Сквозь огонь войны. Mass effect: выращиваем правильного шепарда - тактика игры и советы мастеров

Биография главного героя и секреты создания своего персонажа. Суть влияния решений принимаемых игроком. Факты о создании самого образа легендарного Коммандера Шепарда. Теперь всё это можно прочесть в единой статье, посвященной протагонисту вселенной Mass Effect.

"Ты ведь даже не живой… почти не живой. Ты просто машина, а машины можно сломать”

Лейтенант Коммандер Шепард - человек-протагонист игр Mass Effect, Mass Effect 2 и грядущей Mass Effect 3, чьи пол, внешность, умения и предыстория выбираются игроком и влияют на историю. Имя Шепарда также можно изменить, но оно не упоминается нигде в игре. По умолчанию Шепард – мужчина, имеет класс «Солдат», предысторию «Землянин» и психологический портрет «Уцелевший».

Шепард родился 11 апреля 2154 года. Прошёл подготовку по программе N7 – специальных войск Альянса Систем. Сразу после выпуска был назначен Старшим Помощником на корабль SSV Normandy. Позже Шепард стал первым человеком, получившим звание Спектра.Шепарда-мужчину озвучает Марк Мир (Mark Meer), а женщину Дженнифер Хейл (Jennifer Hale).

Mass Effect

Восстановление профиля

Восстановление профиля – это система создания персонажа в Mass Effect. В самом начале игрок выбирает, выбрать готового персонажа или создать своего.

В случае создания нового персонажа, игрок выбирает пол. Для мужских персонажей изначальное имя – Джон Шепард, для женских – Джейн Шепард. Фамилия неизменна, имя можно заменить.

Предыстория (до поступления на службу)

Далее идёт выбор предыстории. Возможные варианты: Скиталец (Spacer), Землянин (Earth-born) или Колонист (Colonist). Этот выбор влияет на то, как другие персонажи будут говорить о главном герое и на то, как быстро Шепард будет набирать очки Парагона или Ренегата. Появление некоторых заданий в игре зависит от данного выбора.

  • Скиталец: «Ваши родители состояли на службе войсках Альянса. Все Ваше детство прошло в переездах – на станциях и кораблях, Ваша семья не задерживалась нигде дольше, чем на несколько лет. Вы решили пойти по стопам родителей и сразу после школы поступили на службу».
    • Скитальцы очень быстро набирают очки Парагона.
    • Персонаж-скиталец может немного поговорить с Ханной Шепард (Hannah Shepard), матерью главного героя. Подобная возможность появляется только с этой предысторией, т.к. в других случаях родители Шепарда либо мертвы, либо пропали по другим причинам.
  • Землянин: «Вы – сирота. Ваше детство и юность прошли на улицах огромных мегаполисов Земли. Вы вырвались из мира уличного насилия и преступных группировок, записавшись в войска Альянса, едва Вам стукнуло восемнадцать лет».
    • Земляне очень быстро набирают очки Ренегата.
    • Персонажи-земляне также имеют свой уникальный квест. Член банды, в которой раньше состоял Шепард, подойдёт к нему у локации Chora"s Den в одном из районов Цитадели. Главного героя попросят зайти в бар и защитить одного из членов банды от турианца.
  • Колонист: «Вы родились и выросли в Мендуаре, небольшой пограничной колонии в Аттическом Траверсе. Когда Вам было шестнадцать лет, Мендуар подвергся нападению работорговцев. Вашу семью и друзей убили. Вас спас проходящий через систему патруль Альянса. Несколько лет спустя Вы записались на службу в войска».
    • Колонисты медленно набирают очки как Парагона, так и Ренегата.
    • У Колонистов тоже есть уникальный квест. Когда персонаж покинет лифт стыковочного дока, он получит запрос на помощь его выжившему другу с Мендуара, которого в детстве захватили работорговцы.

Психологический портрет

За выбором предыстории следует выбор психологического портрета. Возможные варианты: Уцелевший, Герой Войны и Безжалостный. Каждый из вариантов имеет отношение к определённому событию в истории Альянса и по-своему выделяет Шепарда.

  • Уцелевший: «Во время Вашей службы одно из заданий окончилось катастрофой. Перенеся немыслимые физические страдания и тяжелейший психологический стресс, Вы смогли выжить – один солдат из всего отряда. Вы единственный свидетель того, что произошло во время этой миссии».
    • Подразделение уцелевшего было убито во время атаки молотильщика на Акудзе (Akuze).
    • Роль уцелевшего не даёт никакого бонуса в наборе очков Парагон/Ренегат, но влияет на историю, связанную с миссией UNC: Dead Scientists.
  • Герой Войны: «В начале Вашей военной карьеры Вам пришлось столкнуться с превосходящими силами противника. Несмотря на то, что шансы на успех были невелики, вы рискнули жизнью, чтобы спасти товарищей и уничтожить противника. За смелость и проявленный героизм Вы заслужили награды и признание в войсках Альянса».
    • Герой Войны единолично отразил атаку батарианских работорговцев на Элизиуме.
    • Данная роль обеспечивает быстрый набор очков Парагона. Немного влияет на диалог во время миссии UNC: Espionage Probe.
  • Безжалостный: На протяжении Вашей военной карьеры, Вы действуете согласно одному правилу: задача должна быть выполнена. Люди считают, что Вам свойственны холодный расчёт и жестокость. Ваша безжалостность стала причиной настороженного отношения к Вам Ваших сослуживцев. Но задания, которые должны выполняться любой ценой, всегда поручают именно Вам.
    • Безжалостный послал три четверти своего отряда на смерть и убил сдавшихся батариан на Торфане.
    • Роль безжалостного даёт бонус к получению очков Ренегата и немного влияет на миссию UNC: Major Kyle.

Класс

Далее игрок должен определить военную специальность, которая в свою очередь предопределяет умения. Нам предоставлено шесть классов: Солдат, Инженер, Адепт, Разведчик (Infiltrator), Страж (Sentinel) и Штурмовик (Vanguard). Выбор класса также влияет на оружейную специализацию. Если Шепард не владеет каким-либо видом оружие, он его может использовать, но без возможности прицеливания и многих других бонусов. Это относится ко всем видам оружия, кроме пистолета, коим в равной степени владеют все классы.

В любом случае выбор класса не влияет на сюжет. Есть только одна незначительная вариация в диалоге с Кайденом Аленко, если был выбран один из классов, орудующих биотикой.

Бонусные умения

Если игрок создаёт уже второго персонажа, то он может выбрать бонусное умение. Их можно открыть путём получения достижений, связанных с умениями. Бонусные умения не зависят от класса или изначальных умений. Допустим солдат может получить техническое умение или инженер может выучить Сингулярность без Деформации. Также может быть выбрано умение, которое позволит, скажем, адепту управляться со штурмовой винтовкой.

Внешность

Заключительная стадия редактирования персонажа касается его внешности. Можно изменить структуру лица, голову, глаза, подбородок, рот, нос, прическу, шрамы, макияж (только для женщин) и растительность на лице (только для мужчин). Как вариант, игрок может выбрать внешность по умолчанию.

Подтверждение профиля

Перед началом игры приводится сводка по созданному профилю и даётся шанс вернуться на предыдущие этапы редактирования и внести изменения.

Если Коммандера Шепарда не редактировать и выбрать изначальный вариант, то он будет Землянин, Уцелевший и, при этом, Солдат. Если Шепард – мужчина, его имя будет – Джон, если женщина, то – Джейн.

Mass Effect 2

"Хотя бы раз, когда я прошу о помощи, мне хотелось бы услышать «Конечно. Давай. Не будем откладывать. Без проблем»”

Реконструкция Шепарда

После четырёх дней бесплодных поисков следов активности гетов неопознанный корабль атакует Нормандию и рассекает её на куски. Большая часть команды покинула корабль, но Джокер проигнорировал приказ и остался в кресле пилота, веря что ещё можно спасти корабль. Шепард пошёл спасти Джокера. Как только он посадил пилота в спасательную капсулу, Коммандера отбросило взрывом. В результате костюм был повреждён и Шепарда выкинуло в открытый космос. В конечном счёте изоляция костюма не выдержала. Шепарду пришел конец. Он умер от удушья, к которому добавилось возгорание костюма, при вхождении в атмосферу, к которой начало притягивать главного героя.

Известный своей осведомленностью обо всем, что происходит в галактике, Серый Посредник нанял Ферона, подчинённого дрелла, чтобы тот достал тело Шепарда. В то же время, Лиару Т’Сони, которая искала Шепарда после атаки на Цитадель, нанял Цербер с той же целью, что и Посредник. Ферон собирался выполнить поручение и передать Серому Посреднику тело Коммандера, пока он не услышал о сделке своего боссаа с коллекционерами. Из-за этого он решил помочь Церберу. Как только Ферон и Лиара получают тело Шепарда, они решают отдать его про-человеческой организации, нежели позволить коллекционерам присвоить его себе.

В результате работы Цербера под названием Проект Лазарь Шепард был возвращен к жизни, являя собой сочетание органики и синтетики. Двумя годами позже, Шепард приходит в сознание во время атаки на космическую станцию Цербера. По мере продвижения по станции Шепард узнает о Проекте Лазарь, о проделанной работе по его оживлению и о средствах вложенных во всё это. Несмотря на намерения сделать его таким же как раньше, Шепард понимает, что скорее всего в нём что-то изменилось безвозвратно. Некоторое время Призрак, лидер Цербера, относится к Шепарду как к отсталому или, выражаясь фигурально, всё ещё спящему.

Пока Коммандера не было, человеческие колонии бесследно исчезали. Из-за бездействия и политической волокиты Альянса и Совета, Цербер остаётся единственной организацией, способной бороться с угрозой. Шепард соглашается на сотрудничество с Призраком, дабы узнать всю правду. Слухи о том, что Шепард выжил, сеют беспокойство. Кто-то даже стал считать, что Шепард тайно ищет причины исчезновения колоний.

Шрамы Шепарда

Из-за того, что Шепарда разбудили до завершения операции по его восстановлению, его лицо усеяно сверкающими шрамами. Они могут служить неким индикатором. Получение очков Парагона заставляет шрамы сужаться и исчезать, в то время как получение очков Ренегата расширяет шрамы, даёт обнажить больше оранжевых кибернетических имплантов. Высокие показатели Ренагата заставит дегенерировать глаза. Сперва они будут немного отсвечивать в пределах радужной оболочки. По достижении последних двух ячеек шкалы Ренегата глаза начнут заметно светиться красным.

Сразу после получения доступа к Технической Лаборатории Нормандии Шепард получает письмо от доктора Чаквас, которая объясняет, что позитивные мысли излечат шрамы. Также после усовершенствования Медицинского Отсека, становится возможным хирургически скрыть кибернетические импланты и ускорить процесс выздоровления. Если игрок выбирает хирургию, то шрамы сразу излечиваются и поступки Шепарда перестают влиять на его внешность. Данное усовершенствование стоит 50 000 единиц платины.

Интересные факты

  • Коммандер Шепард назван в честь Алана Бартлетта Шепарда Младшего (Alan Bartlett Shepard, Jr.). Он был вторым в истории космонавтом и первым Американцем в космосе (5 мая 1961). Позже, в 1971, руководил миссией Аполлон 14. Это пятый человек, ступивший на Луну.
  • В рекламе Шепард всегда мужского пола.
  • Лицо Шепарда по умолчанию основано на датской модели – Марке Вандерлоо (Mark Vanderloo).

  • Шепард разговаривает с канадским акцентом. Скорее всего это связано с тем, что и мужчина и женщина, озвучивавшие его – действительно, канадцы.
  • Шепарда-женщину озвучивает Дженнифер Хейл (Jennifer Hale), которая работала также над Бастилой Шен (Bastila Shan) в игре фирмы BioWare «Star Wars: Knights of the Old Republic» и игре фирмы Obsidian Entertainment «Star Wars: Knights of the Old Republic II - The Sith Lords».
  • Если верить словам Адмирал Хекетта, не взирая на звание Спектра Шепард остаётся солдатом Альянса, несмотря на то, что Капитан Андерсон утверждает обратное. Поэтому к Шепарду относятся как к Коммандеру.When Shepard is inducted as a Spectre, according to Admiral Hackett Shepard is, technically, still part of the Alliance military (though Captain Anderson claims otherwise). Therefore, Shepard should still be referred to as a Commander, even though Shepard is outside of the Alliance military"s chain of command and answers directly to the Council.
  • В некоторых ситуациях, военными званиями можно пренебречь в пользу гражданских званий. Опираясь на природу и авторитет Спектров, можно сделать вывод, что подобный ранг заменит любое звание.
  • Изначальные имена мужского и женского Шепардов – имена неопознанных мужчины и женщины. Их имена Джон Доу (John Doe) и Джейн Доу (Jane Doe) соответственно.
  • У Шепарда дар лидера. Миранда Лоусон отмечает это и утверждает, что у Шепарда есть «этот огонь, который заставит любого пойти за тобой прямо в ад». Это схоже с протагонистом игры «Knights of the Old Republic», о котором также говорили подобное.
  • Сохраняя в тайне истинную суть возвращения Шепарда в Mass Effect 2, часто говорилось о том, что он почти умер. Но ведь это не совсем правда. По ходу сюжета Шепард-мужчина шутит с Джеком, что он «технически восствший из мертвых».
  • Когда Шепарда впервые задерживают на Цитадели в Mass Effect 2, одним из вариантов диалога оказывается фраза «я почти мёртв». Это может быть отсылкой к сюжетной линии персонажа «Miracle Max» из фильма «The Princess Bride».
  • Если в Mass Effect завершить миссию «Дипломатия Азари», то Нассана Дантиус (Nassana Dantius) выразит удивление, увидев главного героя и скажет, что она думала он мёртв. Это происходи когда игрок берёт миссию по поиску Тейна Криоса. На это заявление главный герой отвечает что «ему лучше». Это возможная отсылка к «Monty Python and the Holy Grail» или к Капитану Джону Шеридану из сериала Babylon 5.
  • Коммандер Шепард присутствует в другой игре от Electronic Arts game - MySims SkyHeroes. В ней он – пилот.
  • Лицевые шрамы ренегата в Mass Effect 2 похожи на влияние тёмной стороны силы в Star Wars: Knights of the Old Republic. В обеих играх морально-этические поступки влияют на внешность протагониста.

Как только не ругают новую часть Mass Effect: и завязка банальная, и Первопроходец - клон Инквизитора из Dragon Age, а уж видео с корявой лицевой анимацией заполонили весь интернет. Но одно признают все: BioWare по-прежнему хороши в пасхалках, а их разработчики в этот раз приготовили немало. Делимся теми, которые мы нашли.

Пасхалки из реального мира

Покорением космоса в мире Mass Effect земляне обязаны SpaceX: в XXI веке компания Илона Маска стала пионером в межпланетных путешествиях. Инженеры SpaceX разработали технологию многоразового запуска первой ступени ракеты-носителя, сделав полёты в космос дешевле и доступнее. В память об открытии главный герой «Андромеды» Райдер бережно хранит модель ракеты Falcon Heavy - именно ей человечество обязано появлением Лоуэлл-Сити, первого поселения на Марсе.

На счету у SpaceX действительно есть несколько смелых проектов, а в планах - колонизация Марса. Первый запуск реальной Falcon Heavy ещё не состоялся - полёт запланирован на 2017-й, но зато первая ступень другой ракеты, Falcon 9, ранее побывавшей на орбите, успешно завершила своё второе путешествие как раз на днях. Реальность вполне может обогнать игру: NASA планирует высадиться на Марсе уже в 2030-х против 2103-го в Andromeda.

Falcon Heavy у BioWare получился как настоящий. Жаль, что по нему нельзя прогуляться

Кроме Falcon Heavy, в игре упоминаются и другие проекты. Интересно, что в цифровых летописях фигурируют не только свершившиеся экспедиции вроде программы «Экзомарс» , но и предстоящие - миссия BepiColombo (запуск в конце 2018-го) и межпланетная станция JUICE (2022), проектируемая для изучения Юпитера.

По кодексу Andromeda можно учить историю. До 2017 года

Есть ещё пара историй, связывающих игру с реальностью, но более приземлённых. На планете Воелд в квесте «Белая смерть» Райдер с помощью сканера пытается выследить некое животное. Но, как только он его находит, в создание тут же попадает шальная пуля. Это неспроста, потому что «Белая смерть» - кодовое имя легендарного финского снайпера Симо Хяюхя, действовавшего в советско-финской войне.

Пасхалки из оригинальной трилогии

Andromeda не могла обойтись без ностальгических отсылок к оригинальной трилогии. О приключениях капитана Шепарда можно послушать во время последнего воспоминания Алека Райдера: Кастис Вакариан, отец Гарруса , рассказывает ему о встрече экипажа «Нормандии» со Жнецами. Воспоминание завершается обращением Лиары Т’Сони , в котором она говорит о грядущей войне с враждебной расой.

Лиара (а точнее, её голос, ещё без «спецэффектов» Серого Посредника) появляется и в нескольких аудиожурналах семьи Райдеров - в них она рассказывает о своих научных изысканиях в области протеанской культуры. Журналы находятся на станции Нексус в каюте Алека Райдера. Кстати, фото Гарруса, Лиары и ещё пары компаньонов Шепарда можно найти в кодексе, где приводятся описания их рас - азари, турианцев и других.

Мы кое-что узнаём о Заиде Массани, ещё одном сопартийце Шепарда со взрывным (в прямом смысле) характером. Оказывается, у него есть сын, Бейн Массани , который как и отец, выбрал жизнь наёмника. Встретить Бейна можно во время миссии на Эосе.

А самого важного члена команды Шепарда можно даже завербовать! Речь идёт о легендарном космическом хомяке, который перекочевал в серию Mass Effect из Baldur’s Gate . На кухне «Бури» можно найти несколько крошек, обронённых пушистым другом. Просканировав их, Райдер обнаружит ещё несколько следов хомячьего пиршества и соорудит ловушку - и обжора обзаведётся персональными хоромами в каюте героя.



Кора Харпер, десантница, талантливый биотик, а то и дама сердца протагониста, - самая крупная пасхалка в игре. Она ни много ни мало дочь загадочного Призрака, главы «Цербера», чьё настоящее имя, Джек Харпер, открывается в комиксе «Mass Effect: Эволюция». Кора неохотно рассказывает о своём отце, но признаёт, что, хоть он и был «колючим старым уродом», она его любила. Ещё один намёк на Призрака можно найти в воспоминаниях Алека Райдера, где он общается с неким «Благодетелем», который преследует те же цели и методы, что и Призрак.


Другую пасхалку, связанную с «Цербером», найти сложнее. В квесте «Игры разума» на Кадаре Райдер натыкается на пару учёных, чей сигнал нужно отследить. Оказывается, когда-то они работали на «Цербер», и в их планшетах сохранилось много компромата на Призрака и Миранду Лоусон.

Сарен Артериус - ещё один неординарный персонаж из первой Mass Effect. Если последовать за Авитусом Риксом на планете Хаварл, можно узнать, что тот, как и Сарен, был СПЕКТРом (это звание «межгалактической полиции» получил и Шепард). Именно Артериус рекомендовал Авитуса на должность. Вспоминая Сарена, Рикс говорит, что турианец был жестоким, но не безрассудным.

Райдер пересекается и с более доброжелательными персонажами из Млечного Пути. У всех великих людей есть фанаты и подражатели, у Шепарда тоже был такой поклонник, Конрад Вернер . Оказывается, у него есть сестра Кассандра - к слову, не менее странная, - которая и расскажет о фанатизме своего братца.

Игравшие в DLC «Mass Effect 3: Омега» наверняка помнят отважную и таинственную турианку Найрин Кандрос, предводительницу отряда «Когти». Тиран Кандрос , её двоюродный брат, служит начальником ударных сил на Нексусе. Досталось упоминание и доктору Окиру , создателю Грюнта, - Райдер помогает учёным на Элаадене отыскать данные его исследований. А те, кто бывал на «Цитадели», помнит, что по любому вопросу туристу всегда была готова помочь приятная цифровая дама Авина , виртуальный интеллект. Эта же программа предлагает услуги гида и на Нексусе.

Отсылки к фантастическим произведениям

Не считая полунамёков и интересных фактов - например, Лекси, доктор «Бури» говорит голосом Натали Дормер , а планета Хаварл очень сильно напоминает Пандору из «Аватара» Кэмерона, - в Andromeda много полноценных отсылок к фильмам и сериалам. Например, для знатока мультсериала «Рик и Морти» комбинация символов «С-137» неслучайна: в мультике С-137 - «главная» вселенная.

Ни одна игра о космосе не может обойтись без отсылок к «Звёздным войнам» . На этот раз в миссии на лояльность Лиама Райдер, беседуя с предводителем вражеской группировки, может воспроизвести сцену из фильма «Звёздные войны. Эпизод IV - Новая надежда».

Попадаются отсылки и к некосмическим франшизам. В руинах Элаадена углядели постер из «Тёмного рыцаря: Возрождение легенды» , а поклонники Plants vs. Zombies найдут в каютах «Бури» пару плюшевых игрушек Горохострела и Учёного. В апартаментах Райдера есть небольшая статуэтка Z7 Imp, который, в свою очередь служит отсылкой на Mass Effect и N7 в Plants vs Zombies.




Коллекция гика

Оказывается, Райдер - преданный фанат Шепарда: Первопроходец коллекционирует модельки космических кораблей (среди них затесалась и дорогая сердцу «Нормандия» ), а в исследовательском арсенале на Нексусе можно собрать полную экипировку Шепарда, заглянув в раздел крафта снаряжения из Млечного Пути.

Есть и двойная пасхалка: на любой новой планете можно купить скин N7 для «Кочевника», местного аналога «Мако» из первой части. Название скина - «Архангел» : не что иное, как небольшой привет Гаррусу.

Это лишь некоторые пасхалки, которые удалось обнаружить в Mass Effect: Andromeda. Несмотря на проблемы с лицевой анимацией, о которой не говорит только ленивый, мир у BioWare получился огромный. Кто знает, что ещё там скрывается?

Биография Шепарда

Originally posted by Капитан Шепард :

Мы - странники. Мы постоянно движемся вперед и оглядываемся назад. Поодиночке и все вместе. Мы не можем не делать этого. Потому что мы любопытны. Потому что мы боимся того, что произойдет, если мы остановимся. Вы теперь исследователи. Мы попрощаемся, и вы бросите последний взгляд назад... Но знайте, что куда бы вы ни отправились, мы всегда будем с вами. Это был капитан Шепард. Конец связи.

Детство и первый период службы
Детство Шепарда и служба в Альянсе до 2183 года определяются при создании профиля

Деятельность во время нашествия гетов 2183 года
В 2183 году с капитан-лейтенантом Шепард(ом) произошло множество важных событий. Он(она) был(а) назначен(а) старшим помощником капитана Андерсона на фрегат "Нормандия" и командиром его десантного отделения. При этом сам капитан Андерсон, посол Доннел Удина и адмирал Стивен Хакет рассматривали Шепард(а) как кандидата в члены Спецкорпуса тактической разведки. Чтобы подтвердить или опровергнуть кандидатуру Шепард(а) на тестовый полет "Нормандии" был отправлен действующий член Спецкорпуса - Найлус Крайк.

Первая операция Шепард(а) как кандидата в СПЕКТР закончилась провалом - Найлус был убит, цель миссии - протеанский маяк - уничтожен. Причастность к этим событиям, равно как и нападение на Иден Прайм истинного виновника - Сарена Артериуса - доказать не удалось.

Собственное расследование капитан-лейтенанта дало ему(ей) достаточно веские доказательства, что привели к лишению Сарена статуса члена СПЕКТР и назначения таковым Шепард(а). Кроме того, в ходе этого расследования капитан-лейтенант познакомился(лась) со своими будущими друзьями и членами боевой команды - турианцем-детективом Гаррусом Вакарианом, кварианкой Тали"Зорой нар Райя и кроганом-наемником Урднотом Рексом.

Шепард получил(а) под свое командование "Нормандию", а его(ее) первым заданием как действующего члена Спецкорпуса стало устранение Сарена. Охота за ним, по некоторым данным, продолжалась около четырех месяцев, в ходе которых команда Шепард(а) противостояла войскам Артериуса на Теруме, Новерии, Феросе, Вермайре, Илосе и Цитадели.

Кульминацией этого преследования, как и нашествия гетов 2183 года, стала битва у Цитадели, в ходе которой был уничтожен Жнец, разбит флот гетов-еретиков и убит Сарен. Шепард, как и все участники этой битвы, был(а) награжден(а) Палладиевой Звездой.

Вскоре после этого, "Нормандия" была послана на преследование отступавших гетов и зачистку, в ходе которой столкнулась с кораблем Коллекционеров возле планеты Алкера и была уничтожена.

Восстановление Шепарда "Цербером"- Проект "Лазарь"

Благодаря своему всестороннему знанию галактических событий, Серый Посредник посылает Ферона, дрелла, работающего на него, забрать тело капитана Шепард(а). В то же время Лиара Т"Сони, которая искала капитана с тех пор, как произошла атака, была завербована "Цербером", чтобы найти тело Шепард(а) и передать его ученым "Цербера". Изначально Ферон планировал вернуть тело Серому Посреднику, но когда узнал, что последний работает с Коллекционерами, изменил своё решение. В этом отношении он нанёс удар Серому Посреднику. Так как обе стороны хотели получить тело капитана, Лиара и Ферон решили, что отдать тело "Церберу" лучше, чем Коллекционерам.

Получив тело, "Цербер" запускает проект "Лазарь", в результате которого Шепард возвращается к жизни при помощи технологий вживления имплантантов и биосинтеза тканей. Через два года после атаки Шепард просыпается в лаборатории на космической станции "Цербера", которая подверглась нападению. Продвигаясь по станции, Шепард узнаёт о проекте "Лазарь" и об усилиях, затраченных на его(её) восстановление. На проект затрачено более четырёх миллиардов кредитов, при этом был риск, что Шепард психологически изменится в каком-то направлении, чего нельзя было допустить.

Пока капитан отсутствовал(а), целые человеческие колонии пропадали без следа. В результате игнорирования и бюрократической волокиты со стороны Альянса и Совета, "Цербер" оказался единственной организацией, способной противостоять угрозе, и Шепард соглашается работать с "Цербером", чтобы разрешить эту загадку. Между тем, слухи о возвращении Шепард(а) создают проблемы. Создаётся мнение, что капитан - причина, по которой колонии исчезают (Призрак, преследуя свои цели, аккуратно пускает слух о том, что Шепард работает на "Цербер", дабы предотвратить возвращение последнего в Альянс, по крайней мере, в краткосрочной перспективе).

Шрамы на лице Шепарда

Так как Шепард очнулся(лась) до полного восстановления, лицо Капитана покрыто яркими шрамами, которые также могут действовать, как показатель морали персонажа. Получение очков Героя заставит шрамы постепенно исчезать, в то время, как получение очков Отступника сделает шрамы более заметными, показывая светящуюся кибернетику. Высокие значения очков Отступника также заставят дегенерировать глаза, вначале ведя к свечению в пределах секций радужной оболочки, а позднее глаза будут светиться красным цветом.

Сразу после получения доступа в техническую лабораторию "Нормандии", Шепард получает письмо от доктора Чаквас, объясняющее, что позитивное поведение вылечит шрамы. Также доктор говорит, что с помощью улучшения в медицинской лаборатории можно будет хирургически удалить шрамы и ускорить процесс выздоровления. Если игрок решит провести операцию, шрамы исчезнут, и моральный выбор больше влиять на них не будет. Данное улучшение стоит 50,000 платины, само улучшение не исцеляет шрамы, но улучшает медицинскую лабораторию, где Шепард может вылечить шрамы в любое время.

Интересные факты

Размышления о том, как серия Mass Effect погружает игрока в свою вселенную и создает самую крепкую связь с персонажем видеоигры.

Когда в 2007 году вышла первая часть Mass Effect, игру воспринимали чуть ли не новым словом в жанре RPG. Критики восхваляли её и ставили высшие оценки. Со временем народный градус обожания падал. К финальной части серии, кажется, и вовсе стало модным ругать эту космооперу. Безусловно, любую из трёх частей Mass Effect можно пожурить: кто-то тычет пальцем в неудобный геймплей первого Mass Effect, другие жалуются на дыры в сюжете, третьи недовольны из-за финала. Не идеал, смирились.

Однако я (и хочется верить, что многие другие тоже) получил от трилогии уникальные ощущения. В первую очередь, чувство сопричастности игрока к происходящему и глубокую связь с главным героем - Шепардом. Bioware сумели создать уникальные условия, в которых стирается ментальная граница между игроком и управляемым персонажем. И для этого вовсе не нужно никакого VR.

Образы вселенной

Создание собственной команды героев - одна из характерных черт игр от BioWare. Со времён Baldur’s Gate студия сумела набить в этом руку, и в Mass Effect ваши союзники далеко не простые солдаты на скамейке запасных. Сейчас я говорю вовсе не о том, какие они глубокие и загадочные личности со своими скелетами в шкафах. В Mass Effect каждый персонаж - это частичка галактики.

Проще говоря, через своих сопартийцев игрок познает вселенную. Лиара Т’Сони, Урднот Рекс, Тали’Зора нар Райя - все они обобщённые характерные образы своих рас. В первой части Mass Effect мы ещё не видели ни планету азари, ни родной дом кроганов, ни космического флота кварианцев, но, общаясь с каждым из них, составили для себя образ мира, из которого они пришли. И чем больше общаешься с персонажем, тем более чёткой становится общая картина вселенной Mass Effect.

Экипаж «Нормандии»

Слушая истории Рекса после очередной миссии, наблюдая за его поведением и словами, невольно представляешь тот мир, в котором сейчас живут кроганы. Сама их раса - агрессивный народ, поддерживающий племенной строй, в котором каждый второй - солдат, а для учёных нет места. Поэтому, когда в Mass Effect 2 прилетаешь на Тучанку, уже не удивляешься такой серости и разрухе, ведь именно так себе её и представлял.

Другой пример: мы так и не увидели родной планеты турианцев - Палавен, однако, зная их внешний вид, нрав и обычаи, можем нарисовать в воображении, как выглядят их города. Небоскрёбы с торчащими заостренными плитами по бокам, узкие ромбовидные окна, всюду строгий дизайн, никаких ярких цветов и лишних деталей, всё на своём месте, всё максимально рационально.

Тучанка - родная планета кроганов, которую они сами разрушили

Такая система образов у BioWare работает исключительно в Mass Effect. В том же Dragon Age добиться этого не получится, потому что мир слишком мал для разнообразия, а образы городов гномов и лесных эльфов слишком заезжены, чтобы воображать нечто оригинальное. Поэтому персонажей здесь воспринимаешь больше как отдельно взятую личность, но никак не отражение целой нации.

Концепция огромной галактики позволила разработчикам BioWare придумать уникальные народы и вложить сконцентрированную идею каждого в членов экипажа «Нормандии». Фактически разработчики говорят: «Хочешь познать вселенную - иди общайся со своими товарищами». И вот ты снова стоишь перед Гаррусом или Лиарой и наслаждаешься этим общением, потому что в погоне за информацией о мире постепенно проникаешься симпатией к самим персонажам.

В Mass Effect 3 одна из миссий будет проходить на Менае - спутнике планеты Палавен. Однако на саму родину турианцев мы так и не попадём

Экипаж корабля

В RPG, в которых игроку позволяют самому выбрать союзников в команду, будь то проекты BioWare или Obsidian, это не просто выбор пешек - это своего рода создание зоны комфорта. Иногда подбор идёт в соответствии с выбранной тактикой и необходимыми умениями, но признаемся, Mass Effect никогда не был игрой про тактику.

В какой-то момент осознаёшь, что взамен рациональному выбору боевых навыков, берёшь с собой того, кто тебе просто больше нравится. У меня, к примеру, таким героем в Mass Effect 2 был Мордин Солус. Его умения были практически бесполезны для команды, но мне с ним было интересно. Всегда хотелось узнать, что он скажет и как отреагирует на ту или иную ситуацию.

В Mass Effect команду чаще создают, руководствуясь личной симпатией, нежели тактическими показателями

Когда человеку дают выбор, он ценит его намного больше, чем что-то навязанное. Да и сам факт выбора между героями заставляет игрока подсознательно признаться в симпатии к этим персонажам. Поэтому к своей команде в Mass Effect привязываешься очень быстро. И на протяжении всей серии игроку предоставляют подобные маленькие выборы, которые так или иначе повышают ценность персонажа в наших глазах. Яркий пример - решение судьбы Урднота Рекса в первой части Mass Effect. Игрок сохраняет жизнь крогану, значит, придает ей смысл и ценность, хотя сам этого может не осознавать.

Момент выбора судьбы Рекса в Mass Effect

На самом деле члены экипажа «Нормандии» раскрываются наиболее ярко и осмысленно только в финальной части серии. В Mass Effect 3 разработчики будто бы уравнивают персонажей вторых ролей с Шепардом. Раньше они следовали за главным героем, теперь они принимают собственные решения, которые тоже сказываются на будущем галактики. Мордин Солус жертвует собой не потому, что так сказал Шепард, а потому что это было его собственное решение. То же самое с историей гета Легиона.

Самопожертвование Мордина - один из самых драматичных моментов трилогии

Однако наиболее показательной (по крайней мере для меня) стала сцена флирта Гарруса и Тали. До этого момента Mass Effect как будто бы убеждал, что только я, игрок, имею право на романтические отношения, все любовные истории крутятся исключительно вокруг Шепарда. И вдруг, сначала Джокер начинает заигрывать с СУЗИ, а потом я наталкиваюсь на целующихся Гарруса и Тали, с которой не так давно у меня самого был роман. Неужели у всех остальных персонажей тоже есть любовные чувства? Хотите сказать, этот мир может жить и без меня? Ясное дело, что это лишь иллюзия жизни, но эта иллюзия отлично работает на эмоциональном уровне.

Шепард вас Нормандия

Но даже самая продуманная система персонажей не сработает, если игрок не ассоциирует себя главным героем.

У игровых разработчиков есть два основных способа, как связать игрока с персонажем. Первый - создать героя-пустышку, сосуд в который можно поместить игрока. Такие герои не говорят, не проявляют эмоций, без игрока они не существуют. По сути, реальный игрок просто замещает собой главного героя игры. Такой приём очень часто используется в RPG: серия The Elder Scrolls, Fallout, Pillars of Eternity, Divinity и другие. Считается, что такой пустой персонаж позволяет игроку быстрее поставить себя на его место и глубже погрузиться в мир игры.

В The Elder Scrolls игроки чаще всего создают по своему образу, тем самым заменяя героя собой

Другой путь - заставить игрока ассоциировать себя с уже готовым персонажем с определённым характером. Такой подход намного ближе к литературной или кинематографической подаче героя. Вместо того, чтобы закладывать в персонажа образ игрока, разработчик заставляет его проникнуться героем, сочувствовать ему, понимать его мысли и мотивы и сравнивать себя с ним. Из недавно вышедших RPG таким путём идет серия «Ведьмак».

В «Ведьмаке» игрок не создает героя, но из-за харизмы Геральта с ним всё равно хочется себя ассоциировать

Mass Effect сочетает в себе черты этих двух подходов. Давая игроку возможность создать персонажа, похожего на него, разработчики не лишают Шепарда своего собственного характера. Поэтому, в отличие от героев-сосудов, Шепард не теряет харизмы. Так возникает идея «Я - Шепард, но Шепард - не Я». Шепард дополняет образ игрока своими достоинствами, вследствие чего становится этаким идеалом, доблестным героем и спасителем вселенной, с которым хочется себя ассоциировать.

Тем не менее разработчик не забирает у геймера свободу выбора. Своими решениями игрок выстраивает образ Шепарда в ту или иную сторону в соответствии с личными интересами. Поэтому Шепард не отдаляется от игрока. И финальное самопожертвование персонажа в итоге воспринимается игроком как гибель собственного идеального образа, частички себя.

«Разноцветный» финал Mass Effect 3, даже после того, как разработчики его дополнили, остаётся объектом возмущения и насмешек игроков. Однако эмоции, которые испытываешь во время последнего своего выбора, сложно передать словами

Роман-эпопея

Одну из ключевых ролей в укреплении связи между игроком и героями играет «продолжительность отношений». Мы спасали галактику вместе с Шепардом на протяжении трёх частей Mass Effect. А если учитывать, что между частями проходило по два года, и многие игроки за это время по несколько раз возвращались к саге, то время, проведенное на «Нормандии» может насчитываться сотнями часов. Попробуйте навскидку назвать RPG, в которых приходилось играть за одного и того же персонажа на протяжении нескольких частей. Из последнего вспоминается только «Ведьмак» и Deus Ex, из прошлого десятилетия можно вспомнить серию Shenmue.

Ровно 10 лет назад началась героическая история капитана Шепарда

Хотя, честно признаться, очень трудно воспринимать части Mass Effect как отдельные произведения. Скорее это книга, разбитая на три тома. Скажу кощунственную вещь, но Mass Effect близка к «Войне и миру». Это роман-эпопея, где игрок (читатель?) ведет Шепарда от его рождения до самой смерти. Вспомните, как в самом начале первой части вы выбирали прошлое героя, сами писали его детство, юность и отрочество. И так вели его историю до самой последней точки.

В финале серии заканчивается история не только Шепарда. Другие персонажи также решают свой основной конфликт и приходят к своей кульминации: Мордин Солус очищает свою совесть за генофаг, Тали возвращается домой, СУЗИ приходит к осознанию своего существования. Всё это, конечно, при условии определенного выбора со стороны Шепарда. Таким образом, игрок сам волен решать, закончится ли их история.

DLC «Цитадель» завершается милой домашней посиделкой со всеми товарищами, которых встретил Шепард за всю историю Mass Effect

Однако эмоциональной кульминацией в отношениях между всеми персонажами стало дополнение «Цитадель». В кино это довольно популярный прием, когда под конец истории все герои оказываются в одном месте. В этом случае персонажи, как правило, ставят все точки над i. Так и в Mass Effect разработчики дают игроку шанс объясниться и в некотором роде попрощаться со своими друзьями. Не зря многие фанаты Mass Effect считают «Цитадель» истинным финалом трилогии.

Имя: Джон/Джейн/другое

Фамилия: Шепард

Прозвище: Локо/Лола/Шкипер

Раса: человек

Пол: мужской/женский

Смерть: 2183 год, орбита Алкеры (воскрешен). Также погибнуть в 2185 году на Базе Коллекционеров или в 2186 году на Цитадели

Место жительства: Земля/Мендуар, "Нормандия" SR-1, "Нормандия" SR-2, Цитадель

Организация: Вооружённые силы Альянса Систем, Специальный Корпус тактической Разведки Цитадели, "Цербер"

Род деятельности: Военнослужащий Альянса, оперативник "Цербера", Спектр

Звание: капитан

Биотика: да/нет

Встречается: Mass Effect, Mass Effect 2, Mass Effect 3

Биография

Выпускник (выпускница) специальной программы Альянса по подготовки элитных солдат (номер контракта 5923-AC-2826).

В 2183 году назначен(а) на экспериментальный фрегат-разведчик "Нормандия" SR-1 , исполняя обязанности старшего помощника капитана. Позднее Шепард становится капитаном "Нормандии" и первым человеком, вошедшим в Специальный Корпус Тактической Разведки (СпеКТР) , подчиняющийся совету Цитадели.

Смерть капитана предусмотрена в нескольких ключевых точках сюжета. Первый раз - в 2183 году на орбите планеты Алкера , во время внезапного нападения коллекционеров на "Нормандию" SR-1 (завязка Mass Effect 2). Затем капитана воскрешают, но он (она) может вновь погибнуть в 2185 году во время штурма базы коллекционеров (финал Mass Effect 2). Кроме этого, есть эпизод, где Шепард умирает в объятиях ардат-якши Моринт , однако этот вариант никак не отразится на дальнейшем сюжете, игру придется проходить заново. Шепард может погибнуть также в финале трилогии (Mass Effect 3), жертвуя жизнью ради спасения Галактики в 2186 году. Однако, в определенном случае можно увидеть концовку, намекающую на его (ее) выживание.

Создание профиля

Создание профиля - это система создания персонажа в Mass Effect. Процесс начинается с выбора игрока между готовым персонажем и своим.

При создании своего персонажа игрок может:

  • Выбрать пол - мужской или женский
  • Выбрать любое имя или использовать имена по умолчанию: Джон и Джейн
  • Настроить внешность (лицо, цвет глаз, причёска и т.д.)
  • Выбрать один из шести боевых классов

Предыстория

Игрок может выбрать три варианта предыстории, каждая из которых добавит в игру дополнительные сцены и диалоги.

Первая операция Шепард(а) как кандидата в СПЕКТР закончилась провалом — Найлус был убит, цель миссии — протеанский маяк — уничтожен. Причастность к этим событиям, равно как и нападение на Иден Прайм истинного виновника — Сарена Артериуса — доказать не удалось. Собственное расследование капитан-лейтенанта дало ему(ей) достаточно веские доказательства, что привели к лишению Сарена статуса члена СПЕКТР и назначения таковым Шепард(а).

Кроме того, в ходе этого расследования капитан-лейтенант познакомился(лась) со своими будущими друзьями и членами боевой команды — детективом Гаррусом Вакарианом , кварианкой Тали"Зорой нар Райя и кроганом-наемником Урднотом Рексом . Шепард получил(а) под свое командование "Нормандию", а его(ее) первым заданием как действующего члена Спецкорпуса стало устранение Сарена. Охота за ним, по некоторым данным, продолжалась около четырех месяцев, в ходе которых команда Шепард(а) противостояла войскам Артериуса на планетах преимущественно в Траверсе и на территории Альянса Систем:

Расследование этих событий, освобождение доктора Кенсон и последующее уничтожение ретранслятора "Альфа" астероидом "Голгофа" привело к предотвращению немедленного прибытия Жнецов в галактику ценой жизни 305.000 батарианцев.

Mass Effect 3

После уничтожения ретранслятора Альфа, Шепард распускает команду и возвращается на Землю, где его/её арестовывают и сажают под домашний арест, а «Нормандию» SR-2 конфискуют. Надсмотрщиком капитана назначают лейтенанта Джеймса Вегу . Атака Жнецов на Землю начинается спустя полгола и застаёт Шепард(а) на слушании комитета по обороне Альянса. Перед эвакуацией с планеты, коммандера восстанавливают в звании капитан-лейтенанта ВКС Альянса Систем и возвращения под его/её командование фрегата «Нормандия», основными его/её задачами становятся заключение военных союзов с другими расами, привлечение войск для широкомасштабной операции по наступлению на Землю и поиск новых ученых и материалов для постройки

  • Явик - последний протеанин. Доступен только в DLC «Из пепла».
  • Последнее сражение войны происходит в Солнечной системе, на орбите и поверхности Земли. Враг транспортировал Цитадель, необходимую для работы Горна в Солнечную систему. Объединенный флот разумных рас галактики, прикрывающий Горн, должен прорвать боевые порядки Жнецов и высадить десант на поверхность планеты, цель которого — добраться до телепортационного луча в Лондоне, что ведет на закрытую Цитадель, и открыть её, после чего станет возможным присоединение Горна к Цитадели и его активация.

    После относительно успешной высадки и уничтожения вражеского ПВО в Лондоне десантная группа продвигается по Лондону, уничтожает эсминец Жнецов и начинает прорыв к лучу. Все это время не прекращается интенсивный и кровавый космический бой и боевые действия со стороны земного Сопротивления. В конечном итоге Горн был присоединен к Цитадели и активирован.

    Гибель Шепарда

    При активации Горна во время битвы за Землю, Шепард встает перед выбором:

    • Уничтожение - при помощи энергии Горна уничтожить всех Жнецов и остальных синтетиков в галактике.
    • Контроль - занять место Катализатора, использовав Горн для захвата контроля над Жнецами.
    • Синтез - распространив свою ДНК через Горн для объединения органической и синтетической жизни.
    • Отказ -не применять Горн, что приведет к поражению разумных рас и Жатве.

    В любом случае при применении Горна земное существование капитана Шепард(а) заканчивается — он/она либо жертвует собой, превращаясь в материал для "новой ДНК", либо погибает во время взрыва, либо на основе его/её личности создается новый Конструкт, управляющий Жнецами. Однако, при очень высоком показателе боеготовности войск и выборе Уничтожения, демонстрируется сцена, в которой некто с цепочкой N7 (предположительно Шепард) делает вздох среди руин. Это можно счесть свидетельством выживания капитана.

    • Внешность "базового" Шепарда мужчины была срисована с модели Марка Вандерлоу .
    • В англоговорящих странах неизвестных (первых участников судебного процесса, больных, убитых) всегда именуют как John Doe — мужчин и Jane Doe — женщин. Поскольку фамилия не может быть изменена, героя зовут по умолчанию Джон Шепард или Джейн Шепард.
    • Имя капитана-мужчины по умолчанию может быть отсылкой к главному герою сериала "Звёздные врата: Атлантида", Джону Шепарду, который имел звание майора.
    • BioWare опубликовали статистику имен Шепард(а) . Оказалось, что большинство игроков оставляли базовые имена — Джон и Джейн. Среди других вариантов лидируют следующие: Сара и Джек, Кейт и Джеймс, Элис и Крис.
    • Фамилия капитана может служить отсылкой к американскому астронавту Алану Шепарду, который был первым человеком, совершившим суборбитальный космический полёт и капитаном корабля Аполлон-14, совершившего третий пилотируемый полет и высадку на Луну.
    • Если Шепард погибнет в конце игры Mass Effect 2, то сохранения нельзя будет импортировать в Mass Effect 3.
    • При первом визите на Цитадель в Mass Effect 2 нас встретит охранник Харон , который позже скажет, что по показателям Шепард мертв(-а). В древнегреческой мифологии Харон — перевозчик душ умерших через реку Стикс.
    • В Mass Effect 2 реклама на Цитадели может сказать, обращаясь к Шепард(у): "Шепард, вы уже умерли? Предлагаем вам лучшие погребальные наряды от модельеров-азари. Ведь вы этого достойны!"
    • По словам Мэтта Родса, художника, работавшего над серией Mass Effect, в ранней версии сюжета Mass Effect 3 Шепард был главным антагонистом, который был вынужден обратиться к технологиям Жнецов для выполнения своих целей. Ему противостоял(а) новый человек-Спектр, Эшли или Кайден.
    • Если прослушать интервью представленные в квартире Андерсона (DLC "Цитадель"), то можно узнать, что Шепард был в числе первого экипажа "Нормандии" SR-1 в чине старпома, а когда назначили капитаном "Нормандии" SR-1 Андерсона, директор проекта корабля приказал Андерсону взять лучших со своего предыдущего корабля "Токио". Очевидно, что Шепард также был(а) в составе экипажа "Токио".
    • В ходе миссии Приоритет: штаб "Цербера" игрок может получить доступ к ряду видеозаписей организации с нескольких терминалов. Видеозаписи, доступные с одного из терминалов, посвящены проекту "Лазарь" — и в одной из них сообщается, что мозг Шепард(а) умер в результате длительного кислородного голодания ещё до того, как тело, в конечном итоге полученное "Цербером", было заморожено; таким образом, Шепард действительно был(а) мертв(а) в полном смысле слова. Никакие подробности насчёт того, как именно в дальнейшем был восстановлен мозг капитана, при этом не раскрываются (Шепард может высказать предположение, что его/её нынешняя личность является лишь ВИ — однако эта информация противоречит результатам диагностики, произведённой доктором Чаквас в Mass Effect 2).
    • Шепард не умеет танцевать.

    Шепард ,

    Статьи по теме: