Торговля в средние века конспект. Торговля в средние века. Состав городского населения

МБОУ «Масловопристанская средняя общеобразовательная школа Белгородской области Шебекинского района»

План-конспект урока по истории Древнего мира на тему:
«Олимпийские игры в древности»

Учитель истории и обществознания:
Слядзевская Ирина Сергеевна

Тип урока: изучение нового материала
Цель урока:
1. обучающая:
Познакомить и раскрыть учащимся историю древних первых Олимпийских игр.
Сформировать у учащихся способность провести сравнительную характеристику древнего времени и нового.
2. развивающая:
Развивать у учащихся навыки размышления и сравнения, умение найти главное и второстепенное.
Продолжить развивать самостоятельную работу с учебником.
Способствовать развитию таких умений как работа с историческими источниками, с дополнительными иллюстрациями, а также умение активно запоминать исторические даты и события.
3. воспитательная:
Воспитать любознательность к предмету истории.
Показать учащимся важность древних Олимпийских игр.
Воспитывать интерес к ведению здорового образа жизни.
План урока:
I. Организационный момент. (1 мин)

II. Актуализация знаний (4 мин)

III. Изучение нового материала (20 мин)

IV. Практическое задание. (10 мин)

V. Домашнее задание (3 мин)

VI. Рефлексия. (2 мин)

VII. Итог урока. (5 мин)

Ход урока:

Ребята мы продолжаем изучать с вами Древнюю Грецию. И можно ответить, что самым любимым зрелищем греков были спортивные игры.
Сегодня мы с вами изучим новую тему это «Олимпийские игры в древности». Целью нашего урока является рассмотреть историю появления Олимпийских игр, а также провести сравнительный анализ древних игр с современными.
Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до н. э. На время игр прекращались все воины. Дороги становились более безопасными, и многим можно было просто добраться до Олимпии. Олимпия являлась ключевым центром, где проходили игры. (Показать на карте). В играх могли участвовать только мужчины. Женщинам был наложен запрет. Также в состязаниях могли участвовать лишь только свободные греки. Победители в играх награждались лавровыми венками.
Итак, давайте с вами отметим, где и когда впервые прошли олимпийские игры?

В 392 году н.э. были проведены последние древние Олимпийские игры, позднее император Феодосий I запретил их из религиозных соображений, назвав их языческими.
К концу XIX века барон Пьер де Кубертен предложил вновь возобновить Олимпийские игры. И только в 1984 году игры возобновили. Самые первые Олимпийские игры современности состоялись в 1896 году в Греции.

Давайте с вами ответим, когда же состоялись Олимпийские Игры современности?

Ребята, Олимпийское движение имеет также свои награды, символы, девиз, флаг и эмблему. Олимпийскими награды являются разнообразные дипломы и медали: золотые, серебряные и бронзовые. Главным символом олимпиады является естественно зажжение Олимпийской огня. Этот ритуал является обязательным.
Как в наше время доставляют огонь? Кто может ответить на этот вопрос?

Олимпийский девиз гласит – «Быстрее, Выше, Сильнее». Как вы думаете, ребята, в современное время используется этот девиз?

Также есть и Олимпийский флаг (показать на доске или презентации). Давайте с вами разберем, что он означает. Белый фон, на нем пять континентов. (Европа, Африка, Америка, Азия, Австралия). А как вы думаете, почему кольца на флаге переплетены? (Единение всех спортсменов мира)
Ребята, а какие вы виды спорта знаете? Какие есть два вида Олимпийских игр? Когда и где пройдут ближайшие спортивные игры? Давайте назовем с вами символику Олимпийских игр?
В играх должен обязательно присутствовать талисман. К примеру. В 1980 году Олимпийские игры проходили в Москве и символом был медвежонок Миша.
А кто из вас знает, в каких городах еще проходила Олимпиада?
Итак, давайте с вами подведем итог в сравнительной таблице.

Древние игры
Игры современности

1.
2.
3.
.

Рефлексия

Ребята, на листках, которые лежат на краю вашей парты напиши 2-3 предложения того, что вам запомнилось сегодня на уроке.

Домашнее задание
Придумайте талисман для зимних Олимпийских игр в Сочи 2014.

А теперь мы выставим оценки за работу на уроке и каждый получит свой «лавровый венок» - по оценке в журнал.

Литература:
1. Мифы народов мира. М.,: Советская энциклопедия, 1988, т 2, с. 252.
2. Расланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М.,: Вако, 2004.
3. Саплина Е.В., Ляпустин Б.С., Саплин А.И., История Древнего мира 5-кл, 2001, Дрофа.
4. .Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира. Учебник, М., 2011
5. Быльева В, Лупоядов В.Н., Семенихина И.В. История Древнего мира. Пособие для учителя истории: 5 класс.

Тема урока 14: Торговля в Средние века

Учебник Агибалова Е. В., Донской Г.М. История средних веков 6 класс.

Цели урока:

    Охарактеризовать развитие торговли в период Средневековья;

    Формирование у обучающихся новых понятий, навыков самостоятельной работы с текстом учебника и картой;

    Прививать интерес к истории.

Задачи урока:

    Раскрыть причины оживления торговли в Средние века;

    Познакомить с трудностями и опасностями деятельности купца в Средневековье;

    Выяснить как расширялись торговые связи;

    Определить как и зачем устраивались ярмарки и появлялись банкиры;

    Определить роль развития торговли на развитие городов;

    Объяснить значение новых слов: торговля, гильдия, ярмарка, меняла, ростовщик, банкир.

Тип урока: Комбинированный

Форма контроля: Индивидуальный и фронтальный опрос

Основные понятия и термины: торговля, гильдии, ярмарка, банк, меняла, ростовщик, Ганза.

Оборудование: учебник Агибалова Е. В., Донской Г.М. История средних веков 6 класс, мультимедийная презентация «Торговля в Средние века», карта «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в.»

План урока:

    «Что с возу упало, то пропало»;

    Расширение торговых связей;

    Ярмарки и банки.

Ход урока:

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания

    1. Какие изменения в общественной жизни Средневековой Европы произошли в X - XII вв.?

      Каковы причины развития и роста городов в Средние века?

      Борьба городов с сеньорами

      Мастерская городского ремесленника

      Цехи-союзы ремесленников

      Цехи и развитие ремесла.

    Изучение нового материала

    1. «Что с возу упало, то пропало»

Торговля - это процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами.

Причины развития торговли

    Подъём с\х и развитие ремесленного производства;

    Рост городов.

Торговля в Средние века была выгодным, но очень трудным и опасным делом. Пространства между поселениями занимали огромные, непроходимые леса, кишевшие хищниками и разбойниками. Было очень мало хороших дорог, что так же затрудняло совершат торговые операции на дальние расстояния. Товар, упавший на землю или смытый с корабля, считался добычей владельца этой земли. Как говорили: «Что с возу упало, то пропало».

За проезд через владения феодалов, за пользование мостами и переправами приходилось платит пошлины. Для защиты от грабителей и помощи друг другу купцы объединялись в торговые союзы – гильдии. На собраниях члены гильдии выбирали руководителей, нанимали охрану, из общей казны помогали друг другу. Члены гильдии устраивали межу собой товарищества для совершения одной или нескольких операций.

    1. Расширение торговых связей

Город был центром торгового обмена не только с окружавшей его местностью, но и с другими городами, отдельными землями, с другими странами. Натуральное хозяйство в Европе сохранялось. Но постепенно развивалось и товарное хозяйство, при котором изделия производились для продажи на рынке и обменивались, в том числе при посредстве денег.

Что необходимо для оживленной торговли? (дороги)

Поэтому с XIII в. в Европе начинают прокладывать новые дороги, чинить старые.

Работа с картой стр. 115 в учебнике

Выгодные торговые пути проходили через Восток. Что могли привозить оттуда купцы? (предметы роскоши, шёлк, пряности, драгоценные камни и т.д.) . Важные торговые пути шли по Северному и Балтийскому морям. Что могли привозить купцы с этих мест? (соль, мех, шерсть, лес и многое другое).

В 14 веке купцы более 70 немецких городов объединились в Ганзу («союз», «товарищество») для защиты своего имуществу и вытеснения соперников. Ганза имела филиалы в других странах.

3.3 Ярмарки и банки

Ярмарка - установленное место, где можно было приобрести разнообразный товар, от продуктов питания до всевозможных ремесленных изделий. Обменивались на ярмарках не только товаром, но и деньгами. Поскольку покупатели были из разных стран расплачивались разными монетами, поэтому здесь всегда можно было встретить менял, которые занимались обменом денег. Меняла – человек, который занимался обменом денег.Конечно, делали они это дело с пользой для себя, поэтому у них накапливались определенные суммы, которые они могли дать в долг под проценты (в рост) купцам. Менялы, пускавшие деньги в рост, назывались ростовщиками, постепенно превращающие в банкиров, в богатых людей, которые давали крупные деньги на торговые экспедиции, в долг королю и феодалам.

Ростовщик – человек, пускавший деньги в рост, под проценты.
Банкир – собственник крупных денежных размеров, богатый человек.

    Итоги урока

Рефлексия:

Итак, мы с вами познакомились с торговлей в Средние века, а сейчас давайте ответим на проблемный вопрос нашего урока. Докажите, что торговля разрушала натуральный характер хозяйства и способствовала развитию рыночных отношений?

Вывод:

На смену натуральному хозяйству проходит новое товарно – денежное хозяйство. Это хозяйство, при котором продукция производилась для продажи на рынке.

    Домашнее задание

Параграф 14,отвечать на вопросы стр. 110, учить словарь.

Предметные: научатся определять сравнивать термины: торговля, гильдия, яр­марки, меняла, ростовщики, банки. Получат возможность научиться: понятия «натуральное» и «то­варное» хозяйство.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимают и сохра­няют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материа­ле в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и форму­лируют проблему урока, самостоя­тельно создают алгоритм деятельно­сти при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют ак­тивность во взаимодействии для ре­шения коммуникативных и познава­тельных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудни­чество)

Личностные УУД: Определяют внутреннюю по­зицию обучающе­гося на уровне положительного отношения к об­разовательному процессу; пони­мают необходи­мость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального спо­соба оценки знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Торговля в Средние века»

Цели урока:

Планируемые результаты:

Предметные: научатся определять сравнивать термины: торговля, гильдия, ярмарки, меняла, ростовщики, банки. Получат возможность научиться: понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Личностные УУД: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: беседа

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Учитель: Мы продолжаем знакомиться со Средневековым городом и его обитателями. Для начала давайте повторим, то о чём говорили на прошлом уроке.

  • По ОК составить предложения, рассказ по теме прошлого урока.

XI в . С|Х 2 1 1 2 3 трёхполье

С|Х Феодал город

Ремесло

Новые земли, тяжелый плуг, тягловые силы лошадей

Натуральное хозяйство

излишки торговля

  • Продолжите фразу: Союзы мастеров одной специальности- Цех.

Какое значение имело появление цехов для жизни города? Отвечает Тимур.

  • В первые столетия Средневековья происходит множество изменений в хозяйстве, с которыми связаны важнейшие изменения в жизни и культуре европейских народов. Мы уже изучили, какие произошли изменения в технике, хозяйстве и как это сказалось на развитии хозяйства в средневековой Европе.

К чему привело развитие хозяйства в средневековой Европе ?

Развитие хозяйства привело к отделению ремесла от сельского хозяйства

Орудия труда в сельском хозяйстве и введение трехполья

Технические изобретения

Повышение урожая

Улучшение условий труда

Появление излишков продуктов сельского хозяйства

Отделение ремесла от сельского хозяйства

Где ремесленники и крестьяне могли бы произвести обмен своими товарами?

(И крестьяне, и ремесленники могли обменять свои товары на нужные им только в городе на ярмарке).

И так, рынок в городе был единственным местом, где можно было приобрести необходимый товар, как для крестьянина, так и для ремесленника. Все это привело к развитию торговли в Европе.

III. Постановка проблемы.

Как вы думаете, к чему привело развитие торговли?

(Ответ на этот вопрос мы и будем искать сегодня на уроке).

Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Торговля в Средние века».

Предположите цель нашего урока. О чём мы сегодня будем говорить на уроке:

Причины оживлённой торговли в Средние века;

В чём состояли трудности и опасности деятельности купца в Средневековье;

Как расширялись торговые связи;

Как и зачем устраивались ярмарки и появлялись банкиры;

Объясним значение новых слов: торговля, гильдия, ярмарка, меняла, ростовщик, банкир.

IV. Изучение нового материала

1.Роль торговли в Средние века.

Учитель: Как вы понимаете слово торговля, дайте определение? (ответы учащихся)

Запись в тетрадь: Торговля - это процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами.

Учитель: Торговлей в Средние века, как и сейчас, заниматься было выгодно, она приносила не плохой доход человеку.

Посмотрите на купца, что у него в руке? (меч)

Для чего он ему нужен? (для продажи, для защиты)

Занятие торговлей было не только выгодным, но и опасным делом.

Что могло случиться? С 111 найдите в тексте. (ответы учащихся)

для защиты от грабителей и помощи друг другу купцы объединялись в торговые союзы – гильдии.

Запись в тетрадь: Гильдия – союз купцов

Что общего было между Гильдиями и цехами? (защита)

2.Торговые связи.

Учитель: Город был центром торгового обмена не только с окружавшей его местностью, но и с другими городами, отдельными земляи, с другими странами.

Что необходимо для оживленной торговли? (дороги)

Поэтому с XIII в. в Европе начинают прокладывать новые дороги, чинить старые.

Выгодные торговые пути проходили через Восток. Что могли привозить оттуда купцы? (предметы роскоши, шёлк, пряности, драгоценные камни и т.д.)

Работа картой с.114 учебник

Важные торговые пути шли по Северному и Балтийскому морям. Что могли привозить купцы с этих мест? (соль, мех, шерсть, лес и многое другое)

3. Ярмарки и банкиры. (работа в группах: найти новую информацию в пункте)

Для торговли отводились специальные места: лавки

Какие? (ювелирная, булочная, лавка сапожника и т.д.).

Но самым оживлённым местом для торговли являлись ярмарки, в которых принимали участие сотни крупных купцов из разных стран.

Запись в тетрадь: Ярмарка - установленное место, где можно было приобрести разнообразный товар, от продуктов питания до всевозможных ремесленных изделий.

Найдите на карте самые известные ярмарки (ответы учащихся).

К чему привело развитие торговли и появление ярмарок? И - Чем начинают интересоваться банкиры, ростовщики?

Давайте составим предложение из слов

(Развитие торговли и ярмарок привели к развитию денежного дела, к накоплению богатств в руках менял, ростовщиков, банкиров).

(Накоплением богатств, возможности увеличить прибыль).

Натуральное хозяйство может с этим справиться?

(Нет. Так как при натуральном хозяйстве товары производятся не для продажи, а для внутреннего потребления).

Какое хозяйство приходит на смену натуральному хозяйству?

(Товарное хозяйство). С 112

Какое хозяйство называют товарным?

(Товарное хозяйство - это хозяйство, при котором товары производятся для обмена посредством денег).

Обменивались на ярмарках не только товаром, но и деньгами. Поскольку покупатели были из разных стран расплачивались разными монетами, поэтому здесь всегда можно было встретить менял, которые занимались обменом денег. Запись в тетрадь: Меняла – человек, который занимался обменом денег.

Конечно, делали они это дело с пользой для себя, поэтому у них накапливались определенные суммы, которые они могли дать в долг под проценты (в рост) купцам. Менялы, пускавшие деньги в рост, назывались ростовщиками, постепенно превращающие в банкиров, в богатых людей, которые давали крупные деньги на торговые экспедиции, в долг королю и феодалам.

Запись в тетрадь:

Ростовщик – человек, пускавший деньги в рост, под проценты.
Банкир – собственник крупных денежных размеров, богатый человек.

V. Закрепление новых знаний

Итак, мы с вами познакомились с торговлей в Средние века, сделайте вывод: "К чему привело развитие хозяйства и торговли в Европе?"

Объясните связь

Строительство дорог

Гильдии

Торговля Товарное хозяйство

Менялы, ростов

Банки

Вывод: На смену натуральному хозяйству проходит новое ТОВАРНО-ДЕНЕЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО. Это хозяйство, при котором продукция производилась для продажи на рынке.

1.Ростовщик

А. Собственник банка

2.Ярмарка

Б. Экономическое учреждение, где хранятся свободные деньги

3.Товар

В. Ежегодный большой торг

4. Банк

Г. Вещь, изготовленная для продажи

5.Банкир

Д. Человек, который меняет деньги на ярмарке

6. Меняла

Е. Человек, который дает деньги в долг под проценты

1- е,2-в,3-г,4-б,5-а,6-д

VI. Итоги урока. Рефлексия

Что узнал нового,

Что научился делать,

Д/з: Параграф 14, термины стр. 117, подумайте и ответьте на вопросы №3, № 5

Литература:

1.Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений /Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе.-М.: Просвещение, 2012.-288с.


План-конспект урока «Торговля в Средние века»

Учитель истории СОШ №2121

Соснова В.М.

Цель – разработать меры, способствующие безопасности и успешности торгового дела.

Задачи:

Образовательные: познакомиться с трудностями торгового дела в Средние века и попытками их решения, знать понятия: меняла, ростовщик, банкир, ярмарка.

Развивающие: развитие умения формулировать проблему и находить пути её решения, цель проекта, работать в группе, презентовать свою работу.

Воспитательные: осознание ответственности перед членами своей группы за общий результат, ответственное отношение к учебной деятельности, взаимопонимание, умение договариваться.

Используемая технология – учебный проект.

Ход урока.

Этап, время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

    Организационный

Приветствие.

Приветствуют учителя.

Рассмотрение ситуации и проблемы.

Учитель объявляет тему урока. Предупреждает, что данный урок – проектный. Вопрос классу: какое самое главное умение потребуется от вас на проектном уроке?

Предлагает ознакомиться с проблемной ситуацией: прочтите 1 и 2 абзацы параграфа 14.

Записывают тему.

Отвечают: сформулировать проблему.

    Формулировка проблемы и цели.

Предлагает учащимся чётко обозначить проблему, которую нужно было решить средневековым купцам (уточняет, что формулировать проблему нужно со слова как …, или как сделать так, чтобы…).

После обозначения проблемы предлагает сформулировать цель.

Записывает проблему и цель на доске.

Определяют проблему (например, как сделать так, чтобы условия для торговли стали лучше, или как обезопасить торговцев от потерь ).

Формулируют цель проекта – придумать, как создать лучшие условия для торговли.

    Работа над проектом.

В случае необходимости консультирует группы.

Каждый участник группы высказывает свою мысль, выслушивает предложения других участников.

Разрабатывают варианты обобщения знаний.

Оформляют работу.

Готовят презентацию своей работы.

    Презентация результатов.

Слушает презентации учащихся.

Может задавать вопросы после презентации.

Следит, чтобы результаты работы учащихся соответствовали поставленной цели.

Грамотно излагают свои мысли, расставляя акценты.

Отвечают на вопросы учителя или одноклассников.

Самоанализ – соответствует ли результат целям проекта.

    Осмысление.

Задание группам: прочесть материал учебника и ответить, что совпало в проектах с реальными мерами средневековья, а что – нет.

1 гр. – стр.11, последний абзац

2 гр. – стр.112, абзац 4

3 гр. – стр.113, абзацы 3.4

4 гр. – п.3, абзацы 1,2

Читают, анализируют, сравнивают, находят совпадения. (Как правило, совпадения: проложить хорошие дороги, создать специальные охраняемые места для торговли, объединиться с другими торговцами для безопасности путешествий, нанять охрану ).

Отвечают.

    Самооценка.

Подсчитайте количество совпадений. Если совпало 3 и более моментов – оценка 5, два совпадения – 4, одно совпадение – 3.

(Критерии желательно обговаривать с ребятами до начала работы над проектом, но в данном случае есть соблазн, что дети захотят иметь побольше совпадений и воспользуются учебником, а смысл проектного урока именно в самостоятельном нахождении способа решения проблемы детьми. Критерии могут быть и другие, например, количество предложений, достигнута ли цель и пр. – такие критерии нужно заранее обговорить с детьми).

Подсчитывают, оценивают себя.

    Рефлексия.

Учитель может спросить: вы читали проблемную ситуацию в начале урока, какое положение дел вам показалось особенно несправедливым?

Почему же ни одна группа не предложила отменить этот принцип?

Предлагает учащимся оценить свою работу по следующим критериям:

Что узнал нового,

Что научился делать,

Определить степень своей активности,

Определить, что не удалось, не получилось, почему.

Отвечают (из практики): принцип «Что с воза упало, то пропало».

Объясняют. Многие дети умышленно не предлагают это, т.к. понимают, что короли действуют в интересах феодалов и не захотят отменять выгодный им закон.

Высказываются по заданным направлениям.

    Домашнее задание.

План-конспект урока «Торговля в Средние века»
Учитель истории СОШ №2121
Соснова В.М.
Цель – разработать меры, способствующие безопасности и успешности торгового дела.
Задачи:
Образовательные: познакомиться с трудностями торгового дела в Средние века и попытками их решения, знать понятия: меняла, ростовщик, банкир, ярмарка.
Развивающие: развитие умения формулировать проблему и находить пути её решения, цель проекта, работать в группе, презентовать свою работу.
Воспитательные: осознание ответственности перед членами своей группы за общий результат, ответственное отношение к учебной деятельности, взаимопонимание, умение договариваться.
Используемая технология – учебный проект.
Ход урока.

Этап, время
Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный
1 мин.
Приветствие.

Приветствуют учителя.

Вводный.
Рассмотрение ситуации и проблемы.
6 мин.
Учитель объявляет тему урока. Предупреждает, что данный урок – проектный. Вопрос классу: какое самое главное умение потребуется от вас на проектном уроке?
Предлагает ознакомиться с проблемной ситуацией: прочтите 1 и 2 абзацы параграфа 14.
Записывают тему.

Отвечают: сформулировать проблему.

Формулировка проблемы и цели.
5 мин.
Предлагает учащимся чётко обозначить проблему, которую нужно было решить средневековым купцам (уточняет, что формулировать проблему нужно со слова как, или как сделать так, чтобы).
После обозначения проблемы предлагает сформулировать цель.
Записывает проблему и цель на доске.
Определяют проблему (например, как сделать так, чтобы условия для торговли стали лучше, или как обезопасить торговцев от потерь, или как преодолеть препятствия (трудности), мешающие развитию торговли).

Формулируют цель проекта – придумать, как создать лучшие условия для торговли.

Работа над проектом.
7 мин.
В случае необходимости консультирует группы.
Каждый участник группы высказывает свою мысль, выслушивает предложения других участников.
Разрабатывают варианты обобщения знаний.
Оформляют работу.
Готовят презентацию своей работы.

Презентация результатов.
7 мин.
Слушает презентации учащихся.
Может задавать вопросы после презентации.
Следит, чтобы результаты работы учащихся соответствовали поставленной цели.
Грамотно излагают свои мысли, расставляя акценты.
Отвечают на вопросы учителя или одноклассников.
Самоанализ – соответствует ли результат целям проекта.

Осмысление.
8 мин.
Задание группам: прочесть материал учебника и ответить, что совпало в проектах с реальными мерами средневековья, а что – нет.
Читают:
1 гр. – стр. 111, последний абзац
2 гр. – стр.112, абзац 4
3 гр. – стр.113, абзацы 3.4
4 гр. – п.3, абзацы 1,2
Читают, анализируют, сравнивают, находят совпадения. (Как правило, совпадения: проложить хорошие дороги, создать специальные охраняемые места для торговли, объединиться с другими торговцами для безопасности путешествий, нанять охрану).
Отвечают.

Самооценка.
6 мин.
Подсчитайте количество совпадений. Если совпало 3 и более моментов – оценка 5, два совпадения – 4, одно совпадение – 3.
(Критерии желательно обговаривать с ребятами до начала работы над проектом, но в данном случае есть соблазн, что дети захотят иметь побольше совпадений и воспользуются учебником, а смысл проектного урока именно в самостоятельном нахождении способа решения проблемы детьми. Критерии могут быть и другие, например, количество предложений, достигнута ли цель и пр. – такие критерии нужно заранее обговорить с детьми).
Подсчитывают, оценивают себя.

Рефлексия.
3 мин.
Учитель может спросить: вы читали проблемную ситуацию в начале урока, какое положение дел вам показалось особенно несправедливым?
Почему же ни одна группа не предложила отменить этот принцип?

Предлагает учащимся оценить свою работу по следующим критериям:
- что узнал нового,
- что научился делать,
- определить степень своей активности,
- определить, что не удалось, не получилось, почему.
Отвечают (из практики): принцип «Что с воза упало, то пропало».

Объясняют. Многие дети умышленно не предлагают это, т.к. понимают, что короли действуют в интересах феодалов и не захотят отменять выгодный им закон.

Высказываются по заданным направлениям.


Приложенные файлы

Статьи по теме: