Ролевые игры по безопасности «Моя безопасность. Криминальные ситуации или как обезопасить свою жизнь. "Извините, кто вам нужен?", "Кого вам позвать?"










Чтобы избежать опасность: Быть внимательным; Замечать детали; Анализировать ситуацию; Не появляться в местах с «дурной славой»; Попадая в новое, незнакомое место внимательно осматриваться; Игнорировать пустыри, стройплощадки, парки, скверы (особенно ночью).


Безопасное поведение на улице: Правильная оценка обстановки; Правильная оценка обстановки; Не находиться одной (одному) на улице в темное время суток; Не находиться одной (одному) на улице в темное время суток; Не пользоваться подземными переходом, если он недостаточно освещен и малолюден; Не пользоваться подземными переходом, если он недостаточно освещен и малолюден; Не садиться в машину к незнакомым людям; Не садиться в машину к незнакомым людям; Не заходите в чужие дома и квартиры; Не заходите в чужие дома и квартиры; Избегать проходные подъезды, дворы, пустыри, стройплощадки, безлюдные парки, скверы (особенно ночью) и т.д. Избегать проходные подъезды, дворы, пустыри, стройплощадки, безлюдные парки, скверы (особенно ночью) и т.д.


Меры предосторожности для девушек: Не провоцировать мужчину; Не садиться в машину к незнакомым людям; Не заходите в чужие дома и квартиры; Избегать проходные подъезды, дворы, пустыри, стройплощадки, безлюдные парки, скверы (особенно ночью) и т.д.; Идя на вечеринку хорошо знать всех ее участников; Если в компании незнакомые люди, то лучше сразу уйти; Приходить в компанию только с близкими, проверенными друзьями (с ними же уходить); Идя в гости к юноше (мужчине) быть уверенной, что не останетесь с ним наедине; Поведением (развязность, громкий смех) не привлекать внимание – признак доступности; Нельзя быть «центром внимания» в общественных местах.




Криминальные ситуации вне жилища. Стоит ли пытаться самостоятельно задерживать преступников? Стоит ли пытаться самостоятельно задерживать преступников? Что нужно предусмотреть заранее, если в твоей квартире нет телефона? Что нужно предусмотреть заранее, если в твоей квартире нет телефона?




Криминальные ситуации вне жилища. Как ты можешь объяснить фразу Яцека Павловича из книги «Выживание в городе»: «Не будьте сообщниками тех, кто грабит ваш дом, - не помогайте вору проникнуть в него»? Как ты можешь объяснить фразу Яцека Павловича из книги «Выживание в городе»: «Не будьте сообщниками тех, кто грабит ваш дом, - не помогайте вору проникнуть в него»?


Криминальные ситуации вне жилища. Если тебя кто-то пытается силой влечь за собой, кричи «помогите! Я его не знаю». А лучше кричать «Пожар!». Если тебя кто-то пытается силой влечь за собой, кричи «помогите! Я его не знаю». А лучше кричать «Пожар!». Если тебе пришлось защищаться самостоятельно – делай все возможное для спасения своей жизни и здоровья. Если тебе пришлось защищаться самостоятельно – делай все возможное для спасения своей жизни и здоровья.













Цель: Рассмотрение и обсуждение с детьми опасных ситуаций, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми и предметами, закрепление правил поведения в данных ситуациях.

1 -Закреплять представление детей об источниках опасности и правилах безопасного поведения в проблемных ситуациях.

2 -Развивать охранительное самосознание, сообразительность, внимание, логическое мышление.

3 -Развивать умения детей работать с моделями (схемами).

4 -Активизировать речь детей путём составления сложных предложений при ответах на вопросы воспитателя.

5 -Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, сочувственное отношение к пострадавшему.

Предварительная работа:

1-Беседы по русским народным сказкам: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух».

2 -Рассматривание иллюстраций, плакатов, схем на тему «Как избежать опасных ситуаций?»

3 -Дидактическая игра «Свои – чужие».(Цель игры- закрепить с детьми опасные ситуации при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях.

Ход занятия:

Ребята, нам пришло письмо от дяди Фёдора из деревни Простокваши-но. (показ письма). Интересно что в нём, откроем? Да, письмо-то непростое, а звуковое. (слушается аудиокассета).

Интересно, какие задания прислал дядя Фёдор?

Задание 1:

В каких сказках вышло так, что дети и сказочные герои попали в опасные ситуации?

(«Колобок», «Кот, лиса и петух», «Петушок-золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Бармалей»).

Хорошо, молодцы, много сказок вы знаете, а в сказке «Волк и семеро козлят», что сделали козлята? (открыли дверь незнакомцу).

И что произошло? (ответы детей)

А как бы вы поступили, что в таком случае надо сделать? (ответы детей)

Правильно, вы обязательно должны сообщить взрослому, давайте послушаем, что нам расскажет Саша: (карточка№8)

«Если позвонил звонок,

Посмотри сперва в глазок,

В гости кто пришёл узнай,

Но чужим - не открывай!

Если нет глазка, тогда:

«Кто же там?»- спроси всегда,

А не станут отвечать-

Дверь не надо открывать!»

Ребята, все теперь знают, как надо вести себя в подобных ситуациях? За-помнили?

Задание 2:

Ребята, а здесь ещё задание есть. Да не простое, а рассказ. И ещё карточки какие-то, непонятно. Давайте прочитаю?

Жил на свете мальчик Петя. И однажды он остался один дома.

Петя увлёкся игрушками и тут зазвонил телефон. Он снял трубку.

(Сценка по ролям)

Алло, я вас слушаю- совсем как взрослый сказал мальчик.

Скажите, пожалуйста, кто это говорит?

Петя, Петя Иванов.

А-а-а, Петя –протяжно сказала тётенька.

А дома кто-то есть?

Нет, я один.

Совсем один?- переспросила тётя.

Да, совсем один, - ответил Петя. Ему даже стало немного грустно.

А где твои мама и папа?

Они ушли куда-то. Сказали чтобы я посидел пока один.

Ну, хорошо, Петенька, до свидания!

До свидания,- сказал Петя и положил трубку.

Какая приятная тётенька, подумал Петя,- вежливая такая!

Ребята, правильно поступил Петя? Как бы вы поступили вы? Как надо вести себя в этом случае? (ответы детей).

Правильно, про такую ситуацию нам расскажет Данила: (карточка№15)

«Если телефон звонит,

Кто-то в трубку говорит:

И куда же я попал?

Номер я какой набрал?

Как тебя зовут, малыш?

Дома с кем сейчас сидишь?-

Ничего не отвечай,

Просто маму подзывай!

Если взрослых дома нет,

Не веди ни с кем бесед,

«До свидания!»-скажи,

Быстро трубку положи!»

Ребята, вы хорошо запомнили эти правила? Молодцы! Давайте посмотрим, что же дальше наш Петя стал делать?

А Петя решил пойти погулять, а жил он на седьмом этаже многоэтажного дома. Подошёл он к лифту, а рядом с лифтом стоит незнакомый мужчина. Двери лифта открылись и незнакомец предложил Пете пройти в кабину лифта.

Правильно, Маша нам расскажет, как надо поступить в такой ситуации. (карточка№14)

«Если квартира твоя высоко
И добираться домой нелегко,
Пользуйся лифтом, но только учти:
В лифт с не знакомыми - не заходи!
Могут обидеть тебя, напугать…
Можешь серьёзно, мой друг, пострадать…
Будь осторожней, всегда берегись
И с незнакомцами в лифт не садись!»

Ребята, и наш Петя поступил также, он не поехал с чужим человеком, вышла соседка т. Валя и он вместе с ней спустился во двор.

Ребята, есть такая игра, которая называется «Свои – чужие», и я предлагаю вам в неё поиграть. (мама; папин брат; дедушка; продавец в магазине; твой друг; папа; водитель автобуса; дедушка, сидящий на скамейке; близкая подруга мамы; тётенька в аптеке; вы сами).

Ребята, а кому мы можем доверять: только близким, родным, хорошо знакомым, а незнакомцам? Молодцы!

Интересно, что Петя дальше стал делать? Вышел Петя на улицу во двор и встретил там свою подружку Машу, она ела вкусную конфету, но с Петей не поделилась, а убежала к девочкам в песочницу. А Петя остался один и горько заплакал. И в это время к нему подошёл незнакомец и спросил его, почему он плачет. Петя рассказал ему о своём горе и незнакомец предложил Пете сесть к нему в машину и поехать в магазин, за очень вкусными конфетами.

Ребята, как надо поступить Пете? (ответы детей)

Адель и Рома нам расскажут как надо посту-пить. (карточка№18); (карточка№28)

«Осторожней будьте, «Если люди незнакомцы

Милые ребята: Вас кататься позовут,

К незнакомым людям в машину не садитесь-

Доверять не надо! Далеко вас увезут!

Если вас с собою И не будет папы, мамы,

В гости позовут, Ни подружек, ни друзей…

Или вам конфетку Не садитесь к незнакомцам,

Вкусную дадут, А бегите прочь скорей.»

Лучше отбегайте

Прочь от них скорей

И предупреждайте

Всех своих друзей….»

Ребята, можно доверять незнакомым людям? А брать угощение? А что ещё нельзя? (ответы детей)

Вот и Петя, подумал и убежал от незнакомца к другим ребятам, которые играли во дворе детского сада. Они строили в песочнице замок и вдруг откопали большую разноцветную коробку. Все ребята стали громко кричать, что надо срочно открыть коробку и посмотреть, что же там такое?

Ребята, а как вы думаете, что может быть в коробке? (ответы детей)

Правильно, ребята, в коробке могут быть не только конфеты, клад, но и незнакомые предметы, которые могут быть опасны для нашего здоровья и даже жизни. Об этом нам расскажут … и …. (карточка№20)

«Интересно, что там в свёртке? «Неизвестные предметы

Ты его не вздумай брать! В руки не бери!

Взрослым о своей находке Ни в коробки, ни в пакеты

Должен сразу рассказать. Даже не смотри,

Осторожнее, ребята! А зови на помощь взрослых,

В свёртке может быть граната Чтобы выяснять,

Кто-нибудь коснётся- Делать что с такой находкой,

И она взорвётся!» Что же предпринять?

Может быть опасным очень

Вот такой пакет…

Если ты неосторожен,

Жди проблем и бед!»

Наступил вечер, вернулись родители, и Петя им рассказал, что с ним про-изошло пока их не было дома. Папа с мамой очень внимательно выслушали Петю и похвалили его за то, что он очень правильно и умело вёл себя в таких опасных ситуациях.

Ребята, как вы думаете, прав был дядя Фёдор, когда написал нам, что если мы в школу не ходим, то и правил поведения в опасных ситуациях мы не знаем? Почему?

В детском саду мы тоже знакомимся с правилами безопасности: как надо вести себя при пожаре, правила дорожного движения, правила поведения дошкольника в опасных ситуациях.

Ребята, давайте с вами ещё раз напомним нашим мамами папам правила поведения детей при опасных ситуациях и вручим им памятки. А завтра напишем письмо дяде Фёдору и отправим такую памятку и ему, чтобы он тоже не забывал их.

ПАМЯТКА для родителей

правила для дошкольников:

1. Не выходи на лёд водоёмов.

2. Не играй на стройке.

3. Не подходи близко к фейерверку.

4. Не сиди на подоконнике при открытом окне.

5. Не открывай двери незнакомым людям.

6. Не ходи с незнакомыми людьми.

7. Если ты потерялся, обратись к милиционеру.

8. Не подбирай чужие вещи.

9. Не сообщай незнакомым людям по телефону, что ты дома находишься один.

10. Обязательно сообщи родителям или близким людям обо всех подозри-тельных телефонных звонках и незнакомых, звонящих в дверь.

Тевдорошвили М.С.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

детский дом «Ласточкино гнездышко»

Тевдорошвили М.С.

«Чрезвычайная ситуация»

(Ролевая игра)

Составитель М.С.Тевдорошвили, заместитель директора по безопасности жизнедеятельности муниципального казенного образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «Ласточкино гнездышко».

Ролевая игра «Действия в ЧС» разработана для организации и проведения с детьми практических занятий по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, отработке и закреплении теоретических знаний, на практике.

Материал предназначен для заместителей директоров по безопасности жизнедеятельности и преподавателей ОБЖ.

1. Введение. …………………………………………………………………….…5

2. План проведения игры…………………………………………………………8

3. Этапы проведения игр……………………………………… …………………10

4 Описание этапов игры (с 1по 10)…………………………………………..…..11

5. Заключение…………..………………………………………………………….19

6. Список литературы…………………………………………………………….20

7. Приложения …………………………………………………………………...21

Введение

Организация работы с детьми и подростками в области защиты от чрезвычайных ситуаций и подготовки к действиям в условиях социальных, криминогенных конфликтов, а также формирование активной жизненной позиции у подрастающего поколения является одной из наиболее острых социальных проблем. А успешное усвоение знаний основывается не только на теории, но и в практике – тренировках и учениях.

Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких ситуациях призваны подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из ЧС с наименьшими потерями.

Ролевая игра – игровая имитационная модель, воссоздающая условия, содержание, отношение, динамику той или иной деятельности. Это один из наиболее эффективных методов активизации обучения. Особый способ построения моделей, допускающий одновременное многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих игроков. Имитируя выработку, принятие и реализацию решений, они позволяют вводить обучаемых в круг задач управления.

Участвуя в игре, школьники ненавязчиво усваивают определённые понятий, т.е. теоретические, методические и практические знания, легче запоминают значительные объёмы информации, и учебный процесс превращается из «школы памяти» в «школу мышления».

Обеспечение безопасности предполагает обязательные знания конкретного чёткого алгоритма последовательных действий. Особенно эффективным представляется использование метода имитационно-ролевых игр для проверки знаний алгоритмов действий в чрезвычайных или экстремальных ситуациях того или иного характера.

Условия игры имитирует конкретную ситуацию. В сценарии игры подробно описываются правила её участников, дающие им возможность принимать решения с высокой степенью безопасности.

Для проведения итоговой проверки изученного материала и закрепления знаний, общешкольную ролевую игру лучше всего проводить в конце учебного года.

На первом этапе в развёрнутых и точных формулировках раскрывается тема игры. На втором формулируется её цель и конкретные учебные задачи. На третьем даётся характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, её условия, используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, временные границы проведения.

При проведении итогов игры важно не только дать общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам разобрать весь её ход, акцентируя внимание как на удачных, так и на неудачных решениях. При этом желательно оценивать и общую манеру поведения участников игры: интерес, взаимопомощь, эгоизм, нестандартность мышления, дисциплину, быстроту реакции и т.п. При разборе игры следует обязательно получить от них собственную оценку, предложения по совершенствованию. Это поможет избежать в следующей игре допущенных ошибок.

Игра проводится как комплексное мероприятие, состоящее из 10 этапов, охватывающей знание учащихся вопросов личной безопасности, задач решаемых в рамках курса ОБЖ и мероприятий гражданской обороны, оказание медицинской помощи. Как правило, местом проведения игры является основное здание школ

Ролевые игры позволяют широко использовать групповые формы работы. Как результат – повышается интерес учащихся к конкретным вопросам изучения раздела, развивается чувство товарищества и ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих. Таким образом, ролевые игры являются эффективным звеном системореализующих компонентов методической системы преподавания ОБЖ.

Цель: обучение обучающихся умению быстро принимать правильное решение в экстремальной ситуации;

Научить обучающихся самостоятельно анализировать обстановку в которой оказался и выходить из неё;

Формирование и закрепление сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности;

Закрепление навыков по оказанию 1 медицинской помощи.

Основные задачи:

1. Совершенствование внеурочной работы по БЖ.

2. Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

3. Овладение способами и приёмами деятельности, направленной на сохранение своей жизни и здоровья в опасных ситуациях.

4. Закрепление знаний, умений, навыков приобретённых на занятиях курса ОБЖ.

5. Совершенствование у обучающихся и педагогического состава учреждения теоретических знаний и практических навыков правильного поведения и действий в чрезвычайных ситуациях.

Ожидаемые результаты:

    активизация познавательной деятельности обучающихся ;

    повышение качества знаний обучающихся по действиям в ЧС;

    повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся;

    обновление учебного процесса, отражающее степень сложности, доступности, гибкости, экономичности, энергичности действий;

    более широкое применение технических средств обучения;

    развитие заинтересованности в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций.

План проведения ролевой игры

группы

Мероприятия

количество участников

Ответственные

возрастная

группа

1-4 кл.

1этап .

Интеллектуальая разминка.

Викторина «Что я знаю о пожаре»

2эта п.

Игры-эстафеты.

3этап .

Укладка рюкзака.

4этап .

Оказание первой доврачебной помощи (при носовом кровотечении.)

возрастная группа

5-8 кл.

1этап.

Интеллектуальная разминка. Обучающий КВН «Крестики-нолики». Решение кроссворда.

2этап .

1.Действия участников в районе аварии с утечкой сильнодействующих ядовитых веществ.

2.Укладка рюкзака.

3. Ядовитые и съедобные грибы.

3этап.

Оказание первой доврачебной помощи (перелом верхних конечностей). Транспортировка пострадавших.

4этап.

Тестирование по курсу ОБЖ.

возрастная группа.

9-11 кл.

1этап .

Интеллектуальная разминка. КВН «Нам стихия ни почём» Решение кроссворда

2этап.

Действия по команде «Газы».

Сигналы бедствия (международные.)

Ядовитые и съедобные грибы.

3этап.

Оказание первой доврачебной помощи. (перелом нижних конечностей).

4этап.

Тестирование по курсу ОБЖ.

Этапы проведения игры

    Действия по сигналам оповещения «Внимание, Всем!»

    Герметизация помещений и повседневной одежды.

    Викторины, КВН, игры-эстафеты.

    Действия участников в районе аварии с утечкой

сильнодействующих ядовитых веществ.

Укладка рюкзака.

Ядовитые и съедобные грибы.

5.Оказание первой доврачебной помощи.

6. Тестирование по курсу ОБЖ.

7. Подведение итогов. Итоговая линейка.

8 Награждение.

В подготовке и проведении игры принимают участие все обучающиеся, учителя и воспитатели. Учителя и воспитатели организуют и контролируют действия обучающихся. Выполнение практического задания проходит под контролем медицинского работника учреждения (санитарное звено). За действиями обучающихся, на всех этапах игры, наблюдает судейская комиссия, оценивая их действия и подводит итоги.

I этап. Безопасность движения на дорогах.

Задание командам: ответить на вопросы по закреплению правил дорожного движения. За каждый правильный ответ 1 балл. (Для каждой возрастной группы свои вопросы).

1. Вы сошли с трамвая на остановке и должны перейти дорогу, чтобы по попасть в магазин. Покажите на схеме как это сделать безопасно?

2. Покажите на схеме, по какой стороне проезжей части дороги вы будете идти, если пешеходные тротуары отсутствуют?

3. Покажите как правильно переводить группу учащихся через перекресток?

4. Как следует обходить автобус?

5. Поясните понятие «Дорожная ловушка».

6. Работа со знаками. О чем они предупреждают?

7. Каким правилам подчиняется человек ведущий велосипед?

8. Что означает мигающий зеленый сигнал светофора?

9. Что такое островок безопасности?

10. Как правильно прейти перекресток и почему вы так думаете?

II этап. Транспортировка пострадавшего

Задача команды : на носилках доставить пострадавшего до указанного судьей места.

№ п/п

Причины штрафов

Баллы

Отсутствие контроля за состоянием пострадавшего

Правильность транспортировки

Носилки не выдерживают пострадавшего

1-5 классы

Покажите способы переноски пострадавшего, если помощь оказывает один человек (Ответ: перетаскивание, перенос на спине, волоком (на плащ палатке, лыжах)

7-8 классы

Покажите способы переноски пострадавшего, если помощь оказывают два человека (Ответ: при помощи сиденья из двух пар рук, способ «замок», перенос раненого на доске)

9-11 классы

Назовите как можно больше способов замены носилок. Покажите один из способов. Какие правила необходимо соблюдать при переноске раненого на носилках? Как правильно транспортировать пострадавшего: вперед ногами или вперед головой?

III этап: Оказание первой доврачебной помощи при переломе конечности.

№ п/п

Причины штрафов

Баллы

Неправильный выбор места наложения жгута

Неправильное наложение жгута

Отсутствие указательной записки

Неправильное наложение повязки

Неправильная фиксация конечности шинами

Дополнительные вопросы:

1. Как избежать теплового (солнечного) удара?

2. Как остановить носовое кровотечение?

3. Для каких целей используется: йод, зеленка, нашатырный спирт, перекись водорода, подорожник, крапива?

4. Как оказать первую помощь при обмороке?

5. Какова профилактика радиационного поражения? (для 9-11 классов)

6. В каких случаях используется жгут?

7. Покажите как правильно сделать перевязку раны при порезе пальца?

8. Как оказать первую доврачебную помощь при ожоге кипятком?

9. Расскажите последовательность оказания доврачебной помощи при сотрясении головного мозга.

IV этап. Действия в условиях химического заражения.

Задача команды : по команде «Газы!» надеть противогазы и выйти из зоны заражения, учитывая направление ветра.

Провести проверку на наличие пострадавших (при обнаружении таковых: надеть на каждого противогаз, оказать первую медицинскую помощь и вывести из зоны заражения) и вынести материальные ценности.

№ п/п

Причины штрафов

Баллы

Ошибки, допущенные при надевании противогаза (не закрыты глаза, не сделан выдох)

Несоблюдение установленной последовательности при надевании и снятии средств защиты

Не застегнуты пуговицы на одежде

При надевании защитного костюма:

Тесемки чулок не закреплены

Чулки перепутаны

Неверный выбор направления движения из зоны заражения

Теоретические вопросы:

1. Какие средства индивидуальной защиты от химического поражения вы знаете?

2. Какие коллективные средства защиты от химического поражения вам известны?

3. Находясь в зоне заражения, вы захотели есть или пить? Как вы поступите?

4. Как поступит если вас двое, а противогаз один?

5. Всегда ли можно спастись от химического поражения в подвале?

6. Вы в зоне химического поражения, а средств защиты нет. Как быть?

V этап.

Задача команд (5-11 классов) :ответить на задания и выполнить действия по тушению пожара. За каждый правильный ответ 1 балл. За неправильный ответ снимается один балл.

1. «Пожарная азбука» - закончи пословицу (задание для команд). Кто быстрее допишет пословицы:

1. Из искры пожар ….. (рождается)

2. Нет дыма без …. (огня)

3. Москва от копеечной свечи… (сгорела)

4. Огонь хороший слуга, но …. (плохой хозяин)

5. Правда в огне не горит …. (и в воде не тонет)

6. Огнь друг и.. (враг человека)

7. Спичка невеличка, огонь… (враг)

2. «Струей в ведро»

По сигналу участник добегает до отметки, где находится брызгалка и ведро. Участник берет брызгалку, выполняет три надавливания целясь в ведро (расстояние 1,5 метра), затем возвращается в команду, стартует следующий. Побеждает команда закончившая эстафету первой и набравшая большее количество воды в ведро.

3. Умственная разминка - викторина «Вода, вода». Чья команда ответит больше:

Вопросы:

1. Что в гору не вкатишь? (воду)

2. Как называется наука о лесных пожарах) (пирология)

3. При каком пожаре горят кроны деревьев) (верховом)

4. Охрана лесов это: обязанность государства или долг каждого гражданина?

5. Иван бежит, сам кричит и всех на себе носит (река)

7. Кругом вода, а с питьем беда. (море)

8. Ни море, ни земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (болото)

9. Назовите агрегатное состояние воды (жидкое, твердое, газообразное)

11. Перечислите все океаны (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

12. Назовите самый мелкий океан (Северный Ледовитый океан)

13. Как называют людей, купающихся зимой (моржи)

14. Какие подручные средства могут помочь в тушении огня? (вода, песок)

15. Какая причина чаще всего приводит к пожару? (небрежность)

16. Средство пожаротушения (огнетушитель)

17. Что нельзя вскрывать, прокалывать при ожоге? (волдыри)

18. Имя героя древнегреческих легенд принесшего огонь людям (Прометей)

19. С какой птицей на Руси ассоциируется огонь? (красный петух)

20. Как называется профессия людей борющихся с огнем? (пожарные)

21. Что значит ликвидировать пожар? (локализовать)

22. Чем эффективнее следует воспользоваться при тушении легковоспламеняющихся жидкостей? (куском мокрой ткани)

23. Что нельзя тушить водой? (бензин, лак, краски, эл. бытовые приборы)

24. Какое наказание за умышленный поджог леса нес виновный во времена Петра 1? (смертная казнь)

25. Сколько пожарных частей у нас в городе? (1)

26. Что опаснее для здоровья и жизни человека при пожаре дым или огонь? (дым)

27. Можно ли открывать окна во время пожара? (нет)

28. Ожог вызванный пламенем, паром, кипятком? (термический)

4. «Струей в цель»

По сигналу участник добегает до отметки, где находится брызгалка и кегли. Участник берет брызгалку, выполняет одно надавливание, стараясь сбить кеглю струей (2 м). Возвращается в команду, стартует следующий (каждый участник целится в свою кеглю). Побеждает команда закончившая эстафету первой и сбившая большее количество кеглей.

VI этап. Обращение со взрыво-опасными предметами.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Задание командам:

Ваши действия при нахождении взрывного устройства?

Ваши действия при захвате в заложники?

Всегда ли необходимо соблюдать все приказы террористов?

Нужно ли вступать в контакт с заложниками?

VII этап. Спортивный.

Задание командам: «Преодоление полосы препятствий» сдать нормативы по:

Подтягиванию на перекладине для мальчиков;

Подъему туловища из положения лежа для девочек;

Преодоление полосы препятствий.

VIII этап. Викторина «Защити себя сам»

Задание командам: ответить на вопросы викторины по программе ОБЖ (отдельно для каждой возрастной категории учителем составляются вопросы) в письменном виде.

За каждый правильный ответ 1 балл. Причина штрафа – каждый неправильный ответ.

IX этап. Ориентирование на местности. Укладка рюкзака в поход.

Контрольное время работы на этапе: 20-25 миут.

Задача командам: на всех контрольный пунктах за минимальное время ответить на вопросы и произвести отметки в зачетном маршрутном листе (Приложение № 2):

Ориентирование в данном направлении;

Ориентирование по маркированному маршруту.

Команда пришедшая последней получает меньшее количество баллов.

Задача команде при укладке рюкзака: правильно упаковать предложенные вещи и предметы, взяв только необходимое. Причины штрафов:

Неправильное расположение вещей или предметов в рюкзаке;

Наличие в рюкзаке ненужных вещей или предметов.

X этап. Зеленые друзья и враги.

Задача команды: за минимальное время ответить на контрольные вопросы теста. Причина штрафов – каждый неправильный ответ участника.

Подведение итогов ролевой игры. Награждение смелых и находчивых.

Заключение

Предлагаемая методическая система с использованием метода ролевых игр в качестве метода оценки знаний позволяет повысить динамику учебного процесса – состояние деятельности ученика и учителя, которые благодаря этому методу работают более активно, более интенсивно, более сосредоточенно, более оперативно, что в результате приводит к более высокому уровню качества знаний по действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, повышению уровня практической подготовки обучающихся к безопасному поведению в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера, и, соответственно, формирует у обучающихся культуру безопасности жизнедеятельности как составную часть общечеловеческой культуры.

Список литературы

1. Баленко С.В. Школа выживания. Часть 1.- М.: Приложение к журналу «Знание», 1992.

2. Гастюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. – М.: Знание, 1996.

3. Гастюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: Зеркало, 1994.

4. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристических слетов и соревнований учащихся. М.: ЦДЮ, 1997.

5. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований «Школа безопасности». – М.: Владос, 2000.

6. Палкевич Я.Е. Выживание в городе. Выживание на море. – М.: Корвет, 1992.

7. Павлова О.В., попова Г.П.. Пожарная безопасность в 5-11 классах. – Волгоград: Учитель, 2006.

8. Самыгин О.П., Столяренко Л.Д. Школа выживания (обеспечение безопасности жизнедеятельности). Ростов-на-Дону: Феникс 2010.

9. Стемпиньска Я. Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях. – М.: ФиС «Турист» 2009.

10. Круглов Д.Г. Методическое пособие по подготовке и проведению мероприятий по программа «Школа безопасности», 2006.

11. Шимановский В.Ф., Голова Е.Н. Основы поведения и меры безопасности людей в общественной жизни. Методические рекомендации. – М.: «Турист», 2008г.

12. Штюльмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. – М.: «Турист», 2009г.

13. Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» № 6, 2006г.

Приложение № 1

Интеллектуальная разминка

1. Какие слова (слово) связывают с объектами, событиями, явлениями которые могут причинить человеку вред, физические пи психологические травмы, заболевания или смерть? Выберите ответ:

а) неуверенность;

б) рассеянность;

в) опасность;

г) забывчивость, неряшливость.

2. Приведите два примера природной опасности, с которыми вам пришлось столкнуться. Вспомните свои ощущения при этом.

3. Дополните фразу: « ______________» - это такие опасности, которые связаны с войнами, преступлениями, алкоголизмом, нищетой, низкой культурой общения между людьми и др. пороками человеческого общества.

4. . Дополните фразу: « ______________» - это такие опасности, которые рождены техникой.

5. Как вы понимаете слово «жизнедеятельность»? Выберите ответ:

а) пребывание;

б) наслаждение;

в) существование.

6. Что такое безопасность? Выберите ответ:

а) состояние при котором ничего не случается;

б) положение при котором не угрожает опасность кому-либо, чему-либо;

в) ситуация, в которой пребывает человек и природа, находясь в некотором состоянии равновесия.

7. Какие передачи по телевизору учат безопасности жизнедеятельности:

а) «В мире животных», «Путешествие натуралиста»;

б) «Дорожный патруль», «Катастрофы недели»;

в) «Утренняя почта», «Добрый вечер»;

г) «Угадай мелодию»

8. Перечислите средства пожаротушения.

Приложение №2

Маршрутная карточка

Команда _____1 -4 классы________________________________________

Этапы соревнований

Баллы

Подпись чл ена судейской бригады

2. Игры - эстафеты

3. Укладка рюкзака

Всего:

Маршрутная карточка

Команда: _________5 – 11 классы _____________

Этапы соревнований

Баллы

Подпись членов судейской бригады

1. Интеллектуальная разминка

2. КВН. Решение кроссворда.

3. Действия участников по команде «Газы»

4. Оказание первой доврачебной помощи

5. Тестирование по курсу ОБЖ

Всего:

Приложение № 3

ПУТЕВОЙ ЛИСТ

Класс ___________

1. Интеллектуальная разминка.

№ п/п

Кол-во баллов

Роспись

судьи

Безопасность на дорогах

Переноска пострадавшего

Оказание медицинской помощи

Действия в условиях химического заражения

Локализация пожара

Взрывоопасные предметы

Спортивный

Викторина

Ориентирование на местности

Зеленые друзья и враги

Всего баллов: _______________

«Чрезвычайная ситуация» [текст]: Ролевая игра / сост. М.С. Тевдорошвили, - Нововосточный: Изд – во МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»// 2015 – 24с.

Технический редактор Л.И.Архипенко

Оригинал – макет на компьютерном комплексе

МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»

652553, п.Нововосточный, ул.Мира,6

Права и обязанности детей в современном обществе.

Ситуационная игра-беседа с элементами викторины

для детей 7 - 10 лет.

Цели:

1.Формирование правовой культуры детей через ознакомление с основными правами и обязанностями.

2.Обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.

3.Закрепление полученного материала в игровой форме

С помощью литературных героев.

Задачи:

1.Дать возможность почувствовать себя гражданином своей страны.

2.Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет

обязанностей без прав.

Форма проведения:

Ситуационная игра-беседа.

Ход мероприятия:

1.Приветствие.

2.Обьяснение темы.

3.Наводящие вопросы по теме.

4.Вовлечение детей в ситуационную игру.

5.Экскурс, в историю помогающий понять необходимость создания законов, направленных на улучшение жизни детей.

6.Презентация по теме и просмотр видеоматериала.

7.Закрепление материала в форме вопрос-ответ:

Показ слайдов-заданий (отличить права от обязанностей)

Картинки с фрагментами сказок (назвать права персонажа)

Литература:

1.Журнал «Детская энциклопедия» № 8-2013

2.Видео:

Видеоматериал подготовила учитель ГБОУ школы №883

Антонова Александра Владимировна

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сегодня мы с вами побеседуем на тему: Права и обязанности детей.

То есть будем говорить о ваших правах и обязанностях.

А так же познакомимся с основными законами и правилами, устанавливающими права и обязанности всех детей.

Наводящие вопросы:

Как вы думаете, кого мы можем называть ребенком?

До какого возраста люди считаются детьми?

Есть ли у детей свой праздник?

Когда он отмечается?

Ребята, а какие права детей вы знаете?

А есть ли у детей обязанности?

Какие законы, защищающие права детей вы знаете?

Скажите, пожалуйста, а зачем вообще нужны все эти законы?

Может было бы здорово жить без них, делай, что хочешь и как хочешь?

Но уверяю вас, ничего хорошего из этого не получилось бы.

Игровые ситуации:

Давайте пофантазируем…

Вот вы решили поиграть в футбол, а ваши соперники стали играть и руками и ногами, да еще и в ворота поставили не одного вратаря, а сразу несколько.

Вы скажете: Это не по правилам!

Или, захотели погулять во дворе, а злой дворник не пускает: Сидите дома, нечего вам тут делать, только мусорите!

Вы, конечно, возмутитесь: нет такого закона, чтобы дворник на улицу не пускал.

А как вам такая ситуация: объелись вы с друзьями мороженого, и у вас заболело горло. Что делать? Правильно - идти к врачу. А он вас лечить не хочет: « У тебя нос курносый и веснушек много, а твой друг, вообще рыжий, мы таких не лечим».

Вы скажете, такого быть не может. И будете правы.

Потому что любая игра имеет свои правила и любое учреждение работает по установленным для него правилам.

Экскурс в историю:

Именно для того, чтобы все было по правилам, и существуют законы.

Как же создавались такие законы?

Для этого обратимся к истории…

Давным-давно, когда не было законов о правах ребенка, дети не считались полноправными членами общества, а были собственностью своих родителей или тех, кто их заменяет.

Дети подолгу выполняли тяжелую работу, недоедали и мало спали.

Их часто жестоко наказывали, секли розгами и ставили на горох за любую провинность. Детям из крестьянских семей некогда и не на что было учиться, поэтому они были безграмотными. А многие, лишившись своих родителей, скитались и просили милостыню.

Прогрессивные деятели на протяжении многих лет пытались изменить такое положение детей в России. Они создавали приюты для детей сирот, где кормили, обучали и заботились о них.

Не один век понадобился на принятие законов, улучшающих жизнь детей.

В итоге высшей ценностью нашего современного государства является человек, а охрана детства - основная задача нашего законодательства.

Просмотр видеоролика:

А сейчас мы с вами просмотрим видеоматериал и узнаем названия законов, которые определяют и закрепляют права и обязанности всех детей.

Вопросы на закрепление материала:

Ребята, о чем вы узнали, просмотрев материал?

О каких законах вы теперь знаете?

Закрепление материала в форме вопрос-ответ и просмотр слайдов:

А теперь давайте проверим и закрепим знания о ваших правах и обязанностях и проведем мини викторину.

Молодцы ребята, теперь, узнав больше о своих правах и обязанностях, вы сможете рассказать друзьям и взрослым много нового. О том, что права и обязанности каждого человека нераздельно связаны друг с другом. О том, что нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав.

О том, что каждый из вас является гражданином своей страны и обязан соблюдать и чтить законы и права других людей.

Спасибо за внимание, до новых встреч.

Ольга Говорова
Картотека бесед с детьми по безопасности

Беседа №1 .

Тема : «Гололед»

Цель : знать правила безопасности в зимнее время- в гололед;

уметь по картинкам определять опасную ситуацию;

описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы

не получить травму и не погибнуть.

Материал : картинки – знаки с изображением гололедицы.

Ход беседы:

1. Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед» :

Подморозило с утра, Нет вчерашнего тепла,

На дорогах гололед, И машины все несет.

Тротуары, как каток, Сделать бы еще шажок,

Но подошва подвела -Очень скользкая она.

Сколько бед от гололеда! Есть для дворников работа-

Соль насыпать и песок, Чтоб пройти прохожий мог.

2. Беседа о гололеде . Объяснение слова «гололед» .

3. Вопросы к детям :

Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?

Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?

Почему в гололед люди часто получают травмы?

Как обезопасить себя в гололед ?

Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?

4. Рассматривание картин- знаков гололедицы , предложить детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед?

Запомнить правила : - не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге, не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься; если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!

5. На улице - помочь дворнику посыпать скользкие дорожки песком.

Беседа №2 .

Тема : «Осторожно сосульки /снег с крыши/»

Цель : дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши - травма, если облизывать или есть- ангина) ; учить уберечься от сосулек в конце зимы- начале весны, подчиняться правилам безопасности , уметь предвидеть опасность .

Материал : сюжетная картина (тетрадь «Безопасность » №4, зад. 7); логическая картина «Как Вася заболел?» (тетрадь «Безопасность » №3,стр. 7)

Ход : 1. Загадка- Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)

2. Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним .

Попросить рассмотреть картинки и рассказать , что на них изображено. Обсудить с детьми , чем может быть опасна та или иная ситуация. Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши? А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности?

Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто- либо пострадал в подобных ситуациях. Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить. Придумать различные виды ограждений : веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.

ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя :

Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!

Подходить и трогать свисающие сосульки!

Нельзя сосать и есть сосульки!

Не кидайся сосулькой или снегом!

Будь внимательным и наблюдательным!

Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее!

Помимо собственной безопасности , заботиться о безопасности других (например, взять за руку и отвести подальше от опасного места малышей!

3. Игра «Сосулька»

Вниз головой висит сосулька, -Руки опущены вниз, пальцы рук

смыкают домиком.

От солнца насморк у нее. -трогают себя за нос.

То от тепла она заплачет, - собирают «слезы» в ладонь.

То платьице ушьет свое. - проводят руками по телу

сверху вниз, горизонтальным

движением «обрезают» длину.

Придет мороз- заледенеет, -обнимают себя руками, дрожат

Немного за ночь подрастет, -Руки вытягивают вверх,

встают на носочки

Окрепнет телом, потолстеет, -руки округляют по бокам.

Тяжелой станет- упадет. -приседают.

Беседа №6 .

Тема : «Идем на экскурсию (пешая экскурсия) »

Цель : дать знания о правилах безопасности во время пеших экскурсий, учить подчиняться требованиям безопасности .

Материал : Знаки : «Можно» , «Нельзя» (+) .

Ход : Решение проблемных ситуаций с применением знаков.

1 ситуация. Дети шли на экскурсию. Все шли друг за другом по- двое. Вдруг Коля увидел знакомого, и не предупредив воспитателя, побежал к нему. А в это время выехала из поворота машина. Что было дальше? (Ответы детей)

(Знак - «Нельзя» )

2 ситуация. Наша группа однажды пешком пошла на экскурсию на р. Сайму. Все дружно шли, соблюдая правила поведения пешехода. Когда дошли до места, оказалось, что Вани нет. Что же произошло? Почему? Можно ли поступать так? (Знак- «Нельзя» )

Обсудить, как нужно и нельзя себя вести во время пешей прогулки (экскурсии) . Предложить выбирать знаки.

Запомнить ПРАВИЛА :

Идти спокойно, держась за руку товарища (по-двое) за другими детьми и воспитателем ;

Не отставать от других детей, чтобы не заблудиться, а держаться вместе;

Не выскакивать и не убегать без разрешения воспитателей;

Если ты заблудился, не поддавайся панике, не беги, куда глаза глядят;

Переходить дорогу только на пешеходном переходе («зебре» ) на зеленый свет светофора. А если нет светофора, не забудь посмотреть, нет ли машин слева, а на середине дороги- справа;

Никогда не переходить улицу на красный свет, даже если поблизости нет машин, дождись, когда загорится зеленый свет;

Нельзя идти близко с дорогой, где ездят машины и автобусы;

Не выбегай на мостовую за мячом или другим предметом, если они упали и покатились : ты рискуешь не заметить проезжающей машины и попасть под нее.

Идти только по пешеходной дорожке и тротуару;

Не толкаться, не орать, не кричать по пути, не мешать прохожим;

Обходить стороной выезды с автостоянок, гаражей и других подобных мест : какой-нибудь автомобиль может выехать задним ходом, и его водитель не заметит тебя;

Слушаться указаний воспитателя;

Никогда не подходи и не садись в машину с незнакомым человеком, чтобы он ни говорил : на свете довольно часто встречаются злые люди, которые могут причинить тебе вред.

Беседа №9 .

Тема : «Как вести себя в жару на участке?»

Цель : учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др., закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.

Материал : сюжетная картина с изображением 2 девочек- одна сидит под «грибом» , а вторая загорает под палящим солнцем и получила солнечный ожог.

(Можно придумать и нарисовать другие картинки )

Ход : 1. Рассматривание картины .

Вопросы к детям : - Что изображено на картинке ?

Кто из девочек поступил правильно? Почему?

А что случилось со второй девочкой? Как это произошло?

Что нужно делать теперь?

А как мы ведем себя на улице в жару?

Что нужно делать, чтобы не случился солнечный удар? Солнечный ожог?

2. Составление рассказов из жизненного опыта детей.

3. Игра «Закончи предложение» -Чтобы не обидеть папу ,

Я одену с лентой (шляпу) .

Неразлучные друзья

Веревка и прищепка.

Не разлучные в жару

Я и моя (кепка)

Сильно солнышко печет?-

Спрашиваю маму.

Одеваю я в жару

Белую (панаму) .

3. Помочь запомнить Правила :

На прогулку летом обязательно надевай легкий головной убор (шляпку, косынку, кепку, панамку!

В жару пей больше жидкости- воды, морсов или соков!

Нельзя находиться долго на солнышке! Играть лучше в тени!

В жару носи легкую одежду, которая защитит твои плечи, спину и грудь от солнечных ожогов. Носи в жару темные очки.

Не бегай босиком в жару по асфальту.

Не увлекайся в жару подвижными играми на солнцепеке : не доводи до того, чтобы тело было мокрым от пота.

Если вдруг почувствуешь слабость, головокружение или подташнивание, немедленно уходи в тень и скажи воспитателю о своем самочувствии.

Смотри за товарищами, не перегрелись ли они, не покраснели ли лицо и тело.

Если замечаешь такое, пригласи их в тенек и скажи об этом воспитателю.

Беседа №10 .

Тема : «Зимой на горке»

Цель : Учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки;

Развивать выдержку и терпение- умение дожидаться своей очереди; выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.

1)Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.

2)Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине или

Игра (словесная) «Хорошо- плохо» . Дети оценивают ситуации, предложенные воспитателем, и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения.

3) Рассматривание санки-ледянки и обычных санок.

4)Подведя выводы, с детьми сформировать правила :

Кататься на горке только на санках-ледянках, а не на обычных санках;

Подниматься на горку только по ступенькам;

Не подниматься по скользкому скату горки и с боков;

Не кататься стоя, а только сидя;

Не толкать, не цепляться за товарищей;

Соблюдать очередность;

Не спрыгивать с горки;

Не стой на верхней площадке, а сразу садись и осмотрись;

Не поднимайся на горку и не катайся с игрушками и с предметами в руках;

Прокатился, быстрее вставай и уходи, т. к. следом за тобой скатится другой

и может сбить тебя;

Не спускайся с горки, пока не встал и не ушел с дороги предыдущий ребенок;

Не балуйся, не борись, не подставляй ножку ни на горке, ни около горки;

Не сбегай по скату;

Не кидайся снегом в сторону горки

Беседа №12

Тема : «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»

Цель : Учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с; знать границы своего участка; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.

Материал : Иллюстрации

Ход : Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию и (можно прочитать стихотворение об опасных предметах) рассказывает о должной реакции на предметы незнакомого происхождения. Показывает пакет и спрашивает, знают ли дети, что в нем находится. Дети не знают. Что опасного может быть в нем? Выслушать рассуждения детей. Проигрывание ситуаций :

Попросить показать нескольких детей, как бы они поступили.

Совместное рассуждение воспитателя и детей : никогда нельзя подходить и открывать незнакомые сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды. Нужно обязательно пригласить взрослого и показать!

И нельзя брать пакеты и сумки у незнакомых людей!

Запомнить правила :

Выходить на участок д/с и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом.

Не подходи и не трогай незнакомые пакеты и сумки.

Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться, быть

доброжелательным и вежливым.

Не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя.

Не играть с острыми предметами.

Не бегать с игрушками и не отбирать их у других.

Не разбрасывать игрушки. Это нужно не только для порядка, а в целях безопасности .

Так как кто- нибудь может наступить на игрушку или другой предмет, упасть и

травмироваться.

Не кидаться песком, землей, снегом.

Не подходить к собакам и кошкам.

Не трогать грибы и ягоды и не есть их.

Не ломать деревья, кусты.

Не махаться руками на насекомых, не ловить и не убивать их.

Не подходить к незнакомым людям, если даже они зовут вас.

Беседа №13

Тема : «Насекомые- польза и вред»

Цель : Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

Материал : предметные картинки с изображением насекомых;

сюжетные картины с изображением среды обитания этих насекомых.

Ход : Вопросы к детям :

Каких насекомых вы знаете? Когда появляются насекомые? Где они живут? Чем они отличаются от птиц? Что случится, если не будет насекомых? Чем могут быть опасны насекомые? Как себя вести при встрече с ними?

Стих : Меня ужалила пчела.

Я закричал : «Как ты могла!»

Пчела в ответ : «А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был ужжасно нужжен :

Я берегла его на ужжин!»

Подвести детей к мысли, что в природе все взаимосвязано, а жестокое и даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать.

Необходимо знать, как защищаться от насекомых :

Надо смазывать открытые части тела средствами (созданными специально для детей, отпугивающими насекомых!

Ни в коем случае не трогайте осиное гнездо!

Если около вас летит пчела, не машите руками, перейдите на другое место!

Если пчела все же ужалила, то надо удалить жало, ужаленное место протереть содовым раствором или приложить лепестки календулы.

Не ловите и не убивайте насекомых!

Не стойте около муравейника!

Беседа №15 .

Тема : «Осторожно : грибы и растения на участке д/с»

Цель : Познакомить с растениями нашего участка. Научить различать ядовитые растения, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться.

Материал : Игра «Распутай путаницу» , «Гербарий» .

1. Игра «Распутай путаницу»

На столе лежат картинки , на которых нарисованы отдельные части растений, детям предлагается их соединить.

2. Можно показать детям на картинке ребенка , который лежит в больнице. Попросить обсудить, что с ним могло произойти. Подвести к мысли, что трогать и брать в рот незнакомые растения и грибы опасно.

3. Спросить у детей, какие растения на участке нашего д/с им знакомы.

Показ растений из «Гербария» .

Обсудить с детьми , какие части есть у растений, на что похожи, названия, прочесть стихи или загадать загадки. Обсудить с детьми , чем может быть опасно растение или гриб.

У некоторых детей есть привычка- покусывать или жевать любую травинку. Это очень вредная привычка. Дети должны запомнить, что стебли, листья, цветы и ягоды многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью

Запомните!

Лучшее средство защиты от ядовитых растений- не трогать ни один цветок, ни один кустарник, если они тебе не знакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям : это может вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживающими ранами.

Сбор грибов- увлекательное занятие. Но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в городе, в парке и на участке д/сада.

Запомните- грибы в городе, даже если они и съедобные, опасны. Они содержат много нитратов, поглощают выхлопные газы, радиацию. Поэтому, встретив гриб на участке д/сада- не трогайте его, а покажите воспитателю, родителям.

Если вы все- таки потрогали растение или гриб, обязательно нужно вымыть руки с мылом.

Беседа №17

Тема «Мы любим праздники в д/с»

Цель : Познакомить детей с правилами поведения во время проведения праздников на улице; формировать навыки безопасного поведения ; воспитывать взаимоуважение, добрые чувства.

Материал : картинки или фотографии с изображением праздников в д/с, с участием детей.

Ход : 1. Д/упр. «Назови праздник» (с мячом) . Сядет тот, кто назовет какой- нибудь праздник.

2. Рассматривание картин . Беседа по ним . Вопросы к детям :

Что дети делают? Где они находятся?

За что мы любим праздники?

Какие праздники мы проводим в муз. зале? Физ. зале?

А какие праздники мы проводим на улице?

Как дети себя ведут на празднике?

А как еще можно и нужно себя вести?

Какие дети всегда ведут себя так? (Внимательные, вежливые, доброжелательные и др.)

А вы хотите быть такими же?

Давайте мы эти правила сейчас повторим и запишем на красивый лист фломастером!

А когда пойдем на прогулку, объясним и подарим малышам эти правила и проведем с ними маленький праздник «Хорошего настроения» .

Итак, первое правило скажет Дима (желательно, чтобы каждое правило сказали дети) :

Нельзя шуметь и разговаривать друг с другом, иначе не услышим речь героев (артистов) ;

Нельзя толкаться, наступать на ноги друг другу;

Не загораживать обзор другим детям;

Не выскакивать вперед без приглашения;

Не подставлять подножки;

Обходить лужи и скользкие места;

Не хватать и не дергать героев за одежду;

Не наталкиваться друг на друга при беге;

Остановиться и внимательно посмотреть перед собой, забегая за угол здания;

Строго выполнять все эти правила!

Беседа №18 .

Тема «Как себя вести в группе»

Цель : Воспитывать у детей правила поведения и общения в помещении детского сада (в группе, спальне, приемной) . Развивать умение подчиняться правилам безопасности , желание беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

Материал : сюжетная картина (в методкабинете, Губка БОБ- кукла (или медвежонок) .

Ход : 1. Приходит кукла- Губка Боб Квадратные Штаны в группу.

Обыграть ситуации :

*пока он «бежит» (а не идет) ударяется об угол стола;

*затем спотыкается об брошенную игрушку;

*захотел достать со шкафа предмет, залез на стул и упал;

*чуть не залез на окно, увидев там собачку (игрушку) ;

*когда, наконец его усадили на стул, он сидит и раскачивается.

С детьми обсудить все эти ситуации, (воспитатель объясняет детям, что Боб- мягкий, а если бы с детьми случилось такое , пришлось бы вызвать врача скорой помощи по тел. -03, объяснить Бобу, что он делал не правильно, почему себя так вести нельзя, а как правильно себя вести (озвучить ПРАВИЛА) и показать сюжетную картину .

2. Рассматривание сюжетной картины , где все дети заняты своим делом, никто не шумит, не бегает, не толкается, в группе порядок и т. д. Беседа по ней . Также рассказать (обсудить) детям о правилах поведения в спальне и приемной комнате.

Привести детей к мысли, что НАДО подчиняться правилам безопасности , т. к. это нужно для сохранения жизни и здоровья- своего и других людей!

*Разбросанные игрушки могут послужить причиной падения, ушиба.

Порядок в группе не только для чистоты, но и для безопасности !

*Нельзя залезать на подоконник, стол и шкафы.

Если не можешь достать, попроси воспитателя!

*Очень опасно бегать по группе, спальне и приемной : острые углы мебели могут стать причиной травмы, столкнувшись с другим ребенком можно получить сильный ушиб!

*Не бери мелкие игрушки в рот- ты можешь нечаянно проглотить их и подавиться!

*Раскачиваться на стуле нельзя! Потеряв равновесие, ты упадешь и ударишься!

*Во время игр с водой следи, чтобы вода не попала на пол.

Мокрый пол очень скользкий, поэтому опасен для тебя!

*Во время приема пищи не разговаривай, тщательно пережевывай пищу!

*Обувь всегда должна быть застегнутой и удобной, без длинных шнурков!

*Приносить в д/с жевательную резинку запрещено во избежание несчастных случаев!

Беседа №19 .

Тема : «Передвигаемся по детскому саду»

Цель : научить детей правилам безопасного передвижения по детскому саду;

Воспитывать выдержку, желание осознанно правильно вести себя в помещении д/с.

Материал : карта-схема д/сада ; фотографии детей : идут по коридору; поднимаются по лестнице (спускаются) ; просмотр театр. представлений в муз. зале;

заходят в физ. зал, и т. д. Кукла Незнайка (или взрослый) .

Ход : Вопросы к детям :

Куда мы ходим по д/саду? Какие помещения есть в д/с? (Музыкальный зал, физкультурный зал, медицинский кабинет и др.)

Как нужно себя вести, когда мы передвигаемся по д/с?

Приходит Незнайка, приносит фотографии. Рассматривание и обсуждение фотографий. Незнайка показывает, как он себя ведет в той или иной обстановке (толкается, спорит, не хочет стоять с кем-то или сзади, дергает за косичку девочек, ущипнет, наступает на ноги, балуется, говорит громко, машет руками, пинается, в театре вскакивает и орет, не здоровается со взрослыми в коридоре, на лестнице не держится за перила).

Объяснить Незнайке, что так себя вести ни в коем случае нельзя, и еще раз показывают, как нужно правильно вести себя, главное - почему так надо вести! Можно показать картинку , где ребенок лежит в больнице, обсудить ситуацию.

Незнайка обещает исправляться.

Воспитатель показывает детям карту - схему помещений д/сада, объясняет, где что находится.

Повторение правил вместе с Незнайкой (можно озвучить в магнитофонной записи) :

Спускаясь по лестнице, идти нужно друг за другом, спокойным шагом, не толкаясь, держась за перила;

Двигаться по коридорам д/с надо спокойно, придерживаясь правой рукой стороны коридора;

Осторожно переходи пересечения коридоров, потому что ты не видишь, кто может идти тебе навстречу;

При движении по коридорам всегда смотри вперед, чтобы не натолкнуться на выступы в стенах или на нянечек, спешащих с кастрюлями на кухню и обратно;

Коридоры и лестница- не место для игр и баловства. Помни об этом!

Не открывай двери ногой, также не открывай их резко, т. к. с той стороны двери может находиться человек, и ты его поранишь! (Ой, ребята,- Верь, не верь,- От меня сбежала дверь.

Прощай,- сказала,- дорогой,

Ты открывал меня ногой)

Беседа №20

Тема : «Зимние дороги»

Цель : Расширить знания детей о правилах поведения на улице, дороге в зимнее время. Дать детям знания о том, что зимой дороги скользкие и водители не могут быстро становить транспортное средство. На скользкой дороге машины и автобусы даже после торможения какое- то время скользят вперед. Воспитывать умение сдерживать себя, быть внимательными, не играть на дороге.

Ход : 1. Рассматривание сюжетных картин с изображением зимних дорог, улиц.

2. Беседа о правилах поведения на дороге и улице в зимних условиях :

* в гололедицу (На дорогах скользко. Вполне можно упасть. Водителю трудно остановить машину (автобус) . В такую погоду надо быть очень осторожным. Нельзя перебегать перед близко идущим транспортом, так как водитель, если даже затормозит, машина будет на скользкой дороге передвигаться какое - то время дальше. Надо терпеливо ждать, когда проедут машины. А если на переходе есть светофор, надо дождаться зеленого сигнала светофора, посмотреть, все ли машины успели притормозить, и только после этого спокойно переходить дорогу.);

*в снегопад (Стекло машины залеплено снегом и водителю плохо видно пешеходов и светофор).

3. Объяснение слов :

«Снегопад» ,

«Гололед» (Слой плотного стекловидного льда (гладкого или слегка бугристого, образующийся на растениях, проводах, предметах, поверхности земли в результате намерзания частиц осадков (переохлаждённой мороси, переохлаждённого дождя, ледяного дождя, ледяной крупы, иногда дождя со снегом) при соприкосновении с поверхностью, имеющей отрицательную температуру. Продолжается обычно несколько часов, а иногда при мороси и тумане - несколько суток.)

«Гололедица» (Слой бугристого льда или обледеневшего снега, образующийся на поверхности земли вследствие замерзания талой воды, когда после оттепели происходит понижение температуры воздуха и почвы).

Объяснить, чем они отличаются (В отличие от гололёда, гололедица наблюдается только на земной поверхности, чаще всего на дорогах, тротуарах и тропинках. Сохранение образовавшейся гололедицы может продолжаться много дней подряд, пока она не будет покрыта сверху свежевыпавшим снежным покровом или не растает полностью в результате интенсивного повышения температуры воздуха и почвы, чем опасны для водителя и пешехода.

4. Воспитатель : - Поднимите руки те, кто любит зиму. В какие игры вы любите играть зимой? (Ответы детей) -А хотите послушать, как мишка играл зимой?

Чтение стихотворения :

Скрылись под снегом газоны с травой. Скользко машинам на мостовой,

Льдом затянуло русло реки, Плюшевый мишка встал на коньки.

Только катается не на катке… Вышел на улицу с клюшкой в руке.

Долго ли, дети, здесь до беды? Есть для хоккея катки и пруды.

Только ботинки с коньками надень, Лед будет петь под коньками весь день.

А мостовая- опасный каток. Нужно во двор возвращаться, дружок.

Ребята, объясните мишке, почему нельзя кататься на мостовой? (Ответы детей) 5. Повторение правил поведения на зимних дорогах.

Беседа № 21 .

Тема : «Морозы жестокие в этом году»

Цель : учить правильно вести себя в морозную погоду.

1. Д/у «Какая зима»

2. Рассматривание зимней одежды

3. Беседа о том , как можно уберечься от сильных холодов.

4. Записать правила :

В сильные морозы надо одеваться очень тепло

Нельзя без взрослых выходить на улицу

Нельзя оставаться на улице долго

Нельзя открывать дома и в садике окна.

Лицо смазывать специальным детским кремом от холода - «Морозко»

Попросить своих родителей обязательно проводить их до самой группы.

Статьи по теме: