Виды подвижные игры в доу. Классификация подвижных игр. Подвижная игра в педагогическом процессе. Активные игры в течение дня

Систематическое повторение подвижных игр, каждая из которых основана на
каком-либо движении, способствует усвоению и совершенствованию этого движения,
ведет к развитию у детей хорошей ориентации в игровой ситуации, формированию
быстрой и осмысленной реакции на действия играющих. Повторение игр и упражнений
содействует также развитию мыслительных способностей ребенка, воспитанию
организованности, умения подчинять свои действия общим для коллектива правилам.
Маленькие дети (третьего года жизни) довольно медленно усваивают необходимые
навыки. Поэтому воспитатель может повторять знакомые им игры, не боясь, что они им
наскучат. Постепенное усвоение содержания игры, ее правил и в результате возрастающая
самостоятельность доставляют малышам радость, поддерживают интерес к игре. С детьми
третьего года жизни целесообразно повторять новую игру 3-4 раза подряд, после чего
переключаться на какую-либо другую из числа уже известных им, а затем следует снова
вернуться к повторению разучиваемой игры.
Воспитательная и образовательная сторона подвижных игр усилится, если при
повторении их несколько видоизменять и усложнять. Это можно достичь разными
путями. Игру можно усложнить, немного изменив правила, повысив требования к их
выполнению, включив в нее новые движения (пройти или пробежать, перешагнуть или
пролезть), изменив их темп, потребовав более точного выполнения двигательного
задания. Количество детей, одновременно действующих в игре, форма их
взаимоотношений между собой и воспитателем также придают игре разный характер.
Например, в небольшом коллективе маленькому ребенку легче ориентироваться, он легче
находит свое место; игра проходит интереснее, если роль водящего выполняет
воспитатель.
Особенно важно немного изменять игры при их повторении в группах детей
четвертого года жизни. Опыт детей этого возраста, их возможности значительно шире,
поэтому они быстрее усваивают содержание и правила предлагаемых им игр, овладевают
движениями, смелее действуют в коллективе сверстников. В этом возрасте малышам уже
знакомы многие игры. К играм, повторяемым часто и без изменений, они быстро теряют
интерес.
Создание вариантов подвижных игр для детей четвертого года жизни возможно за
счет некоторых изменений условий проведения их, внесения дополнений в двигательные
задания. Например, при повторении подвижных игр "Птички в гнездышках", "Воробушки
и кот" можно внести такие изменения: вначале можно разместить детей на стульях (в
гнездышках), поставленных в один ряд; через некоторое время при повторении игры
гнезда для птичек устраиваются из тех же стульев, но расставленных по 4-5 в разных
местах зала. Это дает возможность увеличить расстояние для бега, усложняет
ориентировку детей в пространстве. Если в первом варианте малыши, выполняющие роль
птичек, воробушков, после сигнала о грозящей им опасности убегают все в одном
направлении, то во втором им надо будет запомнить расположение своих домиков и после
сигнала бежать в разных направлениях, стараясь не перепутать домики и не быть
пойманными. В следующих вариантах этих игр для обозначения домиков, гнездышек
могут быть применены другие пособия: обручи, невысокие скамеечки, кубы, шнуры и т. п.
Новые пособия сами по себе привлекают внимание детей и вызывают у них желание
играть; кроме того, использование их в играх позволяет усложнять движения, изменить их
характер. Если в первых вариантах игры "Воробушки и кот" дети поднимаются со стульев
и выбегают на середину комнаты, зала, имитируя полет птиц, то при использовании в
качестве гнездышек больших или малых обручей они выпрыгивают из них, а затем
летают. Применение невысоких скамеечек дает возможность упражнять малышей в
спрыгивании, приучать их при этом мягко приземляться ("Спрыгивать надо тихо, как
птички"). Таким образом, замена оборудования повышает эффективность знакомых детям
игр.
Внесение в игры некоторых изменений, дополнений не меняет их содержания и
правил, однако элементы новизны повышают интерес детей к игре, побуждая их к
большей активности, проявлению инициативы, самостоятельности, а часто и творчества,
выдумки. Так, в игру "Поезд" могут быть внесены следующие дополнения: сначала дети
просто двигаются друг за другом в колонне по одному - едут на поезде, поезд делает
остановки по звуковому сигналу или при взмахе воспитателя красным флажком; затем по
указанию воспитателя поезд может двигаться то быстрее, то медленнее; при следующих
повторениях игры педагог предлагает детям во время остановки поезда выйти погулять на
лужайку, собирать цветы, ягоды и т. п. Имитируя эти действия, малыши проделывают ряд
движений: бегают, наклоняются, приседают, подпрыгивают и т. д. Часто дети сами
дополняют и расширяют сюжет игры. Собирая воображаемые цветы, ягоды, они приносят
их воспитателю и говорят: "Как будто у вас корзина. Мы сейчас полную наберем и поедем
домой". Так выдумка, сообразительность играющих могут иногда подсказать взрослому
интересное направление в руководстве игрой. В следующий раз при повторении игры
воспитатель предлагает детям на остановке попрыгать через канавку (положенные на пол
веревочки), поиграть в мяч и т. п. Таким образом, благодаря некоторым дополнениям
хорошо знакомые малышам простые игры можно повторять многократно в течение всего
учебного года, добиваясь от них более четкого выполнения движений и правил. Это
позволяет ограничиться сравнительно небольшим количеством игр.
При проведении подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста важно
следить за тем, чтобы дети не переутомлялись, не слишком возбуждались.
В процессе игры физическая нагрузка постоянно изменяется. Структура игр, их
правила предусматривают целесообразное чередование активных действий детей с
отдыхом. Однако их длительность и интенсивность не стабильны. Пользуясь сюжетом и
правилами игры, воспитатель по своему усмотрению может увеличить или сократить
длительность эпизодов игры, устанавливать их смену, увеличивать интенсивность
движений. На усиление физической нагрузки влияет и количество повторений игры или
упражнения за одно проведение.
При проведении игры воспитатель должен стремиться к тому, чтобы повысить ее
эффективность и в то же время следить за тем, чтобы не допустить чрезмерной
физической нагрузки, отрицательно влияющей на еще не окрепший детский организм.
Сильное покраснение лица у детей (а у некоторых, наоборот, излишняя бледность),
выделение пота, резко учащенное дыхание, излишняя возбудимость, рассеянное внимание
свидетельствуют о том, что игру надо прекратить или приостановить, чтобы дети могли
отдохнуть. Во время пауз можно побеседовать с малышами, уточнить правила, повторить
текст и т. п. Как показывает опыт, подвижные игры с детьми четвертого года жизни могут
быть проведены от 4 до 6 раз подряд.
Повторение одной и той же игры в течение года должно проходить в разных
условиях: в групповой комнате, в зале, на групповой площадке, на полянке. Необходимо
шире использовать природные условия. Это также способствует повышению
эффективности воздействия подвижных игр на всестороннее развитие ребенка.
Новые игры с малышами целесообразно повторять 2-3 дня подряд. В дальнейшем
игры надо чередовать с другими, используя при повторении их различные варианты.
Хорошо знакомые детям игры можно проводить повторно через 7-10 дней. В этом случае
дети снова проявляют к ним интерес.
Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы малыши
полюбили подвижные игры и проявляли желание играть в них
самостоятельно. Создание условий для проведения игр и
упражнений
Для проведения подвижных игр и упражнений в каждом дошкольном учреждении
необходимо иметь разнообразное физкультурное оборудование, которое может быть
установлено как на участке (на групповых площадках), так и в групповых комнатах. Оно
широко применяется при проведении организованных физкультурных занятий и
подвижных игр, а также стимулирует самостоятельную двигательную деятельность детей.
Для упражнений в ходьбе и беге, в ходьбе с сохранением равновесия надо иметь
такие пособия: площадку с лесенками с двух сторон, площадку с лесенкой и скатом,
гимнастические скамейки, бревна (круглые либо со стесанным верхом), доски простые и с
зацепами для прикрепления их к гимнастическим стенкам, трибункам, ящики, деревянные
бруски высотой не более 20 см, качели и качалки разных конструкций, стойки (высотой
130-140 см), планки или веревочки с грузами на концах для подвешивания их на стойки.
На площадке и в помещении должны быть пособия для упражнений в лазании.
Поскольку эти упражнения довольно однообразны, важно, чтобы пособия были разными;
выполнение упражнений на разных пособиях сделает их более интересными и полезными
для малышей. Пособия для лазания: гимнастическая стенка, лесенки-стремянки,
приставная лесенка с зацепами, скат приставной с зацепами.
Для ползания и переползания используют дуги, обручи, гимнастические скамейки,
бревна, деревянные ящики, горизонтальные и наклонные доски и т. п.
Для бросания, перекатывания, ловли, попадания в цель дети пользуются мячами
разных размеров, деревянными и целлулоидными шариками, мешочками с песком (вес
150-200 г), а также шишками, камешками и другими предметами. В качестве мишеней
можно использовать обручи, корзины, различные сетки.
При проведении прыжков нужны шнуры, плоские обручи, невысокие скамеечки
или ящики.
В зимнее время для подвижных игр расчищается от снега площадка, сооружаются
невысокие снежные валы, небольшие горки, ледяные дорожки для скольжения, снежные
фигуры для попадания в цель, снежные лабиринты (для ходьбы, бега, пролезания).
Весной и летом во время прогулок в играх и упражнениях детей необходимо
использовать природные условия окружающей местности. Канавки, пригорки,
поваленные деревья, пеньки, ручейки, деревья, кустики являются прекрасными
"пособиями" для приобретения детьми нужных и полезных навыков естественных
движений. Они могут служить препятствиями, которые нужно преодолеть в ходе игр или
упражнений. Малыши приучаются правильно двигаться в различной обстановке: ловко
пробегать между деревьями, сохраняя равновесие; проходить по узким тропинкам в лесу и
в поле; наклонившись пробираться между кустами; взбираться на пеньки; перешагивать
через кочки; переползать через бревна и т. д. Двигательный опыт детей обогащается,
совершенствуются функциональные возможности детского организма.
На свежем воздухе важно проводить игры с такими движениями, как бег,
перебрасывание мячей, бросание камешков, шишек и т. п., т. е. таких, для которых нужен
простор.
В помещении, так же как и на участке, желательно иметь пособия для упражнения
в разных видах основных движений. Кроме того, для игр в помещении можно
использовать и различную мебель: столы, стулья, табуреты, диванчики. Так, через
положенную на сиденья стульчиков рейку дети могут перешагивать или подлезать под
нее, между ножками стула прокатывать мячи, шарики и т. д.
Помимо перечисленных выше пособий и предметов, для проведения игр и игровых
упражнений необходимо иметь достаточное количество разных мелких пособий и
игрушек, которые можно использовать как в помещении, так и на участке. Это наборы
флажков, погремушек, мячей разных размеров, шариков, цветных лент, скакалок, шнуров
длинных и коротких, вожжей, обручей, небольших колечек, фанерных или картонных
кружков, кубиков, палок, кеглей.
Все это позволяет разнообразить игровые упражнения, изменять условия
выполнения двигательных заданий в играх.
Для удобства пользования мелкими пособиями необходимы соответствующие
каждому из них подставки, сетки, корзины. Они устанавливаются так, чтобы малыши
сами могли взять из них нужное для игры и положить обратно по ее окончании. Это
важно для воспитания у детей самостоятельности, бережного отношения к пособиям,
соблюдения определенного порядка.
При проведении сюжетных подвижных игр с малышами для ребенка,
выполняющего ответственную роль (кота, медведя, волка, петуха и др.) водящего, можно
использовать шапочки, некоторые элементы костюмов, подчеркивающие особенности
персонажей. Остальным детям, принимающим участие в качестве мышек, птичек, цыплят,
шапочки не обязательны. Но если игра проводится на праздничном утреннике или на
вечере досуга, то шапочки можно надеть всем детям, чтобы создать у них определенное
праздничное настроение.
Подготовка помещения или площадки, подбор соответствующего оборудования,
пособий являются необходимыми условиями для правильной организации проведения
подвижных игр.

Описание подвижных игр и игровых
упражнений
Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя / Е.А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1986. – 67 с.

К подвижным играм дети проявляют особый интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.

В подвижных играх выполняются различные дви-жения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота. Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д.).

Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.

Можно выделить следующие большие группы подвижных игр:

1. Сюжетные игры — в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. В сюжетных играх может участвовать разное количество детей — от 10 до 25 человек.

2. Игры без сюжета — игры типа разнообразных ловишек — основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений.

К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей — 2 — 4 человека.

3. Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения.

Игровые упражнения могут быть организованы для небольшой группы детей. Выполнение движений в них может проходить как одновременно, так и поочередно. Удобно проводить такие упражнения и с отдельными детьми.

4. Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр.

Игры такого типа могут проводиться без разделения на звенья, команды, когда каждый ребенок, играя сам за себя, стремится выполнить задание как можно лучше. Эти игры можно проводить и с разделением на звенья, команды, где от ловкости, сообразительности каждого играющего и согласованности действий участников всего звена зависит общий результат.

5. Самостоятельную группу представляют игры спортивного характера: бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.

Благодаря большому разнообразию подвижных игр можно целенаправленно и разносторонне воздействовать на развитие ребенка.

Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью: как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко, как зайчики или мячики, и т. п. Выполнение несложных правил в подвижных играх организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помо-гать друг другу. Если правила не выполняются, игра теряет смысл, перестает быть интересной для детей.

По своей организации подвижные игры чаще все го коллективны, в них могут объединяться от 2 до 25 детей. Коллективные игры особенно ценны в воспитательном отношении. Игра в коллективе сверстников является важным условием воспитания умений согласовывать свои движения и свое поведение с движениями и поведением других детей, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. В играх складываются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям и т. д. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей.

Подвижные игры классифицируются по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр.

К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д.

Сюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т. п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т.п.). В работе с самыми маленькими детьми используют игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.).

Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое дидактическое руководство игрой.

Особое значение имеют профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в его развитии и поведении; определяет (подчас по отдельным штрихам) реальные изменения в знаниях, с умениях и навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные. Педагогическая наблюдательность, любовь к детям позволяют педагогу вдумчиво выбирать методы руководства их деятельностью, корректировать поведение ребенка и свое собственное; создавать радостную, доброжелательную атмосферу в группе. Детская радость, сопровождающая игру, способствует формированию физических, психических, духовных, эстетических с и нравственных качеств ребенка.

Методика проведения подвижной игры направлена на воспитание о эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей и владеющего разнообразными двигательными навыками ребенка. Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя в формируется творчески мыслящий человек, умеющий ориентироваться ц в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, в: проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание. и Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение и в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная двигательная и деятельность тренирует нервную систему ребенка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.

Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического, умственного развития детей, их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, режима дня, места проведения игр, интересов детей.

При подборе сюжетных подвижных игр следует принимать во внимание сформированность у детей представлений об обыгрываемом сюжете. Обязательным условием подготовки педагога к проведению подвижных игр является предварительное разучивание движений как имитационных, так и физических упражнений, действий, которые дети выполняют в игре. Педагог обращает внимание на правильное, раскованное, выразительное выполнение двигательных действий. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, за животными, деятельностью людей различных профессий (водителями, спортсменами и т. д.), просмотр видеофильмов, кино- и диафильмов, беседы. Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры — изготавливает атрибуты вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Важно правильно организовать игру в отношении содержания, очередности выполнения заданий. Игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера, места проведения движений. Продумывает способы сбора ребят на игру и внесение игровых атрибутов.

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5—2 мин. Объяснение сюжетной подвижной игры, как уже отмечалось, дается после предварительной работы по формированию представлений об игровых образах.

Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явления природы, подражание повадкам животных. В ходе объяснения новой игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мышления, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ, развития выразительности, красоты, грациозности движений, фантазии и воображения. Сюжетный рассказ аналогичен сказке, вызывающей у детей воссоздающее воображение — зрительное восприятие всех ситуаций игры и действий, стимулирующих их к эмоциональному восприятию.

Сюжет рассказа, его содержание должно быть понятно детям, поэтому использование этого приема требует планирования и продумывания педагогом предшествующей работы, чтобы у детей было сформировано представление об обыгрываемом сюжете. Воспитатель проводит наблюдение в природе, живом уголке за поведением птиц, и животных; читает художественную литературу, показывает диафильмы, видеофильмы, кинофильмы, составляя представления, необходимые для успешного проведения игры. Вместо ситуативного объяснения игры педагог использует перед проведением первой игры крошку-сказку или сюжетный рассказ, в который входят правила игры и сигнал. Их объяснение занимает те же отведенные методикой 1,5—2 мин, а иногда и меньше. Воспитательный эффект от такого объяснения высок — у детей развиваются воссоздающее воображение, фантазия. Сюжетный рассказ способствует вхождению в образ, развитию выразительности движений. В объяснение игры вплетаются правила, сигнал.

Сюжетные рассказы используются во всех возрастных группах. Нередко педагогу бывает сложно придумать объяснение игры. Для облегчения задачи можно использовать стихи. Например:

Вышла курочка-хохлатка,

С нею желтые цыплятки.

Квохчет курочка:

«Ко-ко, не ходите далеко».

Дети - «цыплятки» гуляют по лужайке, собирают водящему зернышки, пьют водичку из лужицы. Приближаясь к водящему - «кошке», «курочка» (педагог) говорит:

На скамейке, у дорожки.

Улеглась и дремлет кошка.

«Цыплятки» подходят к «кошке» близко, «курочка» говорит:

Кошка глазки открывает (Мяучит: «Мяу-мяу».)

И цыпляток догоняет.

Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает по местоположение играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших — без него). При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, би как дети поняли игру. Если правила им понятны, то игра проходит весело и увлекательно.

Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет и правила, игровые приемы, условия соревнования. Выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, предполагающих не только скоростное, но и качественное выполнение («Кто быстрее добежит до флажка», «Какая команда не уронит мяч»). Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, вызывает чувство уверенности и стремление к совершенствованию.

Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды подбирает ребят, равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых малышей объединяет их со смелыми и активными ребятами.

Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевают форму, выбирают капитанов команд, судью и его помощника. За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки. Результат подсчета определяет оценку качества выполнения заданий и коллективных действий каждой команды. Проведение игр с элементами соревнований требует большого педагогического такта, объективности и справедливости оценки деятельности команд, способствующих дружелюбию и товариществу во взаимоотношениях детей.

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит также в распределении ролей. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки или предложить детям самим выбрать водящего и затем попросить их объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; может взять ведущую роль на себя или выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет поначалу воспитатель, делая это эмоционально, образно. Постепенно роль ведущего начинают поручать детям.

В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение детьми правил, тщательно анализирует причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры, если недостаточно точно понял объяснение педагога, очень хотел выиграть, был невнимателен и т.д. Педагог должен следить за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием детей в игре.

Значительное внимание следует уделять вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи; совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка.

Первоначально варианты игры педагог придумывает сам или подбирает из сборников подвижных игр. При этом следует постепенно усложнять правила. Например, воспитатель интонационно варьирует интервал подачи сигнала: «Раз, два, три, лови!», «Раз—два—три—лови!» и т.д.; он может изменить расположение детей и физкультурных пособий в игре; выбрать нескольких водящих; включить в игру правила, требующие от ребенка выдержки, самообладания и т.д.

Постепенно к составлению вариантов подключаются и дети, что способствует развитию детского творчества.

Руководя игрой, педагог формирует правильную самооценку, доброжелательные взаимоотношения, дружбу и взаимовыручку, учит детей преодолевать трудности. Преодоление трудностей П. Каптерев называл нравственным закаливанием, связывая его с формированием высокого духовного потенциала. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие.

Подводя итог игры, воспитатель отмечает ребят, хорошо выполнивших свои роли, проявивших смекалку, выдержку, взаимопомощь, творчество.

Отмечая действия детей, нарушивших условия и правила игры, педагог высказывает уверенность в том, что в следующий раз ребята постараются и будут играть лучше.

Мухамеджанова Зифа
Виды и значение подвижных игр

Подвижная игра имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка : физического, умственного, эмоционального, социального.

В играх у детей развивается интеллект, фантазия, воображение, память, речь. Сознательное выполнение правил игры формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется такие личностные качества, как, активность, честность, дисциплинированность, справедливость. В процессе игры происходит всестороннее гармоничное развитие ребенка.

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

При проведении подвижных игр нужно учитывать :

возрастные и психолого-педагогические особенности детей;

направленность на развитие основных движений и психофизиологических качеств дошкольников;

сферу интересов и потребностей ребенка;

постепенное поэтапное усложнение игровых целей, задач, правил и условий игры.

Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе; в игре дети упражняются в самых разнообразных движениях : беге, прыжках, лазании, метании, бросании, ловле. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

В педагогической практике используются два основных вида подвижных игр :

1. Игры свободные, творческие или вольные, в которых участники сами намечают план игры, и сами осуществляют намеченную цель (ролевые) .

2. Организованные подвижные игры с установленными правилами, требующими руководства ими взрослыми руководителями или самими ребятами-вожаками.

а) простые некомандные подвижные игры , в которых каждый участник, соблюдая правила, борется за одного себя. В этих играх главное значение приобретает личная инициатива и умение целесообразно использовать свои личные качества, двигательные возможности;

б) более сложные, переходные к командным подвижные игры , в которых играющие отстаивают свой интерес в первую очередь, но иногда, по личному желанию помогают товарищам, выручая их, помогают им спастись от нападающего в игре ("Салки - давай руку", "Перебежки с пленом") . Иногда играющий может вступить во временное сотрудничество с другими игроками для достижения цели. В некоторых играх такое сотрудничество даже предусматривается правилами ("Белые медведи", "Караси и щуки") ;

в) командные подвижные игры , в которых играющие составляют отдельные коллективы-команды. От действия каждого игрока зависит удача всей команды. В командных играх необходимо согласовывать свои действия с действиями своих товарищей. Часто в командных играх для координации действий и общего руководства выбирают капитанов команд.

Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

Цель : развивать двигательную активность

Описание : перед началом игры необходимо выбрать водящего - «кота» . Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул, садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами :

не шумите,

не будите,

проснется

Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

Игра "Солнышко и дождик"

Задачи : научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

Описание : Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики - это их «дом» . После слов воспитателя : «Какая хорошая погода, идите гулять!» , ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет : «Дождь пошел, бегите домой!» , дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!» . Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит : «Идите гулять. Дождь кончился!» .

Игра "Воробушки и кот"

Задачи : учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

Описание : На земле нарисованы круги - «гнездышки» . Дети - «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот» . Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом - кто-нибудь из детей.

Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.

Задачи : приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.

Описание : Дети - «воробушки» , сидят в своих «гнездышках» (на скамейке) . Воспитатель изображает «автомобиль» . Как только воспитатель произнесет : «Полетели воробушки на дорожку» , дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя : «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража» , а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку) . «Автомобиль» возвращается в «гараж» .

Игра "Кот и мыши"

Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.

Задачи : Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание : Дети - «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены) . В одном из углов площадки сидит «кошка» - воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"

Задачи : развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Описание : Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем» . На игровой площадке начертить два круга. Первый круг - берлога медведя, второй круг - дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами :

И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем» , становится водящим («медведем» ).

Через ручеек (подвижная игра с прыжками )

Задачи : Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

Описание : На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 - 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.

Играющие стоят у черты - на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился - намочил ноги, идут сушить их на солнышко - садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

Игра "Птички и кошка"

Задачи : Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.

Описание : для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.

Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка, засыпает (закрывает глаза, а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

Игра "Снежинки и ветер"

Задачи : Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Описание : По сигналу «Ветер!» дети - «снежинки» - бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки» ). По сигналу «Нет ветра!» - приседают («снежинки упали на землю» ).

Подвижная игра "Найди себе пару"

Задачи : развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

Описание : Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару» , участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста : от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.

Подвижные игры для детей 5-7 лет

У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры , они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.

Игра "Медведь и пчелы"

Задачи : упражняться в беге, соблюдать правила игры.

Описание : участники делятся на две команды - «медведей» и «пчел» . Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки) . По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!» , все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей» . В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

Игра "Горелки"

Задачи : упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Описание : В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова :

Колокольчики

Раз! Два! Три! Беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!» , стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой - с левой. Их задача - выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

Подвижная игра "Два мороза"

Известная многим игра для дошкольников с простыми правилами. Задачи : развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.

Описание : На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями . Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза - Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова : «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают : «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т. е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

Игра "Хитрая лиса"

Цель : развивать ловкость, быстроту, координацию.

Описание : С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы» . Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой» .

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза : «Хитрая лиса, где ты?» . При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит : «Я здесь!» . Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит : «В круг!» и игра начинается снова.

Игра "Ловля оленей"

Задачи : упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.

Описание : Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки - олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.

Игра "Удочка"

Задачи : развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Описание : участники располагаются по кругу. В центре находится водящий - воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

Игра "Охотники и соколы"

Задачи : упражняться в беге.

Описание : Все участники - соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал : «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.

Игра "Паук и мухи"

Задачи

Описание : в одном из углов зала кружком обозначается паутина , в которой находится паук - водящий. Все остальные ребята - мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

Подвижная игра "Мышеловка"

Задачи : развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание : Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят :

«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!

Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования»

Методическая разработка

«Подвижные игры как основная форма двигательной деятельности дошкольников»

Составитель: Воронина Елена Валерьевна

Ревда, 2016

Введение

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан с учетом основных принципов, среди которых: реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательскй деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребека. [ 2]

По определению отечественных психологов (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева), игра – есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения.

Игра способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.

Наши дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену увлекательным дворовым играм пришли не менее увлекательные – компьютерные. Многие ребята перестали выходить во двор, отдавая предпочтение малоподвижным видам деятельности: компьютерным играм, занятиям с конструкторами, просмотру мультфильмов. Для ребёнка малоподвижный образ жизни – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития.

Таким образом, назрела острая проблема поиска путей физического оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребёнка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решать эту проблему нужно в совокупности социально – педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребёнка. Этому способствуют игровые формы организации двигательной деятельности детей. [ 5 ]

  1. Характеристика подвижной игры как основной формы двигательной деятельности дошкольников

Подвижная игра – это игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учета результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них), выполняемые в рамках правил. Сюжет, правила, и двигательные действия составляют содержание подвижной игры. Содержанием игры обусловливается её форма, т.е. такая организация действий участников, которая предоставляет возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели, удовлетворения самим процессом игры.

В старшем дошкольном возрасте, наряду с сюжетными подвижными играми, большое место занимают игры без сюжета: дети упражняются в беге, прыжках, в сохранении равновесия. Их движения обусловлены более строгими правилами. Мотивом игры нередко является соревнование (например, кто быстрее добежит до флажка). Игры детей старших групп по преимуществу коллективные. Воспитатель и сами дети строго следят за точным выполнением правил. Все игры детей развиваются под руководством взрослых. Педагоги знакомят детей с окружающей жизнью, обогащают их впечатлениями, оказывают помощь в организации и проведении игр.

2. Виды подвижных игр

Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы. Сюжетные игры (например: «Два Мороза», «Где ты хитрая лиса?») имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах. Бессюжетные подвижные игры например: «Ловишки», «Перебежки» не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте широко используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чья команда быстрее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто быстрее до мяча») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.

К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей. Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.

В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках, ? и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

К сложным подвижным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.

Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

Гибкое применение известных принципов классификации предоставляет педагогам широчайшие возможности для рационального использования игрового метода развития двигательной активности, будь то задача преимущественного развития физических качеств или формирования и совершенствования координированных и экономных движений, образования умения быстро входить в нужный ритм и темп физической деятельности, ловко, быстро и целесообразно выполнять разнообразные двигательные задачи, определенным образом отвечающие требованиям, которые предъявляет жизненно практическая деятельность.

Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий.

Родителям вполне доступно дома, во дворе, на даче или на прогулке проводить подобные игры, во время которых дети приобретают жизненно важные навыки, развиваются физически. Со временем физические упражнения становятся для детей любимой игрой, в которой все интересно: и новые достижения, и состязательность игр, и участие родителей. Всякая нагрузка начинает восприниматься легко и с любопытством, даже холодовая нагрузка, без которой невозможно закаливание.

Воспитателям важно творчески подходить к проведению непосредственно образовательной деятельности по физической культуре и при необходимости самостоятельно составлять игровые задания, содержащие такие виды движений, в которых ребенок особенно нуждается в данный момент.

Подвижные игры играют большую роль в умственном и физическом развитии ребенка. Разнообразные подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений, способствуют развитию речи и мышления. Но для того, чтобы эффект от игры был положительный, необходимо при ее выборе учитывать физиологические особенности детей различных возрастов; во многом успех игры зависит от выбора места ее проведения и подготовки этого места к игре, объяснения правил, разделения на команды и выбора водящих. Что касается дозировки в процессе игры, то не рекомендуются чрезмерные мышечные напряжения, целесообразно обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом.

Разнообразие двигательных действий в подвижных играх содействует нормальному физическому развитию, укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

3. Содержание и методика проведения игр в различных возрастных труппах

Для каждого возраста разработаны свои подвижные игры в детском саду, которые учитывают психологические и физиологические особенности того или иного возраста. Организация мероприятий предполагает обязательные игры в детском саду, когда участниками развлекательно-игровых действий становятся и сказочные герои, и сами ребята. После проведения игр в детском саду, останутся довольными и дети, и родители! Именно поэтому грамотная организация игр в детском саду подарит каждому ребёнку незабываемые эмоции. [ 6]

Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей; времени года, особенностей режима, места проведений, интересов детей.

Играя в знакомую игру, дети сами вспоминают ее основные правила и ход. Если возникает необходимость что-то уточнить, воспитатель делает это, подчеркивая наиболее ответственные, важные моменты.

В зависимости от сюжета игра проводится одновременно со всеми детьми или с небольшой подгруппой. Ознакомление с новой сюжетной подвижной игрой – дается после предварительной работы. В качестве предварительной работы можно использовать:

    чтение художественных произведений; беседы, просмотр кино- и видеофильмов;

    организация наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (водители, пожарные, спортсмены и др.);

    подготовка атрибутов игры (вместе с детьми или в их присутствии).

В объяснении несюжетной игры – раскрывается последовательность игровых действий, правил и сигналов, указание местоположения играющих и игровых атрибутов, используя пространственную терминологию (в мл.гр. – с ориентированием на предмет, в ст. – без них).

Объяснение игр с элементами соревнования включает в себя уточнение правил, игровых приемов, условий соревнования («Кто быстрее добежит до стула», «Чья команда не уронит мяч» и др.), можно разбить детей на команды, в конце оценить результат;

Роли распределяются с помощью считалки или по желанию (в мл.гр. – водящий – воспитатель);

Очень важно, подводя итоги, оценить положительные качества детей, назвать тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, а затем проанализировать причины нарушения правил.

Повысить интерес к игре, усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка можно используя вариантность подвижных игр.

Подвижная игра проводится на каждом физкультурном занятии; при этом, как и ранее, особое внимание уделяется воспитанию выдержки, настойчивости, формированию умения проявлять волевые и физические усилия. С этой целью следует организовывать такие подвижные игры, в которых от результата каждого зависит общий результат команды (игры-эстафеты, игры с элементами соревнований, упражнения на дорожке препятствий). Одну и ту же игру целесообразно проводить не менее чем на двух занятиях, предусматривая такое их сочетание с физическими упражнениями, чтобы не возникала перегрузка одних и тех же групп мышц.

4. Вариантность игр

Существуют различные варианты подвижных игр. Вариантность позволяет использовать их более целесообразно, с учетом подготовленности детей. Подвижные игры можно постепенно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованными.

Можно, например, усложнять двигательные задания, увеличивая расстояние (для бега, прыжков, метаний), или вводить новые виды движений (ходьбу и бег между предметами, по мостику в игре «Поезд» и др.) Возможны также изменения темпа движения, увеличение числа «ловишек», количества детей в подгруппе, усложнение правил (например, сначала все бегут и занимают любое место, а затем только определенное). Другой пример: в одном варианте дети помогают воспитателю ловить мышек, в другом, белее сложном самостоятельно выполняют роль кошки. Усложняются и взаимодействия играющих: вначале дети просто бегут, а затем убегают от ловящего («Ловишки», «Ловишки с ленточками», «Ловишки вприсядку», «Не оставайся на полу»).

Варианты подвижных игр может создавать сам воспитатель, учитывающий уровень умственного и физического развития детей своей группы и предусматривающий постепенное повышение» к ним требований. К составлению новых вариантов игры можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.

Структура игр, их правила предусматривают целесообразное чередование активных действий детей с отдыхом. Однако их длительность и интенсивность не стабильны. Пользуясь сюжетом и правилами игры, воспитатель по своему усмотрению может увеличить или сократить длительность эпизодов игры, устанавливать их смену, увеличивать интенсивность движений.

Заключение

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Литература

1. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

3. Харченко Т.Е. «Организация двигательной деятельности детей в детском саду» С. П., Детство – Пресс 2010г.

4. http :// constructor . zavalam . net / view . php ? no =17164

5. http :// www . beldou 2. ru /? p =396

6. http :// www . deti - club . ru / podviznie _ igri _ v _ detskom _ sadu

7. http :// www . ignom . ru / books / phizicheskoe _ vospitaniye / p 30. html

8. http :// www . resobr . ru / materials /46/40215/

Приложения

Картотека считалок к подвижным играм

Аты-баты - шли солдаты,
Аты-баты - на базар,
Аты-баты - что купили?
А ты-баты - самовар,
Аты-баты - сколько стоит?
Аты-баты - три рубля,
Аты-баты - кто выходит?
Аты-баты - это я!

Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана,
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить.

Если чиж летит к стрижу,
Ты выходишь, я вожу.
Если стриж летит к чижу, Водишь ты, я выхожу.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку - цап!

Ежик, ежик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать
Нам водилку выбирать

Завтра с неба прилетит
Синий-синий-синий кит.
Если веришь - стой и жди
А не веришь - выходи!

До-ре-ми-фа-соль-ля-си!
Едет кошка на такси,
А котята прицепились
И бесплатно прокатились!

Ехал мужик по дороге.
Сломал колесо на пороге.

Сколько гвоздей?
Говори поскорей,
не задумывайся!

Дора, Дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как нам вора наказать.
Мы связали руки-ноги
И пустили по дороге.
Вор шел, шел, шел -
И корзиночку нашел!
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи.
Ленты, кружева, ботинки -
Что угодно для души!

Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Капустку нашел,
Морковку нашел,
Сидит грызет.
Хозяин идет!

Трынцы-брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы.
Диги, диги, лиги, дон, Выходи скорее вон

Тили-тили тесто,
Жених и невеста
Бегают по кругу,
Не видя друг друга,
Ты невесту забирай
И из круга выбывай

Чики-чики, чики-чок,
Ночью песни пел сверчок,
Мы его искать пошли,
Зажигали фонари,
Заглянули под кусток,
Под пушистый лопушок.
Где там спрятался сверчок?
Пойти его дружок!

Шла кукушка мимо сада,
Поклевала всю рассаду.
И кричала: ку-ку, мак -
Отжимай один кулак!

Шалуны-балуны,
Выбегайте во дворы.

Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать,
Воевода - из народа
Выходи из хоровода.
А ты, добрый молодец,
Становись в самый конец

Шишел-мышел,
Взял да вышел!

Зернышки в кармане

Зернышки в кармане кто найти готов?
В торт запек кондитер двадцать пять дроздов.
Вырвалось из торта птичье тюр-лю-лю,
Снилось ли такое блюдо королю?
Был король в конторе, вел доходам счет.
Королева в зале ела бутерброд.
За двором служанка вешала белье,
Дрозд туда и сразу хвать за нос ее.

Дора, Дора, помидора

Дора, Дора, помидора,
Мы в саду поймали вора,
Стали думать и гадать,
Как нам вора наказать.

Раз, два – деревья

Раз, два – деревья.
Три, четыре – вышли звери.
Пять, шесть – падает лист.
Семь, восемь – птицы в лесу.
Девять, десять – это синички
Подняли красные личики.
Мы связали руки, ноги
И пустили по дороге.
Вор шел, шел, шел
И корзиночку нашел.
В этой маленькой корзинке
Есть рисунки и картинки.
Раз, два, три!
Кому хочешь - подари!

Меня грамоте учили

Раз, два, три, четыре-
Меня грамоте учили:
Не считать, не писать,
Только по полу скакать.
Я скакала, я скакала,
Себе ноженьку сломала.
Стала ноженька болеть,
Стала маменька жалеть.
Пожалела, поругала
И за доктором послала.
Доктор едет на быке
С балалаечкой в руке

Свинка ходит по бору

Свинка ходит по бору,
Щиплет лебеду–траву,
Она рвет, не берет,
Под березку кладет

Простокваша - просто прелесть!

Простокваша -
Просто прелесть,
Простокваша -
Песни пелись:
Просто-ква,
Просто-ша,
Простокваша хороша!

Начинается считалка

Начинается считалка:
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей

За морями, за горами

За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
За ключом-ка ты иди
И замочек отомкни.

Хочешь, котик, молоко?

Хочешь, котик, молоко?
Нам до дома далеко,
Ждет нас долгий-долгий путь.
Здесь налево повернуть,
Через речку видишь мост?
Я поймал тебя за хвост!

Алфавит

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж -
Едет жаба на еже.
3, И, К, Л, М, Н, О -
Зайка, глянь ко мне в окно.
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -
А у щуки - чешуя

Катилась апельсина

Катилась апельсина
До города Берлина,
Уроки не учила
И двойку получила

Ветер за море летал

Ветер за море летал,
Ветер певчих птиц считал.
Посчитал всех до одной!
А потом взял выходной.
Наша очередь считать!
Раз, два, три, четыре, пять!

Шли утята

Раз, два - шли утята.
Три, четыре - шли домой.
Вслед за ними плелся пятый,
Впереди бежал шестой,
А седьмой от всех отстал,
Испугался, запищал:
- Где вы, где вы?
- Не пищи.
- Мы тут рядом поищи.

Высоко-превысоко

Высоко-превысоко
Кинул я свой мяч легко.
Но упал мой мяч с небес,
Закатился в темный лес.
Раз-два-три-четыре-пять,
Я иду его искать.

Тра-та-та! Тра-та-та!

Тра-та-та! Тра-та-та!
Вышла кошка за кота,
За Кота Котовича,
За Петра Петровича!
Он усат и полосат,
Ну не кот, а просто клад!

Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре,
Кто живет у нас в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я -
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять -
Всех начну считать опять.

Снился ёжик

Вышел ёжик из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Вынул камешки и мел,
Улыбнулся, как умел.
Подарил мне всё, что вынул,
И опять в тумане сгинул

Считалочка

Я скажу вам по секрету -
У меня секретов нету.
Нету, не было и нет.
Это ваш теперь секрет

Щи-талочка

Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз-два-три, огонь зажжен.
Кочерыжка, выйди вон

Считалочка

Кто
Съел
Алычу?
Я не ел – и молчу.

Ты не ел
Алычи.
И ты молчи.
Алыча неспелая…

И никто не ел ее.
А кто съел ее,
Кислую,
Неспелую,
Косточку проглотил,
Тот
Давно
Не водил.

Наша Маша

Наша Маша
Рано встала,
Кукол всех
Пересчитала:
Две Матрешки
На окошке,
Две Аринки
На перинке,
Две Танюшки
На подушке,
А Петрушка
В колпачке
На дубовом
Сундучке!

Петушок

Петушок,
Петушок,
Покажи свой
Кожушок!

Кожушок
Горит огнем.
Сколько перышек
На нем?

Раз-два-три-четыре-пять,
Невозможно
Сосчитать!

Ночная считалка

Раз-два-три-четыре-пять!
Шесть-семь-восемь-девять-десять!
Надо, надо, надо спать
И не надо куролесить.
Кто не спит, тот выйдет вон.
Кто уснул, увидит
Сон.

Из поземки

Из
Позёмки
Ветерок
Свил
Серебряный
Шнурок
И на нём
Привёл
В тайгу
Белогривую
Пургу!

От ноля

От ноля
И до ноля
Не дойти
Без костыля,
Не добраться
Без лошадки,
Без витой
Ватрушки
Сладкой,
Без винтовки
Со штыком,
Без кошёвки
С облучком,
Без шелкова
Кнутика,
Без кривого
Прутика,
Без шаров
И бубенца
Не отъехать
От крыльца!

Барсучиха

Барсучиха-бабушка
Напекла оладушков.
Угостила двух внучат -
Двух драчливых барсучат,
А внучата не наелись,
С рёвом
Блюдцами
Стучат!

Майским вечером

Майским вечером
К Пеструшке
На блины
Пришли подружки:
Три несушки,
Три клоктушки.
Сколько курочек
В избушке?

Перл и Берл

Перл и Берл затеяли готовку.
Перл и Берл пирог пекли в духовке.
Перл и Берл стихи слагали ловко:
Таскали перлы из перловки

Ор и Рони

Ор и Рони ехали на пони.
Ноги, ноги, ноги.
Сколько? Много-много.
А точнее? Восемь:
На одних подковки,
А другие босы

Сорока

Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.

Воробей

Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробушек-пташка,
Серая рубашка,
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей!

Мышки

Раз, два, три, четыре!
Жили мышки на квартире,
Чай пили,
Чашки били,
По три денежки платили!
Кто не хочет платить -
Тому и водить!

Коза

Шла коза по мостику
И махала хвостиком.
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит? Это он!
Выходи их круга вон!

Баран

Шёл баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто травку возьмёт,
Тот водить пойдёт!

Свинка

Ходит свинка по бору,
Рвёт траву-мураву,
Она рвёт и берёт,
И в корзиночку кладёт.
Этот выйдет,
Вон пойдёт!

Прятки

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звёзды, луг, цветы,
Ты пойди-ка поводи

Заяц

    Заяц белый,
    Куда бегал?
    - В лес дубовый!
    - Что там делал?
    - Лычки драл!
    - Куда клал?
    - Под колоду!
    - Кто украл?
    - Родион.
    - Выйди вон!

    Раз, два

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь,

Восемь, девять, десять,
Выплывает
Белый месяц!
Кто до месяца дойдёт,
Тот и прятаться пойдёт

Конь ретивый

Конь ретивый с длинной гривой
Скачет, скачет по полям
Тут и там! Тут и там!
Сюда мчится он –
Выходи из круга вон!

Вышла чашка погулять

Раз-два-три-четыре-пять -
Вышла чашка погулять.
Мимо чайник пролетает -
Чашку чаем наполняет:
- Буль-буль!..
Ой-ёй-ёй!
Нужен сахар кусковой!

Раз-два-три-четыре-пять -
Вышел сахар погулять.
Мимо ложка пролетает -
Сахар в чашке растворяет:
- Дзынь-дзынь!..
Ой-ёй-ёй!
Нужен пряник расписной!

Раз-два-три-четыре-пять -
Вышел пряник погулять.
Рядом зубки поджидают -
В прятки с пряником играют:
- Хруст-хруст!..
Ай-яй-яй!
По столу растекся чай!

Раз-два-три-четыре-пять -
Вышла тряпка погулять.
Тряпка в чае извозилась,
Тряпка фыркала и злилась:
- Раз-два-три-четыре-пять -
Не хочу с тобой играть!

Мышкина считалка

Раз, два,
Три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нём
Одна дыра,
Значит, вкусным
Был
Вчера.

Первая считалочка для Кошки

Раз, два, три,
Четыре, пять.
Кошка учится считать.

Потихоньку,
Понемножку
Прибавляет к Мышке
Кошку.

Получается ответ:
– Кошка – есть,
А Мышки - нет!

Тигр вышел погулять


Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли.
Раз, два, три, четыре, пять.

Он по улице идет,
Ни к кому не пристает,
Но от тигра почему-то
Разбегается народ.

Кто на дерево забрался,
Кто укрылся за ларек,
Кто на крыше оказался,
Кто забился в водосток.

А на елке, как игрушки,
Разместились две старушки.
Опустел весь город мигом -
Ведь опасны шутки с тигром.

Видит тигр - город пуст:
"Дай-ка, - думает, - вернусь.
В зоопарке веселей,
Там всегда полно людей!"

Над горою


Над горою солнце встало.
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось,
Кто увидел - не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец,
Ведь считалочке конец!

Шли бараны по дороге


Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Стали ноги вытирать:
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей!

Зайчик


Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать,
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди,
Как попрячемся – иди

Ехала карета


Ехала карета темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес -
Выходи на букву "эс".

Вышел Зайчик погулять


Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел Зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в Зайчика стреляет:
Пиф-паф!
Ой-ой-ой!
Умирает Зайка мой...
Принесли его домой-
Оказался он живой!

Кто не спит?


Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять!
Надо, надо, надо спать!
И не надо куролесить!
Кто уснул - тот видит сон,
Кто не спит - тот выйди вон!

Котята

Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята -
Их по счёту ровно пять.

Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

РАЗ - котёнок самый белый,
ДВА - котёнок самый смелый,
ТРИ - котёнок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ - самый шумный,
ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА -
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята -
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.

Статьи по теме: