Какую роль играют подвижные игры в развитии детей. "подвижные развивающие игры для детей школьного возраста" Познавательные подвижные игры

Айгуль Камалова
Роль и значение подвижной игры в развитии дошкольников

Игра – вид деятельности ребенка, который представляет созна-

тельную, инициативную деятельность, направленную на достижение ус-

ловной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетво-

ряются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируют-

ся его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребен-

ка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации.

В игре ребенок ищет и часто находит «рабочую площадку» для воспи-

тания своих нравственных и физических качеств, его организм требует

выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию.

Через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая пря-

мое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе. Но в то же

время игра не может служить средством обучения дошкольников более

сложным по координации движениям, требующим определенной четкой

техники, усиленной концентрации внимания, дополнительных волевых

Для младших дошкольников подвижные игры являются жизнен-

ной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные зада-

чи : образовательные, воспитательные, оздоровительные. В процессе игр

создаются благоприятные условия для развития и совершенствования

моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привы-

чек и навыков жизни в коллективе.

Основными задачами физического воспитания являются укрепле-

ние здоровья, содействие правильному развитию , обучение учащихся

жизненно необходимым двигательным навыкам, развитие физических ,

волевых и моральных качеств.

Физическое развитие – процесс изменения , а также совокупность

морфологических и функциональных свойств организма.

Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все

психические процессы протекают наиболее активно. Использование иг-

ровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут

способствовать физическому воспитанию детей.

Объект исследования – процесс физического развития детей сред-

ствами игровой деятельности.

Предмет исследования – влияние подвижных игр на физическое

развитие детей .

Цель исследования – разработать и доказать эффективность под-

вижных игр для физического развития детей .

Задачи исследования :

1) изучить научную, научно-методическую и специальную лите-

2) охарактеризовать современное состояние применения игровой

деятельности в развитии детей ;

3) разработать комплекс подвижных игр , способствующих про-

цессу активного развития детей ;

4) выявить значимость подвижных игр в развитии детей .

Гипотеза исследования : применение специального комплекса под-

вижных игр положительно влияет на процесс развития детей .

Подвижные игры – средство физического воспитания детей. Они

дают возможность развивать и совершенствовать их движения. Разнооб-

разные движения требуют активной деятельности крупных и мелких

мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыха-

нию, то есть повышению жизнедеятельности организма. Большое влияние

подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ре-

бенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положи-

тельные эмоции, развивают тормозные процессы : в ходе игры детям при-

ходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от дви-

жения при других. В этих играх развивается воля , сообразительность, сме-

лость, быстрота реакций и др.

Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им ра-

дость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником

подвижных игр с правилами являются народные игры , для которых ха-

рактерны яркость замысла, содержательность, простота и заниматель-

состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной

группы детей предусмотрены подвижные игры , в которых развиваются

движения разных видов : бег, прыжки, лазанье и т. д.

Игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей, их

возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые

правила. Правила в подвижной игре выполняют организующую роль :

ими определяется ее ход, последовательность действий, взаимоотноше-

ния играющих, поведение каждого ребенка. Правила обязывают подчи-

няться цели и смыслу игры ; дети должны уметь ими пользоваться в раз-

ных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила

по ходу игры , в старших – перед началом. Подвижные игры организу-

ются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей

группой. Они входят также в состав физкультурных занятий. После того

как дети усвоят игру, они могут проводить ее самостоятельно. Руково-

дство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Под-

бирая подвижную игру , воспитатель учитывает соответствие требуемого

ее характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и

вовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не до-

пуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их

перевозбуждение и утомление.

Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные

игры самостоятельно . Для этого надо развивать у них интерес к этим

играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в ча-

сы досуга, на праздниках и т. д.

Итак, подвижная игра – одно из важных средств всестороннего

воспитания детей дошкольного возраста . Характерная ее особенность –

комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ре-

бенка : в игре одновременно осуществляется физическое, умственное,

нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Необходимость разработки данной темы обусловлена тем, что на

смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные.

Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ре-

бенка. Не отрицая их значимости , надо признать, что ребенку все мень-

ше времени остается для подвижных игр , прогулок, общения со сверст-

никами. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской

деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными ,

индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на со-

стоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей

дошкольников .

Анализ исследований, касающихся вопросов развития двигательных

способностей и качеств детей (Е. Н. Вавилова, Н. А. Ноткина, Ю. К. Чер-

нышенко, свидетельствует, что около 40 % старших дошкольников

имеют уровень развития двигательных способностей ниже среднего.

Недостаточная физическая активность детей, особенно в период актив-

ного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не

подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и

дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья детей, сниже-

ния жизненного тонуса.

Таким образом, актуален поиск путей физического и духовного

оздоровления дошкольников , эффективных средств развития двигатель-

ной сферы ребенка, развития интереса к движению на основе жизненной

потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы

мы видим в создании совокупности социально-педагогических условий,

обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное фи-

зическое и личностное развитие ребенка .

Содержание подвижных игр, игровых заданий, эстафет.

1."Божья коровка".

Направления: развитие статического равновесия, ориентировки в пространстве, активизация речи, закрепление знаний порядкового счета, формирование осанки. Дети стоят вдоль стен зала лицом к центру. Водящий отворачивается. Они прячут кому-нибудь за спину под майку "божью коровку" и поднимают вверх руки. Водящий пытается найти у кого игрушка, передвигаясь от одного к другому. А они над головой хлопают в ладоши и жужжат, ориентируя громкостью хлопков передвижения водящего.

Способы усложнения: приближение водящего к спрятанной игрушке дети регулируют громкостью проговариваемого хором речитатива:

1, 2, 3, 4, 5,

Коровка спряталась опять,

7, 8, 9, 10, Мы найдем ее все вместе".

2. "Говорящий мяч".

Направления: развитие умения дифференцировать усилия при бросках и ловле мячей, расширение активного словаря, развитие внимания при следящих движениях. Дети стоят в шеренге. Ведущий бросает мяч каждому игроку по порядку и называет любую букву. Ребенок, поймав мяч, приседает с ним в руках, а, возвращая мяч ведущему, называет слово на эту букву. Например, - "А" - "Арбуз".

Способы усложения: ведущий, бросая мяч, говорит слово.

Ребенок ловит мяч, выделяет первую букву из услышанного слова, приседает, и, бросая мяч ведущему, называет свое слово на ту же первую букву. Или: ведущий называет цифру, а ребенок - цифры соседи. Например,- "2", нужно назвать "1" и "3".... Ведущий говорит слово, а ребенок словосочетание или предложение. Например,- "Ворона" - "Ворона сидит на дереве".

3."Фокусник".

Направления: развитие мелкой моторики, быстроты реакции закрепление знаний порядкового счета, формирование осанки. Дети стоят парами, плечом к плечу, одной рукой держа партнера за руку, другая вытянута в сторону и держит ленту за уголок. По команде ведущего все вместе начинают считать до 20, стараясь как можно скорее спрятать ленту в кулак. Победителем считается тот, кто быстрее спрячет в руке ленту.

Способы усложнения: увеличить длину ленты или заменить на лист бумаги размером до половины газетного листа.

4."Летающие носочки".

Направления: развитие мелкой моторики пальцев ног, быстроты реакции слуховой памяти, ритмичности. Дети сидят в кругу на полу, руки в упоре сзади. Ноги вытянуты вперед. По кругу пускается один носочек. Каждый ребенок должен взять его пальцами ноги и перенести к ноге соседа. Можно передавать носочек путем перекидывания, а не переноса.

Способы усложнения: увеличивается число носочков. Добавить одновременное проговаривание хором речитатива: "Я носок возьму ногой, Поднесу его к другой, И несу, несу, не сплю, Ничего не зацеплю."

5."Рисуем настроение".

Направления: повышение эмоционального состояния детей, развитие мелкой моторики.

Каждый ребенок получает по тюбику губной помады и ему разрешается подойти к любому участнику и "украсить" его лицо, руки: нарисовать улыбку, солнышко, кружочки и т.д..

6."Рычи лев, рычи".

Направления: снижение психоэмоционального напряжения детей, формирование правильного произношение звука "Р", активизация голосовых связок. Ведущий говорит: "Все мы - львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: "Рычи лев, рычи!", пусть раздается самое громкое рычание." "А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите львы". Нужно попросить рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку. Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это - паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз двигается в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки "чух-чух-та-та-та". В конце игры может произойти "крушение", и все валятся на пол.

7. "Ранец".

Направления: развитие умения дифференцировать усилия при выполнении прыжков, закрепление знаний о социально- бытовой ориентировке, расширение словарного запаса и знания предметов окружающего мира. Все дети встают в квадрат - это ранец. Ведущий объявляет: "Сейчас будем собирать ранец в школу". Каждый игрок выкрикивает по очереди, чем он будет (ручка, тетрадь, учебник). Если он по смыслу угадал, то прыгает в середину и присаживается, берет за руки тех, кто уже "внутри ранца". И так до тех пор, пока все дети не окажутся в кругу. Затем, по желанию, тема меняется на "овощи", "цветы", "деревья", "посуда", "одежда".

8. "Робот".

Направления: развитие пространственной ориентировки, знаний направлений движения. На глаза ведущего надевается повязка, он - "робот". Дети, говоря "вперед", "назад", "вправо", "влево", "стой" и т.д. и "приводят" его к заранее оговоренной цели (двери, окну и т.п.).

9. "Узнай друга".

Направления: развитие тактильного восприятия и внимания, активизация слуховой и мышечной памяти, мышления, развивитие мелкой моторики. На глаза одного ребенка надевается повязка. Ведущий подводит его к любому игроку, где он должен с помощью ощупывания определить: кто это, назвал имя.

Способ усложнения: дети встают на возвышения, на колени, чтобы ощупывающему игроку было сложнее их узнать. Вариант: узнать игрока можно только по голосу, не трогая его при этом руками.

10."Чудесный мешочек".

Направления: развитие тактильного восприятия и внимания, активизация памяти, мышления счета, развитие мелкой моторики. В присутствии детей положить в мешочек 10 предметов, хорошо им знакомых (игрушки из киндер-сюрпризов). Дети по очереди опускают руку в мешочек, ощупывают один из предметов, не вынимая из мешка, и вслух называют его. После чего ребенок вынимает предмет и сверяет правильность своего ответа.

Способы усложнения: ранее знакомые предметы опустить в мешочек, но так, чтобы дети не увидели, какой именно набор там находится. Дети наощупь должны посчитать количество предметов в мешке, а затем назвать их.

11. "Зоопарк".

Направления: профилактика плоскостопия, формирование осанки, активизация внимания, памяти, речи, развитие координации элементарных движений, имитация поз, движений звуков животных, птиц. Дети располагаются по площадке, каждый в своей "клетке" и изображают зверей: Аист: стойка на одной ноге, другая согнута, руки на пояс. Слоники: встать на четвереньки, вытянуть губы - "хобот". "Пить воду" - с шумом втягивая воздух, вытянув "хобот". "Побрызгать на себя водичкой" - поднять голову и с шумом выдохнуть через сжатые зубы. Мишки: ходьба перекатом с одновременным звукоподражанием,"р-р-р" . Пингвины: ходьба перекатом с пятки на носок, руки прижаты, ладони в стороны, одновременно проговаривая"пи-пи". Лошадки: бег или ходьба, высоко поднимая колени, щелкая при этом языком. Собачки: стойка на четвереньках, имитация лая: "рычания". Кошечки: стойка на четвереньках, прогибая спину, имитация мяукания. Чижики: в упоре присев, поднимание и опускание согнутых в локтях рук ("крыльев") с одновременным проговариванием "чик- чирик". Лягушки: произвольные прыжки из упора присев, одновременно имитируя кваканье лягушки. Жуки: "ж-ж", упали на спину, подняться не могут. Ведущий называет животное, а все дети его изображают. Отмечаются самые лучшие "звери". Затем все садятся в трамвайчик, строятся в колонну, руки на плечи впереди стоящему, едут по кругу, одновременно хором проговаривая "трень- трень", "дзинь-дзинь". Проехав круг, "трамвайчик сходит с рельс" - дети падают на пол.

Способы усложнения: Несколько детей образуют трамвайчик и "едут по зоопарку". Другие игроки изображают зверят в клетках, без указаний ведущего. Пассажиры "трамвая" должны их отгадать изображаемых зверей. Кого отгадали, тот выходит из клетки и садится в "трамвайчик".

12. "Бусы".

Направления: развитие силы кисти, быстроты реакции координации совместных действий, закрепление представлений об основных цветах, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Участники встают в плотный круг. Они - бусинки красивого ожерелья. Внутри круга - ведущий. "Бусинки" тесно прижимаются, крутятся на месте, не отрываясь друг от друга. Ведущий пытается "разорвать" ожерелье: щекочет, смешит, тянет в разные стороны и т.п. Если ведущему это удается, бусинки "рассыпаются" по полу и катаются по нему. А ведущий начинает их ловить, по очереди крепко держа за руку первую, вторую, третью и т.д., пока не соберет снова все ожерелье.

Способы усложнения: сделать бусы разноцветными - одна - синяя, другая красная и т.д. (повязать им на руки ленточки соответствующего цвета). Собрать бусы необходимо чередуя красную и синюю бусинки.

13. "Падающий мяч".

Направления: развитие быстроты реакции, внимания, памяти закрепление знаний по социально-бытовой ориентировке, порядковому счету, названию предметов. Дети образуют круг. Внутри него - водящий с мячом в руках. Каждый ребенок выбирает себе название предмета, относящегося, например, к теме "Умываемся": мыло, зубная щетка, полотенце и т.д. Водящий, подбросив мяч вверх называет "ручка", вызванный игрок должен подпрыгнуть и поймать мяч.

Способы усложнения: дети рассчитываются по порядку номеров и ведущий называет номер игрока. Или каждый ребенок выбирает название фруктов: "яблоко", "груша", "слива", "банан" и др.

14. "Быстро шагай".

Направления: развитие быстроты реакции и движений, статической координации, формирование осанки. Играющие выстраиваются на одном конце площадки в шеренгу. На другом конце спиной к играющим, лицом к стене, становится водящий. Он закрывает лицо руками и говорит: - "Быстро шагай, смотри не зевай, стоп!" Пока водящий произносит эти слова, все играющие стараются как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде "стоп!" они должны немедленно остановиться и замереть на месте, а водящий быстро оглядывается назад. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хоть одно движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять становится к стене и произносит те же слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизится к водящему и запятнать его раньше, чем тот успеет оглянуться.

Способы усложнения: все играющие кладут предмет на голову (мягкую игрушку, сдутый мяч) и следят, чтобы во время продвижения вперед он не упал. Или все играющие, кроме водящего, с закрытыми глазами.

15. "Жмурки".

Направления: Развитие динамической координации, внимания при следящих движениях, ориентировки в пространстве, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем. На площадке очерчивают произвольное пространство, за границу которого играющие не могут выходить. Одному из участвующих на глаза надевают повязку. Играющие поворачивают его несколько раз, а сами разбегаются, стараясь сохранить полнейшую тишину. "Жмурка", прислушиваясь к малейшему шороху, старается поймать кого-нибудь из зазевавшихся игроков. Пойманый становится "жмуркой" .

16. "Что изменилось".

Направления: активизация внимания, памяти, мышления, речи деятельности, развитие статической координации. На игровой площадке ведущий раскладывает ряд предметов (например: обруч, скакалка, мяч, поролоновый куб). Дети смотрят на эти предметы, отворачиваются и бегут в противоположную сторону. Ведущий в это время убирает что-либо из предметов или меняет их местами. Дети прибегают, смотрят и говорят, что изменилось. Поощряются самые внимательные.

Способы усложнения: 1) Дети замирают в определенных позах. Ведущий отворачивается, все хором произносят: "Раз, два, три, четыре, пять, Ну-ка замерли опять". Во время проговаривания речитатива игроки меняют позы, а по его окончанию - снова замирают. Ведущий поворачивается и говорит что изменилось. 2) На горизонтальном стенде ведущий располагает от 2-х до 5 букв или цифр (дети отворачиваются). Ведущий меняет буквы или цифры местами.

16. "Попрыгунчики".

Направления: развитие скоростно - силовых качеств, активизация психических процессов, расширение кругозора, развитие ориентировки в пространстве, укрепление сердечнососудистой системы. Дети в упоре присев располагаются по кругу лицом к стоящему в центре ведущему. Он громко называет предмет, а дети должны подпрыгнуть вверх на 2-х ногах, если этот предмет относится к определенной заранее теме: "лес", "цветы", "животные" и т.п.

Способы усложнения: перед каждым ребенком ориентир - обруч - он должен прыгнуть в него. Обруч постепенно отдаляется.

17. "Собери слово".

Направления: развитие сообразительности, быстроты реакции, закрепление грамматических знаний, развитие моторики мелких движений пальцами рук, приобретение навыков совместных действий. Дети делятся на 2 команды. Каждой команде выдается набор букв. Команды должны, посовещавшись, составить слово и молча построиться. Когда обе команды будут готовы, ведущий собирает у них карточки с буквами, относит их к стенду и, перемешав, раскладывает под ним. По сигналу 1-ый игрок каждой из команд бежит к стенду по начерченной линии, выбирает первую букву и вывешивает ее на стенд. Второй игрок вывешивает 2-ю букву и т.д., пока все слово не окажется на стенде. Выигрывает команда, закончившая первой.

Способы усложнения: 1) передвижение в эстафете осуществляется прыжками на одной, двух, на скакалке. 2) увеличение количества букв в составляемом слове.

18. "Дунем раз..." .

Направления: развитие дыхательной мускулатуры, расширение активного словаря, развитие динамической координации. Дети делятся на команды. У каждого мяч от настольного тенниса. Первые игроки ползут на четвереньках и, дуя на мяч, стараются докатить его до стены. В это время остальные игроки говорят хором:

"Дунем раз, дунем два, Дунем три, докатили до стены". Докатив шарик, первые игроки бегом возвращаются к команде. Вторые делают то же и т.д. Выигрывает команда, закончивашая первой.

Способы усложнения: теннисный мяч прокатить между ориентирами (набивными мячами, кеглями).

20. "Дотронься до..." .

Направления: развитие точности движений, быстроты реакции на сигнал, сообразительности, активизация внимания, памяти, закрепление представлений об основных цветах, формах, величине предметов, укрепление сердечнососудистой и дыхательной систем. Дети свободно располагаются по залу. Ведущий громко произносит: "Дотронься до... синего!" Все дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить в зале, в одежде игроков что-то синее, подбежать и дотронуться до этого цвета. Задания разнообразные: основные цвета, размеры, формы.

Способы усложнения: включаются названия предметов, с двойными определениями ("Дотронься до круглого черного", "деревянного, желтого" и др.).

21. "Лохматый пес".

Направления: развитие быстроты реакции, внимания, координации элементарных движений, выполняемых под ритм, активизация речевой деятельности. У одной из стен сидит на корточках "пес". Дети выстраиваются вдоль противоположной стены в шеренгу и проговаривая хором речитатив медленнно двигаются, спина ровная, по направлению к "псу", хором проговаривая: "Вот сидит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос, Тихо, мирно он сидит, Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим И посмотрим: что же будет?" С последними словами дети должны подойти к псу, хлопнуть в ладоши и повернувшись, бежать к противоположной стене. А пес их ловит. Кто пойман, исполняет роль пса.

Способы усложнения: увеличить количество "псов" до 2-3.

22. "Одноножки".

Направления: развитие координации и согласованности движений с партнером быстроты и точности передвижений, переключения внимания. Дети делятся на пары. У каждой пары на плече - повязки одного цвета. Они становятся в затылок друг другу, второй берет стоящего впереди партнера за голеностоп и по сигналу пары прыгают каждый на одноименной ноге. После того, как ведущий говорит "Четырехножки", дети опускаются на четвереньки и ползут в разные части зала. После команды "Од- ноножки!" Они встают и бегом отыскивают свою пару с той же ленточкой на плече и, взяв ее за ногу, скачут.

Способы усложнения: 1) задание выполняется втроем. 2) Ориентиром являются не команды, а движения ведущего. Например: пока ведущий стоит они "Одноножки", когда он садится - они "Четырехножки". 3) Ведущий после команды "Четырех- ножки" незаметно меняет ленточки на каком-либо игроке.

23."Дракон".

Направления: развитие координации, ловкости, согласованности движений с партнерами, активизация выдоха. Играющие становятся в линию, держась за руки. Первый участник - "голова", последний - "хвост" дракона. "Голова" должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. "Тело" дракона неразрывно. Как только "голова" поймала "хвост", все "тело" распадается, рассыпается по залу и падает на пол. "Голова" хлопает в ладоши - "тело" поднимается, его части собираются и снова в погоню за "хвостом". Все части тела дракона во время погони шипят на выдохе.

Способы усложнения: увеличить радиус поворотов, лавирования.

24."Машины".

Направления: развивитие пространственной ориентации, закрепление знаний по социально-бытовой ориентировке, активизация речевой деятельности. Дети делятся на две команды: "машины" и "пешеходы". "Машины едут по параллельным улицам", передвигаясь на четвереньках. "Пешеходы" ждут на перекрестке, начерченным мелом. Ведущий держит в руках 3 сигнала светофора (бумажных круга): красный, желтый и зеленый. Когда он поднимает красный кружок, пешеходы говорят хором "Красный - ясно, путь опасный" и стоят на перекрестке, а "машины" начинают двигаться. Когда ведущий поднимает желтый кружок, пешеходы хором говорят: "Желтый - тоже подожди", "машины" при этом должны "снизить скорость". При поднятии ведущим зеленого круга "машины" должны остановиться, а "пешеходы", проговаривая хором "А зеленый впереди - проходи", начинают переходить дорогу по перекрестку. Отмечаются "машины" и пешеходы, остановившиеся во время. Затем команды меняются местами и игра продолжается.

25. "Сиамские близнецы".

Направления: развитие ловкости, согласованности движений с партнером при ограниченных возможностях, быстроты двигательной реакции на заданный сигнал, закрепление элементарных математических знаний (цифры - соседи). Дети делятся на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом и обвязывают лентой выше колена. Теперь они "сиамские близнецы". В этой позе пары должны, не расцепляя рук, добежать до ориентира (стойки, мяча и т.п.) и вернуться на финиш.

Способы усложнения: 1) Добежав до ориентира, сиамские близнецы должны построить дом из поролоновых кубиков того же цвета, что лента, связывающая их ноги. 2) При команде "5", добежав до стенда, каждая пара "близнецов" вывешивает цифры - соседи: "4" и "6".

26. "Быстрые мячи".

Направления: развитие умения дифференцировать усилия при передаче различных по виду и объему мячей, закрепление представлений о направлении движения, способности быстро переключать внимание. Играющие образуют круг. Ведущий дает им 2 мяча - маленький и большой. Дети по сигналу передают мячи по кругу. По сигналу "Большой вперед!" передается большой мяч, а за ним, пропустив 2-3 человек, передается маленький мяч. Маленький мяч старается догнать большой. По сигналу "Маленький вперед", меняется направление передачи мячей, то есть большой мяч догоняет маленький.

Способы усложнения: 1) Дети передают мячи, закрыв глаза/ 2) один из мячей - набивной.

27. "Зеркало".

Направления: развивитие внимания, установление контакта с партнером, синхронности выполнения следящих движений. Дети выстраиваются в шеренгу перед ведущим. Он выполняет какие-либо простые движения, а дети стараются их повторить.

Способы усложненения: дети делятся на пары: один - "зеркало", другой - водящий.

28."Стоп, хоп, раз".

Направления: развивитие координации элементарных движений, активизация слухового внимания, памяти, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Дети бегут колонной. По сигналу "стоп" - останавливаются, "хоп" - подпрыгивают, "раз" - поворачиваются и бегут в обратном направлении.

29."Строители и разрушители".

Направления: Развивитие мышления при конструированиии, закрепление знаний об основных цветах, развитие точного умения дифференцировать усилия в метании мячей различного диаметра и веса, поднятие эмоционального тонуса детей. Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает строительный материал (поролоновые кубы, заданию цвета) и строит крепость. После этого они подходят к крепости противника. У каждой команды есть "пушечные ядра" - это мячи: тряпичные, резиновые, набивные. По очереди каждый участник команды бросает мяч в крепость противника. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи. Побеждает та команда, которая быстрее разрушит крепость.

Способы усложнения: построить крепость определенного цвета.

30. Бросай-ка".

Направления: развитие координации движений в метании предметов на дальность произвольными способами, закрепление представлений о величине, форме, цвете предметов и количественном счете, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Дети делятся на две команды, которые располагаются по ширине зала напротив друг друга. По команде "Бросай - ка", они начинают перекидывать на противоположную часть зала поролоновые фигуры. По сигналу "Замри" - дети замирают. И проводится подсчет фигур. Выигрывает команда, на чъей стороне фигур меньше.

Способы усложнения: 1) По сигналу "Бросай - ка зеленые" перебрасываются зеленые фигуры любого размера и формы. 2) По сигналу "Бросай - ка квадратные" перебрасываются фигуры любого цвета и размера, но только квадратные.

31."Совушка".

Направления: развитие равновесия, быстроты реакции на сигнал, расширение представлений о животном мире, формирование осанки. Ребята расходятся по игровой площадке. По команде ведущего: "День наступает - все оживает!", дети изображают звуками и движениями птиц, зверей (в зависимости от темы). Совушка в это время спит - сидит подогнув под себя ноги , склонив голову, закрыв глаза. По команде "Ночь наступает - все замирает!" Дети замирают в определенной позе, демонстрируя красивую осанку, а "совушка" поднимается, и высматривает среди детей тех, кто смеется или шевелится, уводит их в свое гнездо, они становятся тоже совушками и вместе выходят на охоту. Игра продолжается до тех пор, пока на игровой площадке не останется 1 человек - он объявляется победителем.

32.Время "можно" и время "нельзя".

Направления: ослабить негативные эмоции, снять психоэмоциональное напряжение.

Время "можно": Детям разрешается делать все: прыгать, кричать, кататься по полу, кидаться, корчить рожи у зеркал и т.п. (до 3-х мин). Время "нельзя": Дети должны спокойно выполнять задания ведущего. "Время" можно чередовать в одном занятии или в разные дни, в зависимости от эмоционального состояния детей.

33. "Разноцветные буквы и цифры".

Направления: закрепление элементарных грамматических и математических знаний, развитие внимания, навыков совместных коллективных действий.

По залу разложены, спрятаны разноцветные картинки с буквами и цифрами. Дети делятся на 2 - 3 команды. По сигналу одна команда разыскивает и собирает в зале картинки с определенным цветом букв, другая - цифр. После чего каждая команда хором читает свои картинки, буквы и цифры. Выигрывает команда, у которой больше карточек одного цвета и меньше ошибок в их названии.

Способы усложнения: каждая команда отыскает буквы заданного цвета и составляет из них слово. У кого больше букв в слове, тот выиграл.

34. "Цветной бой".

Направления: развитие координации и умения дифференцировать усилия в метании предметов, снятие эмоционального напряжения, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Дети делятся на пары или команды. Каждый берет поролоновую фигуру (прямоугольник, крышу, полусферу и т.п.). Играющие бросают ими в любые части тела, друг в друга, издавая победные кличи.

Способы усложнения: дети "надевают" на себя поролоновые фигуры, просовывая руки и ноги в отверстия в фигурах и, изображая роботов, продолжают бой.

35. " Паучки".

Направления: развитие координации движений, мелкой моторики, закрепление навыков совместных действий в решении элементарных математических задач. Дети делятся на команды по 3-4 человека. Ведущий сообщает им пример: 1+3. Команда сообща определяет ответ и первые игроки в упоре присев, руки сзади, продвигаются к стенду, ногами вперед, выбирают под ним цифру: 4 и вывешивают ее на стенд, и тем же способом возвращаются к команде. Следующие игроки дожны к этой сумме прибавить 3 и повесить "7" и т.д.

Способы усложнения: счетные операции более сложные: из "20" каждый участник игры отнимает "5". Выигрывает команда, у которой быстрее окажется "0".

36."Гуси - лебеди".

Направления: развитие координации элементарных движений при отвлеченном внимании на действия других объектов, активизация речевой деятельности, памяти. На одной стороне площадки чертится круг - "дом", в котором живут "гуси". На противоположной стороне стоит "пастух". Сбоку от дома - логово "волка". Остальное место - "луг". Двое назначаются на роль "волка" и "пастуха", остальные изображают "гусей". Ходят с гордой осанкой, тянут вверх шею, летают: взмахивают руками через стороны вверх и, опуская, шипят - выдыхают "ш-ш-ш". Пастух говорит: "Гуси, гуси!". Гуси останавливаются и хором отвечают: "Га, га, га". - "Есть хотите?" - "Да, да, да". - "Так летите". - "Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой". - "Так летите, как хотите, только крылья берегите". Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, ловит их.

Способы усложнения: пойманные гуси становятся помощниками волка. Дети хором считают, сколько гусей поймал волк.

37. Эстафета "Брлото".

Направления: развитие равновесия, ориентировки в пространстве и точности движений, профилактика плоскостопия. Дети делятся на 2 команды. Часть команды стоит на одной стороне зала, а другая часть на противоположной. По сигналу дети должны пройти по болоту, шагая с "кочки на кочку. в качестве "кочек" - кружки нарисованные мелом на полу.

Способы усложнения: 1) использовать в качестве кочек низкие поролоновые фигуры, 2) каждому участнику даются две "кочки", с помощью которых он должен перейти болото, не замочив ног.

38. Эстафета "Зайцы".

Направления: развитие умения дифференцировать усилия в прыжках и метании, и быстроты реакции на сигнал, закрепление знаний количественного счета, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Дети делятся на команды. Первые игроки прыгают "зайчиками" на 2-х ногах по начерченной линии до корзины с тряпичными "морковками". Каждый берет по 1 "морковке" и возвращается к команде бегом по начерченной линии. Остальные игроки делают то же. Выигрывает команда, закончившая первой.

Способы усложнения: 1) прыжки на одной ноге. Взятую "морковку" тут же бросить в обруч. Если не попал,подобрать ее и с ней возвратиться к команде. 2) Прыжки по ориентирам. Бросить в обруч 2 морковки. Выбрать из разложенных цифр, обозначающую число попаданий, и с ней вернуться к команде. Выигрывает команда, закончившая первой и выполнившая больше удачных попаданий "морковок" в обруч.

39. "Воробушки и кот".

Направления: совершенствование техники знакомых движений при отвлеченном внимании на действия другого объекта, развитие внимания при следящих движениях, развитие равновесия. "Воробушки" ставят себе "домики" в пределах игровой площадки, т.е. отмечают обручем (ленточкой), мелом место, куда могут ЛЛ спрятаться" (стать на носочки, или в позу "аиста") . За игровым полем ходит "кот", мяукает, показывает коготки. По команде ведущего: "Воробушки, полетели!", дети выпрыгивают из своих "домиков", резвятся, бегают, прыгают по площадке, машут крыльями, чирикают. По команде ведущего "Кот идет!", воробушки прячутся в свои домики, а кот старается кого-нибудь поймать. Пойманный меняется с котом местами.

Способы усложнения: "домик" - низкая поролоновая фигура. Прыгают воробушки на 1 ноге. По команде "воробушки купаются" , дети должны запрыгнуть в обруч и имитировать купание. По команде: "Клюют крошки" - садятся в другой обруч на корточки, четвереньки и "клюют".

40. "Невод".

Направления: развитие координации простых движений при отвлеченном внимании на другие объекты, согласованность движений с партнерами, активизация речевой деятельности. Выбираются двое "рыбаков", остальные "рыбки". "Рыбаки"., взявшись за руки, ловят "рыб", окружая их свободными руками. Пойманные "рыбки" присоединяются к "рыбакам" - "невод" увеличивается. Ловля продолжается до тех пор, пока не останутся 2 непойманные рыбки, которые объявляются "рыбаками".

Способы усложнения: "рыбки" дразнят "рыбаков", проговаривая хором: "Рыбачок, рыбачок, ты поймай нас на крючок".

41. "Кто быстрее".

Направления: развитие пространственной ориентировки, быстроты реации на сигнал, координации простых движений, мелкой моторики, укрепление сердечно-сосудистой системы. Дети делятся на команды. Первые игроки по ориентиру - начерченной линии перекатывают большие мячи до конца игровой площадки, где выбирают ленту определенного цвета, и с ней возвращаются к команде, перешагивая через гимнастические палки, разложенные на полу. Вторые игроки делают то же в обратном порядке.

Способы усложнения: 1) Перекат мяча между ориентирами (стойками, поролоновыми фигурами и т.п.). 2) Выбрать ленту и завязать на своей ноге бантиком. Перепрыгивать через маленькие препятствия.

42. "Казаки - разбойники".

Направления: развитие координации простых движений при отвлеченном внимании на действия других объектов, равновесия, закрепление представлений об основных цветах, активизация речевой деятельности. Играющих делят на две команды: "казаки" и "разбойники". Чтобы отличить участников одной команды от другой, всем детям одной из команд привязывают на руки ленточку зеленого цвета, а другой - красного. По условному сигналу "разбойники" бегут в разные стороны. "Казаки" гонятся за ними и салят их, произнося: "Раз - два - три - четыре - пять! Вот тебе казацкая печать". И "разбойник" застывает на месте. Но его может выручить неосаленный той же команды, хлопнув по плечу. Тогда "разбойник" считается свободным и снова убегает от "казаков". Когда все м разбойники" осалены, назначается короткий отдых. Затем "разбойники" становятся "казаками", и игра продолжается. Выигрывает команда, которая быстрее осалит своих противников.

43. "Снежная баба".

Направления: развитие координации простых движений, моторики мелких движений пальцами рук, согласованности движений с партнером и коллективных действий.

Играющие делятся на пары, каждая получает задание: в течение установленного времени (8 - 10 мин) скатать снежный ком возможно большей величины. Все пары по сигналу бегут в разные стороны площадки, где им легче выполнить задание. Выигрывает пара, скатавшая к указанному сроку самый большой снежный шар. Затем все вместе из них лепят снежную бабу с глазами, руками, носом и т.п.

    "Сбей снеговика".

Направления: развитие скоростно-силовых качеств, точности метания, развитие мелкой моторики. Каждый игрок в течении 5 мин заготавливает себе как можно больше снежков. После чего, с установленного расстояния (3 - 5м) дети начинают бросать снежки в "шляпу" (ведро) снеговика, стараясь ее сбить. Играют до тех пор, пока она не будет сбита. При наличии 2-х снеговиков игра проводится между командами.

45. "Снежные круги".

Направления: развитие скоростно-силовых качеств, умения дифференцировать усилия в метании, укрепление сердечнососудистой и дыхательной систем. Дети делятся на команды по 2 - 3 человека. На стене дома чертятся круги диаметром 50 - 60 см, количество которых соответствует числу команд. Команды располагаются на линии на расстоянии 3-5 м от щита. По сигналу дети начинают бросать снежки, стараясь как можно быстрее залепить ими свой круг. Выигрывет команда, сделавшая это раньше других.

46. "Перебежки под обстрелом".

Направления: развитие быстроты реакции и умения увертываться, дифференцировать усилия в метании, общефизиологическое воздействие. Отмечается линия длиной около 6 м. Игроки заранее лепят снежки и кладут их вдоль отмеченной линии. Первый игрок должен пробежать по линии обстрела так, чтобы остальные игроки не попали в него снежком. Затем он становится за линию и помогает обстреливать второго игрока. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не пробегут по линии "обстрела".

47. "Лабиринт".

Направления: развитие внимания, общефизиологическое воздействие. В отсутствии детей ведущий на снегу готовит лабиринт из своих следов на снегу. В конце "лабиринта" он прячет предмет (маленький мяч). Дети должны распутать лабиринт, пройти по его следам и найти спрятанный им предмет. Выигрывает тот игрок, который первым найдет спрятанный предмет.

48. "Обгони".

Направления: развитие силы, быстроты реакции на сигнал, координации и согласованности действий с действиями партнера. Дети делятся на команды по 3 человека. Один садится на санки, двое берутся за веревку, прикрепленную к саням, встают на стартовую линию. По сигналу дети везут сани вперед, огибают ориентир и возвращаются к стартовой линии. Прибывшие на линию первыми получают очко. Когда каждый из играющих побывал в роли едущего, подсчитывается количество очков. Способы усложнения: сидящий на санках может добавить очко команде, если на ходу поднимет снежок.

49. "Льдинка".

Направления: развитие быстроты реакции, внимания, точности, умения дифференцировать усилия. Играющие становятся по кругу, водящий находится в центре круга. Его задача - ударом ноги выбить из круга льдинку (мяч). Стоящие по кругу задерживают льдинку ногами и отсылают ее водящему. Тот, мимо которого льдинка проскочила с правой стороны, сменяет водящего.

Способ усложнения: у каждого ребенка своя льдинка. Через несколько метров, напротив, у каждого своя лунка. По сигналу надо эту льдинку загнать в лунку, выигрывает тот, кто сделал это первым.

50. "Быстрые сани".

Направления: развитие координации, силы ног, быстроты, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Дети делятся на пары. На одной стороне площадки один ребенок сидит на санках, напротив, на расстоянии 10-15 м, - его напарник. По сигналу дети, отталкиваясь ногами, толкают сани навстречу своему напарнику. Выигрывает та пара, которая встретилась первой.

Способ усложнения: дети садятся на санки спиной друг к другу и в таком положении пытаются первыми прибыть к финишу.

51. "Идем по слуху 7 ".

Направления: развитие умения ориентироваться в пространстве, активизация слухового восприятия и внимания Играющие выстраиваются в одну шеренгу и натягивают на глаза шапочки. Ведущий подает сигнал "Вперед, вперед!". Все играющие с закрытыми глазами начинают идти в том направлении, откуда послышался сигнал, стремясь подойти ближе к ведущему. Ведущий меняет место и периодически подает голосовые сигналы, корректирует направление движения детей, обеспечивая безопасность. Группа может перейти в другую часть площадки, обойти школу и т.п.

52. "Бой".

Направления: снятие психоэмоционального напряжения, развитие точности, умения дифференцировать усилия в метании. Дети делятся на команды, каждая строит крепость, за которой можно спрятаться. По команде начинается бой - дети бросают друг в друга снежками, осаленный выбывает из игры. Выигрывает команда, в которой больше неосаленных игроков.

Подвижная игра — это не только развлечение. Это важная составляющая развития ребенка. В данной статье перечислены наиболее популярные и интересные подвижные игры для ребенка.

Все дети любят подвижные игры. Это способ весело провести время и «выбросить» энергию в «нужное русло». Для детей невероятно полезными будут игры на перегонки, игры с мячом, на велосипеде, со скакалкой и другой атрибутикой.

Как правило, дети всегда с интересом погружаются в увлекательное занятие и всегда рады играм, которые устраивают их родители, воспитатели, учителя и друзья. Подвижные игры способны делать детей дружными и радостными. Они как ничто лучше развивают коллективное мышление и упражняют в спортивном плане.

Подвижная игра развивает ребенка

Новое поколение детей вырастает в весьма неблагоприятных условиях:

  • компьютерная зависимость
  • неправильное питание, перенасыщенная жирами и углеводами
  • отсутствие физической нагрузки
  • малоподвижный образ жизни
  • стрессы и нервное напряжение
  • недостаточное внимание со стороны родителей

Все эти факторы негативно влияют на маленького человека, блокируя его полноценное развитие и ухудшая здоровье. Улучшить качество жизни ребенка способна обычная подвижная игра, которая будет познавательной, активной и интересной.

Активные движения благоприятно сказываются на развитии ребенка. Кроме того, они способны формировать личность малыша с раннего возраста. Можно заметить, как регулярное участия в играх помогает:

  • тренировать настойчивость
  • помогают обрести умение ребенком концентрировать внимание
  • развивают реакцию скорости
  • воспитывают усидчивость и терпение

Интересно знать то, что навыки приобретенные в детстве во время игры, остаются с человеком на протяжении всей его жизни. Если их регулярно упражнять, они никуда не исчезнут, а наоборот станут более отточенными и слаженными.



Роль игры в физическом развитии и воспитании ребенка

Роль игры в физическом развитии ребенка просто неоспорима. Это важный элемент не только воспитания, но и формирования личности. С уверенностью можно сказать, что ребенок никогда не устает от игры, ему способна наскучить ее однообразие разве что. Ведь для детей, игра- это ведущая деятельность, в которой они способны максимально раскрыться и выразить эмоции.

Кроме физического воспитания игра дарит:

  • умственное развитие — умение мыслить, анализировать, рассчитывать
  • нравственное развитие — формирование личности и характера человека
  • эстетического развития — осознания красоты вещей
  • социального развития — умения налаживать контакты в обществе


подвижные игры на свежем воздухе

По сути, игра — наверное единственный детский труд и за его действие ребенок берется без принуждения. В игре ребенок способен проявить себя со всех сторон. показать все те качества, которые мы ценим во взрослом человеке. Во время даже самой простой игры ребенок учится жить и приспосабливаться к жизни.

Замечено, что именно во время игры ребенок наиболее просто поддается обучению. Неважно в какой форме ему преподносить урок: вербально или невербально.

В игре ребенок учится оценивать происходящую ситуацию. Данный навык ему особенно пригодится во взрослой жизни принятия важных решений. Только в игре можно дать понять малышу, как необходимо сотрудничество и помощь окружающих. Как важно иногда уметь сдерживать себя и проявлять уважение к другим участникам игры.

Игра — это способ скрыть негативные и отрицательные эмоции и взамен выражать только доброжелательные чувства. Да и представить невозможно другую деятельность, способную принести ребенку столько радости и принести пользы для полноценного здорового образа жизни. Игры полезны в любом возрасте, как в яслях, так и в старших классах. Главное — учитывать особенности ребенка и чем старше участники, тем глубже игра должна погружаться в социальный смысл.



подвижные игры в помещении

Вы вольны сочетать несколько видов деятельности в игре, главное — не переусердствовать чрезмерной психологической нагрузки на ребенка.

Соблюдайте некоторые правила:

  • игра ни в коем случае не должна как-либо нарушать душевное равновесие ребенка
  • попробуйте не менять очень резко основные виды деятельности
  • не останавливайте резко игру, это травмирует детскую психику

10 подвижных игр для детей любого возраста

Нет такого ребенка, который не любил бы бегать и прыгать, резвиться и веселиться, смеяться и выполнять забавные задания. Существует ред закомплексованных детей, которые по разным причинам стесняются это делать, но тем не менее они так же в восторге от интересных игр. Подвижные игры должны всегда тренировать у ребенка:

  • ловкие умения
  • выносливость
  • быструю реакцию
  • моментальное реагирование
  • логику
  • внимание
  • умение быстро переключать сознание и мышление


подвижные игры для детей любого возраста

Подвижная коллективная игра «Гуси-лебеди»

Это популярная и очень известная игру. существующая не один десяток лет. игра хороша тем, что способна развивать моментальную реакцию у детей и тщательно тренировать выносливость у каждого участника. Она прекрасно подойдет для детей, старших шестилетнего возраста, способных различать команды и быстро реагировать.

Правила игры:

  • отделите зону на три участка: гусятник, поле и горы — это обязательное условие для игры
  • разделите всех участников игры (х может быть около двадцати и даже больше) на «гусей» и «волков»
  • объясните команды всем участникам, чтобы исключить недопонимание

Разместите всех участников по территориям:

  • «гусятник» — место обитания тех детей, кто воплощает в себе гусей
  • «поле» — место, где гуси пасутся и летают
  • «горы» — место обитания волков


команды для игры «гуси-лебеди»
  • По четкой команде «гуси-лебеди летите» все дети, выполняющие эту роль вылетают из «гусятника» на пастбище и летают там, махая крыльями и забавляясь
  • По команде «волки» гуси лебеди должны отправиться домой, а волки в то время пытаются схватить хотя бы по одному участнику-гусю
  • Выигрывает та команда, которая осталась не схваченная волками

Кроме выносливости, данное развлечение тренирует в детях координацию всех своих движений, ловкость движений и учит их правильно мыслить, планируя свои действия.

Подвижная игра со скакалкой «Удочка»

Это очень веселая игра, которая нравится абсолютно всем детям. Для нее не существует ни времени года, ни ограничений в возрасте. Учит данная забава детей быть выносливыми и точно координировать каждое свое движение. Преимущество игры в том, что ее можно проводить как на открытом воздухе, так и в помещении и для этого задействовать неограниченное количество детей.

Правила игры:

  • для игры необходимо обязательно иметь скакалку или длинную веревку с грузиком на конце
  • в игре есть один ведущий — вращающий скакалку, а все остальные — участники
  • ведущий определяет каков будет характер игры: соревновательный (то есть на выбывание) или развлекательный


подвижная игра «удочка»

Дети формируют круг. В центр круга становится один участник, который и водит скакалку по земле. Его задача вращать скакалку круговыми движениями. Остальные детки должны подпрыгивать в тот момент, когда скакалка касается их ног. Для этого ведущий должен четко предопределить границы территории и запретить остальным участникам за них выходить.

Если кончик скакалки попадает по ногам участника, который не успел либо не смог подпрыгнуть, он считается проигравшим. Тут можно выделить два отличия:

  • В соревновательной игре, каждый участник выбывает из круга постепенно, пока количество участников не сведет их к одному человеку
  • В развлекательной игре, место ведущего занимает человек,по чьим ногам стукнула скакалка и так игра продолжается до тех пор, пока не наскучит

Игра тренирует такие важные качества, как: выносливость, коллективность, быстрая реакция, а так же дает детям небольшую физическую нагрузку.

Развлекательная игра «Стулья» на природе и в помещении

Данная игра стара как мир. В нее часто играют на различных мероприятия взрослые, но начало она взяла свое еще в детском саду. Игра хорошо воспитывает в детях умение быстро реагировать, внимательно относиться к командам и окружающим, ловко выполнять движения. К сожалению, это не многолюдная игра и оптимальное количество участников в ней — около десяти человек.



игра «Стулья» на открытом воздухе
  • Каждый участник обязан иметь свой личный стул. Все стулья (или табуреты) ставятся в центр или по кругу
  • К общему количеству участников добавляется еще один — без стула
  • Все участники становятся в круг, обрамляющий круг из стульев
  • Задание участников по команде постороннего ведущего двигаться по кругу. Это может быть музыкальное сопровождение и танцы, а может быть команда «хаос», где каждый ребенок мечется и передвигается как ему удобно
  • Когда прозвучит команда «стулья» или музыка остановится — все должны присесть на стулья. Одному человеку не хватит места, он выбывает прихватив с собой стул
  • игра продолжается до последнего стула. Победителем становится тот, кто успел присесть

Такая игра больше всего подходит для помещения, где всегда можно найти музыкальное сопровождение и большое количество стульев.

Развлекательная игра на природе «Самый гибкий»

Данная игра очень интересна для детей более старшего возраста. Она тренирует в ребенке умение подстраиваться под условия, умение выгибать тело и координировать все свои движения. Проводить ее следует на природе, где можно найти два рядом растущих дерева. Между ними следует натянуть любую веревку, скакалку или резинку.

Каждый игрок должен пройти под данной веревкой. Здесь разрешается принимать участие неограниченному количеству детей. Сложность игры в том, что с каждым разом, после прохождения последнего участника, веревка опускается на двадцать сантиметров. И порой пройти под ней без сильного прогибания назад просто невозможно.



игра «самый гибкий»

Разнообразить игру можно добавив музыкальное сопровождение во время прогибания под веревкой, а усложнить, добавив еще несколько веревок в разных направлениях. Выбывает участник только тогда, когда задевает собой какую-либо сторону веревки.

Игра «самый гибкий» способствует развитию координирования каждого своего движения и умения проявлять ловкость в сложных ситуациях.

Игра для проведения на улице «Светофор»

Данная игра одна из самых популярных в детских садах и школах. Ее часто проводят и в оздоровительных лагерях,чтобы привлечь и как-то заинтересовать детей. Ее суть очень проста:

  • В игре может принимать участие неограниченное количество детей
  • Ведущий выполняет роль, так называемого «светофора». Он должен четко обозначить границы игры и показать их каждому участнику
  • Территория, предназначенная для игры делится на две половинки. Все участники собираются на одной стороне
  • «Светофор» становится ровно на границе двух половинок и поворачивается спиной к участникам
  • Задание «светофора» назвать один из цветов и резко повернуться к участникам
  • Каждый участник внимательно изучает свою одежду на имение этого цвета и если он есть у него — это проходной билет прямо на противоположную сторону
  • Остальные участники, которые не имеют данного цвета, должны пытаться всеми способами пройти на другую половину
  • «Светофор» пытается поймать кого-нибудь и если ему это удается, пойманный игрок либо выбывает, либо становится новым «светофором»


игра «светофор»

Игра учит детей быстро реагировать на обстоятельства и требует умения быстрого принятия решения, а так же ловкость.

Развлекательная игра «Охотники» для детей

Эту игру можно проводить как на свежем воздухе, так и в помещении. В ней может принимать участие неограниченное количество детей разного возраста. Особенность игры является ее главный атрибут — карточка. До начала игры ведущий перечисляет всех участников и записывает имя каждого на отдельной карточке. Карточки перетасовываются и даются детям для вытягивания.

Чтобы игра получилась забавной и интересной, обязательным условием является полное знакомство детей друг с другом. Только тогда они смогут реагировать должным образом. Всем детям нужно объяснить, что они — охотники. Задание охотника — поймать «дичь». Дичью является тот участник, имя которого написано на карточке.



игра «охотники» на природе

Во время первого розыгрыша игры дети еще не будут знать, что каждый из них одновременно и охотник и дичь. Все дети собираются на одной территории, желательно в это время включить музыку, чтобы они смогли танцевать. Все это время каждый охотник пристально и незаметно следит за своей дичью. Когда музыка заканчивается, охотники хватают дичь. Каково будет удивление и радость всех участников, когда они все вместе схватят друг друга и игра окончится дружными объятьями!

Игра организовывает вместе детей в один дружный коллектив, обучая их общению и способу взаимодействовать друг с другом, тренируя ловкость и быструю реакцию.

Подвижная игра с мячом «Горячая картошка»

Это очень простая и понятная всем игра. Она требует неограниченного количества участников и один мяч, который будет воплощать собой горячую картошку. Почему горячая картошка? — Задача детей молниеносно быстро передавать друг другу мяч, чтобы не «обжечься».

  • Все участники должны построиться дружно в один большой круг
  • Мяч передается быстрыми движениями от участника к участнику
  • Все это время передачу мяча может сопровождать веселая музыка
  • Когда музыка останавливается или же ведущий говорит простую фразу «стоп». участник у которого задержался мяч — выбывает
  • Игра продолжается до тех пор, пока не останется всего один участник — победитель


игра «горячая картошка»

Игра учит детей быстро реагировать на команды, координировать свои движения, проявлять ловкость, смекалку.

Подвижная игра для детей «Море волнуется»

Дети очень любят эту игру и ее успешно можно проводить как на улице, так и в помещении. Она позволяет детям развивать координацию движений, развивать эстетические навыки и тренировать гибкость.

  • Дети делятся на участников — «морские фигуры» и ведущего
  • Ведущий поворачивается спиной к остальным участникам и читает слова:
    «Море волнуется — раз,
    Море волнуется — два,
    Море волнуется — три,
    Морская фигура на месте замри!»
  • Во время чтения ведущим слов все дети выполняют танцующие движения и после окончания принимают любую форму
  • Ведущий оценивает красоту фигур и ходит между ними
  • Проигравшим оказывается тот участник, который пошевелиться или засмеется в то время, пока ведущий будет ходить между фигурами
  • Показывать одну и ту же фигуру несколько раз — нельзя


игра «море волнуется»

Подвижная игра «Кошки-мышки» для детей любого возраста

Эта игра очень популярна в детских садах и начальной школе. Это активное развлечение для детей любого возраста. Принимать участие в игре может неограниченное количество детей. Все они становятся в круг, заранее определив одного в роль «кошки» и еще одного в роль «мышки».

  • Все дети формируют круг и держатся за руке, как в хороводе
  • Мышка должна находится снаружи круга, а кошка — внутри
  • Задача кошки поймать мышку, а задача круга — не позволить это сделать
  • Именно тот факт, что дети держаться за руки — не дает кошке проникнуть в центр круга, они стараются препятствовать всеми способами
  • В это время движения мышки не ограничены и она свободно может передвигаться как в кругу, так и за его пределами
  • Когда кошка наконец-то поймает мышку, мышка принимает роль кошки, а все остальные участники выбирают мышку
игра «кошки мышки» на улице

Игра учит детей быстро реагировать, проявлять смекалку и координировать свои движения, плюс ко всему она учит детей общаться друг с другом.

Развлекательная подвижная игра «чернило и перо»

Эта игра предполагает большое количество детей для игры. Все они делятся на две команды равные по количеству, которые размещаются друг от друга на хорошем расстоянии. Все они становятся в шеренгу и держаться за руки.

  • Одна из команд читает слова:
    «Черное чернило, белое перо.
    Отдайте нам … (имя ребенка) и больше никого»
  • После этих слов названный ребенок разбегается и пробегает сквозь сомкнутые руки команды
  • Если ему удается разорвать цепь, он забирает одного из участников, которого коснулся и уводит его в свою команду
  • Если ему не удается разорвать цепь, он остается в противоположной команде
  • Игра продолжается до тех пор, пока в одной из команд не останется один участник


игра «черное чернило, белое перо»

Игра учит детей общаться в коллективе, быть одним целым и с точностью координировать свои движения.

Видео: «Подвижные игры для детей»

Роль подвижной игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Автор-составитель: Андреева Светлана Петровна.
Место работы: ГБДОУ центр развития ребенка детский сад № 96 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга. Описание: Материал будет полезен родителям детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста, воспитателям детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста, няням, гувернанткам.
Цель работы: Обратить внимание родителей и педагогов на важность использования подвижных игр в развитии и воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.
Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.
Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах. Для ребенка нет ничего более увлекательного, чем игра: в игре он может удовлетворить свою потребность в движении, в деятельности. Важная особенность подвижной игры заключается в большой свободе действий, меньшей регламентации движений, чем это принято при традиционных занятиях физическими упражнениями.Подвижные игры оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребенка, способствуют созданию бодрого настроения. Увлеченный игрой, ребенок забывает о своих маленьких огорчениях, весело и дружно играет со сверстниками.

Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а также привычек и навыков жизни в коллективе.


Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.
Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко приходится наблюдать, как более старшие и самостоятельные подходят к маленьким, берут их за руки, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей, сидящих безучастно на стуле, поиграть вместе с ними. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.
Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета…


Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Работники дошкольных учреждений должны по возможности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями.


Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.
Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря - вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных подвижных игр и упражнений.

Классификация подвижных игр .Для удобства практического использования игры классифицируются. Различают элементарные подвижные игры и спортивные игры – баскетбол, хоккей,футбол и др. Подвижные игры имеют правила. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т.д.).По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные . Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот») и условный (ловишки, пятнашки, перебежки).В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения.Эти игры делятся на игры типа:перебежек,ловишек. Особую группу составляют хороводные игры . Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфический оттенок движениям. По характеру игровых действий различают игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных. По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности. В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения , например «Сбей кеглю», «Попади в круг», «Обгони обруч» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа («Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается» и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков. Самых маленьких детей таким образом подводят к играм.
Подбор игр. Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать подвижные игры и упражнения не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений. Первое требование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных игр, - соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.
Выбор игры зависит также от поставленной педагогической задачи,психо-физического самочувствия воспитанников. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания ("Где звенит колокольчик?", "Найди флажок", "Пройди тихо" и др.). Если же дети долго сидели на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами ("Мой веселый звонкий мяч", "Воробушки и кот" и др.).
При выборе игры нужно учитывать время года, погоду, температуру (в помещении или на участке), имеющееся оборудование,а также то, в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня. В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более спокойными.
Варьирование и усложнение подвижных игр. Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными.
Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
– увеличить количество повторений и общую продолжительность игры;
– усложнить двигательное содержание («воробушки» из домика не выбегают, а выпрыгивают);
– изменить размещение играющих на площадке (ловишка находится не сбоку, а в середине площадки);
– сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный);
– провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);
– усложнить правила (в старшей группе можно выручать пойманных, увеличить число ловишек и т.п.).

Серия подвижных игр, соответствующая физическому и психическому развитию детей от 7-10 лет.

Это игры на развитие координации движений, ловкости. В них включаются бег на скорость, метание, прыжки через препятствия. Постепенно усложняются правила, повышаются требования к точности выполнения. Часто используется текст, определяющий ритм движений. Важно вводить в игры моторные элементы действий, которые дети наблюдают в жизни, они знакомы по картинкам (копание, перетягивание, толкание и т.п.). В игры целесообразно вносить элементы соревнования (кто скорее добежит до намеченного дерева). Дети в этом возрасте интересуются не только процессом игры, но и ее результатом, поэтому они любят играть в игры-соревнования. Наиболее полезно проводить моторные игры на свежем воздухе. К ребенку предъявляются достаточно строгие требования в отношении качества движений, правильности и четкости их выполнения.

☺ Игра «Мышиная охота»

Игра призвана формировать внимание, координацию, оперативную ориентацию в ситуации. Все игроки делятся на пары. Одна пара (можно по жребию) становится «котом» и «мышкой». Остальные пары встают в круг: один в затылок другому (фактически образуются два круга: внешний и внутренний). Расстояние между соседними парами должно быть достаточно большим, чтобы можно было между ними пробежать. «Кот» должен ловить «мышку». Если он до нее дотронется, «мышка» считается пойманной и выходит из игры. Но она может «спрятаться» в норку. Для этого ей надо встать впереди любой пары в кругу. В этом случае «мышкой» становится игрок, оказавшийся третьим в паре. Он продолжает убегать от «кота». Если «кот» дотронется до него, когда «мышка» уже встала в пару, а «третий» еще не успел начать бег, замешкался, он становится «котом». Побеждает тот «кот», который вывел из игры больше всего «мышек», и «мышка», дольше всех продержавшаяся в игре.

☺ Игра «Помощь друга»

Данная игра направлена на развитие взаимопомощи и поддержки друг друга. Выбираются двое игроков, один из которых водящий, должен догнать и «осалить» другого. Остальные дети встают по кругу, на расстоянии примерно одного шага. Убегающий и водящий бегут вдоль круга, и второй пытается догнать второго. Но убегающий, если чувствует, что его нагоняют, может попросить помощи у любого игрока в круге, выкрикнув его имя. Тогда названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, а на его место встает первый убегавший игрок. Однако освободившееся место может занять и догоняющий, тогда «водящим» становится неуспевший. Игра продолжается до тех пор, пока интересно детям.

☺ Игра «Пленник мяча»

Игра «Пленник мяча» развивает и координацию, и двигательное внимание. Все дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Крайний игрок берет мяч и бросает его противоположному. Этот игрок ловит мяч и бросает его игроку напротив, как показано на схеме. И так далее. Когда мяч дойдет до конца шеренги, то его кидают в обратную сторону в том же порядке. Если играющий не поймал мяч, то попадает в «плен» противоположной команде и начинает играть на ее стороне. Побеждает команда, «пленившая» как можно больше игроков за время игры, которое ограничивается заранее (например, играем 5 минут).

Следующая игра направлена на развитие не только внимания, но и правильной координации движений.

☺ Игра «Шарики - веники»

Это игра соревновательная. Ее можно проводить с двумя участниками или с двумя командами участников. Потребуется два воздушных шарика и два веника. Два участника должны пронести шарики на вениках определенную дистанцию (например, от стены до стола), не уронив их и не проколов. Шарики нельзя придерживать рукой. Если играют командами, то по принципу эстафеты шарики носят по очереди все участники. Тот участник (или команда), которому это удалось, получает специальный сертификат, предоставляющий право подметать помещение этим веником в течение недели.

☺ Игра «Темный лабиринт»

Все участники игры кроме ведущего, выстраиваются в линию и крепко зажмуривают глаза. Затем, с закрытыми глазами, они начинают выполнять команды ведущего: «Два шага вперед, поворот налево, два шага вправо, поворот кругом, шаг влево, поворот налево, четыре шага прямо, поворот на 180 градусов, два шага назад, поворот направо, поворот налево, шаг вперед, три шага налево и т.д.». Затем по команде ведущего «Открыть глаза!» все открывают глаза и смотрят, кто как стоит. Если кто-то стоит не так, как все, то он выходит из игры. Затем игра продолжается, пока не остаются только два (или один) самых внимательных игрока.

☺ Игра «Велосипедная камера»

Используется велосипедный насос, или предмет, его имитирующий. Один ребенок изображает «камеру». (Для облегчения вхождения в игру, первым номером в роли «камеры» может выступить взрослый.) По мере того, как «камеру» накачивают, она меняет позы и положения. Вначале принимает сидячее положение, затем разводит руки, надувает щеки и т.п. В какой-то момент импровизированная камера «лопается», имитируя звук лопнувшей шины. Участник беспомощно распластывается на полу. Роль «камеры» переходит к другому участнику.

☺ Игра «Прищепки»

Игра должна проводиться на свежем воздухе или в помещении, где много свободного пространства, чтобы дети могли бегать. Понадобится много бельевых прищепок (лучше ярких, разноцветных). В эту игру могут играть дети и взрослые. Количество игроков не ограничено. Вся группа делится на две части. Одна часть «охотники», другая — «олени». Все прищепки делятся на одинаковые кучки и выдаются всем «охотникам». «Охотники» при-крепляют прищепки на свою одежду, и игра начинается. После сигнала (можно музыкального вступления или имитации звука охотничьего рога) «охотники» начинают ловить «оленей». Поймав «оленя», «охотник» прикрепляет к нему прищепку и отпускает. Побеждает тот «охотник», на котором не осталось прищепок.

Статьи по теме: