Квадратная монета екатерины 1. Самые дорогие монеты царской россии. К устью Ла-Платы

Крым | 6 дней | 65 км. | Пеший | 6000 руб. + 1000 руб. дополнительные расходы (транспортные расходы, сборы лесников, платные достопримечательности).

Горная юго-западная часть полуострова Крым – уникальный историко-географический комплекс. Пещерные города Крыма, являются уникальными памятниками всех эпох. Мы приглашаем Вас, посетить пещерные города Крыма . Вас ждут руины городов, крепостей, богатая история и множество интересных рассказов, от наших инструкторов, экскурсоводов с большим опытом работы. Окончанием нашего путешествия по древней истории Крыма будет Херсонес. Ведь нет нечего лучше, чем окончание похода на берегу моря .

РАСПИСАНИЕ ПОХОДОВ ПО МАРШРУТУ

ВИДЕО


Маршрут: Симферополь - Бахчисарай - Ханский дворец - Успенский монастырь - Чуфут-Кале - Караимское кладбище - Тепе-Кермен - Качи-Кальон - Алимова балка - Челтер-Коба - Сюйреньская крепость - Мангуп - Шулдан - Эски-Кермен - Храм-донаторов - Кыз-Куле - Челтер - Терновка - Севастополь - Херсонес.

1 день. Ханский дворец. Успенский монастырь. Пещерный город Чуфут-Кале.

Группа собирается в г. Симферополе и переезжает в г. Бахчисарай. Оттуда начнётся маршрут "Пещерные города Крыма".

На первый день нашего похода, у нас запланирована обширная программа, а точнее посещение трех достопримечательностей Крымского полуострова. Сначала нас ждет прогулка по старым улочкам столицы крымских ханов Бахчисараю и посещение Ханского дворца с его знаменитым фонтаном слез. Вторым объектом нашего дня станет Свято Успенский святой монастырь . И в заключение дня, жемчужина Крымских пещерных городов – Чуфут-Кале. Это самый посещаемый пещерный город и лучше всех сохранившийся . Здесь остались крепостные стены, башни и рвы, пещерные комплексы, вырубленные в скалах, городские улицы и отдельные уцелевшие здания, караимские молитвенные дома. Этот город позволит вам понять, как выгладили пещерные города в древности. Теперь вы сможете мысленно представить, как выглядят постройки в других, менее сохранившихся городах, которые мы посетим в ходе нашего похода. На ночевку мы остановимся возле пещерного города, у источника Газу-Мансыр.

Ханский дворец

2 день. Караимское кладбище. Пещерный город Тепе-Кермен. Пещерный монастырь Качи-Кальон.

Продолжая движение по нашему маршруту, мы выйдем к древнему Караимскому кладбищу. Более 10000 надгробий расположились в небольшой рощице, зрелище немного угнетающее и замораживающее. Кладбища всегда несут ощущения старины и древности, а кладбище, которому более 1000 лет усиливает впечатления в разы. Дальнейший наш путь, приведет нас к горе Тепе-Кермен, на котором расположен одноименный пещерный город. Вид этой горы поражает воображение. Именно зарисовки с натуры Тепе-Кермена послужили К.Ф. Богаевскому основой для картины «Алтари в пустыне ». На обед спустимся к речке Кача, пообедаем, искупаемся, и двинемся к следующей достопримечательности на нашем пути – пещерному монастырю Качи-Кальон. Закончим дневной переход в Алимовой балке, под сводами большого грота.

Караимское кладбище

3 день. Алимова балка. Челтер-Коба. Сюйреньская крепость.

Третий день будет для нас несложной прогулкой с купаниями в речках и осмотрам двух достопримечательностей : пещерного монастыря Чилтер-Коба и развалин Сюреньской крепости. Чилтер–Коба это целый монастырский комплекс, прорубленный в скальном монолите. Храм, келий, трапезная, источник все это соединено между собой прорубленными в скальном монолите тропами . Интересный и познавательный объект, с которого открывается вид на Башенный мыс, на котором находится следующий объект нашего путешествия – развалины Сюреньской крепости. Возможно, Сюйренская крепость не самая большая и значимая достопримечательность, среди пещерных городов Крыма, но там есть на что посмотреть - эта Крепость не оставит вас равнодушными . Заночуем возле реки Бельбек, неподалеку от монастыря Чилтер-Коба.

4 день. Пещерный город Мангуп, столица княжества Феодоро.

В этот день ваш ждет знаменитый пещерный город Мангуп, это была столица княжества Феодоро. Княжество малоизвестно в мировой истории, но одна из ключевых фигур в истории средневекового Крыма . Трудно описать этот пещерный город, раскрыть всю его значимость и величие без знания истории Крыма, хотя бы поверхностного. Здесь вы не увидите сохранившихся зданий, улочек и кенасс как в Чуфут-Кале. Только развалины древних укреплений и следы на камнях где ранее располагался обширный город. Что бы оценить эту достопримечательность нужно знать историю Крыма и этого города, а так же неторопливое обследование всей территории Мангупа, всех мелких закоулков этого города. В походе у вас как раз будет такая возможность, рассказы инструктора и много времени, думаю, вы сможете оценить пещерный город Мангуп и его величие . Заночуем мы на плато среди древнего города.

Цитадель Мангуп

5 день. Монастырь Шулдан. Пещерный город Эски-Кермен. Храм Донаторов. Башня Кыз-Куле.

На пятый день у нас намечена большая программа. Сначала мы посетим действующий пещерный монастырь Шулдан . Дальше мы направимся к руинам ещё одного пещерного города-крепости – Эски-Кермена, основанного в начале VI века. От когда-то цветущего города остались только пещеры (более 300), их много и они разные: пещеры-храмы, боевые пещеры, хозяйственные, пещеры с лестницами, пещеры с колоннами. Некоторые из них просто недоступны без верёвки и навыков скалолазания. Неподалеку от Эски-Кермена в отдельно стоящей скале-останце мы посетим храм Донаторов . Вход в храм со дна балки не виден. Его можно обнаружить, лишь поднявшись на вершину. Храм Донаторов знаменит тем, что здесь долгое время сохранялась средневековая фресковая роспись. Возможно, именно потаенность места способствовала этому. К сожалению, за последние 100 лет, от росписи мало что сохранилось. Последней достопримечательностью на сегодняшний день будет башня Кыз-Куле , одна из башен дозорного комплекса Эски-Кермена. Заночуем в живописном львином гроте.

Даже у далекого от истории человека, когда речь заходит о пещерных городах, пробуждается интерес, ведь сразу представляется что-то необычное и загадочное. Древнейшие сооружения, сообщения о которых появились около тысячи лет назад, окутаны легендами и тайнами.

Неверный термин

Считалось, что наши предки обитали в пещерах, которые служили и жилищем, и местом поклонения духам. Однако ученые не согласны с этим мнением, поскольку постройки располагались на земле, а не под ней. До наших дней эти сооружения не сохранились, и все, что нам осталось, - это пещеры, которые предназначались для совершения религиозных обрядов и бытовых нужд.

В XIX веке археологи обнаружили древние памятники, которые из-за ошибочного предположения получили название "пещерные города". Монастыри, небольшие поселения или крепости составляли их основную часть, что позволило считать этот термин условным, ведь люди не жили под землей. Однако это определение прочно закрепилось за опустевшими сооружениями, возведенными на отвесных скалах.

Музейные комплексы в Крыму

Нам известны пещерные сокровища в Иордании, Турции, Иране, Китае, Испании, Франции, Италии и других странах. Необычно выглядящие естественные образования привлекают внимание туристов из разных уголков нашей планеты своей загадкой, ведь неизвестно, кем же были безымянные мастера, выточившие в камне настоящие шедевры.

Однако и в Крыму, в котором на протяжении многих столетий существовали различные цивилизации, сохранились пещерные города, являющиеся настоящими музейными комплексами под открытым небом. Центром уникальных сооружений является Бахчисарай, и туристы, мечтающие прикоснуться к тайне, начинают именно с этого города. За всю историю существования менялись статусы загадочных построек прошлых эпох и этнический состав жителей, а объединяет их уникальный талант тех, кто ценой огромного труда создал потрясающие каменные произведения. Известно, что исторические памятники даже становились центрами регионов, возле которых находились важные торговые пути.

Древние памятники

Пещерные города Крыма, вырубленные в скалах, к первобытным людям никакого отношения не имеют, и многие исследователи считают, что древние памятники появились во времена господства Византийской империи. Хотя другие ученые, не согласные с этой версией, заявляют, что историю поселений невозможно свести к какому-то шаблону, и они возникли в разные эпохи. Жителей таких городов нельзя назвать воинами, поскольку основными их занятиями являлись торговля и земледелие, хотя в случае опасности они могли взяться и за оружие. Считается, что в упадок пещерные города, покинутые жителями, пришли после татаро-монгольского нашествия в XIII веке.

Мангуп-Кале

Расположенное на горном плато Бабадаг уникальное место с невероятной энергетикой было заселено людьми вплоть до XV века, когда его захватили турки. У ученых нет единого мнения о времени возникновения местной достопримечательности. Самый крупный в Крыму пещерный город Мангуп-Кале, когда-то называвшийся Доросом, являлся древней столицей могущественного Первые упоминания о необычном населенном пункте восходят к I веку до нашей эры.

Находящаяся недалеко от Бахчисарая вырубленная в скале, действительно представляла собой настоящий город с промышленным производством, тюрьмой, монетным двором, княжеской резиденцией, христианскими храмами и другими строениями. Сейчас туристы видят лишь руины огромного древнего поселения, в котором проживало около 150 тысяч человек. Мрачные пещеры, в которых свищет ветер, манят гостей Крыма, наслышанных об удивительной энергии этого места. Здесь появляются неоновые светящиеся шарики, зависающие над городищем и растворяющиеся в воздухе, а тибетский лама, посетивший Бахчисарай, уверяет, что чувствует мощную силу древнего памятника.

Эски-Кермен

Прекративший свое существование примерно в XIV столетии пещерный город Эски-Кермен был одним из самых крупных и развитых. На вершине горы выдолблено около 400 пещер, которые использовались как жилые помещения и склады для хозяйственных нужд. Позднее обитатели крепости построили наземные сооружения и окружили их оборонительными стенами. В сердце города находился главный храм, развалины которого можно увидеть и сейчас. Помимо него, здесь располагались и другие религиозные постройки, и особого внимания заслуживает храм Трех всадников, где сохранились настенные фрески.

Находящийся в нескольких километрах от мак комплекс, название которого переводится как "старая крепость", приводит в восторг всех посетителей. Здесь встречаются развалины наземных строений, казематов, некрополя, зернохранилища, колодца глубиной 30 метров. Туристы с сожалением взирают на вырубленные в горе помещения, пострадавшие от времени.

Можно сказать, что лежащий в руинах Эски-Кермен - это настоящее пещерное царство, предоставляющее своим гостям многообразие подземных сооружений, с которыми невозможно познакомиться за один день. Часто вдоль крепостных стен возводились оборонительные башни, а здесь сама природа способствовала защите людей и создала скалистые мысы, выступающие за пределы плато.

Ученые предполагают, что средневековое пещерное поселение было возведено византийцами, а вот время и причину его гибели никто не знает. Возможно, оно было разрушено монгольскими воинами.

Чуфут-Кале

Главным оборонительным центром Византии признан пещерный город Чуфут-Кале, точная дата возникновения которого не установлена. Известно, что татары захватили его в конце XIII века, а уже через два столетия крепость являлась первой столицей Крымского ханства. Здесь держали в заточении богатых людей, за которых просили выкупы. Известно, что среди пленных находились русские послы и польский гетман, воевавший против казаков - давних врагов крымских татар, однако даже это обстоятельство ему не помогло. не делил никого на союзников и противников и требовал выкуп за каждого. А вот русский воевода Шереметев, за которого просили ни много ни мало Казань и Астрахань, провел в стенах крепости почти 20 лет.

Когда татары покинули город, его заселили караимы, занимавшиеся выделкой кожи. Днем они торговали в Бахчисарае, а с вечера до утра охраняли Чуфут-Кале. Новые жители пристроили еще одну стену, в результате чего пещерный город увеличился в размерах. Теперь он делился на две части, и каждая могла самостоятельно держать оборону. Именно в этот период и получил свое название, которое переводится как "двойная крепость", исторический памятник. Во времена царствования Анны Иоановны русские солдаты, захватившие Бахчисарай, разрушили пещерный комплекс.

Удивительно, но в самом центре Чуфут-Кале была построена первая типография в Крыму, начавшая свою работу в 1731 году. Внутри города устраивались праздничные службы, на которые собирались верующие, здесь судили тех, кто попрал нравственные нормы общины.

Тепе-Кермен

Когда речь заходит про пещерные города, то нельзя не упомянуть один из самых загадочных памятников нашей истории. Древняя крепость, напоминающая необитаемый остров, появилась в VI веке. Оборонительное сооружение, выдолбленное в скале, не так просто разрушить, как наземные постройки. Пещерный город Тепе-Кермен, который сравнивали с гигантским алтарем, возвышающимся над долиной, виден издалека. О его размерах ученые судят по оставшимся комплексам, неплохо сохранившимся до наших дней.

Это так называемый мертвый город, прежнее название которого история не сохранила. С XI по XIII век приходится расцвет поселения, ставшего крупным центром долины реки Кача, но уже в XIV столетии из-за постоянных нападений татар жизнь здесь угасает, и единственными обитателями являлись монахи, покинувшие крепость через несколько десятков лет.

Археологи обнаружили более 250 искусственных пещер, отличающихся по форме и назначению. В них находились как погребальные комплексы, так и хозяйственные склады. Кстати, многие помещения достигали шести ярусов, и на верхние этажи попасть можно было лишь с горного плато, а в нижних держали скот.

Загадки древнего сооружения

Многие пещеры закрывались дверями из дерева и разделялись перегородками на несколько комнат. Ученые обнаружили необычное религиозное строение, вытянутое с севера на юг, а не вдоль оси, как это принято у христиан. Но самое любопытное, что неизвестные зодчие прорубили окно с секретом: в пасхальные дни свет падает так, что на стене появляются очертания креста.

Удивляет и менгир, напоминающий по форме солнечные часы, в котором, по мнению исследователей, таится вся сила и мощь разрушенного древнего города.

Многоэтажный комплекс Вардзия

Не только Крым может похвастать уникальными достопримечательностями, посещение которых будоражит воображение. В Грузии находится Вардзия - пещерный город царицы Тамары, считающийся туристической Меккой. Появившийся около восьми столетий назад, он высечен в горном монолите. Причем это целый многоэтажный комплекс, внутри которого расположены улицы, лестницы, тоннели. Шестьсот помещений соединяются тайными ходами, простирающимися на высоту восьмиэтажного дома и вглубь скалы на 50 метров.

Город, вмещающий в себя до 20 тысяч человек, выполнял еще и духовную функцию, поскольку он являлся и монастырем, в центре которого зодчие высекли храм Успения Богородицы. В религиозном сооружении сохранились фрагменты прекрасных фресок, созданных в XII веке. Существует легенда, гласящая, что похоронена именно здесь.

Когда Вардзия пострадала от землетрясения, пещерный город перестал являться неприступной крепостью, а после нашествия монголов пришел в упадок. Сегодня исторический памятник объявлен музеем-заповедником.

Прикосновение к миру предков

Хранящие многочисленные тайны пещерные города можно сравнить по своей исторической значимости со средневековыми замками. Посещение древних сооружений и прикосновение к миру наших предков никого не оставит равнодушным. Многие желают познать тайны любопытнейших достопримечательностей и окунуться в прошлые эпохи, а те, кто уже посетил архитектурные комплексы, признаются, что получили незабываемые впечатления.

Чуфут-Кале
Тепе-Кермен
Бакла
Кыз-Кермен
Качи-Кальон
Челтер-Мармара
Шулдан
Кыз-Куле

«Пещерными городами Крыма» называют руины средневековых городов, крепостей и монастырей, расположенных на горных плато и скалистых мысах в юго-западной части Крыма. Большинство из них находится в Бахчисарайском районе и неподалеку от Севастополя.

Первые «пещерные города Крыма» были основаны предположительно в V-VII вв. племенами, населявшими крымские степи и предгорья, — скифами, сарматами и аланами, спасавшимися от нашествия кочевников в труднодоступных горных районах.
Помимо естественных укреплений — неприступных обрывистых скал, горные поселения были надежно защищены оборонительными стенами, боевыми и сторожевыми башнями, крепостными рвами. Благодаря удачному расположению вблизи оживленных торговых путей они нередко превращались в крупные центры ремесла и торговли. Причины гибели «пещерных городов Крыма» разные: некоторые из них разрушили войны и опустошительные набеги кочевников, другие были оставлены жителями после изменения политической ситуации на полуострове, когда у их населения уже не было необходимости скрываться на высокогорных плато за мощными крепостными стенами. Многие города просуществовали несколько столетий, а жители последнего из них — Чуфут-Кале — покинули город в середине XIX в. Самые известные и наиболее посещаемые из этих мест — Чуфут-Кале, Эски-Кермен и Мангуп.

ЧУФУТ-КАЛЕ

Сегодня о былом величии «пещерных городов» напоминают только безмолвные руины, скупые летописные сведения и местные предания.

Чуфут-Кале — наиболее сохранившийся «пещерный город», находит в трех километрах от Бахчисарая. Время основания города неизвестно: одни исследователи относят его к VI веку, другие — к Х-ХI вв. В 1299 г. войска Золотой Орды хитростью захватили крепость, разместили в ней свой гарнизон и назвали город Кырк-Ор, что означает по-татарски «сорок укреплений». В начале ХV в. в Кырк-Оре поселились ремесленники-караимы — потомки тюркских племён, исповедовавшие разновидность иудаизма. Они построили новую часть города, и вскоре Кырк-Ор превратился в крупный центр ремесла и торговли Юго-Западного Крыма.

Молитвенные дома караимов — кенасы.

В ХV в. город стал укрепленной резиденцией первого крымского хана Хаджи-Гирея, боровшегося за независимость Крымского ханства от Золотой Орды. Однако после падения Золотой Орды крепость Кырк-Ор утратила своё оборонительное значение. В плодородной долине у её подножия была столица — Бахчисарай («город в садах»), куда переселились хан и его подданные, оставив жить на вершине горы лишь караимов. Поскольку их считали иудеями, город получил своё последнее название — Чуфут-Кале («Иудейская крепость»).

Местные караимы были ремесленниками и торговцами, иногда занимались земледелием и скотоводством. Самые богатые из них держали лавки в Бахчисарае, однако там им разрешалось находиться только до захода солнца, а на ночь нужно было возвращаться в Чуфут-Кале. После включения Крыма в состав России в 1783 г. Екатерина II разрешила караимам селиться в Бахчисарае, Евпатории, Симферополе и других крупных городах империи. Для Чуфут-Кале это было началом конца: один за другим жители покидали каменистое плато с суровыми условиями жизни, и к середине XIX в. город окончательно опустел. Большинство городских построек было разобрано самими жителями, нуждавшимися в материале для строительства новых домов в Бахчисарае.

Сегодня городские кварталы представляют собой бесформенные груды камней, некогда бывших двухэтажными, стоявшими впритык домами. Своеобразный памятник средневекового зодчества — остатки крепостных стен города, высота которых достигает 10, а толщина 5 метров. У Южных ворот города стена образует «мышеловку» — тесный проход, в который попадал враг, прорвавшись через обитые кованым железом ворота. Во времена осады над проходом устраивался настил, с которого на врага лили из котлов кипящую воду и смолу. Рядом находятся четырехъярусные боевые пещеры. Молитвенные дома караимов — кенасы, хорошо сохранившиеся до наших дней, были построены в XIV и XVIII вв.

Одно из самых старых кладбищ на территории Крыма

Устройство обеих кенас одинаково. В первом помещении, сидя на скамейках, молились старики, а в большом зале — мужчины. Женщины молились отдельно на балкончике за деревянной решёткой.

Ещё одна достопримечательность Чуфут-Кале — караимское кладбище в Иосафатсвой долине, одно из самых старых на территории Крыма. Ученые полагают, что самые древние захоронения на нем относятся к середине XIII в. Ещё в XIX в. среди бело-каменных надгробий на кладбище росли вековые дубы, рубить которые считалось большим грехом. Поэтому среди татар кладбище называлось «Балта-Тиймез» (букв. «топор не прикасается»), а ханские чиновники вымогали у караимов очередные подати, угрожая в случае отказа вырубить священные дубы.

ЭСКИ-КЕРМЕН

Подобно Чуфут-Кале, Эски-Кермен (в переводе с татарского — «старая крепость») располагался на вершине столовой горы с отвесными обрывами. Город был основан в начале УI в. и просуществовал до конца XIII в. «Старая крепость» располагала мощной по тем временам системой фортификационных укреплений, а отвесные скалы, на которых находился город, были практически неприступны. Эски-Кермен развивался и процветал до конца VIII В., когда стал одним из очагов восстания против хазар, притеснявших местное население. Подавив восставших, хазары полностью разрушили систему обороны города.

Однако после этого жизнь в городе не умерла, и он просуществовал еще пять столетий как открытое незащищенное поселение. Эски-Кермен был окончательно разгромлен и сожжен в 1299 г. ордами ногайцев. Постепенно его руины засыпались землей и зарастали кустарником; неизменными остались только многочисленные пещеры.

Со времени разрушения города минуло уже семь столетий, но в некоторых пещерах и сейчас можно видеть остатки культовых сооружений. Например, храм Трёх всадников, получивший своё название благодаря фреске, сохранившейся на стене над вырубленной в скале могилой. Она изображает трёх всадников, средний из которых — Георгий Победоносец — поражает копьем змея. Рядом с одним из всадников на коне видна фигура мальчика. Под изображением — следы греческой надписи: «Высечена церковь и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов».

В пещере к востоку от городских ворот находится подобие надгробия с высеченным в круге крестом. Археологи предполагают, что здесь было погребение одного из выдающихся жителей города, так как по средневековой традиции наиболее почётных граждан хоронили у ворот.
В Эски-Кермене сохранились многочисленные казематы, оснащенные специальными отверстиями в полу, через которые на штурмующего можно было сбрасывать камни. Неподалеку от казематов находятся зерновые ямы. Из-за частых осад города в них хранился постоянный запас зерна, пополнявшийся жителями окрестных сел, которые укрывались от непрошеных гостей за крепостными стенами.

МАНГУП

«Скала, на которой цитадель сия возвышается, имеет в окружности 20 тысяч шагов. Раскинулась скала та, как равнина плоская, травой и тюльпанами поросшая, а вокруг нее пропасти зияют на тысячу аршинов глубиной — настоящие бездны ада!» — писал о Мангупе турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби. Подобное впечатление величия производит на путешественников Мангуп и сегодня, хотя прошло уже более двухсот лет с тех пор, как его покинули последние обитатели. у исследователей нет единого мнения о времени возникновения Мангупа.

Раскопки показали, что уже в первые века нашей эры на горе Мангуп существовало небольшое поселение, а первая крепость была построена в V-VI вв. Дошедшие до нашего времени остатки оборонительных укреплений относятся к более позднему периоду — XIV-XV вв., а надписи на камнях и летописные источники говорят о том, что в XIII-XV вв. город назывался Феодоро и был столицей одноименного княжества. Им правили князья из знатного византийского рода Гаврасов, ранее господствовавшие в Трапезунде. В русских хрониках княжество именовалось Мангупским, а в западноевропейских документах часто называлось «Готией».

Княжество Феодоро было одним из самых больших в Крыму. В период расцвета его границы на северо-востоке доходили до реки Качи, на западе — до территорий Херсонеса, а на юге княжеству до появления генуэзцев, вероятнее всего, принадлежало все побережье от Алушты до Балаклавы. Жители Феодоро — огреченные потомки тавров, скифов, сарматов и аланов — занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и ремесленничеством, воевали, возводили крепости и основывали порты. В княжестве Феодоро и его столице процветали ремесла и торговля.

Найденные при раскопках орудия труда свидетельствуют о развитии кузнечного ремесла, а керамика, среди которой встречается и херсонесская — об интенсивной торговле, которую вело княжество. Здесь интересы феодоритов часто сталкивались с интересами генуэзцев, обосновавшихся на побережье Крыма и занимавшихся торговлей, что нередко приводило к войнам. Княжество Феодоро считалось серьезной политической силой не только в Крыму: правители соседних государств стремились вступить в союз с ним и заключали династические браки. Сестра последнего мангупского князя Александра была женой господаря Валахии Стефана III, а московский великий князь Иван III намеревался женить сына на другой сестре князя. Браку помешало вторжение турок в Крым.

«Пещерные города» — название условное. В былые времена их застройка состояла в основном из наземных сооружений — жилых, культовых и оборонительных.

Летом 1475 г. многотысячная армия турок высадилась у стен Кафы (Феодосии) и вскоре заняла все побережье. После того как на сторону турок перешли татары, княжество Феодоро осталось один на один с грозным врагом. Турецкая армия подошла к Мангупу, где встретила отчаянное сопротивление его защитников. Осада обреченного города длилась почти шесть месяцев, пять раз турки штурмовали крепость, но так и не смогли ее взять.

Только в декабре изнуренные голодом феодориты сложили оружие и сдались на милость турецкого паши, обещавшего пощадить защитников Мангупа. Паша не сдержал слово: большинство жителей города, в том числе князь Александр, были зверски убиты, а сам город сожжен и разрушен. Еще триста лет в опустевшем городе размещался турецкий гарнизон, а после присоединения Крыма к России последние обитатели покинули Мангуп.

Кроме оборонительных стен и пещерных казематов, до наших дней дошли руины цитадели V-VI вв., раннесредневековое кладбище, остатки храма св.Константина и Елены, развалины уличных кварталов и большого каменного дома, где, как предполагают исследователи, размещался дворец правителей Мангупа. В южной части дома располагался парадный зал с террасой, стены которого украшали фрески, а наличники дверей были отделаны мрамором. Неподалеку от дома находится самая высокая точка Мангупа, с которой открывается величественная панорама на почти всю территорию бывшего княжества Феодоро — от Чатыр-Дага и Бабугана на востоке до балаклавских высот на юге. На западе сверкает гладь Черного моря, за близлежащей горой просматривается Эски-Кермен, на севере видны скалы Тепе-Кермена и Кнчи-Кальона, а за холмами предгорья простираются крымские степи — колыбель крымской цивилизации, начало и конец «пещерных городов».

Мавзолей Джаныке-ханым (ХУ в.) — одна из немногих хорошо сохранившихся на Чуфут-Кале построек. Внутри мавзолея на невысоком постаменте стоит каменный саркофаг, на котором высечена арабская надпись: «Это гробница знаменитой государыни Джаныке-ханым, дочери хана Тохтамыша, скончавшейся в 1437 году».


Квадратные монеты России (медные платы 1725-1727 годов)

Основная масса монет России в начале 18 века чеканилась из серебра. Однако активная фаза Северной войны (1700-1715 гг.), реформаторские преобразования Петра I, создание новой армии и флота, а также ускоренное строительство Петербурга в 20-х годах 18 века требовали все больше и больше этого драгоценного металла. Внутренние источники пополнения запасов серебра были практически полностью исчерпаны – у нищего населения взять было нечего, а бояре и духовенство не желали делиться с казной своими запасами.

Иллюстрацией того, как духовенство «поддерживало» преобразования Петра I, может служить характерный для того времени пример. Чтобы скрыть от царя церковные богатства, монахи Киево-Печерской лавры запрятали в монастырской стене порядка 27 кг золота и 272 кг серебра. В итоге этот клад пролежал в стене, никому не нужный, около 200 лет.

После смерти Петра I в январе 1725 года в сфере денежного обращения Российской империи так и остались нерешенными многие вопросы, казна испытывала огромный платежный дефицит. Одновременно с этим на Урале ежегодно увеличивалась добыча красной меди, в результате чего даже образовался некоторый переизбыток этого металла. Еще при жизни, в 1724 году, Петр I посылает в Швецию видного государственного деятеля и знатока горного дела Василия Татищева, человека известного на Урале, для ознакомления с особенностями шведской денежной системы. Именно в Швеции Татищев и узнал о квадратных медных монетах, сделанных в виде плат, которые чеканили за 60 лет до его приезда. Поскольку номинал монет-плат приближался к стоимости, шедшей на их изготовление меди, они являлись полноценными деньгами и служили гарантией стабильности шведской денежной системы.

Вместе с тем квадратные монеты не требовали высокой квалификации рабочих и наличия сложного оборудования для их изготовления, а кроме того их чеканка обходилась на порядок дешевле производства обычных монет. Такими монетами-платами Петр I планировал заменить находившиеся на тот момент в обращении пятаки, которые изготавливали исходя из расчета 40 рублей из пуда меди при стоимости металла около 5 рублей за пуд (16380 гр.). Легковесные пятаки было проще подделывать. В те годы фальшивых пятаков обращалось очень много, что, естественно, не устраивало царя. Однако увидеть уральские монеты Петру не довелось.

Уже после смерти Петра I, финансовые советники Екатерины I Алексеевны предложили ей заменить серебряную монету медной, используя для этого шведский опыт. Внедрение медной монеты в России должно было значительно снизить расходы казны на приобретение дорогого и дефицитного серебра. К тому же уральская медь была на порядок дешевле покупаемой за границей, и шведской, и венгерской.

Екатерина I долго не колебалась и в июне 1725 года издала указ о чеканке на Екатеринбургских горных заводах новых квадратных монет из меди, исходя из расчета 10 рублей из пуда меди. Такова была в те годы цена на медь. Она не учитывала передельные (производственные) расходы. Для организации монетного передела (производства) на Урал был отправлен шведский мастер Дейхман и его помощник, служитель по горным делам, К. Гордеев. Контроль над производством со стороны государства был возложен на главного управителя казенных уральских заводов Виллима Геннина.

Описание квадратных монет

Квадратные монеты номиналами от гривны до рубля были выпущены в виде медных плат, на лицевой стороне которых, в углах были отчеканены двуглавые орлы с тремя коронами. На груди орлов был виден щит с изображением вензелей Екатерины I (две литеры «J» и «Е»), а в лапах они удерживали державу и скипетр. В центре лицевой стороны платы размещался оттиск с обозначением номинала монеты, года выпуска и места чеканки. Оборотная сторона монет была гладкой. Основной тираж медных монет-плат был отчеканен в 1726 году и составил 38 730 рублей. Также в 1726 году были выпущены квадратные пятаки и копейки, имевшие немного другой рисунок лицевой стороны (см. фото ниже).

Квадратная монета номиналом рубль имела размер 188х188 мм, весила 1,636 кг и чеканилась в течение двух лет — в 1725 и 1726 годах. Полтина весом в 800 г выпускалась только в 1726 году. Зато полуполтина чеканилась и в 1725, и в 1726 годах. Вес полуполтины составлял 400 грамм, и она имела 4 разновидности.

Квадратные монеты достоинством 1 гривна чеканились в течение трех лет, с 1725 по 1727 гг. Их размер составлял 62х62 мм, а вес 163,8 г. В 1726 году гривен было выпущено целых 6 разновидностей. В итоге они стали самыми распространенными квадратными монетами, доля которых составляла порядка 80% от всех выпущенных в Екатеринбурге медных плат.

Пятаки и копейки чеканились только в 1726 году. Копейка была выпущена в двух разновидностях, имела размеры 23х23 мм и вес 16,38 гр. Пятак чеканился в трех разновидностях, имел размеры 45х45 мм и вес 105,95 гр. Эти монеты стали самыми редкими, поскольку их всего было выпущено на сумму 43 рубля 51 копейка.

Несмотря на то, что квадратные монеты могли стать вполне полноценными, этого все же не произошло. 31 декабря 1726 года указом Екатерины I производство плат было прекращено, и монеты были изъяты из обращения. Согласно указу от 29 октября 1737 года монеты-платы были отправлены на переплавку. Полученная медь была использована для производства денег и полушек образца 1730 года.

Статьи по теме: