Дожить до рассвета обзор игромания. Обзор Until Dawn. Да что ж вы себя не бережете-то

Несмотря на давление критиков, Sony последовательно продолжает эксперименты с жанром интерактивных приключений, все ближе приближаясь к идеалу живого кино из удивительных прогнозов футурологов 90-х годов прошлого века.

Supermassive Games не просто сделали новую версию Heavy Rain со сценарными ветками и влиянием выборов на развитие сюжета, но еще плотнее смешали стилистику традиционных приключений, где вы неспешно управляете персонажами с кинематографичными вставка QTE , в которых от ваших решений зависит жизнь одного из участников подростковой вечеринки.

История Until Dawn начинается с шумной попойки в особняке на вершине снежной горы. Используя традиционные для жанра молодежного хоррора клише, авторы с удовольствием предоставляют вам возможность ознакомиться с миром игры, где в качестве одной из героинь вы можете пройтись по комнате и изучить обстановку. Свобода взаимодействия разница от рассматривания заботливо подсвеченных предметов и попытками разбудить пьяного брата до забегов наперегонки со смертью по мрачному лесу. Шорох сломанных веток, обезумевшие от страха олени, скользкие уступы и жутковатые индейские тотемы не предвещают ничего хорошего. Загадочный преследователь с огнеметом лишь повышает накал страстей, ставя вас перед непростым выбором. Год спустя, трагедия прошлого напоминает о себе цепочкой кровавых событий, отдавая дань уважения таким признанным представителям жанра подросткового киноужаса, как “Пила ”, “Крик ” и “Хижина в Лесу ”.

И хотя, из-за длинного вступления, Until Dawn не спешит запустить обратный отсчет трупов, вы, безусловно, вздрогните от многочисленных скримеров в ожидании холодной расправы. Авторы удачно обыгрывают традиционные для жанра ситуации, умело перемешивая карты и подбрасывая сюрпризы. Размеренные стуки в подвале, скользящие за окнами тени, предсказания, которые не сбываются, общение с духами и зловещие улики лишь нагнетают атмосферу, заставляя вас дрожать в ожидании внезапного нападения. Время от времени, гнетущий ужас разбавляется сценами игры в снежки, романтичной болтовнёй и выяснением отношений. Каждый из выборов во время этих связывающих сюжет событий влияет на отношение героев, дальнейшие ветки сюжета и судьбу большинства персонажей. При рассказе своей немного глупой и местами великолепной истории, авторы достигли мастерства в переходе управления от одного героя к другому, установив новый стандарт для интерактивных историй с несколькими активными персонажами. Многочисленные тотемы, о которых уже шла речь выше, выступают визуальными подсказками, в зависимости от своего цвета, предупреждая игрока о возможной опасности в будущем, вероятной смерти одного из подростков или предлагая удачный вариант спасения. Каждую, даже самую опасную ситуацию, можно избежать, если внимательно следить за диалогами и принимать наиболее разумные решения.

Until Dawn выглядит отлично. Слабый свет фонаря вырывает фрагменты темного леса, снег красивыми хлопьями скатывается с вершин сосен под порывами студеного ветра, а источники света красиво играют на грязном стекле. Пар, огонь, дым, частицы снега, которые герои отряхивают с одежды, не просто возвещают о светлой эпохе Next Gen , но и придают происходящим на экране событиям необходимой убедительности. Мир выглядит пугающе живым, а сами персонажи с человеческой мимикой и анимацией похожи на свои реальные прототипы. Приглашенная звезда Хайден Панеттьери, застрявшая в образе правильной школьницы еще со времени Bring it On и Heroes , отлично справилось с очередной задачей по спасению мира. Сложно сказать насколько хороша ее актерская игра вне жанра подросткового хоррора, но формы, за которые ее так полюбил Кличко выглядят вполне аппетитно.

Влияние выборов на игровой процесс проходит тонкой красной линией через всю игру, и это не обычные для Telltale Games банальные обещания, где уникальность выбора прописана в одной строчке диалога. Будь это игровые сцены, где при неправильном решении вы можете потерять персонажа или же беседа с психологом о ваших личных внутренних страхах – каждый выбор действительно имеет значение. Ведь, если вы были честны и искренним с виртуальным доктором, то некоторые неприятные сцены в будущих эпизодах могут приобрести именно для вас все 50 оттенков виртуального кошмара.

Until Dawn – это игра, которая умело манипулирует чувствами игрока, принуждая его делать выгодные себе выборы, запутывая и накручивая лишние элементы. Иногда, такие нити превращаются в комы и образуют узлы сценарной беспомощности, которые можно списать как на законы выбранного для подражания жанра или просто лень многочисленных продюсеров. Последняя часть игры выглядит слишком надуманной, что у многих ценителей может вызвать вздох легкого разочарования. Создается впечатление, что за разные части истории отвечали несколько групп сценаристов, которые склеивали части по мере возможности. Возможно, игроков хотели удивить резкой сменой злодеев, но получилось это весьма средне, без присущего “Хижине в Лесу ” шарма.

Until Dawn достойна вашего внимания не только из-за редкого стиля изложения, новаторских идей, которые могут стать новым стандартом для интерактивных приключений, но и высокого уровня реиграбильности. Игру можно проходить несколько раз, чтобы открыть новые сюжетные развилки, попробовать спасти всех героев или попытаться разгадать на первый взгляд неприметные загадки старого поместья в заснеженном лесу.

Альтернативное мнение (ACE):

Главная проблема Until Dawn - в основной концепции подросткового слешера и нежелании разработчиков создать нечто более умное. Авторы игры так увлеклись идеей скопировать все самые глупые фильмы ужасов о недавних школьниках, что забыли выдержать необходимый баланс между стилизацией и откровенным бредом. В результате игра демонстрирует богатый ряд безнадежно неадекватных персонажей, которым действительно сложно сопереживать. Отсутствие связи между игроком и героями может быть не критично для игр с геймплеем, но когда в проекте практически нет ничего, кроме истории, это решающий фактор.

Почти все герои Until Dawn ведут себя абсолютно не логично и тупо, что рушит погружение и заставляет краснеть при просмотре очередной сцены. Только что один герой отчитывал второго за неудачную шутку, чтобы через минуту повторить точно такую же, но с другим персонажем. Героиня продолжает «пилить» героя даже на краю пропасти, вместо того, чтобы попытаться помочь ему спасти себя. В другой сцене девушку бьют по лицу, но ее парень стоит, как будто не замечая этого. Апогеем бреда была одна из сцен ближе к финалу, когда героиня сбилась с пути, и ее убил враг, но никто из остальных персонажей про нее не вспомнил (включая ее парня), даже когда некоторые из них увидели ее голову в клетке. Вы просто не верите в события на экране, которые воспринимаются как дешевый фальшь и халтура.

Складывается впечатление, что сценаристам поставили задачу создать максимально отталкивающих акселератов, и даже после редких моментов погружения в мир игры, очередной бредовый диалог вас грубо выдернет из мрачной атмосферы. Было бы намного лучше, если все эти бывшие школьники просто молчали.

Кроме этого, разработчики местами попросту обманывают игрока, решаясь искусственно создать необходимое напряжение, не объясняя события или перекраивая сцены в угоду зрелищности, а не смысла. Очевидно, игра создавалась для тинейджеров, а не людей, которые любят сложные и продуманные истории. А жаль. Ведь, если бы авторы поработали над диалогами и попытались прописать героев лучше, то Until Dawn стала нечто большим, чем бессмысленным набором из клише и красивой графики.

Пока кинотеатры крутят очередные «Астралы» и «Полтергейсты», наша уверенность в том, что хорроры в кинематографе отживают последние дни, неумолимо растет. Жанр, целиком выстроенный на тревожности и напряжении, потихоньку теряет свою созерцательную ценность, ибо нельзя же всю жизнь бояться того, что существует на экране само по себе. Смотреть больше не хочется – хочется быть вовлеченным, иметь возможность дать отклик и сыграть свою маленькую роль. Иначе говоря, перейти из зрителя в участника.

Игры такую привилегию предлагают уже давно, и технический прогресс позволяет медленно, но верно стирать грань между развлечениями и кино. Поэтому переход ужастиков в интерактивную форму вполне закономерен, а появление чего-то вроде Until Dawn было лишь вопросом времени.

Самое забавное в том, что по хоррор-меркам проект Supermassive Games стар как мир – ну, или как какой-нибудь «Крик». Это чистейший реверанс в сторону слэшеров середины девяностых без претензии на новаторство и оригинальность. Все по стандарту: хижина в непроглядной глуши, группа вечно юморящих подростков, ночная вечеринка и кто-то , кому очень не хочется, чтобы тусовщики дожили до утра.

Но Until Dawn не сваливает эти факты в кучу резни ради, ох, нет. Сценарий долго, очень долго смакует и уточняет банальную завязку, показывая, что местные персонажи – не просто тупая молодежь, а тупая молодежь с характерами. Хронометраж целого «Хэллоуина» здесь посвящен взаимоотношениям в коллективе, пошлым шуткам, любовным треугольникам и прочей «Санта-Барбаре». Не очень понятно, для чего пушечному мясу настолько выписанные личности, но игра настаивает, чтобы вы твердо знали, с кем планирует замутить Майк и почему Эмили никто не любит.

И вот найти оправдание затянутости этого цирка страстей трудно. Поверхностно разобраться в обстановке можно минут эдак за сорок, примерив все известные архетипы на героев, – и ровно столько же хватило бы на создание спокойной обстановки для контраста с реальной опасностью. Оставшиеся полтора часа игр в снежки, воркования голубков и тинейджерских перепалок только рассеивают внимание и ослабляют интерес.

Самое крутое начинается, конечно, когда все идет под откос. Диалоги перестают строиться на обсуждении извращенных фантазий, события прибавляют в темпе, а герои наконец-то идут в расход. Все вполне ожидаемо и знакомо, но мы на этот раз принимаем самое активное участие в мясорубке вместо того, чтобы смотреть на нее со стороны.

Хотя о каком-то феноменальном уровне взаимодействия речи не идет. Until Dawn – это ничуть не бо льшая игра, чем пастгеновая Heavy Rain или последние работы Telltale Games. Грубо говоря, это череда длинных роликов, во время которых вас могут попросить сопроводить одного из персонажей к активной точке, собирая улики, выбрать за него действие или пощелкать несколько кнопочек, чтобы разыграть динамичную сценку. Иных вариаций геймплея тут нет, вклиниваетесь в происходящее вы только по указке режиссера, которым – сюрприз, сюрприз! – являетесь вы сами.

В качестве основного интерактива игра разрешает выстроить собственную сюжетную линию, принимая важные решения в ключевые моменты повествования. Система удачно названа «Эффект бабочки» , поскольку далеко не все развилки имеют очевидные последствия, а иногда мельчайшие поступки влияют на многое. Скажем, с вашей убегающей в страхе героиней может ничего и не случиться, если она рискнет и срежет путь по крутому склону, – зато грубый подкол друга аукнется предательством где-нибудь в самом конце. Вариантов развития событий множество, и вы буквально каждый раз определяете, кто из действующих лиц умрет, а кто останется в живых.

Тут к Until Dawn претензий нет. Она может быть хоть сколько тривиальной сюжетно и геймплейно, но чувство причастности к судьбам персонажей игра вызывает необыкновенное. Мы уже давно поняли, что в красивых историях все тех же Telltale нет места нелинейности, однако до сих пор не смирились с плоской иллюзией выбора в адвенчурах – поэтому глупая байка про вопящих студентов, позволяющая вырезать их как душе угодно, идеально вписывается в наши потребности.

Несмотря на то, что в эту байку нужно время от времени играть, воспринимается она прежде всего как фильм, и оформление такому представлению способствует. Движок последнего Killzone выдает одну из самых убедительных картинок сегодняшнего дня, благодаря чему на экране скачут почти идентичные копии задействованных актеров, а освещение живо и атмосферно. На кинематографичность работают также фиксированные углы обзора (из-за которых часто непонятно, куда идти, зато всегда понятно, куда смотреть), шикарные титры и стилизация под сериал. С последней в разное время баловались Alan Wake и экспериментальный Alone in the Dark, но здесь разбивка на серии приживается как родная.


Интерактивные игры-фильмы появились задолго до того, как неизвестный остряк запустил в Сети шутку про «мыльное кинцо за $60». Завсегдатаи аркадных залов 80-х потратили немало монет, выручая мультяшных красоток в и Space Ace - эти две игры расползлись с тех пор по всем мыслимым платформам и здравствуют в HD-изданиях по сей день.

В 90-х, с появлением CD-приводов, только ленивый не выпускал интерактивные фильмы. Мы сражались с и , воровали данные у , раскрывали убийства вместе с , ловили и , и даже просто . Казалось, что всё, вот оно, светлое будущее компьютерных игр, пусть и густо покрытое пикселями из-за низкого разрешения и кошмарного сжатия.

На рубеже столетий в каждый дом пришли 3D-ускорители, и шутеры вытеснили игровое кино на периферию. Идеи, впрочем, потихоньку жили и развивались. подарила миру словосочетание «quick-time events». Дэвид Кейдж , какими бы подчас глупыми и претенциозными ни были его творения, доказал, что интерактивные ленты, если их «снять» с должным размахом, могут собирать кассу. поставила вариативное повествование на поток, хотя в её «сериалах» не столько свобода выбора, сколько иллюзия.

Очень страшное кино

Год назад в особняке семьи Вашингтон, что стоит на горе в канадской глуши, случилось несчастье. Группа подростков решила разыграть одну из девушек, но та не оценила жестокой шутки и, зарыдав, убежала в лес прямо в разгар снежной бури. По её следу побежала сестра, не подозревая, что тоже обрекает себя на смерть. Ведь в ту ночь в Блэквуд-Пайнс был ещё кто-то, и он охотился на людей…

Теперь, ровно через год после трагедии, подростки вновь приехали в поместье - их пригласил Джош, брат погибших сестёр. Надо, несмотря на погоду, встретиться и помянуть друзей!

Компания, как и положено в «ужастике», попалась разношёрстная. Робкий «ботан», аж две скандалистки, качок-сердцеед, рассудительная девушка, нервная девушка, парень, сдуру замутивший роман с одной из стервочек… Имена героев можно не запоминать - в голове останутся не они, а стереотипы, из которых собрана группа. Впрочем, по ходу дела кое-какие шаблоны будут разорваны в клочья, поэтому провожать персонажей (иногда - в последний путь) всё-таки придётся по уму.

Рассказывать, что уготовано гостям Блэквуд-Пайнс, я не стану. Совсем. Игрок, хорошо разбирающийся в хоррор-жанре, подсознательно пытается угадать, что будет дальше, определить убийцу и прикинуть, кто уцелеет. Сценаристы нью-йоркской студии Glass Eye Pix , съевшие целую стаю собак на производстве дешевых «ужастиков», применили свой многолетний опыт и сочинили неплохую историю. На оригинальность, конечно, она не претендует, но лезет из кожи вон, стараясь обмануть ожидания, и достойно с этим справляется. Киноманы со стажем увидят знакомые вкрапления и мотивы. Авторов вдохновляли «Сияние», «Пятница, 13-е», «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», «Операция “Мёртвый снег”», «Спуск» и ещё добрая дюжина фильмов. Но именно что вдохновляли - прямолинейных заимствований, к счастью, нет.

Эффект бабочки

Зато вычислить, кто встретит рассвет, невозможно, поскольку жизни всех героев зависят только от нас. Каждый из подростков - расходный материал, и смерть будет подстерегать их не раз и не два. Знаете, когда в «ужастике» испуганная девица бежит от маньяка в спальню на втором этаже и запирается в шкафу вместо того чтобы сигануть на улицу, а вы кричите в экран: «Ну что ж ты, дура, творишь»? В если кого и придётся ругать за бестолковый поступок, то лишь себя.

Игровой процесс - проще некуда. Мы управляем разными подростками, помогая им добраться из точки А в точку Б, и собираем всякую коллекционную ерунду (которая, правда, в паре мест круто меняет судьбу персонажей). Выбрать подопечного нельзя - сценаристы загодя рассчитали, кого и когда выдать на поруки. В ключевых сценах предлагают два варианта. Побежать коротким маршрутом, где чаще приходится нажимать кнопки в QTE-фрагментах, или избрать более надёжный путь? Второй пункт кажется привлекательнее, но, упустив драгоценные секунды, вы рискуете потерять подругу. Что сделать с сигнальным пистолетом (если вы вообще догадались его найти): оставить себе или передать бойфренду? Затаиться в тёмном закутке и переждать опасность либо дать дёру? Изредка игра подбрасывает третью опцию - «ничего не делать» - и, чтобы в напряжённые минуты думалось веселее, включает таймер.

Почти каждое из этих действий способно изменить ход повествования, причём подчас самым неожиданным образом, но наказание или награда не мгновенны. использует «эффект бабочки» и наслаивает события одно на другое. Всего таких цепочек «причина-следствие» – 20 штук. Их можно изучить в наглядном меню, где объясняют, почему X привело к Y, а затем - к Z, и запомнить на будущее.

Конечно, порой расплата наступает немедленно, и если вам кого-то жаль, советую поскорее закрыть приложение. Хотя нормальных «сейвов» здесь нет, игра не перезаписывает единственный файл сохранения сразу, позволяя себя обхитрить. Другая рекомендация - играйте рядом с какой-нибудь твёрдой поверхностью. Когда на экране возникает надпись «Don’t move», очень непросто удержать геймпад на весу неподвижно. Поверьте: в развязке даже одной ошибки хватит, чтобы угробить всех выживших, и лучше всего аккуратно положить контроллер на стол.

Дом восковых фигур

А вот отложить его в сторону и выключить консоль вы вряд ли захотите. увлекает с первых секунд и держит в напряжении до титров. У и Glass Eye Pix получился отличный аттракцион, и авторы мастерски поддерживают ритм: не злоупотребляют одними и теми же трюками, используют мрачную музыку Джейсона Грейвса , дают перевести дух после страшных сцен и радуют хорошими диалогами героев. Для пущего эффекта они вставляют в действо «сеансы психотерапии» с неким доктором Аланом Хиллом, чьи внешность и кабинет от раза к разу меняются всё сильнее. Будьте внимательны, отвечая на глубоко личные вопросы странного эскулапа, - с их помощью игра пытается разузнать, чего вы особенно боитесь.

Подкачала лишь в двух моментах. Первый - камера с фиксированными углами обзора, досаждающая сегодня точно так же, как в в 1992-м. Уж сколько воды утекло, и трёхмерность нынче честная, а заплутать на ровном месте, спутать направление ходьбы или проморгать незаметный уголок с коллекционным предметом можно в два счёта.

Второй - наследие PlayStation 3, для которой поначалу создавали . Сменив платформу, разработчики подтянули разрешение до 1080p, добавили спецэффектов, заменили модели виртуальными копиями актёров, знакомых по популярным сериалам («Герои», «Побег», «Мистер Робот», «Агенты Щ.И.Т.»), но для осени 2015-го картинка, при всей атмосферности, простовата, а движок надрывается ради 30 кадров в секунду. Иногда жутковато выглядят и сами герои с пластиковой кожей и неестественной анимацией глаз. В кейджевской персонажи смотрелись куда живее.

Смотреть галерею скриншотов Until Dawn

Есть такой популярный жанр фильмов ужасов, как «слэшер» (от англ. «slash» – рубить). Основной чертой этого жанра является наличие в нём нескольких главных героев, а также убийцы-психопата, который планомерно и последовательно преследует их и жестоко убивает одного за другим. Ещё этот жанр в народе называют «подсчёт тел мёртвых подростков», так как чаще всего жертвами маньяка выступают привлекательные, но не всегда умные молодые люди. Игра Until Dawn («Дожить до рассвета» - российский вариант названия) - яркий пример переноса этого популярного киношного жанра на консоль Sony PlayStation 4 .

Нельзя сказать, что раньше не было попыток адаптировать молодёжные ужастики под игровой контроллер и консольный формат. На моей памяти подобные проекты уже были. В голову сразу приходит классический хоррор Clock Tower (1995), главная героиня которого вынуждена была убегать от маньяка и прятаться в различных местах. Или игра ObsCure (2004), в которой пятеро школьников оказались заперты в школе, где кто-то открыл на них охоту. Примеров слэшеров в истории игровой индустрии можно вспомнить немало. Но игра Until Dawn впервые настолько кропотливо воплотила все мельчайшие черты этого жанра в интерактивной форме развлечения.

Разработали Until Dawn в стенах британской студии Supermassive Games, которая ранее ничем примечательным, кроме пары детских проектов для контроллеров движения PlayStation Move, в игровой индустрии не отметилась. Изначально молодёжный хоррор также разрабатывали под motion-контроллеры Sony, а выпустить его планировали для приставки PS3. Но затем руководство японской корпорации от этой затеи отказалось. Проект было решено портировать на новую консоль PlayStation 4, наделив его более привычной схемой управления. Правда, из-за этого решения разработка игры заняла на два года больше, чем планировалось изначально.

В центре сюжета группа из десяти подростков, которые отдыхают в загородном доме, принадлежащем родителям троих из них - двух сестёр Ханны и Бет и их брата Джоша. Подвыпившая компания решает жестоко пошутить над одной из сестёр, сняв розыгрыш на камеру и выложив всё это в Сеть. Девушка, сгорая от стыда, убегает из дома и растворяется в снежной вьюге. Вслед за ней бросается и её сестра. С того дня их больше никто не видел. Полиция официально признала девушек погибшими, так как на таком холоде без тёплой одежды выжить не смог бы никто. Тела сестёр при этом обнаружены так и не были.

Проходит ровно год, и Джош снова приглашает прошлогоднюю компанию в свой дом. Он хочет, чтобы они все вместе почтили память его любимых сестёр, да и просто вновь смогли увидеть друг друга и вдоволь пообщаться. Участники прошлогодней вечеринки не в силах отказать другу, поэтому с тяжёлым сердцем снова приезжают на место трагических событий. Но здесь их поджидает вовсе не дружеская беседа за чашкой горячего шоколада у камина, а череда загадочных и даже страшных происшествий, в результате которых выжить смогут далеко не все.

Главные герои Until Dawn, как на подбор, олицетворяют собой классических персонажей среднестатистического молодёжного ужастика. Здесь вам и президент класса – красивый спортивный молодой человек по имени Майк, который встречается с Джессикой, самой привлекательной девушкой в их компании. Какой это будет ужастик без невыносимой стервы, которую своими руками хочется толкнуть в объятия к какому-нибудь маньяку-убийце? Центровую стерву игры зовут Эмили, а встречается она с темнокожим спортсменом Мэттом, который не очень умён, поэтому позволяет ей сидеть у себя на шее. Не обошлось также без парня-гика Криса и девушки-ботана Эшли. Ну и, разумеется, главная героиня игры Сэм – душа всей компании. Она добрая, открытая и всегда старается поступать правильно, чтобы никого не обидеть. Владелец горного поместья Джош изо всех сил старается быть радушным хозяином для своих друзей. Вот я и перечислил вам восьмерых главных героев игры, в роль каждого из которых вам предстоит вжиться в тот или иной момент.

Здесь следует упомянуть актёров, которые играют главных персонажей. Ведь они - личности весьма известные в мире кино и телесериалов. Сэм играет Хайден Пэнеттьер, знакомая зрителям благодаря роли бессмертной чирлидерши в сериале «Герои» (к слову, Хайден также без пяти минут супруга боксёра Владимира Кличко). Джоша играет актёр Рами Малек, который в данный момент исполняет главную роль в телесериале «Мистер Робот». В роли Майка актёр Бретт Далтон, который сыграл одну из главных ролей в телесериале «Агенты Щ.И.Т.». Также в игре вы сможете встретить психиатра, роль которого исполняет известный актёр Петер Стормаре. Многим зрителям он запомнился, как «итальяшка» из сериала «Побег». Другими словами, актёрский состав игры более чем достойный для столь нишевого и необычного проекта. Играют ребята действительно неплохо. Заметно это потому, что их мимика была перенесена в игру с помощью специальных камер, закреплённых напротив их лиц. Подобную методику использовал Джеймс Кэмерон в своём фильме «Аватар».

Игровой процесс Until Dawn чем-то напоминает игры французской студии Quantic Dream. Он изобилует многочисленными QTE, так как изначально в игре всё было заточено под контроллеры PlayStation Move. К счастью, в настройках позволили нам выбрать наиболее подходящий для нас метод управления: с помощью аналоговых рукояток или же при помощи наклонов и поворотов геймпада DualShock 4 в пространстве. Вы можете свободно перемещать персонажей по локациям, но даже не надейтесь обнаружить кнопку «Бег» - её здесь нет. У персонажей есть лишь две скорости движения: идти медленно и идти чуть-чуть быстрее. Бегают они только в исключительных случаях, когда им грозит смертельная опасность.

Взаимодействие персонажей с объектами происходит несколькими способами. Вы можете поднять предмет и повертеть его в руках, так как с обратной стороны какого-либо документа могут оказаться важные для дальнейшего развития событий заметки. Также в игре задействована сенсорная панель DualShock 4. Например, когда нужно чиркнуть спичкой по коробку или разблокировать смартфон – вам нужно будет провести пальцем слева направо по тачпаду. Это, скажу я вам, пускай и немного, но добавляет игре реализма. А ещё меня очень порадовали моменты, когда психопат-убийца гонится за кем-либо из героев, тот прячется от него, и чтобы маньяк не услышал и не заметил свою жертву, вам необходимо сидеть совершенно неподвижно. В игровой контроллер PS4 встроены акселерометр и гироскоп, так что малейшее ваше движение выдаст место расположения персонажа, а убийца тут же его обнаружит.

Весь сюжет Until Dawn, разбитый на десять глав, завязан на решениях, которые игрок принимает в процессе прохождения. Разработчики написали сценарий объёмом более 1000 страниц, так что каждая развилка в игре действительно приводит к тому, что в будущем что-то пойдёт в совершенно другом направлении. Каждый диалог между персонажами меняется в зависимости от того, что вы сказали или сделали раньше. Вообще, концепция «эффекта бабочки» в Until Dawn реализована настолько здорово, что просто диву даёшься. Ошибка или открытие, которое вы совершили пару глав назад, может вылиться в кровавую трагедию или счастливую развязку тогда, когда вы уже совсем забыли об этом. Например, однажды вы можете заметить, что в углу стоит бейсбольная бита. В следующей главе ваш персонаж сможет воспользоваться ею, чтобы отбиться от убийцы. Но если вы не заметили биту ранее – участь ваша будет печальной. От этого ты приходишь в полный восторг: игра учитывает абсолютно всё, ничего не прощает и не забывает.

В игре можно (и даже нужно!) искать различные улики, которые помогут выяснить, что же вообще происходит, а также найти ответы на множество загадок прошлого. Мне подобные детективные моменты очень сильно нравятся, поэтому я отыскал в игре абсолютно все подсказки и максимально тщательно раскрыл все сюжетные перипетии. Кроме улик, в игре необходимо также искать куски деревянных индейских тотемов, каждый из которых позволит вам на долю секунды заглянуть в будущее одного из персонажей. Тотемы позволят вам избежать принятия неправильных решений в будущем и даже спасти одного или нескольких персонажей от, казалось бы, неминуемой смерти, так что внимательно прислушивайтесь к их советам.

Для полного раскрытия всех граней Until Dawn вам придётся пройти игру несколько раз. И каждый раз она вполне сможет преподнести вам новые сюрпризы и совершенно неожиданные сюжетные повороты. Концовок у игры, как вы уже поняли, не две и не три, а больше сотни. Правда, различаются они в основном разными диалогами выживших персонажей. Я бы хотел большего развития сюжета после финальных титров, но в этом плане игра не очень балует. С другой же стороны, может быть оно и к лучшему, что всё заканчивается именно так? Всё-таки сценаристу и режиссёру игры виднее.

Если вы полагаете, что в случае неудачного решения можно просто загрузить запись и изменить ход событий – спешу вас разочаровать. Разработчики предусмотрели это и встроили в игру автоматическую запись прогресса. Слот для записи в игре всего один. Так что если хотите что-либо изменить в предыдущей главе – пожалуйста начните всю игру с самого начала. Но есть и радостный момент: после того как вы полностью пройдёте игру в первый раз, вам откроется возможность переигрывать её, начиная с любой из десяти сюжетных глав. Это делает повторное прохождение гораздо приятнее и проще, так как вы можете просто отмотать время до того момента, когда совершили роковую ошибку.

Для запугивания игроков Until Dawn использует старые, проверенные временем и молодёжными ужастиками «скримеры». Это моменты, когда кто-либо или что-либо неожиданно выпрыгивает на вас из-за угла. Процесс сопровождается громким звуком, так что нервная система человека немедленно встаёт на дыбы, как испуганный кот. Здесь нет психологического саспенса, как в серии Silent Hill, но не забывайте, что это всё-таки совершенно разные поджанры хорроров. В некоторые моменты игры вам придётся беседовать с психиатром, который предложит вам пройти ряд тестов на выявление ваших подсознательных страхов. Результаты теста позволят игре в дальнейшем использовать ваши страхи против вас.

Разработчики игры специально провели тест на контрольной группе, состоящей из геймеров разного возраста и пола. На их руки надевались биометрические браслеты, считывающие различные жизненные показатели, после чего участникам выдавали игровой контроллер, включали на консоли PS4 игру Until Dawn, выключали в комнате свет и оставляли их одних. При этом, разумеется, их снимала камера ночного видения. Создатели игры обращали внимания на то, какие моменты игры кажутся игрокам особенно страшными, а какие – следовало бы доработать ещё немного. Именно так в итоге игра получилась максимально сбалансированной и лишённой сюжетных просадок.

Игра умело манипулирует различными шаблонами и фрагментами из культовых фильмов ужасов, при этом внося в них что-то от себя. То и дело отмечаешь про себя, что этот элемент разработчики позаимствовали из «Психо» Альфреда Хичкока, вот это было взято из «Сияния» Стэнли Кубрика, а здесь прямая отсылка к серии слэшеров «Пила». Каждый ракурс камеры, каждый сюжетный поворот, каждый визуальный эффект, каждая смерть персонажа в игре – это своеобразная дань уважения жанру хоррор и поджанру слэшер в частности. Для ценителей ужастиков данная игра обязательна к приобретению вне всяких сомнений. Кстати, на диске с игрой вы также сможете обнаружить документальный фильм про её разработку – очень приятное дополнение.

Плюсы:

  • Мощный сюжет с множеством неожиданных поворотов.
  • Отличный визуальный стиль и замечательная графика.
  • Игра впитала лучшие элементы киношного жанра слэшер.
  • Качественный саундтрек и работа со звуком.
  • Есть возможность выбора оригинального языка озвучки.
  • Каждое ваше решение запускает «эффект бабочки».
  • Огромная вариативность развития событий.
  • Большое количество концовок игры.
  • Очень простое и понятное управление.
  • Увлекательный процесс поиска и сбора улик.
  • Игру хочется пройти несколько раз.
  • Документальный фильм о разработке игры.

Минусы:

  • Разработчики могли бы сделать концовки игры более глубокими.
  • Встречаются ошибки в русской текстовой локализации.
  • Игра не понравится тем, кто на дух не переносит QTE.

Мои чувства после прохождения Until Dawn были близки к тотальному восторгу. Игра практически лишена серьёзных недостатков, но при этом предлагает нам шикарный сюжет, предугадать развязку которого сможет далеко не каждый игрок. Вроде бы всё начинается как банальный подростковый слэшер, но на деле перед нами куда более витиеватая и глубокая история. Until Dawn – ещё один замечательный эксклюзив в копилку консоли Sony PlayStation 4, и если вы любите игры жанра horror, то я настоятельно рекомендую вам потратить пару вечеров на его прохождение. Моя оценка игре: 9 баллов из 10 .

Группа подростков собирается в уединенном местечке, чтобы насладиться зимними каникулами. За склоками, весельем и разбирательством в любовных треугольниках они не замечают, как к дому подбирается маньяк.

Кто умрет — зависит от вас.

Мы такие, какие есть

Затея с казалась сомнительной. Игра началась как молодежный хоррор от студии, известной по мелочевке для PlayStation Move и одной из легиона отвратительных поделок про Доктора Кто. Прошло время, ключевая фишка - использование Move в качестве фонарика - отпала сама собой. Until Dawn исчезла с радаров... а потом вернулась, но уже как дорогое и нелинейное интерактивное кино.

На главные роли позвали хороших актеров, вроде Бретта Далтона из «Агентов Щ.И.Т» и Петера Стормаре, сценарием и режиссурой занялись Ларри Фессендер и Грэхем Резник - авторы без шедевров, но с огромным опытом в области молодежных ужастиков. И получился, собственно, образцовый молодежный ужастик. Глупая красотка-блондинка, альфа-самец, староста класса и парочка застенчивых гиков (нравятся друг другу, но никак не могут решиться ни на что серьезное) изолированы от мира, и их преследует что-то .



Красивые снежные пейзажи, уединенный дом в горах, таинственные пещеры - в таких декорациях даже никудышный сценарий заиграл бы яркими красками.

Но какой бы банальной ни была эта ситуация, вникать в отношения героев на удивление интересно. Во-первых, тут хорошие диалоги - сложные и правдоподобно написанные. Во-вторых, они вправду имеют значение. Вы поочередно управляете разными героями, и от того, как те будут общаться и вести себя друг с другом, зависит дальнейшее развитие истории. Устройте драку или, наоборот, побратайтесь с кем-нибудь - последствия могут оказаться неожиданными.

В итоге получается, что Until Dawn берет все возможные клише жанра и применяет с пользой. Когда группа подростков творит полнейшие глупости не потому, что так решил сценарист, а потому, что так решили вы, во всем становится куда больше смысла. От вас зависит, кто выживет, а кто умрет, - и свобода выбора там, где раньше решали за вас, опьяняет.

Изначально все герои вызывают однозначные эмоции - вот нормальный парень, его спасу, а вот истеричка, ради нее стараться не буду. Но даже к самым «безнадежным» постепенно проникаешься симпатией.

На самом деле большинство решений меняют лишь детали: останутся ли герои друзьями, что они скажут друг другу в той или иной ситуации, и так далее. По-настоящему судьбоносный выбор предлагается довольно редко, но трюк в том, что при первом прохождении вы попросту не можете этого знать. Однажды столкнувшись с последствиями, начинаешь постоянно ждать подвоха, волноваться о каждой заварушке и с трепетом относиться к каждой развилке.

Until Dawn очень грамотно поддерживает иллюзию, будто каждый выбор может к чему-то привести. В этом - а вовсе не в количестве реальных развилок - главное достижение сценаристов. Они заставляют поверить .

Мы все еще здесь

Но Until Dawn не мелодрама, а хоррор. Пугать она умеет, хотя приемы-то прекрасно знакомы: тревожная музыка, маньяк, который всегда где-то рядом, мистика, скримеры, в конце концов. Страшнее, впрочем, почти всегда то, чего вы не видите. Until Dawn хорошо нагнетает обстановку, и опять же сильно помогает то, что это не совсем фильм. Вы в этом участвуете, от вас многое зависит, и ответственность весомо ложится на плечи.

В немалой степени погружению способствует и картинка. Лица, мимика, движения - в Until Dawn с этим гораздо лучше, чем можно было ожидать. Иногда персонажей заносит в «зловещую долину» - кто-то может жутко, неестественно улыбнуться, но чем дальше, тем реже герои улыбаются, и проблема вроде рассасывается сама собой. В конце концов, к огда далекий от игр прохожий вдруг спрашивает: «О, что за фильм идет?» - это главный и самый важный комплимент.



Игровые ситуации и то, как нам их преподносит виртуальный оператор, частенько заставляют забыть, что перед нами не «живое» кино.


Лица персонажей в том же «Орден: 1886» проработаны лучше, да и улыбаются герои Until Dawn жутковато. Но вообще такую мимику мало где найдешь.

Хотя еще важнее то, что не заинтересованного в играх человека этот фильм увлекает. Диалоги, сюжетные повороты, игра виртуальных актеров - все работает. Правда, синдром игр Quantic Dream Until Dawn не поборола: смотрит на нее сторонний наблюдатель с интересом, но геймпад в руки брать не спешит.

Многое в игре зависит от успешного выполнения QTE, а они тут не из простых. Да и геймплея в Until Dawn больше, чем можно было подумать. Чуть ли не половину игры мы исследуем пещеры, не спеша бродим по заброшенной психиатрической лечебнице, разыскиваем листочки-записочки, проливающие свет на историю, - в общем, типично игровые дела. Атмосферно, увлекательно, но игры для всех опять не получилось.

* * *

Интерактивному кино, оказывается, необязательно философствовать и задавать важные вопросы, как это пытается делать Дэвид Кейдж, или экономить на всем, по примеру Telltale. Until Dawn рассказывает старую как мир историю про умирающих подростков и позволяет провести ее по своему пути, делая это красиво и ни в чем себя не ограничивая. Никто от нее ничего особенного не ждал - и теперь это большое открытие.

Статьи по теме: