2 волшебная копилка. Игра "Волшебные картинки". Игра «Что это такое?»

анастасия серебренникова
Методическая копилка игр, игровых заданий и упражнений для использования технологий ТРИЗ

Игра "Волшебные картинки"

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

Игра "Теремок"

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т. д. На каждого ребенка - один рисунок.

Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.

Ход игры: 1-й вариант: каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:

Тук, тук, кто в теремочке живет?

Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?

А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?

Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

Игра "Красная шапочка”

Цель: развитие творческого воображения.

Реквизит: бумага и фломастеры.

Перед игрой вспоминаем сказку, а конкретнее эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Объясняем детям, что сейчас мы сыграем немного по другому, чем в сказке. Наша бабушка, узнав о планах волка, превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи.

Как играть: Выбирается предмет, в который превратится бабушка (предмет можно выбрать из детских карт. Игроки вспоминают свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой).

Начинаем играть, а для наглядности изобразить бабушку с телом-стаканом, руками, ногами, растущими из стакана и косыночкой на голове наверху стакана.

Один из игроков назначается бабушкой. Другие или другой обращается к нему: - Бабушка, бабушка, почему ты такая прозрачная (называется одно из свойств предмета?

Чтобы видеть, сколько я съела.

И так играем до тех пор, пока не будут ободут обоснуем все странности бабушки.

После этого переходим к обсуждению, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или расколоться на острые кусочки - чтобы волк не мог съесть ее, а потом, когда волк уйдет, склеится клеем для стекла).

Игра "Маша-Растеряша"

Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.

Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.

Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.

Ход игры: 1-й вариант: ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:

Что с тобой?

Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду

(называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать?

Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.

"Перевирание сказки".

Возможно, эта игра знакома многим из вас. С нашей же точки зрения она обладает следующими дидактическими свойствами, оправдывающими ее использование на логопедических занятиях по развитию связной речи - она обучает ребенка одновременно операции декомпозиции и композиции.

Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку:

Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:

Не Желтая, а Красная

Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и:

Да нет же, не папа, а мама.

Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:

К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:

«Что – то – часть чего – то»

Принцип этой игры взят из игровой телепередачи. Понадобится разрезная предметная картинка из 12 – 16 частей. Картинка лежит на столе изображением вниз. Наугад по желанию детей открывают один квадрат. Дети рассматривают его, предполагают, на что похоже изображение, у каких предметов ещё бывают такие части. Когда варианты исчерпаны, открывают следующий квадрат. И так до тех пор, пока не будет отгадано изображённое на картинке.

Игра «Назови часть предмета»

(со 2 младшей группы)

Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

Ход: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):

Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:

КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал)

Игра «Паровозик»

(со 2 младшей группы)

Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции.

Ход: Ведущий подбирает 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды. Это может быть дерево, птица, бабочка, т. е. любая живая система. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, дети – вагончики.

Например, Человек:

1 карточка – младенец

2 карточка – дошкольница

3 – девочка-подросток

4 – девушка

5 – женщина

6 – старушка. («Поезд времени»)

Игра «Что это такое?»

(со 2 младшей группы)

Цель: развивать ассоциативное мышление.

Ход: На доске или листе бумаги взрослый рисует любую геометрическую фигуру или схематическое изображение. Задает вопрос детям:

Что это такое? Или На что похоже?

Дети называют предмет, на который похоже это изображение.

Воспитатель говорит: - Нет! Это не …

Затем воспитатель подрисовывает еще какие-либо части и опять спрашивает: «Что это?». Дает отрицательный ответ детям и вновь дорисовывает части и т. д.

Игра «Гирлянда»

(со 2 младшей группы)

Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

Ход: Ведущий предлагает стартовое слово.

Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах, действиях этого предмета.

Лягушка какая?

Ребенок отвечает: - Зеленая.

От этого слова вновь ставится вопрос. Например:

Зеленая кто (что?

Ребенок отвечает: - Трава.

Трава что делает? (растет)

Растет что (кто? (ребенок)

Ребенок какой? (веселый)

Веселый кто бывает? (клоун)

Клоун что делает? (смеется)

(со средней группы)

Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.

Ход: Ребенок отвечает на вопрос взрослого:

Кем (чем) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т. д.»

При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например:

Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.

За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

Игра «Маленькие человечки»

(со средней группы)

Цель: учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов.

Ход: Ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются и где они живут.

Человечки твердого тела

Человечки жидкого тела –

Человечки газообразного тела –

Ведущий предлагает разделить природную среду двумя горизонтальными линиями и в верхнем секторе «поселить» все, что несет в себе человечков газа, в центре – жидкого тела, внизу – твердого тела. Ведущий называет природный объект, а дети определяют ему место.

Например: Болотная лягушка - живая природа, живет и в воде и на суше.

Древесная лягушка – на дереве, хотя дышит воздухом.

Чайка – живая природа, живет в воздухе и на воде.

Игра «Узнай меня»

Цель: учить описывать предмет, не называя его.

Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.

Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз)

Я холодная голубая и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка).

Как это работает? Раскрываем секреты

Надо заметить, что такая игрушка должна быть и вправду исключительно познавательной для детей. В ней очень много действующих деталей, на которых можно увлекательно и наглядно объяснить законы механики, которые помогают монетке совершить преодолеть все препятствия и совершить путешествие через весь лабиринт в саму копилку.

Монетке перед тем, как попасть в копилку, предстоит долгий путь. Сначала она попадает в слот-приемник.


Оттуда она попадает на ленту конвейера, которая подымает ее наверх.

Медленно монетка ползет и ползет на самую вершину угла, чтобы потом пролететь зигзагами внутри соседней стенки.

После этого она попадает вниз и улавливается спиралью.

В итоге можно понаблюдать целых 6 различных механизмов движения. Интересно и то, что вся работа обеспечивается вращательными механизмами, находящимися на поверхности основания. Они видны еще при сборке. Единственным более сложным моментом является находящаяся на входе система, которая включает весь процесс. Судя по всему, в приемном отверстии находятся оптические датчики, которые запустят работу механизма, только если обнаружат в приемнике монетку.

Итогом всего этого "круговорота денег" оказывается то, что монетка оказывается в специальном резервуаре, который находится внутри базы.


Он достаточно легко открывается простым нажатием, поэтому извлечь оттуда монеты не составит большого труда.


Когда последняя монетка доходит до копилки, механизм замирает.

Впечатления

Если вы хотите подарить кому-то оригинальный подарок, то эта штука как раз из таких. Прозрачная конструкция, внутри которой безостановочно двигаются, прыгают и крутятся, падают, ездят в вагончиках и поднимаются по спирали монетки. И вправду самая настоящая монетная фабрика.

Это не только игрушка, которая может создать круговорот денег в локальном масштабе, но еще современный вариант копилки и занятная головоломка - "три в одном". Что и говорить, она забавна! Причем у взрослых она вызовет, пожалуй, не меньшее любопытство, чем у детей. Поначалу просто становится очень интересно, как же это все собрать и как оно работает, потом начинается круговорот монет, и все внимание приковано к нему. Такая игрушка может стать очень оригинальным предметом интерьера для дома или в офисе, которым всегда можно развлечь гостей. Временами, задумавшись о чем-то, можно и самому помедитировать, глядя на движение монеток.

Развивающая игра "Волшебный круг"

Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог – психолог МБОУ СОШ № 7 Филиал ДОУ № 5 г. Няндома Архангельской области.
Описание:
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию игру «Волшебный круг». Эта игра является продолжением серии «игр своими руками». Материал будет полезен педагогам, работающим с дошкольниками (начиная с раннего возраста), младшими школьниками; а также будет полезен родителям и просто увлеченным людям.

Развивающая игра для детей дошкольного возраста "Волшебный круг"

Цель:
Развитие психических процессов.
Задачи:
Развивать:
Процессы внимания;
Мелкую моторику;
Навыки счета;
Пространственную ориентировку;
Цветовосприятие;
Навыки самоконтроля в процессе деятельности.
Материалы и оборудование:
1. Разноцветные пластмассовые крышки от пластиковых бутылок среднего и большого размера.
2. Прищепки разного цвета.
2. Прозрачные емкости для хранения крышечек и прищепок.
3. Схемы с заданиями.
Условия и ход игры:
Для игры Вам нужно набрать крышек от питьевого йогурта и пластиковых бутылок, купить прищепки и подготовить большое количество схем - кругов, по которым дети будут работать.

Для игр Вам потребуется картон белый, разноцветный и любой под основу для уплотнения схем.


Также разнообразные картинки небольшого размера, карандаши, фломастеры, вырезанные цифры, скотч для поверхности схемы (для более длительного применения).
Схемы в виде кругов, которые состоят из 8, 6 частей (основа).


Игра «Сложи кружки»
(для малышей)
Изготовление:
Нарисуйте схему: круг разделите на 8 равных частей, в каждой части нарисуйте круг, поделите его на 2 части. Полукруги можно раскрасить или использовать части из цветного картона (как у меня), он смотрится ярче и аккуратнее. Затем подготовьте выстриженные отдельно из разноцветного картона полукруги.
Ход:
Предложите малышам разложить их по цвету.


Игра «Выполни по образцу»
(для детей постарше)
Изготовление:
Схема, как в игре «Сложи кружки», подготовьте крышки от питьевого йогурта, желательно белого цвета, наклейте на них полукруги из цветного картона.
Ход:
Предложите детям выложить крышки с нужными цветами рядом с образцом по схеме.


Игра «Разложи по цвету»
Для малышей.
Изготовление:
На схему – основу наклеиваем разноцветные треугольники. Таких схем может быть много.


1. Ход:
Предложите детям разложить крышечки по цвету на схему.


2. Ход:
Предложите детям разложить карандаши (пуговицы, бусины, фломастеры) по цвету.


Вариант для детей постарше:
Ход:
На основу с цветными треугольниками накладываем еще один круг размером поменьше и наклеиваем на него цифры в пределах 10. Для того, чтобы игра была «многоразовой», я беру нитку с иголкой, завязываю аккуратный узелок, прокалываю оба круга, натягиваю нитку и закрепляю ее с обратной стороны схемы скотчем. Таким образом, маленький круг можно поворачивать и в результате получается новое задание.


Игра «Найди нужную крышку»
Изготовление:
На схеме, в треугольниках рисуем разное количество кружков (снежинок, звездочек, солнышек и т.д.), разного цвета. Также понадобятся разноцветные крышки с цифрами.
Ход:
Предложите детям поставить крышку нужного цвета, с нужной цифрой напротив каждого треугольника схемы, предварительно сосчитав количество кружков.


Как вариант – солнышки.


Игра «Сосчитай картинки»
Изготовление:
В треугольники схемы вклейте картинки с разным количеством предметов, так, чтобы дети могли посчитать их. Также Вам потребуются крышки с цифрами, лучше одного цвета.
Ход:
Сосчитать количество предметов и положить рядом крышку с нужным числом.




Игра «Прищепки»
1. Для малышей
Изготовление:
Раскрасить схему, собрать разного цвета пластмассовые прищепки или раскрасьте деревянные в те цвета, которые Вам нужны.
Ход:
Предложить деткам прикрепить прищепки по цвету на схему.


2. Для детей постарше
Сделать двойную схему, как в игре «Разложи по цвету».
Ход:
Закрепить столько прищепок на нужном цвете, сколько показывает число.


Ход:
На этой же схеме. На прищепки наклеиваем цифры, затем дети подбирают прищепку нужного цвета с нужным числом к определенному цвету треугольника.


Как вариант:

Уважаемые коллеги, спасибо за внимание, буду рада, если мои игры пригодятся Вам в работе.

Статьи по теме: