Структура,характеристика компонентов, виды дидактических игр. Специфика дидактических игр в дошкольном возрасте Сущностные характеристики дидактической игры

Дидактические игры является разновидностью игр с правилами. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил.(4)

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.

Ей присущи две функции в процессе обучения (А.П.Усова, В.Н. Аванесова).

Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.

Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.(3, стр. 207)

Основные особенности дидактических игр:

1.Дидактические игры - это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.

2.Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

3.Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.

4.Дидактические игры имеют своеобразную структуру. (3,6)

Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. (5)

Большинство исследователей педагогов и психологов выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты :

· дидактическая задача(цель), состоящая из игровой и обучающей ;

· игровые правила;

· игровые действия;

· окончание игры, подведение итогов.

Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей. Отбор познавательных задач для игр осуществляется в соответствии с разделами программы "Пралеска", с учетом возрастных особенностей детей. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребенка, она возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Игровая задача может быть заложена в самом названии игры, например, «Какой формы», «Продолжи предложение», «Кто в каком домике живет» и т. п. «Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.»(5)


Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях; без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия должны вызвать у детей радость, чувство удовлетворения, именно они делают обучение эмоциональным и занимательным. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия, раскрытие образа и др. Игровые действия не всегда носят видимый характер. Это и умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, иногда припоминания ранее усвоенного, обдумывания. По своей сложности они различны и обусловлены уровнем познавательного содержания и игровой задачи, возрастными особенностями детей. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы.

Игровые действия - это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления.

В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковы для всех. При разделении детей в игре на группы игровые действия различны.(5)

Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания, а так же делают игру демократичной. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи, т.е. они определяют, что и как необходимо делать ребенку в игре и указывают путь к достижению дидактической задачи.

Правила игры выполняют следующие функции:

1.Обучающая , которая заключается в том, что правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать; соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.

2.Организующая , она определяет порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре.

3.Дисциплинирующая . В правилах оговаривается, что именно нужно делать, чего и почему нельзя делать. В некоторых играх имеются правила, запрещающие какие-либо действия и предусматривается наказание за неисполнение(например, пропуск хода)

4.Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.

Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи. Если дидактическая игра организуется вне занятия игру можно окончить просто подведением итогов, а можно использовать другие виды деятельности: изобразительную, развитие речи и т.п., но тематика должна соответствовать содержанию игры. (3,6)

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия (для закрепления и систематизации материала), а в младшем дошкольном возрасте - основной формой организации учебного процесса(например, игра «Кукла Катя идет на прогулку») .(3, стр. 335)

Дидактические игры можно использовать во всех разделах программы. Обучающие игры можно планировать на прогулке, в утренние и вечерние часы, в ходе занятий, до и после занятий, все зависит от дидактической задачи игр. Дидактические игры проводятся везде, в месяц можно запланировать до 20-30 игр. Особое место дидактические игры занимают в конце года и в летний оздоровительный период, когда идет повторение и закрепление полученных детьми знаний в ходе учебного года. Главное условие использования дидактических игр в жизни детей и на занятиях - соблюдение принципов обучения.

Педагог должен помнить о том, что дидактические игры имеют свою классификацию, это позволит использовать различные виды игр в воспитательно-образовательном процессе и сделает обучение ребят намного интереснее и разнообразнее. Остановимся на классификации дидактических игр подробнее.

3. Классификация дидактических игр

Дидактические игры имеют свою классификацию. Классификация дидактических игр различна. В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные. (3, стр. 337) Данное деление игр можно отнести к классификации по использованию материала.

Дидактические игры так же различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей в игре, по роли воспитателя. (5)

· математические

· сенсорные

· речевые

· музыкальные

· природоведческие

· для ознакомления с окружающим

· по изобразительной деятельности

Математические игры направлены на формирование у дошкольников элементарных математических представлений. Они позволяют педагогу сделать процесс обучения детей счету (дидактические игры «Какой по счету?», «Один - много», «Чего больше?», «Назови число» и др.), решению арифметических задач (игры «Занимательные задачки», «Сколько будет?» и др.), освоения величин, простейших зависимостей и измерительной деятельности (это игры «Кто выше?», «Лесенка», «Ленточки»), восприятия детьми пространственных и временных отношений и ориентировок (дидактические игры «Который час», «Путешествие», «Когда это бывает?» и др.) более увлекательным и интересным.

Сенсорные игры направлены на обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи», «Разноцветные дорожки», «Где, чей бантик?» и др.). В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному качеству («Пуговицы для кукол», «Сервиз» и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. Таким образом дети подводятся к овладению сенсорными эталонами с помощью дидактических игр.

Речевые игры способствуют развитию речи у детей. Содержание таких игр так же разнообразно и зависит от целей, с которыми их использует педагог. «Путешествие по комнате», «Кто, что делает?», «Назови одним словом», «Скажи по-другому», «Закончи предложение», «Режим дня», «Кому угощение?», «Зоопарк», «Сравни предметы», « Разговариваем по телефону», « Что бывает…. Какое бывает…», « Что сначала, что потом», « Угадай, кто это?», «Живые слова» и др.

Музыкальные игры направлены на решение задач музыкального воспитания в соответствии с программными требованиями. В работе с дошкольниками используются такие игры, как «Кто громче?», «Какой инструмент звучит?», «Повторяй за мной», «Какая песенка звучит», «На чем играю», «Солнышко и дождик», «Кто как поет?», «Веселые нотки» и другие.

Игры природоведческого характера способствуют воспитанию у детей любви к природе. Через игру, в частности дидактические игры, ребёнок, играя, учится понимать закономерности, происходящие в природе, взаимосвязь всего в мире, многое узнает о природных сообществах и явлениях, о роли человека в природе и другое (игры «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Опиши поры года», «Узнай по описанию», «Птицы перелетные - неперелетные», «Кто, где живет?», «Парные картинки», «Составь рассказ», «Какая погода?», «Найди ошибку художника» и многие другие).

Для ознакомления с окружающим так же используются различные дидактические игры - «Кто, что делает?», «Что сначала, что потом?», «Кому, что нужно для работы?», «Режим дня», «Загадки», «Что на картинке?», «Чаепитие», «На прогулке», «В театре», «Магазин» и др.

·Дидактические игры по изобразительной деятельности были внедрены в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений сравнительно недавно, но их значение очень велико для развития дошкольников, формирования у них знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности, декоративно-прикладной деятельности. «Раскрась по образцу», «Что нарисовано», «Дорисуй», «Собери цветок», «Нарисуй по-другому», «На что похож листочек», «Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Что за картина?», «Чей орнамент?» - это малая часть дидактических игр, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Все перечисленные виды дидактических игр организуются педагогом в соответствии с программными требованиями.

По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:

· словесные

· настольно-печатные

· с предметами и игрушками

· с картинками

· компьютерные дидактические игры

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего ми преимущественно старшего дошкольного возраста.Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор. В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения знаний детей («Летает - не летает», «Третий лишний», «Назови одним словом», «Кому, что нужно?» и др.).

Дидактические игры с предметами и игрушками очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов могут использоваться игрушки, реальные предметы, объекты природы и т.п. Чаще используются в младшем дошкольном возрасте, так как у детей данного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания(3, стр.336). Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли.

Игры с картинками используются во всех возрастных группах. Для игр могут использоваться разнообразные картинки, серии картин, в соответствии с программными требованиями.

Настольно-печатные игры так жеразнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы, содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.

К настольным играм относятся разнообразные игры:

· ·пособия, типа картинок, предметного лото, домино, тематические игры («Где что растет?», «Когда это бывает?», «Кому это нужно» и др.);

· ·игры, требующие двигательной активности, сноровки (Летающие колпачки», «Гусек», «Попади в цель» и др.);

· ·игры типа мозаики;

· ·настольно-двигательные игры («Бильярд», «Хоккей»);

· ·интеллектуальные - шашки, шахматы, игры-головоломки.

Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнеров.

В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки» и др.

В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов» и др.

В играх типа лабиринт, предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используются игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действий.

Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, пазлы, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. (3)

Компьютерные дидактические игры являются средством закладки у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования. Компьютерные игры применяются как дидактическое средство при обучении в самых разнообразных областях воспитательно-образовательного процесса. Таких игр множество, задача педагога - выбрать необходимую, в соответствии с поставленной задачей, возрастом ребенка и программными требованиями. Существуют даже целые программы, состоящие из дидактических игр, систематизированных по определенным программным задачам, направлениям воспитательно-образовательного процесса.

Сорокина предложила классификацию дидактических игр по характеру игровых действий:

· ·игры-путешествия

· ·игры-предположения

· ·игры-предположения

· ·игры-поручения

· ·игры-загадки

· ·игры-беседы

· ·подвижно-дидактические игры

Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое- через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение, задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия могут входить песни, загадки, подарки и многое другое. Сюда можно отнести такие игры, как «Путешествие в сказочный лес», «Наш поезд едет в Далекую страну», «В гости к пекарю» и др.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».

Игры-предположения «Что было бы..?», «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии, а игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии или с поставленными условиями созданными обстоятельствами.

Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент, например, игра «Кто быстрее сообразит?» (Сорокина)

Игры-загадки - в основе этих игр лежит принцип загадывания и отгадывания загадок, игры могут быть самыми разнообразными по содержанию и организации. Как известно, содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир, в них отражаются достижения науки, техники, культуры. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. («Отгадай загадку - покажи отгадку», «Найди, где спрятано», «Путешествие», «Сундучок с секретом» и другие).

Игры-беседы (диалоги) - основа игр общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей.

Отличительными его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру.

Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета - темы игры, познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей, воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение, развивает умение участвовать в беседе. Сюда можно отнести такие игры, как «Сядем рядком да поговорим ладком», «У нас в гостях Незнайка», «Расскажи о себе», «Что случилось с нами..», «Как ты провел выходные», «Где бывали, что видали» и др.

Подвижно-дидактические игры содержат в себе три вида задач: обучающую, игровую, задачу физического воспитания. В ходе таких игр решаются задачи по развитию у ребят физических качеств и умений, а так же происходит закрепление материала, полученного на других занятиях - «К названному дереву беги», «Секрет», «Путешествие», «Отгадай загадку - покажи отгадку» и другие.

Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них:

· коллективные

· групповые

· индивидуальные

Коллективные игры организуются со всей группой, групповые - с подгруппой детей, а индивидуальные с 1-3 детьми.

Мы рассмотрели основные виды дидактических игр, теперь остановимся на руководстве педагога дидактическими играми в разных возрастных группах, так как только грамотное руководство со стороны взрослого поможет осуществить задачи, поставленные игрой.

План дидактической игры по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе«Собери картинку»

Задача: закрепить знания детей об основных характерных признаках пор года; упражнять в складывании целого из частей; развивать восприятие, воображение, внимание, память; формировать интерес к игре.

План игры:

1.Предложить ребятам поиграть, сообщить правила игры.

2.Рассмотреть с детьми картинки, с изображением пор года, уточнить, как дети определили, что это именно та пора года, используя вопросы: «Что изображено на картинке?», «Какая пора года?», «Как ты узнал, что это зима (весна, лето, осень)?».

3.Раздать детям разрезные картинки и предложить им сложить их, используя игровой приём: злая волшебница разорвала картинки и их надо сложить.

4.Подвести итог игры.

1.3. Характеристика дидактических игр.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обуче­ния детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.

Дидактические игры относятся к "рубежным играм", представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подго­тавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятель­ности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обу­чения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи.

Системы дидактических игр впервые были разработаны для дошколь­ного воспитания Ф. Фребелем, М. Монтессори, для начального обуче­ния - О. Декроли.

В отечественной педагогической практике в 1940 - 1950-е гг. дидактичес­кие игры рассматривались преимущественно как форма работы в дош­кольном воспитании; в начальной школе им отводилась роль средства отдыха от серьезных учебных занятий. В 1960 - 1970-е гг. накапливался опыт использования игры как средства активизации учебного процесса не только в начальных, но и в средних классах. С 1970 - 1980-х гг. введе­ние обучения с 6-летнего возраста стимулировало использование ди­дактических игр в учебно-воспитательном процессе. С 1980-х гг. широкое распространение получили деловые игры.

Повышение гибкости обучения, расширение свободы действий учите­ля, а также выразительные возможности и высокий воспитательный потенциал игры побуждают педагогов применять ее на всех ступенях обучения.

2. Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр, в ко­торых свободная игровая деятельность выступает как самоцель. Специ­фическими признаками дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата, которые могут быть обособлена, выделены в явном виде. (6,стр.75) Дидактические игры, как правило, ограничены во времени. В боль­шинстве случаев игровые действия подчинены фиксированным прави­лам (исключением могут служить некоторые развивающие дидактичес­кие игры, направленные на сенсорное развитие дошкольников), их педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием в ходе игры материальных продуктов учебно-игровой дея­тельности.

В рамках дидактических игр цели обучения достигаются через решение игровых задач. При проведении игры учитель выступает одновременно как организатор двух взаимосвязанных, но существенно различающих­ся видов деятельности учащихся - игровой и учебно-познавательной, стремится не только достичь дидактической цели, но и сохранить и раз­вить увлеченность, заинтересованность, самостоятельность детей.

Для практики дошкольного воспитания особенно важным является раз­вивающее воздействие дидактической игры: развитие двигательного ап­парата, психомоторики; навыков поведения в соответствии с правила­ми; механизма идентификации, сопереживания; умение представить себя в чужой роли; формирование умений планировать, оценивать предсто­ящие действия, ориентироваться в ситуации; развитие навыков сотрудни­чества (особенно в командных играх), ряда личностных качеств (терпе­ния, настойчивости, самоконтроля), делающих игру школой произвольного поведения. Поэтому важным является целенаправленное обучение детей самой процедуре игры, объяснение ее содержания, пра­вил, способов действий, приучение детей к самоконтролю и взаимо­контролю в ходе проведения игры.

Важное место дидактические игры занимают в ознакомлении дошколь­ников с окружающим миром, расширении и обогащении их представ­лений о нем.

В обучении детей младшего возраста, как правило, применяются игры с заранее очерченным ходом игровых действий и четко выраженным "обучающим" началом, связанным с передачей и применением зна­ний, с упражнениями, умственным развитием детей.

4, Компьютерные дидактические игры становятся средством закладки у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками про­граммирования.

Компьютерные игры применяются как дидактическое средство при обу­чении в самых разнообразных предметных областях.

Игра - это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру.

Ребенок играет сначала с реальными окружающими его пред­метами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающе­го мира.

Возникающая потребность действовать и поступать, как взрос­лый, не всегда удовлетворяется. Играя, ребенок принимает на се­бя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих дейст­виях. Игры детей чаще всего отражают профессиональную дея­тельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения:

сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы че­ловеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребенка; дети получают возможность для становления как личности в целом, так и отдельных психических процессов.

Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ро­левым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактиче­ской игре перемещается от игрового действия к умственной зада­че. Так, в ролевой игре «Капитаны» дети, действуя в воображае­мой ситуации, «ведут корабль» (поворачивают воображаемый руль то в одну, то в другую сторону, гудят, осуществляя одновременно роль парохода), а в дидактической игре они подражают умствен­ной работе капитана - «ведут корабль по заданному курсу» на ос­нове выполненных расчетов.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу позна­ния. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она по­могает сделать любой учебный материал увлекательным, вызыва­ет у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабо­чее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Высоко оценивая значение игры, В.А.Сухомлинский писал:

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного разви­тия. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, поня­тий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»(15,стр47).

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопо­ставляет, классифицирует предметы по тем или иным призна­кам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобще­ния.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внима­ние и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, на­ходчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий - организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои ин­тересы интересам коллектива.

Художественно оформленные игрушки, рисунки, демонстра­ционный и раздаточный материал к играм выполняют задачу ху­дожественного воспитания.

Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает харак­тер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающе­го характера сближает новую, познавательную деятельность ре­бенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серь­езной умственной работе.(15,стр.28)

Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, иг­ровое правило, в других - только отдельные элементы: действие или правило или и то и другое.

Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдель­ные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее за­мысел, правило, действие и включенная в них умственная зада­ча представляют собой единую систему формирующих воздейст­вий.

При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный ха­рактер мышления младшего школьника. Необходимо также по­мнить и о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных спо­собностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать уме­нием анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружаю­щим предметам.

Для успешного обучения математике в процессе игры необхо­димо применять как предметы, окружающие школьника, так и их модели.

Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начина­ется с материального (или материализованного) действия с пред­метами или их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия, которые дети осу­ществляют с предметами или их моделями, переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно. Этот процесс отражает взамодействие ученика с познаваемым материалом. Таким образом, осуществляется связь между материаль­ной и внешнеречевой формами действия. Опора на действия с предметами или их моделями постоянно сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план дей­ствия в уме (5,стр.54) Таким образом, материальная (или материализованная) форма действия является исходной, внешнеречевая - предполагает рас­суждения, умственная форма действия (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда у ученика уже сформированы пред­ставления или понятия.(4,54)

Эти три формы действия взаимосвязаны, влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, нагляд­но-образного и словесно-логического. При изучении каждого раздела математики необходимо, чтобы дети усвоили все формы действия. Деятельность детей должна быть разнообразной не только по форме, но и по содержанию и строиться в соответст­вии с закономерностями обучения, сформулированными педаго­гами: «Чем больше и разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности - репродуктивной или творче­ской»(7,28)

По характеру умственного развития их можно отнести к следующим группам:

1. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу (напри­мер, игра «Составим узор»),

2. Игры, требующие воспроизведения действий. Эти игры направ­лены на формирование навыков сложения и вычитания в преде­лах 10. Это - «Математическая рыбалка», «Лучший летчик», «Луч­ший космонавт» и др.

3. Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Например, «Цепочка» (III ва­риант), «Математическая эстафета», «Составление круговых при­меров». К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля («Лучший конт­ролер», «Арифметический бег», «Проверь Угадайку» и др.).

  • Занятие 8. Теоретические основы организации игровой деятельности
  • Занятие 9. Игровая компетентность педагога
  • Занятие 11. Дидактическая игра: Технологии проведения и анализа и конструирования
  • Занятие 12. Технологии проведения сюжетно-ролевых игр
  • Занятие 13. Практикум по организации ролевой игры
  • Занятие 14. Методика проведения деловых игр
  • Занятие 15. Организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей различного возраста
  • Занятие 16. Разработка и анализ игровых программ
  • Занятие 17. Реализация игровой программы для младших школьников
  • Занятие 18. «Игра - это серьезно!» Итоговый круглый стол с тренинга и игровых практик
  • Раздел 2
  • 2.1.Феномен игры с точки зрения науки
  • 2.2. Ещё несколько определений «Игры» от солидных учёных:
  • 2.3. Признаки игровой деятельности
  • 2.4. Что такое детская игра?
  • 2.5. Особенности игровой деятельности
  • 2.6. Функции игры
  • Функции игры
  • 2.7. Игры хорошие и разные
  • 2.8. Классификация игр
  • 2.9. Природа и структура игры
  • 2.10. Структура игры
  • Структурные компоненты игры
  • 2.11. Игра - многоликая данность человечества
  • 2.12.Общение и социализация ребенка в игре
  • 2.13. Методы игровой деятельности
  • 2.14. Динамика представлений об игровой культуре в итосрии философско-педагогической мысли
  • «Интуитивный» тип игровой культуры
  • «Прогностический» тип игровой культуры
  • «Рационально-прагматический» тип игровой культуры
  • «Романтический» тип игровой культуры
  • «Гуманистический» и неогуманистический типы игровой культуры
  • «Гедонистический» тип игровой культуры
  • 2.15. Понятие и структура игровой культуры
  • 2.16. Игровая культура личности
  • 2.17. Отражение жизни народа в игровой культуре
  • 2.18.Об игровой культуре народов россии
  • 2.19. Игра - шаг к человечности
  • В игре становимся добрее и лучше
  • 2.20. О педагогизации игры
  • 2.21. Игра как метод диагностики
  • 2.22. Игровая терапия
  • 1. Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия
  • 2. Игротерапия как способ коррекции проблем детского воз­раста
  • 2.23. Положение о центре игрво поддержки ребенка Московская нормативно-правовая база
  • 1. Общие положения
  • 2. Организация деятельности ципр
  • 2.24. Игротека в учреждении дополнительного образования
  • 2.25. О необходимости создания игротек в учреждениях профессионального образования
  • 2.26. Игровые технологии в обучении
  • Целевые ориентации педагогических игр:
  • 2.27. Игровая деятельность как средство обучения
  • Требования к проведению дидактических игр:
  • Приложения:
  • 2.28. Использование игровых технологий в обучении школьников
  • 2.29. Организация игровой деятельности
  • Средства игровой деятельности
  • Орнаментальный элемент игры
  • Игра и её реквизит
  • Методика организации игры
  • Правила сочинения правил
  • Методика организации игр в отряде
  • Организация анимационной игры
  • Подходы к организации и проведению детских игр
  • Психолого-педагогические условия организации детских игр
  • Организационная основа проведения детских игр
  • 2.30.Формы размещения участников игры
  • Монологические формы - от линейной до веерной
  • Диалогические формы – круги «цирковые», «стадионные» и «свободные»
  • 2.31. Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога
  • 2.32. Игровая компетентность педагога внешние признаки профессионализма игромастера
  • 1. Соответствие идеи, формы и содержания возрастным и психологическим особенностям участников.
  • 7. Верное изготовление и использование игрового реквизита.
  • Мастера, радуги и орбиты
  • Кто может быть потенциальным игромастером?
  • Игры интеллектов
  • Новогодняя игра-прогулка «Мы идём»
  • Цели игромастера и «пирамида потребностей»
  • 2.33. Способы общей активизации аудитории
  • 1.Вступительная песня игромастера
  • 2.Вступительные стихи или специальные рифмованные строчки
  • 3. Блиц-вопросы или блиц-задания, на которые можно получить быструю реакцию или ответ
  • 4.Ритуальное приветствие
  • 5.Коллективное дело
  • 6. Передача предмета по залу (по рядам, колоннам, хаотично)
  • 7. Ритмические и жестовые игры на внимание
  • 2.34. Руководство вниманием игровой аудиториии
  • 2.35. Выигрыш как проблема
  • Выигрыш как проблема
  • А что же проигравшие?
  • Ритуалы утешения
  • 2.36. Трудности в работе игромастера качества, блокирующие деятельность игромастера
  • Нестандартные ситуации и способы их преодоления
  • 2.37. Сущностные характеристики дидактической игры
  • Структура дидактической игры
  • Дидактические игры в образовательном процессе
  • Функции дидактических игр
  • Классификации дидактических игр
  • Классификация дидактических игр:
  • 2.38. Ролевые игры Характеристика ролевой игры
  • Структура ролевой игры
  • 2.39.Игровая роль
  • 2.40. Проведение ролевой игры Технология проведения и анализа ролевой игры
  • Факторы, препятствующие успешному проведению игры:
  • 2.41.Принципы конструирования социально-ориентирующих игр
  • 2.42.Деловые игры
  • Виды деловых игр
  • Деловая игра как метод активного обучения
  • Определение темы и целей деловых учебных игр
  • Факторы эффективности деловой игры
  • Конструирование деловых игр
  • Проект деловой игры
  • Этапы организации деловой игры
  • 2.43. Игровая деятельность детей разного возраста
  • Игровые программы для разных возрастов
  • 2.44. В плену у «умного ящика»
  • 2.45. Игровые программы. Современная игровая досуговая программа: подходы и пути развития
  • Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
  • Композиционное построение игровых программ
  • Технология использования выразительных средств в сценарии
  • Заповеди ведущего анимационной игровой программы
  • Игровой сюжет
  • 2.46. Мыслители прошлого и настоящего об игре и ее педагогическом потенциале
  • Раздел 3
  • 1 Цели освоения дисциплины
  • 2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки
  • 3 Требования к результатам освоения дисциплины
  • 6 Оценочные средства контроля успеваемости
  • 6.1 Формы контроля качества усвоения студентами программы по дисциплине
  • 6.2 Критерии оценки качества усвоения студентами программы по дисциплине
  • 6.3 Организация самостоятельной работы
  • Раздел 4
  • Общие рекомендации по освоению курса «Методика организации игры»
  • 4.1. Ещё раз об эстетике…
  • 4.2. Публичное выступление
  • 4.3. Карты памяти (Mind Map)
  • Примерный алгоритм составления карты памяти:
  • 4.4. Аннотация
  • Требования к написанию аннотации:
  • Пример аннотации научной статьи
  • 4.5. Конспект
  • 4.6. Написание эссе
  • 4.7. Ромашка вопросов
  • 4.8. Техника «рафт»
  • 4.9. Тезисы
  • 4.10. Техника insert
  • 4.11. Схемы и таблицы
  • 4.12. Денотатный граф
  • Пример денотатного графа:
  • 4.13. Коллаж
  • 4.14. Рецензия
  • 4.15. Синквейн
  • 4.16. Реферат
  • 4.17. Методика «Мозаика»
  • 4.18. Таблица «з - х - у»
  • 4.19. Учебный проект
  • 4.20. Составление списка литературы
  • 4.21. Портфолио
  • 2 Народные игры
  • 2 Игры в обучении (одна по учебному материалу, одна - развлекательная)
  • 2 Игры воспитательной направленности
  • 2 Дидактические игры
  • 4.22. Форма итогового контроля и требования к подготовке
  • Примеры авторских контрольных заданий для промежуточной аттестации:
  • Критерии оценки зачетной игровой программы:
  • Примеры ситуаций для моделирования на зачетном занятии:
  • Библиография
  • 2.37. Сущностные характеристики дидактической игры

    (по материалам издания Л.И. Федоровой Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем, С.34-72 )

    В учебно-воспитательном процессе используется великое множество разнообразных игр, одни из них давно известны детям, педагоги их лишь модифицируют, приводя в соответствие с целями обучения и воспитания и условиями педагогического процесса, другие, совершенно новые, создаются творчески работающими учителями. Единого названия эти игры еще не получили в педагогической науке и практике. Можно было бы назвать их, вслед за некоторыми исследователями (Г. К. Селевко и др.), педагогическими, так как они являются одним из средств педагогического процесса, но этот термин уже закрепился за определенной категорией игр - это специфическая разновидность деловых игр, основанных на моделировании педагогических ситуаций, их ролевом разыгрывании обучающимися, чаще всего студентами педагогических вузов, учителями на курсах повышения квалификации. В связи с этим логичным представляется подход В. С. Селиванова, разделяющего игры, используемые с педагогическими целями на воспитательные и дидактические. Предметом нашего рассмотрения являются дидактические игры, то есть игры, «специально создаваемые или приспособленные для целей обучения».

    Дидактические игры - разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой (в том числе и народной) в целях обучения и воспитания. Дидактическая игра содержит педагогическую и игровую задачи, правила действия, результат. Дидактическая задача не выступает открыто, реализуется косвенным образом через игровую задачу, игровые действия и правила.

    Структура дидактической игры

    Структура дидактической игры состоит из целого ряда компонентов, в каждом из которых переплетаются связи реальной действительности и условностей, обеспечивая, пожалуй, основной показатель игры - ее двуплановость. Структура всех дидактических игр в самом общем виде одинакова, это то, что объединяет их в первую очередь, независимо от вида, будь то КВН или «Поле чудес», разгадывание кроссвордов или «Морской бой».

    Структурные компоненты дидактической игры следующие:

      педагогические и игровые цели;

      сюжет (сценарий);

    • средства;

      игровые действия;

    • результат.

    Цели игры. Целевой компонент представляет собой подсистему, состоящую из взаимосвязанных и взаимообусловленных целей педагога и учащихся, учебных и игровых целей. Организуя дидактическую игру на учебном занятии, педагог реализует определенные педагогические цели:

      образовательные - сформировать новые знания; систематизировать знания, полученные при изучении различных разделов программы или разных учебных дисциплин; связать их с практической деятельностью; научить учащихся каким- либо способам деятельности по получению новых знаний; сформировать общеучебные и специальные умения;

      развивающие - развить логическое мышление, память, во-ображение, творчество;

      воспитательные - сформировать у учащихся определенные ценностные ориентации и установки, систему отношений в коллективе; способствовать формированию личностных качеств учеников;

      диагностические - определить уровень усвоения учащимися знаний по конкретной учебной теме, уровень воспитанности отдельных учащихся, характер взаимоотношений в группе.…

    В дидактической игре «серьезная» деятельность по развитию личности, по приобретению ею новых знаний и умений происходит в «несерьезных», игровых условиях. Достижение условных (игровых) целей с помощью условных (игровых) действий должно стать для каждого участника лишь средством достижения реальных личностных целей - целей обучения и воспитания. В противном случае, как подчеркивает А. А. Вербицкий, игра вырождается в одноплановую деятельность, направленную главным образом на выигрыш, самоутверждение. Либо, если игровые цели недостаточны, учащийся, оставаясь в рамках игровой формы, выпадает из игры и осуществляет обычные учебные действия, при этом игровая форма выступает помехой его работе.

    Цели игры являются системообразующим компонентом и обеспечиваются соответствующими мотивами. В дидактической игре сложным образом переплетаются различные виды мотивации: результативная и процессуальная, коллективная и индивидуальная, мотивация достижения и познавательная мотивация. В зависимости от того, какого рода мотивы выходят на первый план, будет формироваться и соответствующий тип личности. Ориентация учащихся только на результат, а не на процесс учебной работы может приводить к формированию конкурентных наклонностей личности, к стремлению любыми средствами добиться первенства. Поэтому необходимо создание такой мотивационной основы игры, в которой познавательные мотивы играли бы доминирующую роль.

    В систему целей игры входят и личные цели игроков. В дидак¬тической игре школьник не ставит перед собой задачу учебную (узнать, научиться и т. д.). Для него цель, осознанная или неосоз¬нанная, заключается в самой игре (игра ради игры). Прямым ее продуктом является прежде всего удовольствие от деятельности, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости.

    Но вместе с тем ученик, наряду с различными переживаниями, обогащающими его в игре, усваивает в игровой форме и новые способы учебно-познавательной деятельности. Отсюда руководство дидактической игрой должно включать в себя два направления:

    1) заботу о том, чтобы дети в процессе игры получали максимум радости, наслаждения, удовольствия, т. е. не подходить к игре только сугубо прагматически (что ребенок узнал, закрепил, чему научился), но и всячески поддерживать эмоциональное отношение учащихся к игровой деятельности;

    2) заботу о том, чтобы игра содержала в себе необходимый запас «пищи» для обучения и самообразования и, таким образом, становилась своеобразным каналом интериоризации учебного материала в соответствии с учебной задачей, поставленной перед школьником.

    По мнению исследователей, взаимодействие указанных направлений обеспечивает своеобразную подмену мотивов: школьники начинают действовать из желания играть, получить удовольствие, результатом же оказывается усвоенный учебный материал, способ решения задачи, то есть, дидактическая игра действительно выступает как средство получения иного продукта.

    Содержание дидактической игры основывается на содержании процесса обучения и направлено на познание учеником окружающего мира, на овладение отдельными способами учебно-познавательных действий в соответствии с учебной задачей, а также на формирование ценностных отношений к миру. Иными словами, содержание дидактической игры - это знания, умения, отношения, взгляды, убеждения. Необходимо учесть, что в игре, как в зеркале, дети часто воспроизводят нормы и характер взаимоотношений взрослых. «Подражая трудовой деятельности и взаимоотношениям взрослых людей в процессе и трудовой, и общественной жизни, - пишет Д. Б. Эльконин, - ребенок глубже понимает смысл их деятельности, усваивая мораль общества, в котором он живет». Это относится не только к играм дошкольников, о которых писал Д. Б. Эльконин, но и школьников, а часто и взрослых, которые воспроизводят в игре ценностные нормы своего социального окружения. Ратуя за идею субъектности ребенка в педагогическом процессе, Н. Е. Щуркова ставит на первое место отношения, так как знание мира и умение взаимодействовать с миром выступают как средство формирования ценностного отношения к миру. Это отношение, во-первых, проживается каждым участником игры, во-вторых, осмысливается им и, в-третьих, проецируется в сознании каждого участника игры в форме адекватного способа жизни.

    Сюжет (сценарий) игры представляет собой развернутое изложение содержания. Это - описание последовательности действий игроков, предполагаемых результатов. Сюжет игры может быть представлен в вербальной или (и) графической форме (в виде схемы, алгоритма). Например, сценарий предметного КВНа предполагает самопрезентацию команд, индивидуальные и групповые задания, домашние заготовки и экспромт, выступления жюри. Подробное описание всей канвы игры и является ее сценарием или сюжетом. Сюжет может содержать описание проблемы, которая вызовет столкновение точек зрения самих игроков или персонажей, представляемых ими.

    Правила игры - это те положения, в которых отражается сущность игры, соотношение всех ее компонентов. Это своего рода предписания, устанавливающие логический порядок игры, ее нравственный и эстетический кодекс. Посредством правил педагог доводит до учащихся свои требования.

    Особенность игровой деятельности состоит в том, что в ней учащиеся предъявляют сами к себе требования-правила, зачастую даже более жесткие, чем в обычной жизни. Через правила они предъявляют к себе и все те требования, которые бывают обращены к ним в неигровой деятельности, в реальной жизни: не перебивать говорящего, не грубить и т. д. Это делает игру мощным средством самовоспитания. Подчиняясь правилам как внешним регуляторам, исходящим со стороны учителя и всего играющего коллектива, учащиеся трансформируют их во внутренние регуляторы, и они начинают выполнять функции саморегуляции.

    Основные требования к правилам сводятся к следующим положениям:

      правил не должно быть слишком много, не более 5-10, они должны быть представлены аудитории наглядно (плакаты, технические средства);

      правила должны быть связаны с системой стимулирования и инструкциями.

    Средства игры - это материальные и идеальные объекты, которыми пользуются учитель и учащиеся в процессе игры. К ним относятся сопутствующие игре объекты материальной и духовной культуры, игровые аксессуары (костюмы, атрибуты), игровая символика (эмблемы, значки), игровые виды награждения (медали, грамоты, лавровый венок), ритуалы и церемонии. В дидактической игре, предназначенной для младших школьников, в качестве средств могут использоваться игрушки, различные предметы, символизирующие реальные вещи, как это происходит в спонтанных детских играх.

    Средства поддерживают интерес и эмоциональное отношение детей к игре, стимулируют их самостоятельную творческую работу, обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении. Педагогу надо помнить о том, что набор средств должен быть предельно минимален, поскольку их единственное назначение - это инициировать воображение участников игры.

    Игровые действия. Действия игроков невозможно определить и просчитать заранее, они не поддаются алгоритмизации, так как продиктованы не какими-либо жесткими правилами, а лишь воображением учащихся в создаваемой игровой ситуации. В пределах этой ситуации учащиеся действуют совершенно свободно, проявляя свои творческие способности. Условность игрового пространства раскрепощает игроков, они не боятся своими действиями нанести какой-либо практический ущерб себе и своим партнерам по игре. В этом состоит главная притягательность игры. Чтобы не нарушать эту свободу самовыражения, со стороны педагога не должно быть никакого принуждения, даже скрытого, опосредованного. Игра требует уважительного к себе отношения, поэтому малейшее пренебрежение, скептицизм сразу разрушают иллюзии, питающие игру, а значит, и свободу действия. Педагог не может заставить игроков действовать, не разрушив игру, он может лишь вдохновить их на действия.

    Привлекательной стороной дидактической игры является также возможность действий, связанных с риском, угрозой неуспеха. Условия экстремальных ситуаций обнажают и проверяют скрытые возможности учащихся, их смелость, решительность, упорство. Если риск рождает успех, у ученика появляется уверенность в своих силах. Благодаря риску он учится доверять себе, выбирать оптимальное решение. Поэтому учителю, организующему дидактическую игру, целесообразно предусмотреть заранее и создать с помощью правил, условий игры определенное поле для риска в игре, как, например, это предусмотрено в игре «Что? Где? Когда?» можно дать ответ без предварительного обсуждения и сэкономить время, но рискуя при этом дать неверный ответ.

    Особенность игрового действия заключается еще и в том, что школьник, стремящийся к результату, заявленному сюжетом игры, сам ставит промежуточные цели, обозначающие шаги в продвижении к конечному результату, сам решает, какие действия являются оптимальными и сам осуществляет контроль за процедурой выполнения, определяя каждый раз, насколько близко он продвинулся к результату. В зависимости от результатов этого самоконтроля он выстраивает свои дальнейшие действия, становится полноправным субъектом учебного процесса.

    Оценка. Это важный и обязательный компонент дидактической игры, так как именно оценка показывает учащемуся меру его продвижения в изучении той или иной учебной дисциплины, раздела или темы. В дидактической игре должно быть четко определено, во-первых, что будет оцениваться, во-вторых, как. Оцениваться должны только те знания, те действия и только тот уровень их усвоения, которые были заявлены педагогическими целями игры.

    Результат игры - это определенные итоги, конкретные достижения игровых действий при выполнении учебной задачи, (новые знания, умения, оценочные отношения). Надо учесть, что даже если школьник не смог в полном объеме освоить новые знания и способы учебной деятельности, то результат дидактической игры все же можно считать положительным, так как ученик целенаправленно стремился к победе, целесообразно выстраивал свои игровые действия, преодолевал свои «барьеры». В связи с этим результат игры необходимо отличать от игрового результата (выигрыша), который может иметь разнообразные формы: количество баллов, наименьшая затрата времени на выполнение задания, наибольшее число вариантов решения задачи и т. п. Педагогу необходимо акцентировать внимание игроков на результатах игры, отмечая успехи в выполнении каких-либо действий даже тех, кто проиграл.

    Все компоненты дидактической игры образуют единое целое, обеспечивая игровую суть учебного процесса. Ее структура является основанием при рассмотрении разнообразных видов дидактической игры (ролевой и деловой).


    23
    Содержание

    Введение
    Глава 1. Теоретические основы дидактической игры дошкольника с отклонениями в развитии
    1.1 Проблема игры в трудах отечественных психологов и педагогов
    1.2 Своеобразие дидактических игр
    1.3 Виды дидактических игр
    Глава 2. Общие требования к руководству дидактическими играми
    2.1 Методика организации дидактических игр
    2.2 Значение дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе
    Заключение
    Список используемой литературы
    Введение

    Особое место в жизни ребенка занимает игра. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любых рассказов, сказок. В игре он может быть врачом, летчиком, воспитателем - если захочет. И это доставляет ему огромную радость. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая игре приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и актуальной деятельности, нравственных и эстетических представлений. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт. Это особенно важно для умственно отсталых детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
    Исходя из вышесказанного, определила объект, предмет, цель и задачи курсового исследования.
    Предмет исследования курсовой работы является методика использования дидактической игры в коррекционно-педагогическом процессе.
    Объектом исследования курсовой работы является дидактическая игра в коррекционно-педагогическом процессе.
    Целью курсовой работы служит изучение роли дидактической игры в коррекционном процессе.
    Цель исследования достигается решением следующих задач :
    1. Изучение проблемы дидактической игры в трудах отечественных педагогов.
    2. Изучение своеобразия и классификации дидактической игры в коррекционно-педагогическом процессе.
    3. Изучение методики организации дидактических игр.
    4. определение значения дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе.
    Методами исследования курсовой работы служит изучение и анализ специальной и психолого-педагогической литературы.
    Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключение, список используемой литературе. В работе использовано 26 источников.
    Глава 1 . Теоретические основы дидактической игры дошкольника с отклонениями в развитии

    1.1 Проблема игры в трудах отече ственных психологов и педагогов

    Народная педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с игрой и внесла известный вклад в понимание особенностей обучающей игры. Традиции ее вошли в научную разработку вопроса о дидактических играх, в практику работы с детьми, в подвижные игры с правилами и заслуживают дальнейшего глубокого изучения. К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельность ребенка, вносящий в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным занимающим, но никогда не развлекающим. Известный педагог Е.И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Особое значение она предавала сенсорному восприятию родного языка. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требовали внимания, умения выделять в предмете общее и различное. Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения А.П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка вносят занимательность». В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Родиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачяпуридзе, З.М. Богуславский, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.И. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер. Во всех исследованиях утверждалось взаимосвязь обучения и игры, определялась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения.
    Психолог А.В. Запорожец, оценивал роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».
    1.2 Своеобразие дидактических игр

    Дидактическая игра одновременно является формой обучения детей. Истоки ее в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержания, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей.
    Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребенка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.
    Игровые действия не всегда носят видный характер. Это и умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, иногда припоминание ранее усвоенного, обдумывания. По своей сложности они различны и обусловлены уровнем познавательного содержания и игровой задачи, возрастными особенностями детей.
    Различен и объем игровых действий. В младших группах - это чаще всего одно - два повторяющих действия, в старших - уже пять - шесть. В играх спортивного характера игровые действия старших дошкольников с самого начала расчленены во времени и осуществляются последовательно. Овладев ими, дети действуют целенаправленно, четко, быстро, согласованно и в уже отработанном темпе решают игровую задачу.
    Один из элементов дидактической игры является правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в измененных обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями других играющих. Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что кто и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения, организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, что и почему нельзя делать.
    Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению приводят к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает ее, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил.
    Результат дидактической игры - показатель уровня достижений детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а непросто выигрыш, полученный любым путем.
    Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает ее целостность, снижает воспитательное воздействие.
    1.3 Виды дидактических игр

    Дидактические игры различаются по обучаемому содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действием и правилам, организации и взаимоотношением детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присуще всем играм, но в одних отчетливо выступает один, в других - иные. В разных сборниках указано множество дидактических игр, но четкой классификации, группировки игр по видам еще нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно-печатные игры. Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры - особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Используются следующие известные виды дидактических игр.
    Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игры-путешествия отражают реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодоление, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях. Становится близким ребенку, радует его. Цель игры - путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры - путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
    В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношение детей в игре. Игры - путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитие сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
    Игры - поручения имеют те же структурные элементы, что и игры - поручения, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежать действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзину все предметы красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».
    Игры предположения : «Что было бы…?» или «Что бы я сделал …?», «Кем бы хотел быть и почему?». Иногда началом такой игры может послужить картина. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.
    Игры - загадки . Возникновение загадок уходят в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно отгадать. Содержание загадок является окружающая действительность. Главной особенностью загадок является логическая загадка. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям старшего возраста нравятся игры - загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать догадываться - доставлять радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
    Игры - беседы (диалоги) . В основе игры - беседы лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Отличительными его чертами являются непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса и тем или иным явлениям окружающей жизни, отраженным в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность игры - беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единство слова, действие, мысли и воображения детей. Игра - беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточить внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать.
    Глава 2. Общие требования к руководству дидактических игр
    2.1 Методика организации дидактических игр

    Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
    В подготовку к проведению дидактической игры входят:
    - отбор игры в соответствии с задачами воспитателя и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;
    - установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
    - определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
    - выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
    - определение количества играющих;
    - подготовка необходимого дидактического материала для игры;
    - подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
    - подготовка и игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
    Проведение дидактических игр включает:
    - ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован;
    - объяснение хода правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
    - показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, показывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
    - определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
    - подведение итогов игры - это ответственный момент, когда дети добиваются в игре, можно судить об его эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребенка. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Анализ проведения игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в проведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с постоянной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе. Игра становится методом обучения, принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнить. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.
    С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.
    Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, в начале берут на себя роль болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.
    2.2. Значение дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе
    Основной формой взаимодействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым.
    Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями. Содержание занятий определяется программой. Каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, эти дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Для этой цели и служат дидактические игры. Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях, как учителем-дефектологом, так и воспитателем. Кроме того, игра включается в музыкальные занятия, является одним из занимательных элементов на прогулке. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для умственно отсталых детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. При поступлении в дошкольные учреждения дети с отклонениями в развитии с трудом контактируют со взрослыми, не умеют общаться со сверстниками, не владеют и т.д.................

    Татьяна Суслина
    Сущность, виды и структура дидактических игр

    В психолого-педагогической науке игра рассматривается как форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

    Одной, из разновидностью игр являются дидактические игры . Основная особенность дидактических игр определена их названием : это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

    Как отметил А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм» представляя собой переходную форму к той не игровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера, обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая дидактическую игру , но облегчают её в занимательную для детей форму. Примеры обучающих задач :

    Научить детей различать и правильно называть цвета, геометрические фигуры, уточнить представления о столовой посуде или одежде, формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, расположению в пространстве, развивать глазомер и координацию мелких движений. Обучающая задача выполняется создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.

    Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребёнок выполнять поставленные задачи.

    Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Дидактическая игра поможет ребёнку чему-то научиться в лёгкой не принудительной форме. Такое обучение получило название-автодидактивизм .

    Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности это отличительная особенность дидактических игр . Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача, а игровые действия для детей раннего и младшего дошкольного возраста и решение игровой задачи, выигрыш для детей старшего дошкольного возраста.

    В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида : игра с предметами и игрушками, природным материалом; настольно-печатные; словесные игры.

    В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде, задания в игре усложняются

    Разнообразные игрушки широко используются в дидактических играх . С помощью игр с игрушками воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

    Игры с природным материалом всегда вызывают у детей живой интерес, желание играть.

    Настольно-печатные игры интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам : лото, домино, парные картинки и т. д.

    Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Игровыми задачами этого вида игр являются так же закрепление знаний о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении на столе, листе, умение рассказать ясно, связанно об изменениях, которые произошли с картинками, и т. д.

    Словесные игры построены на словах и действиях. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т. к. здесь требуется использование приобретённых ранее знаний в новых связях, обстоятельствах. Дети самостоятельно должны решать разнообразные мыслительные задачи. С помощью этих игр у детей воспитывается желание заниматься умственным трудом. Трудности ребёнок преодолевает легко не замечая, что его учат.

    Не зависимо от вида, дидактическая игра имеет определённую структуру , отличающую её от других видов игр и упражнений. Игра, используемая в целях обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую задачу. Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

    Рассмотрим более подробно каждый из компонентов дидактической игры .

    Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с программой воспитания в детском саду, где для каждой возрастной группы определён объём знаний,умений и навыков, которыми должны овладеть дети.

    Таким образом, для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовности воспитанников, т. к. в играх они должны оперировать уже имеющими знаниями и представлениями.

    В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

    Основная цель правил игры- организовать действия, поведения детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то, делать игру занимательной, напряжённой. Чем правила жёстче, тем игра становится напряжённее. Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

    Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется и контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.

    Таким образом дидактическая игра – это игра имеющая обучающую задачу, правила и игровые действия. Основными видами дидактических игр являются игры с предметами, словесные, настольно-печатные игры.

    Статьи по теме: