Влияние игры на ребенка. Влияние игры на социальное развитие ребёнка. Игровая деятельность и коммуникабельность

1.3 Влияние игры на развитие ребенка

Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете? Почему общественное состязание повергает в неистовство толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. И все же как раз в данной интенсивности, в данной способности приводить в исступление кроется сущность игры, её исконное качество. Логический рассудок говорит нам, что природа могла бы дать своим детям все эти полезные биологические функции разрядки лишней энергии в форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам игру, с её напряжением, с ее радостью, с её шуткой и забавой.

У подростков в 11-15 лет ведущая деятельность связана с общением в процессе учебно-трудовой деятельности. В подростковом периоде у дитя происходит демонстративное отмежевание от детства, неизменное и активное самоутверждение. Поэтому конкретно в энергичной самостоятельной деятельности дети видят средство приближения к эталону взрослости. Этот период характеризуется взлетом фантазии, перестройкой эмоциональной сферы, что ведет к коренной перемене восприятия окружающего мира.

Учёба в школе занимает огромное место в жизни ребенка. В этом возрасте появляются новейшие мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, собственного места в будущем, профессиональных целей, идеала. Знания получают необыкновенную значимость. Они являются той ценностью, которая обеспечивает ребенку расширение фактически сознания и важное место посреди сверстников. Конкретно в подростковом возрасте прикладываются особые усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний.

Принципиальным стимулом к учению является притязание на признание среди сверстников. Овладение учебным материалом просит от подростков высокого уровня учебно-познавательной деятельности. Объём учебного материала велик, и огромную эффективность воспроизведения обеспечивает анализ содержания материала, логики его построения, выделение существенного.

Огромное значение приобретает теоретическое мышление, способность устанавливать наибольшее количество смысловых связей в окружающем мире.

В подростковом возрасте, с 11-12 лет, вырабатывается формальное мышление. Ребенок уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может, чувствуя себя просто, ориентироваться на одни только общие посылы независимо от воспринимаемой действительности. Другими словами, он может действовать в логике рассуждения.

Для более высокой ступени развития мышления нужно употреблять развивающие игры и упражнения в учебно-воспитательном процессе.

И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубочайший след в сознании дитя. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таковых же свойств у дитя.

В последнее время в психологии, так же как во многих остальных областях науки, происходит перестройка практики и способов работы, в частности, всё более обширное распространение получают различного рода игры. Активное внедрение в научную практику игровых способов связано с рядом общих социокультурных действий, направленных на поиск новейших форм социальной культуры взаимоотношений. Человечеству стало тесновато в рамках уже устоявшихся традиций, которые не удовлетворяют современным условиям научной революции: большущим потокам информации, коллективным формам творчества, резкому увеличению круга общения.

Поэтому, в центре внимания ученых оказываются критические точки личного и общественного развития, пути преодоления кризисов, методы переходов к новым позициям и схемам. Предпринимаются продуктивные пробы установить механизмы ликвидации разрывов, образовавшихся меж технологией и этикой, личным и коллективным вкладом в творчество, дифференциацией знаний и междисциплинарным характером заморочек, традиционными нормами и условиями научно-технической революции.

По всей видимости, распространение игр разъясняется конкретно тем, что они являются традиционными формами выработки и закрепления, разных социокультурных норм, до этого всего в плане регламентации и построения ролевых и межличностных отношений.

В собственной работе учитель должен опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников обучаться. Обратимся к книге группы авторов "Формирование мотивации учения", где довольно подробно рассматривается определение, виды мотивации учения по возрастным группам.

Мотивы самообразования - активное рвение ребенка к самостоятельным формам учебной работы, возникает энтузиазм к способам научного мышления. Более зримо в этом возрасте совершенствуется социальные мотивы учения (нравственные ценности общества).

Позиционные мотивы – усиливается мотив поисками контактов и сотрудничества с иным человеком, овладение оптимальными методами этого сотрудничества в учебном труде. Ребенку доступны самостоятельная постановка не лишь одной задачки, но и последовательность нескольких целей, причем, не лишь в учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности.

Первостепенное значение придаётся пониманию, передачи содержания и выражению смысла, а изучение структуры и словаря языка служат этой цели. Предметной основой обучения может быть любое содержание (грамматика, лексика, конкретная тема). Однако обязательным условием является употребление языка, в котором элемент общения доминирует над другими элементами языка.

Успех в обучении иностранному языку младших школьников может быть обеспечен такой методической системой, в основе которой лежит интерес детей к предмету. Важно учитывать при этом их психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Так, у детей этой возрастной группы высоко развито восприятие и острота слуха. Они быстро схватывают тонкости произношения. Но чтобы перейти в навык необходимы фонетические упражнения, а поскольку это занятие связано с многократным повторением, можно применять при обучении детей так называемые "фонетические, лексические, грамматические сказки". Фонетическую зарядку можно проводить с использованием лексических единиц, которые отрабатываются в речи.

В познавательной деятельности восприятие неразрывно связано со вниманием. Внимание младшего школьника отличается непроизвольностью, неустойчивостью, оно легко переключается и отвлекается. В этом возрасте учащиеся обращают внимание лишь на то, что вызывает их непосредственный интерес.

Внимание младшего школьника становится более устойчивым в том случае, если, размышляя об увиденном, он одновременно выполняет действие (например, ребёнок должен взять в руки предмет, нарисовать его, поиграть с ним и т.д.). Все виды деятельности, типичные для школьника младшего класса, должны быть по возможности включены в общую канву урока иностранного языка. И чем больше видов восприятия будет задействовано в обучении, тем выше окажется его эффективность. Эту особенность можно широко использовать в языковых играх.

В языковых играх легко заучить даже самые трудные лексические единицы и модельные фразы. Наблюдения показали, что запоминание бывает более эффективным, если после работы на запоминание младшие школьники расслабляются или меняется вид деятельности. Лучше всего, если они делают физическую зарядку с использованием языка.

Мышление детей этого возраста – конкретное и опирается оно на наглядные образы и представления. Вот почему при обучении иностранному языку большую роль играет наглядность, яркая цветная привлекательная, вызывающая интерес. Воображение можно тренировать, развивать в игре, обучая видеть в самых обычных вещах необычное. Это и есть творчество, а в языке – свободное говорение.

Таким образом, чем старше школьники, тем большее значение приобретает для них познавательный характер игры, когда в ней укрыто либо открыто ставится мишень познать новое, то есть верно организованная игра по-прежнему влияет на воспитание у подростков положительных личных свойств, содействует сплочению коллектива, воспитывает чувства дружбы и товарищества.

Вся жизнь школьников связана с игрой, которая имеет огромное значение в ней. Так как, игра – это средство самовоспитания личности ребёнка, поэтому она закрепляет у детей полезные умения и привычки, сформировывает волевые черты характера, тренирует память, выдержку, внимание.

Ценность игры заключается и в том, что она владеет большими возможностями для формирования детского коллектива, дозволяет создавать детям любые формы общения. И, поэтому, результатом коллективных игр является сплачивание детей, формирование товарищеских отношений меж детьми.

Игра влияет и на становление трудовой деятельности детей, суть которой отлично раскрыл А.С. Макаренко в своём высказывании: "Хорошая игра похожа на хорошую работу, нехорошая игра похожа на плохую работу…" отменная и верно организованная игра, способствует формированию психологических свойств личности ребёнка, становлению трудовой деятельности, чувства коллективизма, товарищества.

В педагогической литературе есть разные виды игр, и любая имеет свою характеристику и классификацию. Более необходимыми играми в учебно-воспитательном процессе являются дидактические, ролевые, подвижные. Любая игра обязана быть преподнесена в доступной, эмоциональной форме и носить целенаправленный характер.

Игра может быть хорошим дополнением к учебному процессу в развитии личных свойств ребёнка. Они индивидуальны и требуют личного подхода к каждому ребёнку, но есть и общие закономерности в их организации. Она имеет свои плюсы и минусы, просит чувства меры и осторожности.

Игра как процесс имеет свои структурные элементы и педагогические требования. При выборе игры нужно учесть некие происшествия: возраст играющих, выбор помещения для игр, особенности в объяснении игры, распределение ролей, роль учителя. Его роль в игре в основном руководящая и задача учителя заключается в разработке условий, определённых правильных отношений к ней со стороны детей. Игра учителем-педагогом употребляется не лишь в учебной деятельности, но и во внеклассной воспитательной работе, где она имеет свои формы организации.

Таким образом, игра – это серьёзное дело, имеющее принципиальное значение в жизни ребёнка, формирование его личных свойств, в развитии и воспитании, а также имеющая свои особенности в организации и использовании в учебно-воспитательной работе.

Итак, роль развивающих игр в образовании и психологии очень принципиальна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. Говоря о роли развивающих игр, узнаваемый отечественный педагог и психолог М.И. Махмутов отмечал, что значение данной технологии состоит в развитии познавательной, социальной и профессиональной активности учащихся, формирования у них навыков роли в развивающих играх. О результатах внедрения развивающих игр в целом свидетельствуют бессчетные исследования российских профессионалов, которые отмечают, что эта разработка дозволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза.

Пожалуй, нет ничего более естественного и позитивного, чем играющие ребятишки. Игра для ребенка считается не только развлечением, но и настоящей жизненной потребностью.

Лишь в игровом процессе малыши приобретают важные навыки – и бытовые, и социальные. Давайте узнаем, в чем еще заключается роль игры в жизни ребенка.

Развивающий эффект от игр невозможен без участия родителей. Чем младше кроха, тем активнее взрослые должны включаться в игровой процесс.

Именно мама с папой являются главными партнерами маленьких детишек, инициируя игры или поддерживая инициативу карапузов. А вот в старшем дошкольном возрасте родителю отводится позиция стороннего наблюдателя и «консультанта».

Влияние игр на детское развитие: основные аспекты

Всесторонне развивать кроху можно лишь в играх. Детская психика, двигательные навыки – без игрушек малыш не сможет стать полноценной личностью. Давайте подробнее рассмотрим, каково значение игровой деятельности в жизни малышей.

  1. Познавательное развитие. В игре детки начинают познавать окружающую действительность, узнают назначение и свойства предметов. Параллельно с усвоением новых знаний активно развиваются и психические процессы: все виды памяти, мышления, воображение, внимание. Ранее приобретенные навыки (умение анализировать, запоминать и размышлять) пригодятся ребенку при учебе в школе.
  2. Совершенствовани е физически навыков. Играя, кроха осваивает различные движения, учится их координировать и согласовывать. С помощью подвижных игр дети познают свое тело, развивают ловкость, укрепляют мышечный корсет, что чрезвычайно важно для подрастающего малыша.
  3. Развитие воображения. В игровом процессе дети наделяют предметы совершенно новыми, порой необычными свойствами. Причем сами «игроки» понимают, что все происходит не всерьез, однако на самом деле видят в палке лошадку, в листьях березы – денежные купюры, а в глине – тесто для пирога. Принятие нестандартных решений развивает у малышей образное мышление и воображение.
  4. Развитие речи. Сюжетно-ролевые игры – прекрасная возможность для совершенствовани я речевых и коммуникативных умений. Ребенок проговаривает свои действия, разыгрывает диалоги, распределяет роли, договаривается об игровых правилах.
  5. Развитие нравственных и моральных качеств. Ребенок в ходе игры делает определенные выводы о поступках и поведении, учится быть мужественным, честным, доброжелательным. Однако для формирования моральных аспектов требуется взрослый человек, который поможет сделать правильные выводы из сложившейся ситуации.
  6. Эмоциональное развитие. Малыши смогут научиться сочувствовать сверстникам, поддерживать и жалеть их, радоваться и сопереживать. Играя, дети прорабатывают свои эмоциональные неурядицы – страхи, тревожность и агрессивность. Вот почему игротерапия является одним из ведущих методов коррекции детского поведения.

Что важнее – игра или обучение?

Малыш должен играть. Это утверждение, мы уверены, никто не станет оспаривать.

Однако многие мамы и папы почему-то об этом забывают, отдавая предпочтение современным методикам раннего воспитания и развития.

Но специалисты уверены, что все психические процессы развиваются, в первую очередь, именно в игре, а лишь затем через целенаправленное обучение.

Еще 20-30 лет назад, когда школа учила писать и читать, все свое свободное время малыши посвящали играм.

Сейчас же для поступления в престижное образовательное учреждение детям приходится сдавать непростые тесты. Поэтому родители стараются приобретать развивающие игрушки и записывать своих чад на обучающие курсы.

Даже в садиках основной упор делается на подготовку ребятишек к школе, а игры остаются на втором плане.

Психологи обеспокоены не только тем, что обучение заменяет игровую деятельность, но и тем, что детей оставляют наедине с игрушками.

Очень скоро у ребенка пропадает интерес к куклам и машинкам, потому что игра – это важный процесс, а не количество игровых принадлежностей.

В раннем возрасте необходимо учить малыша играть, иначе он просто не поймет, для чего нужен мячик и детская железная дорога.

Виды игр и возраст ребенка

Вид и характер игровой деятельности во многом зависят от возраста малышей. Важно помнить о возрастных особенностях ребенка, только в этом случае игры будут иметь развивающий характер. Итак:

  • для малыша до 1,5 лет необходимы предметные игры. Игрушками в этот возрастной период служат абсолютно любые предметы, которые попадут в руки. Основные игровые операции – бег, ходьба и бросание;
  • для деток от 1,5 до 3-х лет важна сенсорно-моторна я игра. Ребенок трогает предметы, взаимодействует с ними, манипулирует и двигается. К трем годам кроха уже умеет играть в прятки и салочки, учится кататься на велосипеде, обожает игры с мячом;
  • для ребенка от 3-х до 5 лет нужны перевоплощения. Малыш переносит определенные свойства предметов друг на друга. К примеру, стул становится кораблем, а одеяло превращается в палатку. Еще дети в этом возрасте любят «пародировать», то есть подражать и передразнивать окружающих людей.
  • для дошкольников старше 5 лет подходят абсолютно все виды игр – сюжетно-ролевые, подвижные, драматические, по правилам. Однако всех их объединяет одна особенность – они структурированы и упорядочены, включают в себя элементы хорошо развитого воображения, фантазии и творчества. Старшие дошколята уже могут занять себя самостоятельно.

Итак, игры не возникают сами по себе, детей необходимо обучать игровым действиям и правилам. Таким образом, главная задача родителей – вызвать у ребенка неподдельную заинтересованнос ть игрушками и играми.

Несмотря на то, что взрослые являются равноправным игровыми партнерами, они не должны превращать руководство играми в строгие указания и приказы.

Ребенок обязательно должен иметь свободу выбора – во что играть и чем заняться.

Уважайте его право, не навязывайте развивающие и полезные, на ваш взгляд, игры. И тем более не укоряйте малыша за то, что он играет «неправильно, не так, как другие дети».

Не забывайте, что целенаправленное обучение и компьютерные игры никогда не смогут заменить спонтанную детскую игру.

Безусловно, настоящие развлечения с шалашами из подушек и пледов не всегда удобны для родителей, приводят к беспорядку и шуму.

И все же не следует ограничивать маленького непоседу в его фантазиях и воображении, ведь детство – это время для игр и забав.

Самое главное значение игр для детского развития заключается в том, что наигравшись, ребенок успешно переходит на следующую ступень – он готов стать школьником.

Другая информация по теме


  • А теперь у нас кризис трех лет

  • «Как не боятся доктора?»

  • Мы спим днем… А Вы?

Влияние игры на общее развитие детей дошкольного возраста

Общая характеристика игры

Игра является ведущей деятельностью на протяжении всего периода дошкольного детства. Элементы ролевой игры начинают возникать уже в раннем детстве. В ролевой игре, дети удовлетворяют свое стремление к совместной со взрослыми жизни, и в особой – игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.

В дошкольном возрасте игра становится ведущей деятельностью, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - а потому что, игра вызывает качественные изменения в психики ребенка.

Игровое действие носит знаковый (символический) характер, именно в игре ярко обнаруживается знаковая функция сознания ребенка.

Игровые действия, заместители дают возможность действовать с ними так, как с замещенным предметом. Поэтому – давая свое название предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые свойства предмета-заместителя. При выборе таких предметов, дошкольник исходит из реальных отношений предметов.

В игровой деятельности, дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с ней.

В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой, бытовой деятельности, их права и обязанности.

Роль игры в психическом развитии ребенка

В игровой деятельности наиболее интенсивно развиваются и формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются различные виды деятельности, которые в дальнейшем приобретают самостоятельное значение.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов.

Так, у ребенка начинает формироваться произвольные внимание и память. В условиях игры

дети лучше сосредотачиваются и запоминают больше, чем в других условиях (в других видах деятельности).

Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной

деятельности ребенка. Так как в игре дошкольник учится действовать с предметами-заместителями, а потом в свою очередь, становится основой для мышления. На этой основе ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сворачиваются, и ребенок научается мыслить о предмете и действовать с ним в умственном плане.

Таким образом, игра, в большей мере, способствует тому, что дошкольник постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник начинает учиться, играя, - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Игра также оказывает влияние на эстетическое воспитание. Яркие красивые игрушки привлекают детей и вызывают художественно-оформленное желание играть с ними.

Влияние игры на развитие речи ребенка

Очень большое влияние оказывает игра на развитие речи ребенка. Игровая ситуация требует от каждого включенного в неё ребенка, определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции сверстников, он будет мешать остальным детям, в результате чего может исключаться из игры, а в дальнейшем и вовсе не приниматься в неё. Именно необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие словаря и связной речи ребенка.

Игра, как ведущая деятельность, имеет особое значение для развития знаковой функции речи. Она пронизывает все стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всей психических функций. В игре ее развитие осуществляется за счет замещения одних предметов, другими – предметы-заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности. Название одним и тем же словом отсутствующего предмета и предмета-заместителя концентрирует ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысленных через замещение. Тем самым, открывается еще один путь познания. Кроме того, заместитель опосредует связь отсутствующего предмета и слова, и по-новому трансформирует словесное содержание.

В игре ребенок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначенным предметом, иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближенны к предмету. Индивидуальные условные знаки и игре берут на себя функции отсутствующего предмета, который они замещают. Разная степень приближенности предмета-знака, замещающего отсутствующий предмет, способствует отработке знаковой функции речи. Существует взаимосвязь: "предмет" "его знак" "его наименование" обогащает смысловую сторону слова как знака.

Действия замещения, способствует, кроме того, развитию у детей свободного обращения с предметами и использованию их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годы жизни, но и по-другому (чистый носовой платок, можно использовать как бинт, или заменить им летнюю шапочку).

Также с предметами, используемыми в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего, они легко воспринимаются и запоминаются, так как каждый предмет имеет свое название и характерному действию с ним присущ свой глагол.

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого видно то, как важно стимулировать их речь за счет хорошо продуманной игровой обстановки, предоставить детям игрушки, предметы, всевозможные трудовые орудия, которые будут поддерживать, и развивать игровую деятельность а, следовательно, и обогащать запас слов и речи ребенка. Большую роль в развитии речи играют взрослые. Воспитатель не только организует обстановку для самостоятельных игр, но и должен проявлять интерес к процессу игры, давать детям новые пособия, расширять их словарный запас за счет введения в речь, новых слов и выражений, связанных с данной ситуацией, а также разговаривать с детьми об их играх, влиять на их речь.

Играющий ребенок постоянно говорит, даже в том случае, когда играет один, даже с теми предметами, которые не стимулирую к разговору (например, при манипуляции с предметами).

Особого внимания требуют подвижные игры . Они подразумевают выполнение, и соблюдение детьми определенных правил, которые составляют для них определенную трудность, особенно для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет). Основной путь к развитию языка, здесь лежит через доступное объяснение и повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий её проведения.

Подвижные игры создают положительный эмоциональный настрой. Двигательная активность стимулирует работу головного мозга.

Хорошо подводить детей старшего дошкольного возраста, к тому, чтобы они сами рассказывали правила игры. Следует также предлагать всем присутствующим детям, рассказать о том, как проводились игры, обсуждать их содержание и результаты.

Игра осуществляется посредством комплексных действий, в которые включается речь. Воспроизводя в действиях и речи жизнь взрослых людей, ребенок, эмоционально отзывается на неё, он оперирует знаниями, уточняет, и обогащает их.

В подвижных играх проявляются положительные черты характера: товарищество, отзывчивость, честность.

Дидактические и развивающие игры – это игры познавательного характера, направленные на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем мире, воспитывают познавательные интересы и развивают познавательные способности, развивают сенсорные способности, т.к. процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Они также развивают речь детей: пополняют и активизируют словарь, формируют связную речь и умение правильно излагать свои мысли. Таки образом, дидактические и развивающие игры выступают как средство всестороннего развития личности ребёнка.

Усвоение опыта происходит через развитие у детей: самостоятельности, активности, инициативы, организаторских навыков.

В играх рано проявляются некоторые индивидуальные типологические особенности детей. Об этом свидетельствует проявление в детской среде лидеров, а также специфическое доведение застенчивых, малообщительных детей.

Таким образом, игра – это универсальное средство развития психики и личности ребенка в целом. Игра, являясь ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного детства, оказывает положительное влияние на физическое, психическое, сенсорное и эмоциональное развитие ребенка. Она также способствует формированию познавательных процессов психики, развитию трудовой, бытовой и учебной деятельности, сознательности и произвольности большинства психических процессов: памяти, внимании, восприятия. В игре происходит зарождение и формирование волевых качеств личности и нравственности. Игра оказывает благотворное влияние на развитие функций речи, а также её грамматического строя и, конечно же, формирование словаря, – расширяя, углубляя и уточняя его за счет названия предметов, их качеств и свойств, способа действия с ними. Игра для дошкольника – это способ познания окружающего мира во всех его проявлениях.


Екатерина Шаталова
Влияние игры на развитие ребенка. Консультация для родителей

Ранний возраст ребенка – это очень ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него формируются определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Огромную роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств. Развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, воображение, ловкость, дисциплинированность, и т. д. Формируются основные проблемы, связанные с нравственным воспитанием дошкольников (воспитанием патриотизма, коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношений к труду, учебе). Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи- тех психических процессов, которые помогают достичь гармоничного развития личности. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространства, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные, эстетические (музыкальные, умственное (дидактические и сюжетные).

В процессе игры ребенок развивается физически, психически и личностно. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребенка.

Подвижные игры и их значение для ребен ка.

Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Растущий организм постоянно требует активных движений. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре. Все подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности. Современный ребенок постоянно находится на грани стресса. Особенно это касается детей, живущих в мегаполисе. Занятость родителей, их социальная усталость, отсутствие помощников в воспитании детей, или излишнее их количество, все это обременяет детей, уродуя их психику и физическое здоровье. Современный ребенок не здоров. У него сколиоз, гастрит, нервные заболевания и хроническая усталость от притязаний взрослых. Подобное состояние приводит к нервно- психической и общей соматической ослабленности, что в свою очередь вызывает чрезмерное утомление и понижение работоспособности ребенка. Вот тут-то подвижные игры и кстати. Они несут, кроме интереса для ребенка, ещё оздоровительную нагрузку и эмоциональную разрядку. Подвижные игры учат ребенка инициативе и самостоятельности, преодолению трудностей. Эти игры создают большие возможности для проявления инициативы и творчества детей, поскольку кроме богатства и разнообразия движений, предусмотренных правилами, дети обладает свободой их применения в различных игровых ситуациях.

Сюжетно- ролевые игры и их значение для ребенка

Сюжетно- ролевые игры являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе. В каждой игре, независимо от того, играет ребенок один или вместе с другими участниками игры, он выполняет определенные роли. Играя, ребенок берет на себя определенную роль и выполняет действия героя игры, осуществляя поступки, присущие этому персонажу. Ценность ролевых игр заключается в том, что дети повторяют в играх подсмотренные за взрослыми типы поведения и возможности решения жизненных коллизий.

Для ребенка очень важно распределение ролей. При распределении командных ролей следует сделать так, чтобы роль помогала детям решать проблемы индивидуального характера (неумение организовать свою деятельность, отсутствие авторитета среди сверстников, недисциплинированность и многое другое). Проигрывание всевозможных ролей поможет детям справится с трудностями. Дети используют считалочки, очередность в использовании привлекательной роли. Говоря о ролях, необходимо отметить их половую окраску. Ребенок, как правило берет на себя роли, соответствующие его полу. Если он играет один, то эти роли выражают увиденный ребенком тип поведения взрослого. Если это мальчик, то он водит машину, строит дом, приходит с работы домой и пр. Если же играет девочка, то она выбирает роль мамы, врача, учительницы. Если же речь идет о групповых играх, то ребенок в три года не разделяет особенно половую принадлежность игровой роли и мальчик с удовольствием играет роль мамы или учительницы. Взрослый, посредством игры должен привить ребенку жизненно важные ценности, скорректировать манеру поведения и вообще научить жизни.

Дидактические игры и их значение для ребен ка.

Дидактические игры предназначены для детей, которые участвуют в учебном процессе. Они используются педагогами как средство обучения и воспитания. От поведения взрослых во многом зависит мера открытия ребенком через игру новых жизненных ситуаций. Играя, взрослый вводит в мир игры необходимые нормы общественной жизни, необходимые для усиления социального опыта ребенка. Именно в игре, совместно со взрослыми, ребенок приобретает необходимые для жизни в обществе полезные навыки.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнить признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы.

Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания на практике. Это возможно лишь в том случае, если у ребенка есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.

Можно сказать, что игра - способ совершенствования приобретенных навыков и получения нового опыта. Очень важным аспектом игры является развитие когнитивной сферы дошкольника. Именно игра дает возможность преподать ребенку множество уроков. В процессе игры ребенок запоминает невероятно много и с большим удовольствием.

И ещё один совет: постарайтесь предоставить ребёнку больше свободы и почаще побуждайте его подумать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, помогите ему наводящим вопросом или смешной ситуацией. Помогите ему построить свой мир, где он будет высшим судьёй и полным хозяином.

Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 3 лет- предметная игра. Она оказывает особое влияние на разностороннее развитие ребенка. Игрушки, подобранные по цвету, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей.

Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное. Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку договорить то, что он хотел сказать. Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов, ведь он и сам на слух, в конце концов, воспримет правильную речь. Обязательно смотрите на ребенка, когда он разговаривает. Таким образом, при любом действии с ребенком самое главное- это доброжелательное отношение с ним. От взрослого требуется не только дать ребенку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищенности, доверия.

И ещё один совет: постарайтесь предоставить ребёнку больше свободы и почаще побуждайте его подумать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, помогите ему наводящим вопросом или смешной ситуацией. Помогите ему построить свой мир, где он будет высшим судьёй и полным хозяином.

Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 3 лет- предметная игра. Она оказывает особое влияние на разностороннее развитие ребенка. Игрушки, подобранные по цвету, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей.

Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное. Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку договорить то, что он хотел сказать. Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов, ведь он и сам на слух, в конце концов, воспримет правильную речь. Обязательно смотрите на ребенка, когда он разговаривает. Таким образом, при любом действии с ребенком самое главное- это доброжелательное отношение с ним. От взрослого требуется не только дать ребенку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищенности, доверия.

И ещё один совет: постарайтесь предоставить ребёнку больше свободы и почаще побуждайте его подумать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, помогите ему наводящим вопросом или смешной ситуацией. Помогите ему построить свой мир, где он будет высшим судьёй и полным хозяином.

Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 3 лет- предметная игра. Она оказывает особое влияние на разностороннее развитие ребенка. Игрушки, подобранные по цвету, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей.

Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное. Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку договорить то, что он хотел сказать. Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов, ведь он и сам на слух, в конце концов, воспримет правильную речь. Обязательно смотрите на ребенка, когда он разговаривает. Таким образом, при любом действии с ребенком самое главное- это доброжелательное отношение с ним. От взрослого требуется не только дать ребенку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищенности, доверия.

Игра - форма взаимодействия людей, мотивом которой является не результат, а сам процесс.

Детская игра - основной вид деятельности ребенка, способ познания окружающего мира, усвоения нового опыта, испытания типичных жизненных ситуаций.

Игра в определенной форме моделирует постоянное психоэмоциональное состояние ребенка.

Каково влияние игр на развитие детей?

Зачем детям игры?

Какие игры необходимы ребенку для нормального развития?

Роль компьютерных игр в деформации сознания и искажении реального мира.

Влияние игры на развитие ребенка: интерпретация игры Игра для ребенка - одна из форм деятельности для познания окружающего мира.

Влияние игры на развитие детей неоспоримо велико.

В процессе игровой деятельности формируются основные психические процессы, происходит развитие ребенка.

Посредством игры ребенок приобретает новый опыт, познает жизненные ситуации, вырабатывает свое отношение к ним.

Говоря о влиянии игр на развитие детей, стоит упомянуть, что любая форма игры, предпринимаемая ребенком, является своего рода диагностическим инструментом для родителей.

По типу предпочитаемых игр, поведению ребенка во время игры, его восприятию и реакции на развитие событий родители могут сделать выводы о психологическом и физическом развитии ребенка и предпринять определенные действия для коррекции данных состояний.

Так, ребенок может проявлять безразличие к предметам, что может говорить о его непонимании предназначения той или иной вещи, оставаться в стороне от других детей, предпочитая одиночные игры, что может свидетельствовать о страхе, боязни, физической слабости ребенка.

Любая простейшая игра - собственная реальность для ребенка, которая подчиняется его правилам и законам, даже в том случае, если ребенок просто складывает кубики один на другой.

Именно в этом и заключается основное влияние игр на развитие детей. Игра стимулирует ребенка к воссозданию ситуаций (усложняющихся с каждым новым этапом развития ребенка), определению своей роли в данной ситуации, а также ролей прочих людей, значения предметов, вовлеченных в ситуацию.

Влияние игры на развитие ребенка: основные виды игр Игра присутствует в жизни ребенка с первых дней. Предметы, украшающие кроватку, комнату являются его первыми игрушками. Первый вид игры для ребенка - познавательный.

Суть таких игр заключается в познании окружающих предметов: твердые, мягкие, гладкие, теплые, большие.

Предметами познания могут становиться как традиционные игрушки, так и предметы окружающего мира.

Следующая стадия развития игр представляет собой логическое воспроизведение ситуаций «взрослого мира». Логически-процессуальные игры помогают ребенку испробовать примитивные ситуации, постоянно встречающиеся в повседневной жизни взрослого человека.

Следующей стадией развития игры в жизни ребенка является моделирование отношений, ситуаций, создание своего мира, подвластного четко продуманным правилам, распределение ролей в игре, осуществляется переход к коллективной игре. Такие подражающие игры являются основным этапом подготовки ребенка к взрослению.

В моделирующих подражающих играх впервые происходит разделение по половому признаку.

Наблюдая за игрой ребенка на данном этапе, родители получают возможность скорректировать некоторые состояния и особенности поведения ребенка: грубость, жестокость, жадность, хитрость, нечестность. Значение игры для развития ребенка: компьютерные и традиционные игры Влияние игры на развитие детей до сих пор является предметом изучения многих психологов. С развитием современного мира, современных технологий в жизни ребенка происходит непроизвольная замена игры в традиционном понимании игрой компьютерной.

В чем заключается опасное влияние игр на развитие детей подобного характера? В первую очередь необходимо понять, какое влияние на ребенка оказывает игра традиционная. Обычная игра требует от ребенка моделирования самой ситуации, четкого представления и осмысления предстоящих событий, вовлечения предметов, других людей, интеграции игрового процесса в реальную жизнь.

В этом процессе активно задействуется и развивается творческое мышление ребенка. Игра заставляет ребенка продумывать ситуацию, подбирать необходимые роли для каждого участника игрового процесса. Создавая свою игру, ребенок вовлекает в процесс обычные предметы, наделяя их вовсе иным значением.

Так, даже самые простые игры требуют некой физической активности от ребенка. Компьютерная игра в свою очередь переносит ребенка уже в готовую реальность, где герои, образы, характеры, ситуации продуманы и прописаны в программном коде. Величайшее множество возможных игровых комбинаций, действий и образов создает иллюзию вседозволенности и свободы действий.

Компьютерные игры развивают культ силы, насилия, жестокости, безответственности за содеянное. Значение игры для развития ребенка не стоит недооценивать. Компьютерные игры существенно деформируют сознание ребенка, искажая его представление о реальной жизни. Опыт компьютерной игры производит ту же подмену ценностей.

Герой компьютерной игры выпивает зелье, становясь бессмертным, выполняет невозможные для человека задания, прививая бесстрашие и рискованность, что несет непосредственную угрозу для здоровья и жизни ребенка (оказавшись в подобной ситуации, ребенок, руководствуясь опытом, полученным в ходе компьютерной игры, может совершить поступок, стоящий ему жизни: прыжок с высоты, управление большим предметом). Влияние игры на развитие ребенка может проявиться на более поздних этапах жизни и отразиться на процессах обучения, построения карьеры, создания семейных отношений.

Компьютерная игра приучает ребенка с детства к тому, что все можно остановить и «перезагрузить», начав с самого начала, что развивает в ребенке непостоянство, безответственность, легкомыслие.

В будущем такое влияние игр на развитие детей проявляется частой сменой рабочих мест, кратковременными браками, брошенными детьми. Однако нельзя утверждать, что компьютерные игры не развивают детей. Значение игры для развития ребенка в современном мире крайне велико. Посредством компьютерных игр ребенок постигает азы управления процессами, ситуациями, основы адаптации в новом окружении. Виртуальные игры создают представление о глобальном Интернет пространстве, позволяют ребенку освоить простейшую работу с компьютером, что существенно облегчит процесс обучения и развития в дальнейшем.

Компьютерные игры используются психологами как психодиагностический инструмент для выявления определенных состояний: предпочтение тех или иных игр, выбор героя, сложности игры, выбор собственной тактики прохождения создают психологический портрет ребенка.

Игра - неотъемлемый элемент развития и воспитания ребенка. Правильный подбор игр способствует формированию характера, психоэмоциональному развитию ребенка.

Игра, моделируемая ребенком, является подготовительным этапом к взрослой жизни, испытанием различных сценариев и определением собственных предпочтений.

Игра для ребенка - это не только любимое и главное занятие для каждого малыша, но и постоянный вид деятельности, в котором дети проводят большую часть времени.

Именно во время игры у каждого ребенка начинается формирование основ его постоянного психологического состояния и эмоциональное отношение в социальной обстановке. А самое главное игры развивают и подготавливают ребенка к новому для них школьному периоду .

Роль игры, как формирующую составляющую в поведении ребенка подтверждают многие ученые, психологи и педагоги нашего времени. Они также отмечают, что роль игры важна в жизни каждого ребенка, так как именно она мотивирует и подготавливает к будущим отношениям.


Именно во время игры обычные инстинктивные желания ребенка начинают воплощаться в реальность и перевоплощаться в определенные действия, которые и показывают, готов ли ребенок перейти на новую фазу в обучении и развитии.
Конечно же, не только игра влияет на формирование психического и личностного иммунитета, многие занятия и развивающие упражнения воспитывают в ребенке характер и умственные способности. Но, не смотря на все это, нельзя не отметить, что именно вызывает у ребенка подъемы в эмоциональной сфере.

Поэтому, когда ребенок играет, нужно следить за всеми его действиями, чтобы увидеть и поощрить некоторые действия, или же наоборот просмотреть какие оплошности произошли в воспитании и подтянуть недостатки. Не следует забывать, что с каждым годом ребенок становиться взрослее, его интересы видоизменяются, а вот основа остается, так как она была заложена с самого детства.
Любая игра будь то компьютерная, настольная или ролевая (между детьми) является самой первой школой ребенка, как самостоятельного человека. Именно в игре, у него проявляется способность самостоятельно и добровольно подчиняться различным правилам и требованиям, которые расписаны в описании.
Самые развивающие игры , которые помогают подготовиться ребенку к новой взрослой школьной жизни - это игры с собиранием разных частей, то есть дидактические . Каждому ребенку будет полезно поиграть в головоломки, собирать конструктор или же пазлы , не отстают от каких игр и разные подвижные конкурсы. Многие психологи советуют играть детям в игры с двойными правилами, для того чтобы психическое развитие не отставало и держалось в тонусе.
Ценность игры заключается еще и в том, что она помогает ребенку реализовать себя в обществе.

В игре постоянно развивается и показывается общественная жизнь малыша, с помощью игры дети общаются между собой и выражают свои эмоции. В игре развиваются движение и зрение детей.

Благодаря таким играм, как конструктор или собирание картинок, у детей включается процесс запоминания действий и нарисованного на картинке образа. В игре развивается и интеллект ребенка , так как на элементарной стадии развития психики начинается переход от простых действий к сложным процессам.

Взрослые могут использовать различные виды игры , в том числе:

1) подвижные игры (способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения). Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё;

2) строительные игры — с кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;

3) дидактические игры — специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения естественнонаучных знаний, и для развития тех или иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания);

4) сюжетно-ролевые игры — игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры в школу, дочки-матери, магазин, железную дорогу;

5) игры-драматизации представляют собой исполнение какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким и неизменным, в отличие от спектакля.

6) сюжетные игры , помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.

7) творческие игры , направлены не только на развитие воображения малыша, но также способствуют формированию личности ребенка.

Обратите внимание, что для малыша очень важна поддержка родителя, а также деликатность в максимальной степени при подведении итогов той или иной игры.

Обстановка веселья и доброжелательности в решении поставленных задач будут развивать в малыше не только уверенность, но и необходимые качества борца, отстаивающего свою идею.

Мода на раннее развитие и неправильное понимание этого принципа приводит к тому, что дети (при участии взрослых) утрачивают важнейший период своей жизни — период игры. н должен быть прожит полноценно, без форсирования, без спешки, без гонки за энциклопедическими знаниями. Психологи рекомендуют не только дошкольникам, но и младшим школьникам как можно больше времени проводить в игре, потому что игра — мудрейший способ само исследования.

Резкий переход от детства к «взрослости» подобен прыжку с обрыва.

Но ведь можно спокойно спуститься, найти тропинку.

Придет время, и ваш ребенок сам отложит свои куклы и машинки в ящик, который отправится в дальний угол.

Но что-то любимое все-таки останется навсегда.

У большинства взрослых есть эти приветы из далекого прошлого.

И рука не поднимается выбросить талисман — старого плюшевого мишку, например.

Для нас так важны ностальгические и дорогие моменты жизни...

ЧТО ДАЕТ ДЕТЯМ ИГРА?

Неутомимость! (Это можно использовать в учебной деятельности.)

Любопытство!

Само исследование внутреннего мира!

Наблюдательность!

Понимание других людей!

Внутреннюю свободу!

- Больше игры.

«Дети учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными», — писал Михаил Пришвин.

Любой «серьезный» момент жизни можно превратить в игру.

Игра очаровывает, приковывает внимание. Ведь можно тридцать три раза сказать: «Ну-ка сложи игрушки!» А можно подойти к этому вопросу творчески: «Внимание! Внимание! Граждане пассажиры, наш поезд отправляется на кухню обедать! Соберите ваш багаж! И — по вагонам!»

ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ВЛИЯНИИ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Игра способствует плавному переходу от образного к абстрактному типу мышления.

Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку осознавать и утверждать свое «я», адаптироваться в социальном пространстве. Игра — лучший способ социализации!

Игра развивает мыслительные процессы: память, внимание, творческое мышление, воображение, речь.

Игра делает ребенка исследователем, обостряет его познавательную потребность, создает положительную мотивацию, обеспечивает «зону ближайшего развития».

Игра положительно влияет на общее физическое развитие ребенка.

ВИДЫ ИГР . Психологи отмечают несколько видов детской игры.

- Вне игры . Ребенок, говоря словами взрослых, «мается», «не может найти себе применение». Таким детям нужна помощь в организации игрового пространства.

- Наблюдение. Ребенку нравится наблюдать за чужой игрой, он может делать замечания, давать подсказки, но сам находится вне прямого взаимодействия.

- В одиночестве. Ребенку хорошо одному в игре, он не испытывает потребности контактировать со сверстниками.

- Параллельная игра . Ребенку не скучно играть одному, но он не прочь узнать, во что играют другие дети. Ему не мешает «чужая» игра.

- Обмен опытом и игрушками. Дети играют в похожие игры, при этом у них не установлены общие правила: каждый волен поступать по-своему. Взаимодействие в игре выражается в каких-то подсказках и обмене игрушками.

- Играем вместе. Такой вид игры говорит о социальной адаптации ребенка, его желании и умении подчиняться общим правилам игры. Чем старше становится ребенок, тем больше у него стремления к групповым играм.

ВООБРАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ .

Пусть вас не пугает, если ваши сын или дочь во время игры начинают разговаривать с собой.

Прислушайтесь — и вы поймете, что это не монолог, а диалог с воображаемыми товарищами по играм.

Чаще всего такие беседы случаются у детей, которым не хватает общения со сверстниками. Но бывает и так, что ребенок общителен, у него есть реальные друзья-приятели, а вымышленные герои все-таки наполняют его жизнь. Он способен «оживить» пирата, солдатика, куклу и сделать их не объектом игры, а партнерами, полноправными участниками. Это говорит об одной характерной черте детского мышления — анимизме.

Виды детских игр и их влияние на развитие ребенка

Явное желание играть появляется у малыша тогда, когда мама вместе с ним рисует, сочиняет разные сказки, не стесняясь побыть и страшным волком, и боязливым зайчонком, и другим героем.

Если она не забывает при этом что-то подсказать малышу, делая это, очень ненавязчиво, придумать интересную идею, воплотить ее в жизнь, довести задуманное до конца.

Игровая деятельность положительно влияет на формирование многих психических процессов - от самых простых до самых сложных.

Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память.

В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Взрослые могут использовать различные виды игры, в том числе: подвижные игры (способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения).

Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё; строительные игры - с кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками; дидактические игры - специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения естественнонаучных знаний, и для развития тех или иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания); сюжетно-ролевые игры - игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры в школу, дочки-матери, магазин, железную дорогу; игры-драматизации представляют собой исполнение какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким и неизменным, в отличие от спектакля. сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность. творческие игры, направлены не только на развитие воображения малыша, но также способствуют формированию личности ребенка.

Влияние игр на развитие и психику ребенка

Игра для ребенка - это не только любимое и главное занятие для каждого малыша, но и постоянный вид деятельности, в котором дети проводят большую часть времени.

Именно во время игры у каждого ребенка начинается формирование основ его постоянного психологического состояния и эмоциональное отношение в социальной обстановке. А самое главное игры развивают и подготавливают ребенка к новому для них школьному периоду.

Роль игры, как формирующую составляющую в поведении ребенка подтверждают многие ученые, психологи и педагоги нашего времени.

Они также отмечают, что роль игры важна в жизни каждого ребенка, так как именно она мотивирует и подготавливает к будущим отношениям.

Игра показывает ребенку, как можно поступить в той или иной ситуации, какие последствия могут произойти, и учит поступать максимально правильно при определенных обстоятельствах.

Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах

Так как в детском возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому и все психическое развитие детей также проходит через игру, через действия с предметами, в том числе и с игрушками.

Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений.

Игрушка - предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.

На пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать признаками мыслительного процесса - использование связи между предметами для достижения цели.

Переход от использования готовых связей или связей, показанных взрослыми, к их установлению - важная ступень в развитии детского мышления.

Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного. Дети используют наглядно-действенное мышление для исследования самых разнообразных связей, обнаруживаемых в окружающем мире. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении.

Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания. Разбрасывание игрушек часто становится одной из первых исследовательских игр для многих малышей.

Нередко можно наблюдать такую картину: ребенок бросает погремушку и затаивается, прислушивается, какой эффект это вызовет, ему интересно, как она упадет, какой звук издаст, как поведут себя при этом взрослые. Ребенок тянет в рот и облизывает игрушки как любой предмет, попавший ему в руки, при этом обычно что-то бормочет, издает какие-то звуки. Все это исследовательское взаимодействие с игрушками, как правило, сопровождается яркими эмоциями - смехом или плачем.

Заключение

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а игрушка ее средством, поэтому большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Значение игрушки в воспитании детей велико. Игрушка - непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Существует классификация игрушек, где разделение происходит на основе их использования в разных видах игр. Так как сейчас в магазинах огромное разнообразие игрушек, многие ученые, психологи и педагоги задаются вопросами о влиянии игрушки на психическое развитие ребенка, правильно ли подбираются сейчас игрушки для дошкольников. В данной работе были выделены две группы критериев отбора игрушек: первые, связаны с безопасностью, защитой от негативных влияний игрушек на психику ребенка; вторые, связанные с качествами игрушек, направленные на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Взрослые должны четко осознавать то, зачем они приобретают ребенку данную игрушку, какое влияние она может оказать на ребенка. Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Изучение опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье показывает, что подход к созданию и отбору игрушек должен учитывать возрастные закономерности развития игровой деятельности детей. Наблюдая за игрой детей, можно попутно ознакомиться и с детской оценкой игрушек.


Статьи по теме: