Rage — значит Ярость. Rage — Игромания Rage рецензия

Как вы лодку назовете, так она и будет запускаться на ваших компьютерах.

Первая миссия

Сначала Rage просто вылетал сразу после старта. Было, надо сказать, не сильно весело, как-никак, у меня на жестком диске лежал вроде бы готовый код последнего шутера великих и ужасных id Software. Постапокалиптический боевик от законодателей мод FPS, которого мы дожидались не меньше пяти лет, обещающий потрясающий игровой процесс и графику, а также неповторимую атмосферу и стиль, успешно активирован в Steam, но не хочет продвигаться дольше первого черного загрузочного экрана. Даже вступительные ролики не показывает. Сволочь.

Оплот добра и справедливости имени сайта AMD (та-да, я «счастливый» обладатель Radeon’а) обрадовал - только что вышли новые драйвера Catalyst, пора качать! И тут у меня начались действительно серьезные проблемы. После обновления мой несчастный компьютер сподобился-таки запустить Rage, но взамен пал жертвой неизвестного бага, благодаря которому ПК начал греться до 100 градусов Цельсия даже во время простоя. Чем чреваты такие фокусы, думаю, никому объяснять не надо. Откат драйверов не помог.

Накатившая волна паники заставила меня восстановить на постепенно сгорающем ноутбуке (на всякий, ха-ха, пожарный, оговорюсь: мощном-игровом-прочем, для Rage должно было хватать только так) заводские настройки. Опрометчивый, глупый ход, но насколько трезво я мог тогда судить о происходящем? Слетело, конечно, все, включая рабочие документы, woo-hoo.

К тому времени, когда я все более-менее переустановил, послал игру вместе с ее разработчиками лесом и смирился со своей участью, подоспели еще одни новые драйвера от AMD. Я все еще не мог мыслить трезво, а соблазн был слишком велик. 100 градусов, кругом жара, сбрасываем все во второй раз.

И да, вскоре обновленные драйверы вышли в третий раз. Но я уже был к этому готов! Черта с два я буду ставить все необходимое ПО по-новой в такой ситуации, мужики бьются до последних углей своих ноутбуков! И за веру свою я был вознагражден - драйверы встали, при этом компьютер работал в более-менее стандартном режиме, а игра запускалась. Вот так:

Мне уже было очевидно, что это - финальное испытание на пути к прозрению и просветлению, и главное - проявить хоть каплю терпения и дождаться патча. Патч вышел, текстуры продолжили загружаться тем же самым образом. Пришлось лезть в мерзкий злобный интернет за помощью. Оная нашлись прямо около раздатчика злосчастного клиента не работающей FPS, на форумах Steam Community, месте, где такие же неудачники, как я, собираются поплакаться и поискать решения от более толковых юзеров. И, что самое главное, зачастую их находят!

По совету гения с форумов поковырявшись в настройках Catalyst Control Center (счастливые пользователи Nvidia не знают этой адской программы для настройки параметров работы видеокарт Radeon, а мы вот работаем с ней), я таки смог заставить игру отображать текстуры более-менее как следует.

Так я прошел первую и, пожалуй, самую сложную миссию версии Rage для персональных компьютеров. И если вы действительно хотите поиграть в последний проект от id, будьте готовы в случае невезения пройти то же самое.

Прекрасный разрушенный мир

Первое задание просто ужасно, зато сразу по его выполнению геймера наконец-то выпускают в красивейший мир разрушенных мегаполисов, пульсирующей на обломках цивилизации жизни и бесконечных гонок по пустыням. Старые игры id били в глазное яблочко за счет своих сумасшедших технологий и революционирующих геймплей идей; Rage же берет не мускулами, но дизайном. Американцы нарисовали и смоделировали лучшую на сегодняшний день картину мира после конца света. Последним частям Fallout не хватало лоска и масштабности, Borderlands по сути был вовсе не про постапокалиспсис, да и в общем-то тоже открывал вид на панораму поскромнее, ну а наша новинка просто прекрасна в своем величии. Атмосфернее здешних пейзажей сейчас не найти.

Увы, но открытый мир игры - не более, чем красивый мираж (полигональные пустоши даже не бесшовны, как того можно было бы ожидать). Как бы ни силились id идти в ногу со временем и делать из своих шутеров сэндбоксы, в конце концов все равно получаются либо коридорные разборки, либо замесы на аренах. Де факто в этом нет ничего плохого, ведь местные трубы уровней раскрашены и обставлены не хуже остального мира, а классические FPS на то и классические FPS, чтобы примененная в них формула с различными вариациями работала везде. Только вот ждали мы от Rage несколько не того…

Но что поделаешь, надо вылезать из Ковчега (такого Убежища эконом-класса) и брать в руки пушку. Местные жители встречают очередного чудом спасшегося гостя из прошлого в довольно занятной манере. Спасши только что вылезшего из своей криогенной капсулы протагониста от нападения мутантов, заправляющий наросшим на бензоколонке поселением мужчина средних лет тут же посылает его убивать людей. Только к этому герой все свое время в Ковчеге и готовился, ага.

Первый же заход по бандитские скальпы окончательно расставил все точки над положенными буквами: Rage – это про графику и атмосферу, а вовсе не про ураганные перестрелки. В забитых мусором коридорах все так же красиво, как и в открытой пустоши, плюс туда-сюда скачут прекрасно анимированные враги. Двигаются модельки супостатов и правда просто на загляденье - разнообразные ролики и демонстрации нам не врали. Иногда, правда, трехмерные актеры явно переигрывают - вы доводилось когда-нибудь смотреть нарочито картонный рестлинг? — и после какого-нибудь скучного ранения в руку начинают устраивать целое «Лебединое озеро».

К величайшему сожалению, к бою как таковому супостаты подходят с куда меньшей фантазией и рвением. Пеших врагов можно грубо разделить на две категории - те, что ломятся отвернуть герою голову в ближнем бою и те, что никуда не спешат. Под эту классификацию не подпадает только пара-тройка особо злобных мутантов, уникальным для рейджевских пустошей способом сочетающих навыки рукопашной и дальнего боя. Для остальных 99% врагов рецепт всегда один и тот же: берсерков готовим из дробовика, всех остальных по вкусу.

Если от бешеных скакунов напролом и особо толстых мутантов так или иначе, но все равно придется уворачиваться и танцевать, то вот раздобывшие себе стволы ребята какие-то скучные вне зависимости от выставленного уровня сложности. Зато хоть изничтожать супостатов можно как душе угодно. Rage — проблеск света в темном царстве «Больше двух пушек на руки не выдаем»: мало того, что можно таскать с собой сразу все найденные/купленные стволы, гранаты и прочие крылопалки (крылопалки не мои, так переводчики постарались), так еще с каждым стволом можно поиграться по-особому. К большинству доступных стволов подходят как минимум два разных вида патронов, енкоторые из которых еще и обладают различными интересными свойствами. Думаю, вы еще до выхода игры успели наглядеться на арбалет, стреляющий электрострелами (электрострелы тоже не мои) и совсем веселыми ядовитыми гипнострелами. Спешу доложить: все работает как надо, стреляет и выглядит ровно так, как показывали, и это, несомненно, здорово.

Отберите у ботов автоматы! Компьютерные болванчики с автонаведением и автоматическим оружием есть зло неизбежное в случае реалистичных сеттингов, но совсем не обязательное в играх фантастических. Комбинация автоматов в руках ботов и системы регенерации здоровья превращает любой синглплеерный шутер в однообразный скучный тир, где единственный серьезный противник - не вставшие на пути солдаты/монстры/роботы, но таймер «высунулся-укрылся». Это же не мультиплеер, где возможны любые случайности, дурацкие промахи, бешеные попадания, неожиданные маневры и лобовые атаки отчаявшихся сетевых берсерков, здесь мы знаем все возможные ходы наперед, а природа компьютерных оппонентов с автоматикой не оставляет геймеру выбора в подходе к изничтожению супостатов. Нет, стелс не решает проблему вообще никак, если речь не идет о . Ткнуть хедшот без таймера или ткнуть хедшот с таймером - разнообразие небольшое.

Сопротивляемся сопротивлению

Товарищ хозяин бензоколонки - мужик практичный, и как только игрок выполняет все его задания, отсылает чудо из Ковчега куда подальше, лишь бы не докопалось Правительство. Как нетрудно догадаться, правительство у местных жителей плохое, жестокое, злобное и так далее. Выражается злая сущность правительства в таких фактах, как: нахождение Правительства в правительстве, жесткий и жестокий контроль над неизвестно чем грозящими Правительству и всем остальным выходцами из Ковчега и государственная военная программа по превращению мутантов в подконтрольное оружие. Плохое, плохое Правительство. Как же Правительство может быть хорошим, когда оно строго соответствует понятию «правительство»? И не смотрите, что в здешней тюрьме сидит только главный бунтарь (капитально присевший на госпаек по очень даже понятным причинам) да пять мутантов.

Совершенно очевидно, что приспешников Правительства надо в конце концов будет перестрелять просто потому, что они охотятся за главным героем, но почему власть в Rage не любят вообще все, я так и не понял. Ладно, в одном городе закрыли казино, это могло кому-то не понравиться, хорошо, они ставят опыты над мутантами вместо того, чтобы как делает каждый (бес)порядочный житель пустошь, простреливать им головы, плюс такой крутой брони, как у солдат, нет ни у кого (а все потому что в мире игры почти все пожитки умерших, как-то личное оружие или та же броня, испаряются и улетают куда-то вдаль вместе с душами владельцев), а у парней из Ковчегов очень много проблем, но чтобы вот прямо так ощетиниваться?

И гонок будет много, ведь перестрелки - лишь половина игры. По не самым очевидным причинам id сделали большую ставку на разнообразные заезды по пустыне. Практически сразу по выходу из Ковчега нашему страдальцу презентуют квадроцикл, чтобы тот смог доехать терпеливо ждущих своей участи бандитов, затем с промежутками в несколько часов игра подарит вам сначала багги, затем тачку под названием «Куприно». На втором и третьем уже можно устраивать разборки на дорогах.

Помимо напрямую связанных с ездой по чужой территории разборках на колесах a la Twisted Metal, с помощью машинок можно подзаработать на экспресс-доставке почты в разные концы пустынного света, плюс прославиться (но не обогатиться) на различных городских соревнованиях. По духу такие покатушки близки, как ни странно, к классической Rock’n’Roll Racing за исключением пары моментов. Ну и поправкой на то, что RnRR – 16-битная игра, а Rage будет чуть посовременнее. Зато суть у этих двух аркадных гонок с ракетами одна и та же - тем или иным способом проррываемся на первое место на трассе, затем всеми силами удерживаем его, чтобы заработать рейтинг и продвинуть свою карьеру.

Хорошо, что гоночная история Rage замкнута сама на себе. Награда в городских соревнованиях - неконвертируемые баллы, на которые невозможно купить ничего, кроме автомобильных деталей, которые нужны, чтобы было легче ездить, чтобы было легче выполнять дорожные задания, чтобы было легче ездить. То есть, если автомобильные соревнования в FPS – это не для вас, то вы можете без каких-либо проблем их пропустить, а однообразную стрельбу разбавить, скажем, игрой в Heroes of Might and Magic 6 или что угодно еще.

Если говорить о неком чистом геймплее, то Rage – далеко не откровение, а просто неплохой проходной шутер. Что делает его настоящим хитом, так это безупречный визуальный дизайн. Красота, масштабность и (не реалистичность, но) правдивость мира игры скрепляет и крепко держит не самые динамичные перестрелки, не самые захватывающие гонки, не самый интересный сюжет и тысячу самих по себе незначительных мелочей вместе, заставляя единый продукт быть большим, чем просто суммой своих составных частей. Эта красота и гармония могут запросто утянуть геймера на долгие-долгие часы.

Только бы пройти первую миссию.

Дата выхода: 4 октября 2011 Издатель: Bethesda Softworks Разработчик: id Software Жанры: Action / Adventure / Кооператив Платформы: PC / PS3 / Xbox 360 В : 383 место Оценка редакции: 62 %

Стоит играть? (на основе оценок читателей)

Как вам игра? + 1 (все положительные)

ФОРМУЛА ИГРЫ

В одном из предрелизных видео разработчики Rage бахвалились тем, что, мол, в их новом проекте очень важную роль играет сюжет, который якобы сообщает происходящему на экране дополнительную глубину. Они обещали мир, о судьбе которого игрок будет по-настоящему заботиться, интересных персонажей, увлекательную историю. Игра вышла, покровы сорваны, и пришло время честно признаться: все это было чистым враньем.

Камнем по голове

Внятный сюжет в Rage фактически начинается и заканчивается вступительным роликом. Астероид Апофис неторопливо пролетает сквозь внешние пределы Солнечной системы, пробивает здоровенную дыру в одном из колец Сатурна, напрочь сносит половину Луны и под печальную музыку падает на Землю. Там гостя уже ждут — участники специального проекта «Ковчег» погружаются в гибернацию в подземных убежищах, чтобы проснуться через много лет и восстановить разрушенную цивилизацию. Вы - один из добровольцев, выбранных для захоронения, и ваш ковчег после ста с лишним лет ожидания наконец просыпается и заодно будит вас. Все прочие обитатели убежища погибли в результате отказа систем жизнеобеспечения, за окном - залитая солнцем пустыня. Добро пожаловать в прекрасный новый мир.

Бойцы местного тоталитарного правительства закованы в футуристическую броню и хорошо вооружены. Но с главным героем, у которого в крови живет целая популяция наноботов, им все равно не справиться.

Все, что происходит после этого, лишь создает видимость движения вперед. Вам не объясняют толком, что происходит вокруг, не помогают вжиться в новый мир, не представляют злодея, которого хочется уничтожить тотчас же и без следа. NPC постоянно дают разные задания, но каждая новая миссия отчаянно похожа на предыдущую, а все они в целом нужны лишь для того, чтобы у вас был формальный повод отправиться в очередной подвал и натянуть метафорический глаз на метафорическую жопу очередной роте мутантов. Никакого реального сюжетного движения в Rage не происходит.

Та же самая история - с автомобильной составляющей игры, которую разработчики тоже изо всех сил рекламировали. В реальности автомобили нужны в первую очередь для того, чтобы передвигаться между немногочисленными поселениями и квестовыми локациями. Во вторую - для участия в скучных гонках, чье единственное предназначение - позволить вам поднять достаточно средств, чтобы купить новые колеса или разукрасить машину черепами.

Временами Rage выглядит так красиво, что просто дух захватывает. Потом, правда, на глаза обязательно попадается какая-нибудь текстура повышенной позорности, и волшебство рассеивается.

Верхом на шотгане

К счастью, это далеко не все, что есть в Rage. Это даже не самое важное. Потому что главные события игры разворачиваются в катакомбах и шахтах, подземных логовах и лабораториях. Короче говоря, в экшен-части. И вот как чистый шутер Rage - одна из самых увлекательных и достойных игр в этом году.

Когда щелкает затвор штурмовой винтовки и первый наскочивший на вас размалеванный бандит мешком валится на землю, получив пулю в левый глаз, понимаешь, что по части шутеров id Software все еще нет равных. Противостоящие вам дуболомы стараются продать жизнь подороже и постоянно маневрируют. Не раз и не два вы прицелитесь врагу в голову и потянете спусковой крючок, только чтобы увидеть, как противник делает резкий шаг в сторону и ваши пули уходят в молоко.

Бандиты, населяющие пустыню, к чужакам относятся с предубеждением, особенно если чужак родом из прошлого и за его голову назначена богатая награда.

Оружие разнообразно и сделано просто на отлично. Каждую пушку чувствуешь, каждый выстрел практически отдается в теле. Кроме того, в оружие можно заряжать разные типы боеприпасов, так что скоро в вашем арсенале пропишутся бронебойные патроны, самодельные ракеты и электрические арбалетные болты. Некоторые виды патронов полностью преображают даже те виды оружия, которые поначалу могут показаться скучноватыми. Тот же арбалет, например, превращается в лучшее оружие в игре после того, как вы начините его взрывающимися болтами. В результате получается своеобразная модификация снайперской винтовки для меньших дистанций, но зато без запинки вырубающая с одного попадания даже бронированного врага. Бесплатный бонус - короткая, но зрелищная истерика, которую закатывают по ту сторону фронта, обнаружив пришпиленную к левой пятке динамитную шашку с догорающим шнуром.

У мутантов нет ни шанса, но им уже все равно. А потом из укрытия вылезем мы.

Неожиданно интересной оказалась и добавленная в игру система крафтинга. Помимо очевидных вещей вроде бинтов и патронов, Rage позволяет собирать и более крутые штуки. Например, стационарные турели, которые очень помогают отбиваться от больших волн врагов. Или даже персональных кибернетических пауков - они отвлекают на себя огонь противника и сами дают ему прокашляться при помощи крупнокалиберных пулеметов.

Мнения

Илья Янович, автор «Игромании»

«Зачем мучиться, когда в Bulletstorm или Gears of War 3 сражаться интересно безо всяких мучений?»

Rage интересна больше как прецедент, чем как игра. Да, в те моменты, когда вы не ползете по пустынному полю (а также не катаетесь на машинке, не ищете нужный коридор, не мотаетесь по непонятным городкам, не перепроходите один и тот же эпизод, забыв сохраниться, и не выполняете курьерские квесты), это довольно качественный шутер. Но зачем мучиться, когда в Bulletstorm или той же Gears of War 3 стрелять интересно безо всяких мучений и экспериментов над собственными нервами?

Просто все, кажется, понимали, что после , который, во-первых, был семь лет назад, а во-вторых, идеологически повторял , невозможно с первого раза сделать большую, сложную, а главное - современную игру, в которой все работает правильно. И вот тут непонятно одно: то ли Rage - это такой билет id Software в завтрашний день, переходный проект, где они чуть-чуть, в качестве эксперимента, поковырялись с сэндбоксом и технологиями, получили нужный опыт и теперь готовы делать все как надо; то ли амбициозное чудище, созданное на грани творческих и душевных сил, при помощи которого авторы хотели одним махом доказать, что все вокруг дураки, а они - д"Артаньяны.

Если первое - то все хорошо, надо только подождать еще лет пять. Если второе - то Rage, пожалуй, нужно игнорировать принципиально. В целом же - совершенно неважно, как вы относитесь к этой игре. Важно, как относится к ней сам Джон Кармак.

Денис Давыдов, директор издательства

«Сюжет не измеряется в килобайтах текста»

Компания id Software, на мой сугубо субъективный взгляд, создала в первых двух частях Doom один из самых запоминающихся сюжетов в истории игровой индустрии. Ну… может, не самый-самый, но весьма и весьма. Голова зайца, сиротливо торчащая на колу, вошла в историю. Идея марсианских монстров, вторгающихся не пойми откуда в мирные владения наивно хлопающих сначала ресничками, а потом кишочками людишек, легла в основу множества накрученных сюжетов последовавших затем игр, причем не только в жанре боевика. При этом в Doom не было сюжета в обычном понимании слова. Было несколько намеков, пара картинок, и все.

Кроме того, атмосферность Doom обеспечивали минималистские штрихи. Кибердемон - герой народного эпоса. Чертяки и превращенные в монстров солдафоны - притча во языцех. История повторилась и в Quake. Он был сделан таким образом, что во время игры само собой возникало ощущение, будто ты участвуешь в увлекательной истории, несмотря на то что никакой истории по большому счету не существовало.

В Doom 3 и Rage руководители id Software посчитали, что литературная основа должна наглядно присутствовать в игровом мире. А в случае с Rage еще и громко заявили проект как боевик с сюжетом. Чего добились? Негатива в отзывах по всему миру. И зачем?

Ураганный, прекрасно сбалансированный боевик, проработанный до мельчайших подробностей, - это и есть сюжет. А весь треп вокруг - мишура. Он не нужен. Оригинальные находки в геймдизайне, в игровых ситуациях прекрасно заменяют длинные монологи NPC. Что вы, скажем, лучше помните из Bulletstorm ? Суть сюжетного конфликта или радиоуправляемого динозавра да катящееся гигантское колесо? И что важнее?

Сюжет первых двух частей Doom хорош краткостью и выразительностью, достигнутой в том числе игровыми средствами. Сюжет Doom 3 плох занудностью и невыразительностью, слабо поддержанной игровыми средствами. Сюжет Rage вообще сбоку морковка. Предлагаю его просто игнорировать и спокойно жать на спусковой крючок.

Максим Еремеев, редактор «Игромании»

«Обычно такой подход называют обидным словом «халтура»

Как вы уже наверняка знаете, запуск у Rage вышел не самым удачным, особенно на PC. Первыми подали рассерженный голос владельцы видеокарт от ATI, на чьих компьютерах игра буквально захлебывалась, так что на нее было просто больно смотреть. Потом подтянулись остальные недовольные. Те, у кого Rage по полдня подгружала текстуры, кому не давала изменить ни одной графической настройки, кроме разрешения и уровня сглаживания. Те, кому приходилось часами копаться в тематических форумах, активировать в игре консоль (теряя возможность зарабатывать ачивменты), колдовать в ней, вбивая непроизносимые команды и параметры. И все - чтобы заставить Rage выглядеть хотя бы пристойно на не самом стыдном железе, а иногда - чтобы просто запустить.

Новый патч избавит Rage от размытых текстур

Отсутствие текстур высокого разрешения еще не значит, что проект Rage нельзя будет улучшить внешне. Джон Кармак (John Carmack) из id Software сообщил, что сейчас в работе находится новый патч для этой игры, который поможет владельцам персоналок избавиться от размытых текстур.

Если первый патч вводил в игру возможность пользовательской настройки графики, давая возможность включать вертикальную синхронизацию, кэш текстур и анизотропную фильтрацию, то второй патч добавит к этому списку bicubic-upsample и опцию детализации текстур.

Некоторые РС-геймеры планировали специально не играть в Rage до тех пор, пока id Software не выпустит для этого проекта набор текстур высокого разрешения. По всей видимости, их надежды недавно рухнули. Анонса как такового не было, однако, Джон Кармак (John Carmack) в одном из интервью упоминал, что выход такого набора возможен, и весить он при этом будет 150 Гб.

Сурово, но чего не сделаешь ради улучшения качества. Теперь же, по словам все того же Кармака, выяснилось, что даже такое решение ситуацию сильно не изменит.

«Первый же наш тест текстур высокого разрешения выявил, что они не слишком-то помогают, поскольку первоначальные текстуры не являются намного более детализированными».

Так что, скорее всего, затея с выходом HD-текстур отменяется, а фанатам максимального качества придется играть в Rage в ее теперешнем виде.

Обзор Rage

Эпическая фраза Чебурашки «Мы строили, строили и, наконец, построили!» применима, пожалуй, ко всем работам id Software – строят они обычно долго. Впрочем, результат их работы обычно не заставляет жалеть об ожидании. И вот, свершилось – проект Rage, очередной долгострой этой студии, появился на полках магазинов.

С первых моментов игра демонстрирует стандартную для постапокалиптического сеттинга завязку: все население Земли переживает глобальную катастрофу, грозящую человечеству вымиранием. В связи с таким раскладом, создаются Ковчеги (они же убежища), где в состоянии криосна находятся важные и очень важные люди. Вы – один из них.

Иди нафиг, здесь занято!

Проснувшись, герой обнаруживает, что жизнь на Земле даже после падения метеорита идет своим чередом. Жителям нашего «шарика», конечно, круто досталось, но совсем пустынными здешние места не назовешь. Жизнь разделилась на пять основных лагерей.

Поселенцы это нормальные люди, единственным желанием которых является нормальная и относительно мирная жизнь. Сопротивление, состоящее из сбившихся в кучу поселенцев повоинственнее, планирует свергнуть правительство. Бандиты многочисленных группировок превыше всего ценят анархию и право сильного, поэтому регулярно обижают поселенцев, отнимают у них скромные запасы ништяков и по возможности сокращают их численность. Мутанты не верят и не стремятся ни к чему, кроме сочной человеческой ноги на завтрак – на диалог не идут, зато активно ломятся в рукопашную. И кроме всей этой братии имеется еще новое правительство, то есть кучка людей, подмявших под себя раздробленное катаклизмом общество и (что гораздо более важно) всю оставшуюся военную мощь.

Правительство не любит никто, кроме мутантов (да и у тех, наверное, от правительственных пуль несварение случается) – диктатуру не за что любить. Вероятно, именно поэтому игроков с самого начала пугают ищейками правительства, которые колесят по всей стране в поисках ребят, вроде главгероя.

Без пасхалок не обошлось.

Сюжет в игре практически отсутствует и предлагает игрокам совершенно пассивную роль. То есть события происходят, но все они носят характер побочных квестов (принеси-убей-выиграй). То есть изначально героя не мотивируют и практически не интригуют. И только ближе ко встрече с пресловутым правительством начинает прослеживаться определенный сюжетный замысел. Сложно сказать, что это хорошо для такого многообещающего проекта. По крайней мере, многих это может отпугнуть.

Rage предлагает затягивающую и разнообразную механику игрового процесса. Разнообразие состоит в том, что игроки должны будут совершать много различных операций во время прохождения: стрелять, ездить, крафтить, торговать и исследовать. Это если в общих чертах. Попробуем копнуть поглубже.

Прежде всего, Rage это шутер, так что FPS-составляющей уделено очень много внимания. У игроков будет очень богатый выбор средств для уничтожения сил противника. Начать с того, что по мере прохождения наберется нехилый такой арсенал, способный удовлетворить самого взыскательного любителя пострелушек. Тут вам и традиционные автоматы-пулеметы-дробовики, и нечто более экзотическое, вроде арбалета.

Прибежище любителей азарта.

Но на этом эксперименты с оружием не закончились. Каждый образец обладает уникальными типами патронов. Если простые боеприпасы у любой пушки имеют сходный эффект, то модифицированные обладают специфическими свойствами. К примеру, патрон дробовика можно начинить взрывчаткой, а один из типов арбалетных стрел может временно управлять сознанием врага… перед тем, как его взорвать.

Но не одним только огнестрельным оружием полнится ваш боезапас. Есть еще гранаты, крылопалки (те самые трехлопастные бумеранги), радиоуправляемые бомбы, турели, роботы и т.д. Большую часть всего этого нужно крафтить, то есть создавать. Если вы раздобыли рецепт или схему, вам остается только порыться в карманах или по окрестностям в поисках подходящего для работы хлама. Если чего-то не хватает, можно купить это у торговцев.

При таком обилии всяческого опасного барахла геймплей приобретает некоторое подобие вариативности. Нет, миссии линейны, выбора особого нет, но вот способ уничтожения врагов определять придется. Благо – есть, из чего выбрать. Ну, а поскольку всем сразу вы пользоваться не будете, то ваш выбор точно падет на что-то конкретное. И это может быть что угодно, поскольку бесполезного оружия в Rage нет – любой инструмент смерти при должном умении может оказаться очень полезен. Самый, казалось бы, ерундовый пистолет при наличии прицела и мощных патронов становится едва ли не самым убойным оружием в игре. Ну… уж точно не бесполезным.

Только безумец фанатеет от Doom 3, когда вышла Rage.

Вообще, все, что связано со стрельбой, вызывает исключительно положительные эмоции. Враги демонстрируют не только красивую анимацию смертей и ранений, но и продуманный AI. Лично мне не удавалось предугадывать, как себя будет вести отдельно взятый негодяй. Кроме того, в игре присутствует большое разнообразие противников, каждый тип которых использует собственную тактику ведения боя.

Однако, есть один момент, который несколько портит ощущения от превосходной механики боев, и возвращает нас этот момент к отсутствию толкового сюжета. Здесь мы видим ситуацию, аналогичную Crysis 2. Есть герой, но он неразговорчив, есть персонажи, которые указывают вам, что делать, не особенно вдаваясь в подробности, и не используя иной мотивации, кроме денег. Да и если в «Кризисе» это было не так важно, то в постапокалиптическом сеттинге как-то принято ставить перед игроками вопрос морального выбора между силой и состраданием, порядком и хаосом. А здешний «избранный» сам ничего выбрать не в силах. При таких условиях многочисленные перестрелки перестают казаться чем-то осмысленным, хоть и прелести своей не теряют.

Большой похвалы заслуживает работа дизайнеров локаций. Им удалось сделать местность одновременно мрачной, яркой и разнообразной. Все «красоты», какие только можно представить в постапокалиптическом мире, вы непременно встретите здесь: пустоши, разбитые автострады, разрушенные города, разваливающиеся на глазах коллекторы, логова бандитов, гнезда мутантов, горные перевалы, ядовитые болота и многое другое.

«Вот она – рыба моей мечты!»

Однако, при всей эффектности окружения, тут есть один существенный недостаток. Концепция игры предполагает наличие большого количества побочных миссий, во время которых вы будете по несколько раз возвращаться на уже пройденные локации, которые через раз-другой начинают мозолить глаза. А уж как вас задолбают поездки на машине по одним и тем же маршрутам… Тут уж, какими бы красивыми ни были пейзажи, от них начинаешь уставать.

Конечно, нельзя обойти вниманием особенности нового движка id Tech 5. Хотя, только хорошее про него говорить не получается. С одной стороны, чувствуется работа высокого уровня, качественная физика, плавность и одновременно с этим точность. Но с другой стороны, все это настолько недоработано, что не верится, будто над этой игрой трудились столько времени. В основном, это, конечно, конфликты с драйверами видеокарт, что для таких профессионалов как id Software непростительный промах. Плюс какое-то "колдовство" с текстурами и тормозами, проблемы с которыми возникают не у всех и не постоянно. В этом РС-версия, конечно, проигрывает консольным.

Rage это весьма провокационный проект, который уж точно не пройдет мимо незамеченным. Кто-то восхищается антуражем и графикой, кто-то клеймит позором недоработки нового движка. Кто-то восхищается геймплеем, кто-то критикует повторяемость и бессюжетность. В любом случае, равнодушных что-то не наблюдается. А вот от того факта, что конечный продукт оказался недоработанным как по техническим особенностям, так и по концепции, уйти никуда не получится. И это обиднее всего, если учесть, сколько пришлось ждать эту игру. Это как раз тот случай, когда стоит возлагать большие надежды на сиквел.

На этой неделе состоялся релиз шутера Rage в России. Игра вышла для PC, PS3 и Xbox 360 полностью на русском языке. Стоит отметить, что издание Rage Anarchy Edition для всех платформ содержит коды для загрузки дополнительного контента.

Несмотря на зрелищные презентации, трейлеры и скриншоты, далеко не все издания восхищаются проектом Rage. Среди различных игровых изданий, выставивших игре оценки, встречаются и такие, которые считают, что игра не дотягивает даже до восьмерки.

Часто приходится слышать, что РС – родина пиратства. Однако, на этот раз консоли переплюнули персоналку по скорости появления мультиплатформенной игры на просторах сети. Да, проект Rage постигла эта печальная участь, и теперь он доступен на различных файлообменниках в формате Xbox 360 и PS3.

Обзор Rage

Rage - это первый полноценный проект от id Software за последние семь лет, переживший смену продюсеров, издателей и даже основную платформу разработки. События игры начинаются 23 августа 2029 года, когда астероид Апофис врезается в Землю и стартует международная программа “Ковчег”. Лучшие сыны и дочери человечества в специальных капсулах погружаются в криогенный сон, чтобы через сотню лет создать новый мир на руинах старой цивилизации. Люди, не попавшие в капсулы глубокого залегания, вынуждены мириться с неминуемой смертью. В результате столкновения с астероидом 80 процентов населения Земли погибает, а выживших ждет суровая жизнь в пустошах под присмотром радиации. Главный герой Rage волей случая просыпается через 106 лет после катастрофы, где мир превратился в пустыню, а разрозненные группировки, мутанты и военные сражаются за место под солнцем. Спасенный чудом из лап мутантов бывшим военным Деном Хагаром, безымянный персонаж прибывает в ближайшее поселение, где и пытается доказать свою полезность новому обществу. Для начала игроку предлагают простые задания, вроде зачистки логова мутантов или уничтожения блокпоста бандитов на пути в большой город. Со временем задания становятся сложнее, но все также сводятся к зачистке указанной локации, сбору артефактов или нажатию важной кнопки.

Небольшое разнообразие вносят дополнительные квесты (их можно получить в баре или на доске объявлений в городе), в которых вы должны защитить объект, отстреливая врагов из снайперской винтовки, уничтожить группу бандитов или доставить посылку. Кроме того, игрок должен принять участие в обязательных заездах, реалити-шоу по выживанию против мутантов и в забавных мини-играх. Среди которых можно встретить пустынный аналог Magic the Gathering, тыканье ножом вокруг пальцев руки и грустную смесь Guitar Hero и Jimbo Says.

Rage - очень консервативная игра. Уровни, хоть и представляют запутанный лабиринт из дверей и коридоров - абсолютно линейны. Объекты не подчиняются законам физики, только подтверждая звуками от выстрелов свое благородное происхождение, а текстуры и надписи стыдливо расползаются при малейшем приближении. Странным можно назвать и механику сбора предметов. Некоторые типы врагов, вроде мутантов, просто тают в воздухе, другие остаются лежать, но оружие вам придется получать в качестве трофеев за выполнение заданий или покупать за наличные в магазинах. Подобрать оброненную врагом пушку просто невозможно - она, как улыбка чеширского кота, просто растворится в воздухе. Патроны и специальные предметы разбросаны по закоулкам уровней, но иногда и попадаются на трупах не успевших исчезнуть врагов. Технология игры поддерживает ограниченное количество тел на одну локацию, поэтому иногда во время захватывающей перестрелки приходится обчищать убитых противников, пока они окончательно не растворились с важными трофеями.

Оружие в игре сложно назвать стандартным. Здесь есть пистолет, автомат Калашникова, ракетница, бесшумный арбалет, снайперская винтовка, ручной пулемет, дробовик, нано-бумеранг, гранаты, радиоуправляемая машинка со взрывчаткой, автоматическая турель, боевой робот-паук и плазмаган с BFG в одном флаконе. При этом, почти все вооружения можно улучшать, докупая к ним стабилизаторы или снайперские прицелы. Или использовать для специальной стрельбы. Например, дробовик стреляет дробью, разрывными крупнокалиберными снарядами и плазменными зарядами. Арбалет предлагает парализующие сознание стрелы (вы можете управлять зараженным противником, пока он не взорвется от давления), стрелы с обычными и взрывчатыми наконечниками. Часть боеприпасов вы находите на месте, другие покупаете в магазинах, третьи создаете сами, используя рецепты и разрозненные компоненты. Например, для производства разрывных снарядов вам понадобятся патроны и динамит. А для бумеранга лезвия, проволока и куски ткани. В теории разнообразие оружия должно способствовать уникальной тактике. Наверное, здорово заразить охранника, вселиться в его тело и взорвать его в толпе неподозревающих собратьев. Или подъехать на радиоуправляемой машинке в толпу мутантов и устроить кровавую баню. Не говоря уже про засады с турелями или роботами-пауками. Но это только в теории. В реальности, как только вы получите рецепт разрывных снарядов для дробовика - это станет вашим основным оружием при незначительной поддержке бумерангов на протяжении всей игры. От одного выстрела разрывным снарядом мутанта разрывает на части, бронированный противник погибает со второго выстрела, на мини-босса потребуется пять зарядов. Это же касается роботов, турелей и прочих сил неукротимого врага на нормальной сложности игры.

Здоровье в игре восстанавливается автоматически, но вы можете поправить израненное тело набором бинтов или иных лекарственных средств, если и это не поможет, то в случае клинической смерти у вас всегда будет второй шанс благодаря встроенной в тело системе автоматического оживления. Для получения 100% здоровья вам придется принять участие в увлекательной QTE игре на время. Впрочем, встроенный в тело дефибриллятор требует зарядки, поэтому в начале игры две смерти подряд ваше тело вряд ли выдержит.

Автомобили, которые позиционировались, как один из главных элементов игры, задействованы в двух случаях: для быстрого перемещения между локациями на карте и в режиме соревнований. Соревнования делятся по классу транспортных средств на несколько повторяющихся этапов. Это стандартные гонки на время, где вы можете пользоваться закисью азота для ускорения, кольцевые гонки с ракетами, где можно уничтожать врагов и захват баз. Последний режим представлен в различных вариантах. Базы могут быть расположены последовательно или в случайном порядке. Захватившим базу считается тот игрок, который пересек вертикальный луч света. Захват одной базы активирует другую, предоставляя захватившему пять призовых очков. За уничтожение противника дают три очка. Игра заканчивается на 50 очках. Игроки могут использовать ракеты, пулеметы, мины, автоматические турели, защиту и пакеты восстановления здоровья. Часть из этих компонентов покупаются отдельно. Часть даются всем участникам со старта игры. В этом режиме действительно нужна тактика, так как все машины стараются захватить точки, выжидая появления новой базы или заманивая противника в ловушку. Что касается остальных режимов, то в них нет вызова. Минимальные навыки вождения и закись азота гарантируют вам победу почти во всех заездах с первого раза.

Победа в соревнованиях дает вам гоночные сертификаты, на которые можно покупать улучшения для автомобиля. Ракеты, здоровье, щиты, пушки и мины покупаются за обычные деньги. При этом для каждого класса автомобилей свой набор улучшений. В вашем распоряжении: квадроцикл, багги, улучшенный автомобиль и бронемобиль. Все их можно использовать для передвижения по обширной территории. В случае повреждения вы всегда можете вызвать бесплатный эвакуатор и переместиться в один из нескольких гаражей в поселке или городе. Кроме перемещения от точки к точке, вы можете принять участие в мини-заданиях: в прыжках с уничтожением военных дройдов или отстрелу разгулявшихся автозлодеев за деньги.

Отдельно стоит упомянуть о повторяемости Rage. Даже побочные задания предложат вам вместо уникальных уровней возвращение к завершенным локациям, в которых вы встретитесь с тем же набором врагов. Уникальные боссы, хоть и встречаются пару раз за игру, не вызывают восторга, призывно сверкая уязвимыми точками для уничтожения. Зато анимация врагов и NPC вне всяких похвал - это самые реалистичные противники с точки зрения движения и анимации из тех, что я видел в последнее время. Но даже их уникальность не способна скрасить ограниченность свободы повествования двумя городами с нераскрытыми фракциями и мотивацией уличных банд, военных или сопротивления. Не говоря уже про женских персонажей, которые просятся на продолжительный виртуальный роман, но предпочитают скриптовое одиночество местного бара. Rage, конечно, очень хочет быть похожим на Fallout, но ему явно не хватает глубины истории и целости атмосферы своего наставника. Хотя, конечно, в плане фан сервиса Id Software постарались на 100 процентов. В игре вы встретите ограниченные фигурки от Vault Tech, космодесантника из DOOM на капоте машины и BFG на финальном уроне игры.

Rage - это гибридный проект, который страдает от стандартных проблем id Software, которые через семь лет после DOOM стали дурным тоном. Размытие надписей, отсутствие физики, исчезающие предметы, повторяющиеся локации и общая линейность повествования со слитым концом на одной чаше весов и веселые гонки с разнообразными режимами, неплохой мультиплеер, уникальный подход к оружию, и великолепная анимация персонажей на другой: отправляют Rage в область тех игр, что принято брать в аренду или покупать на распродаже по 20 долларов в унылое межсезонье.

Тестировалась версия для Xbox 360

По аналогии с кинематографом можно сказать, что легендарная id Software является «актером одной роли», став заложницей своих же успехов в прошлом. Создав невероятно популярные DOOM и Quake, она уже ни с чем другим у геймеров и не ассоциировалась – да и ее последний большой проект был опять-таки DOOM 3.

RAGE

Платформа PC/X360/PS3

Жанр first person shooter

Разработчик id Software

Издатель «1C-СофтКлаб»

Формула игры

DOOM 3 + Borderlands + Fallout 3 + Bandits: Phoenix Rising = RAGE

Оценка

Отличный арт; увлекательная шутерная составляющая

Проблемы с атмосферностью и всеми остальными элементами геймплея; слабый сюжет; пресловутая «мегатекстура»

Хороший шутер с непомерными амбициями

Графика

Звук

Играбельность

Вердикт

Однако с момента его выхода прошло уже целых 7 лет, и все это время id Software трудилась над новым игровым IP, который потенциально выглядел крайне многообещающе, – экшен с ролевыми элементами в постапокалиптическом сеттинге, этакий Fallout с next-gen-графикой от прародителей жанра шутеров. Правда, чем ближе к релизу, тем больше скепсиса вызывали очередные трейлеры и скриншоты – со времени его анонса успели выйти Fallout 3 и Borderlands, и теперь RAGE смотрелся весьма вторично, поскольку внешне выглядел как своеобразная помесь того и другого. Но вот, наконец, спустя 4 года релиз таки состоялся. К сожалению, расставить все точки над «i» ему не удалось – вопросов в результате оказалось едва ли не больше, чем до выхода игры.

Во-первых, релиз получился, мягко говоря, сырым. Пресловутая технология «мегатекстуры», призванная создать уникальный внешний вид каждого камня, каждой стены и каждого участка земли в RAGE, вылилась в огромные проблемы у массы геймеров – при любом повороте камеры все текстуры размывались и потом довольно долго подгружались. В конце концов это, как и другие баги, удалось решить патчами и обновлениями драйверов, однако первые дни геймеры играли скорее в «запусти RAGE», чем в сам RAGE. Впрочем, размытость текстур, из-за которой все объекты вблизи выглядят, прямо скажем, не очень презентабельно, побороть невозможно – для этого разработчику пришлось бы выпустить патч объемом гигабайтов этак в 100.

Местные пейзажи бывают просто невероятными
Темные коридоры с монстрами — визитка id Software
Одна из многочисленных мини-игр
Почти «Безумный Макс»
Дикий Запад, футуристик стайл
Похоже, основные силы у разработчиков ушли на дизайн уровней
Легендарная мегатекстура в действии

Во-вторых и главных, в RAGE обнаружилась масса проблем, и их простым патчем не залатать. Сюжет здесь крайне условный – после впечатляющей завязки, в которой метеорит уничтожает все живое на Земле, мы приходим в себя в будущем, выбираемся из Ковчега (созданного в рамках проекта по сохранению человеческой цивилизации перед самой катастрофой) и… вот тут сюжет, по сути, заканчивается – через 10 метров после своего начала. То есть формально, конечно, что-то происходит – главный герой добирается до сохранившихся островков цивилизации, связывается с подпольем, сражается с правительством и т. п., – однако на самом деле это абсолютно ни на что не влияет. «Я дерусь потому, что я дерусь!» – вслед за Портосом эти слова вполне может повторить и главный герой RAGE.

Впрочем, слабый сюжет – еще не катастрофа. В конце концов, у массы хороших проектов он тоже не ахти, но им это не мешало. К сожалению, недостатки RAGE этим не исчерпываются. Окружающий мир, прекрасно смотревшийся на скриншотах и в трейлерах, на деле вызывает лишь недоумение. Да, пейзажи выглядят фантастически, однако ощущения цельного и настоящего мира не возникает – все кажется слишком игрушечным. «Далекая и опасная поездка» в соседний город занимает секунд 15. Сам городок – 2 улицы и десяток домов. И он, по сути, единственный на всю игру (не считая еще одной базы, расположенной на станции метро и вызывающей смутные ассоциации с Metro 2033). Под стать миру и персонажи – выглядят они колоритно, но в окружающий мир вписываются с трудом, а некоторые настолько карикатурны, что кажутся выходцами из каких-то комиксов.

Далее идут пресловутые ролевые элементы. Местные жители выдают нам квесты, на заработанную валюту можно покупать оружие, боеприпасы и схемы изготовления разных полезных причиндалов, а когда это надоест – развлечься с помощью мини-игр или участвуя в гонках на вооруженном до зубов багги, который к тому же разрешается апгрейдить… Но при этом в RAGE абсолютно нет развития характеристик, даже в зачаточном состоянии. А когда единственной наградой за выполнение заданий оказывается валюта, хотя на ее недостаток геймер и так не жалуется, это быстро отбивает охоту приставать к NPC с вопросом: «У вас случайно лишний квест не завалялся?» В игре масса самых разных элементов, однако все они производят впечатление какой-то скомканности и незавершенности – будто разработчик переоценил свои силы и не смог реализовать в полной мере задуманное.

К этому моменту возникает резонный вопрос: если тут все так плохо, за что же она получила целых 4 балла? К счастью, в RAGE плохо не все. Игра может вызывать массу вопросов, пока геймер находится на базе или колесит по пустошам, но стоит отправиться на очередное задание – и она преображается. Когда дело доходит до стрельбы, перед нами предстает совершенно иная RAGE – id Software убедительно доказала, что в чем-чем, а в шутерах она разбирается. Отличная динамика, разнообразное оружие, продуманные уровни, интересные противники – именно здесь RAGE раскрывается во всей красе. Кстати, после окончания однопользовательской кампании можно еще чуть-чуть продлить удовольствие с помощью мультиплеера – кроме десматча на машинках тут есть кооперативные миссии для двух игроков, основанные на некоторых историях, услышанных нами при прохождении сюжетной линии.

В общем, RAGE оказался просто хорошим шутером с целой пачкой недостатков, часть которых удалось исправить патчами, а с другими придется смириться ради замечательной action-составляющей. Однако с поставленной задачей – доказать, что id Software по-прежнему может сделать революцию в жанре, – он не справился. Теперь вся надежда на DOOM 4, ведь надежда, как известно, умирает последней.

Статьи по теме: