Национальные татарские игры для детей. "татарские народные игры". Сценарий праздника «День татарских народных игр

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы.

« Рыбы »

( старшая группа )

Цель : пополнить знания детей о рыбах.

Задачи :

Образовательная :

- формировать знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания;

Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы , аквариумные рыбы , рыбы , живущие в пресноводных водоемах);

Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками;

Вызвать у детей желание узнать больше о рыбах, наблюдать и ухаживать за ними.

Развивающая :

Развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка;

Развивать память, умение анализировать, выражать их в речи, развивать эмоциональную сферу детей.

Воспитательная :

Воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле;

Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстраций с рыбами, чтение произведений, героями которых являются рыбы : русская народная сказка «По щучьему велению» , А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» , Е. Пермяк «Первая рыбка» , А. Фет «Рыбка» , И. Крылов «Лебедь, щука и рак» , Г-Х. Андерсен «Русалочка» , Н. Носов «Карасик» , К. Бальмонт «Золотая рыбка» , просмотр мультфильма по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» .

Материалы и пособия :

Картинки - иллюстрации с изображением различных рыб, воробья;

Поговорки, загадки;

Раскраски с различными видами рыб;

Карандаши.

Обогащение словарного запаса : чешуйки, плавники, жабры.

Ход занятия:

Воспитатель :

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Кто это? (Рыбки) .

Воспитатель демонстрирует картинки (иллюстрации) с изображениями рыб : и среди них картинку с изображением воробья.

Воспитатель : Дети, взгляните на картинки, подумайте и скажите кто тут лишний. (ответы детей)

Воспитатель : Как вы определили, что лишний - воробей.

Дети : Смотрели, кого больше, и кто не относится к этой большой группе предметов .

Воспитатель убирает картинку с воробьем.

Воспитатель : Назовите изображённых рыб и дайте краткое описание внешнего вида каждой. Рассказывайте по образцу высказывания : «Эта толстая, усатая» . Или : «Рыбка с толстым туловищем и длинными, легкими, свисающими плавниками и хвостом».

Описательные рассказы детей.

Воспитатель : Дети, какая, по вашему мнению, рыба самая красивая,

Самая некрасивая,

Самая большая,

Самая маленькая.

Ответы детей.

Воспитатель : Рыбы такие разные и так непохожи друг на друга! Почему же их называют одним словом - рыбы ?

Дети : (называют общие признаки рыб) :

Все они живут в воде.

Имеют голову, туловище, хвост, плавники;

на голове рот, глаза и жабры.

Воспитатель : А теперь отгадайте-ка загадку.

«У родителей и деток вся одежда из монеток» . Кто это?

Дети : Рыбы .

Воспитатель : А монетки - что это?

Дети : Чешуя. Чешуйки круглые, блестящие, плотно прилегают к телу рыбы . Воспитатель : Серебряные или золотые монетки?

Дети : И те, и другие, но чаще серебряные.

Воспитатель : У многих живых существ есть туловище, хвост, голова, глаза, рот. Но не у всех есть плавники и жабры. Давайте поговорим о них и для чего они назначены. Необходимы ли рыбам жабры? Да, рыбы дышат жабрами . Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. А плавники?

(Ответы детей) .

Воспитатель : Правильно, рыбы плавают с помощью плавников. Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники : хвостовой и боковые. Шевелят плавниками и плывут. Плавник. плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево-вправо.

Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.

Воспитатель : А есть ли у рыб шея?

(ответы детей)

Воспитатель : Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом, не всегда видит корм.

Физкультминутка «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)

Делать так руками нужно :

Вместе - раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)

Одной, другой - это кроль. (Круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)

Но не отправимся домой.

Воспитатель цитирует отрывок из стихотворения И. Токмаковой :

Ночью темень,

ночью тишь.

Рыбка, рыбка,

где ты спишь? (И. Токмакова. Где спит рыбка)

Воспитатель : Где же спит рыбка и как?

Дети : Спит рыбка у дна или среди растений, чуть шевеля плавниками, с открытыми глазами.

Воспитатель : Верно. У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности : она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.

Воспитатель группирует картинки , отделяя аквариумных рыб от рыб, живущих в открытых водоемах. Спрашивает, не догадались ли дети, почему она отделила одних рыб от других.

Воспитатель : Перечислите аквариумных рыбок, затем назовите рыб, живущих в прудах и озерах.

Ответы детей

Воспитатель : Кто из вас ребята видел рыб в реке или в пруду? Расскажите, как вы их заметили, как рыбы выглядели (2-3 ответа) .

Воспитатель : А знаете ли вы, сколько живут рыбы ? (от 5 до 100 лет)

Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости . Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго. А как живут аквариумные рыбки? Расскажите что вы знаете о них. (Ответы детей) .

Воспитатель : Приятно, когда в доме есть аквариум, не правда ли? Но уж если вы завели рыбок, ухаживайте за ними так, чтобы они получали все необходимое.

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность? (Ответы детей.)

Воспитатель : И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками , нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает . Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу ? Что мы можем для этого сделать? Пока мы будем ухаживать за аквариумными рыбками, а на будущее - будем умнее.

Воспитатель : Ребята,а вы любите есть рыбу? (да,нет) Ведь рыба очень вкусная и полезная еда. И вареная, и жареная, и соленая и маринованная. А еще ее коптят, солят и сушат, замораживают, делают консервы . Рыбу ловят рыбаки. Это профессия отважных мужчин.

(Показываю картинки) .

Воспитатель : Что нового узнали вы сегодня о рыбах? Что вам понравилось, какие рыбы вам понравились ?

Организация: МАДОУ д\с №8 «Родничок»

Населенный пункт: Липецкая область, г. Грязи

Цели: расширение представлений о пресноводных рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение, активизация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Развитие диалогической речи, обогащение речи словами – антонимами. Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, мелкой моторики. Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.

Организационный момент.

Воспитатель: У нас в гостяхНезнайка. Как вы думаете куда он собрался?

Дети: На рыбалку (у него в руках удочка, ведро).

Воспитатель: Правильно, он собрался порыбачить, но ему грустно от того, что он не знает названия рыб, которые ему попадаются на крючок. Дети, я предлагаю вам помочь Незнайке, разобраться в этом вопросе.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о рыбах, которые живут в водоемах.

Что такое водоем?

Какие водоемы вы знаете?

Дети: Река, озеро, пруд.

Недалеко от нас есть водоемы, я приглашаю вас пойти порыбачить. (Дети ловят рыбу удочками).

Воспитатель: Давайте посмотрим какую рыбу вы поймали?

Дети: На дне где тихо и темно

Лежит усатое бревно (сом).

Хвостом виляет

Зубаста, а не лает (щука).

В пруду, или в озере, больше нигде,

В тихой, спокойной стоячей воде,

Где буйная зелень на дне разлеглась, вот именно там обитает (карась).

С длинным телом серебристым,

Обитает в речке быстрой.

Многим рыбам – страшный враг

Догадался? Нет? (судак)…

Воспитатель: Отлично ребята! Сколько рыбы вы поймали. Сейчас я вам предлагаю подобрать слова одной семейки к слову рыба.

Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак).

Воспитатель: Что делает рыбак? (рыбачит).

Воспитатель: Куда ходит рыбак?(на рыбалку).

Воспитатель: Как можно назвать маленькую рыбку? (рыбешка).

Воспитатель: Какой суп варят из рыбы? (рыбный).

Воспитатель: Как можно назвать большую рыбу? (рыбина).

Воспитатель: Рыбки в ведерке резвятся, зовут нас поиграть.

Физкультминутка

Улитки ползут,

Свои домики везут.

Рогами шевелят,

На рыбок глядят.

Рыбки плывут,

Плавничками гребут.

Влево, вправо поворот,

А потом наоборот.

Воспитатель: Предлагаю вам присесть около озера, рассмотреть рыбешек какие части тела у них есть. (Работа по схемам ).

Обратите внимание на то, какой разной формы может быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники.

Дети: У щуки длинная голова и длинное тело

Воспитатель: А у леща?

Дети: У леща небольшая голова и широкое тело.

Воспитатель: А у ерша?

Дети: У ерша маленькая голова и небольшое широкое тело.

Воспитатель: У судака острые спинные плавники, а у сома?

Дети: У сома спинной плавник маленький, и не острый.

Воспитатель:У щуки хвост большой. А у сома?

Дети: У сома хвост маленький.

Воспитатель: Посмотрите какой разной чешуей покрыто тело рыб. У леща она крупная. А у судака?

Дети: Мелкая.

Воспитатель : У сома вообще нет чешуи. Его тело покрыто толстой кожей. А еще у всех рыб есть жабры. Для чего они нужны?

Дети: Чтобы дышать.

(Дыхательная гимнастика)

Воспитатель: Дети, рыба в нашем ведерке вся перепуталась, ей мало здесь места, давайте ее выпустим обратно в водоем, туда, где она живет (обитает). Рыбы могут обитать в разных водоемах. Например: Карп и карась водятся в прудах. Ерши и щуки могут жить в любой речке на иглистом дне. Красноперка обитает в озерах.

(Дети выкладывают рыб в водоемы графическое изображение – пруд, озеро, река).

Воспитатель: Рыбы, которые живут в реках, прудах, озерах, называются пресноводными.

Воспитатель: Давайте насыплем хлебных крошек, пусть рыбы полакомятся.

Воспитатель: Еще чем рыбы могут питаться? (предположительные ответы детей).

Воспитатель: Щука – Хищница. Она питается другими рыбами. Хищные рыбы: сом, окунь, судак. А карась, ерш, лещ – не хищники, они питаются водорослями.

Воспитатель: Для чего рыбам нужны плавники?

Дети: Чтобы плавать.

Воспитатель:Давайте с вами понаблюдаем, как рыба плавает по волнам.

(Дети ложатся на ковер). Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда вы делаете вдох и опускается, когда вы делаете выдох.

Воспитатель: Мы вспомнили названия рыб, чем питаются, где обитают, а сейчас составим небольшие рассказы по мнемотаблице (название, где обитает, чем питается).

Воспитатель: Дети, мы помогли разобраться Незнайке в названиях рыб? Какие вы выполняли упражнения, чтобы разобраться в этом вопросе? (ответы детей).

Воспитатель: Так ка вы хорошо сегодня потрудились, я вам предлагаю отдохнуть и послушать песенку «Любитель рыболов».

Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

Задачи:

Образовательная:

1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.

Развивающая:

1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

2. Развивать эмоциональную сферу детей

Воспитательная:

Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных, карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб, фланелеграф, изображение Незнайки, рыб и морских животных для работы на фланелеграфе, разрезная картинка (рыба).

Предварительная работа: чтение рассказов о морских обитателях, рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.

Ход занятия. Воспитатель загадывает загадки:

Жива в воде она,

Поймаешь, вытащишь ее –

Умрет она тогда.

Крылья есть, да не летает,

Глаза есть, да не мигает,

Ног нет, да не догонишь.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

О ком эти загадки? (о рыбах).

Характеристика рыб (по тексту загадок)

Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке..., в аквариуме...

Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.

Воспитатель. Отгадайте загадки, найдите – отгадки.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно (сом)

Колюч, да не еж

Кто это? (ерш)

К нам из сказки приплыла,

Там царицей была.

Это рыбка не простая.

Рыбка... (золотая)

Ярко – красный или черный,

Очень резвый и проворный,

Длинный острый хвостик носит

И зовется... (меченосец)

На какие группы можно поделить этих рыб? (на пресноводных рыб и аквариумных рыб).

Работа с карточками.

Найти и обвести в кружок аквариумных рыбок.

Обвели в кружок сомика, а сома нет. Почему?

Рассказ – сравнение.

Чем они отличаются и чем похожи?

«Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.

У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуемся».

Физкультминутка

Как в аквариуме нашем

Рыбки золотые пляшут.

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами (движения по тексту).

Дети изображают резвящихся рыбок.

Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы? (в море). Но в море еще живут морские животные.

В гости приходит Незнайка.

Он приносит картинки, на которых изображены рыбы и морские животные. Надо найти морских животных. (кит и дельфин)

Чем отличаются морские животные от рыб (Рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.)?

А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай...

Посмотрите, какие необычные рыбы изображены на рисунке. Вы их знаете? Найдите на рисунке рыбу-пилу, рыбу-иглу, рыбу-зебру и т.д.

Как вы догадались, где какая рыба?

О ком мы сегодня говорили?

Что нового мы узнали о рыбах?

Занятие окончено.

Литература

1. Интернет – ресурсы

2. КРО «Ознакомление с окружающим миром» И. Морозова. М.А.Пушкарева Издательство «Мозаика – синтез» 2011г

3. «1000 загадок» Издательство АСТ, Полиграфиздат 2011г

Статьи по теме: