Дидактическая игра кто больше вспомнит цель. Олимпиадные задания (старшая группа) на тему: Картотека дидактических игр для средней группы. развитию в средней

Области: Социализация, коммуникация, познание, художественное чтение, художественное творчество, мир музыки.

Цель: Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц.

Задачи:

1. Формировать навыки связной речи, формировать правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний.

2. Обучать умению отгадывать загадки, развивать образное мышление.

3. Развивать зрительное внимание, закреплять знания о зимующих птицах.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения, установление позитивного контакта, формирование адекватной самооценки.

Оборудование: текст рассказа, схема рассказывания стихотворения, «снежный ком», снежинки на ниточках, карточки с зимующими птицами, картина о зиме, мелкие игрушки домашних и диких животных, фломастеры на каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент «Круг добра» , дети встают в круг, касаясь ладонями друг друга и говорят ласковые слова.

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра. А теперь скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас?

Воспитатель: Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что весна. Докажите.

— На улице очень холодно (согласна)

— Много снега, скользко (хорошо)

— Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки)

— На речках лед, рыбы легли на дно (согласна)

— Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались (молодцы)

— Солнце светит, но не греет.

Воспитатель: Молодцы, вы наверно уже догадались, что сегодня мы будем говорить с вами о зимушке-зиме. Я сейчас вам загадаю загадки, а вы внимательно слушайте.

1. Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй не робей, кто это? (воробей)

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять (снегирь)

3. Черный жилет, красный берет,

Хвост как упор, нос как топор (дятел)

4. Белые щечки, синяя птичка.

Остренький клювик, собой невеличка,

желтая грудка-это… (синичка)

5. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Везунья белобока, а зовут ее (сорока)

(Дети отгадывают загадки и показывают птиц на плакате)

Воспитатель: Ребята, а как одним словом можно назвать этих птиц?

Зимующие.

Воспитатель: Верно. А тогда скажите, как называется наш город, где мы с вами живем?

— Охотск.

— А как вы думаете, а у нас в Охотске эти птицы есть? (да)

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Я с вами согласна. А знаете, ребята, птицам очень трудно зимой, стоят сильные морозы и птицам сложно находить корм.

Вот я сейчас хочу вам рассказать одну историю . Вы хотите послушать? (да)

Зимой Маша и Витя гуляли в парке. На снегу ребята увидели замерзающего воробышка. Маша взяла в руки пташку и стала согревать его своим дыханием. Ребята решили спасти воробья. Они посадили птичку в рукавичку и поспешили домой. Дома воробей согрелся, стал клевать семечки. Вечером Витя смастерил кормушку. На следующий день ребята выпустили воробья на волю, а кормушку птицам повесили в парке на березу. Каждый день дети приносили в кормушку хлебные крошки, семена. Так ребята помогали птицам пережить лютую зиму.

— Вам понравился рассказ? (да)

— Как звали девочку и мальчика? (Маша и Витя)

Кого они нашли? (воробья)

— как они помогли воробью? (положили в рукавичку и отнесли домой)

— Что сделал Витя?(кормушку)

А зачем птицам кормушка? (чтобы есть птичкам)

— А скажите, что птицам на самом деле страшнее всего голод или холод? (голод)

Конечно, ребята, страшен голод, ведь птиц согревают перышки, а под снегом птицам трудно отыскать корм.

— А как вы думаете, ребята сделали хороший поступок? (да)

Воспитатель: Хотите, я еще раз вам прочту рассказ? (да)

(Берет листок) Но вот беда, я положила листочек на стол, а здесь была вода и некоторые слова оказались размытыми, а я так хотела еще раз прочесть вам рассказ, может вы мне поможете,и мы вместе прочтем? (да)

(Воспитатель читает, а дети дополняют)

Воспитатель: Молодцы, спасибо ребята, может кто-то хочет пересказать наш рассказ? (дети пересказывают)

Воспитатель: Спасибо, ребята. Какой мороз стоит на улице, даже у нас замерзли руки. Давайте их согреем. (проводится самомассаж кистей рук)

Раз. Два. Три. Четыре. Пять (загибают пальчики)

Мы во двор пошли гулять (идут пальчиками по ладошке)

Бабу снежную лепили (катают комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошат хлебушек)

С горки мы потом катались (по ладони проводят пальцем)

А ещё в снегу валялись (кладут ладошку на ладошку то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли (движение воображаемой ложки, руки под щеку) 2 раза

Воспитатель: Пока мы с вами играли, пошел сильный снег и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

А вы хотите, чтобы снежинки закружились? (да)

— Тогда на них нужно подуть (медленно наберите воздух через нос. Щёки не надувайте, вытягивайте губы «трубочкой» и дуйте на снежинки.

(дети выполняют упражнение «Снежинки» 3-5 раз)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю опять поиграть. Игра называется: «Снежный ком передай – слова действия называй»

Зимой на улице бывает разная погода, то метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте.

— Мороз (что делает?)- морозит, щиплет, кусает

Метель (что делает?) – воет, бушует, метет

— Снег (что делает?) — идет, кружит, летит, падает

Дети (что делают?) — играют, катаются, радуются,веселятся

— Солнце (что делает?) – светит, но не греет

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь подойдите ко мне и посмотрите на нашу схему. Давайте почитаем знакомые уже нам стихотворения различными способами.

(Дети рассматривают схему и объясняют как надо читать – громко, тихо, быстро, медленно, весело, грустно)

Дети играют и читают стихотворения в парах:

Мишка сильно заболел, мишка много меда ел

Мишка плачет и рычит. У меня живот болит.

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы правильно по схеме прочли стихотворения. И ещё я приготовила для вас картину про зиму (ведь у нас сейчас – зима). Ваша задача, ребята, расселить животных правильно там, где они должны обитать.

Дети: — Это волк, он живет в лесу.

— Это медведь, он живет в лесу.

— Это кошка, она живет с человеком.

— Это собака, она живет с человеком и. т. д.

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами занимались, наши снежинки, которые прилетели к нам растаяли, ведь у нас в группе тепло (а снег, вспомните наши опыты, в тепле тает), я предлагаю вам нарисовать снежинки самим, берите фломастеры и рисуйте.

Дети под музыку рисуют самостоятельно.

Приятного всем дня!!!

До скорых встреч!!!

Конспект занятия в старшей группе по экологии «Зимующие птицы»

Цель: выявить экологические знания детей

Задачи: обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах; закрепить знания правил поведения в лесу; учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие; развивать умение классифицировать, сравнивать, логически мыслить, воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Материал: карточки с птицами, дерево нарисованное (зимнее, картина лета, натуральный корм для птиц (зёрна, кедровые орехи, семечки, несолёное сало, крошки хлеба, ягоды рябины или облепихи), запись птичьих голосов, бумага для оригами.

Ход занятия:

Влетает сорока.

Воспитатель: Беда, беда, караул, спасите, помогите, в Царстве Птиц случилась беда – все птицы кого-то испугались и перепутались. Теперь никто не знает, к каким птицам он относится и где живет, какие у него повадки. В царстве полный беспорядок и неразбериха. Ой, а куда это я попала? Вы меня узнали? (ответы детей). Ребята, а вы мне поможете навести порядок в лесу? А птицы у нас в царстве живут непростые: есть здесь и зимующие, есть и перелётные. Зимующих птиц мы с вами посадим на это дерево, а перелётных – на картинку, где нарисовано лето. Ведь там, где они сейчас находятся – настоящее лето. -Как, ребята, называются птицы, которые остаются с нами зимовать?

Зимующие -Правильно, зимующие.

А кто такие перелётные птицы?

Это те птицы, которые улетают от нас осень в тёплые края.

Молодцы, правильно. А мы поиграем в игру «Путаница» (дети встают по кругу, игра с палочкой).

Тело птиц покрыто шерстью.

Скворец живет в дупле.

Птенчики вылупляются из икринок.

В теплые края улетают перелетные птицы.

Люди делают скворечники для ворон.

Птицы строят гнезда из досок.

Птицы собираются в стадо и летят домой.

Самый лучший певец из всех птиц - дятел.

Конкурс 1. «Кто быстрее разделит птиц, изображённых на карточках, на перелётных и зимующих».

Дети должны разделить их и назвать.

Молодцы. Вы сделали всё правильно. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.

Только давайте поможем птицам долететь и сделаем небольшую зарядку

Вот и утро! Хватит спать!

Перед тем, как вылетать,

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Вправо-влево наклонились,

И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево-вправо, вперёд-назад.)

По команде приседаем

Раз-два-три-четыре-пять.

Упражненье выполняем.

Чур, друзья, не отставать! (Приседания.)

Пусть наши перелётные птицы летят в свои тёплые края. А мы с вами останемся с нашими зимними друзьями.

Какие птицы, ребята, сидят на нашем дереве? Только поднимайте руки, а не говорите все хором.

Снегирь, синица, дятел, клёст, сорока, ворона, воробей, кукушка. -Правильно. - А как ты догадался, что это снегирь?

У него красная грудка и, чёрные крылья и хвост. Можно опросить ещё 2 – 3 ребёнка о синице, сороке, кукушке. (А как ты, догадался, что это … .)

Хорошо ребята.

Ребята, а как вы думаете, легко ли птицам добывать корм зимой? Ответы детей.

А как мы можем помочь зимующим птицам? Ответы детей. Рассказ воспитателя Для корма птицам пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, арбуза. Овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Клесты любят семена еловых и сосновых шишек. В лесу зимой много еловых и сосновых шишек. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

А теперь, ребята, давайте отправимся в необычную столовую, выберем корм для наших птиц и положим его под наше дерево. Пусть наши птицы полакомятся нашим угощением.

Конкурс 2. «Выбери корм для птиц»

Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?

Тогда слушайте внимательно мои необычные загадки.

Кто на елке, на суку

Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку! » (Кукушка.)

Хоть я не молоток,

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (Дятел.)

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел.)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это. (снегири) .

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло. (Сова.)

Прыгает она у дома,

А зовут ее. (ворона) .

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям кочует -

Коноплю ворует. (Воробей.)

Кто летает, кто стрекочет

Рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра! »

А что - пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит. (сорока)

А еще, ребята, мне один знакомый голубь рассказал, что вы очень талантливые и умеете делать птиц из бумаги.

Неужели это так? А как называется техника, когда из бумаги делают фигуры?

Давайте подготовим наши пальцы к работе.

(Проводится пальчиковая гимнастика «Любопытная ворона»)

Дети выполняют птиц в технике оригами.

Молодцы. Ребята, как вы думаете, мы помогли нашим птицам навести порядок в их царстве?

Да, конечно мы с вами разделили птиц на зимующих и перелётных, помогли ми отыскать себе корм. И наши друзья птицы благодарят вас за помощь своими песнями (звучат звуки птичьих голосов) .

Татьяна Мацаева
Конспект занятия в старшей группе по теме «Зимующие птицы»

Цель : Формировать и закреплять знания о зимующих птицах .

Задачи. Образовательные : закреплять знания о зимующих птицах ; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц ; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы » . Воспитательные : формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам . Развивающие : совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.

Материал. Для воспитателя : магнитофон и аудиокассета с записью голосов лесных птиц ; цветные силуэты птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, свиристель, сова, клест, дятел) с подставками; деревянная кормушка; поднос с ягодами рябины и шиповниками, семенами клена, подсолнечника и тыквы; пшено, гречневая крупа, хлебные крошки, сало; письмо от Сороки в конверте. Для детей : раскраски по теме , подносы со схематичными деталями частей сороки из бумаги черного (клюв, крыло, голова, лапы, хвост) и белого цвета (туловище) . На стене – плакаты : «Зимний лес» , «Зимняя избушка» , под ними кормушка из картона и ветка дерева.

Воспитатель. Правильно. Было лето, и птицы пели звонко и красиво. Наступила осень, и многие птицы улетели в теплые края. Как называют таких птиц ? Верно, перелетные. Назовите перелетных птиц .

Дети. Гуси, грачи, журавли, скворцы, ласточки…

Воспитатель. А некоторые птицы остались зимовать . Как их можно назвать?

Дети. Зимующие .

Младший воспитатель (входит) . Вам пришло письмо от сороки! Вручает воспитателю большой конверт с адресом «Детский сад «Солнышко» . Детям старшей группы ».

Воспитатель (читает письмо) .

«Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах , а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы? Тогда садитесь!»

Дети садятся за столы и выполняют первое задание Сороки : «Сложи птицу На столах лежат детали частей тела птицы , из которых дети собирают птицу . Ребенок, выполнивший задание первым, делает то же на доске.

Воспитатель. Какую птицу вы сложили ?

Дети. Сороку.

Воспитатель. Из каких частей вы ее составили?

Дети. Туловище, голова, крылья, хвост, лапки.

Воспитатель. Давайте подумаем : для чего птичке клюв, крылья, лапки, перышки, хвост, коготки, глазки, шейка? (Ответы.) А все ли птицы одинаковые ? Чем они отличаются? (Ответы.) Верно, размером, окраской, формой частей тела и т. д. Молодцы! С первым заданием справились. А теперь давайте пройдем на лесную полянку. Для этого надо встать, повернуться направо и сделать шесть шагов вперед, три раза хлопнуть за спиной и сесть полукругом на коврик.

Дети выполняют инструкцию упражнение на ориентировку в пространстве и выполняют второе задание Сороки : «Отгадай загадки и расскажи об отгадке!» Дети отгадывают загадки, воспитатель достает цветной силуэт птицы и ставит его на стол. Дети рассказывают о птицах . Воспитатель дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц .

Первая загадка

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит.

Дятел - врач лесного царство, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из – под коры деревьев жуков – короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной. А еще дятел любит полакомиться : срывает с ветки еловые или сосновые шишки, закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.

Вторая загадка

Спят деревья, спит трава,

Но не спит всю ночь она.

Учит мама малышей

По ночам ловить мышей.

Сова – хищная птица . Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

Третья загадка

Птичка на большой сосне

Нам стрекочет : «Кле -кле -кле!» .

Твердый клюв похож на крест,

Семена из шишек ест.

У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама – клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест.

Воспитатель. Где живут эти птицы ?

Дети. В лесу.

Воспитатель. Как их можно назвать?

Дети. Это лесные птицы .

Затем дети выполняют третье задание Сороки : «Поиграй – ка!» (организуется подвижная игра «Птички» ).

Птички в гнездышке сидят (дети приседают)

И на улицу глядят (поворачивают голову в стороны) .

Погулять они хотят

И тихонько все летят (дети «разлетаются» , машут руками, как крыльями).

Снова в гнездышке сидят (дети приседают) .

Затем проводится пальчиковая гимнастика «Пой - ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка» . Дети произносят слова, загибают пальцы, начиная с мизинца; в конце сжимают пальцы в кулачки.

Пой – ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко,

Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Дети садятся полукругом на свои места и выполняют четвертое задание Сороки : «Отгадай и назови!» .

Воспитатель.

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем –

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Каркать, петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

Дети называют зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, свиристель, воспитатель выставляет их цветные силуэтные изображения. Дети отмечают характерные признаки птиц , воспитатель дополняет ответы при необходимости.

У снегиря ярко – красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Кормится ягодами, добывая из них семена.

Синичка – небольшая птичка, брюшко у нее желтое, спинка зеленоватая, головка черная, щечки белые. Летом питается, насекомыми, семенами растений, а зимой прилетает поближе к жилью человека.

У воробья спинка коричневая, с широкими продольными черными полосами, хвост и крылышки темно – бурые, а голова серая.

У сороки голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, длинный и прямой как стрела. Сороки – птицы нужные и полезные . Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники, клювом своим подбирают.

Ворона – крупная птица . Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а грудка и спинка серые.

Вороны – всеядные птицы .

У свиристелей оперение нарядное, розовато – коричневого цвета. Голову украшают задорные серебристо – розовые хохолки. А на крыльях ярко – красные ровные полоски. Свиристели любят спелые ягоды рябины, боярышника.

Затем дети выполняют пятое задание Сороки : «Расставь птиц . На стене висят плакаты «Зимний лес» и «Зимняя избушка» , под ними – кормушка, сделанная из картона, ветка дерева.

Воспитатель. Ребята, выбираете по одной птице , называете ее и находите ей место в лесу или на кормушке, около человеческого жилья.

Образец : «Клест живет в лесу, он питается семенами сосновых и еловых шишек» .

Воспитатель (рассказывает о том, почему некоторые птицы зимой прилетают ближе к человеку и человеческому жилью). Зимующие птицы питаются не только насекомыми червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят крошки хлеба, крупы и в холодное время года могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка , и тогда зимняя подкормка спасает их от гибели. Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам ? что для этого нужно? (Ответы.) А теперь встанем, повернемся на право, сделаем пять шагов вперед, посмотрим сначала наверх, потом налево, наклонимся, заглянем в шкаф.

Дети выполняют шестое задание Сороки : «Найти предмет!» . Находят деревянную кормушку и поднос с заготовленной подкормкой для птиц : ягодами шиповника, несоленым салом, пшеном, семечками, белым хлебом, овсом и т. д.

Воспитатель (вместе с детьми проговаривает, что находится на подносе) . здесь корм на любой вкус : мягкие хлебные крошки, сытные, аппетитные семечки, полезный геркулес, вкусные спелые ягоды, питательное, свежее сало.

Дети несут кормушку к столику, где стоят фигурки птиц , и выполняют седьмое задание Сороки : «Наполни кормушку для зимующих птиц » . Наполняют кормушку, проговаривая, кого хотят угостить и чем.

Образец : «Насыплю для воробья семечек, потому что они аппетитные, сытные» .

Затем дети выполняют восьмое задание Сороки : «Назови правила подкормки птиц . Называют правила (воспитатель при необходимости помогает) : кормушки вешают в тихих местах на ветках деревьев, кустарниках ; наполняют их каждый день4 во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпают больше; кормушки регулярно очищают от шелухи, сора, снега; никогда не кормят птиц черным хлебом и соленым салом.

Воспитатель. Настало время выполнить последнее, девятое задание Сороки : «Не зевай – на вопросы отвечай!» . Итак, вопросы.

Как называют птиц , которые не улетают в теплые края? (Зимующие .)

Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

Кого называют «доктором лесного царства» ? (Дятла.)

Почему зимой нужно подкармливать птиц ? (Зимой корма птицам не хватает .)

Понравилось вам путешествие? (Ответы.)

Воспитатель (читает вторую часть письма Сороки) . «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы , разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму . И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша Сорока».

Воспитатель раздает детям подарки от Сороки – раскраски «Птицы » .

Воспитатель. Выполним пожелания Сороки? Отнесем эту кормушку к нам на участок. А еще, я думаю, нужно рассказать детям из других групп о зимующих птицах . Давайте сделаем альбом «Птицы » и подарим его ребятам. В этот альбом поместим ваши рисунки, аппликации и рассказы о птицах и о том , как нужно заботиться о них.

Кормушку дети относят на участок, находят для нее место и подкармливают птиц ежедневно . Постепенно создают альбом «Птицы » и дарят его детям средней группы .

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического и экологического направления развития воспитанников
№43 «Ручеёк»

Конспект открытого занятия для педагогов ДОУ

по формированию целостной картины мира в старшей группе:

«Зимующие птицы»

Подготовила и провела:

воспитатель Соколова О.Г.

Программное содержание:

  1. Формировать представления детей о зимующих птицах. Подвести к раскрытию связей между живой и неживой природой на примере сезонного поведения птиц, между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни.
  2. Упражнять в употреблении прилагательных, антонимов, расширять словарный запас.
  3. Упражнять в умении выразительно рассказывать, слушать музыку природы. Вспомнить дни недели.
  4. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.

Региональный компонент: воспитывать любовь к поэзии Вологодских поэтов, знакомить с ней.

Оборудование: кормушка, иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись (пение птиц - музыкальные инструменты), геометрические фигуры для индивидуальной работы, белые листы бумаги, шишки (раскрывшиеся и нераскрывшиеся), клей (карандаш).

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихов о птицах, разгадывание загадок, прослушивание аудиозаписи (познавательная серия Владимира Зотова «Лесная азбука», рисование птиц.

Ход занятия:

Воспитатель: Читает стихотворение О.Высоцкой «Мастерица зима»:

Пришла зима, хлопочет:

Укутала в снега

Все кочки и пенечки,

Скамейки и стога.

Зима велела дубу

Накинуть пышный мех,

На ель надела шубу,

Тепло укрыла всех

Краснеют свиристели

На веточках берез.

Они не улетели

А выдержат мороз?

Показать свиристеля и свирель, дать послушать.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить.

Ответы детей:

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о зимующих птицах. Что это за птицы, смелые да выносливые, что не боятся зимы и остаются с нами? Назовите их.

Ответы детей:

Воспитатель: А почему одни птицы улетают на юг, а другие нет? (Подвести к ответу, что причиной является отсутствие пищи (голод)).

Ответы детей:

Воспитатель: А как мы с вами можем помочь птицам перенести голод?

Ответы детей:

Воспитатель просит детей угадать, что спрятано под платком. (Новая кормушка)

Воспитатель: Вот для птичек новая столовая. Какое стихотворение про птичью столовую мы знаем? Давайте вспомним его.

Новая столовая (по ролям)

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний

Путешественник - скворец

Вот и песенке конец.

В руках у детей иллюстрации птиц.

Воспитатель: Кто здесь лишний? Почему? (Скворец)

Ответы детей:

Пальчиковая гимнастика: Проворонила ворона вороненка

Воспитатель: Я вам загадаю загадки, а вы их отгадайте и расскажите, что вы знаете об этих птицах.

Я по дереву стучу

Червяка добыть хочу

Хоть и скрылся под корой

Все равно ты будешь мой.

Вывесить иллюстрации (дятел)

Рассказ детей о дятле.

Воспитатель: А вот как звук дятла передают музыкальные инструменты.

(аудиозапись «Звуки окружающего мира. Из чего родилась музыка»)

Кто там прыгает, шуршит.

Клё - клее - клё - поет со свистом. (Клёст)

Воспитатель вывешивает иллюстрации, показывает шишки ели.

Рассказ детей о клесте.

Воспитатель: Сделать вывод о том, что клест - единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Есть корм (семена ели).

Психофизическая гимнастика: «Согреем птенца»

Представьте, что у вас в руках маленький бескрылый птенец. Вытяните руки ладошками вверх. А теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладони. Спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони к своей груди. Отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите: он еще прилетит к нам.

Чик - чирик! К зернышкам прыг.

Клюй, не робей! Кто это?

(Воробей).

Воспитатель: Про жизнь зимой воробья очень хорошо написал наш Вологодский поэт Н.Рубцов:

Чтение стихотворения (ребенок).

Чуть живой. Не чирикает даже,

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей-

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зёрнышком бедным,

И летит к чердаку своему…

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему.

Физкультминутка:

Среди белых голубей (круг)

Скачет шустрый воробей (скачет в кругу).

Воробушек - пташка,

Серая рубашка.

Откликайся воробей (пытается вылететь из круга)

Вылетай-ка, не робей! (дети не пускают)

Задание:

Выложи птичку из геометрических фигур (аппликация)

Закрепление:

Воспитатель:

О ком сегодня мы говорили на занятии?

Почему птицы остаются у нас зимовать?

Как мы можем помочь птицам зимой?

Воспитатель: Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо

Сколько гибнет их - не счесть

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло

Не богаты их корма -

Горсть зерна нужна

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Статьи по теме: