Настольные игры для детей новинки. Рейтинги настольных игр. Карты против всех

Каждый год (ну или почти каждый) в своем блоге я рассказываю о лучших играх прошедшего года. Обычно я это делаю на основе своих вкусов и мнений, но в этом году я решил поступить проще. Я не Том Вэсел, мне популярные и горячие новинки никто не шлет, чтобы я был в курсе абсолютно всех новинок, поэтому высказывать мнения об играх, судя только по чужим мнениям, мне не очень хочется. Давайте сделаем проще — обратимся к главному настольному сайту — Board Game Geek (BGG), и на основе международного мнения сделаем свои выводы. Сегодня 5 января (когда я начинаю писать заметку), и я делаю вот что — захожу на БГГ, в поиске игр вбиваю 2016 год, сортирую список по рейтингу и смотрю первую двадцатку.

Безусловно, 6 или 7 января циферки общего рейтинга и места в топе могут поменяться, поэтому не судите строго, если что-то на БГГ изменится, пока я допишу статью.

Начнем обзор с 20-го места (в скобочках указано место в общем рейтинге по версии БГГ).

20 (466). Pandemic: Reign of Cthulhu

В прошлом и позапрошлом году в настольном мире была очень популярна тема Пандемии . Наверное, на волне успеха Pandemic Legacy издательство Z-Man начало клепать игры из этой же серии, но в другом сеттинге. Самой удачной игрой оказалась версия про старого доброго Ктулху.

За основу игры взята та самая Пандемия Мэтта Ликока — игроки бродят по карте и вместо нахождения лекарства от болезней закрывают открывшиеся порталы в потусторонний мир. Отличий от оригинала в игре не так много — порталы; шогготы, проходящие через порталы и приближающие пробуждение Ктулху; токены здравомыслия, потеря которых ведет к потере действий игрока; перемещение по карте значительно упростилось.

Судя по впечатлениям игроков, написавших обзоры, игра получилась легче оригинальной Пандемии. Тема Ктулху вроде есть, но она не ярко выражена, играть вроде интересно, но от игры ожидали большего.

Честно говоря, 20-ое место этой игры меня смущает. По сути это упрощенная Пандемия для любителей мифов Лавкрафта, но глубокого погружения в тему не получилось. Хорошо, что хоть шогготы есть помимо культистов.

Оформлена игра приятно. Наверное, это единственное, из-за чего я мог бы купить эту игру, но вряд ли это когда-нибудь сделаю, потому что лучше Пандемии может быть только Пандемия . Тема с Ктулху — это просто забава, которая может скрасить несколько вечеров. Визуально все круто и даже очень круто, но геймплей все-таки простоват.

19 (463). Imhotep

Кто бы мог подумать, что такая простенькая игрушечка займет 19-ое место. Я писал о ней, когда обозревал игры, готовящиеся к показу на Джен Коне. Уже тогда об игре появлялись хорошие отзывы на БГГ, а вот у меня в блоге комментаторы высказались, что не видят ничего интересного в Imhotep . По факту настолка и не претендует на звание зубодробительного хардкора, это такой простой и незатейливый еврогейм про строительство Египта.

Игровой процесс весьма прост. Игрок в свой ход выбирает одно действие из: взять камень, поместить камень на корабль, сыграть голубую карту рынка или отправить корабль, если он заполнен своими или чужими камнями, к одной из местностей с плюшками. Отправка корабля — это самый главный цимес игры. Т.е. вроде все просто, но со вкусом. Мне кажется, именно поэтому настольщики всего мира полюбили игру. Несложно, но изюминка есть, а это главное.

На фоне других топовых игр 2016-го года Imhotep выглядит немного бледновато, но я могу поверить в то, что 19-ое место игра получила не зря. Я бы настолку не купил бы, но сыграл бы в нее точно.

18 (454). Mare Nostrum: Empires

«Иногда они возвращаются». В последнее стало модным вспоминать о старых играх, сдувать с них пыль, перерисовывать арты, модернизировать правила и выпускать новую редакцию. О Mare Nostrum мало кто вспоминал, но как только ее переиздали, так сразу пошла волна хвалебных отзывов, потому что игры такого рода появляются теперь нечасто.

Это игра-цивилизация, в которой игроки строят свои империи. В ней нужно заниматься торговлей, строить чудеса света, развивать армию, расширять политическое влияние на ближайшие территории.

Имхо, игра на любителя. Попробуй сейчас усади подростков за компьютерный Age of Empires , например, от которого веет плесенью. Цива-то наша, маренострумская, голая. Ктулху там нету, миньки неCMON’овские, супергероями в игре не пахнет, но самое страшное — рисовал все не Винсен Дютре. Игра рассчитана чисто циво-гиков, которые любят иногда поразвивать свои империи. Поэтому некоторые более молодые игроки называют игру несколько суховатой, все-таки привкус 2003-го года чувствуется, как ни крути.

Мне самому настолка интересна. Покупать ее я бы не стал, но в чужую копию сыграл бы. Честно признаюсь, что с играми-цивилизациями я знаком мало, поэтому на основе этой игры я бы с удовольствием сделал вывод.

Олдфагам игра нравится, ньюфаги в раздумьях.

17 (425). Secret Hitler

Для меня это игра-загадка. Я раньше слышал о том, что в сети появился ПнП-вариант некого патигейма про Гитлера. Кое-кто писал, что распечатывал игру, пробовал играть и вроде как Secret Hitler понравился. Мне казалось, что эта настолка так и останется в свободно гуляющем по сети варианте, но ее таки издали с помощью краудфандинга. Честно говоря, 17-ое место этой игры меня немного удивило, потому что этот скромный патигейм сумел обойти многие крупные проекты, которые обязаны были входить в 20-ку лучших.

Игровой процесс SH напоминает Resistance (или Avalon , как утверждают на BGG, но в эту игру не играл). В начале игры игроки скрыто делятся на 2 команды — фашистов и либералов. Как в Мафии, в начале игры все игроки закрывают глаза, а потом фашисты их открывают, знакомясь друг с другом. Далее в каждом раунде будут проходить выборы Президента и Первого Секретаря. Данный этап выборов очень похож на формирование команд в Resistance . Игроки голосуют «за» и «против», после чего утверждаются должности или же проходят новые выборы, если большинство не поддержало кандидатов. Далее начинается интересный элемент, которого я не видел в других играх. Президент берет из колоды 3 карты законов. Собственно, там могут попасться как либеральные, так и фашистские законы. Один закон он откладывает в сторону, а два другие отдает Секретарю, который должен выбрать один из законов и выложить его в открытую. Далее происходит вот что — Секретарь и Президент должны попытаться доказать, что они голосовали правильно, что им просто не повезло при раздаче карт, если был принят фашистский закон (например, выпало 3 карты фашистов). Задача фашистов — собрать 6 фашистских законов, либералов — 6 либеральных законов.

Кажется, что геймплей вроде простоватый, но так как мне нравится Resistance , то и в SH я бы тоже сыграл. Но все равно, имхо, для такого патигейма игра высоковато по рейтингу залезла. Мне кажется, что позже она сдаст свои позиции.

Но вообще мне больше всего понравилось читать в отзывах об игре то, что думают о Гитлере жители других стран. Многие шокированы тем, что игра посвящена кровавому диктатору. Одна девушка большую часть обзора посвятила описанию своей жизни в России. Она рассказывала о том, что она видела на улицах этой страны в день рождения фюрера. Боюсь, что даже если в России кто-то захочет издать эту игру, то у него возникнут трудности с ее названием…

Еще отмечу, что мне нравится стильный дизайн игры. Если бы не злосчастный Адик, какая-нибудь ГаГа вполне могла быть локализовать игру.

16 (417). 51st State: Master Set

Наверное, у пана Тшевичека получилось войти в одну и ту же воду дважды. Imperial Settlers должны были стать достойной заменой New Era , но получилось что-то казуальное. При этом продажи у игры были довольно высоки, настольщики хвалили настолку в своих интернетах и радовались тому, что получили то, что хотели. Новый 51-ый Штат должен был быть хорошей заменой старому, но в рунете игру сильно закритиковали, поэтому 16-ое место в списке лучших игр по версии БГГ мне кажется каким-то странным. Наверное, все-таки между англоязычными и русскоязычными игроками есть большая разница в восприятии настольных игр.

Тшевичек упростил старые идеи, перерисовал арт и выдал старый продукт как новую игру. И это работает — людям нравится, они ставят игре высокие оценки, а это значит, что Игнаций все делает правильно.

Игра про карточное строительство города, в котором карту можно применить тремя разными способами. В состав игры входят как старые карты из оригинальной игры, так и карты из дополнений.

Говорят, что те, кто поиграл в New Era , за другие карточные игры из этой серии больше не сядут. Но если вам хочется чего-то попроще и покрасивше, то Мастер Сет весьма хорош.

15 (399). Cry Havoc

И снова, пан Игнаций, здравствуйте! Хоть сам Тшевичек в разработке игры участия не принимал, но зато он ее выпустил. Отличную рекламе игре сделал летом Том Вэсел, заявив, что это главный претендент на игру года.

Для меня Край Хэвок — проект любопытный. Признаюсь, я падок на настолки с чуваками на карте (dudes on the map). В этой игре вроде все сделано как раз для меня — нужно собирать ресурсы, покупать апгрейды для армии, нанимать новых бойцов и лупаситься с противниками за жирные места на поле. Что меня немного смущает, так это асимметричность фракций. Вроде это и хорошо, так как игра предстает перед нами во всем своем многообразии, а с другой стороны я часто слышу о том, что то одна фракция сильнее, то другая, а то и вовсе, что вдвоем и втроем играть не интересно… Действительно, это немного грустно, если игра действительно перекошена в какую-то одну сторону.

С местом этой игры я может быть даже и соглашусь. Визуально она не вызывает нареканий, смотрится вкусно, хоть и сильно нового в игре вроде ничего нету. Мне отрадно видеть, что в эпоху засилья филлеров и патигеймов кто-то пытается делать большие игрушки. Правда, я сомневаюсь, что CH надолго задержится в топе…

14 (378). Millennium Blades

Ох, как мне стыдно, но я не знаю вообще, что это за игра. Несколько раз я слышал просьбы к ГаГе, чтобы та локализовала игру Millenium Blades , но что это за игра, я понятия не имею. Буду изучать прямо сейчас…

Ну и что я вам хочу сказать — а проект-то интересный! MB — это симулятор игры в ККИ. Т.е. не сама ККИ, а игра в тех, кто играет в ККИ. Плюс в довесок мы имеем анимешный арт и ккишный юмор. В коробке с игрой находится много-много карточек, из которых игроки формируют свои стартовые деки, потом они играют один турнир, получают в качестве призов деньги, которые тратят на покупку бустеров и синглов, которые собираются из карт, находящихся в коробке. Потом играется новый турнир, и снова по его окончании все что-то покупают. Те, кто отдал многие годы на коллекционные карточные игры, прекрасно помнят те самые волнительные ощущения от вскрытия бустеров и формирования новых колод для ближайшего турнира. Судя по отзывам, MB это все прекрасно симулирует.

Не стоит обольщаться, что турнирная часть игры может похвастаться крутым геймплеем, который может сравниться с карточными грандами, типа Мтг. В турнирах вы просто играете свойства карточек, чтобы получать очки, которые приводят игрока к победе.

Из минусов отмечают следующее — очень много времени отнимает подготовка к игре, тасовать гору карт неудобно, одна партия длится от 2 до 3 часов.

Что ж, это весьма интересно, и я теперь тоже хочу, чтобы эту игру выпустила GaGa Games . Они уже давно сотрудничают с издательством Level 99 Games (издали Pixel Tactics , например), поэтому есть надежда, что и карточный симулятор они тоже могут выпустить. Правда, стоить он будет гораздо дороже ПТ, а это имеет вес в наше нелегкое экономическое время.

Кстати, хороший обзор игры я нашел на Тесере .

13 (377). Dead of Winter: The Long Night

Когда-то я страстно желал приобрести Dead of Winter , но когда ее локализовали, то чего-то вдруг перехотел. Смотрю я на картинку с коробки дополнения, и мне еще больше не хочется с ней связываться=) Какие-то слишком страшные зомби там…

Ничего удивительного в том, что самостоятельное дополнение к одной из самых успешных игр последних лет находится в топе, нету. Безусловно, верные настольщики будут покупать дополнение к любимой игре. Вот только говорят, что самостоятельность дополнению не пошла на руку. Слышал мнение, что если играть в один доп, то есть ощущение, что чего-то не хватает. Если играть вместе с базой, то не весь доп интересен, а лишь часть его, поэтому есть ощущение, что ты переплатил за игру. Но есть и мнение, что это издание получилось более крутым, чем первое, поэтому брать советуют именно Long Night, если у нас нет базы.

Также в последнее время на Тесере я очень часто вижу вопросы, связанные с правилами этого дополнения, что вызывает сомнения на счет хорошо написанного рулбука.

По ощущениям игроки получили то же самое, что и в базе — группа людей пытается выжить в условиях массового наплыва зомби. Да, карточки в этой игре другие, другие персонажи, но ощущения те же. Наверняка те, кому очень понравилась база, остались довольны и допом.

Друзья, кто играл? Как впечатления?

Мне кажется, что этот доп будет последним в рамках зомби-серии. Раньше авторы игры обещали, что дальше будут делать похожие игры с перекрестками, но с другой тематикой. Зомби-то уже давно не так популярны, как раньше. Пора что-то менять.

12 (287). Sushi Go Party!

Про эту игру я тоже практически ничего до написания статьи не знал. Нет, я не имею в виду игру Sushi Go . Про нее-то я знаю почти все. А вот что это за «пати» такое — понятия не имею.

Как оказалось, Sushi Go Party — это обновленная версия старой игры. Самое главное изменение — игра расширилась. Если в обычных «сушах» было всего 8 блюд, то в пати-версии их стало значительно больше, поэтому игроки получили возможность составлять до начала игры свое меню. Получается, что новая версия — это старая версия со знаком «+». Плюс обычной Sushi Go в том, что там коробочка меньше и раскладывается игра быстрее. Как по мне, то Party предпочтительнее к покупке, если у кого-то до сих пор этой игр нету.

Sushi Go — это простая игра с механикой драфта. Игроки передают по кругу карты, собирают из них сеты и набирают победные очки. Это действительно отличная игра для новичков, которые лишь недавно познакомились с настольными играми. Для филлера игра забралась довольно высоко в рейтинге.

И еще мне очень хочется, чтобы Игровед локализовал эту настолку… Она же миленькая!

11 (225). Codenames: Pictures

И с этой игрой тоже ничего удивительного. «Картинки» — продолжение нашумевшей в прошлом году шпионской игры в слова. Это тот же самый Коднэймз, только не текстовый, а иллюстрированный. Слова сменились абстрактными картинками, к которым можно придумать много интересных ассоциаций.

Хотя на самом деле нельзя однозначно сказать, что Картинки настолько же круты, как и оригинальная игра. Это дело вкуса. Одним нравится больше придумывать ассоциации к словам, другим к картинкам. Кто-то после покупки игры говорил, что им Pictures больше нравится, а кто-то сетовал, что зря купился на хайп.

В любом случае у русскоязычных настольщиков будет возможность проверить крутость игры на себе, так как в 2017 году ее издаст GaGa Games . Мне, признаюсь, любопытно было бы взглянуть на эту настолку, потому что Кодовые имена мне понравились.

10 (223). Quadropolis

Что ж, вот мы подошли к 10-ке лучших, становится все интереснее.

Наверное, в первую очередь эта игра запоминается не своей темой и геймплеем, а фамилией ее автора. Quadropolis — игра про строительство города. Игрокам предстоит выбирать тайлы зданий и сооружений и выкладывать их на своем планшете. Каждый построенный тайлик приносит игроку бонусы, и в этом плане Qudropolis можно сравнить с уже давно известной всем Suburbia .

Как по мне, то это очередная неплохая семейка от Days of Wonder . Как вы знаете, это издательство выпускает только те игры, в которых уверено на 100%, поэтому ожидать подвоха от DoW не стоит. Тем не менее, революционного игрового процесса в Q я не заметил. Хорошая игра, да, но бежать в магазин за ней я не стану. На мой взгляд, 10 место для этой игры чуть завышено.

9 (218). Captain Sonar

Captain Sonar — это продвинутый Морской Бой. Игроки делятся на две команды (в идеале в каждой команде должно быть по 4 игрока) и распределяют роли, которые они должны будут отыгрывать.

Один игрок двигает подводную лодку по игровому полю, другой занимается поиском подлодки противника, третий следит за работоспособностью лодки, четвертый запускает торпеды в противника. Говорят, что игровой процесс очень веселый, но все-таки стоит признать, что найти 8 человек для полноценной игры не всем по плечу.

Как мне кажется, игра в первую очередь пленяет своей необычностью, поэтому она и находится на 9-ом месте. Рассказывая про Captain Sonar , нельзя сказать, что это очередная игра про строительство города, уничтожение монстров в подземелье или завоевание космоса. Поэтому настольщиков и интригует то, что предлагает эта игра. Не каждый год же вам предлагают поуправлять подводной лодкой в реальном времени. Я бы сам с большим удовольствием сыграл бы в чужую копию, но себе не брал бы=) У меня просто не наберется 8 человек на партию, поэтому смысла тратить на нее деньги я не вижу.

Необычная игра, интересный эксперимент по усложнению правил классического Морского Боя.

8 (104). Arkham Horror: The Card Game

На смену закрытой ЖКИ Call of Cthulhu пришла новая игра из серии игр, сделанных по мифам Лавкрафта. Это тоже живая карточная игра, только в отличии от CoC она кооперативная.

По духу игра похожа на другую кооперативную ЖКИ — Lord of the Rings . Карточный AH предлагает игрокам пройти несколько приключений, используя персональные колоды сыщиков. В базу можно играть вдвоем (или втроем, если купить еще одну базовую коробку). В колодах игроков есть карты, которые усиливают возможности игроков, но есть и те, которые эти возможности ослабляют. И только грамотный подход к взаимодействию приведет игроков к победе.

Наверное, стоило ожидать, что игра доберется до топ-10 за 2016 год, потому что обычно все новые ЖКИ FFG сначала имеют большой спрос, который потом постепенно падает. Карточный AH получился опять, как и любая другая ЖКИ, не без минусов. Как обычно в коробке мало компонентов, нет органайзера, много рандома, мало вариативности, нет сумки хаоса, из которой нужно вытягивать жетоны и т.д. и т.п. Т.е. в кор-сете нам опять предлагают демо-игру, поиграв в которую мы поймем, стоит ли дальше тратить деньги на нее.

7 (95). Great Western Trail

Что ж ты, Пфистер, делаешь с нами… Наверное, все-таки в полку гениальных авторов прибыло (хоть Паша Медведев это и всячески отрицает:)), потому что последние годы игры Александра Пфистера занимают топовые места. В прошлом году шумела Mombasa , а в этом тихой сапой к топу подобралась его новая игра про перевоз коров в сеттинге Дикого Запада.

Эту игрушку я заметил еще когда ее показывали на крупнейшей американской выставке. Тогда про нее забавно отзывались люди, купившие игру — никто не ожидал чего-то особенного от нее, а потом неожиданно настолка оказывалась очень годной и интересной.

GWT — это еврогейм про очки со всем вытекающим. Игрокам нужно транспортировать коров из точки А в точку Б, используя механику декбилдинга. Чтобы делать это эффективнее, игроки нанимают разных помощников и используют свойства зданий, встречающихся на пути. Откровенно плохих отзывов об игре я не видел. Игру либо очень хвалят, либо называют ее просто хорошей, в которую легко соглашаешься сыграть, если кто-то предложит. Самое приятное во всей этой истории то, что совершенно неожиданно российское издательство Звезда заявило о локализации игры. Настолка выйдет уже этой весной, причем безо всяких краудфандингов, которые набили оскомину. И это будет моя первая в коллекции игра Звезды =) Очень жду GWT на русском языке.

6 (69). A Feast for Odin

Перед тем как начать делать A Feast for Odin , Уве Розенберг потренировался на маленькой игре на двоих, которая называется Patchwork . Хотя, если задуматься, то на Caverna , Agricola и Field of Arle он тоже тренировался, так как A Feast for Odin является симбиозом всех этих игр.

AFfO — игра для геймеров. Для серьезных геймеров, а не тех, которыми настолками лишь иногда балуются, и то желательно не больше одного часа. Розенберг сразу вываливает на головы игроков более 60 вариантов действий, которые они могут выполнить в свой ход.

В начале игры у всех игроков есть куча отрицательных очков, которые нужно закрывать полезными предметами, которые либо дают положительные ПО, либо какой-то бонус к набору монет, карт или чего-нибудь еще. Игрок думает над тем, что ему важнее — набрать бонусы или избавиться от минусов.

С Пэчворком я познакомился осенью прошлого года, и эта игра сумела меня покорить. Меня очень интригует тот факт, что AFfO — это большой хардкорный Пэчворк . Меня ни капельки не смущает 6-ое место игры, т.к. Розенберг — автор именитый, многими любимый, да еще и в этой игре соединилось вместе несколько его лучших игр. Сам бы я с удовольствием сыграл в эту настолку. И как же здорово, что российские издательства не остаются в стороне и периодически покупают права на локализацию мировых хитов. A Feast for Odin нам обещало издать издательство Hobby World .

5 (49). Mechs vs. Minions

Друзья, совершенно не знаю, что вам сказать об этой игре… Краем уха слышал о ней что-то, читая Тесеру, но совершенно не подозревал, что эта игра прыгнула в рейтинге аж на 5-ое место.

Каким-то образом игра связана с компьютерной игрой League of Legends (аналог DOTA). Т.к. я не знаком с LoL, то не могу точно сказать, что взято из компьютерной игры (вроде герои взяты и LoL). В МvМ игроки с помощью мехов сражаются против миньонов, причем делают это кооперативно.

Если почитать обзоры на БГГ, то можно сделать вывод, что 70-80% этих обзоров посвящены тому, как игра выглядит и сколько она стоит. Признаюсь, сначала я сам в это не верил, но когда смотрел видео с распакуем, то мои глаза все больше округлялись и стала появляться вера. Коробень огромная, и стоит она 75 долларов. Кажется, что цена немаленькая для настольной игры, и в ней нет ничего неординарного. Но когда я увидел, как счастливый обладатель игры открывает коробку и показывает ложемент с миньками, то просто сказал — «Ну ок». Ложемент убрали, а там… Новый набор минек. Что ж, — подумал я, — это уже клево. Но внизу оказался еще один ложемент! И тут я сказал — вау! Но и он не был последним! И все это стоит 75 долларов? Как??? Как такая игра, которую смело можно назвать делюксовой, может стоить всего 75 баксов? Это шутка что ли? Честно, в нашем жестоком и несправедливом мире за норму считается загнуть цену за минимум компонентов и сказать, что так все делают, а вы переплачиваете идею, а не игру. В случае с MvM можно смело говорить, что вы платите за игру, которую можно потрогатьи остаться довольным. Все, что лежит внутри коробки, в другом издательстве стоило бы в разы больше. Поэтому каждый купивший эту настолку считает должным первым делом рассказать о том, что даже если сама игра вам не очень понравится, все равно вы останетесь ею довольны, потому что миньки в ней просто наикрутейшие. 4 фигурки героев так и вовсе покрашены за вас.

Что касается геймплея — это игра, в которой события развиваются по сценариям. Каждый сценарий генерирует уровень, места для респауна миньонов и ставит задачу перед игроками. Действия игроков программируемые. Сначала игроки драфтят карточки (причем по времени они ограничены песочными часами), а потом выкладывают их на планшет очередности розыгрыша действий. Вы можете выбрать действие, которое полезно именно вам, но оно будет совсем бесполезно для другого игрока, поэтому придется кооперироваться так, чтобы всем было хорошо.

Наверное, геймплей удивит тех, что хочет от минек америтрэша, а его здесь нету. Это вообще просто программируемый кооператив, в котором нужно постоянно убивать миньонов, а они вас не могут убить. Это игра-паззл, который нужно решить путем совместных действий. Некоторые настольщики писали, что не все сценарии имеют хардкорный уровень сложности, что иногда очень задания очень просты, но… Но миньки, господа! Ох уж эти миньки, жетоны, поля с глянцевым блеском и шикарная фигурка босса. А сколько всего нас ждет впереди!..

По поводу этой игры я сам на распутье. С одной стороны ее геймплей меня мало привлекает, с другой стороны, стоимость настолки шикарная, и за такую игру денег не жалко. Американцы, да и прочие жители мира, радуются игре и ставят ей 10-ки. Поэтому и 5-ое место. Наверное, это честно.

К сожалению, о локализации этой игры ничего не слышно.

4 (36). Mansions of Madness: Second Edition

Чувствуется, что пошла тяжелая артиллерия. Где те филлеры, где гейтвеи, что были в начале списка? Правильно, их нету. Какие в топ-5 могут быть филлеры? Только хардкор! И только Ктулху.

В 2016 году FFG порадовало нас второй редакцией игры под названием Mansion of Madness , которую я избегал по причине требования наличия оверлорда за столом. Мне не нравилось, что кто-то из игроков играет за монстров и знает суть сценария, а другие игроки отыгрывают роли сыщиков. Если бы я купил игру, то подозреваю, что за сыщиков не сыграл бы ни разу, поэтому в сторону игры особо не смотрел.

В новой версии MoM за монстров играет искусственный интеллект, который спокойно умещается в вашем девайсе (или даже на компьютере или ноутбуке). Теперь все игроки могут спокойно искать в проклятом поместье улики, встречать опасности и убегать от них, теряя остатки рассудка.

Как по мне, то все это круто. Круто, но дорого. На Кулстаффе игра стоит 85 баксов, и это не совсем та цена, которую уж точно не жалко за такую клевую игру. Тем более, что после покупки базы придется докупать еще и многочисленные дополнения. Но разве высокая цена может повлиять на место в топе? Может, конечно, но не настолько сильно, чтобы игра скатилась в первую или вторую сотню. МоМ хорош, его нельзя не любить. Проблему с оверлордом решили, причем довольно неплохо, как мне кажется. Я целиком и полностью согласен с 4-ым местом игры. Жаль только, что о ее локализации ничего не слышно (да и вряд ли когда-нибудь будет).

3 (22). Terraforming Mars

В прошлом году было придумано много игр про Марс, но самая интересная из них получилась у Джейкоба Фрикселиуса, который разработал Terraforming Mars .

Хотя, честно говоря, об игре я слышу чаще всего такие отзывы — это не супер-пупер игра, но она хорошая. И тут бац — и третье место для «просто хорошей игры»… Мне правда ооочень хочется проверить игру на себе, чтобы точно сказать, достойна ли она третьего места.

С другой стороны, если сравнить эту игру с Mechs vs Minions , в которой все дешево, но визуально очень красиво, то TM ничем таким похвастаться не может. Я же скорее поверю серой Золушке, чем золотому Королю. Если игра находится на третьем месте и при этом она не блестит золотом, то она явно берет своим геймплеем, а это нам и нужно. TM завоевала сердца настольщиков своей честностью.

А что у нас с геймплеем? Мы покупаем карты, с помощью которых делаем Марс более пригодным для жизни людей. Увеличиваем количество кислорода, манипулируем с водой и солнечной энергией, строим здания, получаем победные очки. Интернет пестрит подробными разборами игры, поэтому зацикливаться на этом не буду.

Скоро все русскоязычные настольщики получат возможность попробовать TM и сделать свой вывод, так как Лавка Игр локализует эту игру. Это прекрасная тенденция, которая, надеюсь, продолжится и в этом году.

2 (6). Scythe

Второе почетное место занимает игра про альтернативную Европу, которая уже более двух лет «хайпует» в настольной среде по полной программе.

Сначала прототип игры показали на ДженКоне, после чего в сети поплыли восторги от артов к игре. То, что вы видите сейчас на коробке, было нарисовано давно. «Здесь же крестьяне работают в поле на фоне воюющих механизмов! Вот это да! Вот это фантастика! «, — так все восхищенно говорили.

Меня же арты не задели ни на капельку. А потом я еще больше разочаровался, когда узнал, что вместо хардкорного америтрэша про роботов нам приготовили еврогейм, который активно косит под америтрэш. Тем не менее мой скепсис не был поддержан огромным количеством настольщиков, которые проголосовали за игру рублем и 10-ками на БГГ. Мне остается лишь развести руками — второе место, так второе, но мне оно не очень интересно. Хотя… Может быть после того, как в СНГ хлынет поток русскоязычных копий игры, когда люди начнут писать и снимать обзоры, может быть я что-то найду в игре интересное, и может даже побегу в магазин, размахивая на ветру деньгами, в надежде на то, что игру еще не размели на полках.

Может быть это и правда самородок, а у меня просто настольное зрение упало до критической отметки, из-за чего я в упор не замечаю его ценности.

Приятно радует тот факт, что и второе место топа тоже будет русифицировано. На этот за это ответственно издательство Crowd Games .

1 (5). Star Wars: Rebellion

Тадаааам — а победителем стало издательство Fantasy Flight Games со своей игрой по вселенной ЗВ. Кто бы мог подумать… Я бы не мог, потому что не фанат ЗВ. Но все фанаты, сыгравшие в Rebellion , говорили, что это действительно классная игра, и я им верю.

Мне правда очень хочется с восторгом рассказать о том, какие крутые в игре штурмовики, какие мощные повстанцы, какие Органы, Вейдеры и Скайуокеры, но я в этом профан и поэтому не смогу передать всей палитры красок, которыми полны отзывы на БГГ.

Более 150 миниатюр — да, это круто. От 2 до 4 игроков — хорошо. Большая-пребольшая коробка — круто. Ассиметричный геймплей — отлично. 69 обзоров на БГГ — просто супер.

Не знаю, были ли раньше настолки по ЗВ такого же уровня? Чтобы это были не миньки с линейкой, а именно настоящая настолка, с игровым полем и жетонами. Imperial Assault разве что… Но именно от Rebellion тянет полноценной игрой, которая передает ароматный запах франшизы. Наверное, если бы я был фанатом вселенной, то брал бы сразу Ребеллион. Думаю, я бы и сейчас не отказался бы сыграть в эту настолку, она ведь не требует полного знания вселенной. Чай не викторина же…

Может быть и нет ничего необычного в том, что отличная игра по ЗВ находится на первом месте. Вселенная имеет много поклонников по всему земному шару, и они легко дотолкали высокими оценками игру по вершины Олимпа. А нам остается надеяться, что HW сумеет оформить все документы и издать эту лучшую игру 2016 года на русском языке.

Послесловие

Пока статья писалась, несколько игр успели поменяться местами (но совсем некритично) — Quadropolis поменялся местами с Codenames: Pictures , а Millenium Blades произвел рокировку с Cry Havoc . Безусловно, игры продолжат и дальше меняться местами, так как настольщики не прекращают оценивать игры и двигать их по шкале вверх и вниз.

Мне еще хотелось бы отметить несколько игр, которые не попали в топ-20, но у них есть шанс сделать это в ближайшем будущем.

Inis (499 место на БГГ) — эту игру скоро локализует Лавка Игр , поэтому игра станет немного ближе русскоязычным настольщикам, и те смогут наставить игре хороших оценок. Это неглупая игра про контроль территорий с несколькими вариантами победы и красивым артом на карточках, и она должна быть немного выше в рейтинге по моему мнению.

Tyrants of Underdark (643) — летом вроде игра казалась не такой крутой, но к концу года русскоязычные настольщики стали сильно ее хвалить и заказывать игру в забугорных магазинах. Даже я уже начал думал, что в этой игре есть что-то скрытое и крутое. Надеюсь, скоро попрут обзоры на русском языке, и тогда мы точно узнаем, ху из ху.

Настольные игры давно завоевали любовь во всем мире. Вряд ли удастся найти лучший способ скоротать вечер в большой компании и при этом с пользой провести время. Несмотря на широкое распространение компьютерных развлечений, рейтинг игр настольных включает десятки популярных позиций, среди которых каждый может подобрать для себя наиболее подходящую. Поэтому такое времяпрепровождение остается актуальным и на сегодняшний день.

Чем привлекательны настольные игры

Популярность настольных игр вполне обоснована, ведь для того чтобы поиграть в них, не требуется никаких дополнительных средств. Все что нужно - базовый комплект определенных предметов, и можно организовать увлекательный вечер для целой компании.

Кроме того, комплект настольной игры очень мобилен - его можно взять с собой в гости, в путешествие и даже в поход. Такая забава поможет разнообразить отдых и будет с восторгом принята любой компанией.

Также подобные развлечения хороши и тем, что идеально подходят всем. Они могут объединять участников как одного возраста, так и разных, а потому подходят и для времяпрепровождения большой компании, и для семейного досуга.

Для чего людям нужны такие развлечения?

Настольные игры - очень полезное занятие. Ведь они предназначены не только для того, чтобы скоротать досуг. Они стимулируют воображение и творческие способности у детей и взрослых, выполняют обучающую и образовательную функцию.

Большую роль играет и развитие коммуникабельности. Общение и умение выстраивать командные отношения - один из основных навыков, формируемых настольными играми.

Самые популярные игры мира

Если говорить про лучшие настольные игры мира, рейтинг их определяется, главным образом, доступностью для восприятия (они должны быть понятны разным возрастным категориям), а также актуальностью и универсальностью.

Среди развлечений, получивших мировую популярность, можно выделить:

  • «Монополию».
  • «Манчкин».
  • «Эрудит».
  • Alias;
  • «Имаджинариум».
  • Покер.

ТОП развлечений для семьи и компании

Рейтинг настольных игр для компании и семьи составили забавы, которые помогут не только сблизить участников друг с другом, но и дадут возможность посоревноваться в своей эрудиции, получить новые знания и просто увлекательно и с пользой провести время.

Классические настольные забавы

К таким развлечениям относятся традиционные шахматы, шашки, нарды, домино и карточные игры. Они известны не одну сотню лет и по праву занимают лидирующие позиции, определяя рейтинг игр настольных. Такие развлечения относятся к категории интеллектуальных, в то же время являясь увлекательными и развивающими. Единственный недостаток таких игр в том, что они не рассчитаны на большую компанию (за исключением карточных, в которых могут принимать участие более двух человек).

«Монополия»

«Монополия» - классика жанра, долгие годы возглавляющая рейтинг настольных игр для компании. Пожалуй, одна из самых известных экономических стратегий во всем мире. Суть ее в том, что каждый участник получает стартовый капитал, который ему необходимо приумножить, при этом обанкротив соперников. В России игра известна еще с советских времен и получила распространение как увлекательная развивающая интеллектуальная забава для большой компании.

«Скрэббл»

«Скрэббл» - одна из старейших и популярнейших настольных игр, и по сей день занимающая лидирующие позиции. Суть ее состоит в том, что всем участникам выдается по семь букв, которые выкладываются на поле, состоящем из 225 квадратов (15 х 15). Победителем является тот, кто составит наибольшее количество самых длинных слов.

«Скрэббл» - это игра на эрудицию. Здесь нельзя пользоваться словарем или иными вспомогательными средствами.

«Твистер»

«Твистер» вряд ли можно внести в рейтинг игр настольных, она, скорее, «напольная», однако получила огромную популярность. Это развлечение не требует особой умственной нагрузки - оно активное и рассчитано на гибкость и сноровку. Главная цель участников - сохранить позу, удержаться и не упасть с

«Колонизаторы»

Эта увлекательная игра относится к В чем суть развлечения? Участники-колонисты «высаживаются» на где должны построить поселение, развить его и набрать наибольшее количество очков. Выигрывает тот, кто первым наберет 10 баллов.

«Активити»

Один из вариантов времяпрепровождения для большой компании, благодаря которому можно разнообразить любую вечеринку. Эта забава также составит достойную конкуренцию остальным пунктам, составляющим рейтинг настольных игр для всей семьи.

В комплект входят игровое поле, фишки и карточки с понятиями или словосочетаниями, которые необходимо объяснить.

«Билет на поезд»

Эта забава придется по вкусу консервативным любителям старины и эпохи романтизма. Основная цель - выстраивать станции и на вагончике (для каждого игрока он свой) перемещаться из одного европейского города в другой. При этом необходимо помешать другим игрокам преодолеть маршрут и добраться до цели.

ТОП логических настольных игр

Игры на логику занимают особое место в ряду других настольных развлечений. Они заставляют поломать голову над решением сложных задач и развивают Одними из самых распространенных являются приведенные ниже развлечения.

«Сет»

Арсенал «Сета» - карточки с изображенными на них геометрическими фигурами, которые следует объединить по сходным признакам. Знания математики очень пригодятся в процессе игры!

«Игнис»

Основная цель игры - путем логических перестановок вытолкнуть с игрового поля фишки соперника. Побеждает тот, кто первым вытолкнет наибольшее количество фишек.

Преимущества настольных игр для детей

Настольные игры для детей - очень полезный и функциональный инструмент развития мышления. Они стимулируют детское воображение, способствуют усидчивости, учат выполнять действия в соответствии с определенными правилами. Такие забавы активно используются не только в качестве развлечения, но и в образовательных учреждениях - как эффективное обучающее средство.

Кроме того, такие игры развивают в ребенке командные чувства, внимание и логическое мышление.

ТОП настольных игр для детей

Ribbit («Черепашьи бега»)

Простая и увлекательная игра, которая будет интересна как детям, так и взрослым. Суть состоит в том, что маленькие цветные фигурки черепашек должны по кирпичикам добраться от старта к финишу. При этом никто из игроков не знает, кому и какая черепашка принадлежит.

«Манчкин. Тащи сокровища»

Детская версия взрослой игры «Манчкин» с упрощенными правилами, адаптированная под младший возраст.

Здесь, как и во взрослой версии, можно управлять монстрами, есть кубики и другие атрибуты, так же как и в «старшем собрате». Основная цель детского «Манчкина» - разграбить как можно больше сокровищниц и стать самым богатым игроком.

«Счастливая ферма»

Эта забава могла бы по праву войти в ТОП «Лучшие настольные игры мира». Рейтинг ее среди детских развлечений такого рода достаточно высок. Увлекательное и интересное развлечение, которое можно отнести к разряду семейных. В процессе игры нужно вести «фермерское хозяйство» - сажать семена, выращивать растения, кормить животных и продавать полученные товары на рынке. Победу одерживает тот, кто сумеет вырастить самых довольных и сытых животных.

«Каркассон»

Еще одна детская версия взрослой забавы, входящей в мировой рейтинг игр настольных. Это отличное развивающее развлечение, которое подойдет не только юниорам, но и тем, кто просто хочет научиться играть во взрослый «Каркассон».

Тематика - эпоха средневековья. Здесь нужно строить замки, ходить на охоту, ловить рыбу и участвовать в рыцарских боях.

«Алиас»

Развивающая игра «Алиас», или «Скажи иначе», - увлекательная интеллектуальная забава, вполне подходящая для большой компании. Ее суть - придумывать ассоциации и угадывать понятия, которые пытаются обозначить игроки других команд.

Игра пополняет словарный запас родного языка, а также способствует изучению иностранного языка.

«Зоолоретто»

Цель этой интересной игры - построить зоопарк. Она подойдет для самых маленьких игроков возрастом от 6 лет и будет не просто интересна юным и взрослым участникам, но и выполнит общеобразовательную функцию - поможет выучить новые, неизвестные виды животных. Эта забава по праву могла бы войти не только в рейтинг детских настольных игр, но и занять лидирующие позиции в ТОПе настольных развлечений для взрослых.

Логические игры для детей

Логические забавы в развлекательной форме учат малышей рассуждать уже с самых ранних лет.

«Фауна»

Это увлекательное настольное развлечение способствует ребенка и позволяет узнать много нового о жизни диких животных. Игра будет интересна детям с 6 лет.

«Ётта»

Довольно простая и в то же время увлекательная игра на предназначенная для детей от 8 лет. Основная цель участников - собрать предметы, изображенные на карточках, по нескольким признакам. Тренирует память и способность запоминать большое количество информации одновременно.

«Катамино»

А эта логическая игра придумана для совсем маленьких участников в возрасте от 3 лет. Являясь аналогом всем известного «Тетриса», она помогает развивать память, смекалку и моторику рук.

«Вирус»

Познавательная игра с цветными фишками для самых маленьких участников. Яркое оформление наверняка придется по вкусу малышам, а простые и одновременно захватывающие правила, способствующие развитию логического мышления и также визуального восприятия, понравятся не только малышам, но и их родителям.

Просмотрено: 21451 раз(а)

Как выбрать настольную игру?

Если Вы точно знаете, что Вам нужно, то всё просто – нужно зайти на сайт и набрать название в строке поиска. Но если хочется чего-то нового? Как понять какая игра действительно хорошая, а какая – на один раз?

Вариант первый – прочитать (или посмотреть) обзор в блоге и положиться на мнение автора. Существенным недостатком этого метода является то, что ни один автор просто физически не сможет переиграть во все интересные игры. Большое количество потенциально интересных игр неизбежно останутся за кадром.

Второй вариант – посмотреть рейтинги на больших порталах, посвященных настольным играм. Метод весьма информативный, ведь если 10 000 человек считают ту или иную игру одной из лучших, то, вероятно, стоит дать ей шанс и поискать более подробные обзоры уже о конкретной игре.

Самый большой в мире портал по настольным играм – Board Game Geek . Портал на английском языке, но сам раздел рейтинга достаточно прост, и мы разберем ниже все необходимые значения. По каждому из них можно сортировать список, кликнув на него.

  • Your Rating – это Ваш личный рейтинг этой игры
  • Geek Rating – основной рейтинг портала по которому строятся "топы" игр. Именно на него стоит ориентироваться при выборе игры. Он берет среднее значение всех оценок пользователей и статистически их обрабатывает, основываясь на Теореме Байеса. В результате получается средний рейтинг, но исключается возможность, что новая игра с десятью оценками 10 опередит известную игру с несколькими тысячами оценок и средним результатом в 8,5
  • Avg Rating – это средний пользовательский рейтинг, усредненная оценка всех игроков
  • Num Voters – количество голосов. Тоже очень важный параметр, чем он выше – тем больше людей поделилось своим мнение об игре и тем достовернее рейтинг. Также этот параметр может отражать популярность игры

Цифры на практике

Итак, мы разобрались с тем, что именно означают цифры в графе "рейтинг". Осталось понять, на какие значения стоит ориентироваться. Казалось бы, все просто: чем выше цифра, тем лучше.

Однако, на практике все немного сложнее. Для разных категорий игр разные значения будут считаться "хорошими".

Как правило, стоит смотреть на оценку тех игр, у которых голосов несколько тысяч и больше. Очень известные и признанные игры могут иметь десятки тысяч голосов (например, у "Доминиона" их больше 50 000).

Что касается рейтинга – тут все зависит от типа игры (подробнее об этом можно узнать в статье "Словарь настольщика"). Если это большая и тяжелая настольная игра, то "отличным" рейтингом можно считать 8 и больше, "хорошим" – 7-8, 6-7 – "неплохо". Оценку 6 и ниже получают либо нишевые игры, либо продукты со значительными недостатками.

Для небольшой игры-филлера же градация будет несколько иная: больше 7 – это "отлично", 6-7 – "хорошо", 5-6 – "неплохо". Игры с рейтингом ниже 5 – это также либо игры "на любителя", либо игры с большим количеством недочетов.

Плохой рейтинг игры могут иметь по нескольким причинам. Это может быть неудачное (по мнению большинства) оформление, тематика или же баланс. Часто одна из составляющих игры с низкой оценкой может быть выполнена очень хорошо, а для кого-то даже и перевешивать имеющиеся недостатки. Тем не менее, такие игры перед покупкой лучше посмотреть и попробовать "вживую".

Русскоязычный портал "Тесера"

В русскоязычном интернете самой большой энциклопедией настольных игр является "Тесера ".
Рейтинг тут сделан несколько проще, т.к. он не использует сложные алгоритмы, как Geek Rating. Соответственно, оценка строится на основе средней оценки всех пользователей без учета количества проголосовавших.



Различные оценки

  • Оценка "Тесеры" – это среднее значение всех рейтингов. Geek Rating с BGG тут так же представлен, но сортируются игры именно по рейтингу "Тесеры". (на момент написания статьи по какой-то причине он не отображается, но учитывается в "оценке пользователей". Надеемся, что это скоро починят)
  • Оценка пользователей – это среднее между оценкой "Тесеры" и рейтингом BGG.
  • Количество голосов – поскольку российское сообщество закономерно меньше мирового, то и проголосовавших тут тоже меньше. Стоит ориентироваться на рейтинг игр с более чем сотней проголосовавших.

Другая полезная информация

  • Правила на различных языках; даже если сама игра на них не переводилась (на "Тесере", соответственно, Вы сможете найти правила на русском)
  • Советы пользователей
  • Подробная оценка различных аспектов игры (глубина, геймплей, оригинальность, сложность и т. п.)
  • Рекомендации по количеству игроков
  • Пользовательские миссии и полезные дополнения
  • Примеры игровых раскладов и другие картинки
  • Полезные советы
  • Мнения пользователей и комментарии
  • Фотографии и видео
  • Множество другой любопытной информации

Многие интересные информационные объекты – такие как дополнительные миссии, правила и видеообзоры – мы стараемся добавлять также и на наш сайт, чтобы Вам было удобнее определиться с выбором игры и играть именно в то, что нравится Вам!

Правила проведения акции
  1. Информация об Акции
    1. Настоящая акция под наименованием «Шутки в сторону!» (далее – «Акция») является стимулирующим мероприятием, направленным на стимулирование продаж товаров, реализуемых в интернет магазине Организатора акции (далее – «Товар»). Акция не является лотереей и проводится в соответствии с правилами проведения Акции (далее – «Правила»).
    2. Организатором Акции является ООО «Лавка Чудес». Информация об Организаторе:
      ООО «Лавка Чудес», ОГРН: 1117746617669, адрес: 129626, г. Москва, ул. Староалексеевская, д. 8, . Акция проводится на сайте (далее – «Сайт»).
    3. Акция проводится в сети Интернет, для проведения Акции задействуются площадки: социальная сеть ВКонтакте https://vk.com/hobby_games (далее - «ВКонтакте») и сайт .
    4. Срок проведения Акции: 29 марта - 2 апреля 2018 года.
  2. Условия участия

    Участие в Акции автоматически означает полное принятие и ознакомление участника с Правилами. Для того, чтобы принять участие в Акции, необходимо:

    1. На сайте найти шуточный, т.е. несуществующий в действительности товар, размещенный на Сайте в рамках проведения Акции.
    2. На странице этого товара нажать кнопку «Участвовать в акции» и во всплывающем окне нажать кнопку «Подпишись на нашу группу в ВК» и подписаться на группу

Игра является неотъемлемым атрибутом жизни каждого человека. Кто-то отдает предпочтение командным играм сродни футболу и волейболу, другие погружаются в виртуальный мир, ну а третьи предпочитают проводить досуг за настольными играми. Плюсом подобных развлечений является тот факт, что игровой процесс «настолок» одинаково увлекателен как для детей, так и для умудренных опытом людей.

Большинство настольных игр, несмотря на кажущуюся простоту, заставляет игроков серьезно поразмышлять над следующим ходом. Отвлекающие маневры, блеф, попытка помочь или, наоборот, навредить соперникам сопутствуют каждой разыгранной партии. Несмотря на сотни ежегодно выпускающихся «настолок», прячущихся за яркими обложками и неожиданными поворотами сюжета, некоторые игры были и остаются «классикой жанра». Именно поэтому мы решили сделать рейтинг самых лучших настольных игр в мире, считающихся классическими.

Сегодня в десятку самых популярных настольных творений планеты, подходящих для игроков любого возраста, вошли:

# # #

10. Alias


В русифицированных версиях эта игра, объединившая миллионы поклонников, широко известна под названием «Скажи иначе » или «Элиас » («Алиас »).

Сюжет игры предельно прост и напоминает игру «Крокодил ». Один из участников игры вытягивает карточку с определенным набором слов, картинок или ребусов и пытается эмоциями и жестами показать их значение оппонентам. Побеждает тот, кто сможет за 60 секунд объяснить как можно больше слов из карточки.

Эта игра часто используется психологами и организаторами мероприятий для интеграции групп из малознакомых между собой людей.

# # #

9. Imaginarium


На девятой строчке рейтинга всемирно популярных «настолок» расположилась игра с названием «Имаджинариум ».

По задумке и игровому процессу этот шедевр схож с другим бестселлером «Диксит ». Ходящий игрок смотрит на карточку с изображением, придумывает и описывает образ, с которым ассоциируется данный рисунок. Далее играющая карта кладется на стол «рубашкой вверх», а остальные участники процесса пытаются выбрать из своего набора карту, которая, по их мнению, наиболее подходит к озвученному выше описанию ведущего. Сложности часто возникают из-за того, что рисунки на картах очень нестандартные и нужно напрячь воображение, чтобы максимально точно приблизиться к правильному ответу.

До окончания декабря осталось совсем немного, а, значит, пришло время оглянуться назад и отметить самые лучшие настольные игры уходящего 2016 года. А посему - представляю победителей премии «Игра года» по версии сайта сайт в 2016 году.

Первая номинация - это «лучшая семейная игра». В этом году мы пробовали немало хороших настолок семейного уровня. Это и Chicago Express , и Сабурбия , и Among the Stars . Но безоговорочный лидер в этой категории - старая добрая «Агрикола» , которую в этом году в обновлённом виде на русском языке выпустило издательство Hobby World .

«Агрикола» - отличная игра семейного уровня, позволяющая с головой окунуться в фермерское хозяйство, прекрасная как внешне, так и по содержанию. Примечательно, что играть в неё можно как в упрощённый «семейный» вариант, так и в «продвинутую» версию с картами профессий и мелких улучшений. В 2009-м году я назвал её «Игрой года» , семь лет прошло, а она всё так же хороша.

Следующая номинация - «лучшая игра для двоих игроков». Здесь не наблюдается даже подобия конкуренции. Год назад эта премия досталась 7 Wonders: Duel , которая в 2016-м вышла на русском языке благодаря издательству «Стиль Жизни» , плюс по этой игре стараниями простых настольщиков под предводительством Михаила Лойко организовали всероссийский турнир. В этом же году хороших игр для двоих, пожалуй, была всего одна - «Пэчворк» . Красивая, умная, быстрая и хорошая, да ещё и издана на русском языке. Простая и приятная. Достойная награды. И пусть мы раскладывали «Пэчворк» не так уж часто, зато каждая партия - это полное погружение в игру и очень хорошие ощущения.

Лучшей игрой для компании в этом году можно было бы признать «Кодовые имена» , только награда уже досталась этой игре год назад. Но и без «Кодовых имён» достойных претендентов достаточно. В первую очередь это «Визуал» , игра на объяснение слов с уникальными прозрачными карточками, позволяющая создавать анимированные изображения. Ещё это Time’s Up! , ещё одна классная объяснялка для компании, где одни и те же слова нужно раз за разом объяснять по-разному. Time’s Up! мы пробовали неоднократно в самых разных компаниях и везде результат был просто отличным. Благодаря ей у нас в компании даже появилось несколько локальных мемов («путешественник Владимир Позднер» и «сын-чай»).

С оценкой детских настольных игр я испытываю определённые сложности, но из того, что было в уходящем году однозначно лучшая игра - «Айс-класс» , представленная на российском рынке компанией «Стиль Жизни» . «Айс-класс» - игра про пингвинов, в которой нужно щелчками отправлять их в путешествие по оригинальному игровому полю, складывающемуся из нескольких коробок-в-коробке(!). А ещё конструкция пингвинов позволяет проделывать с ними различные трюки: щёлкать так, чтобы они прыгали через стены или летали не по прямой линии, а по хитрой траектории.

На звание лучшей карточной игры в этом году есть несколько претендентов. Это и Hero Realms , вариация «Звёздных империй» (прошлогодней «Игры года»), только в стилистике фентези вместо космоса. Это и «Порт-Ройал» - крайне приятная пиратская игра с механикой «испытай удачу». Это и «Ханаби» - простенькая, но уникальная крайне интересная игрушка, которая заставляет напряжённо размышлять целую компанию. А поэтому именно она - лучшая!

В уходящем году также было несколько неплохих филлеров. В первую очередь это Between Two Cities , которая вроде и быстрая, и приятная, но у нас в компании как-то не пошла. Ещё мы играли в Tides of Time и Deep Sea Adventure , обе они - хорошие и довольно оригинальные микро-игры, но надолго у нас не задержались. Ещё были «Прогулки в подземелье» , приятная игрушка про героев в подземельях. Но больше всего из быстрых игр нам понравилась Grizzled , простенький карточный пасьянс про Первую мировую войну. Мы пробовали его в разных условиях, в разных компаниях и всегда в ответ от новых игроков слышалось одно и то же - «А давайте сыграем ещё».

В прошлом году номинация «лучшая отечественная игра» не досталась никому. А вот в этом претендентов хватает. У нас есть Master of Orion , громкий релиз мирового уровня от Hobby World , представляющий собой карточную игру уровня «Поселенцев» . Присутствует «Стальная арена» - не столь громкая, как Master of Orion , но также замеченная на мировой арене игра от GaGa Games про сражения огромных роботов. Но лучшей отечественной игрушкой я, всё-таки, назову «Взлёт разрешён!» , игру про вывод самолётов из аэропорта в небо. Как написано на коробке - это достойная игра мирового уровня 🙂 Да ещё и выпущена она не крупным издательством, а разработчиком самостоятельно.

Насчёт лучшей локализации никаких сомнений даже и не было. «Эволюция. Естественный отбор », игра про развитие животных и их приспособление к меняющейся игровой ситуации. Игрушка с непростой судьбой. Впервые изданная в России, она была серьёзно переработана в США и выпущена там, а затем вновь попала на родину уже в изменённом виде. В новом варианте игра обзавелась очень хорошим оформлением, доработанными правилами и стала ещё лучше, чем была.

Хороших дополнений в этом году было немало. Мы освоили Shadow of the Rift для Eclipse с новыми видами инопланетных угроз и невиданными доселе космическими расами. Мы попробовали двухцветные карты для Star Realms в наборе United . Мы познакомились с новыми механиками для Race for the Galaxy в дополнении Xeno Invasion . Но самым лучшим дополнением стал, конечно же, набор Alternate Histories для Quartermaster General . Это дополнение подняло интерес к игре на новый уровень, а партии в «Генерала» стали с ним ещё более разнообразными.

Как только это дополнение появилось в цифре, я тут же сделал перевод карт и напечатал их, а также вылепил из полимерной глины фишки, и какое-то время мы играли в «Генерала» именно в таком виде. И когда чуть позже приехал официально изданный комплект, мы даже оставили некоторые самодельные фишки в игре, настолько они оказались удобными. Очень хорошее дополнение для очень хорошей игры.

В номинации «самая инновационная игра» в этом году, увы, пусто. Ничего особо инновационного за 2016 год в плане настольных игр опробовать не удалось. Хороших игр было достаточно, но ни одна из них не отличалась чем-то принципиально новым от того, во что мы уже играли. Поэтому звание «самой инновационной игры» в 2016 году не достаётся никому.

В уходящем году я познакомился с тремя играми, от которых ждал какого-то «вау-эффекта», но по факту его не получил. Первая игра - Impulse от Карла Чудыка . Это космическая 4Х-стратегия, полностью построенная на картах с разнообразными эффектами. В игру заложены интересные идеи, вот только чтобы оценить их, нужно потратить очень много времени и сил, чтобы полностью разобраться в правилах и осознать, как и что в игре работает. Не уверен, что оно того стоит.

Вторая - Baseball Highlights: 2045 , оригинальная колодостроительная игра про бейсбол, в которой на самом деле никакого колодостроения не ощущается и комбинаций карт обнаружить не удалось. По факту игрушка получилась занимательная, она довольно проста, даже несмотря на то, что от бейсбола мы очень далеки, но играть в неё как-то совсем не тянет.

И, наконец, Scythe . Выглядящая 4Х-стратегией, она оказалась банальной евроигрой с низким уровнем взаимодействия между соперниками. Да, компоненты в ней шикарные, да, внешне всё замечательно, но если копнуть глубже - ничего особенного нет. И, несмотря на большое количество поклонников, меня она разочаровала.

Будучи весной в Казани, я зашёл в магазин настольных игр и в качестве сувенира приобрёл «Порт-Ройал» . И не прогадал! Игрушка оказалась увлекательной и интересной. Вскрываем карты, нападаем на корабли и набираем себе команду. Партий в неё за год наиграно не очень много, но каждый раз когда она появляется на столе, все остаются довольны.

Насчёт лучшей игры для опытных игроков у меня было несколько претендентов. Это Mare Nostrum 2016 года издания, вызывающая ностальгические чувства, но не более (играть в неё не тянет). Это Cry Havoc , расхваленная новинка от поляков, которая хотя и предлагает ряд интересных механик, уступает Nexus Ops в динамике и сбалансированности. Это и Star Wars: Rebellion , масштабная стратегия, сделавшая со «Звёздными войнами» то же самое, что и War of the Ring с «Властелином колец», - сагу очень классно полностью перенесли в настольный формат. Но лучшей игрой для опытных игроков я авансом называю Pax Pamir . Маленькую коробочку, в которой скрывается огромная игра. Я ещё не уверен, что она мне понравится, потому что недостаточно близко с нею знаком, но то что я уже увидел вызывает большое уважение. Разработчики Pax Pamir - молодцы, у них получилось уместить большую стратегию в крайне небольшой набор компонентов.

Ну а с лучшей игрой года всё просто. В 2016-м случилось невиданное. В настолку с партиями на час-полтора-два мы сыграли 68 раз. Это игра про Вторую мировую войну, которая называется Quartermaster General . Мы с ней познакомились на «Игроконе» осенью 2015 года, и с тех пор играем регулярно, буквально каждую неделю. В нашей компании есть люди, которым «Генерал» уже надоел, но вот что удивительно - каждый раз получается собрать за столом 6 человек.

Статьи по теме: