за разработку дизайна компьютерной игры, а также за правила, содержание, игровой процесс, целостное видение игры.

Гейм-дизайнер — ключевой специалист в создании любой игры. Он придумывает и концептуально развивает содержание, логику и механику игры, становится связующим звеном между разработчиками, игроками, продюсерами и инвесторами. Гейм-дизайн находится на стыке искусства и программирования и, судя по постоянно развивающейся гейм-индустрии и всеобщей геймификации, будет оставаться актуальной и востребованной профессией в будущем.

Гейм-дизайнер - это человек-волшебник, который складывает картинки, мозаики игры в своей голове в единое целое. Это единое целое нужно описать так, чтобы было понятно всем остальным людям, которые работают над проектом игры. Идеи нужно превратить в технические задания, распределить их по специалистам. Гейм-дизайнер создает мир, в который будут потом играть миллионы. Он должен на 100% знать каким должен получиться финальный проект, при написании ТЗ учесть мельчайшие подробности будущей игры и донести это до команды разработчиков. В этой профессии нужен и талант, и вдохновение, и огромное количество знаний практически во всех областях.

Обязанности гейм-дизайнера:
1) Придумывание различных идей, необходимых для создания игры.
Самая вкусная часть гейм-дизайна. Некоторых людей хлебом не корми - дай попридумывать идеи для игр. Но с профессиональной точки зрения для гейм-дизайнера гораздо важнее не просто придумывать, а отбирать лучшие идеи и объединять их в цельную концепцию.
2) Написание проектной документации
Да, именно этим гейм-дизайнер занимается большую часть времени в начальной стадии проекта. Каждый игровой механизм должен быть описан в мельчайших подробностях. Каждое непродуманное или неясное место в документации будет оборачиваться для программистов необходимостью переделывать работу или устранять баги.
3) Создание эскизов игрового интерфейса
Это весьма нетривиальная задача. В процессе разработки игры ни один элемент не подвергается таким большим изменениям, как интерфейс. Приготовьтесь к тому, что вам придется регулярно переделывать его в соответствии с последними изменениями в проекте.
4) Взаимодействие с командой разработчиков
Каждый участник проекта может по своему трактовать одну и ту же мысль, изложенную в документе. Гейм-дизайнеру необходимо контролировать, что разработчики понимают его документацию именно так, как нужно и при необходимости доносить информацию до каждого сотрудника в индивидуальном порядке.
5) Написание сюжета, диалогов и игровых текстов
У кого в школе была пятерка по русскому и литературе? Вам сюда! Вообще написание интересных текстов - это большая и трудоемкая работа, которая под силу далеко не каждому.
6) Расчет и балансировка боевой и экономической системы игры
Кто в школе любил математику? Есть возможность применить полученные знания! Правильно построенная экономическая модель - залог успеха современных онлайн-игр.
7) Разработка и внесение игрового контента в игру
Для того, чтобы сотни игровых предметов, персонажей, врагов, квестов, текстов и подсказок появились в игре, их необходимо туда внести, прописав им соответствующие параметры. Каждое изменение игрового баланса потребует редактирование этих параметров.
8) Дизайн уровней
Вы хотите создать красивый мир, населенный удивительными существами? Вперед! Почувствуйте себя господом богом, создайте твердь, поднимите горы, проведите реки, насадите леса. Заселите эти просторы сотнями различных монстров и персонажей. Прокляните шефа, когда тот попросит вас все переделать.
9) Тестирование игры
Не думайте, что этим занимаются одни тестеры. Только гейм-дизайнер досконально знает, как именно должен работать тот или иной игровой механизм, и только гейм-дизайнер может понять, что есть баг, а что — незапланированная фича (то есть игровая особенность).
10) Анализ проблемных мест игры и поиск решений по их устранению
Название пункта говорит само за себя. Этот процесс становится актуальным на финальной стадии разработки проекта, когда по результатам фокус-тестов становятся видны косяки, ускользнувшие от внимание в процессе разработки.

Столько разной работы, и все для одного человека? Ну конечно же нет! В зарубежных компаниях каждой задачей занимается отдельный гейм-дизайнер. Но ведь мы-то живем в России и работаем в русском геймдеве... Выходит, да, всем этим придется заниматься одному человеку — вам, если вы взялись нести нелегкое бремя гейм-дизайнера.
Если вы не передумали (а я в этом ни капельки не сомневаюсь), добро пожаловать на следующий этап, на котором мы обсудим, какие таланты и навыки необходимы потенциальному гейм-дизайнеру.


Способности и навыки гейм-дизайнера:
1) Богатая фантазия
Вы спросите, почему богатая, а не хорошая? Дело в том, что хорошая фантазия подразумевает естественную склонность человека к творческому мышлению и придумыванию нестандартных идей. А богатая фантазия — это то же самое, только дополненное огромным количеством уже имеющейся творческой информации. Чтобы иметь богатую фантазию, необходимо читать классическую художественную литературу, смотреть качественные фильмы (а не только те, что идут в кинотеатрах), слушать разнообразную музыку, интересоваться различными культурами и конечно же играть в самые разные видеоигры! Все это наполняет ваше подсознание информацией, которая потом выливается в неожиданные идеи и смелые решения.
Если вы не любите читать, смотрите в основном голливудские блокбастеры и одобряете лишь один музыкальный жанр (поп/рок/рэп), то ваша предрасположенность к занятию гейм-дизайном весьма мала.
2) Умение анализировать
Мудрая пословица гласит: все новое — это хорошо забытое старое. Безусловно, в гейм-дизайне, как и в любой творческой деятельности, присутствуют элементы новизны, однако основная часть работы — это компиляция уже существующих идей и механик под ожидаемые потребности рынка. Другими словами, все гейм-дизайнеры собирают свой уникальный конструктор из одинаковых (или очень похожих) деталек. А для того, чтобы понять, какая именно деталька придаст вашей игре пикантный блеск и оригинальность, вы должны уметь анализировать уже существующие конструкторы и хорошо понимать, что именно привело их к вершине или низвергло в бездну.
Способность к анализу можно и нужно активно развивать. Для этого нужно регулярно думать, что именно вам нравится в вашей любимой игре, фильме или книге, что отличает ее от остальных? Доведите эту способность до автоматизма. Научитесь осознавать момент, когда вы испытываете интенсивное удовольствие от игры и в реальном времени анализируйте ваши ощущения, сопоставляя их с действиями в игре. Не менее важно анализировать и негативные эмоции. Вы должны хорошо понимать, какая деталька в конструкторе работает неправильно, вызывая недовольство и разочарование. Знайте, что умение находить проблемные места в игровом процессе является ключевым для создания успешной игры.
3) Способность к логическому мышлению
Казалось бы, гейм-дизайнер должен обладать творческим мышлением! Как же так? Дело в том, для гейм-дизайнера недостаточно придумать новую идею и описать ее на бумаге. Сперва необходимо убедить участников команды и руководителя проекта, что эта идея — именно то, что нужно. Будучи гейм-дизайнером, вам придется участвовать в огромном количестве дискуссий и споров с самыми разнообразными сотрудниками. И для того, чтобы выходить победителем из этих словесных баталий, вам необходимо тренировать логическое мышление. Именно логика позволяет убедительно доказать как правильность вашей идеи, так и ошибочность предложений ваших оппонентов.
4) Коммуникабельность, умение общаться с людьми
Убедить всех в правильности своего видения — это только начало. После этого гейм-дизайнер должен досконально продумать свои идеи, описать их в документации, а потом донести до каждого участника в индивидуальном порядке. На протяжении всей работы вам придется постоянно уточнять неясные моменты, объяснять по десять раз одни и те же вещи, а также решать непредвиденные проблемы. Для этого вам потребуется огромная выдержка, безграничное терпение и колоссальный запас позитива. В процессе работы вы просто обязаны поддерживать хорошие отношения с вашими коллегами, даже если среди них окажутся полные идиоты.
5) Критическое мышление и склонность к самоанализу
Представим, что вы наделены феноменальной харизмой и врожденным даром убеждения. Но как проверить, что ваша идея, в которой вы только что убедили всех и вся, действительно хороша? Что если вы ошиблись и повели команду в неверном направлении? Эти вопросы гейм-дизайнер должен регулярно задавать сам себе. Проще всего находить ошибки в чужой работе, особенно когда плачевные результаты уже стали очевидны для всех. Однако видеть ошибки в своей работе, осознавать неправильность собственных действий — только эта способность позволит вам спасти Титаник от столкновения с айсбергом и найти выход из самого глухого тупика. Запомните, гейм-дизайнер не может быть всегда прав. Никто не может.
6) Высокая самообучаемость
Индустрия видеоигр постоянно развивается. Чтобы не отстать от жизни, гейм-дизайнер должен постоянно наблюдать и анализировать все последние тренды в своей сфере. Если вы твердо убеждены, что все шутеры, вышедшие после Half Life — попсовая «консольщина», а самая лучшая РПГ — это Diablo 2, то ваш чердак изрядно запылылся и в нем пора провести генеральную уборку. Нельзя быть гейм-дизайнером и консерватором одновременно.
Как проверить или потренировать вашу способность к обучению? Скачайте какой-нибудь редактор для создания игр и начните его осваивать. Вот подходящие кандидаты:
- Game Maker
- Construct 2
- Multimedia Fusion 2
- Stencyl
- RPG Maker

Не останавливайтесь на поверхностном осмотре, изучите различные возможности выбранной вами программы и создайте в ней хотя бы простейшую игру. Не воспринимайте английский язык редакторов как непреодолимое препятствие, переведите непонятные слова и продолжайте изучение. Способность быстро осваивать незнакомый софт очень пригодится вам на практике, ведь вам придется работать с самыми разными игровыми редакторами, а, возможно, и участвовать в их разработке. Вы должны хорошо представлять, какой инструментарий вам понадобится для создания игровых карт, редактирования объектов или тестирования баланса. Поэтому чем больше игровых редакторов вы освоите, тем проще вам будет создавать свои собственные.
7) Психологическая гибкость
В процессе работы над игрой ваша команда может столкнуться с самыми разнообразными трудностями, начиная от увольнения всех программистов и кончая прекращением финансирования проекта. Обстановка может меняться по несколько раз в месяц, а выбранный курс поворачиваться на 180 градусов. В общем, скучать вам не придется. И чем лучше вы научитесь приспосабливаться к новым условиям, тем проще вам будет эффективно выполнять ваши обязанности.
8) Грамотность, хорошее владение русским языком
Казалось бы, русский язык знают все коренные жители нашей страны, но это не так. Говорить на русском — это одно, а писать на нем — это совсем другое. Хотите проверить свое владение языком? Напишите обзор вашей любимой игры и отправьте его в какое-нибудь интернет издание, с просьбой оценить ваши писательские навыки.
9) Владение английским языком
Английский — это язык не только геймеров, но и гейм-дизайнеров. В начале вашей карьеры вы сможете обходится и без него, но с развитием ваших профессиональных навыков необходимость в английском языке будет непрерывно возрастать. Исторически так сложилось, что геймдев активно развивается на западе (в США) и на востоке (в Японии). А поскольку освоить японский язык значительно сложнее, выбор очевиден. Когда вы дорастете до уровня руководителя отдела, к вашим обязанностям может добавиться общение с иностранными партнерами. Если к этому моменту вы не сумеете освоить английский в достаточной мере, чтобы поддержать разговор, ваши карьерные возможности будут существенно ограничены.
Есть и хорошие новости. Английский язык достаточно прост в изучении. Как известно, этот язык является одним из самых распространенных в мире, поэтому при желании вы всегда сможете найти партнеров для разговорной практики, благо международные звонки по скайпу не требуют оплаты. Помните, что вы являетесь естественным носителем русского языка — одного из сложнейших языков на планете. Раз уж вы сумели его освоить, то и английский вам по плечу.
10) Обширный игровой опыт
Я не случайно поставил этот пункт в самый конец. Игровой опыт, действительно, играет большую роль в работе, но только если гейм-дизайнер обладает способностями к анализу игр, а также развитым критическим мышлением. Да-да, в вашей любой игре всех времен и народов тоже есть недостатки. Подумайте об играх, в которые вы играли 5, а то и 10 лет назад. Можете ли вы с уверенностью сказать, что именно цепляло людей в неказистых играх на Денди? Что заставляло их снова и снова включать приставку и в надцатый раз начинать игру заново, чтобы опять погибнуть на последнем боссе? Если вы смотрите на старые игры с пренебрежением (и как народ играл в такой отстой!), значит ваше мышление сильно ограничено тисками современных технологий. Вообще если вы полагаете, что хорошую игру нельзя сделать без графических наворотов, то я бы вам посоветовал заняться программированием, а не гейм-дизайном.


Теперь давайте поговорим о второстепенных и чаще всего ненужных навыках, витающих вокруг профессии гейм-дизайнера и встречающихся в описаниях вакансий.

Необязательные навыки:
1) Знание основ программирования, скриптования, умение работать с xml
Времена, когда программисты совмещали обязанности гейм-дизайнеров и даже художников канули в лету. Для эффективной работы необходима специализация, а поверхностные знания могут принести больше вреда, чем пользы. Для эффективной работы команды необходимо, чтобы каждый сотрудник был специалистом в своей области и, что не менее важно, занимался своим делом. Поэтому если вы не планируете стать вторым Ломоносовым (который в молодости все свободное время тратил на обучение), то выберете для себя основную специальность и целенаправленно качайте ее.
Что же касается скриптования, то под этим термином обычно понимается не написание программного кода, а использование уже существующих фрагментов для решения поставленной задачи. Другими словами, это похоже на использование конструктора, где нужно расставить имеющиеся детальки, не создавая ничего принципиально нового. Собрать конструктор может даже маленький ребенок, а значит, и у вас не должно возникнуть трудностей. Не стесняйтесь задавать вопросы, как работает та или иная часть скрипта, изучите существующие примеры и не бойтесь экспериментировать!
Работа с файлами XML и вовсе не требуют никакой специальной подготовки. В этих файлах содержаться скрипты и для их редактировать можно пользоваться простейшими текстовыми редакторами (например, Блокнот , встроенный в Windows). Единственное, что следует помнить при редактировании XML, это что даже небольшая опечатка может привести к серьезным ошибкам в работе игры. Поэтому внимательно следите за правильностью написания скриптовых записей, а также за знаками препинания и даже лишними пробелами.
Подводя итог вышесказанному, если у вас все в порядке с логикой, внимательностью и грамотностью, вы можете смело говорить на собеседовании, что работа со скриптами не составит для вас трудностей, и при необходимости вы сможете во всем разобраться.
2) Умение рисовать
В детстве я очень хотел научиться рисовать. Спустя много лет я понял, что если бы я действительно хотел стать мастером карандаша, я бы нашел время, чтобы реализовать эту мечту. Возможно, умение набросать эскиз, чтобы проиллюстрировать свою мысль, было бы полезно в некоторых ситуациях, но есть и обратная сторона медали. Дело в том, что над созданием игры трудятся не только гейм-дизайнер, но и профессиональные художники, которые обладают не только богатой фантазией и отточенными навыками, но еще и многолетним опытом в своем деле. При наличии таких сотрудников неумелые зарисовки гейм-дизайнера могут принести больше вреда, чем пользы. Как я уже говорил, в проекте каждый должен заниматься своим делом. Профессиональный художник имеет право на свободу творчества, если оно укладывается в рамки концепции, предложенной гейм-дизайнером и утвержденной руководителем проекта. И приходить к нему со своими зарисовками с требованием превратить их в концепты будет так же глупо и неправильно, как если бы художник приходил к гейм-дизайнеру с требованием реализовать те или иные фишки, которые он придумал.
Навыки рисования могут быть полезны лично вам, например, чтобы создавать иллюстрации к вашим концептам. Но их можно делать даже при полном отсутствии способностей. Поэтому устраиваться на курсы рисования в надежде, что они помогут вам устроиться на работу гейм-дизайнером не стоит.
3) Владение Photoshop или 3ds Max
Photoshop
- это профессиональный редактор с множеством функций для создания и обработки изображений. Использование этого инструмента для решения задач по гейм-дизайну равнозначно стрельбе из пушки по воробьям. Для простейших операций с изображениями подойдет любой графический редактор (например, Paint , встроенный в Windows). Для создания интерфейсов - Balsamiq Mockups или его аналог. Для разработки карт и схем, поделенных на клетки, лучше всего использовать Microsoft Excel , Open Office или Google Docs .
Также не следует забывать, что лицензионный Photoshop - это дорогое удовольствие. Цена полной версии для коммерческой организации может достигать 1000$, а баловство с пиратским софтом может обернуться весьма печальными последствиями для компании.
Естественно, на собеседовании обо всем этом говорить не надо. Просто изучите простейшие операции (использование разных кистей, вырезание частей изображения, переключение между слоями) - и смело добавляйте Фотошоп в список освоенных программ.
3ds Max - это программа для создания и обработки трехмерных объектов или локаций. Если эта программа указана в качестве обязательного требования к соискателю - скорее всего в компанию требуется дизайнер уровней. Здесь важно понимать, что дизайн трехмерных локаций - очень трудоемкая задача, требующая глубокой специализации в этом вопросе. Другими словами, если вы решили сделать дизайн уровней своим коньком, то на все остальные аспекты у вас просто не останется времени. Следует обратить внимание, что разработка уровней для двухмерных игр многократно проще в освоении и поэтому ее можно совмещать с другими обязанностями гейм-дизайнера. С трехмерными локациями это вряд ли получится.
Если вы решили пойти по стезе левел-дизайнера, не останавливайтесь на 3ds Max, изучайте и другие редакторы, такие как: Unreal Editor и Unity . Могу вас обрадовать, что профессиональные дизайнеры уровней высоко ценятся на рынке. Хороший специалист без труда найдет работу: достаточно приложить к своему портфолио десяток живописных уровней - и работодатели сами начнут стучаться в вашу дверь. Также левел-дизайн охотно поручают аутсорсерам (удаленным сотрудникам), поэтому при желании вы сможете увеличить ваш доход на неприличную величину. Однако есть и минусы. Ваш вклад в другие аспекты гейм-дизайна будет сведен к участию в мозговых штурмах и общению с гейм-дизайнерами в курилке - на все остальное тупо не хватит времени.

И в завершение статьи мне бы хотелось привести несколько практических советов, которые помогут вам добиться успеха.

Практические советы:
1) Развивайте необходимые навыки
Проявляйте скромность в оценке собственных достижений. Наивны те, кто считает, что владеет каким-то навыком в совершенстве. Совершенство недостижимо, а значит вам всегда есть, куда расти.
2) Регулярно проверяйте подходящие вакансии в интернете
Делайте это каждый день, цепляйтесь за любую возможность устроиться в игровую компанию. Не пренебрегайте вакансиями тестер и комьюнити-менеджер (при условии, что они требуют присутствия в офисе), работодатели охотнее берут людей с опытом в индустрии. Особое внимание уделяйте вакансии помощник гейм-дизайнера - ее создают, чтобы взять новичка и вырастить из него специалиста.
Вот список сайтов, которые следует проверять в первую очередь:
- DTF
- Gamedev.ru
- HeadHunter
Лично я все свои вакансии находил через DTF=)
3) Выполняйте все тестовые задания
Даже если нет никакой надежды занять желаемую должность - все равно просите прислать вам тестовое задание. Пока вы не устроились на постоянную работу, эти задания позволят вам выполнять хоть какую-то практическую работу по гейм-дизайну, а практика - лучший учитель! Сохраняйте все материалы и раз в 2-3 месяца проводите ревизию: со временем вы начнете видеть допущенные ошибки и неудачные решения. Если же спустя длительное время ваши задания по-прежнему кажутся вам идеальными, следует более активно развивать основные навыки.
4) Создайте собственный проект
Используйте любой редактор, перечисленный выше и начинайте творить. Однако имейте в виду несколько особенностей. Во-первых, не заморачивайтесь на графике. Ваша задача - создать интересный игровой процесс, а не поразить игрока графическими наворотами. Во-вторых, не пытайтесь создать сразу большую инновационную игру. Начните с простой, возможно, уже существующей концепции, но проработайте ее до мелочей. Между прочим, сделать интересный уровень для игры Mario или Battle City - задача далеко не тривиальная. Сделав хотя бы один уровень, полируйте его до совершенства. Помните, что ваша цель не создать гениальный проект, который покорит интернет, а повысить ваши навыки через практическую деятельность.
5) Не останавливайтесь в развитии
Посчитайте, сколько часов в сутки вы играете в чужие игры, и четверть этого времени уделите на выполнение вышеописанных действий. Хотите развиваться быстрее? Уделяйте занятиям гейм-дизайном половину времени, затрачиваемого на игры и результат не заставит себя долго ждать.


Несмотря на большое количество людей, желающих стать гейм-дизайнерами, эта профессия остается востребованной на рынке. Дерзайте! И может быть, через несколько лет вы, как и я, будете с ностальгией вспоминать времена, когда вы совершали первые шаги на пути к осуществившейся мечте.

Статьи по теме: