Ролевая игра по экономике в школе. Экономическая игра для школьников «Бизнес - старт

Ав торы: Ширяева В.В., зам. директора по УР, Смирнова В.Н., преподаватель спецдисциплин, ГБОУ СПО МКМП

Методическая разработка

по профессиональной ориентации школьников

Экономическая игра «ПРЕДПРИНИМАЙка»

Пояснительная записка

«Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь,

чтоб в делах успешный был конец»

И.А. Крылов

Каждый старшеклассник сталкивается с проблемой выбора будущей профессиональной деятельности. В современном мире насчитывается более 10 тысяч профессий.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (знаний, практических навыков, компетенций). Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Однако на этом пути школьники сталкиваются с различными неожиданностями, препятствиями, сложностями. Это связано с недостаточной информированностью о мире профессий, нехваткой знаний о самих профессиях и требованиях, которые предъявляются к работающим.

На сегодняшний день в профориентационной работе актуально взаимодействие старшей ступени школы с образовательными учреждениями системы СПО. Целью этого взаимодействия является оказание профориентационной поддержки учащимся школ в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, профессиональное самоопределение студентов в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом потенциальных работодателей.

Новизна представленной разработки заключается в том, что она отличается от традиционных, наиболее часто используемых форм проведения профориентационной работы (профтестирование, экскурсии на производство, ярмарки профессий и т.п.). Проведение профориентационной работы в форме деловой игры:

1. усиливает заинтересованность ее участников в более глубоком понимании мира профессий;

2. является весьма продуктивной и эффективной;

3. активизирует творческую, познавательную деятельность школьников в области выбора профессии;

4. способствует закреплению уже приобретенных знаний о профессиях в рамках школьных уроков по профессиональному самоопределению.

Представленная деловая экономическая игра имеет практическую значимость не только для совершенствования профориентационной работы. Также она может завершать учебный школьный курс «Основы предпринимательской деятельности». Игра может проводиться автономно или включаться в серию тематических игр.

Социально-экономические преобразования в нашей стране предопределили появление и развитие предпринимательской деятельности.

Одним из направлений деятельности ГБОУ СПО МКМП является подготовка выпускников по специальностям экономического цикла. Для освоения этих специальностей необходимы знания основ предпринимательской деятельности.

Экономическая деловая игра «ПРЕДПРИНИМАЙка» проводится с целью знакомства учащихся 9-11 классов с такими популярными и востребованными профессиями как менеджер, коммерсант, экономист и др. Знакомство участников с игрой происходит непосредственно перед ее началом. Форма игры – командная. Место проведения – большая аудитория или актовый зал. Подготовительная работа к проведению игры заключается в подготовке раздаточного материала к конкурсным заданиям. Рабочая группа и ведущие – студенты Колледжа. Привлечение студентов к проведению игры обусловлено лучшим восприятием школьниками материала, в следствие небольшой возрастной разницы между участниками игры и ведущими.

Деловая игра способствует проявлению таких качеств личности участников, как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение работать в коллективе и создает условия для большой эмоциональной включенности игроков в процесс.

Подведение итогов игры сопровождается вручением призов, специально учрежденных наград за отдельные этапы игры и служит фактором мотивации для дальнейшего знакомства с профессиями экономической направленности и выбора учебного заведения СПО.

Рефлексия:

· выделяется общий положительный результат работы;

· освещаются позиции, занятые командами;

· анализируются правильные и ошибочные решения;

· обосновываются оптимальные подходы к решению заданий;

· очерчивается круг знаний и навыков, необходимых для изучения профессий экономической направленности.

Сценарий проведения деловой игры

«ПРЕДПРИНИМАЙка»

Цель игры – познакомить участников игры с основными понятиями предпринимательской деятельности.

1. формирование навыков работы в группе;

2. оценить свою готовность к профессиональной деятельности области предпринимательства;

3. профессиональное ориентирование по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет», «Коммерция»

Материально-техническое обеспечение:

1. мультимедийный комплекс;

2. раздаточный материал: карточки-задания, ребусы, кроссворды;

3. канцтовары

Ход мероприятия

1.Организационный момент (5-8 мин.)

Участники знакомятся с конкурсной программой, составом жюри.

Формирование двух команд по 7-10 человек, выбор капитанов.

Каждая команда придумывает название и девиз.

Представление команд.

Команды получают конкурсное задание.

2. Выполнение конкурсных заданий.

1. Конкурс «Найди пару» Время выполнения задания 10 мин.

Задание: каждой команде выдаются карточки-задания. Необходимо разделить слова на части, которые могли бы служить частями новых слов (название некоторых профессий и экономических понятий).

Пример: ПРОГ-рамма и гип-НОЗ = ПРОГНОЗ

Побеждает та команда, участники которой за определенное время найдут пару из двух частей разных слов, составят новое слово.

Задание для 1 команд Задание для 2 команды:

ЦЕ – МЕНТ ИМ – ПУЛЬС

НА – РЕЗ БЕ – ДА

КОН – ТАКТ РЕБЕ – НОК

АН – ТРАКТ САМО – ВАР

БАР – ЖА ОБ – МЕР

БИР – КА ФЕР – МЕНТ

ЛЕС – КА РЫ – БА

ПРЯ – НИК ПОРТ – РЕТ

БРО – НЯ ТО – ПАЗ

АН – КЕР АРЕН – А

ХА – ЛИФ ПО – ТОК

ТЕР – КА ВАР - ВАР

ЛИФТЕР, ЛЕСНИК, ПОВАР, ФЕРМЕР

БРОКЕР, БИРЖА АРЕНДА. РЫНОК,

КОНТРАКТ, ЦЕНА ТОВАР, ИМПОРТ

2.Ребусы. Примерное время выполнения задания 6-8мин.

Задание: каждой команде выдается равное количество карточек-ребусов, в которых зашифрованы некоторые понятия профориентации. Расшифруйте их. Побеждает команда, которая быстрее расшифрует все ребусы.

3.Конкурс капитанов. Метаграммы.

Примерное время выполнения задания 3-5 мин.

Метаграмма – это загадка, в которой из слова путем замены одной буквы на другую слово получает новое значение.

Пример: БаРЖА – БиРЖА, чЕСТЬ – лЕСТЬ.

Задание: капитаны получают по две карточки-задания с метаграммами. Побеждает команда, чей капитан быстрее выполнит задание.

Задание для 1 команды:

С буквой «Т» со сцены звучат стихи,

песни и музыкальной исполнение.

С «Н» - предприятий формы объединения.

(концерТ - концерН)

С «А» - я полосатый и мягкий,

Удобный для отдыха взрослых и детей.

С «О» - у меня на лентах золотые якоря.

На реях и по мачте карабкаюсь кошкой я.

(матрАс – матрОс)

Задание для 2 команды:

В магазине и рынке

Ты легко найдешь меня.

Если сменишь «Т» на «П»,

То профессией стану я,

И на кухне увидишь ты меня.

(Товар – Повар)

С буквой «О» товары вывозят из страны.

А с «Е» - специалист по разрешению

Спорных и трудных вопросов между людьми.

(экспОрт – экспЕрт)

4. Пять «Я»

В мире слов есть много слово,

Которые в конце содержат «Я».

Ты эти слова не раз встречал,

Пусть они заговорят.

Задание для 1 команды:

1. приспосабливает нас к окружающей жизни и труду (адаптация)

2. приносит владельцу постоянный дивиденд (акция)

3. объединяет людей (ассоциация)

4. вложение деньг в дело (инвестиция)

5. снижает количество бумажных денег у людей (дефляция)

Задание для 2 команды:

1.соперничество между деловыми людьми (конкуренция)

2. помогает выбрать профессию (профориентация)

1. создает малое предприятие (кооперация)

4.приносит владельцу ежегодный процентный доход (облигация)

5.Передает человеку часть государственного имущества (приватизация)

5. А ну-ка, собери!

Задание: каждая команда получает комплект с равным количеством карточек. В каждом комплекте есть карточки с буквами, пустые карточки обозначают пробелы между словами. У 1-ой команды первая часть пословицы о труде, у второй – вторая часть той же пословицы.

Подсказка: в первой части пословицы есть частица отрицания и глагол, вторая часть пословицы начинается с тире и тоже содержит глагол.

Ответ: Не спеши языком – торопись делом.

Список литературы

1. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера». Кн. для учителя / И.П. Арефьев, Т.В. Васильева, А.Я. Журкина и др. Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998

2. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений / М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др. Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной – М.: Просвещение, 1998

3. Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения: учеб. пособие для студентов вузов – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

4. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1998

Урок- викторина по экономике.

Послушай – и ты забудешь,

Посмотри- и ты запомнишь,

Сделай- и ты поймешь.

Конфуций.

Цели: формирование представления о необходимости и целесообразности экономики; повторение и обобщение знаний по пройденному курсу; формирование навыков самостоятельной работы; привитие экономической культуры; развитие интереса к экономическим знаниям через игру, умения применять знания в современной жизни.

Ход урока:

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на экономической игре. Эта игра проводится для вас,обыкновенных ребят, совсем не обязательно мечтающих стать экономистами. Хотя такие специалисты, очень нужны нашей стране.

Современный человек без экономических знаний не может считать себя подготовленным к жизни и работе. Экономические знания универсальны, они необходимы во всех сферах жизнедеятельности.

Экономика учит, как использовать ресурсы, управлять предприятиями, планировать работу, вести бизнес, чтобы в итоге быть богатым. Быть богатым не стыдно, если ты честно заработал деньги своим умением, знаниями, трудом. Конечно, чтобы стать богатым, недостаточно изучать экономику, надо научиться применять экономические знания на практике.

Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы. (3 человека в жюри по желанию)

Группы придумывают названия и девиз.

1. Конкурс «Знатоки терминов».

Необходимо правильно найти определение каждому термину.

Спрос - хочу и могу купить товар.

Потребность- нужда человека в чем-либо.

Инфляция - повышение цен.

Дефицит бюджета - нехватка денег.

Вексель - долговая расписка.

Государственный бюджет - финансовый документ с планом доходов и

расходов.

Дивиденд - часть прибыли АО.

Бартер - обмен товара на товар.

Акция - ценная бумага, дающая право на получение

части прибыли АО.

Банк - финансовое учреждение, производящее

операции с деньгами

(за каждое определение - 1 балл).

2. Конкурс. «НАЙДИТЕ АНТОНИМ»

Каждой команде предстоит найти пары слов- антонимов и записать их.

Банкрот, бедность, богатство, доход, импорт, наемный рабочий, накопление, нувориш (быстро разбогатевший человек), общественная собственность, оптовая торговля, потребление, предложение, работодатель, расход, розничная торговля, спрос, частная собственность, экспорт.

Ответы:

Банкрот - нувориш; богатство - бедность; доход - расход; импорт - экспорт; наемный рабочий - работодатель; накопление - потребление; оптовая торговля - розничная торговля; спрос - предложение; частная собственность - общественная собственность.

(за каждую пару - 1 балл).

3. Задание «Составь слово».

На карточках написаны слоги, по ним нужно составить слова. Команда, опередившая другую в выполнении задания, становится победительницей..

Кре,сы, ва, денд, га, век, нан,об, ти, сель, ли, ция, ви, при, за, ди, дит,фи

Ответы:

Вексель, дивиденд, кредит, облигация, приватизация, финансы.

(за каждое слово - 1 балл).

4. Конкурс «Великие математики».

Решите задачи.

1) Есть два мешка монет. В одном монеты настоящие, а в другом - фальшивые. Как одним взвешиванием определить, в каком мешке фальшивые монеты? Почему?

Ответ: фальшивые легче, так как «порча» денег - это значит снизить вес металла; тот мешок, который легче, в нем есть фальшивые монеты.

2) У Ирины Николаевны были акции компании «Газпром» -10 шт. по 1000 тг. и государственные облигации - 5 шт. по 2000 тенге. Какой доход получила Ирина Николаевна, если размер дивидендов составил 15 %, а процент по облигациям - 8 %?

Ответ: 1000 х 10 х 0,15 = 1500тг.- доход по акциям;

2000 х 5 х 0,08 =800 тг.-доход по облигациям;

1500+800=2300 тг.- доход Ирины Николаевны.

(3 балла получает команда за верное решение).

5. КРИПТОГРАММА

1

2

3

4

5

7

    Денежная единица любой страны (валюта)

    Движение товара от одного товаропроизводителя к другому (обмен)

    Вид бумажных денег (банкнота).

    Овеществленный в товаре труд (стоимость)

    Ссуда, выданная под определенные проценты (кредит).

    Обесценивание бумажных денег (инфляция).

    Всеобщий товар-эквивалент (деньги).

(За каждое отгаданное слово 1балл)

Зашифрованное выделенное слово обозначает вид коммерческой ценной бумаги (вексель).

Итоги урока: жюри определяет победителей. Победители награждаются призами.

Цель: развитие мыслительной активности учащихся, позволяющей им правильно принимать экономические целесообразные и социально ответственные решения; развитие способностей:

К системному анализу проблем и принятию целесообразных решений по ним;

К эффективному деловому взаимодействию в ходе коллективной работы по принятию решений;

К ответственности перед другими членами «семьи» за принятое решение; к привитию экономности, бережливости, предприимчивости.

Ход игры

Учащиеся делятся на группы по 7-8 человек и распределяют игровые роли: жена, муж, дочь, сын и т. д. Выбирают свою фамилию.

1-й этап (7-12 мин).

Составляют характеристику семьи, обсуждая вместе игровое имя, возраст, профессию, заработную плату (пособия, стипендия, пенсия) каждого члена семьи, возможные источники других доходов, итоговую сумму доходов всей семьи. Все эти данные заносятся в таблицу.

Каждая «семья» знакомит других участников игры, экспертов со своими членами семьи. Выступающим задают вопросы о составе семьи и ее доходах.

2-й этап (15-18 мин).

Необходимо спланировать близко к реальной жизни предстоящие расходы за один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Заполняют таблицу

Каждая «семья» представляет свои расходы и комментирует принятые решения. Отвечают на вопросы экспертов и других участников игры.

3-й этап (10-15 мин).

Каждая «семья» получает индивидуальную ситуацию. Необходимо принять решение и изыскать дополнительные доходы. «Семьи», обсуждая, принимают решения и рассказывают о них.

1. К вам в гости приехала дальняя родственница из Тамбова. Ваше гостеприимство ей очень понравилось и она решила погостить весь месяц. Как вы будете изыскивать дополнительные средства её содержания?

2. Ваш сын, придя из школы, сообщил, что он случайно разбил стекло в классе и администрация просит родителей возместить ущерб. Изыщите такую возможность в своей семье.

3. Ваш супруг сломал ногу. Больничный лист в этом месяце не оплатили. Как вы будете изыскивать оплату квартиры и другие платежи?

4. Вам дали срочную путевку в санаторий. Ваша жена очень нуждается в лечении. Как вы спланируете эти дополнительные расходы?

4-й этап. Подведение итогов.

Высказывается «глава семьи» о поведении каждого «члена семьи». (Были ли в «семье» конфликты? Какие использовали аргументы? Как «семья» выходила из различных ситуаций? Какие испытывали трудности?)

Обсуждают игру и проводят мониторинг игры.

Высказывается эксперт, который подводит итог игры. Награждает «семьи», показавшие лучшие результаты.

Деловая игра - это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

Метод деловой игры

Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.

Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, З. Фрейд и другие ученые.

Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

Классификация деловых игр

ДИ можно классифицировать по многим признакам.

Отражение реальности

Реальные (практика)

Теоретические (абстрактные)

Уровень сложности

Небольшой (одна задача, небольшая команда игроков)

Высокий (большие команды, много практических задач, игра в несколько этапов)

Оценка итогов

Оценка жюри, эксперта

Самооценка

Регламент

Жесткие с четким порядком действий, временными рамками

Свободные (без строгого регламента)

По назначению и целям выделяют следующие виды ДИ:

1. Обучающие (закладывают знания, умения и навыки):

  • исследовательские (способствуют получению новых знаний);
  • для практической деятельности (формируют навыки);
  • поисковые (поиск информации или совместного решения).

2. Для профессиональной ориентации.

3. Для оценки и повышения профессиональной подготовки.

4. Для отбора специалистов на вакантную должность.

ДИ можно классифицировать по числу участников (командные, персональные) и по интересам сторон:

  • партнерская игра (отработка командных навыков при общих или противоположных интересах);
  • противоборство сторон, команд;
  • состязание отдельных участников, оценка результатов которых не взаимосвязана;
  • ДИ с непредсказуемой внешней средой или участниками, не имеющими целей.

Разновидности деловых игр

Формы деловой игры

Характеристика

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

Формирует навыки работы группе. Игроки выполняют одинаковое задание, соблюдая правила проведения дискуссии. По истечении времени ответы разбираются и оцениваются.

«Кораблекрушение», «Полет на Луну», «Совещание», «Координационный Совет»

Ролевая игра

Каждому предстоит сыграть индивидуальную роль, смоделировать ситуации. Роли нейтральны, не вызывают эмоций.

«Менеджер по работе с клиентами», «Профсоюз и сотрудники», «Руководитель и подчиненный»

Салонная игра

Проводится в организованном пространстве или поле, имеет жесткие правила. Результаты игры, баллы фиксируются.

«Поле чудес», шахматы, «Монополия», «Своя игра»

Является формой тренинга, моделирует ситуацию человеческих отношений без жестких правил.

«Конфликт» и другая имитация конкурентных, партнерских, зависимых отношений

Блиц-игра

Игра с элементами дискуссии, мозгового штурма, ролевых игр и

«Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация»

Имитационная игра

Имитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу.

«Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж»

Инновационная

Направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации.

Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм

Стратегическая

Коллективное создание картины будущего развития ситуации.

«Создание нового продукта», «Выход на новые рынки»

Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.

Как организовать игру?

Игры осуществляется по определенным правилам.

  1. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
  2. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
  3. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
  4. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.

Этапы проведения

  1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
  2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.
  3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
  4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов. В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.

Деловая игра «Производственное совещание»

В управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

Участники игры:

  • сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
  • группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры

Вводная часть

Вступление. Цели и тема игры.

Игровая ситуация

Ознакомление с ситуацией на фирме.

План подготовки к совещанию

  • Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)
  • ведущий организует информирование участников игры с на совещании.
  • удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.
  • далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием.

Совещание

Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

Дискуссия и

коллективное обсуждение вопросов.

Каким будет поведение директора на совещании?

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

Подведение итогов

Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

Ролевая игра

Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли - это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.

  1. Ролевая игра «Собеседование». проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность - менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя.
  2. Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом.
  3. Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.

Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов

Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.

Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.

Примерные темы игр по менеджменту

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

«Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора»

«Организационная культура студентов колледжа»

«Цикл менеджмента в учебном заведении»

Ролевая игра

«Аттестация персонала»

«Как попросить прибавку к зарплате?»

«Переговоры по телефону»

«Заключение контракта»

Эмоционально-деятельностная игра

«Этика делового общения. Служебный роман»

«Конфликт между начальниками отделов»

«Деловое общение. Увольнение сотрудника»

«Справиться со стрессом»

Имитационная игра

«Эффективность контроля»

«Разработка бизнес-плана»

«Деловое письмо»

«Подготовка годового отчета»

Метод игр и метод кейсов

При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.

Таким образом, кейс - это модель определенной ситуации, а деловая игра - модель практической деятельности.

Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

Цель:

  1. Узнать рыночные термины употребляемые в экономике.
  2. Развивать логические мышление, любознательность, творческий поиск.
  3. Развивать умение планировать семейный бюджет.
  4. Научиться мыслить экономически грамотно.

Оборудование: указка, ксерокопия денег, карточки-задачи, кубики, фишки, листы бумаг.

Оформление:

1 2 3
4 5 6

На доске слова В.А.Сухомлинского:

“Без игры нет и не
Может быть полноценного
Умственного развития.

ХОД УРОКА

Сегодня у нас урок-игра по экономике. Будем работать по группам. Класс разделяем на 3 группы, выбираем капитанов. Команды придумывают себе названия. Урок пройдет по 6 турам. За правильный ответ банк выдает деньги 10 рублей, за неправильный ответ – штраф 5 рублей.

I. Соревнования капитанов:

1 30 16 22 4 11 3
21 12 9 8 32 26 14
6 35 2 28 15 18 5
31 17 29 24 19 34 27
10 25 33 23 20 13 7

За 1 минуту должны указать по порядку числа от 1 до 35-ти. До какой цифры доходит капитан столько и денег получает команда в свою копилку.

II. Повторение:

Повторимэкономические термины

1 группа – бросает кубик, какой номер попадет, то и открываем и отвечаем. (Правильные ответы)

Товар: продукт труда, созданный для купли – продажи.

Цена: стоимость товара, выраженная в деньгах.

Рынок: Отношения, складывающиеся между продавцом и покупателем.

Банк: учреждение, которое выполняет различные операции с деньгами и ценными бумагами

Налоги: обязательные для всех платежи, устанавливаемые властями.

III. Основная часть.

Бросаем кубик, открываем карточку под выпавшим номером и читаем задание.

1 тур. Кроссворд

  1. Специалист, работающий в счетном отделе. (Бухгалтер)
  2. Иностранные деньги (денежная система определенной страны). (Валюта)
  3. Работник налоговой службы. (Инспектор)
  4. Документ, по которому можно получить деньги в банке. (Чек)
  5. Выдает деньги. (Кассир)
  6. Договор о купле или продаже. (Контракт)

I-е место – 100 рублей, II-е место – 50рублей, III-е место - 30 рублей

2 тур. Задача

Командам раздаются карточки с условиями задач. Внимательно читаем, решаем, объясняем.

1. В магазин привезли 120 кг яблок, груш - в 2 раза меньше, чем яблок, а персиков – на 12 кг больше, чем груш. Сколько всего килограммов фруктов привезли в магазин?

2. Несколько мальчиков ловили рыбу. Всего поймано 75 рыб. Сколько было мальчиков, если всем, кроме двух, досталось по11 рыб, а двум дали 10 рыб?

3 тур. Игра “Кто будет есть торт”

Играем в группах. Правила игры: попадая на желтые кружочки, берем карту и выполняем задания (см. Приложение 1 , Приложение 2).

По красным – платим штраф. (Берем карточку)

По синим – делаем один шаг назад.

Если один из участников доходит до торта, игра останавливается. Банк дает вам 150 рублей в кредит. После игры возвращаете в банк 150 рублей, остальные деньги остаются в активе команды.

5 тур. Пословицы

Раздаем листы командам. Записывают пословицы на экономические темы. За одну пословицу получают 5 рублей.

Например: “Долг платежом красен”

“ Уговор дороже денег”

“ Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей”

“Деньги - гости: то нет, то горсти” и т.д.

6 тур. Пример-загадка

Реши пример и расшифруй слово. Расположи ответы примеров в порядке убывания.

За 1 место - 100 руб. За 2 место - 50 руб. За 3 место - 30 руб.

Э 560:7х4 Н 3х26-18 О 200х7:10

К 45:(13-4) О 4+96:2 М 80:16х9

И 40х80:100 К 450:5х2 А 360:60:2

Итог урока:

Сосчитайте, сколько всего денег заработала команда?

Что нового узнали?

Что бы вы купили на эти деньги?

Подведение итогов, награждение.

Статьи по теме: