Как определить точку стояния на карте. Определение на карте точки своего стояния. Ориентирование карты по компасу

Измерение углов и направлений по топографической карте. Истинный азимут А, магнитный азимут А M и дирекционный угол б данной линии можно измерить на карте с помощью транспортира. Для удобства измерения этих величин на отечественных топографических картах под нижней рамкой листа слева от линейного масштаба помещают график, показывающий взаимное расположение географического, магнитного меридианов и вертикальных линий сетки, а также указывают с точностью до минуты среднее склонение магнитной стрелки, гауссово сближение меридианов и годовое изменение магнитного склонения.

Дирекционным углом б называют угол между северным направлением вертикальной линии километровой сетки и направлением на предмет, измеряют его по ходу часовой стрелки (по карте -- транспортиром).

Определение дирекционных углов и магнитных азимутов по карте. Измеряют или строят дирекционные углы на карте с помощью транспортира. Чтобы измерить дирекционный угол какого-либо направления, надо остро отточенным карандашом прочертить это направление на карте (рис. 5). Далее следует сообразить, в какой четверти располагается данное направление и каково приблизительно будет значение угла. Затем транспортир накладывают на карту так, чтобы середина его линейки, отмеченная штрихом, совпала с точкой пересечения данного направления и одной из вертикальных линий координатной сетки, а край линейки транспортира совместился бы с этой линией. После этого отсчитывают по шкале транспортира угол, соответствующий румбу или дирекционному углу. Для линии АБ (см. рис. 5) дирекционный угол равен 43°00"; так как склонение восточное 6° 15", а сближение западное 2°21", то поправка в дирекционный угол при переходе к магнитному азимуту

A М = б-(г+д) = 43°00" - (6°15" + 2°21") = 34°24".

Рис. 1.

Для линии ИК дирекционный угол вавен 228°00", а магнитный азимут

А М = б-(г+д) = 228°00" - (6°15" + 2°21") = 219°24".

На рисунке 1 направления АБ, ..., ДЕ-- прямые. Для них дирекционные углы б измеряют, а магнитные азимуты А М вычисляют аналогично направлению АБ. Направления Е, ИК -- обратные, поэтому дирекционный угол измеряют так, как для направления ИК.

Для построения на карте дирекционного угла проводят через данную точку прямую, параллельную вертикальной линии координатной сетки. Затем прикладывают к этой линии транспортир так, чтобы середина его совпала с данной точкой, и по шкале транспортира откладывают данный угол. Определение точки стояния. Проще всего можно определить точку стояния, когда она находится около какого-либо местного предмета, изображенного на карте. Допустим, мы находимся на шоссе у переезда через железную дорогу. Найдем на карте изображение железной дороги и шоссе. Место пересечения осей условных знаков шоссейной и железной дорог укажет точку стояния. Несколько труднее определить точку стояния в том месте, где поблизости нет местных предметов. В таких случаях применяют различные способы засечек. Наиболее общий способ заключается в следующем. На местности находят два заметных предмета (ориентира) и опознают их на карте. Затем карту ориентируют с помощью компаса как можно точнее и проводят на ней направление от самих предметов через их условные знаки. Точка пересечения этих направлений будет точкой стояния (рис. 2).

Рис. 2.

Рис. 3. Визирование по карандашу: а-- карандаш наложен на карту; 6-- карандаш расположен вертикально

Направление на карте от ориентира к точке стояния можно наметить визированием. В полевых условиях визирование обычно выполняют с помощью карандаша, наложенного на карту. Делают это так. Ориентируют карту и прикладывают карандаш к условному знаку ориентира (рис. 3, а). Постепенно поворачивают карандаш вокруг условного знака, производят визирование на ориентир. Когда ориентир окажется на линии визирования, а край карандаша коснется его условно.

Рис. 4. Опознание дальнего местного объекта на карте: а -- местность; б-- карта го знака, прочерчивают линию от ориентира на себя.

Кроме того, визирование можно выполнять по карандашу, расположенному вертикально (рис. 3, б). Карту ориентируют и поднимают на высоту плеч. Карандаш ставят отвесно на условный знак ориентира и через него визируют на предмет. Затем, не изменяя положения глаза и карты, медленно передвигают карандаш на себя -- он прочертит направление от предмета к точке стояния.

Точка стояния может быть определена на карте различными способами: по ближайшим ориентирам на глаз, промером пройденного расстояния, засечкой. Способ определения точки стояния выбирается с учетом имеющегося времени, условий обстановки и требуемой точности.

Определение своего местоположения по ближайшим ориентирам на глаз. Это наиболее распространенный способ. На ориентированной карте опознают один-два местных предмета, видимых на местности, затем определяют глазомерно свое местоположение относительно этих предметов по направлениям и расстояниям до них и намечают точку своего стояния (рис. 66).

Если точка стояния на местности находится рядом с каким-либо местным предметом или его характерным изгибом (поворотом), изображенным на карте, то место расположения условного знака (точки поворота) этого предмета будет совпадать с искомой точкой стояния.

Промером расстояния. Этот способ чаще всего применяется при движении по линейному ориентиру или вдоль него (по дороге, просеке и т. д.), а также при движении по азимуту. На исходном пункте записывают отсчет по спидометру и начинают движение. При определении своего местоположения следует на карте отложить расстояние, пройденное от исходного пункта до точки остановки. Если движение совершается в пешем порядке или на лыжах, пройденное расстояние измеряется шагами или определяется по времени движения.

По направлению на ориентир и расстоянию до него точка стояния может быть определена, если на местности и на карте опознан только один ориентир. В этом случае на ориентированной карте к условному знаку опознанного ориентира прикладывают линейку, визируют ее на ориентир на местности, по краю линейки прочерчивают прямую линию и откладывают на ней расстояние от ориентира. Полученная на линии визирования точка и будет искомой точкой стояния.

По створу. Створом называется прямая линия, проходящая через точку стояния и две другие характерные точки местности (ориентиры).

Если машина находится на линии створа, ее местоположение на карте может быть определено одним из следующих способов:

По створу и линейному ориентиру (рис. 67). Если мы находимся на линейном ориентире (дороге) и в створе с двумя местными предметами, достаточно прочертить на карте прямую через условные знаки местных предметов (ориентиров), в створе с которыми находится точка стояния на местности, до пересечения с дорогой. Точка пересечения линии створа с дорогой и будет искомой точкой стояния;

По створу и боковому ориентиру. В приведенном на рис. 68 примере створом служит направление улицы населенного пункта. Для определения точки стояния ориентируют карту по линии створа, а затем, приложив линейку к боковому ориентиру (отдельное дерево), визируют на него и прочерчивают прямую до пересечения с линией створа. В пересечении линии створа с линией визирования на ориентир и будет находиться точка стояния;

По измеренному расстоянию. На карте прочерчивают линию створа. Затем определяют расстояние до ближайшего ориентира, находящегося на линии створа, и откладывают это расстояние на прочерченной прямой (от ориентира на себя). Полученная на прямой точка будет точкой стояния.

Засечкой точку стояния определяют при условии хорошего обзора местности и наличии на ней местных предметов и форм рельефа, которые могут служить надежными ориентирами.

По боковому ориентиру (рис. 69) засечка производится, как правило, при движения по дороге или вдоль какого-либо линейного ориентира. Находясь на дороге, ориентируют карту, опознают на ней изображение хорошо видимого на местности предмета (ориентира), прикладывают визирную линейку к условному знаку ориентира и визируют на него. Затем, не изменяя положение линейки, прочерчивают на карте прямую линию до пересечения с условным знаком дороги. Место пересечения прочерченной линии с условным знаком дороги будет искомой точкой стояния.

Этим способом наиболее точно определяют свое местоположение на карте, если направление на боковой ориентир пересекается с направлением движения под прямым углом. Такой случай называется засечкой по перпендикуляру.

По двум-трем ориентирам (рис. 70) засечка чаще всего выполняется, когда свое местоположение на карте не обозначено. Карту ориентируют по компасу и опознают на местности два-три ориентира, изображенных на карте. Затем, как и в предыдущем случае, визируют поочередно на выбранные ориентиры и прочерчивают по линейке направления от ориентиров на себя. Все эти направления должны пересечься в одной точке, которая будет точкой стояния. Такая засечка часто называется обратной.

Засечка по измеренным (построенным) углам (рис. 71) (способ Болотова) выполняется в такой последовательности:

С помощью башенного угломера или другим способом, например компасом, измеряют горизонтальные углы между тремя ориентирами, выбранными вокруг точки стояния и четко изображенными на карте;

Строят измеренные углы на прозрачной бумаге при нанесенной произвольно точке, принимаемой за точку стояния; эти углы могут быть построены и непосредственным визированием с помощью линейки на выбранные ориентиры на местности;

Накладывают бумагу на карту так, чтобы каждое прочерченное на ней направление прошло через условный знак того ориентира, на который оно проведено при визировании или построено по измеренным углам;

Совместив все направления с соогветствующими им условными знаками ориентиров, перекалывают на карту намеченную на листе бумаги точку, при которой построены направления. Эта точка и будет точкой стояния.

По обратным дирекционным углам (рис 72) засечку выполняют чаще всего в обстановке, когда нельзя работать с картой на местности открыто. В этом случае измеряют компасом обратные азимуты с точки стояния на два-три точечных ориентира, видимых на местности и опознанных на карте. Величины обратных азимутов отсчитывают на шкале компаса против указателя, расположенного у целика. Измеренные азимуты переводят в дирекционные углы (см. разд. 5.3). Затем, построив эти углы при соответствующих ориентирах на карте, прочерчивают направления до пересечения друг с другом. Точка пересечения направлений и будет точкой стояния.

При определении точки стояния любым способом засечки следует выбирать направления так, чтобы они пересекались под углом не менее 30 и не более 150°. При всех возможных случаях проверяют положение полученной точки стояния визированием на дополнительный местный предмет (ориентир). Если при пересечении трех направлений образовался треугольник, точку стояния ставят в его центре. При больших размерах треугольника, когда его сторона более 2 мм, засечку необходимо повторить, предварительно проверив точность ориентирования карты.

По­сле того, как карта сориентирована, можно решить ряд возникших перед туристом задач на местности.

Чаще всего туристу приходится находить точку стояния. Это можно сделать разными способами и приемами. Проще, когда эта точка находится рядом с местным предметом (рис. 2), изображенным на карте, условный знак или изображение этого предмета указывает точку стояния.

Рис. 2. Ориентирование карты по местным предметам.

Если точка стояния на местности опознать невозможно, и она находится вдали от местных предметов, то прибегают к простейшим способам топографической привязки. Чаще всего топографическая привязка осуществляется приемами глазомерной съемки. Топографическую привязку приемами глазомерной съемки можно выполнить тогда, когда местные предметы удалены от привязываемой точки не более, чем на 1 километр. Сначала выбирают местные предметы, хорошо опознаваемые на карте (перекрестки обозначенных на карте дорог, просек, перекрестки улиц в населенных пунктах, углы канав и линий электропередач, церкви, вышки, водонапор­ные башни, отдельные памятники, курганы, отдельные дере­вья, километровые столбы, мосты, и т.п.). Затем карту ориентируют по компасу или по прямолинейному контуру, если привязываемая точка расположена на этом контуре, а визи­рование с прочерчиванием направления осуществляют при помощи линейки. Расстояние измеряют шагами или на глаз (если оно не более 100 м). Для перехода от расстояний, изме­ренных в шагах, к соответствующим расстояниям в метрах, необходимо знать масштаб своих шагов. Если он неизвестен, то принимают 100 обычных шагов за 75-80 м.

Очень часто в туристских походах применяется карта, на которой указан не географический, а магнитный меридиан. И поэтому туристам не нужно производить довольно сложные (особенно для новичка) вычисления. Допу­стим, группе надо пройти по азимуту от слияния ручьев до поляны, где находится цель части маршрута.

Для выполнения этой задачи следует:

1) соединить на карте исходную и конечную точки движения, то есть точку слияния ручьев и точку ориентира;

2) измерить транспортиром магнитный азимут: угол (по часовой стрелке) между магнитным меридианом и направлением движения. Магнитный азимут равен 120°. Эту циф­ру надо запомнить, так как при движении по лесу визир может сбиться, и тогда придется определять азимут снова;

3) поставить визир на компасе против соответствующе­го деления на шкале;

4) совместить «северный» конец стрел­ки компаса с отметкой «0°» на шкале компаса;

5) определить с помощью визира ориентир на местнос­ти, находящийся в направлении визирования. Начать движение; достигнув ориентира, повторить 4-5-ю операции и т.д.

Перед походом нужно обязательно проверить исправность компаса. К стрелке подносят какой-либо стальной предмет, выводят ее из равновесия и проверяют, вернется ли она на прежний отсчет. Если стрелка не установится в постоянное положение, значит, компас неисправен, пользоваться им нельзя.

Следует иметь в виду, что любой компас может неправильно указывать стороны горизонта. Случается это во время грозы, рядом с линиями электропередачи, у электрифицированных железных дорог.

Точка стояния может быть определена на карте различными способами: по ближайшим ориентирам на глаз, промером пройденного расстояния, засечкой. Способ определения точки стояния выбирается с учетом имеющегося времени, условий обстановки и требуемой точности.

Определение своего местоположения по ближайшим ориентирам на глаз. Это наиболее распространенный способ. На ориентированной карте опознают один-два местных предмета, видимых на местности, затем определяют глазомерно свое местоположение относительно этих предметов по направлениям и расстояниям до них и намечают точку своего стояния (рис. 4).

Если точка стояния на местности находится рядом с каким-либо местным предметом или его характерным изгибом (поворотом), изображенным на карте, то место расположения условного знака (точки поворота) этого предмета будет совпадать с искомой точкой стояния.

Промером расстояния. Этот способ чаще всего применяется при движении по линейному ориентиру или вдоль него (по дороге, просеке и т. д.), а также при движении по азимуту. На исходном пункте записывают отсчет по спидометру и начинают движение. При определении своего местоположения следует на карте отложить расстояние, пройденное от исходного пункта до точки остановки. Если движение совершается в пешем порядке или на лыжах, пройденное расстояние измеряется шагами или определяется по времени движения.

По направлению на ориентир и расстоянию до него точка стояния может быть определена, если на местности и на карте опознан только один ориентир. В этом случае на ориентированной карте к условному знаку опознанного ориентира прикладывают линейку, визируют ее на ориентир на местности, по краю линейки прочерчивают прямую линию и откладывают на ней расстояние от ориентира. Полученная на линии визирования точка и будет искомой точкой стояния.

По створу. Створом называется прямая линия, проходящая через точку стояния и две другие характерные точки местности (ориентиры).

Если машина находится на линии створа, ее местоположение на карте может быть определено одним из следующих способов:


  • --по створу и линейному ориентиру (рис. 5). Если мы находимся на линейном ориентире (дороге) и в створе с двумя местными предметами, достаточно прочертить на карте прямую через условные знаки местных предметов (ориентиров), в створе с которыми находится точка стояния на местности, до пересечения с дорогой. Точка пересечения линии створа с дорогой и будет искомой точкой стояния;
  • -- по створу и боковому ориентиру. В приведенном на рис. 6 примере створом служит направление улицы населенного пункта. Для определения точки стояния ориентируют карту по линии створа, а затем, приложив линейку к боковому ориентиру (отдельное дерево), визируют на него и прочерчивают прямую до пересечения с линией створа. В пересечении линии створа с линией визирования на ориентир и будет находиться точка стояния;

По измеренному расстоянию. На карте прочерчивают линию створа. Затем определяют расстояние до ближайшего ориентира, находящегося на линии створа, и откладывают это расстояние на прочерченной прямой (от ориентира на себя). Полученная на прямой точка будет точкой стояния.

Засечкой точку стояния определяют при условии хорошего обзора местности и наличии на ней местных предметов и форм рельефа, которые могут служить надежными ориентирами.

По боковому ориентиру (рис. 6) засечка производится, как правило, при движения по дороге или вдоль какого-либо линейного ориентира. Находясь на дороге, ориентируют карту, опознают на ней изображение хорошо видимого на местности предмета (ориентира), прикладывают визирную линейку к условному знаку ориентира и визируют на него. Затем, не изменяя положение линейки, прочерчивают на карте прямую линию до пересечения с условным знаком дороги. Место пересечения прочерченной линии с условным знаком дороги будет искомой точкой стояния.


Этим способом наиболее точно определяют свое местоположение на карте, если направление на боковой ориентир пересекается с направлением движения под прямым углом. Такой случай называется засечкой по перпендикуляру.

По двум-трем ориентирам (рис. 7) засечка чаще всего выполняется, когда свое местоположение на карте не обозначено. Карту ориентируют по компасу и опознают на местности два-три ориентира, изображенных на карте. Затем, как и в предыдущем случае, визируют поочередно на выбранные ориентиры и прочерчивают по линейке направления от ориентиров на себя. Все эти направления должны пересечься в одной точке, которая будет точкой стояния. Такая засечка часто называется обратной.


Засечка по измеренным (построенным) углам (рис. 8) (способ Болотова) выполняется в такой последовательности:


  • -- с помощью башенного угломера или другим способом, например компасом, измеряют горизонтальные углы между тремя ориентирами, выбранными вокруг точки стояния и четко изображенными на карте;
  • -- строят измеренные углы на прозрачной бумаге при нанесенной произвольно точке, принимаемой за точку стояния; эти углы могут быть построены и непосредственным визированием с помощью линейки на выбранные ориентиры на местности;
  • -- накладывают бумагу на карту так, чтобы каждое прочерченное на ней направление прошло через условный знак того ориентира, на который оно проведено при визировании или построено по измеренным углам;
  • -совместив все направления с соогветствующими им условными знаками ориентиров, перекалывают на карту намеченную на листе бумаги точку, при которой построены направления. Эта точка и будет точкой стояния.

По обратным дирекционным углам (рис 9) засечку выполняют чаще всего в обстановке, когда нельзя работать с картой на местности открыто. В этом случае измеряют компасом обратные азимуты с точки стояния на два-три точечных ориентира, видимых на местности и опознанных на карте. Величины обратных азимутов отсчитывают на шкале компаса против указателя, расположенного у целика. Измеренные азимуты переводят в дирекционные углы. Затем, построив эти углы при соответствующих ориентирах на карте, прочерчивают направления до пересечения друг с другом. Точка пересечения направлений и будет точкой стояния.

При определении точки стояния любым способом засечки следует выбирать направления так, чтобы они пересекались под углом не менее 30 и не более 150°. При всех возможных случаях проверяют положение полученной точки стояния визированием на дополнительный местный предмет (ориентир). Если при пересечении трех направлений образовался треугольник, точку стояния ставят в его центре. При больших размерах треугольника, когда его сторона более 2 мм, засечку необходимо повторить, предварительно проверив точность ориентирования карты.

Ориентирование на местности включает определение своего местоположения
относительно сторон горизонта и выделяющихся объектов местности (ориентиров),
выдерживание заданного или выбранного направления движения и уяснение положения
на местности ориентиров, рубежей, и других объектов.
По карте можно определить свое местонахождение, выбрать путь движения с учетом
соблюдения маскировки и преодоления возможных препятствий, а также заранее
измерить азимуты для движения по бездорожью и в условиях ограниченной видимости.
Чтобы ориентироваться по карте на местности, надо, прежде всего, сориентировать
карту и определить точку своего стояния.
Для ориентирования карты применяются следующие способы:

По линейному ориентиру.

В этом случае необходимо выйти на дорогу (просеку,
берег реки или другую линию), отыскать ее на карте и затем поворачивать карту до тех
пор, пока направление дороги (линии) на карте не совпадет с направлением дороги
(линии) на местности, затем проверить, чтобы предметы, расположенные справа и
слева от дороги (линии), на местности находились с тех же сторон, что и на карте.

По компасу.

карту ориентируют, когда не определено свое местоположение на ней
или с точки стояния не видно ориентиров.
При приближенном ориентировании карты вначале по компасу определяют направление
на север, затем поворачивают карту так, чтобы верхняя сторона рамки была обращена
в сторону севера.
При точном ориентировании карты по компасу вначале указатель отсчета компаса
устанавливают против деления шкалы, равного поправке направления, если компас
устанавливают на вертикальной линии километровой сетки, или величине магнитного
склонения, если компас устанавливают на западную или восточную сторону рамки
карты (рис.1). Если поправка направления (магнитное склонение) положительная
(восточное), указатель отсчета устанавливают вправо от нулевого деления шкалы, а
если отрицательная (западная) - влево.



Ориентирование карты по компасу.


Затем компас устанавливают на карту так, чтобы нулевой диаметр его лимба (или
линейка компаса АК) совпал с одной из вертикальных линий координатной сетки или с
одной из боковых сторон рамки карты (западной или восточной), а нуль-пункт был
направлен к северной стороне рамки карты. Не меняя положения компаса, карту
поворачивают в горизонтальном положении до тех пор, пока северный конец магнитной
стрелки не установится против отсчета, который предварительно был установлен на
шкале.
Если поправка направления (или величина магнитного склонения) меньше 3°, т. е. равна
цене деления шкалы компаса, она при ориентировании карты не учитывается.
Следует помнить , что компасом нельзя пользоваться вблизи железных предметов,
боевой техники и линий электропередачи, так как они вызывают отклонение магнитной
стрелки.

По направлению на ориентир.

карту ориентируют так же, как и по линейному
ориентиру. Отличие состоит лишь в том, что вместо линейного ориентира используют
направление от точки стояния на какой - либо удаленный местный предмет (отдельное
дерево, мост, ретранслятор, т. е. точечный ориентир), надежно опознанный на
местности и на карте.
При приближенном ориентировании карты этим способом ее поворачивают в
горизонтальном положении так, чтобы мысленно проведенное на карте направление от
точки стояния на условный знак местного предмета примерно совпало с этим
направлением на местности.
Ориентирование карты по направлению на ориентир.

Точное ориентирование карты по направлению на удаленный местный предмет
(ориентир) выполняют с помощью визирной линейки или карандаша. Линейку
прикладывают на карте боковой гранью к точке стояния (отдельный камень) и
условному знаку того предмета, по направлению на который ориентируют карту
(железнодорожный мост). Затем поворачивают карту в горизонтальном положении
так, чтобы предмет на местности оказался на линии визирования. В таком положении
карта будет ориентирована точно.
Определить на карте точку своего стояния легче, когда находишься на местности рядом
с ориентиром (местным предметом), изображенным на карте.
В этом случае расположение условного знака будет совпадать с точкой стояния.

По Полярной звезде.

карта будет ориентирована, если верхняя (северная) сторона
рамки будет обращена в сторону Полярной звезды, т. е. на север.

Если в точке стояния на местности таких ориентиров нет, то ее можно
определить одним из следующих способов:

Определение своего местоположения по ближайшим ориентирам на глаз. Это
наиболее распространенный способ. На ориентированной карте опознают один-два
местных предмета, видимых на местности, затем определяют глазомерно свое
местоположение относительно этих предметов по направлениям и расстояниям до них
и намечают точку своего стояния (см.рис.).

Статьи по теме: