Спортивные игры как средство воспитания. Какие качества развивают шахматы

Веселые подвижные игры для детей на улице весной, летом и осенью.

1 . В поисках клада. Возьмите какую-то игрушку, сладость и прочее в качестве «клада». Лучше всего его завернуть в фольгу. Покажите запечатанный «клад» детям и попросите закрыть глаза. Спрячьте «сокровище» на дерево, за пенек, качели, скамейку или еще куда-нибудь. Пусть дети отправляются на поиски. Кто первый найдет «клад», тот и выиграл.

2. Найди пару . Ведущий раздает всем детям разноцветные кружочки или флажки (каждого предмета по паре). По сигналу ведущего дети бегают, а когда услышат хлопок или звук свистка, каждый должен найти себе пару по цвету кружочка или флажка и взяться за руки. В игре также могут принимать участие и нечетное количество детей, тогда один останется без пары и выйдет из игры.

3. Оживление предметов . Эта игра особенно подходит для самых маленьких. Дома вырежьте из бумаги веселые глазки и возьмите кусочек пластилина и идите с детьми на прогулку. Пусть дети выбирают, какие предметы они хотят оживить – цветочки, деревья, карусели.. Можно даже устроить соревнование между детьми – кто быстрее «оживит» предметы. Это хорошо развивает у детей воображение.

4. Колечко . Дети садятся на скамеечку или становятся в ряд. Ведущий берет колечко или какой-то другой мелкий предмет и делает вид, что кладет это колечко в ладошки каждому из игроков. Потом он произносит: «Колечко, выйди на крылечко!» и тот, у кого действительно колечко осталось в ладошках, старается быстро выскочить, а другие дети пытаются не дать ему это сделать. Если игроку удалось выскочить, то он становится на место ведущего.

5. Найди растение . Дети отворачиваются, а ведущий срывает листочек или любое растение. Задача детей – как можно быстрее найти такое же. Кто первый – становится ведущим.

6.. В песочнице . Берем какой-то предмет, просим детей отвернуться, и закапываем эту вещицу в песочнице. Дети должны покопать лопатками и найти закопанный предмет.

7. Теннис с воздушным шариком . Возьмите ракетки бадминтона или тенниса. Надуйте шарик и используйте его вместо теннисного мячика или волана. Воздушный шарик летит долго, а у ребенка есть время немного подумать, куда бежать и отбить шар.

8. Наматывание веревки . В эту игру смогут играть только двое. Если больше желающих, то можно играть поочередно с победителем, а остальные – болельщики. Возьмите две одинаковые ветки или палки и веревку подлиннее (3 и больше метра). Привязываем по ветке или палке к каждому концу веревки. Посередине этой веревки привязываем флажок или делаем узелок. Каждый участник берет по палке, отходит настолько, чтобы сама веревка хорошо натянулась. Так, по сигналу дети начинают накручивать веревку на свою палку. Кто быстрее всего дойдет до узелка или флажка – победитель!

9. Ворона . Одному ребенку завязывают глаза, и он становится спиной к детям. Каждый из игроков должен подойти к ведущему и поставить свою руку на плечо. Водящий говорит: «Покаркай, ворона!». Игрок каркает, а водящий угадывает имя того, кто каркал. Если угадывает – меняется с игроком местами.

10.. Дождик и солнышко. На асфальте рисуем кружок и просим детей в него стать. Когда ведущий произносит“Солнышко” - детишки выходят из кружка, бегают, прыгают. А когда услышат слово “Дождик” дети должны как можно быстрее стать в кружок. Кто последний - проиграл.

11. Змейка. Дети берутся за руки, и тогда выстраивается целая «цепочка». Ведущий берет крайнего за руку и ведет эту «змейку», совершая разные неожиданные повороты. Детишки должны крепко держаться, чтобы не разорвать «цепочку». Если дети дольно взрослые, то можно и побегать «змейкой».

12. «Глухой телефончик». Дети выстраиваются в ряд. Первый в ряду шепчет на ухо своему соседу какое-то слово – тот повторяет это слово другому шепотом и так далее. Последний называет услышанное им слово. Обычно названное слово вызывает только смех….

13. Повторялка. Дети становятся в круг, первый игрок показывает какое-то движение (например, хлопает), следующий все повторяет и добавляет еще одно движение. Так каждый должен повторять все показанные перед ним движения и добавлять свое. Кто собьется - выходит из игры.

14. Съедобное-несъедобное. Для этой игры возьмите мяч. Пусть дети станут в ряд или сядут на скамеечку. Водящий начинает кидать мяч каждому игроку, называя съедобный или несъедобный предмет. Если названный предмет можно скушать – дети ловят мяч, если нет – откидывают назад водящему.

15. Тише едешь. Дети становятся с 1-ой стороны «дороги», а ведущий - с другой, поворачиваясь ко всем спиной. Ведущий говорит: «Тише едешь - дальше будешь» – дети начинают бежать, стараясь как можно раньше прибежать к финишу. Через несколько секунд ведущий произносит: «Стоп!» – дети перестают бежать и замирают. Ведущий оборачивается, и если он увидел любое движение какого-то игрока, тот выбывает из игры. Победителем становится тот, кто 1-вым прибежит к финишу.

16. Горячая картошка . Дети становятся в круг. Водящий подает сигнал или включает музыку (можно использовать музыку с телефона). Дети начинают кидать мяч друг другу, стараясь от него как можно быстрее избавиться. Когда водящий подает сигнал или выключает музыку, то тот, у кого в руках остался мячик, выбывает из игры. Когда останется 1 игрок, игра заканчивается, и он становится победителем.

17. Рыбаки и рыбки. Двое детей выбираются рыбаками, а остальные – рыбки. Дети начинают водить хоровод вокруг рыбаков и напевают песенку: В воде рыбы живут, Нет клюва, но клюют. Есть крыла - не летают, Нет ног, а гуляют. Гнезд не заводят, А детишек выводят. «Рыбаки» берутся дружно за руки и быстро ловят всех разбегающихся «рыбок». Попавшиеся «рыбки» уже становятся «рыбаками». Теперь эти «рыбаки» берутся за руки и начинают ловить других детей. Так «Сеть» становится еще больше.

18. Симон говорит . Ведущий должен сказать слова: «Симон говорит» и дальше произнести, что делать всем детям. Если же слова: «Симон говорит» не звучат, то команда не должна выполняется. А дети при этом отвечают: «Симон не говорил». Например, ведущий говорит: «Симон говорит - бегите!». Дети бегают. Кто начал выполнять любую команду ведущего, без cлов «Симон говорит», тот пропускает ход или выходит из игры.

19. У медведя в лесу . Один ребенок садится на корточки в отведенном месте и изображает спящего медведя. Дети ходят все время вокруг него и делают вид, что собирают грибы и ягоды, дружно напевая песенку: «У медведя в лесу Ягоды, грибы я рву, А медведь уж не спит, Он на нас глядит! Корзинка опрокинулась - Медведь на нас накинулся» «Медведь» быстро вскакивает и начинает ловить детей, которые убегают от него. Кого «медведь» поймает - занимает его место.

Поскольку в шахматы играют два противника, которые изначально находятся в равном положении, становится понятно, что проиграть можно лишь из-за собственных ошибок и непродуманных ходов. Настольная игра имеет множество последователей разного уровня подготовленности, поэтому при обширной практике поражений не избежать.

Рано или поздно приходит понимание ответственности за свои действия. Часто приходится справляться с проблемными ситуациями на доске. Делать это нужно самостоятельно, без чьей-то помощи.

В ходе шахматных партий производится непрерывный расчет вариантов в игровой форме. Что помогает развивать память.

Такая самостоятельность повышает общий уровень ответственности, без которого развитие полноценной личности немыслимо.

Логическое мышление

В свою очередь принятие на себя ответственности и поражения в партиях с более сильным противником ведут к тому, что играющий начинает продумывать шаги (не только свои, но и оппонента) на несколько ходов вперед. Такая последовательность мыслей, связанные с ними действия и результат, развивают стройную логику.

Если ребенок с ранних лет занимается шахматной игрой, то скорее всего у него не возникнет больших трудностей с математикой и физикой в школе.

Аккуратность

При борьбе двух равных по силе противников любая, даже самая ничтожная неточность может решить судьбу партии. Желание интеллектуально победить мобилизует все имеющиеся в наличие силы. Так повышается стремление к безошибочной игре, развивается аккуратность.

Развитие творческой активности

Многие выдающиеся были известными творцами. Например, шестой чемпион мира, Василий Смыслов, прекрасно играл на фортепиано. Михаил Таль, великий комбинаций, добившийся успехов и на мировой шахматной арене, был художником.

В то же время справедлива и обратная картина: многие деятели культуры находили мотивы для творчества в состязании умов на черно-белой доске. Это и режиссер Стэнли Кубрик, и писатель Владимир Набоков, и поэт-исполнитель Владимир Высоцкий. Этот список можно продолжать долго.

Шахматы влияют и на картину мира человека. Многие великие шахматисты имеют уникальное видение политики и социальных процессов. Например, оппозиционеры Фишер, Каспаров.

Во многом такая помощь для творческих людей достигается за счет ассоциативности и бесконечности шахматных стратегий, красоты отдельных сюжетов игры.

Наталья Кудрявцева
Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста

Подвижные игры – важное средство воспитания , одно из самых любимых и полезных занятий детей в их основе лежат физические упражнения , движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели.

Велико значение подвижных игр в развитии физических качеств : быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

При отборе игр, способствующих развитию физических качеств детей дошкольного возраста , целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей ; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.

Педагогический эффект народной подвижной игры во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие физические качества воспитатель стремится развивать у детей в данный момент , он выбирает игры, помогающие развитию именно этих качеств .

В дошкольном возрасте появляется возможность выбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Возможностям дошкольников соответствуют бессюжетные игры, но детям по-прежнему доставляют большое удовольствие сюжетные подвижные игры .

Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индивидуальные, так и командные соревнования. С пятилетнего возраста , по данным В. Панкова, можно использовать разнообразные игры-эстафеты, предусматривающие взаимодействие между играющими . Становятся доступными игры с элементами спортивных игр : городки, баскетбол, футбол и т. д. Целесообразно продолжить разучивание подвижных игр , как своего, так и других народов. В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения. Народная подвижная игра – одно из важных средств развития физических качеств ребенка : быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

Что воспитывают у человека спортивные игры

Дети, занимаясь различными спортивными играми, воспитывают в себе много качеств. Прежде всего, любая спортивная игра воспитывает у человека наблюдательность, собранность, быстроту реакции, силу, организованность и т.д. Игры могут быть определенные (футбол, баскетбол, хоккей, легкая атлетика, волейбол, шахматы). Также спортивные игры могут в себе сочетать некоторые элементы различных игр. Например, различные организованные игры с элементами бега, броска мяча, плавания, езды на велосипеде и т.д.

При проведении определенных игр требуется подготовка места, где необходима разметка площадки, необходимый инвентарь и оборудование. При проведении таких игр воспитываются навыки, которые отвечают требованиям техники игр, что в будущем может пригодиться, исключая дальнейшее переучивание.

Как средства воспитания такие игры очень важны. Увлеченность игрой усиливает физиологическое состояние организма. Человек развивает в себе чувства радости, переживаний, появляется большой интерес к окончательным результатам игры. При командных спортивных играх воспитывается чувства ответственности, воля к достижению результата, что немаловажно в жизни. Также воспитывается терпение, ловкость, координация движений. В спортивной игре ребенок чувствует раскованность и свободу. Это также помогает в воспитании личности человека.

Какие еще качества человека помогают воспитывать спортивные игры

Немаловажную роль спортивные игры играют в умственном воспитании человека. Во время игры дети учатся действовать «по сложившейся ситуации» в соответствии с правилами. При этом они учатся ориентированию и сообразительности. Во время игры ребенок учится, притом быстро, различным расчетам, у него активизируется память.

Большое значение спортивные игры имеют для нравственного воспитания человека. Ребята подчиняются общим требованиям к игре, учатся действовать коллективно. Дети все правила той или иной игры воспринимают как закон, осознанное выполнение этих правил развивают волю и самообладание, выдержку, умение контролировать свое поведение. Также спортивные игры сближают людей, появляется дружба. Также воспитывается чувство сопереживания у детей друг за друга.

Помимо всего перечисленного спортивные игры укрепляют физическое здоровье, способствуют правильному развитию всех мышц ребенка, Подвижная игра помогает в подготовке ребенка к труду, совершенствуя двигательные навыки, которые так необходимы в будущем для трудовой деятельности.

Спортивные игры помогают в воспитании смелости, тем самым помогают преодолеть страх. Например, при проведении различных спортивных конкурсов, просто необходимо сделать то, чего человек боится, чтобы не подвести свою команду. Например, пройти по тонкой жердочке над водой, спуститься со страховкой с возвышенности, подняться по веревочной лестнице вверх и т.д. Также такие игры очень сильно учат терпению, не только боли, но и физических нагрузок.

Как средство воспитания данные игры просто необходимы. Для проведения спортивных игр имеются просто неограниченные возможности разнообразных методов, которые направлены на формирование личности человека. Конечно, все зависит от фантазий педагогов. Во время игры человек не только использует навыки уже знакомые, но и постепенно их усовершенствует. Помимо этого человек, который начинает заниматься всерьез какой либо спортивной игрой может сделать себе в будущем карьеру. Также ребята, которые занимаются спортивными играми довольно долгое время, ведут здоровый образ жизни, и это довольно важно в воспитании личности.

ТРАНСЛЯЦИЯ ОПЫТА

Буяновой Эллы Геннадьевны,

инструктор по физической культуре,
МАДОУ № 15 д.Борки Новгородского района.

Мы ещё не мастера,
и не бьём рекордов,
но уже в детском саду
знакомимся со спортом.

Бесспорно, любовь к физической культуре должна прививаться с детства, тем более в условиях современной жизни, где нас окружает множество информационных технологий, уровень двигательной активности человека неизменно стремится к минимальной отметке. Однако, приобщая ребенка к спорту, важно не переусердствовать, потому что чрезмерная физическая нагрузка может пойти ребенку во вред. Спортивные и подвижные игры в детских садах как раз и являются некой золотой серединой. Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры. Одна из задач физкультурного образования дошкольников - формирование интереса к физической культуре и спорту. Считаю, что спортивные игры являются эффективным средством воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту. В системе физической культуры детей старшего дошкольного возраста большое внимание уделяется разным видам спортивных игр и упражнений, которые имеют огромное значение в решении образовательных и воспитательных задач. Игры развитию точность, ловкость движений, глазомер, ориентацию в пространстве.

В игре детям приходится быстро принимать решения, что способствует развитию мышления, быстроты двигательной реакции на зрительные и слуховые сигналы. В ходе спортивных игр у детей формируются нравственно-волевые качества характера, игры помогают свободному выражению эмоций, обогащается словарный запас детей. Конечно, спортивные игры требуют длительных тренировок, а в ДОУ дети овладевают элементами спортивных игр, которые в дальнейшем позволят более быстро овладеть техникой спортивной игры в полном объеме.

Весной, летом, осенью на открытом воздухе для детей доступны игры в футбол, баскетбол, бадминтон, городки, катание на велосипеде, игры с летающими тарелками. Разнообразные движения и действия, выполняемые в спортивных играх, оказывают большое оздоровительное влияние на укрепление здоровья, закаливание и физическое развитие детей, служат средством активного отдыха. Они помогают организовать длительное и интересное пребывание детей на свежем воздухе, способствуют разнообразию самостоятельной деятельности, развитию активности.

Представляю опыт работы нашего ДОУ по организации спортивных игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Наши дети с большим удовольствием занимаются физкультурой, любят подвижные игры. С целью активизации и стимулирования двигательной деятельности в ДОУ созданы необходимые условия: группы, физкультурный зал оснащены необходимым спортивным оборудованием. Прогулочные площадки и территория вокруг детского сада позволяют организовать активную двигательную деятельность детей. Знакомство со спортивными играми мы начинаем с подбора доступной для восприятия дошкольниками информации о играх, знакомимся с правилами игры и правилами поведения детей во время игр, разучиваем элементарные упражнения и действия в играх. Обучение детей играм с элементами спортивных игр начинаем постепенно, переходя от простого к сложному. Затем дети совершенствуют движения в совместной и самостоятельной двигательной деятельности.

Сами игры проводим по упрощённым правилам, элементы спортивных игр подбираем с учетом возраста, физического здоровья, физической подготовленности, и интересов ребенка. Так мальчики больше любят играть в футбол, в городки, выполнять упражнения с мячом.

Знакомя детей с летними видами спорта, мы говорили о бадминтоне. Бадминтон – спортивная игра с воланом и ракетками. Для этой игры не нужны специальные условия, можно играть на любой небольшой площадке. Оказалось, у многих детей бадминтон есть дома и осталось только научиться играть. И ещё одним стимулом к обучению послужили успехи учеников нашей Борковской школы на областных соревнованиях по бадминтону.

Обучение игре начали с формирования умения действовать с воланом и с ракеткой. Учась отбивать волан, дети считали каждый удар и устанавливали свои рекорды. Упражнения и подвижные игры проводимые в игровой форме заинтересовали детей. Затем по упрощённым правилам дети перешли к игре парами. Сколько положительных эмоций игра доставляет детям. Я и сама с большим интересом играю с детьми, это игра моего детства.

Игра «Городки» в упрощённом виде доступна для детей старшего возраста. Городки - старинная русская игра, развивает глазомер, точность движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса.

Правила игры в городки для дошкольников значительно упрощены по сравнению с игрой взрослых. И здесь дети проявляют своё творчество в придумывании новых фигур.

Любимая у мальчиков игра в футбол. Обучение проводим основным приёмам техники игры: удары по мячу, ведение, приёмы мяча, приёмы игры вратаря.

Одно из увлекательных спортивных упражнений у детей - катание на велосипеде. Способствует развитию ориентировки детей в пространстве, сохранению равновесия, развитию выносливости, ловкости, смелости, уверенности в своих силах. Для катания на улице размечена велосипедная дорожка с пешеходным переходом, извилистая дорожка, определены места для велосипедных стоянок. С детьми, которые умеют кататься на двухколёсном велосипеде два раза в неделю на прогулке организованна совместная деятельность с инструктором по физической культуре, в ходе которой дети отрабатывают навыки практического владения велосипедом, знакомятся с правилами катания на велосипеде, правилами дорожного движения, играми на велосипедах. По традиции весной организуем праздник - «Открытие велосипедного сезона». Свои умения в катании, езду на скорость, дети демонстрируют осенью на празднике «Закрытия велосипедного сезона».

Не менее увлекательна игра – фризби. Фризби - это легкий пластиковый диск. Игры с летающей тарелкой помогают детям развивать координацию, гибкость и ловкость. Летающую тарелку можно запускать не только вдаль, но и в цель, приятно ловить её прямо в руки, перебрасывая диск друг другу.

Хочу отметить, что мы наблюдаем у детей интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Всё это многообразие спортивных игр и упражнений доступно для дошкольников. Может быть наши дети и не станут выдающимися спортсменами, но занимаясь физической культурой, они обретут крепкое здоровье и высокую работоспособность, что позволит им хорошо учиться и добиться успехов в любом деле.

Статьи по теме: