Интересные игры для детей начальной школы. Какие игры для развития внимания нужны младшим школьникам? Незатейливые игры «эрудитов»

Медведева Л.А.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №6 пгт Высокий

Развивающие игры на уроках в начальной школе.

Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!

Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности. В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем. Поэтому у каждого ребёнка должно сформироваться положительное отношение к учению. Однако существует опасность психологической перегрузки детей, которые обязаны усвоить большой объем информации. И только через игру они способны к активному усвоению знаний без ущерба своему здоровью. Поэтому актуальность темы не вызывает сомнений. Эта общественная проблема является одной из важнейших в педагогике.

Игра – уникальный вид детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, воспитания нравственных качеств, развития творческих задатков.

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Цель игр, проводимых на уроках в начальной школе, - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

Как добиться, чтобы ребёнок с желанием и интересом изучал тот или иной предмет?

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция. Ведущая деятельность из игровой превращается в учебную, и основным видом его деятельности должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого учебная деятельность школьника должна быть пронизана играми и игровыми моментами.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую.Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, труд, серьёзная форма воспитания.

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»

Потребность в игре занимает значительное место в годы обучения в начальной школе и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Вначале обучающихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать следующие цели:

- ДИДАКТИЧЕСКИЕ : расширение кругозора, познавательной деятельности, применение знаний на практике, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие универсальных учебных действий, развитие трудовых навыков;

-ВОСПИТЫВАЮЩИЕ : воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;

-РАЗВИВАЮЩИЕ : развитие внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации;

- СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению.

Требования к играм:

    Должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех обучающихся на достижение игровых целей.

    Включенность каждого.

    Возможность действия для каждого ученика.

    Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.

    Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).

    Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.

    Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.

    Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, решаемыми нами, педагогами.

Организация и проведение игры.

Перед тем как начать игру, учитель сообщает, на каком материале она будет проводиться, предупреждает о возможных затруднениях, с помощью вопросов выясняет понимание школьниками материала, на котором построена игра. Далее он сообщает задачу, объясняет правила игры, показывает образец игрового действия. Нельзя начинать игру, не убедившись, что ученики поняли, что надо делать и что от них требуется. В процессе игры учитель помогает при затруднениях, иногда подсказывает наводящими вопросами решение, направляет действия играющих.

На уроках я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (мини-сочинения, предметные рисунки, уроки-конкурсы, уроки-представления, уроки-путешествия).

Уроки – путешествия: в «Математическую сказку» или «Заколдованный лес», в «Страну правописания», «Мир звуков и букв», на «Таинственный остров», «Неизвестную планету» и т.д., которым может быть посвящен урок или серия уроков в значительной степени повышает интерес детей к той или иной предметной области. В целом активизируется их умственная, речевая, творческая деятельность. Происходит влияние на эффективность формирования широких познавательных мотивов.

На разных этапах урока применяются разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений. Например, на уроках русского языка в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданную орфограмму. В игре « Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.

Пример: На уроке русского языка при изучении темы «Гласные и согласные звуки и буквы» мы играем в «Разноцветные буквы».

Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия, устной речи, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации.

Описание: Детям предлагается для рассмотрения таблица 7х7 клеток, где в клетках разными цветами изображены гласные и согласные буквы (использовано от 3 до 5 цветов).

Задание: Найти гласные буквы. Сколько их?

Сколько синих согласных?

Сколько зеленых согласных? и т. д. Ответ дети показывают молча, подняв руки – числом пальцев. Тот, кто правильно показал первым, получает жетон и показывает найденные буквы указкой в таблице, а остальные хором проговаривают звуки вместе с ним. Выигрывает тот, кто наберет больше жетонов.

Например. На уроке окружающий мир при изучении темы «Лесные опасности» совершаем путешествие в лес на грибную поляну вместе с Мудрой Совой, отгадываем загадки про грибы, выясняем какие грибы съедобные, какие ядовитые, слушаем советы Мудрой Совы и помогаем разобрать грибы в лукошке.

Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяются следующие игры: кроссворды, сканворды, ребусы, анаграммы.

Ролевые игры дают возможность проявлять такие качества, как честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по определенным правилам. В ходе игры дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Игра формирует навыки самоконтроля и самооценки.

Пример:

В течение урока одни дети выполняют роль учителя, другие – учеников. Первые - ставят задачу, вторые – её решают. Подобные игры реализуются в парной, групповой и коллективной работе. Например, игра «Передал – садись». Учащиеся передают друг другу волшебную палочку, задавая при этом примеры из таблицы умножения. Если ребёнок ответил правильно, то он может передать палочку следующему, задав ему пример, и так по цепочке.

Во многих дидактических играх, таких как «Набери число», «Кто быстрее», «Лесенка», «Не зевай», «Ромашка» заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.

Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, загадки – перевёртыши, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Применение игровых технологий на уроках позволяет вовлекать в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.
Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.


Игры в классе

1. Тропинка

Эту игру можно проводить как в помещении, так и на свежем воздухе. Все участники встают и становятся в затылок за ведущим. Участники идут змейкой по тропинке в затылок друг за другом, причем ведущий переходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы, а остальные повторяют его движения. Ведущий может меняться (он может стать в конец змейки), тогда у каждого появляется возможность побывать в этой роли. Кто был самым оригинальным ведущим?

Интересен вариант игры, когда все участники с закрытыми глазами цепочкой (держась за руки) следуют за ведущим. Препятствия в этом случае должны быть настоящими - поваленные деревья, ямы, деревья и т.д. Перед играющими ставится задача - не разорвать цепочку, не потерять соседа. В ходе игры у участников вырабатывается доверие друг к другу, появляется желание помочь идущему за тобой товарищу.

Ведущему хорошо иметь двух помощников, которые помогут ему обеспечить безопасность играющих.

2. Опаздывающее зеркало

Внимание! Садитесь поудобнее. Первый справа, представьте себе, что вы сидите перед зеркалом и не спеша прихорашиваетесь. Сделали одно движение - задержитесь на секунду, посмотрите в зеркало. Другое движение - пауза, третье - снова пауза. Сосед слева, вы повторяете движение первого ведущего только тогда, когда он начнет второе движение, третий слева повторит движение ведущего, когда его правый сосед начнет воспроизводить второе движение ведущего, а сам ведущий уже сделает третье.

Таким образом движения ведущего будут повторяться всеми сидящими в полукруге с отставанием на одно движение. Кто копирует движения наиболее тщательно?

3. Иноходец (соревнование-эстафета)

Участники игры разбиваются на две команды и становятся друг другу в затылок. Командам нужно пройти необычным шагом всего несколько метров. Участник проходит дистанцию и возвращается к команде, за ним - следующий и так далее. Шаг такой: правую ногу заносите назад за левую и ставьте как можно дальше вперед. Затем левую ногу заносите за правую и так далее, кто быстрее. Побеждает команда, члены которой пройдут быстрее и с наименьшим числом падений.

4. Телеграф пантомимой

Участники разбиваются на две команды, становятся лицом друг к другу. Ведущий тихо говорит одной команде какое-нибудь существительное, после чего игроки изображают это слово мимикой и жестами для игроков противоположной команды до тех пор, пока партнер из противоположной команды на отгадает ваше слово. Кто интереснее изображал слово?

Кто быстрее догадался?

5. Словесный волейбол

Все становятся в круг. Кидаем мяч через центр круга. При этом называем слово, существительное. Тот, кто ловит мяч, одновременно добавляет подходящий по смыслу глагол. Например, "облако" - плывет, "костер" - горит, кто называет бессмыслицу - выходит из игры. Остаются самые сообразительные.

Игры за столом

1. На одну букву

Кто больше назовет предметов, находящихся в комнате, на определенную букву?

2. Кинолента

Ведущий объявляет название кинофильма, который сейчас будет создаваться. Первый участник повторяет название фильма и называет следующее слово (обязательно существительное), которое определяет ту картину, что представилась его воображению. Например: "Охотники, лес..."

Второй участник команды повторяет сказанное и добавляет свое слово, развивая сюжет. Напрмер: "Охотники, лес, костер..." Так накапливаются слова-кадры. Каждый участник повторяет все слова, сказанные до него и добавляет новое. Через определенное ограниченное число кругов в сценарии должен наступить логический конец (например, через два круга).

Итак, сочиняем фильм. Если участников много, можно разбиться на команды.

3. Групповой рассказ

Один из участников начинает рассказ, например: "Дождь хлестал..." Второй игрок продолжает: "Дождь хлестал, охотники промокли до нитки в своем шалаше...". Следующий игрок произносит предыдущее и добавляет свою фразу. Так получается интригующий рассказ.

4. Испорченный телефон

Ведущий шепчет сидящему с краю в каждой команде на ушко слово на русском или иностранном языке. Следующий игрок шепчет это слово своему соседу, и так в каждой команде. Слово нужно передать крайнему игроку команды как можно быстрее. Побеждает та команда, которая быстрее передала слово без искажений крайнему игроку команды. Как только очередь дошла до последнего игрока, он громко называет это слово. Оценивается скорость передачи сообщения и его качество.

5. Смешалости

Каждый участник берет по полоске бумаги и перегибает каждую полоску на три равные части. В верхней трети по команде начинаем рисовать голову какого-либо зверя. После того, как голова закончена, заворачиваем эту треть так, чтобы было видно только самую нижнюю часть рисунка, и передаем соседу слева. Теперь уже на новых листочках пририсовываем к "неизвестной голове" туловище какого-либо другого зверя и опять загибаем листок так, чтобы было видно только начало рисунка. Передаем рмсунок налево. А затем пририсовываем к следующему туловищу ноги. Разворачиваем полоски - и у нас готов самый смешной зоопарк на свете. Какой зверь самый смешной?

6. Песенный футбол

а) Первый участник поет один куплет из какой-то песни. Второй должен продолжить куплет другой песни без паузы между ними. Условие: все последующие куплеты должны содержать хотя бы одно слово из предыдущей песни. И так далее.

б) Участники делятся на две команды. Одна из команд (по жребию) начинает игру, спев отрывок песни, в котором заключен вопрос (например, "Что же ты ищешь, мальчик-бродяга?") Вторая команда должна за минуту вспомнить и пропеть хором отрывок из любой другой известной песни, в котором заключен ответ на заданный вопрос (например, в данном случае можно ответить: "Три кусочка колбаски..."). Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не иссякнет, т.е. не сможет придумать песенного ответа или вопроса.

7. Самый ласковый

В игре принимает участие только мужская половина игроков, а представительницы прекрасного пола являются жюри этого конкурса. По команде "Начали!" мужчины будут по очереди (по часовой стрелке) говорить ласковые слова присутствующим здесь прекрасным дамам. Повторяться нельзя! После каждого произнесенного слова дамы оценивают, является ли оно действительно ласковым. Тот, кто не может больше придумать ласковое слово (на размышление дается 2 секунды), или тот, чье слово не принято прекрасным жюри, выбывает, и игра продолжается дальше по кругу до тех пор, пока не останется один победитель конкурса. Кто у нас самый галантный мужчина?

Игры на воздухе

1. Бег сороконожек

Участники игры разбиваются на две команды и становятся по росту. (Впереди тот, кто повыше.) Левую руку первый участник просовывает между своих ног. Тот, кто стоит сзади, берет эту руку правой рукой. Остальные продолжают эту цепочку таким же образом. Таким образом получается две команды сороконожек. Каждая команда по сигналу "старт" начинает свое движение к финишу. Побеждает та команда, которая первая приходит к финишу.

2. Терминатор (игра для 4-20 человек)

Выбирается водящий. Игра состоит в том, что по сигналу все игроки разбегаются в разные стороны, а водящий бросается за кем-нибудь из них вдогонку. Его задача: осалить кого-нибудь, но это сделать не так-то просто, потому, что он не имеет права салить игрока, присевшего на корточки (на корточках нельзя сидеть более 15 секунд), а также игрока, застывшего в неподвижной позе. Единственное, что водящий может сделать с "застывшим" игроком - это заставить его зашевелиться или рассмеяться. При этом не разрешается дотрагиваться руками до "застывшего", но зато можно щекотать его травинкой или чем-нибудь подобным. Осаленный или "размороженный" становится водящим.

"ПЯТЕРКИ"

Карточки, на которых написаны сказочные или литературные персонажи, получают все участники игры. Пять персонажей из одного и того же произведения должны отыскать друг друга и проинсценировать фрагмент из сказки или рассказа.

"КТО ОТПРАВИЛ ТЕЛЕГРАММУ?"

"Почтальон" приносит телеграммы и вручает их ведущему. Ведущий зачитывает текст, а игрокам необходимо узнать, кто отправил телеграммы.

"ОТ БАБУШКИ УШЕЛ, ОТ ДЕДУШКИ УШЕЛ, СКОРО БУДУ У ВАС." (колобок)

"СПАСИТЕ, НАС СЪЕЛ СЕРЫЙ ВОЛК" (семеро козлят)

"ЖИВУ СРЕДИ ДУБРАВЫ У СЕМИ БОГАТЫРЕЙ" (спящая красавица)

"ПРОГУЛКА ПО ЗООПАРКУ"

Участники по очереди называют различных животных. Какой буквой оканчивается одно название, с такой же буквы должно начинаться другое. Например: "ВОЛК-КАБАН-НОСОРОГ-ГАЛКА-..." Назвав животное, играющий громко и быстро считает до пяти. Если за это время его сосед не назовет другое животное, он говорит: "Мы отправились дальше." Опоздавший пропускает очередь и кладет фант. Чтобы выкупить фант, надо выполнить задание отряда.

"ВЕСЕЛЫЙ ЗООПАРК"

Каждый игрок в столбик пишет 10-12 животных (любых). Затем ведущий предлагает на обратной стороне листка написать характерные особенности каждого животного. А теперь посмотрите, что у вас получилось.

РИСОВАНИЕ СЛОВА

Ведущий громко читает по списку 12 слов, например: урок, охота, вечер, зима, цирк, каникулы, игра, праздник, поход, встреча, базар, огород. После каждого слова выдерживает паузу, не торопясь считая про себя до пяти. Запомнить слова, которые ведущий произнесет - вот в чем заключается задача играющих. Чтобы ее выполнить, в паузах можно делать рисунки, являющиеся для ребят условными обозначениями, по которым можно вспомнить слова. Скажем, например, вы прочитали "весна". Один играющий рисует цветок, другой - скворечник. Игра проходит как состязание, поэтому каждый должен выполнить задание самостоятельно.

ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК

Ребята, в руках у меня сундучок. Этот сундучок непростой. В нем лежат вещи, которые потерялись из разных книжек. Помогите мне, ребята, вернуть вещи на свои места.

1. Какие странные зеленые очки. Сквозь них все кажется изумрудным. Из какой книги эти очки?

2. А вот хрустальная туфелька. Такая крошечная. В руке умещается. Кто ее потерял, помните?

3. Сколько тут орешков! Ух, как много! Да непростые, все скорлупки золотые, ядра - чистый изумруд. Чьи это орешки? Из какой сказки?

4. Какое красивое яблоко! Все зернышки в нем светятся. Но лучше не трогать его, оно ядовитое. Кто и кому принес его? В каком произведении?

ЗАГАДОЧНЫЙ ПРЕДМЕТ

Выбрав водящего и попросив его выйти из комнаты, участники игры садятся по кругу: по уговору они задумывают какой-нибудь предмет. Водящий возвращается в комнату и подходит по очереди к участникам игры. каждый называет какое-нибудь одно качество задуманного предмета. Один, например, говорит: "круглый". "Овальный" - утверждает другой. "Белый"... "Полосатый"... "Сладкий"... "Сочный" - "Арбуз" - догадывается водящий по этим как будто разноречивым признакам.

ОБИТАТЕЛИ ЗООСАДА

У каждого играющего лист бумаги и карандаш. В течение 1-2 минут нужно написать как можно больше названий зверей, птиц, рыб и других обитателей зоосада. Названия лучше всего записывать столбиком. Затем все по очереди зачитывают свои слова. Если зачитываемое слово есть у кого-либо, он говорит: "Есть!" Все записавшие его зачеркивают это слово. После того, как все прочтут записи, каждый считает количество незачеркнутых слов. Выигрывает тот, у кого их останется больше.

"НЕ СОРОКА, НЕ ВОРОНА"

Игра для двух больших команд, которые собрались, например, на летней эстраде лагеря.

Для игры понадобятся карточки с изображением птиц. Для одной команды такие: снегиря, аиста, удода, воробья, пингвина, чайки и сороки. А для другой - голубя, дятла, совы, кукушки, страуса, чижа и вороны.

Птицы эти легко узнаваемы. И среди них две нелетающие - пингвин и страус. На них ведущий по ходу игры должен остановить внимание вопросом: эта птица летает? (Только не в самом начале игры, а когда попадает карточка с этой птицей.)

Начинается игра с обращения ведущего к игрокам:

Скажи-ка, синица - это птица? (дружный ответ ребят)

А пингвин? Если в ответах разнобой, ведущий с улыбкой корректирует ответ и продолжает:

А сейчас посмотрим, какая команда узнает больше птиц. Вы готовы? Тогда начинаем:

Не сорока, не ворона и не чайка. А какая это птица? Отвечай-ка!

В это время ведущий уже подошел к любому из игроков первой команды и показывает ему первую карточку. Ответ игрока должен быть полным - он начинается словами: "Не сорока, не ворона", а дальше называется изображенная на рисунке птица, например:

Не сорока, не ворона, а снегирь!

Не сорока, не ворона, а сова!

Назвал птицу правильно - команде очко.

Не узнал птицу - проси помощи в своей команде: молча возьми за руку того, кто должен ответить за тебя. Если не успеешь взять его за руку- сгорает пол-очка. Если успел и сосед ответил за тебя - команда выигрывает пол-очка.

Для второй команды игроков слова ведущего другие:

Не сорока, не ворона и не чиж. А какая это птица - что молчишь?

Ведущему лучше всего обращаться поочередно то к одной, то к другой команде и вести игру в бодром темпе. И хорошо, если у него будут два помощника: у одного - карточки для одной команды, у другого - для другой. Несмотря на то, что для одной из команд звучат слова:

Не сорока, не ворона и не чайка - в ходе игры все же попадутся им и чайка, и сорока. Проверка внимания и сообразительности! Как они поведут себя в этой ситуации? Ведь нельзя ответить так, например:

Не сорока, не ворона, а сорока...



ИГРЫ

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО

«Снежный ком». Игра проводится по колонкам. Начинает игру ведущий. В руках – игрушка. Ведущий называет свое имя и передает игрушку дальше. Второй называет имя ведущего и свое имя. Третий – имя ведущего, имя предыдущего и свое имя и т.д. В конце игры можно всех поздравить со знакомствои и поапплодировать друг другу .

«Эстафета имен ».Для игры понадобятся 3 мяча (для трех колонок). Дети стоя передают мяч с первой парты первого ряда колонки над головами, произнеся свое имя. Доведя мяч до последней парты, он передается соседу и возвращается с последней парты на первую. Игра проводится на скорость.

«Узнай меня ». Водящий стоит спиной к классу. К нему подходит один игрок и становится спиной к водящему и лицом к классу. Водящий должен угадать, кто стоит у него за спиной, задавая наводящие вопросы игроку (девочка-мальчик, цвет волос, глаз, одежда, первая буква имени). Если водящему никак не удается угадать игрока, он может попросить его произнести фразу «Узнай меня!». Если и это не помогает, поворачивается и смотрит на игрока

« Союзы тезок ». Дети объединяются в «союзы тезок» - людей с одинаковыми именами. Если таких немного, можно предложить объединиться по принципу «имя начинается на одну букву». Тех участников, кто не попал ни в одну группу можно объединить в союз людей с редким именем. После того, как «союзы» образовались, необходимо представить свой союз в целом и каждого в отдельности.

«Паровоз ». Все участники стоят в кругу. Ведущий подходит к любому игроку и говорит: «Привет, я – паровоз! Как тебя зовут?». Участник называет свое имя, а «паровоз» его повторяет. Кто представился, присоединяется к «паровозу». Далее при каждом новом участнике все игроки по очереди повторяют имя новенькогО

«Карусель ». Игроки образуют два равных круга – внешний и внутренний. По команде ведущего, внутренний круг начинает движение. Задача игроков – поздороваться за руку со всеми, назвав свое имя. Так же проводится игра «Комплимент». Задача игроков в данном случае – обменяться комплиментами.

ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

«Счет» . Игра похожа на игру «Дюжина». Участники сидят в кругу. Ведующий называет число, и именно столько игроков должно одновременно поднятся с места. Договариваться нельзя. После успешного выполнения задания, можно обсудить с ребятами, от чего зависит успех в этой игре.

«Дюжина». Игра проходит в классе. Ведущий поясняет, что слово «Дюжина» означает число 12 и предлагает ребятам сосчитать от 1 до 12 по порядку. Считать нужно особым способом. Каждое следующее число может назвать только один участник и он не может назвать два и более чисел подряд. Если число называется несколькими игроками, то игра начинается сначала.

«Прыжки ». Дети хором считают до трех, на счет «три» хлопают в ладоши и в прыжке поворачиваются в любую сторону. Задача игры – повернуться всем в одном направлении не договариваясь. После игры идет обсуждение, от чего зависит успех в этой игре.

«Молекула-хаос» . Ведущий объясняет правила игры: надо образовать соединение «молекул», количество которых соответствует числу, названному им. По команде «молекула-хаос» все игроки хаотично двигаются по комнате. Далее идет команда «Молекула – 2 (3, 4,5 и т.д.)». Игроки должны быстро встать в пары (тройки, четверки и т.д.). По команде «молекула-группа» нужно быстро встать в круг.

«Оп-паньки». Игроки образуют круг. Участники игры расчитываются по порядку до 4-х. Каждый запоминает свой номер. Ведущий называет два любых номера. Ребята, номера которых назвали, говорят «Оп-паньки!» и быстро меняются местами друг с другом. Ведущий пытается занять место одного из них. Если ему удается это сделать, ведущим становится опоздавший.

Шел король по лесу, по лесу, по лесу.
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся.
Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся!

(выполняем действия по тексту; в конце здороваемся за руку,прыгаем).

Арам-шим-шим

Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой. Все бегут по кругу со словами:

А-рам-шим-шим, Арамия-гусия,

А рам-шим-шим. Покажи-ка на меня.

На последних словах круг останавливается. Тот на кого покажет рука водящего и встает спиной к нему. Все хором произносят «И раз, и два, и три». На счет три стоящие в центе одновременно поворачивают головы. Если они повернули в одну сторону, то выполняют задание. Если в разные, то первый водящий уходит, остается второй.

СТИХОТВОРНЫЕ ПРАВИЛА

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы с тобой идем гулять.

Будем весело играть,

Никого не обижать

( произносится, как речевка, можно маршировать)

На прогулку собираюсь

(можно: На физ-ру я собираюсь)

Быстро очень одеваюсь,

Не звеваю, ведь меня

Ждут давно уже друзья

Полюбуйтеся на нас,

Мы самый дружный в школе класс!

Колокольчик звенит (похожее движение руки),

Быть внимательным велит (руки к груди, потом ладошками вверх вперед )

Мы в столовой не шумим (указательный палец у губ)

Аккуратно мы едим, (движения ложкой )

Все тарелки ( руки «держат тарелку »)

и стаканы ( ладошки сближаются )

Чисто убираем сами (ладошки вверх )

В нашем классе тишина (руки наверх, через стороны вниз ) –

Прозвенел звонок (руки к ушам – прислушиваемся).

Перестали мы шуметь (сесть),

Начался урок ( руки сложить на парте).

физкультминутки

Утром бабочка проснулась, (трем глаза)
Улыбнулась, потянулась, (потягиваемся)
Раз - росой она умылась, («умываем» лицо)
Два - изящно покружилась, (кружимся)
Три - нагнулась и присела, (нагибаемся, приседаем)
На четыре - улетела. (взмахи руками)

Буратино потянулся, (потягиваемся)
Раз - нагнулся, два нагнулся, (нагибаемся)
Руки в стороны развел, (руки в стороны)
Ключик, видно, не нашёл. (повороты головой)
Чтобы ключик нам достать, (руки вверх)
Нужно на носочки встать. (встаем на носочки)

Шёл по берегу петух, (шаги с раскачиванием в стороны, руки держать за спиной)
Поскользнулся, в речку бух! (круговые движения руками)
Будет знать петух, что впредь (грозим пальцем)
Надо под ноги смотреть. (наклоны вперед)

Дует ветер нам в лицо (машем руками к лицу)
Закачалось деревцо (руки вверх, качаем)
Ветерок все тише, тише. (руки медленно вниз)
Деревцо все выше, выше. (руки вверх, на носочки)

Прибежали, прибежали («бежим»)

Ежики-ежики. (пальцы в стороны)

Наточили, наточили («точим ножи»)

Ножики, ножики,

Берегите, берегите (указат.пальцами друг о друга)

Пальчики, пальчики

Ну-ка вместе, ну-ка дружно:

Девочки! Мальчики! (кричим)

Мы капусту рубим - рубим,
(ударяем ребрами долоней об стол)
Мы капусту солим - солим,
("солим" щепотками обеих рук)
Мы капусту трем - трем,
(потираем ладошки)
Мы капусту жмем - жмем.
(сжимаем и разжимаем кулачки)

У оленя дом большой, (руки домиком)

Он глядит в свое окошко, (одна рука горизонтально, другая вертикально)

Мимо заинька бежит, (руками «бежим»)

В дверь к нему стучит.(стучим)

Эй-эй, скорей открой, (стучим)

Там в лесу охотник злой! (большим пальцем назад показываем)

Зайка-зайка, забегай, (ладонью приглашаем)

Лапу мне давай! (одна рука на другую).

Летит, летит по небу шар,

По небу шар летит,

Но знаем мы: до неба шар

Никак не долетит.

(летит- махи, по небу – указать на небо,

Шар – круг в воздухе, знаем – указать на голову, мы – на себя. На мотив «В лесу родилась елочка». Сначала вместо одного слова добавляется движение. Потом прибавляются другие слова. В итоги остаются только предлоги, а все остальное – жесты.

СЧИТАЛОЧКИ

Эне, бене, рики, таки,

Турба, урба, сентябряки,

Дэу,дэу, краснадэу,

Бац!

На золотом крыльце сидели:

Царь-царевич, король-королевич,

Сапожник, портной. - Кто ты будешь такой?

За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.

У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко.
Съела его кошка,
Помогали два кота…
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!

Начинается считалка:
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Начинай игру скорей.

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела

И Г Р Ы НА ПЕРЕМЕНЕ

Золотые ворота

Ручеек

Комический футбол

Мигалки

Оп-паньки

Прыжки

Молекула-хаос

Летели дракончики

Съедобное-несъедобное

Слова

Колечко

Море волнуется раз

И Г Р Ы НА УЛИЦЕ

Штандер-штандер

Выбивала

Казаки-рабойники

Чай-чай-выручай

Электрическая цепь

Кошки-мышки

Инвалид

Собачка

Горячая картошка

Гуси-лебеди

Краски

ИГРЫ-КРИЧАЛКИ

"БАРЫНЯ"

Зал делится на четыре части. Каждая группа разучивает свои слова:

Первая группа – В бане веники мочены

Вторая группа – Веретена не точены

Третья группа – А мочало не сушено

Все вместе разучивают - Барыня - барыня, сударыня - барыня.

По команде ведущего, та группа, на которую он показывает рукой говорит свои слова. Если ведущий поднимает вверх обе руки все поют последнюю строчку.

«Скороговорка»

Ведущий : «Ребята, для этой игры нам нужно разделиться на три группы.»

1 группа говорит : «Расскажите про покупки»,

2 группа: «Про какие про покупки?»,

3 группа: «Про такие про покупки».

Все: « Про покупки, про покупки, про покупочки мои»,

постепенно темп увеличивать.

СЛОН

Ведущий спрашивает у детей: - Вы знаете как чихает слон? А хотите узнать?

Зал делится на три равные части, и каждая группа разучивает свое слово:

Первая группа - ящики.

Вторая группа - хрящики.

Третья группа - потащили.

И затем по взмаху руки ведущего, все дети кричат одновременно - но каждая группа свое слово.

ИТАЛЬЯНСКИЙ ФУТБОЛ

Все играющие делятся на две команды. Первая команда подчиняется правой руке, вторая – левой. Когда ведущий машет правой рукой, первая команда кричит: «Гол!», когда машет левой – вторая команда кричит: «Мимо!». Когда ведущий поднимает обе руки на уровне плеч, обе команды кричат: «Штанга!», а когда обе руки поднимает вверх, обе команды кричат: «Ура!». Если какая-то команда закричала не то, им засчитывается штрафное очко. Побеждает команда с наименьшим количеством штрафных очков.

ИППОДРОМ Все сидят в кругу. Ведущий сидит так, чтобы его было всем хорошо видно, его стул как бы отделен от остальных. Можно посадить ребят полукругом. Ведущий:" Есть ли у нас ладони?(Ребята показывают) А колени? (Кто-то неизбежно хлопнет ладошкой по коленке) Отлично! Именно так выходят кони на поле ипподрома. Все вместе, - медленное поочередное похлопывание по коленям. -Кони вышли на старт, - одной рукой бьем по колену, как бы взрывая землю Старт! Побежали! - быстрое похлопывание. - Бежим! Бежим! По мостовой! - удары кулаками в грудь поочередно (Кинг-Конг) - По песочку, - быстро тереть ладонями друг о друга. - По болоту - быстро захватить пятернями колени и вертикально поднять руки с громким чмоканьем. - Барьер! - руки зависли чуть дальше на уровне груди". И так далее. Можно придумать свои варианты "пересечения местности". Все это быстро чередуется в любой последовательности. Финал: Скоро финал! - быстро хлопаем - приближаются трибуны! Трибуна девочек. Девочки, кричим. А вот трибуна мальчиков! Ребята давай! - Возгласы. - Вот финиш. Ура! Мы победили.

ШУМ ДОЖДЯ

Ребята, хотите послушать шум дождя?
Делаем все как я. (Ведущий говорит и показывает)
С неба упала капелька
(пальцем правой руки ударяем о ладонь левой)

Затем с неба упало две капельки. (два раза)

Затем с неба упало три капельки. (три раза)

Затем с неба упало четыре капельки. (четыре раза)

Затем с неба упало пять капелек. (пять раз)
(ударяем пальцем, изображая ливень).

И пошел ливень сильный, сильный, как из ведра.

День льет, два льет...

И вот начинает стихать.

С неба стало падать четыре капельки. (четыре раза)

Затем с неба упало три капельки. (три раза).

Затем с неба упало две капельки.

Затем с неба стала падать одна капелька. (одиночные удары пальцем).

Но одна капелька упорно падает. Слышите?

Дождик кончился. Выглянуло солнышко, улыбается всем радуга и у всех хорошее настроение.

ОБСЕРВАТОРИЯ

Для того, чтолы наблюдать за звездами, астроном должен открыть купол обсерватории.

Вжик-вжик (разводят руки, согнутые в локтях)

Выдвигаем телескоп

У-у-у (шею вперед, руки разведены)

Протираем объектив мягкой тряпочкой

Ших-ших-ших (вращательные движения раскрытой ладонью перед лицом)

Наводим на цель

З-з-з (правой рукой вращение моховика)

Смотрим в окуляр

О-о-о (смотрят в кольцо пальцев)

А там звезды загораются

Чпок-чпок-чпок (растопырить пальцы то левой, то правой руки)

Летают астероиды и кометы

Бж-ж-ж (взмахивают руками)

Летит Буран

Ш-ш-ш (руки в стороны)

Космонавты из люка выпал!

А-а-а (валятся на бок)

Летающие тарелки так и летают косяками

Улю-лю-лю (указательными пальцами вращательные движения)

Падают метеориты. Пошел метеоритный дождь

Дети апплодируют.

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

Шашки

Шахматы

Домино

Конструктор

Игры с кубиками и карточками:

Животный мир

Дорожная азбука

Эрудит

Морской бой

Математическое лото

Угадай-ка

Правила дорожного движения

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОГУЛКИ

Скакалки

Мячи: футбольный, резиновый, мягкий

Бадминтон

Летающие тарелки

Кегельбан

Цветные мелки

Лопатки

Мини-лыжи

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Блеф-клуб

Эстафета

В игре должны присутствовать элементы эстафеты:Старт, этапы, финиш, эстафетная палочка. На каждом этапе команда зарабатывает баллы, которые позволяют ей продвигаться быстрее к финишу.

Эрудит

В игре участвуют неограниченное число комнд. Каждая команда выбирает «гонца»(кто умеет быстро и четко написать ответ) . Вопросы для команд – общие. Ведущий, задав вопрос, засекает время и дает «гонг», когда оно закончилось. Команды должны успеть правильно и четко ответить на вопрос и вовремя сдать его жюри. Система подведения итогов – жетоны.

Умники и умницы

Игровое поле – доска, на которой представлены вопросы. Каждый вопрос закрыт и имеет определенное количество баллов. Команда имеет право открыть любой вопрос и заработать балллы. Зеленая дорожка – легкие вопросы, желтая – более сложные, красная – самые трудные.

Турнир-викторина

Участвуют несколько команд. Каждая команда готовит вопросы и ответы по одной заданной или нескольким темам, которые другой команде.

Способы проведения ТУ-ВИ:

По цепочке или по кругу,

По одному вопросу на различные темы

«Веером», когда все вопросы задаются сначала одной команде, а потом другим.

Оценки фиксируются в турнирной таблице. Игра проходит в несколько турниров .

Счастливый случай

Каждой команде дается по вопросу.
Ученик, правльно ответивший первым на вопрос становится капитаном команды.

За одну минуту команда должна ответить на максимальное чило вопросов. За каждый правильный ответ команда получает одно очко. 1 гейм – разминка (каверзные вопросы), 2 гейм – «темная лошадка»(вопросы на знание) , 3 гейм – «ты мне – я тебе» (обобщение знаний), 4 гейм «заморочки из бочки»

(каверзные вопросы) и т.д.

Поле чудес

В игре используется барабан- поле, стрелочка. Задания даются по количеству букв, Например: «6 букв. Модель земного шара с очертаниями суши и водных простнанств» (Глобус). Упрощенный вариант – на доске нарисованы клетки каждого слова. Отгадавший букву получаепт 2 очка, правильно назвавший слово – 4 очков.

Крестики=нолики

Конкурс проходит в виде викторины. Участвуют 2 команды. Команда, правильно ответившая на вопрос получает право поставить свой значок (Х или О) в игровом поле, которое рисуется на доске. Побеждает команда, первая заполнившая напрямую игровое поле.

Интеллектуальный футбол

Соревнуются 2 команды (или более, которые меняют друг друга). В каждой команде выбираются; вратарь – 1 чел, защита – 3 чел, нападающие – 4 – 5 чел. (Стульчики располагаются аналогичным образом). Команды обмениваются вопросами-ударами. Гол защитывается команде, которая не сумела ответить на вопрос (турнирная таблица). Сначала на вопрос отвечают «нападающие», потом право ответа переходит «защите», и последним отвечает «вратарь» (итого – 3 попытки). Итоги фиксируются на «табло».

Аукцион.

Каждая команда получает начальный капитал – жетоны 10-15 шт. Каждая команда имеет свой номер. Ведущий разыгрывает команду, которая делает ставку на вопрос. Команда делает ставку на вопрос – 1 или более жетонов.

1 жетон– леггий вопрос, 2 – сложнее, 3 – наиболее сложный. Ведущие выставляют против команды такое же количество жетонов и задают вопрос. Команде дается15 сек на ответ. При правильном ответе команда ззабирает все жетоны.

При неправильном – жетоны забирает ведущий и право хода переходит следующий команде.

(игра повторяется 3-5 раз).

Блеф-клуб

Команде зачитываются вопросы, ответы на которые должны быть однозначны: «да» или «нет». Очки засчитываются, как в одноименной телепередаче.

Игра-путешествие

Игра проводится в одном помещении – команды передвигаются по «карте», или в нескольких – команды передвигаются по маршрутному листу, в котором отмечаются баллы.

Брейн-ринг

Команды по-очереди выходят на «ринг» и соревнуются с противником. Засчитывается «нокаут», если на вопрос ответили полно, «ноктдаун» – если противник ответил, но не полно, и «фол», если ответ не дан. Игра проводится в несколько рауднов. Итоги отражаются в таблице.

КВН

В конкурсе участвует несколько команд. Конкурсы – различные, обязательные – приветсвие, разминка, конкурс капитанов.Пятибальная система оценки.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Игры за столом, игры в помещении, игры со словами, дидактические игры в начальной школе

Незатейливые игры

Когда на улице дождь и нет возможности погулять, можно поиграть вот в такие незатейливые игры.

Русская народная игра «Мышка»

Играющие встают в круг. Соединяют вместе ладони. Один из водящих берет маленький предмет («мышку»), зажимает его между ладонями, идет по кругу, вкладывает свои ладони в ладони играющих и незаметно передает кому-нибудь «мышку». Встает рядом с другим водящим: тот должен угадать, у кого «мышка».

Игра «На опушке леса»

Сделать картину «Если бы я был деревом». Дети, подняв руки вверх, замирают на несколько секунд, воображая, что они деревья и корнями вросли в землю.

Дидактическая игра «Подбери словечко»

В яркий солнечный морозный день каким вам кажется снег? (Сверкающим, искристым, блестящим, серебристым, хрустящим, холодным.) А что делают снежинки? (Порхают, кружатся, летят.) Когда идет снег, то как это явление называется? (Снегопад.)

«Птицелов»

В центре — «птицелов» с завязанными глазами. «Птицы»-дети ходят вокруг «птицелова» со словами:

В лесу, во лесочке,

На земле, на дубочке

Птицы весело поют:

«Ай, птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет.

Птицы, улетайте!»

«Птицелов» хлопает в ладоши, дети замирают. Он начинает искать. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. «Птицелов» угадывает название птицы и имя ребенка.

Игра «Цветы»

Дети делятся на две команды. Каждый ребенок придумывает для себя название цветка и сообщает тихо воспитателю. Команды становятся друг против друга.

Команда детей: здравствуйте, «цветы»!

Команда «цветов»: здравствуйте, дети. Угадайте наши имена.

Дети по очереди перечисляют названия цветов, угаданные «цветы» отходят в сторонку. Когда все цветы отгаданы, игра закончена, можно поменяться ролями.

Игра «Окончи предложение»

Дети по очереди продолжают предложения.

Стоит Антошка на одной...

У Вани две..., а у гриба....

У стола и у стула четыре...

У стола ножки длинные, у дивана...

У гриба шляпка большая, у гвоздя...

Под соснами, под елками ползет клубок с...

У ежа иголки ежовые, у сосны...

У сосны и елки иголки круглый год-

Иголкой можно уколоться, она...

Таня гладит утюгом...

Таня погладила рукой...

У меня большая рука, а у Лены маленькая...

Таня пишет в тетради...

У стакана нет..., а у чашки есть...

У кастрюли две...

За ручку можно чашку...

Ручка есть у утюга, холодильника...

Игра «Бывает — не бывает»

Цель игры — учить рассуждать, аргументировать свое согласие или несогласие с высказываниями партнера.

Кот Васька стащил сметану. Так бывает? Съел ее и довольный залаял: ав-ав! Так бывает? А как бывает?

Услышал кота Ваську пес Арапка и замяукал: «Мяу-мяу! И я хочу сметаны!» Так бывает?

Кот Васька ловит рыбу. Залез на сосну и ловит в дупле окуньков. Окуньки сидят в гнездышке и пищат: пи-пи-пи. Так бывает?

Папа-окунь учит окуньков летать. Окуньки летают быстро. А кот Васька летает еще быстрее. Так бывает?

Пес Арапка любит поесть. Он охотится на мышей и крыс. Ляжет пес Арапка возле норки и караулит. Так бывает? Мыши живут в печке. Они едят дрова и угольки. Вылезают из печки такие беленькие, такие чистенькие. Пес Арапка ловит мышей на удочку и жарит их в холодильнике. Так бывает?

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Подобрать к слову как можно больше определений, сказанное не повторять. Показывают картинку с предметом, за каждое слово - фишка. Например: яблоко — сочное, круглое, красное, большое, наливное, спелое... Груша, лиса, белка, ежик...

«Восстанови слова»

В записанных несколько необычным способам словах есть одинаковые слоги — первый и последний. Что это за слова? Восстановите их.

**но** **туш** **ри** **ат** **х** **леч**

(Заноза, катушка, царица, оратор, тахта, колечко.)

«Собери слова»

Дети могут сами подготовить все необходимое для этой игры. Сначала надо взять старые журналы и вырезать из них заголовки статей, которые написаны большими буквами. Затем эти заголовки разрезают на слоги и складывают в коробку из-под конфет или приклеивают в свободном порядке на ватман формата АЗ. Из коробки можно брать слоги и составлять из них слова. Это не только красиво, поскольку слова получаются цветными, буквы разного размера и разнообразные по написанию, но и очень интересно.

«Впиши гласные»

Эта ифа проводится на время. Участвовать могут несколько человек или вся группа (воспитателю только следует продумать, как всех учащихся снабдить карточками-заготовками, или просто на доске или ватмане сделать большую общую заготовку). За 2-3 минуты дети должны восстановить как можно больше слов, вставляя гласные буквы:

м — к — (мука)

л — т — (лето или лото)

м — — к (маяк)

л — м — н (лимон)

д — р — г — (дорога)

— к н — (окно)

ст — к — н (стакан)

с — р — к — (сорока)

д — б (дуб)

з — г — дк — (загадки)

ч — д — с — (чудеса)

б — м — г — (бумага)

Игра «Путаница»

И эта игра очень нравится детям. Слова стоят на своих местах, а буквы в них перепутались. Поставьте все буквы на свои места и прочитайте названия известных вам детских книжек.

рти дямевед («Тримедведя».)

кто в похсага («Кот в сапогах».)

дорток боайлит («Доктор Айболит».)

тир понросека («Три поросенка».)

хаму-коцохату («Муха-цокотуха».)

феноридо реог («Федорино горе».)

Игра «Пять слов на букву "л" из четырех букв»

Вспомните пять слов на букву «л» из четырех букв. Например, слово «лето»

л*** л*** л*** л*** л*** (Возможные варианты: луна, лото, липа, лупа, лиса.)

Игра «Какие плоды на каком дереве растут?»

Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.

Желуди растут на... (дубе).

Яблоки растут на... (яблоне).

Шишки растут на... (ели и сосне).

Грозди рябины растут на... (рябине).

Игра «Замени словосочетание словом-признаком»

Какой лист? Какие плоды?

Лист березы — березовый",

Лист дуба —

Лист липы —

Лист осины —

Лист клена —

Лист ивы —

Лист тополя —

Шишка сосны —

Шишка ели —

Ягоды рябины —

Игра «Четвертый лишний» (растения)

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор.

Клен, рябина, ель, тюльпан;

береза, дуб, шиповник, тополь;

яблоня, смородина, черемуха, рябина;

осина, липа, дуб, ель;

сосна, тополь, рябина, ива;

липа, осина, клен, яблоня.

Игра в слова (деревья)

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее для слова «береза» (дуб, липа, осина... яблоня). Объясните выбор каждого слова.

Словарь : желудь, ельник, береста, смола, яблоко, неприхотливый, светолюбивая, могучий, медонос, сосняк, теневыносливая, «тонкое дерево», темноствольная, шишка, пух, дубрава, стройная, ягоды, высокий, белоствольная, янтарь, антоновка, морозоустойчивая, кряжистый, хвойное дерево, лиственное дерево.

Комментарий для взрослых. После игры для активизации памяти и речи у детей можно предложить им следующее задание.

Вспомните, какие слова, подходящие для березы (дуба, липы, осины... яблони), вы слышали.

«Голоса птиц»

Угадайте, какая птица произносит такие звуки.

Кар-кар! (Ворона.)

Чик-чирик, чив-чив! (Воробей.)

Ча-ча-ча! (Сорока.)

Курлы-курлы! (Журавль.)

Свири-свир! (Свиристель.)

Цок-цэк, цок-цэк! (Клест.)

Ку-ку! (Кукушка.)

Рюм-рюм-рюм! (Снегирь.)

Синь-синь-синь! (Синица.)

Игра «Закончи предложения»

Воробей маленький, а журавль...

Ворона большая, а синица...

Сова спит днем, а охотится...

У синицы хвост короткий, а у трясогузки...

У дятла клюв длинный, а у снегиря...

Утка серая, а лебедь...

Игра в слова (птицы)

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее для слова «воробей» (ворона, дятел, синица... утка). Объясните выбор каждого слова.

Словарь: курлычет, маленький, бойкий, лес, серая, летает, ловкая, красногрудый, плавает, проворный, крякает, город, прыгает, неунывающая, болото, серая, чирикает, смелый, всеядная, умная, дупло, большая, бойкая, скворечник, непоседливая, длиннохвостая, веселая, стрекотуха, «ледоломка», хищная, белоснежный, белобока, длинноногий, каркает, маленькая, танцует, проворная, ныряет, охотится, зимующая птица, пролетная птица, перелетная птица.

Несмотря на то, что у младших школьников ведущим видом становится учебная деятельность, игра продолжает занимать большое место в их жизни. Родители, учителя могут этим воспользоваться для того, чтобы с ее помощью решать различные вопросы развития и обучения учеников начальной школы. С этой позиции многие виды игр положительно зарекомендовали себя на уроках математики, чтения, знакомства с окружающим, физкультуры, рисования. Среди прочих особое положение занимают развивающие игры, направленные на формирование произвольности психических процессов и внимания. Из-за доступности, простоты подготовки их можно использовать как в школе, так и дома. Педагоги включают их в программу обучения, родителям также полезно знать, какие игры на развитие внимания нужны младшим школьникам.

Самые полезные игры для младших школьников

Учителя начальной школы считают, что одной из основных причин плохой успеваемости является невнимательность детей, неумение сосредоточиться на учебном материале, нежелание произвольно распределять свое внимание. Помочь справиться с этой проблемой можно при помощи развивающих игр. В школе их используют на уроках, в группах продленного дня, в домашней обстановке развивающие игры можно предлагать детишкам в любое время: во время прогулки, поездки за город, на семейном досуге. Главное знать, какие игровые задания необходимы для ученика конкретного возраста, на улучшение каких свойств внимания они могут влиять. Среди большого разнообразия игр с предметами, настольных, словесных, подвижных родителям стоит выбирать те из них, которые будут наиболее интересны детям, доступны в исполнении, не займут длительной подготовки. Как правило, они легко сочетаются с учебным материалом, поэтому их содержанием становятся знания по математике, ознакомлению с окружающим, правила русского языка.

Игры с математическим содержанием

Развивающие игры на внимание для начальных классов с математической направленностью являются наиболее популярными в школьной среде. Помимо своих основных задач - развивать внимательность, они помогают закрепить школьный материал, поэтому будут полезны детям на протяжении всей начальной школы.

«Математическое лото»

Игровое задание улучшает такие свойства, как концентрация, сосредоточенность, распределение внимания, закрепляет навыки в счете, развивает логическое мышление.

Для действия готовятся большие карточки с примерами для игроков и маленькие - с ответами, которые складываются в мешочек. Интереснее играть с группой детей или во время семейного досуга. Ведущий достает из мешочка карточку-ответ, называя число. Играющие должны найти пример с подобным ответом, закрыть его карточкой-ответом. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свое игровое поле.

«Танграм»

Игра - головоломка способствует , распределения и объема внимания, закреплению знаний о геометрических фигурах.

Предварительно готовится цветной квадрат, разрезанный на семь частей. Из них: два больших треугольника, один средний, два маленьких треугольничка, один квадрат и один параллелограмм. При помощи разрезанных частей можно собирать различные предметы. Тематикой картинок являются птицы, фигурки человека в движении, животные, домики, деревья.

«Летчики»

Развивает сосредоточенность, объем и распределение внимания, зрительное восприятие, мышление.

Ведущий предлагает школьникам стать «летчиками»: нужно перелететь из одного места в другое. Полет проходит над разными городами. Для полета надо проложить маршрут, показав линиями на игровом поле в таблице движение самолета. Для того чтобы узнать, в какой очередности над городами пролетит самолет, надо решить примеры, находящиеся на поле. Ответы от меньшего числа к большему покажут путь (в игре использован тот же принцип, что и в ). Например: 6-5, 8-6, 7-4, 10-6, 9-4, 2+4, 10-3, 4+4, 2+7, 6+4. Как новый вариант, можно предложить назвать направление полета (влево, прямо, вправо и т. д.)

«Фотоаппарат»

Игра направлена на развитие сосредоточенности, перераспределения внимания, увеличение объема, зрительного восприятия, воображения.

Взрослый предлагает ребенку вытащить из конверта геометрические фигуры и составить из них картинку. Затем точно перерисовать, то есть «сфотографировать» составленное изображение. Например, из треугольников разной величины составить елочку, из одного большого овала, одного среднего и четырех маленьких выложить зайчика, из трапеций разного размера и одного треугольника - башенку.

Фигуры можно использовать разные, во время игры можно закрепить с учеником название знакомых форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и назвать новые (ромб, трапеция, полукруг).

Развивающие игры на внимательность в окружающем мире

Классикой стали игры на внимательность, когда нужно сравнивать предметы окружающего мира, чтобы найти их сходство и отличие.

Например, «Что изменилось», «Чем похожи и чем не похожи», «Составь пару» и другие подобные игры. Тематика их может быть разной, но правила одинаковые: внимательно рассмотреть объекты или сюжеты, найти одинаковые. Это могут быть сказочные персонажи, бытовые предметы, овощи, фрукты, игрушки, школьные принадлежности. Младшие школьники полюбили такие задания, научившись выполнять их еще в дошкольном возрасте. Первоклассники могут с успехом продолжать играть, как дошколята, но ребятам 2-3-4 классов такие задания необходимо усложнять.

«Расскажи, что общего у предметов»

Игровое задание развивает и , память, воображение.

Взрослый называет два предмета, в которых можно найти сходство. Школьник называет, что может их объединять. Например, дерево и кустарник - общее: относятся к растительному миру, есть листья, корни, цветы и плоды. Различаются по высоте, количеству стволов, у дерева могут быть фрукты, у кустарника - ягоды. Прежде чем предложить ребятам такое действие, взрослый должен быть сам хорошо осведомлен об объектах игры.

«Найди, что загадали»

Направлено на формирование слухового внимания, сосредоточенности на объекте, развивает логическое мышление.

Ведущий говорит ребенку, что загадал предмет и просит, чтобы тот его отгадал. Такие игры хорошо подойдут для того, чтобы развлечься в дороге, на прогулке, переключить внимание, когда школьнику нужно успокоиться после подвижных действий. Например, можно загадать описание любого окружающего предмета: сделана из дерева, есть металлические ножки, пригодится, чтобы отдохнуть, живет в парке или на бульваре, покрашена в желтый цвет (скамейка). Или высокое, толстое, с густой прической, там любят жить птицы (дерево); не промокают, сделаны из резины, как у гуся лапки (сапожки). После того, как ребенок освоит правила игры, можно предложить ему самому загадать предмет.

Как вариант, игру можно провести в семейном кругу, победит тот, кто больше всех отгадает предметов. Победитель получает приз.

«Как назвать одним словом?»

Способствует развитию логического мышления, формирует сосредоточенность, распределение, слуховое внимание, повышает произвольность психических процессов.

Ведущий называет несколько предметов из одной группы: овощи, фрукты, мебель, посуда, одежда, транспорт, предметы быта и подобное. Играющий должен придумать слово, объединяющее все названные предметы. Например, груша, банан, яблоко, апельсин, киви, слива (фрукты); грузовик, автомобиль, поезд, самолет, мотоцикл (транспорт); утюг, пылесос, кофеварка, микроволновая печь (предметы быта). В такой игре предполагается, что у школьника должен быть хороший словарный запас, а взрослому нужно заранее написать или запомнить слова каждой группы, чтобы игра шла весело и оживленно. Как вариант, можно использовать мяч, который играющий будет возвращать с обобщающим словом.

«Какое слово лишнее?»

Вариантом предшествующей игры может стать задание на нахождение лишнего слова из словесного ряда. На слух для младшего школьника оно воспринимается достаточно трудно, но дает хорошие результаты при формировании внимательности, если играть в такую игру постоянно. Ведущий называет ряд слов какой-либо тематики, играющий должен воспринять на слух и найти лишнее слово. Например: красный, зеленый, голубой, (игрушка), белый, желтый; стул, кресло, диван, (кастрюля), шкаф, стол; платье, свитер, рубашка, (кроссовки), брюки, юбка. Условие игры: словесный ряд читается достаточно быстро. Также можно использовать мяч для возврата "лишнего" слова.

Игры на внимательность с элементами правил русского языка

«Один и много»

Развивает переключение внимания, сосредоточенность. Взрослый бросает мяч, называя слово во множественном числе. Школьник возвращает в единственном числе, потом наоборот.

Игра предназначена для младших школьников, которые уже изучили это правило. Родители могут начать с простых существительных, постепенно переходя к сложным. Позже можно вводить в игру прилагательные. Словесный ряд может выглядеть примерно так: дом - дома, дерево - деревья, рука - руки, книга - книги, но ребенок - дети, человек - люди, небо - небеса, чудо - чудеса, пальто - пальто, пианино - пианино. Важное условие: родителю надо хорошо подготовиться к развлечению, чтобы не ошибиться, склоняя существительные.

«Морское путешествие»

Действие направлено на сосредоточенность, внимательность, зрительное восприятие, помогает закрепить части слова. Для этой игры нужно подготовить фигурку-кораблик с кармашками, куда вставляются карточки с одними слогами, вырезать из бумаги острова, написать на них другие слоги. Кораблик «плывет» по игровому полю, периодически «причаливая» к островам. Играющий вытаскивает из кармашка карточку со слогом, ищет подходящий остров, составляет слово. Например, карточка - во, остров - да (вода); ле - то, не - бо, кук - ла, лам - па.

«Кто в каком домике живет?»

Помогает развивать интенсивность, объем и распределение внимания. Для развлечения готовится игровое поле, на котором нарисованы три домика с одним, двумя и тремя окошками, в которых живут зверушки. В первом домике обитают животные, название которых состоит из одного слога (волк, мышь, лось, рысь, слон); во втором - из двух слогов (ли-са, за-яц, мед-ведь, кош-ка, бел-ка); в третьем - из трех слогов (ку-ни-ца, ко-ро-ва, со-ба-ка, кен-гу-ру). Для первоклассников можно предложить картинки с изображением животных, начиная со второго класса - карточки с написанными словами, которые ребята распределяют по домикам.

«Да или нет»

Интенсивная и эффективная игра на внимательность, сосредоточенность, произвольность внимания, быстроту реакции взрослого и ребенка.

Ведущий в быстром темпе задает школьнику вопросы, а тот должен также быстро ответить «да» или «нет». Тематика вопросов может быть разной, после того, как ребенок усвоит задание, можно поменяться ролями. Примерные вопросы на тему «Кто живет в зоопарке?»:

Моржи усатые? Тигры полосатые?
Серый слон большой? Волк там с бородой?
Верблюд горбатый? Пингвин лохматый?
Лиса любит зайку? А зайка балалайку?
Живет там крокодил? Который в телефон звонил?
Бегемот на дерево залез? В зоопарке густой лес?
Белый мишка любит плавать?
А собака любит квакать?
Чебурашка там живет? Крокодила Гену ждет? и т. д.

Современные настольные игры на внимательность

В настоящее время разработано много настольных игр для детей всех возрастов. Их с успехом можно использовать для развития внимательности и всех свойств внимания (сосредоточенности, концентрации, устойчивости, объема, распределения) у младших школьников. Кроме конкретных задач развития, такие игры могут разнообразить семейный досуг. Поэтому желательно иметь подобные игры в семьях, где растут младшие школьники. Вот некоторые из них:

Blokus

Новая настольная игра на выкладывание цветных фигурок на поле становится довольно популярной. Помогает совершенствовать внимательность, усидчивость, сосредоточенность, формирует воображение. Предназначена для детей 7-10 лет.

Игра напоминает известное развлечение «Тетрис». По очереди играющие выкладывают квадратики разного цвета по правилам: элементы одного цвета могут соприкасаться только углами. Игроки стараются заполнить игровое поле так, чтобы не оставить сопернику свободного пространства. Несмотря на простоту правил, увлекательное развлечение позволяет создавать неповторимые комбинации узоров. Выигрывает тот, кто выложит больше всего своих элементов. Оставшиеся элементы принесут штрафные очки.

Орбо или перекати-шарик

Игрушка развивает внимательность, мелкую моторику, подготавливая руку к письму. Головоломка представляет собой белый пластиковый шарик, у которого есть 12 отверстий. Внутри 11 маленьких разноцветных шариков, которые перекатываются. Игрок должен переместить маленькие шарики так, чтобы каждый встал в свое отверстие, окрашенное подобным цветом. Эта настольная игра - подходящий вариант для маленького школьника, чтобы развлечься в дороге, на переменке, во время прогулки.

Alias (скажи иначе)

Игра на ассоциации дает возможность не только развивать внимательность, но и пополнять словарный запас младшего школьника. Она хороша тем, что является истинно семейным развлечением.

Правила игры просты, доступны ребенку любого возраста. Они заключаются в том, что нужно объяснить загаданное слово без использования жестов, однокоренных слов. Можно использовать лишь синонимы и антонимы. В комплекте игры находятся игровое поле с фишками разного цвета, песочные часы, набор 300 карточек, на каждой указано по 8 слов на русском и английском языках. Выигрывает команда, которая получит большее количество очков за отгаданные слова.

Внимательные, любящие родители всегда найдут время, чтобы организовать своему маленькому школьнику увлекательные развлечения, приносящие не только радость, но и помогающие в развитии внимательности!

Статьи по теме: